Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 14

 

Поиск            

 

Указания методические для аспирантов специальностей 07. 00. 02 «Отечественная история»

 

             

Указания методические для аспирантов специальностей 07. 00. 02 «Отечественная история»

ФГБОУ ВПО РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ

НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дальневосточный институт

Кафедра философии и политологии

ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

Методические указания для аспирантов

специальностей 07.00.02 – «Отечественная история»,

08.00.05 – «Экономика и управление народным хозяйством»,

22.00.04 – «Социальная структура, социальные институты и процессы»

Хабаровск 2011


ББК 87

И907

Автор составитель:

Вальковская В.В. – д-р филос. наук, профессор кафедры философии и политологии ФГБОУ ВПО «Дальневосточный институт-филиал РАНХ и ГС при Президенте РФ»

Рецензент:

Туркулец А.В., д-р филос. наук, профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин ГОУ ВПО «Хабаровская государственная академия экономики и права»

И907

История и философия науки : методические указания для аспирантов специальностей 07.00.02 – «Отечественная история», 22.00.04 – «Социальная структура, социальные институты и процессы», 08.00.05 – «Экономика и управление народным хозяйством». – Хабаровск : ДВИ-Ф РАНХ и ГС, 2011. – 32 с.

Методические указания по дисциплине «История и философия науки» разработаны в соответствии с программой-минимумом кандидатского экзамена. Они включают учебную программу, учебно-тематический план, планы семинарских занятий, практические задания для самостоятельной работы, примерную тематику ов по истории науки и соответствующие указания по выполнению данного вида работы; примерные вопросы для подготовки к кандидатскому экзамену, списки литературы.

ББК 87

Печатается по решению редакционно-издательского совета ФГБОУ ВПО «Дальневосточный институт-филиал РАНХ и ГС при Президенте РФ»

© Вальковская В.В., 2011

© ДВИ-Ф РАНХ и ГС, 2011


ОГЛАВЛЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1

ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ………..........

4

РАЗДЕЛ 2

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ……………………........

5

РАЗДЕЛ 3

СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ ……………………

10

РАЗДЕЛ 4

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ……………...

10

РАЗДЕЛ 5

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ …………...

11

РАЗДЕЛ 6

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ……………........

18

РАЗДЕЛ 7

ВОПРОСЫ К КАНДИДАТСКОМУ ЭКЗАМЕНУ..

27

РАЗДЕЛ 8

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………….............

29

РАЗДЕЛ 1 ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Научно-исследовательская деятельность – уникальнейший феномен, дающий мощные импульсы развитию человека и общества. С одной стороны, ориентированный вовне познавательный интерес человека дает возможность выбора любого познавательного объекта. С другой – запросы и возможности человеческой практики диктуют границы применения поисковой активности. В этом противоречии происходит развитие творческих потенций субъекта познания, трансформация мотивации познавательной деятельности.

Развитие современной науки протекает в крайне усложнившихся социальных условиях. ХХ и начало XXI вв. – время невиданного количества революций, двух мировых войн, унесших миллионы человеческих жизней, «раскола» мира на две противоположные социально-экономические системы, обострения глобальных проблем мирового развития. И в тот же период сложилось единое историческое, экономическое, политическое пространство; благодаря развитию информационных технологий вся земная цивилизация функционирует в режиме реального времени; исторический процесс стал всемирным, невиданно возросла материально-энергетическая вооруженность человечества. В таких условиях кардинально повлиять на ход мирового развития под силу даже небольшой группе людей, а иногда – и одному человеку. Названные обстоятельства поставили на повестку дня проблему моральной ответственности научного сообщества перед человечеством в ситуации, когда гражданские, политические, нравственные позиции ученого приобретают значение не меньшее, чем талант и гений.

В этих условиях обращение системы послевузовского образования к проблеме формирования осмысленного, методологически выверенного, аксиологически осознанного отношения к науке представляется весьма важным.

Курс «История и философия науки» имеет цель выделить общую линию социально-гуманитарных исследований в истории культуры с тем, чтобы молодой ученый-обществовед мог позиционировать себя и проблематику своих исследований в общенаучном контексте. Для достижения поставленной цели в результате освоения курса обучающийся должен:

- знать : основные этапы развития научного знания, факторы социокультурной динамики науки, структуру современного научного знания;

- уметь : различать научный и ненаучный подходы к исследованию объектов и процессов; соотносить стили и методы мышления; выстраивать логический каркас исследования через работу с категориальным аппаратом;

- владеть : приемами системного целостного обществоведческого анализа; навыками корректной оценки эвристических возможностей и адекватности методов исследования в рамках поставленных задач.

РАЗДЕЛ 2 УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Модуль 1 Общие проблемы истории и философии науки

1.1 Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции. Постановка и первоначальное развитие фундаментальных проблем научного знания

Наука как деятельность и наука как социальный институт. Периодизация истории науки. Понятие картины мира. Научная картина мира и ее компоненты.

Доклассический период развития научных знаний – античный период. Проблемы первоосновы мира, движения , пространства и времени, специфики живого, сущности человека и общественной жизни, возможностей познания. Первые научные дисциплины и их эволюция. Союз теоретического знания и практики: период античной математической физики.

Исследование природы в трудах арабских ученых.

Наука и идеология в средневековый период: монастыри как образовательные и научные центры Европы. Роль христианской теологии в изменении созерцательной позиции ученого.

Коперниканский переворот во взглядах на устройство мира.

1.2 Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции. Структурирование научного знания в Новое время

Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Формиро­вание идеалов математизированного и опытного знания: оксфордская школа, Р. Бэкон, У. Оккам. Предпосылки возникновения эксперимен­тального метода и его соединения с математическим описанием приро­ды: Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт. Мировоззренческая роль науки в новоевропейской культуре. Социокультурные предпосылки возникно­вения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы.

Формирование науки как профессиональной деятельности. Возник­новение дисциплинарно организованной науки. Технологическое при­менение науки. Формирование технических наук.

Становление социальных и гуманитарных наук. Мировоззренческие основания социально-исторического исследования.

Механическая картина мира как научный образ реальности и научно-исследовательская программа.

Зарождение и развитие эволюционных идей в естествознании и науках об обществе. Образ науки в классической философии.

1.3 Научные традиции и научные революции. Научные революции и технические революции

Взаимодействие традиций и возникновение нового знания. Историческое развитие институциональных форм научной деятельнос­ти. Научные сообщества и их исторические типы (республика ученых XVII в.; научные сообщества эпохи дисциплинарно организованной на­уки; формирование междисциплинарных сообществ науки XX столе­тия). Научные школы. Подготовка научных кадров. Историческое раз­витие способов трансляции научных знаний (от рукописных изданий до современного компьютера). Компьютеризация науки и ее социальные последствия.

Науч­ные революции как перестройка оснований науки. Проблемы типоло­гии научных революций. Внутридисциплинарные механизмы научных революций. Междисциплинарные взаимодействия и «парадигмальные прививки» как фактор революционных преобразований в науке. Со­циокультурные предпосылки глобальных научных революций. Перестройка оснований науки и изменение смыслов мировоззренческих универсалий культуры. Прогностическая роль философского знания.

Технические революции как «прорывы» в решении проблемы роста производительности труда. Техника как «овеществленная сила знаний».

Общественный и технологический способы производства. Неолитическая революция. Научно-промышленная революция. Научно-техническая революция.

1.4 Историческая смена типов научной рациональности. Структура научного знания

Понятия научной школы и стиля научного мышления. Историческая смена типов научной рациональности: доклассическая, классическая, неклассическая наука.

Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания. Эмпирический и теоретический уровни, крите­рии их различения. Особенности эмпирического и теоретического язы­ка науки.

Структура эмпирического знания. Эксперимент и наблюдение. Слу­чайные и систематические наблюдения. Применение естественных объ­ектов в функции приборов в систематическом наблюдении. Данные на­блюдения как тип эмпирического знания. Эмпирические зависимости и эмпирические факты.

Структура теоретического знания. Первичные теоретические моде­ли и законы. Развитая теория. Теоретические модели как элемент внут­ренней организации теории. Ограниченность гипотетико-дедуктивной концепции теоретических знаний. Роль конструктивных методов в де­дуктивном развертывании теории. Математизация теоретического зна­ния.

Основания науки. Структура оснований. Идеалы и нормы исследова­ния и их социокультурная обусловленность. Научная картина мира и парадигма.

1.5 Особенности современного этапа развития науки

Главные характеристики неклассической науки. Современные процессы дифференциации и интеграции наук. Связь дисциплинарных и проблемно-ориентированных исследований. Принципы диалектики и синергетический подход в раз­витии современных представлений об исторически развивающихся системах. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и си­стемного подходов. Глобальный эволюционизм и современная науч­ная картина мира. Сближение идеалов естественнонаучного и соци­ально-гуманитарного познания.

Осмысление связей социальных и внутринаучных ценностей как условие современного развития науки. Включение социальных ценностей в процесс выбора стратегий иссле­довательской деятельности. Проблема моральной ответственности ученого в конце XX столетия. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях. Экологическая и социально-гуманитарная экспертиза научно-технических проектов. Кризис идеа­ла ценностно-нейтрального исследования и проблема идеологизации науки.

Модуль 2 Философские проблемы социально- гуманитарных наук

2.1 Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного знания

Формирование научных дисцип­лин социально-гуманитарного цикла: эмпирические сведения и историко-логические реконструкции. Проблема разделения социальных и гуманитарных наук. Специфика субъекта социального познания. Субъект индивидуализированный и коллективный. Человечество как субъект познания.

Специфика средств и методов социально-гуманитарного познания. Дисциплинарная структура социально-гуманитарного знания и меж­дисциплинарные исследования. Изменения дисциплинарной структуры СГН, сложившейся в XIX в. Смена лидирующих дисциплин. Дифференциация и интеграция социально-гуманитарного знания. Гуманитаризация и аксиологизация научного знания.

2.2 Философия как методология социально-гуманитарного познания

Философия как интегральная форма научных знаний. Структура философии как отражение многообразия теоретической и практической деятельности человека.

Методологические функции философского знания. Понимание в гуманитарном познании действительности. Необходимость обращения к герменевтике как «органону наук о духе» (В. Дильтей, Г.-Г. Гадамер). Специфика по­нимания. Герменевтика — наука о понимании и интерпретации текста. Текст как особая реальность и «единица» методо­логического и семантического анализа социально-гуманитарного зна­ния, Язык, «языковые игры», языковая картина мира. Диалектические методы познания. Феноменологический метод в психологии, социологии, педагогике. Метод системного анализа.

Философская трактовка соотношения веры и знания и ее значение для развития познавательной деятельности (Л. Витгенштейн, К. Ясперс).

Мировоззренческая и прогностическая функции философского знания.

2.3 Проблемы философии истории

Специфика философско-исторического познания действительности. Единство и многообразие исторического процесса. Вариативность исторического процесса. Варианты и инварианты исторического процесса.

Философия история, история, социология, социальная философия: соотношение объекта, предмета и метода исследования. Направления исследования в философии истории: онтологический и гносеологический подходы к изучению исторического процесса.

Философско-историческая проблематика. Природные предпосылки исторического процесса. Природа как естественное условие человеческой истории. Объективные и субъективные факторы истории. Проблема детерминации исторического процесса: материалистическое и идеалистическое решение. Географический детерминизм (Ш. Монтескье, Л. Мечников, Г. Бокль), идеальная детерминация (религиозная философия, Г.В.Ф. Гегель), теория факторов (М.Вебер, Р. Арон), экономический материализм (К. Маркс). Детерминанты и доминанты общественного развития.

Проблема субъекта истории. Индивидный, коллективный, агрегатный субъекты истории. Великие исторические личности: проблема идентификации (Г.В.Ф. Гегель, Н.Г. Чернышевский, Г.В. Плеханов, К. Ясперс). Человек как субъект истории. Коллективные субъекты истории: семья, этнос, нация, класс. Исторические перспективы семьи и этноса как субъектов истории. Проблема выделения класса как единицы социальной структуры общества. Классообразующие признаки и их трансформация в ХХ веке. Агрегатный субъект истории – масса. Проблема истолкования толпы в качестве субъекта истории (Ортега-и-Гассет, Б. Грушин, В Канетти). Субъекты и акторы исторического процесса.

Историческое пространство и историческое время. Земля как арена человеческой деятельности. Соотношение физического, социального, исторического пространства. Расширение исторического пространства. Доминирование на историческом пространстве. Полярность исторического пространства. Глобализация как пространственный феномен. Соотношение физического и исторического времени. Понятие осевого времени (К. Ясперс).

Смысл и направленность исторического процесса. Циклическая (Дж. Вико, О. Шпенглер) и линеарная (Г.В.Ф. Гегель, К. Маркс) версии направленности истории. Понятие общественного прогресса. Проблема периодизации исторического процесса в трудах Дж. Вико, Кондорсе, Гегеля, К. Маркса, Шпенглера, А. Тойнби, Н. Данилевского. Формационный и цивилизационый подходы к периодизации истории. Трактовки смысла истории: идеал или конечная цель.

Диалектика культурного и цивилизационного развития человечества. Культура как мера развития личности и цивилизация как мера развития структур рабочей силы человека. Личностная составляющая развития цивилизации на разных этапах исторического процесса.

2.4 Проблемы философии экономики

Соотношение проблематики философии экономики с экономической теорией. Функции философии экономики. Основные исторические этапы философии экономики. Античные экономические воззрения (Ксенофонт, Платон, Аристотель). Средневековые представления о хозяйстве. Экономические учения раннего Нового времени: меракнтилисты и физиократы. Классическая экономическая теория (А. Смит, Д. Риккардо, Д. Милль, К. Маркс). Маржиналистская революция и кейнсианство. Неоклассический синтез: объединение неоклассической микроэкономики и кейнсианской макроэкономики.

Основные проблемы философии экономики: субъекты экономической деятельности; собственность как экономическая категория (исторические формы собственности, размывание частной собственности и появление новых форм собственности), экономическая справедливость и справедливость распределения, роль государства в экономике (формы государственного регулирования экономической деятельности, транснациональная деловая активность, формы меж- и надгосударственного регулирования и др.).

2.5 Проблемы философии политики

Соотношение предмета и методов политологии и философии политики. Историческое развитие философии политики. Античность. Платон об идеале государственного устройства. Справедливость как атрибут идеального государства. Политические взгляды Аристотеля. Идеал политического деятеля в представлении Н. Макиавелли. Политическая философия Нового времени: теории естественного права и общественного договора (Т. Гоббс, Дж. Локк, французские материалисты и просветители). Политическая философия Г. Гегеля. Политическое кредо марксизма.

Политика как объект философского анализа в ХХ веке. Политика и власть. Элементы политики: власть, политические отношения, политические партии, политическая система. Государство как центральный элемент политики. Политика и экономика. Политика и мораль. Социальное предвидение и его роль в политике.

