Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 13

 

Поиск            

 

Рекомендации методические по организации разновозрастного обучения в классах- комплектах 2011

 

             

Рекомендации методические по организации разновозрастного обучения в классах- комплектах 2011

ГОУ СПО « Вологодский педагогический колледж»

Лаборатория развития начального общего образования

Методические рекомендации

по организации разновозрастного обучения в классах- комплектах

2011

Авторы и составители: Егорова Е.Н., Гугова Л.С, Никитина Л.П., Кокарева З.А.

Научный редактор: Кокарева З.А.

В методических рекомендациях раскрыты нормативные и методические условия организации образовательного процесса малокомплектной сельской школе на начальной ступени образования, представлено примерное тематическое планирование по основным предметам.

В материалах дано описание типов разновозрастных уроков, варианты проектов уроков, рекомендации по реализации индивидуальных образовательных маршрутов.

Содержание

1. Нормативное обеспечение разновозрастного обучения в малокомплектных сельских школах 4

2. Особенности организации учебно- воспитательного процесса в малокомплектной школе 16

3. Различные подходы к типологии уроков в условиях разновозрастного обучения 25

4. Выбор учебно - методических комплектов для организации обучения в классах – комплектах 32

5.Тематическое планирование и особенности проведения уроков по русскому языку 37

6.Тематическое планирование уроков окружающего мира в разновозрастных классах 59

7.Тематическое планирование уроков литературного чтения в разновозрастных классах 89

8.Разновозрастное сотрудничество на уроках математики 118

9. Индивидуальные образовательные маршруты как технология обучения младших школьников в условиях малокомплектной сельской школы 125

Приложение 132

Литература 141

Кокарева З.А.

Нормативное обеспечение разновозрастного обучения в малокомплектных сельских школах.

Правительством Вологодской области от 30.12.2008 года №2578 принято постановление «О сельских малокомплектных общеобразовательных учреждений, расположенных на территории области». Сельские малокомплектные школы – это школы с наличием не более одного класса на любой из возрастных параллелей, с наполняемостью менее 14 человек в среднем по учреждению (без учета специальных (коррекционных) классов), расположенные от других общеобразовательных учреждений на расстоянии, превышающем разрешенное санитарно эпидемиологическими правилами и нормативами для подвоза обучающихся. Всего на территории Вологодской области 225 малокомплектных школ.

Главным документом, регламентирующим организацию обучения в совмещенных классах - комплектах, является постановление от 29 декабря 2010 года №189 Главного государственного Российской Федерации санитарного врача «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"

В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1 (ч. 1), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; 2003, N 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; 2006, N 52 (ч. 1) ст. 5498; 2007 N 1 (ч. 1) ст. 21; 2007, N 1 (ч. 1) ст. 29; 2007, N 27, ст. 3213; 2007, N 46, ст. 5554; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 24, ст. 2801; 2008, N 29 (ч. 1), ст. 3418; 2008, N 30 (ч. 2), ст. 3616; 2008, N 44, ст. 4984; 2008, N 52 (ч. 1), ст. 6223; 2009, N 1, ст. 17; 2010, N 40, ст. 4969) и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 "Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст. 3295; 2004, N 8, ст. 663; 2004, N 47, ст. 4666; 2005, N 39, ст. 3953) п о с т а н о в л я ю:

1. Утвердить санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (приложение).
2. Ввести в действие указанные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы с 1 сентября 2011 года.
3. С момента введения СанПиН 2.4.2. 2821-10 считать утратившими силу санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, Первого заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации от 28.11.2002 N 44 (зарегистрированы в Минюсте России 05.12.2002, регистрационный номер 3997), СанПиН 2.4.2.2434-08 "Изменение N 1 к СанПиН 2.4.2.1178-02", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26.12.2008 N 72 (зарегистрированы в Минюсте России 28.01.2009, регистрационный номер 13189).

Г.Г. Онищенко

Приложение

Утверждены
постановлением Главного
государственного санитарного врача
Российской Федерации
от "29" декабря 2010 г. N 189

Г.Онищенко

10.15. В малокомплектных сельских образовательных учреждениях в зависимости от конкретных условий, числа обучающихся, их возрастных особенностей допускается формирование классов-комплектов из обучающихся на I ступени образования. Оптимальным, при этом, является раздельное обучение обучающихся разного возраста I ступени образования.
При объединении обучающихся I ступени образования в класс-комплект оптимальным является создание его из двух классов: 1 и 3 классов (1+3), 2 и 3 классов (2+3), 2 и 4 классов (2+4). Для предупреждения утомления обучающихся необходимо сокращать продолжительность совмещенных (особенно 4-х и 5-х) уроков на 5-10 мин. (кроме урока физической культуры). Наполняемость классов-комплектов должна соответствовать таблице 4.

Таблица 4.

Наполняемость классов-комплектов

Классы, объединяемые в класс-комплект

Количество обучающихся в классе-комплекте

1+3

8-10

1+2

8-10

1+4

8-10

2+3

10-12

2+4

10-15

3+4

10-15

В старом варианте Санпинов дана примерная схема комплектования классов. Она носит рекомендательный характер, ее можно использовать и в настоящее время, так как в Вологодской области в ряде школ объединены три класса в один класс –комплект.

Примерная схема трехсовмещенного комплектования классов в малокомплектном общеобразовательном учреждении.

Вариант 1. Первое полугодие.

№ урока

класс

1

2

3

4

5

6

7

1

+

+

+

+

2

-

-

+

+

+

+

3

-

+

+

+

+

Вариант 2. Первое полугодие.

№ урока

класс

1

2

3

4

5

6

7

8

1

+

+

+

+

2

+

+

+

+

3

+

+

+

+

Вариант 3. Второе полугодие.

№ урока

класс

1

2

3

4

5

6

7

1

+

+

+

+

2

+

+

+

+

3

+

+

+

+

Вариант 4. Второе полугодие.

№ урока

класс

1

2

3

4

5

6

7

8

1

+

+

+

+

2

+

+

+

+

3

+

+

+

+

Примечание: продолжительность совмещенных уроков сокращается до 40 мин., последних уроков - до 35 мин.

Плюсом обозначены классы, с которыми одновременно работает учитель.

Номер классов не означает год обучения. Это могут быть 1,3,4 классы, 1,2,4 классы, 1,2,3 классы.

В 1 классе продолжительность уроков составляет в 1 полугодии 30 мин., во 2 - 35 мин.

Второй перерыв (20 мин.) используется для питания детей. Третий (20 мин.) - для игр на свежем воздухе.

Во 2 варианте в первом классе после 3 урока проводится 2,5-часовой перерыв, во время которого организуется обед, сон, игры. В условиях полного совмещения проводятся уроки физкультуры, труда, пения, рисования.

Но следует помнить, что новые СанПиНы не предусматривают четырехсовмещенное комплектование классов. Лаборатория развития начального общего образованияпредлагает следующий вариант.

Примерная схема четырехсовмещенного комплектования классов в малокомплектном общеобразовательном учреждении.

Вариант 1.

№ урока

класс

1

2

3

4

5

6

7

1

+

+

+

+

2

+

+

+

+

3

+

+

+

+

4

+

+

+

+

Вариант 2.

№ урока

класс

1

2

3

4

5

6

7

1

+

+

+

+

2

+

+

+

+

3

+

+

+

+

4

+

+

+

+

В нашем варианте номер класса означает год обучения.

На региональном уровне есть нормативный документ, регламентирующий деятельность малокомплектных школ.

Департаментом Образования Вологодской области в мае 2005 года разработано инструктивное письмо «О формировании классов-комплектов и оплате труда учителей начальных классов общеобразовательных школ». (30.05. 2005.№ 03-02/1039).

