Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 14

 

Поиск            

 

Рекомендации методические по организации и сопровождению исследовательской деятельности учащихся

 

             

Рекомендации методические по организации и сопровождению исследовательской деятельности учащихся

Рекомендации методические по организации и сопровождению

исследовательской деятельности учащихся.

Проектно-исследовательская деятельность учащихся приобретает все большее значение в современных образовательных технологиях. Быстрые перемены в различных сферах жизни общества требуют от школы больших усилий, направленных на развитие следующих учебных компетенций: умение самостоятельно приобретать знания, применять полученные знания на практике для решения разнообразных проблем, работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать, самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях.

1. Содержание работы.

Исследовательский проект полностью подчинен логике пусть небольшого, но исследования и имеет содержание, приближенное к научному, включающее: аргументацию актуальности принятой для исследования темы, определение проблем исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования в логической последовательности, определение методов исследования, источников информации, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем для дальнейшего хода исследования.

1.1. Обязательно проконтролируйте тему, которую выбрал ученик, а если ему трудно,

то помогите ребенку определиться с выбором темы, не оставляйте это ему на откуп (возможно, это его первая работа). Допускаются на первых этапах работы над исследованием занятия в группах - именно так проще, понятнее для детей обсуждение тем, целей, задач. Возможно коллективное обсуждение выбора темы, постановка целей, формулирование задач. Когда высказывается каждый, как он видит ту или иную тему, возникает целый спектр взглядов, которые есть смысл рассмотреть, отфильтровать, расширить.

1.2. Вполне возможно одну и ту же тему изложить с разных позиций. Помогите ученику определиться с типом исследовательской работы, с близкой ему точкой зрения. Выделяется три варианта исследовательской работы.

Первый вариант - аналитический обзор . Данный вид работы может быть построен двояко: либо в виде изложения истории изучения проблемы (что нового внесли те или иные исследователи), либо в виде анализа современного состояния проблемы. "История учения о развитии клетки", "Развитие взглядов на процесс видообразования" - это примеры работ с историческим изложением проблемы. "Загрязнение окружающей среды и заболевания дыхательной системы", "Биологические ритмы и их роль в жизни человека" - это примеры работ с анализом современного состояния проблемы.

Вторым вариантом исследовательской работы может быть критический анализ дискуссии - данная тема может рассматриваться в связи с невыясненностью вопроса в науке, а также в связи с многочисленными теориями и спорами, которые возникают вокруг нее: "Петр Первый – чудо или чудовище", "Клонирование: за и против", "Мифологические и религиозные представления о жизни".

Третьим вариантом может быть развернутая рецензия , в которой необходимо обосновать актуальность темы, изложить теорию, дать анализ теоретической позиции: "Теория официальной народности в истории общественной мысли России", "Работы И.П. Павлова в области физиологии пищеварения".

1.3. Необходимо помнить, что любой вид исследовательской работы должен заканчиваться выводами: в первом случае с выделением новых аспектов, подлежащих изучению; во втором случае с выявлением сущности спора; в третьем - уточнением ценности и сомнительных положений работы.

2. Структура работы.

Исследовательская работа должна быть построена не произвольно, а по определенной структуре, которая является общепринятой для научных трудов. Основными элементами этой структуры в порядке их расположения являются: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, библиографический список, приложение.

2.1. Титульный лист является первой страницей и заполняется по определенным правилам. В верхнем поле указывается полное название учебного заведения, отделенное от остальной площади листа сплошной чертой. В среднем поле указывается название работы без слова "тема" и без кавычек. Ниже, под названием указывается вид работы и учебный предмет (/исследовательская работа по истории/). Еще ниже, ближе к правому краю титульного листа, указывается фамилия, имя, отечество ученика, класс. Еще ниже - фамилия, имя, отчество и должность руководителя и консультантов (если таковые имелись). В нижнем поле указывается город и год выполнения работы (без слова "год").

2.2. Следующим после титульного листа помещается оглавление, в котором

приводятся пункты работы с указанием страниц.

2.3. Во введении кратко обосновывается актуальность выбранной темы, цель и

содержание поставленных задач, формулируется объект и предмет исследования, указывается избранный метод (или методы) исследования, дается характеристика работы – относится ли она к теоретическим исследованиям или к прикладным, сообщается, в чем заключается значимость или прикладная ценность полученных результатов, приводится характеристика источников для написания работы и краткий обзор имеющейся по данной теме литературы.

