Главная Учебники - Разные Лекции (разные) - часть 14
Научно-методическая деятельность педагогического коллектива по подготовке учащихся к Единому государственному экзамену
Е.Базай,зам.директора по научно-методической работе гимназии № 2, I. Обоснование необходимости разработки программы “ЕГЭ”
Задача учебного заведения – предоставление возможности учащимся получить качественное образование, которое удовлетворяет требования развития общества. Ведущая цель обучения – активное освоение обучаемыми систематического курса наук, осмысление ими собственных возможностей, а также развитие способностей и личностных качеств. Цель Создание и развитие организационно-методической системы подготовки учащихся 5–11 классов гимназии к итоговой аттестации в форме единого государственного экзамена. 1. Коллективу учителей изучить литературу по вопросу введения новой формы итоговой аттестации учащихся (ЕГЭ). 2. Обозначить приоритетные направления планирования методической и исследовательской работы в рамках подготовки учащихся к ЕГЭ. 3. Отобрать содержание и объем программного материала, эффективные формы работы, в том числе свойственные высшим учебным заведениям (в 9-11-х классах) – лекции, семинары, научно-исследовательские работы, технологии организации процесса обучения при подготовке к ЕГЭ. 4. Разработать пакет авторских контрольных измерительных материалов (КИМ) – тесты, инструкции, правила и рекомендации. 5. Определить направления исследовательской деятельности педагогов по проблеме. 6. Проверить эффективность организации подготовки учащихся к ЕГЭ. 7. Подготовить методические рекомендации по реализации подхода к организации подготовки учащихся к ЕГЭ. III. Основные приоритеты и принципы реализации программы “ЕГЭ”
· создание творческих групп педагогов (по предметным областям, предметам исследования, параллелям, экспериментальным классам и пр.) по осуществляемой деятельности в рамках программы “ЕГЭ”; · обеспечение преемственности в подготовке школьников 5–11-х классов к ЕГЭ (предметы, параллели, классы). · формирование у участников образовательного процесса (учителей и учащихся) потребности в осуществлении данной деятельности; · реализация принципов научности, последовательности, систематичности, непрерывности, преемственности, дифференциации и индивидуализации, гуманизма. IV. Механизмы реализации программы
1. Информирование всех педагогов гимназии о новой форме проведения итоговой аттестации школьников с целью планомерной деятельности учителей по подготовке обучающихся к ЕГЭ, начиная с 5-го класса. 2. Целенаправленный и обоснованный отбор содержания и объема программного материала, входящего в статус базового (уровень А и В). 3. Определение приоритетных направлений содержания образования, предусматривающих элементы творчества (уровень С). 4. Систематическое использование обучающих заданий открытого и закрытого типа (тестов, инструкций, правил, рекомендаций), предусматривающих реализацию формы, используемой при ЕГЭ. 5. Определение содержания авторских контрольно-измерительных материалов по конкретным разделам образовательных программ. 6. Введение элементов данной формы контроля в 5, 6-х классах. 7. Периодическое применение данной формы контроля в процессе обучения школьников 7 – 11-х классов. 8. Введение (более широкое использование) вузовских форм обучения: лекции, семинары, научно-исследовательская работа. 9. Использование возможностей факультативных курсов, спецпрактикумов в реализации целей данной программы. 10. Развитие логического, теоретического, креативного мышления гимназистов в процессе подготовки к ЕГЭ. 11. Создание благоприятной и доброжелательной атмосферы в процессе подготовки учеников к экзаменам в форме ЕГЭ (добровольность в выборе уровня, мотивация, стимулирование). V. Направления деятельности коллектива учителей-исследователей · выбор тем исследования, связанных с проблемой подготовки учеников к ЕГЭ (средства, технологии, условия, влияние и пр.); · составление программ исследования по конкретной теме; · коррекция образовательных программ в соответствии с темой индивидуального исследования; · разработка содержания спецкурсов по предмету(ам), связанных с подготовкой учащихся к выполнению заданий типа С; · отбор и разработка диагностических и учебных материалов для организации обучения, коррекции образовательного процесса, ведения мониторинга; · работа в творческих группах, на заседаниях кафедр с представлением количественных и качественных результатов проделанной работы, методических рекомендаций по организации учебного процесса в рамках индивидуальной исследовательской темы; · обобщение полученных результатов в процессе выполнения темы на семинарах, конференциях, педагогических советах, а также в виде публикаций и т.д. VI. Этапы работы коллектива по разработке и реализации программы “ЕГЭ”
