Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 14

 

Поиск            

 

Указания методические по выполнению самостоятельной работы студентов Дисциплина Мировой рынок услуг

 

             

Указания методические по выполнению самостоятельной работы студентов Дисциплина Мировой рынок услуг

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА»

(ФГОУ ВПО РГУТИС)

Факультет экономический

Кафедра экономика и предпринимательство

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе,

д.э.н., профессор

________________________Н.Г. Новикова

«_____»_____________________200__г.

Методические указания по выполнению самостоятельной работы студентов

Дисциплина Мировой рынок услуг

Специальность Мировая экономика 080102

Специализация Внешнеэкономическая деятельность предприятий и фирм

Москва 2008 г

Методические указания по выполнению самостоятельной работы студентов

составлены на основании примерной программы дисциплины Мировой рынок услуг

Методические указания по выполнению самостоятельной работы студентов

утверждены на заседании кафедры Экономика и предпринимательство

Протокол №________________________ «____»_______________200_г.

Зав. кафедрой к.э.н. доцент Кривошеева Т.М.

Методические указания по выполнению самостоятельной работы студентов одобрены Учебно-методическим советом ФГОУВПО «РГУТиС»

Протокол №______________________ «____»____________200 г.

Методические указания по выполнению самостоятельной работы студентов разработал:

Преподаватель кафедры к.э.н. доц. Захарова Е.В.

Экономика и предпринимательство

Согласовано:

Зам. проректора – начальник

Учебно-методического управления

к.э.н., доцент Дуборкина И.А.

Начальник

Методического отдела

Рыженок Н.В.

1. Введение.

Данная дисциплина изучает конкретные специфические вопросы, предусмотренные государственным образовательным стандартом и учебной программой по дисциплине «Мировой рынок услуг». Исключительно быстро развиваются новые формы МЭО, и прежде всего международная торговля услугами, на долю которой приходится 30% всего объёма международных связей. Быстрый рост сферы услуг происходит прежде всего потому, что во многих странах мира достигнуты высокие темпы экономического роста, производительности труда и высокий уровень жизни населения.

Немало важной причиной является и научно-технический прогресс, ускорившийся процесс разделения труда, ведущие к образованию новых видов деятельности и прежде всего в сфере услуг, а также рост международных связей стран. Таким образом, международная торговля услугами превратилась в специфическую форму международных связей по обмену услугами между продавцами и покупателями разных стран.

Целью преподавания курса «МРУ» является изучение и анализа предпосылок и условий формирований мирового рынка услуг, структуры рынка услуг, рассмотреть услуги, связанные с обслуживанием внешнеэкономических связей: транспорта, услуги связи, туризма, информационные, страховые, инжиниринговые, консалтинговые услуги и т.д.

Чтение курса предполагает дать слушателям рассмотреть особенности услуг, более подробно проанализировать 4 способа международной торговли услугами, а также классификацию услуг, используемой в рамках ВТО (Всемирной торговой организации), изучить положительные и отрицательные стороны вступления России в ВТО.

Занятие по курсу ведутся на всех формах обучения: очной, очно-заочной и заочной и предусматривают чтение лекции, проведение семинарских занятий, написание курсовых работ и сдачи экзамена.

Самостоятельная работа студентом в процессе изучения курса направлена на расширение и углубление знаний по темам дисциплины

2. Наименование тем, их содержание и объем в часах самостоятельной работы студентов.

Наименование тем

Очная форма

Очно-заочная форма

Заочная форма

полн.

сокр.

полн.

сокр.

полн.

сокр.

1.

Сущность международной торговли услугами.

4

4

10

10

10

10

2.

Регулирование международной торговли: ВТО, ГАТС.

2

2

5

5

5

5

3.

Россия и ВТО.

2

2

5

5

5

5

4.

Формы передачи научно-технических знаний.

2

2

5

5

5

5

5.

Инвестиционные и коммерческие механизмы аренды.

4

4

5

5

5

5

6.

Инвестиционные и коммерческие механизмы лизинга.

4

4

10

10

12

12

7.

Инвестиционные и коммерческие механизмы франчайзинга.

4

4

10

10

12

12

8.

Международный рынок технологий.

4

4

5

5

5

5

9.

Мировой рынок инжиниринговых услуг.

4

4

5

5

5

5

10.

Мировой рынок реинжиниринговых услуг.

4

4

5

5

5

5

11.

Мировой рынок информационных услуг.

4

4

5

5

5

5

12.

Мировой рынок транспортных услуг.

4

4

10

10

10

10

13.

Международный рынок туристических услуг.

4

4

10

10

12

12

14.

Страхование внешнеэкономических связей.

4

4

10

10

12

12

Всего:

50

50

100

100

108

108

3. Формы и тематическое содержание самостоятельной работы студентов.

3.1. Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение.

Тема 1. Сущность международной торговли услугами.

1.Дать определение услуги?

2.Характеристика услуги?

3.Классификация услуг в рамках ВТО?

4.Четыре способа предоставления услуг?

Методические указания:

1.Услуга – трудовая целесообразная деятельность, которую одна сторона может предложить другой. Результаты этой деятельности не воплощаются в материальном продукте, а выражается в полезном эффекте, удовлетворяющем какие-либо потребности как всего общества, так и отдельного человека.

2.Проанализировать особенности услуг:

· неосязаемость,

· неотделимость от источника,

· непостоянство качества,

· несохраняемость.

3.Более подробно раскрыть 12 секторов в Классификаторе услуг ВТО:

1. услуги для бизнеса (рекламные, консалтинг, страхование);

2. строительные услуги (строительство объектов за рубежом);

3. информационные услуги (почтовые, телекоммуникационные, электронная почта, курьерские);

4. дистрибуционные (торговые агенты, маркетинг, розничная и оптовая торговля, франчайзинг);

5. транспортные услуги (международная перевозка пассажиров, международная перевозка грузов);

6. финансовые услуги (банковские и страховые сделки, операции с ценными бумагами, брокерские услуги);

7. образовательные услуги;

8. услуги здравоохранения;

9. туристические услуги;

10. рекреационные услуги (развлечения, культурные и спортивные услуги);

11. услуги по охране окружающей среды;

12. прочие услуги.

4.Охарактеризовать 4 способа международной торговли услугами:

· трансграничная;

· потребление за рубежом;

· коммерческое присутствие;

· присутствие физических лиц.

Понятия и термины:

Услуга; неосязаемость, неотделимость от источника, непостоянство качества, несохраняемость; услуги для бизнеса, строительные услуги, информационные услуги; дистрибуционные, транспортные услуги, финансовые услуги, образовательные услуг, услуги здравоохранения, туристические услуги, рекреационные услуги, услуги по охране окружающей среды, прочие услуги; трансграничная, потребление за рубежом, коммерческое присутствие, присутствие физических лиц.

