Главная Учебники - Разные Лекции (разные) - часть 14
Ф СО ПГУ 7.18.2/05 Министерство образования и науки Республики Казахстан Павлодарский государственный университет им. С.Торайгырова Кафедра Отраслевой экономики МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ к курсовой работе по дисциплине «Лесоуправление» для студентов специальности 050807 «Лесохозяйственное дело» Павлодар УТВЕРЖДАЮ
Декан ФЭФ ____________ Т.Я.Эрназаров «____»____________2008г. Составитель: доцент_________________Р.П.Титкова Кафедра Отраслевой экономики МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
к курсовой работе по дисциплине «Лесоуправление» для студентов специальности 050807 «Лесохозяйственное дело» Рекомендовано
на заседании кафедры «28» августа 2008 г., Протокол № 1 Заведующий кафедрой _________________ Р.П. Титкова Одобрено
методическим советом Финансово-экономического факультета «29» августа 2008г., протокол № 1 Председатель УМС ______________ Л.А.Сидорова Содержание
1 Общие положения 2 Выбор темы и требования к оформлению и защите курсовой работе 3 Перечень тем курсовых работ 4 Методические указания к выполнению курсовой работе 5 Список рекомендуемой литературы 1 Общие положения
Цель курсовой работы по дисциплине «Лесоуправление»: - развитие у студентов практических навыков в самостоятельной творческой работе в области совершенствования организационной структуры управления предприятием; планирования производственной программы; расчета фонда оплаты труда; калькулирования себестоимости продукции; организации труда и технического нормирования; формирования бизнес-плана; производственного цикла лесовыращивания; организации обслуживания производства и планирования лесного дохода предприятия. Пояснительная записка курсовой работы должна содержать следующую структура: - план; - введение с обоснованием акту - основную часть; Заключение; Список использованных источников; - приложения (при необходимости). выполняется по фактическим материалам предприятия (по данным производственных практик студентов) в объеме 40-45 страниц рукописного текста или 30 страниц печатного текста. 2 Выбор темы и требования к оформлению и защите курсовой работы
Студент выбирает номер темы курсовой работы по последней цифре зачетки, либо по согласованию с преподавателем. Пояснительная записка курсовой работы может быть написана от руки или отпечатана в соответствии с методической инструкцией МИ ПГУ 4.01. 1-05 Пояснительная записка курсовой работы оформляется в соответствии с Правилами оформления учебной документации (МИ ПГУ 4.01.2-06). Оформленная и подписанная студентом представляется на подпись руководителю. Если выполнена в срок и удовлетворяет требованиям, предъявляемым к ним, то руководитель допускает студента к защите курсовой работа. Студенты, выполнившие курсовую работу позже установленного срока, допускаются к защите курсовой работы с разрешения заведующего кафедрой. Защита курсовой работы проводится по графику, утвержденному заведующим кафедрой не позднее, чем за одну - две недели до начала сессии. Защита курсовой работы проводится на заседании комиссии из трех человек, утвержденной заведующим кафедрой при непосредственном участии руководителя курсовой работы. Для защиты курсовой работы студент выступает с коротким докладом продолжительностью 3-5 минут, и отвечает на вопросы членов комиссии. Качество выполнения и защиты курсовой работы оценивается по сто бальной шкале с переводом в цифровой эквивалент, буквенную и традиционную оценку. В зачетную книжку выставляется оценка в традиционной форме оценок ( «отлично», «хорошо», «удовлетворительно»). При выставлении оценок принимается во внимание: - качество доклада при защите; - уровень теоретической, научной и практической подготовки студентов4 - оформление пояснительной записки; - отзыв руководителя курсовой работы. Повторная защита курсовой работы с целью повышения положительной оценки не допускается. 3 Перечень тем курсовых работ