1. Изучение существующей литературы по проблеме, теоретических основ проведения ЕГЭ. 2. Разработка программы “ЕГЭ”. 3. Отбор содержания образования для подготовки школьников к выполнению заданий типа А, В и С, коррекция образовательных программ. 4. Подбор и разработка учебных материалов разного уровня сложности (в соответствии с уровнями А, В и С). 5. Подбор и разработка диагностических материалов для определения эффективности образовательного процесса и планирования коррекции. 6. Определение традиционных и нетрадиционных форм работы с учениками в данном направлении. 7. Разработка средств и технологий работы педагогического коллектива по подготовке учащихся 5–11-х классов к ЕГЭ. 8. Апробация опытно-экспериментальной работы. VII. Функциональное обеспечение программы:
I. Администрация гимназии:
· организация просветительско-образовательной деятельности членов педагогического коллектива ОУ по проблеме; · обеспечение реализации программы; · регулирование и коррекция образовательного процесса в рамках реализации программы; · организация исследовательской деятельности по данной проблеме. II. Предметные кафедры:
· обсуждение вариантов содержания образования, необходимого для выполнения уровней А, В и С формы ЕГЭ; · утверждение тем исследования учителей (в рамках данного направления) и разработка индивидуальных (групповых) исследовательских программ совместно с заместителем директора по научно-методической работе; Организационные формы и методика интеграции методической и исследовательской деятельности педагогов по осуществлению подготовки учеников к ЕГЭ утверждение контрольных измерительных материалов по текущим разделам образовательных областей, разработанных учителями; обсуждение результатов проведения контрольных мероприятий; · обсуждение технологий организации коррекции учебной деятельности учащихся, необходимой для повышения уровня их подготовленности к ЕГЭ. III. Организация контроля за исполнением программы:
· анализ отчетов и информации исполнителей программы о промежуточных результатах ее реализации; · заслушивание вопросов выполнения программы (запланированных этапов) на педагогическом совете; · обсуждение авторских методик подготовки учащихся к ЕГЭ на заседаниях предметных кафедр, методических советах и научно-практических конференциях; · публикация в печати инновационных материалов по реализации программы "ЕГЭ". VIII. Ожидаемые результаты реализации программы “ЕГЭ”
Создание организационно-методической системы подготовки школьников к итоговой аттестации в форме ЕГЭ, которая включает в себя следующие компоненты: 1. Целеполагание – формирование готовности учащихся к ЕГЭ (системные знания и умения предъявить эти знания в процессе выполнения контрольно-измерительных материалов ЕГЭ; умения анализировать, обобщать, систематизировать, структурировать информацию; развитые личностные характеристики – мышление, память, письменная речь, организованность, усидчивость, настойчивость). 2. Содержание – наличие банка обучающих заданий уровней А, В, С по предметам учебного плана образовательного учреждения (ОУ); программ спецкурсов и спецпрактикумов, реализация которых способствует развитию готовности учащихся к ЕГЭ; дифференцированных заданий, учитывающих индивидуальные особенности обучаемых; содержание внеклассной деятельности по усвоению школьниками заданий А, В, С. 3. Технологии формирования у гимназистов знаний, общеучебных и специфических умений и навыков, необходимых для выполнения заданий ЕГЭ, которые разрабатываются учителями, обсуждаются на методических объединениях, проверяются на эффективность и внедряются в образовательный процесс учебного заведения.
|