Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 14

 

Поиск            

 

Рекомендации методические по подготовке к зачетам, экзаменам и написанию курсовых работ для студентов 6 курса заочной формы обучения (специальность 080507 «Менеджмент организации», на базе среднего общего образования)

 

             

Рекомендации методические по подготовке к зачетам, экзаменам и написанию курсовых работ для студентов 6 курса заочной формы обучения (специальность 080507 «Менеджмент организации», на базе среднего общего образования)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА»

КАМЧАТСКИЙ ФИЛИАЛ

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА И ТУРИЗМА

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по подготовке к зачетам, экзаменам и написанию курсовых работ

для студентов 6 курса заочной формы обучения

(специальность 080507 «Менеджмент организации», на базе среднего общего образования)

ПЕТРОПАВЛОВСК – КАМЧАТСКИЙ - 2011

Сутормина Е.В., Мещанкин А.В., Бирич Е.А., Блинова Л.А. Методические рекомендации по подготовке к зачетам, экзаменам и написанию курсовых работ для студентов 6 курса заочной формы обучения (специальность 080507 «Менеджмент организации», на базе среднего общего образования). Под общ. редакцией зав. кафедры «Менеджмент и туризм» к.пс.н. Буряк Л.Г.

Настоящие методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к учебно-методическим материалам. Методические рекомендации предназначены для студентов и преподавателей, интересующихся вопросами менеджмента организации.

Методические рекомендации рассмотрены и утверждены на заседании кафедры «Менеджмент и туризм» Камчатского филиала ФГБОУ ВПО «РГУТиС». Протокол № 1 от «12» сентября 2011 г.

РГУТиС, 2011 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Состав учебных дисциплин…………………………………………………………………………

4

2.

Общие положения по отработке учебного плана 11-го и 12-го семестров обучения………….

4

3.

Антикризисное управление ………….…………………………………………………..…………

Организация и планирование деятельности фирмы ……………………………………………..

Страховое дело………………………………………………………………………………………

Финансовый менеджмент …………………………………………………………………………..

Страноведение……………………………………………………………………………………….

5

6

6

8

9

4.

и ее характеристика…………………………………………………………...

13

5.

Условия проведения экзамена………………………………………………………………………

14

6.

Условия проведения зачета………………………………………………………………………….

15

  1. Состав учебных дисциплин 11-го и 12-го семестров обучения

п/п

Наименование дисциплины

Формы контроля знаний студентов

11 семестр

12 семестр

к/р

курс

зачет

экзамен

к/р

курс

зачет

экзамен

1.

Антикризисное управление

+

2.

Организация и планирование деятельности фирмы

+

3.

Страховое дело

+

4.

Финансовый менеджмент

+

5.

Страноведение

+

+

6.

Преддипломная практика

+

7.

Комплексный государственный экзамен по специальности

+

8.

Выпускная квалификационная работа

+

Всего

0

1

1

4

0

0

0

3

2. Методические рекомендации

2.1. Общие положения по отработке учебного плана (программы) 11-го и 12-го семестров обучения.

В межсессионный период студентам заочной формы обучения предстоит самостоятельно освоить учебные дисциплины, представленные в разделе «Состав учебных дисциплин». В процессе изучения учебных дисциплин необходимо выполнить самостоятельную работу - написать курсовую работу по одной из указанных по дисциплине тем.

может быть выслана Вами в университет или лично представлена в учебную часть.

Срок сдачи работы - за один месяц до начала экзаменационной сессии, но не позднее, чем за две недели.

В ходе сессии планируется проведение лекционных, практических, семинарских и лабораторных занятий. В этот же период осуществляется текущий контроль знаний студента в рамках будущей профессиональной деятельности, а также итоговый контроль выходных знаний подготовки специалиста. Особое внимание обратите на индивидуальное образование, так как согласно Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования, на аудиторные занятия отводится 10% объема часов учебной дисциплины, остальная часть – 90% - изучается студентами самостоятельно.

За более подробной информацией обращайтесь в деканат заочного отделения или к преподавателю учебной дисциплины.

3. Перечень вопросов для подготовки к экзамену, зачету, тем письменных (курсовых) работ по учебным дисциплинам.

3.1. Антикризисное управление

3.1.1. Вопросы для подготовки к экзамену

1. Понятие кризиса. Закономерности кризисов.

2. Экономическая безопасность предприятия.

3. Особенности кризисных ситуаций.

4. Реструктуризация предприятия на основе бюджетирования.

5. Классификация кризисов.

6. Реструктуризация предприятия при антикризисном управлении.

7. Причины, факторы, симптомы кризисов.

8. Основные направления реорганизации системы управления.

9. Признаки несостоятельности предприятия.

10. Характеристика финансово-хозяйственных мер по оздоровлению предприятия.

11. Банкротство, как инструмент рыночной экономики.

