Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 14

 

Поиск            

 

Указания методические для студентов, проходящих педагогическую практику

 

             

Указания методические для студентов, проходящих педагогическую практику

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОСОФИИ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

Кафедра психологии

ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ

И КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА И СОСТАВЛЕНИЕ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Методические указания для студентов,

проходящих педагогическую практику

МИНСК

2001


УДК

ББК

М

А в т о р - с о с т а в и т е л ь

Л. Н. Дичковская, кандидат психологических наук, доцент

Рецензент:

доктор психологических наук И.А.Фурманов

Рекомендовано

Ученым советом факультета философии и социальных наук

19 апреля 2001 г., протокол № 6

Изучение личности учащегося и классного коллектива и составление психолого-педагогической характеристики: Метод.указания для студентов, проходящих пед. практику/ Авт.-сост. Л. Н. Дичковская. – Мн.: БГУ. – 78с.

В этом издании изложены методические указания по изучению личности учащегося и классного коллектива и составлению психолого-педагогической характеристики. Предназначено для студентов, проходящих педагогическую практику в школе.

УДК 612.821. (075.5)

ББК 933

© БГУ, 2001


ВВЕДЕНИЕ

Преподаватель должен быть наставником, вдохновителем, хранителем, созидателем духовной жизни человека.

В.А. Сухомлинский.

Успешная деятельность педагога во многом зависит от уровня его психологической подготовки. Каждый учитель должен сочетать в себе качества педагога, психолога, психотерапевта и ученого. Как отмечает В.А. Сухомлинский «без научного предвидения, без умения закладывать в человеке сегодня те зерна, которые взойдут через десятилетия, воспитание превратилось бы в примитивный присмотр, воспитатель – в неграмотную няньку, педагогика – в знахарство. Нужно научно предвидеть – в этом суть культуры педагогического процесса…»

Состоится учитель-мастер или нет, зависит не только и столько от системы обучения, сколько от усилий тех, кто учится. Мастерство педагога – это творчество и чтобы овладеть им, учителю нужно не только основательно знать свой предмет, находить радость в общении с детьми, но и иметь необходимую психологическую подготовку, включающую знание индивидуальных и возрастных особенностей людей, помогающую разобраться в личности, правильно оценить состояние, поведение, возможности, творческий потенциал, способности личности. Проявление возможностей и способностей учеников, их самочувствие и самоуважение во многом определяются психологическим климатом коллектива, характером межличностных отношений в нем, наличием взаимопонимания и взаимодоверия, нормами и традициями класса. Очень важно эмоционально откликаться на психическое состояние личности и коллектива класса, уметь выбирать адекватные способы психологического воздействия, проявлять уважение к другим и не манипулировать людьми.

Успешное выполнение этих функций во многом зависит от понимания себя и самооценки учителя. Самопознание, самоуправление, забота о своем психическом здоровье – важнейшая задача любого педагога. Особое внимание следует уделять управлению своими эмоциями: противопоказан раздражительный тон, преобладание отрицательных эмоций. Учитель должен заботиться о благоприятной самопрезентации, показать увлеченность предметом, широту эрудиции, силу характера, умение владеть собой, строить взаимоотношения с учащимися на основе взаимодоверия, взаимоуважения, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учеников, на утверждении их достоинств и создании ситуации успеха. Необходимо подчеркнуть, что предпосылкой в осуществлении этого подхода является знание и понимание себя, других, учащихся, каждый из которых характеризуется разнообразными, весьма сложными особенностями.

Познание других – сложный процесс, поскольку личность нужно изучать в развитии, в динамике. Для того чтобы сделать достоверные выводы, нужно накопить большой фактический материал, используя разные методы психологического исследования. При этом следует иметь в виду, что изучать личность и коллектив класса необходимо как наблюдая внешние проявления речевого и неречевого поведения и деятельности, взаимодействие учащихся, так и раскрывая их внутренние мотивы, поскольку одна и та же внешняя форма поведения может иметь различное психологическое содержание. Лишь зная истинные мотивы деятельности, поведения, можно предвидеть действия учеников в определенных ситуациях и условиях.


1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ

ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ

Целями практики являются:

- актуализация теоретических знаний по психологии, полученных на лекциях и семинарских занятиях, и использование их в практической деятельности;

- углубление и закрепление методов психологического изучения личности и коллектива класса (наблюдения, опроса, тестирования, анализа продуктов деятельности и др.) с целью диагностики и проектирования развития и воспитания учащихся;

- приобретение умений и навыков обработки результатов психологического исследования, их анализа, формулировки выводов, разработки рекомендаций по решению конкретных психолого-педагогических задач;

- развитие навыков анализа и оценки своей педагогической деятельности, развитие профессионального самосознания и стремления к личностному росту;

- формирование творческого подхода к педагогической деятельности, интереса к научно-исследовательской работе.

Задачами психологической практики студентов являются:

- изучение индивидуальных особенностей личности одного из учеников и составление его развернутой психолого-педагогической характеристики с рекомендациями по индивидуальной работе с ним;

- комплексное изучение коллектива учащихся. Составление психолого-педагогической характеристики коллектива класса;

- анализ затруднений, с которыми встретился студент-практикант во время практики. Предложения по совершенствованию педагогической подготовки в вузе.

Каждый студент-практикант должен творчески отнестись к выполнению задания, продемонстрировав свою психологическую компетентность и культуру.

2. ХОД ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ

1. С первых дней педагогической практики нужно выбрать одного учащегося из класса или класс в качестве объекта исследования для составления его психолого-педагогической характеристики.

2. Ознакомиться с заданиями, предложенными для изучения учащегося и коллектива класса, и планами-схемами составления характеристики.

3. Составить план проведения исследования, выбрать методы и методики (одну-две) сбора информации. При изучении личности учащегося и классного коллектива желательно использовать весь имеющийся в психологии арсенал методов: наблюдение, беседу, анкетирование, эксперимент, анализ результатов деятельности, тесты.

4. Вести систематическое наблюдение за учащимися и коллективом класса.

5. Проанализировав результаты наблюдения и других методов исследования, составить развернутую психолого-педагогическую характеристику (личности учащегося или коллектива класса).

6. Фиксировать все затруднения, с которыми Вы встретились в период практики, и ответить на вопросы анкеты.

3. ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА-СХЕМА

ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ И СОСТАВЛЕНИЯ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Краткая характеристика семейного и учебного коллектива . Общие сведения о школьнике: фамилия, имя, возраст, особенности физического развития и здоровья. Общая характеристика семьи. Психологический климат в семье, влияние семьи на развитие личности ученика. Отношение в семье к деятельности, поведению, интересам ученика. Краткая характеристика класса. Его состав (пол, возраст учеников), успеваемость, дисциплина. Какое настроение доминирует в классе (приподнятое, бодрое, ровное, подавленное, пассивное). Какие взаимоотношения между мальчиками и девочками. Какие поступки одобряются, какие осуждаются в классе. Как учащиеся относятся к критике. Положение изучаемого ученика в коллективе (лидер, активист, рядовой член, изолированный). Пользуется ли ученик авторитетом в классе, за что его уважают или не уважают. Есть ли постоянные друзья в классе. Входит ли в состав микрогруппы по интересам (технического или художественного творчества, спортивные и др.) или микрогруппы с отрицательной социальной направленностью. Как относится к одноклассникам, взрослым и учителям.

Характеристика учебной активности ученика . Что является основным мотивом учебной деятельности (знания, сам процесс получения знаний, отметка и т. д.). Какая мотивация учебной деятельности доминирует: ««достижение успеха» или «избегание неудачи». Отношение к учебе, пропускает ли уроки без уважительных причин, добросовестно ли готовится к занятиям, проявляет ли старательность и организованность в учебной деятельности. С интересом или без интереса учится. Какие оценки преобладают, к каким учебным предметам проявляет интерес. Существует ли связь между способностями ученика, его взаимоотношениями с учителями и отметками по предметам. Как относится к отметкам, к похвалам или порицаниям учителей.

Характеристика познавательной деятельности ученика. Какой вид внимания преобладает на уроках. Умеет ли сосредотачиваться на уроке, распределять и переключать внимание. Насколько устойчиво внимание. Преобладающий вид внимания (непроизвольное, произвольное, послепроизвольное).

Особенности восприятия и памяти. Как заучивает материал. Владеет ли приемами рационального запоминания, легко ли воспроизводит материал. Умеет ли анализировать, сравнивать, выделять существенное, делать самостоятельные выводы, быстро находить пути решения задач. Проявляет ли самостоятельность, логичность, гибкость ума, критичность. Преобладает абстрактно-логическое или наглядно-образное мышление. Какой темп усвоения знаний (быстрый, средний, замедленный). Как развито воображение, речь. Умеет ли выражать мысли в устной и письменной форме. Каков запас слов. Понятность, логичность, содержательность, выразительность и культура речи. Умеет ли самостоятельно работать с учебниками, словарями, находить дополнительную литературу, составлять план, конспект и т. п.

Эмоциональное состояние, преобладающее на уроках (приподнятое, ровное, подавленное) и дисциплина. Проявляется ли скованность, боязнь, дрожание голоса от волнения, забывание заученного материала, ухудшение результатов деятельности. Если да, то когда. Как контролирует свое состояние. Уровень развития общих способностей. Обладает ли специальными способностями (музыкальными, вокальными, поэтическими, спортивными и т. д.).

