Главная Учебники - Разные Лекции (разные) - часть 13
Модель коррекционно-развивающей работы для детей со школьной дезадаптацией 6-7 лет методические рекомендации
ВДЦ «Орленок» Социально-психологическая служба.
Под адаптацией к школе шестилетнего ребёнка следует понимать: а) физиологическую адаптацию, как процесс приспособления функций организма ребёнка к условиям обучения в школе; б) социально-психологическую, как процесс активного приспособления системы «ребёнок-взрослый», «ребёнок-ребёнок» к новым условиям взаимодействия. Социально-психологическая адаптация включает развитие познавательной сферы ребенка и его умение подчинять восприятие, память, мышление, воображение задачам, которые ставят перед ним в процессе учения. Адаптация к новым социальным отношениям и связям, в которых начинает проявляться личность ребенка, определяется по тому, как ребенок входит в новый коллектив сверстников, какое место начинает занимать в классе, как общается со сверстниками и взрослыми, как относится к школе, к самому себе как школьнику. Большое значение при адаптации ребенка к школе имеет уровень образования родителей, отсутствие конфликтных ситуаций в семье, правильные методы воспитания, полноценное общение с ребенком, заинтересованность в подготовке ребенка к школе. Они могут быть субъективного и объективного характера. Субъективные причины дезадаптации:
1. Недостаточный уровень мотивации к обучению в школе. Негативное отношение к школе, первичными причинами которого могут быть недостаточно профессиональная работа дошкольных учреждений, образец отрицательного отношения к школе братьев и сестёр и т. д. Вторичное разрушение мотивации происходит непосредственно в процессе обучения. 2. Несформированность элементов и навыков учебной деятельности, причиной которой могут быть как индивидуальные особенности развития интеллекта, так и педагогическая запущенность. 3. Неспособность произвольной регуляции поведения, внимания, учебной деятельности. Причиной могут быть неблагоприятная семейная обстановка, неправильные методы воспитания, неправильная организация режима дня ребёнка, а также последствия осложнений при беременности и родах у матери. 4. Неспособность приспособиться к темпу школьной жизни. Чаще это бывает у детей соматически ослабленных, с задержкой физического развития, нарушениями в работе анализаторов. 1. Неправильное отношение учителя к ученику. 2. Неправильная организация учебного процесса. В зависимости от выраженности симптомов и их сочетания
различают следующие формы адаптации- дезадаптации
1. Норма – благоприятное протекание адаптации, сопровождающееся слабой выраженностью или отсутствием негативных симптомов дезадаптации. 2. «Скрытые» формы дезадаптации (ДА): 1-я степень – начальная форма «скрытой» ДА. Характеризуется средним уровнем работоспособности, сниженным эмоциональным тонусом, частичной расторможенностью, плаксивостью. повышенной утомляемостью. Желание ходить в школу неустойчиво. Старателен, но медленно включается в учебный процесс, активность сменяется пассивностью, адекватно реагирует на замечание. В поведении наблюдается тревожность, неуверенность. 2-я степень – прогрессирующая форма «скрытой» ДА. Характеризуется низкой работоспособностью, высокой утомляемостью, ребёнок не может сосредоточиться, плаксив, обидчив, раздражителен. Иногда жалуется на головную боль, тошноту, боли в животе. Отношение к школе негативное, пассивен на уроке, на просьбу отвечать - молчит, равнодушен к неудачам. Нуждается в постоянном контроле и помощи учителя. Эпизодически наблюдается агрессивность к детям как защитная реакция организма. 3. «Открытые» формы дезадаптации 3-я степень- начальная форма «открытой»ДА. Характеризуется средне- низким уровнем работоспособности, импульсивностью, расторможенностью, внимание неустойчиво, снижен аппетит, беспокойный сон. На уроке не собран, быстро теряет интерес к заданиям, в учебной деятельности иногда создаёт конфликтную ситуацию. 