Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 14

 

Поиск            

 

Концепция эор модульной архитектуры по предмету «История», обеспечивающего реализацию образовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования в учреждениях общего, начального и среднего профессионального образования

 

             

Концепция эор модульной архитектуры по предмету «История», обеспечивающего реализацию образовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования в учреждениях общего, начального и среднего профессионального образования

Концепция ЭОР модульной архитектуры по предмету «История», обеспечивающего реализацию образовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования в учреждениях общего, начального и среднего профессионального образования

Исполнитель: Федеральное государственное научное учреждение

"Республиканский государственный центр многокомпонентных

информационных компьютерных сред"

(ФГНУ "Республиканский мультимедиа центр")

Проект: "Создание электронных образовательных ресурсов нового поколения по предметам базисного учебного плана общего образования " (Ф-11), лот №7 (История)

Москва

2006 г .


СОДЕРЖАНИЕ

1.1. Цели и задачи создания ЭОР по предмету. 3

1.2. Результаты разбиения тем на подразделы, по которым будут разрабатываться ЭУМ; структурированное тематическое планирование учебного курса по «Истории» (по темам, по подразделам тем, по урокам) учебного курса по предмету. 5

1.3. Совокупное количество ЭУМ И, П, К-типов, состав и количество ЭУМ И, П, К – типов, разработанных для каждого подраздела темы, распределение ЭУМ по урокам.. 37

1.4. Особенности разработки ЭУМ различных типов. 37

1.5. Описание направлений использования разрабатываемых ЭУМ в практике педагога-предметника. 43

1.6. Описание возможных педагогических методов и технологий использования ЭУМ в практике педагога-предметника. 47

1.7. Описание и обоснование возможных форм организации учебной деятельности обучаемых при освоении ЭУМ... 49

1.8. Описание дидактических моделей проведения уроков с использованием разрабатываемых ЭУМ всех типов. 51

Аннотация

Документ содержит 56 страниц, 3 таблицы, 2 рисунка.

В документе описывается концепция электронного образовательного ресурса модульной архитектуры по предмету «История» включающая цели и задачи создания ЭОР, тематическое планирование учебного курс, количество предполагаемых к разработке электронных учебных модулей И, П, К – типов для каждого подраздела темы. В документ включены описания направлений использования разрабатываемых ЭУМ в практике педагога-предметника, описание возможных педагогических методов и технологий использования ЭУМ, описание и обоснование возможных форм организации учебной деятельности обучаемых, а также описание дидактических моделей проведения уроков. Рассмотрены пути реализации электронных учебных модулей различных типов.

1. Концепция ЭОР модульной архитектуры по предмету «История», обеспечивающего реализацию образовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования в учреждениях общего, начального и среднего профессионального образования

1.1. Цели и задачи создания ЭОР по предмету

Целью создания электронного образовательного ресурса модульной архитектуры по истории является обеспечение наиболее эффективной реализации образовательных программ основного общего и среднего (полного) общего (базовый уровень) образования в учреждениях общего и среднего профессионального образования.

Для реализации данной цели необходимо решить следующие предметные задачи:

1) воспитание гражданственности и национальной идентичности на основе восприятия учащимся своей личностной связи с историей и современным днем Российского государства;

2) развитие общеучебных и предметных умений и навыков, способности определять собственную позицию по отношению к исторической реальности, осмысленно формулировать собственные суждения и самостоятельно делать выводы, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

3) формирование целостного представления о сущности, характерных чертах и особенностях российской цивилизации, месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

4) овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

5) формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности;

6) формирование способности осознанно определять свою национальную, социальную, конфессиональную принадлежность, собственное отношение к явлениям современной жизни, свою гражданскую позицию

Помимо перечисленных общепредметных задач, электронный образовательный ресурс по истории позволяет решать следующие задачи, связанные с повышением эффективности образовательного процесса:

1) способствует формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении исторически возникших форм человеческого взаимодействия;

2) развивает способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем;

3) развивает умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;

4) способствует решению проблемы активизации познавательной деятельности обучающихся посредством включения их в эмоционально-насыщенную деятельность, организуемую посредством мультимедиа-средств;

5) расширяет информационно-коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд, виртуальные объекты и др.);

5) создает возможность изучать материал по индивидуальным образовательным траекториям с учетом личных склонностей и уровня развития исторических знаний обучающихся;

3) позволяет в значительной мере решить проблему обеспечения наглядности в преподавании истории;

4) дает школьникам возможность самостоятельного определения уровня своей предметной подготовки;

5) открывает возможности для использования электронных форм обучения, не связанных жесткими рамками классно-урочной учебной деятельности.

1.2. Результаты разбиения тем на подразделы, по которым будут разрабатываться ЭУМ; структурированное тематическое планирование учебного курса по «Истории» (по темам, по подразделам тем, по урокам) учебного курса по предмету

Перечень тем соответствует требованиям Федерального компонента образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования и примерным программам основного общего и среднего (полного) общего образования.

Основные содержательные линии ЭОР модульной архитектуры по предмету «История» реализованы в рамках двух крупных тематических блоков – «История России» и «Всеобщая история». Тематически и учебный контент каждого из указанных блоков распределен по электронным учебным модулям, являющимися автономными, содержательно и функционально полными образовательными ресурсами, предназначенными для решения определенных учебных задач и реализующими определенные компоненты учебного процесса (получение информации, практические занятия, контроль). Предполагается синхронно-параллельное освоение учебного материала модулей, отражающих материалы по «Истории России» и «Всеобщей истории». Структуризация материала в электронных учебных модулях основывается на проблемно-хронологическом подходе с приоритетом учебного материала, связанного с воспитательными и развивающими задачами, важного с точки зрения социализации школьника, приобретения им общественно значимых знаний, умений, навыков.

Всего по предмету «История» будет разработано не менее 700 ЭУМ для основного общего образования и не менее 300 ЭУМ для среднего (полного) общего образования.

Предлагается следующее разделение совокупного контента по предмету на автономные модули по учебным темам, подтемам, темам ЭУМ (элементам курса) и компонентам учебного процесса (получение информации, практические занятия, контроль) с учетом формирования аналогов-вариативов по исполнению (технологическому, методическому, содержательному).

История России

 

 

 

Тема

Подраздел темы

Тема ЭУМ

ЭУМ И - типа

ЭУМ П - типа

ЭУМ К - типа

История России. 6 класс.

История России с древности до ХV вв.

Народы и государства на территории нашей страны в древности

Народы и государства на территории нашей страны в древности

1

1

1

Восточные славяне в древности (VI-IX вв.)

Расселение и соседи восточных славян

2

2

2

Хозяйственные занятия и общественный строй восточных славян

2

Язычество древних славян

1

Предпосылки образования государства у восточных славян

1

1

Древнерусское государство (IX – начало XII в.)

Новгород и Киев – центры древнерусской государственности

1

1

2

Первые Рюриковичи

1

2

Внешняя политика первых киевских князей

2

Крещение Руси

2

Расцвет Руси при Ярославе Мудром

2

Княжеские усобицы

1

Международные связи Древней Руси

2

1

Киевская Русь в правление Владимира Мономаха

1

Русские земли и княжества в начале удельного периода (начало XII – первая половина XIII вв.)

Удельный период истории Руси

1

2

2

Господин Великий Новгород

2

Владимиро-Суздальское княжество

2

Галицко-Волынская земля

1

Культура Руси в домонгольское время

Повседневная жизнь и быт Киевской Руси

1

1

2

Художественная культура древней Руси

1

Борьба с внешней агрессией в XIII в.

