Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 13

 

Поиск            

 

Данный проект Программы разработан Казахстанской ассоциацией it-компаний совместно с Казахстанской ассоциацией софтверных компаний. Введение

 

             

Данный проект Программы разработан Казахстанской ассоциацией it-компаний совместно с Казахстанской ассоциацией софтверных компаний. Введение

ПРОЕКТ

Предложения к Программе

развития IT - отрасли Республики Казахстан

на 2008-2010 годы

(подготовлены Казахстанской ассоциацией IT–компаний

совместно с Казахстанской ассоциацией софтверных компаний)

г. Астана, 14 марта 2008 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Аннотация..................................................................................................................................... 3

2. Введение........................................................................................................................................ 3

3. Анализ состояния IT отрасли РК............................................................................................. 4

4. Факторы и барьеры на пути роста IT отрасли Казахстана................................................ 7

5. Перспективные сегменты отрасли IT.................................................................................... 8

6. Предлагаемые меры.................................................................................................................... 9

6.1 Совершенствование законодательства и нормативно-правовых актов........................... 9

6.2 Развитие софтверной индустрии и оказания IT услуг...................................................... 10

6.3 Развитие внутреннего IT рынка......................................................................................... 12

6.3.1. Меры по стимулированию спроса и предложения.................................................... 12

6.3.2. Меры по фискальному и таможенному регулированию.......................................... 12

6.3.3. Меры административного регулирования................................................................. 13

6.4 Развитие экспорта (IT продуктов и услуг)....................................................................... 13

6.4.1. Меры по фискальному и таможенному регулированию.......................................... 13

6.4.2. Меры по развитию организационной инфраструктуры........................................... 13

6.5 Развитие Парка информационных технологий п. Алатау................................................ 14

6.6. Формирование кадрового потенциала IT-отрасли........................................................... 14

6.7 Развитие базовой инфраструктуры национального сегмента Интернета...................... 15

6.8 Формирование базовой инфраструктуры оказания электронных услуг типа B2C и B2B 16

6.9 Развитие статистики IT отрасли.......................................................................................... 17

7. Эффект от реализации.............................................................................................................. 18

8. Контроль выполнения мероприятий Программы............................................................. 19

9. План основных мероприятий по реализации Программы развития IT отрасли в Республике Казахстан......................................................................................................................................... 19

9. План мероприятий по реализации Программы развития IT отрасли в Республике Казахстан на 2008-2010 годы........................................................................................................................... 21

1. Аннотация

Настоящая Программа разработана в целях осуществления приоритетного развития IT-отрасли, государственной поддержки предприятий IT-отрасли и в дополнение к государственным программам формирования «электронного правительства», развития телекоммуникации, снижения информационного неравенства Республики Казахстан.

Приоритетное развитие IT-отрасли и, в первую очередь, секторов разработки программного обеспечения и предоставления IT-услуг, является необходимой мерой на пути вхождения Республики Казахстан в число 50 конкурентоспособных стран и обеспечения государственной безопасности.

Мероприятия Программы охватывают вопросы совершенствования законодательства, нормативно- правовых актов, поддержки предприятий IT-отрасли, развития IT-образования, повышения уровня информационной безопасности и формирования базовой инфраструктуры IT-отрасли, не охватываемые вышеупомянутыми государственными программами.

Данный проект Программы разработан Казахстанской ассоциацией IT-компаний совместно с Казахстанской ассоциацией софтверных компаний.

2. Введение

Современный экономический рост базируется на ведущем значении научно-технического прогресса и интеллектуализации основных факторов производства. Именно поэтому в своем февральском Послании - «Новый Казахстан в новом мире» (2007г.) Глава государства подчеркнул, что Казахстан будет «проводить единую государственную стратегию, направленную на внедрение высоких технологий и поддержку инноваций» и обратил особое внимание на то, что «практически все успешные современные государства, активно интегрированные в систему мирохозяйственных связей, сделали ставку на «умную экономику». Поставленная Главой государства задача о вхождении в число 50 конкурентных государств мира невозможна без наращивания интеллектуальных направлений, особенно такого, как IT-индустрия, о необходимости развития которого президент акцентировал в своем выступлении на 15 – летии программы «Болашак» (январь 2008г.).

Вызревающие в наиболее развитых странах хозяйственные системы все более трансформируются в экономику знаний, использование которых умножает результаты хозяйственной деятельности гораздо более эффективно, чем применение любого другого производственного фактора. Аналитиками отмечается, что информационные технологии являются мощным двигателем национального развития и увеличения трудовой занятости.

Таким образом, IT-индустрия становится одним из основных ключевых факторов в становлении новой «умной» или как ее иногда называют «цифровой» экономики и ее «цементирующим» материалом и поставленная Главой государства задачи внедрения высоких технологий и поддержки инноваций в Казахстане, развития IT-индустрии требует осуществления приоритетного развития IT-отрасли страны в качестве самостоятельного направления экономической деятельности.

3. Анализ состояния IT отрасли РК

Индустрия IT является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей в мире. Своим ростом отрасль обязана расширению общего проникновения IT-технологий в бизнес-процессы организаций, механизмы государственного управления и повседневную жизнь людей.

По оценкам аналитического агентства IDC, объем мирового IT-рынка (расходы всех категорий конечных пользователей на IT) составил в 2006 году 1,16 трлн. долл.. В период до 2010 года эта цифра будет увеличиваться со среднегодовым показателем роста 6,3%, и в конце декады объем IT-рынка достигнет 1,48 трлн. долл. Мировой рынок IT- услуг растет более повышенными темпами (- на 20% в год). В 2006 году мировой объем IT-услуг оценивается в 626 млрд. долл. (объем услуг в области разработки ПО составляет по разным оценкам от 100 до 150 млрд. долл.).

Оборот IT-отрасли Индии в 2000-2002 составил $8,6 млрд., а доля производства программного обеспечения (ПО) и услуг в нем составила порядка $5,7 млрд. В 2003 году доля индустрии программных продуктов и информационных услуг в ВВП Индии была на уровне 2,4% и составила порядка 20,4% экспорта в целом, с размером экспорта программных продуктов на сумму в $1 млрд.. Индия в 2005 году экспортировала программного обеспечения на общую сумму более $15 млрд. при совокупном объеме мирового рынка IT-аутсорсинга в $60 млрд. Экспорт программного обеспечения к 2008 планировался в сумме $50млрд.

Объем российского IT-рынка по итогам 2005г он составил $11,8 млрд. В 2006 году - на уровне $14,6 млрд. долл. Это чуть больше 1% общемирового объема IT-рынка, составляющего 1,16 трлн. долл. Из этой суммы большая часть попадает на стоимость, созданную вне России. Реальная российская составляющая в общем куске пирога небольшая - 20-25 процентов, остальное — привнесенный продукт, чужие технологии. Россия входит в тройку ведущих стран-экспортеров ПО и услуг аутсорсинга. В 2004 г. объем экспорта ПО и услуг составил 560 млн. долларов. В 2005 г. этот показатель вырос до 740 млн. долларов. При общем объеме российского экспорта в $180 млрд., доля экспорта программного обеспечения в 2007г составила $1 млрд. Структура продаж: на российском рынке 60 - 70%, - оборудование, 11% - программное обеспечение, порядка 20% - услуги. Для сравнения, в странах Западной Европы это соотношение составляет, примерно: 40% - оборудование, 20% - программное обеспечение и 40% - услуги.

По данным IDC общий объем IT-рынка в Казахстане в 2005 составил 520 млн.долл., в 2006г- 680 млн. долл. и в 2007 - 860 млн. долл. При этом доля оборудования составила 75%, IT-услуг 15%, коробочное ПО 10% и в динамике эти изменения незначительны. Казахстанская составляющая в этом объеме весьма незначительна. Оборудование и коробочное ПО это все из-за границы, IT-услуги оказываются как местными отечественными компаниями, так и зарубежными компаниями.

По данным нашего Агентства РК по статистике цифры общие затраты РК на информационные технологии в 2004г составили 20,3 млрд. тенге и в 2005 -25,9 млрд. тенге. ВВП Казахстана в 2006 году составил 77,9 млрд. долл. и в 2007- 100 млрд. долл.

В IT-индустрии традиционно выделяют пять секторов: производство "железа" т.е. компьютерного и коммуникационного оборудования; проектирование и разработку программного обеспечения, предоставление IT-услуг, телекоммуникации и производство продукции микроэлектроники. Большинство стран ведут разработки в одном - двух секторах, и лишь несколько государств преуспевают во всех секторах.

Для целей данной Программы под отраслью информационных технологий понимается совокупность трех секторов: предоставление IT-услуг, разработка программного обеспечения; производство (сборка) и продажа IT-оборудования (персональных компьютеров, серверов, периферийных устройств и пр.).

В февральском 2007г Послании Главы государства отмечена необходимость изучения и использования опыта других стран осуществивших экономический прорыв. Ярким примером ускоренного развития IT-индустрии всегда приводят Индию. Это государство сумело за последние 20-30 лет найти свою нишу в мировом разделении труда в секторе разработки программного обеспечения. Свои ниши в IT-индустрии нашли и такие страны как, Ирландия, Китай, Малайзия, Австралия и целый ряд других, не говоря уже о таких странах как Израиль, Корея, Сингапур, Тайвань. Усиленно развиваются страны Восточной Европы. Каждая из этих стран прошла свой путь становления IT-отрасли, но в тоже время имеются общие закономерности.

