Главная Учебники - Разные Лекции (разные) - часть 14
Концепция ЭОР модульной архитектуры по предмету «История», обеспечивающего реализацию образовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования в учреждениях общего, начального и среднего профессионального образования
Исполнитель:
Федеральное государственное научное учреждение
"Республиканский государственный центр многокомпонентных
информационных компьютерных сред"
(ФГНУ "Республиканский мультимедиа центр")
Проект:
"Создание электронных образовательных ресурсов нового поколения по предметам базисного учебного плана общего образования
" (Ф-11), лот №7
(История)
Москва
2006 г
.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Цели и задачи создания ЭОР по предмету. 3
1.4. Особенности разработки ЭУМ различных типов. 37
1.5. Описание направлений использования разрабатываемых ЭУМ в практике педагога-предметника. 43
Аннотация
Документ содержит 56 страниц, 3 таблицы, 2 рисунка. В документе описывается концепция электронного образовательного ресурса модульной архитектуры по предмету «История» включающая цели и задачи создания ЭОР, тематическое планирование учебного курс, количество предполагаемых к разработке электронных учебных модулей И, П, К – типов для каждого подраздела темы. В документ включены описания направлений использования разрабатываемых ЭУМ в практике педагога-предметника, описание возможных педагогических методов и технологий использования ЭУМ, описание и обоснование возможных форм организации учебной деятельности обучаемых, а также описание дидактических моделей проведения уроков. Рассмотрены пути реализации электронных учебных модулей различных типов.
1. Концепция ЭОР модульной архитектуры по предмету «История», обеспечивающего реализацию образовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования в учреждениях общего, начального и среднего профессионального образования
Целью создания электронного образовательного ресурса модульной архитектуры по истории является обеспечение наиболее эффективной реализации образовательных программ основного общего и среднего (полного) общего (базовый уровень) образования в учреждениях общего и среднего профессионального образования. Для реализации данной цели необходимо решить следующие предметные задачи: 1) воспитание гражданственности и национальной идентичности на основе восприятия учащимся своей личностной связи с историей и современным днем Российского государства; 2) развитие общеучебных и предметных умений и навыков, способности определять собственную позицию по отношению к исторической реальности, осмысленно формулировать собственные суждения и самостоятельно делать выводы, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами; 3) формирование целостного представления о сущности, характерных чертах и особенностях российской цивилизации, месте и роли России во всемирно-историческом процессе; 4) овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации; 5) формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности; 6) формирование способности осознанно определять свою национальную, социальную, конфессиональную принадлежность, собственное отношение к явлениям современной жизни, свою гражданскую позицию Помимо перечисленных общепредметных задач, электронный образовательный ресурс по истории позволяет решать следующие задачи, связанные с повышением эффективности образовательного процесса: 1) способствует формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении исторически возникших форм человеческого взаимодействия; 2) развивает способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем; 3) развивает умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов; 4) способствует решению проблемы активизации познавательной деятельности обучающихся посредством включения их в эмоционально-насыщенную деятельность, организуемую посредством мультимедиа-средств; 5) расширяет информационно-коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд, виртуальные объекты и др.); 5) создает возможность изучать материал по индивидуальным образовательным траекториям с учетом личных склонностей и уровня развития исторических знаний обучающихся; 3) позволяет в значительной мере решить проблему обеспечения наглядности в преподавании истории; 4) дает школьникам возможность самостоятельного определения уровня своей предметной подготовки; 5) открывает возможности для использования электронных форм обучения, не связанных жесткими рамками классно-урочной учебной деятельности. Перечень тем соответствует требованиям Федерального компонента образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования и примерным программам основного общего и среднего (полного) общего образования. Основные содержательные линии ЭОР модульной архитектуры по предмету «История» реализованы в рамках двух крупных тематических блоков – «История России» и «Всеобщая история». Тематически и учебный контент каждого из указанных блоков распределен по электронным учебным модулям, являющимися автономными, содержательно и функционально полными образовательными ресурсами, предназначенными для решения определенных учебных задач и реализующими определенные компоненты учебного процесса (получение информации, практические занятия, контроль). Предполагается синхронно-параллельное освоение учебного материала модулей, отражающих материалы по «Истории России» и «Всеобщей истории». Структуризация материала в электронных учебных модулях основывается на проблемно-хронологическом подходе с приоритетом учебного материала, связанного с воспитательными и развивающими задачами, важного с точки зрения социализации школьника, приобретения им общественно значимых знаний, умений, навыков. Всего по предмету «История» будет разработано не менее 700 ЭУМ для основного общего образования и не менее 300 ЭУМ для среднего (полного) общего образования. Предлагается следующее разделение совокупного контента по предмету на автономные модули по учебным темам, подтемам, темам ЭУМ (элементам курса) и компонентам учебного процесса (получение информации, практические занятия, контроль) с учетом формирования аналогов-вариативов по исполнению (технологическому, методическому, содержательному). История России Тема
Подраздел темы
Тема ЭУМ
ЭУМ И - типа
ЭУМ П - типа
ЭУМ К - типа
История России. 6 класс.