Образование монгольской державы

1

2

2

Походы Батыя на Русь

1

Золотая Орда и Русь

2

Экспансия с Запада. Александр Невский

1

1

Складывание предпосылок образования Российского государства

(вторая половина XIII – середина XV вв.)

Предпосылки образования единого государства

1

1

2

Начало объединения русских земель вокруг Москвы

2

Русские земли в составе Великого княжества Литовского

1

1

Борьба против ордынского ига. Куликовская битва

1

1

Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский

1

Завершение образования Российского государства в конце XV – начале XVI вв.

Иван III – государь вся Руси

1

2

1

Завершение объединения русских земель

2

Свержение ордынского ига

2

Российское государство на рубеже XV-XVI вв.

1

Русская культура второй половины XIII – XV вв.

Факторы развития русской культуры в XIII – XV вв.

1

2

1

Общественная мысль Руси XIII – XV вв.

1

Искусство Руси в XIII – XV вв.

2

История России в XVI – начале ХХ в.

Российское государство в XVI в.

Россия в начале XVI в.: территория, население, характер экономики

1

1

1

Реформы Избранной Рады

1

1

Опричнина и ее итоги

1

Внешняя политика Ивана Грозного

1

1

Иван Грозный: исторический портрет

1

1

Русская культура XVI в.

Общественная мысль и литература XVI в.

1

2

1

Архитектура и живопись XVI в.

История России. 7 класс.

История России в XVI – начале ХХ в.

Россия на рубеже XVI-XVII вв.

Россия в конце XVI в.: предпосылки Смуты

1

1

2

Правление Бориса Годунова

1

Самозванство

2

1

Польская и шведская интервенция

1

1

Борьба с внешней агрессией. I и II ополчения.

1

Россия в первой половине XVII в.

Ликвидация последствий Смуты. Воцарение Романовых

1

1

2

Внутренняя и внешняя политика Михаила Федоровича

1

Территория и хозяйство России в первой половине XVII в.

1

1

Россия во второй половине XVII в.

Политическое развитие России во второй половине XVII в.

1

2

2

«Соборное Уложение» - кодекс феодального права России

1

Раскол в Русской православной церкви

1

1

Социальные движения второй половины XVII в.

1

1

Основные направления внешней политики XVII в.

2

2

Сибирь в XVII в.

1

Русская культура XVII в.

Общественная мысль и литература XVII в.

1

1

1

Архитектура и живопись

1

Преобразования Петра Великого (конец XVII – первая четверть XVIII вв.)

Предпосылки реформ первой четверти XVIII в.

1

1

2

Регентство Софьи. Воцарение Петра I.

1

1

Первые годы царствования Петра

1

Северная война: начало

1

2

Полтавская битва

2

Завершение Северной войны

1

Административные реформы Петра I

2

2

Социально-экономические преобразования первой четверти XVIII в.

2

Культура России в первой четверти XVIII в.

1

1

Европеизация быта и нравов

2

Петр I: исторический портрет

1

1

Эпоха дворцовых переворотов

Эпоха дворцовых переворотов: события на троне

1

2

2

Внутренняя политика России эпохи дворцовых переворотов

2

Внешняя политика России во второй четверти XVIII в.

1

Россия во второй половине XVIII в.

Екатерина II: исторический портрет

1

2

2

Просвещенный абсолютизм в России

2

Социальные движения второй половины XVIII в. Е.И.Пугачев

1

Внутренняя политика Екатерины II после крестьянской войны

2

Социально-экономическое развитие России во второй половине XVIII в.

1

1

Царствование Павла I

1

1

Основные направления внешней политики России во второй половине XVIII в.

2

1

Русско-турецкие войны

1

1

Русское военное искусство

1

Русская культура второй половины XVIII в.

Образование и наука

1

2

2

Литература и искусство

1

Быт и нравы различных слоев населения

2

История России. 8 класс.

История России в XVI – начале ХХ в.

Социально-экономическое развитие первой половины XIX в.

Территория и население России в начале XIX в.