Характеристика социальной активности ученика . Нравится ли ученику заниматься общественной деятельностью. Какие общественные поручения выполняет: постоянные, эпизодические или уклоняется от общественной работы. Если не занимается общественной работой, то почему. Если имеет общественные поручения, то как к ним относится (творчески, ответственно или формально).

Какие виды трудовой деятельности предпочитает. Что привлекает в труде: процесс деятельности, результат или овладение трудовыми навыками. Какие виды деятельности (совместная или индивидуальная) предпочитает. Ответственно ли относится к труду. Легко ли включается в новую работу. Кем хочет быть после окончания школы (9 или 11 классов). Если профессиональный выбор сделан, то что делает, чтобы осуществить свои профессиональные намерения. Как проводит свободное время: читает (что), ходит в театр, на концерты, дискотеки, смотрит телевизор, играет в компьютерные игры, занимается спортом, изучает иностранные языки, гуляет с друзьями по улицам и т. д. Жизненная позиция учащегося (активная, пассивно-созерцательная, потребительски-иждивенческая и т. д.). В чем она конкретно проявляется.

Особенности темперамента и характера учащегося . Какой тип темперамента преобладает. Как это проявляется в общей, двигательной, речедвигательной и эмоциональной активности. Импульсивен или сдержан, отмечаются ли аффективные реакции и при каких обстоятельствах. Часто ли бывает в состоянии повышенного возбуждения или подавленности. Настроение стабильное или часто меняется. Умеет ли регулировать эмоциональные состояния, поведение. Какие положительные и отрицательные черты характера ярче проявляются. Обратите внимание на особенности характера, определяющие цели деятельности и поведения (рациональность, расчетливость и т. д.) и черты, связанные с достижением поставленных целей (настойчивость, решительность, целеустремленность и т. д.), а также особенности характера, которые отражаются на отношении к деятельности, другим людям и самому себе. Уверен или неуверен в себе, в своих силах, возможностях. Склонен ли брать на себя ответственность за совершенные поступки, неудачи или винит в них других людей, обстоятельства, судьбу. Проявляется ли чувство собственного достоинства, гордости, самоуважения. Адекватная ли самооценка. Стремится ли к самосовершенствованию, и в чем это проявляется.

Общие психологические выводы . Отметьте основные достоинства и недостатки формирующейся личности учащегося. Причины (внутренние и внешние) имеющихся недостатков.

В психолого-педагогических рекомендациях укажите мероприятия, которые, на Ваш взгляд, необходимо провести в целях улучшения воспитательной работы с наблюдаемым учащимся и классом в целом. Какой вклад Вы внесли в воспитание ученика. Что сделано для повышения успеваемости, улучшения поведения и расширения круга интересов учащегося.

В заключение проанализируйте свою педагогическую деятельность. Удалось ли вам установить доверительные отношения с изучаемым учащимся и с другими учениками? Если нет, то почему. Какие приемы, методы Вы использовали для поддержания дисциплины, внимания, интеллектуальной активности учащихся на уроке? С какими трудностями Вы встретились во время практики? Удовлетворены ли вы практикой, сумели ли Вы реализовать свой творческий потенциал? Знаний, полученных в вузе по психологии, Вам было достаточно? Если нет, то на какие разделы психологии следует обратить внимание в читаемом курсе.

4. ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА-СХЕМА

ИЗУЧЕНИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА

И СОСТАВЛЕНИЯ ЕГО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Общая характеристика класса

Количество учащихся, половозрастной состав класса. Физическое и психическое состояние здоровья. Есть в классе "педагогически запущенные" (трудные) ученики, чьи потребности деформированы, а поведение неадекватно моральным нормам. Причины их запущенности. Становление коллектива класса (когда сформировался класс, были ли слияния с другими классами, есть ли новички и их статус в классе. Классный руководитель. Сколько лет работает с классом. Как часто менялся классный руководитель. Отношение классного руководителя к классу и класса к руководителю. Формальные и неформальные лидеры класса. Их направленность, организаторские способности, авторитет, отношение к коллективу и коллектива к лидерам.

Основные интересы, традиции, ценности класса.

Характеристика деятельности классного коллектива

Учебная деятельность. Общий уровень интеллектуального развития учащихся класса, их познавательной и учебной активности. Характеристика успеваемости учеников и их отношение к учебе. Какие мотивы доминируют у учащихся класса. Мотив достижения успеха (связан с продуктивным выполнением деятельности) или мотив избегания неудачи (связан с тревожностью и защитным поведением) или внешние мотивы (престиж, лидерство и т. д.). Отличники класса. Доминирующие мотивы их учебной деятельности. Внутренние (стремление узнать новое, проявлять интеллектуальную активность, самосовершенствоваться и т. д.) или внешние мотивы («мотивация благополучия» – стремление получить одобрение, хорошие оценки или «престижная мотивация» – быть в центре внимания, желание быть первым). Наличие неуспевающих или слабоуспевающих учеников, причины их неуспеваемости. Отношение в классе к отстающим ученикам. Влияет ли успеваемость на положение учащихся в классе. Учебное сотрудничество. В чем оно проявляется. Какие групповые формы работы используют учителя на уроках. Наличие в классе взаимопомощи и взаимоответственности. Дисциплина и организованность учащихся на уроках. Причины нарушения дисциплины. Отношение класса к случаям нарушения дисциплины и нарушителям (обсуждается в классе, класс индиферентен). Учебные интересы учащихся и их связь с профессиональным самоопределением.

Познавательная и общественная активность. Наличие интереса к политической жизни страны и международным отношениям, к науке, технике, искусству, литературе, спорту, туризму. Формы проявления этого интереса (дискуссии в классе, проведение диспутов, участие в конференциях, олимпиадах, занятия в студиях, кружках, посещение театров). Какие мероприятия, проводимые в школе, больше всего интересуют учащихся. Проводят ли совместно свободное время.

Трудовая деятельность. Виды трудовой деятельности коллектива класса (поддержание общественного порядка, шефство над младшими школьниками, самообслуживание и т. д.). Есть ли в классе лидеры-организаторы совместной трудовой деятельности. Проявление дисциплины, ответственности, инициативности, активности в трудовой деятельности. Бывают ли нарушители трудовой дисциплины. Какие. Как на них реагирует класс. Наличие трудовых навыков, умений у учащихся. Способность доводить дело до конца. Трудовые традиции.

Внутренняя организация коллектива класса

Интегративность – мера единства сплоченности, общности или разобщенности коллектива. Наличие микрогрупп. Их виды и характер взаимодействия. Открытые микрогруппы ( активно взаимодействующие с другими группами класса) и закрытые (держатся обособленно, пассивны в классных мероприятиях, противопоставляют себя другим и т. д.) Интересы, ценностные ориентации, направленность, нормы и традиции микрогрупп. Принятие микрогруппами норм, ценностей коллектива класса. Совпадение основных мнений, систем ценностей, связанных с ведущими видами деятельности коллектива – ценностно-ориентационное единство коллектива.

Референтность – степень принятия учащимися норм, традиций, эталонов класса.

Распределение групповых ролей . Формальные и неформальные лидеры. Их основные интересы, ценности, направленность, основные личностные качества, которые проявляются в отношениях к другим, деятельности. Стиль общения. Кто в классе является интеллектуальным лидером, лидером-вдохновителем (т. е. предлагающего программы, решение задач, деятельности, поведения), лидером-исполнителем (организатором коллектива для реализации этих программ). Особенности взаимодействия лидеров (преобладает сотрудничество или соперничество) и взаимоотношений (дружба, симпатия или антипатия, безразличие). Конфликтуют ли лидеры между собой. Причины конфликтов и способы их разрешения. Есть ли изолированные ученики в классе. В чем причина их низкого статуса в группе (успеваемость, самооценка, моральный облик и т. д.). Референтные группы (чьи нормы принимают) изолированных учащихся.

Интрагрупповая активность – мера активации классом учащихся. Сотрудничество учеников в различных видах деятельности. Информированность о жизнедеятельности коллектива. Как поступает и распространяется информация о жизни коллектива школы, класса, отдельных учащихся (официально, неофициально: слухи, сплетни). Степень инициативности, активности учащихся в организации различных форм деятельности, самоуправлении коллективом.

Эмоционально-психологический климат коллектива.

Самочувствие учеников

Доминирующее настроение в коллективе (бодрое, ровное, подавленное, пассивное). Готовность к сотрудничеству (или ее отсутствие). Проявление взаимоуважения, взаимопонимания, взаимопомощи, чуткости, доброжелательности (в чем конкретно). Отношение к критике (какие поступки одобряют и не одобряют в коллективе, как выражают одобрение или неодобрение; есть ли расхождение между словом и делом). Часто ли бывают ссоры, конфликты и по какому поводу. Как они разрешаются. Любят ли ученики проводить свободное время вместе. Чем увлекаются (туризмом, музыкой, танцами, театром и т. д.) Какие взаимоотношения класса с учителями, классным руководителем.

Психолого-педагогические выводы и рекомендации

Изучение коллектива, общение и совместная деятельность с учащимися сформировало у вас мнение о коллективе. Какое оно? Какая работа была проведена студентом-практикантом в целях развития коллектива класса. Какие мероприятия следовало бы проводить для повышения успеваемости, дисциплины в классе, оздоровления психологического климата (учителям, классному руководителю, родителям, самим учащимся).