Тема 2. Регулирование международной торговли: ВТО, ГАТС.

1.Что такое ВТО?

2.Кто является правопреемницей ГАТТ?

3.В каком году вступило в действие об учреждении ВТО?

4.Какие документы входят в правовую систему ВТО?

5.Что такое ГАТС?

Методические указания:

1.Роль Всемирной торговой организации (ВТО) в регулировании международной торговли. ВТО правопреемница ГАТТ (Генеральное соглашение о тарифах и торговле). Три основных соглашений, входящий в правовую систему ВТО: ГАТТ (Генеральное соглашение о тарифах и торговле), ГАТС (Генеральное соглашение по торговле услугами), ТРИПС (Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности).

2.Принятие в 1986 г. специальное соглашение по торговле услугами (ГАТС). В ГАТС предусмотрены четыре способа предоставления услуг: трансграничная; потребление за рубежом; коммерческое присутствие; присутствие физических лиц.

Понятия и термины:

ВТО (Всемирная торговая организация)

ГАТТ (Генеральное соглашение о тарифах и торговле)

ГАТС (Генеральное соглашение по торговле услугами)

ТРИПС (Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности).

Тема 3. Россия и ВТО.

1.Какие вопросы, рассматриваются на переговорном процессе с членами ВТО?

2.Преимущества России при вступлении в ВТО?

3.Трудности для России, которые возникнут при вступлении в ВТО?

Методические указания:

1.Отметить, что Россия ведет переговоры о вступлении в ВТО. Рассмотреть вопросы, которые рассматриваются на переговорном процессе с членами этой организации: а) по доступу на рынок товаров (определение уровня ввозных таможенных пошлин); б) по сельскохозяйственной проблематике (государственная поддержка аграрного сектора и размер экспортных субсидий); в) по доступу рынка услуг (условия доступа иностранных поставщиков услуг на российский рынок); г) по совершенствованию российского законодательства. Преимущества России при вступлении ВТО: а) уменьшение ограничений в международной торговле приведет к удешевлению импорта; б) правовая защита отечественных товаропроизводителей по законам ВТО; в) способствовать развитию МЭО и инвестиционного процесса в России; г) российские предприятия-экспортеры получат доступ к внешним рынкам сбыта.

2.С какими трудностями столкнется Россия при вступлении в ВТО: а) многие промышленные и сельскохозяйственные отрасли не выдержат конкуренции с зарубежными предприятиями; б) произойдет спад производства, а соответственно увеличится безработица; в) российским банкам сложно конкурировать с иностранными коммерческими банками (проценты по вкладам и кредитам намного ниже российских); г) трудности сохранения Таможенного союза со странами СНГ; д) уменьшатся возможности государства по регулированию внешнеэкономической деятельности; е) ослабление прямого государственного регулирования внутренних цен на энергоносители.

Понятия и термины:

таможенные пошлины; экспортные субсидия; импорт; экспорт; товаропроизводители; МЭО (международные экономические отношения); предприятия-экспортеры; Таможенный союз; СНГ (Содружество независимых государств).

Тема 4. Формы передачи научно-технических знаний.

1.Что такое некоммерческий обмен научно-техническими знаниями?

2.Что такое коммерческий обмен научно-техническими знаниями?

3. Каналы реализации НО?

4.Виды передачи информации и технологий на НО?

5.Какой обмен осуществляется на КО?

Методические указания:

1.Международный технологический обмен осуществляется как на некоммерческой основе НТЗ, распространяется на ту сферу знаний, когда между сторонами не возникает денежных обязательств и не обеспечивает немедленных финансовых поступлений. Каналы реализации НО: а) публикации, специальная литература, справочники, банки компьютерных данных, проспекты и т.д.; б) деловые встречи, семинары, конференции, симпозиумы и т.д.; в) обмен знаниями через сотрудничество в области образования и повышения квалификации научных кадров, осуществляемые университетами, предприятиями, организациями; г) международная миграция учёных и специалистов, «утечка умов». Основными видами передачи информации и технологий на некоммерческой основе является: а) НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы), б) изобретения, в) научные открытия и разработки.

2.На коммерческой основе НТЗ распространяется, когда получатель оплачивает передаваемые продавцом научно-технические знания. Формами КО являются: а) купля-продажа и аренда оборудования; б) патентно-лицензионный обмен (патент и лицензия); в) реализация на рынке «ноу-хау»; г) лизинг; д) франчайзинг.

Понятия и термины:

Международный технологический обмен

Некоммерческий обмен научно-техническими знаниями.

Коммерческий обмен научно-техническими знаниями.

НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы)

купля-продажа и аренда оборудования

патентно-лицензионный обмен (патент и лицензия)

ноу-хау «know-how»

лизинг, франчайзинг

Тема 5. Инвестиционные и коммерческие механизмы аренды.

1.Что такое аренда?

2.Виды аренды?

3.По закону кто участвует в договоре аренде?

4.Что такое арендная плата?

5.Метод распространения арендной платы?

6.Какие факторы учитываются при установлении арендной платы?

Методические указания:

1.Аренда – это имущественный найм, предоставление на договорной основе имущества во временное пользование за определённое вознаграждение. Понять, что аренда позволяет предприятиям вовлекать в хозяйственный оборот необходимое имущество без значительных единовременных вложений, связанных с его приобретением, и предоставляет возможность получать доход посредством сдачи в аренду временно не используемых объектов, сохраняя право собственности на них. Ключевые параметры сделки: форма, размер арендной платы, сроки и условия ее внесения.

2.Рассмотреть схему виды аренды: а) объект договора; б) вид договора; в) изменение права собственности; г) ограничение срока договора; д) период аренды.

3.Участники договора аренды: а) арендодатель (собственник имущества); б) арендатор (получатель имущества).

4.Арендная плата вносятся периодически в установленные договором сроки, твёрдой суммы платежа. При установлении размера арендной платы целесообразно учитывать ряд факторов: а) величину амортизационных отчислений; б) расходы на страхование арендуемого имущества, в) средний уровень арендной платы, сложившийся в данном регионе на аналогичные объекты; г) затраты на проведение ремонта объектов после окончания сроков аренды, д) стоимость дополнительных услуг, оказываемых арендодателем.

5.Преимущество арендных отношений – предоставление возможности арендатору в случае, если необходимость в использовании имущества исчезает, передавать с согласия арендодателя права и обязанности по договору аренды др. лицу (заключается договор субаренды).

Понятия и термины:

Аренда; объект договора, вид договора, изменение права собственности, ограничение срока договора, период аренды; арендная плата; арендодатель, арендатор; амортизационные отчисления; арендное имущество; субаренда.

Тема 6. Инвестиционные и коммерческие механизмы лизинга.

1.Что такое лизинг?

2.Виды лизинга?

3.Участники лизинговых отношений?

4.Преимущества лизинговых отношений для продавца?

