Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 13

 

Поиск            

 

Указания методические к курсовому и дипломному проектированию Москва 2006

 

             

Указания методические к курсовому и дипломному проектированию Москва 2006

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (МИИТ)

____________________________________________________

Кафедра «Экономика строительного производства»

М.В. Кокин, Н.С. Лобанова, О.А. Оленина

РАЗРАБОТКА ЛОКАЛЬНЫХ СМЕТ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СМЕТНО-НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ 2001 г.

Методические указания к курсовому и дипломному проектированию

Москва - 2006

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (МИИТ)

____________________________________________________

Кафедра «Экономика строительного производства»

М.В. Кокин, Н.С. Лобанова, О.А. Оленина

Разработка локальных смет с использованием сметно-нормативной базы 2001 г.

Рекомендовано редакционно-издательским советом университета в качестве методических указаний

Для специальностей: «Экономика и управление на предприятии (строительство)», «Экономика и управление на предприятии (транспорт)», «Строительство железных дорог. Путь и путевое хозяйство», «Строительство гражданских сооружений».

Москва – 2006

УДК:69.003.12

К 55

М.В. Кокин, Н.С. Лобанова, О.А. Оленина, Разработка локальных смет с использованием сметно-нормативной базы 2001г. Пособие и методические указания.-М.:МИИТ.2006. – 57 с.

В пособии приведена последовательность разработки сметной документации (локальной сметы) в соответствии с требованиями Госстроя Российской Федерации и ряд нормативной документации 2001-2005гг.

В методических указаниях разобран пример разработки локальной сметы на сооружение верхнего строения железнодорожного пути.

Методические указания могут быть использованы студентами в процессе выполнения курсовых работ, дипломных проектов, в качестве пособия к практическим занятиям.

© Московской государственный

университет путей сообщения

(МИИТ), 2006.

Введение

Техническое перевооружение производственной базы в строительстве, широкое внедрение системы подрядных торгов, изменение структуры строительно-монтажных организаций, полное изменение структуры источников инвестиций, рыночные отношения вступили в противоречие со сметно-нормативной базой ценообразования, заложенной в 1984 и 1991 годах. В связи с этим, к 2001г. была разработана сметно-нормативная база с учетом новых экономических условий деятельности инвестиционно-строительного комплекса Российской Федерации.

Сметно-нормативная база 2001г. обеспечивает участников инвестиционно-строительного процесса достоверным определением стоимости строительства в условиях рыночных отношений.

Новая сметно-нормативная база постепенно входит в практику сметного дела, но обеспеченность методической документацией и нормативными материалами пока недостаточна. Данное пособие и методические указания по вопросам сметного дела позволяет студентам восполнить этот недостаток и оказать помощь в курсовой и дипломной работе.

Общие положения

Основу сметно-нормативной базы ценообразования в строительстве составляют Государственные элементные сметные нормы(ГЭСН-2001). Используя ГЭСН-2001, сборники сметных цен на перевозки грузов для строительства, нормативы по оплате труда рабочих-строителей, нормативы затрат на эксплуатацию машин разработаны и продолжают разрабатываться единичные расценки по видам строительных работ: федеральные (ФЕР), территориальные (ТЕР) и отраслевые (ОЕР). На рис. 1 приведена классификация сборников единичных расценок.


Рис.1. Классификация сборников единичных расценок

Основой сметной документации являются Государственные элементные сметные нормы (ГЭСН-2001).Сборники ГЭСН содержат техническую часть и таблицы сметных норм с указанием состава и потребностей в ресурсах, необходимых для выполнения единицы вида, наименования строительных работ.

ГЭСН используются для разработки единичных расценок (сборников единичных расценок ЕР), укрупненных сметных нормативов, применяемых при строительстве новых, реконструкции, расширении и техническом перевооружении действующих предприятий, а также для определения сметной стоимости строительства ресурсным методом.

Смета – документ, определяющий размер средств, необходимых для постройки и реконструкции объекта; расчет, определяющий стоимость объекта; это цена строительной продукции.

Показатель сметной стоимости является основой для организации всей экономической работы при проектировании и строительстве объектов, сооружений, а отсюда и требования к смете – это обеспечение экономии средств (не допуская необоснованных излишеств) и полный учет всех действительных затрат на сооружение объекта.

Исходными данными для составления сметы является два показателя: объем работ и стоимость единицы работ (единичная расценка).

При разработке сметной документации применяют следующие методы определения стоимости:

Базисно-индексный – это использование системы текущих и прогнозных индексов цен по отношению к стоимости, определенной в базисном уровне предшествующего периода (это самый распространенный метод).

Базисно-компенсационный - (применяется редко и широкого распространения не получил) – это суммирование стоимости, исчисленной в базовом уровне цен, и определяемых расчетами дополнительных затрат, связанных с ростом цен, тарифов на потребляемые в строительстве ресурсы.

Ресурсный – это калькулирование в текущих ценах и тарифах ресурсов (элементов затрат), необходимых для реализации проекта на строительство сооружения. Калькулирование проводится на основе выраженных в натуральных измерителях потребностей в материалах, изделиях, конструкциях, (предусмотренных нормами ГЭСН), данных о расстояниях и способах их доставки на место строительства, расходе энергоносителей, затратах труда строителей. Отмечается, что ресурсный метод определения сметной стоимости сооружения пока является весьма трудоемким.

Ресурсно-индексный - это сочетание ресурсного метода с системой индексов цен на ресурсы, используемых в строительстве.

Для определения сметной стоимости сооружений разрабатывается сметная документация в определенной последовательности, состоящая, из локальных сметных расчетов, локальных смет, объектных сметных расчетов, объектных смет, сводных сметных расчетов и сводки затрат.

Локальные сметы – первичные сметные документы, которые составляются на отдельные виды работ и затрат по зданиям и сооружениям.

Локальные сметные расчеты составляются также на отдельные виды работ по зданиям и сооружениям в тех случаях, когда объемы работ окончательно не определены и подлежат уточнению.

