Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 13

 

Поиск            

 

Указания методические по написанию курсовой работы по дисциплине «экономика фирмы»

 

             

Указания методические по написанию курсовой работы по дисциплине «экономика фирмы»

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, ПРАВА И ГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Экономический факультет

Милконова Ю. И., Рощектаева У.Ю.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО НАПИСАНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ЭКОНОМИКА ФИРМЫ»

Краснодар 2011

Рекомендовано к изданию Ученым советом экономического факультета ИнЭП в качестве методических указаний.

Одобрено кафедрой «Финансы» от 14 сентября 2011 года, протокол № 1.

Составители: канд.экон.наук, доцент Милконова Юлия Игоревна

канд.экон.наук, доцент Рощектаева Ульяна Юрьевна

Методические указания содержат тематику, общие требования к построению, изложению и оформлению курсовой работы по экономике фирмы.

Содержание

Введение

4

1

Цель и задачи дисциплины

5

2

Цель и задачи выполнения курсовой работы

6

3

Общие требования, предъявляемые к курсовой работе

7

4

Порядок получения задания на курсовую работу, ее представления и защиты

7

5

Структура и оформление курсовой работы

9

6

Рекомендуемая тематика курсовых работ по дисциплине «Экономика фирмы»

14

7

Список рекомендуемой литературы для написания курсовой работы

18

8

Образец плана курсовой работы

19

9

Образец титульного листа курсовой работы

20

Приложения

21

Введение

В условиях рыночных отношений, которые характеризуются многообразием форм собственности, в том числе частной конкуренцией товаропроизводителей, предпринимательством и отсутствием государственного контроля над производством и распределением изготовленной продукции, возрастает значение основного звена промышленности и народного хозяйства в целом – предприятия. В курсе «Экономика фирмы» изучаются объективные экономические законы и закономерности ведения хозяйствования, а также рассматривается широкий спектр управленческих, организационных, технико-экономических и информационных проблем, форм, методов и правил рационального использования ресурсов с целью создания и распределения материальных и духовных благ. Современные специалисты должны знать: экономические условия деятельности предприятий, механизм расширенного воспроизводства их ресурсов, методологию формирования затрат и ценообразования, основные методы и принципы планирования, важнейшие плановые показатели и механизм их взаимодействия в новых рыночных условиях, а также самостоятельно выбирать направления и способы рационального использования ресурсов и инвестиций, разрабатывать различные планы, проекты и способствовать их осуществлению.

В соответствии с учебным планом студенты II курса выполняют курсовую работу по дисциплине «Экономика фирмы» в 4-ом семестре.

1 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Курс «Экономика фирмы» входит в цикл специальных дисциплин подготовки бакалавров по направлению 080100.62. Его основная цель – подготовка будущих специалистов к успешному решению экономических вопросов, связанных с деятельностью фирмы в условиях рынка.

Целью дисциплины "Экономика фирмы" является формирование у студентов теоретических знаний и практических навыков в области функционирования организации и оценки ее деятельности, базовых для последующих курсов и необходимых в будущей практической работе.

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

- экономические основы производства и обращения (материальную базу, персонал, финансовые ресурсы);

- методические основы планирования затрат и финансовых результатов, оценки эффективности инвестиций;

- хозяйственный механизм деятельности организации;

- систему показателей для оценки результатов деятельности и использования ресурсов;

- основные финансовые документы при планировании деятельности и составлении отчетности организации.

В ходе изучения дисциплины студенты должны уметь:

- определять потребности организации в ресурсах;

- производить расчеты и анализ основных экономических показателей;

- обосновывать решения по реализации нововведений;

- оценивать результаты деятельности организации в условиях рыночной экономики.

Изучение дисциплины основывается на знаниях студентов, полученных при изучении курсов «Экономическая теория», «Макроэкономика», «Микроэкономика», «Статистика» и «Финансы и кредит». Приступая к изучению дисциплины «Экономика фирмы», студенты должны знать экономическую теорию, владеть методами макро- и микроэкономического анализа, иметь представление об актуальных проблемах функционирования рыночной экономики.

