Главная Учебники - Разные Лекции (разные) - часть 14
Особенности психологического консультирования безработных
ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. Психологическое консультирование 5 Глава 2. Безработица 14 Глава 3. Экспериментальная часть 22 3.1. Методика исследования 22 3.2. Результаты и их анализ 22 Заключение 29 Список литературы 31 Процесс переориентации экономики на рыночный курс привел к образованию Российского рынка труда. Его особенность в том, что наряду с работниками, не имеющими хорошей профессиональной подготовки, высвобождаются высококвалифицированные рабочие и специалисты. Потеря работы лишает человека привычного образа жизни, приводит к утрате источника внутренней удовлетворенности, нарушению ритма жизни; разрыву повседневных связей с коллегами по работе. Но, если для одних людей это – следствие самостоятельно принятого решения об изменении места работы (независимо от мотивов, лежащих в его основе), то для других – результат навязанной им ситуации, которая, как правило, противоречит их намерениям, а потому и воспринимается болезненно. Неспособность быстро адаптироваться к изменениям ситуации на рынке труда, неподготовленность к такого рода отношениям – сильные стрессовые факторы. Для людей, потерявших работу, характерен высокий уровень стресса, появление ощутимых проблем, связанных как с соматическим (инфаркт, инсульт, язва желудка), так и с психическим (неврозы, психопатические реакции) состоянием здоровья, нарушением эмоционально-волевой сферы личности. Психологическое консультирование – это относительно новая область профессиональной деятельности психолога, которая сравнительно недавно в нашей стране выделилась в качестве самостоятельной сферы деятельности наряду с такими традиционными формами работы, как научные исследования, преподавание психологии, психологическая коррекция и психодиагностика. Психологическое консультирование безработных носит свои черты, и чтобы реально помочь обратившимся безработным людям, психолог должен обладать умениями и знаниями об изменениях психических функций человека в условиях безработицы. Целью нашей работы было исследование тревожности безработных. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи: 1. Исследование литературы по проблеме безработицы. 2. Исследование литературы по проблеме психологического консультирования безработных. 3. Исследование личностной и ситуативной тревожности безработных. 4. Сравнение личностной и ситуативной тревожности безработных и работающих. Гипотеза: личностная и ситуативная тревожность безработных выше, чем у работающих. Психологическим консультированием называется особая область практической психологии, связанная с оказанием со стороны специалиста-психолога непосредственной психологической помощи людям, которые нуждаются в ней, в виде советов и рекомендаций. Они даются психологом клиенту на основе личной беседы и предварительного изучения той проблемы, с которой в жизни столкнулся клиент. Чаще всего психологическое консультирование проводится в заранее оговоренные часы, в специально оборудованном для этого помещении, как правило, изолированном от посторонних людей, и в конфиденциальной обстановке. [7] Психологическое консультирование - это вид психологической помощи, направленный на решение какой-либо узкой проблемы, волнующей человека. Как правило, консультирование требует от 1 до 20 визитов к психологу. Наиболее частые запросы при психологическом консультировании: неуверенность, одиночество, чувство вины, неумение опираться на себя, трудности во взаимодействии с окружающими, непонимание других людей, трудности в принятии решений, проблемы в супружеских и детско-родительских отношениях и т.д. Один сеанс психологического консультирования проходит в форме личной беседы психолога с клиентом, длящейся в среднем от нескольких десятков минут до полутора, двух и более часов. В ходе этой беседы клиент рассказывает психологу о себе, о своей проблеме. Психолог, в свою очередь, внимательно выслушивает клиента, стараясь вникнуть в суть его проблемы, разобраться в ней, прояснить ее как для себя, так и для самого клиента. Во время консультации оценивается личность клиента, и с учетом его индивидуальных особенностей клиенту даются научно обоснованные, аргументированные рекомендации по поводу того, как лучше всего практически решить его проблему. [7] Советы и рекомендации, предлагаемые клиенту психологом-консультантом, в большинстве случаев рассчитаны на то, чтобы, самостоятельно воспользовавшись ими, клиент смог полностью справиться со своей проблемой без помощи со стороны психолога-консультанта. Психологическое консультирование – это сложившаяся практика оказания действенной психологической помощи людям, основанная на убежденности в том, что каждый физически и психически здоровый человек в состоянии справиться почти со всеми возникающими в его