Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 13

 

Поиск            

 

Рекомендации методические к заполнению классного журнала в средней школе С. Ю. Миляева

 

             

Рекомендации методические к заполнению классного журнала в средней школе С. Ю. Миляева

Методические рекомендации

к заполнению классного журнала в средней школе

С.Ю. Миляева

Директор Окружного методического центра

ЗОУО г. Москвы, кандидат философских наук

На основании Закона РФ «Об образовании» (ст. 32, п.3.2) образовательное учреждение несет ответственность за «реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; качество образования своих выпускников». К компетенции образовательного учреждения относится «осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся образовательного учреждения…» (ст. 32,п.2.16).

Классный журнал является государственным документом, отражающим этапы и результаты фактического усвоения учебных программ обучающимися.

Классный журнал, а также журналы индивидуальных и групповых занятий, журналы для факультативных занятий, журналы для надомного обучения, журналы учета пропущенных и замещенных уроков, журналы группы продленного дня, журналы факультативных занятий, журналы учета кружковой работы являются финансовыми документами, в которых фиксируется фактически проработанное время, поэтому заполнение журналов заранее не допускается.

Директор общеобразовательного учреждения и заместитель директора по УВР обеспечивают хранение классных журналов и систематически осуществляют контроль за правильностью их ведения.

1. Общие рекомендации

1. Классный журнал рассчитан на один учебный год. В образовательных учреждениях используются три вида классных журналов: для 1-4 классов, 5-9 классов, 10-11 классов. Журналы параллельных классов нумеруются литерами (5 «А» класс).

2. Журналы хранятся в образовательном учреждении 5 лет, после чего из журнала изымаются страницы со сводными данными успеваемости и перевода обучающихся данного класса. Сформированные за год дела (сброшюрованные) хранятся в образовательном учреждении не менее 25 лет[1] .

3. При распределении страниц журнала для текущего учета успеваемости и посещаемости по предметам следует руководствоваться примерными нормами:

1 час в неделю – 2 страницы,

2 часа в неделю – 4 страниц,

3 часа в неделю – 5 страниц,

4 часа в неделю – 7 страниц,

5 часов в неделю – 8 страниц,

6 часов в неделю – 9 страниц.

4. Номенклатура предметов в журнале и количество недельных часов на их освоение должны соответствовать перечню предметов учебного плана на текущий год, утвержденного директором образовательного учреждения и согласованного с окружным методическим центром.

5. Названия предметов пишется со строчной (маленькой) буквы. Дата проведения урока указывается арабскими цифрами (09.12).

6. Страницы «Показатели физической подготовленности обучающихся» заполняются учителем физкультуры.

7. «Листок здоровья» заполняется медицинским работником образовательного учреждения.

8. «Замечания по ведению классного журнала» заполняются заместителем директора по УВР и директором общеобразовательного учреждения.

9. В классном журнале записываются только предметы инвариантной части учебного плана (входящие в обязательную учебную нагрузку и стоящие в расписании первой половины дня). Факультативы, элективные курсы, индивидуальные занятия, проводимые во второй половине дня, записываются в отдельных журналах. Не рекомендуется записывать в классном журнале темы классных часов, занятий по ПДД и других занятий учебного плана (даже при внесении «без оплаты»).

10. При проведении сдвоенных уроков делается запись даты и названия темы каждого урока.

11. Отметки по письменным работам выставляются рядом в одну клеточку (не через дробь).

12. Отметки за четверть, триместр, полугодие выставляются после записи о проведении последнего урока по данному предмету.

13. Замена уроков должна осуществляться, как правило, учителем той же специальности[2] . В этом случае учитель обязан записать содержание занятие в графе того урока, который он заменял. Справа делается отметка «замена» и подпись учителя, осуществившего замены. Если в силу объективных причин замена осуществляется путем проведения урока по другому предмету, то учитель записывает тему урока на своей странице, справа делает запись «замена урока на своей странице, справа делает запись «Замена урока истории» и подпись[3] .

