Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 14

 

Поиск            

 

3. Множественное число, отрицание, вопросы 15 > Творительный падеж 17

 

             

3. Множественное число, отрицание, вопросы 15 > Творительный падеж 17

Содержание

Существительные........................................................................................... 3

Введение.................................................................................................... 3

Притяжательные окончания.................................................................... 5

Общая таблица........................................................................................... 7

1. Пространственные падежи............................................................. 9

2. Родительный и винительный падежи............................................ 12

3. Множественное число, отрицание, вопросы................................ 15

4. Творительный падеж....................................................................... 17

Названия падежей..................................................................................... 18

Послелоги....................................................................................................... 20

Служебные имена.......................................................................................... 22

Прилагательные............................................................................................. 23

Способы образования прилагательных.................................................. 23

Степени сравнения прилагательных...................................................... 25

Числительные................................................................................................. 26

Залоги глагола................................................................................................ 27

Личные окончания......................................................................................... 29

1. Личные окончания-1............................................................................. 29

2. Личные окончания-2............................................................................. 32

Глаголы........................................................................................................... 33

Введение, таблицы.................................................................................... 33

1. Настоящее время глагола..................................................................... 35

2. Переходное время глагола................................................................... 37

3. Прошедшее время глагола.................................................................... 39

4. Условное наклонение глагола............................................................. 40

5. Желательное наклонение глагола....................................................... 41

6. Повелительное наклонение глагола................................................... 42

7. Будущее предположительное время глагола...................................... 44

8. Будущее время намерения.................................................................... 45

9. Давно прошедшее время (очевидное)................................................. 46

10. Давно прошедшее время (не очевидное).......................................... 47

11. Переходное прошедшее время........................................................... 48

Вспомогательные глаголы екен и едi..................................................... 49

Другие вспомогательные глаголы.......................................................... 50

Причастия....................................................................................................... 52

Введение.................................................................................................... 52

Причастия прошедшего времени............................................................ 52

Причастия настоящего времени.............................................................. 53

Причастия будущего времени................................................................. 54

Деепричастия.................................................................................................. 55

Модальность................................................................................................... 56

Введение.................................................................................................... 56

1. Глагол алу – мочь, бiлу – уметь........................................................... 56

2. Глагол болу – можно............................................................................. 57

3. Модальные слова................................................................................... 58

3.1 Модальное слово керек – надо...................................................... 58

3.2 Модальные слова шығар – возможно, сияқты – кажется............. 60

Местоимения.................................................................................................. 61

Введение.................................................................................................... 61

1. Личные местоимения............................................................................ 61

2. Возвратные местоимения..................................................................... 63

3. Указательные местоимения.................................................................. 64

4. Вопросительные местоимения............................................................ 66

5. Определительные местоимения.......................................................... 67

6. Неопределённые местоимения............................................................ 68

7. Отрицательные местоимения.............................................................. 68

Сложные предложения.................................................................................. 69

Введение.................................................................................................... 69

Сложносочинённые предложения.......................................................... 70

Сложноподчинённые предложения........................................................ 70

1. с придаточными условия................................................................. 71

2. с придаточными цели...................................................................... 72

3. с придаточными уступительными................................................. 72

4. с придаточными времени................................................................ 73

5. с придаточными причины............................................................... 74

6. с придаточными образа действия................................................... 75

Литература...................................................................................................... 75

http://kaz-tili.kz/

Грамматика казахского языка на этом сайте представлена в простой, интересной форме. Таблицы окончаний размещены так, чтобы легко запомнить после каких букв какие добавляются окончания.

Правила необходимы, порядок нужен, но зубрёжка – это плохо. Чуть-чуть моей фантазии, простое изложение материала и изучение казахского языка для вас станет интересным и увлекательным делом!

Материал составлен таким образом, как мне самой было проще изучать язык. Надеюсь, что и вам такой стиль изложения будет полезен и позволит без лишних трудов выучить правила. Знакомиться с материалом советую по порядку, начиная с раздела "Существительные". Прошу ссылаться на этот сайт в случае распространения материала.

Любые ваши замечания или восторги:) пишите в гостевой книге, они будут мне полезны.
Или отправляйте ваши комментарии на e-mail: kaz-tili@yandex.ru на имя Татьяны Валяевой.

Существительные

(Зат есiмдер)

Введение


Когда я только начала изучать казахский язык, я думала, что это очень тяжело - запомнить все окончания существительных, суффиксы глаголов и после каких букв они добавляются. Но когда я собрала все таблицы окончаний существительных в одну общую таблицу и расположила их по схожим признакам, то выучить все правила оказалось не сложно. Тоже самое я проделала и с суффиксами глаголов. Когда в памяти есть общая таблица, тогда есть от чего отталкиваться.

Со временем же, после небольшой практики, окончания добавляешь автоматически, так как привыкаешь к определённому звучанию языка, и если вдруг употребил не то окончание или суффикс, они просто "режут ухо":)) Так что желаю вам удачи в изучении казахского языка и надеюсь, что мои таблицы помогут вам в этом.
Возможно, вы знакомы с основными правилами добавления окончаний, но я хочу быть уверена, что вы их знаете, поэтому напоминаю два важных правила:

1. После твёрдого слога следует твёрдое окончание, после мягкого слога следует мягкое окончание.

Всего лишь четыре гласные буквы встречаются в окончаниях в казахском языке (это же легко запомнить?) – "а , е " и "ы , і ".
Если добавляются окончания, содержащие гласные буквы "а" и "е", например, местный падеж или окончания множественного числа (да/де; тар/тер и т.д., см. Общая таблица), то окончание с буквой "а" добавляется к твёрдому слогу, а окончание с буквой "е" к мягкому.
Пример (пока на согласные внимание не обращаем, о них подробно позже):

адам – человек, адамда – у человека, адамдар – люди
қасық – ложка, қасықта – на ложке, қасықтар – ложки
әже – бабушка, әжеде – у бабушки, әжелер – бабушки

Слово твёрдое, если в нём присутствуют гласные: а, э, о, ы, ұ (также в твёрдости слова вы можете быть уверены, если в нём присутствуют согласные "қ" и "ғ")
Слово мягкое, если в нём гласные: ә, е, ө, і, ү
Буквы "и" и "у" могут быть и твёрдыми и мягкими, в зависимости от сочетания в слове с другими гласными.