Тема 1 Общая характеристика предприятия (на примере лесного и лесопаркового хозяйства) Тема 2 Совершенствование организационной структуры управления предприятием (на примере лесного и лесопаркового хозяйства) Тема 3 Совершенствование управления производством (на примере предприятия лесного и лесопаркового хозяйства). Тема 4 Управлением персоналом (на примере предприятия лесного и лесопаркового хозяйства). Тема 5 Планирование производственной программы (на примере предприятия лесного и лесопаркового хозяйства). Тема 6 Информационная система управления (на примере предприятия лесного и лесопаркового хозяйства). Тема 7 Планирование фонда оплаты труда (на примере предприятия лесного и лесопаркового хозяйства). Тема 8 Планирование себестоимости, прибыли и рентабельности (на примере предприятия лесного и лесопаркового хозяйства). Тема 9 Организация труда (на примере предприятия лесного и лесопаркового хозяйства). Тема 10 Организация технического нормирования труда (на примере предприятия лесного и лесопаркового хозяйства). Тема 11 Продуктивность лесов, пути повышения продуктивности лесов и лесных земель (на примере предприятия лесного и лесопаркового хозяйства). Тема 12 Научно-технический прогресс и инновации в лесном и лесопарковом хозяйстве (на примере предприятия лесного и лесопаркового хозяйства). Тема 13 Формирование бизнес-плана по лесохозяйственному производству Тема 14 Производственный цикл лесовыращивания Тема 15 Организация обслуживания производства Тема 16 Планирование лесного дохода предприятия 4 Методические указания к выполнению курсовой работы
В теме 1
«Общая характеристика предприятия (на примере лесного и лесопаркового хозяйства)» должны быть рассмотрены вопросы: - цели и задачи предприятия; - масштаб деятельности предприятия; - миссия и имидж предприятия; - характер производственной кооперации; система снабжения и сбыта; - географическое положение, климатические и природные условия предприятия; - степень механизации и автоматизации производства процессов управления; - уровень специализации, кооперирования и концентрации производства; - организационная структура производства (организационно-правовые формы структурных подразделений и характер организационных отношений между ними); - производственная структура предприятия; - стратегия и тактика управления предприятием; - уровень организационной культуры. В теме 2 «
Совершенствование организационной структуры управления предприятием (на примере лесного и лесопаркового хозяйства)» должны быть рассмотрены вопросы: - организационная структура управления деятельностью предприятия с учетом его организационно-правовой формы; - характер организующих отношений между структурными подразделениями; - компоненты организационной структуры: линейные подразделения (управление основным производством), функциональные структурные подразделения (совещательные функции и функциональные полномочия), обеспечивающие структурные подразделения; - методы, применяемые на предприятии для совершенствования и поощрения организационных структур управления на каждом уровне; Структура и функции аппарата управления предприятием; - регламентация деятельности структурных подразделений, их внутренняя структура, связь с другими подразделениями; - эффективность и экономичность структуры управления, механизм её совершенствования. Выполняя данную тему, студент должен показать схемы организационных структур управления предприятием, его структурные подразделения, на базе которых выполняется . Студент должен обосновать основные мероприятия по совершенствованию организационной структуры. В теме 3
«Совершенствование управления производством (на примере предприятия лесного и лесопаркового хозяйства)» студент должен рассмотреть вопросы: -
производственная функция предприятия; - структура организационной системы, включающая подсистемы обеспечения, планирования и контроля; - операционное планирование выпуска продукции; - нормирование труда и управление запасами; - календарное планирование и диспетчеризация производства; - мотивация и стимулирование труда в целях активизации человеческого фактора; - управление производством на уровне высшего руководства, руководителей среднего и низшего звена. В курсовой работе должна быть рассмотрена организация учета, анализа и планирования производства; процесс планирования объемов выпуска продукции, работа службы маркетинга: обоснование производственной программы с учетом производственных мощностей; система показателей, характеризующих производственную деятельность предприятия; система сбыта продукции. В теме 4 «