12. Классификация мер по финансовому оздоровлению предприятия.

13. Негативные последствия кризиса для предприятия.

14. Сущность диагностики кризиса. Ее цель и задачи.

15. Сущность антикризисного управления (свойства, особенности, функции)

16. Методы диагностики кризиса.

17. Характеристика составных элементов антикризисного управления и его подсистем.

18. Система экспресс-диагностики финансового состояния предприятия.

19. Механизм государственного регулирования кризисного состояния предприятия.

20. Сущность фундаментальной диагностики предприятия.

21. Эффективность антикризисного управления предприятием.

22. Система финансового показателей в оценке финансового состояния предприятия.

23. Типичные ошибки в организации антикризисного управления.

24. Методы прогнозирования банкротства предприятия.

25. Антикризисное финансовое управление при угрозе банкротства.

26. Прогнозирование вероятности банкротства по В.Биверу.

27. Принципы антикризисного финансового управления предприятием.

28. Коэффициенты, характеризующие ликвидность предприятия.

29. Процедура реализации антикризисной финансовой политики предприятия.

30. Финансовая устойчивость предприятия и коэффициенты ее характеризующие.

31. Основные направления осуществления государственного антикризисного регулирования.

32. Финансовые коэффициенты, характеризующие эффективность работы предприятия.

33. Характеристика ликвидности баланса предприятия.

34. Управляемые и неуправляемые процессы развития предприятия.

35. Функции антикризисного управления предприятием.

36. Сущность и процедура проведения экспресс-диагностики финансового состояния предприятия.

37. Этапы проведения фундаментальной диагностики финансового состояния предприятия.

38. Формы наращивания денежных средств, как самый действенный способ восстановления платежеспособности предприятия.

39. Характеристика внешних факторов, вызывающих кризисы на предприятии.

40. Финансовые коэффициенты, характеризующие деловую активность предприятия.

Примечание: Возможна корректировка вопросов в пределах учебной программы!

Основная литература:

1. Оценка бизнеса: Учебник/Под ред. А.Г. Грязновой и М.А. Фе­дотовой. М.: Финансы и статистика, 2004.-344 с.

2. Захаров В.А. Антикризисное управление. Теория и практика: Учебное пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.-287 с.

3. Маркенков Н.Л. Антикризисное управление для студентов вузов Серия «Шпаргалки».- Ростов н/Дон.: Феникс, 2004.-224 с.

Дополнительная литература

1. Антикризисное управление Учебник/Под ред. Э.М. Короткова. М.: ИНФРА-М, 2000.

2. Антикризисное управление предприятиями и банками: Учебно-практическое пособие / Под ред. Г.К. Таля и Г.Б. Юна. М.: Дело, 2001.

3. Жарковская Е.П., Бродский Б.Е. Антикризисное управление. Учебник. М.: Омега; Л., 2004.

4. Грачев А.В. Финансовая устойчивость предприятия: анализ, оценка и управление: Учебно-практическое пособие. М.: Изд-во «Дело и сервис», 2004.

5. Юн Г.Б., Воронов Ю.А. Конкурсное производство: Учебно-практическое пособие. М.: Дело, 2004.

6. Юн Г.Б. Методология антикризисного управления: Учебно-практическое пособие. М.: Дело, 2004.

3.2. Организация и планирование деятельности фирмы

3.2.1. Вопросы для подготовки к экзамену

1. Сущность стратегического планирования.

2. Содержание стратегического менеджмента.

3. Основные требования к стратегическому менеджеру.

4. Основные этапы стратегического менеджмента.

5. Основные организационные уровни разработки стратегии.

6. Иерархия разработки стратегии в фирме.

7. Система и ее свойства.

8. Стратегическое целеполагание.

9. Факторы, действующие при целеполагании и формировании стратегии фирмы.

10. Определение долговременных и краткосрочных целей. Сформулируйте собственный пример цели.

11. Учет интересов собственников компании при целеполагании.

12. Определение назначения компании.

13. Чрезмерное фокусирование на краткосрочных условиях прибыльности.

14. Корпоративная философия компании.

15. Определение стратегии.

16. Основные компоненты стратегии компании.

17. Стратегия диверсифицированной компании.

18. Четыре важнейших стороны стратегии диверсифицированной компании.

19. Стратегия одиночного бизнеса.

20. Функциональная и оперативная стратегии.

Примечание: Возможна корректировка вопросов в пределах учебной программы!

Основная литература:

1. Стратегический менеджмент и предпринимательство: возможности для будущего процветания/пер. с англ. – М.: Издательство «Финпресс», 2004. – 272

2. А.Т. Зуб. Стратегический менеджмент: теория и практика: Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2005 – 415

3. В.С. Ефремов. Стратегическое планирование в бизнес-системах. – М.: Издательство «Финпресс», 2001. – 240

3.3. Страховое дело

3.3.1. Вопросы для подготовки к зачету

1. Понятие страхования. Его социально-экономические функции.