5.Преимущества лизинговых отношений для лизингодателя?

6.Преимущества лизинговых отношений для лизингополучателя?

7.Рассказать схему лизинга?

Методические указания:

1.Лизинг – форма долгосрочной аренды, связанная с передачей в пользование оборудования, транспортных средств и другого движимого и недвижимого имущества, кроме земельных участков и других природных объектов. Понять, что лизинг – это вид аренды, которому присущи элементы заёмных операций, что придаёт ему сходство с кредитом. Он также включает компоненты внешнеторговой и инвестиционной деятельность и ежемесячно платиться арендная плата (лизинговые платежи).

2.Рассмотрерть схему виды лизинга: а) канал получения объекта лизинга (прямой или косвенный); б) роль арендодателя в сделке (экспортный или импортный); в) состояние объекта лизинга (лизинг нового или подержанного оборудования); г) метод осуществления лизинга (финансовый или оперативный); д) объём предоставляемых арендодателем услуг (чистый, «мокрый», сервисный или полный); е) способ финансирования (с привлечением или без привлечения заёмных средств); ж) способ выплат арендных платежей (с полной, частичной выплатой или на компенсационной основе); з) срок осуществления лизинга (срочный или возобновляемый); и) количество участвующих сторон в сделке (с участием двух, трёх или множества сторон).

3.Главное отличие лизинга от аренды в том, что в нём принимают участие три стороны: а) лизингодатель (арендодатель); б) лизингополучатель (арендатор); в) продавец (поставщик). Рассмотреть схему лизинговых отношений. Помимо трёх сторон в лизинговой сделке участвуют: банки (предоставляющие кредиты лизингодателю) и страховые компании (страхование имущества лизингополучателя).

4.Преимущества для продавца: а) расширить каналы сбыта и размеры продаж; б) снижение запасов готовой продукции; в) поддержка платёжеспособного спроса на оборудование; г) расширение объёма продаж за счёт дальнейшей регулярной поставки запчастей и эксплуатационных материалов; д) возможность ускорения оборачиваемости капитала.

Преимущества лизингополучателя: а) приобретение оборудования и использование его без мобилизации крупных финансовых ресурсов; б) приобретение оборудования и использования его без привлечения кредитов; в) снижение риска арендатора (возможность вернуть арендуемое имущество лизингодателю); г) существует возможность выбора (выкупить объект лизинга, продлить договор или привлечь новое оборудование).

Преимущества лизингодателя: а) экономические выгоды за счёт налоговых (снижение налогооблагаемой прибыли за счёт повышения амортизационных отчислений), амортизационных (предусматривает применение ускоренной амортизации путём использования равномерного метода её начисления по имуществу, переданному в лизинг), таможенных (рассрочка таможенных платежей) льгот; б) снижение риска арендодателя (в случае банкротства лизингополучателя лизингодатель может продать имущество и компенсировать свои убытки); в) возможность лучше изучить рынок оборудования; г) приобретать оборудование по более низким ценам.

Понятия и термины:

Лизинг; прямой или косвенный лизинг; экспортный или импортный лизинг; лизинг нового или подержанного оборудования; финансовый или оперативный лизинг; чистый, «мокрый», сервисный или полный лизинг; привлечением или без привлечения заёмных средств; с полной, частичной выплатой или на компенсационной основе; срочный или возобновляемый лизинг; лизингодатель (арендодатель); лизингополучатель (арендатор); продавец (поставщик).

Тема 7. Инвестиционные и коммерческие механизмы франчайзинга.

1.Что такое франчайзинг?

2.Виды франчайзинга?

3.Участники франчайзинга?

4.Преимущества франчайзинга для франчайзера?

5.Преимущества франчайзинга для франчайзи?

6.Недостатки франчайзинга для франчайзера?

7.Недостатки франчайзинга для франчайзи?

Методические указания:

1.Франчайзинг – система передачи или продажи лицензий на технологию и товарный знак, и получение от этого определённого дохода. Франчайзинг – это особая форма предпринимательства, хозяйственная интеграция мелкого и крупного бизнеса. При этом мелкая самостоятельная фирма (франчайзи) функционирует за счёт долгосрочного договора с крупным предприятием (франчайзер), по которому крупная фирма предоставляет мелкой фирме исключительное право на разработку, производство и сбыт под торговой маркой крупной фирмы на определённом рынке какого-то товара, работы, услуги.

2.Виды франчайзинга: а) товарный (франчайзи осуществляет продажу товаров, производимых франчайзером, под его товарным знаком и реализация продукции потребителям осуществляется от имени франчайзера); б) производственный (франчайзи производит продукцию под торговой маркой франчайзера используя для этого запатентованную им технологию и поставляемые франчайзером сырьё и материалы); в) деловой «бизнес-формат» (предусматривает передачу франчайзи технологии организации и ведения бизнеса).

3.Участники франчайзинга: а) крупная фирма (франчайзер – правообладатель); б) мелкая фирма (франчайзи – пользователь); в) лицензия (франшиза). Франшиза – это договор, в котором выражены условия бизнеса.

4.Преимущества франчайзинга для франчайзера: а) увеличение число торговых предприятий; б) увеличить прибыль за счёт усилий франчайзи; в) снизить уровень издержек производства, т.к. франчайзи сам покрывает все расходы по содержанию своего торгового предприятия; г) расширить сеть распространения своего товара за счёт франчайзи, т.к. он обязан покупать только у франчайзера необходимое оборудование.

Преимущества франчайзинга для франчайзи: а) стать самостоятельным предпринимателем; б) готовая «ниша» рынка; в) вести свой бизнес под признанным торговым знаком; г) обучения и помощи со стороны франчайзера.

Недостатки франчайзинга для франчайзера: а) сложность контроля за франчайзи, т.к. последний не является наемным работником; б) возможность потерять своё доброе имя и репутацию из-за плохой работы франчайзи; в) опасность получения неправдивой информации и бухгалтерской отчётности от франчайзи; г) возможность возникновения противоположных целей с франчайзи.

Недостатки франчайзинга для франчайзи: а) контроль со стороны франчайзера; б) опасность быть скомпрометированным и потерять свою репутацию из-за плохой работы франчайзера; в) большие затраты на услуги франчайзера.

Понятия и термины:

Франчайзинг; франчайзер; франчайзи; франшиза; товарный франчайзинг; товарный франчайзинг; франчайзинг бизнес-формата.

Тема 8. Международный рынок технологий.

1.Что такое патент?

2.Что такое лицензия?

3.Виды лицензионных соглашений?

4.Различия между патентной и беспатентной лицензии?

5.К какой лицензии относится ноу-хау?

6.Виды лицензионных платежей?

