Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 13

 

Поиск            

 

Рекомендации и материалы по педагогической практике

 

             

Рекомендации и материалы по педагогической практике

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И МАТЕРИАЛЫ

ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

(Составитель: Выручаева И.М..)

При проведении практических занятий со слушателями курсов возникают вопросы качественного анализа просмотренной деятельности детей в дошкольных образовательных учреждениях. Данные рекомендации помогут обратить внимание на важные аспекты деятельности воспитателя и детей и предполагают сформированность у слушателей следующего ряда профессиональных умений:

- аналитических умений , позволяющих проводить анализ выполняемых в педагогическом взаимодействии с ребёнком требований, оценивать данные требования;

-умения применять психолого-педагогические знания в воспитательно-образовательной работе с ребёнком;

- умения анализировать индивидуальные качества ребёнка, под руководством осуществлять педагогическую диагностику, психологический анализ индивидуальности ребёнка и организовывать психолого-педагогическую поддержку развития ребёнка.;

- умения анализировать развивающую среду в дошкольном образовательном учреждении и создавать эстетически грамотно-организованную среду и психологически комфортную развивающую среду в нём.

Представленные материалы позволяют обеспечить психолого-педагогическую практику слушателей , а также будут полезны при организации самостоятельной работы воспитателя с детьми. Старшему воспитателю представленные задания помогут при изучении работы воспитателя в анализе различных сторон психолого-педагогического процесса.

I . Вопросы к анализу деятельности детей

в дошкольных учреждениях

o Вопросы к анализу занятий по изодеятельности.

o Вопросы к анализу занятий по математике.

o Вопросы к анализу занятий по музыкальному воспитанию.

o Вопросы к анализу занятий по развитию речи.

o Вопросы к анализу игровой деятельности детей.

o Вопросы к анализу трудовой деятельности детей.

o Вопросы по эстетическому воспитанию.

o Вопросы к анализу занятий по физическому воспитанию и утренней гимнастике.

o Вопросы к анализу прогулки.

o Вопросы к анализу режимных моментов 1 и 2-ой поло­вины дня.

АНАЛИЗ НАБЛЮДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Подготовка помещения к занятию (соблюдение гигиенических условий, правильное размещение столов к свету).

2. Подготовка воспитателя к занятию (оборудование пе­дагогического процесса, наглядного материала, его качество, размер).

3. Сочетание работы дежурных с самообслуживанием.

4. Организация детей на занятие.

5. Создание проблемной ситуации.

6. Содержание занятия:

- соответствие темы занятия программе, времени года, изобразительным возможностям детей;

- отражение воспитательно-образовательных задач (наличие конспекта, плана).

7. Начало занятия:

- четкость постановки основной задачи перед детьми;

- поднесение материала (постепенно или все сразу);

- методика объяснения задания;

- качество дидактического материала, целесообраз­ность его использования.

8. Руководство деятельностью детей в ходе занятия:

- использование указаний, творческих заданий для де­тей, их содержание и целесообразность;

- своевременность оказания помощи детям;

- скольким детям оказана помощь и какого характера;

- контроль за выполнением указаний, заданий.

9. Какова длительность каждой части занятия, занятия в целом?

10.В какой форме проводился анализ детских работ:

- педагогическое значение анализа;

- соотношение активности детей и воспитателя (с учетом возрастных особенностей детей);

- какими критериями пользовались дети при оценке работ сверстников, критерии оценки воспитателя;

- как оценивались работы, выполненные с натуры, по замыслу, по образцу, по представлению.

11. Организация завершения выполнения задания детьми, связь с другими видами деятельности детей.

АНАЛИЗ НАБЛЮДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ

ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

1. Организация детей.

2. Программное содержание занятия.

3. Какое место занимает программное содержание дан­ного занятия в системе развития представлений о множе­стве или в формировании у детей в процессе деятельности счета, понимания о числе?

4. Соответствуют ли программные задачи занятия уров­ню знаний и развитию детей данной группы?

5. Объем материала.

6. Правильно ли организованы обстановка и оборудование на занятии для осуществления деятельности с множе­ством или деятельности счета?

7. Количество частей в занятии, правильно ли они рас­пределены с учетом задач?

8. Правильно ли учтено время па каждую часть занятия?

9. Какие методические приемы использовал воспитатель в занятии?

10.Точно ли используется математическая терминология воспитателем и детьми?

11. Каково отношение детей к занятию, их активность, заинтересованность?

12.Проводится ли индивидуальная работа в процессе за­нятия, ее эффективность, содержание?

13. Характеристика наглядного материала.

14. Как воспитатель подводит итог занятия и дает оцен­ку деятельности детей на занятии?

15. Как воспитатель закончил занятие?

16. Какие выводы вы можете сделать об уровне знаний детей по математике на основе данного занятия?

АНАЛИЗ НАБЛЮДЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ

1. Схема построения занятия. Выдержана ли она с уче­том возраста и музыкального развития детей?

2. Приемы работы в каждом виде музыкальной деятельнос­ти. Как возраст детей, этап разучивания определяет их выбор?

3. Какие воспитательные задачи решаются в ходе занятия?

4. Развитие творчества детей.

5. Развитие слуха и голоса на музыкальном занятии.

6. Интерес детей к занятию. Качество пения и движения.

7. Роль воспитателя в разных частях занятия.

Оборудование музыкального занятия

1. Кабинет музыкального руководителя, оформление, со­держание материала (методический материал, пособия).

2. Музыкальный уголок в группе (удаление от мест шум­ных игр, оформление).

3. Оборудование музыкального уголка:

- детские музыкальные игрушки и инструменты;

- неозвученные музыкальные игрушки;

- пособия к музыкально-дидактическим играм;

- атрибуты для игр с пением.

- методическое обеспечение пособий и игрушек.

АНАЛИЗ НАБЛЮДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Занятия по методике развития речи

Тема: Формирование связной речи детей на занятии в дет­ском саду. Обучение детей рассказыванию по игруш­ке, предметам.

1. Каково программное содержание занятия (в разных возрастных группах)? Соответствие его «Образовательной программе в детском саду». Доступны ли задачи по развитию мышления, творчества и речи для детей данной возрастной группы?

2. Каковы структурные части занятия, их целесообразность, роль каждой части в решении программных задач? Какие зада­чи по методике развития речи решались в процессе занятия?

3. Каковы методы обучения, направленные на развитие мышления детей, на умение формировать предложения, на обучение связному высказыванию, отобранные воспитателем?

4. Каковы содержание, логика, направленность вопро­сов, типы вопросов?

5. Правильно ли подобраны наглядные материалы? Ка­кова роль наглядности в решении поставленных задач?

6. Как оценивались детские высказывания и рассказы? Содержание и методика оценки.

7. Какова форма организации занятий по своей струк­туре (традиционные, одночастные, комплексные, интег­рированные)?

8. Общее впечатление от занятия. Каков уровень навы­ков детских рассказов?

9. Удачной ли была концовка занятия?

Занятия по родному языку

Рассказывание по картинке

1. Содержание картинки и ее педагогическая ценность.

2. Доступность изображения восприятию детей, качество исполнения.

3. Подготовка к рассказыванию (рассматривание картины, беседа по ее содержанию).

4. Приемы обучению детей рассказыванию (вопросы пе­дагога, образец рассказа, игровые приёмы).

5. Анализ рассказа воспитателя как образец для детей: со­держательность, логическая последовательность изложения, литературный язык, структура предложения, объем рассказа.

6. Воспитательное значение занятия.

Анализ беседы

1. Тема беседы, ее соответствие требованиям «Програм­мы воспитания».

2. Введение детей в содержание темы беседы, возбужде­ние интереса и внимания детей.

3. Содержание и формулировка вопросов воспитателя, их логическая последовательность.

4. Подготовка детей к беседе (наличие запаса представлений).

5. Приемы активизации (постановка вопросов ко всей группе, вызов детей для ответов, обращение к личному опыту, оценка ответов детей).

6. Наглядный материал.

7. Исправление неправильных ответов.

8. Воспитательное значение занятия.

Показательные занятия по развитию речи.

Содержание и оформление уголка книги

Вопросы для анализа

1. Из каких частей состоит просмотренное занятие?

2. Какие программные задачи решались в каждой части занятия? Выполнила ли их воспитатель?

3. Сформулируйте и запишите программное содержание каждой части.

4. Какова подготовка воспитателя и детей к занятию, к каждой его части?

5. В чем состояла предшествующая работа воспитателя с детьми? Как это отразилось на результатах речевой деятель­ности детей?

6. Структура частей занятия. Длительность всего занятия и его частей.

7. Методические приемы в ходе всего занятия и в каждой его части. Обоснуйте необходимость использования тех или иных методических приемов в разных возрастных группах.

8. Речевые умения и навыки детей в каждой возрастной группе (звукопро-изношение, грамматический строй речи, состояние лексики, вопросно-ответная речь, связная мо­нологическая речь и ее уровень).

9. Оцените речь воспитателя на занятии. Соответствует ли она педагогическим требованиям?

Анализ уголка книги

1. Где расположен уголок книги, удобно ли расположен? В чем это проявилось? Каково освещение уголка книги?

2. Оцените оформление уголка книги. В чем разница в его оформлении в разных возрастных группах?

3. Каково содержание уголка книги в разных возрастных группах?

4. Какую работу проводит в уголке книги воспитатель с детьми?

5. Есть ли книги изготовленные с детьмиьто

5. Для чего организуют уголок книги? Каково его воспитательное значение?

Записать показательное занятие в дневнике.

АНАЛИЗ НАБЛЮДЕНИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

Приемы руководства сюжетно-ролевымн играми,

использованные воспитателем

1. Какие приемы использовал воспитатель для развития сюжетно-ролевой игры:

- расширял представления детей (путем рассказов, чте­ния книги, рассматривания иллюстраций, проведения дидактической игры);

- интересовался «Во что играете?»;

- предлагал новые игровые действия;

- предлагал новые роли;

- вносил дополнительное оборудование или предлагал его изготовить вместе с детьми;

- предлагал новые игровые ситуации;

- давал прямые указания к действию («Покорми кук­лу», «Крути руль»);

- задавал вопросы, которые направляли развитие игры;

- брал на себя главную (второстепенную) роль и таким образом направлял игру;

- давал оценку (анализ) игры.

2. Какие приемы использовал воспитатель для формиро­вания взаимоотношения детей во время игры:

- вовлекал робких, застенчивых детей в игру (путем пря­мого предложения «Возьми поиграть», путем введения новой роли);

- сам организовывал вокруг себя коллектив для игры;

- побуждал детей самостоятельно договариваться (о рас­пределении ролей, об игрушках);

- предупреждал или устранял возникающие конфлик­ты (из-за игрушек, из-за ролей, из-за выполнения правил);

- побуждал детей объединять разные игры между собой;

- использовал какие-то другие приемы.