Приводим его текст полностью

В связи с поступающими в департамент образования обращениями об условиях формирования классов-комплектов и оплате труда учителей начальных классов общеобразовательных школ разъясняем следующее.

В малокомплектных общеобразовательных учреждениях формирование классов- комплектов определяется конкретными условиями и зависит от числа обучающихся.

В соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.1178-02» оптимальным является раздельное обучение обучающихся первой ступени разного возраста.

Допускается объединение обучающихся первой ступени в класс-комплект, при этом отдается предпочтение формированию двух совмещенных классов-комплектов. Оптимальным является объединение в один класс-комплект обучающихся 1 и 3 классов, 2 и 3 классов, 2 и 4 классов.

Допускается объединение в класс-комплект двух классов с общим контингентом до 20 человек, трех классов - с общим контингентом до 10 человек.

При необходимости объединения в один класс-комплект обучающихся двух или трёх классов следует применять скользящий график учебных занятий для детей разного возраста с целью проведения в каждом классе части уроков вне совмещения (соблюдение этого требования особенно необходимо для первоклассников).

При составлении расписания и определении учебной нагрузки учителя следует учитывать, что:

- уроки обучения грамоте, русского языка, математики в обязательном порядке проводятся без совмещения классов,

- в условиях полного совмещения классов проводятся уроки физической культуры, трудового обучения, музыки, изобразительного искусства,

- обучение первоклассников осуществляется в условиях пятидневной учебной недели, только в первую смену, при обязательном проведении в середине дня динамической паузы, с использованием «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии.

Заработная плата выплачивается за фактическое число часов преподавательской работы в неделю, определяемое согласованными и утвержденными в установленном порядке учебным планом и расписанием занятий.

В настоящее время вопросы, связанные с оплатой труда работников системы образования Вологодской области, регулируются законом Вологодской области « Об оплате труда работников государственных учреждений, финансируемых из областного бюджета», принятым постановлением Законодательного Собрания Вологодской области от 15.10.2008.№785. Органам местного самоуправления муниципальных образований области рекомендовано применять данный закон при подготовке нормативных правовых актов по оплате труда работников муниципальных учреждений.

Вопросы организации образовательного процесса в малокомплектной школе на начальной ступени образования рассматриваются в рамках образовательных курсов повышения квалификации учителей начальных классов « Системный подход к образовательному процессу в классах с малой наполняемостью». Курсы проводятся лабораторией развития начального общего образования БОУ СПО «Вологодский педагогический колледж».

Кокарева З.А.

Особенности организации учебно- воспитательного процесса в малокомплектной школе.

Малокомплектная школа имеет свои специфические трудности, обуслов­ленные небольшим количеством учеников и социальной средой, которая ока­зывает далеко не всегда положительное влияние на процесс развития сельского ребенка. Специфика малокомплектной школы описана в ряде теоретических исследований (5;6). Особенности малокомплектных школ:

· низкая информационная насыщенность школ на селе;

· недостаточность научно-методических рекомендаций по управлению начальной малокомплектной школой;

· недостаточное общее развитие сельских детей;

· низкий образовательный и культурный уровень сельской семьи;

· отдаленность малокомплектных начальных школ от методических центров;

· недостаточность форм взаимодействия муниципальных органов управления образованием и начальных малокомплектных (малочисленных) школ по вопросу совершенствования управления, контроля за качеством обра­зования и др.

Но и при имеющихся трудностях можно и нужно находить новые, бо­лее эффективные средства организации педагогического процесса , оптимально используя для этого все возможности, связанные со спецификой учебно-воспитательной работы в ма­локомплектной школе.

Малая наполняемость класса обладает и рядом преимуществ, которые нужно знать и рационально использовать в повседневной практической дея­тельности.(1).

В условиях малой школы учителю легче осуществлять:

· индивидуальный подход к учащимся с учетом типа их темперамента и нервной системы, особенностей развития, склонностей и интересов, уровня знаний и умений;

· личностно-ориентированный подход в обучении, при котором личное общение выступает как цель и средство обучения и воспитания, как понимание внутренней позиции ученика. Ученик и учитель «слышат» друг друга;

· практическую направленность учебной деятельности учaщихся (экскурсии на сельскохозяйственные объекты, участие в опытнической работе и т.д.);

Главными отличительными чертами обучения в малокомплектной начальной школе должны стать:

· мотивационный аспект и самостоятельный характер обучения (ученик учится сам, учитель помогает ему);

· активная позиция ученика: он не только получает знания, но и обучается способам добывания знаний;

· увеличение индивидуального общения учителя с учеником;

· создание условий для самоорганизации учебного процесса (планирование, дозирование объема школьных и домашних заданий, регулирование ритма работы и отдыха);

· более прочное усвоение предметных знаний, умений и навыков;

· всеобщее сотрудничество, товарищеская взаимопомощь, участие старших в обучении младших;

· привлечение учащихся к контролю, учету и управлению учебным процессом.

Организованный таким образом учебный процесс позволит не сдерживать способных учащихся, ускорить темпы их обучения, расширить сотрудничество, естественное общение разновозрастных детей.

Варианты комплектования классов (по материалам А.Я. Горбалевой).

При объединении классов в комплекты необходимо учитывать:

· численность учеников в каждом классе;

· сложность программы;

· степень подготовленности учеников каждого класса к самостоятельной работе на уроке;

· опыт и квалификацию педагога;

· соблюдение педагогической преемственности в работе учителя;

· размер классной комнаты.

Рассмотрим некоторые варианты объединения классов в комплекты. Необходимо заметить, что в любых комбинациях классов есть свои плюсы и минусы.

Вариант 1. В комплект объединены 1 и 2 классы.

Положительно в данном варианте:

· близость возраста;

· первый класс является пропедевтическим;

· удобно делать акцент на формирование общеучебных умений и навыков на общем этапе работы: 1 кл. - показ образца действия, а 2 кл. - повторение и упражнение в правильном действии;

· объем произвольного внимания: 1 кл. - в пределах 5 минут, 2 кл. - 8 минут работы.

Недостатком такого объединения является:

· неумение первоклассников и второклассников работать самостоятельно (слабо сформированы данный навык и навык по технике чтения);

· далеко не все дети (даже 2 класса) могут удержать в памяти и решать поставленную задачу учителем.

Вариант 2. В комплект объединены 1 и 3 классы.

Положительно:

· ученики 3 класса умеют работать самостоятельно;

· время произвольного внимания у учащихся 3 класса - 10-12 минут;

· третьеклассники могут помогать учителю в качестве консультантов при использовании технологии коллективного способа обучения В.К. Дьяченко.

Недостатком такого объединения является неоправданное увеличение объема и времени на самостоятельную работу третьеклассников со стороны учителя.

Не рекомендуется объединять в один комплект учащихся 1- 4 классов. И первоклассникам и четвероклассникам необходимо уделять много внимания. В конце года четвероклассники должны продемонстрировать знания и умения за весь период обучения в начальной школе. Первоклассники же совсем еще не самостоятельны и внимания им придется уделять много.

Основной критерий объединения классов в комплект - это возможность учеников работать самостоятельно без непосредственного руководства учителя. С этих позиций объединение в один комплект учеников из 2 и 3 классов, а во второй комплект — из 2 и 4 классов является самым целесообразным, обучение 1-х и 4-х, 1-х и 2-х, 1-х и 3-х классов нежелательно, хотя преимущественное право выбора варианта комплектования классов принадлежит учителю.

Примерное комплектование классов дано в приложении №1.