2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

занимает важное место в учебном процессе подготовки бакалавра экономики. Ее цель - расширить и углубить теоретические знания студентов в области управления, овладеть методами статистического исследования и предоставить возможность применения полученных знаний на практике. Отсюда основными задачами курсовой работы являются:

1) развитие навыков самостоятельной работы с информационными источниками;

2) овладение умением связывать теорию с практикой;

3) освоение методик статистического исследования;

4) формирование навыков студентов анализировать экономическую ситуацию и умение предложить адекватную стратегию управления предприятием.

При выполнении курсовой работы студент доказывает, что он: разобрался в экономических понятиях и категориях, овладел навыками работы со статистическим и эмпирическим материалом, ознакомился с библиографией, умеет анализировать состояние изучаемых вопросов на предприятиях, может на основе изучения теоретической и аналитической информации предложить рекомендации по применению инструментов оптимизации на действующих предприятиях.

является начальной формой научно-исследовательской работы. Она подготавливает студента к написанию выпускной квалификационной работы, а также является основанием для выступления с докладом на студенческой конференции.

3 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К КУРСОВОЙ РАБОТЕ

выполнятся студентами самостоятельно с использованием специальной литературы, законодательных и нормативных актов органов государственной власти, статистических сборников, достижений науки и практики в области экономики предприятия по материалам конкретной фирмы либо на основе статистической информации.

Изложение темы должно быть конкретным, насыщенным фактическими данными. Все расчеты должны быть выполнены самостоятельно в полном объеме. В работе необходимо обосновать актуальность темы и сформулировать цель исследования, проанализировать современное состояние объекта исследования в целом и по выбранному направлению в частности.

Особое внимание следует уделить формированию информационно аналитической базы, которую необходимо представить в табличной или графической форме и сформулировать конкретные выводы и предложения, направленные на повышение эффективности деятельности объекта исследования. должна быть написана грамотным, литературным языком и правильно оформлена.

4 ПОРЯДОК ПОЛУЧЕНИЯ ЗАДАНИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ, ЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ЗАЩИТЫ

Тематика курсовых работ утверждается Ученым советом экономического факультета. Студентам предоставляется право выбора темы. По согласованию с руководителем студент может несколько изменить формулировку темы, а также избрать для курсовой работы тему, не входящую в рекомендованный перечень.

Выполнение курсовой работы осуществляется под непосредственным контролем руководителя. После завершения работы студент сдает ее на кафедру. Руководитель определяет ее готовность и письменно на титульном листе дает заключение о возможности допуска к ее защите.

Защита курсовых работ студентов очной формы обучения проводится публично в комиссии, формируемой заведующим кафедрой из числа преподавателей кафедры.

В ходе защиты студент выступает с докладом и отвечает на вопросы комиссии. Доклад должен быть рассчитан на 5-6 минут и содержать следующие моменты:

- название, цель и задачи работы;

- краткое содержание работы;

- основные выводы и предложения.

Все выводы и предложения, нашедшие свое отражение в докладе, должны сопровождаться иллюстративным материалом. Иллюстративный материал выполняется в виде презентации в программе Microsoft Office PowerPoint. В иллюстративном материале должны содержаться сведения о теме курсовой работе, ее цели, задачах исследования, предмете и объекте исследования, а также основные результаты расчетов и разработанные предложения.

Вопросы преподавателей могут носить как теоретический, так и практический характер. Студент должен показать глубокое понимание проблемы, над которой он работал, четко знать терминологию, которая используется в работе; понимать и уметь объяснить смысл формул, уравнений и рисунков. Разрешается задавать вопросы и присутствующим студентам.