Методические указания:

1.Одно из составляющих рынка технологий как части рынка услуг выступает торговля лицензиями и патентами. Патент – документ, выданный государственным органом на определённый срок и предоставляющий исключительное право его владельцу производить, продавать или использовать своё изобретение или открытие на данной территории. Патентная защита осуществляется в отношении технических знаний, товарных знаков, фирменных наименований, промышленных образцов.

2.Лицензия – это разрешение патентовладельца (лицензора) на использование другим лицом или организацией (лицензиатом) изобретения, технических знаний, секретов производства, торговых марок, которые необходимы для производства коммерческой и иной продукции, в течение определённого срока за обусловленное вознаграждение. Лицензии бывают: а) патентные (право использования запатентованного изобретения); б) беспатентные (приобретение ноу-хау). Виды лицензионных соглашений: а) простая лицензия; б) исключительная лицензия; в) полная лицензия

3.Ноу-хау – незапатентованная технология, включающая комплекс технических знаний и коммерческих секретов. Ноу-хау технического характера включает: а) опытные незарегистрированные образцы изделий, машины, деталей и т.д.; б) техническую документацию (формулы, расчёты, чертежи, результаты опытов и т.д.; в) инструкции, производственный опыт, описание технологий и т.д.; г) знания и навыки бухгалтерской, финансовой отчётности, правовой и экономической работы; д) знания таможенных и торговых правил. К ноу-хау коммерческого характера относятся: а) адресные банки данных; б) картотеки клиентов и поставщиков; в) методы и формы рекламы; г) данные по организации сбыта и распространения продукции.

4.Виды лицензионных платежей: а) роялти – периодические процентные отчисления от дохода получателя через определенные промежутки времени в течении всего периода действия соглашения; б) паушальные платежи – единовременный, оговоренный платёж.

Понятия и термины:

Патент; лицензия; ноу-хау; простая лицензия; исключительная лицензия; полная лицензия; роялти; паушальный платёж.

Тема 9. Мировой рынок инжиниринговых услуг.

1.Определение инжиниринга?

2.Виды инжиниринга?

3.Какие фирмы выполняют инжиниринговые услуги?

4.Что такое комплексный инжиниринг?

5.На какие группы подразделяются специализированные инжиниринговые фирмы?

6.На какие группы подразделяются промышленные фирмы?

Методические указания:

1.Инжиниринг – комплекс услуг производственного, коммерческого, научно-технического характера по составлению технических заданий, проектированию и строительству объектов, монтажу оборудованию и ведению его в рабочий режим. Полный набор услуг и поставок, необходимых для сооружения нового объекта – комплексным инжинирингом.

2. Виды инжиниринга: а) консультативный инжиниринг (связан с интеллектуальными услугами); б) технологический инжиниринг (в предоставлении заказчику технологических процессов); в) строительный инжиниринг (поставка оборудования, монтаж, инженерные работы).

3.В международной практике различают две категории фирм, выполняющих работы типа инжиниринг: а) специализированные фирмы (инженерно-технических услуг): --инженерно-консультационные фирмы (технические услуги в форме консультаций) и --инженерно-строительные фирмы (полный комплекс инженерно-технических услуг); б) промышленные фирмы (оказание инженерных услуг с производственной деятельностью): --компании-проектировщики (выполняют технологическое проектирование с целью расширения и создания нового производства на основе собственных патентов и ноу-хау); --компании-производителей оборудования (продажа основной продукции).

Термины и понятия:

Инжиниринг; комплексный инжиниринг; консультативный инжиниринг; технологический инжиниринг; строительный инжиниринг; специализированные фирмы; промышленные фирмы.

Тема 10. Мировой рынок реинжиниринговых услуг.

1.Что такое реинжиниринг?

2.Назовите виды реинжиниринга?

3.Какие инжиниринговые фирмы, занимаются реинжинирингом?

Методические указания:

1.Реинжиниринг – это инженерно-консультационные услуги по перестройке систем организации и управления производственно-торговым и инвестиционным процессами хозяйствующего субъекта в целях повышения его конкурентоспособности и финансовой устойчивости. Реинжиниринг – реорганизация хозяйственных и инженерных систем с целью повышения их эффективности, а также означает кардинальную перестройку и перепроектирование бизнес-процессов и организационных структур.

2.Реинжиниринг бывает двух видов: 1) кризисный реинжиниринг (направлен на решение кризисных проблем хозяйствующего субъекта); 2) реинжиниринг развития (направлен на получение прибыли после кризиса).

3.Инжиниринговые фирмы, занимающиеся реинжинирингом, можно разделить на четыре вида: 1) зарубежные фирмы-консультанты (представляют аудиторские услуги); 2) консалтинговые фирмы (консультационные услуги); 3) проектные фирмы (разрабатывают проект идеального предприятия); 4) фирмы, занимающиеся практическим внедрением реинжиниринга.

Понятия и термины:

Реинжиниринг; кризисный реинжиниринг; реинжиниринг развития; зарубежные фирмы-консультанты; консалтинговые фирмы; проектные фирмы; фирмы, занимающиеся практическим внедрением реинжиниринга.

Тема 11. Мировой рынок информационных услуг.

1.Что такое Международный информационный обмен?

2.Назвать объекты МИО?

3.Сколько секторов выделяют на информационном рынке услуг?

4.Что даёт Интернет продавцу?

5.Что даёт Интернет покупателю?

6.Что такое сервер и трафик?

Методические указания:

1.Международный информационный обмен (МИО) – это передача и получение информационных продуктов, и оказание информационных услуг одной стране через государственную границу другой страны.

2.Объектами МИО являются: а) документированная информация; б) информационные ресурсы; в) информационные продукты; в) информационные услуги; г) средства международного информационного обмена.

3.Выделяют пять секторов рынка информационных продуктов и услуг: 1) деловая информация; 2) юридическая (нормативная) информация; 3) информация для специалистов; 4) социально-бытовая (сервисная) информация; 5) технических и программных средств.

4.В последние годы на международном рынке информационных услуг активно используется сеть Internet. Она даёт возможность продавцу: а) прорекламировать свою продукцию и товар на региональном, так и на международном уровне; б) прорекламировать свою фирму для привлечения к сотрудничеству; в) следить за ценовой конъюнктурой рынка; г) организовать систему заказов продаваемого товара; е) общение с помощью электронной почты с торговыми представителями. Покупателю: а) найти фирмы, реализующие нужный товар; б) оценить конъюнктуру рынка; в) заказать товар; г) осуществлять платежи; д) заказать доставку груза. Интернет представляет собой совокупность соединённых между собой информационных серверов-компьютеров, на которых хранится различная информация, и самих пользователей информации. Информация доступна через технологию «мировая паутина» World Wide Web (WWW). Сервер – это представительство фирмы (предприятия) в сети Интернет. Трафик – это информация, передаваемая по сети.

Понятия и термины:

Международный информационный обмен; документированная информация; информационные ресурсы; информационные продукты; информационные услуги; средства международного информационного обмена; Internet; сервер; трафик.

