Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 13

 

Поиск            

 

В образовательном процессе вуза

 

             

В образовательном процессе вуза

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия»

Т.Г. Хащенко, Е.В. Макарова

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

(методические рекомендации для преподавателей

Ульяновской ГСХА)

Ульяновск 2011

УДК 378

Х - 28

Хащенко Т.Г., Макарова Е.В. Интерактивные методы обучения в образовательном процессе вуза (методические рекомендации для преподавателей Ульяновской ГСХА). - Ульяновск, УГСХА, 2011. - 46 с.

Рецензент: профессор, доктор педагогических наук Калаков Н.И.

Методические рекомендации содержат описание используемых в образовательном процессе интерактивных методов обучения. Предназначены для преподавателей вуза.

Утверждено на заседании кафедры «Права, педагогики и психологии» УГСХА, протокол № 1 от 2.09.2011 г.

Рекомендовано к изданию методической комиссией Совета кафедр гуманитарных и социально-экономических наук УГСХА, протокол № 2 от 4.10.2011 г.

© Т.Г. Хащенко, Е.В. Макарова, 2011.

© Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия, 2011.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................ 4

1. Понятие об интерактивных методах обучения............... 5

2. Метод дискуссии.............................................................. 7

2.1. Метод «круглого стола» ............................................................................. 8

2.2. Метод «мозгового штурма» ...................................................................... 9

2.3. Панельная дискуссия .................................................................................... 11

2.4. «Техника аквариума» ................................................................................... 12

2.5. «Снежный ком» ........................................................................................... 12

3.Деловая учебная игра........................................................ 14

4. Ролевая игра...................................................................... 18

5. Анализ конкретных ситуаций (case-study)...................... 21

6. Метод кооперативного обучения..................................... 23

6.1.Кооперативные методы, используемые на аудиторных занятиях ......... 24

6.2. Метод проектов как вариант кооперативного обучения ................. 31

7. Информационные технологии интерактивного обучения 36

8. «Предметный» КВН как интерактивный метод обучения 38

Библиография....................................................................... 41

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.............................................................................................. 43

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.............................................................................................. 44

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.............................................................................................. 45

ВВЕДЕНИЕ

Происходящие преобразования в системе высшего образования обусловлены движением в сторону инновационной личностно-развивающей парадигмы образования, необходимостью использования интеллектуально-творческого потенциала человека для созидательной деятельности во всех сферах жизни.

Одним из важнейших элементов комплексного преобразования сферы высшего образования является переход на двухуровневую систему обучения. Проведенный анализ федеральных государственных образовательных стандартов, нормативно-правовых документов показал, что такой переход системы образования влечет за собой и изменения в требованиях к образовательному процессу. К таким изменениям можно отнести требования к использованию в процессе обучения студентов интерактивных методов обучения. В ФГОС ВПО отмечается, что удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется ООП бакалавриата и должен составлять не менее 20% аудиторных занятий. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяемый ООП магистратуры должен составлять не менее 40 % аудиторных занятий.

Внедрение интерактивных методов обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном вузе. В связи с вышесказанным предлагается описание основных методов интерактивного обучения в вузе и особенностей их использования в учебном процессе.

1. ПОНЯТИЕ ОБ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДАХ ОБУЧЕНИЯ

Понятие «интеракция» (от англ. Interaction взаимодействие) возникло впервые в социологии и социальной психологии. Для теории символического интеракционизма (основоположник – американский философ Дж. Мид) характерно рассмотрение развития и жизнедеятельности личности, созидания человеком своего «Я» в ситуациях общения и взаимодействия с другими людьми. В психологии интеракция – это процесс взаимодействия, диалога с чем-либо (например, с компьютером) или кем-либо (человеком).

Понятие «интерактивный» происходит от английского « interact » (« inter » «взаимный», « act » «действовать»). Следовательно, «интерактивные методы» можно перевести как «методы, позволяющие студентам взаимодействовать между собой».

«Интерактивное обучение» рассматривается как «способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся» (Панина Т.С., 2007). Это и есть сущность интерактивных методов, которая состоит в том, что обучение происходит во взаимодействии всех студентов и преподавателя.

По сравнению с другими методами интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения (рис. 1).


Рис. 1. Интерактивная модель обучения.

Активность преподавателя уступает место активности студентов, а задачей преподавателя становится создание условий для их инициативы. Он регулирует учебно-воспитательный процесс и занимается его общей организацией, определяя общее направление (готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах), контролируя время и порядок выполнения намеченного плана работы, давая консультации, разъясняя сложные термины, помогая в случае серьезных затруднений.

К интерактивным методам относят, таким образом, лишь те, которые строятся на психологических механизмах усиления влияния группы на процесс освоения каждым участником опыта взаимодействия и взаимообучения. Интерактивные методы относятся к инновационным образовательным технологиям.

Учебный процесс, опирающийся на использование интерактивных методов обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания всех студентов группы без исключения. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная работа, ролевые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации. Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможностью взаимной оценки и контроля.

Интерактивные методы обучения можно разделить на игровые и неигровые интерактивные методы обучения.

Игровые интерактивные методы обучения : деловая учебная игра, ролевая игра, психологический тренинг.

Неигровые интерактивные методы обучения : анализ конкретных ситуаций (case-study), групповые дискуссии, методы кооперативного обучения.

2. МЕТОД ДИСКУССИИ

Метод дискуссии выступает базовым в системе интерактивных методов обучения, включаясь в каждый из них как необходимая составляющая. Вместе с тем, дискуссия может выступать и как самостоятельный метод интерактивного обучения, представленный множеством модификаций, различающихся способами организации процесса обсуждения.

В переводе с латинского языка « discussio » это ис­следование или разбор. Иначе говоря, это коллективное обсуждение конкретной проблемы, вопроса или сопос­тавление разных позиций, информации, идей, мнений и предложений.

Во время дискуссии оппоненты могут либо дополнять друг друга, либо противостоять один другому. В первом случае больше будут проявляться качества, присущие диалогу, во втором дискуссия будет носить характер спора, т.е. отстаивание своей позиции. Как правило, в дискуссии присутствуют оба эти эле­мента.

Какие бы характеристики ни преобладали в дискус­сии, то ли это взаимоисключающий спор, то ли это взаиморазвивающий диалог в деловом режиме, главный фактор для повышения эффективности любой дискус­сии это сопоставление различных позиций дискутан­тов.

Методика проведения дискуссии

Каждая дискуссия обычно проходит три стадии раз­вития: ориентация, оценка, консолидация.

На первой стадии происходит процесс «ориентации» и адаптации участников дискуссии к самой проблеме, друг к другу, общей атмосфере. Имен­но таким образом начинает вырабатываться некая уста­новка на решение представленной проблемы.

Стадия «оценки» напоминает ситуацию сопоставле­ния информации, различных позиций, генерирования идей.

На последней стадии консолидации предполагается выработка единых или компромиссных решений, мне­ний и позиций.

2.1.Метод «круглого стола»

Целевое назначение метода:

- обеспечение свободного, нерегламентированного обсуждения поставленных вопросов (тем) на основе постановки всех студентов в равное положение по отношению друг к другу;

- системное, проблемное обсуждение вопросов с целью видения разных аспектов проблемы.