14. Журналы оформляются синими (фиолетовыми) чернилами[4] , без подчисток; запрещается использование штриха для замазывания неверных записей; исправление неправильно выставленных отметок осуществляется путем зачеркивания одной чертой предыдущей отметки и выставления рядом новой. При этом в конце данной страницы журнала делается соответствующая запись, например: «Отметка Иванову Петру за 09.12 исправлена на «4» (хорошо), далее – подпись учителя и печать учреждения. Не допускается использование записей карандашом.

15. Фамилия и имя (полное) ученика записываются в алфавитном порядке.

16. Запрещается уносить журнал домой, выдавать на руки обучающимся.

2. Содержание образования и система оценивания

результатов учебных достижений обучающихся в основной и средней школе

Классный журнал отражает реализацию индивидуальной образовательной программы государственного образовательного учреждения в соответствии с его статусом, утвержденным учебным планом. Номенклатура предметов в ГОУ должна соответствовать рекомендациям Московского регионального базисного учебного плана, а также отражать статус образовательного учреждения в соответствии с Типовым положением и Уставом.

В пояснительной записке к Московскому региональному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений (приложение №1а к приказу Московского комитета образования от 13 апреля 2001г. №275) рекомендовано «максимально уменьшить перечень обязательных учебных предметов за счет интеграции родственных дисциплин».

Новый Московский базисный учебный план (приложение №1 к приказу Департамента образования г. Москвы от 18 апреля 2007 г. № 253) в качестве одного из ведущих принципов провозгласил интеграцию. В п. 2.1 Пояснительной записки к учебному плану отмечено, что поддержка практики интегративного освоения и использования ИКТ является региональной спецификой базисного учебного плана. Прежде всего это касается одночасовых курсов. Поскольку интегративного изучения предмета не должно вести к снижению качества и отсутствию учета и контроля, в классном журнале следует вести страницы учета прохождения учебного материала и учебных достижений на основе тематического планирования по каждой составляющей интегрированного курса. В заглавии страницы пишется название предмета и указывается «(интегрировано)». При этом название интегрированного предмета может быть отражено в учебном плане или с пометкой «интегр. курс» или, что предпочтительнее, указаны составляющие этого курса, например биология, экология.

Учитывая деление обучающихся на группы при изучении отдельных предметов (прежде всего иностранных языков, профильных дисциплин) допускается ведение дополнительных классных журналов каждым учителем. Эти журналы заполняются в соответствии с общими требованиями, хранятся вместе с классными журналами, регулярно проверяются.

Количественные отметки за уровень освоения учебных программ выставляются в соответствии с закрепленной в Уставе образовательного учреждения балльной системой оценивания. Как правило, это «2» - неудовлетворительно, «3» - удовлетворительно, «4» - хорошо и «5» - отлично. Образовательное учреждение вправе разработать и закрепить в Уставе иную шкалу оценивания[5] . Использование других, произвольных знаков в журналах («4-«, «3+» и тд.), если они не предусмотрены Уставом, не допускается. При выставлении отметок по итогам четверти (триместра), полугодия Окружной методический центр предлагает руководствоваться следующими общими количественными нормами: не мена трех отметок в четверти (триместре) и не менее пяти в полугодии. Критерии оценивания учитель вправе самостоятельно[6] с учетом требований стандарта образования, рекомендаций методических структур, но эти критерии должны быть сформулированы, открыты, известны обучающимся и их родителям (во избежание конфликтных ситуаций, источником которых часто является именно непонимание системы оценивания, чувство несправедливости).