Если же при образовании падежей в окончаниях используются гласные буквы "ы, і" (родительный, винительный), то при добавлении к твёрдому слогу добавляется твёрдое окончание с буквой – "ы", а к мягкому - окончание с буквой – "і".
Пример (опять же на согласные пока внимание не обращаем):

адамның – человека (кого?, чей?), адамды – человека (кого?)
әженің – бабушки (кого?, чей?), әжені – бабушку (кого?)

Если в одном слове есть и твёрдые и мягкие гласные, то при добавлении окончаний смотрим на последний слог слова:

кітап – книга, кітаптар – книги, емтихан – экзамен, емтихандар – экзамены
заңгер – юрист, заңгерлер – юристы, мұғалiм – учитель, мұғалiмдер – учителя

Есть исключения из правил, но они касаются только слов, заимствованных из других языков (чаще из русского).
1) Если заимствованное слово заканчивается на "ль, рк, нк, кс, кт", то присоединяются мягкие окончания, например: ансамблдi , ролдi (мягкий знак отбрасывается), паркке , банкте .
2) Если слово заканчивается на "х", то присоединяется твёрдое окончание, например, цехта .



2. Второе правило – это порядок следования окончаний.

Первым окончанием всегда идёт множественное число (на сайте - чёрным жирным шрифтом), вторым – притяжательное окончание (твоё, моё, наше и т.д, на сайте голубым цветом) и только третьим – окончание какого-либо падежа. Пример сочетания окончаний множественного числа и окончаний местного падежа (где?), пока без притяжательных окончаний:

әже – бабушка, әжеде – у бабушки, әжелер де – у бабушек
қала – город, қалада – в городе, қалалар да – в городах

Пример с притяжательными окончаниями (смотрим только порядок следования окончаний, подробней о них далее):

әжеде – у бабушки, әжем де – у моей бабушки, әжелер де – у моих бабушек
қалада – в городе, қаламыз да – в нашем городе, қалалар ымыз да – в наших городах

Ещё один важный момент, который нужно знать прежде чем приступать к изучению окончаний:

Если после букв "к", "қ", "п" следует гласная, то есть добавляется окончание, которое начинается с гласной буквы (притяжательные окончания), то эти буквы "к", "қ", "п" превращаются в звонкие: к – г, қ – ғ, п – б. Пример:

кітап – книга, кітабым – моя книга, кітабыңыз – Ваша книга

Если добавляется окончание, начинающееся на согласную (окончания множественного числа или окончания падежей), то слова не изменяются:

кітаптар – книги, кітапта – в книге

Ещё примеры:

көбелек – бабочка, көбелекте – на бабочке, көбелегі – его бабочка
көбелегім – моя бабочка, көбелектер ің де – на твоих бабочках
қаймақ – сметана, қаймағым – моя сметана, қаймақта – в сметане

Притяжательные окончания

(тәуелдiк жалғау)



С добавлениями притяжательных окончаний нет проблем (если привыкнуть:)))

1 лицо, ед.число Менiң (мой, моя, моё)
1 лицо, мн.число Біздiң (наш, наша, наше)

м
мыз / мiз

2 лицо, ед. число Сенiң (твой, твоя, твоё)
2 лицо, мн. число Сендердiң (ваш, ваша, ваше)

2 лицо, (ув) ед. число Сіздiң (Ваш, Ваша, Ваше)
2 лицо, (ув) мн. число Сіздердiң (Ваш, Ваша, Ваше)

ң

ңыз / ңiз

3 лицо, ед. число Оның (его, её)
3 лицо, мн. число Олардың (их)

сы / сi , ы / i


ы/i
ы/i

ы/i

ы/i



1) Когда говоришь "моё " – добавляется буква "м". Ну просто же?

әжем – моя бабушка, балам – мой ребёнок, айнам – моё зеркало
сөрем – моя полка, бөлмем – моя комната, қалам – мой город

Но если слово заканчивается на согласную (в том числе на сонорные "й, у"), то перед буквой "м" ещё добавляется гласная "ы" или "і" в зависимости от твёрдости или мягкости слова:

үстелім – мой стол, қағазым – моя бумага, шайым – мой чай
досым – мой друг, сөздiг – мой словарь, сағатым – мои часы

Если говоришь "наше ", то добавляется – "мыз" или "міз" в зависимости от того, твёрдое слово или мягкое.

әжеміз – наша бабушка, баламыз – наш ребёнок, айнамыз – наше зеркало
сөреміз – наша полка, бөлмеміз – наша комната, қаламыз – наш город

И, конечно же, если слово заканчивается на согласную, то ещё добавляем буквы "ы" или "і", в зависимости от твёрдости или мягкости слова:

үстеліміз – наш стол, қағазымыз – наша бумага, шайымыз – наш чай
досымыз – наш друг, сөздiгiмiз – наш словарь, сағатымыз – наши часы

Ещё примеры:

қыз – девочка (дочь), қызым – моя дочь, қызымыз – наша дочь
үй – дом, үй – мой дом, үйiмiз – наш дом
сурет – картина, суретім – моя картина, суретіміз – наша картина
қала – город, қалам – мой город, қаламыз – наш город
әке – отец, әкем – мой отец, әкеміз – наш отец

2) Если нужно сказать "твоё " или "ваше " (обращение к друзьям или младшим), то и в единственном, и во множественном числе, если слово заканчивается на гласную, добавляется всего одна буква "ң". И, конечно, используются дополнительные "ы" или "і", если слово заканчивается на согласную букву. Пример:

әжең – твоя (ваша) бабушка, балаң – твой (ваш) ребёнок, бөлмең – твоя (ваша) комната
үстелің – твой (ваш) стол, қағазың – твоя (ваша) бумага, сағатың – твои (ваши) часы

При уважительном обращении в единственном и множественном числе окончания "ңыз" или "ңіз" и дополнительные гласные "ы" или "і", если слово заканчивается на согласную букву:

әжеңіз – Ваша бабушка, балаңыз – Ваш ребёнок, бөлмеңіз – Ваша комната
үстеліңіз – Ваш стол, қағазыңыз – Ваша бумага, сағатыңыз – Ваши часы

3) И остались притяжательные окончания третьего лица (очень часто встречаемые), если нужно сказать "его ", "их ", то добавляются просто гласные буквы "ы" или "і" после согласных, а после гласных добавляются окончания "сы" или "сі".

