Главная Учебники - Разные Лекции (разные) - часть 14
Учебная программа
Оглавление:
Дизартрия. Нарушение голоса. 8
Основы
нейропсихологии 1. Введение
Данный цикл является базисным, позволяющим освоить остальные тематические курсы. Он содержит мультидисциплинарный учебный материал, включающий основные научно-практические положения в области нейропсихологии и нейролингвистики!
неврологии, нейрофизиологии, психиатрии, психологии. Изучаемые в рамках учебного материала различные стороны высшей психической деятельности человека, в том числе и с точки зрения их становления в онтогенезе, позволяют осуществить всесторонний охват проблем медицинской психологии в целом и отдельных нарушений ВПФ, в частности. 2. Содержание и последовательность изложения учебного материала
1. Современное состояние нейропсихологии 2. Учение А.Р.Лурия о
высших психических функциях (ВПФ) 3. Диагностика нарушений речевой и других ВПФ 4. Межполушарная асимметрия мозга 5. Нейропсихологический и нейролингвистический аспекты 6. Организация работы нейропсихолога в системе комплексной 3. Формы и методы проведения занятий и итоговый контроль
Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, практических занятий, как аудиторно, так и в различных подразделениях клиники. Преподаваемый материал основан на значительном числе источников классической и современной литературы. Применяется и метод демонстрации разных патологических феноменов. Результаты обучения оцениваются на основании защиты слушателями теоретической темы или проведения разбора пациента. Основы
нейрореабилитации 1. Введение
На современном этапе помощи детскому и взрослому населению с тяжелыми нарушениями речевой и других высших психических функций (ВПФ) является крайне актуальной. Число лиц с указанной патологией постоянно увеличивается в связи с ростом числа различных биологических, социальных и психологических вредностей и, в первую очередь, криминогенного характера. Помощь больным, у которых страдают основные функции, обеспечивающие нормальное положение в социуме, требует осуществления на практике многоаспектного комплекса реабилитационных мероприятий, охватывающих как проблемы медицинского, и в первую очередь, неврологического направления, так и нейропсихологического, спецпедагогического, спецпсихологического и социального. Каждый из специалистов, осуществляющих любое из этих направлений должен обладать специальными знаниями на современном уровне, а также быть ориентированным в основных моментах помощи больным специалистами смежных областей. Сказанным выше определяется содержание программы представляемого курса. 2. Содержание и последовательность изложения учебного материала
1. Современное состояние проблемы нейрореабилитации. 2. Понятие, предмет, цели, задачи, методология и методы комплексной нейрореабилитации. 3. Основные синдромы нарушений речи и других ВПФ у детей и 4. Диагностика нарушений речи и других ВПФ у детей и взрослых 5. Нейрореабилитация больных (детей и взрослых) с нарушениями 6. Нейрореабилитация больных с нарушениями ВПФ в результате 7. Организация специализированной нейрореабилитационной службы. 3. Формы и методы проведения занятий и итоговый контроль
Доводятся лекции, семинары, коллоквиумы, практические занятия с клиническим разбором и демонстрацией больных. Предусмотрено активное участие слушателей в клинических разборах. Используются разнообразные методы визуальной подачи материала: мультимедийная аппаратура, видеофильмы. Слушатели знакомятся с оригинальными нейрореабилитационными методиками, разработанными специалистами центра, компьютерными программами работы с больными. По каждому из разделов учебного плана предусмотрен зачет 1. Введение
Заикание представляет собой один из наиболее тяжелых видов логоневроза. Несмотря на большое число публикаций, посвященных заиканию, вопросы этиологии и патогенеза данного вида нарушения речи остаются дискуссионными. Различаются между собой и системы работы по преодолению заикания, используемые в рамках разных школ. Наиболее эффективной из них является комплексная система лечебно-коррекционных мероприятий при заикании, разработанная ректором Института дефектологии и медицинской психологии В.М.Шкловским и внедренная в практику Центра патологии речи и нейрореабилитации, а также других лечебно-профилактических учреждений города. В связи с этим она широко освещается в программе данного курса. 2. Содержание
и последовательность изложения учебного материала.