Объектные сметы объединяют в своем составе данные из локальных смет (суммирование итогов по локальным сметам), на основе которых определяется стоимость объекта и формируются договорные цены на строительную продукцию.

В тех случаях, когда стоимость объекта определяется по одной локальной смете, объектная смета не составляется, а в итог локальной сметы включаются средства на покрытие лимитированных затрат в том же порядке, что и в объектных сметах. Лимитированные затраты учитывают удорожание работ, выполняемых в зимнее время, стоимость временных не титульных зданий и сооружений, затрат на подготовку к сдаче объекта в эксплуатацию и др. затраты. Тогда сметная стоимость сооружения определяется локальной сметой, которая включает следующие затраты:

(1)

где: ПЗ – прямые затраты;

НР – накладные расходы;

СП – сметная прибыль;

Л - лимитируемые затраты;

ОМ – стоимость оборудования и его монтажа, если они функционально связаны с деятельностью объекта строительства.

В составе прямых затрат по их итогу могут начисляться отдельными строками разница в стоимости электроэнергии, получаемой от передвижных электростанций, по сравнению со стоимостью электроэнергии, отпускаемой энергосистемой России, и другие затраты.

Объектные сметные расчеты объединяют данные из локальных сметных расчетов по стоимости объекта (сооружения) и подлежат дальнейшему уточнению.

Сводный сметный расчет объединяет объектные сметы и все виды затрат, связанных с отводом земельных участков, проектно-изыскательскими работами и многими другими затратами. Сводный сметный расчет составляется по форме, установленной СНиП 11-01-95 «Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и состава проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений» и состоит из 13 глав.

Сводный сметный расчет является основным документом, определяющим стоимость сметную стоимость строительства- это величина капитальных вложений.

Сводка затрат определяет суммарную стоимость объектов производственного и жилищно-гражданского назначения.

На сегодня, в основном, сметная цена объекта строительства определяется по федеральным единичным расценкам. Федеральные единичные расценки универсальны. Применение территориальных (ТЕР) и отраслевых (ОЕР) единичных расценок весьма ограничено.

Федеральные и территориальные единичные расценки на строительные работы (ФЕР-2001, ТЕР-2001)

Единичной расценкой называется сметный документ, в котором на основании действующих норм и цен определена сметная стоимость единицы объема вида работы в прямых затратах.

Единичная расценка состоит из: оплаты труда рабочих, сметной стоимости материала и стоимости эксплуатации машин.

(2)

Где: qi - расход ресурса на единицу выполняемых работ;

ci – стоимость единицы ресурса.

При составлении расценки нормы расходов ресурсов на единицу работ принимаются по государственным элементным сметным нормам (ГЭСН-2001). При этом все виды расходов ресурсов выражаются в рублях.

Федеральные и территориальные единичные расценки (ФЕР, ТЕР) на строительные работы составлены в базисных ценах на 1 января 2000г. и предназначены для определения прямых затрат в сметной стоимости строительства зданий и сооружений и разработки укрупненных нормативов сметной стоимости.

Сборники ФЕР-2001 разработаны в уровне цен для базового района России (Московская область) по видам строительных работ.

В ФЕР учтены:

· средние сметные цены на материалы, изделия и конструкции по состоянию на 1 января 2000г.;

· средние сметные цены эксплуатации строительных машин по состоянию на 1 января 2000г.;

· уровень оплаты труда рабочих-строителей и машинистов по состоянию на 1 января 2000г.

Единичные расценки ФЕР и ТЕР отражают среднеотраслевой уровень затрат на каждый вид строительных работ.

Сметные цены на материалы в ФЕР исчислены по стоимости франко - приобъектный склад, т.е. учитывает отпускную цену материала завода-изготовителя (поставщика), затраты на тару и реквизит, транспортные расходы в размере 13 % от отпускных цен до франко - приобъектного склада строительства (строительной площадки), заготовительно-складские расходы, расходы посредников в сфере обращения (сбытовых и снабженческих организаций).

ФЕР учитывают полный комплекс затрат на выполнение строительных работ при положительной температуре и не осложненных внешними факторами.

В некоторых единичных расценках в графе «Прямые затраты» и в графе «Материалы» не включена стоимость основных строительных материалов, изделий и конструкций, она принимается исходя из проектных данных.

Такие материалы приводятся отдельной строкой непосредственно в единичной расценке с указанием кода, наименования и расхода на измеритель расценки. Сметная цена материала определяется по калькуляции с учетом вида франко такого материала.

В методических указаниях данного пособия приведены примеры разработки таких калькуляций. На рис.2 приведена структура единичной расценки.


Рис. 2. Структура единичной расценки

Сборники ФЕР составлены в виде таблиц, которые содержат 8 граф (таблица 1):

1. Номер (шифр) единичной расценки; в необходимых случаях в гр.1 включаются коды материалов, стоимость которых не учтена единичными расценками;

2. Наименование и характеристика строительных работ конструкций, а также наименование и характеристика не учтенных расценками материалов и их единица измерения;

3. Показатель прямых затрат на единицу измерения, принятую в единичной расценке, включающий оплату труда рабочих, затраты по эксплуатации строительных машин и автотранспортных средств, затраты на строительные материалы, изделия и конструкции;

4. Показатель оплаты труда рабочих-строителей;

5. Показатель затрат по эксплуатации машин и автотранспортных средств;

6. Нормативный показатель затрат на оплату труда рабочих, управляющих машинами;

7. Показатель затрат на строительные материалы и конструкции. В графе 7 также приводятся нормативные показатели расхода материалов (в натуральных ед. измерения), не учтенных единичными расценками, или приводится литера «П», указывающая, что марка материала и его расход определяются по проекту;

8. Показатель затрат труда рабочих - строителей.

В табл. 1 приведены фрагменты ФЕР-2001 сборника №28 (таблицы расценок 28-01-001 и 28-01-024). Расценка 28-01-001-1 «закрытая» - в ней учтена сметная стоимость всех материалов. Расценка 28-01-024-4 «открытая» - в ней не учтена сметная стоимость комплекта стрелочного перевода Р65 марки М1/9. Для закрытия этой расценки необходимо составить калькуляцию на определение сметной цены перевода стрелочного Р65 марки М1/9 и включить ее непосредственно в расценку локальной сметы второй строкой.