5. ПРИМЕРНАЯ СХЕМА АНАЛИЗА

СОБСТВЕННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВО ВРЕМЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Проанализируйте свою профессиональную деятельность во время педагогической практики. Владеете ли Вы умениями организовать собственную деятельность, владеть голосом, мимикой, жестами, управлять своими эмоциями и настроением. Удалось ли Вам установить доверительные отношения с учащимися класса. Если нет, то почему. Какие приемы, методы Вы использовали для поддержания дисциплины на уроке, активизации мыслительной деятельности и внимания учащихся класса. Использовали ли коллективные формы учебной деятельности. С какими трудностями встретились во время практики. Удовлетворены ли Вы практикой, сумели ли реализовать свои планы, свой потенциал. Знаний, полученных в университете по психологии, Вам было достаточно. На какие разделы читаемого курса нам следовало бы обратить внимание (увеличить, уменьшить количество часов).

6. ТРЕБОВАНИЯ

к оформлению отчета о выполнении студентом психологических

заданий в период педагогической практики

Результаты проведенных исследований, а также психолого-педагогическая характеристика личности учащегося или коллектива класса оформляются студентом-практикантом в тетради. На титульном листе:

ЗАДАНИЯ ПО ПСИХОЛОГИИ

Студента(ки) БГУ ……группы ……курса ……….факультета

(фамилия, имя, отчество)

Место прохождения педагогической практики ……………………………

(школа, класс)

Групповой методист………………………………………………………….

(фамилия, имя, отчество, место работы)

Классный руководитель…………………………………………………….

(фамилия, имя, отчество)

Срок сдачи отчета на кафедру психологии…………………………………

В начале психолого-педагогической характеристики составитель указывает:

Психолого-педагогическая характеристика личности учащегося (или классного коллектива)

………( школа, класс)……………………….,

составленная студентом………………………(группа, курс, ф-т) БГУ

…………….(фамилия, имя, отчество студента)…………….. .

Отчет в конце последней страницы подписывается и датируется студентом. На обложке ставится виза группового методиста или классного руководителя: "Утверждаю" (подпись). За 5 дней до окончания педагогической практики отчеты сдаются старостами групп вместе с бланком групповой ведомости для проверки на кафедру психологии. После проверки (через 2–3 дня) отчеты и ведомости с оценкой выполненных заданий по психологии забираются старостами групп и возвращаются групповым методистам, которые с учетом оценок по психологическим аспектам педпрактики выставляют итоговую оценку по ней.

7. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

Наблюдение

Наблюдение за личностью ученика – целенаправленное, проводимое в соответствии с заранее разработанным планом, восприятие и фиксация особенностей поведения, деятельности учащегося или коллектива, характеризующих его личность для последующего анализа и интерпретации этих проявлений. Наблюдение как метод изучения учащегося должен использоваться на уроке и во внеклассной работе. Данные наблюдения лучше всего фиксировать в дневнике (вести упорядоченные записи наблюдаемых особенностей поведения и деятельности в виде протоколов).

Образец протокола наблюдения

Объект. Ф. И. О.______________ Класс ________ Возраст __________ Пол ______

Время наблюдения

Условия, в кото-

рых проводится наблюдение

Что наблюдали (проявляемые индивидуальные особенности)

Интерпретация

данных наблюдения

Наблюдения на уроке. Наблюдая за ответами, поведением учащихся на уроке, Вы сможете определить уровень их знаний по предметам, особенности познавательной деятельности. Готовность к сотрудничеству друг с другом и с педагогом, характер межличностных отношений. Например, по содержательности ответа ученика на уроке, последовательности, логичности изложенного им материала, по скорости усвоения учебного материала, готовности отвечать на вопросы учителя, качеству воспроизведения знаний можно судить об уровне подготовки ученика по предмету, доминировании логической или механической памяти, гибкости и подвижности ума, особенностях внимания ученика, темперамента и т. д. Ответы учеников, вопросы, которые он задает учителю, могут служить показателями не только глубины его знаний, но и любознательности, оригинальности мышления, критичности ума, наличия чувства юмора и т. д.

Поведение учащихся во время ответов учащихся (например, стремление исправить ответ, безразличие к ответу товарища, стремление подсказать, занятие чем-то посторонним), поведение во время объяснения учителем нового материала могут свидетельствовать об отношении школьников к предмету, к учителю, к классу, о наблюдательности учеников, их познавательной активности, дисциплинированности, скромности или заносчивости, об особенностях темперамента школьника, межличностных отношениях в классе и т. д.

Много информации об ученике дает изучение его речи и общения. В речи школьников проявляется не только уровень их знаний и мышления (содержательность, логичность, убедительность, понятность речи), но и отношение к учителю, к предмету (равнодушие к предмету или увлеченность им); к коллективу класса, а также волевые качества личности (уверенность в себе, самообладание, решительность) или противоположные качества. В речи школьника проявляются и особенности его темперамента, уверенности в себе, отношение к другим ученикам и т. д.

Наблюдение за учениками во внеучебное время. В результате этих наблюдений Вы сможете зафиксировать:

отношение ученика к общественной работе – инициативное, добросовестное или формальное (недобросовестное) выполнение общественных поручений;

отношение к труду (участие в трудовой деятельности по собственному желанию или по принуждению, ответственное или безответственное отношение к порученному делу, наличие или отсутствие чувства долга, готовности оказать помощь друг другу);

характер межличностных отношений в классе (уважают ли мнение друг друга, готовы ли оказать помощь, поддержку);

отношение школьников к товарищам (считается ли он с мнением ребят, уважает ли их или относится пренебрежительно);

отношение к учителям (избирательное отношение к разным учителям, реакция на их предложения, замечания, оценки, манера общения со взрослыми и т. д.).

Наблюдение за классом во внеучебное время позволит выявить идеалы, стремления, интересы учащихся, наличие микрогрупп, избирательность круга общения, лидеров, способных объединять ребят для выполнения какой-то работы, а также нравственные, эмоционально-волевые свойства учащихся (целеустремленность, настойчивость, принципиальность и др., доминирующие эмоциональные состояния, коммуникативные умения), доминирующий психологический климат коллектива класса.

Дополнить и уточнить данные, полученные методом наблюдения, можно в процессе беседы.

Беседа

Беседа – это целенаправленный разговор с учащимися, учителями, родителями с целью выявить их мнение об интересах, возможностях, мотивах деятельности и поведении учащегося или коллектива класса, отношении учеников к себе и другим.

К беседе нужно хорошо подготовиться: заранее продумать основные и дополнительные вопросы, которые должны соответствовать целям и задачам изучения личности школьника или классного коллектива. Главное условие успешного проведения беседы – создание доверительной атмосферы, положительного эмоционального контакта со школьниками. Обычно рекомендуется начинать беседу с общих, нейтральных, вопросов, а затем постепенно приближать содержание беседы к конкретным вопросам, которые интересуют студента-практиканта.

В процессе беседы с учащимися можно выявить:

- какие учебные предметы они больше всего любят (какие не нравятся и почему);

- чем занимаются в свободное время, посещают ли какие кружки, секции;

- с кем дружат и что их привлекает в друзьях, что не нравится;

- какие особенности личности им не нравятся и какие стремления (или хотели бы) у себя развить;

- как относятся к коллективу класса, его традициям, эталонам поведения;

- есть ли в классе микрогруппы и как они взаимодействуют между собой;

- что считает самым интересным и важным в жизни.

Беседа с классным руководителем и другими учителями позволяет выявить:

- мнение учителей о способностях, уровне притязаний, возможностях ученика и коллектива класса;

- особенности интеллектуального развития, памяти, внимания, воображения изучаемого ученика или интеллектуальный потенциал классного коллектива;

- наличие интереса к знаниям, отношение к учебе, общественной работе;

- отношение учащихся друг к другу, учителям, родителям, учебной и трудовой деятельности, трудовые традиции класса;

- доминирующие эмоциональные состояния на уроке как отдельных учеников, так и коллектива класса;

- умение коллектива класса общаться, стремление школьников понять друг друга.

Беседуя с друзьями учащегося и одноклассниками , можно выявить их мнение:

- об особенностях коллектива класса;

- о чертах характера учащихся, проявляющихся в отношениях к другим (доброжелательности – недоброжелательности, справедливости – несправедливости, правдивости – лживости, принципиальности – беспринципности, бескорыстности – корыстности, хитрости и т. д.);

- об отношении ученика к себе (уверенность – неуверенность, скромность – зазнайство, чувство собственного достоинства – отсутствие самоуважения, уровень самооценки (завышенный, адекватный, заниженный) и т. д.;

- эмоционально-волевых особенностях (решительность – нерешительность, самостоятельность – внушаемость, настойчивость – упрямство, целеустремленность – разбросанность, веселость – угрюмость, оптимизм – пессимизм, застенчивость – развязность);

- отношение к нему других учащихся (пользуется авторитетом или нет, за что его уважают или не уважают, есть ли у него настоящие друзья и т. д.).

Анкетирование

Анкетирование – это письменный опрос, направленный на выявление мнения опрашиваемых об интересующих нас особенностях личности учащегося или классного коллектива. Анкета представляет собой набор вопросов, каждый из которых связан с целью исследования. Вопросы могут быть открытыми, позволяющими ученику свободно, по своему усмотрению отвечать на них, закрытыми, допускающими обычно ответы типа «да» или «нет», полуоткрытыми. С помощью анкетного опроса можно выяснить мнение учащихся об их способностях, отношение человека к себе, выявить ценностно-ориентированное единство класса как показатель его сплоченности, доминирующие эмоциональные состояния в коллективе и т. д.