жизни психологическими проблемами. Клиент, однако, далеко не всегда определенно и точно знает заранее, в чем состоит суть его проблемы и как ее лучше всего решать, опираясь на собственные силы и возможности. В этом ему и должен оказать помощь профессионально подготовленный психолог-консультант. Это и есть основная задача психологического консультирования. Во время консультации психолог обычно применяет специальные приемы и методы работы с клиентом и воздействия на него, рассчитанные на то, чтобы за сравнительно короткий срок (время проведения консультации) найти и точно сформулировать способ практического решения проблемы клиента, причем сделать это таким образом, чтобы данное решение было понятно и доступно для реализации клиенту. Количество встреч психолога-консультанта с клиентом чаще всего не ограничивается одной-двумя. В большинстве случаев требуется более длительное консультирование, включающее в себя от трех и более встреч с клиентом. Необходимость в таком пролонгированном консультировании возникает в следующих типичных случаях: Проблема клиента настолько сложна, что разобраться в ней за один-два сеанса практически невозможно. [7] У клиента имеется не одна, а несколько разных проблем, решение каждой из которых требует отдельной консультации. Предлагаемое решение проблемы не может быть сразу и полностью самостоятельно реализовано клиентом и требует дополнительной поддержки со стороны консультанта. У психолога-консультанта нет достаточной уверенности в том, что клиент, в силу, например, его индивидуальных особенностей, сразу и без дополнительной помощи справится со своей проблемой. Такое случается, если клиент недостаточно уверен в себе, не может управлять собственными эмоциями и поведением, если уровень его интеллектуального развития недостаточен для того, чтобы в затруднительных ситуациях принять самостоятельное разумное, взвешенное решение. Консультирование как основной вид психологической практики преследует следующие цели: 1. Оказание оперативной помощи клиенту в решении возникших у него проблем. У людей часто возникают такие проблемы, которые требуют срочного вмешательства, неотложного решения, – такие, на решение которых клиент не имеет возможности тратить много времени, сил и средств. Подобные проблемы обычно называют оперативными, и аналогичное название закрепляется за соответствующими решениями. Получение срочной психологической помощи в форме устной консультации при решении оперативных проблем становится незаменимым. Например, у родителя ребенка могут возникнуть такие серьезные осложнения во взаимоотношениях с ним, сохранение которых чревато весьма неблагоприятными последствиями для состояния физического и психического здоровья ребенка. У работника какого-либо учреждения также может появиться серьезная, требующая срочного решения проблема, которую ему, например, предстоит уладить в общении со своим непосредственным руководителем во время короткой встречи, назначенной на один из ближайших дней. Третий пример: в семье у мужа или у жены неожиданно резко могут осложниться отношения с супругой (супругом) или с кем-либо из его (ее) родственников. В силу этого в данной семье может сложиться сложная, чреватая серьезными неблагоприятными последствиями обстановка. 2. Оказание клиенту помощи в решении тех вопросов, с которыми он вполне бы смог самостоятельно справиться без вмешательства со стороны, без непосредственного и постоянного участия психолога в его делах, т.е. там, где специальные профессиональные психологические знания, как правило, не нужны и необходим лишь общий, житейский, основанный на здравом смысле совет. Такой, к примеру, проблемой может стать определение клиентом оптимального для себя режима труда и отдыха, рациональное распределение времени между разными видами деятельности. 3. Оказание временной помощи клиенту, который на самом деле нуждается в длительном, более или менее постоянном психотерапевтическом воздействии, но в силу тех или иных причин не в состоянии рассчитывать на него в данный момент времени. В этом случае психологическое консультирование используется в качестве средства оказания текущей, оперативной помощи клиенту, сдерживающей прогрессивное развитие негативных процессов, препятствующей дальнейшему осложнению проблемы, с которой столкнулся клиент. Таким, например, может оказаться весьма неожиданное появление у клиента состояния депрессии. 4. Когда у клиента уже имеется правильное понимание своей проблемы и он, в принципе, готов сам приступить к ее решению, но кое в чем еще сомневается, не вполне уверен в своей правоте. Тогда в процессе проведения психологического консультирования клиент, общаясь с психологом-консультантом, получает с его стороны необходимую профессиональную и моральную поддержку, и это придает ему уверенность в себе. 5. Оказание помощи клиенту в том случае, когда никакой другой возможности, кроме получения консультации, у него нет. В этом случае, проводя психологическое консультирование, специалист-психолог должен дать понять клиенту, что он на самом деле нуждается в получении более основательной, достаточно длительной психокоррекционной или психотерапевтической помощи. 