РАЗДЕЛ 3 СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

Вид занятий

Трудоемкость

1, 2 семестр

час.

зач. ед.*

Лекции

18

0,5

Семинарские занятия

18

0,5

Самостоятельная работа

54

1,5

ИТОГО:

90

2,5

* Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам

РАЗДЕЛ 4 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Наименование тем

Лекц. (час)

Семин.

(час)

СР(час)

Зач.ед.

Модуль 1 Общие проблемы истории и философии науки

1.1

Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции. Постановка и первоначальное развитие фундаментальных проблем научного познания

2

2

6

0,28

1.2

Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции. Структурирование научного знания в Новое время. Научная картина мира. Наука как социальный институт

4

6

0,28

1.3

Научные традиции и научные революции. Научные революции и технические революции.

2

4

0,18

1.4

Историческая смена типов научной рациональности. Структура научного знания

2

2

0,12

1.5

Особенности современного этапа развития науки

2

4

0,18

Всего

8

6

26

1,04

Модуль 2 Философские проблемы социально-гуманитарных наук

2.1

Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного знания

2

4

0,18

2.2

Философия как методология социально-гуманитарного познания

2

8

0,28

2.3

Проблемы философии истории

4

4

4

0,36

2.4

Философские проблемы экономики

4

2

10

0,46

2.5

Философские проблемы политики

2

2

2

0,18

Всего

10

12

28

1,46

Итого

18

18

54

2,5

РАЗДЕЛ 5 ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Семинар по теме 1. 1 Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции. Постановка и первоначальное развитие фундаментальных проблем научного знания

План:

1. Донаучное и преднаучное знание.

2. Понятие картины мира. Ненаучные, донаучные, научные картины мира.

3. Постановка и развитие фундаментальных проблем научного знания в доклассический период.

Методические указания по изучению темы: к фундаментальным проблемам научного знания, поставленным в доклассический период, относятся проблема первоосновы мира, проблема движения, проблема пространства и времени, проблема специфики и происхождения живого, проблема человека, проблема специфики общественной жизни. Рассмотрите их постановку в трудах ученых античного периода развития науки. Проследите линию развития логики от Аристотеля до Средних веков. Обратите внимание на эпоху Возрождения: в этот период сложились две основные тенденции развития гуманизма, индивидуалистическая и коллективистская.

Литература:

Вальковская В.В. История и философия естествознания. – Хабаровск, 2008.

Зеленов Л.А. История и философия науки. – М., 2008.

Зотов А.Ф. Современная западная философия. М., 2005г.

Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. М., 2004 г.

Котенко В.П. Концепции науки в западной философии. СПБ., 2002.

Кохановский В.П., Лешкевич Т.Г., Матяш Т.П., Фатхи Т.Б. Основы философии науки. Ростов-на-Дону, 2004.

Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая М., 1995.

Роль философии в научном исследовании. Л., 1990.

Никофоров А.Л. Философия науки: история и методология. М., 2006.

Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада. Хрестоматия. М., 1996.

Стёпин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1996.

Франк Ф. Философия науки, М., 1960.

Семинар по теме 1.3 Научные традиции и научные революции. Научные революции и технические революции

План:

1. Традиции и новации в развитии научного знания.

2. Научные революции и их типология.

3. Внутридисциплинарные и междисциплинарные факторы революционных преобразований в науке.

4. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций.

5. Научные революции и смена типов рациональности.

Методические указания по изучению темы: обратите внимание на связь процессов дифференциации и интеграции научного знания с историческими этапами развития науки. Проясните: почему научные революции порой сопровождаются кризисом философских оснований науки? Обратите особое внимание на критерии научности.

Литература:

Дугин А.Г. Эволюция парадигмальных оснований науки. М., 2002.

Косарёва Л.П. Социокультурный генезис науки Нового времени. Философский аспект проблемы. М., 1989.

Кохановский В.П. и др. Основы философии науки. Ростов-на-Дону, 2004.

Кохановский В.П. и др. Философия науки. М., Ростов-на-Дону, 2005

Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.

Лакатос И. Методология исследовательских программ. М., 2003.

Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М., 1995.

Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации. М., 2001.

Мамчур Е.А. Проблема социокультурной детерминации научного знания. М., 1987.

Микешина Л.А. Философия науки. М., 2005.

Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.

Поппер К. Объективное знание. Эволюционный подход. М., 2002.

Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук./Под ред. В.В. Миронова. – М., 2009.

Стёпин В.С. Теоретическое знание. М., 2000.

Степин В.С. Философия науки и техники. М., 1996.

Традиции и революции в развитии науки. М., 1991.

Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.

Яковлев В.А. Инновация в науке. М., 1997.

Семинар по теме 1.4 Историческая смена типов научной рациональности. Структура научного знания

План:

1. Понятие знания. Особенности научного знания.

2. Научное знание как система. Классическая и неклассическая рациональность.

3. Эмпирический и теоретический уровни научного знания.

4. Специфика и структура эмпирического знания.

5. Специфика и структура теоретического знания.

6. Проблема оснований науки. Философские основания науки.

7. Научная картина мира, её основания, функции и исторические формы.

Методические указания по изучению темы: при изучении темы привлеките материал из истории философии. Подробно проанализируйте методологическую философскую дилемму Нового времени – имеется в виду спор эмпириков и рационалистов. Рассмотрите смену типов рациональности как конкуренцию научно-исследовательских программ.

Литература:

Алексеева И.Ю. Человеческое знание и его компьютерный образ. М., 1996.

Вернадский В.И. О науке. Т.1. Научное знание. Научное творчество. Научная мысль. Дубна, 1997.

Ильин В.В. Критерии научности знания. М., 1989.

Кохановский В.П. и др. Основы философии науки. Ростов-на-Дону, 2004.

Кохановский В.П. и др. Философия для аспирантов. Ростов-на-Дону, 2002

Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М., 1980.

Полани М. Личностное знание. М., 1985.

Проблема знания в истории науки и культуры. СПБ., 2001.

Ракитов А.М. Анатомия научного знания М., 1969.

Современная картина мира. Формирование новой парадигмы. М., 2001.

Стёпин В.С. Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации – М., 1994.

Стёпин В.С. Становление научной картины мира. Минск, 1976.

Стёпин В.С. Теоретическое знание. М., 2000.

Стёпин В.С. Философия науки и техники. М., 1995

Философия науки Общий курс. 2004.

Философия и методология науки Ч. 1., М., 1994

Холичер В. Природа в научной картине мира. – М., 1966.

Швырёв В.С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. М., 1979

Семинар по теме 2.1 Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного знания

План:

1. Понятие социального познания. Особенности социального познания.

2. Объект и предмет социально-гуманитарного познания.

3. Типология субъектов социального познания.

4. Дисциплинарные методы и приемы исследования в социально-гуманитарном познании.

Методические указания по изучению темы: при подготовке темы исходите из того, что гуманитарное знание – это знание о человеке. Соответственно, антропологическое звучание теоретической мысли обнаруживается в осмыслении таких проблем, как достоинство человека, счастье и социальная справедливость, человеческая активность, возможности человека как социального существа, универсальность человека.

Литература:

Алахвердян А.Г. и др. Психология науки. –М. : Флинта, 1998.

Андреева Г.М. Психология социального познания. –М., 2000.

Асмолов А.Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. –М. : "Смысл", 2002.

Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. – М .: Медиум, 1995.

Гадамер Х.-Г. Истина и метод. – М. : Прогресс, 1988.

Гроф С. Холотропное сознание: Три уровня человеческого сознания и их влияние на нашу жизнь. – М. : ООО "Издательство АСТ" и др., 2003.

Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. – М. : Наука, 2009.

Кохановский В.П. Философские проблемы социально-гуманитарных наук (формирование, особенности и методологи социального познания): учебное пособие для аспирантов /В.П. Кохановский. Ростов н/Дону, "Феникс", 2005.

Майков В., Козлов В. Трансперсональная психология: Истоки, современное состояние / М.: ООО "Издательство АСТ" и др., 2004.

Микешина Л.А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования: Учебное пособие /Л.А. Микешина. – М. : Прогресс-Традиция: МПСИ: Флинта, 2005.

Смит Р. История гуманитарных наук. – М. : Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2008.

Туркулец А.В. Введение в методологию социального познания. – Хабаровск: ХГАЭП, 2004.

Хант Г. О природе сознания: С когнитивной, феноменологической и трансперсональной точек зрения /Хант Г.Т.; Пер. с англ. А Киселёва. – М. : ООО "Издательство АСТ" и др., 2004.

Семинар по теме 2.2 Философия как методология социально-гуманитарного познания

План:

1. Диалектика как общенаучная методология.

2. Феноменологический метод познания: границы применимости.

3. Роль герменевтического метода познания при работе с первоисточниками.

4. Гносеологические условия истинности.

Методические указания по изучению темы: проясните вопрос: почему именно философия выступает в качестве общенаучной методологии, в том числе методологии социально-гуманитарного знания? Какое значение в развитии методологической функции философии сыграл спор о предмете философского знания, развернувшийся в ХХ веке? Вспомните и охарактеризуйте основные философские направления ХХ века – это позволит полнее рассмотреть и усвоить материал темы.

Литература:

Гадамер Х.-Г. Истина и метод. – М. : Прогресс, 1988.

Кохановский В.П. Философские проблемы социально-гуманитарных наук (формирование, особенности и методологи социального познания): учебное пособие для аспирантов /В.П. Кохановский. Ростов н/Дону, "Феникс", 2005.

Микешина Л.А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования: Учебное пособие /Л.А. Микешина. – М. : Прогресс-Традиция: МПСИ: Флинта, 2005.

Туркулец А.В. Введение в методологию социального познания. – Хабаровск : ХГАЭП, 2004.

Семинар по теме 2.3 Проблемы философии истории

План:

1. Проблема детерминации исторического процесса.

2. Единство природного и социального в историческом процессе.

3. Субъекты истории.

4. Проблема периодизации исторического процесса.

5. Смысл и направленность исторического процесса.

Методические указания по изучению темы: выявите специфику и соотношение предмета и методов философии истории, истории, теоретической социологии. Проследите линию философско-исторического исследования в истории науки. Определитесь с основными инвариантами исторического процесса – именно они находятся в центре философско-исторического исследования.

Литература:

Арон Р. Введение в философии. Истории. – М., 2000.

Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории. – Любое издание.

Гобозов И.А. Смысл и направленность исторического процесса. – М., 1998.

Монтескье Ш. О духе законов. – Любое издание.

Семенов Ю.И. Философия истории. – М., 2008.

Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук. – М., 2008.

Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. – Любое издание.

Философия социальных и гуманитарных наук./Под ред. С.А. Лебедева. – М., 2009.

Шпенглер О. Закат Европы. – Любое издание.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. – Любое издание.

Семинар по теме 2.4 Проблемы философии экономики

План:

1. Основные этапы истории экономической мысли.

2. Собственность как общенаучная и экономическая категория.

3. Государство и его роль в экономической жизни.

Методические указания по изучению темы: проследите историческую эволюцию термина «экономика». Обратите внимание на связь понимания специфики экономической жизни с развитием знаний об индивидуальной человеческой природе. Постарайтесь обосновать тезис о тесной связи между задачами государственного управления и развитием экономических теорий.

Литература:

Австрийская школа в политической экономии: К. Менгер, Е. Бём Баверк, Ф. Визер. – М.: Экономика, 1992.

Автономов В.С. Человек в зеркале экономической теории / В.С. Автономов. – М.: Экономика, 1993.

Бастиа Ф. Экономические гармонии: Избранное / Ф. Бастиа. – М.: ЭКСМО, 2008.

Барр Р. Политическая экономия. В 2 т. / Р. Барр. – М.: Международные отношения, 1994.

Бауман З. Текучая современность /З. Бауман. – СПб.: Питер, 2008.

Блауг М. Экономическая жизнь в ретроспективе / М. Блауг. – М.: Дело, 1994.

Булгаков С.Н. Философия хозяйства / С.Н. Булгаков. – М.: Наука, 1990.

Бьюкенен Дж. Исчисление общественного согласия / Дж. Бьюкенен. – М.: Дело, 1997.

Ван дер Вее Г. История мировой экономики / Г. Ван дер Вее. – М.: БизнесКнига, 1994.

Валлерстайн И. После либерализма / И. Валлерстайн. – М.: Логос, 2003.

Гэлбрейт Дж.К. Новое индустриальное общество / Дж.К. Гелбрейт М.: АСТ; Транзиткнига, 2005.

Гэлбрейт Дж.К. Экономические теории и цели общества / Дж.К. Гэлбрейт. – М.: Прогресс, 1979.

Дюмон Л. Homo aequalis. Т. I: Генезис и расцвет экономической идеологии / Л. Дюмон. – М.: Nota bene, 2000.

История экономических учений / Под ред. А.Г. Худокормова. - М.: ИнфраМ, 2008.

Кейнс Дж.М. Избранные труды /Дж.М. Кейнс. - М.: Экономика,1993.

Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег / Дж.М. Кейнс. – М.: ЭКСМО, 2008.

Кене Ф. Физиократы: Избранные экономические произведения / Ф. Кене, А.Р.Ж. Тюрго, П.С. Дюпон де Немур. – М.: ЭКСМО, 2008.

Кларк Дж.Б. Распределение богатства / Дж.Б. Кларк. – М.: Экономика, 1992.

Коэн Дж.Л. Гражданское общество и политическая теория / Дж.Л. Коэн, Э. Арато. – М.: Весь Мир, 2003.

Мандевиль Б. Басня о пчелах / Б. Мандевиль. – М.: Наука, 2000.

Мизес Л., фон. Человеческая деятельность: Трактат по экономической теории / Л. фон Мизес. – Челябинск: Социум, 2005.

Милль Д.С. Основы политической экономии с некоторыми приложениями к социальной философии / Дж.С. Милль. – М. : ЭКСМО, 2007.

Маршалл А. Принципы экономической науки / А. Маршалл. М. : ЭКСМО, 2007.

Пигу А. Экономическая теория благосостояния / А. Пигу. – М. : Прогресс, 1985.

Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения: Избранное / Д. Рикадо. – М. : ЭКСМО, 2007.

Рих А. Хозяйственная этика / А. Рих. – М. : Посев, 1996.

Розанваллон П. Утопический капитализм: История идеи рынка / П. Розанваллон. – М. : Новое литературное обозрение, 2007.

Самсин А.И. Основы философии экономики / А.И. Самсин. – М.: Юнити, 2003.

Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов /А. Смит. – М.: ЭКСМО, 2007.

Смит А. Теория нравственных чувств / А. Смит. – М.: Республика, 1997.

Солнцев С.И. Общественные классы / С.И. Солнцев. – М.: АСТ, 2007.

Теория хозяйственного порядка: «Фрайбургская школа» и немецкий неолиберализм. – М.: Экономика, 2002.

Уэрта де Сото Х. Австрийская экономическая школа / Х. Уэрта де Сото. – Челябинск: Социум, 2007.