Результаты защиты курсовой работы определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Не допускаются к защите и возвращаются для редактирования работы, выполненные путем механического списывания первоисточников, в которых: во-первых, выявлены существенные ошибки (свидетельствующие о непонимании тем дисциплины); во-вторых, обнаружен низкий уровень грамотности и присутствует несоблюдение правил оформления. В случае выставления неудовлетворительной оценки направляется на повторную защиту.

При выставлении оценки за курсовую работу и ее защиту учитываются:

- объем и качество ее выполнения;

- полнота освещения исследуемого вопроса;

- правильность оформления;

- оригинальность и самостоятельность решения поставленной задачи;

- глубина знаний по выбранной теме;

- умение излагать результаты работы и обосновать выбор источников информации;

- ответы при защите на заданные вопросы.

Отсутствие защищенной курсовой работы по дисциплине «Экономика фирмы» означает не допуск к экзамену по данной дисциплине.

5 СТРУКТУРА, ОБЪЕМ И ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Объем курсовой работы должен составлять 35-45 страниц машинописного текста стандартного листа белой бумаги формата А4 с соблюдением полей: слева - 30 мм, справа - 15 мм, сверху - 20 мм, снизу - 20 мм. Нумерация страниц проставляется посередине верхнего поля листа. Каждый раздел начинается с новой страницы. Подраздел - отступом от предыдущего текста одной строчки. Все разделы и подразделы должны иметь заголовки.

При компьютерном наборе для оформления текста должны быть использованы шрифты Times New Roman размером 14 пт, для оформления табличных данных большого объема соответственно 12 пт и 11 пт. Текст печатается через 1,5 межстрочных интервала, табличные данные - через один межстрочный интервал.

Фактический цифровой материал приводят в виде таблиц, которые должны иметь заголовки. При оформлении таблиц от текста отступают строчку, слева с заглавной буквы пишут слово "Таблица", затем указывают ее номер. Нумеруют таблицы в пределах раздела, но допускается и сквозная нумерация. Первая цифра номера указывает номер раздела, вторая - номер таблицы в разделе. Если таблица не помещается на одной странице, то ее можно переносить. При этом на следующей странице пишут - "Продолжение таблицы" - и повторяют шапку таблицы.

Если в тексте приводятся расчеты, то необходимо указывать расчетные формулы. Формулы приводятся на отдельной строчке. Каждая формула нумеруется в пределах раздела двойной нумерацией. Номер проставляется в той же строчке, что и формула, в круглых скобках, у правого поля листа. После формулы обязательно приводится расшифровка использованных обозначений. Каждая формула приводится в тексте один раз. Если ее используют в нескольких расчетах, каждый раз делают ссылку.

Рисунки могут оформляться в виде графиков, диаграмм, иллюстрации. Внизу рисунка пишут слово "Рисунок", указывают его номер и через тире - заголовок с заглавной буквы.

В тексте допускаются только общепринятые сокращения.

должна включать

- титульный лист;

- содержание;

- введение (1,5 - 2с)

- основную часть по разделам:

а) теоретический раздел (10-15с);

б) практическая часть (15-20с);

в) выводы и предложения по результатам исследования (5-10 с);

- заключение (1,5 - 2с)

- список использованных источников;

- приложения.

Во введении курсовой работы требуется обосновать актуальность выбранной темы, ее цель и соответствующие ей задачи, предмет и объект исследования, определить степень разработанности указанной проблемы в современной литературе, информационную базу исследования. Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования. Объект - это явление, которое связывают с проблемной ситуацией. Предмет - это то, что находится в границах объекта.

В первом разделе основной части излагаются теоретические аспекты исследуемой проблемы. В частности, студент раскрывает содержание предмета исследования на основании изучения специальной литературы (представленной статьями, опубликованными в периодике, научными монографиями, ами и др. литературой) и обобщения передового отечественного и зарубежного опыта. По тексту работы должны присутствовать ссылки на источники используемой литературы. Объем теоретической части составляет 10-15 страниц.

