Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 14

 

Поиск            

 

Указания методические и задания по выполнению контрольной работы дисциплины по специальности 080301 Коммерция (торговое дело) Новосибирск 2011

 

             

Указания методические и задания по выполнению контрольной работы дисциплины по специальности 080301 Коммерция (торговое дело) Новосибирск 2011

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(РГТЭУ)

Новосибирский филиал

Торгово-экономический факультет

Кафедра коммерции

ОСНОВЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Методические указания и задания по выполнению контрольной работы дисциплины по специальности 080301 Коммерция (торговое дело)

Новосибирск 2011


Российский государственный торгово-экономический университет. Новосибирский филиал. Торгово-экономический факультет. Кафедра коммерции

Автор-составитель : А.В. Богатырев, к.т.н., доцент

Основы коммерческой деятельности: Методические указания и задания по выполнению контрольной работы дисциплины / А.В. Богатырев. – Новосибирск: НФ РГТЭУ, 2011. – 81с.

Рецензент: ________________________________

Методические указания и задания по выполнению контрольной работы дисциплины «Основы коммерческой деятельности» составлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080301 – Коммерция (торговое дело) и рабочей программы по дисциплине.

Учебная дисциплина «Основы коммерческой деятельности» относится к дисциплинам специализации по специальности 080301 –Коммерция (торговое дело) и является обязательной для изучения.

Методические указания и задания по выполнению контрольной работы дисциплины рекомендованы к изданию кафедрой коммерции, протокол №_______ от ________________2011

Утверждены учебно-методическим советом НФ РГТЭУ, протокол №.____ от ______________________2011

В материалах использованы авторские разработки и открытые материалы РГТЭУ

© Российский государственный торгово-экономический университет, Новосибирский филиал. 2011


СОДЕРЖАНИЕ

1. Цель, задачи и предмет дисциплины.. 4

2. Объем и структура дисциплины.. 5

2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы.. 5

2.2. Распределение часов по разделам, темам и видам учебной работы.. 7

3. Содержание курса. 11

4. Задания для самостоятельной работы студентов. 15

5. Вопросы для подготовки к экзамену. 24

6. Методические указания по оформлению и выполнению контрольной работы 25

6.1. Требования к оформлению контрольной работы.. 26

6.2. Задания контрольной работы.. 27

7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.. 31

7.1. Список литературы.. 31

7.2. Материально-техническое, информационное обеспечение дисцилины.. 38

8. ГЛОССАРИЙ.. 38

9. МАТЕРИАЛЫ ТЕСТОВОЙ СИСТЕМЫ.. 51

Тесты №1. 51

Тесты №2. 57

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 81


1. Цель, задачи и предмет дисциплины

Цель:

Цель дисциплины «Основы коммерческой деятельности» – системное изучение одной из основных составляющих рыночной экономики - предпринимательской деятельности в сфере коммерции и коммерческого посредничества.

Задачи:

Задачи дисциплины «Организация коммерческой деятельности» – сформировать у будущих специалистов:

· теоретические и прикладные знания о сущности коммерческой деятельности, об организации и технологии проведения коммерческих сделок и их юридическом оформлении, об организации хозяйственных связей по поставкам товаров, о методах функционирования оптовой и розничной торговли, о предприятиях, осуществляющих коммерческую деятельность, и показателях, отражающих эффективность их работы, о финансовом, информационном и материально-техническом обеспечении коммерции, о государственном регулировании и регламентации коммерческой деятельности;

· умения выбирать и внедрять наиболее эффективные организационные и проектные решения с учетом требований рынка;

· новые подходы к созданию современных интегрированных торговых систем.

Объект изучения дисциплины:

Объектом изучения дисциплины являются товары и услуги, которые служат для удовлетворения потребностей и предлагаются рынку для приобретения и использования.

Предмет дисциплины:

Предметом дисциплины является деятельность субъектов коммерческой деятельности, связанная с куплей-продажей товаров и предоставлением услуг с целью удовлетворения потребностей покупателей и получения прибыли.

2. Требования к уровню освоения дисциплины

Уровень освоения содержания дисциплины должен позволить выпускнику решать все необходимые, в пределах его квалификации, задачи в процессе осуществления им коммерческой, организационной, научно-исследовательской и аналитической деятельности.

Студенты должны:

1. Знать:

· сущность коммерческой деятельности как рыночной категории и ее роль в эффективном хозяйствовании предприятия;

· методы государственного регулирования предпринимательства и коммерции;

· принципы и способы организации управления коммерческой деятельностью;

· конъюнктуру потребительского рынка;

· методы планирования и осуществления закупок и сбыта товаров;

· правила торговли по реализации товаров;

· вопросы планирования и организации труда персонала торговых предприятий.

2. Уметь:

· моделировать и применять компьютерные технологии в процессе коммерческой деятельности;

· использовать методы изучения рынка товаров;

· определять требования потребителей к товару, соотношение его цены и качества;

· формировать ассортимент товаров в соответствии с покупательским спросом;

· организовать эффективную доставку товаров, их приемку и хранение;

· обеспечивать контроль и оценку показателей коммерческой деятельности предприятия;

· проводить научные исследования, обрабатывать и анализировать полученные результаты.

2. Объем и структура дисциплины

2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Для специальности 080301 «Коммерция (торговое дело)» для очной, заочной и заочной ускоренной форм обучения

Форма обучения очная

Вид учебной работы

Количество часов по специальностям

080301

Коммерция (торговое дело)

№№ семестров

3

Аудиторные занятия:

85

Лекции

51

Практические и семинарские занятия

34

Тематические дискуссии и деловые игры

-

Лабораторные работы (лабораторный практикум)

-

Самостоятельная работа

95

Всего часов на дисциплину

180

Текущий контроль (количество, №№ семестров)

, тесты – 3 сем.

