Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 13

 

Поиск            

 

Рекомендации методические подготовлены с целью повышения эффективности профессионального образования и самообразования в ходе самостоятельной работы.

 

             

Рекомендации методические подготовлены с целью повышения эффективности профессионального образования и самообразования в ходе самостоятельной работы.

ПРИЛОЖЕНИЕ

УТВЕРЖДЕНЫ

приказом ректора ФГОУ ВПО

«Северо-Кавказская академия

государственной службы»

от ___________2010 года № ____.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Методические рекомендации

Ростов-на-Дону

2010


СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Рецензент проф. Игнатова Т.В.

Локота О.В., Давтян М.Г.

Самостоятельная работа студентов: Методические рекомендации. Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2010.

Методические рекомендации подготовлены с целью повышения эффективности профессионального образования и самообразования в ходе самостоятельной работы.

Предназначены для преподавателей и студентов Северо-Кавказской академии государственной службы всех форм обучения.

Печатается по решению

Ученого совета. Протокол № 38

от 24 сентября 2009 г.


Содержание

Введение ………………………………………………………………………4

Организация и контроль самостоятельной работы…………………………5

Методические советы и рекомендации к заданиям…………………….......8

Работа с литературой……………………………………………………........9

Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям, зачетам, экзаменам ………………………………………………………….13

Методические рекомендации по написанию письменных, научно-

исследовательских работ студентов. …………….………………………...15

Участие студентов в научно-исследовательской работе………………….33

Литература…………………………………………………..………….……36

Приложение № 1……………………………………………………………..38

Приложение № 2……………………………………………………………..39

Приложение № 3……………………………………………………………..40

Приложение № 4……………………………………………………………..41

Приложение № 5……………………………………………………………..42

Приложение № 6……………………………………………………………..43

Приложение № 7……………………………………………………………..44


Введение

В последнее десятилетие отечественная система высшего профессионального образования становится все более адекватной тенденциям развития современного общества. Востребованы высокий уровень знаний, академическая и социальная мобильность, профессионализм специалистов, готовность к самообразованию и самосовершенствованию. В связи с этим должны измениться подходы к планированию, организации учебно-воспитательной работы, в том числе и самостоятельной работы студентов. Прежде всего, это касается изменения характера и содержания учебного процесса, переноса акцента на самостоятельный вид деятельности, который является не просто самоцелью, а средством достижения глубоких и прочных знаний, инструментом формирования у студентов активности и самостоятельности.

Очень важно, чтобы в образовательном процессе цели преподавателей и потребности студентов были максимально скоррелированы.

Методические рекомендации подготовлены с учетом положений письма Минобразования РФ от 27 ноября 2002 года № 14-55-906 ин/15 «Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений» и Положения СКАГС «О самостоятельной работе студентов», утвержденного приказом ректора № 1228 от 25 декабря 2008 года.

Целью методических рекомендаций является повышение эффективности учебного процесса, в том числе благодаря самостоятельной работе, в которой студент становится активным субъектом обучения, что означает:

- способность занимать в обучении активную позицию;

- готовность мобилизовать интеллектуальные и волевые усилия для достижения учебных целей;

- умение проектировать, планировать и прогнозировать учебную деятельность;

- привычку инициировать свою познавательную деятельность на основе внутренней положительной мотивации;

- осознание своих потенциальных учебных возможностей и психологическую готовность составить программу действий по саморазвитию.

Одной из проблем современного высшего профессионального образования является компетентностный подход к обучению, в том числе развитие компетенции автономной деятельности. Для воспитания автономии необходимо формирование умений самостоятельной работы в вузе. Это дает возможность специалисту эффективно заниматься самообразованием. А значит, будет соблюдаться одна из важнейших черт высшего образования – его непрерывность.

Виды самостоятельной работы студентов

Репродуктивная самостоятельная работа

Самостоятельное прочтение, просмотр, конспектирование учебной литературы, прослушивание лекций, магнитофонных записей, заучивание, пересказ, запоминание, Интернет-ресурсы, повторение учебного материала и др.

Познавательно-поисковая самостоятельная работа

Подготовка сообщений, докладов, выступлений на семинарских и практических занятиях, подбор литературы по дисциплинарным проблемам, написание ов, контрольных, курсовых работ и др.

Творческая самостоятельная работа

Написание ов, научных статей, участие в научно-исследовательской работе, подготовка дипломной работы (проекта). Выполнение специальных заданий и др., участие в студенческой научной конференции.

Организация и контроль самостоятельной работы

Для успешного выполнения самостоятельной работы студентов необходимо планирование и контроль со стороны преподавателей. Аудиторная самостоятельная работа выполняется студентами на лекциях, семинарских занятиях, и, следовательно, преподаватель должен заранее выстроить систему самостоятельной работы, учитывая все ее формы, цели, отбирая учебную и научную информацию и средства (методических) коммуникаций, продумывая роль студента в этом процессе и свое участие в нем.

Содержание деятельности преподавателя и студента при выполнении самостоятельной работы представлено в таблице[1] .

Самостоятельная работа


Основные

характеристики

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Цель выполнения СР

- Объясняет цель и смысл выполнения СР;

- дает развернутый или краткий инструктаж о требованиях, предъявляемых к СР и способах ее выполнения;

- демонстрирует образец СР

- Понимает и принимает цель СР как личностно значимую;

- знакомится с требованиями к СР

Мотивация

- Раскрывает теоретическую и практическую значимость выполнения СР, тем самым формирует у студента познавательную потребность и готовность к выполнению СР;

- мотивирует студента на достижение успеха

- Формирует собственную познавательную потребность в выполнении СР;

- формирует установку и принимает решение о выполнении СР

Управление

- Осуществляет управление путем целенаправленного воздействия на процесс выполнения СР;

- дает общие ориентиры выполнения СР

На основе владения обобщенным приемом сам осуществляет управление СР (проектирует, планирует, рационально распределяет время и т.д.)