әжесі – его (их) бабушка, баласы – его (их) ребёнок, бөлмесі – его (их) комната
үстелі – его (их) стол, қағазы – его (их) бумага, сағаты – его (их) часы

Примечание. К словам "отбасы", "үй-iшi", "аты-жөнi" окончания 3-го лица уже добавлены.

Имена собственные употребляются со словами в притяжательной форме третьего лица:

Алматы қаласы – город Алматы, Абай көшесі – улица Абая, Арал теңiзі – Аральское море
Арарат тауы – гора Арарат, Балқаш көлi – озеро Балхаш, Медеу мұзайдыны – каток Медеу

И различные примеры:

қызы – его дочь, қызым – моя дочь, қызымыз – наша дочь, қызыңыз – Ваша дочь
қаламыз – наш город, қалаң – твой город, қаламыз – наш город, Астана қаласы – город Астана
мектебi – его школа, мектебім – моя школа, мектебіңiз – Ваша школа, орыс мектебi – русская школа

Если же вы хотите указать, что это чей-то предмет не только с помощью притяжательных окончаний, но дополнительно ещё и местоимением (мой, твой, его), то необходимо использовать местоимения в родительном падеже или ещё по-другому их называют местоимениями в притяжательной форме. Местоимения приведены в таблице в начале этого раздела.

менiң қызым – моя дочка, сенiң қызың – твоя дочка
сiздiң қасығыңыз – Ваша ложка, оның қасығы – его ложка

С местоимениями множественного числа (біздiң, сендердiң, сіздердiң, олардың) существительные чаще всего употребляются во множественном числе. Такие примеры смотрите далее в разделе: Множественное число, отрицание, вопросы.

Не забывайте, что к словам, заканчивающимся на сонорную "у", присоединяются притяжательные окончания с дополнительными "ы" или "i":

сөйлесуiмiз – наш разговор, оқуым – мои занятия
таңдауы – его выбор, кездесуiңiз – ваша встреча

Таблица с примерами:

Менiң
Біздiң

бала+м
бала+мыз

бөлме+м
бөлме+мiз

қыз+ым
қыз+ымыз

сурет+
сурет+iмiз

Сенiң, Сендердiң
Сіздiң, Сіздердiң

бала+ң
бала+ңыз

бөлме+ң
бөлме+ңiз

қыз+ың
қыз+ыңыз

сурет+
сурет+iңiз

Оның, Олардың

бала+сы

бөлме+сi

қыз+ы

сурет+i

Общая таблица

Теперь, когда основные правила добавления окончаний изучены, можно обратиться к Общей таблице и без особых проблем выучить её!

Знак "/" читайте как "или". Например, окончания "дан" или "ден" присоединяются, если слова заканчиваются на гласные буквы, или на сонорные "л р у й", или на звонкие "ж з". Цифры 1, 2, 3 - лица имен существительных.

1.

Исходный падеж
Шығыс септiк

(кiмнен?, неден?, қайдан?)

дан / ден

гласн / л р у й / ж з

тан / тен

глух / б в г д

нан / нен

м н ң / 3

Местный падеж
Жатыс септiк

(кiмде?, неде?, қайда?, қашан?)

да / де

гласн / сонор / ж з

та / те

глух / б в г д

нда / нде

3

Дательно-направ. падеж
Барыс септiк

(кiмге?, неге?, қайда?)

ға / ге

гласн / сонор / ж з

қа / ке

глух / б в г д

на / не

3

а / е

1 / 2

2.

Родительный падеж
Iлiк септiк

(кiмнiң?, ненiң?)

дың / дiң

л р у й / ж з

тың / тiң

глух / б в г д

ның / нiң

гласн / м н ң / 3

Винительный падеж
Табыс септiк

(кiмдi?, ненi?)

ды / дi

сонор / ж з

ты / тi

глух / б в г д

ны / нi

гласн

н

3

Притяжат. окончания
2-ая форма

(кiмдiкi?, ненiкi?)

дiкi

сонор / ж з

тiкi

глух / б в г д

нiкi

гласн

3.

Множественное число

дар / дер

л м н ң / ж з

тар / тер

глух / б в г д

лар / лер

гласн / р у й

Отрицание, вопрос

ба / бе

м н ң / ж з

па / пе

глух / б в г д

ма / ме

гласн / р у й л

4.

Творительный падеж
Көмектес септiк

(кiммен?, немен?)

бен

ж з

пен

глух / б в г д

мен

гласн / сонор / 3



К сонорным относятся: "м н ң " и "л р у й ". Буква "у" в конце слова является сонорной!

Все таблицы окончаний существительных разделены на четыре группы:

1. Первая группа объединяет пространственные падежи. Эти три падежа (исходный, местный и дательно-направительный) показывают расположение предмета в пространстве;
2. Вторая группа объединяет тоже очень похожие падежи – родительный и винительный. (В эту же группу добавила притяжательные окончания 2-ой формы, чтобы легче было запомнить правила присоединения этих окончаний);
3. Третья группа – это самые важные окончания – окончания множественного числа и отрицание/вопрос;
4. Четвёртая группа – творительный падеж (одна таблица).