У всех этих государств была ясная стратегия, в соответствии с которой они последовательно шли в экономический прорыв. Их опыт, показал, что для быстрого и эффективного развития отрасли участие государства является определяющим. В Индии, Ирландии, Китае, Малайзии разработаны и осуществляются масштабные государственные программы по привлечению инвестиций в отрасль, по стимулированию экспорта, по поддержке НИОКР и образования в сфере IT. Многие из этих программ стартовали 20-25 лет назад, и сейчас эффект от их реализации огромен. В целом страны, осуществившие экономический прорыв посредством ставки на развитие IT-индустрии объединяет то, что у них: 1) развитие IT-индустрии было возведено в ранг государственной политики и приоритета; 2) созданы условия и осуществлено привлечение прямых иностранных инвестиций; 3) обеспечен тот или иной льготный налоговый режим для IT-компаний; 4)увеличены инвестиции в человеческий капитал, способствующие росту числа IT-специалистов в стране. Наряду с общими закономерностями, каждая из этих стран имеет специфику в развитии своей IT-индустрии.

Эти страны, своевременно осуществили гармонизацию законодательства с международной практикой и приняли нормативно-правовые акты по: налоговому стимулированию экспорта; либерализации импорта продукции IT-индустрии; освобождению от налогов на прибыль на определенный срок технологичных компаний; введению особых налоговых льгот для софтверных компаний. Также ими были приняты меры по льготному налогообложению венчурных фондов инвестирующих средства в IT-отрасль; льготному налогообложению при приобретении акций крупных иностранных компаний; льготному кредитованию и страхованию рисков; созданы особые инвестиционные режимы для совместных компаний и частных учебных заведений. Такие меры стимулирования IT-отрасли не потеряли своего значения и сейчас и актуальны для Казахстана.

К основным тенденциям развития IT-отрасли на данном этапе относятся постепенное уменьшение доли стоимости оборудования в общем объеме рынка IT, опережающий рост услуг. Международные IT-компаний, начиная со второй половины 90-х годов, открыли свои подразделения в Индии и Китае, Ирландии и других странах, перенесли выполнение части функций или целые бизнес-процессы в эти подразделения. Параллельно IT-компании развивающихся стран оказывают услуги клиентам в развитых странах с помощью удаленного доступа. Таким образом, отрасль IT трансформируется в сторону ориентации на IT-услуги, при этом значительная часть этих услуг будет оказываться из развивающихся стран. Развитие телекоммуникаций и многократное снижение стоимости передачи данных стало фактором, обеспечивающим рост рынка экспортируемых услуг. Поэтому наличие хорошей телекоммуникационной инфраструктуры по конкурентным ценам является необходимым фактором для развития. Следует также отметить тенденцию к передаче сторонним специализированным организациям части внутренних функций, связанных с использованием IT-инфраструктуры («IT-аутсорсинг»).

Текущую ситуацию становления IT отрасли в Казахстане можно охарактеризовать следующим образом. Формируется определенная IT-инфраструктура в государственном и частном секторах. Отлажены каналы поставок зарубежной техники и лицензионного программного обеспечения. В части производства «железа» имеет место сборка персональных компьютеров и мониторов. Планируется сборка серверного оборудования в Парке информационных технологий (п. Алатау). Начинает развиваться розничная торговля компонентами средств микроэлектроники. Расширяются секторы разработки программного обеспечения и оказания IT-услуг. В секторе телекоммуникации принимаются ряд мер по удешевлению доступа в Интернет и развитию широкополосного доступа. Все более актуальным становится вопрос обеспечения информационной безопасности. Однако темпы развития этих направлений не соответствуют требованиям времени и поставленным Главой государства задачам по индустриально-инновационному развитию страны.

На данный период основным и активным потребителем информационных технологий в Казахстане выступают государство, банковско-финансовая система, предприятия нефтегазового сектора. Уровень распространенности информационных технологий среди других предприятий и населения ещё очень далек от показателей развитых стран. Не отработана организация получения статистических показателей характеризующих IT отрасль. Рынок IT в Казахстане мал в абсолютном выражении, отстает по большинству характеристик, как от развитых, так и от многих развивающихся стран, и далёк от насыщения по всем показателям.

Одной из важнейших задач развития IT-отрасли РК является информатизация экономики РК. Автоматизация наших заводов и фабрик, внедрение новейших систем управления бизнесом, интеллектуализация казахстанского образования создадут крайне необходимую базу для нового конкурентно способного Казахстана. Без решения проблем данной задачи говорить о вхождении РК в 50-ти наиболее развитых стран мира не серьезно. Причем информатизация экономики, всего уклада жизни РК должна вестись в первую очередь собственными силами, казахстанскими IT-компаниями, опираясь на наши традиции строить свою самобытную модель современного общества. Слепое копирование чужого опыта, надежда на иностранных специалистов, тотальное привлечение иностранных IT-компаний обойдется стране не просто очень дорого и далекого от желаемого результат, но и стратегически ошибочнопасно. но и стратеелаетрия, о необходимости развития которого президент говорил в своем выступлении. Опасность утечки государственных тайн возрастает многократно, что крайне отрицательно может сказаться на экономическом и политическом развитии страны. Там, где возможно импортозамещение, следует покупать технологии, а не готовые продукты, использовать идеи, а не работать по чужим инструкциям. Наша задача внимательно изучать лучший мировой опыт, пропустить его через наш менталитет, особенности нашей экономики, наш уклад жизни.

Перед Казахстаном, как и перед многими другими странами, стоит задача найти свою нишу в мировом разделении труда в этой сфере. Первым этапом выхода на международный IT-рынок было бы достижение регионального (Центральная Азия) лидерства, и именно здесь казахстанским IT-компании следует активнее работать, а правительству поддерживать данное стремление.

4. Факторы и барьеры на пути роста IT-отрасли Казахстана

Состояние IT-отрасли в Республике Казахстан свидетельствует о необходимости государственной поддержки для его развития. При этом следует отметить наличие на текущем этапе как барьеров на пути развития отрасли, так и благоприятных факторов.

К благоприятным факторам для развития IT-отрасли относятся продолжающийся экономический подъем и имеющийся базовый уровень образования населения. Экономический подъем привел к росту инвестиционных ресурсов, и вызывает необходимость формирования и реструктуризации многих предприятий отрасли.

Барьеры, препятствующие развитию IT-отрасли, можно разделить на законодательные проблемы, сдерживающие рост внутреннего рынка, сдерживающие рост экспорта и институциональные и административные барьеры, обусловленные особенностями нашего рынка.

Неразвитость законодательно-нормативной базы для IT в целом и для отдельных направлений (например, электронная коммерция, информационная безопасность и электронно-цифровая подпись) тормозит развитие, как спроса, так и предложения информационных технологий. Неразработанный механизм в области защиты прав интеллектуальной собственности связанных с компьютерными программами мешает привлечению крупных международных компаний, сказывается на развитии внутреннего IT-рынка.

Барьеры, сдерживающиеся рост внутреннего рынка, делятся на мешающие развитию спроса со стороны основных групп потребителей (государственные органы, предприятия, население) и ограничивающие предложение.

Развитие спроса со стороны всех групп потребителей тормозится достаточно высокими ценами на компьютеры. Поскольку Казахстан уже производит сборку с применением технологических линий, то снятие пошлин на комплектующие привело бы к снижению стоимости компьютера для конечного потребителя. В целом такая мера сохранения импортных пошлины в размере 10%, на IT-продукцию, производимую в РК, полностью соответствует нормам ВТО и поможет казахстанским IT-компаниям расширить производство персональных компьютеров, организовать производство ноутбуков, серверов и периферийного оборудования.

Низкий спрос на IT-услуги и продукты со стороны населения вызван преимущественно низкой платежеспособностью (особенно в регионах) и несформированной потребностью в приобщении к новым технологиям.

Со стороны государства спрос на IT ограничивается: отсутствием формализованных и описанных бизнес-процедур и бизнес-процессов государственных органов, отсутствием достаточного количества образованных пользователей, слабой подготовкой технических спецификаций на проведение конкурсов, недостаточной эффективностью организации масштабных долгосрочных IT-проектов, ведомственной разобщенностью, низким общим уровнем использования IT в госорганах и в бюджетной сфере вообще.

Завышенные сроки амортизации компьютерного оборудования по отношению к реальным срокам использования, неопределенность с отнесением на себестоимость продукции и со списанием программного обеспечения снижают экономические стимулы внедрения IT на предприятиях.

К основным барьерам, препятствующим расширению предложения IT можно отнести: относительно высокую налоговую нагрузку на предприятия отрасли IT и административные барьеры, связанные с сертификацией IT-товаров, экспертизы на предмет отнесения товара к средствам двойного назначения, экспортным контролем.