Контроль и коррекция выполнения СР

- Осуществляет предварительный контроль, предполагающий выявление исходного уровня готовности студента к выполнению СР;

- осуществляет итоговый контроль конечного результата выполнения СР

- Осуществляет текущий операционный самоконтроль за ходом выполнения СР;

- выявляет, анализирует и исправляет допущенные ошибки и вносит коррективы в работу, отслеживает ход выполнения СР;

- ведет поиск оптимальных способов выполнения СР;

- осуществляет рефлексивное отношение к собственной деятельности;

- осуществляет итоговый самоконтроль результата СР

Оценка

- На основе сличения результата с образцом, заранее заданными критериями дает оценку СР;

- выявляет типичные ошибки, подчеркивает положительные и отрицательные стороны, дает методические советы по выполнению СР, намечает дальнейшие пути выполнения СР;

- устанавливает уровень и определяет качество продвижения студента и тем самым формирует у него мотивацию достижения успеха в учебной деятельности

- На основе соотнесения результата с целью дает самооценку СР, своим познавательным возможностям, способностям и качествам

Не умаляя значения аудиторной самостоятельной работы, в данных методических рекомендациях акцентируется внимание на проблемах, связанных с внеаудиторной самостоятельной работой и ее организацией. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов (далее самостоятельная работа) – планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская деятельность студентов, осуществляемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Она включает в себя:

- подготовку к аудиторным занятиям (лекциям, практическим, семинарским, лабораторным работам и др.) и выполнение соответствующих заданий;

- самостоятельную работу над отдельными темами учебных дисциплин в соответствии с учебно-тематическими планами;

- написание ов, докладов, эссе;

- подготовку ко всем видам практики и выполнение предусмотренных ими заданий;

- выполнение письменных контрольных и курсовых работ;

- подготовку ко всем видам контрольных испытаний, в том числе к комплексным экзаменам и зачетам;

- подготовку к итоговой государственной аттестации, в том числе выполнение выпускной квалификационной (дипломной) работы (проекта);

- работу в студенческих научных обществах, кружках, семинарах и др.;

- участие в работе факультативов, спецсеминаров и т.п.;

- участие в научной и научно-методической работе кафедр СКАГС;

- участие в научных и научно-практических конференциях, семинарах, конгрессах и т.п.;

- другие виды деятельности, организуемой и осуществляемой вузом, факультетом или кафедрой.

Выполнение любого вида самостоятельной работы предполагает прохождение студентами следующих этапов:

- определение цели самостоятельной работы;

- конкретизация познавательной (проблемной или практической) задачи;

- самооценка готовности к самостоятельной работе по решению поставленной или выбранной задачи;

- выбор адекватного способа действий, ведущего к решению задачи (выбор путей и средств для ее решения);

- планирование (самостоятельно или с помощью преподавателя) самостоятельной работы по решению задачи;

- реализация программы выполнения самостоятельной работы.

Методические советы и рекомендации к заданиям

Все типы заданий, выполняемых студентами, в том числе в процессе самостоятельной работы, так или иначе содержат установку на приобретение и закрепление определенного Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования объема знаний, а также на формирование в рамках этих знаний некоторых навыков мыслительных операций - умения оценивать, анализировать, сравнивать, комментировать и т.д. Некоторые задания требуют пояснения:

1. Прокомментировать высказывание - объяснить, какая идея заключена в отрывке, о какой позиции ее автора она свидетельствует.

2. Сравнить – выявить сходство и различие позиций по определенным признакам.

3. Обосновать один из нескольких предложенных вариантов ответа – привести аргументы в пользу правильности выбранного варианта ответа и указать, в чем ошибочность других вариантов.

4. Аргументировать (обосновать, доказать, объяснить) ответ – значит: а) оправдать (опровергнуть) некоторую точку зрения; б) обосновать свою точку зрения, опираясь на теоретические или практические обобщения, данные и т.д.

5. Провести анализ – разложить изучаемые явления на составные части, сопоставить их с целью выявления в них существенного, необходимого и определяющего.

6. Тезисно изложить идею, концепцию, теорию – используя материал учебных пособий и другой литературы, кратко, но не в ущерб содержанию сформулировать основные положения учения.

7. Дать характеристику, охарактеризовать явления – значит назвать существенные, необходимые признаки какого-либо явления (положения какой-либо теории) и выявить особенности.

8. Изобразить схематически – значит раскрыть содержание ответа в виде таблицы, рисунка, диаграммы и других графических форм.

Работа с литературой

Важной составляющей самостоятельной внеаудиторной подготовки является работа с литературой ко всем видам занятий: семинарским, практическим, при подготовке к зачетам, экзаменам, тестированию, участию в научных конференциях.

Умение работать с литературой означает научиться осмысленно пользоваться источниками. Прежде чем приступить к освоению научной литературы, рекомендуется чтение учебников и учебных пособий.

Существует несколько методов работы с литературой.

Один из них – самый известный – метод повторения : прочитанный текст можно заучить наизусть. Простое повторение воздействует на память механически и поверхностно. Полученные таким путем сведения легко забываются.

Наиболее эффективный метод – метод кодирования : прочитанный текст нужно подвергнуть большей, чем простое заучивание, обработке. Чтобы основательно обработать информацию и закодировать ее для хранения, важно произвести целый ряд мыслительных операций: прокомментировать новые данные; оценить их значение; поставить вопросы; сопоставить полученные сведения с ранее известными.

Для улучшения обработки информации очень важно устанавливать осмысленные связи, структурировать новые сведения.

Изучение научной, учебной и иной литературы требует ведения рабочих записей.

Форма записей может быть весьма разнообразной: простой или развернутый план, тезисы, цитаты, конспект.

План (от лат. planum – плоскость) – первооснова, каркас какой-либо письменной работы, определяющие последовательность изложения материала.

План является наиболее краткой и потому самой доступной и распространенной формой записей содержания исходного источника информации. По существу, это перечень основных вопросов, рассматриваемых в источнике. План может быть простым и развернутым. Их отличие состоит в степени детализации содержания и, соответственно, в объеме.

Преимущество плана состоит в следующем.

Во-первых, план позволяет наилучшим образом уяснить логику мысли автора, упрощает понимание главных моментов произведения.

Во-вторых, план позволяет быстро и глубоко проникнуть в сущность построения произведения и, следовательно, гораздо легче ориентироваться в его содержании.

В-третьих, план позволяет – при последующем возвращении к нему – быстрее обычного вспомнить прочитанное.

В-четвертых, с помощью плана гораздо удобнее отыскивать в источнике нужные места, факты, цитаты и т. д.

Выписки – небольшие фрагменты текста (неполные и полные предложения, отдельные абзацы, а также дословные и близкие к дословным записи об излагаемых в нем фактах), содержащие в себе квинтэссенцию содержания прочитанного.

Выписки представляют собой более сложную форму записей содержания исходного источника информации. По сути, выписки – не что иное, как цитаты, заимствованные из текста. Выписки позволяют в концентрированной форме и с максимальной точностью воспроизвести в произвольном (чаще последовательном) порядке наиболее важные мысли автора, статистические и даталогические сведения. В отдельных случаях — когда это оправданно с точки зрения продолжения работы над текстом – вполне допустимо заменять цитирование изложением, близким к дословному.

Тезисы (от греч. tezos – утверждение) – сжатое изложение содержания изученного материала в утвердительной (реже опровергающей) форме.

Отличие тезисов от обычных выписок состоит в следующем. Во-первых, тезисам присуща значительно более высокая степень концентрации материала. Во-вторых, в тезисах отмечается преобладание выводов над общими рассуждениями. В-третьих, чаще всего тезисы записываются близко к оригинальному тексту, т. е. без использования прямого цитирования.