Тема 12. Мировой рынок транспортных услуг.

1.Факторы, влияющие на развитие международных транспортных услуг?

2.Что такое коносамент?

3.Виды коносамента?

4.Кратко охарактеризуйте термины, включённые в Инкотермс 2000?

Методические указания:

1.Факторы, влияющие на развитие международных транспортных услуг: 1) от географических районов перевозки (межстрановые и межконтинентальные); 2) от видов перевозимых грузов (грузовой и пассажирский); 3) от видов транспорта (морские перевозки, водный транспорт, автомобильный, воздушный, трубопроводный, железнодорожный транспорт).

2.Коносамент представляет ценную бумагу, которая выражает право собственности на конкретный указанный в ней товар. Коносамент бывает: а) линейным (излагается воля отправителя, направленная на заключение договора перевозки груза); б) чартерный (выдаётся в подтверждение приёма груза); в) береговой (выдаётся в подтверждение приёма груза от отправителя перевозчика); бортовой (выдаётся, когда товар погружен на судно).

3.Термины, включённые в Инкотермс 2000 сгруппированы в 4 категории:

1) группа «Е» включает условия EXW, согласно которым покупатель получает готовый к отгрузке товар на складе (заводе) продавца;

2) группа «F» включает условия, согласно которым продавец обязан доставить товар до транспортных средств, указанных покупателем (условия FCA, FA, FOB).

3) группа «С» включает условия, предусматривающие, что продавец должен заключить договор перевозки, однако не несёт риска потери или повреждения товаров и дополнительных расходов, связанных с событиями, возникающими после отгрузки или отправки товаров (CFR, CIF, CPT, CIP).

4) группа «D» включает условия, согласно которым продавец несёт все риски и затраты, связанные с доставкой груза в пункт назначения (DAF, DES, DEQ, DDP,DDH). Рассмотреть таблицу терминов.

Понятия и термины:

транспортные услуги; коносамент; Инкотермс 2000; линейный коносамент; чартерный коносамент; береговой коносамент; бортовой коносамент.

Тема 13. Международный рынок туристических услуг

1.Что такое международный туризм?

2.Назвать классификацию туризма?

3.Что такое турист?

4.Что такое туроператор?

5.Что такое турагенство?

Методические указания:

1Международный туризм – это поездка любого лица между двумя или большим числом стран во всех случаях, когда это лицо находится в пути, вне своего постоянного места жительства не менее 24 часов, но не более одного года с целью отдыха, развлечения, бизнеса или ради других целей.

2.Классификация туризма: 1) по формам: а) международный (охватывает поездки путешествующих лиц с туристскими целями за пределами страны постоянного жительства); б) внутренний (не связан с пересечением государственной границы);

2) по видам: а) активный туризм (приезд иностранных туристов в страну или отечественных туристов в данный регион страны); б) пассивный туризм (путешествие граждан одной страны в другие государства и выезд туристов из данного региона страны);

3) по целям: а) рекреационный (туризм с целью отдыха); б) познавательный (туризм с целью ознакомления достопримечательности страны); в) научный (посещение конгрессов, симпозиумов); г) деловой (поездки с деловыми целями).

3.Субъектами туристического рынка выступают организаторы и продавцы туров (туроператоры и турагенты), их контрагенты – исполнители услуг (гостиницы, рестораны) и покупатели (потребители) туристических услуг. Рассмотреть схему операций международного туризма.

Понятия и термины:

Международный туризм; внутренний туризм; активный туризм; пассивный туризм; рекреационный туризм; познавательный туризм; научный туризм; деловой туризм; туроператоры; турагенты; турист.

Тема 14. Страхование внешнеэкономических связей.

1.Что такое страхование?

2.Виды страхования?

3.Что относятся к международным страховым операциям?

4.Что такое страховая премия?

5.Что такое страховой полюс?

6.Кто может быть страхователем?

7.Кто может быть страховщиком?

Методические указания:

1.Страхование внешнеэкономических связей – это международные экономические отношения по защите имущественных интересов государств, хозяйствующих субъектов и граждан при наступлении определённых событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых премий (т.е. взносов). Страховые услуги – это комплекс услуг по страхованию самых разнообразных рисков. Страховая премия (или взнос) – это плата за страхование, которую страхователь обязан внести страховщику в соответствии со страховым полисом. Страховой полис (страховое свидетельство) – это письменный договор о страховании (или перестраховании), выдаваемый страховщиком в качестве свидетельства о страховании. В процессе страхования участвуют два субъекта: а) страховщик – это организация, проводящая страхование, принимающая на себя обязательство возместить ущерб или выплатить страховую сумму, а также ведающая вопросами создания и расходования страхового фонда; б) страхователь – это физическое или юридическое лицо, уплачивающее денежные (страховые) взносы и имеющее право по закону или на основе договора получить денежную сумму при наступлении страхового случая.

2.Виды страхования: а) личное страхование; б) имущественное страхование; в) экономическое страхование.

3.Классификация международных страховых операций: а) прямые международные договорные операции (страхователь одной страны договаривается со страховщиком другой); б) прямые договора страхования (договора заключаются через агентские организации страховщика за границей); в) посреднические страхования (договор страхования заключается юридически самостоятельной страховой компанией за границей); операции международного перестрахования (страхование одним страховщиком (перестрахователем) на определенных договором условиях риска исполнения всех или части своих обязательств перед страхователем у другого страховщика (перестраховщика)).

Понятия и термины:

Страхование; страховые услуги; страховая премия; страховой полис; страховщик; страхователь; личное страхование; имущественное страхование; экономическое страхование; прямые международные договорные операции; прямые договора страхования; посреднические страхования; перестрахователь; перестраховщик.

3.2. Тематика и требования к оформлению и содержанию докладов, ов, эссе.

Целью подготовки доклада или другой письменной работы является проверка степени понимания и освоения студентами материалов лекций или разделов дисциплины по избранной теме.

Тематика письменных работ распределяется в группе преподавателем с учетом пожеланий студентов. Письменная работа должна иметь титульный лист, содержание, иметь введение, основную часть (желательно разбить ее на параграфы), заключение и список использованных источников и литературы. Объем доклада – 7-10 стр., а – 10-13 стр., эссе – 3-5 стр.

При выступлении студент должен показать свое умение правильно излагать научные положения, строить фразы, пользуясь литературным русским языком. Доклад и эссе, а также , несут в себе элементы творчества, поэтому студент должен не просто переписывать готовые тексты, а стараться излагать материал своими словами, стремиться больше рассуждать и делать самостоятельные обобщения.

В процессе изучения данной дисциплины студенты самостоятельно углубленно изучают отдельные темы, представляющие интерес для дальнейшей практической деятельности в соответствии с их квалификацией «Экономист», и пишут письменные работы по этим темам:

· Сущность и основные факторы развития сферы услуг.

