Главная Учебники - Разные Лекции (разные) - часть 14
3. Раздел ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ[1]
К разделу
2.
Романтизм как ведущее художественное направление в литературе 1800 – 1820-х гг. Форма проведения
: практическое занятие Цель занятия
: - выявление основных черт романтизма, утверждение романтических жанров в творчестве поэтов рубежного периода Основные вопросы к теме
: 1. Античный идеал в поэзии К. Н. Батюшкова A) Периодизация творчества К. Батюшкова: B) Чувственная поэзия К. Батюшкова. Эпикурейские мотивы в лирике («Вакханка», «Радость», «Мои пенаты»). C) Духовный кризис поэта – крушение «маленькой философии» («К другу», «К Дашкову») 2. В. А. Жуковский – «певец средних веков» A) Русские и западноевропейские традиции в творчестве В. А. Жуковского; B) Новаторство поэта в создании «русской баллады» («Людмила», «Светлана»). Сопоставительный анализ баллад: стиль, язык, образы. 3. Жизнеутверждающая лирика Д. В. Давыдова A) Тема гусарского быта в поэзии Д. Давыдова («Песня», «Гусарский пир», «Бурцову» .); B) Анакреонтическая (любовная) лирика («Неверной»); C) Элегия. Историческая элегия (Элегии; «Бородинское поле»); D) Аллегория и сатира в поэзии Д. Давыдова. Басня («Чиж и Роза», «Быль или басня…», «Голова и Ноги» и др.) 4. Значение поэзии К. Н. Батюшкова, В. А. Жуковского, Д. В. Давыдова для становления русского Ренессанса. Белинский о Жуковском и Батюшкове. Методические рекомендации
: На примере лирики поэтов выявить своеобразие элегического жанра, выделить специфику образной системы лирики каждого поэта, выписать характерные художественные средства, проследить связь поэтов с стилем античной культуры, средневековья и др., выучить наизусть 3 стихотворения каждого поэта. Литература:
1. Иезуитова Р. В. Жуковский и его время. – Л., Наука, 1989. 2. Афанасьев В. Жуковский (ЖЗЛ). – М., 1985. 3. Коровин В. И. «И жил так точно, как писал…» / К. Н. Батюшков. К 200-летию со дня рождения. – М., Знание, 1987. 4. зорин А. Несчастный счастливец. / К. н. Батюшков. Избранные сочинения. – М., 1986. 5. Серебряков Г. В. Денис Давыдов (ЖЗЛ). – М., Молодая гвардия, 1985. 6. Гуковский Г. А. Пушкин и русские романтики. – М., 1965. Тема
2.
Поэзия декабристов. Поэты пушкинской поры Цель
лекции:
- Определение особенности романтизма поэтов-декабристов, выявление черт декабризма Основные вопросы к теме
: 1. Явление «декабризма» в русской культуре. Жизненный и творческий путь поэтов-декабристов: К. Ф. Рылеева, А. Бестужева-Марлинского, А. И. Одоевского, В. К. Кюхельбекера, В. Ф. Раевского; 2. Идеалы эпохи в поэзии М. Языкова, П. А. Вяземского, А. А. Дельвига, Е. Баратынского. Методические рекомендации
: 1. Написать о творчестве отдельного поэта пушкинской поры; 2. Подготовить выступление на основе а; 3. Составить и заполнить таблицу следующего содержания: Имя поэта
Годы жизни, краткие биографические сведения о поэте
Художест.
произвед.