1

1

2

Сельское хозяйство: кризис крепостничества

1

1

Развитие промышленности и транспорта в первой половине XIX в.

1

Внутренняя и внешняя политика в первой четверти XIX в.

Александр I: исторический портрет

1

1

2

«Дней Александровых прекрасное начало…»

2

Внешняя политика России в начале XIX в.

2

2

Отечественная война 1812 г.

2

Бородинское сражение

1

Заграничные походы русской армии. Российская дипломатия на Венском конгрессе

1

Внутренняя политика Александра I после Отечественной войны

1

1

Первые тайные организации декабристов

2

2

Северное и Южное общества и их программы

2

Восстание 14 декабря 1825 г.

1

Внутренняя и внешняя политика во второй четверти XIX в.

Внутренняя политика Николая I

1

1

2

Теория официальной народности в общественной мысли России

1

2

Западники и славянофилы

2

Русский утопический социализм

1

Внешняя политика второй четверти XIX в. Крымская война

2

2

Кавказская война

1

Русская культура первой половины XIX в.

Образование и наука

1

2

2

Золотой век русской литературы

1

Основные стили в художественной культуре

2

Повседневная жизнь и быт

2

Великие реформы 60-70-х гг. XIX в.

Предпосылки и подготовка крестьянской реформы

1

1

2

Отмена крепостного права

2

Реализация реформы 1861 г.

1

Реформы 1860-1870-х гг.

1

1

Общественное движение в 1850-1860-х гг.

2

1

Революционные организации и кружки середины 60-х – начала 70-х гг. XIX в.

1

Россия в конце XIX в.

Социально-экономическое развитие пореформенной России: промышленность и транспорт

2

2

2

Социально-экономическое развитие пореформенной России: развитие капитализма в сельском хозяйстве

2

Кризис самодержавия на рубеже 70-80-х гг. XIX в.

1

1

Внутренняя политика Александра III

1

1

Общественное движение в 1870-1890-е гг. Либеральная оппозиция в 1870-1890-е гг.

1

2

Идеология революционного народничества

2

Народнические кружки и организации. «Народная воля»

2

Первые рабочие организации. Распространение марксизма в России

1

Внешняя политика России во второй половине XIX в.

1

1

Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

1

Русская культура второй половины XIX в.

Образование и наука

1

1

1

Литература и искусство

2

Повседневная жизнь и быт русского населения

1

История России. 9 класс.

История России в XVI – начале ХХ в.

Россия в начале ХХ в.

Социально-экономическое развитие России в начале ХХ в.

1

2

2

Политический строй и внутренняя политика самодержавия в начале ХХ в.

2

Общественное движение в начале ХХ в. Революция 1905 г.

2

Внешняя политика России в начале ХХ в. Первая мировая война

1

Российская культура на рубеже XIX – ХХ вв.

Образование и наука на рубеже веков

1

1

1

Художественная культура в начале ХХ в.

1

Новейшая и современная история России

Россия в годы революции и гражданской войны

Революция 1917 г. Падение монархии

1

1

2

Внешняя и внутренняя политика Временного правительства

2

Провозглашение советской власти в октябре 1917 г.

2

Становление советской системы управления

1

1

Брестский мир и его значение

1

Гражданская война: причины и основные этапы

2

1

«Белые» и «красные» в Гражданской войне

2

Итоги Гражданской войны

1

СССР в 1920-е гг.

НЭП: сущность, итоги и значение

2

2

1

Образование СССР

1

Борьба за власть в партии большевиков

1

Внешняя политика Советского государства в 1920-е гг.

2

СССР в 1930-е гг.

Советская модель модернизации. Индустриализация.

2

1

2

Коллективизация сельского хозяйства

1

Политическая система сталинизма

2

2

СССР в системе международных отношений в 1930-е гг.

1

Духовная жизнь советского общества в 1920 - 1930-е гг.