Лабораторные работы (лабораторный практикум) (количество, №№ семестров)

-

(№ семестра)

-

Виды итогового контроля (экзамен, зачет)

- №№ семестров

экзамен - 3

Форма обучения заочная

Вид учебной работы

Количество часов по специальностям

080301

Коммерция (торговое дело)

№№ семестров

Аудиторные занятия:

20

Лекции

12

Практические и семинарские занятия

8

Тематические дискуссии и деловые игры

-

Лабораторные работы (лабораторный практикум)

-

Самостоятельная работа

160

Всего часов на дисциплину

180

Текущий контроль (количество, №№ семестров)

Лабораторные работы (лабораторный практикум) (количество, №№ семестров)

-

Контрольная работа (№ семестра)

+

Виды итогового контроля (экзамен, зачет)

- №№ семестров

экзамен

Форма обучения заочная ускоренная

Вид учебной работы

Количество часов по специальностям

080301

Коммерция (торговое дело)

№№ семестров

Аудиторные занятия:

4

Лекции

4

Практические и семинарские занятия

-

Тематические дискуссии и деловые игры

-

Лабораторные работы (лабораторный практикум)

-

Самостоятельная работа

176

Всего часов на дисциплину

180

Текущий контроль (количество, №№ семестров)

-

Лабораторные работы (лабораторный практикум) (количество, №№ семестров)

-

(№ семестра)

-

Виды итогового контроля (экзамен, зачет)

- №№ семестров

экзамен

2.2. Распределение часов по разделам, темам и видам учебной работы

Форма обучения очная

Порядковый номер темы

Наименование тем

Виды учебных занятий

Всего часов

Лекции

Семинары

СРС*

1

2

3

4

5

6

1

Тема 1. Содержание коммерческой деятельности и ее реформирование с переходом на рыночную экономику

12

4

2

6

2

Тема 2. Организационно-правовые формы коммерческой деятельности

12

4

2

6

3

Тема 3. Изучение и прогнозирование потребностей и спроса населения на товары народного потребления

12

4

2

6

4

Тема 4. Конъюнктура торговли

16

4

4

8

5

Тема 5. Объекты коммерческой деятельности

10

2

2

6

6

Тема 6. Коммерческая работа no оптовым закупкам товаров

16

4

4

8

7

Тема 7. Коммерческая работа по продаже товаров

16

4

4

8

8

Тема 8. Формирование ассортимента и управление товарными запасами на коммерческих предприятиях

14

4

2

8

1

2

3

4

5

6

9

Тема 9. Материально-техническая база коммерческой деятельности

10

2

2

6

10

Тема 10. Государственное регулирование и регламентирование коммерческой деятельности

12

4

2

6

11

Тема 11. Информационное обеспечение коммерческой информации. Коммерческая тайна.

12

4

2

6

12

Тема 12. Риск в коммерческой деятельности

12

4

2

6

13

Тема 13. Психология и этика коммерческой деятельности

12

3

2

7

14

Тема 14. Эффективность коммерческой деятельности

14

4

2

8

Всего по дисциплине

180

51

34

95

Форма обучения заочная

Порядковый номер темы

Наименование тем

Виды учебных занятий

Всего часов

Лекции

Семинары

СРС*

1

2

3

4

5

6

1

Тема 1. Содержание коммерческой деятельности и ее реформирование с переходом на рыночную экономику

13

1

-

12

2

Тема 2. Организационно-правовые формы коммерческой деятельности

13

1

-

12

3

Тема 3. Изучение и прогнозирование потребностей и спроса населения на товары народного потребления

14

2

2

10

4

Тема 4. Конъюнктура торговли

14

2

2

10

5

Тема 5. Объекты коммерческой деятельности

12

-

-

12

6

Тема 6. Коммерческая работа no оптовым закупкам товаров

14

2

2

10

7

Тема 7. Коммерческая работа по продаже товаров

12

2

-

10

8

Тема 8. Формирование ассортимента и управление товарными запасами на коммерческих предприятиях

14

2

-

12

9

Тема 9. Материально-техническая база коммерческой деятельности

12

-

-

12

10

Тема 10. Государственное регулирование и регламентирование коммерческой деятельности

12

-

-

12

11

Тема 11. Информационное обеспечение коммерческой информации. Коммерческая тайна.

12

-

-

12

12

Тема 12. Риск в коммерческой деятельности

12

-

-

12

13

Тема 13. Психология и этика коммерческой деятельности

12

-

-

12

14

Тема 14. Эффективность коммерческой деятельности

14

-

2

12

Всего по дисциплине

180

12

8

160

Форма обучения заочная ускоренная

Порядковый номер темы

Наименование тем

Виды учебных занятий

Всего часов

Лекции

Семинары

СРС*

1

2

3

4

5

6

1

Тема 1. Содержание коммерческой деятельности и ее реформирование с переходом на рыночную экономику

11

1

-

10

2

Тема 2. Организационно-правовые формы коммерческой деятельности

11

1

-

10

3

Тема 3. Изучение и прогнозирование потребностей и спроса населения на товары народного потребления

11

1

-

10

4

Тема 4. Конъюнктура торговли

11

1

-

10

5

Тема 5. Объекты коммерческой деятельности

12

-

-

12

6

Тема 6. Коммерческая работа no оптовым закупкам товаров

14

-

-

14

7

Тема 7. Коммерческая работа по продаже товаров

14

-

-

14

8

Тема 8. Формирование ассортимента и управление товарными запасами на коммерческих предприятиях

14

-

-

14

9

Тема 9. Материально-техническая база коммерческой деятельности

12

-

-

12

10

Тема 10. Государственное регулирование и регламентирование коммерческой деятельности

14

-

-

14

11

Тема 11. Информационное обеспечение коммерческой информации. Коммерческая тайна.