(жанровое своеобразие)
Эстетические
воззрения поэта
*Заполнение таблицы продумывается каждым студентом в соответствии с темой а и заполняется в ходе выступлений студентов на занятии. Литература:
1. Лотман Ю. М. Литературное наследие декабристов. – Л., 1975. 2. Мемуары декабристов: Северное общество. – М., 1981. 3. Друзья Пушкина. Воспоминания. Дневники: в 2-х т. – Т. 1. – М.: Правда, 1984. 4. Коровин В. И. Поэты пушкинской поры. М., Просвещение, 1980. 5. Модзалевский Б. Л. Пушкин и его современники. СПб., 1999. 6. Поэты пушкинского круга. – М., Правда, 1983. 7. Русская поэзия 1813-1825. – М., Художественная литература, 1990. 8. Пушкин А. С. о литературе. – М., Гослитиздат, 9. Афанасьев Ф. Рылеев (ЖЗЛ). – М., Молодая гвардия, 1982. 10. Декабристы. Избранные сочинения. В двух томах. – М.: Правда, 1987. К разделу
3.
Драматургия начала XIX В. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» Форма проведения
: практическое занятие Цель занятия
: - определение роли и значения А. Грибоедова для русской культуры Основные вопросы к теме
: 1. Жизнь и судьба А. С. Грибоедова. История создания комедии «Горе от ума». 2. Идейно-художественное своеобразие комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» а) Проблематика и основные конфликты комедии: Чацкий и фамусовского общество; Чацкий – Софья – Молчалин; Образ Чацкого: внутренний конфликт. Чацкий и автор; б) Язык и стиль комедии, словесные портреты персонажей. Функции монологов и диалогов, особенности композиции; 3. И. А. Гончаров о комедии А. С. Грибоедова в статье «Мильон терзаний». Методические рекомендации
: 1. Выявить и проанализировать основные сюжетные линии комедии, подготовить характеристику персонажей; 2. Законспектировать статью И. А. Гончарова «Мильон терзаний». 3. Ответить на вопросы: Чацкий – герой времени? Можем сегодня встретить чацких? Литература
:
1. Смольников И. Ф. Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума». – М., 1986. 2. Пиксанов Н. К. Творческая история «Горя от ума». – М., 1971. 3. Фомичев С. А. Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума». Комментарий. – М., 1983. 4. Мещеряков В. П. А. С. Грибоедов: Литературное окружение и восприятие (XIX-XX вв.) – Л., Наука, 1983. 5. Глухов В. И. «Горе от ума» А. С. Грибоедова как произведение просветительского реализма. – В его кн.: Становление реализма в русской литературе XVIII- начала XIX в. – Волгоград, 1976. 6. Лебедев А. А. Куда влечет тебя свободный ум (о Грибоедове). – М., Детская литература, 1982. Тема
4
: Романтические поэмы А. С. Пушкина «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан» Форма проведения
: практическое занятие Цель занятия
: - выявление своеобразия романтического периода в творчестве поэта, особенности художественной обрисовки романтического героя Основные вопросы к теме
:
1. Феномен А. С. Пушкина. Значение Пушкина для русской литературы (по конспектам работ исследователей творчества Пушкина); 2. «Южные» поэмы А. С. Пушкина. Своеобразие романтизма в поэмах «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан». Образ романтического героя; 3. Эволюция романтического героя от «Кавказского пленника» до «Цыган». Сравнительная характеристика образов Пленника и Алеко, Черкешенки и Земфиры. Методические рекомендации
: 1. Составить конспект 2-3 работ авторов – литературоведов-пушкинистов: Б. Бурсова, Ю. Лотмана, Н. Скатова, Е. Маймина, Г. Гуковского, Д. Благого. 2. Проанализировать эволюцию романтического героя от Пленника к Алеко (от романтизма к реалистической типизации). 3. Выучить наизусть отрывок (на выбор) из романтических поэм А. С. Пушкина. Литература:
1. Скатов Н. Н. Пушкин: Очерк жизни и творчества. – Л., Дет. Лит., 1990. 2. Маймин Е. А. Пушкин. Жизнь и творчество. – М., Наука, 1981. 3. Бурсов Б. Национальное своеобразие русской литературы. – М.-Л., Советский писатель, 1964. 4. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. – М., Просвещение, 1988. 5. Благой Д. Д. Творческий путь Пушкина (1813-1826). – М.; Л., 1950; Творческий путь Пушкин (1826-1830). – М., 1967. 6. Гуковский Г. А. Пушкин и русские романтики. – М., 1965. 7. Фридман Н. В. Романтизм в творчестве А. С. Пушкина. – М., 1980. 8. Гуревич А. От «Кавказского пленника» к «Цыганам». – В сб.: В мире Пушкина. – М., 1974. Тема
5
: Роман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Форма проведения
: практическое занятие Цель занятия
: - раскрытие авторской идеи создания «русского» произведения в споре с традиционным западноевропейским романом Основные вопросы к теме
:
1. Замысел романа. Своеобразие жанра «романа в стихах». Сюжет произведения, особенности его формирования. 2. Онегина как тип личности: а) реалистические принципы в изображении человека в романе, личность – среда – время; б) отношение к Татьяне; в) Онегин – Ленский: смысл антитезы; г) Эволюция образа Онегина. 3. Типы женских характеров в «Евгении Онегине»: а) Татьяна как «исключительная натура», особенности развития личности Татьяны; б) Смысл сопоставлений Татьяна – Ленский, Татьяна – Ольга, Татьяна – Онегин. 4. Роман «Евгений Онегин» в интерпретации В. Г. Белинского. 5. «Онегинская строфа» как содержательная единица романа. Методические рекомендации
: 1. Составить сопоставительную характеристику основных персонажей романа в стихах «Евгений Онегин». 2. Сравнить ответ Пленника («Кавказский пленник») на признание Черкешенки и ответ Онегина на письмо Татьяны. 3. Законспектировать восьмую и девятую статьи из цикла «Сочинения Александра Пушкина» В. Г. Белинского. Литература
:
Тема
6
: «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина Форма проведения
: практическое занятие Цель занятия
: - понимание сущности авторской концепции «Маленьких трагедий» с точки зрения антропоцентризма Основные вопросы к теме
:
1. Замысел «Маленьких трагедий» А. С. Пушкина. Время и место создания; 2. Проблема жанра «Маленьких трагедий». Особенности Композиции; 3. Проблематика и идейное содержание «Маленьких трагедий» в интерпретации литературоведов: точки зрения Ю. М. Лотмана, Е. А. Маймина, Г. А. Гуковского и др.; 4. Смысл названия драматических эпизодов. Характеристика главных персонажей «Маленьких трагедий», противопоставление образов (Барон – Альбер, Моцарт-Сальери, Дон Гуан–Командор, Вальсингам- Священник); 5. Время и пространство в «Маленьких трагедий» А. С. Пушкина. Методические рекомендации
: 1. Законспектировать работы Ю. М. Лотмана, Е. А.. Маймина, Г. А. Гуковского, сравнить
разные точки зрения исследователей; 2. Повторить роды и жанры литературы: В чем особенности трагедии? Вспомнить термины поэтики: Что такое оксюморон? 3. Проанализировать образы персонажей «Маленьких трагедий»: Барон –Альбер, Моцарт-Сальери, Дон Гуан–Командор, Вальсингам- Священник. 4. Ответить на вопрос: В чем идейный смысл «Маленьких трагедий» А. С. Пушкина? Литература:
Тема
7
: Романтические поэмы М. Ю. Лермонтова Форма проведения
: практическое занятие Цель занятия
: - выявление специфических особенностей романтической природы поэм Лермонтова; Основные вопросы к теме
:
1. «Песнь про купца Калашникова» - поэма в народном стиле. Историзм поэмы; 2. Идейно-художественное содержание поэмы «Мцыри». Образ главного героя; 3. Социально-философская и художественная проблематика поэмы «Демон»: а) Образ Демона, его смысл, психологическая сложность и противоречивость. б) Эволюция образа Демона в творчестве М. Ю. Лермонтова; 4. В. Г. Белинский о Лермонтове. Методические рекомендации