1. Современное состояние проблемы заикания: отечественные и 2. Этиология и патогенез заикания 3. Классификация и клиника разных видов заикания 4. Логоневрозы (неврологический, психопатологический, 5. Межполушарная асимметрия мозга и проблемы заикания 6. Комплексная система терапии заикания: медицинское, 7. Организация специализированной помощи заикающимся. 3. Формы и методы проведения занятий и итоговый контроль
Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, практических занятий. Широко применяются разборы пациентов с участием курирующих их врачей, психологов, дефектологов. даются показательные фронтальные и индивидуальные логопедические и психокоррекционные занятия. Результаты обучения оцениваются на основании самостоятельной диагностики пациентов или же проведения открытых занятий. Патология речи у
детей 1. Введение
Речь - основной показатель соответствия психического развития ребенка возрастным нормам. Особое внимание уделяется проблеме так называемых безречевых детей, дифференциальная диагностика которых является наиболее сложной, как и методы их коррекционного обучения. Не менее актуальны вопросы выявления детей группы риска к обучению в школе и своевременного устранения дефектов, препятствующих овладению грамотой и счетом. Задача данного курса дать слушателям необходимые знания и технологии, необходимые для эффективной работы в этом направлении. 2.Содержание и последовательность изложения учебного
материала
1 .Речевая функция в норме: этапы развития (психологический, нейропсихологический, нейролингвистический и педагогический аспекты) 2.Патология речевой функции органического и функционального генез 3.Психопатология у детей с нарушениями речи 4.Комплексная терапия нарушений речи; методики коррекции при разных видах патологии речи органического и функционального генеза. 3
.Формы и методы проведения занятий и итоговый контроль
Проводятся лекции, семинары, практические занятия, как в аудиторных условиях, так и непосредственно в клинике. Лекции сопровождаются клиническими разборами детей. Представлены все виды фронтальной и индивидуальной работы. Итоговый контроль осуществляется в виде зачета. 1.Введение
Дети с дисграфией и дислексией составляют значительную часть учащихся не только речевых, но и массовых школ. Устранение этих нарушений письменной речи требует применения специфических методов работы, которыми не владеют педагоги общего профиля. Это объясняет важность специальной подготовки специалистов, которые были бы состоятельны в использовании специфических методов преодоления дисграфий и дислексии, а также их профилактики. 2. Содержание и последовательность изложения учебного материала
1.
Специфика письменной речи, ее дифференциальные отличия от 2. Проблемы обучения грамоте: современное дошкольное и 3. Нарушения письменной речи у детей и взрослых 4. Коррекционная и восстановительная работа по преодолению 3. Формы и методы проведения занятий и итоговый контроль
Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, практических занятий. Широко применяются разборы детей с трудностями обучения письму и чтению; даются показательные фронтальные и индивидуальные занятия. Результаты обучения оцениваются на основании защиты слушателями изученной ими самостоятельно теоретической темы или проведения разбора ребенка. 4.Рекомендуемая литература.
1. Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми 2. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. - М.: АМН СССР, 3. Швачкин Н.Х. Развития фонематического слуха и восприятия 4. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. - М.: АПН 5. Паройонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у 1. Введение
В рамках курса слушателей знакомят с историей , тесно связанной с развитием представлений о локализации ВПФ. Центральное место в учебном материале занимает классификация нарушений голоса и дизартрии, методы диагностики, коррекции и восстановительного обучения. Изучаются вопросы этиологии и патогенеза нарушений голоса и дизартрии. 2. Содержание и последовательность изложения учебного материала
Дизартрия
1. Дизартрия. Этиология, клиника, патогенез. Современное состояние проблемы. 2. Логопедический подход к нарушениям речи у больных с очаговыми поражениями мозга. 3. Дифференциальная диагностика форм дизартрии. Технология обследования моторных функций речи. 4. Методика индивидуального занятия с больным. 5. Классификация дизартрий. Клинические разборы. 6. Массаж при дизартрии. 7. Основные концепции восстановления речи при дизартрии. Нарушение голоса
1. Акустические основы голосообразования. Развитие и становление голоса. Классификация нарушений голоса. 2. Функциональные и органические расстройства голоса. Приемы коррекции. 3. Образование голоса после удаления гортани. 4. Функциональная (истерическая) афония. Фонастения. Профессиональные нарушения. 3. Формы и методы проведения занятий и итоговый контроль
Проводятся лекции, семинары, практические занятия, как в аудиторных условиях, так и непосредственно в клинике. Лекции сопровождаются клиническими разборами больных с разными формами дизартрии. Представлены все виды фронтальной и индивидуальной работы с больными (в том числе музыко-и ритмотерапия, трудотерапия, арттерапия и др.). Итоговый контроль осуществляется в виде зачета. 1. Введение
В рамках курса слушателей знакомят с историей афазиологии, тесно связанной с развитием представлений о локализации ВПФ. Центральное место в учебном материале занимает учение об афазии А.Р.Лурия, классификация афазий, методы диагностики и восстановительного обучения. Изучаются вопросы также этиологии и патогенеза различных форм афазии. 2. Содержание и последовательность изложения учебного материала
1 Традиционные современные концепции и проблемы патологии речи 2.Нарушения речи при локальных поражениях мозга в виде афазии. 3.Афазия у детей. 4. Методы восстановительного и коррекционного обучения. 3. Формы и методы проведения занятий и итоговый контроль
|