Учитывая специфику отдельных предметов учебного плана, требующих наличия природных задатков и индивидуальных способностей, Министерство образования Российской Федерации предложило изменить систему оценивания по физической культуре, музыке, изобразительному искусству. По этим предметам рекомендуется безотметочное оценивание с последующим внесением записи «Зачтено / незачтено» по результатам обучения в школьную документацию (в классные журналы, личные дела, дневники и т.д.) и записи «Зачтено» в документы гос. образца (аттестаты). На получение золотой и серебряной медалей отсутствие количественных отметок не влияет. При этом в тех школах, где данные предметы изучаются на профильном (углубленном) уровне, сохраняется прежняя система оценивания[7] . Кроме того, при оценивании по физической культуре учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе, Министерство образования рекомендует «сделать акцент на стойкой мотивации к занятиям физическими упражнениями и динамике их физических возможностей». Положительная оценка по физической культуре может быть выставлена как при наличии самых незначительных положительных изменений в физических возможностях, так при наличии факта регулярного посещения занятий по физкультуре, проявленной старательности при выполнении упражнений[8] .

3. Ответственность педагогических

и руководящих работников за ведение

классного журнала

Ведение классного журнала обязательно для каждого общеобразовательного учреждения (для каждого учителя, классного руководителя).

Директор общеобразовательного учреждения:

· отвечает перед вышестоящими органами управления образованием за правильность оформления журналов, их сохранность;

· обеспечивает необходимое количество классных журналов, их хранение, систематический контроль за правильностью их ведения;

· Выполняет другие обязанности в соответствии с должностной инструкцией и иными локальными нормативными актами образовательного учреждения.

Заместитель директора по УВР:

· Осуществляет непосредственное руководство системой работы в образовательном учреждении по ведению классных журналов и всех других видов используемых журналов;

· Проводит интруктивные совещания по заполнению классных журналов обязательно перед началом учебного года и в течение года – необходимости;

· Осуществляет систематический (не реже двух раз в четверть) контроль за правильностью оформления журналов в соответствии с планом ВШК, внося соответствующие записи на страницу замечаний, отмечает устранение выявленных нарушений;

· Обеспечивает качественную замену уроков в случае отсутствие учителя;

· Ведет журнал замены уроков, заполняет табель;

· Выполняет другие обязанности в соответствии с должностной инструкцией и иными локальными нормативными актами образовательного учреждения.

Учитель:

· Записывает дату (арабскими цифрами, например 30.09), тему каждого урока и домашнее задание (учитель записывает содержание задания и характер его выполнения, страницу, номера задач или упражнений); объем и степень сложности задания для обучающегося на каждый учебный день должны соответствовать в части среднего количества времени, необходимого на их выполнение, требованиям СанПиН для возрастной группы)[9]

· Регулярно отражает в журнале результаты проверок знаний обучающихся, в том числе проведенных в форме лабораторных, контрольных, самостоятельных работ – в соответствии с требованиями программы;

· Выставляет отметки по итогам четверти (триместра), полугодия, года после проведения последнего урока в отчетном периоде;

· Отмечает посещаемость обучающихся на каждом своем уроке (в случае отсутствия ученика ставиться «н»);

· Выполняет другие обязанности в соответствии с должностной инструкцией и иными локальными нормативными актами образовательного учреждения.

Классный руководитель:

· Оформляет журнал на начало учебного года (номенклатура предметов, списки учащихся, ФИО преподавателей (полностью) общие сведения об обучающемся, сведения о количестве уроков, пропущенных обучающимися, сведения об участии обучающихся в кружках, факультативных занятиях и других дополнительных занятиях);

· В конце каждой четверти (триместра) вносит итоговые отметки в сводную ведомость, в конце учебного года оформляет последние страницы журнала с итоговыми отметками учебного года («переведен в следующий класс», «допущен к итоговой аттестации», «выдан аттестат…» и т.д.), проверив наличие всех итоговых отметок по всем предметам и оформление всех записей, сдает журнал на проверку и хранение заместителю директора образовательного учреждения (директору);

· В течение года фиксирует все изменения в списочном составе обучающихся (прибытие, выбытие, перевод на надомное обучение и др.) на основании приказа по образовательному учреждению (например, Петров Андрей выбыл 09.10.2005, приказ №19 от 09.10.2005);

· Собирает и хранит в течение года медицинские справки;

· Несет ответственность за состояние классного журнала, следит за своевременностью его заполнения учителями-предметниками;

· Выполняет другие обязанности в соответствии с должностной инструкцией и иными локальными нормативными актами образовательного учреждения.

