Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 14

 

Поиск            

 

Рекомендации методические по составлению плана воспитательной работы в учебной группе  

 

             

Рекомендации методические по составлению плана воспитательной работы в учебной группе  

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ
РАЗВИТИЮ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЕФРЕМОВСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по составлению плана

воспитательной работы в учебной группе

В помощь классным руководителям

Ефремов

2010


Уважаемый классный руководитель! Скоро новый учебный год, и пришла пора составить план воспитательной деятельности классного руководителя. Для того чтобы облегчить Вашу работу, предлагаем вам методические рекомендации по составлению плана.

План воспитательной работы классного руководителя состоит из разделов:

1. Аналитическая часть (анализ воспитательной деятельности за прошедший год и характеристику группы).

2. Цели и задачи воспитательной деятельности на новый учебный год.

3. Основные направления деятельности с группой.

4. Индивидуальная работа со студентами.

5. Работа с родителями.

6. Работа с преподавателями – предметниками.

7. Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса в группе (диагностики и их результаты).

8. Дневник классного руководителя (список студентов, подробные данные о студенте и членах семьи, занятость в кружках, секциях, творческих коллективах, поручения, список актива, график дежурства, дневник педагогических наблюдений).

1.Аналитическая часть (анализ воспитательной деятельности за прошедший год и характеристика группы) состоит из следующих разделов:

а) Анализ развития студентов группы:

· характеристика социального состава студентов;

· результаты учебных достижений студентов по итогам года;

· посещаемость студентами учебных занятий;

· уровень нравственного, интеллектуального, эстетического, физического развития;

· уровень сформированности познавательных интересов;

· творческие способности, в какой мере реализуются;

· успехи и достижения отдельных студентов группы, рост личностных достижений, наиболее яркие проявления индивидуальных способностей студентов группы;

· студенты «Группы риска», индивидуальные особенности, потребности, ведущие мотивы поступков, приемы работы с ними;

· основные ценностные ориентиры студентов группы (особенности отношения студентов группы к людям, колледжу, труду, учебе, группе);

· степень влияния окружающих (сверстников, родителей, друзей по двору, кого-либо ещё);

· занятия в предметных кружках, спортивных секциях, творческих коллективах.

б) Анализ развития коллектива группы:

· социально-психологический микроклимат в группе (характер взаимоотношений в группе: тактичность, вежливость, внимание, доброжелательность, отношение к преподавателям, колледжу);

· развитие общественной активности студентов (уровень сформированности самоуправления, организованность, участие в творческих конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях, социально значимых проектах и т.п.);

· адаптация, «интеграция» новичков в учебной группе;

· особенности общественного мнения в группе и его влияние на интересы, и поведение, кто оказывает наибольшее влияние на формирование общественного мнения).

в) Анализ организации воспитательного процесса в группе:

· что из содержания воспитательных мероприятий в группе было принято наиболее охотно; где студенты проявили себя активными организаторами, а где остались равнодушными, почему;

· какие дела способствовали сплочению и развитию учебной группы как коллектива;

· какие методы, формы и средства воспитательного взаимодействия наиболее положительно повлияли на студентов;

· участие студентов группы в жизнедеятельности колледжа (олимпиады, конкурсы, соревнования и т.п.);

· взаимодействие с общественными организациями и учреждениями культуры и дополнительного образования.

г) Анализ педагогического взаимодействия с семьями студентов и родительским активом:

· частота и характер контактов с семьями;

· влияние родителей студентов на воспитательную деятельность в группе;

· результативность организации родительских собраний в группе;

· эффективность индивидуальной работы с родителями;

· особенности взаимодействия с родительским активом;

· взаимодействие с проблемными семьями.

д) Анализ организации педагогического взаимодействия взрослых, работающих в группе:

· преподаватели – предметники;

· педагог - психолог;

· социальный педагог;

· медсестра;

е) Выводы Плюсы и минусы воспитательной деятельности, что получилось, что нет, почему; перспективные цели и задачи.