Игровая деятельность детей во 2-й половине дня

1. Подготовка воспитателя и игровой деятельности.

2. Виды игр, их роль и место в воспитательной работе с группой.

3. Особенности игрового материала в каждой возрастной группе и его расположение.

4. Условия для игр: наличие игр, игрового материала; сколько времени было отведено для игр.

5. Начало игровой деятельности, возникновение сюжетно-ролевой игры.

6. Тематика игр, их содержание, длительность, отноше­ние детей к различным видам игр.

7. Состояние игровых навыков и умений. Культура игры.

8. Как воспитатель использует игровую деятельность для формирования нравственных черт, характера, моральных, волевых качеств личности (прием руководства, использова­ние игры как средства нравственного воспитания).

9. Приемы руководства разными видами игр.

10. Окончание игры.

Настолыю-печатные игры

1. Название игры. К какому виду настольно-печатных игр она относится?

2. Воспитательно-образовательная ценность игры.

3. В какой группе игра может быть использована и по­чему?

4. Объясните правила игры и придумайте новый вари­ант игр.

АНАЛИЗ НАБЛЮДЕНИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

Коллективная трудовая деятельность

1. Содержание коллективного труда.

- Какие виды были включены в содержание коллек­тивного труда?

- Соответствовало ли содержание программе данной группы?

- Соответствовало ли данное содержание возможно­стям детей данной конкретной возрастной группы? Или для этих целей оно было легким (грудным)?

2. Оборудование коллективного труда.

- Были ли все необходимые предметы для данного труда в нужном количестве?

- Каковы эстетические качества трудового оборудования?

3. Организация обстановки для коллективного труда.

- Удобно ли были расставлены столы и расположе­но оборудование?

- Принимали ли дети участие в подготовке обстанов­ки для коллективного труда? Правильно ли посту­пил воспитатель, взяв на себя (переложив на де­тей), основную заботу по подготовке обстановки?

- Соблюдались ли гигиенические условия:

o хорошо ли освещены рабочие места детей;

o сохраняли ли дети во время труда правильную позу или она была напряженной;

o поддерживались ли в обстановке порядок и чистота;

o соответствовали ли размеры оборудования си­лам и возможностям детей;

o посильной ли была трудовая нагрузка детей по объему работы и ее деятельности, длительности по времени?

4. Организация и методика проведения коллективного труда.

- Как была организована работа с детьми (они сиде­ли на стульях или слушали объяснение воспитате­ля стоя)? Как правильно?

- Четко ли были даны воспитателем все объяснения и указания в работе?

- Имел ли место показ приемов работы? Правильно ли поступил воспитатель, ограничившись только словесными объяснениями и указаниями? Или пра­вильно ли поступил воспитатель, одновременно со словесными объяснениями, использовав наглядный показ приемов работы? Почему?

- Подтверждалось ли в объяснении к работе ее зна­чение? В чем это конкретно выразилось?

- Имело ли место разделение между детьми общей работы на отдельные операции, или все дети вы­полняли одинаковую работу? Чем вы можете объяснить, что разделения работы на отдельные опера­ции не было (или что оно было)?

5. Достаточно ли активно было руководство воспитателя детьми во время работы? В чем это конкретно выражалось?

6. Как закончился коллективный труд?

- Одновременно ли дети закончили работу или нет, правильно ли это?

- Привлекались или не привлекались дети к уборке оборудования? (В обоих случаях дать оценку пра­вильно ли это.)

- Оценил ли воспитатель работу детей, насколько ме­тодически правильно это было сделано? (Какие оценки преобладали - положительные или отри­цательные, что оценивалось - поведение, трудо­вые умения, трудовые условия, старательность, са­мостоятельность, результаты труда, взаимопомощь?)

7. Имеются ли эмоциональные моменты в проведении коллективного труда? В чем они выразились?

8. Наблюдалось ли усложнение в содержании и органи­зации коллективного труда младших и старших детей? В чем конкретно это выразилось?

9. Как подводился итог трудовой деятельности детей? Какие методы и приемы использовала воспитатель при про­ведении анализа? Участие детей в анализе.

Ручной труд

1. Организация детей на занятие. Где оно проходило, как сидели дети.

2. Оборудование и материал, используемый в работе с детьми.

3. Тон воспитателя, его речь.

4. Какие формы работы использовались: коллективные или индивидуальные.

5. Каков уровень умений и навыков у детей по ручно­му труду. Все ли дети умеют правильно работать с пред­лагаемым материалом? Как развиты у детей мелкие мыш­цы рук, как проходит самостоятельная работа с мелки­ми деталями па занятии?

6. Был ли материал, даваемый детям, трудным или, на­оборот, недостаточно трудным?

7. Сколько детей обращалось за помощью к воспитателю?

8. Как и в какой форме, воспитатель оказывал детям по­мощь в работе?

9. Как дети слушали объяснения воспитателя в начале занятия? Все ли усвоили объяснение?

10. Какие методы и приемы использовал воспитатель в работе с детьми?

11. Побеседовать с детьми о том, какой материал в ра­боте по ручному труду они используют, с каким любят ра­ботать больше всего и почему.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Посмотреть оформление детского сада. Как оформлены холлы, коридоры, лестничные клетки. Имеются ли в офор­млении детского сада произведения искусства, народных промыслов (гжель, хохлома, дымка, резьба по дереву и т.д.). Используются ли при оформлении интерьера живые рас­тения, составляются ли композиции из засушенных расте­ний и т.д. Какой материал имеется в педагогическом каби­нете по изобразительной деятельности, по ознакомлению детей с русским народным творчеством. Какой материал имеется по музыкальному воспитанию и развитию детей.

1. Наличие костюмов к различным праздникам.

2. Наличие предметов, используемых в играх и танцах: ленты, султанчики, флажки и т.д.

3. Наличие в детском саду технических средств (магни­тофонов, проигры-вателей пластинок, диапроекторов и т.д.).

4. Наличие различных видов театров (настольный, те­невой, кукольный).

Беседа с заведующей детским садом, методистом, музы­кальным руководителем о проводимой работе по аскетичес­кому воспитанию.

Рассматриваемые вопросы. Осуществление задач эстети­ческого воспитания средствами окружающей обстановки и в процессе воспитательной работы по развитию творческих способностей детей. Эстетика быта и произведения искус­ства в детском саду. Эффективность занятий в осуществле­нии задач эстетического воспитания.

Самостоятельная работа. Рассматривание произведений искусства и народного творчества, беседа о них с неболь­шими группами детей. Рассматривание оформления группо­вой комнаты, музыкального зала, беседа с детьми. Наблю­дения за окружающей природой для привлечения внима­ния детей к ее красоте. Организация самостоятельной художественной деятельности детей.

АНАЛИЗ ЗАНЯТИЙ

ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

1. Подготовка воспитателя к занятию, наличие плана-конспекта, разработка методических указаний, наличие гра­фического изображения, перемещение воспитателя в про­цессе занятия, подготовка места, обувь и одежда воспита­теля и детей.

2. Организация занятия. Своевременное начало, конец за­нятия, распределение времени на отдельные части занятия, приемы размещения детей на занятии.

3. Проведение занятия. Соответствие приемов обуче­ния возрасту детей и этапу обучения, темп выполнения физических упражнений, плотность, решение задач по воспитанию физических качеств, решение оздоровитель­ных задач, приемы воспитания психических процессов (память, мышление, воображение, внимание) и положи­тельных эмоций.

4. Поведение и самочувствие детей, дисциплинирован­ность, взаимоотноше-ния, внимание, активность, качество выполнения физических упражнений.

5. Удачно ли подобраны основные движения и комп­лекс упражнений для детей данной группы. Соответству­ет ли это рекомендациям «Программы». Материал, ис­пользуемый воспитателем в работе (его доступность, ги­гиенические требования, размеры). Как воспитатель орга­низовала работу детей на спортивных снарядах, была ли страховка детей, держала ли воспитатель в поле зрения всех детей?

6. Как воспитатель подавала команды, распоряжения, указания? Какие упражнения проводила более успешно, ка­кие нет? Как провела анализ занятия?

АНАЛИЗ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ

1. Какое место занимает утренняя гимнастика в режиме дня?

2. Были ли созданы гигиенические условия: одежда, обувь, проветривание помещения, влажная уборка, форма одежды воспитателя.

3. Сколько времени заняла подготовка к гимнастике?

4. Соответствует ли подбор упражнений данной возрас­тной группе? Сколько взято упражнений, количество их по­вторений.

5. В каких случаях воспитатель объяснял, в каких пока­зывал упражнения?

6. В каких случаях воспитатель достаточно ясно и четко давал объяснения, правильно ли он показывал упражне­ния детям?

7. Каково качество выполнения детьми упражнении? За­мечал ли воспитатель неправильность выполнения упраж­нений, как он реагировал на это?

8. Какими приемами воспитатель добивался правильно­сти выполнения упражнении?

9. Предусмотренно ли пользование пособиями? Какими? Сколько времени заняла раздача пособий?

10. Какое сопровождение использовала воспитатель при проведении гимнастики? Как закончилось занятие? Следила ли воспитатель за дыханием, какие специальные упражне­ния делала?

АНАЛИЗ НАБЛЮДЕНИЯ ПРОГУЛКИ

1. В процессе подготовки к прогулке отметить, как вос­питатель организует сбор на прогулку, какую воспитатель­ную работу проводит во время одевания. Роль няни при под­готовке к прогулке.

2. Анализ плана прогулки. Из каких частей состоит про­гулка. Все ли части прогулки проводились (наблюдение, уп­ражнения по развитию движений, игра, самостоятельные игры детей, развлечения).

3. Методика наблюдения. Соответствует ли тема, объект наблюдения возрасту детей. Всем ли детям виден объект? За­интересованы ли они наблюдением? Какие вопросы задава­ли дети? Какие приемы помогли воспитателю вызвать инте­рес у детей? Активность детей при наблюдении. Нацелила ли воспитатель внимание детей на дальнейшее наблюдение?

4. Подвижная игра. Соответствует ли игра возрасту де­тей и сезону? Знакома ли игра детям или дается впервые? Как и когда воспитатель сообщила правила игры (напом­нила правила при знакомой игре), знают ли их дети, сле­дила ли воспитатель за четким выполнением правил? Ка­кое основное движение развивал воспитатель в этой игре? Как был выбран ведущий и справился ли он с поручен­ной ролью? Сколько раз повторялась игра? Реакция детей при проведении игры. Какие атрибуты использовались при проведении игры?