Исходя из сказанного, нетрудно выявить основное преимущество тезисов: они незаменимы для подготовки глубокой и всесторонней аргументации письменной работы любой сложности, а также для подготовки выступлений на защите, докладов и пр.

Аннотация – краткое изложение основного содержания исходного источника информации, дающее о нем обобщенное представление.

К написанию аннотаций прибегают в тех случаях, когда подлинная ценность и пригодность исходного источника информации исполнителю письменной работы окончательно неясна, но в то же время о нем необходимо оставить краткую запись с обобщающей характеристикой. Для указанной цели и используется аннотация.

Характерной особенностью аннотации наряду с краткостью и обобщенностью ее содержания является и то, что пишется аннотация всегда после того, как (хотя бы в предварительном порядке) завершено ознакомление с содержанием исходного источника информации. Кроме того, пишется аннотация почти исключительно своими словами и лишь в крайне редких случаях содержит в себе небольшие выдержки оригинального текста.

Резюме – краткая оценка изученного содержания исходного источника информации, полученная, прежде всего, на основе содержащихся в нем выводов.

Резюме весьма сходно по своей сути с аннотацией. Однако, в отличие от последней, текст резюме концентрирует в себе данные не из основного содержания исходного источника информации, а из его заключительной части, прежде всего выводов.

Но, как и в случае с аннотацией, резюме излагается своими словами – выдержки из оригинального текста в нем практически не встречаются.

Конспект (от лат. cons - pectum – обзор, описание) – сложная запись содержания исходного текста, включающая в себя заимствования (цитаты) наиболее примечательных мест в сочетании с планом источника, а также сжатый анализ записанного материала и выводы по нему.

Для работы над конспектом следует:

♦ определить структуру конспектируемого материала, чему в значительной мере способствует письменное ведение плана по ходу изучения оригинального текста;

♦ в соответствии со структурой конспекта произвести отбор и последующую запись наиболее существенного содержания оригинального текста — в форме цитат или в изложении, близком к оригиналу;

♦ выполнить анализ записей и на его основе – дополнение записей собственными замечаниями, соображениями, "фактурой", заимствованной из других источников и т. п. (располагать все это следует на полях тетради для записей или на отдельных листах-вкладках);

♦ завершить формулирование и запись выводов по каждой из частей оригинального текста, а также общих выводов.

Систематизация изученных источников позволяет повысить эффективность их анализа и обобщения. Итогом этой работы должна стать логически выстроенная система сведений по существу исследуемого вопроса.

Необходимо из всего материала выделить существующие точки зрения на проблему, проанализировать их, сравнить, дать им оценку.

Кстати, этой процедуре должны подвергаться и материалы из Интернета во избежание механического скачивания готовых текстов. В записях и конспектах студенту очень важно указывать названия источников, авторов, год издания. Это организует его, а главное, пригодится в последующем обучении. Безусловно, студент должен взять за правило активно работать с литературой в библиотеке не только СКАГС, но и в Донской государственной публичной библиотеке и других, используя, в том числе, их компьютерные возможности (электронная библиотека в сети Интернет).

Методические рекомендации по подготовке

к семинарским занятиям, зачетам, экзаменам

Помимо учебной, научной литературы студентами должны активно использоваться хрестоматии – сборники текстов, иллюстрирующих содержание учебника, а также словари, справочники. В хрестоматиях собраны материалы, которые позволяют расширить кругозор. При подготовке к семинарским занятиям, зачетам, экзаменам следует в полной мере использовать академический курс учебника, рекомендованного преподавателем. Они дают более углубленное представление о проблемах, получивших систематическое изложение в учебнике. Работа с хрестоматией позволит студенту самостоятельно изучить документы, фрагменты источников, другие произведения, разъясняющие сущность изучаемого вопроса.

Студентам рекомендуется самостоятельно выполнять доклады, индивидуальные письменные задания и упражнения, предлагаемые при подготовке к семинарским занятиям. Работа, связанная с решением этих задач и упражнений, представляет собой вид интеллектуальной практической деятельности. Она способствует выработке умения и привычки делать что-либо правильно, а также закреплению навыков и знаний по проблеме.

Доклад – это вид самостоятельной работы студентов, заключающийся в разработке студентами темы на основе изучения литературы и развернутом публичном сообщении по данной проблеме.

Отличительными признаками доклада являются:

- передача в устной форме информации;

- публичный характер выступления;

- стилевая однородность доклада;

- четкие формулировки и сотрудничество докладчика и аудитории;

- умение в сжатой форме изложить ключевые положения исследуемого вопроса и сделать выводы.

В ходе самостоятельной подготовки к семинарским занятиям, особенно по гуманитарным дисциплинам, студентами может использоваться, к примеру, так называемый метод контрфактического моделирования событий, который научит их самостоятельно рассуждать о минувших, а также современных событиях, покажет мотивы принятия людьми решений, причины совершенных ошибок.

Так, при изучении курса истории студент может самостоятельно конструировать нереализовавшиеся исторические возможности. Например, предположить: «Что могло произойти, если бы великий полководец проиграл битву? Каковы варианты и последствия (положительные, отрицательные) возможного развития событий?» При ответе на эти вопросы, поставленные им же перед собой, студент вырабатывает в себе способность логически мыслить, искать в анализе событий причинно-следственные связи.

Такая работа, в процессе которой студенту приходится сравнивать, сопоставлять, выявлять логические связи и отношения, применять методы анализа и синтеза, позволит успешно в дальнейшем подготовиться к зачетам, экзаменам и тестированию. Тестирование ориентировано в целом на проверку блоков проблем, способствует систематизации изученного материала, проверке качества его усвоения.

Серьезная и методически грамотно организованная работа по подготовке к семинарским занятиям, написанию письменных работ значительно облегчит подготовку к экзаменам и зачетам. Основными функциями экзамена, зачета являются: обучающая, оценочная и воспитательная. Экзамены и зачеты позволяют выработать ответственность, трудолюбие, принципиальность. При подготовке к зачету, экзамену студент повторяет, как правило, ранее изученный материал. В этот период сыграют большую роль правильно подготовленные заранее записи и конспекты. Студенту останется лишь повторить пройденное, учесть, что было пропущено, восполнить пробелы при подготовке к семинарам, закрепить ранее изученный материал.

Методические рекомендации по написанию письменных,

научно - исследовательских работ студентов

Написание письменных научно - исследовательских работ студентов решает ряд задач:

- обучение студентов самостоятельному поиску и отбору учебной и специальной научной литературы по предмету;

- привитие навыков реферирования научных статей по проблематике изучаемых дисциплин;

- выработка умения подготовки ов, докладов, выступлений и сообщений;

- приобретение опыта выступления с докладами на семинарских занятиях;

- систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний и навыков по изучаемым дисциплинам;

- приобщение студентов к решению проблемных вопросов по избранной теме работы;

- обучение студентов излагать материал в виде стройной системы теоретических положений, связанных логической последовательностью и подкрепленных примерами из практики.