Шумпетер Й. История экономического анализа. В 3 т. / Й. Шумпетер. – М.: ВШЭ, 2002.

Шумпетер Й. Теория экономического развития: Избранное / Й. Шумпетер. – М.: ЭКСМО, 2008.

Семинар по теме 2.5 Проблемы философии политики

План:

1. Политическая философия в ее историческом развитии.

2. Государство и власть как центральные элементы политики.

3. Политика и экономика.

4. Политика и мораль.

Методические указания по изучению темы: исследуйте специфику предмета и методов философии политики и политологии. Особое внимание обратите на то, что в истории научной мысли искусство политики традиционно связывалось учеными с проблемой справедливости и счастья. Постарайтесь прояснить: удалось ли сохранить эту линию развития политических рассуждений в современную эпоху?

Литература:

Бжезинский З. Великая шахматная доска. – М., 1997.

Гегель Г.В.Ф. Философия права. – Любое издание.

Капустин Б.Г. Моральный выбор в политике. – М., 2004.

Нерсесянц В.С. Философия права. – М., 1997.

Сорокин П. Преступление и кара, подвиг и награда. – М., 1999.

Социальная философия/Под ред В.В. Миронова. – М., 2008.

Хаттингтон С. Столкновение цивилизаций и мировой порядок. – М., 2003.

Чичерин В.А. Основные концепции естественного права. – М., 1988.

РАЗДЕЛ 6 САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Самостоятельная работа аспирантов является важнейшей частью подготовки молодого исследователя. Самостоятельная работа включает в себя:

- конспектирование и реферирование первоисточников (научных монографий);

- проработку учебного материала по конспектам лекций, первоисточников, рекомендованной учебной и научной литературе;

- подготовку а по истории науки для сдачи экзамена кандидатского минимума.

5.1 Работа с первоисточниками

Модуль 1

Практические задания

1. Изучите и законспектируйте работу Т. Куна «Структура научных революций». В ходе работы, используя также материалы лекций и учебной литературы, проясните следующие вопросы:

- как автор позиционирует научное направление, представителем которого является?

- как автор видит задачи историографии науки?

- какие великие поворотные пункты в истории науки он выделяет? Почему именно они привлекли его внимание?

- какой смысл автор вкладывает в понятие «Нормальная наука»?

- что понимается в работе под парадигмой?

- в чем историческое значение научных революций?

Модуль 2

Практические задания

1. Изучите и законспектируйте работу О.Шпенглера «Закат Европы». В ходе работы проясните следующие вопросы:

- какой смысл автор вкладывает в термины «культура» и «цивилизация»? Почему он их противопоставляет?;

- как понимание культуры и цивилизации связаны у автора с трактовкой пространственной и временной перспектив исторического процесса?

- имеет ли шпенглеровское противопоставление культуры и цивилизации методологическое значение для развития современного гуманитарного знания?

2. Изучите и законспектируйте работу Н. Бердяева «Смысл истории». Проясните вопросы:

- каковы основания противопоставления культуры и цивилизации у автора? (сопоставьте со шпенглеровским вариантом);

- проследите, вслед за автором, историческую линию развития гуманизма. Творчество каких ученых Бердяев считает вершиной развития гуманистических идей? Каковы основания такого выбора?

3. Изучите и законспектируйте «Введение к «Критике политической экономии» К. Маркса. Используя первоисточник, материалы лекций и учебной литературы, выполните следующие задания:

- сформулируйте основные положения материалистического понимания истории;

- объясните, почему учение Маркса принято называть в историко-философской традиции экономическим материализмом;

- можно ли утверждать, что на протяжении всей истории материальное производство выступает детерминантой общественного развития?

- рассмотрите веберовскую теорию факторов и сопоставьте методологические основания монистического и плюралистического подхода к решению проблемы социального детерминизма;

- возможно ли на определенных этапах истории отождествление доминант и детерминант общественного развития?

5.2 Порядок подготовки ов

На базе самостоятельного изучения курса по истории науки своей специальности аспирант (соискатель) готовит под контролем своего научного руководителя. Избранная аспирантом (соискателем) тема а согласуется с научным руководителем диссертации и с кафедрой философии. Тема реферата утверждается локальным актом (приказом) организации, в которой выполняется диссертационное исследование.

Первичная проверка своевременно подготовленного а осуществляется научным руководителем диссертации. Последующая его проверка ведется специалистом по истории соответствующей отрасли науки или преподавателем кафедры философии и политологии, прошедшим повышение квалификации по дисциплине «История и философия науки». Они предоставляют короткую рецензию на , выставляют оценку по системе «зачтено – не зачтено». При наличии оценки «зачтено» аспирант (соискатель) допускается к сдаче экзамена по философии науки и по философским (методологическим) проблемам соответствующей отрасли науки.

5.3 Примерные темы ов по курсу «Историография»

1. Исторический метод Геродота и «прагматическая история» Фукидида.

2. История, риторика, мораль в греко-римской традиции.

3. Лукиан из Самосаты: первая попытка создания теории историописания.

4. Основы христианской хронологии истории.

5. Византийская традиция историописания.

6. Характерные черты средневекового историзма и жанры средневековой
историографии.

7. Русская летописная традиция: своеобразие и этапы развития.

8. Историки итальянского Возрождения: политическая и риторическая
школы.

9. Историография эпохи Реформации и Контрреформации.

10. Западноевропейская историография в XVII — первой половине XVIII в.

11. Русская историческая мысль в первой половине XVIII в. и «История
Российская» В.Н. Татищева.

12. «Философская история» XVIII в.

13. Западноевропейская историография в первой половине XIX в.

14. Л. фон Ранке и его критический метод.

15. Концепция всеобщей истории Т.Н. Грановского.

16. Н.М. Карамзин и «История государства Российского».

17. Исторические взгляды СМ. Соловьева.

18. К. Маркс и материалистическое понимание истории.

19. И.Г. Дройзен и его «Историка».

20. Историческая концепция и теоретико-методологические воззрения
В.О. Ключевского.

21. Учение о культурно-исторических типах Н.Я. Данилевского.

22. Проблемы всеобщей истории, философии истории и теории истори­ческого познания в трудах Н.И. Кареева.

23. Б. Кроче и его «Теория и история историографии».

24. А.С. Лаппо-Данилевский и методология источниковедения.

25. Культурно-историческое направление в российской историографии.

26. Глобальные теории исторического процесса в историографии первой
половины XX в. (О. Шпенглер и А.ДЖ. Тойнби).

27. Р. Дж. Коллингвуд и его «Идея истории».

28.«Методологическая революция» школы «Анналов»

29.«Новая социальная история» и историческая антропология

30.«Критический поворот» в историографии на рубеже 1980-1990-х гг.

Литература:

Арон Р. Избранное: Введение в философию истории. – М.: ПЕР СЭ; СПБ.: Университетская книга, 2000.

Барг М.А. Эпохи и идеи. Становление историзма. М., 1987.

Бахтин М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. – СПБ., "Азбука", 2000

Беркова В.Ф. Философия и методология науки. – М.: Новое знание, 2004.

Бычков СП., Корзун В.П. Введение в отечественную историографию XX ве­ка. Омск, 2001.

Виндельбанд В. От Канта до Ницше. История новой философии в её связи с общей культурой и отдельными науками. – М., 1998.

Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность Макса Вебера и веберовский ренессанс. М., 1991.

Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории. – СПБ., 1993.

Гене Б. История и историческая культура на средневековом Западе. М. 2002.

Гуревич А.Я. Исторический синтез и школа «Анналов». М., 1993.