Управлением персоналом (на примере предприятия лесного и лесопаркового хозяйства)» студент должен рассмотреть вопросы: -
профессиональный состав, квалификационный и образовательный уровень кадров (по категориям персонала); -
планирование и прогнозирование потребности в рабочей силе (по категориями персонала); - процесс подбора кадров руководителей и специалистов; - система материального и морального стимулирования; - функции управленческого персонала; - требования, предъявляемые к работникам аппарата управления, их соответствие квалификационным требованиям общей и социальной подготовки; - система работы с кадрами (ротация, повышение квалификации, подготовка и переподготовка кадров, работа с резервом на выдвижение); - методы повышения эффективности управленческого труда. В теме 5 «
Планирование производственной программы (на примере предприятия лесного и лесопаркового хозяйства)» должны быть рассмотрены вопросы: -
организация учета, анализа и планирования производства на предприятии; -
методика разработки планов, прогнозов, текущих производственных программ в целом по предприятию или какому-либо базовому производственному подразделению; -
процесс планирования объемов выпуска продукции и разработки соответствующих программ маркетинга, обоснование необходимости их использования на данном предприятии; -
методы и приемы, используемые при обосновании производственной программы, с учетом потребностей рынка, производственных мощностей, материальных, трудовых и финансовых резервов; -
система показателей производственной программы, характеризующая производственную деятельность; -
система организации производственных связей между звеньями и подразделениями предприятия, её эффективность; -
система товародвижения, сбыта и продвижения продукции на предприятии; - система управления маркетингом на предприятии. В теме 6 «
Информационная система управления (на примере предприятия лесного и лесопаркового хозяйства)» студент должен рассмотреть вопросы: - массивы информации; - коммуникационный процесс; - коммуникации между уровнями управления и подразделениями; - коммуникации между предприятием (организацией) и внешней средой (органы государственного регулирования, потребители, поставщики); - характеристика общей схемы информационных потоков в организации; - информационный процесс (передача, преобразование, хранение, оценка и использование информации); - средства передачи и преобразования информации; - документооборот предприятия и его характеристика; - организация делопроизводства, рационализация документооборота предприятия; - пути устранения недостатков коммуникационного процесса; - совершенствование коммуникаций в организации. В теме 7
«Планирование фонда оплаты труда (на примере предприятия лесного и лесопаркового хозяйства)» студент должен рассмотреть вопросы: - профессиональный состав, квалификационный и образовательный уровень кадров (по категориям персонала); - тарифную систему организации оплаты труда; элементы тарифной системы; - бестарифную систему оплаты руда и возможности её использования на предприятии; - систему материального и морального стимулирования; - требования, предъявляемые к работникам аппарата управления, их соответствие квалификационным требованиям общей и социальной подготовки; - состав фонда оплаты труда (тарифныйфонд, доплаты до часового, дневного, месячного фонда); В курсовой работе необходимо рассчитать годовой фонд заработной платы работников предприятия (отдела, подразделения). В теме 8
«Планирование себестоимости, прибыли и рентабельности (на примере предприятия лесного и лесопаркового хозяйства)» студент должен рассмотреть вопросы: -