14

-

-

14

12

Тема 12. Риск в коммерческой деятельности

14

-

-

14

13

Тема 13. Психология и этика коммерческой деятельности

14

-

-

14

14

Тема 14. Эффективность коммерческой деятельности

14

-

-

14

Всего по дисциплине

180

4

-

176

3. Содержание курса.

Форма обучения очная, заочная, заочная ускоренная.

Дисциплина содержит 14 тем.

Тема 1. Содержание коммерческой деятельности и ее реформирование с переходом на рыночную экономику

История развития коммерческой деятельности в России. Развитие коммерческой деятельности в дореволюционной России и после революции. Правовое обеспечение коммерческой деятельности в 90-х годах прошлого столетия. Ее развитие на современном этапе развития экономики.

Сущность и содержание коммерции. Факторы, влияющие на развитие коммерческой деятельности. Процессы в коммерческой деятельности. Задачи коммерческо-посреднической деятельности и принципы их выполнения.

Тема 2. Организационно-правовые формы коммерческой деятельности

Субъекты коммерческой деятельности. Классификация субъектов коммерческой деятельности. Типы коммерческих и некоммерческих организаций. Хозяйственные товарищества. Общества с ограниченной и дополнительной ответственностью. Акционерные общества. Производственные кооперативы. Унитарные предприятия. Создание, реорганизация и ликвидация коммерческих предприятий и организаций.

Тема 3. Изучение и прогнозирование потребностей и спроса населения на товары народного потребления

Определение понятия «потребность». Классификация потребностей. Понятие покупательского спроса. Отличия потребностей и спроса населения. Классификация спроса. Факторы, оказывающие влияние на спрос населения. Источники информации о спросе населения. Методы изучения спроса. Понятие прогнозирования. Классификация экономических прогнозов. Этапы прогнозирования спроса. Методы прогнозирования спроса.

Тема 4. Конъюнктура торговли

Понятие «конъюнктура торговли». Экономические элементы конъюнктуры торговли. Виды конъюнктурной информации. Источники информации о конъюнктуре торговли. Организация конъюнктурной работы в розничных и оптовых торговых предприятиях. Конъюнктурные совещания. Методы прогнозирования конъюнктуры торговли. Направления использования материалов по конъюнктуре торговли. Понятие «коммерческого решения». Виды коммерческих решений. Особенности, присущие коммерческим решениям. Технология принятия коммерческого решения. Контроль за исполнением коммерческого решения.

Тема 5. Объекты коммерческой деятельности

Понятие объектов коммерческой деятельности. Определения понятий «товар», «услуга». Отличительные особенности товаров народного потребления. Товары производственно-технического назначения. Движимое и недвижимое имущество как объекты коммерческой деятельности. Классификация услуг по различным признакам. Особенности услуги как товара. Ценные бумаги, интеллектуальная собственность, рабочая сила как объекты коммерческой деятельности. Условия продажи и обмена объектов коммерческой деятельности.

Тема 6. Коммерческая работа no оптовым закупкам товаров

Понятие закупочной работы и ее принципы. Этапы оптовых закупок товаров и их взаимосвязь с маркетингом.

Особенности договора поставки. Характеристика основных условий договора поставки. Контроль исполнения договора и хода поставки товаров.

Закупка товаров на оптовых ярмарках и рынках. Классификация оптовых ярмарок.

Тема 7. Коммерческая работа по продаже товаров

Сущность коммерческой работы по продаже товаров. Принципы осуществления оптовой торговли и ее основные задачи. Особенности договора оптовой продажи товаров.

Характеристика транзитной и складской форм оптовой торговли. Методы оптовой продажи товаров. Продажа товаров на оптовых рынках и мелкооптовых магазинах-складах. Основные задачи оптовых рынков. Особенности функционирования мелкооптовых магазинов.

Специфика продажи товаров в розничных предприятиях. Характеристика методов продажи товаров в розничной сети. Дополнительные торговые услуги.

Тема 8. Формирование ассортимента и управление товарными запасами на коммерческих предприятиях

Понятие об ассортименте товаров и их классификация. Производственный и торговый ассортимент товаров. Сущность и классификация торгового ассортимента.

Порядок формирования ассортимента товаров на предприятиях оптовой торговли. Принципы формирования ассортимента товаров, их характеристика. Разработка ассортиментных перечней.

Порядок формирования ассортимента товаров в магазинах. Факторы, влияющие на формирование ассортимента в розничных торговых предприятиях. Регулирование ассортимента товаров в магазинах.

Управление товарными запасами на предприятиях торговли. Классификация товарных запасов. Основные этапы управление товарными запасами на оптовых предприятиях. Управление товарными запасами в розничных торговых предприятиях.

Тема 9. Материально-техническая база коммерческой деятельности

Материально-техническая база и техническая политика. Основные производственные фонды и их классификация. Содержание технической политики на предприятиях коммерции. Основные схемы технических решений в сфере коммерции. Оценка эффективности материально-технической базы.

Значение инвестиций в развитии материально-технической базы предприятий. Реальные и финансовые инвестиции в коммерческой деятельности. Технология процесса инвестирования на коммерческих предприятиях. Факторы, оказывающие влияние на инвестиционную деятельность предприятий в сфере коммерции. Содержание основных этапов процесса реального инвестирования в коммерческой деятельности.

Тема 10. Государственное регулирование и регламентирование коммерческой деятельности

Сущность государственного регулирования коммерческой деятельности предприятий. Основные принципы регламентации коммерческой деятельности по отраслям и сферам применения.

Методы прямого и косвенного регулирования деятельности предприятий и их значение. Роль государства в регламентации коммерческой деятельности по отраслям и сферам применения.