Во втором разделе основной части дается оценка и анализ практического решения проблемы объекта исследования. Для проведения необходимых расчетов в этом разделе курсовой работы студент может выбрать один из двух вариантов:

- вариант А - для написания курсовой работы по темам этого блока студенту следует воспользоваться информацией, которая содержится в статистических сборниках или на официальных сайтах: www.gks.ru, www.stcompany .ru, www.rosneft. ru , www.lukoil.ru и др.

- вариант Б - для написания курсовой работы по темам этого блока студенту следует воспользоваться фактическим материалом конкретного предприятия.

В этом разделе студент обобщает опыт работы, отражает положительные стороны и недостатки по рассматриваемой проблеме. Исследования должны носить конкретный характер и основываться на фактически полученном материале не менее чем за три периода времени (приложения А и Б). Результаты исследования должны быть проиллюстрированы таблицами, схемами, графиками, пояснениями и ссылками на соответствующие приложения. Объем раздела – 15 – 20 страниц.

В третьем разделе основной части студент разрабатывает конкретные предложения по совершенствованию изучаемой проблемы, дает их обоснование, разрабатывает рекомендации по использованию отечественного и зарубежного опыта в практике хозяйствования. Объем заключительной части составляет 5-10 страниц.

В заключение к курсовой работе приводят выводы по выполненной работе, характеризуют основные результаты проведенного исследования и рекомендуемые предложения по улучшению исследуемого вопроса. Все задачи, которые были сформулированы во введении, должны найти свое отражение в решениях, представленных в заключении. Объем заключения составляет две-три страницы.

Список использованных источников должен содержать только те источники, на которые имеются ссылки в курсовой работе. В качестве источников могут быть использованы учебники по экономике предприятия, статистике и другим экономическим дисциплинам, официальные документы, журналы «Экономист», «Деньги», «Экономика и жизнь», «Вопросы статистики», «Статистическое обозрение», «Финансы», «Вопросы экономики» и другие периодические издания.

Список использованных источников должен содержать не менее 25-30 источников, включая учебники, учебные пособия, монографии, методические указания, периодическую литературу, электронные издания. Используемая литература должна быть представлена в следующей последовательности:

1. государственные документы (законодательные и нормативные акты);

2. книги и брошюры (в алфавитном порядке по фамилии авторов);

3. электронные ресурсы.

Приложения включают фактическую информацию об объекте исследования: планы, бухгалтерскую и статистическую отчетность, а также справочные материалы, которые не были включены в основную часть работы (схемы, графики, таблицы).

оформляется в соответствии с методическими указаниями на листах бумаги А4 [Милета В. И. Оформление письменных студенческих работ. Краснодар, 2005.].

6 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОНОМИКА ФИРМЫ»

Вариант А (для написание курсовой работы по темам этого блока необходимо воспользоваться статистическими данными).

1. Характеристика отрасли. Место отрасли в системе национальной экономики.

2. Отраслевая структура и основные направления ее совершенствования.

3. Основные показатели и тенденции развития промышленности.

4. Организационно-правовые условия деятельности российских предприятий.

5. Основные направления и проблемы развития предпринимательства в России.

6. Проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в России.

7. Венчурный бизнес как специфическая деятельность малых фирм.

8. Особенности деятельности предприятия на различных стадиях жизненного цикла.

9. Особенности рыночного поведения малых фирм.

10. Особенности рыночного поведения крупных фирм.

11. Малые предприятия и их развитие в современных условиях.

12. Инновации, привнесенные в деятельность фирмы рыночной экономикой.

13. Инновационное предприятие: проблемы и особенности функционирования.

14. Реорганизация предприятия: экономический аспект.

15. Предпринимательство и риск.

16. Роль собственников и менеджеров в обеспечении жизнедеятельности фирмы.

17. Отраслевые особенности деятельности предприятий.

18. Организационные структуры управления крупным производством: зарубежный опыт и отечественная практика.

19. Производственная структура предприятия и факторы ее определяющие.

20. Пути совершенствования общей и производственной структуры предприятия.

21. Организация производственного процесса на предприятии.