Необходимыми атрибутами «круглого стола» являются:

- соответствующая подготовка помещения для его проведения: симметричное расположение рабочих мест для того, чтобы студенты могли видеть друг друга;

- введение в практику принципа «свободного микрофона»;

- создание и пополнение фонда вопросов, на которые должны ответить участники «круглого стола»;

- наличие технических средств получения и обработки поступающей информации (при необходимости).

Варианты этапов проведения «круглого стола» :

Вариант «А»

1. Краткое вводное слово преподавателя.

2. Заслушивание кратких вводных сообщений участников «круглого стола».

3. Постановка перед участниками «круглого стола» вопросов, поступивших из аудитории.

4. Развертывание дискуссии.

5. Выработка согласованных позиций по предмету обсуждения.

Вариант «Б»

1. Блицопрос присутствующих в аудитории с целью согласования тематики и порядка работы.

2. Уточнение порядка и характера работы.

3. Ответы по существу поставленных вопросов.

4. Заслушивание мнения выступающих из аудитории.

5. Нахождение истины в ходе дискуссионного обсуждения.

Вариант «В»

1. Показ-предъявление проблемы (кино, фото и т. п.).

2. Представление участников «круглого стола», заслушивание их суждений по поводу предъявленной ситуации.

3. Подключение «свободного микрофона» с целью выяснения мнения аудитории.

4. Дискуссирование.

5. Нахождение «точек соприкосновения» и выработка согласованной позиции.

В ходе проведения занятия данным методом необходимо разъяснять участникам «круглого стола» порядок решения проблемных вопросов, поступивших в ходе занятия, сроков ответа на них.

В заключение подводится итог работы «круглого стола», высказываются пожелания его участникам и присутствующим.

2.2.Метод «мозгового штурма»

«Мозговой штурм» («мозговая атака») представляет собой разновидность групповой дискуссии, которая характеризуется отсутствием критики поисковых усилий, сбором всех вариантов решений, гипотез и предложений, рожденных в процессе осмысления какой-либо проблемы, их последующим анализом с точки зрения перспективы дальнейшего использования или реализации на практике.

Метод «мозговой атаки» появился еще в 30-е гг. ХХ века как способ коллективного, группового решения проблем, активизирующий творческую мысль. Этот метод может заранее планироваться как фрагмент занятия, в основу которого положен поиск новых принципов решения проблемы.

Этапы проведения «мозгового штурма»

1. Формулирование преподавателем проблемы, которую необходимо решить. Проблема может носить реальный или учебный характер и служить развитию продуктивного мышления, гибкости, критичности студентов.

2. Формирование экспертной группы (3-4 человека), способной отобрать наилучшие идеи и разработать показатели и критерии оценки. Преподаватель может участвовать в реализации этого этапа или предложить сделать это самим студентам.

3. Тренировочная интеллектуальная разминка для приведения студентов в рабочее психологическое состояние за счет активизации их знаний, обмена мнениями и выработки общей позиции по проблеме. Позволяет студентам освободиться от воздействия сковывающих факторов (страхов, статусно-ролевый установок, лени, замедленной скорости реакций и т.п.), психологических барьеров и дискомфорта. Обычно носит отвлеченный характер, прямо не связанный с общей тематикой и проблематикой дискуссии. Этот шаг осуществляется в форме экспресс-опроса. Преподаватель обращается к студентам с вопросом, на который те должны дать краткий ответ. При затруднении одного отвечающего преподаватель спрашивает другого. Таким образом, в течение 10-15 мин. производится подготовка к дальнейшей активной коммуникации.

4. Собственно «мозговая атака», направленная на разрешение поставленной проблемы. Генерирование идей начинается с подачи преподавателем сигнала о начале работы. Студенты формулируют любые пришедшие им в голову варианты решений, стараясь избавиться от их критической оценки. Для этого преподаватель поощряет интеллектуальную активность участников, запрещает любые комментарии в адрес высказанных идей и предложений к ним, блокирует невербальные эмоциональные реакции членов группы на услышанное. Для этого работа ведется в максимально быстром темпе. Каждому студенту слово предоставляется на несколько секунд, что не исключает его повторной активации. Работа может вестись по кругу или вразнобой. Экспертная группа фиксирует все выдвинутые идеи с помощью технических средств и/или на бумаге. Общая продолжительность этапа 10-20 минут.

Если продуктивность работы недостаточна, преподаватель может предложить перейти к индивидуальной работе, когда после получения установки каждый участник фиксирует свои мысли и идеи на бумаге (2-5 минут), затем все члены группы одновременно выкладывают свои карточки для обозрения, сравнения и обсуждения.

5. Оценка и отбор наилучших идей экспертной группой или всеми участниками «мозгового штурма». Этот этап носит характер групповой дискуссии, из которой исключены моменты персонализации выдвинутых предложений. Обсуждаются непосредственно идеи и предложения, для чего их оглашение и презентацию берет на себя преподаватель или члены экспертной группы. Оценка и обсуждение проводятся в соответствии с заранее подготовленными критериями и показателями. При этом оценка может носить не только качественный, но и количественный характер. Продолжительность этого этапа может сильно варьировать. В целом не стоит сворачивать обсуждение. Если ни один из предложенных вариантов не отвечает всем заданным критериям, есть смысл вернуться к предыдущему этапу и провести еще один «мозговой штурм».

6. Обобщение результатов «мозгового штурма». Преподаватель резюмирует итоги «мозгового штурма» и итоги обсуждения его результатов.

2.3.Панельная дискуссия

Цель: организация обсуждения проблемы в многочисленной группе (потоке).

Этапы проведения

1. Проблема дискуссии формулируется преподавателем.

2. Студенты делятся на микрогруппы по 6-8 человек, которые располагаются в аудитории по кругу.

3. Члены каждой микрогруппы выбирают представителя или председателя, который будет в процессе дискуссии отстаивать их позицию.

4. В течение 15-20 мин. в микрогруппе обсуждается проблема и вырабатывается общая точка зрения.

5. Представители групп собираются в центре круга и получают возможность высказать мнение группы, отстаивая ее позиции. Остальные студенты следят за ходом обсуждения и тем, насколько точно представитель микрогруппы выражает общую позицию. Они не могут высказывать собственное мнение, а имеют возможность лишь передавать в ходе обсуждения записки, в которых излагают свои соображения.

6. Представители групп могут взять перерыв, чтобы проконсультироваться с остальными ее членами.

7. Панельное обсуждение заканчивается по истечении отведенного времени или после принятия решения.

8. После окончания дискуссии представители групп проводят критический разбор хода обсуждения, а решения принимаются уже всеми студентами.

2.4.«Техника аквариума»

Цель: предоставить студентам возможность свободного включения в обсуждение проблемы и выхода из него.

Этапы проведения

1. Студенты вместе с преподавателем образуют два круга: внешний (наблюдатели) и внутренний (активные участники).

