Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 14

 

Поиск            

 

Рекомендации методические по подготовке к зачетам, экзаменам и написанию курсовых работ для студентов 5 курса заочной формы обучения (специальность 080507 «Менеджмент организации», на базе среднего общего образования)

 

             

Рекомендации методические по подготовке к зачетам, экзаменам и написанию курсовых работ для студентов 5 курса заочной формы обучения (специальность 080507 «Менеджмент организации», на базе среднего общего образования)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА»

КАМЧАТСКИЙ ФИЛИАЛ

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА И ТУРИЗМА

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по подготовке к зачетам, экзаменам и написанию курсовых работ

для студентов 5 курса заочной формы обучения

(специальность 080507 «Менеджмент организации», на базе среднего общего образования)

ПЕТРОПАВЛОВСК – КАМЧАТСКИЙ - 2011

Себекина Т.А., Сапаркина А.В., Мещанкин А.В., Стафеева Ю.В., Сметанин А.Н., Тычко Я.А., Буряк Л.Г., Малюгина О.П., Жежерова В.П. Методические рекомендации по подготовке к зачетам, экзаменам и написанию курсовых работ для студентов 5 курса заочной формы обучения (специальность 080507 «Менеджмент организации», на базе среднего общего образования). Под общ. редакцией зав. кафедры «Менеджмент и туризм» к.пс.н. Буряк Л.Г.

Настоящие методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к учебно-методическим материалам. Методические рекомендации предназначены для студентов и преподавателей, интересующихся вопросами менеджмента организации.

Методические рекомендации рассмотрены и утверждены на заседании кафедры «Менеджмент и туризм» Камчатского филиала ФГБОУ ВПО «РГУТиС». Протокол № 1 от «12» сентября 2011 г.

РГУТиС, 2011 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Состав учебных дисциплин…………………………………………………………………………

4

2.

Общие положения по отработке учебного плана 9-го и 10-го семестров обучения……………

4

3.

Маркетинг………………….………….…………………………………………………..…………

Креативный менеджмент…………………………….……………………………………………..

Стратегический менеджмент……………………………….………………………………………

Управленческие решения.…………………………………………………………………………..

Основы научных исследований…………………………………………………………………….

Курортология………………………………………………………………………………………..

Поведение потребителя……………………………………………………………………………..

Организация ресторанного бизнеса………………………………………………………………..

Корпоративное управление…………………………………………………………………………

5

8

10

11

13

14

17

18

20

4.

и ее характеристика…………………………………………………………...

21

5.

Условия проведения экзамена………………………………………………………………………

23

6.

Условия проведения зачета………………………………………………………………………….

24

  1. Состав учебных дисциплин 9-го и 10-го семестров обучения

п/п

Наименование

дисциплины

Формы контроля знаний студентов

9 семестр

10 семестр

к/р

курс

зачет

экзамен

к/р

курс

зачет

экзамен

1.

Маркетинг

+

+

2.

Креативный менеджмент

+

3.

Стратегический менеджмент

+

+

4.

Управленческие решения

+

5.

Основы научных исследований

+

6.

Курортология

+

+

7.

Поведение потребителя

+

8.

Организация ресторанного бизнеса

+

+

9.

Корпоративное управление

+

10.

Производственная практика

+

Всего

0

2

1

5

0

2

1

3

2. Методические рекомендации

2.1. Общие положения по отработке учебного плана (программы) 9-го и 10-го семестров обучения.

В межсессионный период студентам заочной формы обучения предстоит самостоятельно освоить учебные дисциплины, представленные в разделе «Состав учебных дисциплин». В процессе изучения учебных дисциплин необходимо выполнить самостоятельную работу - написать курсовую работу по одной из указанных по дисциплине тем.

может быть выслана Вами в университет или лично представлена в учебную часть.

Срок сдачи работы - за один месяц до начала экзаменационной сессии, но не позднее, чем за две недели.

В ходе сессии планируется проведение лекционных, практических, семинарских и лабораторных занятий. В этот же период осуществляется текущий контроль знаний студента в рамках будущей профессиональной деятельности, а также итоговый контроль выходных знаний подготовки специалиста. Особое внимание обратите на индивидуальное образование, так как согласно Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования, на аудиторные занятия отводится 10% объема часов учебной дисциплины, остальная часть – 90% - изучается студентами самостоятельно.

За более подробной информацией обращайтесь в деканат заочного отделения или к преподавателю учебной дисциплины.

3. Перечень вопросов для подготовки к экзамену, зачету, тем письменных (курсовых) работ по учебным дисциплинам.

3.1. Маркетинг

3.1.1. Вопросы для подготовки к экзамену

1. Понятие маркетинга, его основные функции, задачи и принципы. Виды маркетинга.

2. Концепции маркетинга. Эволюция маркетинга. Особенности развития маркетинга в России.

3. Макросреда и микросреда маркетинга.

4. Виды маркетинговой информации. Источники ее получения. Анализ маркетинговой информации.

5. Маркетинговые исследования: виды, этапы, основные методы.

6. Модель потребительского поведения, этапы принятия потребителем решений при выборе и покупке продукта.

7. Понятие побудительных мотивов покупательского поведения. Мотивация по З.Фрейду и А.Маслоу. Типология потребителей по системе VALS и VALS-2.

8. Виды потребительских рынков. Закон спроса и предложения. Цена равновесия. Емкость рынка.

9. Сегментирование рынка: цели, задачи, основные критерии.

10. Понятие целевой аудитории. Выбор целевого рынка.

11. Товар в системе маркетинга. Классификация товаров. Товарный ассортимент.

12. Позиционирование товара и фирмы в целях достижения конкурентных преимуществ.

13. Стратегии жизненного цикла товара.

14. Разработка и внедрение нового товара на рынке.

15. Товарная упаковка. Мерчендайзинг.

16. Каналы и стратегии товародвижения.

17. Горизонтальные и вертикальные типы маркетинговых систем. Франчайзинг.

18. Характеристика системы маркетинговых коммуникаций: цели, значение, процесс осуществления.

19. Реклама: понятие, содержание, значение и виды.

20. Сущность и содержание Закона РФ «О рекламе».

21. Планирование рекламной кампании. Оценка ее эффективности.

22. Сущность и основные положения Закона РФ «О защите прав потребителей».

23. Цена. Факторы и методы ее определения.

24. Стратегии ценообразования.

25. Прямой маркетинг и личные продажи.

26. Стимулирование сбыта. Значение и недостатки.

27. Паблик-рилейшнз. Виды, способы и значение в создании имиджа предприятия.

28. Товарный и фирменный стиль. Брендинг.

29. Сущность и содержание Закона РФ «О товарных знаках и знаках обслуживания».

30. Интернет-маркетинг – современное средство продвижения продуктов.

31. Выставочная и ярмарочная деятельность.

32. Внутрифирменный маркетинг.

33. Стратегическое и внутрифирменное планирование маркетинговой деятельности.

34. Выбор и оценка альтернативных маркетинговых стратегий. Матрица Ансоффа и БКГ.

35. Стратегии интенсивного, интегрированного и диверсифицированного роста компаний.

36. Конкуренция. Стратегии конкурентной борьбы.

37. Сущность и содержание Закона РФ «О защите конкуренции».

38. Виды организационных структур служб маркетинга на предприятиях.

39. Бюджет маркетинга. Система маркетингового контроля. Маркетинг-аудит.

40. Особенности маркетинга на рынке средств производства.

41. Маркетинг в промышленности.

42. Маркетинг в торговле.

43. Банковский маркетинг.

44. Страховой маркетинг.

45. Транспортный маркетинг.

46. Туристский и гостиничный маркетинг.

47. Рекламный маркетинг.

48. Спортивный маркетинг.

49. Маркетинг в сфере образования.

50. Маркетинг концертно-театральной деятельности.

51. Маркетинг на рынке недвижимости.

52. Маркетинг в сфере здравоохранения.

53. Маркетинг на рынке интеллектуальной собственности.

54. Маркетинг произведений изобразительных искусств, прикладного творчества.

55. Социальный маркетинг. Франдрайзинг.

56. Маркетинг на рынке труда.

57. Маркетинг территорий.

58. Маркетинг личностей.

59. Международный маркетинг.

60. Внешнеэкономический маркетинг.

Примечание: Возможна корректировка вопросов в пределах учебной программы!

Основная литература:

1. Андреева О.Д. Технология бизнеса: Маркетинг: Учебное пособие. – М.: Дело, 2001. – 224 с.