4-я степень- прогрессирующая форма «открытой» ДА. Характеризуется низкой работоспособностью, высокой утомляемостью, импульсивностью, расторможенностью, раздражительность переходит в агрессивность. Негативное отношение к школе, учителю, быстро теряет интерес к заданиям, отказывается их выполнять, равнодушен к неудачам, негативно относится к замечаниям, мешает на уроке, нуждается в постоянном контроле. Отмечается спад в успешности обучения, в общении с учителем проявляется демонстративность. Кривляется, отказывается выполнять требования учителя, создает конфликтную ситуацию. В общении с детьми агрессивен, обзывает детей, жалуется учителю. 1. Диагностика причин дезадаптации 2. Выявление ресурсов развития, возможностей семьи и школы 3.Выбор коррекционно-развивающей программы, учитывающей как причины 1. Изменить состояние ребенка, создав «поддерживающую среду» и 2. Изменить отношение взрослых к ребенку, информируя их о состоянии и Психолог может осуществлять воздействие не только непосредственно (в режиме индивидуальной и групповой работы), но и через родителей и учителей, меняя через них систему требований и подчинения их актуальной ситуации развития ребенка. 1. Создание искусственной коррекционно-развивающей среды со специально- 2. Перенос отдельных наработанных навыков в актуальную ситуацию его 3. Расширение искусственно созданной среды до актуальной ситуации Индивидуальная работа
Ее проведение возможно в следующих режимах: 1. Первичный приём
,
на котором осуществляется беседа с родителями и ребенком, диагностика проблем ребенка, выбор направления коррекционно-развивающей работы, планирование программы и мероприятий, включающих родителей и других значимых взрослых в процесс коррекции. 2. Коррекционно-развивающая работа
в индивидуальном режиме 3. Консультативный режим.
2-3 визита к психологу за время работы. Групповая работа
1. Групповая работа в форме коррекционно-развивающего тренинга при 2. Групповая забота в группе с меняющимся составом при гибкой Для отработки и подкрепления навыков даются домашние задания. 1. Определение актуального уровня и зоны ближайшего развития ребенка, а 2. Помощь в формировании позитивной цели ребенка, т.е. создание его 3. Выбор способов достижения поставленных целей, включающих Любая индивидуальная программа предусматривает следующие основные
шаги:
1. Блок работы с эмоциональным состоянием, мотивацией и самооценкой. 2. Блок развития структур головного мозга, согласованной работы систем 3. Блок развития когнитивных процессов и навыков учебной деятельности, 4. Блок формирования навыков общения и социальных норм поведения. Конкретное содержание и режим занятий выбирается с учетом выявленного при обследовании «центра тяжести» основных проблем ребенка. В случае, когда основная проблема
лежит в сфере
его эмоционального
состояния (тревожность, страхи, депрессивное состояние), в первую очередь, необходима работа методом психотерапевтического воздействия. Если страхи имеют реальную основу в виде враждебного отношения к ребенку окружающих, то необходима также работа с социумом (например, родителем или учителем) по изменению этого отношения, а также одновременная работа по изменению типа реагирования ребенка. Если страхи ребенка связаны с психологическими искажениями раннего детства, то результатом является недоверие ребенка к миру как общая установка, определяющая способ его реагирования. Ее изменяют также с использованием методов психотерапии (например, символ-драмы). Депрессивное состояние, в целом, характеризуется отсутствием ресурса развития, то есть неготовностью ребенка к когнитивному и личностному росту. В этом случае необходима консультация детского психоневролога. Состояние тревожности сопровождает любую стрессовую ситуацию. Оно может быть уменьшено путем введения ребенка в ситуацию успеха в специально созданной среде. Однако, если тревожность обусловлена повышенной чувствительностью как типологической чертой личности, она не может быть уменьшена ниже определенного уровня. В последнем случае повышение стрессоустойчивости ребенка должно быть связано с обучением его способам поведения и эффективного взаимодействия, соответствующего его личностному стилю. Если основная проблема связана с несформированностью структур
головного мозга и согласованной работы анализаторов,
то решение этих проблем осуществляется при использовании телесно-ориентированного тренинга и методов обучающей кинезиологии. В случае несформированности когнитивных процессов и навыков