Дильтей В. Введение в науки о духе. Опыт полагания основ для изучения общества и истории //Собр. соч. Т.1. – М., 2000.

Зиммель Г. Избранное В 2 т.: Пер. с нем. – М.: Юрист, 1996.

Историки России. XVIII-начало XX века. М., 1996.

Историография истории нового времени стран Европы и Америки. М., 1990.

Историография истории нового и новейшего времени стран Европы и Аме­рики. М., 2000.

Историческая наука в России в XX веке, М., 1997.

К новому пониманию человека в истории: Очерки развития современной за­падной исторической мысли / Под ред. Б.Г Могильницкого. Томск, 1994.

Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки: Итоги XX столетия. – М., 2000.

Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. Автобиография. –М.: Наука, 1980.

Конт О. Дух позитивной философии. – Ростов-на-Дону, 2003.

Кохановский В.П. Философия и методология науки. – Ростов-на-Дону, 1999.

Кохановский В.П., Золотухина Е.В., Лешкевич Т.Г., Фатхи Т.Б. Философия для аспирантов: Учебное пособие. –Ростов н/Д.: "Феникс", 2002.

Могильницкий Б.Г. История исторической мысли XX века. Кризис историз­ма. Томск, 2001. Вып.1.

Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. Учебное пособие. –М.: 1998.

Огурцов А.П. Философия науки в России: марафон с барьерами // Эпистемология и философия науки, № 1, 2004. –С. 95-113.

Плотников Н.С. Жизнь и история. Философская программа Вильгельма Дильтеля. – М., 2000.

Поппер К.Р. Предложения и опровержения: Рост научного знания. –М.: ООО "Издательство АСТ": ЗАО НПП "Ермак", 2004.

Портреты историков. Время и судьбы: В 2 т. (Т.1.Отечественная история; Т2. Всеобщая история). М., 2000.

Проблема знания в истории науки и культуры. СПБ., 2001.

Репина Л.П. «Новая историческая наука» и социальная история. М., 1998.

Риккерт Г. Науки о природе и науки и культуре. – М: Республика, 1998.

Савельева И.М., Полетаев А.В. История и время. М., 1997.

Свасьян К.А. Становление европейской науки. – М.: Evidentis, 2002.

Сергейчик Е.М. Философия истории. – СПБ: изд-во "Лань", Санкт-Петербургский МВД России, 2002.

Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории: Сборник. –М., 2003

Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки: Учебник /Е.В. Ушаков. –М.: Издательство "Экзамен"; 2005.

Философия науки /Под. ред. С.А. Лебедева: Учебное пособие для вузов. –М.: Академический Проект, 2005.

Шпенглер Закат Европы. – Ростов –н /Д: "Феникс", 1998.

Щедровицкий Г.П. Философия. Наука. Методология. – М., 1997.

5.4 Примерные темы ов по курсу «История экономических учений»

1. Особенности зарождения экономической мысли Древнего Востока.

2. Основная проблематика экономической мысли Античности.

3. Основные итоги и направления экономической мысли Средневеко­вья.

4. Меркантилизм как форма генезиса экономической теории.

5. Марксизм и «Экономикс» о содержании и роли классической школы
политической экономии.

6. Роль А. Смита в развитии мировой экономической теории.

7. Д. Риккардо как лидер английской классической школы.

8. Специфика зарождения экономической мысли в России (XVI—XVIII вв.).

9. Основные итоги и направления эволюции отечественной экономиче­ской мысли в XIX в.

10. Современные дискуссии о содержании и значении экономического
учения К. Маркса.

11. Предшественники маржинализма в мировой экономической литера­туре XVIII — первой половины XIX в.

12. Причины, ход и значение маржиналистской революции в экономи­ческой теории.

13. Институционализм вебленовской традиции и неоинституционализм:
сопоставление методологии, общей теории и практических выводов.

14. Австрийская и неоавстрийская школа (конец XIX—XX в.): развитие
традиции.

15. «Кейнсианская революция»: причины, содержание, итоги.

16. Основные школы кейнсианства во второй половине XX в.

17. Монетаризм как главная форма неоклассической макроэкономики.

18. Развитие неоклассической теории благосостояния в XX в.

19. Кризис экономической теории в XX в.

20. Новейшие дискуссии об экономическом наследии В.И. Ленина.

21. Концепция социализма в экономическом наследии Ленина и Сталина.

22. Основные школы «политической экономии социализма» в СССР
(1950-1980-е гг.).

23. Борьба школ и направлений в отечественной экономической мысли
(после 1991 г.).

Литература:

Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М., 1994. .

Блауг М. Методология экономической науки. М., 2004.

Всемирная история экономической мысли: В 6 т. / Под ред. В.Н. Черковца. М., 1987—1997.

История экономических учений (современный этап) / Под ред. А.Г. Худокормова. М., 1998.

История экономических учений / Под ред. B.C. Автономова, О.И. Ананьи­на, Н.В. Макашевой. М., 2000.

Негиши Т. История экономической теории. М., 1995.

Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. М., 1968.

Шумпетер Й. История экономического анализа: В 3 т. СПб., 2000.

См. также литературу к семинару по теме 2.4.

5.5 Примерные темы ов по курсу «История социологии»

1. Проект позитивной науки об обществе: сравнительный анализ взгля­дов А. де Сен-Симона и О. Конта.

2. Влияние английской политэкономии XIX в. на развитие эволюцион­ной социологии Г. Спенсера.

3. Интеллектуальные истоки социологии Э. Дюркгейма: влияние идей Ш.Л. Монтескье и Г. Спенсера.

4. М. Вебер о методологии социальных наук.

5. Методологические взгляды Г. Зиммеля: сущность общества и методы его исследования.

6. Теории социальной дифференциации Г. Спенсера и Э. Дюркгейма: сравнительный анализ.

7. Проблема отчуждения в творчестве К.Маркса.

8. Теория социальных и экономических циклов В. Парето: основные понятия и механизмы циклических изменений.

9. Проблема стадий социетальной эволюции в трудах М.М. Ковалевского.

10. Классические истоки структурного функционализма Т. Парсона: влияние Э.Дюркгейма и Б. Малиновского.

11. Социальные обследования конца XIX – начала XX в. и формирование современных методов социальных наук.

12. П. Сорокин о социологическом и номинализме.

13. Социологические интерпретации “аномии”: от Э. Дюркгейма к Р. Мертону.

14. «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология» Э. Гуссерля и анализ социальных структур жизненного мира в работах А. Шюца: формирование исследовательской программы социальной феноменологии.

15. Возникновение структуралистической парадигмы в социологии: влияние культурной антропологии и лингвистики.

16. Концепция «искаженной коммуникации» в социальных науках: от З. Фрейда к Ю.сХабермасу.

17. Влияние В. Виндельбанда и Г. Риккерта на формирование современной социологической методологии.

18. Американский прагматизм и основные принципы символического интеракционизма Чикагской школы: сходство и различия.

19. Бихевиоризм Б.Ф. Скиннера и возникновение теории социального обмена.

20. Классическая социологическая традиция и формирование социальных теорий гендера.

21. Марксистские теории империализма (Р. Хильфердинг, Р. Люксембург, В.И. Ленин ) и мир-системная теория И. Уоллерстайна.

22. Марксистская теория идеологии и возникновение исследовательской программы социологии знания.

23. Философия Л. Витгенштейна и современная социологическая теория.

24. Классическая эволюционная теория, неодарвинизм и перспективы социобиологии.

25. Эволюция идеи измерения в социологии: от А. Кетле к П. Лазарсфальду.