Законодательные акты, регулирующие и регламентирующие коммерческую деятельность. Органы, осуществляющие контроль за коммерческой деятельно­стью предприятий.

Правила работы торговых предприятий. Меры наказания за административные право­нарушения.

Тема 11. Информационное обеспечение коммерческой информации. Коммерческая тайна.

Информационное обеспечение коммерческой деятельности. Содержание коммерческой информации. Источники коммерческой информации. Коммерческая тайна и ее защита. Виды информации, относящиеся к коммерческой тайне.

Тема 12. Риск в коммерческой деятельности

Понятие коммерческого риска. Причины неопределенности, порождающие риск. Виды рисков. Причины возникновения коммерческих рисков.

Потери предпринимателей от риска. Основные функции риска.

Факторы, влияющие на уровень риска. Меры, предпринимаемые в коммерческой деятельности, по управ­лению риском. Пути снижения степени риска.

Тема 13. Психология и этика коммерческой деятельности

Требования к личности коммерсанта. Профессиональные требования к коммерсанту. Понятие этики. Понятие коммерческого этикета. Основные составляющие этического кодекса предпринимателя-коммерсанта. Основные правила делового обращения и знакомства. Основные правила ведения деловых бесед. Порядок ведения деловых телефонных переговоров. Виды коммерческих писем в деловой переписке. Требования к внешнему облику и манерам делового человека-коммерсанта. Требования к культуре речи коммерсанта.

Тема 14. Эффективность коммерческой деятельности

Значение анализа и оценки эффективности коммерческой дея­тельности для торгового предприятия. Определение понятия «эффективность коммерческой дея­тельности».

Факторы, оказывающие влияние на эффективность коммерче­ской деятельности. Экономический, финансовый и маркетинговый анализ эффективности коммерческой деятельности.

Факторы коммерческого успеха. Социальная эффективность коммерческой деятельности. Показатели, характеризующие социальную эффектив­ность коммерческой деятельности.

4. Задания для самостоятельной работы студентов

Форма обучения очная, заочная и заочная ускоренная

Самостоятельная работа является целостной педагогической системой, включающей самостоятельную учебную деятельность студентов, цель которой носит личностный смысл для студентов как способ и форма познавательной деятельности. Она способствует углубленному изучению учебного материала, его закреплению после прослушивания лекций как по учебникам, учебным пособиям, так и по материалам опубликованным в специальной периодике (прежде всего, в журналах «Социологические исследования», «Вопросы социологии», «Вопросы философии» и других), а также в СМИ.

В ходе самостоятельной работы с новым учебным материалом, а также при подготовке к практическим занятиям, рекомендуется вести конспект (доработать конспект лекции), специально выделяя в нем те положения, с которыми, в первую очередь студент намерен выступить как участник общей дискуссии или докладчик а. Перед изучением каждой темы необходимо выписать из словаря или другой учебной литературы все основные понятия, постараться самостоятельно ответить на проблемные вопросы, вопросы для размышления, самопроверки и повторения.

Темы для самостоятельного

изучения

Вопросы для выполнения

самостоятельной работы

Тема 1. Содержание коммерческой деятельности и ее реформирование с переходом на рыночную экономику

1. Характеристика основных операций, осуществляемых в торговле.

2. Сравнительная характеристика понятий «коммерция», «торговля» и «предпринимательство».

3. Определение понятия «коммерческая деятельность».

4. Рассмотрите содержание основных функций коммерческой деятельности.

5. Принципы организации коммерческой деятельности предприятий в условиях рыночной экономики.

6. Какие факторы внешней среды влияют на развитие коммерческой деятельности предприятия?

7. Какие факторы внутренней среды влияют на развитие коммерческой деятельности предприятия?

8. Назовите условия, способствующие формированию коммерческой деятельности торгового предприятия на рынке товаров и услуг.

9. Какие задачи стоят перед коммерческой деятельностью в условиях рыночной экономики?

10. Выделите основные этапы развития коммерческой деятельности в России и дайте их характеристику.

11. История развития коммерческой деятельности за рубежом.

12. Взаимосвязь коммерческой деятельности с другими научными дисциплинами.

Тема 2. Изучение и прогнозирование потребностей и спроса населения на товары народного потребления

1. Дайте определение понятия «потребность».

2. Классифицируйте потребности по различным признакам.

3. Изложите понятие покупательского спроса.

4. В чём отличия потребностей и спроса населения.

5. Классифицируйте спрос по различным признакам.

6. Дайте характеристику факторов, оказывающих влияние на спрос населения.

7. Назовите источники информации о спросе населения.

Тема 3. Изучение методов прогнозирования объемов продаж товаров народного потребления

1. Дайте характеристику методов изучения спроса.

2. Дайте понятие прогнозирования.

3. Классифицируйте экономические прогнозы.

4. Дайте характеристику этапов прогнозирования спроса.

5. Дайте характеристику методов прогнозирования спроса.

6. Какой из методов прогнозирования спроса наиболее часто используется и почему?

7. Назовите направления использования материалов изучения и прогнозирования спроса.

Тема 4. Конъюнктура торговли

1. Дайте определение понятия «конъюнктура торговли».

2. Что включает в себя конъюнктура торговли?

3. Перечислите виды конъюнктурной информации.

4. Назовите источники информации о конъюнктуре торговли.

5. Рассмотрите организацию конъюнктурной работы в розничных и оптовых торговых предприятиях.

6. Что включает в себя организация конъюнктурных совещаний?

7. Перечислите методы прогнозирования конъюнктуры торговли.

Тема 5. Конъюнктурный обзор

1. Назовите направления использования материалов по конъюнктуре торговли.

2. Формы обобщения конъюнктурной информации.

3. Дайте определение понятия «коммерческое решение».

4. Перечислите виды коммерческих решений.