Все таблицы построены по следующему принципу распределения окончаний:

Звонкие

Глухие

Сонорные



(четвертая строка добавляется, когда есть исключения)

1) В первой строке каждой таблицы "звонкие окончания ", то есть окончания, которые начинаются на звонкую согласную и чаще это звонкая согласная "д" (дар/дер, да/де и т.д), лишь в дательно-направительном падеже "ғ/г" и в остальных случаях звонкая "б". "Звонкие окончания" первых строк таблиц всегда следуют после звонких согласных "ж" и "з". То есть если вы встречаете слово, которое заканчивается на "ж" или "з" вы всегда знаете, что какой бы ни был падеж (из любой таблицы) вы всегда берёте окончание первой строки! (қағаз+да – на бумаге, қағаз+ды – бумагу, қағаз+бен – бумагой)

2) Во вторых строчках каждой таблицы находятся "глухие окончания ", то есть окончания, начинающиеся на глухую согласную. Чаще это "т", в дательно-направительном падеже глухие "қ/к" и в остальных случаях глухая согласная "п". Также "глухое окончание" добавляется после букв "б, в, г, д" (эти четыре согласные редко встречаются в конце слова, в основном, если слова заимствованы от русского, Иванов+та=Ивановта – у Иванова). Всегда, когда слово заканчивается на глухую согласную, добавляется "глухое окончание" из второй строчки таблицы (сағат+та – на часах, сағат+ты – часы, сағат+пен – с часами).

3) В третьих строках всех таблиц "сонорные окончания ", то есть окончания, которые начинаются на сонорные буквы: чаще "н", но также есть "м" и "л", в каких случаях они добавляются будет пояснение позже, так как в каждой таблице по-своему.

Два случая мы уже изучили: 1) после звонких "ж, з" всегда следует звонкое окончание из первых строчек таблиц, 2) после глухих согласных всегда следует глухое окончание из вторых строчек таблиц.
Сложнее всего запомнить какие окончания нужно писать после слов, оканчивающихся на гласные и сонорные. Будут использоваться окончания из разных строк таблиц – либо из первой, либо из третьей. Но я расположила таблицы так, чтобы как раз это и было просто запомнить!

Так как на сайте группы падежей будут выделены соответствующим цветом, то предлагаю для запоминания всей таблицы окончаний следующий рисунок:




1. Пространственные падежи

Исходный падеж
Шығыс септiк

(кiмнен?, неден?, қайдан?)

дан / ден

гласн / л р у й / ж з

тан / тен

глух / б в г д

нан / нен

м н ң / 3

Местный падеж
Жатыс септiк

(кiмде?, неде?, қайда?, қашан?)

да / де

гласн / сонор / ж з

та / те

глух / б в г д

нда / нде

3

Дательно-направит. падеж
Барыс септiк

(кiмге?, неге?, қайда?)

ға / ге

гласн / сонор / ж з

қа / ке

глух / б в г д

на / не

3

а / е

1 / 2



Первая группа окончаний существительных – это пространственные падежи: исходный падеж (откуда?), местный падеж (где?) и дательно-направительный (куда?)

В этих трёх падежах есть много общего:
а) конечно, то, что все указывают на расположение предмета относительно чего-либо. Допустим расположение человека относительно города. "Я" – это именительный падеж, а "город" будет иметь различные падежи, в зависимости от того, как я относительно него расположен: я иду из города, откуда? – исходный падеж; я в городе, где? – местный падеж; я иду в город, куда? – дательно-направительный падеж;

б) в окончаниях всех трёх падежей используются гласные буквы "а" или "е". "а" – если слово твёрдое и "е" – если слово мягкое;

в) окончания первой строки таблицы употребляются в большинстве случаев, то есть они следуют после слов, оканчивающихся на звонкие согласные "ж" и "з", на гласные и на сонорные. Исключение только в исходном падеже – чуть позже об этом.

1) Окончания первой строки таблицы, примеры:

қаладан – из города, қалада – в городе, қалаға – к городу
қолдан – от руки, қолда – в руке, қолға – к руке
қабырғадан – от стены, қабырғада – на стене, қабырғаға – к стене
үстелден – от стола, үстелде – на столе, үстелге – к столу
шайдан – от чая, шайда – в чаю, шайға – к чаю (для чая)

Не забываем о множественном числе и о притяжательных окончаниях (правила добавления окончаний множественного числа объясняются далее, в другом подразделе):

қалалар ымыз дан – из наших городов, қалалар ымыз да – в наших городах, қалалар ымыз ға – в наши города
қабырғалар дан – от стен, қабырғалар да – на стенах, қабырғалар ға – к стенам
үстеліңіз ден – от Вашего стола, үстеліңіз де – на Вашем столе, үстеліңіз ге – к Вашему столу

2) После глухих согласных и б,в,г,д следуют окончания второй строки таблиц:

сыныптан – из класса, сыныпта – в классе, сыныпқа – к классу
ұшақтан – из самолёта, ұшақта – в самолёте, ұшаққа – к самолёту
кезектен – из очереди, кезекте – в очереди, кезекке – к очереди

Но если выше приведённые слова будут во множественном числе, то добавляются "звонкие" окончания пространственных падежей, так как окончания множественного числа заканчиваются на сонорную "р":

ұшақтар дан – из самолётов, кезектер де – в очередях, сыныптар ға – в классы (к классам)

3) Так как в окончаниях исходного падежа используется в конце окончания буква "н" (дан/ден, тан/тен, нан/нен), то, видно, для красоты звучания, после сонорных "м", "н" и "ң" добавляется окончание начинающееся на "н" (нан/нен) из третьей строчки таблицы.