2. Цели и задачи воспитательной деятельности на новый учебный год.

должны вытекать из анализа тех проблем, которые есть в Вашей учебной группе, и из воспитательной программы, по которой работает колледж. Например, могут быть такими:

- Создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого студента.

- Способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностного общения, воспитание толерантности.

- Развитие познавательной активности студентов.

- Содействовать формированию нравственной позиции студентов.

3. Основные направления деятельности с группой.

Содержание работы определяются теми направлениями деятельности, которые традиционно являются основой воспитательной системы колледжа.

Содержание работы с группой предполагает планирование по следующим аспектам:

- участие в делах колледжа;

- планирование внеаудиторных дел по самым разным направлениям, различные формы организации групповых дел;

- сотрудничество с преподавателями, работающими в группе;

- сотрудничество с родителями;

- индивидуальная работа со студентами;

- сотрудничество с общественными организациями;

- сотрудничество с различными службами колледжа;

4. Индивидуальная работа со студентами.

1. Формы работы:

· Изучение индивидуальных особенностей студентов, специфики условий и процесса их развития. Установление межличностных контактов с каждым студентом.

· Создание условий в учебном коллективе для проявления и развития индивидуальных возможностей студентов.

· Оказание индивидуальной помощи детям, испытывающим затруднения в адаптации к жизнедеятельности группы и отношениях с преподавателями, выполнении правил и норм поведения в учебном заведении и за его пределами.

· Взаимодействие с родителями, администрацией, социально – психологической службой и другими службами с целью индивидуального развития студентов, коррекции отклонений в интеллектуальном, нравственном и физическом становлении их личности.

· Содействие воспитанникам в деятельности по самопознанию, саморазвитию, самовоспитанию, самоопределению.

· Диагностика результатов обучения, воспитания и развития каждого студента, учет их личностных достижений.

2. Форма плана работы со студентами:

План индивидуальной работы со студентами группы.

№ п/п

Фамилия, имя студента

Мир увлечений

Основные личностные достижения

Главные проблемы в развитии

Формы и способы педагогической поддержки

Дата (месяц)

1.

2.

3.

4.

5. Работа с родителями.

1. Формы работы:

· Изучение семей воспитанников; формирование банка данных о семье и методах воспитания в семье; корректировка воспитания в семьях отдельных студентов.

· Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно - воспитательного процесса, организуемого колледжем.

· Педагогическое просвещение родителей.

· Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность;

· Взаимодействие с общественными организациями и специалистами (педагог-психолог, социальный педагог, Совет профилактики, медработник).

· Педагогическое руководство выборами и деятельностью родительского комитета, помощь в планировании и организации деятельности.

2.Правила индивидуальной работы с родителями:

· Нельзя встречаться с родителями только по поводу ЧП.

· Найди удобное место, и определить время разговора с родителями.

· Наберитесь терпения выслушать.

· Уместно начать разговор с родителями с самого маленького положительного штриха.

· Закончите беседу не упреками и угрозами или предупреждениями, а конкретными рекомендациями и советами.

· Закончите беседу так, чтобы родитель ушел домой с оптимизмом.

3.Формы работы с родителями:

- референдум;

- День открытого телефона;

- День открытых дверей;

- философский стол;

- публичная лекция;

- конференция;

- беседа;

- лекторий;

- гостиная, круглый стол;

- диспут;

- тематические консультации;

- вечер вопросов и ответов;

- открытые уроки;

- открытый классный час;

- клуб молодой семьи;

- педагогические практикумы;

- переписка с родителями;

- деловые игры с родителями;

- анкетирование.

- тестирование.

- обмен опытом,

- обзор педагогической литературы.

4. Форма плана работы с родителями.