2. Барышев А.Ф. Маркетинг: Учебник/ Александр Федорович Барышев. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия, 2002. – 208 с.

3. Беляевский И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 320 с., ил.

4. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Финпресс», 2003. – 496 с.

5. Данько Т.П. Управление маркетингом: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2001. – XVIII, 334 с.

6. Кнышова Е.Н. Маркетинг: Учебное пособие. – М.:ФОРУМ: ИНФРА-М, 2002. – 282 с.

7. Кулибанова В.В. Маркетинг: сервисная деятельность. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2000. – 240 с., ил.

8. Маркетинг./У. Руделиус. – М.: ДеНово, 2001. – 706 с.

9. Маслова Т.Д. Маркетинг: Учебное пособие/Т.Д.Маслова, С.Г. Божук, Л.Н. Ковалин. – СПб: Питер, 2006. – 286 с.

10. Нагапетьянц Н.А. Прикладной маркетинг: учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

11. Основы маркетинга: Пер. с англ./ Котлер Ф., Амстронг Г., Сондерс Д., Вонг В. – 2-е Европ.изд. – М., СПб., К., Изд.дом «Вильямс», 2004. – 944 с.

12. Панкрухин А.П. Маркетинг: учебник, 4-е изд., стер. – М.: Омега-Л, 2006. – 656 с.

13. Песоцкая Е.В. Маркетинг услуг: учебное пособие. – СПб: Питер, 2000. – 160 с., ил.

14. Соловьев Б.А. Управление маркетингом:17-модульная программа для менеджеров. Модуль 13. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 288 с.

15. Стаханов В.Н. Маркетинг сферы услуг: учебное пособие. – М.: Экспертное бюро, 2001. – 160 с.

16. Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг: Учебник. – 4-е изд. – СПБ: Питер, 2006. – 362 с.

17. Хершген Х. Маркетинг. Основы профессионального успеха: Учебник: Пер. с нем. – М.: ИНФРА-М., 2000. – XVIII, 334 с.

18. Хруцкий В.Е. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 560 с.

19. Цахаев Р.К. Основы маркетинга: Учебник. – М.: Экзамен, 2007. – 488 с.

20. Черчилль Г.А. Маркетинговые исследования/Под общ. ред. И.В. Крылова. – СПб.: Питер, 2002. – 752 с., ил.

Дополнительная литература:

1. Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» №3520-1 от 23.09.1992 г.

2. Закон РФ «О рекламе» №103-ФЗ от 14.06.95 г. (с изменениями и дополнениями от 18.06.01 г., от 30.12.01 г.), № 38-ФЗ от 13.03. 06 г.

3. Закон «О защите прав потребителей» от 09.01.96 г. №2-ФЗ, от 13.12.1999 №212-ФЗ.

4. Закон РФ «О защите конкуренции», №135 ФЗ от 26.07.2006 г.

5. Борисов Б.Л. Технологии рекламы и PR: Учебное пособие. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001.

6. Варакута С.А., Егоров Ю.Н. Связи с общественностью: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2001.

7. Гембл П. Маркетинговые взаимоотношения с потребителями.// П. Гембл, М. Стоун, Н. Вудкок. – Пер. с англ. В. Егорова. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. – 512 с.

8. Голубков Е.П. Маркетинг: Словарь-справочник. – 2-е изд. – М.: Дело, 2001. – 440 с.

9. Дибб С., Симкин Л. Практическое руководство по сегментированию рынка. – СПб., ПИТЕР, 2002.

10. Дурович А.П. Маркетинг в туризме. – Минск, ООО «Новое знание», 2001.

11. Маркетинг в гостиничной индустрии и туризме: российский и международный опыт./Под редакцией Янкевича В.С. – М.: Финансы и статистика, 2002.

12. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Ученик/Под ред. проф. В.А. Алексунина. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко », 2002.

13. Себекина Т.А. Формирование комплекса продвижения туристских услуг дестинаций (на примере Камчатки)/диссертация на соискание ученой степени к.э.н. – М.: Изд-во МГУС, 2006 г.

3.1.2. Темы курсовых работ по дисциплине

1. Сущность, функции и виды маркетинга.

2. Методы маркетинговых исследований и их применение на практике.

3. Методы маркетингового исследования поведения потребителей.

4. Маркетинговые исследования как основа разработки стратегии организации.

5. Формирование маркетинговой информационной системы организации.

6. Методы и процедура маркетинговых исследований рынка потребительских товаров.

7. Методы и процедура маркетинговых исследований рынка услуг.

8. Сегментация рынка и позиционирование товара при разработке новых видов продукции.

9. Сегментация рынков товаров промышленного назначения.

10. Сегментация рынка и позиционирование потребительских товаров.

11. Сегментация рынка и позиционирование услуг.

12.Влияние индивидуальных различий потребителей на принятие решений о покупке потребительских товаров.

13. Влияние индивидуальных различий потребителей на принятие решений о покупке услуг.

14. Влияние факторов культурного уровня на поведение потребителей.

15. Влияние факторов макросреды на маркетинговые решения фирмы.

16. Влияние факторов микросреды на маркетинговые решения фирмы.

17. Разработка товара и принятие маркетинговых решений.

18. Разработка стратегии маркетинга для новых товаров.

19. Конкурентоспособность товара в системе маркетинга.

20. Влияние упаковки товаров на поведение потребителей.

21. Влияние форм и методов розничной торговли на поведение потребителей.

22. Влияние политики ценообразования на поведение потребителя.

23. Маркетинговый подход к формированию ценовой политики торговой фирмы.

24. Маркетинговый подход к формированию ценовой политики предприятия сферы услуг.

25. Разработка стратегии маркетинговых коммуникаций и их влияние на процесс принятия решений о покупке.

26. Стратегии стимулирования продаж и поведение потребителя.

27. Разработка плана продвижения потребительских товаров.

28. Разработка плана продвижения услуг.

29. Сегментация рынка и позиционирование товара при разработке плана рекламной кампании.

30. Влияние маркетинговой стратегии фирмы на разработку рекламной кампании.

31. Влияние маркетинговой стратегии фирмы на поведение потребителя.

32. Формирование и развитие маркетинговой стратегии предприятия.

33.Маркетинговая стратегия продвижения потребительских товаров.

34.Маркетинговая стратегия продвижения услуг.

35. Разработка комплекса маркетинга на предприятии торговли.

36. Разработка комплекса маркетинга на предприятии сферы сервиса.

37. Раздел «Рынок» в бизнес-плане.

38.Планирование маркетинговой деятельности предприятия торговли.

39.Планирование маркетинговой деятельности предприятия сферы сервиса.

40. Оценка маркетинговых возможностей фирмы.

41. Исследование регионального рынка и покупательских предпочтений продовольственных товаров.

42. Исследование регионального рынка и покупательских предпочтений промышленных товаров.

43. Исследование регионального рынка и покупательских предпочтений услуг.

44. Исследование потребительского рынка товаров и услуг.

45. Организация маркетинговой деятельности предприятия.

46. Особенности маркетинга социальной сферы.

47. Управление и контроль маркетинга на предприятии.

48. Организационная структура предприятия, ориентированного на рынок.

49. Планирование товародвижения и сбыта потребительских товаров.

50. Планирование товародвижения и сбыта услуг.

3.2. Креативный менеджмент

3.2.1. Вопросы для подготовки к экзамену

1. Менеджмент: определение, принципы.

2. Инновации и инновационная деятельность: определение, сущность, цели.

3. Классификация и характеристика функций менеджмента.

4. Основные подходы (школы развития) науки управления, их краткая характеристика.

5. Креативный менеджмент – основные понятия.

6. Креативный менеджмент в системе управления организацией.

7. Креативность личности: сущность и факторы развития.

8. Человек и его творческая деятельность – источник знаний.

9. Управление созданием, накоплением знаний – задача креативного менеджмента.

10. Диагностика и особенности развития креативности управленцев.

11. Креативный менеджмент и его специфика.

12. Управление поиском идей. Методы и методики.

13. Инвентаризация, аудит, диагностика, анализ – базовые методы поиска идей.

14. Приемы творческого разрешения проблем.

15. Исследовательская работа по поиску идей.

16. Контроль как функция управления.

17. Коммуникация как функция управления. Коммуникационные информационные технологии.

18. Организация, координация. Содержание и принципы организации управления.

19. Этапы, подходы и принципы развития креативности управленцев.

20. Управление исследовательской работой по поиску идей с применением методов сетевого планирования и управления.

21. Новшество.