6. Когда психологическое консультирование применяется не вместо других способов оказания психологической помощи клиенту, а вместе с ними, в дополнение к ним с расчетом на то, что не только психолог, но и сам клиент займется решением возникшей проблемы. 7. В тех случаях, когда готового решения у психолога-консультанта нет, поскольку ситуация выходит за рамки его компетенции, он должен оказать клиенту хотя бы какую-то, пусть даже минимальную и недостаточно эффективную, помощь. [7] Во всех этих и других подобных случаях психологическое консультирование решает следующие основные задачи: 1. Уточнение (прояснение) проблемы, с которой столкнулся клиент. 2. Информирование клиента о сути возникшей у него проблемы, о реальной степени ее серьезности. (Проблемное информирование клиента.) 3. Изучение психологом-консультантом личности клиента с целью выяснения того, сможет ли клиент самостоятельно справиться с возникшей у него проблемой. 4. Четкое формулирование советов и рекомендаций клиенту по поводу того, как наилучшим образом решить его проблему. 5. Оказание текущей помощи клиенту в виде дополнительных практических советов, предлагаемых в то время, когда он уже приступил к решению своей проблемы. 6. Обучение клиента тому, как лучше всего предупредить возникновение в будущем аналогичных проблем (задача психопрофилактики). 7. Передача психологом-консультантом клиенту элементарных, жизненно необходимых психологических знаний и умений, освоение и правильное употребление которых возможно самим клиентом без специальной психологической подготовки. (Психолого-просветительское информирование клиента.) [7] Можно выделить ряд общих и последовательных этапов работы психолога, характерных для консультирования: 1. Информационный. 2. Беседы с безработным. 3. Выбор возможных альтернатив решения проблемы. 4. Выход из проблемы. [12] При проведении консультаций психолог должен помнить свои права и обязанности, принципы и правила своей работы. [9] Одним из основных средств психологического консультирования является беседа. Беседа - специфичный для психологии метод исследования человеческого поведения, так как в других естественных науках коммуникация между субъектом и объектом исследования невозможна. Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого, называется методом беседы. Психологи различных школ и направлений широко используют ее в своих исследованиях. Достаточно назвать Пиаже и представителей его школы; гуманистических психологов, основоположников и последователей "глубинной" психологии и т.д. Беседа включается как дополнительный метод и в структуру эксперимента на первом этапе, когда исследователь собирает первичную информацию об испытуемом, дает ему инструкцию, мотивирует и т.д.; и на последнем этапе - в форме пост экспериментального интервью. Исследователи различают клиническую беседу, составную часть "клинического метода", и целенаправленный опрос "лицом к лицу" - интервью. Клиническая беседа необязательно проводится с пациентом клиники. Этот термин закрепился за способом исследования целостной личности, при которой в ходе диалога с испытуемым исследователь стремится получить максимально полную информацию о его индивидуальных личностных особенностях, жизненном пути, содержании его сознания и подсознания и т.д. Клиническая беседа чаще всего проводится в особо оборудованном помещении. Нередко она включается в контекст психологической консультации или психологического тренинга. Различные школы и направления психологии применяют свои стратегии проведения клинической беседы. В ходе беседы исследователь выдвигает и проверяет гипотезы об особенностях и причинах поведения личности. Для проверки этих частных гипотез он может давать испытуемому задания, тесты. Тогда клиническая беседа превращается в клинический эксперимент. Данные, полученные в ходе клинической беседы, фиксирует сам экспериментатор, а лучше - ассистент или исследователь, который записывает информацию после беседы по памяти. И тому и другому способу фиксации информации присущи свои недостатки. Если запись ведется в ходе беседы, может нарушиться доверительный контакт с собеседником. В этих случаях помогает скрытая аудио- и видеозапись, что порождает этические проблемы. Запись по памяти приводит к потере части информации из-за неполноты и ошибок запоминания, вызванных колебаниями внимания, интерференцией и другими причинами. Часто информация теряется или искажается из-за того, что исследователь может оценить некоторые сообщения испытуемого как более значимые, а другими пренебречь. Если запись беседы проводится вручную, то