Режим учебной недели

В современной начальной школе распространены и пятидневная, и шестидневная учебные недели. При составлении расписания в малокомплектной начальной школе необходимо руководствоваться установленными требованиями, которые изложены в санитарно-эпидемиологических правилах САН ПИН.

3.1. Проводить уроки одновременно с двумя, тремя классами, где в комплекте есть первоклассники, очень сложно, т.к. старшие дети остаются в течение почти целого урока без внимания учителя и могут отстать в учении.

Выходом из такого положения для многих учителей стало увеличение числа ежедневных уроков за счет сокращения продолжительности каждого из них до 30-35 минут. За 30-35 минут работы с одним классом учитель сделает больше, чем за 45 минут совместных занятий, учебное время школьников при этом не увеличивается.

Расписание примерно выглядит таким образом:

1 урок - 1 класс

2 урок - 1 класс

3 урок- 1,2,3 классы

4 урок - 1,2,3 классы

5 урок - 2,3 классы

6 урок - 2,3 классы

Как видно из расписания, учащиеся школы начинают занятия не одновременно. Первые два урока учитель работает с одним (1) классом. В это время, как правило, идет подробное, неторопливое объяснение нового материала, формирование общеучебных умений и навыков, индивидуальная работа с детьми.

Ко 2-му или 3-му уроку приходят дети других классов, входящих в комплект, и учитель занимается одновременно с двумя-тремя классами. Затем ученики одного класса (1) уходят домой или в группу продленного дня. В условиях полного совмещения целесообразнее проводить уроки физкультуры, трудового обучения, музыки и изоискусства. Уроки математики и русского языка в большинстве случаев должны проводиться отдельно. В этом случае неделя должна быть для 2-4 классов шестидневной, уроки – 35 минутные.

3.2. О соединении предметов в расписании.

Режим учебной недели (расписание уроков) мог быть разнопредметным и однопредметным. Этот подход сохранился и сегодня. При разнопредметном подходе чтение могло сочетаться с родным языком, математикой и т.д.

Однако многолетняя практика работы педагогов показала, что оправдывает себя однопредметное расписание.

Главное достоинство однопредметных уроков в следующем:

· учителю легче планировать урок и переключать внимание учеников с одного вида занятий на другой;

· осуществлять преемственность в обучении 1-2,2-3, 3-4 классов;

· уроки позволяют увеличить время на работу под непосредственным руководством учителя, развивать активность учащихся;

· учитель имеет возможность создавать условия для речевого развития детей, формирования навыка самоконтроля и оценочной деятельности, повторения и закрепления материала за предыдущие годы (особенно на однотемных уроках), использования современных образовательных технологий.

Приведем пример однопредметного расписания.

Дни недели

№урока

2 класс

3 класс

Понедельник

1

Литературное чтение

Литературное чтение

2

Русский язык

Русский язык

3

Математика

Математика

4

Физкультура

Физкультура

Вторник и т.д.

1

Русский язык

Русский язык

2

Математика

Математика

3

Литературное чтение

Внеклассное чтение

4

Изобразительное искусство

Изобразительное искусство

Учитель может использовать дифференцированный подход к организации обучения, попеременно в течение урока, организуя работу с разными классами.

Этапы

2 класс

3 класс

1.Вводно –мотивационный

этап.

Постановка целей урока, проведение минутки чистописания, устного счета

2.Основной этап.

Самостоятельная работа по подготовке к восприятию нового материала

Работа с учителем по изучению нового материала

Работа с учителем по изучению нового материала. Первичное закрепление

Самостоятельная работа по первичному закреплению умений

3. Рефлексивный этап

Коллективная рефлексия целей урока

Организация домашнего задания

На других уроках третьеклассники могут начинать с самостоятельной работы, а второклассники – с совместной работы с учителем.

Уроки в начальной малокомплектной школе, в основном, строятся по схеме комбинированного урока: организация класса, повторение изученного, усвоение новых знаний, закрепление, задание на дом.

Под руководством учителя и при его непосредственном участии осуществляются:

· некоторые подготовительные упражнения;

· объяснение нового материала на основе предшествующей самостоятельной работы;

· объяснения, рассказы, инструктажи;

· первичное восприятие, осмысление, закрепление нового материала;

· контроль и коррекция усвоенных знаний, умений;

· показ рациональных приемов применения знаний;

· тематическое обобщение материала.

В условиях работы с двумя-тремя классами у учителей остро стоит вопрос о правильном распределении и использовании времени. Важно рационально использовать каждую минуту урока.

В плане необходимо четко формулировать темы уроков для каждого класса, желательно цели уроков оформлять в виде карты знаний, продумывать совместную постановку целей, если темы уроков совпадают. Если классы и уроки сочетаются так, что один класс начинает работу с выполнения самостоятельного задания, а другой - при непосредственном участии педагога, то потерь времени удается избежать. Учителю важно иметь комплекс дифференцированных дидактических заданий для каждого урока учебной темы, чтобы рационально организовать самостоятельную работу. Если самостоятельная работа носит фронтальный характер, то общее задание записывается на доске, или предъявляется на экране (если используется мульти - медиа проектор).

Важное место в повышении результативности урока занимает организация самостоятельной работы. Число самостоятельных работ на уроке не регламентируется. Учителя учитывают при этом возможности учащихся, их умения самостоятельно работать.

Ориентировочные нормы времени на самостоятельную работу на уроке могут быть такими:

Класс

1-ое полугодие

2-ое полугодие

1-й

5-10

10-15

2-й

6-12

12-17

3-й

8-15

14-18

4-й

15-20

19-25

Эффективность самостоятельной работы влияет на эффективность всего процесса обучения. Посещение уроков в малокомплектной школе показывает, что главный недостаток в уроке - слабое управление самостоятельной работой учащихся со стороны учителя или его полное отсутствие.

Планируя самостоятельную работу в классе-комплекте, учитель должен:

· хорошо понимать ее цель;

· отчетливо видеть ее место и роль в общей структуре учебного процесса и данного урока;

· предвидеть трудности, которые могут возникнуть при выполнении самостоятельной работы;

· обоснованно выбирать ее объем;

· предлагать детям интересные, нестандартные самостоятельные работы;

· готовить необходимые дидактические материалы, в частности, инструкции, предписания, «опоры», алгоритмы ;

· подводить итоги выполнения самостоятельной работы;

· проектировать развивающие самостоятельные работы с учетом достигнутого уровня;

· правильно сочетать самостоятельную работу с работой под руководством учителя.

Для правильной организации самостоятельной работы учащихся учителя подробно разрабатывают учебные задания, и алгоритм их выполнения.

На уроках необходимо использовать фланелеграф, магнитные доски, наборное полотно, переносные доски, медиа –проектор, компьютер. Все это помогает быстро составлять и сменять задания для самостоятельной работы.

Применение дидактических раздаточных материалов позволяет не только уплотнить по содержанию самостоятельную работу, но и проводить ее дифференциацию, согласуя объем и, главное, трудность учебных заданий с возможностями каждого ученика. Важно продумать дифференциацию по степени оказания дидактической помощи ученику. Для одного ученика – это может быть карточка с максимально подробным алгоритмом, развивающей подсказкой, для другого - карточка с указанием опоры, вспомогательного вопроса, рисунка , схемы, подсказки –напоминания. Для способных учащихся с высоким уровнем обучаемости задание может быть усложнено.

Эффективность самостоятельной работы в малокомплектной школе определяется многими факторами, ведущее место среди которых принадлежит ее организации.

Правильное комплектование объединенных классов, умелое составление расписания, планирование урока, характер учебного оборудования, его рациональное применение на уроках влияют на организацию учебных занятий, а, следовательно, и на качество обучения в малокомплектной начальной школе.