Контрольная работа

Контрольная работа предлагается студентам для выработки умения дать полный ответ на вопрос изучаемого курса, лаконичный, аргументированный, с выводами. Как правило, она выполняется студентами, обучающимися по заочной форме обучения.

Написание ее требует самостоятельности и ответственного отношения, способности работать с литературой по проблеме, знаний истории и теории вопроса, основных теоретических постулатов.

Вариант контрольной работы выбирается студентом.

Работа должна быть грамотно оформлена, листы пронумерованы, воспроизводить структуру и последовательность заданий; содержать список использованной литературы (приводится в конце работы), ссылки на цитируемые источники, а также дату и подпись. В письменной работе необходимо оставлять поля для замечаний преподавателя и дальнейшей подготовки к собеседованию перед ее защитой. Успешное выполнение контрольной работы учитывается при выставлении экзаменационной оценки. Объем работы не должен превышать 8-10 страниц печатного или рукописного текста.

Контрольная работа должна быть структурирована следующим образом:

- титульный лист;

- основная часть работы;

список использованной литературы.

Оформление контрольной работы:

Поля: вверху, снизу – 2 см, слева – 2 см, справа – 2 см.

Сноски:

Если используется цитата из журнала: автор, название статьи // название журнала, год издания, номер журнала, страницы на которых расположена статья.

Список использованной литературы оформляется в соответствии с требованиями к оформлению ов, курсовых, дипломных работ.

Эссе

Написание эссе – это вариант творческой работы, в которой должна быть выражена позиция автора по избранной теме.

Эссе – прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе с ней связанные.

Алгоритм выполнения задания:

1. Выбрать тему эссе, если она не задана изначально.

2. Сформулировать предмет анализа в эссе или исходные тезисы.

3. Правильно подобрать и эффективно использовать необходимые источники (желательно, чтобы в их число входили первоисточники).

4. Критически проанализировать различные факты и оценить их интерпретацию.

5. Сформулировать собственные суждения и оценки, основанные на свидетельствах и тщательном изучении источника.

Эссе должно включать следующие части, отвечающие определенным требованиям:

1. Краткое содержание, в котором необходимо:

- четко определить тему и предмет исследования или основные тезисы;

- кратко описать структуру и логику развития материала;

- сформулировать основные выводы.

2. Основная часть эссе содержит основные положения и аргументацию.

3. Заключение.

В нем следует:

- четко выделить результаты исследования и полученные выводы;

- обозначить вопросы, которые не были решены, и новые вопросы, появившиеся в процессе исследования.

4. Библиография.

(от лат. refero – докладываю, сообщаю) – краткое изложение содержания документа или его части, научной работы, включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с источниками и определения целесообразности обращения к ним.

Современные требования к у – точность и объективность в передаче сведений, полнота отображения основных элементов как по содержанию, так и по форме.

Цель а - не только сообщить о содержании реферируемой работы, но и дать представление о вновь возникших проблемах соответствующей отрасли науки.

В учебном процессе представляет собой краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания книги, учения, научного исследования и т.п.

Иначе говоря, это доклад на определенную тему, освещающий её вопросы на основе обзора литературы и других источников.

ы в рамках учебного процесса в вузе оцениваются по следующим основным критериями:

- актуальность содержания, высокий теоретический уровень, глубина и полнота анализа фактов, явлений, проблем, относящихся к теме;

- информационная насыщенность, новизна, оригинальность изложения вопросов;

- простота и доходчивость изложения;

-структурная организованность, логичность, грамматическая правильность и стилистическая выразительность;

- убедительность, аргументированность, практическая значимость и теоретическая обоснованность предложений и выводов.

Составление списка использованной литературы. В соответствии с требованиями, предъявляемыми к у, докладу, необходимо составить список литературы, использованной в работе над ним.

Основные этапы работы над ом

В организационном плане написание а - процесс, распределенный во времени по этапам. Все этапы работы могут быть сгруппированы в три основные: подготовительный, исполнительский и заключительный.

Подготовительный этап включает в себя поиски литературы по определенной теме с использованием различных библиографических источников; выбор литературы в конкретной библиотеке; определение круга справочных пособий для последующей работы по теме.

Исполнительский этап включает в себя чтение книг (других источников), ведение записей прочитанного.

Заключительный этап включает в себя обработку имеющихся материалов и написание а, составление списка использованной литературы.

Написание а. Определен список литературы по теме а. Изучена история вопроса по различным источникам, составлены выписки, справки, планы, тезисы, конспекты. Первоначальная задача данного этапа - систематизация и переработка знаний. Систематизировать полученный материал - значит привести его в определенный порядок, который соответствовал бы намеченному плану работы.

Структура а

Введение

Введение - это вступительная часть а, предваряющая текст.

Оно должно содержать следующие элементы:

а) очень краткий анализ научных, экспериментальных или практических достижений в той области, которой посвящен ;

б) общий обзор опубликованных работ, рассматриваемых в е;

в) цель данной работы;

г) задачи, требующие решения.

Объем введения при объеме а, который мы определили (10-15 страниц), - 1,2 страницы.

Основная часть .

В основной части а студент дает письменное изложение материала по предложенному плану, используя материал из источников. В этом разделе работы формулируются основные понятия, их содержание, подходы к анализу, существующие в литературе, точки зрения на суть проблемы, ее характеристики.

В соответствии с поставленной задачей делаются выводы и обобщения. Очень важно не повторять, не копировать стиль источников, а выработать свой собственный, который соответствует характеру реферируемого материала.

Заключение

Заключение подводит итог работы. Оно может включать повтор основных тезисов работы, чтобы акцентировать на них внимание читателей (слушателей), содержать общий вывод, к которому пришел автор а, предложения по дальнейшей научной разработке вопроса и т.п. Здесь уже никакие конкретные случаи, факты, цифры не анализируются.

Заключение по объему, как правило, должно быть меньше введения.

Список использованных источников

В строго алфавитном порядке размещаются все источники, независимо от формы и содержания: официальные материалы, монографии и энциклопедии, книги и документы, журналы, брошюры и газетные статьи.

Список использованных источников оформляется в той же последовательности, которая указана в требованиях к оформлению ов, курсовых, дипломных работ (приложение № 1).

– самостоятельное творческое исследование научно-практического характера, позволяющее судить о приобретенных студентом знаниях и умении применять их на практике. При ее выполнении студент должен проявить знание теоретического материала, нормативно-правовых актов, специальной литературы, исследовательский и научный подход к рассматриваемой проблеме, умение анализировать, делать обобщения и выводы.

должна базироваться на теоретических и методических положениях науки, содержать элементы новизны. В ней должна быть проведена хотя бы одна, пусть самая простая, но самостоятельная идея, а также предложения автора по более эффективному решению данного вопроса по сравнению с существующим положением. Студент может предложить свою тему с обоснованием целесообразности ее исследования.