Использование современной вычислительной техники и автоматизированных (компьютерных) систем позволяет резко сократить затраты труда сметчиков при разработке сметной документации, в связи с чем единичные расценки должны обеспечивать современным требованиям и соответствующим стандартам Госстроя России, поэтому каждая единичная расценка ФЕР-а имеет номер и код:

· первая группа цифр (2 знака) - порядковый номер сборника федеральных единичных расценок (ФЕР);

· вторая группа цифр (2 знака) - порядковый номер раздела сборника ФЕР;

· третья группа цифр (3 знака) - порядковый номер таблицы в данном разделе сборника ФЕР, совпадающий с порядковым номером соответствующей таблицы ГЭСН;

· четвертая группа цифр - порядковый номер единичной расценки в данной таблице, соответствующий порядковому номеру ГЭСН.

Строительные материалы, не учтенные в единичных расценках обозначаются семизначными кодом (например, 105-9122):

· первая цифра первой группы из трех цифр номер части Федерального сборника сметных цен на строительные материалы, изделия и конструкции, применяемые в строительстве;

· две вторых цифры первой группы - это номер раздела данной части Федерального сборника сметных цен на строительные материалы, изделия и конструкции, применяемые в строительстве;

· вторая группа цифр - порядковый номер материала в составе раздела данной части Федерального сборника сметных цен на строительные материалы, изделия и конструкции, применяемые в строительстве.

В тех случаях, когда вторая группа цифр в коде строительных материалов начинается с цифры «9» (ххх - 9ххх), то его разновидность, марка и т.п. должны быть уточнены по проекту.

Нумерация, наименование и единица измерения в сборниках ЕР совпадает с нумерацией, наименованием и единицей измерения аналогичных таблиц Государственных элементных сметных норм на строительные работы ГЭСН-2001.

На сегодня, на практике создается тенденция разработки сметной документации по ТЕР-ам. Территориальные единичные расценки более точно учитывают особенности строительного производства, региональный уровень цен на материалы и изделия, транспортные расходы. Построение и структура ТЕР такая же, что и ФЕР. В основу положен ГЭСН-2001. Однако, регионов, где используются ТЕР очень много. ТЕР находятся в стадии разработки. Тоже относится и к отраслевым единичным расценкам ОЕР-2001. В приложении 1 приведен перечень наиболее используемых ФЕР-2001 с указанием их шифра.

Таблица 1

Пример единичной расценки из ФЕР (сборник 28)

1.Сборка звеньев рельсошпальной решетки на базе с применением меха низированного инструмента

Номера

расценок

Наименование и

характеристика строительных

работ и конструкций

Прямые затраты

В том числе, руб.

Затраты труда рабочих,

чел.-ч.

Оплата

труда

рабочих

Эксплуатация машин

Материалы

Коды

неучтенных материалов

Наименование и характеристика неучтенных расценками материалов, ед.изм.

Всего

В т.ч.

оплата

труда

машинистов

Расход

неучтенных материалов

1

2

3

4

5

6

7

8

ТАБЛИЦА 28-01-001. СБОРКА ЗВЕНЬЕВ НА ДЕРЕВЯННЫХ ШПАЛАХ ПРИ НЕРАЗДЕЛЬНОМ КОСТЫЛЬНОМ СКРЕПЛЕНИИ И ДЛИНЕ РЕЛЬСОВ 25 м

Измеритель: 1 км пути

28-01-001-1

2000

1510805,73

4068,81

5564,51

702,64

1501172,41

477,0

ТАБЛИЦА 28-01-024. УКЛАДКА ПОЭЛЕМЕНТНО СТРЕЛОВЫМИ КРАНАМИ СТРЕЛОЧНЫХ ПЕРЕВОДОВ

ПРИ ТИПЕ РЕЛЬСОВ Р 65

Измеритель: 1 стрелочный перевод

28-01-024-4 (105-9122)

1/9 перевод стрелочный

34118,69

1524,90

3197,05

334,78

29396,74 (1)

170,00

Определение сметной стоимости материалов, изделий и конструкций

Сметные цены на материалы, изделия и конструкции определяют нормативную сумму затрат (на установленную единицу измерения) франко-приобъектный склад строительной площадки.

Сметные цены на материалы предназначены для определения сметной стоимости строительно-монтажных работ и применяются при разработке единичных расценок и сметной документации.

Сметная цена на материалы принимается в ФЕР (ТЕР) в базисном (на 01.01.2000г.) или текущем уровнях цен по сборникам сметных цен на материалы, изделия и конструкции, сметных цен на перевозку грузов для строительства зданий и сооружений федерального, территориального или отраслевого уровней, а также в фактических текущих сметных ценах, которые формируются по условиям их поставки на объекты строительства на основании данных бухгалтерского и производственного учета.

В связи с тем, что ряд единичных расценок в ФЕР представлены «открытыми», т.е. сметные цены на некоторые материалы не учтены, и их приходится вводить в единичную расценку, расчет сметной стоимости таких материалов происходит по формуле:

(3)

Где: Смат - сметная цена материалов франко-приобъектный склад строительной площадки;

Со – отпускная цена (оптовая) поставщика на материалы, изделия и конструкции, по которой предприятие-изготовитель (поставщик) отпускает потребителям материалы (зависит от вида франко);

Стр – затраты на транспорт;

Стар – затраты на тару и реквизит;

Кзс – коэффициент, учитывающий заготовительно-складские расходы, Госстроем России установлен в размере 1,02.

Учет всех этих факторов носит название калькуляция сметной стоимости на материалы.

«Франко» - термин, указывающий место сдачи готовой продукции (материала), т.е. показывает, до какого места (включительно) транспортные расходы оплачивает поставщик (эти расходы включены в оптовую цену). Расходы по дальнейшей перевозке оплачивает потребитель.