5. Труд. Какой вид труда использовала воспитатель? Соответствуют ли трудовые поручения возрасту детей? Какой материал давала воспитатель для успешного выполнения поручений (веники, лопаты, совки, движки и т.д.). Удов-летворены ли дети результатами своего труда?

6. Индивидуальная работа с детьми, работа по развитию движений. Какую работу с детьми проводила воспитатель? Какой материал, оборудование, атрибуты использовала? С какими детьми воспитатель проводила работу и почему? Ре­зультаты проведения работы.

7. Игровая деятельность на прогулке. Какие игрушки пред­ложила воспитатель детям для игры на участке? Соответ­ствуют ли они сезону? Как воспитатель помогла детям организовать игру, выбрать игрушки? Как контролирова­ла игры детей, помогала ли им? Какие методы и приемы использовала в работе? Какие навыки игры имеются у де­тей?

8. Конец прогулки. Как организован сбор игрового мате­риала? Чем воспитатель закончила прогулку? Проведение раздевания и подготовка к обеду.

АНАЛИЗ НАБЛЮДЕНИЯ

ОРГАНИЗАЦИИ РЕЖИМНЫХ ПРОЦЕССОВ

Перед проведением данного занятия необходимо позна­комить студентов с вопросами для наблюдения, обратить внимание на использование в своей работе различных ме­тодов, методических приемов, организацию детского кол­лектива. Занятие проводится в два этапа:

- анализ организации режимных процессов в первой по­ловине дня;

- анализ организации режимных процессов во второй по­ловине дня.

Вопросы для анализа

1. Где проводится прием — в помещении, на участке? Как лучше?

2. Какими словами воспитатель встречает детей? На что обращает внимание?

3. Как воспитатель распределяет внимание на всех де­тей?

4. Чем дети заняты утром? Предлагает ли воспитатель ка­кие-либо виды деятельности детям, или дети предостав­лены сами себе?

5. Какими приемами воспитатель организует детей на утреннюю гимнастику?

6. Как организует переход к умыванию?

7. Как воспитатель успевает готовить детей к умыванию, а столы к завтраку?

Умывание.

1. Как происходит умывание детей? Дети заходят умываться все вместе или поочередно?

2. Что нужно, чтобы умывание прошло быстро, органи­зованно и правильно?

3. Каковы навыки детей в умывании, соответствуют ли они требованиям программы?

Обед, завтрак, полдник.

1. Начало в соответствии с режимом.

2. Сервировка стола.

3. Воспитание культуры еды. Какие навыки культуры?

4. Сколько длится завтрак, обед, полдник?

Занятие

1. Продолжительность, соответствие режиму, организа­ция перерыва.

2. Успевают ли дети отдохнуть? (Да, нет, почему?)

Сбор на прогулку

1. Создание условий для одевания.

2. Приемы, используемые при одевании.

3. Навыки детей в одевании.

4. Воспитано ли у детей чувство взаимопомощи, береж­ное отношение к одежде?

Прогулка

1. Какое время отведено, соответствует ли программе?

2. Осуществление контроля за внешним видом детей.

Организация сна

1. Как организован переход от работы ко сну?

2. Как дети учатся аккуратно складывать вещи?

3. Гигиеническая подготовка спальни ко сну.

Организация подъема детей

1. Как организован процесс просыпания детей?

2. Как организован подъем, одевание, умывание детей?

II . В помощь студентам. Примерные диагностические

карты для организации работы по диагностике

o Диагностика КГМ навыков (еды).

o Диагностика знаний детей о явлениях общественной жизни.

o Диагностика трудовой деятельности.

o Диагностика знаний детей по ознакомлению с приро­дой.

o Диагностика игровой деятельности.

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА

ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ НАВЫКОВ КУЛЬТУРЫ ЕДЫ

УМЕНИЕ НЕ КРОШИТЬ ХЛЕБ

УМЕНИЕ НЕ ПРОЛИ­ВАТЬ

ПИЩУ

УМЕНИЕ ПЕРЕЖЕ­ВЫВАТЬ ПИЩУ

УМЕНИЕ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СТОЛОВЫМИ ПРИБОРАМИ

УМЕНИЕ ПОЛОС­КАТЬ РОТ

ЛОЖКОЙ

ВИЛКОЙ

НОЖОМ

САЛФЕТКОЙ

Примечание. Слева пишется список детей и баллы: 5 - отлично; 4 - хорошо;

3 - удовлетворительно; 2 - плохо сфор­мированные навыки.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ЯВЛЕНИЯМИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

ФАМИ-ЛИЯ,

ИМЯ РЕБЕН­-

КА

РОДНАЯ СТРАНА

СИМВО­ЛИКА РОССИИ

АРМИЯ

ТРУД ВЗРОСЛЫХ

КОСМОС

ТРАНСПОРТ

ОБЩИЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ РЕБЕНКА

РАЙОН, СВОЙ АДРЕС

Г. МОСКВА

РОССИЯ

РЕСПУБЛИКИ 4-5

ГЕРБ РОССИИ

ГИМН РОССИИ

ФЛАГ РОССИИ

-

ШВЕИ

ПОЧТА

ПРОДАВЕЦ

МЕДСЕСТРА

ПОВАР

СТРОИТЕЛЬ

БИБЛИОТЕКАРЬ

ШКОЛА

С/Х ТРУД

КОСМОНАВТЫ

ВОЗДУШНЫЙ

НАЗЕМНЫЙ

ПАССАЖИРСКИЙ

ГРУЗОВОЙ

ДОРОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ

ХЛЕБОРОБ

ОВОЩЕВОД

ЖИВОТНОВОД

МАШИНЫ, ОБЛЕГЧАЮЩИЕ ТРУД

С

с

1

г

Примечание. Опрос детей по темам ознакомления с явлениями общественной жизни проводить в соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду» и для конкретной возрастной группы.

АНАЛИЗ КАЛЕНДАРНЫХ ПЛАНОВ

«ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ТРУДОВОМУ ВОСПИТАНИЮ»

ОТРЕЗОК ВРЕМЕНИ

САМСОБСЛУ-ЖИМНИЕ

ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВОЙ ТРУД

ТРУД В ПРИРОДЕ

РУЧНОЙ ТРУД

ОЗНАКОМЛЕ-НИЕ С ТРУДОМ НА ЗАНЯТИЯХ

Утро

Прогулка

2-я половина дня

Прогулка

ВЫЯВЛЕНИЕ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ПО САМООБСЛУЖИВАНИЮ

ГРУППЫ

НАВЫКИ ОДЕВАНИЯ, БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ВЕЩАМ

УМЕНИЕ САМОСТОЯ-ТЕЛЬНО УБИРАТЬ ИГРУШКИ

УСТРАНЕНИЕ НЕДОСТАТКОВ ВО ВНЕШНЕМ ВИДЕ И ОДЕЖДЕ

САМООБСЛУ-ЖИВАНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ (ИЗО, КОНСТ-РУИ­РОВАНИЕ, МАТЕМАТИКА)

ОЦЕНКА НРАВ­СТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ САМО­ОБСЛУЖИВАНИЯ (САМОСТОЯТЕЛЬ­НОСТЬ, ИНИЦИА­ТИВНОСТЬ)

2-я младшая груп­па

Средняя

Старшая

Подготовитель­ная

ВЛАДЕНИЕ НАВЫКАМИ ДЕЖУРСТВА

НАВЫКИ ДЕЖУРСТВА

2-я МЛАДШАЯ ГРУППА

СРЕДНЯЯ ГРУППА

СТАРШАЯ ГРУППА

ПОДГОТОВИТЕЛЬ-НАЯ ГРУППА

Умение распреде-лить обязанности, само­стоятельность

Качество выполняе­мых обязанностей

Оценка своего труда, самоконтроль

Умение ориентиро­ваться по доске де­журства

ВЫЯВЛЕНИЕ УМЕНИЙ В РУЧНОМ ТРУДЕ

ДЕТИ

ВОПРОСЫ

ГДЕ У ВАС ХРАНЯТСЯ ИГРУШКИ-САМОДЕЛКИ?

САМОСТОЯ-ТЕЛЬНО ВЫ ИХ ДЕЛАЛИ ИЛИ С ПОМОЩЬЮ ВОСПИТАТЕЛЯ?

ЧТО ИСПОЛЬЗОВА-ЛИ ДЛЯ

ИЗГОТОВЛЕ-НИЯ ИГРУШЕК?

ДЛЯ ЧЕГО ВЫ ДЕЛАЛИ ЭТИ ИГРУШКИ?

КАКУЮ ПОДЕЛКУ ТЫ МОЖЕШЬ СДЕЛАТЬ ДОМА?

ТРУД

МЕСЯЦ

КОНКРЕТНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯХ1Я ГРУППЫ. ПОДГРУППЫ, ИНДИВИДУАЛЬНО

ТРУД ДЕЖУРНЫХ

ХОЗЯЙСТ­ВЕННО-БЫТОВОЙ ТРУД

ТРУД В ПРИРОДЕ

РУЧНОЙ ТРУД

ПО СТОЛОВОЙ

ПО

ПОДГО-ТОВКЕ

К

ЗАНЯТИ-ЯМ

В УГОЛКЕ

ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

ОГОРОД. ЦВЕТНИК

С БУМАГОЙ, КАРТО-НОМ, ДЕРЕВОМ

С ТКАНЬЮ, НИТКАМИ

С ПРИРОД-НЫМ МАТЕРИА-ЛОМ

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ТРУДОМ НА ЗАНЯТИЯХ И В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

ГРУППЫ

ОЗНАКОМЛЕ-НИЕ С ТРУДОМ НА ЗАНЯТИЯХ (ЧАСТЬ, ЦЕЛОЕ ЗАНЯТИЕ)

ЭКСКУРСИИ

ПО

ОЗНАКОМЛЕ-НИЮ С ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ

ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГУЛКИ ПО ОЗНАКОМЛЕ-НИЮ С ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ

РАБОТА В КНИЖНОМ УГОЛКЕ

УРОВЕНЬ ЗНАНИИ ДЕТЕЙ В СООТВЕТСТ-ВИИ С «ПРОГРАМ-МОЙ»

2-я младшая группа

Средняя

Старшая

Подготовитель-ная

ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ВСЕХ ВИДОВ ТРУДА

ВИД ТРУДА

МЛАДШИЕ ГРУППЫ

СРЕДНИЕ ГРУППЫ

СТАРШИЕ ГРУППЫ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ГРУППЫ

Хозяйственно-бытовой труд

Труд в природе

Ручной труд


ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА ПО МЕТОДИКЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРИРОДОЙ (СТАРШАЯ ГРУППА)

СПИСОК

ДЕТЕЙ

РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР

ЖИВОТНЫЙ МИР

НЕЖИВАЯ ПРИРОДА

ОБЩИЙ

УРОВЕНЬ

ЗНАНИЙ

КАЖ-

ДОГО

РЕБЕНКА

РАСШИРЯТЬ ЗНАНИЯ

ДЕТЕЙ О РАСТЕНИЯХ

УЧАСТКА И БЛИЗЛЕЖА-

ЩЕГО ОКРУЖЕНИЯ.