Особенностью текущего состояния нашего IT- рынка является то, что большинство отечественных IT-компаний в своей деятельности не специализируются на каких-либо конкретных сегментах отрасли и предоставляют смешанный спектр услуг и продуктов. Например, компании, занимающиеся системной интеграцией, зачастую попутно устанавливают клиентам аппаратно-техническое обеспечение и программное обеспечение, а впоследствии оказывают услуги по поддержанию функционирования системы. На развитых рынках все эти услуги оказываются специализированными компаниями. В результате отсутствия специализации, универсальные компании не достигают максимальной эффективности в каждом из сегментов рынка.

Для экспорта IT-оборудования у Казахстана нет соответствующих производств, научно-технических разработок, рынка дешевой квалифицированной рабочей силы. Специфика экспорта программного обеспечения и IT-услуг, таможенное оформление информационных продуктов, передаваемых по каналам связи, не учитывается законодательством, что сдерживает возможность экспорта программного обеспечения и IT-услуг. Возврат налога на добавленную стоимость экспортерам программного обеспечения на практике не осуществляется. Выход казахстанских компаний на прямые взаимоотношения с компаниями-заказчиками осложнен неразвитостью сети представительств и низкой информированностью о казахстанских компаниях на зарубежных рынках. Малый средний размер IT-компаний также препятствует их конкурентоспособности при получении крупных заказов.

К проблемам институционального характера относятся недостаток кадров для отрасли IT, неразвитость информационной инфраструктуры, сложности механизмов финансирования, в том числе венчурного финансирования. Недостаток кадров для отрасли IT также вызван несоответствием системы образования требованиям IT отрасли. В высших учебных заведениях остро ощущается нехватка преподавателей с современными знаниями. Отсутствуют механизмы субсидирования и выделения грантов для перспективных направлений развития. Слабая и неразвитая инфраструктура тормозит развитие целых направлений бизнеса, например, формирование и развитие электронной коммерции, передачу внутренних функций организаций сторонним специализированным компаниям и т.д..

Мероприятия по устранению этих барьеров должны рассматриваться как приоритеты государственной политики.

Не определен терминологический и понятийный аппарат IТ, влияющий на производство и экономику отрасли. Так, до сих пор нет четкого понимания того, какая деятельность в отрасли является услугами, а какая работами, и что представляют собой результаты этой деятельности – изделия, товары или услуги. Плохая, а зачастую неквалифицированная проработка этих вопросов в законодательстве создает дополнительные препятствия для работы компаний в легитимном правовом поле, позволяет неоднозначно трактовать действующее законодательство.

5. Перспективные сегменты IT-отрасли РК

Основной целью ускорения развития IT-отрасли Казахстана являются: формирование в государственном и частном секторе вычислительной инфраструктуры, отвечающей вызовам времени и требованиям формирования «цифровой» экономики на уровне международных стандартов; рост как мощности вычислительных средств, так и увеличение доли программных продуктов отечественного производства; развитие предприятий отрасли поддерживающих и развивающих информационную инфраструктуру; обеспечение максимально возможной независимости от импортных технологий; обеспечение проникновения информационных технологий во все сферы деятельности; формирование и рост IT- рынка страны. Среди этих направлений работ Казахстан должен найти свою нишу в мировом разделении труда в IT-индустрии.

К перспективным сегментам отрасли IT для Казахстана относятся направления, в которых казахстанские IT- компании cмогут развить свою конкурентоспособность. Несмотря на нехватку специалистов в области информационных технологий, конкурентоспособности могут способствовать общий образовательный уровень населения, наличие специалистов с опытом решения сложных нестандартных задач, близость к ряду экспортных рынков. Исходя из этого, наиболее перспективными направлениями для развития экспорта могут стать разработка программного обеспечения, включающая как проектирование, так и кодирование, предоставление IT-услуг. Причем направление проектирования как наиболее сложное и трудоемкое является более перспективным для IT-отрасли Казахстана. Казахстан сможет и должен найти свою нишу в мировой IT-индустрии именно в секторах проектирования информационных систем и разработки программных продуктов, обеспечения и предоставления IT-услуг. Это именно те сектора, в которых Казахстан сможет реально создавать добавленную стоимость, и к развитию которых следует приложить основные усилия.

Положительными факторами для успешного развития этих секторов IT-индустрии в Казахстане являются: наличие опыта создания в Казахстане крупных информационных систем, реализованных отечественными компаниями. Эти проекты могут представлять интерес для наших ближайших соседей: это платежная система Республики Казахстан, информационные системы налоговых органов и центра по выплате пенсий и ряд других систем. Речь не идет о конкуренции с Индией, Китаем, Россией и другими странами, добившимися значительных успехов в этой области. Для Казахстана главная задача текущего этапа не отстать в развитии и не оказаться во втором эшелоне «цифровой» экономики.

Рынок разработки программного обеспечения и оказания IT-услуг специфичен и динамичен в своем развитии. Здесь нет активов, нет осязаемой собственности. Фактически это только люди. Эта индустрия очень мобильна. Если ее сжимают где-то, она перетекает в другое место. Специалисты в этой отрасли востребованы по всему миру. В целом мировой IT-бизнес стал высококонкурентным, достаточно низкорентабельным. На него влияют преференции или их отсутствие. Рост этого бизнеса происходит быстро только в правильно организованной среде. В тоже время финансирование разработки программного обеспечения является рисковым в силу высокой динамики развития этой отрасли и принятые в ходе разработки решения могут оказаться неоптимальными в новых условиях.

От успешного развития секторов разработки программного обеспечения и предоставления IT-услуг в большей мере зависит национальная безопасность государства. Необходимо добиться такого уровня их развития, который бы обеспечил квалифицированную экспертизу, внедрение и эксплуатацию современных информационных технологий силами отечественных специалистов, способных распознать и отразить любые потенциальные угрозы с использованием IT.

В развитых странах четко прослеживается регулирующая роль государства через государственные заказы, гибкие механизмы дотации, налоговые преференции в стратегических важных отраслях, в том числе и IT отрасли.

Казахстан может и должен принять меры по выявлению своей ниши в IT-индустрии. На базе ускорения развития секторов программного обеспечения, IT-услуг и целенаправленного формирования кадрового потенциала этой отрасли имеется возможность сделать существенный шаг в направлении выхода из роли «сырьевого придатка». Именно в этих секторах можно создавать добавленную стоимость и ориентировать их на экспорт продукции и услуг.

6. Предлагаемые меры

Предлагаемые меры по развитию IT-отрасли Республики Казахстан, связаны с реализацией государственной поддержки и разделены по следующим основным направлениям: развитие внутреннего рынка; поддержка предприятий IT-отрасли, развитие экспорта; формирование корпуса IT-специалистов; совершенствование законодательства в области IT; инфраструктурное и институциональное развитие.

6.1 Совершенствование законодательства и нормативно-правовых актов

Совершенствование законодательства и нормативно-правового регулирования в сфере информационных технологий для развития IT-отрасли является актуальной задачей. Совершенствование, в дополнение к существующим программам, должно осуществляться по следующим направлениям: принятие и внесение изменений в базовые законодательные акты, относящиеся к информационным правоотношениям; отмена не эффективных или противоречащих основополагающим принципам правового регулирования нормативных правовых актов (их отдельных положений), принятие новых нормативных правовых актов, связанных с развитием IT-отрасли.

Программные продукты и информационные системы, методология и технология их внедрения и эксплуатации, документация и технологические процессы представляет собой результаты интеллектуальной деятельности. Поэтому, в целях развития внутреннего рынка программного обеспечения необходимо совершенствование законодательства по защите интеллектуальной собственности и авторских прав иностранных и отечественных разработчиков.

К кругу нормативно-правовых актов, реализующих меры предусмотренные законами, следует отнести разработку и утверждение типовых норм и методик расчетов трудоемкости и стоимости разработки программного обеспечения и информационных систем, обязательных для использования в государственных органах при планировании и утверждении бюджета. Эти нормы должны учитывать современные тенденции и технологии в разработке и внедрении программного обеспечения, содержать регламенты, обеспечивающие полный жизненный цикл программных проектов, включая этапы тестирования, испытаний, внесения изменений, а также учитывать риски.

В нормативно-правовые акты о государственных закупках предлагается внести положения, усиливающие ответственность заказчиков за исполнение своих обязанностей, и в типовом договоре государственных закупок однозначно определить эти обязанности, в том числе соблюдение норм времени для принятия решений и предоставления информации. Предлагается также покончить с практикой объединения в одном конкурсе закупок услуг по разработке технического задания на проектирование и собственно техно-рабочего проекта создания информационных систем и программного обеспечения. Это позволит не только повысить качество проектов, но и создаст предпосылки для появления организаций нового типа, специализирующихся на разработке технических требований и в дальнейшем, при рабочем проектировании, осуществляющих от лица заказчика авторский надзор за производством работ и помощь в их квалифицированной приемке.

В целях развития и использования государственного языка при разработке и эксплуатации информационных систем требуется подготовка предложений по принятию словаря IT-терминологии на казахском языке и утверждение универсального 16-битового стандарта UNICODE зарегистрированного в ISO и поддерживаемого ведущими фирмами, как единого стандарта кодирования казахского алфавита.

Для эффективного стимулирования разработки и внедрения инновационных проектов в области информационных технологий необходима подготовка предложений по дальнейшему улучшению инвестиционного климата.

