Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 13

 

Поиск            

 

З. Ф. Коврига Уголовный процесс России

 

             

З. Ф. Коврига Уголовный процесс России

федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Курский государственный технический университет»

Кафедра уголовного процесса и криминалистики

УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС РОССИИ

Методические указания по выполнению курсовых работ, выпускных квалификационных работ бакалавра, дипломных работ специалиста и магистерских диссертаций

для студентов специальностей 521400, 030501, 030500.68

«Юриспруденция» всех форм обучения

Курск 2008


Составители: Т.К. Рябинина, А.А. Козявин

УДК 343.1

ББК Х 629.3

Рецензент

Доктор юридических наук, профессор кафедры уголовного процесса Воронежского государственного университета З.Ф. Коврига

Уголовный процесс России [текст]: методические указания по выполнению курсовых работ, выпускных квалификационных работ бакалавра, дипломных работ специалиста и магистерских диссертаций / сост.: Т.К. Рябинина, А.А. Козявин; Курск. гос. техн. ун-т. Курск, 2008. 60 с.

Излагаются методические указания по научно-практической разработке, выполнению и оформлению курсовых работ, выпускных квалификационных работ бакалавра, дипломных работ специалиста, а также магистерских диссертаций по дисциплине «Уголовный процесс России», а также нормативно-правовой материал, учебная и научная литература, необходимая для их выполнения.

Предназначены для студентов всех форм обучения специальностей 521400, 030501, 030500.68 «Юриспруденция».

Прилож. 5. Библиогр.: назв.

Текст печатается в авторской редакции

ИД № 06430 от 10.12.01.

Подписано в печать . Формат 60х84 1/16. Печать офсетная.

Усл. печ.л. . Уч.-изд.л. . Тираж 200 экз. Заказ

Курский государственный технический университет.

Издательско-полиграфический центр Курского государственного

технического университета. 305040 Курск, ул. 50 лет Октября, 94.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………...

1. Цели и общий порядок выполнения курсовых работ,

выпускных квалификационных работ бакалавра,

дипломных работ, магистерских диссертаций………….........................

2. Выбор темы исследования …………………………………………….

3. Подбор и изучение литературы и нормативных источников,

обобщение практического материала……………………………………

4. Логико-юридическая структура работы. Составление плана……….

5. Написание и оформление работы.…………………………………….

6. Защита работы………………….............................................................

7. Список рекомендуемых источников …………………………………

Приложение А…………………………………………………………….

Приложение Б…………………………………………………………….

Приложение В…………………………………………………………….

Приложение Г…………………………………………………………….

Приложение Д…………………………………………………………….

Приложение Е…………………………………………………………….

Приложение Ж…………………………………………………………….

Введение

Рабочим учебным планом специальностей 521400, 030501, 030500.68 «Юриспруденция» предусмотрено выполнение студентами (слушателями) курсовых работ, выпускных квалификационных работ бакалавра, дип­ломных работ, а также магистерских диссертаций. Являясь важной формой учебной работы, они содейс­твуют подготовке высококвалифицированных специалистов в области права, развивая навыки научно-исследовательской работы, а также являются средством подтверждения необходимых квалификационных качеств соответственно юриста-бакалавра, юриста-специалиста и юриста-магистра.

По дисциплине «Уголовный процесс России» каждый студент (слушатель) дол­жен написать курсовую работу и защитить ее в установленные сроки: студенты дневного обучения - на 3 курсе (6 семестр), вечернего и заочного обучения - на 4 курсе (7 семестр).

Студенты (слушатели) выпускных курсов дневной, вечерней и заочной форм обучения завершают процесс обучения в вузе по программе бакалавриата выполнением выпускной квалификационной работы бакалавра, по программе специалиста - дипломной работы, по программе магистратуры – магистерской диссертации. Указанные работы, как правило, выполняются по дисциплинам, соответствующим их специализации.

Научно-исследовательский и отчетный характер указанных видов работ обусловливает особые требования как к их логико-юридической структуре, так и к их содержанию и оформлению. Логичность, содержательность, грамотность и аккуратность работы свидетельствуют не только о достаточном усвоении учебного материала студентом, но и о высоком уровне правовой культуры ее автора. В этой связи разработка методических рекомендаций по написанию указанных видов исследований является весьма актуальной проблемой, на решение которой нацелены настоящие методические указания.

Настоящие методические указания устанавливают общие требования к структуре, оформлению и защите курсовых и дипломных работ, выпускных квалификационных работ бакалавра, магистерских диссертаций. В них определяются требования к тематике, содержанию, объему и оформлению работ с учетом специфики конкретных направлений подготовки высшего юридического образования.

Настоящие методические указания разработаны в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 5 апреля 2001 г. № 264 “Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации”; Приказом Минобразования РФ от 25 марта 2003 г. № 1155 “Об утверждении Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации”; Приказом Минобразования РФ от 14 октября 1997 г. № 2033 “Об утверждении Положения об экстернате в государственных, муниципальных высших учебных заведениях Российской Федерации”; ГОСТ 2.105-95 ЕСКД. Общие требования к текстовым документам; ГОСТ 7.32-2001 ССИБИД. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления; ГОСТ 7.1-2000 ССИБИД. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления; ГОСТ 3.1105-84 ЕСТД. Форма и правила оформления документов общего назначения; ГОСТ 7.1-84 ССИБИД. Библиографическое описание документа; ГОСТ 7.12-93 ССИБИД. Сокращения русских слов и словосочетаний в библиографическом описании произведений печати; Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования специальности 030501 «Юриспруденция», рабочим учебным планом специальности 030501 «Юриспруденция», утвержденного Ученым советом Курского государственного технического университета, СТУ 04.02.030-2008. Стандарт университета. Работы (проекты) курсовые, работы выпускные квалификационные. Общие требования к структуре, оформлению и защите, рабочей программой дисциплины «Уголовный процесс России (уголовно-процессуальное право)», утвержденной на заседании кафедры уголовного процесса и криминалистики.

1. ЦЕЛИ И общий ПОРЯДОК подготовки КУРСОВЫХ работ, выпускных квалификационных работ бакалавра, ДИПЛОМНЫХ РАБОТ, магистерских диссертаций

представляет собой самостоятельную, с элементами творческого поиска разработку студентом (слушателем) под руководством преподавателя определенного круга вопросов (темы) науки и практики уголовного процесса и регулирующего его уголовно-процессуального права, содержащую результаты теоретических, аналитических и практических исследований, которая призвана способс­твовать более прочному и глубокому усвоению учебной программы.

По своему характеру выпускная квалификационная работа бакалавра, и магистерская диссертация представляют собой различные виды выпускной квалификационной работы, под которой понимается комплексное самостоятельное научно-практическое исследование выпускника высшего учебного заведения Российской Федерации, подтверждающее соответствующий уровень юридической квалификации и компетенций, определяемый стандартами образования и требованиями других нормативных документов, подготовленное для итоговой государственной аттестации в форме, соответствующей определенному уровню высшего профессионального образования в соответствии с избранной специализацией. Таких уровней действующее законодательство Российской Федерации об образовании для высшего профессионального образования предусматривает три:

- квалификацию (степень) бакалавра;

- квалификацию «дипломированный специалист»;

- квалификацию (степень) магистр.

Под квалификацией юриста при этом понимается: 1) подтвержденная способность применять знания и навыки в сфере права; 2) научная степень, диплом или другие формы аттестации в высшем юридическом образовании, присваиваемые Государственной аттестационной комиссией и подтверждающие успешное завершение курса (программы) обучения; 3) показатель качества подготовленности специалиста к выполнению юридической деятельности, определяемый высшим юридическим образованием.

Компетентность же есть выраженная способность применять свои знания и умения, что предопределяется готовностью к осуществлению юридической деятельности в конкретных профессиональных (проблемных) ситуациях, она проявляется в личностно-ориентированной деятельности и характеризует способность человека (специалиста) реализовать свой человеческий потенциал для профессиональной деятельности. Т.е. под компетентностью понимается интегрированная характеристика качеств личности, результат подготовки выпускника вуза для выполнения деятельности в юридической сфере.

Выпускная квалификационная работа бакалавра – это комплексное самостоятельное научно-практическое исследование, содержащее обобщение теоретического и практического материала по отдельной проблеме уголовного судопроизводства, подтверждающее соответствующий уровень квалификации и компетентностей студента (слушателя) в сфере права.

- это комплексное самостоятельное исследование, содержащее научно-прикладную разработку отдельной проблемы уголовного судопроизводства на основе самостоятельно обобщенных материалов юридической практики, подтверждающее соответствующий уровень квалификации и компетентностей студента (слушателя) в сфере права.