· Международная аренда.

· Франчайзинг для малого бизнеса.

· Лицензионная торговля.

· Понятие «инжиниринг» и виды инженерно-технических услуг.

· Информация, как одна из услуг международного сервиса.

· Международный туризм.

· Международные транспортные операции.

· Рынок страховых услуг.

· Реинжиниринг бизнес-процессов.

3.3. Задачи и ситуации для самостоятельного решения.

Рабочей программой не предусмотрена.

3.4. Тесты для самоконтроля знаний студентов.

Сущность международной торговли услугами.

ТЗ 1; КТ=1; Тема 1; Вр. 30 сек.; Ф. – О

1. Особенности услуг. Верно ли:

а) неосязаемость,

б) неотделимость от человека,

в) непостоянство качества;

г) _____________________

ТЗ 2; КТ=2; Тема 1; Вр. 1 мин.; Ф. – О

2. Двенадцать секторов в Классификаторе услуг ВТО:

а) услуги для бизнеса;

б) информационные услуги;

в) финансовые услуги;

г) прочие услуги;

д) строительные;

е) дистрибуционные;

ж) ______________

ТЗ 3; КТ=1; Тема 1; Вр. 30 сек.; Ф. – О

3. Написать 4 способа международной торговли услугами:

а) потребление за рубежом;

б) коммерческое присутствие;

в) присутствие физических лиц;

г) ______________

Регулирование международной торговли: ВТО, ГАТС.

ТЗ 4; КТ=1; Тема 2; Вр. 30 сек.; Ф. – З

1.Всемирная торговая организация начала свою деятельность:

а) 1 января 1993г.;

б) 1 января 1995г.;

в) 1 января 1997г.;

д) 1 января 1996г.

ТЗ 5; КТ=1; Тема 2; Вр. 30 сек.; Ф. – З

2.Генеральное соглашение по торговле услугами:

а) ГАТТ;

б) ТРИПС;

в) ГАТС;

д) ВТО

Россия и ВТО.

ТЗ 6; КТ=1; Тема 3; Вр. 30 сек.; Ф. – З

1.Сколько стран входит ВТО по состоянию на октябрь 2002г.:

а) 145 стран;

б) 150 стран;

в) 130 стран;

г) 120 стран

ТЗ 7; КТ=1; Тема 3; Вр. 30 сек.; Ф. – З

2.Штаб – квартира ВТО расположена:

а) Германия;

б) Италия;

в) Испания;

г) Швейцария;

д) Норвегия

Формы передачи научно-технических знаний.

ТЗ 8; КТ=1; Тема 4; Вр. 30 сек.; Ф. – З

1.Формы передачи научно-технических знаний:

а) научный обмен;

б) некоммерческий обмен;

в) технический обмен;

г) коммерческий обмен;

ТЗ 9; КТ=1; Тема 4; Вр. 30 сек.; Ф. – З

2.Формами КО являются:

а) аренда транспорта;

б) лицензия;

в) секретные материалы;

г) франчайзинг

ТЗ 10; КТ=1; Тема 4; Вр. 30 сек.; Ф. – З

3.Виды передачи информации на НО основе:

а) НИОКР;

б) патент;

в) изобретения;

г) ноу-хау;

д) научные открытия и разработки

Инвестиционные и коммерческие механизмы аренды.

ТЗ 11; КТ=2; Тема 5; Вр. 1 мин.; Ф. – О

1.Докончить предложение:

Аренда – это имущественный ________ предоставление на ____ (основе имущества во временное пользование за определённое _____.

ТЗ 12; КТ=2; Тема 5; Вр. 1 мин.; Ф. – О

2.Как называется аренда:

а) от 5 лет до 20 лет _________;

б) до 1 года _______;

в) от 1 года до 5 лет ________.

ТЗ 13; КТ=2; Тема 5; Вр. 1 мин.; Ф. – О

3.Как называется:

а) собственник имущества __________;

б) получатель имущества ___________

ТЗ 14; КТ=3; Тема 5; Вр. 1 мин.; Ф. – О

4.Арендная плата состоит из:

а) величину ____ отчислений;

б) расходы на ______ арендуемого имущества;

в) затраты на проведение _______ объектов;

г) ______ дополнительных услуг, оказываемых арендодателем.

ТЗ 15; КТ=2; Тема 5; Вр. 1 мин.; Ф. – О

5.Докончить предложение:

_______ – это когда, предоставление возможности арендодатору в случае, если необходимость в использовании имущества исчезает, передавать с согласия арендодателя права и обязанности по договору аренды др. лицу.

Инвестиционные и коммерческие механизмы лизинга.

ТЗ 16; КТ=2; Тема 6; Вр. 1 мин.; Ф. – О

1.Докончить предложение:

Лизинг – форма _____ аренды, связанная с передачей в пользование оборудования, транспортных средств и другого движимого и недвижимого ________, кроме ____ участков и других ______ объектов.

ТЗ 17; КТ=3; Тема 6; Вр. 1 мин.; Ф. – О

2.Виды лизинга подразделяются:

а) канал получения объекта лизинга ________;

б) роль арендодателя в сделке ________;

в) состояние объекта лизинга _______;

г) метод осуществления лизинга _________;

д) срок осуществления лизинга __________

Инвестиционные и коммерческие механизмы франчайзинга.

ТЗ 18; КТ=2; Тема 7; Вр. 1 мин.; Ф. – О

1.Дописать предложение:

Франчайзинг – система _________ или __________ лицензий на технологию и товарный знак, и получение от этого определенного ______.

ТЗ 19; КТ=2; Тема 7; Вр.30 сек.; Ф. – О

2.Как называется:

а) мелкая фирмам _________;

б) крупная фирма _________;

в) договор ________

ТЗ 20; КТ=1; Тема 7; Вр.30 сек.; Ф. – З

3.Виды франчайзинга:

а) товарный;

б) производственный;

в) коммерческий;

г) деловой

Международный рынок технологий.

ТЗ 21; КТ=2; Тема 8; Вр.1 мин.; Ф. – О

1.Дописать предложение:

_________ – документ, выданный государственным органом на определенный срок и предоставляющий исключительное право его владельцу производить, продавать или использовать своё изобретение или открытие на данной территории.

ТЗ 22; КТ=2; Тема 8; Вр.1 мин.; Ф. – О

2.Допиши предложение:

_______ – это разрешение патентовладельца на использование другим организацией изобретения, технических знаний, секретов производства, торговых марок, которые необходимы для производства коммерческой и иной продукции, в течение определенного срока за вознаграждение.

ТЗ 23; КТ=2; Тема 8; Вр.1 мин.; Ф. – О

3.Ноу-хау – ____ технология, включающая комплекс технических знаний и коммерческих секретов.