22. Управление созданием новшеств.

23. Определение эффективности создания новшества.

24. Творчество в создании новшеств.

25. Методы активизации творчества.

26. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).

27. Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ). Понятие.

28. Нормативно – правовая база по созданию новшеств.

29. Защита прав на интеллектуальную продукцию.

30. Внутрифирменная правовая база.

Примечание: Возможна корректировка вопросов в пределах учебной программы!

Основная литература:

1. Агафонов В.А. Анализ стратегий и разработка комплексных программ / Отв. ред. В.Л. Тамбовцев. – М.: Наука, 1996.

2. Акофф Р. Акофф о менеджменте / Пер. с англ. под ред. Л.А. Волковой. – СПб.: Питер, 2002. – 448 с.

3. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. – М.: Питер, 1999. – 416 с.

4. Ансофф И. Стратегическое управление. – М. :Экономика, 1989 –519 с.

5. Аныпин В.М. Инновационная стратегия фирмы. – М.: Изд-во РЭА, 1995. – 346 с.

6. Виноградова З. И., Щербакова Е. В. Стратегический менеджмент: Матрица модулей, «дерево целей»: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Под редакцией З. И. Виноградовой. – М: Академический Проект:Фнд «Мир», - 2004. - 304с.

7. Глухов В.В., С.Б. Коробко, Маринина Т.В. Экономика знаний: Учеб. пособие. – СПб.: «Питер», 2003. – 528 с.: ил.

8. Инновационный менеджмент: Справ. Пособие/ под ред. Завлина П.Н., Казанцева А.К., Миндели Л.Э. Изд. 2-е, переработ. и доп. – М., ЦИСН, 1998. – 568 с.

9. Интеллектуальный капитал – стратегический потенциал организации: Учебное пособие. Под ред. д.э.н. проф. Гапоненко А.Л., д.э.н Орловой Т.М. – М.: Издательский Дом «Социальные отношения», 2003. – 184 с.

10. Лафта Д.К. Теория организации. Учебное пособие. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2003. – 416 с.

11. Беляцкий Н.П. Интеллектуальная техника менеджмента: Учебное пособие. – Мн.: Новое знание, 2001. – 320 с.

12. Букович У., Уильямс Р. Управление знаниями: Руководство к действию: пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2002.

13. Дэвид Молден. «Психотехнология НЛП для владения собой и управления другими. Как использовать мощь методов НЛП достичь финансового процветания». Москва, Центр НЛП-тренинга, 2000. – 247 с.

14. Зинов В.Г. Управление интеллектуальной собственностью: Учеб. пособие. – М.: Дело, 2003. – 512 с.

15. Исследование операций в экономике: Учеб. пособие для вузов/ Н.Ш. Кремер, Б.А. Путко, И.М. Тришин, М.Н. Фридман; Под. ред. проф. Н.Ш. Кремера. – М.: ЮНИТИ, 2004. – 407 с.

16. Программа Microsoft Project Standard 2002, разработчик – Корпорация Майкрософт (Microsoft Corporation.), 1990–2002.

17. Дженстер П., Хасси Д. Анализ сильных и слабых сторон компании: определение стратегических возможностей.: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2003. – 368 с.: ил.

18. Аудит. Учебник для вузов/ В.И. Подольский, А.А. Савин, Л.В. Сотникова и др.; Под ред. проф. В.И. Подольского. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Аудит, 2004. – 583 с.

19. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 215 с.

20. Стандарт предприятия. Курсовое и дипломное проектирование. Общие требования к оформлению СТП ЮУрГУ 04-2001/ Составители: Сырейщикова Н.В., Гузеев В.И., Сурков И.В., Винокурова Л.В., – Челябинск: ЮУрГУ, 2004. – 49 с.

21. Лукичева Л.И., Егорычев Д.Н. «Внутрифирменное управление интеллектуальными активами». – М.: ООО «Омега-Л», 2004. – 192 с.

22. Инновационный менеджмент. Учебное пособие под редакцией В.М. Аньшина, А.А. Дагаева – М.: Дело, 2003. – 528 с.

23. Яковец Ю.В. Эпохальные инновации XXI века. – М.: Экономика, 2004. – 444 с.

24. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. Учебник. 2-е издание – М.: ЗАО Бизнес Школа «Интел-Синтез», 2000. – 624с.

25. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. – Спб.: «Питер», 2001. – 304 с.

26. Инновационный менеджмент. Справочное пособие. Изд. 2-е перерабо­танное и дополненное/ Под редакцией П.Н. Завлина, А.К. Казанцева, Л.Э. Минде-ли. – М.: Центр исследований и статистики, 1998. – 568 с.

27. Г.С. Альтшуллер. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. 2-у здание дополненное. – Новосибирск. Наук. Сиб. отделение, 1991. – 225 с.

28. Баркер Алан. Алхимия инноваций (пер. с англ. А.Р.Ханукаева). – М.: ООО «Вершина», 2004. – 224 с.

29. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (постатейный). Часть четвертая / Э.П. Гаврилов, О.А. Городов, С.П. Гришаев [и др.]. – М.: Проспект, 2009. – 800 с.

30. Соловьев Э.Я. Коммерческая тайна и её защита. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Ось-89, 2002. – 128 с.

31. Трансформация рыночной модели хозяйства новой экономики / Под.ред. В.А. Гневко, Е.С. Ивлевой,А.И. Добрынина. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургской академии управления и экономики, 2009 г.

32. Хайдуков И.Ф., Щелконогов А.Е. Креативный менеджмент: Конспект лекций. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2009. – 130 c.

33. Социально-экономические проблемы формирования и расширенного воспроизводства интеллектуального капитала в современной России: Материалы международной научно-практической конференции, 10 ноября 2006г. – М.: РГСУ, 2007.

34. Модели интеллекта: 100 лет развития / Л.В. Малышева. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. С. 10.

35. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования / М.А. Холодная – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2002. С. 245.

36. Б.В. Салихов Определение сущности интеллектуального капитала: общее и особенное // Социально-экономические проблемы формирования и расширенного воспроизводства интеллектуального капитала в современной России: Материалы международной научно-практической конференции, 10 ноября 2006г. – М.: РГСУ,2007. С. 13

3.3. Стратегический менеджмент

3.3.1. Вопросы для подготовки к экзамену

1. Сущность стратегического планирования

2. Содержание стратегического менеджмента

3. Основные требования к стратегическому менеджеру

4. Основные этапы стратегического менеджмента

5. Основные организационные уровни разработки стратегии

6. Иерархия разработки стратегии в фирме

7. Система и ее свойства

8. Стратегическое целеполагание

9. Факторы, действующие при целеполагании и формировании стратегии фирмы

10. Определение долговременных и краткосрочных целей. Сформулируйте собственный пример цели.

11. Учет интересов собственников компании при целеполагании

12. Определение назначения компании

13. Чрезмерное фокусирование на краткосрочных условиях прибыльности

14. Корпоративная философия компании

15. Определение стратегии

16. Основные компоненты стратегии компании

17. Стратегия диверсифицированной компании

18. Четыре важнейших стороны стратегии диверсифицированной компании

19. Стратегия одиночного бизнеса

20. Функциональная и оперативная стратегии

Примечание: Возможна корректировка вопросов в пределах учебной программы!

Основная литература:

1. Стратегический менеджмент и предпринимательство: возможности для будущего процветания/пер. с англ. – М.: Издательство «Финпресс», 2004. – 272

2. А.Т. Зуб. Стратегический менеджмент: теория и практика: Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2005 – 415

3. В.С. Ефремов. Стратегическое планирование в бизнес-системах. – М.: Издательство «Финпресс», 2001. – 240

3.3.2. Темы курсовых работ по дисциплине

Тема курсовой работы зависит от выбранного студентом предприятия. Например, «Совершенствование стратегического плана ООО «ТУР». Тогда структура курсовой работы будет выглядеть следующим образом:

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..........................

3

1.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: анализ деятельности ООО «ТУР»……………...…

4

1.1.

Общая характеристика деятельности ООО «ТУР»………………………….……..

4

1.2.

Конкурентный и отраслевой анализ туристской отрасли (или другой отрасли в соответствии с объектом исследования) Камчатского края…………………….

6

1.3.

Ситуационный анализ деятельности ООО «ТУР»…………………………………

12

1.4.

Идентификация современной стратегии ООО «ТУР»……….……………………

17

2.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: рекомендации по совершенствованию стратегического плана ООО «ТУР»………………………………………………...

18

2.1.