2. Члены внутреннего круга активно участвуют в обсуждении предложенного преподавателем вопроса. Остальные студенты наблюдают и выступают тогда, когда чья-либо версия их заинтересовала; они дополняют, задают вопросы, конкретизируют. При этом «наблюдатель» должен встать рядом с активным участником, который привлек его своей версией.

3. После обсуждения одной проблемы (вопроса) студенты
меняются местами (те, кто стоял за пределами круга, садятся в
круг). Желательно, чтобы все студенты побывали в кругу.

2.5.«Снежный ком»

Цель: наработка и согласование мнений всех членов группы.

При использовании этой техники в активное обсуждение включаются практически все студенты. Количество человек может достигать 30-35.

Для проведения этого вида дискуссии понадобятся большое количество карточек (половина листа А 4) и маркеры.

Этапы проведения

1. Студентам раздается по 4-8 карточек. Каждому предлагается написать по 4-8 вариантов решения какого-либо вопроса. На каждой карточке пишется только один вариант.

2. Студенты объединяются в пары. В результате обсуждения пара отбирает наиболее согласованные предложения-карточки. Их должно быть чуть больше половины от общей суммы карточек (например, из 10 карточек оставить только 6).

3. На третьем этапе студенты объединяются в четверки и также путем дискуссии в микрогруппе оставляют чуть больше половины карточек от общей суммы (например, из 12 оставить 7).

4. Представитель от группы защищает общие наработки, демонстрируя карточки аудитории. После этого карточки, зафиксированные скотчем на доске, комментируются каждой группой, а затем проводится классификация и систематизация предложений, выделяются сходные варианты.

Варианты

1. Если группа многочисленная, то может использоваться такая схема: индивидуальная работа — работа в тройках — работа в шестерках — пленарное обсуждение наработок.

2. Представление карточек со своими наработками группы могут осуществлять по принципу дополнения: после того как представит свои предложения микрогруппа, первой выполнившая задание, все остальные сопоставляют свои карточки с выставленными на доске и убирают совпавшие предложения. Точно такую же работу участники проводят после выступления каждой последующей микрогруппы, выставляя на доску только не повторяющиеся предложения.

Как уже было отмечено выше, дискуссия не только может использоваться как самостоятельный интерактивный метод обучения, но, и является необходимым элементом всех методов интерактивного обу­чения, описанных ниже.

3. ДЕЛОВАЯ УЧЕБНАЯ ИГРА

Деловая учебная игра — моделирование профессиональной деятельности и ролевое взаимодействие по игровым правилам участвующих в ней специалистов, в определенном условном времени, в атмосфере неопределенности, при столкновении позиций, с разыгрыванием ролей и оцениванием.

Существует множество сценариев деловых игр, но для большинства из них характерны следующие особенности.

Этапы проведения деловой учебной игры

1. Ориентация. Преподаватель представляет изучаемую тему, знакомит с основными представлениями, которые в ней используются. Далее он дает характеристику имитации и игровых правил, обзор общего хода игры.

2. Подготовка к проведению. Преподаватель излагает сценарий, останавливаясь на игровых задачах, правилах, ролях, игровых процедурах, правилах подсчета очков, примерном типе решений в ходе игры.

3. Проведение игры как таковой . Преподаватель организует проведение самой игры, по ходу дела фиксируя следствия игровых действий (следит за подсчетом очков, характером принимаемых решений), разъясняет неясности и т.д.

4. Обсуждение игры. Преподаватель проводит обсуждение, в ходе которого дается описательный обзор-характеристика «событий» игры и их восприятия участниками. Одним из результатов обсуждения может быть и пересмотр игры, сбор предложений по внесению в нее поправок, изменений.

Действия преподавателя и учащихся. В процессе проведения игры преподаватель выступает в нескольких «ролях».

Инструктор. Необходимым для участия в игре является понимание правил, представление о последствиях игровых действий. Преподавателю не стоит стремиться к максимально подробному, полному разъяснению всех деталей игры. Многие правила по-настоящему уясняются участниками лишь по ходу игры. Чрезмерное инструктирование до начала самой игры может запутать студентов или привести к снижению их интереса. В принципе инструктирование лучше свести к минимуму. Что же касается обсуждения последствий тех или иных игровых решений, «ходов», то их имеет смысл проводить уже после завершения игрового действия, когда их содержание становится более ясным для участников.

Судья-рефери. Ход игры безусловно нуждается в контроле и какой-то степени руководства со стороны преподавателя. Организационная сторона его деятельности обеспечивает педагогическую результативность игры. Это сказывается, например, на характере распределения ролей, при котором преподаватель стремится добиться активного включения всех студентов в деятельность.

Действуя в качестве рефери, преподаватель лишь поддерживает ход игры, т.е. соблюдение игровых правил (правил взаимодействия между играющими), но не вмешивается в него.

Тренер. В некотором смысле преподаватель выступает и в качестве тренера. Он может даже давать студентам прямые подсказки, направленные на то, чтобы помочь им полнее использовать возможности игры. Речь идет о подсказках, помогающих студентам использовать потенциал игрового действия (например, какие возможности дает то или иное правило, какой выбор действий связан с тем или иным поворотом сюжета и т.д.).

Председатель — ведущий. Данная роль относится к завершающему игру обсуждению, в ходе которого преподаватель избегает «предлагать» группе свои выводы и обобщения. Он ставит перед студентами такие вопросы, которые побуждают их сопоставлять игровую модель и имитируемые реальные явления, обдумывать связи между содержанием игры и изучаемым предметным материалом. Немало творческих идей и обобщений можно обнаружить в совместном обсуждении, если попросить студентам предложить свои собственные поправки и дополнения к сценарию или правилам игры.

Примерная схема организации учебной деятельности
в деловой игре

1.Ознакомление с имитационной моделью объекта.

1.1.Организационно-технологическая структура производства или его подразделения, имитируемая в данной игре:

- производственные подразделения, вычлененные из реальной организационной структуры для целей игры;

- содержание деятельности этих подразделений;

- взаимосвязь производственных подразделений.

1.2.Ролевое распределение обязанностей участников игры:

- обязанности участников, обусловленные содержанием имитируемой деятельности (что конкретно должен делать каждый в соответствии с имеющимся на производстве должностным распределением обязанностей);

- характер принятого на производстве взаимодействия: какие конкретно вопросы решаются работником самостоятельно, что требует согласования с другими подразделениями или вышестоящими инстанциями;

- принципы распределения обязанностей с учетом сформулированных требований (рекомендации преподавателя, сложившееся в группе ролевое распределение, учет прошлого опыта участника, личная инициатива, коллективное решение);

- характер формального и неформального общения в процессе игры.

1.3.Необходимый инструментарий и другой игровой материал, организация рабочего места.

1.4.Требования к конечному результату деятельности:

- индивидуальные результаты, включаемые в конечный продукт деятельности;

- конечные результаты работы коллектива;

- оформление результатов учебно-игровой деятельности.

2.Самоорганизация индивидуальной и коллективной деятельности.
2.1.Определение целей квазипрофессиональной деятельности:

- цели игрового коллектива (производственные, организационные, совершенствование способов действий и решения задач;

- индивидуальные цели и задачи, которые должны быть решены каждым участником и подразделением (профессиональные, организационные, межличностные, развитие и совершенствование качеств специалиста);

- уточнение характера результатов, которые должны быть получены отдельными участниками, подразделениями, организацией в целом (промежуточные, конечные, их уровень).