План работы с родителями

Месяц

Работа с родительским комитетом (тематика заседаний и мероприятий)

Педагогическое просвещение (темы родительских собраний)

Индивидуальная работа (посещение семей, встречи с родителями)

Работа с общественностью и специалистами (педагог - психолог, социальный педагог, медсестра, библиотека, общественные организации и т.п.)

1

2

3

4

5

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

6. Работа с преподавателями – предметниками.

1.Сущность взаимодействия классного руководителя с преподавателями -предметниками состоит в объединении усилий педагогов, работающих в группе, создании условий для индивидуализации и дифференциации воспитания и обучения.

2. Наиболее актуальными направлениями , составляющими содержание профессионального взаимодействия классного руководителя и преподавателей – предметников являются:

· экологичность образовательного процесса (сделать процесс образования студентов группы наиболее безопасным, учитывая показания здоровья, индивидуальные психологические особенности и прочие специфические черты коллектива и личности);

· организованность (обеспечение дисциплины и самоорганизации группы);

· дифференциация и индивидуализация (учет особенностей студентов при определении ориентиров воспитания и обучения, адресность педагогических вмешательств);

· последовательность и комплексность влияния на развитие студентов.

3.Формы организации взаимодействия классных руководителей с преподавателями - предметниками:

· совещание классного руководителя с преподавателями – предметниками, работающими в группе;

· посещение классным руководителем уроков;

· приглашение преподавателей - предметников на родительские собрания;

· групповые встречи классного руководителя с родителями и преподавателями - предметниками;

· индивидуальные беседы классного руководителя с преподавателями –

предметниками.

4.Годовая логика организации взаимодействия классного руководителя с преподавателями – предметниками должна учитывать:

· проблемы прошлого учебного года - вытекают из анализа

деятельности классного руководителя за предыдущий год;

· адаптационные проблемы (сентябрь);

· завершение учебных семестров, аттестации (ноябрь, апрель);

· индивидуальные проблемы отдельных студентов.

5.Форма плана работы с преподавателями – предметниками может выглядеть так:

Годовой цикл взаимодействия классного руководителя и преподавателей – предметников

Месяцы

Совещания классного руководителя с преподавателями - предметниками

Индивидуальные беседы с преподавателями - предметниками

Приглашение преподавателей – предметников на родительские собрания

Посещение классным руководителем уроков

1

2

3

4

5

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

7. Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса в группе (диагностики и их результаты).

Диагностика необходима по той причине, что отсутствие достоверной, подвергнутой тщательному анализу информации о развитии личности студентов, формировании коллектива группы, состоянии и результатах воспитательного процесса ставит под сомнение педагогическую целесообразность деятельности классного руководителя и его коллег.

В качестве объектов исследования состояния и эффективности воспитательного процесса в группе могут быть избраны:

· развитие личности студентов;

· формирование коллектива группы;

· наличие у студентов и их родителей чувства удовлетворенности жизнедеятельностью в группе, колледже.

1.Форма планирования изучения состояния и эффективности воспитательного процесса в группе:

1. План изучения

состояния и эффективности воспитательного процесса в группе

Сроки изучения

Предмет изучения

Методы и приемы изучения

Субъект изучения

2. Результаты диагностических исследований

Тема исследования

Цель

Результаты

Выводы и рекомендации

8.Дневник классного руководителя.

1) Сведения о студенте.

№ п/п

Ф.И.О студента

Дата рождения

Домашний адрес и телефон

Занятость в кружках, секциях и творческих коллективах

Поручения

Сведения о родителях

Ф.И.О

Место работы

2) Список актива:

Органы самоуправления

Председатель

Члены

Староста группы

Председатель совета группы

Учебная комиссия

Комиссия порядка

Комиссия досуга

Комиссия информации

3) График дежурства по группе.

4) Дневник педагогических наблюдений

Дата

Мероприятие (тема и форма проведения)

Достигло ли мероприятие поставленных целей, наиболее яркие моменты, вызвавшие интерес школьников

Что не получилось, анализ причин

Кто проявил себя наиболее активно, кто остался не заинтересован