На качество курсовой работы существенное влияние оказывает умелое использование практического материала. Подбор данных, их критическое осмысление и обработка составляют важнейший этап в подготовке и написании курсовой работы. Защищенные курсовые работы хранятся в архиве вуза в течение трех лет.

Написание курсовой работы осуществляется под руководством преподавателя – руководителя работы. Студент совместно с руководителем уточняет круг вопросов, подлежащих изучению и анализу, составляет план исследования, структуру работы, сроки выполнения ее этапов, определяет необходимую литературу и другие материалы.

Содержание работы для наглядности следует иллюстрировать схемами, таблицами, диаграммами, графиками, фотографиями, рисунками и т.д. Графическому материалу по тексту необходимо давать пояснения.

Цель курсовой работы – закрепление полученных теоретических знаний.

Основные задачи выполнения работы:

- углубить теоретические знания, полученные в процессе освоения дисциплины;

- выработать практические навыки в проведении трех этапов статистических исследований: сборе, обработке и анализе информации;

- выработать умение самостоятельно разрабатывать методические вопросы и решать организационно-исследовательские.

Подготовка курсовой работы требует от студента уверенных навыков работы с исходными источниками информации, осмысленного ознакомления с их содержанием, наличия аналитических способностей. Помимо сугубо учебной цели, преследует также и важную методическую цель – подготовку студента к выполнению дипломной работы.

Порядок подготовки курсовой работы в основном соответствует содержанию типовой технологии написания письменных работ и включает:

- подготовительную работу;

- поиск и обработку источников информации;

- компиляцию рабочего варианта текста;

- обработку подготовленного текста;

- оформление письменной работы.

В структуру курсовой работы входят:

- титульный лист;

- содержание (оглавление);

- введение;

- основной текст;

- заключение;

- список использованных источников.

Выбор темы и составление плана работы

Темы курсовых работ утверждаются кафедрой. Если связана с прохождением практики, студент должен выбрать тему заблаговременно, до начала ее прохождения. Он также может предложить свою, и после утверждения кафедрой, в случае если выбор студентом аргументирован, тема закрепляется за ним.

При выборе темы нужно исходить и из возможности использования материалов курсовой работы для дальнейшего развития, расширения и углубления выбранной темы в последующих научно-исследовательских работах и дипломной работе (проекте) студента.

Тема курсовой работы должна быть актуальной, иметь теоретическое или практическое значение для сегодняшнего дня. Образец заявления см. в приложении № 2.

План – это структурная разработка курсовой. Все вопросы плана должны быть логически связаны и в совокупности давать ответ на поставленный вопрос, т.е. раскрывать суть темы.

Слово «план» используется и на предварительном (подготовительном) этапе работы, и на исполнительном. Но при оформлении курсовой это слово не пишется. На странице, следующей за титульной, вверху пишут прописными буквами: «СОДЕРЖАНИЕ». А под ним – то, что, собственно, и составляло план работы.

Содержание работы

Студенты часто под словом «план» имеют в виду структурную разработку только основной, содержательной части работы.

Схема останется только схемой, если не будет наполнена конкретным материалом, добытым, проработанным и осмысленным студентом. Здесь нужно руководствоваться методическими указаниями, подготовленными в помощь студентам по данной учебной дисциплине.

Введение должно содержать такие пункты:

1. Обоснование актуальности темы.

2. Формулировка цели исследования.

3. Определение задач курсовой работы и круга вопросов, подлежащих рассмотрению.

Общий объем курсовой работы, как правило, 25-30 печатных страниц. При таком объеме введение в 2-3 страницы является нормальным. Но заключение в любой письменной работе должно быть по объему меньше введения.

Характерными особенностями работы над основным текстом являются:

- привлечение в качестве исходного оптимального для раскрытия темы количества источников – не менее 20;

- умеренный объем его начальной компиляции и последующей (редакционной) обработки;

- преобладание анализа и обобщений в третьей (второй) главе работы и заключении;

- использование в работе иллюстративного материала.

Заключительными этапами подготовки курсовой работы являются обработка подготовленного текста и окончательное оформление работы. В процессе обработки скомпилированный текст редактируется, дополняется недостающими частями (введением, заключением, содержанием и списком источников) и корректируется. Требования к оформлению курсовой работы являются обычными для письменных работ данного типа.

При оценке работы учитываются содержание работы, актуальность, степень самостоятельности, оригинальность выводов и предложений, качество используемого материала, а также уровень грамотности (общий и специальный). Рецензия заканчивается выводом: может ли работа быть допущена к защите.

На защите студент должен кратко изложить содержание работы, дать исчерпывающие ответы на замечания рецензента и вопросы членов комиссии. Окончательная оценка курсовой работы выставляется комиссией по итогам защиты и качеству выполненной работы.

Работа, выполненная студентом в научном кружке и апробированная на его заседании, может быть засчитана как курсовая, при условии соблюдения требований к качеству содержания, объему и оформлению.

Результаты самостоятельных письменных работ студентов могут быть апробированы на студенческих конференциях или опубликованы в изданиях СКАГС и других вузов.

Выпускная квалификационная работа

. Дипломный проект

(проект) завершает подготовку специалиста и показывает его способность решать теоретические и практические задачи по своей специальности.

Цели дипломной работы (проекта):

- систематизация и углубление теоретических и практических знаний по избранной специальности, их применение при решении конкретных экономических задач;

- приобретение навыков самостоятельной работы;

- овладение и применение приобретенных методик исследования, обобщения и логического изложения материала.

В дипломной работе (проекте) студент должен показать:

- прочные теоретические знания по избранной теме и проблемное изложение теоретического материала;

- умение изучать и обобщать литературные источники, материалы предприятий и организаций, решать практические задачи, делать выводы и предложения;

- навыки проведения анализа и расчетов, экспериментирования и владения современной вычислительной техникой;

- умение грамотно применять методы оценки экономической, правовой и социальной эффективности предлагаемых мероприятий.

Общими требованиями к дипломной работе (проекту) являются:

- целевая направленность;

- четкость построения;

- логическая последовательность изложения материала;

- глубина исследования и полнота освещения вопросов;

- убедительность аргументаций;

- краткость и точность формулировок;

- анализ деятельности базовой организации и проблемы дипломной работы (проекта);

- конкретность изложения результатов работы;

- доказательность выводов и обоснованность рекомендаций;

- грамотное оформление.

Тематика дипломных работ (проекта) разрабатывается выпускающими кафедрами. Она должна отвечать профилю студентов по будущей специальности, быть актуальной, соответствовать современному состоянию проблем и перспективам развития науки и техники и решать конкретные задачи, стоящие перед предприятиями и организациями.

В качестве тем дипломных работ (проектов) выбираются проблемы, существующие в реальной производственно-хозяйственной и управленческой деятельности предприятий и организаций, на которые студенты направляются для прохождения преддипломной практики или работают (заочное отделение).