Различают оптовые цены:

· франко – склад поставщика;

· франко – транспортные средства - склад поставщика;

· франко – вагон - станция отправления;

· франко – вагон - станция назначения;

· франко – приобъектный склад и др.

Для перевозки материалов необходима тара или соответствующая упаковка (реквизит, стяжки, турникеты и др.). Сметные цены на тару, упаковку, реквизит учитываются в оптовой цене материалов, изделий и конструкций и дополнительному учету не подлежат. Эти цены приведены в Сборниках сметных цен на перевозки грузов для строительства (Госстрой-2000г.) или в Отраслевом сборнике сметных цен на перевозку грузов для строительства МПС России ОССП-2001-1.

В этих сборниках приведены цены на погрузо-разгрузочные работы при железнодорожных и автомобильных перевозках, коэффициенты для переходы от массы нетто к массе брутто, сметные цены на перевозку грузов железнодорожным и автомобильным транспортом и тракторами с прицепами. Пример разработки калькуляции на определение сметной стоимости материалов приведен в пособии в разделе «Методические указания по составлению локальной сметы».

Локальная смета

Локальные сметы являются первичными сметными документами по определению сметной цены отдельных видов строительно-монтажных работ сооружения на основе объемов, определяющихся при разработке рабочей документации, проекта. В железнодорожном строительстве локальные сметы разрабатываются на сооружение земляного полотна, верхнего строения пути, мостов, путепроводов и др. Кроме того, локальные сметы разрабатываются на приобретение оборудования, инструмента, инвентаря, монтаж оборудования. Для получения полной стоимости объекта в целом, данные локальных смет суммируются и являются основой разработки объектной сметы. В большинстве локальные сметы разрабатываются на основе единичных расценок (ФЕР-ов, ТЕР-ов) по видам работ, применяя базисно-индексный метод.

Локальные сметы группируют три вида затрат: прямые затраты (ПЗ), накладные расходы (НР) и сметную прибыль (СП), т.е.:

(4)

Прямые затраты включают в себя:

1) сметную стоимость материальных ресурсов строительных материалов, изделий, конструкций, полуфабрикатов (М), франко, руб.;

2) заработную плату основных рабочих (3), руб.;

3) расходы по эксплуатации строительных машин (Э), в состав которых включена заработная плата рабочих, обслуживающих машины (машинистов), руб., т.е.

(5)

В табл. 2 приведена схема локальной сметы. Графы 2,3,5,6 (5 и 6 числитель и знаменатель), 11 (числитель) заполняются данными из ФЕР или ТЕР. Обращает внимание графа 11, в которой указаны: числитель (затраты труда рабочих, не занятых обслуживанием машин) – данные числителя приводятся в ФЕР (ТЕР), а значений знаменателя нет (затрат труда машинистов). Затраты труда машинистов определяются расчетом. Этот расчет приводится ниже (формула 7).

На практике знаменатель не рассчитывается по позициям единичных расценок а определяют его в конце сметы сразу и заносят в знаменатель графы 12 локальной сметы. Суммируя значения числителя и знаменателя в графе 12 получают нормативы сметных затрат труда рабочих-строителей и машинистов в чел-ч на сооружение объекта.

При разработке сметной документации по регионам страны, используя ФЕР-2001, на стоимость материалов, заработную плату рабочих-строителей и затратам по эксплуатации машин, вводятся базисные поправочные коэффициенты (индексы) к ФЕР-2001 по регионам Российской Федерации (Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Госстрой РФ), 2004г.). Порядок введения коэффициентов приводится в примере настоящего пособия.

Таблица 2

Сметная стоимость:

тыс.руб.

Hормативная трудоемкость:

тыс.чел.ч.

Сметная заработная плата:

тыс.руб.

п/п

Шифр и номер позиции норматива

Наименование

работ и

затрат,

единица измерения

Кол-во

Стоим. ед., руб.

Общая стоимость, руб.

Затр. труда рабочих, не зан. обсл. машин, чел-ч

всего

экс. маш.

вВсего

оплата труда

осн.

рабочих

экс.

маш.

в т.ч.

опл.

труда

мех.

Облуж.маш.

оплата труда

осн. раб.

в т.ч.

опл. ттуда

мех.

на ед.

всего

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Завершение сметы

Прямые затраты в базисных ценах

+

+

+

+

+

+

+

Индекс на заработную плату рабочих строителей (К-…)

+

Индекс на эксплуатацию машин (К=…)

в том числе заработная плата машинистов

+

Индекс на материалы (К=…)

+

Итого прямые затраты в текущем уровне цен

+

+

+

+

+

+

Накладные расходы, %

+

+

+

Итого с накладными расходами

+

Сметная прибыль, %

+

Всего по смете

+

+

+

+

+

Примечание: знак «+» заменяет цифровые данные


Методические указания к курсовой работе

Разработка локальных смет

предусматривает определение сметной стоимости строительства участка железной дороги широкой колеи.

Основной составляющей частью курсовой работы является разработка локальных смет на сооружение верхнего строения пути и земляного полотна.

В задании приводятся исходные данные и перечни осмечиваемых видов работ.

1.Разработка локальной сметы на сооружение

верхнего строения пути.

Перечень исходных данных с пояснениями :

1. Район строительства (по заданию); необходим для определения коэффициента индексации пересчета сметных цен 2000г. в цены текущих лет;

2. Длина строящегося нового участка железной дороги (принимается по заданию);

3. Характеристика верхнего строения пути (принимается по заданию):

· тип рельсов Р_____ длиной 25 м;

· скрепления нераздельные;

· эпюра шпал (деревянные)________шт/км (по заданию);

· число противоугонов на 1 км пути –736 шт.;

· число стрелочных переводов М1/9 – 30 комплектов на весь участок;

· балласт ______________ (принимается по заданию), объемный вес гравийно-песчаного и щебеночного балласта составляет 1,6 и 1,7 т/м3 соответственно.