целесообразно кодировать речевую информацию. [4] Беседа специалиста-психолога при консультировании является одним из основных психологической помощи человеку в разрешении такой сложной жизненной ситуации, как безработица. Эффективность беседы как средства в арсенале активных психологических методов во многом определяется умением организовать ее так, чтобы беседа приобрела диагностические, профилактические и терапевтические свойства. Для этого построение беседы должно следовать определенной стратегии – созданию благоприятного психологического климата между партнерами в беседе, установки на взаимопонимание и сотрудничество партнеров, на совместный анализ и поиск вариантов решения проблемы; должны быть исключены типичные ошибки и использованы наиболее эффективные приемы ведения беседы. [10] В арсенале активных психологических методов, сопровождающих психологическое консультирование безработных, находится и социально-психологический тренинг – прикладной раздел социальной психологии, представляющий собой совокупность групповых методов формирования умений и навыков самопознания, общения, взаимодействия людей в группе. Базовыми средствами социально-психологического тренинга являются групповая дискуссия и ролевая игра в различных их модификациях и сочетаниях. Социально-психологический тренинг применяется как в целях формирования и совершенствования общей коммуникативной готовности личности, так и для выработки специфических коммуникативных навыков у безработных. [6, 13] Основателем этого направления в психологии по праву считается немецкий ученый М. Форверг, разработавший в 50-х годах прошлого века новую форму групповою общения, основу которого составляют ролевые игры с элементами драматизации (стратегическая цель такого тренинга – развитие компетентности в общении). Таким образом, психологическое консультирование безработных использует сочетание методов беседы, тестирования и социально-психологического тренинга. Используемое сочетание способствует улучшению психологического, физического и духовного самочувствия безработного. Глава 3. Экспериментальная часть
3.1. Методика исследования
В практическом исследовании принимали участие 26 добровольцев, 13 из них работающих и 13 безработных. Для оценки состояния человека в ситуации бездействия мы использовали тест на определение ситуативной и личностной тревожности Спилбергера. [11] Статистическая обработка полученных результатов проведена с использование пакетов программ Excel и Stadia. Рассчитаны средние значения зарегистрированных признаков, ошибки средних значений, достоверность отличий зарегистрированных признаков (по коэффициенту Стъюдента). 3.2. Результаты и их анализ
В науке различают ситуативную тревогу, характеризующую состояние человека на данный момент, и тревогу как черту личности (тревожность) – повышенную склонность испытывать тревогу по поводу реальных или воображаемых опасностей. Тревога ослабляется с помощью защитных механизмов – вытеснения, замещения, рационализации, проекции и др. Различают ситуационную и личностную тревожность личности. Личностная тревожность – устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающий. Личностная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные, связанных со специфическими ситуациями угрозы его престижу, самооценке, уважению. Ситуативная, или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным по времени. [1] Можно выделить низкий и высокий уровни тревожности. Низкий необходим для нормального приспособления к среде, а высокий вызывает дискомфорт человека в окружающем его социуме. Проведенный нами тест на определение личностной и ситуативной тревожности показал следующие результаты: Таблица 1. Результаты теста определение личностной и ситуативной тревожности № испытуемого Личностная тревожность Ситуативная тревожность Успешно работающие Безработные Безработные Успешно работающие 1. 35 34 41 35 2. 42 43 49 45 3. 34 35 35 33 4. 35 35 41 33 5. 41 43 44 39 6. 39 34 49 45 7. 45 43 63 55 8. 57 57 69 42 9. 34 32 39 40 10. 49 48 67 59 11. 33 35 45 39 12. 35 35 36 33 13. 45 42 57 41 Анализируя полученные нами результаты, мы отметили, что личностная тревожность безработных испытуемых в большинстве случаев, также как и успешно работающих, ниже ситуационной. При этом у 31% успешно работающих испытуемых и у 15% безработных выявлены высокие личностная тревожность (ЛТ); рис. 1, 2.
Рис. 1. Распределение успешно работающих испытуемых в зависимости от уровня личностной тревожности
Рис. 2. Распределение безработных в зависимости от уровня личностной тревожности У 31% успешно работающих испытуемых и 54% безработных выявлены высокие значения ситуативной тревожности (СТ), рс. 3, 4. Подобное распределение может быть связано с тем, что у человека тревога обычно связана с ожиданием неудач в социальном взаимодействии, а безработный в этом смысле и есть неудачник.