4. Памятка заместителю директора по УВР

по организации контроля ведения классных журналов

Классный журнал является наиболее информативным документом, по которому можно определить уровень обучения, состояние преподавания, сформированность организационной культуры образовательного учреждения, профессиональную квалификацию педагогического состава и эффективность управления. Классный журнал может дать сведения о психологическом микроклимате в коллективе, заботе обучающихся, организации работы по профилактике неуспешности в обучении, финансовой дисциплине и многое другое. Поэтому так важна четкая, системная организация работы с классным журналом в образовательном учреждении.

¨ Предметом контроля со стороны заместителя директора при проверке журналов могут быть следующие аспекты:

· своевременность и правильность внесения записей в журнал;

· объективность выставления текущих и итоговых отметок;

· система проверки и оценки знаний, регулярность опроса, разнообразие форм проверки знаний, накопляемость отметок;

· выполнение норм контрольных, самостоятельных, лабораторных работ; организация тематического контроля знаний обучающихся;

· дозировка домашних заданий (рекомендуется провести срез одного учебного дня)[10] ;

· выполнение программы (соответствие учебному плану, тематическому планированию);

· правильность оформления замены уроков;

· разнообразие форм проведения уроков;

· подготовка к итоговой аттестации, организация повторения материала;

· особенности проведения сдвоенных уроков;

· освоение программ интегрированных курсов;

· организация работы над ошибками;

· организация работы с разными категориями обучающихся, профилактика неуспешности в обучении;

· посещаемость уроков и др.;

· организация административного контроля ведения школьной документации, его эффективность.

Рекомендуется проверять классные журналы не реже 1 раза в месяц (контроль за прохождением тем, выполнением программы может быть возложен на руководителей методических объединений).

5. Предметы вариативной части учебного плана

¨ Часы школьного компонента, не использованные для расширения инвариантной части учебного плана, могут использоваться дифференцированно в вариативной части:

• Дополнительно на финансирование деления на группы при преподавании отдельных предметов в классах с наполняемостью ниже нормативной (25чел.);

• На ведение курсов по выбору (для профильного обучения используется термин элективные курсы);

• На индивидуальные и групповые занятия, в том числе факультативы;

• На занятия проектной, исследовательской, экскурсионной и другими видами и формами учебной деятельности;

• На увеличение двигательной активности обучающихся.

  1. При этом ведение курсов по выбору (элективных курсов) предполагает обязательный выбор обучающимися определенного количества курсов из списка предложенных; если курс ведется во второй половине дня, его проведение регламентируется отдельным расписанием, он оформляется в отдельном журнале. Отметки выставляются по итогам четверти, триместра, года и переносятся в сводную ведомость классного журнала. Возможны как балльное оценивание, так и система «зачтено/незачтено». Введение курса в учебный план осуществляется, если есть утвержденная или рекомендованная программа[11] (как правило, МИОО), для всех обучающихся есть соответствующие УМК (из числа рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки)[12] и подготовительные кадры.
  2. Факультативные курсы[13] предназначены для углубления и расширения общеобразовательных знаний, для развития разносторонних интересов и способностей обучающихся – не предполагают выставление отметки, являются дополнительными занятиями по желанию обучающихся. Но и для их ведения необходимы утвержденная программа (не менее 34-35 ч.), согласованное тематическое планирование. Наполняемость групп определяется спецификой условий образовательного учреждения, но рекомендуется не менее 10 человек. «Группы для изучения факультативов, как правило, комплектуются из учащихся параллельных классов. Занятия по факультативам, не связанным с предметами, входящими в учебный план, могут проводиться с учащимися различных классов. При наличии соответствующих условий могут создаваться группы из учащихся двух или нескольких школ (межшкольные факультативы)» (Положение о факультативных занятиях в общеобразовательных школах РСФСР, п.8). «Зачисление обучающихся в группу по изучению факультативного курса производиться учителем, ведущим данный факультатив, с учетом мнения классного руководителя и утверждается приказом директора по школе не позднее 10 сентября» (Положение о факультативных занятиях в общеобразовательных школах РСФСР, п.19). Этот же порядок зачисления можно рекомендовать для элективных курсов.