Магистерская диссертация – это комплексное самостоятельное исследование, имеющее черты научно-квалификационной работы, направленной на решение сочетанием теоретических и эмпирических методов научного исследования проблемы в сфере уголовного судопроизводства, имеющей научное, практическое и педагогическое значение, подтверждающее соответствующий уровень квалификации и компетентностей студента (слушателя) в сфере права.

Целью выполнения курсовой работы является углубление и закрепление студентом (слушателем) теоретических знаний путем применения их к комплексному решению поставленной задачи (задач) по дисциплине «Уголовный процесс России», а также оценка компетентности обучающегося по данной дисциплине.

Целью выпускной квалификационной работы является подтверждение соответствия установленным для специальностей 521400, 030501 и 030500.68 «Юриспруденция» в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования требованиям профессиональных компетенций, знаний, умений и навыков, полученных студентом (слушателем) в процессе обучения, и их оценка для выявления уровня подготовленности студента (слушателя) к самостоятельной работе в качестве юриста в современных условиях.

Основными задачами при выполнении курсовых работ по дисциплине «Уголовный процесс России» являются:

- закрепление, углубление и систематизация полученных студентом (слушателем) знаний и выработка умения самостоятельно применять их к решению конкретных задач в сфере уголовного судопроизводства;

- приобретение и подтверждение наличия навыков исследовательской работы;

- закрепление навыков работы с компьютерной и офисной техникой, использования современных информационных технологий;

- развитие навыков работы с нормативно-правовой базой в целом и уголовно-процессуальным законодательством в частности, материалами юридической практики, учебной, научной и справочной литературой;

- овладение навыками грамотного, логичного, ясного и сжатого изложения результатов работы, формулирования собственных сужде­ний, умением вести научный спор и отстаивать свои убеждения;

- формирование научного мировоззрения;

- развитие умения применять теоретические положения для анализа юридической практики и для выводов, имеющих практическое значение, воспитание чувства ответственности за принимаемые уголовно-процессуальные решения;

приобретение навыков регулярной и ритмичной работы, развитие самостоятельности и инициативы, воспитание сознательного и творческого отношения к труду.

Кроме не теряющих актуальность из указанных выше, задачами при выполнении выпускной квалификационной работы бакалавра, дипломной работы, магистерской диссертации по дисциплине «Уголовный процесс России» являются:

- подтверждение способности обучающегося применять знания и навыки, полученные в период обучения, при решении практических задач в сфере уголовного судопроизводства на установленном Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования уровне компетентности;

- выявление способности студентов (слушателей) к поиску новых правовых, организационных, социально-экономических и других решений проблем теории и практики уголовного процесса;

- выявление навыков самостоятельного анализа и синтеза при решении профессиональных задач в уголовном судопроизводстве с применением достижений в науке и социальной сфере;

- проверка и оценка владения современными методиками научных исследований при решении профессиональных задач.

Научное руководство подготовкой курсовых работ, выпускных квалификационных работ бакалавра, дипломных работ и магистерских диссертаций осуществляет преподаватель, назначен­ный заведующим кафедрой.

Каждая работа выполняется строго в соответствии с индивидуальным заданием , выдаваемым студенту (слушателю) его научным руководителем под подпись. Задания на выполнение курсовых работ, выпускных квалификационных работ бакалавра, дипломных работ и магистерских диссертаций составляются в соответствии с современным уровнем развития уголовно-процессуальной науки и практики, уровнем развития права и общества в целом.

После получения задания на выполнение выпускной квалификационной работы бакалавра, дипломной работы и магистерской диссертации перед началом выполнения работы студентом (слушателем) разрабатывается календарный график работы на весь период с указанием очередности выполнения отдельных этапов, который согласовывается с научным руководителем и представляется на утверждение заведующему кафедрой.

Научным руководителем выпускной квалификационной работы бакалавра, дипломной работы и магистерской диссертации устанавливаются сроки периодического отчета студентов (слушателей) о ходе выполнения работы и осуществляется контроль и фиксация результатов отчета студентов (слушателей).

На курсовую работу, на выпускную квалификационную работу бакалавра, дипломную работу и магистерскую диссертацию научный руководитель пишет отзыв . На дипломную работу и магистерскую диссертацию, кроме того, в обязательном порядке представляется рецен­зия . Рецензия по инициативе студента (слушателя) может быть представлена и на курсовую работу. Состав рецензентов утверждается заведующим кафедрой из числа преподавателей выпускающей кафедры, опытных практических работни­ков, преподавателей других вузов.

Сведения о сроках представления курсовых работ, выпускных квалификационных работ бакалавра, дипломных работ и магистерских диссертаций к защите, студентах (слушателях), допущен­ных к защите, графике проведения консультаций и защиты курсовых работ, выпускных квалификационных работ бакалавра, дипломных работ и магистерских диссертаций, а также о составе комиссий вывешиваются для ознакомления на стенде кафедры.

При этом г рафик защиты курсовых работ доводится до студентов (слушателей) не позднее чем за месяц до первой защиты, а даты публичной защиты выпускных квалификационных работ бакалавра, дипломных работ и магистерских диссертаций - не позднее чем за две недели до первой защиты.

За достоверность и самостоятельность результатов работы, соблюдение авторского права, соответствие текстового материала заданию отвечает студент (слушатель) – автор работы. За соответствие содержания работы, полученных результатов заданию также отвечает руководитель работы.


2. ВЫБОР ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В соответс­твии с примерной тематикой (приложение А), утвержденной кафедрой, студент (слушатель) имеет право самостоятельно выбрать тему курсовой работы, выпускной квалификационной работы бакалавра, дипломной работы и магистерской диссертации, предварительно согласовав этот вопрос с научным руководителем. Студент (слушатель) также имеет право, с разрешения кафедры, избрать любую другую тему (в рамках учебной программы), не предусмотренную тематикой кафедры, если она приз­нается достаточно актуальной и важной.

При выборе темы курсовой работы, выпускной квалификационной работы бакалавра, дипломной работы и магистерской диссертации студент (слушатель) должен руководствоваться :

· своим интересом к теме;

· наличием и доступностью литературных источников, норматив­ного материала и материалов юридической практики;

· особенностями его трудовой деятельности (для студентов дневного обучения - до поступления в университет, для студентов вечернего и заочного обучения - в период обучения), а также работы на об­щественных началах в практических органах, будущей работы после окончания университета.

- небольшая по объему и содержанию научная работа, которая впоследствии может быть развита в выпускную квалификационную работу бакалавра, дипломную работу и магистерскую диссертацию, поэтому ее выполнение наиболее целесообразно по теме, которая в дальнейшем будет частью выпускного квалификационного исследования (так называемая «сквозная» тема).

Бакалаврские работы могут основываться на обобщении выполненных курсовых работ и подготавливаться к защите в завершающий период теоретического обучения.

Подготовка курсовой работы направлена на развитие у студен­тов навыков творческого использования нормативного материала, учебной, научной и методической литературы, умения всесторонне анализировать проблемы, правильно формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.

Если - это самостоятельное исследование сту­дента с элементами творческого поиска, которое призвано способс­твовать более прочному и глубокому усвоению учебной программы по данной дисциплине, то выпускная квалификационная работа бакалавра, и магистерская диссертация - самостоятельные научные исследования одной из проблем пра­ва. В них должны быть отражены степень владения специальной ли­тературой, способность решать конкретные вопросы, возникающие в науке и практике, формулировать свою позицию по спорным пробле­мам, обобщать материалы практики, вносить предложения по совершенс­твованию законодательства.


3. Подбор и изучение литературы и нормативных источников, обобщение практического материала

Прежде чем начать изучение литературы, необходимо составить ее список, для чего студенту (слушателю) целесообразно пользоваться опреде­ленной системой библиографических источников, как то:

· газета «Книжное обозрение»;

· ивный журнал. Социальные и гуманитарные науки. Се­рия 4. «Государство и право».

Сведения о некоторых новых юридических изданиях содержатся в журналах и газетах: «Журнал российского права», «Российский юридический журнал», «Правоведение», «Вестник МГУ. Серия «Право»», «Государство и право», «Рос­сийская юстиция», «Российский судья», «Российский следователь», «Законность», «Закон», «Юридический мир», «Юридическая газета», «Юридический вестник», «Юрист», «Следователь», «История государства и права», «Уголовное право», «Адвокатская практика», ««Черные дыры» в российском законодательстве», а также в бюллетенях: «Бюллетень Верховного Суда РСФСР», «Бюлле­тень Верховного Суда СССР», издававшийся до 1991 года включитель­но.