Сборка рельсошпальной решетки и блоков стрелочных переводов осуществляется на звеносборочной базе, располагаемой от строящегося участка по действующим путям общего пользования на расстоянии ___ км., (принимается по заданию), (в локальной смете позиции 1,2,3,4).

Транспортные расходы на перевозку звеньев верхнего строения пути (путевой решетки), длинномерных рельсовых плетей и блоков переводов стрелочных по действующей сети железных дорог приводятся в ценах 2000г. по Сборнику сметных цен на перевозки грузов для строительства. Часть 1 (СНиП IV-1.82) с учетом коэффициента индексации (ОАО Российские железные дороги ЦУКС М-20/273 от 21.02.05) включая погрузо-разгрузочные работы (приложение 2).

Сметные цены на погрузо-разгрузочные работы при автомобильных и железнодорожных перевозках приведены в приложении 3.

Транспортные расходы на перевозку балласта, рельсошпальной решетки, стрелочных переводов по строящемуся участку приняты по тарифам временной эксплуатации железных дорог по прейскуранту № 10-01-18 с учетом индексации в ценах 2000г. (приложение 4).

Длина транспортировки считается как половина длины строящегося участка. Масса брутто 1 км. верхнего строения пути и стрелочных переводов приведена в приложениях 5 и 6.

Сметная цена транспортировки по строящемуся участку 1 км звеньев ж.д. пути определяется как произведение массы 1 км звеньев пути, половины длины строящегося участка и цены 1 ткм.

Таким образом, определяется сметная цена транспортировки стрелочных переводов и балласта.

Сметные цены на перевозку балластных материалов и грунта дренирующего по действующей сети железных дорог ОАО «РЖД» приведены в приложении 7 в сметных ценах 2000г.

Оптовая цена 1м3 балластных материалов приведена в приложении 8 в ценах франко-вагон-станция отправления, а стоимость выгрузки в приложении 3.

В результате сметная цена 1 м3 балласта определена в следующей последовательности:

1. Рассчитывается стоимость транспортировки балласта от станции отправления до вновь строящегося участка железной дороги общего пользования (приложение 7);

2. Рассчитывается стоимость транспортировки балласта по строящемуся участку по тарифам ОВЭ (приложение 4) 1 ткм.;

3. Определяется стоимость выгрузки балласта (приложение 3) 1т.

Все три вида расчетов складываются и умножаются на массу (вес) 1 т. балласта (объемный вес 1м3 балласта гравийно-песчаного 1600 кг/м3, щебеночного – 1700 кг/м3).

Сметная цена 1м3 балласта определяется как сумма транспортных расходов и оптовой цены 1м3 балласта (приложение 8). Полученная сметная стоимость 1 м3 войдет в единичную расценку локальной сметы (позиции сметы 7 и 8). Приведенный расчет определения сметной стоимости материала носит название «калькуляция». Калькуляции номеруются и прилагаются в конце локальной сметы.

При определении стоимости транспортировки стрелочных переводов следует учитывать стоимость следующих операций:

· транспортировку стрелочного перевода от станции отправления до строящегося участка по путям общего пользования;

· транспортировку стрелочного перевода по строящемуся участку (тариф ОВЭ);

· выгрузку стрелочного перевода.

Сметная цена перевода стрелочного, масса (вес) приводится в приложении 6.

Структура локальной сметы приведена в примере, табл.3.

В конце сметы по итогам прямых затрат водится индексация пересчета цен от 2000г. (базисного) в региональные цены на материалы, заработную плату рабочих-строителей и затратам на эксплуатацию машин.

Накладные расходы

Накладные расходы (НР) - это сума средств, предназначенных для возмещения затрат строительно-монтажных организаций, связанных с созданием условий строительного производства, его организацией, управлением и обслуживанием.

Накладные расходы отличаются от прямых затрат только по своей роли в процессе производства и состоят из одинаковых первичных экономических элементов – затрат живого и овеществленного труда. Сумма накладных расходов и прямых затрат представляет собой себестоимость строительных работ. НР по видам затрат разделяются на 4 группы:

·административно-хозяйственные расходы;

·расходы по обслуживанию работников строительства;

·расходы по организации работ на строительной площадке;

·прочие расходы.

Величина накладных расходов исчисляется в процентах от средств на оплату труда рабочих-строителей и механизаторов (ФОТ) в составе сметных прямых затрат по видам строительных и монтажных работ (приложение 9).

Разрешается НР исчислять и по основным видам строительства (приложение 10).

Порядок расчета нормативной трудоемкости

Нормативная трудоемкость (Тн ) показывает количество труда рабочих (чел-час), которое по сметным нормам затрачивается на выполнение строительных работ. Тн используется для расчета производительности строительной организации нормативным методом и определяется по формуле:

(6)

где: Тор – нормативная трудоемкость основных рабочих-строителей, подсчитывается как сумма чисел числителей графы 12 по итогу локальной сметы (табл.3) и приводится в строке итога прямых затрат;

Тм – затраты труда рабочих, занятых управлением и обслуживанием машин, определяется прямым счетом из ГЭСН или по формуле:

(7)

где: Зм – заработная плата рабочих, обслуживающих машины, принимается прямым счетом в локальной смете по итогу строки «в том числе заработная плата машинистов»;

Км – коэффициент перехода от заработной платы рабочих-машинистов в сметной стоимости на 01.01.2000г. в рублях к затратам труда рабочих машинистов в чел-ч и принимается в следующих размерах:

· Для всех строительно-монтажных работ – 0,068;

· Для земляных работ, выполняемых с применением строительных машин – 0,076 [14].

Тнр – нормативная трудоемкость работ, выполняемых за счет накладных расходов определяется по формуле:

(8)

где: Кнр – коэффициент перехода от массы накладных расходов (в рублях) в локальной смете к затратам труда (в чел-ч), принимается в размере 0,0044

(9)

Мнр – размер накладных расходов, принимается из локальной сметы, руб.