2. Особенности, присущие современному страхованию.

3. Принципы эквивалентности отношений субъектов в страховании.

4. Критерии, лежащие в основе страхования.

5. Виды страхования, относящиеся к личному страхованию, имущественному страхованию, страхованию ответственности.

6. Нормативные акты, составляющие правовое обеспечение страховой деятельности.

7. Роль договора в страховом процессе, условия, включающиеся в договор страхования.

8. Порядок заключения и досрочного прекращения договора страхования.

9. Отличия добровольного страхования от обязательного.

10. Страховая премия и её составные элементы.

11. Факторы, влияющие на величину нетто-премии.

12. Организационно-правовые формы деятельности российских страховщиков.

13. Необходимость государственного надзора за страховой деятельностью. Основные функции органов страхового надзора в РФ.

14. Процедура лицензирования страховой деятельности в РФ.

15. Меры, принимаемые органами страхового надзора в РФ по отношению к страховщикам, нарушающим законодательство.

16. Случаи, в которых страховщик имеет право отказать страхователю в страховой выплате.

17. Полномочие Департамента страхового надзора.

18. Нормативы, установленные Департаментом страхового надзора для страховых кампаний.

19. Общая структура расходов страховой компании.

20. Состав доходов, связанных со страховой деятельностью.

21. Показатели эффективности, деятельности страховщиков.

22. Баланс страховщика и его особенности.

23. Понятие страховых резервов, причины их формирования и их структура.

24. Основные причины инвестиционной деятельности страховой организации.

25. Понятие платежеспособности. Гарантии платежеспособности страховщика.

26. Расчёт нормативного уровня платежеспособности в РФ.

27. Сущность актуарных расчетов.

28. Особенности расчёта нетто - ставок по страхованию жизни.

29. Принципы, на которых базируется личное страхование.

30.Формы и виды страхования от несчастных случаев, принятые в РФ.

31.Виды страхования жизни.

32. Виды страховых рисков, включаемые в договоры имущественного страхования.

33. Понятие страховой стоимости, его использовании в имущественном страховании.

34. Расчёт страховых тарифов по основным видам имущественного страхования.

35. Определение ущерба и страхового возмещения по видам имущества.

36. Виды договоров страхования ответственности.

37. Действия страхователя при наступлении страхового случая по договорам страхования ответственности.

38. Определение размера и порядка выплаты страховых возмещений по договорам страхования ответственности.

39. Роль страхования в обеспечении финансовой устойчивости предприятий.

40. Нормативный размер собственных средств страховой организации и его расчёт.

Примечание: Возможна корректировка вопросов в пределах учебной программы!

Основная литература:

1. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Ч 1, 2. М., 1996.

2. Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27 ноября 1992 г. ( в редакции последующих изменений и дополнений).

3. Закон РФ «О медицинском страховании граждан РСФСР» от 28 июня 1991 г. (в редакции последующий изменений и дополнений).

4. Шахов В.В. Введение в страхование: Учеб. Пособие – 2-изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 1999.

5. Шахов В.В. Страхование: Учебник для вузов. – М.: Страховой полис, ЮНИТИ, 2003.

6. Шахов А.К. Страхование: Учеб. Пособие для вузов. – М.: Юнити-ДАНА, 2005.

Дополнительная литература:

1. Александров А.А. Страхование. – М.: ПРИОР, 2002.

2. Басаков М.И. Страховое дело. Курс лекций. – М.: ПРИОР, 2004.

3. Ефимов С.Л. Энциклопедический словарь. Экономика и страхование. – М.: Церих – ПЭЛ, 2000.

4. Журавлев Ю.М.. Словарь-справочник терминов по страхованию и перестрахованию. – М.: Анкил, 1997.

3.4. Финансовый менеджмент

3.4.1. Вопросы для подготовки к экзамену

1. Понятие и виды финансового менеджмента;

2. Цели и задачи финансового менеджмента;

3. Функции финансового менеджмента;

4. Обязанности финансового менеджера и направления работы финансовой дирекции;

5. Формы вложения капитала;

6. Структура капитала хозяйствующего субъекта;

7. Порядок создания резервного фонда и фондов социальной сферы;

8. Основные понятия консолидированной отчетности

9. Виды инвестиций;

10. Порядок создания портфеля финансовых инвестиций;

11. Схема оптимального управления финансовым портфелем;

12. Порядок и схема дисконтирования и компаундинга;

13. Виды и функции кредита;

14. Приемы анализа финансового состояния;

15. Показатели, характеризующие доходность, уровень эффективности использования капитала, кредитоспособность и финансовую устойчивость;

16. Виды ценных бумаг и порядок их эмиссии;

17. Виды инвестиционных инструментов;

18. Способы получения доходов по ценным бумагам;

19. Виды рисков, критерии риска, уровни риска;

20. Объективные и субъективные методы наступления события;

21. Способы разрешения рисков;

22. Приемы финансового менеджмента;

23. Схемы расчетов между предприятиями с помощью платежных документов;

24. Виды финансовых планов;

25. Методика расчета показателей финансового плана.