РАЗЛИЧАТЬ ПО КОРЕ,

ЛИСТЬЯМ, ПЛОДАМ.

ЗАКРЕПЛЯТЬ И РАСШИРЯТЬ

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

ОБ УСЛОВИЯХ,

НЕОБХОДИМЫХ

ДЛЯ ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ:

ЗЕМЛЯ, ВЛАГА,

СОЛНЕЧНЫЙ СВЕТ,

ТЕПЛО

ДОМАШНИЕ

ЖИВОТНЫЕ

ДИКИЕ

ЖИВОТ-НЫЕ

ПТИЦЫ

УТОЧНИТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ О СЕЗОННЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ В ПРИРОДЕЮ УЧИТЬ НАБЛЮДАТЬ, АНАЛИЗИРОВАТЬ И ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ О НЕКОТОРЫХ ЗАКОНОМРНОСТЯХ И ВЗАИМОСВЯЗЯХ

СИСТЕМАТИ-ЗИРОВАТЬ ПРЕДСТАВ-ЛЕНИЯ О ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ

РАСШИРЯТЬ ПРЕДСТАВ-ЛЕНИЯ О ЖИЗНИ ДИКИХ ЖИВОТНЫХ В ПРИРОД-НЫХ УСЛОВИЯХ

ФОРМИ-РОВАТЬ ПРЕДСТАВ-ЛЕНИЯ О ЗИМУЮ-ЩИХ ПТИЦАХ

ОСЕНЬ

ЗИМА

ВЕСНА

ЛЕТО

КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ

ДЕРЕВЬЯ 5-5

КУСТАРНИКИ 2-3

ТРАВЯНИСТЫЕ РАСТЕНИЯ ЛУГА, ЛЕСА, САДА

5-6

ЯГОДЫ 2-3

ГРИБЫ 2-3

1. КОРОВА, КОЗА, ЛОШАДЬ, СВИНЬЯ, КОШКА, СОБАКА, ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ

2. ЖИВУТ РЯДОМ С ЧЕЛОВЕКОМ, ОН ЗАБОТИТЬСЯ О НИХ

3. КАК ПЕРЕДВИГАЮТСЯ

4. ЧЕМ ПИТАЮТСЯ

5. КАКУЮ ПОЛЬЗУ ПРИНОСЯТ ЧЕЛОВЕКУ

1. ЗАЯЦ, ЁЖ, БЕЛКА, ВОЛК, МЕДВЕДЬ, ЛИСА

2. КАК ПЕРЕДВИГАЮТСЯ

3. ЧЕМ ПИТАЮТСЯ

4. КАК СПАСАЮТСЯ ОТ ВРАГОВ

5. КАК ПРИСПОСОБИЛИСЬ К ЖИЗНИ В ЗИМНИХ УСЛОВИЯХ

1. ЗНАТЬ ЗИМУЮЩИХ ПТИЦ 4-5

2. РАЗЛИЧАТЬ ПО ВНЕШНЕМУ ВИДУ

3. РАССКАЗЫВАТЬ ЧЕМ ПИТАЮТСЯ

4. ПОЧЕМУ ОСТАЮТСЯ НА ЗИМОВКУ

1. ДНИ КОРОЧЕ, НОЧИ ДЛИННЕЕ

2. МОРОСЯЩИЕ ДОЖДИ, ВЕТЕР

3. ЛИСТОПАД

4. КОЛХОЗНИКИ УБИРАЮТ УРОЖАЙ

1. САМЫЕ КОРОТКИЕ ДНИ, ДЛИННЫЕ НОЧИ

2. ХОЛОДНО, МОРОЗ

3. СНЕГ ПАДАЕТ СНЕЖИНКАМИ, ХЛОПЬЯМИ, КРУПОЙ

4. ВОДОЕМЫ ПОКРЫТЫ ЛЬДОМ

1. ДЕНЬ УДЛИННЯЕТСЯ, НОЧЬ УКОРАЧИВАЕТСЯ

2. СОЛНЦЕ ГРЕЕТ СИЛЬНЕЕ

3. ТАЕТ СНЕГ, ЛЕД НА РЕКАХ, ЛЕДОХОД

4. НАЧИНАЕТ РАСТИ ТРАВА, ЗАЦВЕТАЮТ ЦВЕТЫ

5. КОЛХОЗНИКИ ПАШУТ ЗЕМЛЮ, СЕЮТ ХЛЕБ, САЖАЮТ ОВОЩИ

1. САМЫЕ ДЛИННЫЕ ДНИ, КОРОТКИЕ НОЧИ

2. ЛИВНЕВЫЕ ДОЖДИ, ГРОЗЫ, РАДУГА

3. МНОГО ЗЕЛЕНИ

4. КОЛХОЗНИКИ ЗАГОТАВЛИВАЮТ СЕНО

Общий уровень знаний всех детей по отдельному разделу

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ (МЛАДШАЯ ГРУППА)

ДАТА

ОБ-СЛЕ-ДО-ВА-НИЯ

ФАМИЛИЯ, ИМЯ РЕБЕНКА

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УРОВЕНЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА

ПРИМЕЧАНИЕ

ПРПДУМЫВАЕТ ВМЕСТЕ С ВОСПИТАТЕ­ЛЕМ НЕСЛОЖНЫЙ СЮЖЕТ

УМЕНИЕ ВЫПОЛНЯТЬ В ИГРЕ НЕСКОЛЬ­КО

ВЗАИМОСВЯЗАННЫХ ДЕЙСТВИЙ

УМЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО ПОДБИ­РАТЬ

АТРИБУТЫ

ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ТО­ВАРИЩУ

ОХОТНО ПРИНИМАЕТ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПОИГРАТЬ, ОБМЕНИВАЕТСЯ ИГРУШКАМИ

ЖЕЛАНИЕ УЧАСТВОВАТЬ В СОВМЕСТ­НЫХ ИГРАХ

ПРОЯВЛЯЕТ ЧУВСТВО СИМПАТИИ К ПАРТНЕРУ ПО ИГРЕ

УМЕНИЕ ИГРАТЬ В ГРУППЕ ПО 2-3 ЧЕЛОВЕКА

ДОПОЛНЯЕТ ИГРОВУЮ ОБСТАНОВКУ НЕ­ДОСТАЮЩИМИ ПРЕДМЕТАМИ, ИГРУШ­КАМИ

ИСПОЛЬЗУЕТ В ИГРАХ ИГРУШКИ И ЗА­МЕНЯЮЩИЕ ИХ ПРЕДМЕТЫ

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ (СРЕДНЯЯ ГРУППА)

ДАТА

ОБ-СЛЕ-ДО-ВА-НИЯ

ФАМИЛИЯ, ИМЯ РЕБЕНКА

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УРОВЕНЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА

ПРИМЕЧАНИЕ

В ИГРАХ ОТРАЖАЕТ НЕ ТОЛЬКО БЫТ, НО И

ТРУД ЛЮДЕЙ

УМЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО ДЕЙСТВО­ВАТЬ В СООТВЕТСТВИИ С ИГРОВЫМ ЗА­МЫСЛОМ

УМЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО ОБЪЕДИ­НЯТЬ НЕСКОЛЬКО ИГРОВЫХ ДЕЙ­СТВИЙ В ОДИН СЮЖЕТ

УМЕНИЕ ВЫБИРАТЬ МЕСТО, ПОДБИРАТЬ ИГРУШКИ, АТРИБУТЫ

УМЕНИЕ ИГРАТЬ В ОДНУ ИГРУ 30-40 МИН. И БОЛЕЕ

УМЕНИЕ СЧИТАТЬСЯ С ИНТЕРЕСАМИ ТО­ВАРИЩА

УМЕНИЕ ОКАЗЫВАТЬ ПОСИЛЬНУЮ ПО­МОЩЬ

УМЕНИЕ ИГРАТЬ В ГРУППЕ ПО 3-5 ЧЕ­ЛОВЕК

ОТРАЖАЕТ В ИГРЕ НЕ ТОЛЬКО ЛИЧНЫЙ ОПЫТ, НО И ТО, О ЧЕМ ЧИТАЛИ, РАС­СКАЗЫВАЛИ

ШИРОКО ИСПОЛЬЗУЕТ В ИГРЕ ПРЕДМЕ­ТЫ-ЗАМЕСТИТЕЛИ

ШИРЕ ПРИМЕНЯЕТ РАЗЛИЧНЫЕ СРЕД­СТВА ИЗОБРАЖЕНИЯ (ИГРУШКИ, ДЕЙ­СТВИЯ, МИМИКУ, ЖЕСТ, ИНТОНАЦИЮ ГОЛОСА)

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ (СТАРШАЯ ГРУППА)

ДАТА

ОБ-СЛЕ-ДО-ВА-НИЯ

ФАМИЛИЯ, ИМЯ РЕБЕНКА

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УРОВЕНЬ

ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА

ПРИМЕЧАНИЕ

УМЕЕТ САМОСТОЯТЕЛЬНО ВЫБИРАТЬ ТЕМУ ДЛЯ ИГРЫ

РАЗВИВАЕТ СЮЖЕТ НА ОСНОВЕ ПОЛУ­ЧЕННЫХ ЗНАНИЙ

РАСПРЕДЕЛЯЕТ РОЛИ САМОСТОЯТЕЛЬНО

СПОСОБСТВУЕТ УСТАНОВЛЕНИЮ В ИГ­РЕ РОЛЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

ПРИНИМАЕТ УЧАСТИЕ В ИЗГОТОВЛЕНИИ НЕОБХОДИМЫХ АТРИБУТОВ К ИГРЕ

УМЕЕТ СОГЛАСОВЫВАТЬ СВОИ ДЕЙ­СТВИЯ С ДЕЙСТВИЯМИ ПАРТНЕРОВ

УМЕЕТ ОБЪЕКТИВНО ОЦЕНИВАТЬ ДЕЙ­СТВИЯ ПАРТНЕРОВ

ВЫПОЛНЯЕТ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В СОВМЕСТНОЙ ИГРЕ

ПРОЯВЛЯЕТ ДРУЖЕСКИЕ ВЗАИМООТНО­ШЕНИЯ

СЛЕДУЕТ ХОРОШЕМУ ПРИМЕРУ

СОВМЕСТНО ПЛАНИРУЕТ ИГРУ

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛЕЙ

СОЗДАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УСЛО­ВИЙ

ПРИДУМЫВАНИЕ НОВЫХ СЮЖЕТОВ

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА)