ТЗ 24; КТ=1; Тема 8; Вр.30 сек.; Ф. – О

4.Виды лицензионных платежей:

а) периодические процентные отчисления ____;

б) единовременный, оговоренный платёж ____

ТЗ 25; КТ=1; Тема 8; Вр.30 сек.; Ф. – З

5.Виды лицензионных соглашений:

а) простая лицензия;

б) обязательная лицензия;

в) исключительная лицензия;

г) полная лицензия;

д) сложная лицензия

ТЗ 26; КТ=1; Тема 8; Вр.30 сек.; Ф. – З

6.Лицензии бывают:

а) патентные;

б) простые;

в) беспатентные;

д) полные

Мировой рынок инжиниринговых услуг.

ТЗ 27; КТ=2; Тема 9; Вр.1 мин.; Ф. – О

1.Допишсать предложение:

_________ – комплекс услуг производственного, коммерческого, научно-технического характера по составлений технических заданий, проектированию и строительству объектов, монтажу оборудования и ведению его в рабочий режим.

ТЗ 28; КТ=2; Тема 9; Вр.1 мин.; Ф. – О

2.Полный набор услуг и поставок, необходимых для сооружения нового объекта называется ______. (Комплексный инжиниринг)

ТЗ 29; КТ=2; Тема 9; Вр.30 сек.; Ф. – З

3.Виды инжиниринга:

а) консультативный инжиниринг;

б) производственный инжиниринг;

в) технологический инжиниринг;

г) строительный инжиниринг.

Мировой рынок реинжиниринговых услуг.

ТЗ 30; КТ=2; Тема 10; Вр.1 мин.; Ф. – О

1.Дописать предложение:

__________ – это инженерно-консультационные услуги по перестройке систем организации и управления производственно-торговым и инвестиционным процессами хозяйствующего субъекта в целях повышения конкурентоспособности и финансовой устойчивости

ТЗ 31; КТ=1; Тема 10; Вр.30сек.; Ф. – З

2.Виды реинжиниринга:

а) кризисный;

б) восстанавливающий;

в) реинжиниринг развития;

д) повышающий

ТЗ 32; КТ=1; Тема 10; Вр.30 сек.; Ф. – З

3.Виды инжиниринговых фирм, занимающихся реинжинирингом:

а) фирмы консультанты;

б) консалтинговые фирмы;

в) проектные фирмы;

г) инжиниринговые фирмы

Мировой рынок информационных услуг.

ТЗ 33; КТ=2; Тема 11; Вр.1 мин.; Ф. – О

1.Дописать предложение:

_________ – это передача и получение информационных продуктов, и оказание информационных услуг одной стране через государственную границу другой страны.

ТЗ 34; КТ=1; Тема 11; Вр.30 сек.; Ф. – З

2.Объектами МИО являются:

а) документированная информация;

б) информационные ресурсы;

в) информационные продукты;

г) информационные услуги;

д) средства международного информационного обмена

ТЗ 34; КТ=1; Тема 11; Вр.30 сек.; Ф. – З

3.Сектора информационных услуг:

а) деловая информация;

б) юридическая (нормативная) информация;

в) информация для специалистов;

г) социально-бытовая (сервисная) информация;

д) технических и программных средств

е) государственная информация;

ж) международная информация

Мировой рынок транспортных услуг.

ТЗ 35; КТ=1; Тема 12; Вр.30 сек.; Ф. – З

1.Факторы, влияющие на развитие международных транспортных услуг:

1) от географических районов перевозки;

2) от веса груза;

3) от видов транспорта.

4) от видов перевозимых грузов;

5) от место расположений портов.

ТЗ 35; КТ=2; Тема 12; Вр.1 мин.; Ф. – О

2.Допиши предложение:

Коносамент – ценную бумагу, которая выражает право собственности) на конкретный указанный в ней товар.

ТЗ 36; КТ=1; Тема 12; Вр.30 сек.; Ф. – З

3.Коносамент бывает:

а) полюсной;

б) чартерный;

в) морской;

д) линейный;

е) береговой;

ж) бортовой

ТЗ 37; КТ=1; Тема 12; Вр.30 сек.; Ф. – З

4.Какик группы входят «Инкотермс 2000»:

а) «F»;

б) «В»;

в) «С»;

г) «A»;

д) «D»;

е) «E»

Международный рынок туристических услуг.

ТЗ 38; КТ=2; Тема 13; Вр.1 мин.; Ф. – О

1.Дописать предложение:

________ – это поездка любого лица между двумя или большим числом стран во всех случаях, когда это лицо находится в пути, вне своего постоянного места жительства не менее 24 часов, но не более одного года с целью отдыха, развлечения, бизнеса или ради других целей.

ТЗ 39; КТ=1; Тема 13; Вр.1 мин.; Ф. – З

2.Классификация туризма:

по форме:

а) внешний;

б) внутренний;

в) международный;

г) территориальный.

по видам:

а) краткосрочный;

б) активный;

в) пассивный

г) долгосрочный;

по целям:

а) познавательный;

б) оздоровительный;

в) рекреационный;

г) культурный;

е) научный;

д) деловой

Страхование внешнеэкономических связей.

ТЗ 40; КТ=2; Тема 14; Вр.1 мин.; Ф. – О

1.Дописать предложение:

_____________ – это международные экономические отношения по защите имущественных интересов государств, хозяйствующих субъектов и граждан при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых премий (т.е. взносов).

ТЗ 41; КТ=2; Тема 14; Вр.1 мин.; Ф. – О

2.__________ – это плата за страхование, которую страхователь обязан внести страхователю в соответствии со страховым полисом.

ТЗ 42; КТ=2; Тема 14; Вр.1 мин.; Ф. – О

3.__________ – это письменный документ о страховании (или перестраховании), выдаваемый страхователю в качестве свидетельства о страховании.

ТЗ 43; КТ=1; Тема 14; Вр.30 сек.; Ф. – О

4.Кто участвует в страхование:

а) организация, проводящая страхование, имеющая на это лицензию ____;

б) юрид. и физич. лицо, уплачивающее денежные взносы ______

ТЗ 44; КТ=1; Тема 14; Вр.30 сек.; Ф. – З

5.Виды страхования:

а) личное;

б) производственное страхование;

в) страхование ответственности;

г) гражданское;

д) имущественное страхование

ТЗ 45; КТ=1; Тема 14; Вр.30 сек.; Ф. – З

6.Классификация международных страховых операций:

а) прямые международные договорные операции;

б) прямые договора страхования;

в) прямое страхование;

г) посреднические страхования

Ответы на тестовые задания

по дисциплине «Мировой рынок услуг»

№ теста

Ответ

ТЗ 1; КТ=1; Тема 1; Вр. 30 сек.; Ф. – З

не сохраняемость

ТЗ 2; КТ=2; Тема 1; Вр. 1 мин.; Ф. – О

7) транспортные, 8) образовательные, 9) здравоохранение, 10) туристические,11) рекреционные, 12) окружающая среда