2.2. Определение требований к участникам игры:

- к «специалистам» определенного профиля (к их знаниям, умениям, опыту, готовности решать стандартные и нестандартные задачи, к действиям в непредвиденных ситуациях);

- к должностным лицам — членам производственного коллектива, деятельность которых воспроизводится в игре (принятие ответственности, которую возлагает на них коллектив, соблюдение производственной дисциплины, установление системы деловых отношений);

- к членам игрового коллектива (быстрота включения в игровую ситуацию, компетентность, корректность поведения, доброжелательность, сознательное и свободное действие, предполагающее максимально эффективное использование своих возможностей и их совершенствование).

3.Выбор системы «оценки—санкции»:

- разработка критериев оценки действий и поступков «должностных лиц» и способов такой оценки — формализованных и неформализованных;

- подготовка «платежной матрицы» (если она предусматривается) системы поощрений и штрафов за успешные решения или нарушения правил принятия решений, регламента игры;

- предусмотрение возможности выработки оценок и санкций самим коллективом игроков в процессе игры.

Таким образом, в деловой игре как форме обучения студент находится в активной позиции по отношению, как к предметной, так и социальной стороне его квазипрофессиональной деятельности.

4. РОЛЕВАЯ ИГРА

Ролевая игра предполагает деятельность студентов в рамках выбранных ими ролей , руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой среды действия, а не внешним сценарием поведения. Игроки могут свободно импровизировать в рамках выбранных правил, определяя направления и исход игры.

Понятия ролевой и деловой игр не тождественны, хотя частично их содержание совпадает (рис. 2).


Деловая игра Ролевая игра

Дискуссия

Рис. 2.Соотношение содержания дискуссии, ролевой и деловой игр.
.

Деловые игры тоже предполагают распределение ролей между участниками, но процедура деловых игр в отличие от ролевых структурирована и регламентирована, в то время, как ролевые игры представляют собой свободный процесс импровизации в рамках ролевых «ограничений», направление которого определяется самими участниками в соответствии с их индивидуальными особенностями.

Если в деловой игре, как правило, перед игроками стоит необходимость достижения общей цели, то в ролевой игре ролевые цели игроков могут не совпадать и даже противоречить.

В ролевых играх одну и туже роль в заданной ситуации могут последовательно проигрывать несколько участников, что позволяет анализировать разные варианты поведения и их эффективность.

Ролевая игра позволяет расширять репертуар поведенческих реакций, развивать профессионально-важные качества личности (креативность, гибкость, способность к эффективному межличностному взаимодействию и т.п.). Однако управление ролевой игрой, анализ ее процесса и результата требует от преподавателя специфических умений и компетентности в психологии групповых процессов. В частности, умение организовывать групповую рефлексию, которой должна завершаться любая ролевая игра, во время которой личные впечатления, переживания и самооценка участников игры соотносится с впечатлениями, переживаниями и оценками наблюдателей, а так же с объективными результатами игры.

Существенные признаки ролевой игры :

· наличие игровой ситуации;

· набор индивидуальных ролей;

· несовпадение ролевых целей участников игры, принимающих на себя и исполняющих различные роли;

· игровое взаимодействие участников игры;

· проигрывание одной и той же роли разными участниками, многовариативность решений;

· групповая рефлексия процесса и результата.

Так, например, на занятиях по правовым дисциплинам проигрываются ролевые игры «судебное заседание», «решение трудового спора» и др., в которых только распределяются роли участников и задается фабула ситуации, но не задаются жестко этапы игры, не регламентируется поведение игроков, демонстрирующих многообразные формы индивидуального поведения, определяющие направления и результаты игры.

Этапы подготовки и проведения ролевой игры

1. Этап планирования требует от преподавателя определения цели ролевой игры, выбора формы ее проведения, т.е. способа разыгрывания содержания ситуации и действий участников игры, подготовки ее методического оснащении (инструкций, карточек с описаниями ролевых характеристик, оборудования, необходимого для ее проведения.

2 .Доигровой этап предполагает непосредственное взаимодействие преподавателя с участниками игры с целью их инструктирования, распределения ролей, подготовки пространства для разыгрывания.

3. Собственно игровой этап представляет собой погружение в ситуацию и разыгрывание ее участниками в соответствии с их трактовкой ролей и опытом игрового взаимодействия. Этот этап предполагает ротацию в форме поочередного проигрывания участниками одной и той же роли, повтора ситуации с разным составом участников, сменой ролей и т.п.

4. Четвертый этап включает в себя рефлексию полученного игроками опыта ролевого взаимодействия по выходу из предложенной ситуации, урегулированию конфликтных отношений, реализации намеченных целей, и подведение ведущим итогов , выделение наиболее значимых результатов, обобщение, установление взаимосвязей игровой ситуации с реальными жизненными ситуациями и личностными позициями участников.

Преимущество этого метода в том, что каждый из участников может представить себя в предложенной ситуации, ощутить те или иные состояния более реально, почувствовать последствия тех или иных действий и принять решение.

5. АНАЛИЗ КОНКРЕТНЫХ СИТУАЦИЙ

( CASE - STUDY )

Анализ конкретных ситуаций ( case - study ) — метод активизации учебно-познавательной деятельности обучаемых, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач.

Названный метод характеризуется следующими признаками :

- наличие конкретной ситуации;

- разработка группой (подгруппами или индивидуально) вариантов решения ситуаций;

- публичная защита разработанных вариантов разрешения ситуаций с последующим оппонированием;

- подведение итогов и оценка результатов занятия.

Критерии, отличающие кейс от других учебных занятий:

1. Процесс отбора информации. При отборе информации для кейса на первое место всегда ставятся учебные цели. При этом содержание ситуации должно быть весьма реальным, (близким к жизни) способным вызвать неподдельный интерес.

2. Содержание. Кейс должен содержать дозированную информацию, которая позволила бы студенту быстро войти в проблему иметь все необходимые для решения данные, но не иметь избыточной информации, не быть перенасыщенным ею.

3. Проверка. Одна из форм проверки – выяснение реакции студентов на кейс в группах, где он уже был опробован, или в новой группе, непосредственно в ходе занятия.

4. Устаревание. Материалы кейса постепенно устаревают, поскольку изменяющиеся ситуации требуют новых подходов, поэтому их надо постоянно обновлять.

5. Наиболее распространенная модерация работы с кейсом. Чтобы максимально активизировать работу с кейсом, вовлечь студентов в процесс анализа ситуации и принятия решений, каждая студенческая группа разбивается на подгруппы (3-5 человек), которые выбирают себе модератора (руководителя). На нем лежит ответственность за организацию работы подгруппы, распределение вопросов между ее участниками и принимаемые решения. Именно модератор делает примерно 10-минутный доклад о результатах работы его подгруппы.

Виды ситуаций :

- Ситуация-проблема представляет собой описание реальной проблемной ситуации. Цель студентов: найти решение ситуацию или прийти к выводу о его невозможности.