Кроме того, в последний номер годового выпуска любого юриди­ческого журнала, как правило, включен список опубликованных за год работ.

В последнее время материалы периодической научной печати активно размещаются в справочных правовых системах («Гарант», «Консультант плюс», «Кодекс» и других), а также на официальных сайтах фирм – их производителей.

Информацию о юридической литературе можно также получить из систематического (по отраслям права) каталога научной библиотеки университета и Областной научной библиотеки им. Н.Н. Асеева.

Библиографические сведения могут быть получены и из библиог­рафических списков, приведенных в изучаемых монографических рабо­тах, а также из списка, прилагаемого к настоящим методическим указаниям.

Сведения о современной иностранной литературе по государству и праву содержатся в ежемесячном библиографическом бюллетене «Но­вая иностранная литература по общественным наукам. Государство и право», а также в ивном журнале «Общественные науки за ру­бежом. Серия 4. Государство и право».

Основными российскими источниками опубликования нормативно-правовых актов являются:

· «Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ»;

· «Собрание законодательства РФ»;

· «Собрание актов Президента и Правительства РФ»;

· «Собрание постановлений Правительства РСФСР»;

· «Российская газета», а также ее официальный сайт – www.rg.ru;

· «Российские вести».

В определенных случаях возможно использование нормативных актов бывшего Союза ССР, публиковавшихся в следующих изданиях:

· «Ведомости Верховного Совета СССР»;

· «Собрание постановлений и распоряжений Правительства Союза ССР»;

· «Свод законов СССР».

Нормативно-правовые акты, регламентирующие уголовное судопроизводство, также содержатся в справочных правовых системах «Гарант», «Консультант плюс» «Кодекс» и других, а также на официальных сайтах фирм – их производителей, обеспечивая доступ к документам в режиме реального времени.

После составления списка литературы студенту (слушателю) можно рекомен­довать начать работу над темой с общего ознакомления с ней по со­ответствующему разделу учебника, конспекту лекций, конспекту пер­воисточников к практическим занятиям и т.д. с тем, чтобы опреде­лить для себя проблематику, объем и границы работы, после чего необходимо перейти к чтению источников.

Изучая литературу и нормативные акты, необходимо делать со­ответствующие выписки , при необходимости сразу отмечать свои мыс­ли и соображения, возражения и несогласие с автором изучаемой ра­боты, доводы и аргументы в обоснование своего мнения.

Выписки из литературы и нормативных актов целесообразно распределять по разделам работы или по разным проблемам, или в зависимости от разных мнений, точек зрения по одной проблеме, для чего рекомендуется использовать специальные папки.

При изучении источников следует не забывать составлять их правильное библиографическое описание (указать автора, заглавие, год и место издания, номер страницы, с которой производится вы­писка, если журнал - также год и номер издания, нормативный акт - номер статьи, а также источник, в котором акт опубликован).

При написании работы студенты (слушатели) должны использовать данные юридической прак­тики , в том числе опубликованной, что позволяет им обосновать те­оретические выводы своей работы, обнаружить недостатки в деятель­ности практических органов, вскрыть их причины, наметить возмож­ные пути и средства их устранения, внести свои предложения по со­вершенствованию законодательства и юридической деятельности.

К исследованию практики необходимо тщательно подготовиться: изучить соответствующее законодательство, нормативные акты минис­терств и ведомств, Постановления Конституционного суда РФ, руководящие разъяснения Пленума Верховного су­да РФ и Пленума Высшего арбитражного суда РФ, проанализировать статистические данные по интересующим вопросам за предыдущие пе­риоды времени.

По теме курсовой ра­боты, выпускной квалификационной работы бакалавра, дипломной работы и магистерской диссертации обязательно следует, насколько позволяет тема, изучить и обобщить опубликованную судебную практику за определенный период , используя для этого «Вестник Конституционного суда РФ», «Бюллетень» и «Вестник» Верховного суда СССР, «Бюллетень Верховного суда РФ» и «Бюллетень Высшего арбитражного суда РФ», а также различные сборники судеб­ной практики. Кроме того, указанные материалы доступны в справочных правовых системах и на официальных сайтах Конституционного и Верховного судов РФ: www.ksrf.ru и www.supcourt.ru соответственно.

При написании курсовой работы и выпускной квалификационной работы бакалавра - по возможности, а, дипломной работы и магистерской диссертации - обязательно, сту­денты (слушатели) должны использовать не только данные опубликованной практи­ки, но и проводить личное изучение и обобщение судебно-следственной практики . Такое изучение проводится по заранее разработанному плану (программе), согласованному с научным руководителем. Иссле­дование практики применительно к избранной теме может включать в себя следующие слагаемые: статистические данные, материалы обоб­щения работы суда, прокуратуры, органов предварительного рассле­дования по конкретным регионам, данные проведенного социологичес­кого исследования (анкетирования, тестирования практических ра­ботников по актуальным проблемам темы), примеры из отдельных уго­ловных дел, подтверждающие те или иные выводы автора. При этом определенную помощь студенту (слушателю) могут оказать методические указания по обобщению судебно-следственной практики при курсовом и диплом­ном исследовании по курсу «Уголовный процесс», разработанные на кафедре уголовного процесса и криминалистики.


4. Логико-юридическая структура работы. Составление плана

Курсовые работы, выпускные квалификационные работы бакалавра, дипломные работы и магистерские диссертации выполняются в виде текстового документа , который может быть дополнен при необходимости графическим материалом, не входящим в приложение к работе (чертежами, схемами, алгоритмами, графиками, демонстрационными листами (плакатами), иллюстрациями, фотографиями, слайдами), собранным или подготовленным при выполнении работы.

Сама по себе основная часть работы может сопровождаться иллюстрациями (графиками, эскизами, диаграммами, схемами и т.п.) и должна в краткой и четкой форме раскрывать:

- творческий замысел работы, сформулированные цели, которые должны быть достигнуты, или требования, которым должна удовлетворять данная работа;

- постановку задачи, выбор и обоснование пути решения поставленной задачи и способов ее реализации;

- анализ и конкретизацию решения;

- обобщение материалов юридической практики;

- выводы и рекомендации.

После предварительного изучения литературы следует составить черновой набросок плана (или несколько вариантов плана). По мере изучения литературы или нормативного материала план может уточ­няться, меняться (перечень вопросов темы сужаться или дополнять­ся). Окончательный план работы согласовывается с научным руково­дителем.

План может быть простым, когда тема работы разбивается на главы или вопросы, без подразделения на более мелкие руб­рики, а также сложным, когда каждая глава подразделяется на па­раграфы.

, выпускная квалификационная работа бакалавра, дипломная ра­бота и магистерская диссертация должны включать структурные элементы в указанной ниже последовательности:

- титульный лист (по форме приложений Б, В, Г, Д);

- задание;

- содержание с указанием страниц текста, на которых начинаются разделы, главы, параграфы (по форме приложений Е, Ж);

- введение;

- основную часть, раскрывающую со­держание работы;

- заключение;

- список использованных источников;

- приложения (при необходимости).

Задание на курсовую работу, выпускную квалификационную работу бакалавра, дипломную работу и магистерскую диссертацию содержит необходимые для решения поставленных задач исходные данные, обеспечивающие возможность реализации накопленных знаний в соответствии с уровнем профессиональной подготовки студента (слушателя). Выполнение выпускной квалификационной работы бакалавра, дипломной работы и магистерской диссертации может осуществляться на конкретных материалах судебных и правоохранительных органов, адвокатских образований, являющихся базой учебных, производственных и преддипломных практик. Студент (слушатель) должен принимать активное участие в формулировании научным руководителем задания.

Содержание включает введение, заголовки всех разделов, подразделов, пунктов (если они имеют наименование), заключение, список использованных источников и наименования приложений с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы. В конце содержания перечисляется графический материал, представляемый к защите, с указанием: «На отдельных листах».

Во введении обосновывается выбор данной темы, ее актуаль­ность, теоретическая значимость и практическое применение, намечаются цели и задачи исследования, изла­гаются основные направления разработки проблемы в литературе или наоборот, отмечается неразработанность или дискуссионность этой проблемы, перечисляются методы и средства, с помощью которых будут решаться поставленные задачи; дается характеристика использованных источников или ма­териалов, обозначается свое отношение к выбранной теме.

Содержание работы раскрывается в ее основной части . Цели исследования будут достигнуты, если следовать некоторым правилам:

· содержание работы должно соответствовать названию темы и вопросам, указанным в оглавлении;

· все вопросы темы должны быть полно изложены.