қаламнан – от ручки, кілемнен – от ковра
ұшағым нан – из моего самолёта, үй нен – от твоего дома

В третьей строке всех таблиц "пространственных" падежей находятся окончания, начинающиеся на букву "н", окончания этой строки добавляются после притяжательной формы третьего лица (в исходном падеже ещё и после "м, н, ң"):

ағашы нан – от его дерева, ағашы нда – на его дереве, ағашы на – к его дереву
дәптері нен – из его тетради, дәптері нде – в его тетради, дәптері не – в его тетрадь
Алматы қаласы нан – из города Алматы, Алматы қаласы нда – в городе Алматы, Алматы қаласы на – к городу Алматы

4) Только в дательно-направительном падеже в таблице дополнительная – четвёртая строка – это окончания "а/е" после притяжательной формы 1-го лица едиственного числа и после 2-го лица единственного и множественного числа:

кітабым а – к моей книге, қарындашың а – к твоему (вашему) карандашу
тақтам а – к моей доске, терезең е – к твоему (вашему) окну

Более сложные примеры, когда приходится брать окончания из разных строчек таблиц:

қабырғаң нан – от твоей стены, қабырғаң да – на твоей стене, қабырғаң а – к твоей стене
әкем нен – от моего отца, әкем де – у моего отца, әкем е – к моему отцу

Ещё примеры:

Халық халыққа жау емес. – Народ народу не враг (каз. пословица).
Гүл өз жерi нде ғана - гүл, адам өз отаны нда ғана - адам. –
Цветок лишь на своей поляне - цветок, человек лишь на родине - человек (каз. пословица).

Нередко встречается в казахском языке использование дательно-направительного падежа с глаголами:

су ішуге – для того, чтобы попить воду, кітап алуға – для того, чтобы взять книгу

Можно запомнить таблицы пространственных падежей с помощью рисунка и ещё большего упрощения:


"Всё кроме" со стрелочкой вниз означает, что окончания первой строки употребляются после всех букв (гласных, сонорных, звонких), кроме ниже идущих вариантов.

Таблицы с примерами (с притяжательными окончаниями):

Шығыс септiк

Жатыс септiк

Барыс септiк

Менiң
Біздiң

дос+ым +нан
дос+ымыз +дан

дос+ым +да
дос+ымыз +да

дос+ым +а
дос+ымыз +ға

Сенiң, Сендердiң
Сіздiң, Сіздердiң

дос+ың +нан
дос+ыңыз +дан

дос+ың +да
дос+ыңыз +да

дос+ың +а
дос+ыңыз +ға

Оның, Олардың

дос+ы +нан

дос+ы +нда

дос+ы +на

Шығыс септiк

Жатыс септiк

Барыс септiк

Менiң
Біздiң

әке+м +нен
әке+мiз +ден

әке+м +де
әке+мiз +де

әке+м +е
әке+мiз +ге

Сенiң, Сендердiң
Сіздiң, Сіздердiң

әке+ң +нен
әке+ңiз +ден

әке+ң +де
әке+ңiз +де

әке+ң +е
әке+ңiз +ге

Оның, Олардың

әке+сi +нен

әке+сi +нде

әке+сi +не

2. Родительный и винительный падежи

Родительный падеж
Iлiк септiк

(кiмнiң?, ненiң?)

дың / дiң

л р у й / ж з

тың / тiң

глух / б в г д

ның / нiң

гласн / м н ң / 3

Винительный падеж
Табыс септiк

(кiмдi?, ненi?)

ды / дi

сонор / ж з

ты / тi

глух / б в г д

ны / нi

гласн

н

3

Притяжательные окончания
2-ая форма

(кiмдiкi?, ненiкi?)

дiкi

сонор / ж з

тiкi

глух / б в г д

нiкi

гласн



Эти таблицы очень похожи:
а) в окончаниях родительного и винительного падежей используются гласные "ы, і", после твёрдого слога "ы", после мягкого "і"

б) вопросы, на которые отвечает существительное этих падежей, тоже очень похожи: "кого?, чего?" – родительный и "кого?, что?" – винительный.

Различие этих таблиц с таблицами верхнего ряда (пространственные падежи) в том, что в третью строчку таблиц переходят гласные, то есть окончания третьей строки (ның/нің и ны/ні) добавляются после слов, заканчивающихся на гласные буквы.

қаланың – города, қаланы – город

Окончания как родительного, так и винительного падежей удобнее рассматривать в словосочетаниях.
Родительный падеж

При словосочетаниях с родительным падежом первое слово будет в родительном падеже, а второе слово всегда приобретает окончание притяжательной формы 3-го лица (примеры ниже).

Так как окончания родительного падежа заканчиваются буквой "ң" (дың/дiң, тың/тiң, ның/нiң), то, видно, для красоты звучания, после сонорных "м, н, ң" добавляются окончания третьей строки "ның/нің":

Сәрсеннің ағасы – старший брат Сарсена, Кәрімнің әжесі – бабушка Карим
әкем нің туған күні – день рождения моего отца, маусымның күндер і – дни июня

1) Так как в родительном падеже и сонорные "м, н, ң" и гласные ушли в третью строку, то окончания первой строчки таблицы будут следовать только после сонорных "л р у й" и, как обычно, после звонких "ж, з":

Анардың бөлмесі – комната Анары, Жанылдың анасы – мама Жаныла, Банудың үйі – дом Бану
қыздың шашы – волосы девочки, Ораздың дәптері – тетрадь Ораза
үстелдің аяғы – ножка стола, Алтынайдың шешесі – мама Алтынай

2) Окончания второй строчки таблицы следуют после глухих согласных и б, в, г, д:

кітаптың беті – страница книги, мектептің асханасы – столовая школы
Қарлыгаштың жолдасы – товарищ Карлыгаш

3) Окончания третьей строки таблицы после гласных, после сонорных "м, н, ң" и после притяжательной формы третьего лица:

Әсиянің жолдасы – товарищ Асии, шешесі нің шайы – чай его мамы
Алманың қасығы – ложка Алмы, Сәуленің бөлмесі – комната Сауле
Алматының көшесі – улица Алматы, шешең нің шайы – чай твоей мамы

Ещё примеры:

Алматы қаласы ның көшесі нде – на улицах города Алматы
Қазақстан Республикасы ның астанасы – столица Республики Казахстан
шешем нің туған күні мамырдың екісі нде – день рождения моей мамы 2-го мая
Отанның жуасы да тәттi. – И лук на Родине сладок (каз. пословица).
Халықтың күшi - бiрлiкте . – Сила народа в единстве (каз. пословица).