Различные подходы к типологии уроков в условиях разновозрастного обучения.

Кроме традиционных комбинированных уроков, в малокомплектной начальной школе могут Л.В. Байбородова, И.Н. Чижова и др., осуществляя анализ опыта работы сельских малочисленных школ, предложили следующие классификации занятий в разновозрастных группах (РВГ) по разным признакам.(2).

1. По регулярности проведения занятий в РВГ:

а) все занятия по всем предметам, проводятся в РВГ, например, в начальных классах малочисленных сельских школ, когда один учитель постоянно работает с учащимися двух, трёх или четырёх классов;

б) занятия проводятся постоянно в разновозрастных группах по отдельным предметам, например, по технологии, физической культуре, изобразительному искусству, музыке;

в) занятия проводятся систематически при совпадении содержания учебного материала;

г) занятия организуются периодически, т.е. 2-3 раза в четверть (либо запланированные, либо вне плана из-за болезни учителя);

д) занятия организуются редко, 2-3 раза в год как необычная форма учебного занятия, интересная ученикам и коллегам, как форма отчета, подведения итога и т.п.

Регулярность проведения занятий в РВГ зависит от количества учащихся в школе и классах, а также от желания и стремления педагога, понимающего важность и воспитательную эффективность такого занятия, организовать взаимодействие детей разного возраста.

2. По степени совпадения содержания учебного материала в разных классах:

а) Почти полное совпадение содержания учебного мате­риала. Отличие содержания состоит лишь в глубине его изучения в определённом классе. В этом случае проводятся однотемные заня­тия, когда у учащихся разных классов есть общий круг изучаемым на разных уровнях вопросов, явлений, теоретических понятий. Особенно это касается тем с экологической составляющей, например, темы «Экосистема». Основное содержание по классам:

- 1 и 2 кл. - Что такое природа?

- 3 кл. - Общее представление об экосистеме. Лес как при­родное сообщество.

- 4 кл. - Понятие «экосистема». Природа зон: тундра, степь, пустыня.

Возможен ещё один вариант организации однотемных занятий - межпредметная интеграция с такими предметами, как история, музыка, МХК, изобразительное искусство.

б) Частичное совпадение содержания материала, когда в разных классах лишь отдельные вопросы связаны между собой.

в) Содержание разное, но тема, изучаемая младшими, является базой для изучения материала старшими.

Например, тема «Город и село» в 1 классе может быть базой для учащихся 4 класса, изучающих вопросы о загрязнении во­ды, воздуха, почв, о переработке отходов.

Возможен вариант совместной деятельности на этапе повторения или тренировки общеучебных навыков. Разнотемные занятия проводятся в тех случаях, когда по программе не получа­ется проведение однотемных занятий. В этом случае основой объ­единения разных классов может быть единый вид учебно-познавательной деятельности. В частности, такими занятиями мо­гут быть:

- практикум;

- опытная работа;

- экскурсия в музей или театр;

- занятия с элементами занимательности на основе краеведческого материала, связанные с юбилейными датами, заочные путешествия;

- итоговые занятия (общественные смотры знаний, занятия-зачёты, контрольные работы).

Профессионализм педагога подтверждается тем, насколько целесообразно он сможет даже, на разнотемных РВЗ найти и орга­низовать варианты совместной деятельности учащихся (взаимо­проверка домашнего задания, взаимодиктант, взаимооценивание, решение проблемной ситуации, творческий проект и т. д.), чтобы использовать воспитательный потенциал общения учащихся раз­ного возраста.

г) Содержание разное, и, казалось бы, нет оснований для совместной деятельности в разновозрастной группе. В этом случае возможна организация помощи старших младшим в освоении материала, обращения младших к старшим в зависимости от затруднений и индивидуального продвижения каждого.

3. По уровню организации взаимодействия старших и младших на учебном занятии:

а) Взаимодействие старших и младших осуществляется на протяжении всего занятия, на всех его этапах (например, в разновозрастмикрогруппах, как соревнование разновозрастных команд и др.). Например, при изучении темы «Сезонные изменения (осень)» дети 1-4 кл. на экскурсии в лесу совместно наблюдают за осенними изменениями в природе, знакомятся с разнообразием растительного и, если возможно, животного мира родного края, выявляют, какую помощь можно и нужно оказать растениям и животным (например, подвязать сломанную ветку у дерева или часть ветки удалить, обработав рану и др.), а четвероклассники определяют название природной зоны, в которой находится их село (деревня).

б) Взаимодействие старших и младших осуществляется на отдельных этапах занятия для решения общих для них учебных задач. Например, пи изучении в 3 и 4 классах темы «Почва» дети могут совместно проделать практическую работу по изучению состава почвы родного края. Для этого смоченную предварительно почву необходимо скатать в шар или жгутик. Если шар не скатывается, а на руках не остается следа, то почва песчаная, если комочек почвы скатывается в шар и жгутик, а при сгибании жгутика он не трескается, то почва глинистая.

в) Взаимодействие старших и младших осуществляется ситуативно, в случае необходимости оказания «скорой» помощи, при подведении итогов.

г) Учащиеся разных классов работают независимо друг от друга, их объединяет лишь одно учебное помещение.

4. По составу участников занятий в РВГ:

а) Занятия с постоянным составом учащихся, когда в течение всего года дети занимаются в одном составе. Примером постоянной группы может быть «класс-комплект» в начальной школе, предметный кружок, объединяющий детей разных классов, желающих заниматься углублённо по какой-либо теме или проблеме.

6) Занятия во временных РВГ, когда разновозрастные группы формируются при проведении конкурсов, олимпиад, внеклассных мероприятий по предмету, а также при проведении учебных занятий, когда целесообразно объединение двух или более классов по определённой теме.

в) Занятия с динамичным составом РВГ, когда группы достаточно устойчивы по составу, но в зависимости от целей и задач к занятию могут привлекаться учащиеся других классов, например, в постоянную разновозрастную группу 3-4 классов при изучении отдельных тем включаются учащиеся других классов, особенно по музыке, изобразительному искусству, технологии и др.

Одно и то же занятие в РВГ можно описать разными характеристиками и отнести к различным типам. Тип занятия в РВГ в значительной мере зависит от условий школы, предмета, а также подготовленности педагога и в то же время влияет на определение целей и задач учебной деятельности, отбор содержания и форм проведения занятия.

Возможны и другие классификации учебных занятий в РВГ: по количеству учащихся в группе, по количеству классов, которые объединены в РВГ, по половому составу, по месту проведения и т.д. Все эти признаки, на основе которых предлагается классификация занятий в РВГ, в той или иной мере влияют на организацию учебно-воспитательного процесса, и их необходимо n читывать педагогу при подготовке таких занятий.

Г.А. Цукерман выделила и описала следующие типы уроков: урок-зачет; урок-диктант; урок дидактических игр.(8).

В практике гимназии №2 города Вологды опробованы уроки и других типов.(3).

1)Урок-диктант.

При подготовке к такому уроку младшие учителя составляют текст диктанта или анализируют готовый текст, выделяют орфограммы, предполагают, какие трудности могут возникнуть у учеников во время диктанта. На самом уроке разновозрастного сотрудничества «учитель» перед тем, как разрешить ученику записать предложение или слово должен задать все орфографические вопросы, с тем, чтобы ученик написал все правильно.

Кроме вопросов по диктанту «учителя» готовили своему ученику теоретические вопросы, грамматические задания.

2)Урок контроля и оценки.