Рис. 3. Распределение безработных в зависимости от уровня ситуативной тревожности
Рис. 4. Распределение работающих испытуемых в зависимости от уровня ситуативной тревожности В таблице 2 представлены средние значения тревожности обследованных. Таблица 2 Средние значения тревожности обследованных Безработные Успешно работающие Успешно работающие Безработные Среднее 39,69 41,46 40,31 48,85 Ошибка среднего 0,53 0,6 0,53 0,86 Отличия средних значений личностной и ситуативной тревожности приведены на рисунке 5.
Обозначения: заливка в точечку – уровень тревожности работающих, в полоску – уровень тревожности безработных Рис. 5. Средние значения личностной и ситуативной тревожности Отметим, что между личностной тревожностью безработных и работающих достоверных отличий по t-коэффициенту Стъюдента не выявлено. Однако отмечены достоверные отличия (p<0.01) между ситуативной тревожностью безработных и работающих. Таким образом, личностная тревожность, являясь устойчивой индивидуальной характеристикой, отражающей предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающей наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающий, достаточно стабильная характеристика человека. Безработица не оказывает достаточно сильного воздействия на динамику личностной тревожности. Высокий уровень ситуативной, или реактивной тревожности является отражением напряжения, беспокойства, озабоченности, нервозности, которая может быть связана с эмоциональной реакцией на стрессовую ситуацию (в нашем случае, потеря работы). Заключение
На основе изученных литературных источников можно сделать следующие выводы: 1. Безработица - это всегда трагедия для тех, кто не имеет работы и не может получить законный источник существования. Ее последствия выходят за рамки материального достатка. Длительная бездеятельность ведет к потере квалификации, что окончательно убивает надежду найти работу по специальности. Потеря источника существования и жалкое существование приводят к упадку моральных устоев, потере самоуважения, распаду семьи и т.д. Исследователи находят прямую связь между ростом самоубийств, убийств, психических заболеваний, смертности от сердечно-сосудистых заболеваний и высоким уровнем безработицы. 2. Психологическое консультирование безработных использует сочетание методов беседы, тестирования и социально-психологического тренинга. Используемое сочетание способствует улучшению психологического, физического и духовного самочувствия безработного. На основании проведенного психологического исследования можно сделать следующие выводы: 1. Личностная тревожность безработных и успешно работающих испытуемых в большинстве случаев ниже ситуационной. 2. У 31% успешно работающих испытуемых и у 15% безработных выявлена высокая личностная тревожность. 3. У 31% успешно работающих испытуемых и 54% безработных выявлены высокие значения ситуативной тревожности. 4. Средние значения ситуационной тревожности безработных выше, чем работающих. 5. Высокий уровень ситуативной, или реактивной тревожности является отражением напряжения, беспокойства, озабоченности, нервозности, что может быть связано с эмоциональной реакцией на стрессовую ситуацию (в нашем случае, потеря работы). Гипотеза: личностная и ситуативная тревожность безработных выше, чем у работающих – нашла свое частичное подтверждение. Личностная тревожность работающих и неработающих испытуемых не отличалась, что могло быть связано с малым сроком бездеятельности неработающих. 3. Гамидуллаев Б.Н. Самоуправление: потенциал личности. – Ростов н/Д, 2006. 4. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие. – М.: ИНФРА – М, 1997. 5. Козлов Н.И. Формула личности. – СПб, 1999. 7. Немов Р. С. Основы психологического консультирования: Учеб. для студ. педвузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. 8. Осипова А.А. Введение в практическую психокоррекцию: групповые методы работы.-М: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЕК», 2000. 9. Письмо Федеральной службы занятости России от 15.09.1994г. «Об использовании «этических норм профконсультанта службы занятости»». 10. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / В.Д.Балин, В.К.Гайда, В.К.Гербачевский и др. Под общей ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. – 2-е издание, доп. и перераб. – СПб.: Питер, 2006. 11. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М., 1995. 12. Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций / Отв. ред. Яблокова Е. А.; Новосиб. гос. академия экономики и управления. каф. социологии и психологии управления.— М.; Новосибирск: ИНФРА-М: НГАЭиУ, 1997. 13. Стаут С. Управленческий тренинг – СПб.: Питер, 2002.
|