Примечание: Возможна корректировка вопросов в пределах учебной программы!

Основная литература:

1. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. В 2-х т. - 2-е изд., перераб. и доп. –М.: Ника-Центр, 2006

2. Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов: Пер. с англ. Н. Барышниковой. - М.: ЗАО "Олимп-Бизнес", 2007

3. Бригхем Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент: Полный курс; в 2-х т.: Пер. с англ. / Под ред. В.В. Ковалева. - СПб.: Экономическая школа, 2005

4. Бригхэм Ю., Эрхардт М. Финансовый менеджмент. - 10-е изд.: Пер. с англ. / Под ред. к. э. н. Е.А. Дорофеева. - СПб.: Питер, 2007

5. Ван Хорн, Джеймс К., Вахович (мл.), Джон М. Основы финансового менеджмента. - 11-е изд.: Пер. с англ. - М.: Издательский дом "Вильяме", 2005

6. Донцова Л.В. Анализ финансовой отчетности: Учебник / Л.В. Донцова, Н.А. Никифорова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во "Дело и Сервис", 2006

7. Ковалев В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007

8. Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: учебное пособие для вузов / Под редакцией проф. Н.П. Любушина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005

9. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб.пособие / Г.В. Савицкая. – 7 изд., испр. – Мн.: Новое знание, 2005

10. Павлова Л.Н. Финансовый менеджмент Учебник для вузов. - 2-е изд. перераб. и доп, - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005

3.5. Страноведение

3.5.1. Вопросы для подготовки к экзамену

1. Страноведение в системе географических и смежных наук.

2. Состав территории страны, параметры территории страны.

3. Влияние конфигурации и размеров территории страны на развитие туризма.

4. Объем и содержание понятия «географическое положение», категории, влияние на туризм.

5. Методические основы изучения географического положения страны. План характеристики географического положения.

6. Понятие «природная среда», ее роль и значение. Особенность изучения природы в туристском страноведении.

7. Понятие оценки природных ресурсов и условий. Изучение степени и характера освоенности страны.

8. Роль рельефа в страноведческой характеристике природы. Разнообразие рельефа. План характеристики рельефа.

9. Понятие климата. Климат как системообразующий фактор в туристском страноведении.

10. Методика характеристики климата. Основные климатические пояса. Состав климатических показателей в туристском страноведении.

11. Основные критерии определения типов погоды. Различие климата и погоды.

12. Особенности изучения вод в туристском страноведении. Содержание понятий «воды Мирового океана» и «воды суши».

13. Роль подземных минеральных вод и грязей в туристском страноведении. Влияние вод как условие развития туризма в стране.

14. Понятие «природная зона». Методика изучения и оценки природных зон страны. Особенности изучения высотной поясности в туристском страноведении.

15. Взаимосвязь флоры, фауны и туризма в стране. Методы исследования растительного и животного мира.

16. Понятие «население». Развернутый план характеристики населения.

17. Демографическая характеристика населения. Понятие «демографическая молодость» в туристском страноведении.

18. «Качество» населения и его влияние на туризм.

19. Понятие размещения и расселения населения. Урбанизация. Роль этих факторов в развитии туризма.

20. Понятие «миграция». Типы и виды миграции и их влияние на туризм.

21. Понятие «народы». План характеристики народов мира.

22. Страноведческий смысл расового состава населения. Этнографический состав страны.

23. Язык – элемент классификации народов мира.

24. План характеристики религиозного состава населения страны. Взаимосвязь политэтнического и политконфессионального состава населения в туризме.

25. Историческая характеристика в страноведении. Критерии отбора исторического материала.

26. Понятие «мемориальная история». Ее роль в туристском страноведении.

27. Понятие «культура». Художественная культура страны и ее значение для туризма.

28. Этнографическая культура страны.

29. Методика изучения языка как компонента культуры в туристском страноведении.

30. Понятие «топонимика», классификация географических названий.

31. Роль религии как компонента художественной культуры и условия развития туризма.

32. Понятие «искусство». План характеристики искусства страны.

33. Основные виды искусства в туристском страноведении. Методика характеристики и оценки искусства страны.

34. Понятия «художественный стиль» и «художественный канон», их особенности и различия.

35. Понятие «традиция» в художественной культуре. Основные типы и формы реализации традиций и их роль в туристском страноведении.

36. Традиционное национальное искусство и страны, для которых характерно такое явление.

37. Народное творчество как компонент художественной культуры.

38. Продукты деятельности в народном творчестве. Произведения народного творчества и произведения искусства: отличительные особенности.

39. Методика характеристики основных видов народного творчества.