Как известно, оценочная деятельность – самый доступный вид деятельности, который ученик может выполнять вместо учителя достаточно качественно. На разновозрастном уроке возможно проведение пооперационного контроля способа выполнения учебного действия. Для этого учебное действие разбивается на отдельные операции (умения). Данные умения фиксируются будущими «учителями» в оценочном листе. Далее подбираются задания, выполнение которых на разновозрастном уроке позволит проверить, как ученик младшего класса владеет каждой конкретной операцией, в чем он испытывает трудность, какое умение предстоит отработать. Например, на разновозрастном уроке в 3-5 классах по теме «Правописание безударных окончаний глагола» «учителя» - пятиклассники провели проверку и оценку умений третьеклассников по следующим критериям и зафиксировали результаты в оценочном листе.

Умения

Прогностическая оценка

Самооценка

Оценка «учителя»

1)замечать безударное окончание глагола

2)поставить глагол в форму инфинитива

3)определять спряжение глагола по инфинитиву

4)выбрать букву для обозначения безударного окончания глагола

В оценочной таблице используются значки «+» - знает, « - » - не знает, «?» - сомневается.

После урока контроля-оценки учитель младшего класса получает важную информацию о том, какие умения учеников требуют доработки, и организует коррекцию знаний в соответствии с выявленными трудностями.

3)Урок работы над ошибками.

Накануне такого урока в младшем классе проводится диктант, проверочная работа. Проверяют ее младшие «учителя» до урока, выявляют ошибки, готовят задания на устранение ошибок или хорошо справившимся ученикам задания повышенной сложности. Учитель оказывает помощь младшим «учителям» по необходимости, проверяет точность проверки диктанта, проверочной работы.

На самом разновозрастном уроке «учителя» помогают своим подопечным найти ошибки, выявить их причины, поработать над устранением ошибок.

4)Урок изучения нового способа.

Такого типа урок проводился в 3-5 классах по изучению алгоритма орфографического списывания. Для того чтобы пятиклассники сами прочно усвоили данный алгоритм и потренировались в применении его на практике, мы попросили их на разновозрастном уроке рассказать суть алгоритма младшим ученикам, показать, как он используется, а затем предложили текст для списывания. При этом в тексте специально были включены орфограммы и пунктограммы, не знакомые третьеклассникам, и младшим «учителям» предстояло объяснить их третьеклассникам.

Кокарева З.А.

Выбор учебно- методического комплекта для обучения в разновозрастных классах.

Сегодня учителю на выбор предлагаются различные варианты учебно-методических комплектов. Учитель определяет комплект для работы исходя из собственной готовности к его реализации и с учетом особенностей детей.

Новым УМК, разработанным с учетом особенностей сельской школы, является «Перспективная начальная школа».

Учебно-методический комплект

«Перспективная начальная школа»

Появление данного комплекта является реакцией ученых и практиков на социальный заказ, связанный с модернизацией содержания образования, реструктуризацией сельской школы в соответствии с Федеральной программой развития образования.

Перспективная начальная школа в своей концепции исходит из гуманистического убеждения, опирающегося на данные педагогической психологии: все дети способны успешно учиться в начальной школе, если создать для них необходимые условия.

Авторы комплекта учитывают изменение возраста ребенка, пришедшего в первый класс: это школьник шести (6,5), а не семи лет.

Предлагаемая концепция УМК ориентируется на то, что опыт ребенка-адресата учебников - это не только опыт городской жизни с разнообразными источниками информации, но и опыт сельской школы с естественно-природным ритмом жизни с сохранением целостной картины мира.

Основная идея концепции «Перспективная начальная школа» - оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (способностей, интересов, склонностей) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.

Педагогическая поддержка индивидуальности ребенка выводит на первый план проблему соотношения обучения и развития. Специально организованная в рамках всех учебных предметов система сочетания индивидуальной работы с работой в малых группах и коллективной работой, а также продуманная система заданий разного уровня трудности при освоении каждой темы позволяет обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, т.е. в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального развития.

В УМК входят учебники, дополнительная литература для чтения, методические пособия для учителя, рабочие тетради для учащихся, тетради для самостоятельных работ.

Авторы учебников.

Русский язык. Каленчук М.Л., Чуракова Н.А. и др.

Литературное чтение. Чуракова Н.А., Малаховская О.В.

Математика. Чекин А.Л., Юдина Е.П. и др.

Окружающий мир. Федотова О.Н., Трофимова Г.В. и др.

Информатика. Бененсон Е.П., Паутова А.Г.

Технология. Гринева А.Н., Кузнецова И.Л., Преснякова Т.Н. и др.

В результате освоения предметного содержания, заложенного в комплекте, каждый школьник получает возможность приобрести общие учебные умения и навыки, освоить те способы деятельности, которые соответствуют требованиям государственного образовательного стандарта.

Никитина Л.П.

Примерное тематическое планирование по русскому языку для классов с малой наполняемостью.

Большинство школ с малой наполняемостью во 2-4 классах работает по УМК, приближенному к УМК « Школа России», но изучение русского языка традиционно ведётся по программе и учебным пособиям Т. Г. Рамзаевой.

В журнале « Начальная школа» №3 за 2006 год в серии « Библиотечка учителя» (с.1-21) Т. Г. Рамзаева представила « Планирование системы уроков русского языка и речи» (Уроки развития речи включены).

Нами переработан данный вариант планирования (первое полугодие). Он позволяет отследить совпадающие темы и скорректировать учебный процесс. Так в первой четверти во 2, 3 и 4 классах совпадают или почти совпадают темы уроков № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7. Можно провести эти уроки как однопредметные, объединив темой « Слово, предложение, текст». Ряд тем совпадает во 2, 3, 4 классах или в двух из них, но эти уроки отстоят друг от друга во времени. По усмотрению учителя, возможно совмещение ряда тем для организации разновозрастного сотрудничества в форме парной, групповой работы. Темы уроков в первом классе не интегрируются с темами 2-4 классов. Часть урока учитель работает с первоклассниками, часть урока с учащимися 2-4 классов. Разновозрастное сотрудничество организуется только на отдельных этапах урока. Во 2-4 классах возможно следующее совмещение тем.

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Первая четверть

Раздел «Повторяем то, что мы знаем»(5 часов):

№1,2 – Учебник «Русский язык» как средство обучения родному языку и речи. Текст и предложение в нашей речи

Раздел «Повторение изученного во 2 классе»(16 часов): №1 – Текст, предложение, слово – единицы языка и речи;

№2 – Обобщение знаний о предложении

Раздел «Повторение изученного»(20-23 часа): №1 – Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания; №2 – Виды предложений по интонации. Знаки препинания в конце предложений. Главные и второстепенные члены предложения.

№3 – Слово и предложение – единицы речи

№3 – Текст – единица языка и речи

№3 – Связь слов в предложении. Словосочетания

№4 – Слово и слог. Гласные и согласные звуки

№4 – Слова, называющие предметы (имена существительные), признаки предметов (имена прилагательные), действия предметов (глаголы)

№4 – Текст. Виды текстов

№5 – Упражнения в делении слов на слоги и чётком произношении слогов

№5 – Распознавание слов по вопросам, точное употребление слов в предложении

№5 – Звуки и буквы. Алфавит. Слоги

Раздел « Речь»(4 часа): №6 – Речь в жизни человека

№6 – Имена собственные. Заглавная буква

№6 – Тема и заголовок текста. Сочинение по рисунку и опорным словам

№7 – Речь устная и письменная

№7 – Однокоренные слова

№7 – Работа над ошибками

№8,9 – Выделение предложений в устной и письменной речи

№8 – Звуки и буквы. Гласные буквы е,ё,ю,я.