Тематика доводится до сведения студентов, приступающих к изучению специальных дисциплин. Им предоставляется право выбора темы дипломной работы (проекта), или они могут предложить свою тему с обоснованием целесообразности ее исследования. Как правило, тема дипломной работы (проекта) является продолжением исследований, проводимых в процессе написания курсовых и научных работ.

После выбора темы дипломной работы (проекта) студент подает заявление на имя заведующего профилирующей кафедрой с просьбой разрешить ее написание.

Научный руководитель разрабатывает задание к дипломной работе (проекту) в двух экземплярах. Один из них остается на кафедре, другой отдается студенту.

Закрепление темы, научного руководителя и консультанта утверждается приказом ректора за три месяца перед защитой.

(проект) выполняется на основе глубокого изучения законов, указов президента, постановлений правительства, нормативных и методических материалов специальной отечественной и зарубежной литературы, плановых и отчетных данных предприятий, статистических исследований на предприятии (организации).

Специальная литература используется для обоснования и конкретизации разрабатываемых вопросов.

Обязательным является применение практических материалов деятельности предприятий, объединений и других организаций.

Первичный материал предприятий должен быть систематизирован, тщательно обработан с помощью экономико-математических методов и электронно-вычислительной техники, обобщен в виде таблиц, графиков, диаграмм, схем. Цифры и факты должны правильно и объективно отражать фактическое состояние изучаемой проблемы.

Структура дипломной работы

Структурными элементами дипломной работы являются:

- титульный лист;

- оглавление;

- введение;

- главы основной части;

- заключение;

- список использованных источников;

- приложения.

Введение

Во введении обосновывается выбор темы, определяемый ее актуальностью; формулируется проблема и круг вопросов, необходимых для ее решения; определяется цель работы с ее расчленением на взаимосвязанный комплекс задач, подлежащих решению для раскрытия темы; указываются объект исследования, используемые методы анализа и литературные источники. Объем введения около 3-5 страниц.

Основная часть

(проект) содержит, как правило, три главы, каждая из которых, в свою очередь, делится на 2-3 параграфа общим объемом 40-50 страниц. Внутри параграфов выделяются пункты.

Первая глава носит общетеоретический (методологический) характер. В ней на основе изучения работ отечественных и зарубежных авторов, законодательно-нормативных актов излагается сущность исследуемой проблемы, рассматриваются различные подходы к решению, дается их оценка, обосновываются и излагаются собственные позиции студента. Эта глава служит теоретическим обоснованием будущих разработок, так как дает возможность выбрать определенную методологию и методику проведения качественного и количественного анализа состояния вопроса в конкретных условиях.

Вторая глава носит аналитический характер. В ней дается объективная организационная и финансово-экономическая характеристика предприятия или организации, на материалах которых выполняется работа (проект) и проводится глубокий анализ изучаемой проблемы с использованием различных методов исследования, включая, при необходимости, экономико-математические. При этом студент не ограничивается констатацией фактов, а выявляет тенденции развития объекта исследования, вскрывает недостатки и причины, их обусловившие, намечает пути их возможного устранения. От полноты и качества ее выполнения непосредственно зависят глубина и обоснованность предлагаемых мероприятий.

Третья глава является проектной. В ней студент разрабатывает предложения по совершенствованию экономики, законодательства, организации или управления производством, повышению результативности и качества работы данного предприятия (организации). Предложения и рекомендации должны носить конкретный характер, быть обоснованы и доведены до стадии разработки, обеспечивающей их практическое применение. Базой для разработки конкретных мероприятий и предложений служат теоретические, нормативно-законодательные положения, изложенные в первой главе, проведенный анализ исследуемой проблемы во второй главе, а также имеющийся прогрессивный отечественный и зарубежный опыт в базовой организации.

На данном этапе работы важно показать, как предлагаемые мероприятия отразятся на общих показателях деятельности организации. Здесь определяется эффективность их внедрения.

Обязательным для дипломной работы (проекта) является логическая связь между главами и последовательное развитие основной идеи на протяжении всей работы, наличие выводов:

- выводы по главам, а также в конце работы следует формулировать лаконично;

- выводы должны содержать новые знания, которые отсутствовали до проведения исследования;

- последовательность выводов определяется логикой работы;

- выводы следует формулировать самостоятельно, не допуская цитирования изученной литературы;

- в выводах должна быть оценка того, насколько удалось продвинуться в разрешении проблемы;

- в выводах указываются как положительные, так и отрицательные результаты;

- выводы должны быть пронумерованы, под каждый вывод выделяется один абзац.

Заключение

Заключение содержит краткое изложение всей работы.

В заключении последовательно излагаются теоретические и практические выводы и предложения, к которым пришел студент в результате исследования. Они должны быть краткими и четкими, дающими полное представление о содержании, значимости, обоснованности и эффективности разработок. Пишутся они тезисно (по пунктам) и должны отражать основные выводы по теории вопроса, по проведенному анализу и всем предлагаемым направлениям решения проблемы с оценкой эффективности этих направлений в связи с конкретным объектом исследования. Здесь можно остановиться на основных результатах, полученных в ходе работы над проблемой, сформулировать некоторые рекомендации.

Список использованных источников

Список включает в себя, прежде всего, нормативно-правовые акты, специальную научную и учебную литературу, другие материалы и должен соответствовать единым требованиям библиографического описания. Он составляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-2003. «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления». Список, как правило, включает в себя не менее 40-50 источников, треть из них должна быть последних трех лет издания. Ссылки на учебные пособия, справочники, словари должны составлять не более 5 процентов.

Приложения

В приложениях следует изложить вспомогательный материал, который при заключении в основную часть работы загромождает текст.

К вспомогательному материалу относятся промежуточные расчеты, таблицы вспомогательных цифровых данных, инструкции, методики, распечатки на ЭВМ, иллюстрации вспомогательного характера, заполненные формы отчетности и других документов, регистров учета.

Если приложений больше десяти, их следует объединить по видам: промежуточные математические расчеты, результаты исследований и т. д.

Организация и защита работы (проекта)

В процессе выполнения дипломных работ (проектов) кафедрой должны быть созданы благоприятные условия для самостоятельной работы студентов.

Студентам-дипломникам необходимы:

- руководство и консультации;

- систематический контроль за работой;

- соответствующая методическая документация;

- содействие при получении фактических материалов и их обработка.

Непосредственное и систематическое руководство работой дипломника возлагается на научного руководителя, который:

- выдает задание на выполнение дипломной работы (проекта);

- оказывает студенту помощь в разработке календарного графика на весь период выполнения дипломной работы (проекта);

- рекомендует студенту необходимую литературу по теме;

- проводит консультации в соответствии с утвержденным графиком;

- систематически контролирует ход работы и информирует кафедру о состоянии дел;

- дает подробный отзыв на законченную дипломную работу (проект).

Кафедре предоставляется право приглашать консультантов по отдельным разделам дипломной работы (проекта) в счет времени, выделяемого на научное руководство работой.

Консультанты приглашаются из числа профессорско-преподавательского состава других вузов, а также специалистов предприятий и организаций соответствующей квалификации.

Примерный объем дипломной работы 50-60 печатных страниц, дипломного проекта – 70-90 страниц.

Для успешной защиты дипломной работы необходимо подготовить выступление, рассчитанное на 8-10 минут. В выступлении коротко информируется об актуальности, цели, задачах дипломной работы (проекта) и основных результатах, выводах в последовательности:

- актуальность темы;

- цель и задачи исследования;

- объект исследования;

- новизна и практическая значимость результатов исследования;

- краткое содержание теоретической стороны проблемы исследования;

- анализ проблемы в базовой организации;

- предложения, рекомендации, методические разработки автора, направленные на решение проблемы.

По окончании выступления автору задают вопросы. Исходя из доклада и ответов на вопросы, члены ГАК оценивают уровень знания проблемы, его эрудицию, умение публично выступать и аргументированно отстаивать свою точку зрения при ответах на вопросы. Далее зачитывается отзыв научного руководителя, выступает рецензент или оглашается рецензия на дипломную работу, затем предоставляется заключительное слово дипломнику.

Оценивается работа членами ГАК по пятибалльной системе.

Требования к оформлению ов, курсовых, дипломных работ

Оформление титульного листа (приложения № 3-6). Работа должна быть выполнена с помощью ПК через 1,5 интервала. Тексты работ печатают с соблюдением размеров полей: справа не менее 2 см, слева 3 см, снизу, сверху – 2 см, размер шрифта Times New Roman – 14.

Главы и параграфы курсовой и дипломной работ (проектов) нумеруются арабскими цифрами. Рядом с номером подраздела проставляется и номер раздела, они при этом разделяются между собой точкой, например, 2.1 (первый параграф, второй раздел). Слово «раздел» можно и не писать, введение и заключение не нумеруются. Номер соответствующего раздела или подраздела ставится в начале заголовка. Каждый раздел работы должен начинаться с нового листа, а новые подразделы продолжаются на той же странице, на которой закончен предыдущий подраздел. Заголовки глав печатаются прописными буквами по центру, заголовки подразделов - строчными. Если заголовок включает несколько предложений, то их разделяют точками. Переносы слов в заголовках не допускаются. В конце заголовка точки не ставятся. Полужирный шрифт не используется. Расстояние между заголовками и текстом должно быть в одну пустую строку. Абзацы начинаются отступами в 1,5 см.

Страницы нумеруются арабскими цифрами, нумерация страниц должна быть сквозной. Титульный лист включается в общую нумерацию, однако номер на нем не ставится. Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, а также все приложения включают в общую нумерацию страниц работы. Номер страницы проставляется вверху посередине.

Иллюстрации (графики, схемы, диаграммы) располагаются непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Все иллюстрации обозначаются словом «Рисунок» и в тексте на них делаются ссылки. Иллюстрации нумеруются арабскими цифрами или двумя цифрами (напр. 2.1), где 1-я цифра указывает номер главы, 2-я – номер рисунка, но сквозной нумерацией в пределах всей работы. Если ссылки приводятся в конце страницы, используются знаки сносок, как правило, цифры, в том месте, где заканчивается мысль автора. Например, в тексте: Речевой период, который некоторые называют синтаксической конструкцией, создается по принципу кругообразно замыкающихся и ритмически организованных частей1 .

В сноске :

1 Ефимов А.И. О мастерстве речи пропагандиста. - М., 1997. Изд-во Юрайт, с. 42.

Цифровой материал рекомендуется оформлять в виде таблиц, каждую из которых размещают после упоминания о ней. Таблица должна иметь номер (арабскими цифрами) и заголовок, написанный с заглавной буквы. Слово «Таблица» помещается с красной строки с номером, затем ставится пробел, тире, пробел и заголовок таблицы с прописной буквы без кавычек.

Тексты желательно иллюстрировать графиками, диаграммами, рисунками. При ссылке на таблицы и рисунки указывают их полный номер. Список использованных источников оформляется в определенной последовательности. Вначале приводятся: 1. Федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные материалы, изданные органами власти и управления различных уровней. 2. Монографии, научные сборники, журнальные статьи в алфавитном порядке, с указанием ф.и.о. авторов; названия; года издания; издательства; номеров журналов, номеров страниц начала и окончания статьи. Для научной и учебной литературы – общее число страниц.

Участие студентов в научно-исследовательской работе

Участие в научной работе позволяет студентам реализовать творческий потенциал в процессе учебы в вузе. Их вклад в научно-исследовательскую деятельность может выражаться в самых разнообразных формах: выполнение курсовых работ и дипломных проектов в форме НИР; производственная практика; участие в проведении диссертационных исследований аспирантов и др. В общем виде НИР студентов (НИРС) состоит из следующих элементов:

- работа в научных кружках;

- участие в конкурсах научных работ;

- участие в выставках научных работ;

- участие в студенческих конференциях;

- подготовка студенческих публикаций.

Процесс обучения способствует развитию у студентов задатков к научным исследованиям – памяти, наблюдательности, воображения, самостоятельности суждений и выводов. Каждый из перечисленных компонентов необходим для самостоятельной исследовательской работы.

Наряду с выполнением научных исследований студенты принимают участие в сборе и обработке статистических данных, составлении и подготовке различной компьютерной продукции. Результаты научных исследований студенты представляют на конференциях, научных семинарах кафедр и т.д.

Лучшие студенты по результатам НИРС могут быть рекомендованы для учебы в аспирантуре.

Наиболее распространенной формой НИРС является участие в научных конференциях.

При подготовке к докладу или выступлению на конференции студент получает опыт систематизации и обобщения материала, приобретает навыки научного творчества и, наконец, овладевает очень важным искусством публичного выступления, аргументированной полемики.

В этой связи необходимо запомнить несколько правил, характеризующих культуру полемики, дискуссии.

Дискуссия - это соревнование интеллектов, здесь оружие – аргументы. Необходимо найти надежные аргументы в пользу своей точки зрения и проверять имеющиеся на надежность. Не недооценивайте оппонента. Самыми ценными являются документальные аргументы, ссылки на документы и надежно установленные факты, противоречащие утверждению оппонента.

Следует тщательно проанализировать свои аргументы; пофантазируйте над тем, что можно им противопоставить и как можно их повернуть.

Дискуссия похожа на игру в шахматы: и там и тут очень важно предвидеть возможное развитие событий, только события – ходы заменены более сложными событиями - аргументами, а правила движения фигур – правилами логического мышления.