Определение пробелов в современной стратегии ООО «ТУР»…….......................

18

2.2.

Алгоритм совершенствования стратегии ООО «ТУР»……………………………

19

2.3.

Определение эффекта от совершенствования стратегии ООО «ТУР»

21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………

22

БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………..…….

23

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………

24

Во введении студент должен:

а) определить значимость отрасли исследуемого предприятия для экономики Камчатского края;

б) сформулировать основные методы исследования предприятия;

в) определить хронологический период исследования;

г) поставить конечную цель работы.

В аналитической части работы отражается деятельность предприятия и выполняется стратегический анализ.

В практической части разрабатываются конкретные предложения по совершенствованию стратегии предприятия, и выполняется их экономическое обоснование.

Библиография составляется на основании ГОСТ 7.1-76 и должна содержать не менее 10 источников.

Требования к оформлению курсовой работы следующие:

- оформляется в печатном виде,

- общий объем работы – не менее 25 страниц (шрифт 14, интервал – 1,5),

- работа должна содержать таблицы, графики, диаграммы и другой графический материал.

3.4. Управленческие решения

3.4.1. Вопросы для подготовки к экзамену

1. Решение как явление и как процесс. Особенности технических, биологических и социальных систем, в которых разрабатываются и реализуются решения.

2. Сущность и содержание управленческого решения (УР).

3. Условия возникновения взаимодействия и противодействия в процессе управленческого воздействия при ПРУР.

4. Классификация управленческих решений. Каковы состав и содержание УР по группе функциональной направленности?

5. Особенности разработки и реализации УР. Перечислите требования, предъявляемые к УР, и условия их достижения.

6. Основные формы подготовки УР, приведите их описание.

7. Основные формы реализации УР.

8. Механизм совместного использования форм подготовки и реализации УР. Правила оформления и составления УР.

9. Формирование цели УР.

10. Суть инициативно-целевой технологии ПРУР.

11. Содержание программно-целевой технологии ПРУР. Характеристика регламентной технологии ПРУР.

12. Общий состав стандартной информационной модели компании в технологии ПРУР.

13. Содержание основных файлов, входящих в состав организационной, социальной, экономической директории модели компании.

14. Организация управления как система формирования решения.

15. Технология подготовки и реализации управленческих решений.

16. Компьютерные технологии интеллектуальной поддержки управленческих решений.

17. Роль человеческого фактора в процессе ПРУР.

18. Социально-психологические и этические основы подготовки управленческих решений.

19. Общие понятия о неопределенности и риске.

20. Анализ внешней среды и ее влияние на подготовку и реализацию альтернативных управленческих решений.

21. Каково взаимодействие методов и моделей при ПРУР. Как выбрать и использовать процедуры и механизм ПРУР? Объясните алгоритм формирования нового УР.

22. Влияние паники на подготовку управленческих решений.

23. В чем заключаются особенности аналитического метода при ПРУР? Какова роль статистического метода при ПРУР.

24. Каковы особенности метода математического программирования при ПРУР. Место матричного метода при ПРУР.

25. Сущность методов психологической активизации при ПРУР. Область применения теоретико-игрового метода при ПРУР?

26. Методы подключения новых интеллектуальных источников при ПРУР. Каковы особенности эвристического метода при ПРУР? Каково содержание основного набора приемов, входящих

в состав эвристического метода при ПРУР.

27. Суть экспертного метода при ПРУР. Какова классификация критериев оценки? Каковы особенности методов, составляющих экспертные методы?

28. Суть и особенности метода сценариев при ПРУР. Как использовать метод «дерева решений» при ПРУР.

29. Сущность и виды ответственности руководителя.

30. Качество управленческих решений.

31. Эффективность управленческих решений.

32. Супероптимальные решения.

Примечание: Возможна корректировка вопросов в пределах учебной программы!

Основная литература:

1. Лукичева Л.И., Егорычев Д.Н. Управленческие решения: Учебник. – 4-е изд. <<Омега-Л>>, ВШМ. 2009..

2. Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений: Учебник.— ЮНИТИ-ДАНА. 2002.

3. Бражко Е.И., Серебрякова Г.В., Смирнов Э.А. Управленческие решения: учебное пособие. 2-е изд.—М.: РИОР,2008.

4. Левина С.Ш., Турчанова Р.Ю. Управленческие решения: практикум—Ростов н/Д: Феникс, 2007..

5.Андрейчиков А.В., Андрейчикова О.Н. Анализ, синтез и планирование реше­ний в экономике. М.: Финансы и статистика, 2002.

6.Анискин Ю.П., Павлова A.M. Планирование и контроллинг: Учебник. М.: Омега-Л, 2003.

7.Анискин Ю.Л., Привалов В.В., Попов А.Н., Бударов А.Ю. Управление инвес­тиционной активностью. М.: Омега-Л, 2002.

8.Анискин Ю.П., Сергеев А.Ф., Ревякина М.А. Финансовая активность и сто­имость компании: аспект планирования М.: Омега-Л, 2005.

9.Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения: Учеб. – 2-е изд. – М.: Дело, 2001.

10.Смирнов Э.А. Управленческие решения. — М.: ИНФРА-М, 2001.

11.Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

12.Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения: Учебник для вузов. – 2-е изд., доп. – М.: ЗАО «бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998.

13.Юкаева В.С. Управленческие решения: Учеб. пособие. – М.: Издательский дом «Дашков и К°», 1999.

3.5. Основы научных исследований

3.5.1. Вопросы для подготовки к зачету

1. Методология исследований в менеджменте.

2. Дедуктивный анализ.

3. Индуктивный анализ.

4. Когнитивный анализ.

5. Статистический метод исследования.

6. Динамический метод исследования.

7. Системный анализ.

8. Субъективный и объективный подходы к исследованию.

9. Достоверность исследований.

10. Рабочая гипотеза, ее обоснование.

11. Этапы исследований.

12. Основы менеджмента.

13. Цели и задачи научного исследования в менеджменте.

14. Функциональные особенности науки об управлении.

15. Требования к методам исследования в менеджменте.

16. Значение научных дисциплин при методологическом исследовании в менеджменте.

17. Квалиметрия как отрасль науки.

18. Теоретические и эмпирические методы исследования в менеджменте.

19. Применение основных законов диалектики при научных исследованиях в менеджменте.

20. Соотношение количественных и качественных методов, приме­няемых на турпредприятии.

21. Количественный анализ для решения коммерческих задач.

22. Использование информационных технологий для придания но­вых качеств менеджменту.

23. Философские категории диалектики при научных исследованиях в менеджменте.

24. Материальные и абстрактные системы.

25. Общенаучных методов исследования в управленческой деятельности: наблюдение, интервью, анкетирование, логический анализ, эмпирический анализ, теоретический анализ.

26. Эксперимент.

27. Метод абстрагирования.

28. Метод обобщения.

29. Метод воздействия коллектива.

30. Моделирование как метод исследования в менеджменте.

31. Использование метода бенчмаркинга.

32. Методы математического программирования для решения проблем в менеджменте.

33. Теория игр в менеджменте.

34. Метод PIMS-анализа.

35. Методы математического программирования.

36. Методы исследований, направленные на развитие менеджмента.

37. Методы финансово-экономической деятельности, используемые на предприятии.

38. Методы психологических исследований в менеджменте.

39. Научные исследования творческой деятельности специалистов в менеджменте.

Примечание : возможна корректировка вопросов в пределах учебной программы!

Основная литература:

1. Анализ финансово-экономической деятельности предприятий / М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

2. Арсеньев Ю. Н. Управление персоналом. Технологии / М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

3. Баканов М.И. Теория экономического анализа / М.: Финансы и статистика, 2002.

4. Балабанов И. Т. Экономика туризма / М.: Финансы и статистика, 2003.

5. Барчуков И. С. Санаторно-курортное дело / М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

6. Барчуков И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика / М.: Издательский центр «Академия», 2006.

7. Барчуков И. С. Туризм : организация, управление, маркетинг / СПб : Книжный дом, 2005.

8. Басовский Л. Е. Теория экономического анализа / М.: ИНФРА-М, 2001.

9. Барчуков И. С. Методы научных исследований в туризме : учеб. пособие для вузов. – М.: Издательский центр «Ака­демия», 2008. 224 с.

10. Виханский О. С. Стратегическое управление. М.: Изд-во Гардарики, 2002.