22. Нематериальные активы и особенности их использования на предприятии.

23. Проблема технического перевооружения промышленности и пути ее решения.

24. Основные направления расширения сырьевой базы отраслей промышленности.

25. Проблема банкротства фирм и пути ее решения.

26. Лизинг как прогрессивная форма инвестирования в основные фонды предприятия.

27. Экономическая эффективность внедрения новой техники и технологии на предприятии.

28. Управление качеством продукции на предприятии: отечественный и зарубежный опыт.

29. Статистические методы контроля за качеством продукции.

30. Формы подготовки и переподготовки кадров предприятия.

31. Практика оплаты и стимулирование труда на отечественных и зарубежных предприятиях.

32. Формы поощрения работников за трудовые достижения.

33. Кадровая политика предприятия в условиях рынка.

34. Формирование портфеля заказов и планирование сбыта продукции.

35. Разработка рыночной стратегии и объема продаж на предприятии.

36. Цена и ценообразование как фактор эффективного функционирования отраслей промышленности.

37. Формирование хозяйственной стратегии предприятия на перспективу.

38. Планирование хозяйственной деятельности предприятия.

39. Факторы повышения экономической эффективности промышленного производства.

40. Научно-технический прогресс как фактор эффективного функционирования промышленности.

41. Рациональное размещение как фактор эффективного функционирования промышленности

42. Использование логистических систем в управлении предприятием.

43. Зарубежная практика исчисления себестоимости продукции.

Вариант Б (для написания курсовой работы по темам этого блока необходимо воспользоваться фактическими данными конкретной фирмы)

1. Проблемы формирования производственной программы предприятия в условиях рынка.

2. Влияние организации производственного процесса и производственного цикла на повышение эффективности производства.

3. Оценка производственной мощности предприятия.

4. Основные фонды предприятия и пути улучшения их использования.

5. Принципы создания оптимальной организационной структуры управления предприятием.

6. Нормирование оборотных средств.

7. Экономическая сущность оборотных фондов и значение повышения эффективности их использования.

8. Резервы и пути экономии материальных ресурсов на предприятии.

9. Дефицит оборотных средств: причины формирования и способы устранения.

10. Трудовые ресурсы промышленности и эффективность их использования.

11. Пути повышения производительности труда на предприятии.

12. Управление персоналом предприятия.

13. Организация оплаты труда работников предприятия.

14. Влияние заработной платы на эффективность работы предприятия.

15. Состав затрат организаций.

16. Затраты на производство и система управления издержками.

17. Экономическая оценка снижения себестоимости продукции и методы ее расчета.

18. Проблемы формирования себестоимости на отечественных предприятиях, пути их решения.

19. Определение оптимального объема продукции на предприятии.

20. Ценовая политика предприятия.

21. Методы формирования цен и особенности их применения.

22. Выручка и прибыль как основные финансовые результаты деятельности предприятия.

23. Бизнес-план предприятия, методика его разработки.

24. Направления использования прибыли, остающейся в распоряжении предприятий.

25. Товарная стратегия предприятия, методы ее разработки.

26. Методы планирования прибыли предприятия.

27. Рентабельность производства и пути ее повышения.

28. Состав и структура налоговых обязательств предприятия.

29. Пути и резервы повышения эффективности производства.

30. Влияние налоговой политики государства на эффективность деятельности предприятия

31. Совершенствование налогообложения коммерческих организаций.

32. Особенности налогообложения малых предприятий.

33. Налогообложение предприятий в условиях рыночных отношений и пути его дальнейшего развития.

7 СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Адамов В.Е., Ильенкова С.Д.. Экономика и статистика фирм. М.: Финансы и статистика, 2007.

2. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: Учебник для вузов / Под ред. Л. Е. Сбровского. М.: Юнити, 2008.

3. Волков О.И. Экономика предприятия. М.: Инфра-М, 2009.

4. Волков О. И. Экономика предприятия (фирмы). М.: Инфра-М, 2007.