В аттестате указывается название изученного факультативного курса без выставления отметки.

6. Рекомендации по заполнению журнала

по отдельным предметам

• Образовательная область «Обществознание»

5-8 классы

Примерное количество часов на изучение

Основная школа «История»

5кл. История Древнего мира

6 кл. История России

История Средних веков

7кл. История России. 18 век

История Нового времени 1 часть

8 кл. История России. 19 век

История Нового времени. 2 часть

(68 часов)

- 40 часов (История России)

-28 часов

Порядок любой, но лучше начать с Истории России

Итоговая отметка ставится одна под названием «история»

Контрольные работы не предусмотрены, так как история – устный предмет. Возможны письменные зачетные работы, например тесты.

Основная школа. «Обществознание».

Рекомендуется по одному часу с 6 по 9 класс

В журнале указываем «Обществознание», в скобках – авторы учебника, по которому ведется курс.

Например, «Обществознание» (Е.С Королькова, Н.Г.Суворова)

«Москвоведение» ведется (с 1-11 класс обязательно) отдельным часом или интегрированно, как правило, с курсом «История»

Если есть 1 час в учебном плане, то записываем по программе, в соответствии с которой ведется курс.

Если курс ведется интегрировано, то:

1) на отдельной странице записываем б/о 15-17 тем с выставлением текущих отметок;

2) итоговая отметка за курс средней школы может быть выставлена на основании отметок в 10-11 классах; аналогично и за курс основной школы (на основании отметок, полученных в 5-9 классах)

В основной школе ставиться 2-3 оценки

«История», «Обществознание», «Москвоведение» (если есть отдельный час)

9-11 классы

Название курсов:

«Обществознание»

«Всеобщая история»

«История России»

На каждый курс выделяется отдельная страница

«Москвоведение» ведется отдельным курсом или интегрированно с курсом «История России»

В аттестат ставиться отметка по итогам 10-11 классов

• Русский язык и литература.

Рекомендуемое число контрольных работ по русскому языку.

Вид контрольной работы

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

Диктант

8

8

6

5

3

Изложение

2

2

2

3

3

Сочинение

2

2

2

2

4

10 класс

Вид контрольной работы

1 час в нед.

2 часа в нед.

3 часа в нед.

4 часа в нед.

Диктант

2-3

4

8

10

Изложение

2

4

6

8

11 класс

Вид контрольной работы

1 час в нед.

2 часа в нед.

3 часа в нед.

4 часа в нед.

Диктант

2

4

6

8

Изложение

3

6

8

10

Количество контрольных сочинений по литературе в 10-11 классах (из них не менее 50% - классных).

Примечания:

  1. За диктант с грамматическим заданием выставляются в журнал две оценки в одну клетку.
  2. За изложение или сочинение по русскому языку выставляются в журнал на двух страницах: за содержание – на странице «Литература», за грамотность – на странице «Русский язык» (в дополнительный столбик с указанием «Сочинение»).

Тема урока записывается в журнал по факту проведения занятия в соответствии с календарно-тематическим планирование учителя, составленным на основе нормативных документов, Министерства образования РФ.

Формулировка темы должна быть конкретной, отражающей проблему, рассматриваемую на уроке[14] .

Образец

Неправильная запись

Правильная запись

М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»

Особенности композиции романа М.Ю, Лермонтова «Герой нашего времени»

А.П. Чехов. Рассказ «Чистый понедельник»

Тема России в рассказе А.П. Чехова «Чистый понедельник»

Сочинение

Сочинение по творчеству И.С. Тургенева

Прилагательное

Имя прилагательное как часть речи

• Физика (по рекомендации МИОО предлагаются следующие примерные нормы контрольных и лабораторных работ).