11. Гаврилов А. И. Региональная экономика и управление / М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

12. Горфинкель В.Я. Коммуникация и корпоративное управление / М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

13. Грошев И. В. Организационная культура / М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

14. Дмитриев М. N. Экономика и предпринимательство в социально-куль­турном сервисе и туризме / М. : ЮНИ­ТИ-ДАНА, 2006.

15. Дурович А. П. Маркетинг в туризме / М.: Экономпресс, 2002.

16. Емельянов Б.В. Экскурсоведение / М.: Советский спорт, 2004.

17. Ильина Е.И. Туроперейтинг: организация деятельности / М.: Финансы и статистика, 2003.

18. Кабушкин И. И. Менеджмент гостиниц и ресторанов / М., 2002.

19. Лечебная физическая культура: Издательский центр «Акаде­мия», 2004.

20. Миротин Л. Б. Логистика: обслуживание потребителей / Л. Б. Миротин, Ы.Э.Ташбаев, А.Г.Касенов. — М.: ИНФРА-М, 2002.

21. Ополченов И.И. Маркетинг в туризме: Обеспечение рыночной пози­ции. М.: Советский спорт, 2003.

22. Организация предпринимательской деятельности / М : ЮНИ­ТИ-ДАНА, 2004.

23. Орехов Н.А. Математические методы и модели в экономике / М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

24. Петровский А. В. Психология. М.: Издательский центр «Академия», 2002.

25. Портер М. Международная конкуренция: конкурентные преимуще­ства стран / М.: Международные отношения, 2000.

26. Региональная экономика. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

27. Садохин А.П. Теория и практика межкультурной коммуникации / М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

28. Сметанин А. Н. Методы научных исследований. Курс лекций. – Петропавловск-Камчатский: КФ РГУТиС, 2010. – 141 с. (электронный вариант).

28. Соболева Е.А. Статистика туризма: Статистическое наблюдение / М.: Финансы и статистика, 2004.

29.Туризм и гостиничное хозяйство / М.: ЭКМОС, 2001.

3.6. Курортология

3.6.1. Вопросы для подготовки к экзамену

1.Курортное дело и курортология, основные задачи, направ­ления.

2.Место санаторно-курортного комплекса в системе оказания услуг населению Российской Федерации.

3.Современная система здравоохранения Российской Федера­ции. Место курортологии в системе здравоохранения.

4.Этапы оздоровления и лечения в Российской Федерации.

5.Особенности организации курортного дела в России и за ру­бежом.

6.Сущность и составляющие курортной медицины в современ­ных условиях.

7.Курортный комплекс Российской Федерации, составляющие, характеристика, потребности населения Российской Федерации в курорт­ном оздоровлении.

8.Классификация курортных факторов, механизм их лечебно-оздоровительного действия. Типы курортов.

9.Современные представления о взаимодействии организма с окружающей средой.

10.Биосоциальные основы здоровья и болезней.

11.Характеристика здоровья взрослого и детского населения Российской Федерации. Потребности в санаторно-курортном оздоровлении и лечении жителей Российской Федерации.

12.Современные принципы организации курортного дела в Российской Федерации.

13.Восстановительная медицина как новое профилактическое направление отечественного здравоохранения. Санаторно-курортная система в реализации мероприятий восстановительной медицины..

14.Охрана здоровья здоровых и участие санаторно-курортной системы в реализации данной концепции.

15.Реабилитация, цели, задачи, значение в условиях

16.Основные реабилитационные комплексы и мероприятия.

17.Основные принципы и подходы по оптимизации реабилитационной помощи населению.

18.Рекреация: понятие, особенности в условиях курортного оздоровления, основные задачи.

19.Физиологические закономерности различных видов деятельности, особенности утомления, значение курортной рекреации.

20.Рекреационно-реабилитационные циклы системного оздоровления, технологические приемы, методы, подходы.

21.Особенности развития курортного дела в Европе и Азии.

22.Особенности развития курортного дела в Америке

23.Роль Петра I в развитии курортного дела в России.

24.История российских курортов в начале XX и в период до 1914 г.

25.Развитие курортов в годы Великой Отечественной войны и в период послевоенного восстановления и развития народного хозяйства.

26.Советский этап развития курортного дела.

27.Современный этап развития курортного дела, характеристика, особенности.

28.Курортно-рекреационные ресурсы, свойства, происхождение, назначение.

29.Природные лечебные ресурсы Российской Федерации, понятия, особенности..

30.Минеральные воды как основной природный лечебный фактор.

31.Лечебные грязи, значение как природного лечебного фактора.

32.Рекреационные зоны Российской Федерации и зонирование курортно-рекреационного потенциала Российской Федерации, их отличие.

33.Минеральные воды, происхождение, использование в оздоро­вительных целях.

34.Минеральные воды, классификация, использование для внут­реннего применения.

35.Лечебные грязи, происхождение, классификация. Особен­ности применения.

36. Климатотерапия, классификация, общие принципы действия, организация в условиях курортного оздоровления.

37.Климат, погода, медицинская климатология, механизм дей­ствия погодных факторов на организм.

38.Метеотропные реакции, их профилактика в условиях санатор­но-курортного оздоровления.

39.Аэротерапия, виды, механизмы действия, использование в сана­торно-курортном оздоровлении, особенности дозирования.

40.Гелиотерапия, воды, механизм действия, принципы органи­зации в теплый и холодный период года.

41.Понятие о ландшафтной рекреалогии.

42.Основы взаимодействия организма с физическими факторами. Классификация физических факторов, применяемых в физиотерапии.

43.Применение редких и нетрадиционных методов лечения. 44.Гидротерапия, механизм действия, показания, противопока­зания.

45.Особенности использования механического фактора пресной воды в лечебно-оздоровительных целях.

46.Особенности использования теплового фактора пресной воды в лечебно-оздоровительных целях.

47.Типы и виды рекреационно-реабилитационных учреждений.

48.Лечебно-оздоровительный процесс на курорте, методы, прин­ципы, особенности.

49.Особенности организации службы питания в курортных учреждениях. Понятие о диетотерапии.

50.Организация активного отдыха на курорте, виды.

51.Лечебная физкультура и спортивно-массовая работа в условиях санатория.

52.Организация досуга и развлечений на курорте.

53.Понятие об анимационной деятельности.

54.Лечебный и оздоровительный туризм, современное состояние и особенности.

55.Основы бальнеотехники.

Примечание: Возможна корректировка вопросов в пределах учебной программы!

Основная литература:

1. Безруков Ю.Ф. Рекреационные ресурсы и курортология /учебное пособие. Симферополь 1998.

2. Ветитнев А.М. Курортное дело: учебное пособие / А.М.Ветитнев, Л.Б. Журавлева, - 2-е изд., стер. – М. : КНОРРУС, 2007

3. Степанов Е.Г. Основы курортологии учебное пособие. Харьков – 2006.

4. Степанов Е.Г. Санаторно-курортное лечение, учебное пособие, Харьков – 2006.

5. Серия научно-практических журналов « Современные проблемы сервиса и туризма»

3.6.2. Темы курсовых работ по дисциплине

1. Государственная политика в сфере курортного дела.

2. Современные формы и методы функционирования различных курортов.

3. Лечебно-оздоровительные местности, округа, режимные наблюдения в Российской Федерации.

4. Курортно-рекреационные ресурсы Российской Федерации.

5. Реабилитационный потенциал и системы реабилитации в усло­виях современного курорта.

6. История развития курортного дела на Черноморском побе­режье Кавказа.

7. Курорты Российской Федерации в общей системе здраво­охранения и туризма.

8. Система рекреационных организаций в современных ус­ловиях.

9. Организация оздоровления детей на современном курорте.

10. Социально-экономическая эффективность санаторно-курорт­ного оздоровления.

11. Курортная инфраструктура, основные задачи, особенности функционирования.

12. Перспективы направления развития санаторно-оздоровительного отдыха на курортах Российской Федерации.

13. Особенности Краснодарского курортного региона (лечебные природные факторы, курорты, принципы управления и функциониро­вания).

14. Экологический режим на курортах.

15. Организация и принципы использования физических факторов в курортном деле.

16. Лечебное и оздоровительное питание в современной санаторно-курортной сфере.

17. Экономическое районирование и зонирование курортно- рекреационного потенциала Российской Федерации.

18. Современные требования и особенности функционирования детских курортов.

19. Медико-климатические воздействия на организм человека в курортных и внекурортных условиях.

20. Факторы здоровья и работоспособности человека в санаторно- курортном оздоровлении различных возрастных групп населения.

21. Государственная охрана здоровья и роль санаторно-курортной отрасли.