Разработка и принятие новых нормативных правовых актов, корректировка действующей нормативной базы должны сопровождаться проведением научно-исследовательских работ, направленных на уточнение основных правовых проблем в области IT и оптимальных путей их решения. Требуется систематический мониторинг практики применения действующих нормативных правовых актов, развитие существующего общего законодательства (регулирующего все сферы экономики в целом) и адаптация его норм под некоторые особенности отрасли IT.

В целом требуется разработка долгосрочной государственной политики в области развития IT- отрасли, включая подготовку проектов Концепции формирования «Электронного Казахстана» и Программы развития IT-отрасли на период 2010-2020 годы.

6.2 Развитие софтверной индустрии и оказания IT услуг

Развитие софтверной индустрии является основой инновационного развития и залогом обеспечения конкурентоспособности страны. Развитие этого сектора невозможно сейчас обеспечить без поддержки государства. Несмотря на то, что IT предприятия развиваются в рыночных условиях, как со стороны государства, так и со стороны IT-предприятий требуется целенаправленная политика фискального регулирования развития отрасли. Об этом свидетельствует опыт стран принявших стратегическое решение по развитию своей IT отрасли.

Государственная поддержка предусматривает предоставление преференций, развитие венчурного финансирования, субсидирование развития софтверных IT-предприятий и предоставление грантов для развития перспективных технологических решений.

Особенно острым вопросом фискального регулирования для предприятий отрасли IT является налогообложение расходов по оплате труда. Доля этих расходов в себестоимости IT-компаний составляет от 40 до 70 процентов. Предоставление налоговых преференций должно обязательно учитывать этот факт предоставлением большего размера льгот для IT-компаний оказывающих IT-услуги, чем IT-компаниям, работающим по производству и продаже вычислительного оборудования.

Следует предусмотреть возможность освобождения от НДС софтверных компаний при приобретении ими программного обеспечения, образцов современного аппаратного обеспечения за рубежом для собственного использования, а также сокращение срока амортизации приобретенного программного обеспечения.

Меры по развитию софтверной индустрии не ограничиваются предоставлением преференций, устранением имеющихся административных и других барьеров. Предоставление преференций должно стимулировать вложение средств в развитие IT-компаний, а не увеличивать их прибыли. Необходимо формирование инфраструктуры софтверной индустрии, освоение IT-предприятиями современных технологий проектирования систем и программных продуктов. К мерам по развитию инфраструктуры софтверной индустрии следует также отнести:

- содействие образованию консалтинговых фирм по организации оформления технико-экономических обоснований и технических спецификаций, осуществления экспертизы проектов;

- формирование отечественной системы сертификации IT-компаний на основе методики сертификации СММ.

Государство должно способствовать консолидации усилий отечественных IT-компаний для реализации крупных проектов как альтернативе использования зарубежных IT-компаний.

Необходимой мерой для развития экспорта IT-продукции и услуг является также работа по повышению информированности потенциальных клиентов о Казахстане, как о перспективном партнере с достаточно высоким профессиональным уровнем IT-компаний.

Следует построить прозрачную отечественную систему сертификации IT-компаний, взяв за основу методику сертификации СММi. Это позволит получить рейтинг отечественных компаний и ранжировать участников конкурсов государственных закупок, не допуская к работам определенного уровня недостаточно профессиональные компании, даст возможность отечественным компаниям качественно подготовиться к процедуре сертификации CMMi, если компания планирует работать на внешнем рынке. Необходимо обеспечение более качественной подготовки технических спецификаций при государственных закупках разработки информационных систем и программных продуктов. Это будет стимулировать освоение IT-компаниями новых инструментальных средств и методик проектирования. При подведении итогов конкурсов преимущество должно отдаваться отечественных софтверных компаниям.

Развитие софтверных предприятий требует освоения ими современных методик проектирования информационных систем и программных продуктов, освоения ими новых инструментальных средств проектирования. В этих целях целесообразно организация обучения и стажировок за рубежом специалистов IT-компаний, направления специалистов IT-компаний для временной работы в ведущих иностранных компаниях, в том числе посредством государственного содействия и финансирования.

Результатом мер по развитию софтверного сектора IT-отрасли должен стать переход от выполнения отечественными софтверными компаниями государственных заказов, к более широкому внедрению информационных технологий в частном секторе и выходу на международный рынок программного обеспечения.

6.3 Развитие внутреннего IT-рынка

Для развития внутреннего рынка IT индустрии в первую очередь необходимо предусмотреть мероприятия по устранению барьеров в развитии спроса и предложения, в фискальном и таможенном регулировании, устранению административных барьеров. Это позволит обеспечить рост IT рынка, доступность финансовых ресурсов для развития IT- предприятий.

6.3.1. Меры по стимулированию спроса и предложения

Для повышения спроса со стороны населения на IT предлагаются меры по повышению доступности персональных компьютеров для всех слоев населения за счет стимулирования общего снижения цен на рынке и расширения возможностей потребительского кредитования; вычета стоимости персонального компьютера и программного обеспечения, приобретенных для личного пользования, из налоговой базы налога на доходы физических лиц (с целью увеличения эффекта данную льготу разрешить применять в течение 3 лет). Для роста компьютерной грамотности необходимым является расширение обучения пользователей работе на персональном компьютере и увеличение количества общедоступных компьютерных центров.

Для стимулирования спроса на IT со стороны предприятий всех отраслей экономики следует рассмотреть вопрос сокращения сроков полезного использования (амортизации) компьютерного оборудования и программного обеспечения до 2-х лет. Можно предусмотреть условие применения этой меры в организациях в случае передачи ими персонального компьютера в личное пользование сотрудникам, либо в качестве благотворительных пожертвований учебным заведениям. Отменить нормы, увеличивающие налоговую базу предприятий при передаче устаревшей вычислительной техники в качестве благотворительных пожертвований, безвозмездной передаче ее в личное пользование граждан.

Для реализации перспективных технологических решений в области информационных технологий необходимы предоставление государственных грантов, организация привлечения грантов из других, в том числе из внешних источников.

К мероприятиям по развитию квалифицированного спроса со стороны государства следует отнести:

-повышение квалификации государственных служащих ответственных за разработку и внедрение государственных информационных систем и ресурсов путем установления стандартов профессионализма;

-переход государственных учреждений от обслуживания IT-систем (включая обслуживание IT-инфраструктуры) собственными силами к обслуживанию силами сторонних (отечественных) специализированных организаций с проведением открытых конкурсов по их выбору. Данная мера позволит государству осуществлять обслуживание собственных систем качественнее, с меньшими затратами и будет способствовать стимулированию развития отрасли IT.

6.3.2. Меры по фискальному и таможенному регулированию

Ускоренное развитие IT-отрасли Казахстана невозможно без предоставления налоговых и таможенных преференций. Целесообразна полная отмена таможенных пошлин на ввоз комплектующих к компьютерной технике, а также переход на заявительный порядок экспорта и импорта IT-продуктов и услуг, включая носители информации. Ликвидация пошлин на комплектующие не противоречит позиции ВТО. Важной мерой по повышению прозрачности отрасли IT является упрощение процедуры временного ввоза, в том числе инновационной техники, технологий и опытных образцов, не получивших сертификата соответствия.

Следует предусмотреть механизмы поощрения реинвестирования отечественными IT-компаниями в новые разработки и инновационную деятельность.

Требуется совершенствование организации учета на балансе предприятий объектов интеллектуальной собственности в области IT, а также организация его оценки для целей использования их в качестве доли в уставном капитале предприятия, и в дальнейшем в качестве залога. Это будет способствовать формированию уставного капитала инновационных предприятий и соответственно привлечению инвестиций в развитие, и далее привлечению финансирования в виде банковских кредитов. Необходимо, с учетом накопленного опыта, усовершенствование правил работы инновационных и венчурных фондов? расширение ими перечня механизмов инвестирования и предоставление фондам прав по осуществлению реальной венчурности, то есть рисковых вложений в IT-отрасль.

6.3.3. Меры административного регулирования

Для развития внутреннего рынка требуется предусмотреть меры административного регулирования и создания организационной инфраструктуры обеспечения эффективного функционирования IT-отрасли.

К актуальным на данном этапе административным мерам по регулированию IT-рынка следует отнести:

- ограничение создания государственных предприятий или АО со 100% участием государства, работающих на рынке информационных технологий. Созданные госпредприятия и акционерные общества со 100% участием государства не должны иметь льгот перед другими участниками рынка. Особо следует контролировать уровень заработной платы на этих предприятиях, который не может превышать средний уровень оплаты труда в частных компаниях отрасли;

-дальнейшее упорядочение классификации бюджетных расходов госорганов, с учетом разграничения товаров, работ и услуг;

-внесение изменений по принятию тарифов на обязательную сертификацию, в порядок проведения и Перечень товаров подлежащих обязательной сертификации, порядок проведения экспертизы на предмет отнесения IT-товаров к средствам двойного назначения, экспортного контроля.

6.4 Развитие экспорта ( IT-продуктов и услуг)

Определение разработки программного обеспечения как вида услуг, который может осуществляться на экспорт, требует практического решения вопросов не возврата налога на добавленную стоимость при экспорте IT-продукции и услуг, принятия мер по развитию телекоммуникационной инфраструктуры, дополнительных мер по поощрению инвестиций в отрасль. Следует принять ряд мер по фискальному и административно-таможенному регулированию, созданию организационной инфраструктуры отрасли.