Винительный падеж

Уж и пояснять тут нечего!
1) После всех сонорных и звонких "ж,з" окончания первой строки таблицы:

Қаламды әкел – ручку принеси, теледидарды көр – телевизор смотри
Қағазды толтыр – бумагу заполни, сағызды шайна – жевачку жуй

2) После глухих согласных вторая строчка:

суретті ал – картину возьми, кітапты бер – книгу дай

3) После гласных окончания третьей строчки таблицы:

ботқаны пісір – кашу приготовь, терезені жу – окно вымой
алманы бер – яблоко дай, тәрелкені апар – тарелку унеси

Винительный падеж можно опустить, если предмету не придаётся особого значения, не уточняется какой-то конкретный предмет:

нан кес – хлеб порежь (какой-либо), мына нанды кес – этот хлеб порежь

4) Ну и надо запомнить, что после притяжательной формы третьего лица используется окончание из четвёртой строки таблицы, то есть это окончание "н" (когда всё остальное щёлкается как семечки, уж исключения запомнить можно):

ағасы н шақыр – его старшего брата пригласи, қаламы н ал – его ручку возьми
суреттер і н әкел – его картины принеси, әкесі н шақыр – его отца пригласи

Часто встречается использование винительного падежа с глаголами:

шахмат ойнауды ұнаймын – мне в шахматы играть нравится, сүрет салуды ұнаймын – мне рисовать нравится

Таблицы с примерами (с притяжательными окончаниями):

Iлiк септiк

Табыс септiк

Менiң
Біздiң

дос+ым +ның
дос+ымыз +дың

дос+ым +ды
дос+ымыз +ды

Сенiң, Сендердiң
Сіздiң, Сіздердiң

дос+ың +ның
дос+ыңыз +дың

дос+ың +ды
дос+ыңыз +ды

Оның, Олардың

дос+ы +ның

дос+ы +н

Iлiк септiк

Табыс септiк

Менiң
Біздiң

әке+м +нiң
әке+мiз +дiң

әке+м +дi
әке+мiз +дi

Сенiң, Сендердiң
Сіздiң, Сіздердiң

әке+ң +нiң
әке+ңiз +дiң

әке+ң +дi
әке+ңiз +дi

Оның, Олардың

әке+сi +нiң

әке+сi +н


Притяжательные окончания 2-ая форма

Третья таблица в этой группе – это притяжательные окончания 2-ой формы. Они расположены здесь для удобства запоминания после каких букв какие добавляются окончания.
Правила те же, что и в винительном падеже. Гласная в окончаниях всегда "і", не меняется в зависимости от мягкости или твёрдости слова.
Вместо притяжательных окончаний 1-ой формы (изученных ранее) или вместо родительного падежа иногда используются притяжательные окончания 2-ой формы (для того, чтобы подчеркнуть принадлежность).

менің әжем / әже менікі – моя бабушка
біздің әжеміз / әже біздікі – наша бабушка
баланың кітабы / кітап баланікі – книга мальчика
Сәуленің тарағы / тарақ Сәуленікі – расчёска Сауле
Оспанның кiтабы / кiтап Оспандікі – книга Оспана
Кiшкентай бөлме кiмдікі ? – Маленькая комната чья?

(Все местоимения в любом падеже выделены на сайте серым цветом)

3. Множественное число, отрицание, вопросы

Множественное число

дар / дер

л м н ң / ж з

тар / тер

глух / б в г д

лар / лер

гласн / р у й

Отрицание, вопрос

ба / бе

м н ң / ж з

па / пе

глух / б в г д

ма / ме

гласн / р у й л



Окончания множественного числа хоть и являются окончаниями, которые первые присоединяются к слову, но я их расположила в третьей группе специально, чтобы легче было запомнить после каких букв какие добавляются окончания.

1) С первой строчки таблицы на третью теперь переходят не только гласные, но и сонорные "р, у, й". Это надо выучить. Так что в первой строке остаются сонорные "л, м, н, ң" и звонкие "ж, з". Пример:

қағаздар – бумаги, қыздар – девочки, адамдар – люди, аңдар – звери
сандар – числа, емтихандар – экзамены, елдер – страны

2) После глухих согласных, как всегда, окончания, начинающиеся на глухую согласную:

мектептер – школы, жолдастар – товарищи, есептер – счета, суреттер – картины

3) Окончания "лар/лер" следуют после гласных и сонорных "р, у, й":

үйлер – дома, таулар – горы, әкелер – отцы, балалар – дети
нәрселер – вещи, ерлер – мужчины, айлар – месяца, терезелер – окна

Ещё примеры:

бiздiң қалалар ымыз – наши города, сендердiң балалар ың – ваши дети,
сіздердiң достар ыңыз – Ваши друзья, олардың ұлдар ы – их сыновья

Привожу ту же "Таблицу с примерами", что вы видели в разделе "Притяжательные окончания", но теперь существительные во множественном числе:

Менiң
Біздiң

бала+лар +ым
бала+лар +ымыз

бөлме+лер +
бөлме+лер +iмiз

қыз+дар +ым
қыз+дар +ымыз

сурет+тер +
сурет+тер +iмiз

Сенiң, Сендердiң
Сіздiң, Сіздердiң

бала+лар +ың
бала+лар +ыңыз

бөлме+лер +
бөлме+лер +iңiз

қыз+дар +ың
қыз+дар +ыңыз

сурет+тер +
сурет+тер +iңiз

Оның, Олардың

бала+лар +ы

бөлме+лер +i

қыз+дар +ы

сурет+тер +i



Примеров присоединения падежных окончаний после притяжательных окончаний приведено уже много. А вот без притяжательных окончаний к существительным множественного числа добавлять падежные окончания особенно приятно! Потому что легко:))) Ведь существительные во множественном числе всегда заканчиваются на сонорную "р".