учебной деятельности
используются методы когнитивного тренинга, а также различные развивающие программы. Если проблемы связаны с несформированностыо социальных навыков и трудностями общения,
используются элементы коммуникативного социально-психологического тренинга. Все перечисленные методы в разных сочетаниях используются при составлении индивидуальной коррекционной развивающей программы. Так, при преодолении школьной тревожности необходимо: 1) снизить, смягчить силу потребностей, связанную с внутренней позицией школьника; 2) развить и обогатить оперативные навыки поведения, деятельности, общения. Основные используемые методы в этом случае:
1) методы последовательной десенсибилизации; 2) метод «отреагирования» страха. Можно использовать игры-драматизации, например, «В очень страшную-страшилищную школу». Хорошо читать, дополнять и разыгрывать отрывки из книги Э.Успенского «Школа клоунов». При этом происходит снятие восприятия правил, как категорических требований при одновременном осознании значения правил, что способствует развитию произвольности. В качестве примера групповой работы приведем описание методики развития основ произвольности психической регуляции и коррекции недостатков внимания. Основные, используемые методы в данном случае, приемы психогимнастики, эмоционально коммуникативного, поведенческого тренингов, аутотренинга. Структура каждого занятия состоит из двух частей: I. Общая разминка. Обязательно используются игры на развитие внимания (например, «Что изменилось с этой комнате», «Угадай, кто прикоснулся, кто подошел, кто крепче пожал руку» и т.п.) и любая подвижная игра. 2. Психогимнастика - овладение навыками контроля двигательной и эмоциональной сферы. Важно чередовать противоположные по характеру движения, сопровождаемых попеременным мышечным напряжением и расслаблением. Можно использовать игры и упражнения , примеры вариантов планирования занятий, описанные в следующей литературе: 1. Чистякова М.И. Психогимнастика, М., 1995. 2. Овчарова Р.В. Ребенок приходит в школу. М., 1996. 3. Коротаева Е. Хочу, могу, умею! М., 1997. I
часть
- диагностико-мотивирующая; II
часть
- формирующая (10-15 занятий); III
часть
- поддерживающая. Первые две части проводятся психологом, третья часть - родителями. Каждое занятие состоит из двух блоков; 1. Развитие основных свойств внимания. 2. Развитие произвольности за счет развития и укрепления волевых качеств Задачи диагностико-мотивирующей части: - определить уровень развития внимания; - сформировать исходный уровень мотивации у школьников на работу с психологом. Диагностико-мотивирующая часть психокоррекционной программы проводится в индивидуальном порядке. Формирующая часть (каждое занятие 60-90 минут групповой работы) Задачи: коррекция основных свойств внимания; развитие произвольности внимания. Цель:
развитие способности к сосредоточению, устойчивости внимания. снятие эмоционального напряжения, формирование установки к сотрудничеству. 1. Беседа, в ходе которой психолог объясняет детям, как будут проходить занятия, для чего они нужны. Расспрашивает, какое любимое занятие у каждого из них с целью познакомиться поближе, установить эмоциональный контакт. 2. Подвижная игра «Зеваки» (Чистякова М. И., 1990 ) Все играющие ходят по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего дети останавливаются, хлопают 4 раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто не успел выполнить задание, выбывает из игры. 3. Упражнение на внимание «Найди отличие» (Лютова Е.К., Монина Г.Б.) Дети по очереди рисуют на доске какой–нибудь рисунок и отворачиваются. Психолог дорисовывает несколько деталей. Дети должны сказать , какие изменения произошли. 4. Игра «Возьми и передай!» Дети сидят на стульях, расставленных по кругу, и передают друг другу какой–нибудь воображаемый предмет. Со стороны должно создаться впечатление, что они действуют с реальными предметами. 5. Психомышечная тренировка «На берегу моря». Вдоволь наигравшись в воде, дети выходят на берег и ложатся на прогретый солнцем песок пляжа. Закрывают глаза от яркого солнца. Раскидывают в приятной лени руки и ноги. Занятие 2
Цель