6.4.1. Меры по фискальному и таможенному регулированию

Следует определить: порядок возмещения налога на добавленную стоимость экспортерам продукции IT и услуг в порядке, аналогичном таковому для традиционных экспортеров в других отраслях промышленности; порядок доказательства факта экспорта программного обеспечения для использования налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость; порядок осуществления экспорта и импорта IT-продукции передаваемой по каналам связи. Необходим переход на заявительный порядок экспорта и импорта IT-продуктов и услуг, включая носители информации.

6.4.2. Меры по развитию организационной инфраструктуры

Важной для продвижения казахстанского IT-бизнеса мерой является создание организации, ответственной за продвижение и содействие отрасли IT с функцией формирования и поддержки базы данных о предприятиях отрасли IT Республики Казахстан, а также потенциальных инвесторах и партнерах (зарубежных и отечественных). Функцией такой организации должна стать консультационная поддержка, содействие IT-компаниям в поиске финансирования, централизованное управление программами технического содействия развитию казахстанской отрасли IT со стороны международных финансовых организаций. Создание «единого информационного окна» поможет западным компаниям проще находить партнеров в Республике Казахстан, а казахстанским — клиентов или инвесторов.

6.5 Развитие Парка информационных технологий п. Алатау

СЭЗ «Парк информационных технологий» (далее – ПИТ) в п. Алатау согласно планам призван консолидировать все IT-ресурсы страны, создать условия для его ускоренного развития. Однако развитие «ПИТ» практически остановилось, полностью не выкуплена земля на территории ПИТа, не строится инфраструктура, для расширения инфраструктуры нет воды, тепла, электроэнергии территория даже не огорожена, налоговые вопросы так же не доведены до логического конца. Сложившаяся ситуация не способствует ускорению развития ПИТ. Требуется принятие соответствующих мер по ускорению развития ПИТ. Для дополнительного контроля развития ПИТ следует привлечь общественные организации, представляющие IT-предприятия Казахстана.

Привлечение прямых иностранных инвестиций следует рассмотреть через создание максимально благоприятных условий для формирования в ПИТ центров разработки программного обеспечения, дизайна и исследований крупных зарубежных компаний. Создание таких центров с долевым участием казахстанских компаний должно рассматриваться не только как источник повышения объема экспорта, но и как важный инструмент заимствования передового опыта в IT. Это будет способствовать повышению конкурентоспособности казахстанских IT-компаний на ближайших экспортных рынках. Выгоды открытия таких центров будут заключаться в использовании существующих глобальных бизнес-структур международных компаний, создании новых высокооплачиваемых рабочих мест, развитии инфраструктуры, приобретении ценных навыков (управление проектами, управление процессом разработки, контроль качества), увеличении налоговых поступлений.

В предприятиях IT-индустрии основная доля затрат связана с выплатой заработной платы и в сравнении с другими отраслями они несут значительные потери по социальному налогу. В СЭЗ «Парк информационных технологий» (далее – ПИТ) не решен вопрос по освобождению от уплаты НДС на товары (работы, услуги) при вывозе в остальную таможенную зону Казахстана. Это основной вопрос по стимулированию перехода IT-компаний в ПИТе. Поэтому участники ПИТа нуждаются в освобождении от уплаты НДС на товары и услуги, произведенные на территории ПИТа, на конкретный промежуток времени. Такая норма не противоречит ВТО, т.к. в ПИТе могут находиться и иностранные компании и пользоваться такими же налоговыми льготами.

Для решения проблем с преференциями следует установить участникам СЭЗ «Парк информационных технологий» коэффициент 0 к соответствующим ставкам при исчислении социального налога.

6.6. Формирование кадрового потенциала IT-отрасли .

Казахстанская IT-отрасль испытывает нехватку кадров. Обеспечение доступности кадров для отрасли IT, как в краткосрочном, так и в долгосрочном плане, критично для развития отрасли. Решение вопроса подготовки специалистов для высокотехнологичных и наукоемких производств и расширение подготовки квалифицированных кадров в области информационных технологий требует принятия специальных мер. Следует учитывать, что Россия начинает принимать меры по стимулированию притока квалифицированных кадров из ближнего зарубежья, к каковым относится и Республика Казахстан. По сути, необходима специальная государственная программа для решения поставленной задачи.

В рамках данной программы ставится задача создания и развития образовательной среды профессионального образования в области информационных технологий, обеспечивающей реализацию непрерывного профессионального образования, повышение квалификации и переподготовку работников учреждений профессионального образования в области информационных технологий.

Следует в первую очередь пересмотреть существующую систем подготовки IT специалистов на предмет соответствия их названий и программ обучения международным стандартам Computing Curricula (CC) разработанных международным профессиональными сообществами по руководством IEEE. Взять за основу создания учебных программ CC 2001, а для формирования направлений обучения и специализации CC2005.

Формирование квалифицированного корпуса IT-специалистов требует применения механизма материального стимулирования специалистов. Здесь следует рассмотреть опыт Румынии отменившей взимание индивидуального подоходного налога с IT-специалистов. Это вызвало большой приток молодых людей на обучение по IT-специальностям, закрепило кадры в IT-отрасли и в конечном итоге привело к росту количества квалифицированных IT-специалистов в стране.

Для постоянного повышения квалификации преподавателей государственных ВУЗов по IT-специализациям необходимо обеспечить бюджетное финансирование такой переподготовки. Развить взаимодействие Вузов с IT-предприятиями, как с отечественными, так и зарубежными. Это позволит повысить уровень подготовки специалистов на новых факультетах до требований, предъявляемых современными технологиями, обеспечить переподготовку и повышение квалификации, стажировок преподавателей по IT. Следует шире использовать научный и творческий потенциал преподавателей путем предоставления льготных грантов. В виду того, что знания в IT отрасли устаревают очень быстро, установить приоритет среди преподавателей не по степеням и званиям, а по преподаванию востребованных знаний и рейтингу мнений отечественных софтверных компаний.

Для повышения квалификации необходимо расширение круга центров обучения IT -специалистов, в том числе дистанционного обучения. Необходимо принять меры по созданию IT-университета нового типа, ориентированного на подготовку специалистов международного уровня по самым современным требованиям.

Одним из эффективных механизмов было бы развитие методологических и технических функций Национального центра информатизации при Министерстве образования РК. Наряду с основными задачами Центра по разработке программ для более эффективного обучения преподавателей и администраторов начальной и средней школы, перспективным было бы создание и администрирование информационных систем, объединяющих образовательные учреждения по всей территории Казахстана. При этом основными функциями Центра должны также стать проведение постоянной модернизации материально-технической базы учебного процесса в соответствии с развитием современных технологий, развитие корпоративной компьютерной сети ВУЗов с использованием Интернет и новых образовательных технологий на ее основе (дистанционное обучение, активная информационно-технологическая поддержка самоподготовки, электронная библиотечная система) и т.д.

По мере развития следует создать Научный Центр по информационным технологиям как фундамент успешного развития технологического сектора с оборудованием мирового класса, который должен стать центром передовых научных разработок, участником крупных государственных, инновационных, заказных проектов.

6.7 Развитие базовой инфраструктуры национального сегмента Интернета

Национальный сегмент Интернета (Казнет) нуждается в ускоренном развитии и в силу особенностей истории его становления и окружения требует для решения этой задачи государственного вмешательства. Для ускорения развития Казнета требуется реализация конкретных мер по формированию технической инфраструктуры национального сегмента Интернета при непосредственном участии государства.

Первоочередную и доминирующую роль играет наполнение сетевых ресурсов Казнета контентом. Информативность любого ресурса, его доступность, прозрачность и видимость обеспечивается, с основном, только его создателями или владельцами. Исключительным и важным моментом является понимание того, что сетевой ресурс в Интернете должен существовать и создаваться прежде всего, для пользователей глобальной сети Интернет. Процесс создания сетевого ресурса в Казнете должен иметь четкую направленность на привлечение посетителей, тех кто ищет свободную доступную информацию. Состояние казахстанского контента на сегодняшний день в подавляющем большинстве ресурсов можно характеризовать как «неразвитое» и «слабое». «Неразвитость» контента обусловлена прежде всего отсутствием необходимых знаний и правил создания и формирования контента на ресурсе, а «слабость» контента – это пренебрежение релевантностью к информации на ресурсе и несвоевременное обновление контента. Остро стоит проблема казахскоязычного контента.

Для развития казахстанского сегмента Интернет требуется формирование и развитие инфраструктуры позволяющей создать работающий национальный сегмент Интернета. В этих целях необходимо государственное финансирование создания обширных баз данных в интересах бизнеса, государственной власти, образования и культуры.

Сетевые ресурсы Казнета в подавляющем большинстве не оптимизированы для работы с поисковыми системами. В ближайший период ожидается качественный и количественный скачок, как пользователей, так и ресурсов Казнета. Отсюда, необходимо как с политической, так и с экономической точки зрения ставить вопрос о создании казахстанского национального поискового портала.