Шығыс септiк

Жатыс септiк

Барыс септiк

емтихан+дар +дан

емтихан+дар +да

емтихан+дар +ға

қала+лар +дан

қала+лар +да

қала+лар +ға

мектеп+тер +ден

мектеп+тер +де

мектеп+тер +ге

бөлме+лер +ден

бөлме+лер +де

бөлме+лер +ге

Iлiк септiк

Табыс септiк

емтихан+дар +дың

емтихан+дар +ды

қала+лар +дың

қала+лар +ды

мектеп+тер +дiң

мектеп+тер +дi

бөлме+лер +дiң

бөлме+лер +дi



Ну и различные примеры, когда присутствуют все виды окончаний - множественное число, притяжательные и падежные:

достар ымыз да – у наших друзей, жұмыстар ы нда – на их работах
бастықтар ыңыз дан – от ваших начальников, қыздар ың а – к твоим дочерям
туыстар ым а – к моим родственникам, достар ың ды шақыр – своих друзей пригласи

Вопросительные и отрицательные частицы не шибко подходят к теме окончаний существительных, но правила (после каких букв какие добавляются частицы) очень похожи на правила добавлений окончаний множественного числа. Так легче запомнить. Отрицательные частицы добавляются к глаголам, а вопросительные частицы ставятся в конце предложения.
Правила добавления частиц, как я уже сказала, очень схожи с окончаниями множественного числа, разница в одной букве "л", которая в таблице отрицания/вопроса спускается в третью строчку таблицы.

После звонких "ж, з" и сонорных "м, н, ң" окончания из первой строки таблицы:

жазба – не пиши, сенбе – не верь, сезбе – не чувствуй

После глухих согласных окончания второй строки:

жатпа – не ложись, кетпе – не уходи, тоспа – не жди

После гласных и сонорных "р, у, й, л" окончания третьей строки таблицы:

билеме – не танцуй, бастама – не начинай, жiберме – не отправляй
терезені жума – окно не мой, қаламды әкелме – ручку не приноси

И примеры с вопросительными частицами:

Мынау кітап па ? – Это книга? Ол Сәуле ме ? – Она Сауле? Анау қалам ба ? – Там ручка?
Бүгiн той ма ? – сегодня пир? Партада оқулықтар жоқ па ? – На парте учебников нет?

4. Творительный падеж

Творительный падеж
Көмектес септiк

(кiммен?, немен?)

бен

ж з

пен

глух / б в г д

мен

гласн / сонор / 3



В окончаниях творительного падежа не меняется гласная буква в зависимости от твёрдости или мягкости слова – всегда "е". Самое редко встречаемое окончание в первой строчке таблицы "бен", так как оно пишется только после звонких "ж" и "з". Вторая строчка таблицы, как всегда, после глухих согласных, а в третью строчку переместилось всё: гласные и сонорные.

1) После звонких "ж, з":

қағазбен – бумагой, ата-анаңыз бен – с Вашими родителями
ағалар ымыз бен – с нашими старшими братьями

2) После глухих согласных:

пышақпен – ножиком, сүтпен – с молоком, жұмыспен – работой

3) В остальных случаях (после гласных, всех сонорных и притяжательной формы третьего лица):

әкесі мен – с его отцом, досым мен – с моим другом, маймен – с маслом
сабынмен – с мылом, таумен – горой, Сәулемен – с Сауле

Творительный падеж (или его ещё называют - инструментальным) отвечает не только на вопросы "с кем?, с чем?": с Алмой – Алмамен, с водой – сумен, но и на вопросы "кем? чем?". Например, делать что-либо ногой – аяқпен, рукой – қолмен, передвигаться поездом – пойызбен, самолётом – ұшақпен).

Таблицы с примерами (с притяжательными окончаниями):

Көмектес септiк

Менiң
Біздiң

дос+ым +мен
дос+ымыз +бен

әке+м +мен
әке+мiз +бен

Сенiң, Сендердiң
Сіздiң, Сіздердiң

дос+ың +мен
дос+ыңыз +бен

әке+ң +мен
әке+ңiз +бен

Оның, Олардың

дос+ы +мен

әке+ci +мен



И различные примеры:

бастығыңыз бен – с вашим начальником, достар ың мен – с твоими друзьями
әрiптестер iмiз бен – с моими коллегами, бөлмелер i мен – с его комнатами


Названия падежей



Выучить названия падежей на казахском языке – дело очень простое. По просьбе читателей распишу подробно.
В казахском языке 7 падежей:

1. Именительный падеж

Атау септiк

кiм? (кто?), не? (что?)

2. Исходный падеж

Шығыс септiк

кiмнен? (от кого?), неден? (от чего?)
қайдан? (от куда?)

3. Местный падеж

Жатыс септiк

кiмде? (у кого?), неде? (на чём? в чём?)
қайда? (где?), қашан? (когда?)

4. Дательно-направительный

Барыс септiк

кiмге? (кому?), неге? (чему)
қайда? (куда?)

5. Родительный падеж

Iлiк септiк

кiмнiң? (кого?), ненiң? (чего?)

6. Винительный падеж

Табыс септiк

кiмдi? (кого?), ненi? (что?)

7. Творительный падеж

Көмектес септiк

кiммен? (с кем?), немен? (с чем?)