Тестирование

Тест – это задание, выполнение которого после количественной и качественной обработки позволяет выявить уровень развития свойств, качеств личности, определенного психического процесса, состояние личности. Тесты должны быть научно обоснованны, надежны, валидны. По содержанию тесты могут быть сведены в несколько групп: тесты интеллекта, тесты способностей, тесты достижений, личностные тесты и другие. Личностные тесты предназначены для изучения мотивации, интересов, ориентаций, эмоционального склада и т. д. К личностным тестам можно отнести тесты-опросники, например, тест-опросник Шмишека (диагностирует акцентуации характера), опросник САН и др.

Эксперимент

Особенностью эксперимента является то, что исследователь моделирует ситуацию, в которой изучаемый психический процесс или свойство, состояние личности проявляются или оцениваются лучше всего. Имеются две основные разновидности эксперимента: естественный и лабораторный. Одной из форм естественного эксперимента является формирующий эксперимент, позволяющий изучать изменения уровня психического и личностного развития обучающихся, изменение их ценностей, отношений, умений и т. д. под целенаправленным обучающим и воспитывающим воздействием. Результаты эксперимента строго и точно фиксируются в специальных протоколах. Данные эксперимента обрабатываются количественно и дается качественная интерпретация результатов.

Анализ продуктов деятельности

Владение этим методом помогает получать информацию об учащихся, основываясь на анализе их учебной работы, а также специально подбирая задания. Например, анализируя сочинение, учитель может с определенной вероятностью сделать вывод о литературных способностях ученика, уровне развития запаса слов, особенностях мышления. Анализ контрольной работы по математике, а также рисунков, чертежей может создать представление о его индивидуально-психологических особенностях (отношении к предмету, способностях, уровне мышления, аккуратности и т. д.).

Для уточнения индивидуальных особенностей учащегося или коллектива, полученных с помощью наблюдения, беседы и т. д. (например, темперамента, общительности, межличностных отношений, эмоций и т. д.) выберите из предлагаемого набора заданий те 2 или 3 из них, которые необходимы Вам, проведите исследования, проанализируйте результаты и используйте их при составлении характеристики.

8. ДИАГНОСТИКА

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

8.1. Изучение типа памяти методом воспроизведения

по-разному воспринятых слов

Для проведения исследования студент-практикант должен заготовить три ряда слов, записанных на отдельных карточках.

I – для запоминания на слух, II – для запоминания при зрительном восприятии, III – для запоминания при слухомоторном восприятии.

Например:

I

II

III

1. Рыба

1. Самолет

1. Коньки

2. Лампа

2. Бревно

2. Собака

3. Гроза

3. Свеча

3. Бочка

4. Лист

4. Журнал

4. Шутка

5. Чашка

5. Малина

5. Трава

6. Книга

6. Белка

6. Ключ

7. Попугай

7. Окно

7. Дождь

8. Яблоко

8. Завод

8. Весло

9. Власть

9. Пирог

9. Солнце

10. Ножницы

10. Лилия

10. Дрова

Экспериментатор читает испытуемым вслух I ряд слов (интервал между словами 5 с). После 10-секундного перерыва испытуемый записывает запомнившиеся слова и отдыхает 5 мин. Затем экспериментатор показывает ребятам слова II ряда, которые они должны записать по памяти. После 5-минутного перерыва экспериментатор читает вслух слова III ряда, а испытуемый шепотом повторяет каждое из них и "записывает" в воздухе. После окончания чтения ряда ученик должен записать запомнившиеся слова.

Обработка результатов. Проверить правильность воспроизведения слов I ряда (экспериментатор зачитывает, а ученики отмечают знаком + слова, воспроизведенные правильно) и подсчитать количество правильно воспроизведенных слов. Аналогичная работа проводится со словами II и III рядов. Составляется таблица и рассчитывается коэффициент разных видов памяти.

Вид памяти

Количество слов в ряду

(а)

Количество

правильно воспроизведенных слов

(в)

Коэффициент памяти

(с)

1. Слуховой

10

2. Зрительный

10

3. Слухомоторный

10

С=(в/а)100 %

8.2. Изучение логической и механической

памяти учащихся

Экспериментатор зачитывает ученикам два ряда слов. В первом ряду между словами существуют логические связи, во втором ряду они отсутствуют.

1. Музыкант – скрипка

2. Пенал – ручка

3. Кошка – мышь

4. Роща – береза

5. Снег – зима

6. Слон – цирк

7. Девочка – коса

8. Трава – луг

9. Пчела – мед

10. Море – пароход

11. Роза – сад

12. Солнце – загар

13. Огонь – пожар

14. Туча – дождь

15. Счастье – улыбка

1. Книга – шар

2. Крапива – самолет

3. Лампа – песок

4. Праздник – дуб

5. Дым – карандаш

6. Зеркало – гора

7. Чайник – шляпа

8. Огурец – сказка

9. Пятно – шкаф

10. Корень – смех

11. Звонок – океан

12. Стадион – рыба

13. Машина – сочинение

14. Железо – луна

15. Дыня – часы

Студент-практикант зачитывает 15 пар слов первого ряда (интервал между парой 5 с). После 10-секундного перерыва читаются левые слова ряда, а ученики записывают запомнившиеся слова правой половины ряда. Аналогичная работа проводится со словами второго ряда.

Читать слова надо громко, отчетливо, однотонно.

Обработка результатов . Экспериментатор зачитывает материал, который должны были запомнить ученики (слова в первом ряду), а ученики знаком + отмечают правильно воспроизведенные слова. Подсчитывается количество правильно воспроизведенных слов первого ряда (в1) и вычисляется коэффициент логической памяти (С1).

С1=(в1/а1)100 %, где а1 – количество предъявляемых слов (15).

Аналогично рассчитывается коэффициент механической памяти.

С2=(в2/а2)100 %.

8.3. Изучение скорости протекания мыслительного

процесса методом заполнения недостающих букв в словах

Ученикам предъявляются написанные на плакате или на доске 4 группы слов с пропущенными буквами.

п – ро

к – са

р – ка

г – ра

п – ле

з – р – о

д – р – во

к – м – нь

х – л – д

к – в – р

з – р – о

т – ч – а

к – и – а

к – ы – а

п – е – а

к – п – с – а

к – с – а – ник

у – и – ель

с – е – о – а

а – е – ь – ин

Группе учащихся предлагается вписывать недостающие в словах буквы. Экспериментатор отмечает время, потраченное на работу каждым учеником.

Обработка результатов. Проверяется правильность выполнения задания. За каждую допущенную ошибку (неверный ответ) или невыполнение задания вычитается от показателя времени 25 с. Затем находится среднеарифметическое время выполнения заданий учениками. Показатель времени выполнения задания отдельным учеником следует разделить на среднеарифметический показатель и ответ выразить в процентах. Результаты выполнения задания заносятся в протокол.

Протокол исследования

№ п/п

Фамилия

ученика

Время выполнения задания

Отношение индивидуальных показателей к среднегрупповому в процентах

8.4. Выявление наличия или отсутствия

у школьников одного из компонентов

теоретического мышления – теоретического анализа

Учащимся (6–8 человек) предлагаются анаграммы (слова, преобразованные путем перестановки входящих в них букв). Они должны по данным анаграммам найти исходные слова.

1) ЛБКО 4) ЕРАВШН 7) ОКАМДНРИ

2) РАЯИ 5) РКДЕТИ 8) ЛКБУИНАК

3) УПКС 6) АШНРРИ 9) РБКАДОЛЕ

Фиксируется время выполнения задания и ведется наблюдение за способом решения задач.

Обработка результатов . Находится среднее время выполнения задания всеми испытуемыми. Показатель времени отдельного испытуемого делится на среднеарифметический показатель. Результаты выполнения задания заносятся в протокол.

Протокол исследования

п/п

Фамилия ученика

Время выполнения задания

Отношение индивидуальных показателей к среднеарифметическому в процентах

Через несколько минут после начала работы становится ясно, что учащихся можно разделить на две группы. Одни пытаются построить слова методом проб и ошибок. Каждую задачу (анаграмму) они решают как новую. У этих школьников отсутствует теоретический анализ.

Учащиеся из второй группы после некоторого размышления быстро находят ответы на все анаграммы. При решении нескольких первых задач они обнаруживают, что все анаграммы построены по одному общему признаку – надо брать буквы парами и читать их справа налево, например, лбко – лб+ко – бл+ок – блок. Обнаружив это общее правило (на эту деятельность и направлен их мыслительный анализ), школьники быстро и без труда находят расшифровку всех анаграмм, что свидетельствует о наличии у них теоретического анализа.

8.5. Изучение типа мыслительной деятельности

школьников

Студент-практикант просит учеников взять листы, на которых они указывают фамилию, имя (одним из испытуемых должен быть ученик, характеристику которого Вы собираетесь писать). Экспериментатор зачитывает утверждения, которые характеризуют особенности поведения, настроения, мнения человека. Если ученик считает, что названная характеристика у него присутствует, то он должен поставить знак + напротив утверждения, если нет – знак –.

1. У меня преобладает хорошее настроение.

2. Я помню то, чему учился несколько лет назад.

3. Прослушав раз-другой мелодию, я могу правильно воспроизвести ее.

4. Когда я слушаю рассказ, то представляю его в образах.

5. Я считаю, что эмоции в разговоре только мешают.

6. Мне трудно дается алгебра.