1

Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

СССР накануне Великой Отечественной войны

1

2

2

Боевые действия на начальном этапе Великой Отечественной войны

2

Коренной перелом в войне. Военные действия на завершающем этапе войны

2

Советский тыл в годы войны. Партизанское движение в тылу врага

2

СССР в антигитлеровской коалиции

1

Советский Союз в послевоенный период. 1945-1953 гг.

Внешняя политика СССР в послевоенные годы. «Холодная война»

1

1

1

Советское общество в 1945-1953 гг. Апогей сталинизма.

1

СССР в 1953-1964 гг.

Общественно-политическая и духовная жизнь страны в 1950-1960-е гг. «Оттепель»

2

2

2

Социально-экономическое развитие СССР в 1953-1964 гг.

1

СССР в системе международных отношений серединеы50-х – середины 60-х гг.

1

СССР в 1960-е – начале 1980-х гг.

Экономическое развитие СССР в 60-80-е гг. ХХ в.: реформы и стагнация

2

2

1

Усиление консервативных тенденций в политической системе СССР в 1960-1980-е гг.

1

Внешняя политика СССР в 1964-1985 гг.

1

Советское общество в 1985 – 1991 гг.

Социально-экономические преобразования в СССР в период «перестройки»

1

2

2

Демократизация политической жизни СССР в 1985-1991 гг.

2

«Новое политическое мышление» во внешней политике СССР в период «перестройки»

1

Российская Федерация на рубеже ХХ – XXI вв.

Российская Федерация в 1991 – 1999 гг.: экономические и политические реформы

1

2

1

РФ на рубеже II и III тысячелетий: курс на укрепление государственности, экономический подъем и социальную стабильность. В.В.Путин.

2

История России. 10 класс.

Введение

История России – часть всемирной истории

Особенности становления и развития российской цивилизации

1

1

Источники по истории России

Русь с древности до середины ХV вв.

Народы и древнейшие государства на территории России

Формирование славянского этноса

1

1

1

Восточные славяне в древности

1

Соседи восточных славян

1

Русь в IX – начале XII вв.

Образование Древнерусского государства.

1

1

1

Общественный строй Киевской Руси

1

1

Внутренняя политика киевских князей

1

1

Русь в системе международных отношений

1

1

Культура древней Руси

1

1

Русские земли и княжества в XII – середине XV вв.

Политическая раздробленность Руси

1

1

2

Крупнейшие земли и княжества Руси в XII – начале XIII вв.

1

Культура Руси ХII - начала XIII вв.

1

1

Русь в борьбе с монголо-татарским нашествием

2

1

Русь между Востоком и Западом

2

Предпосылки объединения русских земель

1

1

1

Начальные этапы объединения русских земель

1

Собирание русских земель во второй половине XIV в.

1

1

Московская Русь в конце XIV – первой половине XV в.

1

1

Великое княжество Литовское и Русское в XIII-XV вв.

1

Российское государство во второй половине XV – XVII вв.

Россия во второй половине XV – XVI вв.

Завершение процесса объединения. Иван III

1

1

1

Российская государственность XVI в. Реформы середины XVI в.

1

1

Опричнина Ивана Грозного

1

Внешняя политика России: задачи и основные направления

1

1

Культура и духовная жизнь XIV-XVI вв.

1

1

Смутное время: кризис общества и государства в России

1

1

Россия в ХVII в.

Основные тенденции политического развития России XVII в.

1

1

1

Социальные движения в России во второй половине XVII в. Церковный раскол.

1

Основные направления внешней политики России и расширение ее территории

1

1

Социально-экономическое развитие России в XVII в.

1

1

Культура и духовная жизнь российского общества в XVII в.

1

1

Российская империя XVIII-XIX вв.

Россия в XVIII – середине XIX вв.

Петровские преобразования

2

1

2

Россия в период дворцовых переворотов.

1

1

Просвещенный абсолютизм в России

1

1

Внешняя политика России XVIII в.