Для этого автору необходимо рассмотреть наиболее интересные аспекты проблемы, проанализировать дискуссионные вопросы, аргументировано изложить свое отношение к проблеме, показать, как исследуемые вопросы находят применение на практике, высказать свои предложения по совершенствованию законодательства и юриди­ческой практики.

Текст основной части документа разделяют на главы (разделы), параграфы, пункты. Пункты, при необходимости, могут делиться на подпункты. При делении текста необходимо, чтобы каждая глава, раздел и пункт содержали законченную информацию.

Заключение работы содержит полученные в ходе проведенного исследования основные выводы и основанные на них предложения, касающиеся теоретических вопросов, анализа и совершенствования законодательства и юридической практики и других проблем, затро­нутых в работе.

Приложения к работе могут быть выполнены в форме таблиц, схем, графи­ков, анкет, фотографий и т.п. Приложения размещают как продолжение работы на последующих страницах и включают в общую с работой сквозную нумерацию страниц.

Приложения обозначают в порядке ссылок на них в тексте, прописными буквами русского алфавита (начиная с А, за исключением букв Ё, 3, И, О, Ч, Ь, Ы, Ъ), которые приводят после слова «Приложение». Допускается обозначение приложений буквами латинского алфавита (за исключением букв I и О). В случае большого количества приложений и полного использования букв русского и латинского алфавитов допускается обозначать приложения арабскими цифрами. При наличии только одного приложения, оно обозначается «Приложение А».

Каждое приложение должно начинаться с нового листа, иметь обозначение и тематический заголовок. Наверху посередине листа (страницы) печатают (пишут) строчными буквами с первой прописной слово «Приложение» и его буквенное обозначение. Ниже приводят отдельной строкой заголовок, который располагают симметрично относительно текста, печатают строчными буквами с первой прописной и выделяют полужирным шрифтом.

Текст каждого приложения, при необходимости, может быть разделен на разделы, подразделы, пункты, подпункты, которые нумеруют в пределах каждого приложения. Перед номером ставится буквенное обозначение этого приложения, отделенное точкой.

Рисунки, таблицы, формулы, помещаемые в приложении, нумеруют арабскими цифрами в пределах каждого приложения, например: «рисунок Б.5.».

В тексте работы на все приложения должны быть даны ссылки. Все приложения должны быть перечислены в содержании курсовой работы, выпускной квалификационной работы бакалавра, дипломной работы и магистерской диссертации с указанием их буквенных обозначений и заголовков.


5. НАПИСАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ РАБОТЫ

Основные трудности встают перед студентом (слушателем) при изложении им содержания, раскрытии темы. Недопустимо сводить самостоятельное исследование к простому пересказу изученных вопросов автором ра­бот или сплошному цитированию. Необходимо, чтобы работа носила творческий, исследовательский характер . Для этого автору следова­ло бы сформулировать тему и определить круг нетрадиционных вопро­сов, подлежащих изучению, т.е. не исследованных широко в научной литературе или имеющих дискуссионный характер, что предоставит автору возможность самому проанализировать изучаемую проблему, высказать критические замечания по разным мнениям и, главное, по­пытаться самому найти решение данной проблемы.

Особое внимание следует обратить на язык и стиль курсовой и дипломной работы. Надо избегать усложненной терминологии, общих слов и фраз, языковых штампов, тавтологии. Писать надо простым, ясным языком, не допуская гро­моздких предложений.

Излагать материал надо своими словами, а при цитировании соблюдать определенные правила. Цитирование должно быть точным, грамотным. Цитата обязательно берется в кавычки, на место пропу­щенных слов следует ставить многоточие, необходимо следить, чтобы сокращение не отразилось на смысле цитаты. При цитировании обяза­тельно воспроизведение в цитате всех особенностей текста с учетом техники воспроизведения: курсив при письме и на машинке передает­ся подчеркиванием волнистой линией, жирный шрифт - подчеркиванием двумя чертами и т.д. Нельзя злоупотреблять цитатами - цитаты не должны превышать 25 процентов объема работы.

Приведение чужих текстов без ссылок недопустимо. Необходимо правильно оформлять подстрочные библиографические ссылки , руко­водствуясь следующими правилами.

1. Для оформления библиографической ссылки используется подстрочная сноска со сквозной или постраничной нумерацией.

2. Ссылки на статьи Конституции, Основ законодательства и кодексов следует давать в тексте работы.

3. Используя другие нормативные акты, в тексте необходимо при­водить их точное название, указывая в библиографической ссылке источник, в котором они опубликованы. Например, в тексте приво­дится Федеральный закон от 14 марта 2002 г. «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», а в подстрочной ссылке отмечает­ся: Собр. законодательства РФ. – 2002. - № 11. - Ст. 1022.

4. Ссылки на материалы юридической практики оформляются следующим образом:

Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2007. - № 10. - С. 8.;

Судебная практика к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Сост. В.П. Божьев, Р.Д. Лисицин; под. общ. ред. В.М. Лебедева; науч. ред. В.П. Божьев. - М.: Спарк, 2005. - С. 46.;

Архив промышленного районного суда. - Курск, 2007. - Дело № 1-56.

5. Библиографические ссылки на монографии имеют следующее содержание:

Петрухин И.Л. Человек и власть (в сфере борьбы с преступностью). - М.: Юристъ, 1999. - С. 26.

6. Если авторов больше трех, то ссылку делают следующим обра­зом:

Уголовный процесс России. Лекции-очерки / А.М. Ларин, Э.Б. Мельникова, В.М. Савицкий; Под ред. проф. В.М. Савицкого. - М.: БЕК, 1997. - С. 44.

7. В случае, когда книга состоит из частей, томов, они указыва­ются после года издания:

Строгович М.С. Курс советского уголовного процесса. - М.: Наука, 1970. - Т. 2. - С. 19.

8. Ссылки на статьи из научных журналов оформляются следующим образом:

Михайловская И.Б. Социальное назначение уголовной юстиции и цель уголовного процесса // Государство и право. - 2005. - № 5. - С. 116.

9. Ссылки на статьи в сборниках, трудах делаются следующим образом:

Горевой Е.Д. Акты Верховного Суда РФ как фактор воздействия на внутреннее судейское убеждение // Научные труды. Выпуск 4. РАЮН: В 3 т. - М.: Изд. группа «Юрист», 2004. - Т. 3. - С. 293 – 296.

10. Ссылки на диссертации и автоы диссертаций следует выполнять следующим образом:

Смирнов А.В. Типология уголовного судопроизводства: Дис. … д-ра юрид. наук. - М.: ИГПАН, 2001. – С. 211.

Рябцева Е.В. Деятельность и положение суда в состязательном уголовном судопроизводстве: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. - Воронеж: ВГУ, 2005. – С. 20.

11. Если в тексте не дана цитата, а пересказана мысль свои­ми словами, то ссылку необходимо приводить так:

См.: Михайловская И.Б. Цели, функции и принципы российского уголовного судопроизводства (уголовно-процессуальная форма). - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. - С. 64.

12. При повторных ссылках на одно и то же произведение, если таковые располагаются на разных страницах работы, достаточно указать фамилию и инициалы автора, слова «Указ. соч.» и необходимые страницы:

Михайловская И.Б. Указ. соч. - С. 66.

13. Если же по ходу работы цитируется несколько различных произведений одного автора, то при повторных ссылках на одно и то же произведение в случае их расположения на разных страницах работы при­водят только фамилию и инициалы автора, заглавие произведения и соответствующие страницы:

Смирнов А.В. Модели уголовного процесса. - С. 89.

14. При повторных ссылках также допускается сокращать данные заглавия, заменяя опущенные слова многоточием:

Михайловская И.Б. Цели, функции и принципы … - С. 7.

15. Если на странице дают подряд несколько ссылок на одну работу, приводят слова «Там же»:

Парфенова М.В. Охрана конституционных прав подозреваемого и обвиняемого в досудебных стадиях уголовного процесса России. - М.: Изд-во «Юрлитинформ», 2004. – С. 10.

Там же. - С. 58.

16. Библиографические ссылки, воспроизведенные из других изданий, приводят с указанием источника заимствования:

Цит. по: Ферри Э. Уголовная социология; сост. и предисл. В.С. Овчинского. - М.: Инфра-М, 2005. - С. 61 - 62.

17. При записи подряд библиографических ссылок на различ­ные источники, опубликованные в одном издании, в последующих биб­лиографических ссылках вместо совпадающих сведений об этом изда­нии приводят слова «Там же»:

Томин В.Т. Острые углы уголовного судопроизводства // Томин В.Т. Избранные труды. - М.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2004. - С. 300.