: Формирование мотивации к посещению занятий, желания сотрудничать; развитие устойчивости внимания, самоконтроля. 1. Приветствие, беседа на свободную тему (установление эмоционального контакта) 2. Разминка: «Запрещённое движение». Дети стоят лицом к ведущему. Повторяют движения рук, которые показывает ведущий. Затем выбирается движение, которое повторять запрещается. Тот, кто повторит движение, выходит из игры. 3. Игры на внимание: «Ищи безостановочно» В течение 10-15 с. увидеть вокруг себя возможно больше предметов одного и того же цвета (одного размера , одной формы и т. д.) По сигналу один ребёнок начинает перечислять, другие его дополняют. «Запоминай порядок». Играющим показать в руке 6-7 цветных карандашей. Через 20 секунд., убрав их, спросить о последовательности в их расположении. 5-6 человек выстраиваются в ряд в произвольном порядке. Ведущий на 30-40 с. поворачивается в их сторону и, отвернувшись, перечисляет, кто за кем стоит. Затем водящим становится другой. 4. Чтение сказки «Чертёнок, или Мальчик-наоборот. (Психогимнастика. М.И. Чистякова.) Мальчик-чертёнок жил на болоте. Иногда, по тропинке, мимо болота проходили люди. Чертёнку очень нравились люди, он хотел тоже им понравится, поэтому, как увидит кого-нибудь, тотчас вспрыгнет на кочку и давай плясать на ней - только грязная вода во все стороны летит. Проходящие почему-то ускоряли шаг, зажимали себе нос, отворачивали от чертёнка лицо. Чертёнок не знал, что запах тухлой воды неприятен, что кривляние и гримасы пугают, а его мокрая драная одежда, усеянная пиявками и улитками, вызывает у всех тошноту. Но вот однажды по этой тропинке шёл добрый человек. Он не отвернулся от чертёнка, не зажал нос, а подозвал его к себе. Добрый человек вытащил из кармана волшебную булавку и пристегнул её к одежде чертёнка. И в тот же миг не стало болота, а перед ним стоял красивый и чистенький мальчик. Мальчик, бывший чертёнок, попросился жить к доброму человеку. Вот стали они жить вместе Добрый человек говорит: «Открой дверь!» - а мальчик её плотнее закрывает; «Причешись» - а мальчик лохматит себе волосы. Добрый человек понял, что из чертёнка получился мальчик-наоборот. Он не ругал мальчика, а стал сам всё говорить наоборот: «Поколоти эту плаксу – девочку» - а мальчик начинал её успокаивать. Так они и жили. Обсуждение сказки. Рисование персонажей. 5. Упражнение на мышечную релаксацию «На берегу моря». Цель
: Развивать навыки волевой регуляции, способность к концентрации внимания. «Я вижу…» (Карпова Е. В., Лютова Е. К.; 1999 г.) Участники, сидя в кругу, по очереди называют предметы, которые находятся в комнате, начиная каждое высказывание словами: «Я вижу…». Повторять один предмет дважды нельзя. Цель
: Та же. Упражнение «Найди отличия». Ребятам раздают по паре одинаковых рисунков с мелкими отличиями. Нужно найти найти, чем отличаются. Например, 2 клоуна и 2 матрёшки. Цель
: развитие произвольного внимания, воображения. Сесть в один общий круг, осмотреться по сторонам. А затем ребята по очереди дотрагиваются до чего-нибудь и сообщают, что это такое. Потом можно походить по комнате, дотрагиваясь до разных предметов и описывая их. В конце игры можно что-либо нарисовать из того, до чего дотронулся. Цель
: развитие внимания, воображения, самоконтроля, умения слушать. «Зеркало». Группа разбивается на пары. Один отражает, а второй совершает действие (умывается, есть, причесывается). Делать медленно. Цель
: Развитие произвольного внимания, самоконтроля, коррекция двигательной активности. Пантомима. «Я люблю», «Я не люблю». Ребята показывают, что они любят. Остальные узнают по движениям. Цель
: Подведение итогов групповых занятий. 1. Беседа с детьми, с родителями о том, что дал им курс проведенных занятий. По результатам групповых занятий детям, у которых корректирующее воздействие малозаметно, целесообразно предложить индивидуальные занятия. 1. С. А. Игумнов. Клиническая психотерапия детей и подростков. Минск: «Белорусская наука», 2001 2. Р. В. Овчарова. Практическая психология в начальной школе. М.: ТЦ «Сфера, 1996 3. Чистякова М. И. Психогимнастика. М.: Просвещение, 1990 г. 4. Е. К. Лютова, Г. Б. Монина. Шпаргалка для взрослых. М: Генезис, 2000. Составила: психолог ГДППНД Носевич И.Н.
|