22. История зарождения основ использования естественных сил природы и первые подходы к обоснованию водолечения, диетики и народного врачевания.

23. Европейский этап развития курортов.

24. История развития курортного дела на американском континенте.

25. Управление лечебно-профилактической деятельностью курортных организаций.

26. Современный санаторий — качество и экономические проблемы, проблемы лечебно-профилактических мероприятии

27. Принципиальные подходы к лечению, реабилитации и оздоровлению хронически больных и практически здоровых лиц в курортных учреждениях.

28. Приморские курорты России: перспективы развития, использование естественных факторов в современных оздоровительных технологиях.

29. Горноклиматические курорты России: перспективы развития использование естественных факторов в современных оздоровительных технологиях.

30. Бальнеологические курорты России: перспективы развития, использование естественных факторов в современных оздоровительных технологиях.

31. Грязевые курорты России: перспективы развития, использование естественных факторов в современных оздоровительных технологиях.

32. Курорты России с особыми природными факторами: перспек­тивы развития, использование естественных факторов в современных оздоровительных технологиях.

33. Система физической терапии в курортной рекреации и реа­билитации.

34. Факторы риска заболеваний и использование интегрирован­ных программ профилактики в условиях курорта.

35. Специализированные курорты и специализированные курорт­ные учреждения Российской Федерации в современных условиях.

36. Организация активного отдыха для различных слоев населе­ния на современном курорте.

37. Современные требования и особенности обслуживания лиц пожилого возраста в условиях курорта.

38. Социальные программы в современном курортном деле Рос­сийской Федерации.

39. Добыча, кондиционирование, транспортировка и использова­ние природных минеральных вод.

40. Курорты России как центры оздоровительного отдыха.

41. Бальнеологические курорты Камчатки: перспективы развития, использование естественных факторов в современных оздоровительных технологиях.

42.Характеристика курортных факторов Паратунской курортной зоны и их использование в современных оздоровительных технологиях.

43. Природно-климатические факторы и их использование на курорте

3.7. Поведение потребителя

3.7.1. Вопросы для подготовки к экзамену

1. Потребители, их индивидуальные различия.

2. Сегментирование и способы измерения потребительской аудитории.

3. Психологические основы мотивации потребителей.

4. Методы изучения мотивации потребителей.

5. Психологические процессы, влияющие на принятие решения о покупке.

6. Поведенческие реакции покупателей.

7. Влияние социально-психологических факторов на поведение потребителей.

8. Диагностика потребительского поведения в России.

9. Психотехнологии воздействия на поведение потребителей.

10. Психоаналитически ориентированные подходы влияния.

11. Гипнотический подход. Техники эриксонианского гипноза.

12. Использование нейролингвистического программирования рекламе.

Примечание: Возможна корректировка вопросов в пределах учебной программы!

Основная литература:

1. Немов Р.С. Психология. В 3-х книгах: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / Р.С. Немов. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006.

2. Петровский А.В. и др. Психология. – М., 2011.

3. Шапарь В.Б. Практическая психология. Психодиагностика групп и коллективов: Учебное пособие / В.Б. Шапарь. - Ростов н/Д "Феникс", 2006.

Дополнительная литература:

1. Авдулова Т.П. Психология менеджмента. – М., 2011.

2. Глуханюк Н.С., Белова Д.Е. Психодиагностика. – М., 2011.

3. Одинцов А.А., Одинцова О.В. Управленческая психология. – М., 2011.

4. Данилова М.М., Рамендик Д.М., Одинцова О.В. Психологический практикум. – М., 2011.

3.8. Организация ресторанного бизнеса

3.8.1. Вопросы для подготовки к экзамену

1. Общественное питание как отрасль экономики.

2. Порядок и этапы создания предприятия.

3. Инвестирование в общественном питании.

4. Классификация предприятий общественного питания.

5. Планирование рационального размещения ресторанов.

6. Организация снабжения ресторанов.

7. Организация складского хозяйства ресторанов.

8. Организация материально-технической базы ресторанов.

9. Организация производства в ресторанах.

10. Архитектурно-планировочные решения (производственные помещения).

11. Архитектурно-планировочные решения (помещения для потребителей).

12. Концепция ресторанного заведения.

13. Маркетинг в ресторанном бизнесе.

14. Франчайзинг в ресторанном бизнесе.

15. Рационализация трудового процесса, внедрение передовых приемов и методов труда.

16. Составление рабочего времени и методы его изучения.

17. Система подбора, подготовки и повышения квалификации кадров.

18. Разработка и внедрение рациональных форм материального и морального стимулирования труда.

19. Тренинги и ролевые игры.

20. Карьерный рост.

21. Корпоративная этика.

22. Текучесть кадров.

23. Спорные кадровые вопросы.

24. Разрешение конфликтных ситуаций.

25. Ценообразование в ресторанном бизнесе.

26. Организационная подготовка предприятий к обслуживанию.

27. Меню: назначение, состав, использование и оформление.

28. Организация обслуживания в ресторанах.

29. Продвижение ресторанных услуг.

30. Функции менеджера по организации банкета.

31. Прогрессивные технологии обслуживания.

32. Классификация форм и методов обслуживания в зависимости от типа и класса предприятия.

33. Правила оказания услуг. Показатели культуры обслуживания.

34. Виды банкетов и особенности их проведения.

35. Услуги по организации и обслуживанию торжеств и тематических мероприятий.

36. Изучение потребительского спроса.

37. Реклама ресторанов.

38. Особенности осуществления коммуникационной политики.

39. Алгоритм разработки и технология проведения рекламных кампаний.

40. Вкусовые сочетания вина и продуктов.

Примечание: Возможна корректировка вопросов в пределах учебной программы!

Основная литература:

1. Волков Ю.Ф. Интерьер и оборудование гостиниц и ресторанов. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004 – 352 с.

2. ГОСТ Р 50762-2007 «Классификация предприятий общественного питания»

3. ГОСТ Р 50764-2009 «Услуги общественного питания. Общие требования»

4. ГОСТ Р 51074-97 «Продукты пищевые. Информация для потребителей. Общие требования»

5. Гостиничное и ресторанное дело, туризм: Сборник нормативных документов. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – 384 с.

6. Дементьев Е.П. Ресторанный бизнес: секреты успеха. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 253 с.

7. Денисов Д.И. Фаст-фуд. Рестораны быстрого обслуживания. – М.: ЗАО «Издательский дом «Ресторанные ведомости», 2003. – 236 с.

8. Джеймс Джон. Управление рестораном. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 440 с.

9. Зайко Г.М., Джум Т.А. Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания. – М.: Магистр, 2008 – 557 с.

10. Затуливертов Александр Ресторан: с чего начать, как преуспеть. Советы владельцам и управляющим. – СПб.: Питер, 2008. - 224 с.

11. Исмаил Ахмед. Организация банкетов, фуршетов, презентаций. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003 – 448 с.

12. Калашников А.Ю. Кафе, бары и рестораны: Организация, практика и техника обслуживание. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 384 с.

13. Костас Катсигрис, Крис Томас. Учебник ресторатора. – М.: ООО «Издательский дом «Ресторанные ведомости», 2008 – 576 с.

14. Кристофер Эгертон-Томас. Ресторанный бизнес. – М.: РосКонсульт, 2001.- 272 с.

15. Мтвралашвили Г.И. Прибыльный ресторан. Советы владельцам и управляющим. – СПб.: Питер, 2011. – 256 с.

16. Назаров О.В. 333 хитрости ресторанного бизнеса. – М.: .: ООО «Издательский дом «Ресторанные ведомости», 2009 – 256 с.

17. Назаров О.В. Как «раскрутить» ресторан. – М.: Издательский дом «Ресторанные ведомости», 2003. – 176 с.

18. Ситникова О.В. Ресторан и кафе с нуля. – СПб.: Питер, 2008. – 152с. Уланов А.Н. Кофейня: с чего начать, как преуспеть. Советы владельцам и управляющим. – СПб.: Питер, 2008. – 174 с.

19. Федотова Ю.А. Ресторанная кухня. Фуршеты, шведский стол, кейтеринг. – М.: .: ООО «Издательский дом «Ресторанные ведомости», 2010 – 160 с.

20. Эрдош Джордж. Кейтеринг: Как начать и успешно вести выездной ресторанный бизнес. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – 238 с.

3.8.2. Темы курсовых работ по дисциплине

1.«Инновации в ресторанном бизнесе».

2.Бизнес-план организации предприятия общественного питания.

3.Интернет в маркетинговой деятельности ресторана.