ДАТА

ОБ-СЛЕ-ДО-ВА-НИЯ

ФАМИЛИЯ, ИМЯ РЕБЕНКА

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УРОВЕНЬ

ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА

ПРИМЕЧАНИЕ

МОЖЕТ ТВОРЧЕСКИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ В ИГ­РАХ ЗНАНИЯ ОБ ОКРУЖАЮЩЕЙ ЖИЗНИ

УМЕЕТ СОВМЕСТНО РАЗВЕРНУТЬ ИГРУ

ВЫПОЛНЯЕТ РОЛИ В СООТВЕТСТВИИ С СЮЖЕТОМ ИГРЫ

САМОСТОЯТЕЛЬНО РАСПРЕДЕЛЯЕТ МЕЖ­ДУ СОБОЙ ОБЯЗАННОСТИ И РОЛИ

ПРИНИМАЕТ УЧАСТИЕ В ПОДГОТОВКЕ АТРИБУТОВ К ИГРЕ

ВЫПОЛНЯЕТ ПРАВИЛА В СОВМЕСТНОЙ ИГРЕ

ПРОЯВЛЯЕТ ДРУЖЕСКИЕ ВЗАИМООТНО­ШЕНИЯ, ВЗАИМОПОМОЩЬ

УМЕЕТ СЧИТАТЬСЯ С ИНТЕРЕСАМИ И

МЫСЛЯМИ ТОВАРИЩЕЙ

ПРОЯВЛЯЕТ В ИГРЕ ЧЕСТНОСТЬ И

СПРАВЕДЛИВОСТЬ

ВВОДИТ В ИГРУ НОВЫЕ СЮЖЕТЫ

УМЕЕТ ПРОЯВЛЯТЬ ИНИЦИАТИВУ, ТВОРЧЕСТВО

УМЕЕТ СОЗДАТЬ ОБРАЗ С ПЕРЕВОПЛОЩЕ ПИЕМ


III . Рекомендации по организации самостоятельной деятельности студентов на педагогической практике

o Рекомендации для самостоятельного планирования ре­жимных процессов.

o Рекомендации по самостоятельному проведению занятий по математике.

o Рекомендации по самостоятельному проведению занятий по развитию речи.

o Рекомендации по организации игровой деятельности де­тей в детском саду.

o Рекомендации по самостоятельному проведению занятий по изобразительной деятельности.

o Рекомендации по самостоятельному проведению музы­кальных занятий.

o Рекомендации по организации детей па прогулке.

РЕКОМЕНДАЦИИ К СОСТАВЛЕНИЮ ПЛАНА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В ДЕТСКОМ САДУ ПО ПРОВЕДЕНИЮ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ В 1-Ю ПОЛОВИНУ ДНЯ

Прием детей

При планировании работы в дневнике по практике указать, где будет осуществляться прием детей: в группе или на участке. Раскрыть содержание воспитательно-образовательной работы.

Во время утреннего приема создать хорошее настроение ребенку (ласково, приветливо встретить детей).

Обратить внимание па внешний вид детей, на то, что­бы пришедшие дети не забывали здороваться, воспитывать у детей культуру общения: разговаривать тихо, не кричать.

Проследить, чтобы все дети нашли себе интересную дея­тельность, не ходили без дела, не мешали другим. При затруд­нении выбора ребенком деятельности помочь ему: предложить игрушку, подключить к играющим детям, уточнить, с кем бы он хотел поиграть, дать ребенку поручение (указать какое).

Создать условия для разнообразной и интересной деятель­ности детей.

Игровая деятельность. Трудовая деятельность.

Индивидуальная работа с отдельными детьми

В плане необходимо конкретно определить ту деятель­ность, которая будет вами проводиться, с указанием назва­ния и пели деятельности.

Определяя индивидуальную работу с детьми, необходи­мо указать тему и цель. Например: с группой детей (указать каких) рассмотреть их одежду. Уточнить у детей названия одежды, материала, цвета, отдельных деталей. Спросить, кто сшил им костюм, платье.

Организовать с детьми беседу об их семье. Поговорить с детьми (воспитатель должен указать тему и цель разговора). Примерная тематика: знают ли дети свой домашний адрес? Какие у них любимые игрушки, игры? С кем они дружат, с кем бы ты хотел дружить? Почему? О растениях, о животных, о временах года, об общественных событиях (праздниках).

Организовать игру с разборными игрушками «Собери матрешек», «Собери пирамидки». Цель: учить детей разли­чать предметы по величине, цвету.

Поиграть с детьми в игру средней подвижности, поуп­ражнять детей в ловкости, меткости, развивать у детей ко­ординацию движений.

Группе детей показать несколько игрушек, сделанных из бумаги (назвать). Цель: воспитание у детей умения делать не­сложные игрушки.

Проведение утренней гимнастики. (Гимнастику проводит воспитатель. Если гимнастику будет проводить практикант, то он предварительно обговаривает все с воспитателем, а в плане записывает комплекс утренней гимнастики).

Организация умывания постепенно, небольшими груп­пами. Перед тем, как дети пойдут умываться, объяснить им (напомнить, уточнить) правила поведения. Перед на­чалом умывания закатать рукава, хорошо намылить руки и смыть их над раковиной, не брызгать йоду на пол, а отжи­мать воду с рук тоже над раковиной. Поддерживать в умы­вальной комнате чистоту и порядок. В процессе умывания следить, чтобы у раковины были 2—3 человека, чтобы дети не толкали друг друга. При необходимости делать соответ­ствующие замечания, давать оценку детским поступкам. Об­ратить внимание, чтобы дети пользовались своим личным полотенцем, аккуратно вешали его на свое место.

В процессе умывания уточнить с детьми название умы­вальных принадлежностей (мыло, мыльница, полотенце, раковина), цвет, форму, материал (из чего сделана мыльница) и другие свойства (вода теплая, холодная).

Планируя культурно-гигиенические навыки в процессе умывания, каждый практикант должен руководствоваться Программой воспитания своей группы и учитывать особен­ности развития детей данной группы. Поэтому необходимо заранее все обговорить с воспитателем и правильно опре­делить в плане те или иные мелодические приемы: объяс­нение и показ отдельных действий умывания, напомина­ния, указания, оценка действий детей, практическая помощь, использование потешек, стихотворений (коротких), загадывание загадок, контроль за действиями детей (вне­сти куклу, мишку, другие игрушки).

Завтрак

В плане можно отразить следующую работу: обратить вни­мание, как накрыты столы к завтраку (дать оценку дежурным). Если есть необходимость (в зависимос-ти от меню), уточнить название блюд. Отметить заботу взрослых (няни, повара) о детях. Создать у детей положительное настроение к еде.

В процессе еды постоянно следить за осанкой детей, при необходимости напоминать им о правильной осанке, доби­ваться, чтобы дети съедали всю пищу, малышей докармливать.

Воспитывать у детей культурно-гигиенические навыки еды (см. «Программу воспитания в детском саду») и согла­совывать их с воспитателем. Занятие проводит воспитатель.

Подготовка к прогулке

В плане работы необходимо наметить содержание и ме­тодику работы с детьми по воспитанию у них навыков пра­вильного и самостоятельного одевания и культуры поведе­ния (взаимоотношения). (См. Программу воспитания в дет­ском саду по возрастным группам.)

Дать детям установку на предстоящую деятельность.

Предложить детям убрать на место игрушки, проверить с детьми порядок в группе. Приучать детей поддерживать чистоту и порядок в окружающей обстановке. Перед тем, как дети пойдут одеваться, объяснить, напомнить, уточ­нить правила поведения в раздевальной комнате. Создать удобную обстановку для самостоятельного одевания детей, проследить, чтобы каждый ребенок сел рядом со своим шкафчиком (на банкетку или стул), следить, чтобы дети не разбрасывали свою одежду, а брали ее постепенно, по мере последовательности одевания.

Добиваться, чтобы дети одевались в определенной пос­ледовательности, самостоятельно (объяснить, напомнить, уточнить с детьми последовательность одевания). Сначала надо достать из шкафчика и надеть рейтузы, колготы, затем свитер, кофту, платок, шапку, в последнюю очередь надеть пальто, завязать шарф и убрать свою обувь в шкаф. Воспитывать у детей культуру общения. Напоминать о словах «пожалуйста», «спасибо», «извините».

По мере того, как большинство детей оденутся, нужно выводить их на прогулку. Перед выходом обратить внима­ние детей на их внешний вид.

Примечание: в план воспитательной работы можно включить и образовательные задачи. В процессе одевания поддерживать с детьми разговор с целью уточнения и закрепления названия одежды, ее назна­чения, названия отдельных деталей одежды, закреплять и активизи­ровать словарь детей (рукав левый, правый, манжет, пуговицы, завя­зывать назад вперед, левый-правый сапог, ботинок).

Прогулка

В плане работы необходимо наметить содержание раз­ных видов деятельности, которую вы организуете. Эту дея­тельность необходимо согласовать с воспитателем. В плане нужно записывать не только название деятельности, но и педагогическую задачу, которую вы будете решать в про­цессе руководства той или иной деятельностью. Необходи­мо серьезно продумать методику руководства деятельнос­тью детей. В плане надо указать, какие виды игрушек, ка­кой инвентарь будет вынесен для организации намеченных игр детей, трудовой деятельности. Следует указать в плане последовательность, но при этом необходимо помнить, что последовательность содержания видов деятельности на про­гулке зависит от предыдущей деятельности (т.е. от занятий), от состояния погоды, от интереса детей, от их индивиду­альных особенностей.

Организация прогулки. Организовать интересную, разно­образную и содержательную деятельность детей на прогул­ке (см. рекомендации перечня видов деятельности на про­гулке). Выйдя с детьми на участок, познакомить детей с на­личием игрушек. Уточнить с детьми, с кем и во что они хотели бы поиграть, напомнить о правилах игры.

В процессе прогулки понаблюдать за содержанием дет­ских игр, взаимоотношениями детей в игре, следить за сме­ной деятельности, чтобы дети не слишком возбуждались, не перегревались (см. Программу).

Организовать (провести с детьми) подвижную игру (указать название игры и цель). Привлечь детей к уборке участка (указать содержание груда), т.е. что дети будут делать и педагогическую задачу. Дать группе детей трудо­вое поручение.