Нормативная трудоемкость работ, учтенная накладными расходами, включается в локальной смете отдельной строкой (всего за суммой накладных расходов) и показывается в графе «затраты труда рабочих».

Порядок расчета сметной заработной платы

Сметная заработная плата в локальной смете определяется по формуле:

(10)

где: Зор – основная заработная плата рабочих-строителей, занятых непосредственно на строительно-монтажных работах, руб., принимается прямым счетом, как сумма по строкам 8-го столбца по итоговой строке прямых затрат;

Зм – заработная плата машинистов, принимается прямым счетом как сумма чисел знаменателей по строкам графы 10 и указывается в итоговой строке прямых затрат;

Знр – заработная плата рабочих, учтенная в сметных накладных расходах локальной сметы, определяется по формуле:

(11)

где: Мнр – масса накладных расходов, принимается из локальной сметы, руб.;

· 0,051 – доля основной заработной платы рабочих, учтенная в накладных расходах [14].

Сметная прибыль принимается в размере 65 % от ФОТ

Порядок введения региональных индексов

Порядок введение региональных индексов изложен в примере расчета концовки локальной сметы. В приложении 11 приведены индексы изменения сметной стоимости (без НДС) на 1 квартал 2006г. в уровне базы 2001года по субъектам Российской Федерации. Данные приложения 11 учитывают полный комплекс строительно-монтажных работ по регионам России (приняты из письма Росстроя № СК426/02 от 08.02.2006г.).

В качестве примера приводится фрагмент локальной сметы на сооружение верхнего строения пути и две калькуляции: на определение расходов по транспортировке звеньев пути и определении сметной стоимости 1м3 балласта.

Локальная смета на сооружение верхнего строения пути приведена в табл.3.


Таблица 3

ЛОКАЛЬНАЯ СМЕТА

На сооружение верхнего строения пути железной дороги

Сметная стоимость на 2005г.:

200 818

тыс. руб.

Hормативная трудоемкость:

630 111

тыс.чел.ч

Сметная заработная плата:

41 470

тыс. руб.

Составлена в базисных ценах на 01.2000 г. (Для Пермского края с учетом коэффициентов приведения к ценам 2006г.)

п/п

Шифр и номер позиции норматива

Наименование

работ и затрат,

единица измерения

Кол-во

Стоим. ед., руб.

Общая стоимость, руб.

Затр. труда рабочих, не зан. обсл. машин, чел-ч

всего

экс. маш.

всего

оплата

труда

осн. раб

экс.

маш.

в т.ч.

опл.

труда мех.

обслуж. машины

Оплата

труда

осн. раб.

Вв т.ч. опл. труда мех.

на ед.

всего

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

28-01-001-2

Сборка звеньев РШР на базе длиной 25м с нераздельным скреплением при деревянных шпалах 1840 шт/км, 1 км

51

1 448 734,40

3 795,85

5 488,45

693,59

73 885 454,40

193 588,35

279 911,46

35 373,09

445,0

49,24

22 695,0

2 511,24

2

28-01-023-2

Сборка стрелочных переводов марки М1/9, 1 комплект

30

11 532,71

862,91

4 217,26

252,76

345 981,30

25 887,30

126 517,80

7 582,80

96,2

16,88

2 886,0

506,4

3

Калькуляция № 1

Транспортировка звеньев пути к месту укладки, 1 км

51

65 426,50

-

3 336 751,50

-

-

-

-

-

4

Калькуляция

№ 2

То же стрелочных переводов, 1 комплект

30

94 312,09

-

2 829 362,70

-

-

-

-

-

И т.д.

7

8

9

10

11

12

Итого прямые затраты в базовых ценах

41 730 000

5 841 980

11 370 570

2 550 520

260 090

Письмо Росстроя № СК-426/02

Индекс на заработную плату раб.-строителей К=4,67; 5 841 980*4,67=27 282 046 руб.;

Индекс на эксплуатацию машин К=2,67; 11 370 570*2,67=30 359 422 руб.;

в т.ч. на заработную плату машинистов К=4,67; 2 550 250*4,67=11 909 668 руб.;

Затраты труда машинистов 2 550 520 * 0,068=173 435 чел.-ч;

Индекс на материалы К=3,06;

Материалы= (41 730 000-(5 841 980+11 370 570))=24 517 450*3,06=75 023 397 руб.;

27 282 046

30 359 422

11 909 668

75 023 397

173 435

Итого прямых затрат в текущих ценах

132 664 865

27 282 046

30 359 422

11 909 668

433 525

Фонд оплаты труда (ФОТ); 27 282 046+11 909 668=39 191 714 руб.;

Накладные расходы 114% от ФОТ (МДС 81-33.2004);

в т.ч. заработная плата 44 678 554*0,051=2 278 606 руб.;

Нормативная трудоемкость 44 678 554*0,0044=196 586 чел.-ч.;

44 678 554

2 278 606

196 586

Сметная прибыль 65% от ФОТ (МДС 81-25.2001);

25 474 614

Всего по смете

202 818 033

29 560 652

30 359 422

11 909 668

630 111

Примечание: В конце смет указывать только итоговые цифры, а весь расчет концовки сметы приводить в пояснительной записке к ней (см. конец сметы в табл.2).


Калькуляция №1

Определение стоимости транспортировки звеньев пути к месту укладки в ценах 2000г.

Исходные данные:

  • Свердловская железная дорога;
  • расстояние транспортировки от звеносборочной базы до строящегося участка – 194 км.;
  • длина строящегося участка – 51 км.;
  • рельсы –Р 65;
  • число деревянных шпал на 1 км – 1840 шт.;
  • длина рельсов - 25 м.;
  • скрепления нераздельные;
  • масса (вес) 1 км пути – 355т (приложение5);

Расчет.

Стоимость транспортировки 1 км верхнего строения пути определяется по данным приложения 2.

Стоимость перевозки на 50 км составляет 8300,16 руб. и на каждый последующий км добавляется 31,65 руб., т.о. стоимость перевозки 1 км звеньев путей от базы до строящегося участка составит:

8300,16+[(194-50)*31,65]=12 857,76 руб.