Многие пользователи Интернета использует услуги хостинга по размещению веб-сайтов и организации почтовой связи через Интернет от российских поставщиков таких услуг. На данном этапе актуальной была бы поддержка со стороны государства по стимулированию организации хостинговых услуг по размещению веб-сайтов и организации электронной почтовой связи для казахстанских пользователей Интернета.

Тенденция развития услуг в поисковом секторе идет в направлении использования порталов, представляющих информацию о конкретных отраслях экономики и списках существующих в них компаний и их ресурсах. Создание отраслевых порталов со списками компаний и организаций, существующих веб-сайтов и их ресурсов, значительно облегчает пользователю получение необходимой информации. Отраслевой портал, содержащий огромное количество динамических страниц представляет интерес не только для пользователей, но и для поисковых систем, позволяющих увеличить трафик посетителей в сотни раз.

Важным моментом развития Казнета является создание нескольких достаточно мощных Data центров, с широкополосным доступом, удовлетворяющее нынешние и будущие потребности пользователей Интернета.

6.8 Формирование базовой инфраструктуры оказания электронных услуг типа B2 C и B2 B

Потребности рыночной экономики породили необходимость появления нового вида бизнеса - электронного бизнеса. Этот бизнес позволяет работать на виртуальном рынке, что в значительной мере снижает издержки предприятий малого и среднего бизнеса, позволяет существенно расширить круг потенциальных клиентов. Важными составляющими осуществления электронного бизнеса являются экономико-правовые (включая налогово-правовые) и технологические механизмы обеспечения осуществления такой экономической деятельности с использованием телекоммуникационной среды.

Необходимо провести комплекс мероприятий по обеспечению свободного бесплатного и анонимного доступа к законодательным и нормативно-правовым актам, стандартам, товарным знакам Республики Казахстан. Одним из таких мероприятий должно стать создание общедоступного информационного Интернет ресурса, оснащенного мощным поисковым механизмом. Необходимо определить государственный орган, ответственный за актуализацию и сопровождение указанной информации.

Бурный рост индустрии электронной коммерции заставил правительства развитых стран всерьез рассмотреть вопросы государственного регулирования этой отрасли. Первыми приняли пакет законодательных актов, регулирующих электронную коммерцию, Соединенные Штаты - вступивших в силу весной 1998 года. В мае 1998 года вопрос международного регулирования электронной коммерции обсуждался на встрече большой восьмерки в Бирмингеме. Результатом этого обсуждения стало принятие всеми странами либеральных принципов государственного регулирования электронной коммерции - Япония и Канада в большей степени, а страны ЕС в меньшей подтвердили готовность минимизировать государственный контроль в этой сфере.

Казахстан, находится пока только в самом начале развития электронной коммерции. Неразвитость системы платежей через Интернет негативно сказывается на расширении деятельности электронных магазинов. Не созданы удостоверяющие центры для электронных цифровых подписей, не принят Закона об электронных транзакциях (электронной торговле). В целом следует отметить, что без вмешательства государства по формированию базовой инфраструктуры для B2B и B2C реализация электронных услуг в этих сегментах долго еще будут находится в неразвитом состоянии.

Интернет меняет экономическую организацию общества, поэтому хотим этого или нет, необходимо всем перестраивать свою деятельность в новых условиях хозяйствования. Сегодня, Интернет не просто среда общения и средство массовой информации, а это также новый механизм осуществления хозяйственной деятельности.

В целях удобного и эффективного обмена торговыми документами и информацией между участниками внешнеэкономической деятельности (трейдерами) и государственными организациями необходимо создание информационной системы обмена структурированными данными. Система должна обеспечить электронную подачу и обработку документов по импорту, экспорту и переотправке, и привести к снижению расходов и сокращению времени. Такая система может быть реализована также и на основе государственно-частного партнерства.

Для устранения возможности двойного налогообложения и оперативности получения информации требуется создание информационной системы выдачи через Интернет электронных Сертификатов подтверждения происхождения товаров из Казахстана, а также электронных Сертификатов подтверждения постоянного проживания для компаний-резидентов.

6.9 Развитие статистики IT-отрасли

Состояние статистики отрасли не позволяет адекватно оценить уровень использования информационных технологий в стране. Во первых необходимо предусмореть меры по организации общедоступного (бесплатного) Интернет ресурса статистических материалов Республики Казахстан.

Во вторых в целях повышения адекватности и уровня оценки внедрения информационных технологий в стране следует усовершентствовать формы статотчетности в области информационных технологий предоставляемых государственными учреждениями и хозяйствующими субъектами и IT-предприятиями.

7. Эффект от реализации

Мероприятиями Программы предусматривается принятие целого ряда мер направленных на развитие IT-отрасли страны. Это снижение ряда налогов на определенный период времени, принятие организационных и административных мер направленных на повышение спроса и предложения, государственное инвестирование в некоторые проекты, требующие ускоренного формирования, улучшения инвестиционного климата в целом. Развитие отрасли IT будет способствовать повышению производительности труда во всех отраслях экономики, лучшему использованию человеческих и материальных ресурсов, что внесет заметный вклад в решение задачи роста ВВП. Высокий уровень развития IT станет важнейшим фактором качественного улучшения систем образования и здравоохранения, реализации проектов адресной социальной поддержки незащищенных слоев населения, повышения обороноспособности страны, обеспечения безопасности на самом современном уровне

Стимулирование развития IT-отрасли необходимо для дальнейшей модернизации и диверсификации экономики, решения задачи повышения конкурентоспособности страны. Это снижение налоговой нагрузки на определенный период времени, принятие организационных и административных мер направленных на повышение спроса и предложения, субсидирование и предоставление грантов под перспективные направления развития отрасли, государственное инвестирование в некоторые проекты, требующие ускоренного формирования, улучшение инвестиционного климата в целом.

По экспертным оценкам число реально работающих компаний составляет около 400. По данным IDC объем IT-рынка РК составил в 2005г-$520 млн., в 2006г-$680 млн. и в 2007- $860 млн. Структура рынка: 15%-IT услуги, включая консалтинг, внедрение поддержку обучение и др.; 10%- коробочное 10%; 75%- оборудование, включая ПК, сервера, периферию, сетевое и др.. Налоговые поступления оцениваются в 2007 году от IT-услуг в 4.1 млрд. тенге и от всего остального -14, 1 млрд. тенге. Расчеты показывают, что снижение налоговой нагрузки для IT-предприятий оказывающих услуги до 10% и для поставщиков оборудования до 15% приведет на начальном этапе к некоторому относительному уменьшению налоговых поступлений. Однако, в конечном итоге, за счет ускоренного роста компаний и увеличения их выручки от реализации IT-продукции и услуг снижение общего объема налогов от IT-отрасли не произойдет, и в целом налоговые поступления будут расти за счет роста самого бизнеса.

Инвестирование в предприятия отрасли, выделение им субсидий и грантов приведет к оздоровлению ситуации среди IT-предприятий, позволит поддержать и развить IT- предприятия с инновационными идеями.

Требуемые затраты бюджета на инвестиции в отечественные IT-предприятия и субсидии по предварительным данным оцениваются примерно в $10 млн. в год. За счет этого отрасль получит дополнительный рычаг к привлечению передовых технологий, модернизации оборудования, стимулы и возможность расширения бизнеса. Вырастет капитализация отечественного рынка IT и высвободившийся оборотный (рабочий) капитал наряду с производством будет направлен на решение такой важной проблемы как воспитание собственного кадрового резерва. Потенциал IT-компаний вырастет в разы в течение 2-5 лет.

Реализация временной меры по отмене подоходного налога с IT-специалистов и приведет к ускоренному росту корпуса IT-специалистов в стране. Снижение срока амортизации на вычислительное и программное обеспечение, приведет к ускоренному обновлению вычислительного оборудования. Достижение цели по привлечению прямых иностранных инвестиций в IT-отрасль через открытие производственных подразделений крупных вендоров в ПИТе приведет к росту квалификации IT-специалистов и соответственно росту интеллектуального потенциала страны, развитию экспорта IT-услуг в рамках региона и т.д..

В целом, стимулирование IT-отрасли страны даст соответствующий положительный мультипликативный эффект и облегчит процесс вхождения Казахстана в число 50 конкурентоспособных стран.

Поддержка отрасли должна основываться на взаимном доверии государства и бизнеса. Расчеты и опыт других стран показывают, что даже без учета повышения производительности других отраслей, обусловленных развитием IT-отрасли и косвенных положительных эффектов, требуемые финансовые вложения будут значительно ниже, чем достигаемые результаты.

8. Контроль выполнения мероприятий Программы

Уполномоченный орган в области информатизации, в ежегодно представляемом в Правительство Республики Казахстан докладе об использовании информационных технологий, готовит раздел о ходе реализации Программы, а также разрабатывает и вносит в установленном порядке предложения по выполнению мероприятий, предусмотренных в данной Программе.

9. План основных мероприятий по реализации Программы развития IT-отрасли в Республике Казахстан

(см. Приложение к настоящему проекту Программы).