Организовать с детьми наблюдения (указать, что дети будут наблюдать, см. разработку планирования наблюдения на прогулке). Необходимо помнить, что за 30 мин. до кон­ца прогулки необходимо перевести детей на более спокой­ную деятельность. Здесь можно провести наблюдение, сло­весные игры, беседы с детьми.

Перед уходом с прогулки проконтроливать, чтобы дети убрали все игрушки на место. Дать детям указание на пред­стоящую деятельность. Напомнить, что при входе в поме­щение детского сада надо хорошо вытереть ноги, в группу идти тихо, не кричать. В раздевальной комнате проследить за тем, чтобы все дети раздевались быстро, самостоятель­но, аккуратно убирали свои вещи в шкаф. Воспитывать у де­тей бережное отношение к вещам личного пользования. Когда все дети разденутся, проверить, как они выполнили указа­ния воспитателя, дать оценку их действиям, при необходи­мости предложить ребенку навести порядок в шкафу.

Подготовка к обеду

Работу во время данного режимного момента в плане можно не отражать, т.к. она проводится так же, как и ра­бота во время подготовки к завтраку и во время завтрака (это надо согласовать с воспитателем и методистом).

Во время обеда создавать спокойную обстановку. Помочь отдельным детям доесть обед, не допускать, чтобы дети за­сиживались за столом. Проследить (напомнить детям), что­бы они прополоскали рот. Воспитывать у детей потребность к чистоте и опрятности.

Подготовка к дневному сну

В процессе раздевания (подготовка ко сну) следить, что­бы дети не отвлекались лишними разговорами, играми, до­биваться тишины, дисциплинированности. Создавать спо­койную обстановку в спальне. Воспитывать у детей положи­тельное отношение ко сну. Во время раздевания следить за последовательностью, аккуратностью, самостоятельностью действий детей. Воспитывать у них бережное отношение к вещам личного пользования. Обратить внимание на то, что­бы дети аккуратно складывали свои вещи на стул, при этом использовать приемы одобрения, похвалы, замечания. Помочь детям удобно лечь в кровать, руки положить поверх одеяла. Предложить детям проверить порядок на стульчи­ках с одеждой, помочь дежурным.

ПЛАНИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

В ТЕЧЕНИЕ ДНЯ

Рекомендации по планированию приведены в виде таб­лицы.

ДНИ НЕДЕЛИ

УТРЕННИЕ ЧАСЫ

ПРОВОДИТСЯ

ВРЕ-­МЯ

ПРОГУЛКА

В ВЕЧЕРНИЕ ЧАСЫ ПРОВОДИТСЯ

- В утренние часы прово­дится утренняя гимнас­тика (через 10 дней ком­плекс меняется).

- Планируется игровая деятельность детей под ру­ководством воспи-тателя (воспитатель создает ус­ловия для организации знакомых игр, новые иг­ры не даются).

- Планируется трудо-вая деятельность (поручения, дежурства).

- Индивидуальная работа с детьми.

- Воспитание КГН, куль­туры поведения.

- Воспитатель органи-зует наблюдение за детьми.

- Организуется груп-повая деятельность детей через поручения, коллектив трудится на огороде, уча­стке, в цветнике.

- Планируется игровая деятельность.

- Индивидуальная работа по развитию речи, индивидуальной математике.

- Подвижная игра по ос­новным видам движений (спортивные игры, упражнения).

- Воспитание взаимоотно­шений (беседа).

- В вечерние часы планируется прогулка. Планируется игровая деятельность, где воспитатель побуждает де­тей к организации совместной игры и индивидуальной игры.

- Раз в неделю планируется коллектив­ный труд.

- Раз в десять дней планиру-ется вечер досуга.

- Индивидуальная работа с детьми.

- Подготовка к определенным заняти­ям (математика, ИЗО).

- Работа с родителями.

- Самостоятельная театрали-зованная деятельность.

Поне­дельник

- Игры с предметами (ди­дактическими игрушка­ми, разбор-ными игрушка­ми, кубиками, мозаикой, разрезными картинками).

- Коллективные и индиви­дуальные разговоры с детьми.

- Индивидуальная работа с детьми по изодеятельности.

- Дежурства, поручения.

- Наблюдения за сезонны­ми движени-ями (отме­чать характер особеннос­тей времен года), чтение стихотворений, загадок о природных явлениях.

- Трудовые поручения.

- Подвижная игра (лазанье).

- Игры с сюжетными иг­рушками.

- Строительные игры (групповые, кол­лективные, совместные постройки воспитателей и детей).

- Индивидуальная работа с детьми по изодеятельности.

- Музыка в быту (знакомство детей с музыкальными инструментами, музыкально-дидактические игры).

- Привлечь детей к подготовке занятий по изодеятельности.

Вторник

- Строительные игры (по ил­люстрации, по схеме, по условиям, на тему, предложенную воспитателем).

- Наблюдения за тру-дом детей, индиви-дуальные поручения.

- Работа с детьми по звуко­вой культуре речи, игры на звуко-вое подражание, развитие дыхания, слуха, чтение чистоговорок.

- Прогулка по улице (на­блюдения за транспор­том, пешеходами).

- Подвижные игры (броса­ния, ловля).

- Индивидуальная работа по математике (ориенти­ровка, форма, количе­ство).

- Трудовые поручения.

- Игры с предметами (дидактическими игрушками, кубиками, мозаикой, шашками, разрезными картинками).

- Индивидуальная работа по математи­ке (количество, величина, форма, ориентировка).

- Настольно-печатные игры.

- Индивидуальная работа с родителя­ми.

ДНИ НЕДЕЛИ

УТРЕННИЕ ЧАСЫ

ПРОВОДИТСЯ

ВРЕ-МЯ

ПРОГУЛКА

В ВЕЧЕРНИЕ ЧАСЫ ПРОВОДИТСЯ

- Индивидуальная работа с детьми по изодеятельности.

Среда

- Настольно-печатные игры.

- Работа с детьми в угол-ке природы (наблюде-ние за животными, растениями, зарисовки календаря при­роды).

- Дидактические игры на развитие словаря.

- Индивидуальная работа по формирова-нию КГН.

- Дежурства.

- Наблюдения за живот­ным миром.

- Наблюдения за расти­тельным миром.

- Труд на огороде, участ­ке, в цветнике.

- Игры с природным мате- риалом (снег, песок, вода).

- Подвижные игры (прыж­ки).

- Самостоятельные игры свободного содержания.

- Сюжетно-ролевые игры (игры с сю­жетными игрушками).

- Индивидуальная работа по обучению детей расска-зыванию (по картинке, игрушке, рассказ из личного опыта).

- Индивидуальная работа с детьми по ознакомлению с природой.

- Ручной труд (с тканью, бумагой).

- Индивидуальная работа по математи­ке.

Четверг

- Сюжетно-ролевые игры (игры с сюжет-ными игрушками).

- Работа с детьми по зву­ковой культуре речи (ди­дактические игры на зак­репление звука в словах).

- Индивидуальная работа с детьми по математике.

- Отметить с детьми пого­ду (учить детей подме-чать характер особен-ностей дня, зависимость одежды людей от погоды).

- Словарная работа (игра «Подбери слово»).

- Подвижная игра (метание).

- Игры, хороводы.

- Работа в уголке книги (рас-сматрива­ние книги, беседа по содержанию, беседа по книге, о писателях, худо­жественных иллюстраторах, починка книги в присутствии детей).

- Рассматривание темати-ческих папок и беседы по их содержанию.

- Вечера досуга.

- Игры драматизации.

Пятни­ца

- Индивидуальная работа с детьми по формированию грам-матического строя речи.

- Наблюдение за играми детей (содержанием, те­матикой, взаимоот-ноше­нием детей).

- Игры драматизации.

- Воспитание КГН.

- Дежурства.

- Наблюдения за измене­ниями на участке (про­гулка в лес, парк).

- Дидактические игры природоведческого со­держания.

- Подвижные игры.

- Труд на природе.

- Индивидуальная работа по обогащению словаря.

- Коллективный труд.

- Игры на развитие словаря.

- Индивидуальная работа по звуковой культуре речи (чтение стихов, скоро­говорок, пересказ художественных произведений).

- Работа с родителями.

САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ

Учащаяся (активная практика) пишет конспект прове­дения занятия по математике, который подписывается пре­подавателем данной методики, и самостоятельно плани­рует работу на 1-ю половину дня.

Утро. Планируется работа по математике с небольшой подгруппой или отдельными детьми. С этой целью исполь­зуются дидактические игры и упражнения. В день практики планировать индивидуальную работу с детьми, не связан­ную с задачами, которые рассматриваются на занятии.

Прогулка. На прогулке можно провести игры со всей группой.

Примерное планирование (младшая группа)

Утро. В играх со строительным материалом предложить построить высокий дом для высокой матрешки, низкий - для низкой, по длинной дорожке провести большую машину, по короткой — маленькую.

Занятие по математике

Программное содержание: учить сравнивать два множе­ства путем приложения, закрепления понятия «поровну», «столько - сколько», закрепить умение различать геомет­рические фигуры, учить аккуратно работать с раздаточным материалом.

Наглядный материал: демонстрационный — цветы, ба­бочки, геометрические фигуры; раздаточный материал — карточки с нарисованными синими кружками и набор крас­ных кружков.

Методические указания:

1. Воспитатель сравнивает с детьми два множества, распо­ложенные на верхней и нижней полоске наборного полотна. Вопросы: «Сколько цветов? Сколько бабочек? Что можно сказать об их количестве?» Обобщение: «Цветов столько же, сколько и бабочек», «Цветов и бабочек поровну».

2. Дети выполняют аналогичные задания с раздаточным материалом.

3. Дидактическая игра «Найти свой домик».

САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ

И РАЗВИТИЮ РЕЧИ

I. Учащаяся (активная практика) пишет конспект про­ведения занятия, который подписывается преподавателем методики развития речи, и самостоятельно планирует всю работу на 1-ю-половину дня.

Утро. Планируется работа по развитию речи с неболь­шой подгруппой детей.

Например, в младшей группе проводится дидактичес­кая игра «Бабочка, лети» (развивать речевое дыхание, вы­рабатывать длительную воздушную струю).

Занятие.

Ознакомление с окружающим.

Название.

Программное содержание и воспитательные задачи.

Методические приемы.

Материал.

Прогулка. Наблюдение — игра — труд — индивидуаль­ная работа.

Конспект вкладывается в конверт на этой странице.

При анализе указать, что сделано, с кем (указать имена детей). Какие приемы использовались? Что удалось выпол­нить? Каков уровень выполненной работы? Почему? Вы­воды на будущее планирование.