: 1. Сопоставить «Песнь про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова с произведениями устного народного творчества, определить черты поэтического сходства. 2. Выявить характерные черты романтического героя в поэмах Лермонтова. 3. Законспектировать статью В. Г. Белинского «Стихотворения М. Лермонтова»
Литература
:
1. Удодов Б. Т. М. Ю. Лермонтов. Художественная индивидуальность и творческие процессы – Воронеж, 1973. 2. Манн Ю. В. Поэтика русского романтизма. – М ., 1976. 3. Логиновская Е. Поэма М. Ю. Лермонтова «Демон». – М., 1977. Тема
8
: Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Форма проведения
: практическое занятие Цель занятия
: - своеобразие раскрытия образа «героя времени», демонических черт лермонтовского героя в романе «Герой нашего времени» Основные вопросы к теме
: 1. Композиция романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Особенности сюжета: «двойная хронология»; 2. «Герой времени» как сквозная тема творчества Лермонтова. Образ «времени» в романе; 3. Образ Печорина, черты демонизма главного героя. Проблема фатализма в романе; 4. Образ Максим Максимыча, его значение. 5. Образ Грушницкого. Проблема вульгарного романтизма. 6. В. Г. Белинский о романе М. Ю. Лермонтова. Методические рекомендации
: 1. Составить характеристику образа Печорина в отношении с другими персонажами романа; 2. Сравнить образ Печорина («Герой нашего времени») с образами Демона (поэма «Демон») и Арбенина (драма «Маскарад»); 3. Законспектировать работу В. Г. Белинского «Герой нашего времени» (Сочинения М. Ю. Лермонтова). Литература:
1. Григорьян К. Н. Лермонтов и его роман «Герой нашего времени». – М., 1984. 2. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. – М., Просвещение, 1988. 3. Удодов Б. Т. Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». – М., Просвещение, 1989. 4. Турбин В. И. Пушкин. Гоголь. Лермонтов. Об изучении литературных жанров. – М., Просвещение, 1978. 5. Михайлов Е. Н. Проза Лермонтова. – М., 1970. Тема
9
: Н. В. Гоголь «Мертвые души»»
Форма проведения
: практическое занятие Цель занятия
: - Выявление идейно-художественного своеобразия поэмы, характеристика галереи персонажей Основные вопросы к теме
: 1. История создания I тома «Мертвых душ» Гоголя. Смысл названия. 2. Своеобразие жанра «Мертвых душ». 3. Особенности композиции романа в соответствии с замыслом произведения. 4. Основные черты системы персонажей в «Мертвых душ»: образы помещиков, образов чиновников. 5. Социальная и нравственная проблематика поэмы, взаимосвязь между ними. Образ Чичикова – хозяина-приобретателя. 6. Значение лирических отступлений. Образ России. Автор в романе. Методические рекомендации
: 1. Повторить теоретический материал по разделам «жанр» и «композиция». 2. Сопоставить различные точки зрения по вопросу композиции «Мертвых душ». 3. Составить план композиционной структуры одной из глав (со II по VI) первого тома. Литература:
1. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. – М., Просвещение, 1988. 2. Переверзев В. Ф. Гоголь. Достоевский. Исследования. – М., 1982. 3. Гуковский Г. А. Реализм Гоголя. – М.; Л., 1959. 4. Гус М. Живая Россия и «Мертвые души». – М, 1981. 5. Елистратов А. А. Гоголь и проблемы западноевропейского романа. – М., 1972. 6. Манн Ю. В поисках живой души. - М., 1984. 7. Турбин В. И. Пушкин. Гоголь. Лермонтов. Об изучении литературных жанров. – М., Просвещение, 1978. 8. Гоголь: История и современность. – М., 1985. [1]
Учебным планом практичекские занятия не предусмотрены, практические занятия проводятся в рамках СРСП
|