История России с древности до ХV вв. Народы и государства на территории нашей страны в древности Народы и государства на территории нашей страны в древности 1 1 1 Восточные славяне в древности (VI-IX вв.) Расселение и соседи восточных славян 2 2 2 Хозяйственные занятия и общественный строй восточных славян 2 Язычество древних славян 1 Предпосылки образования государства у восточных славян 1 1 Древнерусское государство (IX – начало XII в.) Новгород и Киев – центры древнерусской государственности 1 1 2 Первые Рюриковичи 1 2 Внешняя политика первых киевских князей 2 Крещение Руси 2 Расцвет Руси при Ярославе Мудром 2 Княжеские усобицы 1 Международные связи Древней Руси 2 1 Киевская Русь в правление Владимира Мономаха 1 Русские земли и княжества в начале удельного периода (начало XII – первая половина XIII вв.) Удельный период истории Руси 1 2 2 Господин Великий Новгород 2 Владимиро-Суздальское княжество 2 Галицко-Волынская земля 1 Культура Руси в домонгольское время Повседневная жизнь и быт Киевской Руси 1 1 2 Художественная культура древней Руси 1 Борьба с внешней агрессией в XIII в. Образование монгольской державы 1 2 2 Походы Батыя на Русь 1 Золотая Орда и Русь 2 Экспансия с Запада. Александр Невский 1 1 Складывание предпосылок образования Российского государства (вторая половина XIII – середина XV вв.) Предпосылки образования единого государства 1 1 2 Начало объединения русских земель вокруг Москвы 2 Русские земли в составе Великого княжества Литовского 1 1 Борьба против ордынского ига. Куликовская битва 1 1 Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский 1 Завершение образования Российского государства в конце XV – начале XVI вв. Иван III – государь вся Руси 1 2 1 Завершение объединения русских земель 2 Свержение ордынского ига 2 Российское государство на рубеже XV-XVI вв. 1 Русская культура второй половины XIII – XV вв. Факторы развития русской культуры в XIII – XV вв. 1 2 1 Общественная мысль Руси XIII – XV вв. 1 Искусство Руси в XIII – XV вв. 2 История России в XVI – начале ХХ в. Российское государство в XVI в. Россия в начале XVI в.: территория, население, характер экономики 1 1 1 Реформы Избранной Рады 1 1 Опричнина и ее итоги 1 Внешняя политика Ивана Грозного 1 1 Иван Грозный: исторический портрет 1 1 Русская культура XVI в. Общественная мысль и литература XVI в. 1 2 1 Архитектура и живопись XVI в. История России. 7 класс.