ТЗ 3; КТ=1; Тема 1; Вр. 30 сек.; Ф. – О

трансграничная

ТЗ 4; КТ=1; Тема 2; Вр. 30 сек.; Ф. – З

в)

ТЗ 5; КТ=1; Тема 2; Вр. 30 сек.; Ф. – З

д)

ТЗ 6; КТ=1; Тема 3; Вр. 30 сек.; Ф. – З

а)

ТЗ 7; КТ=1; Тема 3; Вр. 30 сек.; Ф. – З

г)

ТЗ 8; КТ=1; Тема 4; Вр. 30 сек.; Ф. – З

б) г)

ТЗ 9; КТ=1; Тема 4; Вр. 30 сек.; Ф. – З

а) б) г)

ТЗ 10; КТ=1; Тема 4; Вр. 30 сек.; Ф. – З

а) б) в) г)

ТЗ 11; КТ=2; Тема 5; Вр.1 мин.; Ф. – О

найм, договорной, вознаграждение

ТЗ 12; КТ=2; Тема 5; Вр. 1 мин.; Ф. – О

а) лизинг, б) рентинг, в)хайринг

ТЗ 13; КТ=2; Тема 5; Вр. 1 мин.; Ф. – О

а) арендодатель, б) арендатор

ТЗ 14; КТ=3; Тема 5; Вр. 1 мин.; Ф. – О

а) амортизационных, б)страхование, в) ремонта, г)стоимость

ТЗ 15; КТ=2; Тема 5; Вр. 1 мин.; Ф. – О

субаренда

ТЗ 16; КТ=2; Тема 6; Вр. 1 мин.; Ф. – О

долгосрочной, имущества, земельных, природных

ТЗ 17; КТ=3; Тема 6; Вр. 1 мин.; Ф. – О

а) прямой и косвенный; б) экспортный и импортный; в) лизинг нового и лизинг поддержанного оборудования; г) финансовый и оперативный; д) срочный и возобновляемый

ТЗ 18; КТ=2; Тема 7; Вр. 1 мин.; Ф. – О

передачи, продажи, дохода

ТЗ 19; КТ=2; Тема 7; Вр.30 сек.; Ф. – О

а) франчайзи, б) франчайзер, в) франшиза

ТЗ 20; КТ=1; Тема 7; Вр.30 сек.; Ф. – З

а) б) г)

ТЗ 21; КТ=2; Тема 8; Вр.1 мин.; Ф. – О

патент

ТЗ 22; КТ=2; Тема 8; Вр.1 мин.; Ф. – О

лицензия

ТЗ 23; КТ=2; Тема 8; Вр.1 мин.; Ф. – О

незапатентованная

ТЗ 24; КТ=1; Тема 8; Вр.30 сек.; Ф. – О

а) роялти, б) паушальный

ТЗ 25; КТ=1; Тема 8; Вр.30 сек.; Ф. – З

а) в) г)

ТЗ 26; КТ=1; Тема 8; Вр.30 сек.; Ф. – З

а) в)

ТЗ 27; КТ=2; Тема 9; Вр.1 мин.; Ф. – О

инжиниринг

ТЗ 28; КТ=2; Тема 9; Вр.1 мин.; Ф. – О

комплексный инжиниринг

ТЗ 29; КТ=2; Тема 9; Вр.30 сек.; Ф. – З

а) б) в) г)

ТЗ 30; КТ=2; Тема 10; Вр.1 мин.; Ф. – О

реинжиниринг

ТЗ 31; КТ=1; Тема 10; Вр.30сек.; Ф. – З

а) в)

ТЗ 32; КТ=1; Тема 10; Вр.30 сек.; Ф. – З

а) б) в) г)

ТЗ 33; КТ=2; Тема 11; Вр.1 мин.; Ф. – О

международный информационный обмен

ТЗ 34; КТ=1; Тема 11; Вр.30 сек.; Ф. – З

а) б) в) г) д)

ТЗ 35; КТ=1; Тема 11; Вр.30 сек.; Ф. – З

а) б) в) г) д)

ТЗ 35; КТ=1; Тема 12; Вр.30 сек.; Ф. – З

а) б) в)

ТЗ 35; КТ=2; Тема 12; Вр.1 мин.; Ф. – О

коносамент

ТЗ 36; КТ=1; Тема 12; Вр.30 сек.; Ф. – З

б) д) е) ж)

ТЗ 37; КТ=1; Тема 12; Вр.30 сек.; Ф. – З

а) в) д) е)

ТЗ 38; КТ=2; Тема 13; Вр.1 мин.; Ф. – О

международный туризм

ТЗ 39; КТ=1; Тема 13; Вр.1 мин.; Ф. – З

1) б) в); 2) б) в); 3) а) в) е) д)

ТЗ 40; КТ=2; Тема 14; Вр.1 мин.; Ф. – О

страхование внешнеэкономических связей

ТЗ 41; КТ=2; Тема 14; Вр.1 мин.; Ф. – О

страховая премия

ТЗ 42; КТ=2; Тема 14; Вр.1 мин.; Ф. – О

страховой полюс

ТЗ 43; КТ=1; Тема 14; Вр.30 сек.; Ф. – О

а) страховщик; б) страхователь

ТЗ 44; КТ=1; Тема 14; Вр.30 сек.; Ф. – З

а) в) д)

ТЗ 45; КТ=1; Тема 14; Вр.30 сек.; Ф. – З

а) б) г)

4. Список литературы.

4.1. Основная литература:

1. Дегтярева О.И. Внешнеэкономическая деятельность. Учебное пособие. – М.: «Дело», 2006 (80 экз.)

2. Данилова Е.В. ВТО: Регулирование торговли услугами. – М.: ИКЦ «Академ-книга», 2007 (80 экз.)

3. Фоминский И.П. Международные экономические отношения. Учебник. – М.: «Юристъ», 2007 (145 экз.)

4. Булатов А.С. Мировая экономика. Учебник. – М.: «Юристъ», 2006 (110 экз.)

5. Покровская В.В. Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности. Учебное пособие. – М.: «Юристъ», 2006 (85 экз.)

4.2. Дополнительная литература:

1. Кретов И.И. Логистика во внешнеэкономической деятельности. Учебное пособие. – М.: Изд-во «Дело и Сервис»,2006 (50 экз.)

2. Рыбалкин В.Е. Международные экономические отношения Учебник. – М.:Юнити», 2007 (40 экз.)

3. Кратко И.Г. Международное предпринимательство. Учебное пособие. – М.: «Инфра – М», 2006 (36 экз.)

4. Герчикова И.Н. Международное коммерческое дело. Учебник. – М.: «Юнита – Дана», 2006 (55 экз.)