Литература:

Ананьин О.И. К вопросу о политических аспектах знания. – М., 2008.

Аристотель. Политика. Кн. 1 (А) //Соч.: В4т. Т. 4. М., 1984.

Ашин Г.К., Охотский Е.В. Курс элитологии. М., 1999.

Барт Р. Мифологии. М., 1996.

Беккер Г., Боосов А. Современная социологическая теория. М., 1961.

Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогно­зирования. М., 1999.

Буржуазная социология на исходе XX века. Критика новейших тенденций. М., 1984.

Бэкон Ф. О достоинстве и приумножении наук //Соч. М., 1977. Т. 1.

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избр. произв. М., 1990.

Гайденко П.П. Социология Макса Вебера // Вебер М- Избр. произв. М., 1990.

Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность. М., 1991.

Гегель Г.В.Ф. Система нравственности. Первый раздел: государственное уст­ройство //Гегель Г.В.Ф. Политические произведения. М., 1978.

ГелбрейтДж. Новое индустриальное общество. М., 1969.

Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества // Избр. соч. М.—Л., 1959.

Гири, К. Идеология как культурная система // Новое литературное обозре­ние. www.nlo.ru.

Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского. М., 1936. Ч. 2 (О государстве).

Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. М., 2000

Гроций Г. О праве войны и мира. М., 1956.

Давыдов Ю.Н. «Война всех против всех» в идеальнотипическом истолкова­нии //Политические исследования. 1993. № 6.

Девятко И.Ф. Модели объяснения и логика социологического исследова­ния. М., 1996.

Дилътей В. Сущность философии. М., 2001.

Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991.

Дюркгейм Э. Самоубийство. М., 1998.

Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995.

Зборовский Г.Е. История социологии. М., 2004.

Зборовский Г.Е. Общая социология. М., 2004.

Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Прикладная социология. М., 2004.

Зомбарт В. Буржуа. М., 1924. История теоретической социологии: В 4 т. Т. 1. М., 1997. Т. 2. М., 1998. Т. 3. М., 1998. Т. 4. СПб., 2000.

Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция науч­ного мифа. М., 1998.

Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане // Соч.:В 6 т. М., 1966. Т. 6.

Конт О. Дух позитивной философии // Тексты по истории социологии 19—20 веков: Хрестоматия. М., 1994

Кочеврин Ю.Б. Эволюция менеджеризма (опыт политико-экономического анализа). М., 1985.

КултыгинН.П. Классическая социология. М., 2000.

Макиавелли Н. Избр. соч. М., 1982.

Мангейм К. Идеология и утопия. М., 1976. Ч. 1.

Марков Б.В. Мораль и разум // Хабермас Ю. Моральное сознание и комму­никативное действие. СПб., 2000.

Маркс К. Овеществление общественных отношений в условиях буржуазного общества // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 46. Ч. 1.

Мертон Р.К. Социальная структура и аномия // СОЦИС. 1992. I, 2—4.

МизесЛ. фон. Бюрократия. М., 1993.

Милль Дж. Система логики силлогической и индуктивной. М., 1914. Кн. 6.

Милль Дж. О свободе //Антология западноевропейской классической либе­ральной мысли / Под ред. МЛ. Абрамова. М., 1995.

Моска Г. Метод в политической науке // Личность. Культура. Общество. М.,

Моска Г. Элементы политической науки // СОЦИС. 1995. № 4, 5, 8.

Назаров ММ. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. (Библиотека серии «Специализиро­ванные курсы в социологическом образовании»-.) М., 1999.

Парето В. О применении социологических теорий // СОЦИС. 1995. N° 10. 1996. №1,2,7, 10.

Парето В. Социалистическая опасность // СОЦИС. 2001. № 4.

Парсонс Т. О структуре социального действия. М., 2000.

Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1997.

Платон. Государство. Кн. 1 // Соч.: В 3 т. М., 1971. Т. 3.

Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992.Т. 1—2.

Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.

Пригожин А.И. Современная социология организаций. М., 1995.

Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре, или Принципы политического пра­ва // Руссо Ж.Ж. Трактаты. М., 1969.

Самсонова Т.Н. Концепция «правящего класса» Г. Моски // СОЦИС. - 1994.- № 1.

Сен-Симон А. О теории общественной организации // Избр. соч. М.-Л., 1948. Т. 1.

Скиннер Б. Оперантное поведение// История зарубежной психологии: Текс­ты. М. 1986.

Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1962.

Смит А. Теория нравственных чувств. М., 1997.

Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. СПб., 2000.

Спенсер Г. Социология как предмет изучения. СПб., 1896. Теоретическая социология: Антология / Под ред. СП. Баньковской. М., 2002.Т. 1, 2. Теория общества: фундаментальные проблемы / Под ред. А.Ф. Филиппова.М., 1999.

Струве П.Б. К характеристике нашего философского развития // Проблемы идеализма. М., 1903.

Струве П.Б. Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России. СПб., 1894.

Философия науки. Современные философские проблемы областей научно­го знания. М. (готовится к изданию).

Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.

Фуре В.Н. Философия незавершенного модерна Юргена Хабермаса. Минск,2000.

Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность. М., 1992.

Хоманс Дж. Социальное поведение как обмен // Современная зарубежная социальная психология: Тексты. М., 1984,

Шматко Н.А. Конверсия бюрократического капитала в постсоветской Рос­сии // Socio-Logos 96. Альманах Российско-французского центра социо­логических исследований Института социологии РАН. М., 1996.

Юм Д. Трактат о человеческой природе. М., 1995. Т. 1-2.

РАЗДЕЛ 7 ВОПРОСЫ К КАНДИДАТСКОМУ ЭКЗАМЕНУ

1. Предмет и функции философии науки.

2. Основные концепции современной философии науки.

3. Понятие науки.

4. Социальные функции науки.

5. Наука и философия.

6. Наука и формирования личности.

7. Наука и материальное производство.

8. Наука и политика.

9. Наука и нравственность.

10. Наука и религия.

11. Наука и искусство.

12. Сциентизм и антисциентизм.

13. Преднаука и наука. Две стратегии порождения знаний.

14. Становление первых форм теоретической науки в контексте античной культуры.

15. Наука в рамках средневековой религиозной культуры.

16. Социокультурные предпосылки формирования новоевропейской науки.

17. Возникновение экспериментально-математического естествознания. Поиски универсального метода научного познания.

18. Возникновение дисциплинарно организованной науки. Наука как профессия.

19. Формирование технических, социальных и гуманитарных наук в ХIХ веке.

20. Понятие знания. Виды знаний. Особенности научного знания.

21. Научное знание как система.

22. Эмпирический и теоретический уровни научного знания.

23. Специфика и структура эмпирического знания.

24. Специфика и структура теоретического знания.

25. Факт как форма научного знания.

26. Закон как форма научного знания.

27. Теория как форма научного знания.

28. Научная картина мира как форма научного знания.

29. Проблема оснований науки. Философские основания науки.

30. Концепция развития науки К. Поппера.

31. Концепция научных революций Т. Куна.

32. Концепция исследовательских программ И. Лакатоса.

33. Эволюционная модель развития науки С. Тулмина.

34. Плюралистическая модель развития науки П. Фейерабенда.

35. Диалектико-материалистическая концепция развития науки.

36. Проблема включения новых научных разработок в культуру.

37. Традиции и новации в развитии науки.

38. Научные революции как перестройка оснований науки.

39. Особенности античной рациональности.

40. Особенности классического типа научной рациональности.

41. Особенности неклассического типа научной рациональности.