Например, в игре с поддувалочками Таня С, Света Р., Сережа М. показали хорошее речевое дыхание, суме­ли довести поддувалочки до цели, а у Кати А. слабая струя воздуха, и поддувалочка остановилась на полпути. Рабо­тать с ней над силой дыхания. На занятии все слушали сказку, поняли ее содержание. Отлично ответили на воп­росы Миша И., Лена И., Таня О. Галя Б. плохо слушала сказку, была невнимательна, отвечала невпопад, не по­няла сказки. Вечером с ней позаниматься отдельно. Поговорить с родителями Гали о содержании уголка книги дома.

II. Учащаяся (пассивная практика) списывает все содер­жание воспитательной работы на день у первой учащейся. При анализе указывает не только выполнена ли заплани­рованная работа, но и дает анализ используемых приемов, объясняет причину невыполнения запланированной работы или поставленной цели, намечает перспективу работы.

РЕКОМЕНДАЦИИ К РОЛЕВЫМ ИГРАМ

Содержание ролевых игр возникает на основе развития наблюдательности, памяти, мышления; воспитания чувств, интересов; развития воображения. Детское творчество в игре характеризуется наличием замысла, выбором роли, умением развивать сюжет, подбирать материал.

Все эти составные части игры появляются лишь в ре­зультате воспитания. Развивать у ребенка способность твор­чества - значит, развивать его наблюдательность, расши­рять кругозор, приучать подражать достойным образцам, учить применять знания. Самостоятельность ребенка в игре является первой ее характерной чертой.

Всматриваясь в детские игры, К.Д. Ушинский пришел к выводу, что «для дитяти игра — действительность, и дей­ствительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает... Интереснее она для ребенка именно потому, что понятнее, а понятнее она ему потому, что отчасти сеть его собственное создание. В игре дитя живет...» Самостоя­тельно, творчески ребенок играет, когда содержание игры захватывает его чувства. Это же возможно лишь при усло­вии, что у него есть знания о том, кого он изображает, знания о предметах, явлениях, если формируются его во­ображение, чувства, интересы, трудовые навыки.

Необходимо раскрывать все многообразие источников, которые способствуют развитию содержания игры, фор­мируют богатое воображение, обогащают ролевые дей­ствия.

Источником, влияющим на содержание детских игр, яв­ляется непосредственный детский опыт, возникающий сти­хийно, но опыт, который организуется воспитателем.

Этот опыт включает в себя представления о вещах, зна­ния о людях, которым дети подражают в играх. Он обогащается чтением художественной литературы и рассматри­ванием картин.

Для того, чтобы у детей возникло желание играть и «школу», у них надо воспитывать интерес к школе с млад­шего дошкольного возраста. Дети наблюдают у себя в се­мье, как их братья, сестры идут в школу, как готовятся к этому событию родители: покупают для них книги, тетра­ди, форму и т.д.

Воспитатель детского сада в беседе с детьми уточняет зна­ния детей о школе, поддерживает интерес. Необходимо про­водить ознакомление детей со школой, посещать школу, проводить беседы, читать о школе, показывать картины, устраивать встречи с учителями школы, со школьниками, читать литературные произведения.

Накопление знаний, изготовление вместе с детьми не­обходимого для игры в «школу» материала и эмоциональ­ное внесение его вызывает у детей желание играть, подра­жая учителю, школьникам.

Образец выполнения задания по теме «игра»

Задание по теме «Сюжетно-ролевые игры и руководство ими»: сделать запись сюжетно-ролевой игры. На основе записи дать характеристику уровня развития игровой деятельности детей данной группы и наметить пути дальнейшего развития игры.

Игры детей нашей группы по своему содержанию бед­ны и ограничены. Это объясняется возрастом детей — ведь в 3 года у детей еще нет устойчивого замысла и порой дети не могут самостоятельно начать игру. В своих играх они от­ражают то, что их непосредственно окружает (игры в «боль­ницу», «магазин», «дочки-матери», «путешествия»). Дети могут быстро переключиться с одной игры па другую, т.к. у них неустойчивое внимание (к ним относятся Сережа, Андрей, Аня и др.).

Коллективных игр у нас нет. Самое большое количество играющих в игре «дочки-матери» — 4 ребенка, в игре «боль­ница» — человек 7-8 (кстати, в этой игре принимает учас­тие сначала много детей, но к концу игры они устают ждать своей очереди и переключаются на другую игру). Основным стимулом для игры является игрушка. В группе много хоро­ших, интересных игрушек, но, к сожалению, еще не все дети умеют бережно с ними обращаться (например, Катя может бросить куклу, взять ее за волосы или ногу и размахивать куклой). Еще не пес дети знают местоположение иг­рушек (Саша, Сережа, Андрей, Юля), но дети еще очень маленькие.

Очень хорошо играют в сюжетно-ролевые игры Люда, Наташа, Таня, Володя. Наши дети не могут заранее спла­нировать игру. Их действия, в основном, зависят от окру­жающей обстановки, от вопросов, которые задает детям воспитатель. Например, в игровом уголке создана сюжет­ная картина: куклы лежат в кроватях, рядом на стульчиках висит их одежда, па столе стоят чашки, чайник, лежат лож­ки. К игрушкам подходят Таня и Катя. Они начинают одевать кукол, переговариваясь между собой. Таня: «Это моя дочка. Сейчас я ее одену. Уже светло на улице, надо про­сыпаться». Катя: «И у меня есть дочка. Я тоже хочу ее одеть». Дальше одевают кукол молча. Когда куклы были одеты, Таня посадила свою куклу за пианино, а Катя не знала, что делать дальше. Тогда подошла я: «Катя, умой свою доч­ку и накорми ее». В это время к нам подошел Дима. «Дима, ты хочешь играть с нами?» — «Хочу». «Тогда ты будешь папа, а Катя — мама. Пусть мама умоет дочку, а папа приготовит завтрак». Дима сразу включился и игру. Покормив куклу, Катя сказала: «А теперь пойдем гулять». Она взяла дочку на руки, взяла сумку и «пошла гулять» (ходила по группе). «Катя, а тебе в магазин не нужно зайти?» — «Нужно». «Что ты хочешь купить?» — «Яблоки». Она зашла в магазин, в котором продавцом была Люда. «Что тебе нужно?». Катя не знала, что ответить. Я сказала: «Продавец должен быть веж­ливым. Спроси у Кати «Что вы хотите купить?». Люда спро­сила, а Катя опять не знала, что отметить. Получалось, что я говорила и за продавца и за маму, а девочки только по­вторяли. Игра продолжалась минут 10-12. В процессе игры производились различные действия с куклами — куклы при­ходили друг к другу в гости, гуляли, пели песни... Для раз­вития этой игры можно провести ряд дидактических игр «Оденем куклу на прогулку», «Уложим куклу спать», «Ку­пание куклы», «День рождения куклы».

Дети не могут играть самостоятельно, игра может скоро прекратиться, поэтому необходимо, чтобы с детьми постоянно был воспитатель, который своими указаниями, воп­росами помогал бы развивать сюжет игры.

В игровом уголке нужно поместить больше разнообраз­ных сюжетных картинок.

Игра будет развиваться, если в нее внести какую-то новую игрушку, например, машину. Все куклы уезжали ка кататься на машине.

Для того, чтобы дети запомнили, где какая игрушка на­ходится, можно провести занятия по ознакомлению с ок­ружающим «Рассматривание игровой комнаты».

На прогулке дети любят играть в «путешествия». Дети са­дятся в машину. Впереди сидит шофер. Обычно роль шофе­ра выполняет Володя. Он «рулит», издает звуки при движе­нии машины, говорит, когда машина приехала, чтобы дети выходили из машины. «Куда мы приехали?» — «В детский сад». «Что есть в нашем детском саду?». Дети рассказывают, мы ходим по участку. Затем дети опять садятся в машину и уезжают. Во время поездки они поют песню «Веселые дру­зья». Так дети приезжают на поляну, в лес.

Для развития этой игры необходимо обогатить знания детей. Рассказать детям о работе шофера. В окружающей жиз­ни, на улице пронаблюдать работу шоферов. Обратить вни­мание детей на доброжелательное отношение шофера к пас­сажирам: шофер громко объявляет остановки, открывает и закрывает двери для пассажиров. На роль шофера привле­кать других детей, сначала тех, которые посмелее (Кирилл, Дима), а затем и тихих ребят. Чтобы игра развивалась, мож­но изготовить атрибуты: шапочки для шофера, руль. Выбрать контролера, сделать ему сумку. Контролер будет раздавать пассажирам билеты.

С детьми провести беседы о работе шофера, прочитать рассказ.

Самостоятельное проведение игровой деятельности

в 1-й половине дня

В дневнике пишут (слева) «Самостоятельное проведение игровой деятельности в 1-й половине дня».

План игры (например, в старшей группе).

До завтрака:

- настольно-печатные «Зоологическое лото», «Кто лов­кий»;

- строительные «Мост», «Гараж для машин»;

- сюжетно-ролевая «Парикмахерская».

После завтрака и между занятиями:

- дидактическая «Узнай по описанию»;

- хороводная «Карусель».

На прогулке:

- подвижные «Хитрая лиса», «Эстафета»;

- дидактические «Съедобное несъедобное», «Узнай по опи­санию»;

- сюжетно-ролевые «Семья», «Метро», «Магазин»;

- с природными материалами (песок, снег) «Тоннель», «Лабиринт», «Сказочный дворец».

Ниже — конспект-приложение (активная практика).

На правой стороне дается анализ, например: до зав­трака организовала игры, намеченные в плане. Замети­ла, что самостоятельно в игру «Зоологическое лото» дети играют плохо. Приходилось вовлекать детей в игру. Лена И. и Андрюша П. мало знают диких животных, дала им знания. Игра «Кто ловкий» очень понравилась детям, но, видимо, следует иметь ее в 2-х экземплярах, чтобы не устанавливать очереди поиграть. Строят дети с удоволь­ствием, но замечают, что в группе «строителей» почти одни и те же. Лидирует Сережа К., пришлось вовлечь в игру Костю С, Диму И., Олега П. Помогла в строитель­стве моста.

РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ

ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рисование

Весь материал готовится заранее.

1. В соответствии с видом рисования, темой занятия под­готовить бумагу разного формата, фона (можно использо­вать цветной полу картон или тонировать бумагу акварель­ными, гуашевыми красками, тушью и т.п.).

2. Гуашевые краски разводятся водой до густоты жид­кой сметаны; для того, чтобы краски не обсыпались после высыхания, их можно разводить молоком.

Для занятий с детьми младшей группы гуашевые крас­ки разливаются в небольшие баночки, чтобы вода не ис­парялась, можно накрыть их бумагой, газетой, смочен­ными водой.