5. Горфинкель В. Я. Экономика предприятия. М.: Юнити, 2005.

6. Гражданский кодекс РФ. Ч. 1, 2.

7. Грузинов В. П. Экономика предприятия. М.: Финансы и статистика, 2006.

8. Кантор Е. Л., Маховикова Г. А., Кантор В. Е. Экономика предприятия. СПб.: Питер, 2007.

9. Налоговый кодекс РФ. Ч. 1, 2.

10. Сафронова Н. А. Экономика организации (предприятия). М.: Экономистъ, 2010.

11. Семенов В.М. Экономика предприятия. М.: Центр экономики и маркетинга, 2009.

12. Сергеев И. В. Экономика предприятия. М.: Финансы и статистика, 2010.

13. Скляренко В. К., Прудников В. М. Экономика предприятия. М.: Инфра-М, 2009.

14. Ярных Э. А. Статистика финансов предприятия торговли. М.: Финансы и статистика, 2009.

8 ОБРАЗЕЦ ПЛАНА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Тема: « Резервы и пути экономии материальных ресурсов на предприятии »

Введение

1 Теоретические аспекты использования материальных ресурсов на предприятии

1.1. Понятие и виды материальных ресурсов

1.2. Показатели эффективности использования материальных ресурсов

1.3. Порядок определения направлений экономии материальных ресурсов

2. Оценка материальных ресурсов предприятия

2.1. Общая характеристика деятельности предприятия

2.2. Расчет показателей эффективности использования материальных ресурсов

3. Выводы и предложения по результатам проведенного исследования

Заключение

Список использованных источников

Приложения

9 ОБРАЗЕЦ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

НОЧУ ВПО

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, ПРАВА И ГУМАНИТАРНЫХ

СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Экономический факультет

РЕЗЕРВЫ И ПУТИ ЭКОНОМИИ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Направление 080100.62 «Экономика»

Выполнил студент

дневного отд., 2 курса, гр. А __________________________ Ф.И.О.

Научный руководитель __________________________ Ф.И.О.

Краснодар 2011

Приложение А

Таблица 1– Оценка структуры актива баланса за 2010 год

Актив
баланса

На начало периода

тыс. руб.

На
конец периода

тыс. руб.

Абсолютное
отклонение,
тыс. руб.

Темп

роста, %

Внеоборотные активы:

Основные средства

8 699 672

6 333 570

-2 366 102

72,8

Незавершенное строительство

704 541

689 151

-15 390

97,8

Доходные вложения в материальные ценности

338 243

103 600

-234 643

30,6

Отложенные налоговые активы

165 809

172 756

6 947

104,2

Итого :

9 908 265

7 299 077

-2609188

74

Оборотные активы:

Запасы

621 220

674 649

53 429

108,6

НДС по приобретенным ценностям

232 938

84 063

-148 875

36,1

Дебиторская задолженность

1 866567

2 129 759

263 192

114,1

Краткосрочные финансовые вложения

5 520

3 637

-1 883

66

Денежные средства

359 490

101 579

-257 911

28,3

Итого

3 085 735

2 993 687

-92 048

97,1

Баланс:

12 944 000

10 292 764

-2 651 236

79,5

Приложение Б

Таблица 2– Динамика пассивов предприятия (2008 - 2010 гг.), тыс. руб.

Показатели

Абсолютные величины

Изменения к предшествующему году

2008 г.

2009 г.

2010 г.

в абсолютных величинах

в относительных величинах

в удельных весах

2009 г.

2010 г.

2009 г.

2010 г.

2009 г.

2010 г.

Собственный капитал

Заемный капитал

1514,00

827,00

1552,00

1019,00

1571,00

1136,00

38,00

192,00

19,00

117,00

2,51

23,22

1,22

11,48

-4,30

4,30

-2,34

2,34

ИТОГО

2341,00

2571,00

2707,00

230,00

136,00

9,82

5,29

х

х