7. Я легко запоминаю незнакомые лица.

8. В группе приятелей я первым начинаю разговор.

9. Если обсуждают чьи-то идеи, то я требую аргументов.

10. У меня преобладает плохое настроение.

Обработка результатов. Подсчитывается сумма положительных ответов на утверждения 1, 2, 5, 8, 9 (I ряд) и 3, 4, 6, 7, 10 (II ряд).

1. Если сумма положительных ответов на 1, 2, 5, 8, 9 больше, чем сумма ответов на 3, 4, 6, 7, 10 утверждения – это значит, что у ученика преобладает логический тип мышления и поэтому ему легче даются те виды деятельности, где требуется логический склад ума.

2. Если сумма положительных ответов на утверждения 3, 4, 6, 7, 10 превышает сумму ответов на вопросы 1, 2, 5, 8, 9 – то преобладает образное мышление. Ученик такого склада полагается больше на собственные чувства, чем на логический анализ событий.

З. Если суммы положительных ответов на I и II ряд утверждений совпадают, то в одинаковой степени выражены логическое и образное мышление.

8.6. Выявление особенностей

интеллектуальной деятельности методом наблюдения

Для оценки интеллектуальных способностей учащихся, их умения оперировать информацией, логично, системно и последовательно излагать мысли, обратите внимание на следующие характеристики их интеллектуальной сферы:

1) наличие или отсутствие системности в изложении ответа на уроке, в процессе общения;

2) глубина анализа (поверхностный анализ) излагаемых фактов;

3) обоснованность (необоснованность) заключения;

4) противоречивость собственным посылкам;

5) абсурдность заключений, выводов;

6) способность (неспособность) понять переносный смысл шуток и пословиц, наличие чувства юмора и остроумия.

9. ДИАГНОСТИКА САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ

9.1. Изучение Я-концепции школьника

1. Какое представление о себе у Вас сложилось?

………………………………………………………………….

2. Какими способностями Вы обладаете?

………………………………………………………………….

3. Какими способностями Вы хотели бы обладать?

…………………………………………………..………………

4. Добиваетесь ли Вы того, что наметили сделать?

…………………………………………..………………………

5. Если нет, то почему?…………………………………..

6. Какие Ваши черты характера, качества больше всего ценят

Ваши родители …………………………….

друзья……………………………………….

учителя……………………………………...

Вы сами……………………………………..

7. Какие качества, на Ваш взгляд, не нравятся

Вашим родителям……………………………

друзьям……………………………………….

учителям………………………………………

Вам самим…………………………………….

8. Назовите три основные черты Вашего характера.

……………………………………………………………………

9. Каков Ваш жизненный девиз?

……………………………………………………………………

9.2. Самооценка способностей

Цель : проанализировать представление учащихся о своих способностях к учению.

Ход исследования . Попросите 5–6 учеников (в том числе и ученика, которого изучаете) ответить на три вопроса:

1. Как Вы оцениваете свои способности к белорусскому (русскому) языку (истории, литературе, другим гуманитарным предметам) по сравнению со способностями своих одноклассников?

2. Как Вы оцениваете свои способности к математике (физике, химии и др. естественным предметам) по сравнению со способностями своих одноклассников?

3. Как Вы оцениваете свои способности к учебе в целом по сравнению со способностями своих одноклассников?

Отвечая на вопрос, ученик должен выбрать один из пяти ответов, записанных на доске.

1. Я вхожу в число лучших.

2. Мои способности выше средних.

3. У меня средние способности.

4. Мои способности ниже средних.

5. Я вхожу в число малоспособных.

Проанализируйте представление учащегося о своих способностях по разным учебным предметам (естественным, гуманитарным). Отличаются ли они от представлений ученика о своих способностях в целом? Взаимосвязаны ли представления о способностях ученика с текущей успеваемостью по предметам? Нуждаются ли представления учащегося о своих способностях в коррекции?

9.3. Изучение уровня самооценки личности

Выявить самооценку можно с помощью несложного теста-опросника. Опросник включает 32 суждения, по поводу которых возможны пять вариантов ответов, каждый из которых кодируется баллами по схеме:

очень часто — 4 балла;

часто — 3 балла;

иногда — 2 балла;

редко — 1 балл;

никогда — 0 баллов.

Суждения:

1. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.

2. Постоянно чувствую свою ответственность по работе.

3. Я беспокоюсь о своем будущем.

4. Многие меня ненавидят.

5. Я обладаю меньшей инициативой, нежели другие.

6. Я беспокоюсь за свое психическое состояние.

7. Я боюсь выглядеть глупцом.

8. Внешний вид других куда лучше, чем мой.

9. Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми.

10. Я часто допускаю ошибки.

11. Как жаль, что я не умею говорить как следует с людьми.

12. Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе.

13. Мне бы хотелось, чтобы мои действия одобрялись другими чаще.

14. Я слишком скромен.

15. Моя жизнь бесполезна.

16. Многие неправильного мнения обо мне.

17. Мне не с кем поделиться своими мыслями.

18. Люди ждут от меня очень многого.

19. Люди не особенно интересуются моими достижениями.

20. Я слегка смущаюсь.

21. Я чувствую, что многие люди не понимают меня.

22. Я не чувствую себя в безопасности.

23. Я часто волнуюсь, и понапрасну.

24. Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят.

25. Я чувствую себя скованным.

26. Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной.

27. Я уверен, что люди почти все принимают легче, чем я.

28. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.

29. Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.

30. Как жаль, что я не так общителен.

31. В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте.

32. Я думаю о том, чего ждет от меня общественность.

Для того чтобы определить уровень самооценки, необходимо сложить баллы по всем 32 суждениям.

Сумма баллов от 0 до 25 говорит о высоком уровне самооценки, при котором человек, как правило, оказывается не отягощенным «комплексом неполноценности», правильно реагирует на замечания других и редко сомневается в своих действиях.

Сумма баллов от 26 до 46 свидетельствует о среднем уровне самооценки, при котором человек редко страдает от «комплекса неполноценности» и лишь время от времени старается подладиться под мнения других.

Сумма баллов от 46 до 128 указывает на низкий уровень самооценки, при котором человек болезненно переносит критические замечания в свой адрес, старается всегда считаться с мнениями других и часто страдает от «комплекса неполноценности».

9.4. Самооценка личностных качеств

Ход исследования . Экспериментатор диктует, а учащиеся записывают слова, характеризующие качества личности (можно предложить учащимся готовый ряд слов, записанный на раздаваемых листочках бумаги).

Слова, характеризующие качества личности: аккуратный, активный, беззаботный, безжалостный, беззастенчивый, воспитанный, внимательный, вежливый, высокомерный, гордый, грубый, дисциплинированный, доброжелательный, добросовестный, доверчивый, жизнерадостный, заботливый, завистливый, застенчивый, злопамятный, искренний, капризный, лживый, медлительный, мечтательный, мстительный, настойчивый, наблюдательный, надежный, непринужденный, нерешительный, несдержанный, обстоятельный, обидчивый, осторожный, отзывчивый, ответственный, пессимистичный, подозрительный, правдивый, принципиальный, порядочный, развязный, раздражительный, решительный, рассудительный, самостоятельный, самокритичный, сообразительный, сдержанный, стыдливый, терпеливый, трусливый, требовательный, трудолюбивый, уверенный, уступчивый, целеустремленный, чуткий, холодный, щедрый.

Экспериментатор предлагает учащимся из названных качеств составить два ряда слов (от 15 до 20 слов в каждом ряду).

В первый ряд выписывают положительные качества, которые, по мнению ученика, характеризуют идеального ученика. Во второй ряд выписывают слова, которыми «идеал» не должен обладать (условно его второе множество качеств назовем «антиидеалом»).

Первый ряд слов составляет «положительное» множество, а второй ряд – «отрицательное» множество. Они будут эталонами.

Испытуемый должен выбрать и подчеркнуть из положительного множества те качества, которыми он, по его мнению, обладает. Причем, следует ориентироваться не на степень выраженности данного качества, а только на его присутствие или отсутствие. Аналогичная работа проводится и со вторым рядом слов.

Обработка результатов.

1. Подсчитывается количество качеств в 1 эталонном ряду – а1 .

2. Подсчитывается количество качеств, которыми, по мнению испытуемого, он обладает (которые испытуемый подчеркнул в 1 эталонном ряду – а2 ).

3. Количество качеств, которыми обладает ученик (а2 ), делим на количество качеств, которыми должен обладать «идеал» (а1 ), и подсчитываем коэффициент самооценки (Кс ).

Кс = а21

Аналогичная работа проводится и со второй группой качеств. Коэффициенты самооценки учащихся будут колебаться от +1 до 0.

Если коэффициент по положительному множеству близок к +1, то ученик скорее переоценивает себя. Коэффициент, близкий к 0, указывает на недооценку себя. Средняя самооценка равна 0,5

Если коэффициент по отрицательному множеству близок к 1, то ученик слишком критически относится к себе и недооценивает себя. Коэффициент, близкий к 0, свидетельствует о низком уровне самокритичности. Среднее значение коэффициента равно 0,5.

9.5. Самооценка интеллектуальных,

эмоционально-волевых и моральных качеств

Инструкция. Прочитайте перечисленные ниже качества и оцените, в какой мере Вы владеете каждым из них (степень его выраженности):

«5» — качество выражено ярко, проявляется очень часто;

«4» — качество проявляется в большинстве случаев;

«З» — качество проявляется в той же мере, как и не проявляется;

«2» — качество чаще не проявляется, чем проявляется;

«1» — качество почти или совсем не выражено.