5. Какие характерные особенности присущи коммерческим решениям?

6. Какова технология принятия коммерческого решения?

7. Каким образом осуществляется контроль за исполнением коммерческого решения?

Темы 6. Классификация и характеристика субъектов коммерческой деятельности

1. Кто может выступать в качестве субъектов коммерческой деятельности?

2. Дайте международную классификацию субъектов коммерческих операций, вступающих в договорные отношения по купле-продаже товаров или оказанию услуг.

3. Перечислите организационно-правовые формы функционирова­ния предприятий.

4. Охарактеризуйте производственное предприятие как субъект коммерческой деятельности.

5. Назовите организационные формы функционирования предприятий.

6. Дайте характеристику оптовому торговому предприятию как субъекту коммерческой деятельности.

7. Классифицируйте и охарактеризуйте основные виды оптовых предприятий.

8. Какие функции коммерческой деятельности выполняются в опто­вых предприятиях?

9. В чем проявляется социально-экономическое значение розничной торговой сети?

10. Какие коммерческие функции возлагаются на розничные торго­вые предприятия?

11. Дайте классификацию и характеристику розничных торговых предприятий.

12. Назовите особенности торгового дома как субъекта коммерческой деятельности.

13. Охарактеризуйте взаимоотношения субъектов коммерческой дея­тельности в сфере обращения.

Тема 7. Характеристика объектов коммерческой деятельности

1.Что может выступать в качестве объектов коммерческой деятельности?

2. Дайте определения понятиям «товар», «услуга».

3. Назовите отличительные особенности товаров народного потребления.

4. Что относится к товарам производственно-технического назначения?

5. Могут ли предприятия выступать в качестве объектов коммерче­ской деятельности?

6. Что относится к движимому и недвижимому имуществу?

7. Классифицируйте услуги по различным признакам.

8. Отличительные особенности услуги как товара.

9. Охарактеризуйте следующие объекты коммерческой деятельности: ценные бумаги, интеллектуальная собственность, рабочая сила.

10. Всегда ли объекты коммерческой деятельности могут продавать­ся, обмениваться свободно?

Темы 8. Государственное регулирование и регламентирование коммерческой деятельности

1.Роль и значение государственного регулирования коммерческой деятельности.

2.Перечислите направления государственного регулирования и рег­ламентирования коммерческой деятельности предприятий.

3.Какие методы государственного регулирования коммерческой дея­тельности применяются на современном этапе хозяйствования?

4.Какими законодательными актами регулируется и регламентирует­ся коммерческая деятельность?

5.Какие органы осуществляют контроль за коммерческой деятельно­стью торговых предприятий?

6.Значение таможенного регулирования для торговых предприятий, действующих на международном рынке.

7.Особенности валютного контроля как одного из направлений государ­ственного регулирования коммерческой деятельности предприятий.

8.Перечислите основные функции деятельности торгово-промышленных палат.

9.Правила работы торговых предприятий.

10.Какие меры наказания влекут за собой административные право­нарушения?

Тема 9. Информационное обеспечение коммерческой деятельности

Тема 10. Коммерческая информация

1.Определение понятия «коммерческая информация».

2.Какие сведения относят к коммерческой информации?

3.Роль информации в управлении коммерческой деятельностью.

4.Какие требования предъявляются к информации?

5.Перечислите источники получения коммерческой информации.

6.Дайте характеристику информационным организациям.

7.Что включает в себя информационное обеспечение коммерческой деятельности предприятий?

8.Основные элементы работы по комплексному исследованию рынка.

9.Информация о покупателях и мотивах совершения покупок и ее роль в коммерческой работе.

10.Роль информации о спросе и предложении товаров в коммерче­ской работе.

11.Какая информация характеризует конкурентную среду, ее значе­ние в коммерческой деятельности?

12.На основе какой информации формируются требования рынка к товару?

13.Перечислите группы технических средств, необходимых для ра­боты с информацией.

14.В чем достоинства технологии автоматизированной системы по­лучения и обработки информации?

15.Поясните содержание технологии автоматизированной обработки информации.

Тема 11. Коммерческая тайна и ее защита

1. Определение понятия «государственная тайна».

2. В чем отличие государственной и коммерческой тайн?

3. Определение понятия «коммерческая тайна».

4. Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну.

5. Перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну.

6. Поясните основные понятия в области коммерческой тайны: «об­ладатель коммерческой тайны», «носители коммерческой тайны», «конфидент коммерческой тайны», «режим коммерческой тайны».

7. Правовое обеспечение коммерческой тайны.

8. Охарактеризуйте деятельность по установлению коммерческой тайны?

9. В чем необходимость защиты коммерческой тайны?

10. Назовите средства и методы защиты коммерческой тайны.

11.Что включает в себя деятельность по формированию системы безопасности предприятия?

12. Правила работы с документами, содержащими коммерческую тайну.

13. Что такое промышленный шпионаж?

14. Каким образом организована защита коммерческой тайны в России?

Тема 12. Риск в коммерческой деятельности

1. Возможна ли коммерческая деятельность без риска?

2. Причины неопределенности, порождающие риск.

3. Перечислите виды рисков.

4. Что понимается под коммерческим риском?

5. Назовите основные причины возникновения коммерческих рисков.

6. Каковы потери предпринимателя от риска?

7. Охарактеризуйте основные функции риска.

8. Какие факторы оказывают влияние на уровень риска?

9. Меры, предпринимаемые в коммерческой деятельности, по управ­лению риском.

10. Перечислите пути снижения степени риска.

11. Назовите черты личности коммерсанта, идущего на риск.

Тема 13. Психология и этика коммерческой деятельности

1. Требования к личности коммерсанта.

2 Профессиональные требования к коммерсанту.

3. Что такое этика?