2

1

Особенности социально-экономического развития России в XVIII – первой половине XIX в.

1

1

Политический строй и внутренняя политика самодержавия в первой половине XIX в.

2

1

Общественное движение в первой половине XIX в.

2

1

Внешняя политика России в первой половине XIX в.

1

1

Культура России XVIII - первой половины XIX вв.

2

1

Россия во второй половине XIX в.

Отмена крепостного права

1

1

2

Реформы 1860-1870-х гг.

1

1

Социально-экономическое развитие России в пореформенную эпоху

1

1

Общественное движение в 1860 – начале 1880-х гг.

1

1

Контрреформы 1880-1890-х гг.

1

1

Общественное движение в 1880 – 1890-х гг.

1

1

Внешняя политика Россия во второй половине XIX в.

1

1

Культура России второй половины XIX в.

1

2

История России. 11 класс.

Россия в годы великих потрясений

Россия в начале ХХ в.

Россия на рубеже XIX - XX вв.

1

1

2

Особенности экономической модернизации России на рубеже веков

1

1

Политический строй России и внутренняя политика Николая II накануне 1905 г.

1

1

Внешняя политика России в начале ХХ в.

1

1

Общественное движение на рубеже веков. Революция 1905-1907 гг. и ее итоги.

1

1

Политическая система страны после 17 октября 1905 г. Российский парламентаризм.

1

1

Третьеиюньская монархия и реформы П.А. Столыпина

1

1

Россия в Первой мировой войне.

1

1

Культура России в конце XIX—начале XX в.

1

1

Революция 1917 г. и Гражданская война в России

Предпосылки революции 1917 г. Свержение самодержавия

1

1

1

Революция 1917 г.: от Февраля к Октябрю

1

1

Складывание Советской государственности и ее тип

1

1

Брестский мир и его значение

1

1

Гражданская война и иностранная интервенция: причины, этапы, участники.

1

1

Политика «военного коммунизма»

1

1

Становление сталинской модели социализма

Советское общество в 1922-1941 гг.

Новая экономическая политика. Государственно-политическое устройство страны в 1920-е гг.

2

1

1

Поиски путей экономической модернизации в СССР в конце 1920 – 1930-х гг. Индустриализация.

1

1

Коллективизация крестьянства в СССР

1

1

Общественно-политическое развитие СССР в 1930-е гг.

1

1

Духовная и культурная жизнь в СССР 1920-1930-е гг.

1

1

Внешнеполитическая стратегия СССР в период между мировыми войнами

1

1

Советский Союз в годы Великой Отечественной войны

Начальный период Великой Отечественной войны

1

1

1

Коренной перелом в Великой Отечественной войне

1

1

Советский тыл в годы Великой Отечественной войны

1

1

Боевые действия в 1944-1945 гг.

1

1

СССР в антигитлеровской коалиции.

1

1

Причины, цена и значение Великой Победы

1

1

СССР во второй половине ХХ в.

СССР в первые послевоенные десятилетия

Социально-экономическое положение СССР после войны.

1

1

2

Апогей сталинизма

1

1

Внешняя политика СССР в первые послевоенные годы

1

1

Борьба за политическое лидерство после смерти Сталина. ХХ съезд КПСС

1

1

Советское общество конца 1950-х — начала 1960-х гг. Реформаторская деятельность Н.С.Хрущева.

1

1

Духовная жизнь в СССР в 1945-1964 гг.

1

1

СССР в середине 1960-х - начале 1980-х гг.

Стабилизация и консервация политического режима

1

1

1

Социально-экономическое развитие СССР: тенденции и противоречия

1

1

СССР на международной арене в середине 1950 – середине 1980-х гг.

1

1

Духовная и культурная жизнь в СССР середины 1960-х - середины 1980-х гг.

1

1

Советское общество в 1985-1991 гг.

Попытки модернизации советской экономики

1