Лучше, если ученик начнет обзор литературы с внимательного изучения содержания глав, параграфов учебника (если таковой материал имеется в рамках программы), в которых изложены первоначальные сведения по теме. Иногда стоит рассмотреть материал "чуть выше", чем данный уровень, есть смысл ознакомиться с данной темой, изложенной в ученых материалах для специальных учебных заведений (вполне возможно ученик определился с будущей специальностью). Нет смысла составлять исследовательскую работу только по энциклопедической литературе (хотя ее использовать в работе необходимо, хотя бы для того, чтобы ориентироваться в терминологии) или только по научно-популярной. Не стоит упрощать написание работы, используя книги типа "Я познаю мир" или "Биология для малышей", лучше заранее поднять планку, приучая ученика к культуре научной работы.

Введение - это одна из частей ивной работы, и его объем должен составлять две-три страницы текста. Лучше, если ученик самостоятельно напишет эту часть работы сначала в виде плана или тезисно. В идеале введение нужно сделать до написания основной части исследования, но как показывает практика, учащиеся полностью осознанно написать введение могут только после выполнения всей работы.

Обязательно прочитайте все главы работы, чтобы при защите не было недоразумений, старых, уже опровергнутых фактов, данных двадцатилетней давности и т.п. Данный этап работы сугубо индивидуальный, требующий ответственности от ученика и внимательности и адекватности от учителя.

2.4. В основной части работы подробно приводится методика и техника исследования,

даются сведения об объеме исследования, излагаются и обсуждаются полученные

результаты. Содержание основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Основная часть должна содержать только тот материал, который отобран для рассмотрения проблемы. Весь материал лучше всего распределить по главам, согласно поставленным задачам. Каждая глава должна иметь название, отражающее ее основное содержание. Основная часть работы, кроме содержания, выбранного из различных источников, может также включать в себя собственное мнение самостоятельно сформулированные выводы, опирающиеся на приведенные факты.

2.5. Заключение содержит основные выводы, к которым автор пришел в процессе

анализа избранного материала. При этом должна быть подчеркнута их самостоятельность, новизна, теоретическое и (или) практическое (прикладное) значение полученных результатов. Большая роль отводится грамотности изложения текстового материала.

2.6. В конце работы приводится список использованной литературы

(библиографический список). В тексте работы должны быть ссылки на тот или иной научный источник (номер ссылки соответствует порядковому номеру источника в списке литературы).

2.7. В приложении помещают вспомогательные или дополнительные материалы. В

случае необходимости можно привести дополнительные таблицы, рисунки, графики и т.д., если они помогут лучшему пониманию полученных результатов.

Помогите ученику подобрать не только подходящую фотографию, но и составить график, таблицу или схему, пояснив, что они могут отражать. Лучше, если в приложение будет отнесено несколько вариантов графических форм.

3. Требования к оформлению работы.

3.1. Если нет других указаний от инициаторов конкурсов и фестивалей, делайте размер шрифта 12-14, Times New Roman, обычный; интервал между строк -1,5; размер полей: левого – не менее 30мм, правого – не менее 10 мм, верхнего и нижнего – не менее 20 мм каждый. Печатайте текст на одной стороне листа, сноски и примечания печатайте на той же странице, к которой они относятся, через 1 интервал, более мелким шрифтом, чем текст. Абзацный отступ должен быть одинаковым и равен пяти знакам. Все страницы нужно нумеровать, начиная с титульного листа. Цифру номера страницы ставят вверху по центру страницы, на титульном листе номер страницы не ставят.

3.2. Объем работы может колебаться в пределах 15-20 печатных страниц и состоит из пяти частей: введения, основной части, заключения, списка литературы и приложения. Время работы над исследованием может быть различным: от нескольких недель до нескольких месяцев. Работа в черновом варианте проверяется учителем или преподавателем. Не позднее, чем за две недели необходимо предоставить на рецензию.

3.3. В кабинете на стенде отведите место с требованиями к оформлению исследовательской работы. Поместите на стенде примерные варианты тем по данному предмету, образцы титульного листа, содержания с указанием страниц, советы "Как написать библиографический список". Обратите внимание учеников на этот стенд, более половины вопросов "отпадут" у учеников после ознакомления с содержанием данного стенда.