Стоимость перевозки 1 км пути по строящемуся участку по тарифам ОВЭ (прейскурант № 10-01-18, приложение 4) 1ткм составит 1,90 руб., т.е. 194*0,5*1,9*355=65 426,5руб.

Итого стоимость транспортировки 1 км верхнего строения пути составит:

12 857,76 + 65 426,5 = 78 284,26 руб/1 км.

Калькуляция №2

Определение сметной стоимости 1м3 песчано-гравийного балласта в ценах 2000г.

Исходные данные:

Строительство участка железной дороги находится в районе Свердловской железной дороги.

Основная цена гравийно-песчаного балласта по прейскуранту № 06-12-16 1984г. индексирована в цену 2000г. и для Свердловской железной дороги составляет 31,44 руб. за 1 м3 франко-вагон-станция отправления (приложение 8).

Расстояние транспортировки от станции отправления до станции назначения по путям общего пользования составит 150 км., длина строящегося участка 51 км., масса 1м3 гравийно-песчаного балласта 1600кг.

Расчет.

По отраслевому сборнику сметных цен на перевозки грузов для строительства ОССП-2001-2 (приложение 7) провозная плата составит 27,49 р/м3.

По строящемуся участку по тарифам на перевозку грузов по прейскуранту № 10-01-18 с учетом коэффициента индексации на 2000г. тариф составит 1,9 руб. за 1 ткм. (см. приложение 4), т.е. стоимость перевозки 1 т балласта определяется как 51/2*1,9=26,9 руб.

Сметная цена на выгрузку балласта 1т составит 2,83 руб.

Итого стоимость транспортировки 1 м3 балласта гравийно-песчаного составит:

27,49+(26,9+2,83)*1,6=75,06 р/м3.

Итого, сметная цена за 1 м3 балласта составит: 31,44+75,06=106,50 руб/м3.

Локальная смета на сооружение земляного полотна .

По приведенным в задании исходным данным разрабатывается локальная смета на сооружение земляного полотна с применением ФЕР-2001 (ОЕР-2001). Накладные расходы принимаются в размере 95 % от ФОТ, сметная прибыль в размере 65 % от ФОТ.

Перечень работ подлежащих осмечиванию, перечисляются в смете, (приложение15), а исходные данные приведены в задании.

В приложениях 12 и 14 приведены сметные цены на перевозку грузов автомобилями-самосвалами из карьеров и автомобилями-самосвалами, работающими вне карьеров. Стоимость перевозки грузов автомобилями-самосвалами из карьеров на расстояние, свыше указанного в приложении 12, определяется по соответствующим данным приложения 14 для автомобилей-самосвалов, работающих вне карьеров. Сметные цены приводятся в Отраслевом сборнике сметных цен на перевозки грузов для строительства ОССП-2001-1 МПС Российской Федерации и установлены для условий, соответствующих базовому территориальному району (московская область) и распределяются на все республики, края, области и районы Российской Федерации, для которых поясной коэффициент к автотарифам принят равный единице. Перечень республик, краев, областей и районов, имеющих поясной коэффициент, отличающийся от 1 принят в приложении 13 поясных коэффициентов к сметным нормам на перевозки грузов автомобильным транспортом. Сметные цены на разгрузку при автомобильных перевозках груза приведены в приложении 3.

Калькуляция №3

Определение сметной стоимости перевозки грунта из карьера к месту отсыпки земляного полотна в ценах 2000г.

Расстояние перевозки составляет 30 км.

Для Пермского края поясной коэффициент Кп=1,1 (приложение13). Класс груза- 1.

Стоимость перевозки грунта на 30 км (приложение 14) составит – 44,52 руб за 1 т.

Сметная стоимость разгрузки грунта составляет 2,39 руб/т.

Объемный вес (масса) равен-1500 кг/м3.

Итого, стоимость перевозки 1 м3 грунта составит:

[(44,52+2,39)*1,5]*1,1=77,41 руб/м3. Где 1,5 – масса 1м3 грунта.

Приложение 1

Перечень отдельных сборников ФЕР-2001.

Наименование нормативов и номер сборника

Шифр

Федеральные единичные расценки ФЕР-2001) на строительные работы

Указания по применению федеральных единичных расценок на строительные и специальные работы ФЕР-2001

МДС 81-36.2004

№ 1 Земляные работы

ФЕР 81-02-07-2001

№ 6 Бетонные и железобетонные конструкции монолитные

ФЕР 81-02-06-2001

№ 7 Бетонные и железобетонные конструкции сборные

ФЕР 81-02-07-2001

№ 8 Конструкции из кирпича и блоков

ФЕР 81-02-05-2001

№ 9 Металлические конструкции

ФЕР 81-02-09-2001

№ 10 Деревянные конструкции

ФЕР 81-02-/0-2001

№ 11 Полы

ФЕР 81-02-77-2001

№ 12 Кровли

ФЕР 81-02-/2-2001

№ 27 Автомобильные дороги

ФЕР 81-02-27-2001

№ 28 Железные дороги

ФЕР 81-02-2^-2001

№ 29 Тоннели и метрополитены

ФЕР 81-02-29-2001

№ 30 Мосты и трубы

ФЕР 8 1-02-30-2001

№ 47 Озеленение.

Защитные лесонасаждения

ФЕР 81-04-47-2001

Федеральный сборник сметных цен на материалы, изделия и конструкции, применяемые в строительстве (в пяти частях)

ФССЦ-2001

Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве

МДС 81-33.2004

Методические указания по определению величины сметной прибыли в строительстве

МДС 81-25.2001

Сборник сметных норма дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время

ГСН 81-08-02-2001

Сборник сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений

ГСН 81-05-01-2001

Федеральный сборник сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин

СЦЭМ

Приложение2

Транспортные расходы на перевозку звеньев верхнего строения пути (путевой решетки), длинномерных рельсовых плетей и блоков переводов стрелочных по действующей сети железных дорог.

п/п

Наименование

Ед.изм.