4. Определение понятия коммерческого этикета.

5. Перечислите составляющие этического кодекса предпринимателя-коммерсанта.

6. Что включает в себя этикет делового человека?

7. Основные правила делового обращения и знакомства.

8. Основные правила ведения деловых бесед.

9. Порядок ведения деловых телефонных переговоров.

10. Укажите виды коммерческих писем в деловой переписке.

11.Требования к внешнему облику и манерам делового человека-коммерсанта.

12. Требования к культуре речи коммерсанта.

Тема 14. Эффективность коммерческой деятельности

1. Значение анализа и оценки эффективности коммерческой дея­тельности для торгового предприятия.

2. Дайте определения понятиям «эффективность коммерческой дея­тельности».

4. Какие факторы оказывают влияние на эффективность коммерче­ской деятельности?

5. Экономический анализ эффективности коммерческой деятельности.

6. Финансовый анализ эффективности коммерческой деятельности.

7. Маркетинговый анализ эффективности коммерческой деятельности.

8. Перечислите факторы коммерческого успеха.

9. Какие факторы коммерческого успеха не зависят от деятельности предприятия?

10. В чем проявляется социальная эффективность коммерческой деятельности?

11. Назовите показатели, характеризующие социальную эффектив­ность коммерческой деятельности.

5. Вопросы для подготовки к экзамену

Форма обучения очная, заочная ,заочная ускоренная

1. Понятие коммерческой деятельности и его изменения в рыночной экономике.

2. Содержание коммерческой работы в торговле.

3. Задачи по улучшению коммерческой деятельности.

4. Коммерческая деятельность в условиях рыночной экономики (характерные черты и
принципы).

5. Понятие о потребностях и их классификация.

6. Классификация спроса и факторы, влияющие на его формирование.

7. Источники информирования о спросе населения.

8. Методы прогнозирования спроса.

9. Сущность конъюнктуры торговли.

10.Организация изучения конъюнктуры торговли.

11.Конъюнктурные совещания.

12.Коммерческие решения.

13.Государственное регулирование рынка: необходимость, обоснованность.

14.Методы государственного регулирования рынка.

15.Функции и задачи государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите
прав потребителей.

16.Правила продажи основных товаров народного потребления.

17.Правила работы розничных торговых предприятий.

18.Правила обмена товаров в розничной цене.

19.Личные и профессиональные требования к коммерческому работнику.

20.Этикет предпринимателя-коммерсанта.

21.История развития коммерческой деятельности.

22.Методы прогнозирования спроса.

23.Производственное предприятие как субъект коммерческой деятельности.

24.Оптовые предприятия как субъект коммерческой деятельности.

25.Розничное торговое предприятие как субъект коммерческой деятельности.

26.Понятие и сущность коммерческой тайны.

27.Защита коммерческой тайны.

28.Понятие риска и его разновидности.

29.Функции риска.

30.Пути снижения риска.

31.Характеристика объектов коммерческой деятельности. •

32.Характеристика потребителей - как субъекта коммерческой деятельности.

33.Коммерческая деятельность в розничной торговле.

34.Коммерческая деятельность в оптовой торговле.

35.Коммерческая деятельность в производственных предприятиях.

36.Субъекты коммерческой деятельности, их классификация.

37.Понятие и сущность инфраструктуры рынка.

38.Социальная эффективность коммерческой деятельности.

39.Факторы, влияющие на эффективность коммерческой деятельности.

40.Экономическая эффективность коммерческой деятельности.

41.Деловые переговоры коммерческого работника с партнерами и их анализ.

42.Торговые дома и их функции.

43.Связь коммерческой деятельности с маркетинговой.

44.Виды коммерческих писем в деловой переписке.

45.Общая оценка совместной конъюнктуры торговли.

46.Торговые дома и их функции.

47.Общая оценка современной конъюнктуры торговли.

48.Функции риска.

49.Пути снижения риска.

50.Защита коммерческой тайны.

6. Методические указания по оформлению и выполнению контрольной работы

Согласно учебному плану студенты заочной формы обучения специальности «Коммерция (торговое дело)» выполняют контрольную работу.

В содержательном плане включает 2 теоретических вопроса из теоретической части и 1 практическое задание по изучению конъюнктуры торговли какой-либо товарной группы.

Выполнению контрольной работы должно предшествовать самостоятельное изучение студентом нормативно-законодательной базы (по необходимости) рекомендованной литературы и других источников информации, обозначенных в списке. По ходу их изучения делаются выписки цитат, составляются иллюстрации и таблицы. Не допускается механическое переписывание материала учебников или лекций.

Ответы на теоретические вопросы должны отражать необходимую и достаточную компетенцию студента, содержать краткие и четкие формулировки, убедительную аргументацию, доказательность и обоснованность выводов, быть логически выстроены.

Решения практических заданий должны сопровождаться краткими, но исчерпывающими пояснениями (аргументами).

В конце работы должен быть приведен список литературы в алфавитном порядке. На последней странице ставится подпись автора и дата.

Выполненная должна быть представлена в деканат заочного отделения не позднее чем за 10 дней до начала экзаменационной сессии. Контрольная работа, выполненная без соблюдений требований или не полностью, не зачитывается и возвращается студенту на доработку. В случае, если контрольная работа выполнена не по своему варианту, она не зачитывается и возвращается студенту для ее выполнения в соответствии с вариантом, указанным в таблице.

До начала сессии студент получает проверенную контрольную работу с исправлениями в тексте и замечаниями на полях, а также рецензию, в которой анализируются все ошибки и неточности, даются рекомендации по исправлению ошибок и выставляется оценка «зачтено» или «не зачтено». Оценка «зачтено» является допуском к экзамену или зачету по соответствующей дисциплине. Работа с оценкой «не зачтено», должна быть доработана и представлена на повторное рецензирование.