ПРИЛОЖЕНИЕ
к проекту Программы развития IT отрасли

в Республике Казахстан

на 2008-2010 годы

9. План мероприятий по реализации Программы развития IT отрасли в Республике Казахстан на 2008-2010 годы

 

 

 

Наименование мероприятия

Форма завершения

Срок реализации

Ответственные исполнители

Примечание

1. Совершенствование законодательства и нормативно-правовых актов

1.1 Разработка проекта Закона «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных»

проект Закона

октябрь

2008г.

1.2. Разработка проектов законов «Об информации и защите информации»

Проект Закона

декабрь 2008г.

1.3. Подготовка изменений и дополнений по совершенствованию законодательства в области электронного документооборота и электронной цифровой подписи.

Проект новой редакции Закона об электронном документообороте и ЭЦП

июль 2008г.

1.4 Внесение изменения Закон о техническом регулировании уточняющего права должностных лиц осуществляющих контроль и надзор в части проверки соблюдения стандартов

изменения

в Закон

сентябрь 2008

1.5. Разработка единых норм и методик расчетов трудоемкости и стоимости разработки программного обеспечения и информационных систем, в целях обоснования бюджетных заявок по программам финансирования из бюджета.

Проект методики

декабрь 2008г.

требуется финансирование от РБ

1.6 Определение понятия и перечня стратегических государственных информационных систем требующих принятия мер по сертификации их на соответствие стандартам информационной безопасности

Проект нормативно-правового акта

октябрь

2008г

1.7 Подготовка изменений в Закон о государственных закупках, по поддержке отечественных производителей и ориентиру не на ценовой фактор, а на качество и объем поставляемых товаров, работ и услуг.

Изменения в Закон о госзакупках

сентябрь

2008г

1.8 Подготовка предложений по внесению изменений в Закон о госзакупках, допускающих разработку нескольких версий программных продуктов для «критичных» информационных систем, из которых в эксплуатацию будет принят один, выбранный государственной комиссией,

а также ввести понятие пилотного проекта, по результатам которого допускается признание проекта неудачным, и разрешается организация новых работ по разработке этого же проекта (с уточненными требованиями)

Изменения в Закон о госзакупках

сентябрь

2008г

1.9 Доработка Положения об АИС РК в части определения его уполномоченным органом IT -отрасли

изменения в положение об АИС РК

апрель

2008

1.10 Подписание меморандума между АИС РК и Казахстанской ассоциацией IT-компанией о совместной работе по развитию IT-отрасли

меморандум

март

2008

1.11. Подготовка предложений по принятию словаря IT терминов на казахском языке и утверждение универсального 16 - битового стандарта UNICODE в качестве стандарта для кодирования казахского алфавита

Проект НПА

март 2008г.

1.12. Разработка долгосрочной государственной политики в области развития IT отрасли и подготовка Концепции формирования «Электронного Казахстана» и Программы развития IT отрасли на период с 2010-2020 годы

Проекты Концепции и Программы

июнь 2010г.

2. Развитие софтверной индустрии и оказания IT услуг

2.1 Введение специального налогового режима для софтверных предприятий IT-отрасли (коэффициент 0 по социальному налогу на фонд оплаты труда и корпоративный подоходный налог до 5%).

Изменения в Налоговый кодекс

июль 2008г.

требуются налоговые преференции

2.2 Создание специализированного инновационного фонда для развития IT отрасли при АИС РК, упрощение процедур предоставления инвестиций софтверным IT предприятиям на развитие, под реализацию конкретных проектов, и на внедрение перспективных технологий

Проект нормативно-правового акта

сентябрь

2008г

требуется финансирование из РБ

2.3 Упрощение процедур предоставления государственных субсидий и грантов софтверным IT предприятиям, организация привлечения внешних грантов для реализации перспективных решений в области информационных технологий

Проект нормативно-правового акта

июль 2008г.

2.4. Формирование сети консалтинговых фирм по организации оформления бизнес планов, заявок на получение инвестиций, субсидий и грантов, ТЭО, технических спецификаций для заказчиков, экспертизы проектов реализуемых IT проектов

Отчет в Правительство

декабрь 2008г.

требуется финансирование из РБ

2.5. Формирование и поддержка базы данных о предприятиях отрасли IT Республики Казахстан, а также потенциальных инвесторах и партнерах (зарубежных и отечественных).

Проект нормативно-правового документа

июнь 2008г.

финансирование от частных структур

2.6. Формирование отечественной системы сертификации IT-компаний на основе методики сертификации СММi

Отчет в правительство

июнь 2008г.

требуется финансирование из РБ

2.7. Содействие консолидации усилий отечественных компаний для реализации крупных IT проектов.

Проект нормативно-правового документа, отчет в правительство

июнь 2008г.

2.8. Организация обмена опытом по освоению IT компаниями новых инструментальных средств и методик проектирования.

Отчет в Правительство

декабрь 2008г.

3. Развитие внутреннего рынка

3.1 Меры по стимулированию спроса и предложения

3.1.1. Стимулирование приобретения компьютеров физическими лицами путем вычета стоимости персонального компьютера и программного обеспечения, приобретенных для личного пользования, из налоговой базы налога на доходы физических лиц

Изменения в Налоговый кодекс

июль 2008г.

3.1.2 Упрощение процедур предоставления государственных субсидий и грантов IT предприятиям, работающим по производству средств вычислительной техники, организация привлечения внешних грантов для реализации этих целей

Проект нормативно-правового акта

июль 2008г.

3.1.3 Расширение механизмов предоставления инвестиций, совершенствование правил и процедур инновационных и венчурных фондов, упрощение доступа IT компаний к ресурсам этих фондам.

Проект соответствующих изменений в нормативно-правовые акты

июль 2008г.

3.1.4 Переход государственных учреждений от обслуживания IT-систем (включая обслуживание IT-инфраструктуры) собственными силами к обслуживанию силами сторонних (отечественных) специализированных организаций через открытые конкурсы

Проект нормативно-правового акта

сентябрь 2008г.

3.2 Меры по фискальному и таможенному регулированию

3.2.1. Отмена таможенных пошлин на ввоз комплектующих к вычислительной и коммуникационной технике

Изменения в Таможенный кодекс

июль 2008г.

требуются таможенные преференции

3.2.2 Введение специального налогового режима для предприятий IT-отрасли, занимающихся производством и поставкой вычислительного и коммуникационного оборудования (снижение НДС и корпоративного подоходного налога до 5%)

Изменения в Налоговый кодекс

июль 2008г.

требуются налоговые преференции

3.2.3. Разработка механизмов поощрения реинвестирования отечественных IT-компаний в новые разработки и инновационную деятельность.

Проект НПА

июнь 2008г.

3.2.4. Упрощение процедуры временного ввоза для инновационной техники, технологий и опытных образцов, не получивших сертификата соответствия

Изменения в Таможенный кодекс

июль 2008г.

3.2.5. Сокращение сроков амортизации компьютерного оборудования и программного обеспечения до 2-х лет

Изменения в Налоговый кодекс

декабрь 2008г.

3.2.6 Определение порядка таможенного оформления информационных продуктов (ПО, БД, информационных материалов) передаваемых по каналам связи

Изменения в Таможенный кодекс

июль 2008г

3.3. Меры административного регулирования .

3.3.1. Установление ограничений на создание государственных предприятий или АО со 100% участием государства, работающих на рынке информационных технологий, на уровень заработной платы и на предоставление им льгот перед другими участниками рынка.

Проект постановления Правительства

июль 2008г.

3.3.2. Дальнейшее упорядочение классифи-кации бюджетных расходов госорганов в целях разграничения учета товаров, работ и услуг в области информатизации

Проект изменений в Бюджетный кодекс

декабрь 2008г.

3.3.3 Уточнение порядка и Перечня товаров (IT продукции) подлежащих обязательной сертификации тарифов и формирования тарифов на сертификацию, в том числе на сертификацию по информационной безопасности

Внесение изменений в постановление Правительства РК от 20 апреля 2005н №365

июль 2008г

3.3.4 Уточнение порядка и Перечня товаров, подлежащих экспертизе (согласованию) на предмет отнесения товара к специальным техническим средствам для проведения специальных оперативно-розыскных мероприятий.

Внесение изменений в постановление Правительства РК от 26 сентября 2001г №1247

июль 2008г

3.3.5 Уточнение списка IT продукции подлежащей экспортному контролю

Внесение изменений в Закон об экспортном контроле от 18 июня 1996г №9-1

июль 2008г

3.3.6 Определение порядка оформления рекламных и маркетинговых материалов, комплектующих, идущих с товаром для гарантийного ремонта

Подготовка соответствующего нормативно-правового акта

июль 2008г

3.3.7 Внесение изменений в постановление Правительства РК от 12 мая 2005 года №448, по уточнению требований по разрешающей способности, формированию конкретного Списка для получения разрешения органов внутренних дел, на ввоз и эксплуатацию полноцветной множительно-копировальной техники цветного изображения,

Проект НПА

март 2008г.

4.Развитие экспорта ( IT продуктов и услуг)

4.1 Меры по фискальному и таможенному регулированию

4.1.1 Определение разработки программного обеспечения как вида услуг, который может осуществляться на экспорт

Изменения в Таможенный кодекс

июль 2008г.