40. Массовая культура. Методика изучения массовой культуры в туристском страноведении.

41. Политические условия развития туризма. План характеристики политических условий развития туризма.

42. Государственный строй страны. Особенности внешней и внутренней политики в стране, их влияние на туризм.

43. Основные черты государственной политики в сфере туризма в разных типах стран.

44. Понятие «столица». План туристской характеристики столицы.

45. Экономические условия развития туризма. Методические подходы к изучению экономических условий в туристском страноведении и их отличие от экономической географии и комплексного страноведения.

46. Страноведческий смысл понятия «туристская инфраструктура». Ведущие отрасли туристской инфраструктуры. Краткий план характеристики каждой отрасли туристской инфраструктуры.

47. Основные группы отраслей сферы услуг в туристском страноведении и их характеристика.

48. Особенности отраслевого состава: индустрии развлечений, индустрии досуга, индустрии здравоохранения, индустрии спорта.

49. Критерии изучения сельского хозяйства страны в туризме.

50. Методика изучения промышленности в туристском страноведении.

51. Значение ремесла в развитии туризма. Предприятия народных промыслов и ремесел.

52. Международная специализация страны, ее роль в развитии туризма.

53. Социально-экономическое пространство и окружающая среда: их значение в туристском страноведении.

Примечание : возможна корректировка вопросов в пределах учебной программы!

Основная литература:

1. Александрова А. Ю. Международный туризм: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2002.

2. Атлас географических открытий. – М.: БММ ОА, 1998.

3. Атлас. Экономическая и социальная география мира. – М.: 1997.

4. Горкин А. П. География России: Энциклопедия / Горкин А. П. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.

5. Государства и территории мира: Справочник. – М.: Картгеоцентр – Геодезиздат, 1999.

6. Косолапов А. Б. Туристское страноведение. Европа и Азия: учебно-практическое пособие. – М.: КНОРУС, 2005.

7. Крюков А. А. Израиль сегодня: Страноведческий словарь-справочник / Крюков А. А. – М.: Муравей-Гайд, 2000.

8. Максаковский В. П. Географическая культура: Учеб. пособие / Максаковский В. П. – М.: ВЛАДОС, 1999.

9. Максаковский В. П. Историческая география мира: Учеб. пособие для вузов / Максаковский В. П. – М.: Экопрос, 1999.

10. Никольская В. В. Физическая география Дальнего Востока: Учеб. пособие для вузов / Никольская В. В. – М.: Высшая школа, 1981.

11. Окладникова Е. А. Международный туризм. География туристских ресурсов мира. – М.: Издательство Оиега-Л, 2002.

12. Популярный географический энциклопедический словарь. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002.

13. Романов А. А., Саакянц Э. Г. География туризма: Учебное пособие. – 3-е изд. – М.: Советский спорт, 2002.

14. Сапожникова Е. Н. Страноведение. Теория и методика туристского изучения стран: Учеб. пособие для вузов / Сапожникова Е. Н. – М.: Академия, 2004.

15. Скиннер М. География. А-Я: Словарь-справочник / Скиннер М., Редферн Д., Фармер Д. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999.

16. Слука А. Е. География населения с основами демографии и этнографии. – М.: 1995.

17. Аванесова Г. А. и др. Туризм, гостеприимство, сервис: Словарь-справочник / Аванесова Г. А., Воронкова Л. П., Маслов В. И., Фролов А. И.; Под ред. Л. П. Воронковой – М.: Аспект Пресс, 2002.

18. Алисов Н. В., Хореев Б. С. Экономическая и социальная география мира. – М.: Гидрарики, 2001.

19. Биржаков М. Б. Введение в туризм. – СПб.: Герда, 2000.

20. Гуляев В. Г. Организация туристских перевозок. – М.: Финансы и статистика, 2001.

21. Квартальнов В. А. Иностранный туризм. – М.: Финансы и статистика, 2001.

22. Лаппо Г. М. География городов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.

23. Пузакова Е. П. Международный туристический бизнес: Учеб. пособие. – М.: ПРИОР, 2001.

24. Романов А. А. Зарубежное туристское страноведение. – М.: Советский спорт, 2001.

25. Сенин В. С. Организация международного туризма: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 1999.

26. Соколова М. В. История туризма: Учеб. пособие. – М.: Мастерство, 2002.

27. Фюте Ле Пти. Русские горки, склоны и трассы: горные лыжи в России: путеводитель. – М.: Авангард, 2003.

28. Харрис Г. Стимулирование международного туризма в 21 веке: Пер. с англ. / Под ред. В. А. Квартальнова. – М.: Финансы и статистика, 2000.

29. Шаповал Г. Ф. История туризма: Учеб. пособие. – Мн.: Экоперспектива, 1999.

Дополнительная литература:

1. Баландин Р. К. Сто великих географических открытий / Баландин Р. К., Маркин В. А. – М.: Вече, 2001.