3. Воду для промывания кистей наливают в стеклянные банки емкостью 0,5 л, можно налить ее утром и поставить банки на поднос.

В младших группах, если дети рисуют краской одного цве­та, воду не готовят. Банок может быть больше, чем одна на стол, чтобы дети могли по мере загрязнение воды поменять банку с водой. Это целесообразно делать и в старших группах, чтобы дети не отвлекались и не нарушали твор­ческий процесс.

4. Бумагу для рисования необходимо подписать: в ниж­нем правом углу карандашом написать имя ребенка и на­чальную букву его фамилии.

5. Кисти для рисования ставят в подставки; в млад­шей группе дети рисуют одной толстой круглой или флейцкевой кистью среднего размера, а в старшей и подгото­вительной к школе группах дети рисуют двумя кистями: толстой и тонкой. Их должно быть больше, чем детей в группе.

6. Карандаши необходимо хорошо заточить; в младшей группе их можно поставить в стаканчики, подставки, поз­же предлагать в открытой коробке для карандашей; в сред­ней группе карандаши даются в коробке. Для рисования ка­рандашами в старших группах необходимо использовать 18- 24-цветные коробки карандашей. В этой же коробке или отдельно у старших дошкольников должен быть простой ка­рандаш.

7. Весь материал для рисования (изобразительные ма­териалы, банки с водой, салфетки для осушения кис­тей, поставки для кистей) выставляется на отдельный стол, оттуда его берут дети перед началом рисования. Туда же ставят чистые банки, кисти, салфетки. Следует помнить о том, что часть изобразительных материалов хранится в столах у детей, поэтому до занятия необхо­димо вместе с детьми проверить, в каком состоянии ли материалы.

8. Особое внимание необходимо уделить размещению на­глядного дидактического материала для занятия, подгото­вить подставку для натуры, продумать место размещения натуры или нескольких натур.

9. По окончании занятия организуется просмотр и ана­лиз рисунков детей, поэтому следует продумать, где будут размещены рисунки (на специальном столе, на мольбер­тах, на доске и т.п.).

10. Современные требования к проведению занятий изобразительной деятельностью предусматривают связь изобразительной деятельности с другими видами деятель­ности детей: с игровой, музыкальной, речевой, театра­лизованной, поэтому педагог не говорит, что занятие закончено, он создаст условия для перехода к другому виду деятельности.

Лепка

Основной пластический материал, который используют в обучении детей лепке, — это глина.

1. Глину готовят задолго до занятий для того, чтобы она выстоялась, загустела и была в таком состоянии, когда она не прилипает к рукам. Готовую глину храпят в полиэтиле­новом ведре с крышкой или закрывают мокрой тряпкой, полиэтиленовой пленкой; можно хранить глину во влажной тряпке в полиэтиленовом пакете.

В младшей группе глину формуют в столбик величиной чуть больше детской ладони.

В средней группе па общий стол выставляют форму с глиной и плоскую лопатку, приучают детей брать столько глины, сколько необходимо для того, чтобы вылепить пред­мет пли несколько предметов.

2. Дети младшей и средней групп могут лепить на плас­тиковых досках. В средней группе необходимо использовать поворотные станки, на которых удобно не только обсле­довать предмет (народную игрушку, скульптуру малой фор­мы), но и лепить его, не нарушая форму, обрабатывать по­верхность предмета и т.д.

3. Для лепки из глины необходимо ставить на стол не­большие блюдца с водой пли влажную тряпочку, которой дети пользуются при промазывании одной части предмета к другой, при сглаживании поверхности формы.

4. Пластилин можно использовать во всех возрастных группах.

Для лепки в младшей группе до занятия его слегка ра­зогревают (в сушильной камере, на батарее), старшие дош­кольники способны разогреть, размять пластилин руками в момент объяснения задания педагогом.

Сглаживать поверхность предмета, вылепленного из пла­стилина, труднее. Дети делают это пальцами, иногда при­меняется влажная тряпочка.

5. После лепки из глины дети могут вытереть стол, до­щечку влажной тряпочкой и помыть руки.

После лепки из пластилина необходимо вытереть руки рукой тряпочкой или бумажной салфеткой и только после этого вымыть руки горячей водой.

6. Во всех возрастных группах дети используют стеки специальные палочки из пластмассы, деревянные пли ме­таллические. Можно использовать те, которые имеются в коробке с пластилином, а также разнообразить их набор пет­лей из алюминия или меди, широкой лопаткой из легкого металла или пластика, палочкой с заточенным конном, ко­торую можно сделать из сломанной или непригодной для рисования кисти.

7. Для обработки и украшения поверхности вылеплен­ного предмета используют разнообразные по форме и ма­териалу печатки.

Аппликация

1. Во 2-й младшей группе дети выполняют коллажи из готовых форм, которые получают на подносе или в кон­верте.

2. В средней группе дети учатся вырезать ножницами ча­сти, из которых изображаются предметы, поэтому получа­ют заготовки на подносе.

3. В старшей группе детям дают заготовки цветной бу­маги, а в подготовительной к школе группе детям предла­гают набор цветной бумаги для самостоятельного подбора цвета бумаги и формата.

4. В качестве основы для коллажа используют цветной картон и полукартон.

5. Бумагу-основу можно тонировать в нужный цвет та­ким образом, чтобы бумага при пользовании клеем не пач­калась.

6. Для приклеивания изображения используют только клейстер, только работа с частями сухих растений, с по­ролоном и тканью допускает использование синтетическо­го клея, но в этом случае педагог проводит индивидуаль­ную работу и оказывает помощь и контроль.

7. Все материалы для занятия аппликацией (кисти, сал­фетки, подкладки под бумагу) должны быть чистыми.

8. Материалы, в том числе и ножницы, выставляются на отдельный стол, и дети самостоятельно готовят столы к за­нятию, а после занятия каждый из детей моет кисть, соби­рает обрезки и выбрасывает в корзину для мусора. Розетку для клея и салфетки могут помыть и постирать дежурные.

9. Ножницами дети работают под руководством воспи­тателя, который обязан следить за их правильным исполь­зованием и контролировать технику безопасности.

10. Обрезки бумаги, которые можно использовать повтор­но в качестве мелких деталей, следует собирать в красивую коробку и выставлять ее как на занятии, так и для твор­ческой деятельности вне занятий.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ

ПРОВЕДЕНИЮ МУЗЫКАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ

В день проведения музыкального занятия в дневнике практики должна быть спланирована работа с детьми на 1-ю половину дня, которую проводит, по усмотрению ру­ководителя практики, одна из учащихся или обе пооче­редно.

ПРИМЕР ПЛАНА МУЗЫКАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ

(для средней группы)

Ходьба - «Марш» (муз. Ломовой) — ходить бодро.

Бег - муз. «Ах, ты береза» (рус- — бегать врассыпную легко, останавливаться

ская народная песня) с окончанием музыки.

Выставление ноги с пятки — на - познакомиться с движением, учить

музыку русской народной песни двигаться в умеренном темпе.

«Пойду ли я»

Музыкально-дидактическая игра — различать звуки по высоте.

«Ну-ка угадай-ка» (муз. Тиличе-

евой) (без движений)

Пение - «Зима прошла» (муз. - правильно передавать мелодию.

Метлова),

«Серенькая кошечка» (муз. Вит- — выразительно, без напряжения.

лина)

Слушание — «Лошадка» (муз. По- - учить пьесу.

толовского)

Игра «Веселая девочка Алена» - уметь менять движения в соответствии

(муз. Филиппенко) с 2-х частной формой.

Ходьба — «Марш» (муз. Парлова)

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТЕЙ НА ПРОГУЛКЕ

1. Организовать с детьми наблюдения за сезонными явле­ниями. Учить детей наблюдать за явлениями природы и ус­танавливать связь между ними. Познакомить детей с харак­терными особенностями времени года. Рассказать что осе­нью листья на деревьях... (см. Программу).

Учить детей наблюдать за сезонными явлениями в при­роде. Уточнить представления детей об этих явлениях. Учить детей наблюдать явления природы, анализировать, уста­навливать причинные связи и зависимость. Учить делать вы­воды о некоторых закономерностях и взаимосвязях.

2. Организовать с детьми наблюдения за состоянием погоды. Понаблюдать с детьми за погодой. Отметить с детьми погоду. Учить детей определять и называть состояние погоды. Пред­ложить детям рассказать, какая сегодня погода. Предложить ответить на вопросы: какая сегодня погода, сегодня холодно или тепло, солнечно или пасмурно, ветреный день или без­ветренный. Уточнить, как дети решили, что сегодня такая погода.

Учить детей определять состояние погоды по характер­ным признакам: дует ветерок, деревья качаются, значит, ветреная погода, светит солнце, на земле тени — значит погода солнечная, на деревьях иней — погода морозная, снег не липкий — морозная погода. Закрепить представле­ния детей о сезонных явлениях, о сезонных изменениях в природе.

3. Организовать с детьми наблюдения за животным миром. Организовать с детьми наблюдение за птицами, за их пове­дением, внешним видом, окраской, опереньем. Воспитывать желание ухаживать за ними, оберегать, подкармливать.

Организовать наблюдение за животными, особенностя­ми их внешнего вида, повадками. Уточнить знания детей об образе жизни животных (домашних и диких), повадках, уходе за животными.

Организовать с детьми наблюдение за насекомыми.

Учить детей распознавать животных, птиц, насекомых по окраске, звукам, способу передвижения, поведению. Дать детям представления о жизни животных, птиц, на­секомых в разное время года. Уточнить знания детей о жи­вотных, о том, почему их надо оберегать, как за ними ухаживать.

Привлечь детей к наблюдению за обитателями животно­го уголка. Дать поручение детям (см. Программу).

4. Наблюдение за неживой природой (в лесу, поле, лугу, саду, участке детского сада). Организовать с детьми наблю­дение за растениями, деревьями. Учить детей сравнивать ра­стения, деревья. Замечать в них отличительные особенности. Дать детям представления о выращиваемых растениях, уходе за ними.

Учить детей правильно вести себя в природе, погово­рить с ними о бережном отношении к растениям, об охране природы (не ломать кусты, не рвать цветы, а ухаживать за ними). Дать детям представления о растениях, деревьях в разное время года (см. Программу).

Учить детей различать растения, деревья, кустарники по коре, листьям, цветам и плодам.

5. Привлечь детей к наблюдению за сезонными явлениями неживой природы. Учить детей отмечать, какие изменения произошли за прошедший период. Привлечь детей к уходу за растениями, деревьями (см. Программу). Воспитывать у детей любовь к окружающей природе, желание оберегать и сохранять ее.

6. Дать детям представления о переходе воды в твердое со­стояние и наоборот.