Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 13

 

Поиск            

 

3. 1 Общие требования к изложению текста

 

             

3. 1 Общие требования к изложению текста

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………

4

1 ВИДЫ И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ…….......

5

2 СТРУКТУРА ТЕКСТОВЫХ ДОКУМЕНТОВ. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ….………………...

7

3 ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ТЕКСТОВОГО ДОКУМЕНТА

10

3.1 Общие требования к изложению текста……………………………

10

3.2 Деление текста и оформление заголовков………………………….

11

3.3 Оформление перечислений………………………………………….

13

3.4 Оформление таблиц………………………………………………….

13

3.5 Оформление формул…………………………………………………

20

3.6 Оформление ссылок………………………………………………….

21

3.7 Оформление сносок………………………………………………….

23

3.8 Оформление примечаний и примеров……………………………...

23

3.9 Использование сокращений…………………………………………

24

3.10 Условные обозначения, изображения и знаки……………………

25

3.11 Единицы величин и числовые значения…………………………..

25

3.12 Нумерация страниц текстового документа……………………….

28

4 ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ГРАФИЧЕСКИХ

МАТЕРИАЛОВ………………………………………………..................

28

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………...

31

Приложение А. Форма титульного листа текстового документа…….

32

Приложение Б. Форма задания на курсовую работу (проект)………..

35

Приложение В. Пример оформления текстового документа ………...

36

Приложение Г. Примеры библиографических описаний…………….

37

Приложение Д. Образец штампа для графических материалов……...

39

ВВЕДЕНИЕ

В период своего обучения в стенах высшего образовательного учреждения студенту приходится выполнять множество отчетов по результатам самостоятельной работы в виде ов, курсовых работ и проектов, отчетов по практикам, выпускных квалификационных работ. Дисциплина, по которой выполняется работа, тема и содержание могут быть самыми разнообразными, впрочем, как и форма представления, а также защиты этой работы. На каждой кафедре разработаны и рекомендованы к использованию методические указания к выполнению того или иного вида самостоятельной работы студента. Отчеты по различным видам работ могут быть представлены в виде текстовых документов, графических материалов, презентаций и т. д. Это зависит от установленных требований кафедры и преподавателей, принимающих отчет. Но есть общие требования к текстовым и графическим документам, которые регламентируются национальными и межгосударственными стандартами и призваны вносить четкость, ясность в документ, единообразие структуры и структурных элементов.

Данные методические рекомендации разработаны на основе положений ГОСТ 2.105-95 «Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам», ГОСТ 2.106-96 «Единая система конструкторской документации. Текстовые документы» и содержат ссылки на ряд других нормативных документов, с которыми студенты могут ознакомиться самостоятельно.

Настоящие методические указания предназначены для студентов дневной и заочной форм обучения, начиная с первого курса. Представленный в пособии материал, приложения, примеры позволят студентам самостоятельно оформить любой отчет, пояснительную записку к курсовой работе или проекту, выпускной квалификационной работе. Методические указания рекомендуются для студентов специальности «Сервис» специализации «Экспертиза качества и сертификация услуг и работ», но могут быть полезны и студентам других специализаций и специальностей при выполнении письменных работ по дисциплинам кафедры стандартизации, сертификации и экспертизы качества Омского государственного института сервиса.

1 ВИДЫ И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

К учебной документации, оформляемой студентами высших учебных заведений, относятся такие виды письменных отчетов по результатам их самостоятельной работы, как ы, контрольные и курсовые работы, курсовые проекты, выпускные квалификационные работы (дипломные работы и проекты).

Написание а – вид самостоятельной работы студента, который заключается в изучении литературы по заданной теме, научной проблемы и т.п. и краткое изложение в письменном виде полученных результатов научных исследований, аналитического (или литературного) обзора. Зачастую ы пишутся по гуманитарным наукам, где требуется изучить множество учебников, статей, монографий, пособий по данной теме, проанализировать их и только затем изложить на бумаге основные мысли и выводы. При написании а работают с несколькими литературными источниками, поэтому необходимо сразу составлять список используемой литературы, а в тексте реферата указывать ссылки на неё. Цитаты из книг, статей, учебников должны быть взяты в кавычки. Аналогично поступают, готовя письменный доклад. Объем реферата или письменного доклада может быть различным в зависимости от темы, а также требований преподавателя и кафедры. В основном объем реферата не должен превышать 20 страниц печатного текста, но могут быть исключения.

ом также называют краткое изложение одного документа, печатного издания или неопубликованной работы (от 500 до 2500 знаков). По у (аннотации) можно быстро определить, нужно ли изучать данный источник информации в полном объеме или к рассматриваемой проблеме он не относится. О е, как о структурном элементе текстового документа, будет изложено в разделе 2 данных методических рекомендаций.

Одним из видов самостоятельной работы студента (в большей степени это относится к студентам, обучающимся по заочной форме) является выполнение контрольной работы. Письменная выполняется на определенную тему по конкретной дисциплине в соответствии с учебным планом и рабочей программой дисциплины и является формой контроля знаний студента, наряду с зачетом или экзаменом. Контрольная работа выполняется, как правило, после изучения всего курса и служит для закрепления и углубления знаний студента, подтверждения его умения пользоваться специальной литературой. При выполнении контрольной работы необходимо пользоваться методическими указаниями, рекомендуемыми кафедрой, изданными в печатном виде или размещенными на образовательном портале Омского государственного института сервиса в разделе, соответствующем специализации студента и дисциплины.

– неотъемлемая часть учебного процесса на любой специальности. – это самостоятельное, творческое решение какой-либо задачи прикладного или научно-исследовательского характера. За период обучения студентом может быть выполнено несколько курсовых работ по разным дисциплинам, в зависимости от требований учебного плана специальности и специализации. Выполнение курсовой работы базируется на знании теоретического материала данной дисциплины, специальной литературы, нормативной и технической документации. Студент в рамках курсовой работы должен не только выполнить задание, оформить результаты, но и проанализировать их, дать рекомендации по их использованию и совершенствованию. В связи с этим, курсовые работы выполняются, как правило, не ранее, чем со второго курса обучения. Тематика курсовой работы по дисциплине, а также методические указания к её выполнению разрабатываются преподавателями кафедры, за которой закреплена данная дисциплина. Так, например, учебным планом специализации «Экспертиза качества и сертификация услуг и работ» предусмотрено выполнение трех курсовых работ по дисциплинам: «Материаловедение», «Технологические процессы в сервисе» и «Особенности обеспечения качества объектов сервиса». Требования к курсовой работе, к поставленным в ней задачам, намного выше и серьёзнее, чем к контрольной работе или написанию а; оценивается не только по результатам выполненного задания и оформленной пояснительной записки (а если требуется, то и графического материала), но и защиты студентом своих идей и выводов. Общий объем курсовой работы, как правило, составляет 25-30 страниц печатного текста, оформленного в соответствии с предъявляемыми ниже требованиями.

Курсовой проект – следующая, более сложная ступень в иерархии самостоятельной работы студентов. Как правило, выполняются проекты на старших курсах (четвертый, пятый или шестой). Курсовой проект предусматривает разработку студентом какого-либо проектного решения на базе имеющихся теоретических знаний и практических навыков, при этом используются знания по ряду предшествующих (обеспечивающих) дисциплин. Очень часто курсовые проекты ложатся в основу выпускных квалификационных работ. При выполнении проектов определенной тематики студентами могут широко применяться системы автоматизированного проектирования. Также как и курсовые работы, курсовые проекты выполняются в соответствии с утвержденным графиком, а оцениваются по результатам защиты и предоставлением пояснительной записки и графического материала. Общий объем пояснительной записки курсового проекта обычно составляет от 30 до 40 страниц печатного текста.

Выпускная квалификационная работа (ВКР) является последней и самой серьёзной самостоятельной работой студента. На её выполнение в соответствии с графиком учебного процесса отводится несколько месяцев, но, как правило, работа по теме ВКР начинается задолго до официального графика. Тематика работ может носить как прикладной, так и научно-инновационный характер, причем студент сам выбирает тему по согласованию со своим руководителем, в зависимости от своих знаний, умений, наклонностей. Выпускная квалификационная работа состоит из пояснительной записки и графической части. В некоторых случаях в зависимости от темы ВКР и её содержания графическая часть заменяется презентацией или другими видами наглядной информации. Общий объем пояснительной записки ВКР составляет 90-100 страниц печатного текста (без приложений), графическая часть может содержать до 10 листов стандартного формата. В соответствии с установленными в ОГИС требованиями, студенты обязаны сдать в архив подлинник своей дипломной работы (или проекта) и электронную версию на лазерном диске типа CD-R. Более подробная информация о тематике и содержании ВКР находится в методических рекомендациях по выполнению выпускных квалификационных работ.

2 СТРУКТУРА ТЕКСТОВЫХ ДОКУМЕНТОВ. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ

Любые виды письменных работ студентов, представляющие собой текстовые документы или графические материалы должны оформляться в соответствии требованиями, установленными в ГОСТ 2.105, ГОСТ 2.106 и другой нормативной документации. Тексты а, пояснительной записки курсовой работы или проекта, выпускной квалификационной работы должны иметь единую структуру.

Структурными элементами текстовой документации являются:

− титульный лист;

− задание на работу (проект);

− ;

− содержание;

− введение;

− основная часть;

− заключение;

− список литературы;

− приложения.

Титульный лист любой письменной работы содержит информацию о виде работы, дисциплине, по которой она выполняется, теме и др. Образцы титульных листов а, курсовой работы (проекта), выпускной квалификационной работы приведены в приложении А.

Задание – вторая страница письменной работы. Задание на работу (проект) выдается кафедрой, на которой читается дисциплина. Для а или контрольной работы лист задания, как правило, не оформляется. Пример задания представлен в приложении Б.

или аннотация отражает основное содержание текстового документа. В нем должны излагаться краткие сведения о выполненной работе (проекте). Изложение материала в е должно быть кратким и точным. Следует употреблять синтаксические конструкции, свойст­венные языку научных и технических документов, избегать сложных грамматических оборотов.

(аннотация) состоит из текста аннотации и сведений об объеме текстового документа, в т. ч. о количестве рисунков и таблиц, и объеме графической части. Средний объем аннотации – 500 печатных знаков. Текст аннотации включает в себя:

− основную часть, раскрывающую сущность и содержащую конкретные сведения о выполненной работе;

− краткие выводы об особенностях, эффективности, возможности и области применения результатов выполненной работы.

В е должны быть представлены ключевые слова, отражаю-щие суть работы. Ключевые слова обычно выделяют из основного текста курсивом.

Содержание включает введение, наименование всех разделов, подразделов, пунктов (если они имеют наименование), заключение, список литературы и приложения с указанием номеров страниц, с которых они начинаются.

Заглавием должно быть слово «Содержание», написанное, на отдельной строке.

Введение должно кратко характеризовать тему работы (проекта) и ее (его) цель. Во введении должны быть доказаны актуальность и новизна темы.

Заглавием должно быть слово «Введение», написанное на отдельной строке. В зависимости от вида учебной документации, дисциплины и темы работы объем введения должен составлять 1-2 страницы печатного текста.

Основная часть текстового документа должна содержать данные, отражающие сущность, методику и основные результаты выполненной работы в соответствии с темой и методическими указаниями по курсовым работам, проектам и выпускной квалификационной работе.

Заключение должно содержать краткие выводы по результатам выполненного проекта (работы) или отдельных его (ее) этапов, оценку полноты решений поставленных задач, оценку эффективности внедрения предложенных мероприятий. Здесь могут быть намечены пути и цель дальнейшей работы.

Заглавием должно быть слово «Заключение», написанное на отдельной строке.

Список литературы

В текстовых документах в основном тексте приводятся сведения о порядковом номере литературного источника из списка, называемого «Список литературы» и помещаемого в конце пояснительной записки.

Список формируется в порядке использования литературы в пояснительной записке, начиная с введения.

В список литературы включают только те источники, на которые имеются ссылки в тексте (см. 3.6.6).

Приложения к текстовым документам

Текст расчета, иллюстрированный материал, таблицы вспомогательного характера могут быть представлены в приложени­ях к текстовому документу.

Приложения оформляются как продолжение данного документа на последующих его листах или выпуском в виде отдельного документа.

Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием по центру слова «Приложение» и иметь тематический заголовок.

Каждое приложение имеет свой порядковый номер. Приложения нумеруют заглавными буквами русского алфавита, начиная с А (например, Приложение А), за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ.

Нумерация листов документа и приложений, входящих в состав документа, должна быть сквозная.

Все приложения должны быть перечислены в содержании документа с указанием их номеров и заголовков.

Требования к тексту и графическим материалам приложений представлены в разделах 3 и 4.

3 ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ТЕКСТОВОГО ДОКУМЕНТА

3.1 Общие требования к изложению текста

3.1.1 В зависимости от особенностей содержания письменной работы ее положения излагают в виде текста, таблиц, графического материала (рисунков, схем, диаграмм) или их сочетаний.

3.1.2 Текст письменной работы должен быть кратким (по возможности), точным, не допускающим различных толкований, логически последовательным.

3.1.3 В письменной работе применяют термины, определения к которым приведены в данной письменной работе, или стандартизованные термины (установленные стандартами на термины и определения).

3.1.4 В письменной работе не допускается применять:

− обороты разговорной речи, техницизмы и профессионализмы;

− для одного и того же понятия различные научно-технические термины, близкие по смыслу (синонимы), а также иностранные слова и термины при наличии равнозначных слов и терминов в русском языке;

− произвольные словообразования;

− применять сокращения слов, кроме установленных правилами русской орфографии, соответствующими государственными стандартами, а также в данном документе;

− сокращать обозначения единиц физических величин, если они употребляются без цифр, за исключением единиц физических величин в головках и боковиках таблиц и в расшифровках буквенных обозначений, входящих в формулы и рисунки.

3.1.5 Сокращения слов в текстовом документе следует осуществлять в соответствии с ГОСТ 2.316.

3.1.6 В тексте письменной работы, за исключением формул, таблиц и рисунков, не допускается применять:

− математический знак « – » перед отрицательными значениями величин (следует писать слово «минус»);

− знак «D» для обозначения диаметра (следует писать слово «диаметр»);

− математические знаки величин без числовых значений, например, « > » (больше), « < » (меньше), « = » (равно), « ³ » (больше или равно), « £ » (меньше или равно), « ¹ » (не равно), а также знаки « N » (номер) и « % » (процент).

3.1.7 Числовые значения показателей, приводимые в письменной работе для изготовления продукции (для выполнения работ или процессов) с заданной точностью, как правило, приводят с предельными отклонениями с соблюдением требований ГОСТ 8.417 или указывают в виде наибольших и/или наименьших значений.

3.1.8 При приведении в письменной работе данных о физических константах, свойствах веществ и материалов указывают категории этих данных по ГОСТ 8.310.

3.1.9 Иллюстрации в тексте следует выполнять с помощью графических редакторов Paint , Corel Draw , Microsoft Word , Visial и др. или вручную черными чернилами, пастой, тушью.

3.1.10 Текст письменной работы должен быть набран на компьютере шрифтом Times New Roman высотой 14 кегль, полуторным интервалом. Текст выравнивается по ширине страницы, устанавливается автоматический перенос слов. При необходимости в таблицах высота шрифта может быть уменьшена до 12. При этом должна быть обеспечена равномерная плотность и четкость изображения.

3.1.11 Параметры страницы текстового документа должны быть следующими: верхнее и нижнее поля – 20 мм; правое поле – 10 мм; левое поле – 30 мм. Абзацный отступ должен быть равен 15 мм.

Пример оформления текстового документа представлен в приложении В.

3.2 Деление текста и оформление заголовков

3.2.1 Текст основной части письменной работы делят на структурные элементы: разделы, подразделы, пункты, подпункты. Разделы могут делиться на пункты или на подразделы с соответствующими пунктами. Пункты при необходимости могут делиться на подпункты.

Примечание - Основная часть письменной работы включает все ее элементы, установленные, за исключением титульного листа, предисловия, содержания, введения, приложений, библиографии и библиографических данных.

3.2.2 При делении текста письменной работы на пункты и подпункты необходимо, чтобы каждый пункт (подпункт) составлял отдельное положение документа, то есть содержал законченную логическую единицу.

3.2.3 Разделы, подразделы, пункты и подпункты нумеруют арабскими цифрами.

3.2.4 Разделы должны иметь сквозную порядковую нумерацию в пределах всего текста основной части письменной работы.

3.2.5 Номер подраздела включает номера раздела и подраздела, разделенные точкой, а номер пункта – номера раздела, подраздела и пункта (или номера раздела и пункта), разделенные точками (точкой).

Пример - 1.1; 1.2; 1.2.1; 1.2.2 и т. д.

3.2.6 Номер подпункта включает номера раздела, подраздела (при его наличии), пункта и подпункта, разделенные точками.

Пример - 1.1.1.1; 1.1.1.2; 1.1.1.3 и т. д.

3.2.7. Количество номеров в нумерации структурных элементов письменной работы не должно превышать четырех.

3.2.8. После номера раздела, подраздела, пункта и подпункта точку не ставят, а отделяют от текста стандарта пробелом.

3.2.9. Если текст основной части письменной работы разделен на подпункты, то для дальнейшего деления текста используют абзацы, которые не нумеруют, а выделяют абзацным отступом.

3.2.10. Текст приложения может быть разделен на разделы, подразделы, пункты, подпункты, которые нумеруют в пределах каждого приложения, ставя перед их номерами обозначение этого приложения и отделяя его от номера точкой.

Пример - A.1; A.2; А.3 и т. д.

3.2.11. Если раздел или подраздел письменной работы или ее приложения имеет только один пункт, то его не нумеруют.

3.2.12. Если раздел или подраздел письменной работы разделен на пункты, то включение в этот раздел (подраздел) текста, предшествующего первому пункту, не допускается.

3.2.13 Для разделов и подразделов письменной работы применяют заголовки.

Для пунктов, как правило, заголовки не приводят. Заголовки пунктов используют для выделения их в тексте письменной работы, если в подразделе этой письменной работы содержится более пяти пунктов, разделенных на подпункты или на абзацы. При этом заголовки приводят для всех пунктов, включенных в данный подраздел.

3.2.14 Заголовки должны четко и кратко отражать содержание соответствующих разделов, подразделов, пунктов.

3.2.15 Заголовок раздела (подраздела или пункта) печатают, отделяя от номера пробелом, начиная с прописной буквы, не приводя точку в конце и не подчеркивая. При этом номер раздела (подраздела или пункта) печатают после абзацного отступа.

Пример:

3 Методы испытаний

3.1 Аппараты, материалы и реактивы

3.1.1….

3.2.16 В заголовках следует избегать сокращений (за исключением общепризнанных аббревиатур, единиц величин и сокращений, входящих в условные обозначения продукции).

В заголовке не допускаются перенос слова на следующую строку, применение римских цифр, математических знаков и греческих букв.

3.2.17 Если заголовок состоит из двух предложений, то их разделяют точкой.

3.2.18 Расстояние между заголовком и текстом должно быть равно 3 – 4 одинарным интервалам, между заголовками раздела и подраздела – 2 интервалам.

3.3 Оформление перечислений

3.3.1 В тексте письменной работы (как правило, внутри пунктов или подпунктов) могут быть приведены перечисления.

3.3.2 Перечисления выделяют в тексте абзацным отступом, который используют только в первой строке.

3.3.3 Перед каждой позицией перечисления ставят арабскую цифру или маркер.

Пример:

Отчет должен содержать:

· цель работы; необходимые приборы и материалы;

· заполненные таблицы;

· выполненные расчеты по приводимым формулам;

· анализ влияния показателей структуры материала на изучаемое свойство;

· требования нормативной документации по показателям свойств и т. д.

3.4 Оформление таблиц

3.4.1 Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения числовых значений показателей (параметров, размеров и т. п.).

3.4.2 Таблицы оформляют в соответствии с рисунком 1 .

Таблица – ____________________

(номер) ( название таблицы)


Рисунок 1 - Пример оформления таблиц в письменной работе

Слева над таблицей размещают слово «Таблица». После него приводят порядковый номер таблицы, при этом точку после номера таблицы не ставят.

3.4.3 Таблицы нумеруют арабскими цифрами сквозной нумерацией в пределах всего текста стандарта, за исключением таблиц приложений.

Таблицы каждого приложения нумеруют арабскими цифрами отдельной нумерацией, добавляя перед каждым номером обозначение данного приложения и разделяя их точкой, например, «Таблица А.1» (первая таблица первого приложения).

Если в работе одна таблица, то ее обозначают «Таблица 1» или, например, «Таблица В.1» (если таблица приведена в приложении В).

Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой.

3.4.4 При необходимости краткого пояснения и/или уточнения содержания таблицы приводят ее наименование, которое записывают с прописной буквы над таблицей после ее номера, отделяя от него тире. При этом точку после наименования таблицы не ставят.

Горизонтальные линии, разграничивающие строки таблицы, допускается не проводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей.

3.4.5 Заголовки граф (колонок) и строк таблицы приводят, начиная с прописной буквы, а подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков граф и строк точки не ставят. Заголовки и подзаголовки граф указывают в единственном числе.

При приведении заголовка боковика или заголовков (подзаголовков) других граф не допускается разделение граф в головке таблицы диагональными линиями.

Заголовки граф, как правило, записывают параллельно строкам таблицы. При необходимости допускается располагать заголовки граф перпендикулярно строкам таблицы.

3.4.6 Таблицу в зависимости от ее размера, помещают под текстом, в котором впервые дана на нее ссылка, или на следующей странице, а при необходимости – в приложении документа.

Допускается размещать таблицу вдоль длинной стороны листа письменной работы («лежа»).

3.4.7 Если таблица выходит за формат страницы, то таблицу делят на части, помещая одну часть под другой, рядом или на следующей странице (страницах).

3.4.8 При делении таблицы на части слово «Таблица», ее номер и наименование помещают только над первой частью таблицы, а над другими частями приводят выделенные курсивом слова: «Продолжение таблицы» или «Окончание таблицы» с указанием номера таблицы в соответствии с рисунком 2 .

Таблица 1 – Значения усадки шерстяных эластичных тканей после тепловых обработок

Наименование ткани

Содержание нитей полиуретана, %

Усадка, %

после обработки при температуре

110 0 С

150 0 С

180 0 С

Моноэластиные (уточноэластичные) ткани

Ткань № 1

основа

0,17

1

1,07

уток

1,76

0,67

1,15

1,2

Ткань № 2

основа

0,5

0,5

0,93

уток

1

1,25

1,25

1,28

Ткань № 3

основа

0,37

0,87

1,1

уток

2,2

0,75

1,9

2,05

Ткань

№ 4

основа

0,37

0,42

1,93

уток

4,4

1,55

2,12

3,02

Биэластичные ткани

Ткань № 5

основа

1,5

0,37

2,17

2,27

уток

6,5

0,55

1,72

1,98

Ткань № 6

основа

2,8

1,3

2,4

3,53

уток

6,2

0,75

1,12

1,97

Окончание таблицы 1

Наименование ткани

Содержание нитей полиуретана, %

Усадка, %

после обработки при температуре

110 0 С

150 0 С

180 0 С

Чистошерстяная ткань

Ткань № 9

основа

0,22

0,5

0,97

уток

0

0,35

0,23

Рисунок 2 - Пример деления таблицы на части

3.4.9 Если в конце страницы таблица прерывается и ее продолжение будет на следующей странице, то в первой части таблицы нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую таблицу, не приводят, за исключением линий, несущих смысловое значение.

3.4.10 Таблицы с небольшим количеством граф допускается делить на части и помещать одну часть рядом с другой на одной странице, отделяя их друг от друга двойной линией. При этом повторяют головку таблицы в соответствии с рисунком 3 .

Таблица…

Наименование ткани

Поверхностная плотность, г/м2

Наименование ткани

Поверхностная плотность, г/м2

Сатин

129

Мадаполам отбеленный

101

Бязь

136

Полотно простынное

177

Рисунок 3 - Пример деления таблицы с небольшим количеством граф на части

3.4. 11 Графу «Номер по порядку» в таблицу включать не допускается.

При необходимости нумерации показателей, включенных в таблицу, порядковые номера указывают в первой графе (боковике) таблицы, непосредственно перед их наименованием в соответствии с рисунком 4 . Перед числовыми значениями величин и обозначением типов, марок и т. п. продукции порядковые номера не проставляют.

Таблица 2 - Величины основных размерных признаков типовых фигур девочек ясельной группы

Наименование размерного признака

Величины размерных признаков типовой фигуры, см

Интервал между размерами, см

1 Рост

2 Обхват груди

62; 68; 74; 80; 86; 92

40; 44; 48; 52; 56

6

4

Рисунок 4 – Пример указания порядкового номера в таблице

3.4.12 Обозначение единицы величины, общее для всех данных в строке или графе, указывают после наименования соответствующего показателя (см. рисунок 4 ).

3.4.13 Если необходимо привести числовые значения одного показателя в разных единицах величины, то их размещают в отдельных графах (строках). При этом в подзаголовках каждой из этих граф приводят обозначения данной единицы величины в соответствии с рисунком 5 .

Таблица 3 - Разрывная нагрузка готовых тканей

Наименование ткани

Разрывная нагрузка полоски ткани размером 50х200 мм, выкроенной в направлении основы, не менее

Н

кгс

Одежные с поверхностной плотностью, г/м2 :

до 220 включ.

св. 220 до 275 включ.

490

569

50

58

Рисунок 5 – Пример приведения числовых значений одного показателя

в разных единицах величины в отдельных графах

Допускается приводить числовые значения одного показателя в разных единицах величины в одной графе, помещая значения, выраженные в одной из этих единиц, в скобки в соответствии с рисунком 6 .

Таблица 4 - Разрывная нагрузка готовых тканей

Наименование ткани

Разрывная нагрузка полоски ткани размером 50х200 мм, Н (кгс), не менее

по основе

по утку

Одежные с поверхностной плотностью, г/м2 :

до 220 включ.

св. 220 до 275 включ.

490 (50)

569 (58)

255 (26)

343 (35)

Рисунок 6 – Пример представления в таблице числовых значений одного показателя, выраженного в разных единицах величины, в одной графе

3.4.14 Если все показатели, приведенные в графах таблицы, выражены в одной и той же единице величины, то данную единицу (начиная с предлога «в») приводят над таблицей справа, а при делении таблицы на части - над каждой ее частью.

Если в большинстве граф таблицы приведены показатели, выраженные в одних и тех же единицах величин (например, в миллиметрах, вольтах), но имеются графы с показателями, выраженными в других единицах величин, то над таблицей следует писать обобщенное наименование преобладающих показателей и единицу величины, общую для этих показателей, например «Размеры в миллиметрах», «Усадка в процентах», а в заголовках (подзаголовках) остальных граф следует приводить обозначения других единиц величин (после наименования соответствующего показателя) в соответствии с рисунком 7 .

Таблица 5 - Разрывная нагрузка и стойкость к истиранию готовых тканей

Разрывная нагрузка в ньютонах

Наименование ткани

Разрывная нагрузка полоски ткани размером 50х200 мм, не менее

Стойкость к истиранию по плоскости, циклы, не менее

по основе

по утку

Одежные с поверхностной плотностью, г/м2 :

до 220 включ.

св. 220 до 275 включ.

490

569

255

343

1500

1700

Рисунок 7 – Пример оформления таблицы с преобладанием показателей,

выраженных в одних и тех же единицах величин

3.4.15 Для сокращения текста заголовков и/или подзаголовков граф отдельные наименования параметров (размеров, показателей) заменяют буквенными обозначениями, установленными ГОСТ 2.321, или другими обозначениями, если они пояснены в тексте стандарта или графическом материале, например, D - диаметр, Н - высота, L - длина. При этом буквенные обозначения выделяют курсивом.

3.4.16 Если ограничительные слова: «более», «не более», «менее», «не менее» или др. относятся ко всем значениям показателя (параметра, размера), то их помещают в заголовке (подзаголовке) графы или в заголовке строки после обозначения единицы величины данного показателя и отделяют от нее запятой (см. рисунки 5 , 6 , 7 ) . При этом ограничительные слова приводят после наименования показателя, если единица величины данного показателя указана над таблицей.

3.4.17 Текст, повторяющийся в строках одной и той же графы и состоящий из одиночных слов, чередующихся с цифрами или буквенно-цифровыми обозначениями, заменяют кавычками.

Если повторяющийся текст состоит из двух и более слов, при первом повторении его заменяют словами «То же», а далее кавычками.

Если повторяется лишь часть фразы, то допускается эту часть заменять словами «То же» с добавлением дополнительных сведений.

При наличии горизонтальных линий текст необходимо повторять.

Не допускается заменять кавычками повторяющиеся в таблице цифры, математические знаки, знаки процента и номера, обозначения марок материалов и типоразмеров продукции, обозначения ссылочных стандартов.

3.4.18 При отсутствии отдельных данных в таблице следует ставить прочерк (тире) (см. рисунок 2 ).

3.4.19 При указании в таблицах последовательных интервалов чисел, охватывающих все числа ряда, перед числами пишут «От...до...включ.», «Св.... до... включ.» (см. рисунок 7 ).

При указании в таблицах интервала, который охватывает любые числа, расположенные между крайними числами этого интервала, ставят тире.

3.4.20 Числовое значение показателя проставляют на уровне последней строки наименования показателя (см. рисунок 3 ).

Содержание характеристики, приведенное в таблице в виде текста, записывают на уровне первой строки наименования этой характеристики в соответствии с рисунком 8 .

Таблица 6 – …….

Наименование показателя (характеристики)

Значение показателя (содержание характеристики для марки)

Метод испытания

А

Б

Внешний вид полиэтиленовой пленки

Гладкая, однородная

По 5.2

Разрушающее напряжение при растяжении, МПа (кгс/см2 ), не менее

12,8 (1,3)

11,9 (1,2)

По ГОСТ 14236

Рисунок 8 – Пример оформления таблицы с записями в виде текста и цифр

3.4.21 При наличии в текстовом документе небольшого по объему цифрового материала его нецелесообразно оформлять в виде таблицы, а рекомендуется приводить в виде текста (вывода), располагая цифровые данные в виде одной или двух колонок. При этом, если цифровые данные приведены в виде одной колонки, их отделяют от поясняющего текста отточием. Если цифровые данные приведены в двух колонках, то поясняющий текст помещают между ними, причем во второй и последующих строках повторяющуюся часть поясняющего текста заменяют кавычками.

Пример:

Нормативы поверхностной плотности материалов для платьев и белья, г/м2

Плательные материалы:

ткани:

хлопчатобумажные:

летние………………………………………………..

демисезонные………………………………………...

зимние…………………………………………….....

льняные………………………………...……..…....

шелковые……………………………………….….

шерстяные…………………………………………..

трикотажные полотна…………………………….….

50–130

100–185

180–350

126–290

20–260

140–250

100–200

3.5 Оформление формул

3.5.1 При необходимости в тексте письменной работы, таблицах и данных, поясняющих графический материал, могут быть использованы формулы.

3.5.2 Формулы, за исключением помещаемых в приложениях, таблицах и поясняющих данных к графическому материалу, нумеруют сквозной нумерацией арабскими цифрами. При этом номер формулы записывают в круглых скобках на одном уровне с ней справа от формулы. Если в тексте приведена одна формула, ее обозначают (1).

Допускается нумерация формул в пределах раздела. В этом случае номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы, разделенных точкой.

Пример – (3.3)

3.5.3 Формулы, помещаемые в приложениях, нумеруют арабскими цифрами отдельной нумерацией в пределах каждого приложения, добавляя перед каждым номером обозначение данного приложения и разделяя их точкой. Например, (В. 1)

3.5.4 Формулы, помещаемые в таблицах или в поясняющих данных к графическому материалу, не нумеруют.

3.5.5 Пояснения символов и числовых коэффициентов, входящих в формулу (если соответствующие пояснения не приведены ранее в тексте), приводят непосредственно под формулой.

Пояснения каждого символа приводят с новой строки в той последовательности, в которой эти символы приведены в формуле. Первую строку пояснения начинают со слова «где».

Пример – Величина растяжимости рассчитывается по формуле:

, (1)

где Р – растяжимость пробы, %;

L1 – линейный размер пробы после приложения нагрузки;

L0 – линейный размер пробы до нагружения.

3.5.6 Формулы, следующие одна за другой и не разделенные текстом, отделяют запятой.

3.5.7 Переносить формулы на следующую строку допускается только на знаках выполняемых математических операций, причем знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке, символизирующем операцию умножения, применяют знак "х".

3.5.8 При ссылке в тексте письменной работы на формулы их порядковые номера приводят в скобках.

Пример – ...рассчитано по формуле (1).

3.6 Оформление ссылок

3.6.1 Ссылки применяют в случаях, когда целесообразно:

а) исключить повторение в письменной работе;

б) проинформировать о том, что указанное положение, его фрагмент, классификация, отдельный показатель, его значение, совокупность показателей и их значений, графический материал, его позиция и т. п. приведены в соответствующем структурном элементе данной письменной работы или в ином документе.

3.6.2 При ссылках на структурные элементы данной письменной работы указывают:

− обозначения приложений;

− номера разделов, подразделов, пунктов, подпунктов, графического материала, формул и таблиц (в том числе приведенных в приложениях);

− обозначения (и номера) перечислений;

− номера показателей, приведенных в таблицах.

Допускаются также ссылки на обозначения (номера) структурных элементов графического материала, приведенного в письменной работе.

3.6.3 При ссылках на структурные элементы текста, который имеет нумерацию из цифр, не разделенных точкой, указывают наименование этого элемента полностью, например «...в соответствии с разделом 5», «... по пункту 3».

Если номер (обозначение) структурного элемента письменной работы состоит из цифр (буквы и цифры), разделенных точкой, то наименование этого структурного элемента не указывают, например «... по 4.10», «... в соответствии с А.12 (приложение А)».

Это требование не распространяется на таблицы, формулы и графический материал, при ссылках на которые всегда упоминают наименования этих структурных элементов, например «... по формуле (3)», «... в таблице В.2 (приложение В)», «... на рисунке 2».

При ссылках на структурные элементы письменной работы рекомендуется использовать следующие формулировки: «... в соответствии с разделом 2», «... согласно 3.1», «... по 3.1.1», «... в соответствии с перечислением б) 4.2.2», «... по формуле (3.3)», «в соответствии с таблицей 1», «... в части показателя 1 таблицы 2» и т. п.

При ссылках на отдельные структурные элементы приложений рекомендуется использовать следующие формулировки: «... в соответствии с А.1 (приложение А)», «... на рисунке А.2 (приложение А)», «... в таблице Б.2 (приложение Б)» и т. п.

3.6.4 Если существует необходимость напомнить пользователю письменной работы о том, что какое-либо положение, ее фрагмент; отдельный показатель, его значение; совокупность показателей и их значений; графический материал, его позиция и т. п. приведены в соответствующем структурном элементе данной письменной работы, то ссылку на данный структурный элемент приводят в скобках после сокращения «см.» (от слова «смотри»).

Примеры

1... правила транспортирования и хранения (см. раздел 5).

2... физико-химические показатели (см. 3.2.1).

3... точка касания (см. рисунок 8, позиция 2).

3.6.5 При ссылках на стандарты и технические условия указывают только их обозначения, при этом допускается не указывать год их утверждения при условии полного описания стандарта в списке использованных источников в соответствии с ГОСТ 7.1.

3.6.6 Ссылку на использованный библиографический источник помещают в квадратных скобках после приведенной цитаты с указанием его порядкового номера в списке литературы, например, [2].

Примеры оформления различных книг, нормативно-технической документации, статей приведены в приложении Г .

3.7 Оформление сносок

3.7.1 Если необходимо пояснить отдельные слова, словосочетания или данные, приведенные в письменной работе, то после них ставят надстрочный знак сноски.

Сноску располагают в конце страницы, на которой приведено поясняемое слово (словосочетание или данные), а сноску, относящуюся к данным таблицы, – в конце таблицы над линией, обозначающей окончание таблицы. При этом сноску отделяют от текста короткой сплошной тонкой горизонтальной линией с левой стороны страницы, а от данных таблицы такой же линией, но проведенной до вертикальных линий, ограничивающих таблицу. Кроме этого, сноску выделяют уменьшенным размером шрифта.

В конце сноски ставят точку.

3.7.2 Знак сноски ставят непосредственно после того слова (последнего слова словосочетания, числа, символа), к которому дается пояснение, а также перед поясняющим текстом.

3.7.3 Знак сноски выполняют арабской цифрой со скобкой или в виде звездочки («*»), двух или трех звездочек («**» или «***»), помещая их на уровне верхнего обреза шрифта. Знак сноски отделяют от ее текста пробелом.

3.7.4 Для каждой страницы используют отдельную систему нумерации (обозначений) сносок. При этом применение более трех звездочек не допускается.

3.8 Оформление примечаний и примеров

3.8.1 В письменную работу включают примечания, если к ее отдельным положениям, таблицам или графическому материалу необходимо привести поясняющие сведения или справочные данные, не влияющие на их содержание.

Примечания не должны содержать требований.

3.8.2 Примечание печатают с прописной буквы и начинают с абзацного отступа. В конце текста примечания (вне зависимости от количества предложений в нем) ставят точку.

Примечание помещают непосредственно после положения (графического материала), к которому относится это примечание.

Примечание к таблице помещают в конце таблицы над линией, обозначающей окончание таблицы. При этом примечание отделяют от таблицы сплошной тонкой горизонтальной линией.

3.8.3 Одно примечание не нумеруют, а после слова «Примечание» ставят тире.

Несколько примечаний нумеруют по порядку арабскими цифрами. При этом после слова «Примечания» не ставят двоеточие.

Примеры:

1 Примечание – Консенсус не обязательно предполагает полное единодушие.

2 Примечания

1 В категорию самостоятельных испытаний в обоснованных случаях могут быть выделены испытания на надежность, радиационную стойкость и др.

2 Для целей сертификации продукции проводят сертификационные испытания или используют результаты испытаний других категорий в порядке, установленном правилами сертификации.

В обоснованных случаях каждое примечание, из последовательно расположенных по тексту, начинают со слова «Примечание», далее приводят номер примечания в этой последовательности и отделяют его от текста примечания тире.

Пример

Примечание 1 – Детали могут быть выбраны более чем из одного комплекта.

Примечание 2 – Лампы выбирают из числа типов, имеющих широкое применение.

3.8.4 Примечания выделяют в письменной работе уменьшенным размером шрифта. Слово «Примечание» выделяют разрядкой.

3.8.5 Примеры могут быть приведены в тех случаях, если они поясняют отдельные положения письменной работы или способствуют более краткому их изложению.

3.8.6 Примеры размещают, оформляют и нумеруют так же, как и примечания, но выделяют при издании полужирным курсивом, уменьшенным размером шрифта.

3.9 Использование сокращений

3.9.1 В письменной работе допускается использовать следующие сокращения: т. д. – так далее; т. п. – тому подобное; и др. – и другие; в т. ч. – в том числе; пр. – прочие; т. к. – так как; с. – страница; г. – год; гг. – годы; мин. – минимальный; макс. – максимальный; шт. –- штуки; св. – свыше; см.– смотри; включ. – включительно. При этом сокращения единиц счета применяют только при числовых значениях в таблицах.

Пример – 5 шт.

В графических материалах письменной работы допускается также использовать следующие сокращения от соответствующих латинских слов: min – минимальный, max – максимальный.

3.9.2 В письменной работе могут быть дополнительно (по отношению к указанным в 3.9.1 установлены сокращения, применяемые только в данной работе. При этом полное название следует приводить при его первом упоминании в работе, а после полного названия в скобках – сокращенное название или аббревиатуру. При последующем упоминании употребляют сокращенное название или аббревиатуру.

Пример

Нити полиуретана (НПУ)...

3.9.3 Если в письменной работе сокращения установлены в специальном разделе «Сокращения» или в разделе «Обозначения и сокращения», или в разделе «Термины и определения», или в соответствующем объединенном разделе, то эти сокращения допускается применять в письменной работе только после данного раздела.

3.10 Условные обозначения, изображения и знаки

3.10.1 При необходимости в письменной работе могут быть применены условные обозначения, изображения или знаки.

3.10.2 В письменной работе могут быть использованы условные обозначения, изображения и знаки, принятые в других документах и стандартах.

3.10.3 Если условные обозначения, изображения и знаки не установлены другими документами и стандартами, эти условные обозначения, изображения, знаки поясняют в тексте письменной работы или в элементе «Обозначения и сокращения».

3.11 Единицы величин и числовые значения

3.11.1 В письменной работе применяют стандартизованные единицы величин, их наименования и обозначения, установленные ГОСТ 8.417. При этом наряду с единицами СИ, при необходимости, в скобках указывают единицы ранее использовавшихся систем, разрешенных к применению.

В одной письменной работе не допускается применение разных систем обозначения единиц величин. Обозначения единиц величин могут быть применены в заголовках (подзаголовках) граф и строк таблиц и пояснениях символов, используемых в формулах, а в остальных случаях, например в тексте письменной работы, – только при числовых значениях этих величин.

Пример – 10 кг.

3.11.2 В пределах одной письменной работы для одного и того же показателя (параметра, размера) применяют, как правило, одну и ту же единицу величины. Например, размер проб указывают по всему тексту письменной работы в миллиметрах.

3.11.3 Если в тексте письменной работы приведен ряд числовых значений величины, который выражен одной и той же единицей величины, то обозначение единицы величины указывают только после последнего числового значения.

Пример – 1,0; 1,5; 2,0; 2,5 мм.

3.11.4 Интервалы чисел в тексте письменной работы записывают со словами: «от» и «до» (имея в виду: «от... до... включительно»), если после чисел указана единица величины, или через тире, если эти числа являются безразмерными коэффициентами.

Если в тексте письменной работы приводят диапазон числовых значений величины, который выражен одной и той же единицей величины, то обозначение единицы величины указывается за последним числовым значением диапазона, за исключением знаков «%», «°С», «...°».

Примеры

1... от 10 до 100 кг.

2... от 65 % до 70 %.

3... от 10 °С до 20 °С.

Если интервал чисел охватывает порядковые номера, то для записи интервала используют тире.

Пример – ... рисунки 1–14.

3.11.5 Недопустимо отделять единицу величины от числового значения (разносить их на разные строки или страницы), кроме единиц величин, помещаемых в таблицах.

3.11.6 В тексте письменной работы числовые значения с обозначением единиц счета или единиц величин записывают цифрами, а числа без обозначения единиц величин (единиц счета) от единицы до девяти – словами.

Примеры

1... провести испытания пяти проб, каждая размером 30х160 мм.

2... отобрать 5 проб в направлении основы для испытания на прочность.

3... не менее трех образцов.

3.11.7 Дробные числа приводят в виде десятичных дробей, за исключением размеров в дюймах, которые следует записывать: 1/4"; 1/2" 1" 1" (а не ----;----).

При записи десятичных дробей не допускается заменять точкой запятую, отделяющую целую часть числа от дробной.

При невозможности (или нецелесообразности) выразить числовое значение в виде десятичной дроби, допускается записывать его в виде простой дроби в одну строчку, через косую черту.

Пример – 5/32.

3.11.8 Числовые значения величин указывают в письменной работе со степенью точности, которая необходима для обеспечения требуемых свойств продукции. При этом в ряду значений осуществляют выравнивание числа знаков после запятой.

Округление числовых значений величин до первого, второго, третьего и т. д. десятичного знака для различных типоразмеров (марок и т. п.) продукции одного наименования должно быть одинаковым.

3.11.9 В зависимости от технической характеристики и назначения продукции количество десятичных знаков в числовых значениях одного и того же показателя (параметра, размера) может иметь несколько ступеней (групп) и должно быть одинаковым внутри этой ступени (группы).

При указании диапазона числовых значений указывают одинаковое количество десятичных знаков у первого и последнего числового значения.

3.11.10 Количество десятичных знаков числовых значений величин ряда может быть определено допуском на номинальный размер.

Пример – (65±2)%, а не 65±2%.

При этом количество десятичных знаков номинального значения должно быть одинаковым с количеством десятичных знаков предельного (допускаемого) отклонения этого же показателя (параметра, размера), если они выражены одной и той же единицей величины.

Пример – (7,0±0,4) кг.

3.11.11 Римские цифры допускается применять только для обозначения сорта (категории, класса и т. п.) продукции, валентности химических элементов, кварталов года, полугодия. В остальных случаях для установления числовых значений применяют арабские цифры.

Римские цифры, числовые значения календарных дат и количественных числительных не должны иметь падежных окончаний. Падежные окончания допускаются только при указании концентрации раствора.

Пример – 5 %-й раствор.

3.11.12 Математическую операцию извлечения корня из числа допускается изображать посредством знака радикала или числа в степени, например, кв.корень 3 или 3(1/2) . При этом в одной письменной работе обозначение данной операции должно быть одинаковым.

3.12 Нумерация страниц текстового документа

3.12.1 Нумерация страниц письменной работы и входящих в её состав приложений должна быть сквозная.

3.12.2 Страницы, на которых расположены титульный лист, и содержание не нумеруются, но учитываются в сквозной нумерации.

3.12.3 Лист задания на курсовую работу или проект, выпускную квалификационную работу не нумеруется и в общую нумерацию страниц не включается.

3.12.4 Номер страницы проставляется в правом верхнем углу страницы арабскими цифрами без точки.

3.12.5 Страницы документа, которые заполнены графическим материалом или таблицами не нумеруются, но учитываются в сквозной нумерации.

3.12.6 Графический материал и таблицы, размещённые на листе формата А3, учитывают как одну страницу.

4 ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ

ГРАФИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

4.1 Графический материал (чертеж, схему, диаграмму, рисунок и т. п.) помещают в письменную работу для установления или иллюстрации отдельных свойств (характеристик) объекта, а также для пояснения текста письменной работы с целью его лучшего понимания.

Графический материал может быть размещён как в тексте письменной работы (например, в пояснительной записке курсовой работы), так и на отдельных листах (чертежах, плакатах).

4.2 Чертежи, схемы, диаграммы и т. п., помещаемые в письменные работы, должны соответствовать требованиям соответствующих межгосударственных стандартов, входящих в Единую систему конструкторской документации, Единую систему технологической документации, а также требованиям к графическим материалам, установленным в других межгосударственных стандартах, если эти стандарты распространяются на данный объект письменной работы.

4.3 Графический материал располагают непосредственно после текста, в котором о нем упоминается впервые, или на следующей странице, а при необходимости в отдельном приложении.

4.4 Любой графический материал, помещенный в текстовом документе, обозначают словом «Рисунок».

4.5 Графический материал, за исключением графического материала приложений, нумеруют арабскими цифрами, как правило, сквозной нумерацией, приводя эти номера после слова «Рисунок». Если рисунок один, то его обозначают «Рисунок 1».

Допускается нумерация графического материала в пределах раздела. В этом случае номер рисунка состоит из номера раздела и порядкового номера рисунка, которые разделяют точкой.

Пример – Рисунок 1.1, Рисунок 1.2 и т. д.

Графический материал каждого приложения нумеруют арабскими цифрами отдельной нумерацией, добавляя перед каждым номером обозначение данного приложения и разделяя их точкой.

Пример – Рисунок В.3

4.6 Слово «Рисунок» и его номер приводят под графическим материалом. Далее может быть приведено его тематическое наименование, отделенное тире. Точку после наименования рисунка не ставят.

Пример – Рисунок 1 – Диаграмма сутюживания

4.7 При необходимости под графическим материалом помещают также поясняющие данные. В этом случае слово «Рисунок» и наименование графического материала помещают после поясняющих данных.

4.8 Если графический материал применяют для иллюстрации размещения размеров, значения которых представлены в табличной форме, или если графический материал сопровождается данными, приведенными в табличной форме, то таблицу и графический материал приводят на одной странице или двух смежных страницах. При этом таблицу приводят ниже графического материала или справа от него, а при необходимости – на следующей странице.

4.9 Если графический материал не умещается на одной странице, то допускается переносить его на другие страницы. При этом тематическое наименование помещают на той странице, с которой начинается графический материал, поясняющие данные – на любой из страниц, на которых расположен графический материал, а под ними или непосредственно под графическим материалом на каждой из страниц, на которых расположен данный графический материал, указывают «Рисунок…, лист…». Например, на первой странице рисунка необходимо сделать надпись «Рисунок 5, лист 1 – (Название рисунка)», на второй странице – «Рисунок 5, лист 2».

4.10 На каждый рисунок в тексте необходимо дать ссылку в соответствии с 3.6.

4.11 Графический материал курсовых работ и проектов, выпускных квалификационных работ, представленный на отдельных листах ватмана стандартных или дополнительных форматов в виде чертежей или плакатов, может быть оформлен вручную тушью, маркером и т. п. или с использованием печатающих и графических устройств вывода ЭВМ.

4.12 Стандартные форматы листов устанавливает ГОСТ 2.301. Обозначения и размеры основных форматов представлены в таблице 7 .

Таблица 7 – Обозначения и размеры основных форматов

Обозначение формата

А0

А1

А2

А3

А4

Размеры сторон формата, мм

841 1189

594 841

420 594

297 420

210 297

4.13 Каждый лист графического материала должен иметь рамку и заполненный штамп. Рамку, ограничивающую поле чертежа, необходимо наносить сплошной линией на расстоянии 5 мм внутрь от границы формата (сверху, снизу и справа) и на расстоянии 20 мм (слева). Штамп размером 185х55 мм размещается в нижнем правом углу чертежа.

4.14 При представлении графического материала в цветном изображении в виде плакатов рамка и штамп оформляется на обратной стороне листа.

Образец штампа представлен в приложении Д .

4.15 Масштабы изображений и их обозначение на чертежах устанавливает ГОСТ 2.302. Масштабы изображений на чертежах должны выбираться из ряда, представленного в таблице 8 .

Таблица 2 – Масштабы изображений

Масштабы уменьшения

1:2; 1:2,5; 1:4; 1:5; 1:10; 1:15; 1:20; 1:25; 1:40; 1:50; 1:75; 1:100; 1:200; 1:400; 1:500; 1:800; 1:1000

Натуральная величина

1:1

Масштабы увеличения

2:1; 2,5:1; 4:1; 5:1; 10:1; 20:1; 40:1; 50:1; 100:1

4.16 Требования к шрифтам при написании слов в чертежах изложены в ГОСТ 2.304.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. ГОСТ 2.105–95. Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам [Текст]. – Введ. 1996–07–01. Изм. № 1 2006–02–28. – М. : Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации, 1996. – 36 с.

2. ГОСТ 2.106–96. Единая система конструкторской документации. Текстовые документы. – Взамен ГОСТ 2.106–68, ГОСТ 2.108–68, ГОСТ 2.112–70; введ. 1997–07–01. – Минск : Межгос. совет по стандартизации, метрологии и сертификации ; М. : Изд-во стандартов, 1997. – 30 с.

3. ГОСТ 7.1–2003. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. – Взамен ГОСТ 7.1–84, ГОСТ 7.16–79, ГОСТ 7.18–79, ГОСТ 7.34–81, ГОСТ 7.40–82 ; введ. 2004–07–01. – Москва: Стандартинформ ; М. : Изд-во стандартов, 2004. – 41 с.

Приложение А

Форма титульного листа текстового документа

Федеральное агентство по образованию

Омский государственный институт сервиса

Факультет____________________________

Кафедра _____________________________

по ____________________________(дисциплина )______________

на тему: «________________________________________________

________________________________________________________»

Выполнил(а) студент(ка)

______________________

(группа)

______________________

(Ф.И.О., подпись)

Проверил______________

(должность)

______________________

(Ф.И.О., подпись)

Омск 20__г.

Продолжение приложения А

Федеральное агентство по образованию

Омский государственный институт сервиса

Факультет____________________________

Кафедра _____________________________

Допущена к защите Защищена с оценкой

_________________ _________________ «___»_______200_ г. «___»______200_ г.

(ПРОЕКТ)

по ____________________________(дисциплина )______________

на тему: «________________________________________________

________________________________________________________»

Выполнил (а) студент(ка)

______________________

(группа)

______________________

(Ф.И.О., подпись)

Проверил______________

(должность)

______________________

(Ф.И.О., подпись)

Омск 20__г.