4.1.2 Упрощение таможенных процедур для экспорта продукции IT и услуг, включая носители информации, путем утверждения исчерпывающего списка документов, предоставляемых на таможню, организации перехода на заявительный порядок

Изменения в Таможенный кодекс

июль 2008г.

4.1.3. Определение порядка возмещения налога на добавленную стоимость экспортерам IT продукции и услуг в порядке, аналогичном таковому для традиционных экспортеров в других отраслях промышленности, в том числе определение порядка доказательства факта экспорта программного обеспечения для использования налоговой ставки 0 процентов налога на добавленную стоимость.

Изменения в Налоговый кодекс

июль 2008г.

5. Развитие Парка информационных технологий в п. Алатау

5.1.Установление участникам СЭЗ «Парк информационных технологий» коэффициента 0 по социальному налогу на фонд оплаты труда и освобождение от налога на добавленную стоимость оборотов по реализации товаров (работ, услуг) независимо от рынка сбыта.

Изменения в Налоговый кодекс

июль 2008г.

В предприятиях IT индустрии основная доля затрат связана с выплатой заработной платы и в сравнении с другими отраслями они несут значительные потери по социальному налогу. Не решен вопрос по освобождению НДС на товары (услуги) при вывозе на остальную таможенную зону Казахстана. Это основной вопрос по стимулированию перехода компаний в ПИТ. Это послабление можно было дать на определенный срок для становления отечественного IT рынка и производства.

5.2. Содействие созданию в СЭЗ «ПИТ» центров разработки программного обеспечения, дизайна и исследований крупных зарубежных компаний с долевым участием казахстанских компаний

Отчет в Правительство

декабрь 2008г.

Требуются налоговые преференции и другие льготы

6. Формирование кадрового потенциала IT-отрасли

6.1. Пересмотр и унификация специализаций по информационным технологиям, а также введение новых специальностей, отвечающих потребностям IT-индустрии в соответствии с рекомендациями Computing Curricula 2005

Проект нормативно-правового акта

июнь 2008г.

6.2. Разработка и внедрение новых образовательных программ для ВУЗов, имеющих кафедры по подготовке IT-специалистов, ориентированные на современное развитие софтверной отрасли в соответствии с рекомендациями Computing Curricula 2005

Проект нормативно-правового акта, внедрение новых образовательных программ

июнь 2008г-декабрь 2010г

6.3 Создание и развитие центров обучения IT специалистов, в том числе центров дистанционного обучения.

Отчет в правительство

июнь 2008г-декабрь 2010г.

требуется финансирование из РБ

6.4. Организация повышения квалификации преподавателей государственных ВУЗов по IT-специализациям на постоянной основе

Проект нормативно-правового акта

июнь 2008г.

требуется финансирование из РБ

6.5. Создание IT-Университета нового типа, ориентированного на подготовку специалистов международного уровня по самым современным требованиям.

Проект нормативно-правового акта, образование IT университета

июнь 2008г-декабрь 2010г.

требуется финансирование из РБ

6.6. Создание Научного Центра по информационным технологиям - фундамента успешного развития технологического сектора с оборудованием мирового класса

Проект нормативно-правового акта

июнь 2009г-декабрь 2010г.

требуется финансирование из РБ

7. Развитие базовой инфраструктуры национального сегмента Интернета

7.1 Пересмотр тарифной политики АО «Казахтелеком» в части снижения тарифов входящего (исходящего) трафика для владельцев сетевых ресурсов.

Информация в правительство

август

2008

Введение такой политики позволит стимулировать развитие и создание привлекательности контента Казнета

7.2. Создание национального Интернет-портала содержащего или обеспечивающего доступ к общей информации о существующих сетевых ресурсах Казнета.

Проект приказа АИС по подготовке ТЭО и бюджетной заявки на соответствующий финансовый год

январь 2008г-декабрь 2010г

1.Требуется финансирование из РБ

2.Портал о ресурсах: вебсайты, адреса, владельцы (по желанию владельца), короткое и полное описание ресурса, лого, скриншот ит.д.); информации о всех правительственных и государственных ресурсах; информации о компаниях, фирмах, организациях не имеющих своих веб-представительств, электронной коммерции в Казахстане, информации о Казахстане (история, настоящее, будущее); и иной справочной информации на государственном, русском и английском языках.

7.3. Разработка типового проекта отраслевого портала в целях ускорения создания сети отраслевых порталов в национальном сегменте Интернета.

Проект приказа АИС по подготовке ТЭО и бюджетной заявки на соответствующий финансовый год

март 2008г-декабрь 2008г.

1.Требуется финансирование из РБ

2.Тенденция развития услуг в поисковом секторе идет в направлении использования порталов, представляющих информацию о конкретных отраслях экономики и списках существующих в них компаний и их ресурсах.

7.4 Создание национального поискового портала

Проект приказа АИС по подготовке ТЭО и бюджетной заявки на соответствующий финансовый год, внедрение

декабрь 2008г-декабрь 2010г

1.Требуется финансирование из РБ

2. Учитывая, что в ближайший период должен произойти качественный и количественный скачок, как пользователей, так и ресурсов Казнета, представляется необходимым как с политической, так и с экономической точки зрения создание казахстанского национального поискового портала.

7.5. Создание национального государственного портала Истории Казнета.

Проект приказа АИС подготовке ТЭО и бюджетной заявки на соответствующий финансовый год, организация разработки, внедрение

декабрь 2008г-декабрь 2010г

1.Требуется финансирование из РБ

2.Пример подобного американского портала, спонсируемого Правительством США www.waybackmachine.com - "обратная машина времени", которая позволяет найти и просмотреть каким был Интернет год назад, 5 лет и т.д..

8. Формирование базовой инфраструктуры оказания электронных услуг типа B2 C и B2 B

8.1 Создание общедоступного (бесплатного) информационного Интернет ресурса законодательных и нормативно-правовых актов, стандартов, товарных знаков Республики Казахстан

Проект приказа подготовке ТЭО и бюджетной заявки на соответствующий финансовый год, организация разработки, внедрение

апрель 2008г-июль 2010г

Требуется финансирование из РБ

8.2. Создание удостоверяющего центра банковско-финансового сектора

Решение ассоциации финансистов, организация разработки, внедрение

март 2008г-декабрь 209г

требуется финансирование от банковско-финансовой системы

8.3. Разработка типового проекта и организация систем электронных торгов

Проект приказа АИС о подготовке ТЭО и бюджетной заявки на 2009 г.

март 2008г-декабрь 2010г

требуется финансирование на основе государственно-частного предпринимательства

8.4. Создание сети электронных магазинов

Отчет в Правительство

июнь 2008г-декабрь 2010г.

требуется финансирование на основе государственно-частного предпринимательства

8.5. Создание электронной библиотечной системы, соединяющей каталоги и ресурсные материалы крупных библиотек Республики Казахстан.

Проект приказа МОН о подготовке ТЭО и бюджетной заявки на 2009 г.

июнь 2008г-декабрь 2010г.

требуется финансирование из РБ

8.6.Создание информационной инфраструктуры мониторинга образовательной информации учащихся от школы до университета

Проект приказа МОН о подготовке ТЭО и бюджетной заявки на 2009, организация разработки, внедрение

июнь 2008г-декабрь 2009.

1.Требуется финансирование из РБ

1. Требуется финансирование из РБ 2.Основной задачей информационной системы должен стать мониторинг образовательной информации учащихся от школы до университета, и объединяющей образовательные учреждения по всей территории Казахстана

8.7. Создание инфраструктуры по организации приема коммунальных платежей посредством процессинговых центров и осуществления электронных транзакции через Интернет или мобильные телефоны

Проект приказа АИС о подготовке ТЭО и бюджетной заявки на 2009 г., организация разработки, внедрение

июнь 2008г-декабрь 2010г.

требуется финансирование на основе государственно-частного предпринимательства

8.8 Создание электронной сети обмена структурированными данными между трейдерами и государственными cтруктурами в целях удобного и эффективного обмена торговыми документами и информацией. Сеть должна обеспечить электронную подачу и обработку документов по импорту, экспорту и переотправке, и привести к снижению расходов и сокращению времени

Проект приказа МИ и Т по подготовке ТЭО и бюджетной заявки на ответствующий финансовый год, организация разработка и внедрение

июнь 2008г-декабрь 2010г

требуется финансирование из РБ

8.9 Создание системы электронной выдачи через Интернет Сертификатов подтверждения происхождения товаров в Казахстане в целях избежания двойного налогообложения и Сертификатов подтверждения постоянного проживания для компаний являющихся резидентными налогоплательщиками в РК

Проект приказа МИ и Т по подготовке ТЭО и бюджетной заявки на соответствующий. финансовый год, организация разработки , внедрение

июнь 2008г-декабрь 2010г

требуется финансирование из РБ

9. Развитие статистики IT- отрасли

9.1 Организация общедоступного (бесплатного) Интернет ресурса статистических материалов Республики Казахстан

Проект приказа АС по подготовке ТЭО и бюдж. заявки на соответствующий финансовый год

май 2008г-июль 2009г

требуется финансирование из РБ

9.2 Разработка предложений по формам статотчетности в области информационных технологий государственными учреждениями и хозяйствующими субъектами и оказания услуг IT предприятиями

проект нормативно- правового акта

октябрь 2008г.