- Ситуация-оценка описывает положение, выход из которого уже найден. Цель студентов: провести критический анализ принятых решений, дать мотивированное заключение по поводу представленной ситуации и ее решения.

- Ситуация-иллюстрация представляет ситуацию и поясняет причины ее возникновения, описывает процедуру ее решения. Цель студентов: оценить ситуацию в целом, провести анализ ее решения, сформулировать вопросы, выразить согласие-несогласие.

- Ситуация-упреждение описывает применение уже принятых ранее решений, в связи с чем ситуация носит тренировочный характер, служит иллюстрацией к той или иной теме. Цель студентов: проанализировать данные ситуации, найденные решения, использовав при этом приобретенные теоретические знания.

Таблица 1

Этапы проведения case - study

Этапы

Деятельность

преподавателя

Деятельность

студента

До занятия

1.Подбирает кейс (конкретную ситуацию).

2.Определяет основные и вспомогательные материалы для подготовки студентов.

3.Разрабатывает сценарий занятия.

1. Получает кейс и список рекомендованной литературы.

2.Готовится к обсуждению ситуации.

Во время
занятия

1. Организует предварительное обсуждение кейса.

2. Делит группу на подгруппы.

3.Руководит обсуждением кейса в подгруппах, обеспечивает студентов дополнительными сведениями.

1. Задает вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы.

2. Разрабатывает варианты решений, принимает во внимание мнения других.

3. Принимает или участвует в принятии решений.

После занятия

1. Оценивает работу студентов.

2. Оценивает принятые решения и поставленные вопросы.

Составляет письменный отчет о занятии по заданной форме.

6. МЕТОД КООПЕРАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

Кооперативное обучение — это технология обучения в малых группах.

Кооперироваться в рамках учебного процесса — значит работать вместе, объединяя свои усилия для решения общей задачи, при этом каждый «кооперирующийся» выполняют свою конкретную часть работы. Впоследствии студенты должны обменяться полученными знаниями. Суть данного метода: «Каждый достигает своих учебных целей лишь в том случае, если другие члены группы достигают своих».

Схема кооперативного обучения, в принципе, достаточно проста. После получения заданий и инструкций от преподавателя студенческая группа разделяется на несколько малых групп. Затем каждая малая группа самостоятельно работает над заданием до тех пор, пока все ее члены разберутся в нем и успешно его выполнят. Результатом кооперативных усилий является общая польза, поскольку успех в выполнении заданий обусловлен характером деятельности каждого члена группы. Очевидно и социальное значение такой модели обучения: акцентируется роль каждого студента в выполнении общей задачи, формируются групповое сознание, позитивная взаимозависимость, коммуникативные навыки.

6.1. Кооперативные методы, используемые

на аудиторных занятиях

Кооперативный метод обучения может быть реализован в следующих формах.

Обучение в командах достижений

Данный метод кооперативного обучения предусматривает группу из 4-5 студентов и уделяет особое внимание «групповым целям» и успеху всей группы, который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена малой группы в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над заданием, подлежащему изучению. Таким образом, задача каждого студента состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, а в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый студент малой группы овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки и при этом, чтобы вся малая группа знала, чего достиг каждый ее участник.

Схема реализации этого метода может быть представлена следующим образом: лекция ® групповая работа с текстом ® индивидуальная самостоятельная работа.

Этапы проведения

1. Преподаватель дает обзорную лекцию по новому материалу с акцентом на тех моментах, по которым команды будут выполнять индивидуальные задания. Лекция должна быть достаточно емкой по содержанию и одновременно практически-направленной.

2. Далее студенты работают в командах над конспектами лекции, помогая друг другу понять ее содержание. Студенты могут задавать друг другу вопросы, проясняя непонятные для себя моменты. Вопросы преподавателю разрешается задавать только тогда, когда никто из членов команды не может ответить на них.

3. После проработки конспекта лекции учащиеся выполняют индивидуальные работы. На данном этапе помощь друг другу исключается, каждый член команды работает самостоятельно. Главная особенность данного метода заключается в системе оценки индивидуальных работ.

Оценка осуществляется по прогрессивно-сравнительному признаку: студент может пополнить копилку команды только в том случае, если его оценка за данную работу выше средней его оценки за предыдущие работы. Команда, набравшая по итогам изучения темы наибольшее количество баллов, считается победившей.

Метод Jigsaw

Другой подход в организации кооперативного обучения был разработан профессором Элиотом Аронсоном в 1978 году и назван Jigsaw (в дословном переводе с английского - ажурная пила, машинная ножовка).

Этапы проведения

1. Студенты организуются в группы по 4-6 человек для работы над заданием, которое разбито на фрагменты (логические или смысловые блоки). Каждый член малой группы находит материал по своей части.

2. Затем студенты, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных малых группах, встречаются и обмениваются данной информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов».

3. Далее они возвращаются в свои малые группы и обучают всему новому, что узнали сами от других членов малых групп. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы).

Поскольку единственный путь усвоения материала всех фрагментов состоит в том, чтобы внимательно слушать партнеров по команде и делать записи, никаких дополнительных усилий со стороны преподавателя не требуется. Студенты заинтересованы в том, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свое задание, так как это отражается на их итоговой оценке. Отчитываются по всей теме каждый в отдельности и вся команда в целом.

4. На заключительном этапе преподаватель может попросить любого члена команды ответить на любой вопрос по данной теме.

Метод Jigsaw -2

В 1986 году Р.Славин разработал модификацию этого метода Jigsaw-2. Данный метод предусматривает работу студентов группами в 4-5 человек.

Этапы проведения

1. Вместо того чтобы каждый член малой группы получал отдельную часть общей работы, вся малая группа работает над одним и тем же заданием. Но при этом каждый член группы получает задание, которое разрабатывает особенно тщательно и становится в ней экспертом.

2. Проводятся встречи экспертов из разных групп.

3. В конце занятия все студенты проходят индивидуальный контрольный срез, который и оценивается. Результаты студентов суммируются. Малая группа, сумевшая достичь наивысшей суммы баллов, награждается.

Метод Learning Together

Вариант метода кооперативного обучения «Учимся вместе» (Learning Together) разработан в университете штата Миннесота в 1987 году (David Johnson, Roger Johnson).

Этапы проведения

1. Учебная группа студентов разбивается на разнородные (по уровню обученности) группы в 3-5 человек.

2. Каждая малая группа получает одно задание, являющееся подзаданием какого-либо задания, над которым работает вся учебная группа. В результате совместной работы малых групп достигается решение общего задания.

Оценивается работа малой группы в зависимости от достижений каждого студента. Поэтому и в этом случае задания в группах дифференцируются по сложности и объему.

Обязательным остается требование активного участия каждого члена малой группы в общей работе, но в соответствии со своими возможностями. По мнению разработчиков данного метода, большое внимание должно быть уделено вопросу комплектации малых групп (с учетом индивидуальных и психологических особенностей каждого члена) и разработке заданий для каждой конкретной малой группы.

Метод структурированного противоречия

Этапы проведения

1. В малой группе из четырех человек выделяются две пары студентов.