Выбрав ответ, в колонке под соответствующей оценкой поставьте знак +.

5

4

3

2

1

1

Наблюдательный

2

Любознательный

3

Сообразительный

4

Устойчивое внимание на уроках

5

Внимание, распределенное на широкое поле деятельности

6

Механическая память (дословное заучивание)

7

Смысловая память (заучивание по смыслу)

8

Хорошо развитая фантазия

9

Организованный

10

Аккуратный

11

Ответственный

12

Организаторские способности

13

Требовательный к себе

14

Требовательный по отношению к другим

15

Самостоятельный

16

Дисциплинированный

17

Настойчивый

18

Решительный

19

Смелый

20

Уверенный в своих силах

21

Способный сдерживать раздражение, гнев

22

Собранный, не теряющийся в сложных ситуациях

23

Честный

24

Трудолюбивый

25

Справедливый

26

Бескорыстный

27

Тактичный

28

Доброжелательный

29

Чуткий

30

Ловкий

31

Выносливый

32

Подвижный

33

Спортивные успехи

34

Успешное выполнение практических заданий на уроках труда

Обработка результатов. Подсчитайте сумму набранных Вами баллов по группам вопросов: первая группа (интеллектуальные качества) — с 1 по 8 вопрос, вторая группа (деловые качества) — с 9 по 16, третья группа (эмоционально-волевые качества) — с 17 по 22, четвертая (моральные качества) — с 23 по 29 вопрос, пятая (психомоторные качества) — с 30 по 34 вопрос. Выведите по каждой группе качеств среднюю арифметическую оценку и полученные результаты сравните между собой.

10. ДИАГНОСТИКА НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

10.1. Диагностика мотивации личности к успеху (Т. Элерса)

Инструкция : На каждый вопрос ответьте «да» или «нет».

Вопросы

1. Когда имеется выбор между двумя вариантами, его лучше сделать быстрее, чем отложить на определенное время.

2. Я легко раздражаюсь, когда замечаю, что не могу на все 100 % выполнить задание.

3. Когда я работаю, это выглядит так, будто я все ставлю на карту.

4. Когда возникает проблемная ситуация, я чаще всего принимаю решение одним из последних.

5. Когда у меня два дня подряд нет дела, я теряю покой.

6. В некоторые дни мои успехи ниже средних.

7. По отношению к себе я более строг, чем по отношению к другим.

8. Я более доброжелателен, чем другие.

9. Когда я отказываюсь от трудного задания, я потом сурово осуждаю себя, так как знаю, что в нем я добился бы успеха.

10. В процессе работы я нуждаюсь в небольших паузах для отдыха.

11. Усердие – это не основная моя черта.

12. Мои достижения в труде не всегда одинаковы.

13. Меня больше привлекает другая работа, чем та, которой я занят.

14. Порицание стимулирует меня сильнее, чем похвала.

15. Я знаю, что мои коллеги считают меня дельным человеком.

16. Препятствия делают мои решения более твердыми.

17. У меня легко вызвать честолюбие.

18. Когда я работаю без вдохновения, это обычно заметно.

19. При выполнении работы я не рассчитываю на помощь других.

20. Иногда я откладываю то, что должен был сделать сейчас.

21. Нужно полагаться только на самого себя.

22. В жизни мало вещей более важных, чем деньги.

23. Всегда, когда мне предстоит выполнить важное задание, я ни о чем другом не думаю.

24. Я менее честолюбив, чем многие другие.

25. В конце отпуска я обычно радуюсь, что скоро выйду на работу.

26. Когда я расположен к работе, я делаю ее лучше и квалифицированнее, чем другие.

27. Мне проще и легче общаться с людьми, которые могут упорно работать.

28. Когда у меня нет дел, я чувствую, что мне не по себе.

29. Мне приходится выполнять ответственную работу чаще, чем другим.

30. Когда мне приходится принимать решение, я стараюсь делать это как можно лучше.

31. Мои друзья иногда считают меня ленивым.

32. Мои успехи в какой-то мере зависят от моих коллег.

33. Бессмысленно противодействовать воле руководителя.

34. Иногда не знаешь, какую работу придется выполнять.

35. Когда что-то не ладится, я нетерпелив.

36. Я обычно обращаю мало внимания на свои достижения.

37. Когда я работаю вместе с другими, моя работа дает большие результаты, чем работы других.

38. Многое, за что я берусь, я не довожу до конца.

39. Я завидую людям, которые не загружены работой.

40. Я не завидую тем, кто стремится к власти и положению.

41. Когда я уверен, что стою на правильном пути, для доказательства своей правоты я иду вплоть до крайних мер.

Ключ:

Вы получили по 1 баллу за ответы «да» на следующие вопросы 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 14, 15, 16, 17, 21, 22, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 32, 37, 41. Вы также получили по 1 баллу за ответы «нет» на вопросы 6, 13, 18, 20, 24, 31, 36, 38, 39. Ответы на вопросы 1, 11, 12, 19, 23, 33, 34, 35,40 не учитываются. Подсчитайте сумму набранных баллов.

Результат

От 1 до 10 баллов: низкая мотивация к успеху; от 11 до 16 баллов: средний уровень мотивации; от 17 до 20 баллов: умеренно высокий уровень мотивации; свыше 21 балла: слишком высокий уровень мотивации к успеху.

Анализ результата

Результат теста «Мотивация к успеху» следует анализировать вместе с результатами двух следующих тестов: «Мотивация к избеганию неудач» и «Готовность к риску».

Исследования показали, что люди, умеренно и сильно ориентированные на успех, предпочитают средний уровень риска. Те же, кто боится неудач, предпочитают малый или, наоборот, слишком большой уровень риска. Чем выше мотивация человека к успеху – достижению цели, тем ниже готовность к риску. При этом мотивация к успеху влияет и на надежду на успех: при сильной мотивации к успеху надежды на успех обычно скромнее, чем при слабой мотивации к успеху.

К тому же людям, мотивированным на успех и имеющим большие надежды на него, свойственно избегать высокого риска.

Те, кто сильно мотивирован на успех и имеют высокую готовность к риску, реже попадают в несчастные случаи, чем те, которые имеют высокую готовность к риску, но высокую мотивацию к избеганию неудач (защиту). И наоборот, когда у человека имеется вы­сокая мотивация к избеганию неудач (защита), то это препятствует мотиву к успеху – достижению цели.

10.2. Диагностика мотивации личности

к избеганию неудач (Т. Элерса)

Инструкция : «Вам предлагается список слов из 30 строк, по 3 слова в каждой строке. В каждой строке выберите только одно из трех слов, которое наиболее точно Вас характеризует, и пометьте его».

1

2

3

1. Смелый

бдительный

предприимчивый

2. Кроткий

робкий

упрямый

3. Осторожный

решительный

пессимистичный

4. Непостоянный

бесцеремонный

внимательный

5. Неумный

трусливый

недумающий

6. Ловкий

бойкий

предусмотрительный

7. Хладнокровный

колеблющийся

удалой

8. Стремительный

легкомысленный

боязливый

9. Незадумывающийся

жеманный

непредусмотрительный

10. Оптимистичный

добросовестный

чуткий

11. Меланхоличный

сомневающийся

неустойчивый

12. Трусливый

небрежный

взволнованный

13. Опрометчивый

тихий

боязливый

14. Внимательный

неблагоразумный

смелый

15. Рассудительный

быстрый

мужественный

16. Предприимчивый

осторожный

предусмотрительный

17. Взволнованный

рассеянный

робкий

18. Малодушный

неосторожный

бесцеремонный

19. Пугливый

нерешительный

нервный

20. Исполнительный

преданный

авантюрный

21. Предусмотрительный

бойкий

отчаянный

22. Укрощенный

безразличный

небрежный

23. Осторожный

беззаботный

терпеливый

24. Разумный

заботливый

храбрый

25. Предвидящий

неустрашимый

добросовестный

26. Поспешный

пугливый

беззаботный

27. Рассеянный

опрометчивый

пессимистичный

28. Осмотрительный

рассудительный

предприимчивый

29. Тихий

неорганизованный

боязливый

30. Оптимистичный

бдительный

беззаботный

Ключ:

Вы получаете по 1 баллу за следующие выборы, приведенные в ключе (первая цифра перед чертой означает номер строки, вторая цифра после черты – номер столбца, в котором нужное слово. Например, 1/2 означает, что слово, получившее 1 балл в первой строке, во втором столбце – «бдительный»). Другие выборы баллов не получают.

Ключ подсчета:

1/2; 2/1; 2/2; 3/1; 3/3; 4/3; 5/2; 6/3; 7/2; 7/3; 8/3; 9/1; 9/2; 10/2; 11/1; 11/2; 12/1; 12/3; 13/2; 13/3; 14/1; 15/1; 16/2; 16/3; 17/3; 18/1; 19/1; 19/2; 20/1; 20/2; 21/1; 22/1; 23/1; 23/3; 24/1; 24/2; 25/1; 26/2; 27/3; 28/1; 28/2; 29/1; 29/3; 30/2.

Результат

Чем больше сумма баллов, тем выше уровень мотивации к избеганию неудач, защите. От 2 до 10 баллов: низкая мотивация к защите; от 11 до 16 баллов: средний уровень мотивации; от 17 до 20 баллов: высокий уровень мотивации; свыше 20 баллов: слишком высокий уровень мотивации к избеганию неудач, защите.