"септiк" – в переводе на русский "падеж".
Виды падежей нужно выучить сначала на русском языке. Надеюсь, вы это уже сделали, прочитав предыдущие разделы. Теперь перевести и запомнить, как звучат названия падежей на казахском языке, не составит труда, точно так же, как и запомнить вопросы, на которые отвечают существительные в определённом падеже.
К местоимениям кiм? (кто?) и не? (что?) добавляются окончания падежей по тем же правилам, что и к существительным.
Рассмотрим падежи в том же порядке, в котором они следуют на моём сайте. Но сначала об именительном падеже – на сайте он не упоминается, так как существительные данного падежа не приобретают окончаний.

1. Атау септiк – именительный падеж.

ат – имя, атау – называть, именовать

В этом падеже просто называются, именуются предметы (кошка, шапка, Ерлан, ночь и т.д.), соответственно вопросы: кiм? (кто?), не? (что?).
Запоминаем:
ат – имя
атау – именовать
атау септiк – именительный падеж


2. Шығыс септiк – исходный падеж.

шығу – выходить, шығыс – расход, исход, выход, восход

То есть человек или предмет от куда-то выходит, исходит (из школы, от кассы, от Саши и т.д.), соответственно вопросы: кiмнен? (от кого?), неден? (от чего?), қайдан? (от куда?), окончания – дан/ден, тан/тен, нан/нен.
Запоминаем:
шығу – выходить
шығыс – выход, исход
шығыс септiк – исходный падеж
3. Жатыс септiк – местный падеж.

жату – лежать, жатыс – лежание, безделье

То есть человек или предмет никуда не перемещается, он просто лежит , где-то находится (на столе, на полке, у Аллы, в школе), и вопросы: кiмде? (у кого?), неде? (на чём? в чём?), қайда? (где?), қашан? (когда?). Заметьте, что вопрос қашан? (когда?) тоже уточняет положение (нахождение), только во времени (летом, в сентябре, 25-го мая). Окончания – да/де, та/те, нда/нде.
Запоминаем:
жату – лежать
жатыс – лежание
жатыс септiк – местный падеж


4. Барыс септiк – дательно-направительный падеж.

бару – идти, барыс – направление

То есть человек или предмет куда-то движется, направляется (в школу, к столу, к Асель), и соответственно вопросы: кiмге? (кому?), неге? (чему), қайда? (куда?), окончания – ға/ге, қа/ке, на/не, а/е.
Запоминаем:
бару – идти
барыс – направление
барыс септiк – дательно-направительный падеж


5. Iлiк септiк – родительный падеж.

iлу – зацепить, iлiк – связь

В данном падеже один предмет цепляется к другому, уточняется кто с чем связан (карандаш Асемы, ножка стола, платок мамы), и соответственно вопросы: кiмнiң? (кого?), ненiң? (чего?), окончания – дың/дiң, тың/тiң, ның/нiң.
Запоминаем:
iлу – зацепить
iлiк – связь
iлiк септiк – родительный падеж


6. Табыс септiк – винительный падеж.

табу – находить, табыс – доход, достижение, успех

Здесь давайте рассуждать так: чего ты достиг ? и что теперь имеешь? или что ты нашёл ? (взял машину, купил дачу, принёс галстук), и соответственно вопросы: кiмдi? (кого?), ненi? (что?). Таким образом мы связали перевод слова "табу" – "находить", но "потерять" что-либо будет в том же падеже:))), главное, чтобы существительное отвечало на вопросы кого? что? (вытер пол, потерял очки, забыл тетрадь). В принципе, это тоже находки-достижения, только с отрицательным оттенком:))). Окончания – ды/дi, ты/тi, ны/нi, н.
Запоминаем:
табу – находить
табыс – достижение
табыс септiк – винительный падеж


7. Көмектес септiк – творительный падеж.

көмек – помощь, көмектесу – помогать

То есть выполняется действие с чьей-либо помощью (с подругой, с братом, с молотком), соответственно вопросы: кiммен? (с кем?), немен? (с чем?), окончания – бен, пен, мен.
Запоминаем:
көмек – помощь
көмектесу – помогать
көмектес септiк – творительный падеж


Послелоги

(Септеулiктер)



В этом разделе новых окончаний нет, только те, что уже изучены.
Послелоги казахского языка в основном соответствуют предлогам русского языка. Отличие в том, что предлоги ставятся перед словом, с которым они используются, а послелоги казахского языка – после.
Например, "үшiн" – "для", жұмыс үшiн – для работы; "туралы" – "о", жұмыс туралы – о работе.
Некоторые из послелогов показывают направление, поэтому к словам, с которыми они используются, добавляются падежные окончания. Например, послелог "дейiн" – "до", показывает направление – до чего-либо. Поэтому к слову, с которым используется "дейiн", добавляется окончание дательно-направительного падежа. Например, үйге дейiн – до дома.


Ниже следует общая таблица. Обратите внимание на то, в каком падеже стоят существительные, с которыми используется послелог. Если послелог употребляется с местоимением, то местоимение ставится в соответствующем падеже.

Существительное в именительном падеже (без окончаний):

1

үшiн

для, ради

сен үшiн – ради тебя
оқу үшiн – для учебы
кiм үшiн ? – для кого?

2

туралы

о, об

сен туралы – о тебе
кiм туралы ? – о ком?
сурет туралы – о картине

3

бойынша

по, согласно

тақырып бойынша – по теме
үлгi бойынша – по примеру
жоспар бойынша – согласно плану

4

бойы

весь,
в течении

өмiр бойы – всю жизнь
жаз бойы – всё лето
екi сағат бойы – в течении 2-х часов

5

сайын

каждый

күн сайын – ежедневно
жыл сайын – каждый год

6

арқылы

через

ол арқылы – через него
көше арқылы – через улицу



Существительное в исходном падеже:

7

кейiн

после

сабақтан кейiн – после урока
сағат үштен кейiн – после 3-х часов
жұмыстан кейiн – после работы

8

соң

с, после

екi сағаттан соң – после 2-х часов
кездесуден соң – после встречи

9

берi

с, со

былтырдан берi – с прошлого года
содан берi – с того времени
кешеден берi – со вчерашнего дня