понятие себестоимости продукции; - группировка затрат по ряду признаков; - калькулирование затрат; - смета затрат на производство; - зарубежный опыт учета затрат в условиях рынка; - формирование и распределение пробыли (дохода) на предприятии; - показатели рентабельности производства. В курсовой работе студенту необходимо рассчитать (по выбору): - себестоимость отвода лесосек; - себестоимость рубок ухода в молодняках; - себестоимость прореживания; - себестоимость проходных рубок - себестоимость санитарных рубок; - себестоимость лесопосадочных работ. Таблица 1 – Планирование себестоимости продукции рекомендуется оформить в табличной форме Наименование затрат
Затраты на годовой выпуск
Затраты на единицу продукции
1 Сырье и основные материалы 2 Возвратные отходы (вычитаются) 3 Покупные и комплектующие изделия и полуфабрикаты 4 Топливо и энергия для технологических целей 5 Основная заработная плата основных производственных рабочих 6 Дополнительная заработная плата 7 Отчисления от заработной платы основных производственных рабочих 8 Расходы на освоение и подготовку 9 Цеховые расходы 10 Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования Итого производственная себестоимость В курсовой работе студенту рекомендуется рассчитать показатели прибыли и рентабельности производства. В теме 9
«Организация труда (на примере предприятия лесного и лесопаркового хозяйства)» студент должен рассмотреть вопросы: - сущность и задачи организации труда; - социологические, психологические и физиологические основы организации труда; - разделение и кооперация труда на лесохозяйственном предприятии; - бригадная форма организации труда; - организация подготовки и повышение квалификации работников. В курсовой работе студент должен разработать мероприятия по совершенствованию организации труда на предприятии. В теме 10
«Организация технического нормирования труда (на примере предприятия лесного и лесопаркового хозяйства)» студент должен рассмотреть вопросы: - сущность и задачи нормирования труда; - классификация затрат рабочего времени и времени использования оборудования. - виды норм труда и методы нормирования, используемые на предприятии; - методы изучения затрат рабочего времени наблюдением (фотография рабочего времени, хронометраж, фотохронометраж); - нормативная база технического нормирования; - методы нормирования труда специалистов и служащих; - организация и порядок пересмотра действующих и внедрения технически обоснованных норм труда; - стимулирование работы по технически обоснованным нормам. Студенту желательно выполнить хронометраж либо фотохронометраж рабочего дня рабочего либо бригады рабочих. В теме 11
«Продуктивность лесов, пути повышения продуктивности лесов и лесных земель (на примере предприятия лесного и лесопаркового хозяйства)» студент должен рассмотреть вопросы: - понятие и показатели продуктивности лесов; - оптимальная лесность регионов; - основные пути воспроизводства лесных ресурсов; - простое и расширенное, экстенсивное и интенсивное их воспроизводство; - резервы экстенсивного пути увеличения лесных площадей; - критерии оценки продуктивности лесов и лесопользования; В курсовой работе студент должен рассчитать показатели продуктивности лесов; разработать мероприятия по повышению продуктивности лесов и лесных земель. В теме 12
«Научно-технический прогресс и инновации в лесном и лесопарковом хозяйстве (на примере предприятия лесного и лесопаркового хозяйства)» студент должен рассмотреть вопросы: - роль новой техники и технологии в лесном и лесопарковом хозяйстве; - показатели, характеризующие интенсивность лесного хозяйства; - понятие, сущность и особенности инвестиций в лесном, лесопарковом хозяйстве; - источники инвестиций; - общая и сравнительная экономическая эффективность капитальных вложений; - приоритетные направления капитальных вложений в лесное и лесопарковое хозяйство (охрана лесов, лесовосстановление и лесоразведение и социальная инфраструктура); Должны быть рассмотрены применительно к конкретному предприятию. В теме 13 «