Контрольная работа

Лабораторная работа

7-8 кл.

4

8-10

9 кл.

4

5-7

10 кл. (2 ч в нед.)

4

4

10 кл. (3-5 ч)

6

5-9

11 кл. (2 ч в нед.)

4

5

11 кл. (3-5 ч)

6

6-8

• Иностранные языки

1. Все записи в журнале должны быть на русском языке, кроме разделов грамматики, которые трудно переводимы на русский язык.

2. В журнале должны быть отражены каждый новый раздел, каждая новая тема в рамках раздела, основные развивающие задачи данного урока по видам речевой деятельности. Также следует вести подробную запись содержания уроков повторения.

3. Контрольных работ должно быть не менее трех в четверти по различным видам речевой деятельности (чтение, письмо, говорение, аудирование).

4. Оценки за контрольные и проверочные работы должны выставляться в колонку, и виды работы, и ее содержание должны быть отражены в журнале.

5. В соответствующем разделе журнала должно быть отражено содержание домашнего задания с указанием страницы и номеров упражнений, если есть дополнительный источник, то также указать и его. Если ведется несколько журналов по иностранным языкам, они хранятся вместе с основным журналом; классный руководитель регулярно (раз в четверть) вносит итоговые отметки в сводную ведомость.

• География.

Инструктивное письмо Московского института открытого образования от 27 августа 2004 г. № 387 «По выполнению практической части школьной программы по географии».

Практические работы – неотъемлемая часть процесса обучения географии, выполнение которых способствует формированию географических умений в ходе их выполнения.

Учитель имеет право выбирать количество и характер практических работ для достижения планируемых результатов. При этом учитываются требования о нормализации учебной нагрузки, особенности школы, класса.

Практические работы могут оцениваться как выборочно, так и фронтально.

Это связано со спецификой предмета, предполагающего проведения практических работ в ходе почти каждого урока, когда практическая работа является неотъемлемой частью познавательного учебного процесса.

В журнале учитель записывает лишь отдельные практические работы по своему усмотрению.

По предмету «География» контрольных работ не предусмотрено, имеют место только практические работы, зачетные работы и проверочные тесты.

• Основы безопасности жизнедеятельности.

- Курсы ОБЖ с 5 по 9 класс может вестись интегрировано с другими предметами (биология, физическая культура, технология, химия, география). В этом случае на странице основного предмета в соответствии с календарнотематическимпланироваанием интегрированного курса рябом с записью темы урока делается отметка «интегр. ОБЖ» - 34 часа, а на отдельной странице журнала (без оплаты) записывается: предмет «Основы безопасности жизнедеятельности», ФИО всех учителей, ведущих данный курс интегрировано, тема, отмечается посещаемость, выставляются текущие и итоговая (за год) отметки.

- Если интеграция осуществлялась несколькими преподавателями, то итоговую отметку на основании текущих может выставить классный руководитель – по решению педсовета.

- В 10-11 классах ОБЖ ведется в качестве самостоятельного предмета и фиксируется на соответствующей странице журнала.

Нормативные документы, регламентирующие работу

с классным журналом в образовательных учреждениях

1. Федеральный закон «Об образовании».

2. Федеральный закон от 30 марта 1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

3. Типовое положение об общеобразовательном учреждении (Утверждено Постановление Правительства РФ от 10 марта 2002 г. №196, в редакции от 23 декабря 2002 г. №919).

4. Положение о факультативных занятиях в общеобразовательных школах РСФСР (утверждено Министерством просвещения РСФСР 3 февраля 1975 г.).

5. Письмо Минобразования России от 9 августа 1996 г. №1203/11.

6. Письмо Минобразования России от 22 мая 1998 г. № 811/14-12 «Об организации преподавания основ безопасности жизнедеятельности в общеобразовательных учреждениях России».