№9 – Слово и слог. Перенос слов

№8 – Однокоренные слова. Корень слова; №9 – Приставка, суффикс, окончание как значимые части слова

Раздел « Звуки и буквы»(9 часов): №10 – Особенности звуков и букв

№10 – Мягкий знак – показатель мягкости согласных. Разделительный ь.

№10 – Правописание гласных и согласных в корнях слов (обобщение правил)

№11 – Гласные и согласные звуки

№11 – Правописание слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, чн, чк

№11 – Упражнения в правописании гласных и согласных в корнях слов, в точном употреблении слов в тексте

№12 – Гласные звуки и обозначение их буквами

№12 – Текст и его части. Связь между частями текста. Разделительный ь.

№12 – Упражнения в написании корня слов

№13 – Слова с буквой э в начале слова

№13 – Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами

№13 – Упражнения в написании слов с непроизносимыми и двойными согласными

№14 – Письменные ответы на вопросы к тексту

№14 – Ударные и

безударные гласные звуки. Обозначение их буквами. Сопоставление правил проверки парных согласных на конце слова и безударных гласных в двусложных словах

№14 – Приставки и предлоги. Правописание приставок

№15 – Речевой этикет. Слова-приветствия

№15 - Диктант

№15 - Разделительные ь и ъ

№16 – Согласные звуки и обозначение их буквами

№16 – Работа над ошибками. Упражнения в построении предложений и написании слов на изученные правила.

№16 – Структура повествовательного текста. Красная строка. Изложение зрительно воспринятого текста по самостоятельно составленному плану

№17 – Согласный звук й’ и буква й

Раздел «Предложение»(11 часов): №17 – Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения

№17 – Работа над ошибками

№18 – Контрольное списывание с делением сплошного текста на предложения

№18 - Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Предложение в структуре текста. Связь между заголовком и концовкой текста

№18 – Части речи (сопоставление). Род имён существительных

Раздел «Гласные и, а, у после шипящих.Сочетания чн, чк»(12 часов): №19 – Шипящие согласные звуки ж, ш, ч’, щ’. Написание слов с сочетаниями жи, ши

№19 – Восклицательные предложения

№19 – Склонение имён существительных

№20 – Слова с сочетаниями жи, ши

№20 – Упражнения в правильном построении предложений и оформлении их на письме. Употребление в тексте разных по цели высказывания и интонации предложений

№20 – Имя прилагательное

№21 – Упражнения в написании слов с сочетаниями жи, ши

№21 – Письменная передача содержания текста, точное употребление слов в предложении

№21 – Глагол как часть речи

№22 – Устное сочинение по серии картинок. Наблюдение за делением текста на части и соответствием заголовка и текста. Списывание текста

№22 – Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении

№22 – Контрольный диктант

№23 - Слова с сочетаниями ча, ща, чу, щу

№23 – Упражнения в установлении связи слов в предложении. Закрепление знаний о главных и второстепенных членах предложения

№23 – Работа над ошибками. Повторение сведений о глаголе

№24, 25 - Упражнения в написании слов с сочетаниями ча, ща, чу, щу

№24 – Словосочетание. №25 – Предложение и словосочетание

Раздел «Однородные члены предложения»(10 часов): №24 – Однородные члены предложения (общее понятие); №25 – Связь однородных членов предложения с помощью союзов и интонации перечисления

№26 – Слова с сочетаниями чн, ЧК

№26 –Сочинение по материалам экскурсии в парк

№26 – Связь однородных членов без союзов и с помощью союзов (закрепление). Запятая между однородными членами

№27 - Слова с сочетаниями чн, чк, чт

№27 - Работа над ошибками

№27 – Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными без союза или союзом и (закрепление)

№28 – Обобщающий урок по теме «Правописание слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, чн, чк, чт

Раздел «Текст»(3 часа): №28 – Текст. Тема текста

№28 – Предложения с однородными членами, соединёнными союзами а, но

№29 – Диктант

№29 – Основная мысль текста

№29 – Упражнения в составлении предложений с однородными членами

№30 – Работа над ошибками

№30 – Заголовок текста

№30 – Упражнения в анализе, составлении и написании предложений с однородными членами, соединёнными как при помощи союзов, так и без союзов

Раздел « Алфавит»(2 часа): №31,32 – Алфавит или азбука

Раздел « Состав слова»(15 часов): №31 – Корень. Однокоренные слова (два признака однокоренных слов); №32 – написание корня в однокоренных словах

№31 – Употребление в повествовательном тексте предложений с однородными сказуемыми. Изложение; №32 – Анализ изложений и работа над ошибками

Раздел « Слово и слог. Перенос слов»(6 часов): №33 – Слово и слог

№33 – Понятие об окончании и его роли в речи

№33 – Обобщение знаний об однородных членах предложения

№34 – Деление слов на слоги

№34 – Роль окончания и предлога в предложении

Раздел «Текст»(4 часа): №34 – Тема и основная мысль текста

№35 - Упражнения в делении слов на слоги. Повторение слов с непроверяемыми гласными (слова из словаря)

№35 – Сочинение по серии картинок

№35 – Заголовок текста

№36 - Перенос слов

№36 - Работа над ошибками. Упражнения в подборе и написании однокоренных слов

№36 – План текста

№37 – Слова, которые не переносятся. Перенос слов с буквой й в середине

№37 – Общее понятие о приставке и суффиксе

№37 – Изложение по самостоятельно составленному плану

№38 - Перенос слов

№38 – Закрепление знаний о суффиксах и приставках как значимых частях слова

Раздел « Имя существительное»(44-47 часов): №38 – Упражнения в склонении имён существительных и в распознавании падежей

Раздел «Предложение и текст»(12 часов): №39 – Предложение как единица речи

№39 – Суффикс – значимая часть слова. Образование слов с помощью суффиксов

№39 – Распознавание падежей имён существительных. Несклоняемые имена существительные.

№40 – Знаки препинания в конце предложения

№40 – Наблюдение над значением приставок и их ролью в нашем языке. Образование слов с помощью приставок

№40 – Именительный падеж имён существительных

№41 – Общее понятие о главных членах предложения

№41 – Обобщение знаний о составе слова. Упражнения а разборе слов по составу

№41 – Родительный падеж имён существительных

№42,43 - Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое

№42 – Диктант; №43 - Работа над ошибками. Упражнения в образовании однокоренных слов, разборе предложений по членам

№42 – Дательный падеж имён существительных; №43 – Винительный падеж имён существительных

№44 – Диктант за I четверть

№44 – Структура текста. Изложение текста по вопросам

№44 – Творительный падеж имён существительных

№45 - Работа над ошибками

№45 - Работа над ошибками

№45 – Составление текста по серии иллюстраций

Вторая четверть

№46 - Общее понятие о тексте

Раздел «Правописание слов со звонкими и глухими согласными в корне»(9 часов): №46 – Правописание безударных гласных, глухих и звонких согласных в корне

№46 - Работа над ошибками. Закрепление знаний о творительном падеже имён существительных

№47 – Виды текстов: повествование, описание, рассуждение

№47 – Проверка слов с парными согласными на конце и в середине слова

№47 – Предложный падеж имён существительных

№48 – Структурные части текста-повествования. Изложение зрительно воспринятого текста

№48 – Упражнения в написании слов с глухими и звонкими согласными в корне

№48 – Повторение сведений о падежах имён существительных

№49 - Работа над ошибками, допущенными в изложении. Повторение материала раздела

№49 – Обучающее изложение

№49 – Распознавание именительного и винительного, винительного и предложного падежей

№50 – Составление устного рассказа по картинкам. Изложение на ту же тему по плану

№50 – Работа над ошибками. Упражнения в правильном написании слов с глухими и звонкими согласными в корне