2. Малая группа получает задание, выражающееся в проблеме противоречивого характера и имеющей противоположные решения.

3. Каждая пара обсуждает одну сторону проблемы, но с целью не победить, а набрать как можно больше материала для объяснения проблемы в целом.

4. Затем каждая пара обсуждает противоположную сторону проблемы.

Итогом должно стать целостное решение проблемы всей малой группой.

Трехступенчатое интервьюирование

Этапы проведения

1. В группах из четырех человек студенты образуют пары и проводят в них однонаправленное интервью по теме программы.

2. Студенты меняются ролями, и интервью проводит бывший интервьюируемый.

3. По завершении своих интервью, студенты вкруговую, по очереди обмениваются информацией, полученной из интервью.

Нумерация студентов

Этапы проведения

1. Студентов делят на малые разнородные группы, где каждому участнику присваивается определенный порядковый номер (первый, второй, третий, четвертый).

2. Преподаватель задает вопрос и просит, чтобы «студенты вместе подумали над ответом».

3. Преподаватель называет номер и только студенты с этим номером могут поднимать руки для ответа.

Метод командной поддержки индивидуального
обучения

Суть этого метода заключается в предоставлении малым группам возможности продвигаться по учебной программе в индивидуальном темпе.

Этапы проведения

1. Студенты работают в малых группах над индивидуальными заданиями, в процессе выполнения которых они могут обращаться друг к другу за советом, помощью и консультацией. Студенты также могут проверять работы друг у друга, помогать исправлять допущенные ошибки. Преподаватель, в свою очередь, наблюдает за работой малых групп, а также поочередно разъясняет новый учебный материал малым группам, которые закончили работать над индивидуальными заданиями по предыдущему материалу.

2. Индивидуальные задания проверяются специально назначенными преподавателем студентами-«мониторами» из разных групп. Они снабжаются листами-ответами для оперативной проверки индивидуальных работ. В это время преподаватель имеет возможность индивидуально работать с каждой малой группой.

3. В конце освоения курса подводится итог: каков суммарный учебный результат группы по индивидуальным заданиям.

Метод дискуссии Л.М. Митиной (2009)

Этапы проведения

1. Студенты сами выдвигают интересующие их проблемы. Затем в процессе групповой дискуссии они располагают проблемы по степени важности, значимости и выделяют наиболее «острую» для изучения в малых группах.

2. Преподаватель предъявляет группе необходимый материал (концепции, принципы, факты, взгляды) – базовые сведения по изучаемой проблеме, а также научную литературу, справочники, словари.

3. Выделенная проблема становится предметом изучения и обсуждения в каждой малой группе.

4. Все группы последовательно предъявляют свой материал (факты, примеры, выработанную точку зрения, позиции) всей учебной группе.

5. Далее следует общая дискуссия: анализ высказанных позиций, принятие наиболее перспективных, дополнение, взаимообогащение разных точек зрения, расширение представлений, установок, способов поведения, изменение отношения к себе, к другим, к миру.

6. По окончании работы проводится опрос, при котором члены группы должны ответить на несколько вопросов: 1) Активно ли вы участвовали в работе группы? Увлек ли вас этот процесс, если нет, то почему?; 2) Чувствовали ли вы излишнее влияние на себя со стороны других членов группы?; 3) Хорошо ли вам было работать в этой группе? Хотели бы вы работать в том же составе и дальше?; 4) Считаете ли вы необходимым включение таких форм работы в учебный процесс?

Метод проблемного семинарского занятия

Этапы проведения

1. Постановка и осмысление проблемы. Преподаватель либо кто-то из студентов предлагает некоторое видение определенной пробле­мы. Затем в ходе дискуссии (не более 5 минут) студенты предлагают свое понимание проблемной ситуации, определяются «правила игры», оговаривается то, что необходимо получить в конце занятия.

2. Генерирование вариантов решения проблемы. Студенты предлагают свои способы решения существующей проблемы, при этом высказываемые идеи озвучиваются без доказа­тельств. Принимаются к рассмотрению все идеи: и реальные, и фан­тастические, и смешные, и трудновыполнимые. Их фиксация произ­водится либо преподавателем, либо одним из студентов. Каждому из выступающих отводится не более 30 секунд. Максимальный пре­дел идей – половина от числа обучаемых.

3. Поиск аргументов в поддержку предложенных решений . В ходе этого этапа студенческая группа делится на подгруппы (3-5 человек). Происхо­дит жеребьевка ранее выдвинутых вариантов. Далее команды долж­ны за 7-10 минут предоставить как можно больше предложений по аргументации доставшейся идеи. Следует отметить, что студенты должны будут работать даже с теми вариантами, которые им не нра­вятся, но достались в ходе жеребьевки.

4. Отбор наиболее аргументированных вариантов решений. Для отстаивания своей идеи от каждой подгруппы делегируется по 1 представителю, который должен представить работу подгруппы пе­ред аудиторией за 1-2 минуты. По итогам выступлений отбирается половина наиболее удачных докладов, над которыми и продолжат работу студенты.

5. Критика отобранных решений. Студенческая группа вновь разбивается на подгруппы (3-5 человек), среди которых вновь и происходит же­ребьевка оставшихся идей (вариантов). Задача подгрупп на этот раз также за 7-10 минут высказать наибольшее количество критичес­ких замечаний в адрес доставшейся идеи, обнаружить ее слабые стороны. Чем больше недостатков, слабостей, неясностей обнару­жит подгруппа в варианте решения проблемы, тем лучше удастся найти решения на более поздних стадиях.

6. Отбор решений, наиболее устойчивых к критике. Этот этап аналогичен четвертому. В результате останется только половина идей, критика которой будет наиболее убедительной.

7. Продумывание способов реализации отобранных решений . Вновь происходит укрупнение подгрупп, а также осуществляется же­ребьевка оставшихся способов решения проблемы, поставленной в начале занятия. Задача каждой из подгрупп – разработка конкретных способов реализации оставшихся предложений, т. е. собственно ре­шения проблемы.

8. Обсуждение этих способов. В ходе третьего тура обсужде­ния допускаются как позитивные, так и негативные выступления. Це­лесообразно, чтобы в итоге оказалось несколько победителей. Следо­вательно, основная задача данного этапа – показать студентам, что не существует единственно верного способа решения проблемы.

9. Подведение итогов. Здесь преподаватель подводит итог про­деланной работы. Он может отметить способы решения проблемы, которые оказались вне поля зрения студентов, может предложить план конкретных действий, а также попросить студентов произвес­ти самоанализ прошедшего занятия и своей работы в нем (см. доп. Гузеев В.В., 2001, С. 70-79).

6.2. Метод проектов как вариант

кооперативного обучения

Цель проектного обучения создать условия, при которых студенты:

- самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

- учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

- развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

- развивают системное мышление.

Исходные теоретические позиции проектного обучения:

1) в центре внимания — студент, содействие развитию его творческих способностей;

2) образовательный процесс строится не в логике учебной дисциплины, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для студента, что повышает его мотивацию в учении;

3) индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого студента на свой уровень развития;

4) комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций студентов;

5) глубоко осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

Таблица 2

Этапы выполнения проекта

Этапы

Содержание
работы

Деятельность студентов

Деятельность преподавателя

1.Организационно-подготовительный этап

Этап мотивации и целеполагания

а)определение темы;

б)выявление одной или нескольких проблем;

в)уточнение целей конечного результата;

г)выбор рабочих групп.

