Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 13

 

Поиск            

 

Рекомендации методические по летней производственной практике по педиатрии и детской хирургии для студентов 5 курса педиатрического факультета

 

             

Рекомендации методические по летней производственной практике по педиатрии и детской хирургии для студентов 5 курса педиатрического факультета

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

учреждение образования

«Гродненский государственный

медицинский университет»

кафедра педиатрии №2

Методические рекомендации

по летней производственной практике

по педиатрии и детской хирургии

для студентов 5 курса

педиатрического факультета

ГРОДНО, 2005


Методические рекомендации по летней производственной практике по педиатрии и детской хирургии для студентов 5 курса педиатрического факультета составлены в соответствии с типовой программой обучения по специальности «Педиатрия» и разработаны зав. кафедрой педиатрии №2 ГрГМУ, доцентом, к.м.н. Парамоновой Н.С. и ассистентом кафедры педиатрии № 2, к. м. н. Максимовичем Н.А., доцентом кафедры педиатрии №1 с курсом детской хирургии, к.м.н. Вакульчиком В.Г.

Методические рекомендации рецензированы профессором кафедры педиатрии №1 с курсом детской хирургии, д.м.н. Ковальчуком В.И. и утверждены центральным методическим советом Гродненского государственного медицинского университета

(Протокол № от 200 г.)

Ответственный за выпуск: первый проректор ГрГМУ, профессор Жук И.Г.

Оглавление

Программа производственной практики по педиатрии

4

Частные вопросы производственной практики по педиатрии

5

Перечень практических навыков по педиатрии

6

Список приложений по педиатрии

10

Программа производственной практики по детской хирургии

16

Частные вопросы производственной практики по детской хирургии

17

Перечень практических навыков по детской хирургии

18

Методика приобретения практических навыков

20

Список приложений по детской хирургии

21

Программа

производственной практики по педиатрии

(по оказанию стационарной помощи детям)

Цель производственной практики по педиатрии – проверка и закрепление знаний, полученных студентами при изучении пропедевтики детских болезней, педиатрии, основных клинических и теоретических дисциплин, дальнейшее углубление и совершенствование практических навыков, ознакомление с ведением медицинской документации, отчетностью, организацией оказания стационарной педиатрической помощи детям, условиями работы врача-педиатра и проведение санитарно-просветительной работы.

Производственная практика по педиатрии для студентов 5-го курса педиатрического факультета организуется после окончания весенней экзаменационной сессии в июне - июле месяце (16 рабочих дней).

Студенты работают в качестве помощника врача по оказанию стационарной помощи детям в соматических отделениях больниц. Базами для прохождения практики являются областные или городские детские больницы, а также детские отделения центральных районных больниц в прикрепленных к медицинскому университету областях.

Общее руководство практикой осуществляют сотрудники кафедры педиатрии или кафедр терапевтического профиля.

Практическая работа студентов слагается из ежедневной работы в стационаре и двух ночных дежурств. Точный график работы студентов в отделениях составляется главным врачом больницы.

Работая в стационаре, студент должен закрепить полученные знания по алгоритму обследования и лечения детей с определенными нозологическими формами, уметь составить индивидуализированный план обследования и лечения, назначить лекарственные препараты, обосновать показания к их назначению, а также грамотно вести медицинскую документацию.

При работе с больными студент должен быть отзывчивым на их просьбы и пожелания, доброжелательно относиться к ребенку и его родственникам, а так же строго соблюдать принципы профессиональной этики.

Помимо лечебной работы, студент должен принимать участие в санитарно-просветительных и профилактических мероприятиях, в производственных совещаниях, научно-практических и клинико-анатомических конференциях больницы.

Частные вопросы производственной практики по педиатрии

В стационаре студент работает в качестве помощника палатного врача-педиатра. Под контролем заведующего отделением он ведет 5-8 больных.

Согласно алгоритму и протоколу обследования и лечения осуществляет лечебно-диагностические мероприятия. Студент ежедневно делает обходы, заполняет истории болезни; делает по согласованию с лечащим врачом назначения, выполняет лечебные, диагностические и другие манипуляции (смотри перечень практических навыков).

В течение производственной практики по педиатрии студент должен:

· усовершенствовать навыки по интерпретации клинических и биохимических анализов;

· участвовать в ультразвуковом обследовании больных детей; участвовать в рентгенологическом обследовании больных детей;

· выполнять под руководством врачебного персонала лечебные и физиотерапевтические процедуры, назначаемые больным детям;

· участвовать в ночных дежурствах в больнице в качестве помощника дежурного врача-педиатра;

· участвовать в оказании первой помощи детям при состояниях угрожающих жизни, в случаях острых отравлений; знакомиться с выпиской и хранением медикаментов, организацией работы отделения и специальных кабинетов;

· ознакомиться с порядком оформления и выдачи листов по временной нетрудоспособности матерям больных детей и различной медицинской документацией;

· участвовать в производственных совещаниях;

· присутствовать на патологоанатомических вскрытиях умерших детей;

· производить санитарно-просветительскую работу по плану отделения.

Кроме этого во время производственной практики студент должен:

· ознакомиться с санитарным состоянием больницы и с ее хозяйством (бельевая, кухня, транспорт, прачечная, порядок снабжения продуктами, составление пищевой раскладки),

· с порядком приема и выписки больных (поступление, санитарная обработка, заполнение паспортной части истории болезни, оформление больничного листка, составление выписок из истории болезни и т.д.),

· с внутренним распорядком больницы (организация труда персонала, распорядок дня, обслуживание, питание больных, состояние санитарно-просветительной работы),

· с бюджетом больницы и медицинской отчетностью.

За время прохождения практики студент проводит не менее 2-х лекций или бесед с детьми и их родителями на актуальные санитарно-просветительные темы (приложение №2).

В конце цикла по педиатрии студент получает отзыв руководителя (заведующего отделением) производственной практики (приложение №5), подводит итоги производственной практики в цифровом выражении и составляет отчет о производственной практике (приложение №1).

По окончании всех циклов производственной практики студент сдает дифференцированный зачет (приложения №3, №4).

Перечень практических навыков,

которыми должен овладеть студент при прохождении производственной практики по педиатрии

Студент должен знать:

1. Основные методы диагностики заболеваний соматического профиля применяемые в клинической медицине.

2. Клинико-лабораторные и инструментальные методы обследования соматических больных.

3. Общие признаки, позволяющие заподозрить заболевания соматического профиля у детей.

4. Необходимые сведения об этиологии и патогенезе соматических заболеваний.

5. Классификацию и клинические признаки соматических заболеваний

6. Показания к углубленному специализированному обследованию детей с соматическими заболеваниями.

7. Задачи, принципы и методы организации стационарной помощи детям в Республике Беларусь.

Студент должен уметь:

1. Обследовать больного, заподозрить или выявить у него патологию соматического профиля (собрать анамнестические данные, провести объективное обследование по системам, провести клинико-лабораторные и инструментальные исследования).

2. Оценить анамнестические данные, объективное обследование, клинико-лабораторные и инструментальные обследования больного, выделить ведущие синдромы, поставить диагноз заболевания.

3. Изложить полученные при исследовании данные в истории болезни.

4. Дать прогноз развития заболевания и проводить профилактические мероприятия, способствующие выздоровлению и предупреждающие возникновение рецидивов и хронизацию болезней соматического профиля.

Студент должен выполнять:

1. Оценивать нервно-психическое развитие детей.

2. Оценивать физическое развитие у детей по сигмальным и центильным таблицам.

3. Оценивать половое развитие детей.

4. Выполнять и оценивать результаты объективного обследования (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация) всех органов и систем.

5. Выполнять и оценивать результаты определения группы крови и резус-фактора

6. Производить постановку и оценку реакции Сульковича.

7. Производить чтение и оценку рентгенограмм:

­ легких

­ сердца (расчет кардио-торакального индекса)

­ кисти (оценка костного возраста)

­ костей черепа и области турецкого седла

­ урограмм, цистограмм

8. Выполнять и производить оценку результатов

­ пробы Штанге, Генча

­ спирометрии

­ спирографии

­ пневмотахометрии

­ пикфлоуметрии

­ измерения АД на руках и на ногах

­ пробы Маслова-Шалкова

­ ЭКГ.

9. Производить оценку результатов:

­ гемограммы

· количества лейкоцитов

· лейкоцитарной формулы

· количества эритроцитов

· уровня гемоглобина

· уровня гематокрита

· количества тромбоцитов

· величины СОЭ

­ ионограммы

­ иммунограммы

­ коагулограммы

­ протеинограммы

­ гормонального спектра плазмы крови и мочи

­ биохимического исследования крови

­ ферментов печени и поджелудочной железы

­ копрограммы

­ общего анализа мочи

­ посева мочи на бактериурию

­ лейкоцитограммы мочи

­ исследования мочи по: Зимницкому, Нечипоренко, Амбурже, Каковскому-Аддису

­ клиренса эндогенного креатинина, клубочковой фильтрации

­ реакции Кумбса

­ кривой Прайс-Джонса

­ осмотической стойкости эритроцитов

­ уровня сывороточного железа

­ уровня желчных пигментов в моче

­ миелограммы

­ миелокариоцитоза костного мозга

­ первичного гемостаза

­ глюкозурии и кетонурии в моче

­ глюкозотолерантного теста

­ уровня гормонов щитовидной железы

­ скринингового исследования на фенилкетонурию

­ скринингового исследования на гипотиреоз

10. Оценивать данные УЗИ:

­ сердца

­ печени

­ желчного пузыря

­ поджелудочной железы

­ почек

­ селезенки

­ сосудов ворот печени

­ лимфоузлов

­ надпочечников

­ щитовидной железы

11. Осуществлять санацию верхних дыхательных путей у детей различного возраста

12. Проводить закрытый массаж сердца

13. Рассчитывать дозу сердечных гликозидов

14. Выполнять фракционное исследование желудочного сока и оценивать его результаты

15. Выполнять дуоденальное зондирование и оценивать его результаты

16. Подготавливать больного к:

­ урологическому обследованию

­ инструментальному обследованию ЖКТ

17. Определять объем кала у детей раннего возраста

18. Проводить уреазный тест

19. Проводить расчет питания у детей, находящихся на:

­ энтеральном питании

­ парентеральном питании

20. Составлять меню детям с хроническими расстройствами питания

21. Составлять инфузионные программы у детей с:

­ эксикозом и токсикозом

­ сердечной и дыхательной недостаточностью

­ у детей, находящихся на парентеральном питании

22. Расчитывать дозу железа для парентерального и энтерального применения

23. Расчитывать дозу криопреципитата, VIII и IX факторов свертывания крови

24. Составлять меню для больных сахарным диабетом с использованием хлебных единиц

25. Дозирование и введение инсулина специальными приспособлениями

26. Осуществлять уход за новорожденным ( обработка слизистой полости рта, пеленание детей, обработка пуповины, обработка пупочной ранки, первичный туалет новорожденного)

27. Оценивать новорожденного по шкале Апгар

28. Оценивать новорожденного по шкале Сильвермана

29. Оценивать пенный тест (проба Клеменса)

30. Рассчитывать объем питания новорожденным

31. Методикой сцеживания молока из груди матери

32. Методикой пастеризации грудного молока

33. Проведением санации верхних дыхательных путей у новорожденного

34. Методикой проведения искусственной вентиляции легких у новорожденного

35. Методикой проведения лаважа трахеобронхиального дерева

36. Методикой проведения закрытого массажа сердца

37. Методикой оценки физиологических рефлексов новорожденных

38. Методикой пользования кювезами

39. Методикой проведения кислородной палаткой

40. Методикой использования спонтанного дыхания под повышенным давлением выдоху (СДППД)

41. Катетеризацией вены пуповины

42. Использованием инфузатора-дозатора в неонатологии

43. Выписывать учебные рецепты по темам практических занятий


Список приложений по педиатрии

Приложение №1

ДНЕВНИК

ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (образец).

(см. на стр. 21)

Приложение №2

отчет

о производственной практике по педиатрии

студента 5 курса педиатрического факультета

Ф.И.О. студента

группы

работающего на базе

с __________________ 200

по ___________________ 200

1. Всего курируемых больных детей (в том числе кол-во больных

по нозологическим формам на отдельном листе)

· кардиоревматологического профиля

· гастроэнтерологического профиля

· пульмонологического профиля

· нефрологического профиля

· гематологического профиля

· аллергологического профиля

· других

2. Заполнено историй болезни

3. Проведено приемов в приемном покое больницы

4. Количество дежурств по детскому отделению

5. Сделано докладов о дежурствах

6. Присутствие на клинических и патологоанатомических

конференциях

7. Участие в:

· эндоскопическое исследование органов желудочно-кишечного

тракта:

· ультразвуковом исследовании внутренних органов

· ЭхоКГ обследовании детей

· экскреторной урографии

· микционной цистографии

·

·

·

8. Участие в проведении физиотерапевтических процедур

больным (каких и сколько)

9. Работа в кабинете функциональной диагностики:

· проведено ЭКГ исследований с их

расшифровкой

· проведено проб Маслова-Шалкова,

· проведено проб с велоэргометрией

· проведено спирографий с их расшифровкой

· выполнено фармакологических проб (каких)

10. Расчет питания и оформление листов питания ребенку грудного

возраста (кол-во детей)

11. Оказание неотложной помощи при:

· гипертермическом и судорожном синдромах

· ларингоспазме и бронхиальной астме

· нарушениях ритма сердца, обморочных состояниях

· отравлениях

·

12. Измерение артериального давления:

· на руках

· на ногах

13. Выполнено внутривенных капельных введений растворов

14. Выполнено зондирований (забор желудочного содержимого и

фракционное дуоденальное зондирование)

15. Проведено интерпретаций:

· клинических анализов (общий анализ крови, мочи)

· показателей биохимических анализов

· коагулограмм

· иммунограмм

· рентгенограмм

·

·

16. Присутствие на вскрытии (сколько, указать клинические и

патологоанатомические диагнозы)

17. Проведено бесед среди больных (с указанием тем)

18. Прочие процедуры и исследования

Замечания, пожелания студента по производственной практике:

« ___» ________________ 200__ г _________________

подпись студента

Приложение №3

Примерный перечень тем бесед и лекций

по санитарно-просветительной работе

среди детей и их родителей

1. Личная гигиена ребенка.

2. Режим дня ребенка дошкольного возраста.

3. Режим дня ребенка школьного возраста.

4. Профилактика глистных инвазий у детей.

5. Вредные привычки (курение, алкоголизм и др.) и их последствия.

6. Профилактика ожирения.

7. Элементы утреннего туалета больного ребенка.

8. Продукты питания, разрешенные для передачи стационарному больному.

9. Питание детей с анемиями.

10. Питание детей с заболеваниями почек.

11. Вопросы питания при хронических гастродуоденитах.

12. Питание детей при пищевой аллергии.

13. Особенности ухода и воспитания ребенка с эксудативно-катаральным диатезом.

14. Уход и наблюдение за детьми с энурезом.

15. Уход и наблюдение за ребенком с высокой температурой тела.

16. О вреде самолечения в детской практике.

17. Тактика родителей при болях в животе.

18. Тактика родителей при геморрагическом синдроме у ребенка (кровотечение, геморрагическая сыпь).

19. Уход за больным ребенком. Общие положения.

20. Здоровый образ жизни, как залог крепкого здоровья.

Приложение №4

Перечень вопросов для сдачи зачета по

производственной практике студентами 5 курса педиатрического факультета по оказанию стационарной помощи детям

1. Клинические формы пиелонефрита у детей раннего возраста. Диагностическая и лечебная тактика.

2. Классификация и лечение пиелонефрита у детей.

3. Клинические формы гломерулонефритов у детей и их лечение.

4. Лечение острой почечной недостаточности.

5. Лечебная тактика при хронической почечной недостаточности.

6. Диагностика врожденных пороков сердца.

7. Классификация и лечебная тактика при ревматизме.

8. Дифференциальный диагноз гипертензионных состояний у детей.

9. Лечение острой сосудистой недостаточности у детей.

10. Классификация и лечение сердечной недостаточности у детей.

11. Лечение обструктивного синдрома.

12. Терапия бронхитов у детей.

13. Клинические формы пневмоний у детей раннего возраста.

14. Лечение острых пневмоний у детей старшего возраста.

15. Лечение бронхиальной астмы. Оформление диагноза.

16. Лечебная тактика при отеке легких.

17. Классификация дыхательной недостаточности. Лечение.

18. Классификация и лечение рахита у детей.

19. Лечение железодефицитных анемий у детей.

20. Диагностические признаки гемолитических анемий. Лечебная тактика при гемолитическом кризе.

21. Диагностика и лечение тромбоцитопений.

22. Лечебная и диагностическая тактика при геморрагическом васкулите.

23. Оказание помощи ребенку с гемофилией.

24. Диагностика лейкозов у детей. Основные синдромы, характерные для острых лейкозов у детей.

25. Классификация и лечебная тактика при синдроме ДВС у детей.

26. Подбор диеты при гастритах.

27. Диагностика и лечение язвенной болезни у детей.

28. Клинические формы дискинезий желчевыводящих путей у детей и лечебная тактика.

29. Лечение сахарного диабета.

30. Лечебная тактика при выведении ребенка из гипергликемической комы.

31. Лечение гипогликемической комы.

32. Показатели «насыщения» и осложнения глюкокортикоидной терапии. Профилактика осложнений.

33. Лечебная тактика при острой надпочечниковой недостаточности.

34. Неотложная помощь при гипертермическом синдроме.

35. Неотложная помощь при судорожном синдроме.

Приложение №5

Перечень основных приказов по оказанию стационарной помощи

детям, рекомендуемых к изучению по педиатрии

1. Приказ МЗ СССР № 288 от 1976г по санэпидрежиму в лечебных учреждениях.

2. Приказ МЗ СССР №440 от 20 апреля 1983г «О дополнительных мерах по совершенствованию медицинской помощи новорожденным детям».

3. Приказ МЗ РБ №179 от 4 ноября 1987г «Ведение учета, регистрации и анализа ВБИ в ЛПУ».

4. Приказ МЗ РБ №177 от 23 сентября 1992г «Об организации медицинской помощи детям с бронхолегочными заболеваниями неспецифической этиологии».

5. Приказ №66 МЗ РБ то 02.04.93г. «О мерах по снижению заболеваемости вирусными гепатитами в РБ».

6. Приказ №106 МЗ РБ от 11.08.1994г «О мерах по совершенствованию профилактики внутрибольничных инфекций».

7. Приказ №654 МЗ СССР от 13.12.1994г «О совершенствовании системы учета отдельных инфекционных и паразитарных заболеваний».

8. Приказ №02 МЗ РБ от 10.01.94г. «О мерах по совершенствованию профилактики столбняка»

9. Приказ №74 МЗ РБ от 08.04.94г. «О мерах по профилактике заболеваемости брюшным тифом и паратифами в РБ»

10. Сборник нормативных документов по профилактике ВИЧ/СПИД №317а от 10 июля 1995г.

11. Приказ №178 МЗ РБ от 21.12.1995г «О профилактике внутрибольничных гнойно-воспалительных заболеваний у новорожденных и родильниц».

12. Приказ УОЗ №423 от 2 декабря 1998г «О мерах по усилению контроля за рациональным использованием лекарственных средств в стационаре».

13. Приказ №240 МЗ РБ от 1999г «О мерах по совершенствованию профилактики ОКИ».

14. Приказ №165 МЗ РБ от 25 ноября 2002г «О проведении дезинфекции и стерилизации в лечебно-профилактических учреждениях».

Приложение №6

отзыв

руководителя производственной практики по педиатрии

( зав. отделением)

Оценка за производственную практику

Подпись ответственного за практику

Подпись зав. отделением

Подпись ассистента-руководителя

« ____» ______________ 200__ г


П Р О Г Р А М М А

производственной практики по детской хирургии

Производственная практика по детской хирургии студентов 5-го курса проводится после окончания весенней экзаменационной сессии в июне - июле месяце (16 рабочих дней). Студенты работают в качестве помощника врача в хирургических отделениях областных, городских и районных лечебно-профилактических учреждений. Общее руководство практикой осуществляют сотрудники кафедр хирургических болезней.

Цель производственной практики – проверка и закрепление знаний, полученных студентами при изучении детской хирургии, дальнейшее углубление и совершенствование практических навыков, ознакомление с организацией оказания хирургической помощи населению, ведением медицинской документации, отчетностью, проведение санитарно-просветительной работы.

Для этого студент ежедневно (6 часов) работает в стационаре, несет 2 суточных дежурства в хирургическом отделении.

Студент должен закрепить полученные знания и диагностические навыки, методики обследования больных, уметь назначить лечебные препараты, обосновать показания к оперативному лечению, а также грамотно вести медицинскую документацию.

Помимо лечебной работы, студент должен принимать участие в санитарно-просветительных и профилактических мероприятиях, в производственных совещаниях, научно-практических и клинико-анатомических конференциях больницы.

Студент должен освоить принципы деонтологии:

а) чуткое и внимательное отношение к больным и его родственникам;

б) внушать больным уверенность в выздоровлении и благоприятном исходе заболевания;

в) строго соблюдать принципы профессиональной этики и правильно строить взаимоотношения с персоналом медицинского учреждения.

Студент обязан прочитать 2 лекции для населения на актуальные санитарно-просветительные темы по хирургии.

В период практики студент должен ознакомиться с санитарным состоянием больницы и её хозяйством, порядком приема и выписки больных (поступление, санитарная обработка, заполнение паспортной части истории болезни, оформление больничного листа, составление выписок из истории болезни), внутренним распорядком больницы и медицинской отчетностью.

Частные вопросы производственной практики по хирургии

В хирургическом отделении студент знакомится с организацией работы всего хирургического блока.

Он работает в качестве помощника ординатора, ведет 5-8 больных, делает ежедневный обход своих больных. Под руководством врача выполняет перевязки и производит хирургические манипуляции (блокады, пункции и др.), активно участвует во всех срочных и экстренных оперативных вмешательствах (при ущемленной грыже, кишечной непроходимости, остром аппендиците, перитоните, кровотечении, ранениях и т.д.), принимает участие во вправлении вывихов, репонировании переломов, наложении скелетного вытяжения, гипсовых повязок, проведении плановых оперативных вмешательств. Студент несет 2 суточных дежурства по хирургическому отделению под руководством дежурного врача. На утренней конференции дежурный студент отчитывается за дежурство в присутствии врачей и студентов.

Все манипуляции больным студенты выполняют под контролем врача. Листы назначений больным обязательно согласовываются с лечащим врачом. Во время ночных дежурств студент участвует в неотложных и срочных операциях. Особое внимание обращается на определение показаний к операциям и объему хирургического вмешательства, проведению предоперационной подготовки, а также ведению послеоперационного периода.

Студенты проводят санитарно-просветительную работу по плану отделения.

Во время оперативных вмешательств студент помогает в проведении внутривенного, масочного и эндотрахеального наркоза. Под руководством врача выполняет операции, преимущественно по малой хирургии (вскрытие гнойников, хирургическая обработка ран, удаление поверхностно расположенных доброкачественных опухолей), участвует в операциях в качестве ассистента.

Все студенты ежедневно представляют заведующему отделением – руководителю производственной практики дневники для контроля и подписи за предыдущий день работы. В дневнике должна быть кратко отражена вся работа студента на практике за день.


Перечень практических навыков, которые должны быть

освоены при прохождении производственной практики

по детской хирургии.

Студент должен знать:

1. Организацию работы приемного и хирургического отделений, функциональные обязанности сотрудников.

2. Правила приема и документация при госпитализации больных.

3. Основные методы диагностики заболеваний хирургического профиля и их применение в клинической медицине.

4. Клинико-лабораторные и инструментальные методы обследования хирургического больных.

5. Необходимые сведения об этиологии и патогенезе хирургических заболеваний

6. Классификацию и клинические признаки хирургических заболеваний.

7. Показания к специальным методам обследованию детей с хирургических заболеваниями.

8. Методику и стандарты обследования ребенка с острыми хирургическими заболеваниями (острый аппендицит, кишечная непроходимость, гнойно-воспалительные заболевания мягких тканей, остеомиелит, кровотечение из пищеварительного тракта).

9. Методику и стандарты обследования ребенка с урологическими заболеваниями (крипторхизм, водянка яичка, варикоцеле, пузырно-мочеточниковый рефлюкс, гидронефроз, синдром отечной и гиперемированной мошонки).

10. Методику и стандарты обследования больного при подозрении на врожденные пороки развития (кишечная непроходимость, атрезия пищевода, диафрагмальная грыжа, пилоростенозе, аноректальных пороках).

11. Методику и стандарты обследования ребенка при заболеваниях толстого кишечника (болезнь Гиршспрунга, полипы, трещины, геморрой и др.), доброкачественными новообразованиями (гемангиомами, лимфангиомами) и при подозрении на злокачественные новообразования.

12. Методику обследования больного с острыми нарушениями дыхания, методы оживления организма (восстановление проходимости дыхательных путей, искусственная вентиляция легких, непрямой массаж сердца).

13. .Показания, технику и методику выполнения внутривенной урографии, микционной цистографии, консервативной дезинвагинации, паранефральной, пресакральной блокад, ирригоскопии при подозрении на болезнь Гиршспрунга, плевральной пункции, дренирования плевральной полости для постоянной ее аспирации (водоструйный отсос, электроотсос, дренаж по Бюллау).

14. Показания и расчет предоперационной подготовки при перитоните, противошоковой терапии при ожоговом шоке.

Студент должен уметь:

1. Обследовать больного с предполагаемой хирургической патологией (собрать анамнез, провести объективное обследование по системам, оценить имеющиеся данные клинико-лабораторных и инструментальных исследований).

2. Выделить ведущие синдромы, поставить предварительный диагноз заболевания.

3. Изложить полученные при исследовании данные в истории болезни.

4. Определить объем и характер дополнительных клинико-лабораторных и инструментальных методов исследования, оценить полученные результаты.

5. Сформулировать показания к оперативному лечению.

6. Обосновать и назначить соответствующее выявленной патологии лечение.

7. Определить группу крови.

8. Выполнить пробы, необходимые при переливании компонентов крови.

9. Произвести внутривенное введение лекарственных препаратов.

10. Поставить зонд в желудок, произвести промывание желудка.

11. Выполнить сифонную клизму.

12. Определить глубину и площадь ожога.

13. Произвести пальцевое исследование прямой кишки, осмотр её в зеркалах.

14. Определить наличие свободной жидкости в плевральной и брюшной полостях.

15. Наложить мягкую бинтовую повязку на различные участки тела.

16. Наложить окклюзионную повязку при открытом пневмотораксе.

17. Катетеризировать мочевой пузырь, произвести инстилляцию лекарственных средств в мочевой пузырь.

18. Произвести временную остановку артериального кровотечения.

19. Провести первичную сердечно-легочную реанимацию.

20. Выполнить перевязку послеоперационной раны, снять швы.

21. Вскрыть и дренировать гнойник, осуществлять перевязки инфицированных и гнойных ран.

22. Произвести первичную хирургическую обработку раны, ожоговой поверхности.

23. Оказать первую помощь при химических ожогах пищевода, термических ожогах, отморожениях.

24. Оказать первую помощь при укусах змей, клещей.

25. Сделать доклад на утренней конференции.

МЕТОДИКА ПРИОБРЕТЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

1. Ежедневно в стационаре студент обязан самостоятельно осмотреть курируемых и вновь поступивших больных, провести полное объективное обследование, оценить состояние больных, динамику течения заболевания у курируемых пациентов. Изучить и дать оценку имеющимся патологическим изменениям. Провести анализ клинико-лабораторных данных и дать оценку выявленным нарушениям.

2. Наметить план дальнейшего лечения больных, изменения в медикаментозном и физиотерапевтическом лечении. Рассчитать дозы лекарственных препаратов. Определить объем и характер необходимых дополнительных клинико-лабораторных и специальных исследований.

3. Определить показания к оперативному лечению.

4. Во время обхода доложить лечащему врачу о состоянии больных, динамике течения заболевания, выявленных изменениях в лабораторных данных и результатах специальных методов, планируемых дополнительных методах обследования, наличии или отсутствии показаний к оперативному лечению, выявленных противопоказаниях.

5. Под контролем лечащего врача и зав. отделением оформить результаты осмотра и совместного обхода в истории болезни.

6. Принимать участие в проведении всех дополнительных методов исследования.

7. Под контролем лечащего врача осуществлять все требующиеся больному процедуры (определение группы крови, проведение инфузионной терапии, перевязки и т.д.) и оформлять всю необходимую документацию.

8. Помогать лечащему врачу во время выполнения оперативных вмешательств, работая в качестве ассистента.

9. Участвовать совместно с врачом-рентгенологом, врачом УЗИ и врачом - эндоскопистом в оценке результатов исследования.

10. Во время дежурства принимать участие в осмотре больных, поступающих в отделение, собирать эпидемиологический анамнез, оформлять результаты в истории болезни. Совместно с дежурным врачом выполнять все необходимые дополнительные методы исследования, осуществлять анализ полученных результатов. Проводить динамическое наблюдение за пациентами с экстренной хирургической патологией. Принимать участие во всех хирургических манипуляциях, выполняемых по дежурству. Оказывать неотложную врачебную помощь.

Список приложений по детской хирургии.

Приложение №1

Дневник производственной практики

Дневник производственной практики – официальный документ, который каждый студент, прошедший практику, обязан представить по окончании практики.

Без дневника практика не может быть зачтена. Дневник должен быть содержательным, давать представление не только об объеме работы студента, но и его знаниях, способности использовать их на практике. По дневнику создается суждение о выполнении студентом программы производственной практики, о качестве руководства её на местах. Кроме того, дневник содержит характеристику студента, составленную врачами – руководителями практики.

Оформление и ведение дневника производственной практики осуществляется согласно установленному образцу.

Дневник кратко по дням отражает всю работу студента. Необходимо указывать, какую работу студент лично выполнил, каких больных курировал с указанием диагноза, приводятся сведения о выполненных операциях, манипуляциях и процедурах, участие в клинико-анатомических, научно-производственных конференциях. Здесь же необходимо отразить темы проведенных бесед и лекций с пациентами. Дневник ежедневно подписывается руководителем практики (зав. отделением). В конце цикла по хирургии студент подводит итоги производственной практики в цифровом выражении и на основании дневника составляет отчет о производственной практике (по установленной форме). По окончании всех циклов производственной практике студент сдает дифференцированный зачет.

ДНЕВНИК

ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (образец).

Осмотрено поступивших больных в отделении

Дата

ФИО

Диагноз

Что сделано

1. Курация больных

2. Осмотры поступивших больных

3. Освоены практические навыки

4. Другие виды деятельности

5. Дежурство в стационаре

Примечания:

· в графе «Что сделано» указываются все виды процедур, которые студент выполнил у данного больного. Например: «Выполнены внутривенные трансфузии», «Выполнена перевязка», «Сняты шва с послеоперационной раны», «Выполнена катетеризация мочевого пузыря» и т.д.

· В разделе «Другие виды деятельности» указывается, что конкретно выполнялось во время дежурства или рабочего дня. Например: Присутствовал во время операции, ассистировал на операции, оказал помощь при гипертермическом синдроме, принимал участие в вечернем обходе, осмотр тяжелых больных и т.д.

Приложение №2

отчет

о производственной практике по детской хирургии

студента 5 курса педиатрического факультета

Ф.И.О. студента

Группа

База практики

с __________________ 200

по ___________________ 200

1. Всего курируемых больных детей (в том числе кол-во больных

по нозологическим формам на отдельном листе)

2. Заполнено историй болезни

3. Проведено приемов в приемном покое больницы

4. Количество дежурств по хирургическому отделению

5. Сделано докладов о дежурствах

6. Присутствие на клинических и патологоанатомических

конференциях

7. Участие в:

· эндоскопическое исследование органов желудочно-кишечного

тракта:

· УЗИ внутренних органов

· экскреторной урографии

· микционной цистографии

· ПХО ран

· Определение группы крови

· Участие в переливание препаратов крови

· Выполнении плевральной пункции

· Дренировании плевральной полости

· Бронхоскопии

· Санации трахеобронхиального дерева

· Бужировании пищевода

·

·

8. Участие в оперативных вмешательствах (перечень на отдельном листе):

Выполнил самостоятельно

Ассистировал

9. Выполнил самостоятельно:

· Катетеризация мочевого пузыря

· Инстилляции лекарственных средств в мочевой пузырь

· Перевязки

· Снятие швов с послеоперационных ран

· Определение группы крови

· Промывание желудка

· Ректальное исследование

· Санация трахеобронхиального дерева

10. Расчет питания и оформление листов питания ребенку грудного

возраста (кол-во детей)

11. Оказание неотложной помощи при:

· гипертермическом и судорожном синдромах

· ларингоспазме и бронхиальной астме

· ожогах

· отравлениях

·

12. Проведено расчетов инфузионной терапии:

· При перитоните

· Ожоговом шоке

· Других состояниях

13. Выполнено внутривенных капельных введений растворов

14. Проведено интерпретаций:

· клинических анализов (общий анализ крови, мочи)

· показателей биохимических анализов

· коагулограмм

· иммунограмм

· рентгенограмм

·

·

15. Присутствие на вскрытии (сколько, указать клинические и

патологоанатомические диагнозы)

16. Проведено бесед среди больных (с указанием тем)

17. Прочие процедуры и исследования

Замечания, пожелания студента по производственной практике:

« ___» ________________ 200__ г _________________

подпись студента

Приложение №3

ОТЗЫВ

руководителя производственной практики по детской хирургии

(зав. отделением)

Оценка за производственную практику

Подпись ответственного за практику

Подпись зав. отделением

Подпись ассистента-руководителя

« ____» ______________ 200__ г

Приложение № 4.

ВОПРОСЫ

К ЗАЧЕТУ ПО ДЕТСКОЙ ХИРУРГИИ ПО ЛЕТНЕЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ.

1. Показания и противопоказания к переливанию компонентов крови.

2. Правила переливания компонентов крови.

3. Врожденные диафрагмальные грыжи: этиология, патогенез, классификация, диагностика и лечение.

4. Эмбриональные пуповинные грыжи: эмбриогенез, классификация, клиника, диагностика, способы лечения.

5. Острые деструктивные пневмонии (ОДП), легочные формы (буллы и абсцесс легкого). Причины, клиника, диагностика и способы лечения.

6. Легочно-плевральная форма ОДП (пиопневмоторакс): причины, клиника, диагностика, способы лечения.

7. Легочно-плевральная форма ОДП (эмпиема плевры): клиника, диагностика, лечение в зависимости от возраста детей.

8. Легочно-плевральная форма ОДП (пневмоторакс): причины, классификация, клиника, диагностика, способы лечения.

9. Методы дренирования плевральной полости. Способы ликвидации легочно-плевральных свищей.

10. Врожденный пилоростеноз. Этиология, патогенез, клинические проявления, способы диагностики, дифференциальная диагностика, лечение.

11. Высокая врожденная острая кишечная непроходимость, причины, патогенез, клиника, способы диагностики и лечения.

12. Низкая врожденная кишечная непроходимость, причины, уровень локализации, клиника, способы диагностики и лечение.

13. Аномалии развития желточного протока. Клиника, диагностика, лечение.

14. Аномалии развития урахуса. Клиника, диагностика, лечение.

15. Химические ожоги пищевода. Клиника, диагностика, лечение.

16. Острый аппендицит у детей до 3–х лет. Клиника, диагностика, лечение.

17. Острый аппендицит у детей старшего возраста. Клиника, диагностика, лечение.

18. Перитонит. Классификация. Клиника, диагностика, лечение.

19. Предоперационная подготовка при перитоните.

20. Предоперационная подготовка при острой кишечной непроходимости.

21. Врожденный пилоростеноз. Клиника, диагностика, лечение.

22. Спаечная кишечная непроходимость. Клиника, диагностика, объем и сроки консервативного лечения. Показания и методы оперативного лечения.

23. Динамическая кишечная непроходимость. Клиника, диагностика, лечение.

24. Инвагинация кишечника. Клиника, диагностика, лечение.

25. Термические ожоги. Определение глубины и площади ожога. Первая помощь.

26. Лечение больных в стадии ожогового шока. Расчет инфузионной терапии.

27. Крипторхизм. Диагностика. Сроки оперативного лечения.

28. Гидроцеле. Клиника, диагностика, лечение.

29. Варикоцеле. Клиника, диагностика, лечение.

30. Синдром отёчной и гиперемированной мошонки.

31. Острый гематогенный метаэпифизарный остеомиелит. Клиника, диагностика, лечение.

32. Острый гематогенный метадиафизарный остеомиелит. Клиника, диагностика, лечение.

33. Пиодермии. Клиника, диагностика, лечение.

34. Кровотечения из верхних отделов пищеварительного тракта. Клиника, диагностика, лечение.

35. Кровотечения из нижних отделов пищеварительного тракта. Клиника, диагностика, лечение.

Приложение №5.

Примерный перечень тем бесед и лекций

по санитарно-просветительной работе

среди детей и их родителей

1. Профилактика ожогов у детей.

2. Вредные привычки (курение, алкоголизм и др.) и их последствия.

3. Боль в животе у детей.

4. Профилактика детского травматизма.

5. Профилактика гнойничковых заболеваний у новорожденных.

6. Уход за детьми с недержанием кала.

7. Расстройства мочеиспускания у детей.

8. Инфекции, передающиеся половым путем.

9. Первая помощь при ожогах.

10. Первая помощь при отравления.

11. Первая помощь при повреждениях опорно-двигательного аппарата.