Томин В.Т. Понятие цели советского уголовного процесса // Там же. - С. 41 - 47.

В работе допустимы лишь общепринятые сокращения , например, вместо «и другие» «и др.», «и так далее» - «и т.д.».

Каждый структурный элемент курсовой работы, выпускной квалификационной работы бакалавра, дипломной работы и магистерской диссертации следует начинать с нового листа. Название структурного элемента (в том числе глав основной части) в виде заголовка записывают строчными буквами, начиная с первой прописной, симметрично тексту работы, выделяя полужирным шрифтом, точка в конце заголовка не ставится. Основной текст надлежит начинать на расстоянии, равном двум межстрочным.

Каждая новая глава работы начинается с новой страницы, нумеруется арабскими цифрами после слова «Глава» (если рубрики названы главами) и должна иметь заголовок, точно отражающий ее содержание. Между номером главы и заголовком ставится точка. Параграфы , разделы, подразделы, пункты и подпункты внутри параграфов нумеруют арабскими цифрами в пределах на один уровень более крупной рубрикации и в виде заголовка записывают с абзацного отступа строчными буквами, начиная с первой прописной. Перед номером параграфа может ставиться знак «§». Точка в конце номеров разделов, подразделов, пунктов, подпунктов не ставится, основной текст выполняется через одинарное межстрочное расстояние.

Не­обходимо внимательно следить за выделением абзацев, новую мысль начинать с красной строки.

Студенту (слушателю) рекомендуется при написании курсовой работы, выпускной квалификационной работы бакалавра, дипломной работы и магистерской диссертации сначала выполнить черновой вариант работы, причем текст целесообразно писать на одной поло­вине листа, оставляя вторую половину чистой, которая может пона­добиться для внесения новых материалов и мыслей, а так­же для высказывания научным руководителем замечаний и предложений при ознакомлении с работой.

, выпускная квалификационная работа бакалавра, и магистерская диссертация должны быть сшиты и иметь обложку, а также могут быть сброшюрованы в папки формата А4.

Титульный лист дол­жен быть выполнен в соответствии с приложениями № 2 - 5. Титуль­ный лист выполняется на белой бумаге формата А4 с применением электронно-вычислительной техники или чертежным шрифтом. Перенос слов на титульном листе и в заголовках по тексту не разрешается. Точка в конце заголовка не ставится.

Текст должен быть написан аккуратно от руки чернилами черного, синего или фиолетового цвета или отпечатан машино­писным способом, выполнен с применением печатающих или графических устройств вывода ЭВМ. В этом случае рекомендуется осуществлять печать через 1,5 интервала, цвет – черный. Рекомендуется использовать гарнитуру шрифта Times New Roman-14, допускается Arial-12. При печати текстового документа следует использовать двухстороннее выравнивание.

Магистерская диссертация оформляется только с помощью технических средств.

Текст следует оформлять с соблюдением следующих размеров по­лей : левое - 30 мм, правое - 10 мм, верхнее и нижнее - 20 мм. Абзацный отступ выполняется одинаковым по всему тексту документа и равен пяти знакам (15-17 мм).

Буквы греческого и иных алфавитов, формулы, отдельные условные знаки допускается вписывать черными чернилами, пастой или тушью. При этом плотность вписанного текста должна быть приближена к плотности остального текста. Если схемы, диаграммы, рисунки и/или другой графический материал невозможно выполнить машинным способом, для него используют черную тушь или пасту.

Объем курсовой работы не должен превышать 30-35 страниц ру­кописного или 25-30 страниц машинописного текста, объем выпускной квалификационной работы бакалавра – 60-70 страниц; дипломной работы – 90-100 страниц; магистерской диссертации – 100-120 страниц.

Все страницы работы, включая приложения, нумеруются по по­рядку от титульного листа до последней страницы. Первой страницей считается титульный лист, на нем цифра «1» не ставится, на следу­ющей странице проставляется цифра «2» и т.д. Порядковый номер пе­чатается в правом углу нижнего поля страницы.

Написанную, напечатанную и оформленную работу надо тщательно отредактировать . Опечатки, описки, графические неточности, обнаруженные в тексте, допускается исправлять аккуратным заклеиванием или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте и тем же способом исправленного текста. Повреждение листов работы, помарки и следы не полностью удаленного текста не допускаются. Неисправленные ошибки, описки, исправления, небрежное выполне­ние, сокращения слов отрицательно сказываются на оценке работы.

Необходимо также правильно оформить список использованных источников , используя следующий образец.

В начале списка следует привести использованные в работе нормативно-правовые акты, а также материалы опубликованной или подлежащей публикации судебной практики, расположив акты по убыванию их юридической силы:

1) международные правовые акты;

2) надконституционные правовые акты (декларации, Федеративный договор);

3) федеральные конституционные законы;

4) кодексы и иные федеральные законы;

5) постановления Конституционного суда РФ;

6) указы и распоряжения Президента РФ,

7) постановления и распоряжения Правительства РФ,

8) инструкции и приказы федеральных министерств и ведомств;

9) постановления Пленума Верховного Суда РФ; постановления Президиума Верховного Суда РФ; Определения Судебных коллегий Верховного Суда РФ;

10) материалы судебной практики судов субъектов Российской Федерации, городских и районных судов общей юрисдикции, мировых судов, включая справки и отчеты о деятельности судов за определенные периоды времени и т.д.;

11) нормативно-правовые акты и материалы судебной практики, утратившие юридическую силу;

12) проекты нормативно-правовых актов, если таковые находятся в стадии рассмотрения в Государственной Думе Федерального Собрания РФ.

Внутри одной группы нормативные акты, имеющие одинаковую юридическую силу, следует располагать по возрастанию даты их принятия. В соответствии с действующим ГОСТ 7.1-2003. «Библиографическая запись. Библиографическое описание» описывать их нужно по следующим образцам.

Всеобщая Декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г.) [Текст] // Рос. газ. - 1998. - 10 дек.

Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 (с изм. и доп. от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января 1990 г., 6 ноября 1990 г., 25 марта 1992 г. с протоколами № 3, 5, 8, тексты протоколов № 1, 2, 4) [Текст] // Собр. законодательства РФ. - 2001. - № 2. - Ст. 163.

Декларация прав и свобод человека и гражданина: принята Верховным Советом РСФСР от 22 ноября 1991 г. [Текст] // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. - 1991. - № 52. - Ст. 1865.

Конституция Российской Федерации [Текст]: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года]. - М.: Юрист, 1996. - 64 с.

О судебной системе Российской Федерации [Текст]: [федер. конст. закон от 31 декабря 1996 г.] // Собр. законодательства РФ. - 1997. - № 1. - Ст. 1.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации [Текст]. - М.: «Издательство Элит», 2007. - 224 с.

О статусе судей в РФ [Текст]: [закон РФ от 26 июня 1992 г.][ с изм. и доп. от 15 декабря 2001 г.] // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. - 1992. - № 30. - Ст. 1792; Собр. законодательства РФ. - 2001. - № 51. - Ст. 4834.

О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства [Текст]: [федер. закон от 20 августа 2004 г.] // Рос. газ. - 2004. - 25 авг.

По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 7, 15, 107, 234 и 450 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы [Текст]:[пост. Конст. суда РФ от 29 июня 2004 г.] // Рос. газ. - 2004. - 7 июля.

Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Будаева Цогта Нацагдоржевича на нарушение его конституционных прав частью второй статьи 283 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации [Электронный ресурс]: [опред. Конст. суда РФ от 18 июня 2004 г.] // [Режим доступа]: http://www.ksrf.ru/doc/opred/o204_04.htm [офиц. сайт Конституционного суда РФ].

Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Будаева Цогта Нацагдоржевича на нарушение его конституционных прав частью второй статьи 283 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации [Электронный ресурс]: [опред. Конст. суда РФ от 18 июня 2004 г.] // [Режим доступа]: справ.-прав. сист. «Гарант» по сост. на 20.03.2008.

О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации [Текст]:[пост. пленума Верх. суда РФ от 5 марта 2004 г. № 1] // Рос. газ. - 2004. - 25 марта.

О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ) [Текст]: [пост. пленума Верх. суда РФ от 27 января 1999 г. № 1] // Судебная практика к Уголовному кодексу Российской Федерации / c ост. С.В. Бородин, А.И. Трусова; под общ. ред. В.М. Лебедева.- М.: Спарк, 2001. - С. 389 – 397.