4.Информационно-рекламная деятельность ресторана.

5. Коммерческая деятельность ресторанов.

6. Концепция ресторанного бизнеса.

8.Концепция создания собственного ресторана.

9.Культура обслуживания как фактор устойчивого развития ресторанного бизнеса.

10.Организационная структура управления предприятием ресторанного.

бизнеса и методы ее оптимизации.

11.Организация и развитие ресторанного бизнеса в РФ в условиях.

становления и развития рыночных отношений.

12.Организация и технология предоставления дополнительных услуг в ресторане, и оценка их эффективности.

13.Организация материально-технической базы ресторана.

14.Организация обслуживания иностранных туристов в ресторанах 15.Организация обслуживания по системе «кейтеринг».

16.Организация ресторанного бизнеса.

17.Организация ресторанного бизнеса на примере открытия ресторана.

18.Организация ресторанного бизнеса. Современное состояние. Бизнес-идея 19.Основы ресторанного бизнеса.

20.Особенности рекламы в сфере ресторанного бизнеса и её специфика. 21.Перспективы развития ресторанного бизнеса в России.

22.Прогрессивные технологии обслуживания в ресторанах.

23.Ресторанный бизнес - развитие классификация.

24.Ресторанный бизнес в России.

25.Ресторанный бизнес: развитие и классификация. Направления развития ресторанного бизнеса.

26.Связи с общественностью (PR) в ресторанном бизнесе в условиях кризиса.

27.Тенденции развития и совершенствования современных технологий ресторанного бизнеса.

28.Формирование цен в ресторанном бизнесе.

29.Сертификация услуг ресторана и бара. Правила и порядок сертификации.

30.Информационно-рекламная деятельность ресторана. Организация информационно справочной службы.

31.Изучение потребительского спроса в ресторанном бизнесе.

32.Конкурентоспособность в ресторанном бизнесе.

3.9. Корпоративное управление

3.9.1. Вопросы для подготовки к экзамену

1. Корпоративное управление: определения, эволюция.

2. Принципы корпоративного управления.

3. Основные участники корпоративного управления.

4. Теоретические основы анализа корпоративного управления.

5. Англо-американская модель корпоративного управления.

6. Немецкая модель корпоративного управления.

7. Японская модель корпоративного управления.

8. Формирование и развитие корпоративного управления в России.

9. Международная практика корпоративного управления.

10. Корпоративный контроль: основания, мотивация, формы.

11. Совет директоров: права и функции.

12. Правила для независимого директора.

13. Комитеты совета директоров.

14. Исполнительные органы акционерного общества.

15. Подготовка и публикация годового отчета акционерного общества.

16. Кодекс корпоративного поведения: разработка, принципы.

17. Принципы российского Кодекса корпоративного поведения.

18. Корпорация: создание, реорганизация, ликвидация.

19. Слияния и поглощения: средства корпоративной защиты, оценка эффективности.

20. Рейтинги корпоративного управления.

21. Корпоративная культура: определение, функции, структура, факторы.

22. Корпоративная этика.

23. Корпоративный секретарь.

24. Корпоративная норма.

25. Корпоративное управление в компаниях с государственным участием

26. Регулирование корпоративного управления за рубежом.

27. Регулирование корпоративного управления в России.

28. Внутренние корпоративные документы компании.

29. Общие требования к финансовой отчетности корпорации.

30. Теория и практика многонациональной корпорации.

31. Принятие управленческих решений в корпорации.

32. Создание системы оперативного управления.

33. Информационное обеспечение корпоративного управления

Примечание: Возможна корректировка вопросов в пределах учебной программы!

Основная литература:

1. Беликов И., Вербицкий В. Корпоративное управление, его стандарты и их внедрение. – Общество и экономика, 2005, №10-11. – с.113-139.

2. Гущин В.В. Корпоративное право.- М.: Эксмо, 2006.– 640 с.

3. Иванов И.Н. Менеджмент корпорации [Текст] : учебник по спец. "Менеджмент организации" / И. Н. Иванов. - М. : Инфра-М, 2004. - 368 с. Исаев Д.В. Корпоративное управление и стратегический менеджмент [Текст] : информационный аспект / Д. В.

4. Ивашковская И., Пономарева М., Сеттлз А. Деятельность советов директоров и стратегическая эффективность компаний. – Проблемы теории и практики управления, 2007, №8. – с. 76-87.

5. Имаи Масааки. Кайдзен [Текст] : Ключ к успеху японских компаний / М. Имаи ; пер. с англ. И. Гутмана. - 2-е изд. - М. : Альпина Бизнес Букс, 2005. - 274 с.

6. Исаев Д.В. Информационное обеспечение корпоративного управления и стратегического менеджента. М. ­– 2008.

7. Исаев Д.В. Корпоративное управление: сущность, история, перспективы. – Финансовая газета, 2007, №12 (796). – с.14-15.

8. Исаев Д.В. Информационная составляющая корпоративного управления. – Финансовая газета, 2007, №21 (805). – с.15.

9. Исаев Д.В. Информационная поддержка корпоративного управления: проблемы и пути решения. – Финансовая газета, 2007, №25 (809). – с.14-15; №26 (810). – с.11-12.

10. Исаев Д.В. Сущность корпоративного управления: современный взгляд. – Проблемы теории и практики управления, 2007, №7. – с.64-69.

11. Исаев Д.В. Проблемы информационного обеспечения корпоративного управления. – Проблемы теории и практики управления, 2007, №11. – с.74-77.

12. Исаев Д.В. Кодексы корпоративного управления и прозрачность компаний. – Финансовая газета, 2008, №11 (847). – с.14-15; №12 (848). – с.14-15.

13. Исаев Д.В. Корпоративная отчетность: тенденции и перспективы. – Финансовая газета, 2008, №17 (853). – с.15; №18 (854). – с.14-15.

14. Исаев Д. В. Корпоративное управление и стратегический менеджмент. Информационный аспект: [монография] / Д. В. Исаев. - М. : ГУ ВШЭ, 2010. - 219 с

15. Корпорации. Корпоративное управление.: Черезов А.В. - Экономика, 2006. - 478 с.

16. Корпоративное управление и работа совета директоров в российских компаниях / Под ред. А. А. Филатова и К. А. Кравченко. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. — 345 с.

17. Лайкер, Джеффри К. Дао Тоyta [Текст] : 14 принципов менеджмента ведущей компании мира / Д. К. Лайкер ; пер. с англ. Т. Гутмана. - М. : Альпина Бизнес Букс, 2005. - 402 с.

18. Современная практика корпоративного управления в российских компаниях / Под ред. А. А. Филатова и К. А. Кравченко. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. — 245 с.

4 . и ее характеристика

Выполнение курсовых работ и их положительная оценка является обязательным условием доступа к зачету или экзамену. Студенты, не предъявившие курсовые работы к зачету (экзамену) не допускаются.

включает в себя: введение, основную часть, заключение, библиографию и приложение.

ВВЕДЕНИЕ. всегда начинается с введения, в котором осуществляется постановка конкретной проблемы, откуда следует обоснование актуальности темы, ее практическое значение, цель и задачи (под задачами подразумеваются главы работы). Затем оговаривается, какие вопросы, имеющие непосредственное отношение к проблеме, не будут затронуты или будут освещены поверхностно как второстепенные. В завершающей части введения дается краткий обзор основных источников, которые были использованы при написании работы.

Необходимо отметить важное правило - введение, как и заключение, рекомендуется писать после полного завершения основной части. До того, как будет создана основная часть работы, невозможно написать хорошее введение, так как автор еще не вполне овладел материалами по теме.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Содержанием основной части курсовой работы является теоретическое осмысление проблемы и изложение эмпирического (эмпиризм от гр. empeina - опыт), фактического материала. Последовательность изложения того и другого может быть различной. Все зависит от желаний и предпочтений автора.

Чаще всего вначале излагаются основные теоретические положения по исследуемой теме, а затем конкретизируемый текстовой или эмпирический материал, который аргументировано подтверждает изложенную теорию.

Как правило, основная часть состоит из нескольких глав, как минимум двух, при необходимости выделяются пункты.

В Главе 1 обращается внимание на общие теоретические вопросы темы, даются общие понятия, категории или исторические аспекты, показывается степень изученности и др. Объем главы - не более 30% всей работы.