Вариант контрольной работы студент выбирает по таблице – по двум последним цифрам зачетной книжки (шифра). В таблице по вертикали и горизонтали размещены цифры от 0 до 9, где по вертикали – предпоследняя цифра шифра, а по горизонтали – последняя цифра шифра.

Таблица для определения номера варианта контрольной работы

Предпоследняя

цифра шифра

Последняя цифра шрифта

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

1

20

21

15

16

10

11

5

6

25

1

2

19

22

14

17

9

12

4

7

24

2

3

18

23

13

18

8

13

3

8

23

3

4

17

24

12

19

7

14

2

9

22

4

5

16

25

11

20

6

15

1

10

21

5

6

15

1

10

21

5

16

25

11

20

6

7

14

2

9

22

4

17

24

12

19

7

8

13

3

8

23

3

18

23

13

18

8

9

12

4

7

24

2

19

22

14

17

9

10

11

5

6

25

1

20

21

15

16

6.1. Требования к оформлению контрольной работы

Объем работы 20-24 страницы рукописного текста (ученическая тетрадь) или 10-15 страниц машинописного текста формата А-4; на страницах необходимо оставлять поля для замечаний рецензента.

Страницы работы нумеруются, титульный лист (приложение 1) является первой страницей контрольной работы (номер на титульном листе не ставится), на второй странице дается план (содержание) работы, далее следуют наименования теоретических вопросов и или практических заданий и ответы на них, все иллюстрации и таблицы должны быть пронумерованы.

Тексты цитат заключаются в кавычки и сопровождаются сноской.

Рукописный текст должен быть написан разборчивым почерком, без помарок, небрежность в изложении и оформлении не допускается.

6.2. Задания контрольной работы

Вариант 1

1. Понятие коммерческой деятельности и его изменения в рыночной экономике.

2. Защита коммерческой тайны.

3. По месту Вашего проживания изучите конъюнктуру торговли обуви и дайте её краткую характеристику.

Вариант 2

1. Содержание коммерческой работы в торговле.

2. Пути снижения риска.

3. По месту Вашего проживания изучите конъюнктуру торговли молочных продуктов и дайте её краткую характеристику.

Вариант 3

1. Задачи по улучшению коммерческой деятельности.

2. Функции риска.

3. По месту Вашего проживания изучите конъюнктуру торговли мясопродуктов и дайте её краткую характеристику.

Вариант 4

1. Коммерческая деятельность в условиях рыночной экономики (характерные черты и принципы).

2. Общая оценка современной конъюнктуры торговли.

3. По месту Вашего проживания изучите конъюнктуру торговли радиоэлектронной аппаратуры и дайте её краткую характеристику.

Вариант 5

1. Понятие о потребностях и их классификация.

2. Торговые дома и их функции.

3. По месту Вашего проживания изучите конъюнктуру торговли книг и дайте её краткую характеристику.

Вариант 6

1. Классификация спроса и факторы, влияющие на его формирование.

2. Общая оценка современной конъюнктуры торговли.

3. По месту Вашего проживания изучите конъюнктуру торговли кондитерских изделий и дайте её краткую характеристику.

Вариант 7

1. Источники информирования о спросе населения.

2. Виды коммерческих писем в деловой переписке.

3. По месту Вашего проживания изучите конъюнктуру торговли мебели и дайте её краткую характеристику.

Вариант 8

1. Методы прогнозирования спроса.

2. Связь коммерческой деятельности с маркетинговой деятельностью.

3. По месту Вашего проживания изучите конъюнктуру торговли товаров бытовой химии и дайте её краткую характеристику.

Вариант 9

1. Сущность конъюнктуры торговли.

2. Торговые дома и их функции.

3. По месту Вашего проживания изучите конъюнктуру торговли строительных товаров и дайте её краткую характеристику.

Вариант 10

1. Организация изучения конъюнктуры торговли.

2. Деловые переговоры коммерческого работника с партнерами и их анализ.

3. По месту Вашего проживания изучите конъюнктуру торговли синтетических моющих средств и дайте её краткую характеристику.

Вариант 11

1. Конъюнктурные совещания.

2. Экономическая эффективность коммерческой деятельности.

3. По месту Вашего проживания изучите конъюнктуру торговли натурального мыла и дайте её краткую характеристику.

Вариант 12

1. Коммерческие решения.

2. Факторы, влияющие на эффективность коммерческой деятельности.

3. По месту Вашего проживания изучите конъюнктуру торговли и сахара дайте её краткую характеристику.

Вариант 13

1. Государственное регулирование рынка: необходимость, обоснованность.

2. Социальная эффективность коммерческой деятельности.

3. По месту Вашего проживания изучите конъюнктуру торговли хлебобулочных изделий и дайте её краткую характеристику.

Вариант 14

1. Методы государственного регулирования рынка.

2. Понятие и сущность инфраструктуры рынка.

3. По месту Вашего проживания изучите конъюнктуру торговли верхней одежды и дайте её краткую характеристику.

Вариант 15

1. Функции и задачи Роспотребнадзора

2. Субъекты коммерческой деятельности, их классификация.

3. По месту Вашего проживания изучите конъюнктуру торговли косметических товаров и дайте её краткую характеристику.

Вариант 16

1. Правила продажи основных товаров народного потребления.

2. Коммерческая деятельность в производственных предприятиях.

3. По месту Вашего проживания изучите конъюнктуру торговли парфюмерных товаров и дайте её краткую характеристику.

Вариант 17

1. Правила работы розничных торговых предприятий.

2. Коммерческая деятельность в оптовой торговле.

3. По месту Вашего проживания изучите конъюнктуру торговли изделий из пластмасс и дайте её краткую характеристику.

Вариант 18

1. Правила обмена товаров в розничной торговле.