Далее в списке необходимо привести все использованные в ра­боте литературные источники. Список обычно составляется по фами­лиям авторов в алфавитном порядке, но возможен и иной порядок. При описании литературных источников нужно соблюдать установлен­ные для этого правила.

1. Пример описания работы, опубликованной в собрании сочинений:

Кони, А.Ф. Нравственные начала уголовного процесса [Текст]/ А.Ф. Кони // Собр. соч. - Т. 4. - М.: Наука, 1967. - С. 33-69.

2. Пример описания монографии:

Петрухин, И.Л. Правосудие: время реформ [Текст] / И.Л. Петрухин. - М.: Наука, 1991. - 208 с.

3. Описание коллективной монографии:

Ларин, А.М. Уголовный процесс России. Лекции-очерки [Текст] / А.М. Ларин, Э.Б. Мельникова, В.М. Савицкий; под ред. проф. В.М. Савицкого. - М.: БЕК, 1997. - 324 с.

4. Описание статьи в журнале:

Михайловская, И.Б. Социальное назначение уголовной юстиции и цель уголовного процесса [Текст] / И.Б. Михайловская // Государство и право. - 2005. - № 5. - С. 111 – 118.

5. Описание статьи в сборнике:

Карабанова, Т.Н. И еще раз об истине в уголовном процессе России [Текст] / Т.Н. Карабанова // Научные труды. РАЮН. Выпуск 4. В 3 т. - М.: Изд. группа «Юрист», 2004.- Т. 3. - С. 129 – 132.

6. Описание автоа:

Шмарев, А.И. Особый порядок судебного разбирательства (вопросы теории и практики) [Текст]: Автореф. дис. … канд. юрид. наук / Шмарев Артем Иванович. - Ижевск: Удмурт. гос. ун-т, 2004. - 27 с.

7. Описание депонированной статьи:

Ефанова, В.А. Правовые положения лица, в отношении которого судом возбуждено уголовное дело [Текст] / В.А. Ефанова; Воронеж, гос. ун-т. - Воронеж, 1984. - 30 с. - Деп. ИНИОН АН СССР 23.07.84, № 17578.

8. Описание статьи в газете:

Куликов, В. Верховный Суд снимает гриф «секретно» и погоны с военных судей [Текст] / В. Куликов // Рос. газ. - 2006. - 1 февр.

9. Описание источника, размещенного во всемирной сети «Интернет»:

Кудрявцева, А.В. О понятии «допустимость» доказательств в уголовном процессе [Электронный ресурс] / А.В. Кудрявцева, Ю.И. Великосельский // Проблемы совершенствования и применения законодательства о борьбе с преступностью: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 95-летию Башкирского государственного университета. - Уфа: РИО БашГУ, 2004. – Ч. I. // [Режим доступа]: http://kalinovsky-k.narod.ru/b/ufa20042/kudrjavseva2.htm [Уголовный процесс. Сайт Константина Калиновского].

10. Описание источника, размещенного в справочной правовой системе:

Лупинская, П.А. Доказательства и доказывание в новом уголовном процессе [Электронный ресурс] / П.А. Лупинская // [Режим доступа]: справ.-прав. сист. «Консультант-плюс» по сост. на 20.03.2008.


6. ЗАЩИТА РАБОТЫ

Законченная подписывается студентом (слушателем), научным руководителем, рецензентом (при его наличии) и представляется в установленные сроки вместе с заданием, рецензией (при ее наличии) на кафедру, где проходит регистрацию и передается научному руководителю для проверки. Не позднее чем через десять дней должна быть проверена и возвращена студенту (слушателю) с отзывом научного руководителя, в котором могут быть указаны недостатки работы, требование их устранить, решение о допуске к защите, дата и время планируемой защиты работы. В случае если работа не допускается к защите, она перерабатывается автором и без регистрации представляется на повторную проверку, по итогам которой составляется новый отзыв научного руководителя.

Защита курсовой работы проводится в комиссии из преподавателей кафедры, включая руководителя работы. Процедура защиты заключается в кратком (10 минут) докладе студента (слушателя) по выполненной курсовой работе и в ответах на вопросы членов комиссии. По предложению членов комиссии вопросы могут задавать присутствующие при защите лица. Студент (слушатель) должен за отведенное время изложить основные положения работы, акцентировав внимание на наиболее интересных проблемах работы, высказать свои предложения по теме выполненной работы. Текст выступления может быть записан, однако не рекомендует­ся зачитывать его, т.к. это производит неблагоприятное впечатле­ние на членов комиссии.

По результатам защиты курсовой работы выставляются оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» или «неудовлетворительно» с учетом качества выполнения работы, полноты доклада студента (слушателя) и ответов на вопросы при защите, отзыва руководителя работы и содержания рецензии специалиста (при ее наличии).

Если студент (слушатель) не готов к защите , ему может быть предложено другое время для защиты курсовой работы. Студенту (слушателю), не представившему курсовую работу в установленный срок или получившему при защите неудовлетворительную оценку, назначается дата дополнительной защиты, а при необходимости выдается новое задание на выполнение курсовой работы.

К защите курсовой работы приравнивается также доклад на за­седании научного кружка или научной конференции. Лучшие курсовые работы рекомендуются кафедрой на конкурс студен­ческих работ.

Законченная выпускная квалификационная работа бакалавра, или магистерская диссертация подписывается студентом (слушателем), рецензентом и руководителем и представляется в сроки, установленные выпускающей кафедрой, заведующему кафедрой для реше­ния вопроса о допуске работы к официальной защите.

К защите выпускной квалификационной работы бакалавра, дипломной работы и магистерской диссертации допускается лицо, успешно завершившее в полном объеме освоение основной образовательной программы по специальностям 521400, 030501, 030500.68 «Юриспруденция», разработанной в КурскГТУ в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, и успешно сдавшее итоговые государственные экзамены.

В Государственную экзаменационную комиссию до начала защиты заведующим кафедрой представляются следующие документы:

- копия приказа ректора КурскГТУ о допуске студента (слушателя) к защите;

- отзыв руководителя;

- рецензия;

- другие материалы, характеризующие научную и практическую ценность выполненной работы (печатные статьи по теме работы, документы, указывающие на практическое применение работы).

Защита выпускной квалификационной работы бакалавра, дипломной работы и магистерской диссертации проводится на открытом заседании Государственной экзаменационной комиссии с участием не менее двух третей ее состава.

Рекомендуется присутствие научного руководителя и рецензента работы. Студент (слушатель) должен кратко (10 минут) изложить основные положения работы, акцентировав внимание на наиболее интересных проблемах, объявить результаты проведенных исследований и высказать свои предложения по разработанной проблеме. После его выступления и ответов на вопросы членов комиссии и присутствующих, слово может быть предоставлено научному руководителю и рецензенту работы. При их отсутствии секретарь или один из членов комиссии зачитывает полностью отзыв научного руководителя работы и рецензию на нее или основные положения и выводы, содержащиеся в них.

Результаты защиты определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» или «неудовлетворительно» и объявляются в тот же день после оформления в установленном порядке протокола заседаний Государственной экзаменационной комиссии.

Решения Государственной экзаменационной комиссии принимаются на закрытых заседаниях простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании, при обязательном присутствии председателя комиссии или его заместителя. При равном числе голосов председатель комиссии, а при его отсутствии - заместитель председателя комиссии обладает правом решающего голоса. Все решения Государственной экзаменационной комиссии оформляются протоколами.

Студент (слушатель), не защитивший в установленный срок выпускную квалификационную работу, дипломную работу или магистерскую диссертацию, отчисляется из университета. Ему может быть назначена защита работы, но не ранее, чем через три месяца и не более чем через пять лет после установленного срока первой защиты. Повторная защита работы не может назначаться более двух раз.

Наиболее актуальные, глубокие и дискуссионные по содержанию выпускные квалификационные работы, представляющие научный интерес, могут быть ре­комендованы для оставления в фонде кафедры в целях дальнейшего использования в учебном процессе и научной работе.


Приложение А

Примерная тематика курсовых работ, выпускных работ

бакалавра, дипломных работ и магистерских диссертаций

по уголовному процессу

1. Сущность и назначение уголовного судопроизводства.

2. Исторические формы уголовного судопроизводства: состязательный, обвинительный, розыскной и смешанный типы процесса.

3. Уголовно-процессуальные отношения.

4. Уголовно-процессуальная форма: единство и дифференциация.

а) уголовно-процессуальная форма: ее социальная ценность и значение;

б) проблема единства и дифференциации процессуальной фор­мы;

в) допустимость и пределы упрощения процессуальной формы (единоличный порядок рассмотрения дел, особый порядок принятия решения, дознание и пр.).