2. Биогеография: Учеб. для вузов. – М.: Академия, 2003.

3. Весь мир: Страны. Флаги. Гербы: Энциклопедический справочник – Мн.: Харвест, 2000.

4. Внуков Н. А. Великие путешественники: Биографич. словарь / Внуков Н. А. – СПб.: Азбука, 2002.

5. Восточная Европа. Путеводитель: Издательская информация. – Тверь: НТИФ Студнас, 1997.

6. Гайдукевич Л. М. и др. География международного туризма: Зарубежные страны. – Мн., 2003.

7. Геллер Э. «Открой Америку! Путеводитель по США». – М.: Центр международного обмена, 1998.

8. География. 1000 вопросов и ответов: Учеб. пособие для поступающих в ВУЗы / Болысов С. И., Гладкевич Г. И., Зубаревич Н. Б. – 2-е изд. – М.: Книжный дом «Университет», 1999.

9. Глотов Ю. Г. И др. Тайны морских странствий / Глотов Ю. Г., Семченко В. А., Мозговой А. В. – М.: Транспорт, 1998.

10. Глотов Ю. Г. Популярная морская энциклопедия / Глотов Ю. Г., Семченко В. А. – М.: Транспорт, 1997.

11. Даринский А. В. Туристские регионы РФ и Ближнего зарубежья. – СПб., 1994.

12. Дмитриевский Ю. Д. Туристские регионы мира. – СПб, 2000.

3.5.2. Темы курсовых работ по дисциплине

1. Полная страноведческая характеристика Австралии

2. Полная страноведческая характеристика Австрии

3. Полная страноведческая характеристика Азербайджана

4. Полная страноведческая характеристика Андорры

5. Полная страноведческая характеристика Аргентины

6. Полная страноведческая характеристика Бельгии

7. Полная страноведческая характеристика Болгарии

8. Полная страноведческая характеристика Бразилии

9. Полная страноведческая характеристика Ватикана

10. Полная страноведческая характеристика Великобритании

11. Полная страноведческая характеристика Венгрии

12. Полная страноведческая характеристика Германии

13. Полная страноведческая характеристика Греции

14. Полная страноведческая характеристика Дании

15. Полная страноведческая характеристика Египта

16. Полная страноведческая характеристика Израиля

17. Полная страноведческая характеристика Индии

18. Полная страноведческая характеристика Индонезии

19. Полная страноведческая характеристика Иордании

20. Полная страноведческая характеристика Ирландии

21. Полная страноведческая характеристика Исландии

22. Полная страноведческая характеристика Испании

23. Полная страноведческая характеристика Италии

24. Полная страноведческая характеристика Канады

25. Полная страноведческая характеристика Кении

26. Полная страноведческая характеристика Кипра

27. Полная страноведческая характеристика Китая

28. Полная страноведческая характеристика Кореи

29. Полная страноведческая характеристика Кубы

30. Полная страноведческая характеристика Ливии

31. Полная страноведческая характеристика Люксембурга

32. Полная страноведческая характеристика Мальты

33. Полная страноведческая характеристика Марокко

34. Полная страноведческая характеристика Мексики

35. Полная страноведческая характеристика Намибии

36. Полная страноведческая характеристика Непала

37. Полная страноведческая характеристика Нидерландов

38. Полная страноведческая характеристика Норвегии

39. Полная страноведческая характеристика ОАЭ

40. Полная страноведческая характеристика Омана

41. Полная страноведческая характеристика Польши

42. Полная страноведческая характеристика Португалии

43. Полная страноведческая характеристика Сингапура

44. Полная страноведческая характеристика США

45. Полная страноведческая характеристика Таиланда

46. Полная страноведческая характеристика Туниса

47. Полная страноведческая характеристика Турции

48. Полная страноведческая характеристика Финляндии

49. Полная страноведческая характеристика Франции

50. Полная страноведческая характеристика Хорватии

51. Полная страноведческая характеристика Черногории

52. Полная страноведческая характеристика Чехии

53. Полная страноведческая характеристика Швейцарии

54. Полная страноведческая характеристика Швеции

55. Полная страноведческая характеристика ЮАР

56. Полная страноведческая характеристика Японии

4 . и ее характеристика

Выполнение курсовых работ и их положительная оценка является обязательным условием доступа к зачету или экзамену. Студенты, не предъявившие курсовые работы к зачету (экзамену) не допускаются.

включает в себя: введение, основную часть, заключение, библиографию и приложение.

ВВЕДЕНИЕ. всегда начинается с введения, в котором осуществляется постановка конкретной проблемы, откуда следует обоснование актуальности темы, ее практическое значение, цель и задачи (под задачами подразумеваются главы работы). Затем оговаривается, какие вопросы, имеющие непосредственное отношение к проблеме, не будут затронуты или будут освещены поверхностно как второстепенные. В завершающей части введения дается краткий обзор основных источников, которые были использованы при написании работы.