Анализ результата

Результат анализируется вместе с тестами «Мотивация к успеху» и «Готовность к риску».

Исследования Д. Мак-Клемавда показали, что люди с высоким уровнем защиты, то есть страхом перед несчастными случаями, чаще попадают в подобные неприятности, чем те, которые имеют высокую мотивацию на успех. Исследования показали также, что люди, которые боятся неудач (высокий уровень защиты), предпочитают малый или, наоборот, чрезмерно большой риск, где неудача не угрожает престижу. Немецкий ученый Ф. Буркард утверждает, что установка на защитное поведение в работе зависит от трех факторов:

• степени предполагаемого риска;

• преобладающей мотивации;

• опыта неудач на работе.

Усиливают установку на защитное поведение два обстоятельства: первое – когда без риска удается получить желаемый результат; второе – когда рискованное поведение ведет к несчастному случаю. Достижение же безопасного результата при рискованном поведении, наоборот, ослабляет установку на защиту, то есть мотивацию к избеганию неудач.

10.3. Выявление характера и особенности учебных

интересов и склонностей учеников

Ученикам предлагается ответить на вопросы следующей анкеты:

1. Что больше всего Вас привлекает в школе?

а) общение с товарищами;

б) получение отметок;

в) общественная работа;

г) узнавание нового;

д) сам процесс учения;

е) самостоятельная работа;

ж) другое (укажите, что именно).

2. Какой учебный предмет Вам кажется наиболее трудным? (Назовите его и, если можно, объясните, в чем именно заключается трудность.)

3. Какой учебный предмет Вам кажется наиболее интересным? ( Назовите его и укажите, в чем именно состоит Ваш интерес к этому предмету, что больше всего Вас интересует в этом предмете.)

4. Какой из учебных предметов Вы считаете самым полезным для своей подготовки к жизни после окончания школы? (Назовите его и укажите, почему именно этот предмет Вам наиболее полезен.)

5. Какие учебные предметы, по Вашему мнению, можно было бы не изучать и почему?

6. Какие учебные предметы надо было бы, по Вашему мнению, включить в обучение и почему?

Анализ содержания ответов позволяет установить характер учебно-познавательных мотивов ученика, наличие у него определенных склонностей.

10.4. Выявление ценностных ориентаций

1. Что означает успех лично для Вас?

………………………………………………………………

2. Перечислите свои основные успехи.

………………………………………………………………

3. Когда в последний раз Вы добивались успеха?

………………………………………………………………

4. Какими качествами характера, способствующими достижению успеха, Вы обладаете?

………………………………………………………………

5. Что до сих пор препятствует достижению Вами заметного успеха?

………………………………………………………………

6. Готовы ли Вы тренировать свою волю к успеху?

…………………………………………………………….…

7. Помогаете ли Вы другим добиваться успеха?

……………………………………………………………….

10.5. Изучение отношения учащихся к учебной

деятельности на основе анализа динамики отметок

Отметки имеют определенное объективное значение, которое характеризует успеваемость и уровень знаний ученика. Вместе с тем, они имеют для ученика определенный субъективный смысл в качестве средств достижения того, что действительно побуждает ученика учиться. Объективное и субъективное значение отметок взаимосвязано, но для некоторых учащихся оно может не совпадать. Так, учащийся может прекрасно знать и понимать, что он учится плохо и в то же время низкая успеваемость осмысливается им как нормальная и единственно возможная. Иногда, за видимостью хорошей успеваемости скрыта внутренняя неудовлетворенность собой и стремление к повышению знаний. Как видно, и в первом, и во втором случае не совпадает объективное значение отметки и ее психологический смысл для ученика.

Одним из простых, объективных показателей отношения учащихся к отметке служит кривая текущей успеваемости. Кривая может быть многовершинной, когда успеваемость ученика в начале каждой четверти значительно ниже, чем в конце. Подъем кривой успеваемости в этом случае сопровождается погоней за отметкой, а не за усвоением знаний. Отметка в таком случае выступает средством или самоутверждения, или получения одобрения со стороны родителей и т. п. Поэтому «скачущая» кривая успеваемости – один из симптомов доминирования у учащихся внешней, внеучебной мотивации. Возникновение стойкой учебно-познавательной мотивации приводит сначала к стабилизации кривой успеваемости, а затем к ее постепенному росту. В этом случае объективное и субъективное значение отметки совпадает.

Кривую успеваемости можно построить, расположив все отметки учащегося по определенному предмету в прямоугольной системе координат, где по оси абсцисс отложен порядковый номер отметки, а по оси ординат – величина отметки в баллах от 1 до 5 (рис. 1).

5

4

3

2

Отметки 1

1 2 3 4 5 6 7 8 9 Порядковый номер отметки

Рис. 1

Сравните кривые успеваемости изучаемого ученика по нескольким предметам (например, по истории и математике или химии и русскому языку). Проанализируйте отношения ученика к учебной деятельности.

11. ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЙ

11.1. Изучение тревожности школьников

Инструкция . Я буду читать Вам ситуации, с которыми Вы часто встречаетесь в жизни. Вам нужно представить себе каждую ситуацию и, отметив на листе бумаги ее номер, оценить степень опасения, беспокойства или страха, которые могут быть вызваны этой ситуацией. Например, «Перейти в другую школу». Если ситуация не вызывает чувства беспокойства, поставьте цифру 0. Если волнует немножко – цифру 1. Если ситуация неприятна и Вы бы хотели избежать ее – цифру 2. Если она для Вас очень неприятна и вызывает сильную тревогу, страх, обведите цифру 3. Если крайне неприятна, вызывает очень сильный страх, сильнейшее беспокойство, обведите цифру 4.

Ваша задача — представить себе как можно яснее каждую ситуацию и указать, в какой степени эта ситуация может вызывать у Вас опасение, беспокойство, тревогу или страх.

СИТУАЦИИ:

1. Отвечать у доски 01234

2. Пойти в дом к незнакомым людям 01234

3. Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах 01234

4. Разговаривать с директором школы 01234

5. Думать о своем будущем 01234

6. Учитель смотрит по журналу, кого бы спросить 01234

7. Тебя критикуют, в чем-то упрекают 01234

8. На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи) 01234

9. Пишешь контрольную работу 01234

10. После контрольной учитель называет отметки 01234

11. На тебя не обращают внимания 01234

12. У тебя что-то не получается 01234

13. Ждешь родителей с родительского собрания 01234

14. Тебе грозит неудача, провал 01234

15. Слышишь за своей спиной смех 01234

16. Сдаешь экзамены в школе 01234

17. На тебя сердятся (непонятно почему) 01234

18. Выступать перед большой аудиторией 01234

19. Предстоит важное, решающее дело 01234

20. Не понимаешь объяснений учителя 01234

21. С тобой не согласны, противоречат тебе 01234

22. Сравниваешь себя с другими 01234

23. Проверяются твои способности 01234

24. На тебя смотрят как на маленького 01234

25. На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос 01234

26. Замолчали, когда ты подошел (подошла) 01234

27. Оценивается твоя работа 01234

28. Думаешь о своих делах 01234

29. Тебе надо принять для себя решение 01234

30. Не можешь справиться с домашним заданием 01234

Методика включает ситуации трех типов:

1) ситуации, связанные со школой, общением с учителями;

2) ситуации, актуализирующие представление о себе;

3) ситуации общения.

Соответственно, виды тревожности, выявляемые с помощью данной шкалы, обозначены так: школьная, самооценочная, межличностная. Данные о распределении пунктов шкалы представлены в табл. 1.

Таблица 1

Вид тревожности

Номер пункта шкалы

Школьная

Самооценочная

Межличностная

1

3

2

4

5

7

6

12

8

9

14

11

10

19

15

13

22

17

16

23

18

20

27

21

25

28

21

30

29

26

Подсчитывается общая сумма баллов отдельно по каждому разделу шкалы и по шкале в целом. Полученные результаты интерпретируются в качестве показателей уровней соответствующих видов тревожности, показатель по всей шкале — общего уровня тревожности.

11.2. Самооценка психических состояний

Цель исследования : выявить уровень тревоги (1–10 характеристики), фрустрации (11–20) и агрессивности (21–30 характеристики).

Инструкция :

Предлагаем Вам описание различных психических состояний. Если это состояние очень подходит Вам, то за ответ ставится 2 балла; если подходит, но не очень, то 1 балл; если совсем не подходит — то 0 баллов.

ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ

подходит

подхдит, но не очень

не подходит

2

1

0

1. Не чувствую в себе уверенности

2. Часто из-за пустяков краснею

3. Мой сон беспокоен

4. Легко впадаю в уныние

5. Беспокоюсь о только воображаемых еще неприятностях

6. Меня пугают трудности

7. Люблю копаться в своих недостатках

8. Меня легко убедить

9. Я мнительный

10. С трудом переношу время ожидания

11 Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых можно найти выход

12. Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом

13. При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя

14. Несчастья и неудачи ничему меня не учат

15. Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесплодной

16. Я нередко чувствую себя беззащитным

ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ

подходит

подхдит, но не очень

не подходит

2

1

0

17. Иногда у меня бывает состояние отчаяния

18. Чувствую растерянность перед трудностями

19. В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу чтобы меня пожалели

20. Считаю недостатки своего характера неисправимыми

21. Оставляю за собой последнее слово

22. Нередко в разговоре перебиваю собеседника

23. Меня легко рассердить

24. Люблю делать замечания другим

25. Хочу быть авторитетом для окружающих

26. Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего

27. Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю

28. Предпочитаю лучше руководить, чем подчиняться

29. У меня резкая, грубоватая жестикуляция

30. Я мстителен

Обработка результатов

Подсчитайте сумму баллов за каждую из трех групп вопросов:

I.