За перевозку до 50 км. включительно, руб.

Добавляется за каждый последующий км. перевозки, руб.

1.

Блоки перевода стрелочного (все марки)

1

перевод

1760,64

5,66

2.

Звенья железнодорожного пути на деревянных шпалах

1 км

пути

8300,16

31,65

3.

То же на железобетонных шпалах

1 км

пути

13833,6

52,82

4.

Рельсовые плети железнодорожного пути при перевозке спецпоездами

1 км пути

6665,28

25,15

Примечание: при определении стоимость транспортировки стрелочных переводов следует учитывать стоимость погрузо-разгрузочных работ.

Приложение3

Сметные цены на погрузо-разгрузочные работы при железнодорожных и автомобильных перевозках

№ п/п

Строительные материалы, конструкции

Сметная цена, руб. за 1 тонну груза

При железнодорожных перевозках

При автомобильных перевозках

погрузочные

разгрузочные

погрузочные

разгрузочные

1

2

3

4

5

6

1.

Балласт путевой:

гравийный, песчаный, ракушечный,

гравийно-песчаный,

щебеночный

-

-

1,89

2,83

-

-

-

-

2.

Грунт растительного слоя (земля)

6,08

6,08

3,77

2,72

3.

Переводы стрелочные, пересечения

8,80

14,90

13,00

23,68

4.

Дерн (посадочный материал)

11,95

11,95

10,69

11,19

5.

Песок

3,35

4,82

2,31

2,10

6.

Изделия из сборного железобетона, бетона, керамзитобетона

Массой до 5т

Массой свыше5т до 15 т

Массой свыше 15т

15,31

21,59

58,90

14,67

19,07

58,90

16,77

21,40

58,90

15,72

18,44

58,90

Приложение4

Тарифы на перевозку строительных грузов на 01.01.2000г.

по строящимся железнодорожным линиями, введенным во временную эксплуатацию (ОВЭ)

(прейскурант № 10-01-18 1984г. с учетом индексации)

1-ый пояс

Тариф за ткм: 0,55 руб .

Башкирстан, Марийэл, Мордовская, Чувашская, Дагестан, Кабардино-Балкарская, Калмыцкая, Северная Осетия, Чечня, Ингушетия, Красноярский Край, Ставропольский край, области – Астраханская, Белгородская, Ростовская, Брянская, Владимирская, Волгоградская, Воронежская, Горьковская, Ивановская, Калининская, Калужская, Кировская, Костромская, Самарская, Курская, Ленинградская, Калининградская, Липецкая, Московская, Новгородская, Орловская, Пензенская, Рязанская, Саратовская, Смоленская, Тамбовская, Тульская, Ульяновская, Ярославская

2-ой пояс

Тариф за ткм: 0,69 руб .

Удмуртия, Пермская область, Алтайский край южнее 60-ой паралели (без Тувинской республики), Кемеровская, Новосибирская, Томская южнее 60-ой параллели, Омская

3-ий пояс

Тариф за ткм: 1,90 руб.

Области – Курганская, Оренбургская, Свердловская, Челябинская, Тюменская южнее 60-ой параллели, Читинская, Мурманская, Карелия, Коми южнее Полярного круга, Архангельская область южнее Полярного круга, Казахская

4-ый пояс

Тариф за ткм: 1,66 руб .

Приморский край, Хабаровский край южнее 55-ой параллели, Амурская область

Приложение5

Масса брутто 1 км верхнего строения пути, т

Деревянные шпалы

Нераздельные скрепления

Раздельные скрепления

Длина рельсов 25 м

Р 75

Р 65

Р 50

Р 75

Р 65

Р 50

2000

1840

2000

1840

1600

2000

1840

1600

2000

1840

2000

1840

1600

2000

1840

1600

386

376

374

355

327

339

320

295

400

380

378

360

333

342

324

300

Длина рельсов 12,5 м

-

-

390

375

345

363

340

314

-

-

400

380

350

367

343

310

Железобетонные шпалы

Длина рельсов 25 м

686

652

674

631

567

639

596

535

-

-

-

-

-

-

-

-

Длина рельсов 12,5 м

-

-

690

651

585

663

616

554

-

-

-

-

-

-

-

-

Приложение 6

Отпускная цена на переводы стрелочные на 2000г. франко-звеносборочная база измеритель комплект

п/п

Наименование

Масса, кг

Отпускная цена на 01.01.2000г.

1.

Перевод стрелочный, тип рельсов Р65, марка 1/11 с деревянными брусьями

14900

159737

2.

Перевод стрелочный, тип рельсов Р65, марка 1/11 с железобетонными брусьями

16500

228938

3.

Перевод стрелочный, тип рельсов Р65, марка 1/9 с деревянными брусьями

13175

105440

4.

Перевод стрелочный, тип рельсов Р65, марка 1/9 с железобетонными брусьями

15300

97056

Примечание: сметная цена перевода стрелочного учитывает стоимость доставки от завода изготовителя (поставщика) до звеносборочной базы

Приложение7

Сметные цены на перевозку балластных материалов и грунта дренирующего по действующей сети железных дорог ОАО «РЖД»

Расстояние перевозки, км

Сметные цены 2000г.

Все виды балласта, грунт дренирующий, руб/т

Балласт щебеночный, руб/м3

Балласт гравийный, гравийно-песчаный, грунт дренирующий, руб/м3

1

2

3

4

До 50

9,85

16,75

17,24

51-60

11,11

18,89

19,44

61-70

11,63

19,77

20,35

71-80

12,50

21,25

21,88

81-90

12,55

21,34

21,96

91-100

13,06

22,20

22,86

101-120

13,76

23,39

24,08

121-140

14,73

25,04

25,78

141-160

15,71

26,71

27,49

161-180

16,68

28,36

29,19

181-200

17,66

30,02

30,91

201-220

18,58

31,59

32,52

221-240

19,55

33,24

34,21

241-260

20,52

34,88

35,91

261-280

21,50

36,55

37,63

281-300

22,47

38,20

39,32