История России в XVI – начале ХХ в. Россия на рубеже XVI-XVII вв. Россия в конце XVI в.: предпосылки Смуты 1 1 2 Правление Бориса Годунова 1 Самозванство 2 1 Польская и шведская интервенция 1 1 Борьба с внешней агрессией. I и II ополчения. 1 Россия в первой половине XVII в. Ликвидация последствий Смуты. Воцарение Романовых 1 1 2 Внутренняя и внешняя политика Михаила Федоровича 1 Территория и хозяйство России в первой половине XVII в. 1 1 Россия во второй половине XVII в. Политическое развитие России во второй половине XVII в. 1 2 2 «Соборное Уложение» - кодекс феодального права России 1 Раскол в Русской православной церкви 1 1 Социальные движения второй половины XVII в. 1 1 Основные направления внешней политики XVII в. 2 2 Сибирь в XVII в. 1 Русская культура XVII в. Общественная мысль и литература XVII в. 1 1 1 Архитектура и живопись 1 Преобразования Петра Великого (конец XVII – первая четверть XVIII вв.) Предпосылки реформ первой четверти XVIII в. 1 1 2 Регентство Софьи. Воцарение Петра I. 1 1 Первые годы царствования Петра 1 Северная война: начало 1 2 Полтавская битва 2 Завершение Северной войны 1 Административные реформы Петра I 2 2 Социально-экономические преобразования первой четверти XVIII в. 2 Культура России в первой четверти XVIII в. 1 1 Европеизация быта и нравов 2 Петр I: исторический портрет 1 1 Эпоха дворцовых переворотов Эпоха дворцовых переворотов: события на троне 1 2 2 Внутренняя политика России эпохи дворцовых переворотов 2 Внешняя политика России во второй четверти XVIII в. 1 Россия во второй половине XVIII в. Екатерина II: исторический портрет 1 2 2 Просвещенный абсолютизм в России 2 Социальные движения второй половины XVIII в. Е.И.Пугачев 1 Внутренняя политика Екатерины II после крестьянской войны 2 Социально-экономическое развитие России во второй половине XVIII в. 1 1 Царствование Павла I 1 1 Основные направления внешней политики России во второй половине XVIII в. 2 1 Русско-турецкие войны 1 1 Русское военное искусство 1 Русская культура второй половины XVIII в. Образование и наука 1 2 2 Литература и искусство 1 Быт и нравы различных слоев населения 2 История России. 8 класс.
История России в XVI – начале ХХ в. Социально-экономическое развитие первой половины XIX в. Территория и население России в начале XIX в. 1 1 2 Сельское хозяйство: кризис крепостничества 1 1 Развитие промышленности и транспорта в первой половине XIX в. 1 Внутренняя и внешняя политика в первой четверти XIX в. Александр I: исторический портрет 1 1 2 «Дней Александровых прекрасное начало…» 2 Внешняя политика России в начале XIX в. 2 2 Отечественная война 1812 г. 2 Бородинское сражение 1 Заграничные походы русской армии. Российская дипломатия на Венском конгрессе 1 Внутренняя политика Александра I после Отечественной войны 1 1 Первые тайные организации декабристов 2 2 Северное и Южное общества и их программы 2 Восстание 14 декабря 1825 г. 1 Внутренняя и внешняя политика во второй четверти XIX в. Внутренняя политика Николая I 1 1 2 Теория официальной народности в общественной мысли России 1 2 Западники и славянофилы 2 Русский утопический социализм 1 Внешняя политика второй четверти XIX в. Крымская война 2 2 Кавказская война 1 Русская культура первой половины XIX в. Образование и наука 1 2 2 Золотой век русской литературы 1 Основные стили в художественной культуре 2 Повседневная жизнь и быт 2 Великие реформы 60-70-х гг. XIX в. Предпосылки и подготовка крестьянской реформы 1 1 2 Отмена крепостного права 2 Реализация реформы 1861 г. 1 Реформы 1860-1870-х гг. 1 1 Общественное движение в 1850-1860-х гг. 2 1 Революционные организации и кружки середины 60-х – начала 70-х гг. XIX в. 1 Россия в конце XIX в. Социально-экономическое развитие пореформенной России: промышленность и транспорт 2 2 2 Социально-экономическое развитие пореформенной России: развитие капитализма в сельском хозяйстве 2 Кризис самодержавия на рубеже 70-80-х гг. XIX в. 1 1 Внутренняя политика Александра III 1 1 Общественное движение в 1870-1890-е гг. Либеральная оппозиция в 1870-1890-е гг. 1 2 Идеология революционного народничества 2 Народнические кружки и организации. «Народная воля» 2 Первые рабочие организации. Распространение марксизма в России 1 Внешняя политика России во второй половине XIX в. 1 1 Русско-турецкая война 1877-1878 гг. 1 Русская культура второй половины XIX в. Образование и наука 1 1 1 Литература и искусство 2 Повседневная жизнь и быт русского населения 1 История России. 9 класс.