Необходимо строго следовать логике. Вкупе с надежными аргументами она обеспечит вам победу. Любой логический промах может быть использован оппонентом, чтобы поставить под сомнение всю вашу конструкцию!

Побеждая в дискуссии, следует быть великодушным. Ваши оппоненты не единственные, кто придерживается этой точки зрения, так им легче будет пережить горечь поражения.

Выступление с докладом и публикации материалов позволят студентам приобрести к тому же общественное признание в среде профессионалов – преподавателей академии, других вузов, представителей общественности.


ЛИТЕРАТУРА

1. Письмо Минобразования РФ от 27 ноября 2002 года № 14-55-996 ин/15 «Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений».

2. Абасов З. Проектирование и организация самостоятельной работы студентов // Высшее образование в России. 2007. № 10. С. 17.

3. Бакушев В.В., Полуденный Н.Н. Рекомендации по подготовке письменных работ. М., 2004.

4. Загашев И.О. Критическое мышление: технология развития. СПб., 2003.

5. Игнатов В.Г., Белолипецкий В.К. Профессиональная культура и профессионализм государственной службы: контекст истории и современность. Ростов н/Д., 2000.

6. Карпова О.Л. Педагогическое содействие самообразовательной деятельности студентов // Высшее образование сегодня. 2008. № 7. С. 13

7. Кузнецов И.Н. Научное исследование. Методика проведения и оформления. М., 2006.

8. Кузнецов И.Н. ы, курсовые и дипломные работы. Методика подготовки и оформления. М., 2008.

9. Мартыненко Т.В. Методические указания по написанию учебно-исследовательских работ: докладов, ов, эссе, курсовых работ. Ростов н/Д., 2009.

10. Пономарев А.И., Арсеньева В.А., Золочевская Е.Ю., Козлюк Н.В. Методические рекомендации по выполнению дипломных работ (проектов). Ростов н/Д., 2009.

11. Райзберг Б.А. Диссертация и ученая степень. М., 2008.

12. Рогожин М. Как написать курсовую и дипломную работу. СПб., 2005.

13. Соколова И.Б. Основы самостоятельной работы студентов. Армавир, 2002.

14. Сушков И.М., Голубых А.А. Интеллектуальная культура личности. Ростов н/Д., 2008.

15. Управление факультетом / Под общ. ред. С.Д. Резника. М., 2008.

16. Федорова М. Модель организации внеаудиторной самостоятельной работы // Высшее образование в России. 2007. № 10. С.32.

17. Царев А.И. Организация личного труда студента. Ростов н/Д., 2008.


ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

СПИСОК

нормативно-правовых актов и рекомендуемой литературы

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 декабря.

2. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 9. Ст. 1011.

3. Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 20. Ст. 2112.

Специальная литература

1. Акопов Л.В. Контроль в управлении государством: теоретические и конституционно-правовые основы. Ростов н/Д. Изд-во СКАГС. 2002. 187 с.

2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Катаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебник. 2-е изд. Ростов н/Д: Феникс, 2001. 450 с.

3. Иншаков О.В. Эволюция институционализма в российской экономической мысли (IX – XXI вв.) [Текст]: В 4 т. Т. 1. М.: Экономистъ, 2007. 511 с.

4. Кислицын С.А. Проблема региональной и национальной безопасности в политических условиях Южно-русского и Северо-Кавказского субрегионов// Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2000. № 2. С. 25.

5. Научный вестник ВАГС [Текст] : Сб. науч. тр. Вып. 7 : 15 лет российских реформ: итоги, пробл., перспект. / Науч. ред. М.А. Сукиасян. Волгоград : Изд-во ВАГС, 2007. 176 с.


ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Образец заявления студента на закрепление темы

Зав. кафедрой_________________

____________________________

проф. _______________________

студента группы ______________

____________________________

Ф.И.О. (полностью)

ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу закрепить за мной подготовку курсовой (дипломной) работы по дисциплине ___________________________________________________на тему ______________________________________

под научным руководством проф. _______________________________________

Число, месяц, год Подпись


ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

Образец оформления титульного листа

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»

Факультет

Кафедра

по (наименование дисциплины)


на тему:


Ф.И.О. ______________________

слушатель/студент

_____ курса, __________ группы

_______________________ очной (заочной) формы обучения

Ростов-на-Дону

2010


ПРИЛОЖЕНИЕ № 4

Образец оформления титульного листа

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»

Факультет

Кафедра

на тему:

___________________________________________

___________________________________________

Ф.И.О. ______________________

слушатель/студент

_____ курса, __________ группы

_______________________ очной (заочной) формы обучения

Оценка:

« _________________»

«____» _____________ 200 _ г.

Ростов-на-Дону

2010


ПРИЛОЖЕНИЕ № 5

Образец оформления титульного листа

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»

Факультет

Кафедра

по (наименование дисциплины)


на тему:


Ф.И.О. ______________________

слушатель/студент

_____ курса, __________ группы

_______________________ очной (заочной) формы обучения

Оценка:

« _________________»

«____» _____________ 200 _ г.

Ростов-на-Дону

2010


ПРИЛОЖЕНИЕ № 6

Образец оформления титульного листа

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»

Факультет

Кафедра

(ПРОЕКТ)

на тему:

______________________________________________

На рецензию

__________________________

кому

__________________________

подпись зав. кафедрой __________________2010 г.

Выполнил:

студент _____ группы

_________________________

_________________________

Ф.И.О.

______________

подпись

К защите

подпись зав. кафедрой

__________________2010 г.

Научный руководитель:

_________________________

ученая степень, звание

_________________________

Ф.И.О.

_________________________

_________________________

подпись

Ростов-на-Дону

2010


ПРИЛОЖЕНИЕ № 7

Образец оформления листа «Оглавление»

Введение……………………………………………………………………………...3

1. ……………………………………………………………………………………...6

1.1………………………………………………………………………………….6

1.2………………………………………………………………………………...16

2. …………………………………………………………………………………….26

2.1………………………………………………………………………………...26

2.2………………………………………………………………………………...36

3……………………………………………………………………………………...46

3.1………………………………………………………………………………...46

3.2………………………………………………………………………………...52

3.3………………………………………………………………………………...60

Заключение………………………………………………………………………….70

Список использованной литературы……………………………………………...75

Приложение…………………………………………………………………………77


Учебное издание

Локота Олег Владимирович

канд. экон. наук, доцент

Давтян Маргуша Гарегиновна

ст. преподаватель

Самостоятельная работа студентов

Методические рекомендации

Редактор Л.А. Гайдаш

Подписано в печать Формат 60х84/16

Бумага офсетная. Объем 2,3 п.л. Уч. –изд. 2,3 л.

Тираж 200 экз. Заказ №

Издательство Северо-Кавказской академии

государственной службы

344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70

Ризограф СКАГС

344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70


[1] См. Абасов З. Проектирование и организация самостоятельной работы студентов // Высшее образование в России. 2007. № 10.