№50 – Структура повествовательного текста. Изложение

Раздел « Мягкие и твёрдые согласные звуки и их обозначение на письме»(8 часов): №51 – Обозначение мягкости и твёрдости согласных звуков на письме гласными буквами

№51 – Упражнения в правописании слов с глухими и звонкими согласными в корне

№51 – Контрольный диктант

№52 – Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука

№52 – Составление текста по картинке и опорным словам. – Упражнения в написании слов с глухими и звонкими согласными в корне

№52 – Три типа склонения имён существительных в единственном числе

№53,54 – Обозначение мягкости согласных на конце и в середине слова

№53 – Контрольный диктант; №54 – Анализ диктанта и работа над ошибками. Обобщение знаний о проверке слов с глухими и звонкими согласными в корне

№53 – Упражнения в определении склонений имён существительных; №54 – – Ударные и безударные окончания имён существительных в единственном числе

№ 55 – Слова-приветствия. Сопоставление слов, в которых мягкость согласных обозначается ь и не обозначается

Раздел «Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне»(18 часов): № 55 – Какие гласные буквы требуют проверки и какие слова являются проверочными

№ 55 – Проверка безударных окончаний имён существительных 1, 2, 3 склонения

№56 – Правописание и перенос слов с мягким знаком

№56 – Правило проверки безударных гласных в корне

№56 – Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже

№57 – Изложение текста по вопросам

№57 – Обобщение знаний о двух способах проверки безударных гласных в корне

№57 – Повествовательный текст с элементами описания. Изложение

№58 - Работа над ошибками, допущенными в изложении. Обобщение знаний о способах обозначения мягкости согласных на письме и переносе слов с ь в середине

№58 – Сочинение по картинке «Зимние забавы детей»

№58 – - Работа над ошибками. Упражнения в правописании имён существительных в родительном падеже

Раздел « Звонкие и глухие согласные звуки»(5 часов): №59 – Особенности произношения звонких и глухих согласных. Парные согласные по звонкости-глухости, мягкости-твёрдости

№59 - Работа над ошибками. Правописание слов с безударными гласными, глухими и звонкими согласными в корне

№59 - – Правописание окончаний имён существительных 1 и 3 склонений в дательном падеже

№60 – Парные звонкие и глухие согласные. Особенности проверочных и проверяемых слов

№60 – Слова с проверяемыми гласными в корне

№60 – Правописание имён существительных в родительном и дательном падежах;

№61,62 – Способ проверки парных согласных на конце слова

№61 – (резервный урок) Слова с проверяемыми безударными гласными, парными глухими и звонкими согласными в корне; №62 – Изложение повествовательного текста

№61 – Сравнение окончаний в родительном и дательном падежах

№62 – Родительный и винительный падежи имён существительных

№63 – Упражнения в написании слов с парными согласными на конце слова. Контрольное списывание

№63 – Работа над ошибками. Закрепление знаний о предложении и написании корня слова

№63 – Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже

Раздел «Обозначение гласных звуков в ударных и безударных слогах»(11 часов): №64 – Ударение. Ударный и безударный слог

№64 – Слова с безударной гласной е, проверяемой буквой ё

№64 – Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже

№65 – Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах

№65 – Диктант

№65 – Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже

№66 – Особенности проверочного слова

№66 – Работа над ошибками. Проверка слов с двумя безударными гласными в корне

№66 – Правописание безударных окончаний имён существительных в предложном падеже

№67 – Проверка безударных гласных в двусложных словах

№67 – Проверка слов с двумя безударными гласными в корне

№67 – Правописание окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах

№68 – Связь между предложениями в тексте. Проверяемые и непроверяемые гласные в безударных слогах

№68 – Правописание слов с безударными гласными в корне

№68 – Правописание окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах

№69 - Проверка безударных гласных в двусложных словах. Текст и предложение

№69 – Распознавание слов, которые различаются гласной буквой в корне

№69 – Упражнения в написании безударных гласных в корнях слов, приставках и окончаниях имён существительных

№70 - Упражнения в написании слов с проверяемыми безударными гласными

№70 - Правописание слов с безударными гласными, глухими и звонкими согласными в корне

№70 – Связь между частями текста. Изложение с продолжением

№71 - Проверка безударных гласных в двусложных словах

№71 - Диктант

№71 - Работа над ошибками. Упражнения в написании окончаний имён существительных

№72 - Составление рассказа по картинке. Восстановление деформированного текста

№72 - Работа над ошибками. Упражнение в анализе и составлении текста-описания

№72 - Правописание окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах

№73 – Диктант

Раздел «Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне»(7 часов): №73 – Правило проверки написания слов с непроизносимыми согласными

№73 – Диктант

№74 – Работа над ошибками

№74 – Правописание слов с непроизносимыми согласными

№74 – Работа над ошибками. Множественное число имён существительных

Раздел «Разделительный ь »(7 часов): №75 – Понятие о разделительном ь

№75 – Правописание слов с непроизносимыми согласными

№75 – Склонение имён существительных во множественном числе. Распознавание именительного и винительного падежей

№76 – Сопоставление мягкого знака – показателя мягкости согласных и разделительного мягкого знака

№76 – Проверка слов с непроизносимыми согласными

№76 – Окончания имён существительных мужского, женского и среднего рода в именительном и винительном падежах множественного числа

№77 - Упражнения в написании слов с разделительным ь и ь- показателем мягкости согласных

№77 - Контрольный диктант

№77 – Родительный падеж множественного числа имён существительных

№78 - Упражнения в написании слов с ь

№78 - Работа над ошибками. Составление новогоднего поздравления

№78 - Родительный падеж множественного числа имён существительных

№79 – Проверка знаний о разделительном ь и ь- показателе мягкости согласных

№79 – Обобщение правил о правописании корня

№79 – Дательный, творительный и предложный падежи множественного числа имён существительных

№80 – Диктант за II четверть

Раздел «Обобщение правил о правописании корня»(2 часа): №80 – Сопоставление правил о написании безударных гласных, глухих, звонких и непроизносимых согласных

№80 – Контрольный диктант

№81 - Работа над ошибками

№81 – Изложение с использованием памятки

№81 – Анализ диктанта и работа над ошибками. Обобщение знаний об имени существительном. Написание новогодних поздравлений

Нами разработан вариант проекта урока, учитывающий принципы развивающего обучения.

Урок русского языка в разновозрастном классе

Тема «Речь. Текст. Тема текста» (2-4 кл.)

2 кл. «Общее понятие о тексте»

3 кл. «Текст. Тема текста»

4 кл. «Текст. Тема и основная мысль текста»

Задачи:

Образовательные:

закрепление признаков понятий «устная и письменная речь», и

«пред­ложение»;

выявление особенностей текста;

обобщение знаний о тексте;

определение темы текста;

сопоставление понятий «тема» и «основная мысль» тек­ста;

обучение определению в данных текстах темы и основной

мысли.

Воспитательные:

формирование умений слушать друг друга, помогать друг другу, уважать мнение товарищей;

Формы работы на занятии: смешанные пары, пары посто­янного состава, разновозрастная микрогруппа.

План занятия

Этапы занятия

Время (мин.)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

2 кл.

3 кл.

4 кл.

1. Оргмо- мент.

1

Проверяет готов­ность к занятию.

Образуют смешанные пары.

2. Минутка

каллигра­ фии.

5

Объясняет задание (приложение 1).

Разновозрастный диалог. Выполняют задания учителя. Составляют цепочку для записи. Записывают. Взаимопроверка.

3. Сообще­ние темы и цели урока, постановка учебной задачи.