Необходимо отметить важное правило - введение, как и заключение, рекомендуется писать после полного завершения основной части. До того, как будет создана основная часть работы, невозможно написать хорошее введение, так как автор еще не вполне овладел материалами по теме.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Содержанием основной части курсовой работы является теоретическое осмысление проблемы и изложение эмпирического (эмпиризм от гр. empeina - опыт), фактического материала. Последовательность изложения того и другого может быть различной. Все зависит от желаний и предпочтений автора.

Чаще всего вначале излагаются основные теоретические положения по исследуемой теме, а затем конкретизируемый текстовой или эмпирический материал, который аргументировано подтверждает изложенную теорию.

Как правило, основная часть состоит из нескольких глав, как минимум двух, при необходимости выделяются пункты.

В Главе 1 обращается внимание на общие теоретические вопросы темы, даются общие понятия, категории или исторические аспекты, показывается степень изученности и др. Объем главы - не более 30% всей работы.

Во 2 и последующих главах отражается сущность темы, излагаются углубленные знания проблемных вопросов, различные точки зрения, составление позиций, определяются недостатки и узкие места изучаемой проблемы. Студент должен высказать свое отношение к социальным связям и причинам, обусловившим реальное состояние изучаемого явления, выделить положительное и определить недостатки и узкие места, сформулировать наиболее эффективные меры по их устранению. При этом излагаемые положения должны подкрепляться результатами изучения и анализа из реальной жизни, личного опыта, публикаций в средствах массовой информации, судебной практики и т.д. Объем этой части - 50-60% от общего объема всей работы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Заключение содержит краткую формулировку результатов, полученных в ходе работы. В заключении, как правило, автор письменного исследования суммирует результаты осмысления темы, выводы, обобщения и рекомендации, которые вытекают из его работы, подчеркивает их практическую значимость, а также определяет основные направления для дальнейшего исследования в этой области знаний Необходимо иметь в виду, что введение и заключение никогда не делятся на части Объем заключения примерно равен объему введения..

БИБЛИОГРАФИЯ. Библиография - это перечень книг, журналов, статей с указанием основных данных (место и год выхода, издательство и др.).

Библиографический список источников и литературы, использованных при разработке курсовой работы, является обязательным атрибутом любой научно-исследовательской работы.

Библиография включает библиографические описания всех использованных, цитированных или упоминаемых в работе документов, а гак же прочитанную литературу по теме, которая оказала существенное влияние на содержание работы.

ПРИЛОЖЕНИЯ. Приложения могут быть различными: таблицы, схемы. графики. диаграммы, данные социологические опросов, иллюстрации, копии судебных приговоров и т.д. Приложения оформляются после списка источников и литературы и располагаются в порядке ссылок с текста. Каждое приложение начинается с нового листа с обозначением в правом верхнем углу словом Приложение. Приложения должны нумероваться последовательно, заглавными буквами (например: Приложение А) и иметь заголовок.

набирается на компьютере, объем работы (без приложений) составляет не менее 25 листов. Межстрочный интервал составляем 1.5 пункта. 1800 знаков на странице, включая пробелы и знаки препинания. Размер левого поля - 30 мм. правого - 15 мм. верхнего - 20 мм и нижнего 25 мм. Первая строка абзаца - отступ 1,5 см. Таким образом, на странице располагается от 28 до 30 строк.

Каждая структурная часть курсовой работы (введение, глава, заключение, библиография, приложения) начинается с новой страницы. Название располагается симметрично тексту (посередине). Расстояние между названием структурной части и следующим за ней текстом (названием пункта) составляет 1 интервал. Такое же расстояние предусматривается между текстом и названием следующего пункта (подпункта) главы. Интервалы между названием пункта (подпункта) и следующим за ним текстом не предусмотрены.

После заголовка, располагаемого посредине строки, не ставится точка. Также не допускается подчеркивание заголовка и переносы в словах заголовка.

Страницы нумеруются в нарастающем порядке.

Титульный лист включается в общую нумерацию, но номер страниц на нем не проставляется, т.е. первый напечатанный номер будет на листе работы, на котором размещается содержание. Номера страниц проставляются вверху листа с правой стороны.

Для рецензирования курсовой работы необходимо после титульного листа вставить чистый лист (рецензионный лист не нумеруется).

Оформленная работа должна быть прошита в пластиковый скоросшиватель.

Основными критериями оценки курсовой работы являются: всесторонность и глубина разработки проблемы; основательность и полнота использования источников и научной литературы; привлечение нормативных актов и материалов юридической практики; самостоятельность и творческий подход к разработке темы; достоверность и научная обоснованность выводов и практических предложений; логика и последовательность материала; соответствие нормативным требованиям порядка оформления работы; умение работать с документальными и литературными источниками, формулировать основные выводы по результатам анализа конкретного материала; грамотность и стиль изложения.