Во 2 и последующих главах отражается сущность темы, излагаются углубленные знания проблемных вопросов, различные точки зрения, составление позиций, определяются недостатки и узкие места изучаемой проблемы. Студент должен высказать свое отношение к социальным связям и причинам, обусловившим реальное состояние изучаемого явления, выделить положительное и определить недостатки и узкие места, сформулировать наиболее эффективные меры по их устранению. При этом излагаемые положения должны подкрепляться результатами изучения и анализа из реальной жизни, личного опыта, публикаций в средствах массовой информации, судебной практики и т.д. Объем этой части - 50-60% от общего объема всей работы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Заключение содержит краткую формулировку результатов, полученных в ходе работы. В заключении, как правило, автор письменного исследования суммирует результаты осмысления темы, выводы, обобщения и рекомендации, которые вытекают из его работы, подчеркивает их практическую значимость, а также определяет основные направления для дальнейшего исследования в этой области знаний Необходимо иметь в виду, что введение и заключение никогда не делятся на части Объем заключения примерно равен объему введения..

БИБЛИОГРАФИЯ. Библиография - это перечень книг, журналов, статей с указанием основных данных (место и год выхода, издательство и др.).

Библиографический список источников и литературы, использованных при разработке курсовой работы, является обязательным атрибутом любой научно-исследовательской работы.

Библиография включает библиографические описания всех использованных, цитированных или упоминаемых в работе документов, а гак же прочитанную литературу по теме, которая оказала существенное влияние на содержание работы.

ПРИЛОЖЕНИЯ. Приложения могут быть различными: таблицы, схемы. графики. диаграммы, данные социологические опросов, иллюстрации, копии судебных приговоров и т.д. Приложения оформляются после списка источников и литературы и располагаются в порядке ссылок с текста. Каждое приложение начинается с нового листа с обозначением в правом верхнем углу словом Приложение. Приложения должны нумероваться последовательно, заглавными буквами (например: Приложение А) и иметь заголовок.

набирается на компьютере, объем работы (без приложений) составляет не менее 25 листов. Межстрочный интервал составляем 1.5 пункта. 1800 знаков на странице, включая пробелы и знаки препинания. Размер левого поля - 30 мм. правого - 15 мм. верхнего - 20 мм и нижнего 25 мм. Первая строка абзаца - отступ 1,5 см. Таким образом, на странице располагается от 28 до 30 строк.

Каждая структурная часть курсовой работы (введение, глава, заключение, библиография, приложения) начинается с новой страницы. Название располагается симметрично тексту (посередине). Расстояние между названием структурной части и следующим за ней текстом (названием пункта) составляет 1 интервал. Такое же расстояние предусматривается между текстом и названием следующего пункта (подпункта) главы. Интервалы между названием пункта (подпункта) и следующим за ним текстом не предусмотрены.

После заголовка, располагаемого посредине строки, не ставится точка. Также не допускается подчеркивание заголовка и переносы в словах заголовка.

Страницы нумеруются в нарастающем порядке.

Титульный лист включается в общую нумерацию, но номер страниц на нем не проставляется, т.е. первый напечатанный номер будет на листе работы, на котором размещается содержание. Номера страниц проставляются вверху листа с правой стороны.

Для рецензирования курсовой работы необходимо после титульного листа вставить чистый лист (рецензионный лист не нумеруется).

Оформленная работа должна быть прошита в пластиковый скоросшиватель.

Основными критериями оценки курсовой работы являются: всесторонность и глубина разработки проблемы; основательность и полнота использования источников и научной литературы; привлечение нормативных актов и материалов юридической практики; самостоятельность и творческий подход к разработке темы; достоверность и научная обоснованность выводов и практических предложений; логика и последовательность материала; соответствие нормативным требованиям порядка оформления работы; умение работать с документальными и литературными источниками, формулировать основные выводы по результатам анализа конкретного материала; грамотность и стиль изложения.

Работа оценивается на "неудовлетворительно" если: тема, содержание работы не относится к предмету дисциплины; работа перепечатана из Интернета, CD-ROM или других носителей информации; неструктурированный план письменной работы: объем работы менее указанного; в работе отсутствуют ссылки на нормативные и другие источники: оформление работы не соответствует предъявляемым требования (отсутствует нумерация страниц, неверное или неполное оформление библиографии и т.д.).

5. Условия проведения экзамена

1. Порядок проведения экзамена

Экзамен по учебной дисциплине проводится либо устно, либо в форме тестирования в объеме учебной программы в соответствии с учебным планом.

Экзаменационные билеты содержат два (в некоторых дисциплинах - три) теоретических вопроса, или один из вопросов содержит практическую ситуацию, либо задачу.

Студентам, замеченным в помощи друг другу, а также пользующимся учебными пособиями, различного рода записями могут быть заданы дополнительные экзаменационные задания или они могут экзаменоваться без билета.

По истечении 30 минут, данных для подготовки к ответу, студент отвечает на поставленные в билете вопросы.

По окончании ответа на вопросы билета студенту могут задавать дополнительные, уточняющие вопросы в пределах учебного материала, вынесенного на экзамен.

Тестовые задания содержат от 40 до 100 вопросов. К каждому вопросы предлагается минимум три варианта ответа, один (или несколько) из которых являются верными. По истечении 30 минут, данных для выполнения тестового задания, лист с ответом сдается преподавателю.

2. Критерии оценки знании студентов

Оценки выставляются за ответы по каждому основному вопросу, за ответ на дополнительный вопрос (вопросы) и выводится итоговая оценка по результатам экзамена.

Оценка за выполнение тестового задания выставляется в зависимости от количества правильных ответов, приблизительно по следующей схеме: 0%-50% - «неудовлетворительно», 51-70% - «удовлетворительно», 71%-90% - «хорошо», 91%-100% - «отлично».

Оценка заносится в экзаменационную ведомость и зачетную книжку. Неудовлетворительные оценки проставляются только в экзаменационной ведомости (в зачетные книжки не заносятся). Неявка на экзамен отмечается в ведомости: «не явился».

Критерии оценки:

«Отлично» - если студент глубоко и прочно усвоил программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно, логически стройно его излагает, тесно увязывает с ответом при видоизменении задания, правильно обосновывает свои выводы и решения, умеет самостоятельно обобщать излагать материал, не допускает ошибок.

«Хорошо» - если студент твердо знает программный материал, грамотно излагает его. Не допускает существенных неточностей в ответе на вопрос.

«Удовлетворительно» - если студент усвоил только основной материал, но не знает отдельных деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушает последовательность в изложении программного материала.

«Неудовлетворительно» - если студент не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки.

Студенты, получившие оценку «неудовлетворительно» допускаются к повторной сдаче по разрешению учебной части.

Пересдача на более высокий балл возможна только в исключительных случаях комиссионно в течение текущего учебного года.

6. Условия проведения зачета

ЗАЧЁТ как форма контроля и организации обучения служит приёмом проверки степени усвоения учебного материала, практических, семинарских и лекционных занятий, качества усвоения студентами отдельных разделов учебной программы, сформированных умений и навыков.

Порядок и критерии опенки знаний студентов при проведении зачёта

Зачёт проводится устно или письменно по решению преподавателя, в объёме учебной программы;

1. Преподаватель вправе задать дополнительные вопросы, помогающие выяснить степень знаний студента в пределах учебного материала, вынесенного на зачёт;

2. По решению преподавателя зачёт может быть выставлен без опроса – по результатам работы студента в течение семестра.

3. Положительные результаты сдачи зачёта оцениваются отметкой «зачтено» и проставляются в ведомости и в зачётной книжке студента. Отрицательные результаты - «не зачтено» - только в ведомости;

4. «Зачтено» - если студент глубоко, прочно усвоил программный материал, показывает умение самостоятельно обобщать теоретический материал, грамотно оперирует основными понятиями и терминами, не допускает ошибок;

5. «Не зачтено» - студент не владеет значительной частью программного материала, допускает существенные ошибки, не выполняет задания, установленные преподавателем;

6. Студенты, не сдавшие установленные учебным планом зачёты, к сессии не допускаются.

Буряк Л.Г., Блинова Л.А., Борисова Т.В. Жежерова В.П., Каразия Н.А., Ляшенко В.А., Малюгина О.П. Мещанкин А.В., Набатова А.Г., Набатова Н.А., Ращупкина Т.Ю., Сапаркина А.В., Сметанин А.Н., Стафеева Ю.В., Сутормина Е.В., Тычко Я.А. - преподаватели кафедры «Менеджмент и туризм» Камчатского филиала ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма сервиса».

Компьютерная верстка: Набатова А.Г. - лаборант кафедры «Менеджмент и туризм» Камчатского филиала ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса».