Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 13

 

Поиск            

 

Научно-практическая конференция школьников и педагогов  (статья - 2012 год)

 

             

Название работы

Научно-практическая конференция школьников и педагогов  (статья - 2012 год)


Предметная область:

дополнительное образование

Образовательное учреждение:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Станция юных техников» Володинского района г.

2012 год

Содержание

Введение. 3

1.Актуальность работы.. 5

2. Сущность познавательного интереса. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. 7

3. Понятие учебно-исследовательской деятельности. 7

4.Механизм исследовательской деятельности на примере радиотехнического объединения МБОУ ДОД «Станция юных техников» Володинского района . 9

5.Выводы.. 11

Список литературы.. 13

Приложение №1 Процентное отношение достижений воспитанников радиотехнического объединения. 14

Приложение №2 Результаты опроса обучающихся МБОУ ДОД «Станция юных техников» Володинского района г. а «Каковы твои мотивы посещения объединения?». 15

Приложение №3 Результат опроса педагогов. 16

Введение

Исследовательский проект как элемент творчества учащихся сегодня часто рассматривается как органичная составная часть современных педагогических технологий. Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать ребенку учиться, направлять его познавательную деятельность.

Ценность исследовательской деятельности в том, что она ориентирована на приобретение новых знаний обучающимися путем развития познавательной активности, мыслительных способностей и их творческое применение. Такого рода деятельность дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к процессу обучения. «Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, как мне добыть эти знания. Я знаю, где и как эти знания применить». Эти слова вполне могут служить девизом для участников исследовательской деятельности.

Школа сегодня не в состоянии вооружить молодого человека всеми достижениями современной науки. Масштаб их грандиозен, а темпы развития научных знаний - велики. В решении задач современного обучения немаловажную роль играет дополнительное образование. Основное предназначение дополнительного образования школьников – развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных программ и услуг. Приоритет интересов ребенка – главное в деятельности учреждений дополнительного образования.

В различных формах внеурочной деятельности учащиеся получают ориентацию в истинно человеческих ценностях, общественно и лично значимых. Учреждение дополнительного образования предоставляет максимальные возможности для развития познавательного интереса школьников, так как располагает современной материально-технической базой, квалифицированными специалистами, творческой атмосферой.

Организовать успешную работу учреждения дополнительного образования невозможно без изучения интересов и потребностей детей. Как показал анализ, ведущими мотивами в деятельности объединений являются:

· удовлетворение интересов - 55%;

· возможность выбрать будущую профессию -25%;

· взаимодействие с товарищами, связанными одними интересами – 10%;

· общение с руководителями – 6%;

· желание провести свободное время - 4% (Приложение №2).

Нами было проведено исследование сохранности контингента обучающихся радитехнического объединения.

Год

2007-2008

2008-2009

2009-2010

2010-2011

2011-2012

Сохранность

80%

82%

84%

84%

85%

Постоянный состав участников – свидетельство того, что у школьников формируется постоянный познавательный интерес.

Для определения приоритета стимулов познавательных интересов нами было проведено анкетирование учащихся и педагогов дополнительного образования МБОУ ДОД «Станция юных техников».

Количество учащихся, отметивших стимулы познавательного интереса в содержании и организации дополнительного образования.

Стимулы познавательного интереса.

% к числу опрошенных

1.

Постановка проблемы.

65%

2.

Практические работы.

82%

3.

Экскурсии (походы).

73%

4.

Самостоятельные работы.

63%

5.

Занятия – исследования.

88%

Итак, в результате констатирующего эксперимента выявлено, что основная часть опрошенных учащихся объединений дополнительного образования в стимулировании познавательных интересов отмечают приоритет исследовательской работы. Также были опрошены педагоги дополнительного образования МБОУ ДОД «Станция юных техников» Володинского района г. а с целью выявления числа педагогов, использующих технологию исследовательской деятельности в своей работе.

Количество педагогов, использующих стимулы познавательного интереса в содержании и организации дополнительного образования.

Стимулы познавательного интереса

Количество учителей

часто

Редко

никогда

1.

Постановка проблемы.

20

2.

Практические работы.

20

3.

Экскурсии (походы).

5

10

5

4.

Самостоятельные работы.

10

8

2

5.

Занятия – исследования.

4

1

14

Анализ проведённого исследования показал, что большинство педагогов дополнительного образования используют в основном как форм и методы активизации познавательных интересов практические работы и проблемные задания. Это можно объяснить тем, что большинство педагогов не владеют методикой организации и проведения исследовательской деятельности учащихся, направленной на всестороннее развитие личности.

Педагогам был задан вопрос: «В чем, по вашему мнению, заключается значение активизации познавательной деятельности в процессе занятий в объединениях дополнительного образования?» (Приложение №3).

Результаты анкетирования педагогов показали, что практически все они осознают значение активизации познавательного интереса в процессе организации дополнительного образования для успешного протекания образовательного процесса.

Для определения уровня познавательного интереса и уровня развития направлений и рейтинга популярности дополнительного образования детей проведено анкетирование родителей.

Проведя анализ ответов на вопросы анкеты, предложенной родителям, следует отметить, что большинство опрошенных родителей считают, что:

· дополнительное образование является важным средством развития познавательного интереса;

· познавательный интерес способствует интеллектуальному и творческому развитию личности школьника;

· устойчивый познавательный интерес способствует лучшему усвоению знаний, умений и навыков, ориентированных на конкретный профиль деятельности;

· только творчески работающий педагог может заинтересовать своих воспитанников.

Следовательно, можно сделать такой вывод: значимость учреждений дополнительного образования детей для развития личности ребенка очень высока, так как они обеспечивают образовательный процесс, ориентированный на развитие способностей, склонностей учащегося в личностно принятой учебной деятельности. Такая образовательная деятельность создает условия для осознанных действий учащихся, способствующих позитивному жизненному выбору. Процесс выбора связан с определением целей, умением проектировать деятельность, т.е. с развитием самостоятельности. Следовательно, дополнительное образование детей, создавая возможность выбора, может обеспечивать условия для успешного развития самостоятельности ребенка в учреждении дополнительного образования детей.

1.Актуальность работы

Развитие познавательного интереса является одной из актуальных проблем современного образования. Актуальность этой проблемы можно объяснить тем, что методика и практика обучения все больше стали обращаться к личности обучающегося.

Познавательный интерес – это особая избирательная направленность личности на познание и избирательный характер, выраженный в той или иной предметной области знаний. Проблема формирования познавательных интересов обучающихся – одна из важнейших задач и в основной школе, и в системе дополнительного образования. Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении. Формирование и развитие познавательных интересов – часть широкой проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Если определить эту проблему более конкретно, то ее можно сформулировать так: должен быть путь, с помощью которого можно, добиваясь полноценного усвоения обучающимися образовательных программ, обеспечивать развитие их познавательных возможностей. Исследовательская деятельность предполагает навыки и умения целеполагания, определения предмета и средств, позволяющих осуществлять исследование. В связи с этим она особенно значима как средство развития познавательной активности учащихся.

Объект исследования : образовательный процесс в системе дополнительного образования, ориентированный на развитие исследовательской деятельности учащихся.

Предмет исследования : пути активизации познавательного интереса школьников в процессе овладения приёмами и методами исследовательской деятельности.

Цель исследования : на основе анализа современной психологической и методической литературы, изучения опыта педагогов дополнительного образования обосновать преимущества технологии исследовательской деятельности учащихся как средства развития познавательного интереса к творчеству.

Гипотеза : Мы полагаем, активизация познавательной деятельности учащихся в системе дополнительного образования будет успешной, если:
- будут учитываться наиболее важные с точки зрения учения индивидуальные и возрастные особенности обучающихся;
- будет реализовываться исследовательский подход в личностно- ориентированном обучении при использовании проектного метода обучения.

Не секрет, что сделать процесс обучения эффективным и радостным, а значит и повысить качество знаний можно лишь тогда, когда обучающийся и педагог как бы дополняют друг друга. Поэтому главной задачей своей деятельности мы считаем создание условий для того, чтобы ребенок активно и осознанно предпринимал действия к самостоятельному исследованию.

Задачи исследования:

1. Провести анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблемам активизации познавательной деятельности учащихся, а так же по проблемам применения технологии исследовательской деятельности учащихся в практике дополнительного образования.

2. Рассмотреть методы активизации познавательной деятельности учащихся в современном образовании.

3. Проанализировать как технологии исследовательской деятельности способствуют активизации познавательных интересов обучающихся на практике.

4. Сделать выводы по проведенным исследованиям о целесообразности использования технологии исследовательской деятельности с целью активизации познавательных интересов обучающихся.

Методы исследования : изучение и анализ методической литературы, наблюдение за учебной деятельностью обучающихся на занятиях радиотехнического объединения, анкетирование учащихся, обработка полученной информации.

База исследования : Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Станция юных техников» Володинского района г. а.

2. Сущность познавательного интереса. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся.

Интерес - активная познавательная направленность чело­века на тот или иной предмет или явление действительности связанного обычно с положительным эмоционально-окрашенным отношением к познанию объекта или к овладению той или иной деятельностью(6).

Интерес является одним из наиболее существенных стиму­лов приобретения знаний, расширения кругозора, познавате­льной активности человека, одним из важнейших условии творческого отношения к делу.

При наличии интереса знания усваиваются основательно, прочно, находят применение в жизни.

В среднем и старшем школьном возрасте начинают по-нас­тоящему формироваться и быстро расширяться, углубляться познавательные интересы - стремление к знаниям, активное познавательное отношение к различным отраслям науки. Для подростков характерен интерес к технике, конструированию, техническому моделированию, возникает интерес к творческому труду(9).

Активизация учебно-познавательной деятельности учащих­ся теснейшим образом связана с формированием и развитием устойчивых познавательных интересов.

3. Понятие учебно-исследовательской деятельности

Важнейшим средством усвоения знания является собствен­ная деятельность ребенка, специально организованная и руководимая педагогом. Деятельность в целом, по мнению выдающегося отечественного психолога А.Н. Леонтьева, представляет собой процесс активного взаимодействия субъекта с миром, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности (6). Деятельность можно назвать любую активность человека, которой он сам придаёт некоторый смысл. Исследование – творческий процесс изучения объекта или явления с определенной целью, но с изначально неизвестным результатом. Исследовательская деятельность по определению И.А. Зимней и Е.А. Шашенковой – это «специфическая человеческая деятельность, которая регулируется сознанием и активностью личности, направлена на удовлетворение познавательных, интеллектуальных потребностей, продуктом которой является новое знание, полученное в соответствии с поставленной целью и в соответствии с объективными законами и наличными обстоятельствами, определяющими реальность и достижимость цели» (4). Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения.

Поисковая активность выступает в роли первоисточника и главного двигателя исследовательского поведения. Она характеризует его мотивационную составляющую. Стремление к поисковой активности в значительной мере предопределено биологически, вместе с тем это качество развивается под воздействием среды. Исследовательская активность пронизывает все виды деятельности человека, выполняя важные функции в развитии познавательных процессов, в научении, в приобретении социального опыта, в социальном развитии и личности.

То есть можно сказать, что исследовательская деятельность побуждается познавательной активностью, характеризуется исследовательским мышлением и проявляется в исследовательском поведении. Ценность исследовательской деятельности в возможности формирования мыслительных структур научного типа, которые предполагают самостоятельность мышления, его творческость и научную рефлексию, а также способность к исследовательскому поведению (4).

Успешное осуществление исследовательской деятельности требует наличия у субъекта специфического личностного образования - исследовательских способностей. Исследовательские способности логично квалифицировать, в соответствии с традициями отечественной психологии, как индивидуально-психологические особенности личности, выступающие субъективными условиями успешного осуществления исследовательской деятельности.

Исследовательские способности обнаруживаются в степени проявления поисковой активности, а также в глубине, прочности овладения способами и приемами исследовательской деятельности, но не сводятся к ним. Причем очень важно понимать, что речь идет и о самом стремлении к поиску, и о способности оценивать (обрабатывать) его результаты, и об умении строить свое дальнейшее поведение в условиях развивающейся ситуации, опираясь на них(1).

Под способами и приемами исследовательской деятельности следует понимать способы и приемы, необходимые при осуществлении исследовательской деятельности. Это умение видеть проблемы, умение вырабатывать гипотезы, умение наблюдать, умение проводить эксперименты, умение давать определения понятиям и др. Общеизвестно, что по своей природе ребёнок отличается любознательностью, неутомимо открывая с помощью взрослых мир. Главное для педагога – не убить заложенные природой исследовательские задатки. Ничто так не убивает познавательный интерес, как пассивное слушание учебного материала без личной заинтересованности в его изучении.

4.Механизм исследовательской деятельности на примере радиотехнического объединения МБОУ ДОД «Станция юных техников» Володинского района г. а

Задача включения учащихся в исследовательскую деятельность является весьма сложной. Во-первых, включиться в новую для него деятельность подросток может лишь в том случае, если ему предоставляется возможность участвовать в ней в качестве одного из её субъектов. Во-вторых, эта деятельность, в особенности на её начальных этапах, должна быть направлена на достижение вполне определённых, понятных подростку целей, на решение конкретных задач. В-третьих, деятельность, в которую включается подросток, должна восприниматься им как социально значимая. Кратко остановимся на основных этапах организации исследовательской деятельности обучающихся(8).

Этап 1. Мотивация

Приобщение к исследовательской деятельности начинается с мотивации. Именно на этой стадии каждый участник будущей работы должен увидеть вполне конкретные выгоды. Обычно учащиеся впервые сталкиваются с научными исследованиями, и ведущая роль здесь отводится педагогу, который в процессе индивидуальной работы с учеником призван не только разглядеть "искру" исследовательского таланта, но и помочь в выборе темы предполагаемого исследования, определить круг проблем, требующих решения, подобрать необходимую литературу. Важно, чтобы учащийся с первых шагов понял значимость своего исследования, возможность его использования в повседневной жизни. Очень важно наряду с моральными увидеть и понятные материальные стимулы – от защиты проекта на областных конкурсах «Пятое колесо» до получения авторского свидетельства изобретателя. Немаловажное значение имеет тот факт, что по проведении исследовательской работы возможно изготовление конкретного продукта, обладателем которого становится автор работы.

Этап 2. Выбор направлений исследований

Это наиболее сложный этап. Основные требования – новизна, практическая значимость ожидаемых результатов и логическая завершённость будущей работы. Объём исследований должен быть такой, чтобы обучающиеся объединения завершили их и смогли выполнить практическую часть работы в сроки, ограниченные одним годом. Поэтому в практике выбора направлений исследовательской деятельности мы учитываем возрастные особенности детей, материальную базу и общую подготовленность детей. Исследование должно быть посильным и результативным.

Этап 3. Постановка задачи

Если первый этап - «работа», а на втором участие потенциальных исполнителей ограничивается простым обсуждением, то на третьем необходима самая непосредственная работа с будущими авторами. На этом этапе сначала фиксируется достигнутый настоящий уровень знаний – состояние вопроса (в терминах предположительно «есть») и желаемую конкретную цель («требуется» или «надо»). Под «есть» скрываются конкретные факты и теории о современном решении определённой проблемы, обращением к которой в форме а учащиеся фиксируют достигнутый уровень в узкой области человеческих знаний. Это обеспечивает поступательный переход к следующему этапу. Этап заканчивается обсуждением в творческом коллективе с формулировкой понятных целей предстоящей работы в самой лаконичной форме.

Этап 4. Самостоятельная исследовательская деятельность. Фиксация и предварительная обработка данных

Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, специальной технической литературой, проводить анализ Интернет – ресурсов. Интерес к информационной среде – это поиск той деятельности, где природные способности к исследованию могут сильнее всего проявиться.

После проведённого анализа технической литературы и технической документации проводятся непосредственные наблюдения, их результаты фиксируются. Учреждение располагает достаточным набором необходимого оборудования и приборов для выполнения экспериментальных работ. Поэтому проведение практической части исследовательской работы, анализ и синтез полученных экспериментальных данных проводятся на достаточно профессиональном уровне. Не исключается также использование результатов ранее проведённых исследований при условии детального ознакомления обучающихся с оборудованием и технологией. Иногда привлекаются опубликованные в литературе данные. Главная цель даже не научить, а лишь ознакомить учащихся с методикой проведения исследовательских работ. Предварительная обработка экспериментальных данных, заполнение журнала наблюдений, группировка, сопоставление, отбраковка и анализ проводятся с целью выдвижения гипотез.

Этап 5. Обсуждение результатов исследований, выдвижение и проверка гипотез

Обсуждение необходимо для того, чтобы предположения и догадки облечь в форму гипотез, подлежащих проверке. Форма дискуссии любая, но по возможности демократичная. При этом каждый участник творческого объединения должен высказать свою точку зрения. Дискуссия – не экспромт, а подготовленное заранее мероприятие. Гипотезы сопоставляются с данными экспериментов или фактами, подтверждаются или опровергаются, становятся утверждениями, которые формулируются как результат исследований и далее требуют теоретического обоснования, то есть объяснения механизма обнаруженных закономерностей.

Этап 6. Оформление результатов работы

Результаты работы творческого объединения оформляются в виде Исследовательского проекта. По итогам проведённого исследования может быть представлен конкретный продукт (изделие), обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной. Учащиеся объединения самостоятельно готовят тезисы и развёрнутый доклад, презентацию к докладу, а задача педагога – отредактировать «детский текст».

Этап 7. Представление исследовательской работы

Исследовательская работа представляется поэтапно: сначала в узком творческом коллективе радиотехнического объединения, затем на районном конкурсе исследовательских работ и творческих проектов, затем, при наличии победы, на областном конкурсе «Пятое колесо».

При выполнении выше изложенных видов деятельности происходит формирование и развитие таких ценных умений и навыков социализации обучающегося как:

· Умение пользоваться печатными и техническими средствами информации (каталог, компьютер, теле-, видео-, аудиозаписи);

· Составлять тезисы, конспект, , аннотацию;

· Владеть устной монологической речью;

· Читать схемы, графики;

· Планировать текущую работу;

· Выделять главное;

· Переносить приобретенные знания в нестандартную ситуацию, на другой предмет.

В своей работе с детьми мы руководствовались изложенными выше принципами, и достигнутые результаты впечатляют. Ежегодно учащиеся радиотехнического объединения становятся победителями областного конкурса исследовательских работ «Пятое колесо».

Процентное отношение достижений воспитанников радиотехнического объединения к среднему показателю по «Станции юных техников выглядит следующим образом (Приложение №1).

Ежегодно исследовательские работы учащихся радиотехнического объединения представляются на областной конкурс научно – исследовательских работ учащихся «Пятое колесо» и занимают призовые места.

Год

2003г.

2004г.

2005г.

2006г.

2007г.

2008г.

2009г.

2011г.

Места

3 место

3 место

2 место

2 место

1 место

2 место

1 место

1 место

В 2011 году исследовательские работы учащихся объединения Хлынина Романа, Сапоцкого Егора и Волынца Всеволода были представлены на международном конкурсе «Таланты XXI века», проводимом в г. Санкт-Петербурге. По итогам конкурса исследовательская работа Хлынина Романа «Сигнализация» заняла II место, работа Волынца Всеволода отмечена Дипломом конкурса.

5.Выводы

Проведенная работа по вопросу активизации познавательных интересов учащихся в процессе исследовательской деятельности, результаты педагогического эксперимента показали актуальность выбранной темы, позволили сделать некоторые выводы:

1. В активизации познавательных интересов в процессе организации исследовательской деятельности решающую роль играют те знания учащихся, которые они приобретают через самостоятельное изучение поставленной проблемы.

2. В процессе исследовательской деятельности перед учащимися возникают познавательные задачи, которые требуют от них их разрешения. Успех в работе зависит от организации такой деятельности обучающихся, в которой они опираются на изученный программный материал общеобразовательной школы, программный материал дополнительного образования или на имевшиеся в опыте конкретные представления. Развитие и активизация познавательного интереса связана с успешным решением все более усложняющихся познавательных задач, когда непосредственный интерес достигает достаточной устойчивости(2).

Преждевременность постановки таких задач без учета указанного фактора не приводит к успеху и ослабляет интерес.

3. Высокий уровень развития познавательных интересов может быть обеспечен, когда эта деятельность опосредована значительной целью, выступать как ведущий осознанный мотив.

4. В процессе исследовательской деятельности выделяются специфические формы работы, в значительной степени характерные для этой деятельности. Это –проведение экспериментов, подготовка презентаций, изготовление изделий, обладающих новизной, защита исследовательских работ на различных уровнях. Они становятся для обучающихся объединения заманчивой перспективой. Вместе с тем, в них, как нигде раскрываются межпредметные связи, они открывают простор для развития активности и самостоятельности подростков. Все это активизирует познавательную деятельность учащихся(5).

Немаловажен тот факт, что при планировании работы учащиеся объединения отдают предпочтение исследовательской работе наряду с вариантами простого изготовления изделия по образцу или схеме. Включение обучающихся в исследовательскую деятельность оказывает позитивное влияние на развитие технического мышления учащихся и формирование у них познавательного интереса к радиотехнике. Создание условий для научно-исследовательской деятельности школьников позволяет реализовать право на получение качественного и современного дополнительного образования, обеспечить подготовку обучающихся для поступления в ССУЗы и ВУЗы, реализовать их жизненные цели. Использование технологии исследовательского метода ориентирует современных школьников не только на простое усвоение знаний, но и на способы усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательной активности и творческого потенциала каждого ребенка.

Список литературы

1. Буткин Г. А., Володинская И.А., Талызина Н. Ф. Усвоение научных понятий в школе. (учебное пособие). М.: 1999.

2. В. Н. Кругликов, Е. В. Платонов, Ю. А. Шаранов. Методы активизации познавательной деятельности. С.-Пб.: Знание, 2006.

3. Горбунова А.И. Методы и приемы активизации мыслительной деятельности учащихся // Современная педагогика. 1999. № 3.

4. Зимняя И.А., Шашенкова Е.А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности.- Ижевск-Москва, 2001

5. Смолкин А.М. Активные методы обучения. М.: Просвещение, 1991.

6. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М.: Издательский центр «Академия», 1998.

7. Теории учения. Хрестоматия. Часть 1.Отечественные теории учения. М.: 1996.

8. Чечиль И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения «Практика административной работы в школе», № 6, 2003

9. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе.


Приложение №1

Процентное отношение достижений воспитанников радиотехнического объединения

Приложение №2

Результаты опроса обучающихся МБОУ ДОД «Станция юных техников» Володинского района г. а «Каковы твои мотивы посещения объединения?»

Приложение №3

Результат опроса педагогов

Активизация познавательной деятельности

Да

Нет

Не знаю

1.Способствует повышению качества знаний.

20

2.Создает условия для развития

личности.

20

3.Способствует желанию и умению самообразования.

15

2

3

4.Создает положительные условия для мотивации обучения.

20