II.

III.

1–10 вопросы – тревожность.

11–20 вопросы – фрустрация.

21–30 вопросы – агрессивность.

I. Тревожность

0 – 7 баллов не тревожные

8 – 14 баллов тревожность средняя, допустимого уровня

15 – 20 баллов очень тревожные

II. Фрустрация

0 – 7 баллов

8 – 14 баллов

15 – 20 баллов

имеет высокую самооценку, устойчив к неудачам и не боится трудностей

средний уровень, фрустрация имеет место

низкая самооценка, избегает трудностей, боится неудач

III. Агрессивность

0 – 7 баллов

8 – 14 баллов

15 – 20 баллов

спокоен, выдержан

средний уровень

агрессивен, невыдержан, есть трудности в общении

12. ДИАГНОСТИКА СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ

12.1. Изучение темперамента методом наблюдения

На основании деятельности ученика, его поведения на уроках и в процессе общения можно сделать вывод о том, какой тип темперамента преобладает у учащегося. Темперамент проявляется в общей, двигательной и эмоциональной активности учащихся.

ОБЩАЯ АКТИВНОСТЬ – это готовность человека к деятельности, к освоению всего нового, стремление к преобразованиям, преодолениям препятствий. Высокий уровень общей активности у холериков и сангвиников, низкий у меланхоликов и флегматиков.

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ – это скорость, ритм, сила движений человека (походки, жестов, мимики), а также сила, скорость и ритм речи. Высокий уровень двигательной активности у холериков и сангвиников (ходят быстро, ритмично, говорят громко и т. д.), низкий – у меланхоликов и флегматиков (ходят плавно, речь спокойная, тихая и т. д.).

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ – легкость, с которой эмоции становятся побудительной силой поступка. Низкий уровень эмоциональной активности у сангвиников и флегматиков, высокий – у холериков и меланхоликов. Холерики и меланхолики впечатлительны, но холерики импульсивны, а меланхолики – нет. У холерика происходит быстрая смена эмоциональных состояний, у меланхоликов – нет.

Сочетание общей, двигательной и эмоциональной активности характеризует темперамент ученика.

Уровень активности

Активность

Холерик

Сангвиник

Флегматик

Меланхолик

Общая

Высокий

Высокий

Низкий

Низкий

Двигательная

Высокий

Высокий

Низкий

Низкий

Эмоциональная

Высокий

Низкий

Низкий

Высокий

12.2. Тест Айзенка для изучения темперамента учащегося

Инструкция : «Вам предлагается ряд вопросов об особенностях Вашего поведения, если Вы отвечаете на вопрос утвердительно («согласен»), то поставьте знак +, если отрицательно («несогласен»), то знак –. Отвечайте на вопросы быстро, не раздумывая, так как важна первая реакция».

Текст опросника

1. Любишь ли ты шум и суету вокруг себя?

2. Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддержать или утешить?

3. Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебя о чем-нибудь спрашивают, если это не на уроке?

4. Бываешь ли ты иногда сердитым, раздражительным, злишься?

5. Часто ли у тебя меняется настроение?

6. Тебе больше нравится быть одному, чем встречаться с другими ребятами?

7. Бывает ли так иногда, что тебе мешают уснуть разные мысли?

8. Всегда ли ты делаешь так, как тебе говорят?

9. Любишь ли ты подшутить над кем-нибудь?

10. Ты когда-нибудь чувствовал себя несчастным, хотя для этого не было настоящей причины?

11. Ты веселый человек?

12. Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе?

13. Многое ли раздражает тебя?

14. Тебе нравится такая работа, где надо делать все быстро?

15. Ты переживаешь из-за всяких страшных событий, которые чуть было не произошли, хотя все окончилось хорошо?

16. Тебе можно доверить любую тайну?

17. Можешь ли ты развеселить заскучавших ребят?

18. Бывает ли так иногда, что у тебя безо всякой причины сильно бьется сердце?

19. Делаешь ли ты первый шаг для того, чтобы с кем-нибудь подружиться?

20. Ты когда-нибудь говорил неправду?

21. Сильно ли ты огорчаешься, если люди находят недостатки в работе, которую ты сделал?

22. Любишь ли ты рассказывать смешные истории, шутить со своими друзьями?

23. Часто ли ты чувствуешь себя усталым безо всякой причины?

24. Ты всегда сначала делаешь уроки, а играешь уже потом?

25. Ты обычно весел и всем доволен?

26. Обидчив ли ты?

27. Любишь ли ты разговаривать и играть с другими ребятами?

28. Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству?

29. Бывает ли так, что у тебя иногда сильно кружится голова?

30. Любишь ли ты поставить кого-нибудь в неловкое положение, посмеяться над кем-нибудь?

31. Ты часто чувствуешь, что тебе что-нибудь очень надоело?

32. Ты любишь иногда похвастаться?

33. Ты чаще всего молчишь в обществе других людей?

34. Ты иногда волнуешься так сильно, что тебе трудно усидеть на месте?

35. Ты быстро решаешься на что-нибудь?

36. Ты иногда шумишь в классе, когда нет учителя?

37. Тебе часто снятся страшные сны?

38. Можешь ли ты забыть обо всем и от души повеселиться среди своих друзей, приятелей, подруг?

39. Тебя легко огорчить чем-нибудь?

40. Случалось ли тебе говорить плохо о ком-нибудь?

41. Можешь ли ты назвать себя беспечным, беззаботным человеком?

42. Если тебе случится попасть в неловкое положение, ты потом долго переживаешь?

43. Ты любишь шумные и веселые игры?

44. Ты всегда ешь все, что тебе предлагают?

45. Тебе трудно отказаться, если тебя о чем-нибудь просят?

46. Ты любишь часто ходить в гости?

47. Бывают ли такие моменты, что тебе не хочется жить?

48. Ты когда-нибудь был грубым с родителями?

49. Тебя считают веселым человеком?

50. Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?

51. Ты больше любишь сидеть в стороне и смотреть, чем самому принимать участие в общем веселье?

52. Тебе обычно бывает трудно уснуть из-за разных мыслей?

53. Ты обычно бываешь уверен в том, что сможешь справиться с делом, которое тебе поручают?

54. Часто ли ты чувствуешь себя одиноким?

55. Ты стесняешься первым заговаривать с незнакомыми людьми?

56. Часто ли ты решаешься на что-нибудь, когда уже поздно?

57. Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ?

58. Ты иногда чувствуешь себя особенно веселым или печальным без всякой причины?

59. Ты считаешь, что трудно получить настоящее удовольствие в гостях, на утреннике, на елке?

60. Тебе часто приходится волноваться из-за того, что ты сделал что-нибудь, не подумав?

Ключ:

1. Экстраверсия — интроверсия:

«да» (+) 1, 3, 9, 11, 14, 17, 19, 22, 25, 27, 30, 35, 38, 41, 43, 46, 49, 53, 57.

«нет» (-) 6, 33, 51, 55, 59.

2. Нейротизм:

«да» (+) 2, 5, 7, 10, 13, 15, 17, 18, 21, 23, 26, 29, 31, 34, 37, 39, 42, 45, 50, 51, 52, 56, 58, 60.

3. Показатель лжи:

«да» (+) 8, 16, 24, 28, 44.

«нет» (-) 4, 12, 20, 32, 36, 40, 48.

По шкале лжи показатель в 4—5 баллов рассматривается как критический.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ:

оценочная таблица для шкалы экстра- интроверсии

Интроверсия

Экстраверсия

значительная

умеренная

умеренная

значительная

1—7

8—11

12—18

19—24

оценочная таблица для шкалы нейротизма

Эмоциональная устойчивость

Эмоциональная неустойчивость

высокая

средняя

высокая

очень высокая

до 10

11—14

15—18

19—24

12.3. Доминирующий тип

темперамента школьника (методика А. Белова)

Ход исследования . Студент-практикант раздает ученикам (4–5 чел.) листы (проколы), на которых они указывают фамилию, имя, дату, школу, класс. Одним из испытуемых должен быть ученик, характеристику которого Вы собираетесь писать. Затем испытуемые пишут в 4 столбика цифры от 1 до 20. Экспериментатор зачитывает испытуемым утверждения, характеризующие особенности каждого из 4 типов темпераментов. Особенности каждого из темпераментов составляют его «паспорт» (по 20 особенностей в «паспорте»). Перед тем, как зачитать испытуемым утверждения, содержащиеся в каждом «паспорте», испытуемым дается инструкция: «Сейчас я буду называть особенности личности. Каждая из особенностей обозначена номером. Напротив номера вопроса в протоколе, если та или иная особенность, названная мною, имеется у Вас, поставьте знак +. Если Вы считаете, что названное мною качество у Вас отсутствует, то никакого знака не ставьте».

Паспорт холерика

Если Вы:

1. Неусидчивы, суетливы.

2. Невыдержанны, вспыльчивы.

3. Нетерпеливы, реактивны.

4. Резки, прямолинейны в отношениях с людьми.

5. Решительны и инициативны.

6. Энергичны.

7. Находчивы в споре.

8. Работаете рывками.