Продолжение приложения А

Федеральное агентство по образованию

Омский государственный институт сервиса

Факультет ______________________________________________________

Кафедра ________________________________________________________

Защищена с оценкой _______________

Председатель ГАК ________________

«_____» ______________ 20___ г.

Допустить к защите ______________

Зав. кафедрой __________________

«_____» _____________ 200_ г.

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ

РАБОТА

на тему _________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Исполнитель – студент гр. ___________

_____________________________________

_________________________________

(Ф. И. О.)

Руководитель работы _______________

_________________________________ _________________________________

(Ф. И. О., ученая степень, звание)

Консультанты:

1. ________________________________________________________________

2. ________________________________________________________________

3. ________________________________________________________________

4. ________________________________________________________________

5. ________________________________________________________________

20__ г.

Приложение Б

Форма задания на курсовую работу (проект)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Омский государственный институт сервиса

Факультет

Кафедра

ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ(ПРОЕКТ)

Студенту ______________________ уч. шифр_________ группа______

(Ф. И. О.)

1. Тема работы (проекта)_______________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

2. Сроки сдачи работы к защите ________________________________

3. Исходные данные для выполнения работы______________________

____________________________________________________________________________________________________________________________

4. Содержание пояснительной записки ____________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

5. Перечень графического материала ____________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

Руководитель работы ___________ _____________________________

(подпись) (Ф. И. О.)

Задание принял к исполнению __________ «___»_________20__г.

(подпись)

Приложение В

Пример оформления текстового документа


Приложение Г

Примеры библиографических описаний

Книги

Однотомные издания

1. Конопальцева, Н. М. Конструирование и технология изготовления одежды из различных материалов. В 2 ч. Ч. 2 : Технология изготовления одежды : учеб. пособие для вузов / Н. М. Конопальцева, П. И. Рогов, Н. А. Крюкова. – М. : Изд. Центр «Академия», 2007. – 288 с.

2. Иванова, В. Я. Товароведение и экспертиза кожевенной продукции : Учебник / В. Я. Иванова, О. А. Голубенко. – 2-е изд. – М. : Дашков и К, 2006. – 355 с.

3. Воронцов, Г. А. Письменные работы в вузе : учеб. пособие для студентов / Г. А. Воронцов. – Ростов н/Д : Издательский центр «МарТ», 2002. – 192 с.

Составные части документов, статьи

1. Михайлов, С. А. Езда по-европейски: система платных дорог в России находится в начале, стадии развития / С. А. Михайлов // Независимая газ. – 2002. – 17 июня.

2. Андреева, М. В. САПР «Ассоль» – автоматизация технологической подготовки производства / М. В. Андреева, О. А. Немцова, К. Г. Андреева // Швейная пром-сть. – 2002. – № 2. – С. 30–31.

3. Иванцова, Т. М. Руководство по качеству испытательной лаборатории ОГИС как гарантия качества предоставляемых услуг и работ / Т. М. Иванцова // Совершенствование технологий обеспечения качества образования: опыт, проблемы и перспективы. II Международная научно-методическая конференция : сборник статей / под общей ред. проф. Н. У. Казачуна. – Омск : ОГИС, 2008. – С. 57.

Стандарты

1. ГОСТ 7.53–2001. Издания. Международная стандартная нумерация книг. – Взамен ГОСТ 7.53–86 ; введ. 2002–07–01. – Минск : Межгос. совет по стандартизации, метрологии и сертификации ; М. : Изд-во стандартов, сор. 2002. – 3 с.

2. ГОСТ Р 517721–2001. Аппаратура радиоэлектронная бытовая. Входные и выходные параметры и типы соединений. Технические требования. – Введ. 2002–01–01. – М. : Госстандарт России : Изд-во стандартов, 2001. – 27 с. : ил.

3. ГОСТ 4103–82. Изделия швейные. Методы контроля качества. – Взамен ГОСТ 4103–63 ; введ. 01.07.83. – М. : Изд-во стандартов, 1989. – 32 с. : ил.

Сборник стандартов

1. Система стандартов безопасности труда. – М. : Изд-во стандартов, 2002. – 102 с. : ил.

Законы

1. Российская Федерация. Законы. О техническом регулировании : федер. закон : [принят Гос. Думой 15 декабря 2002 г. : одобр. Советом Федерации 18 декабря 2002 г. ]. – М. : Омега-Л, 2008. – 55 с.

Патентные документы

1. Пат. 2187888 РФ, МПК7 Н 04 В 1/38, Н 04 J 13/00. Приемопередающее устройство / Чугаева В. И. ; заявитель и патентообладатель Воронеж. науч.-исслед. Ин-т связи. – № 2000131736/09 ; заявл. 18.12.00 ; опубл. 20.08.02, Бюл. № 23. – 3 с. : ил.

2. Заявка 1095735 РФ, МПК7 В 64 G 1/00. Одноразовая ракета-носитель / Тернер Э. В. (США) ; заявитель Спейс Системз/Лорал, инк. ; пат. поверенный Егорова Г. Б. – № 2000108705/28 ; заявл. 07.04.00 ; опубл. 10.03.01, Бюл. № 7 ; приоритет 09.04.99, № 09/289, 037 (США). – 5 с. : ил.

3. А. с. 1007970 СССР, МКИ3 В 25 J 15/00. Устройство для захвата неориентированных деталей типа валов / В. С. Ваулин, В. Г. Кемайкин (СССР). – № 3360585/25-08 ; заявл. 23.11.81 ; опубл. 30.03.83, Бюл. № 12. – 2 с. : ил.

Многотомные издания

Документ в целом

1. Гиппиус, З. Н. Сочинения : в 2 т. / З. Н. Гиппиус ; [вступ. ст., подгот. текста и коммент. Т. Г. Юрченко ; Рос. акад. наук, Ин-т науч. информ. по обществ. наукам]. – М. : Лаком-книга : Габестро, 2001. – 2 т.

Отдельный том

2. Казьмин, В. Д. Справочник домашнего врача. В 3 ч. Ч. 2. Детские болезни / В. Д. Казьмин. – М. : АСТ : Астрель, 2002. – 503 с. : ил.

Приложение Д

Образец штампа для графических материалов

В графе 1 пишется наименование документа. В графе 2 – обозначение документа: ВКР-5040645-100101-200.ПЗ, где 504.0645 – код института; ВКР – выпускная квалификационная работа (КП – курсовой проект; КР – ); 100101 – кодового обозначения специальности по классификатору; 200 – три последние цифры шифра зачетной книжки студента; ПЗ – пояснительная записка (КИ – конструкция изделия, АС – анализ схемы разделения труда и т.д.). В графе 3 выставляется прописной буквой литера «У» (учебная документация). В графе 4 – порядковый номер листа. В графе 5 – общее количество листов. В графе 6 – номер группы студента и наименование института. В графе 7 – масштаб чертежа (для таблиц и рисунков масштаб не указывается).

Рисунок Д.1 – Образец штампа размером 185х55 мм

для графического материала


Учебное издание

Антонина Людмила Владимировна

Денежкина Ольга Александровна

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОФОРМЛЕНИЮ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ СТУДЕНТОВ

Печатается в авторской редакции

Лицензия ЛР № 021278 от 06.04.98 г.

Подписано в печать (2009-10 уч. гг.). Формат 60х84 1/16

Бумага типогр. Оперативный способ печати

Усл. печ. л. . Уч.-изд. л. . Тираж 50 экз.

Издат. № . Заказ № . Цена договорная.

Издательство учебной, научной литературы

и учебно-методических пособий ОГИС