3

Задает вопросы, ставит учебную задачу (приложе­ние 2).

Отвечают на вопросы учителя.

4. Объясне­ ние нового материала.

15

Объясняет задание (приложение 3).

Выполняют задание по карточке.

Во время ответов на вопросы со­ставляет на доске схему-опору (при­ложение 4).

Отвечают на 1,2 вопроса Незнайки. Определите, раскрыта ли в нем тема? Обсуждение текста. Что такое тема текста?

Читает текст (при­ложение 5). Объединяет уче­ников в микро-группы.

Составляют свой текст на тему «Золотая осень». На доске репродукции картины Левитана «Золотая осень». Выступают представители групп. Обсуждают, раскрыта ли тема. Кто ответит на вопрос Незнайки?

5. Закрепле­ние изучен­ного.

20

.

Что еще знаем о тексте? Из каких частей состоит? Как они оформляются на письме?

Продолжает фрон-

тальную беседу со

2, 3,4 кл. Объяс-

няет задание 2 кл,

3 кл.

Проверяет работу

2, 3 кл.

Направляет работу

Самостоятельно

Коллектив-

учащихся.

ное обсужде-

-

упр. 137

упр.

ние упр. 103.

109

Определение

темы и выяв-

ление основ-

ной мысли

текста. Само-

стоятельно по

карточке упр.

105 (прило-

жение 7).

6. Итог уро-

3

Помогает сделать

Давайте расскажем Незнайке, что мы

ка. Рефлек-

общий вывод по

сегодня узнали.

сия.

схеме. Слушает

Начинают

Про-

Про-

ответы..

рассказ.

должа-

должа-

ют

Ют

рассказ.

рассказ.

Что особенно понравилось на занятии?

Приложение 1

1. Разгадать ребусы:

тире, пенал, подарок, сосна, трава.

2. Запишите в соединении «заглавная - строчная буква»

из первого слова - букву, обозначающую мягкий соглас­ный звук;

из второго - букву, обозначающую безударный гласный звук;

из третьего - букву, обозначающую глухой согласный звук;

из четвертого - букву, обозначающую глухой согласный звук;

из пятого - букву, обозначающую глухой согласный звук.

Приложение 2

Прочитайте слово, которое у вас получилось. Тт Ее Кк Сс Тт

О чем мы будем говорить на уроке? Кто пришел к нам на урок? (Незнайка) Прочитайте его вопросы. (Плакат на доске) Что такое речь? Что такое предложение? Что такое текст? Что такое тема текста? Что такое основная мысль текста?

Приложение 3

Прочитайте. Является ли запись текстом? Докажите.

Как чудесно весной! Синеет высокое небо. Бегут говорливые ручейки.

Приложение 4

Текст

Одно или несколько

предложений,

связанные между

собой по смыслу. Тема текста

Называет то, о чем

говорится в тексте. Основная мысль

Главное в тексте; выражает отношение автора к тому, что он говорит.

Приложение 5

Золотая осень.

Все реже греет осеннее солнышко. Грустный стоит листвен­ный лес. Листочки облетели. Резкий осенний ветер качает голые вет ки. Солнечные дни редки. Всюду грязь и слякоть. Ненастная погода. Холодно!

Приложение 6

1. Прочитайте текст упр. 105.

2. Определите тему.

3. Найдите устаревшие слова. Объясните их значение.

4. Какова основная мысль текста?

5. Озаглавьте текст.

6. Запишите заголовок.

7. Перечитайте еще раз текст и по опорным словам, расска­
жите друг другу. (Из одного куска железа; один пошел на работу, а
другой, лежал без дела; бывший у земледельца; блестел как серебро;
пролежавший без всякого дела, покрылся ржавчиной; отчего ты так
блестишь, от труда).

8. Запишите текст.

Гугова Л.С.

Тематическое планирование уроков по окружающему миру в разновозрастных классах.

УМК «Мир вокруг нас» - автор А.А. Плешаков.

Инвариантной частью Базисного учебного плана 2004 года на изучение данного образовательного компонента в четырехлетней начальной школе отводится по 2 часа в неделю в каждом классе, а согласно Базисному плану 1998 года – по 1 часу в неделю в 1 и 2 классах и по 2 часа в неделю в 3 и 4 классах. При работе по Базисному плану 1998 года для наиболее успешного усвоения курса целесообразно выделить во 2 классе еще один час в неделю за счет вариативной части учебного плана. Это даст возможность учесть в процессе преподавания региональные и местные условия, обеспечит более глубокое понимание детьми учебного материала, прочность знаний и в целом позволит полнее реализовать развивающий и воспитательный потенциал предмета. В связи со сказанным предлагается два варианта тематического планирования для 1 и 2 классов. Сначала дан двухчасовой вариант для 1 и 2 классов, затем помещен одночасовой вариант, который используется в том случае, если дополнительного часа на изучение курса не выделено. Оба варианта являются примерными. Учитель может по своему усмотрению вносить в них изменения в соответствии с особенностями классов, местными условиями и т.д. Содержание уроков окружающего мира позволяет проводить разновозрастные уроки в 1-2-х, 1-3-х, 1-4-х классах.

Если учитель работает в первом классе по УМК «Перспективная начальная школа», а во 2-4 классах по УМК «Школа России», то он вносит изменения в соответствии с данными рекомендациями. Разделы программы по окружающему миру одинаковы во всех учебно -методических комплектах и принципиального отличия не имеют.


Примерная тематика разновозрастных уроков окружающего мира

1-й вариант: 1 класс – 66 ч., 2 класс – 68 ч., 3 класс – 68 ч., 4 класс – 68 ч.

 

 

 

Название разделов программы

Темы уроков

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1кл. Введение.

2кл. Где мы живем. **Здоровье и безопасность.

3 кл . Как устроен мир.

***Наша безопасность.

4 кл . Земля и человечество.

1. Задавайте вопросы.

2. Наша школа. (Экскурсия).

3. Дорога от дома до школы.

1. Твой адрес в мире.

2. Что нас окружает.

3** Очень подозрительный тип.

1. Общество.

2. Природа.

3*** Опасные места.

1. Мир глазами историка.

2. Мир глазами астронома.

3! Планеты Солнечной системы.

1кл. Что и кто?

2 кл . Природа.

* Жизнь города и села.

** Здоровье и безопасность. **** Путешествие.

3 кл . Как устроен мир.

* Эта удивительная природа.

** Мы и наше здоровье. *** Наша безопасность.

**** Чему учит экономика.

4.кл. Земля и человечество. Природа России.

4. Что у нас над головой?

5. Что у нас над головой? (продолжение).

6. Что у нас под ногами?

7. Что растет на подоконнике?

8. Что растет на клумбе?

9. Что это за листья? (практ. работа)

4 Неживая и живая природа.

5. Звездное небо.

6. Заглянем в кладовые земли.

7. Комнатные растения.

8. Дикорастущие и культурные растения.

9. В гости к осени. (экскурсия)

4. Человек.

5* Тела, вещества, частицы.

6**** Полезные ископаемые

7* Развитие и размножение растений.

8* Разнообразие растений.

9. Природа вокруг нас. (экскурсия)

4. Звездное небо – великая книга природы.

5!. Мир глазами географа.

6* Наши подземные богатства.

7. Пояса Земли.

8! Когда и где?

9. Растения и животные леса (экскурсия).

10. Что такое хвоинки?

10. В гости к осени. (продолжение)

10. Природе нужна твоя помощь. (пр. зан.)

10.Сокровища Земли под охраной человечества

11. Что общего у разных растений?

11. Какие бывают растения.

11* Охрана растений.

11.Сокровища Земли под охраной человечества (прод-е)