Уточняют информацию. Обсуждают задание. Выявляют проблемы.

Мотивирует обучающихся. Помогает в постановке целей проекта. Наблюдает.

Этап планирования

а)анализ проблемы, выдвижение гипотез, обоснование каждой из гипотез;

б)определение источников информации, способов ее сбора и анализа;

в)постановка задач и выбор критериев оценки результатов;

г)распределение ролей в команде.

Выдвигают гипотезы решения проблем, формируют задачи. Определяет источники информации.

Помогает в анализе и синтезе. Наблюдает.

Этап принятия решений

а)обсуждение методов проверки принятых гипотез («мозговой штурм»);

б) выбор оптимального варианта;

в) определение способа представления результата, г)сбор информации – интервью, опросы, наблюдения, эксперименты.

Обсуждают методы проверки.

Выбирают оптимальный вариант. Уточняют источники информации.

Наблюдает. Консультирует. Советует (по просьбе). Косвенно руководит.

2.Технологический этап

Этап выполнения проекта

Поиск необходимой информации, подтверждающей или опровергающей гипотезу. Выполнение проекта.

Работают с информацией.

Проводят исследования. Синтезируют и анализируют идеи. Оформляют проект.

Преподаватель наблюдает, контролирует, консультирует.

3.Обобщающий (рефлексивный) этап

Этап защиты проекта

а)подготовка и оформление доклада;

б)обоснование процесса;

проектирования

в)объяснение полученных результатов; г)коллективная защита проекта.

Защищают проект.

Наблюдает Направляет процесс

защиты (если необходимо). Задает вопросы в роли рядового участника.

Этап проверки и оценки результатов

а)анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов

и неудач);

б)анализ достижения поставленной цепи;

в)оценка результатов, выявление новых проблем.

Коллективный самоанализ проекта и самооценка.

Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта.

Метод проектов часто не ограничивается одним аудиторным занятием (могут быть задействовано несколько занятий) и предполагает большой объем внеаудиторной совместной работы студентов.

Варианты проектного метода

Вариант I

Этапы проведения

1. Студент определяет интересующую его тему, с которой он принимается в малую группу, где эта тема избрана.

2. Студенты планируют совместную работу по выполнению учебного задания, а также осуществляют разделение труда.

3. Студенты проводят исследование. Они собирают информацию, анализируют данные, получают заключения, обмениваются полученными данными. Внутри группы каждый ее участник исследует свою часть, собирая необходимый материал, предоставляет его в группу, и далее на основе собранных частей формируется общий доклад группы.

4. Члены группы готовят окончательный отчет.

5. Проведение презентации.

6. Студенты участвуют в оценивании проделанной ими работы.

Вариант II

Этапы проведения

1. Каждая малая группа студентов для изучения получает тему. Студенты малой группы должны проанализировать ее и разбить на мини-темы.

2. Каждый студент малой группы индивидуально изучает мини-тему и готовит о ней мини-доклад, который представляет своей малой группе.

3. Каждая малая группа затем синтезирует эти мини-темы в общую групповую презентацию перед всей учебной группой.

Вариант III

Этапы проведения

1. Каждая малая группа студентов проводит мини-исследование.

2. Собирает эмпирический материал.

3. Проводит статистическую обработку результатов исследования.

4. Формулирует новизну полученных результатов.

5. Оформить исследование в виде доклада.

6. Проводит «процедуру защиты» основных положений и результатов исследования перед специальным экспертным советом.

7. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

Информационные технологии — это совокупность методов и средств сбора, хранения, обработки, передачи и представления информации, расширяющих знания людей и развивающих их возможности по управлению техническими и социальными процессами. Понятие «информационные» включает в себя и компьютерные, и телекоммуникационные средства.

Под средствами информационных технологий традиционно понимают программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной техники, современных средств и систем телекоммуникаций информационного обмена, аудио- и видеотехники и т.п., обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке и передаче информации.

Виртуальный учебный класс с помощью

электронной почты

В сети интернет можно использовать режим «список рассылки» (mailing lists), при котором установленное на сервере программное обеспечение дает возможность совместного общения групп пользователей. Число разных списков рассылки (дискуссионных групп) может быть достаточно большим, а ограничиваться лишь возможностями аппаратуры и разрешенным лицензией количеством списков рассылки для данного лист-сервера. В созданной учебной группе объясняются правила и способы подписки. Затем она может приступить к работе. Каждое сообщение, посланное в дискуссионную группу любым ее участником, автоматически рассылается лист-сервером всем участникам.

Студенты могут использовать режим e-mail для получения необходимой учебной информации из сети интернет, для консультации с преподавателем и для взаимообучения. При проведении семинаров e-mail рекомендуется использовать в следующей последовательности: «выступление» преподавателя, «выступления» участников семинара по вопросам темы, «обсуждение», заключительное «слово» преподавателя (весь процесс происходит через письменную речь). Возможно применение e-mail при проведении семинара по схеме: «семинар — взаимообучение», «семинар — дискуссия», а также электронной лекции, когда студентам пересылаются тексты лекции в электронном виде, выдержки из рекомендованной литературы и т.п., а затем проводятся консультации по электронной почте.

Электронная конференция (ЭК)

Электронные (компьютерные) конференции позволяют получать на мониторе компьютера пользователя, как минимум, тексты сообщений, передаваемых участниками «конференции», находящимися на различных расстояниях друг от друга. Аппаратное оснащение рабочих мест такое же, как и в режиме электронной почты. Программное обеспечение зависит от режима использования ЭК.

ЭК объединяет заинтересованный круг пользователей (сформированная учебная группа), которые могут быть разделены в пространстве и во времени. Особенностью режима ЭК является то, что сообщение, посланное абонентом в ЭК, попадает ко всем абонентам, подключенным к данной конференции, и каждый пользователь получает все приходящие в нее сообщения. Удобство состоит в том, что такой способ общения полезен и крайне дешев, поскольку для пользования им каждому участнику достаточно иметь лишь почтовый ящик. Применение режима ЭК требует управления (модерирование) со стороны преподавателя. Работа возможна в режиме реального времени, например, при использовании системы IRC (Internet Relay Chat) и произвольного во времени доступа (по необходимости и возможности).

Видеоконференция

Этот метод представляют собой современную технологию общения, которая позволяет в режиме реального времени передавать всем участникам видеоконференции звук и изображение, а также различные электронные документы, включающие текст, таблицы, графики, компьютерную анимацию, видеоматериалы.

Телеконференцсвязь и видеотелефон обеспечивают возможность двухсторонней связи между преподавателем и студентами. При этом происходит двухсторонняя передача видеоизображения, звука и графических иллюстраций. Все это можно наблюдать одновременно в трех окнах на экране каждого монитора абонентов (преподавателей и студентов). При групповых занятиях в большой аудитории имеется возможность проецировать изображение монитора компьютера на большой экран с помощью, например, жидкокристаллического или иною проекционного устройства.