Формирование бизнес-плана по лесохозяйственному производству» студент должен рассмотреть вопросы: - возможности предприятия (формы); - виды производительности товаров и оказываемых услуг; - рынки сбыта товаров и услуг; - конкуренция на рынках сбыта; - план маркетинга; - план производства; - организационный план; - правовое обеспечение деятельности фирмы; - оценки риска и страхование; - финансовый план; - стратегия финансирования. В разделе «Возможности фирмы (резюме) определяются в приоритетном порядке все направления деятельности фирмы, цели и стратегия формы. Резюме должны дать будущим инвесторам ответы на вопросы: - что они получают при успешной реализации бизнес-плана; Каков риск потери ими денег? В разделе «Виды товаров (услуг) описываются все товары и услуги фирмы, которые предлагаются на рынке покупателям. Раздел «Рынки сбыта товаров» направлен на изчение рынков и позволяет представить предпринимателю, кто будет покупать его товар. В разделе «Конкуренция на рынках сбыта» необходимо дать ответы на вопросы, касающиеся конкурентоспособности фирмы, выявить слабые и сильные стороны ведения бизнеса конкурентами и определить наиболее действенные ответные меры. В план маркетинга включаются следующие вопросы: - цели и стратегии маркетинга; - ценообразование; - схемы распространения товаров; - методы стимулирования продаж. План производства определяется на основе объема продаж, номенклатуры и ассортимента продукции, её качества, массы прибыли, уровня рентабельности. Организационный план включает систему мер, направленных на рациональное сочетание в пространстве и времени элементов и людей, занятых в процессе производства. В разделе «Правовое обеспечение деятельности фирмы»должна быть отражена организационно-правовые формы предприятия. В разделе «Оценка риска и страхование» должна быть описана вероятность возникновения потерь или снижения доходов при внедрении проекта. Среди предупредительных мероприятий можно рекомендовать страхование – как систему мероприятий по созданию денежного фонда, из средств которого возмещаются потери. В разделе «Финансовый план» показываются доходы и расходы предприятия. Раздел «Стратегия финансирования» представляется бюджетом времени – это количественные показатели плана, характеризующие доходы и расходы предприятия и его отдельных подразделений, позволяющих определить финансовые результаты и капитал, который необходимо привлечь для достижения заданной цели. В теме 14
«Производственный цикл лесовыращивания» необходимо рассмотреть вопросы: - производственный процесс, его характеристика; - основные принципы и требования организации производственных процессов; - производственный цикл выращивания лесных саженцев; - основы организации поточного производства в лесном и лесопарковом хозяйстве; В теме 15
«Организация обслуживания производства» должны быть рассмотрены вопросы: - состав и назначение вспомогательно-обслуживающих служб производства; - организация транспортного хозяйства; - организация ремонтного хозяйства; - складское хозяйство. В теме 16
«Планирование лесного дохода» студент должен рассмотреть вопросы: - источники формирования лесного дохода; - ставки платы за лес на корню и другие виды платежей в бюджет; - собственные средства, источники их формирования; Пути увеличения лесного дохода и заинтересованности работников лесного и лесопаркового хозяйства в повышении его размера. Список рекомендуемой литературы
Основная 1 Лесной Кодекс КР. – Алматы, 1993. 2 Воронин И.В., Куликов М.А. Анализ хозяйственной деятельности лесохозов. 3 Ливенцов В.П., Осьнаков Н.И. и др. Организация и планирование лесохозяйственного планирования. – М.: Лесная промышленность, 1980. 4 Методические указание к составлению техпромфинплана предприятий лесного хозяйства. – М.:1978. 5 Теодоронский В.С., Кожухов Н.И. Экономика, организация и планирование зеленого хозяйства и строительства. – М.: Стройиздат, 1978. 6 Задачник по анализу хозяйственной деятельности лесозаготовительного предприятия, Москва, 1984. Дополнительная 7 О.С. Виханский, А.И.Наумов. Менеджмент. –М.: Гардарини, 2000. – С. 11-20, 24-56. 8 В.Р. Веснин. Менеджмент. – М.: Проспект, 2004. – С 4-5, 37-65. 9 Герчикова. Менеджмент. – М.: ЮНИТИ. С. 9-31. 10 Г.Г.Гоцкий. Менеджмент предприятия. – Минск, 2004. – С. 7-30. 11 Дафт Л.Ричард. Менеджмент. С-П.: Питер, 2001. - С. 48-79. 12 Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. -М.: Финансы, учет. Аудит, 2000. - С. 3-14. 13 Основы менеджмента / Под ред. А.А.Радугина. –М.: Центр, 2001. - С. 27-52.
|