2. Коммерческая деятельность в розничной торговле.

3. По месту Вашего проживания изучите конъюнктуру торговли электробытовых товаров и дайте её краткую характеристику.

Вариант 19

1. Личные и профессиональные требования к коммерческому работнику.

2. Характеристика потребителей - как субъекта коммерческой деятельности.

3. По месту Вашего проживания изучите конъюнктуру торговли стеклянной посуды и дайте её краткую характеристику.

Вариант 20

1. Этикет предпринимателя-коммерсанта.

2. Характеристика объектов коммерческой деятельности.

3. По месту Вашего проживания изучите конъюнктуру торговли керамической посуды и дайте её краткую характеристику.

Вариант 21

1. История развития коммерческой деятельности.

2. Методы прогнозирования спроса.

3. По месту Вашего проживания изучите конъюнктуру торговли металлической посуды и дайте её краткую характеристику.

Вариант 22

1. Производственное предприятие как субъект коммерческой деятельности.

2. Пути снижения риска.

3. По месту Вашего проживания изучите конъюнктуру торговли алкогольной продукции и дайте её краткую характеристику.

Вариант 23

1. Оптовые предприятия как субъект коммерческой деятельности.

2. Функции риска.

3. По месту Вашего проживания изучите конъюнктуру торговли муки и дайте её краткую характеристику.

Вариант 24

1. Розничное торговое предприятие как субъект коммерческой деятельности.

2. Понятие и сущность коммерческой тайны.

3. По месту Вашего проживания изучите конъюнктуру торговли музыкальных инструментов и дайте её краткую характеристику.

Вариант 25

1. Защита коммерческой тайны.

2. Понятие риска и его разновидности.

3. По месту Вашего проживания изучите конъюнктуру торговли офисной техники и дайте её краткую характеристику.

7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

7.1. Список литературы

Основная

1.

Буров, В. П. Бизнес-план фирмы. Теория и практика [Текст] : учебное пособие / В. П. Буров, А. Л. Ломакин, В. А. Морошкин. - М. : ИНФРА-М, 2011. - 192 с. - (Высшее образование).

2011

2.

Наумов, В. Н. Организация предпринимательства [Текст] : учебное пособие / В. Н. Наумов. - СПб. : Питер, 2010. - 384 с. : ил. - (Учебное пособие).

2010

3.

Памбухчиянц, О. В. Организация и технология коммерческой деятельности [Текст] : учебник / О. В. Памбухчиянц. - М. : Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2010. - 640 с.

2010

4.

Самарина, В. П. Основы предпринимательства [Электронный ресурс] / В. П. Самарина. - Электрон. дан. - М. : КНОРУС, 2010. - эл. опт. диск.

2010

5.

Стрекалова, Н. Д. Бизнес-планирование [Текст] : учебное пособие / Н. Д. Стрекалова. - СПб. : Питер, 2010. - 352 с. : ил. + 1 эл. опт. диск. - (Учебное пособие)

2010

Дополнительная

6.

Сысоева, С. В. Управление ассортиментом в рознице. Категорийный менеджмент [Текст] / С. В. Сысоева, Е. А. Бузукова. - СПб. : Питер, 2010. - 288 с. : ил. + 1 эл. опт. диск. - (Розничная торговля).

2010

7.

Сысоева, С. В. Управление ассортиментом в рознице. Категорийный менеджмент [Текст] / С. В. Сысоева, Е. А. Бузукова. - СПб. : Питер, 2010. - 288 с. : ил. + 1 эл. опт. диск. - (Розничная торговля).

2010

8.

Уоллас, Т. Планирование продаж и операций: Практическое руководство [Текст] / Т. Уоллас, Р. Сталь ; пер. Д. Гаврилов, пер. В. Швецов. - СПб. : Питер, 2010. - 272 с. : ил.

2010

9.

Шредер, К. Специализированный магазин: Как построить прибыльный бизнес в розничной торговле [Текст] / К. Шредер. - М. : Альпина Паблишерз, 2010. - 432 с.

2010

10.

Сысоева, С. В. Стандарт розничного магазина. Разработка инструкций и регламентов [Текст] / С. В. Сысоева. - СПб. : Питер, 2009. - 144 с. : ил

2009

11.

Арустамов Э.А. Организация предпринимательской деятельности: Учеб. пособ. /Э.А. Арустамов, А.Н. Пахомкин, Т.П. Митрофанова.- 2-е изд. испр.- М.: Изд.-торгов. корпорац. «Дашков и К», 2008.- 336 с.

2008

12.

Арустамов, Э. А. Организация предпринимательской деятельности. Основы бизнеса [Текст] : практикум / Э. А. Арустамов, Р. С. Андреева ; рец. В. И. Пивоваров. - М. : Изд.-торгов. корпорация "Дашков и К", 2008. - 144 с. - Библиогр.: с.139 .

2008

13.

Беспалов, Р. С. Транспортная логистика. Новейшие технологии построения эффективной системы доставки [Текст] / Р. С. Беспалов. - М. : Вершина, 2008. - 384 с. : ил., табл.

2008

14.

Денисова, Н. И. Организация предпринимательства в сфере коммерции [Текст] : учебное пособие / Н. И. Денисова, С. Н. Диянова, Э. М. Штессель. - М. : Магистр, 2008. - 336 с.

2008

15.

Лапуста М.Г. Предпринимательство: Учебник / М.Г. Лапуста.- М.: ИНФРА-М, 2008.- 608 с.- (Высшее образование)

2008

16.

Пирогов, К. М. Основы организации бизнеса [Электронный ресурс] / К. М. Пирогов, Н. К. Темнова, И. В. Гуськова. - Электрон. дан. - М. : КНОРУС, 2008. - эл. опт. диск.

2008