5. Процессуальные гарантии в уголовном судопроизводстве.

6. Уголовно-процессуальная ответственность: понятие, признаки и правовые основания.

7. Использование достижений научно-технического прогресса в уголовном судопроизводстве.

8. Понятие и содержание уголовно-процессуальных функций.

а) понятие процессуальных функций, их классификация;

б) характеристика функций:

- функция обвинения;

- функция защиты;

- функция разрешения дела;

в) разделение функций - основа состязательного построения процесса и условие установления истины по делу.

9. Конституционные начала уголовного судопроизводства.

10. Перспективы, проблемы и противоречия судебной реформы в России.

11. Обеспечение прав личности в уголовном судопроизводстве России.

12. Развитие и совершенствование уголовно-процессуального законодательства.

а) общая характеристика реформы уголовно-процессуального законодательства в период конца 80-х начала 90-х го­дов;

б) концепция судебной реформы, ее достоинства и недостат­ки;

в) проекты УПК РФ, подготовленные в период судебной ре­формы. Характеристика их наиболее принципиальных рас­хождений;

г) действующий УПК РФ 2001 года и процесс его совершенствования.

13. Современный уголовный процесс и дореволюционное судопроизводство России: сравнительно-правовой анализ.

14. Уголовно-процессуальное законодательство РСФСР второй половины XX века и действующий УПК РФ: сравнительно-правовой анализ.

15. Источники уголовно-процессуального права и роль судебной практики в уголовном судопроизводстве.

16. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства.

17. Понятие, значение и система принципов уголовного процесса.

18. Принципы законности и публичности уголовного судопроизводства и их процессуальные гарантии.

19. Участие граждан в отправлении правосудия по уголовным делам.

20. Единоличное и коллегиальное рассмотрение уголовных дел: диалектика приоритета.

21. Принцип презумпции невиновности и право обвиняемого на защиту.

22. Принцип состязательности и равноправия сторон в уголовном процессе.

23. Свобода заявления ходатайств и принесения жалоб как принцип уголовного процесса и основное средство отстаивания интересов участниками уголовного судопроизводства.

24. Гласность судебного разбирательства.

25. Нравственные начала уголовного процесса.

26. Нравственные начала уголовно-процессуального доказывания.

27. Принципы морали и предварительное расследование.

28. Этические основы процессуальной деятельности адвоката.

29. Нравственные начала судебной деятельности.

30. Обеспечение безопасности участников уголовного процесса.

31. Понятие и виды уголовного преследования и его соотношение с обвинением.

32. Судебная власть и функция отправления правосудия по уголовным делам.

33. Судебный контроль на досудебных стадиях уголовного процесса.

34. Проблемы совершенствования функций прокурора в уголовном процессе.

35. Прокурорский надзор на досудебных стадиях уголовного процесса и его соотношение с судебным контролем.

36. Концепции правового статуса следователя и их реализации в уголовном процессе России.

37. Процессуальный статус подозреваемого в уголовном процессе.

а) понятие подозреваемого;

б) процессуальное положение подозреваемого;

в) задержание и допрос подозреваемого.

38. Процессуальное положение обвиняемого в уголовном процессе.

а) понятие обвиняемого. Права и обязанности обвиняемого;

б) презумпция невиновности – основа статуса обвиняемого;

в) предъявление обвинения и допрос обвиняемого;

г) право обвиняемого на защиту;

39. Потерпевший в уголовном судопроизводстве: проблемы укрепления процессуального статуса.

а) понятие потерпевшего. Основание и порядок признания лица потерпевшим;

б) процессуальное положение потерпевшего;

в) показания потерпевшего - источник доказательств;

г) представитель потерпевшего в уголовном процессе;

д) участие потерпевшего в стадии предварительного рассле­дования и в судебном разбирательстве.

40. Обвинительная деятельность потерпевшего в современном уголовном судопроизводстве.

41. Гражданский иск в уголовном процессе.

а) значение и основание гражданского иска в уголовном процессе;

б) гражданский истец, его процессуальное положение;

в) гражданский ответчик, его процессуальное положение;

г) производство по гражданскому иску в стадии предвари­тельного расследования;

д) рассмотрение гражданского иска в суде.

42. Защита имущественных прав личности в уголовном процессе.

43. Обвинение в уголовном процессе.

а) понятие и сущность обвинения;

б) субъекты обвинения;

в) соотношение обвинения с уголовным преследованием.

44. Государственное обвинение в суде.

45. Частное обвинение в уголовном процессе: понятие, субъекты и содержание.

46. Осуществление функции защиты в уголовном процессе.

а) сущность и значение защиты в уголовном процессе;

б) права и обязанности защитника;

в) участие защитника в стадии предварительного расследо­вания;

г) участие защитника в стадии судебного разбирательства;

д) участие защитника в апелляционном, кассационном и надзорном произ­водстве.

47. Расширение частных начал в уголовном процессе: достижения и перспективы развития.

48. Проблемы укрепления правового статуса свидетеля в уголовном процессе.

49. Обстоятельства, исключающие участие в уголовном судопроизводстве.

50. Понятие и содержание предмета и пределов доказывания в уголовном процессе.

а) понятие предмета доказывания;

б) обстоятельства, подлежащие доказыванию;

в) пределы доказывания.

51. Понятие, свойства и классификация доказательств в уголовном процессе.

а) понятие доказательств;

б) источники доказательств;

в) свойства доказательств;

г) классификация доказательств.

52. Спорные вопросы теории и практики допустимости доказательств.

53. Виды доказательств и их источники.

54. Понятие и содержание доказывания в уголовном процессе.

а) значение принципов процесса в доказывании (оценки доказательств, презумпции невиновности, состязательности);

б) субъекты доказывания;

в) собирание, проверка и оценка доказательств.

55. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе.

56. Проблемы совершенствования способов собирания и проверки доказательств в уголовном судопроизводстве.

57. Оценка доказательств в уголовном процессе.

58. Внутреннее убеждение как метод оценки доказательств.

59. Цель доказывания – основная проблема теории доказательств в уголовном процессе.

а) общие методологические проблемы в определении цели доказывания;

б) установление истины как цель доказывания;

в) понятие, характер и содержание истины в уголовном су­допроизводстве;

г) вероятность и достоверность знания в содержании цели доказывания в уголовном процессе.

60. Расширение прав защитника в собирании доказательств и проблемы параллельного расследования.

61. Права и свободы человека и уголовно-процессуальное принуждение.

62. Меры уголовно-процессуального принуждения.

а) понятие и цели уголовно-процессуального принуждения;

б) основания, условия и гарантии законности применения мер принуждения;

в) классификация мер уголовно-процессуального принуждения.

63. Оперативно-розыскная деятельность и уголовный процесс.

64. Понятие и процессуальный порядок избрания мер пресечения в уголовном процессе.

65. Правовое содержание имущественных мер уголовно-процессуального принуждения.

66. Тенденции развития примирительного производства и восстановительного правосудия в России.

67. Компенсация морального вреда при производстве по уголовному делу.

68. Иммунитеты в уголовном судопроизводстве: понятие, значение и виды.

69. Реабилитация в уголовном процессе: понятие, основания и порядок возмещения вреда.

70. Сущность и задачи стадии возбуждения уголовного дела.

а) понятие и задачи стадии возбуждения уголовного дела;

б) поводы и основание к возбуждению уголовного дела;

в) обстоятельства, исключающие производство по уголовному делу;

г) порядок возбуждения и отказа в возбуждении уголовного дела.

71. Предварительное расследование: понятие, формы и этапы.

72. Общие условия предварительного расследования.

73. Общие правила производства следственных действий.

74. Основания и процессуальная форма привлечения лица в качестве обвиняемого и предъявление обвинения. Допрос обвиняемого.

75. Допрос и очная ставка в уголовном судопроизводстве.

76. Осмотр и освидетельствование.

77. Предъявление для опознания, следственный эксперимент и проверка показаний на месте.

78. Обыск и выемка.

79. Производство судебной экспертизы в уголовном процессе.

80. Понятие, субъекты и процессуальный порядок производства дознания.

а) понятие, назначение и виды дознания в уголовном процессе;

б) органы дознания и их задачи. Процессуальный статус дознавателя;

в) особенности процессуального порядка производства дознания.

81. Прекращение уголовного дела и уголовного преследования.

а) понятие и назначение института прекращения уголовного дела и уголовного преследования;

б) основания прекращения уголовных дел и уголовного преследования;

в) порядок прекращения уголовных дел и уголовного преследования.