Видеотелефон отличается от видеоконференц-связи ограниченностью размеров и качества представления визуальной информации и невозможностью использовать в реальном времени компьютерные приложения.

8 .«ПРЕДМЕТНЫЙ» КВН КАК ИНТЕРАКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ

Некоторые преподаватели, стремясь пробудить интерес студентов к преподаваемым дисциплинам, используют в своей практике игру КВН, тема которой совпадает с темой учебной программы или отражает содержание дисциплины. Однако следует учитывать, что «предметный» КВН можно считать интерактивным методом обучения только при условии, что подготовка к игре и сама игра отвечают следующим требованиям:

! При подготовке к игре у её участников (игроков команды) должны формироваться (закрепляться, углубляться) знания и умения , отвечающие обучающим задачам конкретной дисциплины (что должны «знать-уметь» и чем «владеть» студенты, изучившие дисциплину), а сам процесс игры должен создавать ситуации, в которых проявляются (закрепляются) знания и навыки, сформированные в рамках дисциплины .

! Демонстрируемые игроками в процессе выполнения заданий (в процессе игры) знания и умения, соответствующие содержанию конкретной дисциплины, а также сами процедуры игры должны создавать условия для усвоения (закрепления) этих знаний и умений у зрителей (других студентов).

То есть, сценарий (задания, технология их выполнения) должны создавать условия не для веселых шуток и самодеятельных номеров «на тему», а для демонстрации полученных знаний и умений в формате КВН. Это чрезвычайно сложно. Разработка такого сценария, требующая от преподавателя особых способностей, выходящих за рамки его узкопрофессиональной сферы, очень трудоемка. Скорее – это задача творческого коллектива специалистов.

Следует понимать, что самодеятельные выступления студентов на некоторую тему, совпадающую с темой учебной программы и названием дисциплины, но не выполняющие обучающих задач в рамках этой дисциплины, даже при самом высоком уровне подготовки к игре, не могут быть отнесены к интерактивным методам обучения.

! Если сама игра может проходить во время аудиторных занятий, то подготовка к ней должна осуществляться в форме самостоятельной совместной работы студентов за пределами аудиторного расписания и не может заменять практические занятия по дисциплине.

КВН – это абревиатурра трех слов, первое из которых – слово «КЛУБ», что подразумевает не разовое выступление студентов, а систематическую деятельность и особый контекст их взаимодействия и творчества.

Эта деятельность создает условия для формирования и развития у вовлеченных в неё студентов целого комплекса профессионально ценных качеств личности: креативности, предприимчивости, гибкости и многовариантности поведения, навыков эффективного межличностного взаимодействия, навыков командной работы, организаторских качеств и т.п. Поэтому поддержка студенческих КВН выступает эффективной формой и одним из важных направлений воспитательной работы в современных вузах. Успехи студентов вузов в играх КВН разных уровней учитываются при оценке внутривузовской работы с молодежью.

Однако использование игр КВН в учебном процессе жестко ограниченно требованиями, предъявляемыми к учебным дисциплинам в соответствии с образовательными стандартами, и должно соответствовать вышеописанным условиям. В противном случае преподаватели-предметники могут использовать эту форму работы как одну из форм своей воспитательной работы со студентами.

Библиография

1. Активные и интерактивные формы проведения занятий при подготовки бакалавров сферы обслуживания: Учебно-методическое пособие. – М.: Издатель Степаненко, 2011. – 152 с.

2. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. М.: Народное образование, 2001. – С. 70-79.

3. Гура В.В., Турик Л.А., Терновая И.П. и др. Интерактивные технологии обучения в подготовке социальных педагогов / под. Ред. В.В. Гуры. – Таганрог: Изд-во Таганрог, гос. пед. Ин-та, 2010. – 108 с.

4. Зеер Э.Ф. Инновации в профессиональном образовании: учеб.-метод. пособие / Э.Ф. Зеер, Д.П. Заводчиков. Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2007.

5. Инновационные методы обучения: Методические рекомендации для магистрантов, получающих квалификацию «Преподаватель высшей школы». – Нальчик: Каб.-Балк. Ун-т, 2006. – 35 с.

6. Корнеева Е.Н. Активные методы социально-психологического обучения: Учебное пособие. – Ярославль: ЯГПУ, 2009.

7. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии (Анализ зарубежного опыта). Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995. С. 158.

8. Кларин М.В. Интерактивное обучение – инструмент освоения нового опыта // Педагогика. – 2000. – № 7. – С. 12-18.

9. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2006. – С. 265 – 271.

10. Матяш Н.В. Проектный метод обучения в системе технологического образования // Педагогика. – 2000. – № 4.

11. Мухина С.А., Соловьева А.А. Нетрадиционные педагогические технологии в образовании. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2004, – 384 с.

12. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения / под. ред. Т.С. Паниной. – М.: Академия, 2007. – 176 с.

13. Управление образовательными системами: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. заведений / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова; Под ред. Т.И. Шамовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 384 с.

14. Чернышев Я.Л. Психология управления в инновационной среде Учебно-методический комплекс. – Ульяновск: УлГУ, 2006.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Схема оформления используемых интерактивных методов в рабочих программах

п/п

Тема

Количество

часов

Используемый

метод

Формируемые

компетенции


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Схема методических разработок по дисциплине

Интерактивные методы, используемые в преподавании дисциплины_______________________

п/п

Тема

заня-тия

Используемый

метод

Задачи

Формируемые

компетенции

Кол-во

часов

Средства

Обучающие

Воспита-тельные

Развива-ющие

1.

Содержание:

а) этапы

1.

2.

б) количество участников (игроков):

в) самостоятельная подготовка студентов (при необходимости)

содержание (используемая литература, материалы) время, необходимое на самостоятельную работу

2.

Содержание:

3 и т.д.


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Рекомендации по формулированию задач:

Обучающие:

· Формирование (углубление, расширение, систематизация) представлений (знаний) в области …

· Формирование (закрепление) умений, навыков …

Воспитательные:

· Повышение общего уровня культуры - правовой; - экономической; - эстетической; - экологической и т.п.;

· Формирование таких-то морально-нравственных качеств, активной жизненной позиции, ценности профессионализма, и т.п.

· Воспитание таких-то качеств (например, толерантности, патриотизма, творческого отношения к деятельности и т.п.)

Развивающие:

· Развитие таких-то умений (например, выделять главное в проблеме; анализировать; делать обобщения, выводы; принимать самостоятельные решения; решать проблемные ситуации, задачи).

· Развитие у учащихся профессиональной направленности личности (в том числе интереса к содержанию деятельности и т.п.)

· Развитие следующих профессионально-ценных качеств личности (например, инициативности, креативности, ответственности и т.п.)

Т.Г. Хащенко, Е.В. Макарова

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

(методические рекомендации для преподавателей

Ульяновской ГСХА)

Ульяновск, УГСХА, 2011, 46 с.

Подписано в печать

Формат 60х84 1/16

Усл. печ. л. 2,6

Тираж 100 экз. Заказ №

432980 г. Ульяновск, бульвар Новый Венец, 1.