История России в XVI – начале ХХ в. Россия в начале ХХ в. Социально-экономическое развитие России в начале ХХ в. 1 2 2 Политический строй и внутренняя политика самодержавия в начале ХХ в. 2 Общественное движение в начале ХХ в. Революция 1905 г. 2 Внешняя политика России в начале ХХ в. Первая мировая война 1 Российская культура на рубеже XIX – ХХ вв. Образование и наука на рубеже веков 1 1 1 Художественная культура в начале ХХ в. 1 Новейшая и современная история России Россия в годы революции и гражданской войны Революция 1917 г. Падение монархии 1 1 2 Внешняя и внутренняя политика Временного правительства 2 Провозглашение советской власти в октябре 1917 г. 2 Становление советской системы управления 1 1 Брестский мир и его значение 1 Гражданская война: причины и основные этапы 2 1 «Белые» и «красные» в Гражданской войне 2 Итоги Гражданской войны 1 СССР в 1920-е гг. НЭП: сущность, итоги и значение 2 2 1 Образование СССР 1 Борьба за власть в партии большевиков 1 Внешняя политика Советского государства в 1920-е гг. 2 СССР в 1930-е гг. Советская модель модернизации. Индустриализация. 2 1 2 Коллективизация сельского хозяйства 1 Политическая система сталинизма 2 2 СССР в системе международных отношений в 1930-е гг. 1 Духовная жизнь советского общества в 1920 - 1930-е гг. 1 Великая Отечественная война 1941-1945 гг. СССР накануне Великой Отечественной войны 1 2 2 Боевые действия на начальном этапе Великой Отечественной войны 2 Коренной перелом в войне. Военные действия на завершающем этапе войны 2 Советский тыл в годы войны. Партизанское движение в тылу врага 2 СССР в антигитлеровской коалиции 1 Советский Союз в послевоенный период. 1945-1953 гг. Внешняя политика СССР в послевоенные годы. «Холодная война» 1 1 1 Советское общество в 1945-1953 гг. Апогей сталинизма. 1 СССР в 1953-1964 гг. Общественно-политическая и духовная жизнь страны в 1950-1960-е гг. «Оттепель» 2 2 2 Социально-экономическое развитие СССР в 1953-1964 гг. 1 СССР в системе международных отношений серединеы50-х – середины 60-х гг. 1 СССР в 1960-е – начале 1980-х гг. Экономическое развитие СССР в 60-80-е гг. ХХ в.: реформы и стагнация 2 2 1 Усиление консервативных тенденций в политической системе СССР в 1960-1980-е гг. 1 Внешняя политика СССР в 1964-1985 гг. 1 Советское общество в 1985 – 1991 гг. Социально-экономические преобразования в СССР в период «перестройки» 1 2 2 Демократизация политической жизни СССР в 1985-1991 гг. 2 «Новое политическое мышление» во внешней политике СССР в период «перестройки» 1 Российская Федерация на рубеже ХХ – XXI вв. Российская Федерация в 1991 – 1999 гг.: экономические и политические реформы 1 2 1 РФ на рубеже II и III тысячелетий: курс на укрепление государственности, экономический подъем и социальную стабильность. В.В.Путин. 2 История России. 10 класс.
Введение История России – часть всемирной истории Особенности становления и развития российской цивилизации 1 1 Источники по истории России Русь с древности до середины ХV вв. Народы и древнейшие государства на территории России Формирование славянского этноса 1 1 1 Восточные славяне в древности 1 Соседи восточных славян 1 Русь в IX – начале XII вв. Образование Древнерусского государства. 1 1 1 Общественный строй Киевской Руси 1 1 Внутренняя политика киевских князей 1 1 Русь в системе международных отношений 1 1 Культура древней Руси 1 1 Русские земли и княжества в XII – середине XV вв. Политическая раздробленность Руси 1 1 2 Крупнейшие земли и княжества Руси в XII – начале XIII вв. 1 Культура Руси ХII - начала XIII вв. 1 1 Русь в борьбе с монголо-татарским нашествием 2 1 Русь между Востоком и Западом 2 Предпосылки объединения русских земель 1 1 1 Начальные этапы объединения русских земель 1 Собирание русских земель во второй половине XIV в. 1 1 Московская Русь в конце XIV – первой половине XV в. 1 1 Великое княжество Литовское и Русское в XIII-XV вв. 1 Российское государство во второй половине XV – XVII вв. Россия во второй половине XV – XVI вв. Завершение процесса объединения. Иван III 1 1 1 Российская государственность XVI в. Реформы середины XVI в. 1 1 Опричнина Ивана Грозного 1 Внешняя политика России: задачи и основные направления 1 1 Культура и духовная жизнь XIV-XVI вв. 1 1 Смутное время: кризис общества и государства в России 1 1 Россия в ХVII в. Основные тенденции политического развития России XVII в. 1 1 1 Социальные движения в России во второй половине XVII в. Церковный раскол. 