82. Окончание предварительного следствия с составлением обвинительного заключения.

а) процессуальный порядок окончания предварительного следствия с направлением дела для назначения судебного заседания;

б) обвинительное заключение;

в) полномочия прокурора при рассмотрении поступившего де­ла.

83. Подготовка к судебному заседанию и предварительное слушание.

а) сущность и задачи подготовки к судебному заседанию;

б) вопросы, разрешаемые судом при подготовке к судебному за­седанию;

в) порядок производства по подготовке к судебному заседанию;

г) основания и порядок проведения предварительного слушания.

84. Стадия судебного разбирательства.

а) сущность и задачи судебного разбирательства;

б) общие условия судебного разбирательства. Гласность, непосредственность, устность судебного разбирательства.

в) состязательность судебного разбирательства;

г) судебное следствие.

85. Значение, структура и тактика судебного следствия.

86. Судебные прения в уголовном процессе.

а) сущность и задачи судебных прений;

б) обвинительная речь прокурора;

в) защитительная речь;

г) особенности участия в судебных прениях иных участников уголовного процесса.

87. Понятие, значение и содержание приговора суда.

а) понятие, значение и виды приговора;

б) законность, обоснованность, мотивированность и справедливость пригово­ра;

в) вопросы, разрешаемые судом при постановлении пригово­ра;

г) содержание и структура приговора.

88. Постановление приговора.

89. Особенности уголовного судопроизводства у мирового судьи.

90. Особый порядок судебного разбирательства при согласии обвиняемого с предъявленным обвинением.

91. Особенности производства в суде с участием присяжных заседателей.

92. Особенности уголовного судопроизводства по делам о преступлениях несовершеннолетних и проблемы ювенальной юстиции.

а) предмет доказывания по делам о преступлениях несовершеннолетних;

б) особенности расследования и судебного разбирательства;

в) перспективы создания и развития ювенальной юстиции в России.

93. Особенности доказывания в суде присяжных.

94. Понятие и сущность апелляционного производства по уголовному делу.

а) сущность и задачи апелляционного производства;

б) порядок обжалования приговоров и постановлений мирового судьи;

в) основания к отмене или изменению приговора;

г) судебные ошибки и проблема их устранения;

д) порядок апелляционного производства по уголовному делу. Полномочия суда, рассматривающего дело по апелляционным жалобам и представлениям.

95. Понятие и сущность кассационного производства по уголовному делу.

а) сущность и задачи кассационного производства;

б) порядок обжалования приговоров, опре­делений суда и постановлений судьи;

в) основания к отмене или изменению приговора;

г) судебные ошибки и проблема их устранения;

д) порядок рассмотрения дел в кассационной инстанции. Полномочия кассационной инстанции.

96. Исполнение приговора как стадия уголовного процесса.

а) сущность и задачи стадии исполнения приговора;

б) вопросы, рассматриваемые судом в стадии исполнения приговора;

в) порядок рассмотрения вопросов в стадии исполнения при­говора.

97. Пересмотр судебных решений в порядке надзора.

а) сущность и задачи надзорного производства по уголовному делу;

б) порядок надзорного производства;

в) полномочия надзорной инстанции.

98. Возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

99. Производство по применению принудительных мер медицинского характера.

а) основания применения мер медицинского характера;

б) особенности предварительного следствия и судебного разбирательства.

100. Эффективность правосудия и судебные ошибки.

101. Уголовный процесс Великобритании.

102. Уголовный процесс США.

103. Уголовный процесс Франции.

104. Уголовный процесс Германии.

Приложение Б

Образец титульного листа курсовой работы

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Курский государственный технический университет»

Кафедра уголовного процесса и криминалистики

по дисциплине «Уголовный процесс России»

на тему «____________________________________________________________

___________________________________________________________________»

Специальность (направление подготовки)________________________________

(код, наименование)

____________________________________________________________________

Автор работы __________________________ _____________________________

(инициалы, фамилия) (подпись, дата)

Группа ___________

Руководитель работы _________________________ ________________________

(инициалы, фамилия) (подпись, дата)

Работа защищена ________________________

(дата)

Оценка_____________________

Председатель комиссии _________________________ ____________________

(подпись, дата) (инициалы, фамилия)

Члены комиссии _________________________ __________________________

(подпись, дата) (инициалы, фамилия)

_________________________ __________________________

(подпись, дата) (инициалы, фамилия)

_________________________ __________________________

(подпись, дата) (инициалы, фамилия)

Курск 20 ___ г.

Приложение В

Образец титульного листа выпускной квалификационной

работы бакалавра

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Курский государственный технический университет»

Кафедра уголовного процесса и криминалистики

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

БАКАЛАВРА

на соискание квалификации (степени) бакалавра юриспруденции

____________________________________________________________________

(название темы)

____________________________________________________________________

по направлению подготовки 521400 «юриспруденция»

Автор работы _________________________________ ______________________

(подпись, дата) (инициалы, фамилия)

Группа ___________

Руководитель работы ___________________________ ______________________

(подпись, дата) (инициалы, фамилия)

Нормоконтроль ____________________________ _________________________

(подпись, дата) (инициалы, фамилия)

Работа допущена к защите

Заведующий кафедрой ________________________ _______________________

(подпись, дата) (инициалы, фамилия)

Курск 20 __г.

Приложение Г

Образец титульного листа дипломной работы

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Курский государственный технический университет»

Кафедра уголовного процесса и криминалистики

на соискание квалификации «Юрист»

____________________________________________________________________

(название темы)

____________________________________________________________________

Специальность 030501 «юриспруденция»

Автор работы _________________________________ ______________________

(подпись, дата) (инициалы, фамилия)

Группа ___________

Руководитель работы ___________________________ ______________________

(подпись, дата) (инициалы, фамилия)

Нормоконтроль ____________________________ _________________________

(подпись, дата) (инициалы, фамилия)

Рецензент __________________________________ ________________________

(подпись, дата) (инициалы, фамилия)

Работа допущена к защите

Заведующий кафедрой ________________________ _______________________

(подпись, дата) (инициалы, фамилия)

Курск 20 __г.

Приложение Д

Образец титульного листа магистерской диссертации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Курский государственный технический университет»

Кафедра уголовного процесса и криминалистики

МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание квалификации (степени) магистра юриспруденции

____________________________________________________________________

(название темы)

____________________________________________________________________

по направлению подготовки 030500.68 «юриспруденция»

Автор работы _________________________________ ______________________

(подпись, дата) (инициалы, фамилия)

Группа ___________

Руководитель работы ___________________________ ______________________

(подпись, дата) (инициалы, фамилия)

Нормоконтроль ____________________________ _________________________

(подпись, дата) (инициалы, фамилия)

Рецензент __________________________________ ________________________

(подпись, дата) (инициалы, фамилия)

Диссертация допущена к защите

Заведующий кафедрой ________________________ _______________________

(подпись, дата) (инициалы, фамилия)

Курск 20 __г.

Приложение Е

Примерный образец оглавления курсовой работы на тему: «Процессуальное положение обвиняемого в уголовном процессе»

Содержание

В в е д е н и е ....................................................................................3

1. Понятие обвиняемого. Права и обязанности обвиняемого……..6

2. Презумпция невиновности – основа статуса обвиняемого……12

3. Предъявление обвинения и допрос обвиняемого.……………..17

4. Право обвиняемого на защиту………………………………......22

З а к л ю ч е н и е.............................................................................28

Список использованных источников ...........................................30

Приложение Ж

Примерный образец оглавления дипломной работы на тему «Уголовно-процессуальное принуждение»

Содержание

В в е д е н и е ................................................................................... 3

ГЛАВА 1. Сущность и значение уголовно-процессуального

принуждения ................................................................... 6

§1. Понятие уголовно-процессуального принуждения.

Принуждение и убеждение ............................................ 6

§2. Цели применения уголовно-процессуального

принуждения ................................................................. 20

§3. Основания и гарантии законности применения

уголовно-процессуального принуждения .................. 25

ГЛАВА 2. Меры уголовно-процессуального принуждения,

проблемы их дальнейшего развития............................ 32

§1. Понятие, основания и процессуальный порядок

задержания подозреваемого…………………………. 32

§2. Понятие и основания избрания мер пресечения........ 42

§3. Виды мер пресечения ................................................... 50

§4. Иные виды мер уголовно-процессуального

при­нуждения ................................................................. 65

3 а к л ю ч е н и е ........................................................................... 74

Список использованной литературы ...........................................78

Приложение А ………………........................................................85

Приложение Б ……………………………………………………93