Работа оценивается на "неудовлетворительно" если: тема, содержание работы не относится к предмету дисциплины; работа перепечатана из Интернета, CD-ROM или других носителей информации; неструктурированный план письменной работы: объем работы менее указанного; в работе отсутствуют ссылки на нормативные и другие источники: оформление работы не соответствует предъявляемым требования (отсутствует нумерация страниц, неверное или неполное оформление библиографии и т.д.).

5. Условия проведения экзамена

1. Порядок проведения экзамена

Экзамен по учебной дисциплине проводится либо устно, либо в форме тестирования в объеме учебной программы в соответствии с учебным планом.

Экзаменационные билеты содержат два (в некоторых дисциплинах - три) теоретических вопроса, или один из вопросов содержит практическую ситуацию, либо задачу.

Студентам, замеченным в помощи друг другу, а также пользующимся учебными пособиями, различного рода записями могут быть заданы дополнительные экзаменационные задания или они могут экзаменоваться без билета.

По истечении 30 минут, данных для подготовки к ответу, студент отвечает на поставленные в билете вопросы.

По окончании ответа на вопросы билета студенту могут задавать дополнительные, уточняющие вопросы в пределах учебного материала, вынесенного на экзамен.

Тестовые задания содержат от 40 до 100 вопросов. К каждому вопросы предлагается минимум три варианта ответа, один (или несколько) из которых являются верными. По истечении 30 минут, данных для выполнения тестового задания, лист с ответом сдается преподавателю.

2. Критерии оценки знании студентов

Оценки выставляются за ответы по каждому основному вопросу, за ответ на дополнительный вопрос (вопросы) и выводится итоговая оценка по результатам экзамена.

Оценка за выполнение тестового задания выставляется в зависимости от количества правильных ответов, приблизительно по следующей схеме: 0%-50% - «неудовлетворительно», 51-70% - «удовлетворительно», 71%-90% - «хорошо», 91%-100% - «отлично».

Оценка заносится в экзаменационную ведомость и зачетную книжку. Неудовлетворительные оценки проставляются только в экзаменационной ведомости (в зачетные книжки не заносятся). Неявка на экзамен отмечается в ведомости: «не явился».

Критерии оценки:

«Отлично» - если студент глубоко и прочно усвоил программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно, логически стройно его излагает, тесно увязывает с ответом при видоизменении задания, правильно обосновывает свои выводы и решения, умеет самостоятельно обобщать излагать материал, не допускает ошибок.

«Хорошо» - если студент твердо знает программный материал, грамотно излагает его. Не допускает существенных неточностей в ответе на вопрос.

«Удовлетворительно» - если студент усвоил только основной материал, но не знает отдельных деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушает последовательность в изложении программного материала.

«Неудовлетворительно» - если студент не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки.

Студенты, получившие оценку «неудовлетворительно» допускаются к повторной сдаче по разрешению учебной части.

Пересдача на более высокий балл возможна только в исключительных случаях комиссионно в течение текущего учебного года.

6. Условия проведения зачета

ЗАЧЁТ как форма контроля и организации обучения служит приёмом проверки степени усвоения учебного материала, практических, семинарских и лекционных занятий, качества усвоения студентами отдельных разделов учебной программы, сформированных умений и навыков.

Порядок и критерии опенки знаний студентов при проведении зачёта

Зачёт проводится устно или письменно по решению преподавателя, в объёме учебной программы;

1. Преподаватель вправе задать дополнительные вопросы, помогающие выяснить степень знаний студента в пределах учебного материала, вынесенного на зачёт;

2. По решению преподавателя зачёт может быть выставлен без опроса – по результатам работы студента в течение семестра.

3. Положительные результаты сдачи зачёта оцениваются отметкой «зачтено» и проставляются в ведомости и в зачётной книжке студента. Отрицательные результаты - «не зачтено» - только в ведомости;

4. «Зачтено» - если студент глубоко, прочно усвоил программный материал, показывает умение самостоятельно обобщать теоретический материал, грамотно оперирует основными понятиями и терминами, не допускает ошибок;

5. «Не зачтено» - студент не владеет значительной частью программного материала, допускает существенные ошибки, не выполняет задания, установленные преподавателем;

6. Студенты, не сдавшие установленные учебным планом зачёты, к сессии не допускаются.

Буряк Л.Г., Блинова Л.А., Борисова Т.В. Жежерова В.П., Каразия Н.А., Ляшенко В.А., Малюгина О.П. Мещанкин А.В., Набатова А.Г., Набатова Н.А., Ращупкина Т.Ю., Сапаркина А.В., Сметанин А.Н., Стафеева Ю.В., Сутормина Е.В., Тычко Я.А. - преподаватели кафедры «Менеджмент и туризм» Камчатского филиала ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма сервиса».