7. Методические рекомендации по работе с документами в образовательных учреждениях / Письмо Министерства образования РФ от 20 декабря 2000 г. №03-51/64.

8. СанПиН 2.4.2.-1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» (введены в действие с 1 сентября 2003 г. постановлением Министерства здравоохранения РФ от 28 ноября 2002 г. №44).

9. Письмо Минобразования РФ от 3 октября 2003 г. №13-51-237/13 «О введении безотметочного обучения по физической культуре, изобразительному искусству, музыке».

10. Письмо Министерства образования РФ от 30 октября 2003 г. №13-51-263/13 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой».

11. Приказ Минобразования России от5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении феодального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

12. Письмо Министерства образования РФ от21 мая 2004 г. №14-51-140/13 «Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования на основную».

13. Закон г. Москвы от 20 июня 2001 г. №25 «О развитии образования в г. Москве».

14. Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. №14 «Об общем образовании в городе Москве».

15. Приказ МКО от 13 апреля 2001 г. №275 «Об утверждении Московского регионального базисного учебного плана».

16. Письмо Департамента образования г. Москвы по базисному плану от 28 сентября 2004 г. №2-34-20.

17. Письмо Департамента образования г. Москвы от 18 апреля 2007 г. №253 «Об утверждении Московского базисного учебного плана».

18. Методические письма МИОО о преподавании предметов.

Журнал «Вестник Образования» № 21 (ноябрь) 2007 г.

Выпуск 2627


[1] Методические рекомендации по работе с документами в образовательных учреждениях // Письмо Министерства образования РФ от 20 декабря 2000г. № 03-51/64.

[2] См. Письмо Министерства просвещения РСФСР и Республиканского комитета профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений от 30 апреля 1968 г. № 135-М/228 «О порядке оплаты временного замещения отсутствующих учителей».

[3] В журнале учета пропущенных уроков зам. директора, ведущий табель, регулярно отмечает замену.

[4] Эстетически привлекательнее выглядит заполнение журнала по всем предметам в одной цветовой гамме.

[5] Закон «Об образовании», ст.15.3 («Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок. Формы, порядка и периодически промежуточной аттестации обучающихся».

[6] Закон «Об образовании», ст. 55.4 («При исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением, методов оценки знаний обучающихся»).

[7] Письмо Министерства образования РФ от 3 октября 2003 г. № 13-51-237/13 «О введении безотметочного обучения по физической культуре, изобразительному искусству, музыке».

[8] Письмо Министерства образования РФ от 30 октября 2003 г.№13-51-263/13 «об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой».

[9] В 5-6 классах – до 2,5 ч., в 7-8 классах – до 3 ч., в 9-11 классах – до 4 ч. (СанПиН 2.4.2. 1178-02 – п. 2.9.19)

[10] Целесообразно анализировать домашние задания по учебным предметам и по дням недели: соответствие нагрузки ребенка санитарно-гигиеническим требованиям, в том числе с учетом возможности выполнения домашних заданий в установленных пределах.

[11] Рабочая учебная программа, имеющая гриф «Допущено» или «Рекомендовано», измененная образовательным учреждением более чем на 25%, подлежит согласованию с МИОО (См.: Закон об общем образовании г. Москвы, ст. 3.2).

[12] В информационном письме Департамента общего и дошкольного образования Министерства образования РФ от 13 ноября 2003 г. № 14-51-277/13 дано разъяснение: «В качестве учебной литературы по элективным курсам могут быть использованы учебные пособия по факультативным курсам, для кружковой работы, а также научно-популярная литература, справочные издания».

[13] «Положение о факультативных занятиях в общеобразовательных школах РСФСР» утверждено Министерством просвещения РСФСР 3 февраля 1975 г. (Сборник приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР. 1975. - №12. – С. 29-31), с тех пор оно не обновлялось.

[14] Данное положение имеет значение для всех предметов.