1 Основные направления внешней политики России и расширение ее территории 1 1 Социально-экономическое развитие России в XVII в. 1 1 Культура и духовная жизнь российского общества в XVII в. 1 1 Российская империя XVIII-XIX вв. Россия в XVIII – середине XIX вв. Петровские преобразования 2 1 2 Россия в период дворцовых переворотов. 1 1 Просвещенный абсолютизм в России 1 1 Внешняя политика России XVIII в. 2 1 Особенности социально-экономического развития России в XVIII – первой половине XIX в. 1 1 Политический строй и внутренняя политика самодержавия в первой половине XIX в. 2 1 Общественное движение в первой половине XIX в. 2 1 Внешняя политика России в первой половине XIX в. 1 1 Культура России XVIII - первой половины XIX вв. 2 1 Россия во второй половине XIX в. Отмена крепостного права 1 1 2 Реформы 1860-1870-х гг. 1 1 Социально-экономическое развитие России в пореформенную эпоху 1 1 Общественное движение в 1860 – начале 1880-х гг. 1 1 Контрреформы 1880-1890-х гг. 1 1 Общественное движение в 1880 – 1890-х гг. 1 1 Внешняя политика Россия во второй половине XIX в. 1 1 Культура России второй половины XIX в. 1 2 История России. 11 класс.
Россия в годы великих потрясений Россия в начале ХХ в. Россия на рубеже XIX - XX вв. 1 1 2 Особенности экономической модернизации России на рубеже веков 1 1 Политический строй России и внутренняя политика Николая II накануне 1905 г. 1 1 Внешняя политика России в начале ХХ в. 1 1 Общественное движение на рубеже веков. Революция 1905-1907 гг. и ее итоги. 1 1 Политическая система страны после 17 октября 1905 г. Российский парламентаризм. 1 1 Третьеиюньская монархия и реформы П.А. Столыпина 1 1 Россия в Первой мировой войне. 1 1 Культура России в конце XIX—начале XX в. 1 1 Революция 1917 г. и Гражданская война в России Предпосылки революции 1917 г. Свержение самодержавия 1 1 1 Революция 1917 г.: от Февраля к Октябрю 1 1 Складывание Советской государственности и ее тип 1 1 Брестский мир и его значение 1 1 Гражданская война и иностранная интервенция: причины, этапы, участники. 1 1 Политика «военного коммунизма» 1 1 Становление сталинской модели социализма Советское общество в 1922-1941 гг. Новая экономическая политика. Государственно-политическое устройство страны в 1920-е гг. 2 1 1 Поиски путей экономической модернизации в СССР в конце 1920 – 1930-х гг. Индустриализация. 1 1 Коллективизация крестьянства в СССР 1 1 Общественно-политическое развитие СССР в 1930-е гг. 1 1 Духовная и культурная жизнь в СССР 1920-1930-е гг. 1 1 Внешнеполитическая стратегия СССР в период между мировыми войнами 1 1 Советский Союз в годы Великой Отечественной войны Начальный период Великой Отечественной войны 1 1 1 Коренной перелом в Великой Отечественной войне 1 1 Советский тыл в годы Великой Отечественной войны 1 1 Боевые действия в 1944-1945 гг. 1 1 СССР в антигитлеровской коалиции. 1 1 Причины, цена и значение Великой Победы 1 1 СССР во второй половине ХХ в. СССР в первые послевоенные десятилетия Социально-экономическое положение СССР после войны. 1 1 2 Апогей сталинизма 1 1 Внешняя политика СССР в первые послевоенные годы 1 1 Борьба за политическое лидерство после смерти Сталина. ХХ съезд КПСС 1 1 Советское общество конца 1950-х — начала 1960-х гг. Реформаторская деятельность Н.С.Хрущева. 1 1 Духовная жизнь в СССР в 1945-1964 гг. 1 1 СССР в середине 1960-х - начале 1980-х гг. Стабилизация и консервация политического режима 1 1 1 Социально-экономическое развитие СССР: тенденции и противоречия 1 1 СССР на международной арене в середине 1950 – середине 1980-х гг. 1 1 Духовная и культурная жизнь в СССР середины 1960-х - середины 1980-х гг. 1 1 Советское общество в 1985-1991 гг. Попытки модернизации советской экономики 1
|