42. Особенности постнеклассического типа научной рациональности.

43. Социокультурные факторы развития науки.

44. Дифференциация и интеграция науки.

45. Взаимодействие наук как фактор их развития.

46. Математизация и компьютеризация науки.

47. Главные характеристики современной постнеклассической науки.

48. Синергетические принципы: методологический потенциал и границы применения

49. Глобальные проблемы современности как система.

50. Ценностные ориентации ученого.

51. Этические проблемы науки ХХI века.

52. Натуралистические представления о соотношении социально – гуманитарного и естественно – научного познания.

53. Антинатуралистические представления о соотношении социально- гуманитарного и естественнонаучного познания.

54. Онтологическое направление философии истории и культуры (Н. Данилевский, О. Шпенглер, А.Тойнби).

55. Гносеологическое направление философии истории и культуры (Г. Риккерт, Р. Арон).

56. Методология социальных наук М. Вебера.

57. Э. Гуссерль о специфике наук о духе.

58. Объект и предмет социально-гуманитарного познания.

59. Методы и средства социально-гуманитарного познания.

60. Социальный эксперимент: специфика и границы применения.

61. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании.

62. Концепции истины в социально-гуманитарном познании.

63. Соотношение предметов и методов истории, философии истории, социологии, социальной философии.

64. Проблема детерминации исторического процесса.

65. Смысл и направленность исторического процесса.

66. Проблема субъекта исторического процесса.

67. проблема периодизации исторического процесса.

68. Диалектика культурного и цивилизационного развития человечества.

69. Единство природного и социального в историческом процессе.

70. Историческое пространство и историческое время.

71. Проблемы философии политики.

72. Историческая эволюция философско-политических учений: от античности до современности.

73. Политика и экономика.

74. Политика и власть.

75. Политика и мораль.

76. Историческая эволюция экономических учений: от античности до современности.

77. Проблемы философии экономики.

РАЗДЕЛ 8 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

а) Основная литература

Войтов, А. Г. История и философия науки : учебное пособие для аспирантов / А. Г. Войтов. - 3-е изд. - М. : Дашков и К, 2007. – 691 с.

Голубинцев, В. О. Философия науки : учебник / В. О. Голубинцев, А. А. Данцев, В. С. Любченко. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. – 543 с.

История и философия науки (философия науки) : учебное пособие рекомендовано Минобразования / Е. Ю. Бельская [и др.] ; под ред. Ю. В. Крянева, Л. Е. Моториной. - М. : Инфра-М, 2008. – 335 с.

Основы философии науки : учебное пособие для аспирантов / В. П. Кохановский [и др.]. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2004. – 608 с.

Философия науки : учебное пособие рекомендовано Минобразования / Л. Б. Баженов [и др.] ; под ред. А. И. Липкина. - М. : Эксмо, 2007. – 605 с.

Философия науки: общий курс : учебное пособие / под ред.С. А. Лебедева. - М. : Академический Проект, 2006. - 735 с.

б) дополнительная литература

Алахвердян А.Г. и др. Психология науки. – М. : Флинта, 1998.

Андреева Г.М. Психология социального познания. – М., 2000.

Асмолов А.Г. По ту сторону сознания : методологические проблемы неклассической психологии. – М. : "Смысл", 2002.

Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. – М. : Медиум, 1995.

Борисенко В.В. Наука и рыночные отношения в информационном обществе: социально-философский анализ. – М. : Наука, 2008.

Вальковская В.В. История и философия естествознания; учебное пособие. – Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2008.

Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990.

Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление. – М., 1978.

Гадамер Х.-Г. Истина и метод. – М. : Прогресс, 1988.

Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XYII-XYIII вв.) – М., 1987.

Гобозов И.А. Философия политики. – М., 1998.

Гроф С. Холотропное сознание: Три уровня человеческого сознания и их влияние на нашу жизнь. – М. : ООО "Издательство АСТ" и др., 2003.

Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. – М. : Наука, 2009.

Зиммель Г. Проблемы философии истории//Избранное. – М., 1994.

Зотов А.Ф. Современная западная философия. М., 2001.

Кезин АЛ. Наука в зеркале философии. М., 1990.

Келле B.K. Наука как компонент социальной системы. М., 1988.

Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. – М., 1985.

Косарева JIM. Социокультурный генезис науки: философский аспект пробле­мы. М„ 1989.

Кохановский В.П. Философские проблемы социально-гуманитарных наук (формирование, особенности и методологи социального познания): учебное пособие для аспирантов /В.П. Кохановский. – Ростов н/Дону, "Феникс", 2005.

Кун Т. Структура научных революций. – М., 2001.

Лекторский ВЛ. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2000.

Майков В., Козлов В. Трансперсональная психология: Истоки, современное состояние / – М. : ООО "Издательство АСТ" и др., 2004.

Малке М. Наука и социология знания. – М., 1983.

Мамчур ЕА. Проблемы социокультурной детерминации научного знания. М., 1987.

Мареев С.Н., Мареева Е.З., Майданский А.Д. Философия науки. – М., 2010.

Методология науки: исследовательские программы / Под ред. С.С. Неретиной. – М. : 2010.

Микешина Л.А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования: Учебное пособие /Л.А. Микешина. – М. : Прогресс-Традиция: МПСИ: Флинта, 2005.

Моисеев Н.Н. Современный рационализм. М., 1995.

Наука в культуре. М., 1998.

Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. – М., 1998.

Огурцов А.Л. Дисциплинарная структура науки. – М., 1988.

Огурцов АЛ. Дисциплинарная структура науки. – М., 1988.

Поппер К. Логика и рост научного знания. – М., 1983.

Пржиленская И., Пржиленский В. Лекции по философии науки. – М., 2009.

Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986,

Принципы историографии естествознания. XX век/Отв. ред. И.С.Тимофеев.М., 2001.

Разум и экзистенция / Под ред. И.Т. Касавина и В.Н. Поруса. СПб., 1999.

Современная философия науки; Хрестоматия/ Сост. А.А. Печенкин. М., 1996.

Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук / под ред. Миронова В.В. – М., 2007.

Степин B.C. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. М., 2000.

Степин B.C., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М, 1991.

Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. – М„ 1986.

Философия / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. М., 2004.

Философия социальных и гуманитарных наук / Под ред. Лебедева С.А. – М., 2008.

Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996.

Шпенглер О. Закат Европы. – Ростов-на-Дону, 1998.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1994.

в) справочно-информационные ресурсы:

Наука и техника: большая иллюстрированная энциклопедия. - М. : Росмэн, 2007.

Философский энциклопедический словарь (ФЭС) – Минск : Вышн. шк., 2008.

Электронный ресурс: http://www.philosophy.ru/library/mmk/vsluh.html.

Энциклопедические словари: «Естествознание» - М.: БРЭ, 2002.

г) периодические издания

Вопросы философии.

Гнозис.

Философия и общество.


История и философия науки : методические указания для аспирантов специальностей 07.00.02 – «Отечественная история», 22.00.04 – «Социальная структура, социальные институты и процессы», 08.00.05 – «Экономика и управление народным хозяйством». – Хабаровск : ДВИ-Ф РАНХ и ГС, 2011. – 32 с.

Подписано в печать 26.12.2011

Формат 60 × 84 1/16. Бумага А-4.

Усл. печ. л. . Уч.-изд. л. .

Тираж 100. Заказ 184.

Редакционно-издательский отдел

ФГБОУ ВПО «Дальневосточный институт-филиал

РАНХ и ГС при Президенте РФ»

680000, Хабаровск, ул. Муравьёва-Амурского, 33.