Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 13

 

Поиск            

 

Рекомендации методические по формированию ууд средствами различных учебных предметов

 

             

Рекомендации методические по формированию ууд средствами различных учебных предметов

Методические рекомендации по формированию УУД

средствами различных учебных предметов

З.И. Дмитриенко, С.Н. Колесова, А.В. Молокова,

Е.В. Погребняк, Т.В. Смолеусова, З.В. Бродовская

Формирование универсальных учебных действий (УУД) реализуется в рамках целостного образовательного процесса в ходе изучения системы учебных предметов и дисциплин, в метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества и решения важных задач жизнедеятельности обучающихся. В Программе формирования УУД у обучающихся на ступени начального общего образования дается понятие, прописаны функции, состав и характеристики универсальных учебных действий. Задача учителя состоит в том, чтобы проанализировать возможности каждого из учебных предметов для формирования тех или иных УУД в соответствии с планируемыми результатами; включить в «рабочие» программы по предметам и курсам формирование УУД в соответствии с требованиями к результатам освоения ООП НОО и Программы формирования универсальных учебных действий.

Перечень нормативных и инструктивно-методических материалов, рекомендуемых к изучению каждым учителем, приводится в конце статьи. С их помощью можно учесть специфику работы с конкретным детским коллективом и получить планируемые результаты при наименьших затратах. Однако при самостоятельном прочтении предлагаемых материалов учителя, как правило, задают типовые вопросы. В рамках статьи коротко ответим на некоторые из них.

Как практически связать основные идеи деятельностного подхода к обучению и развитие универсальных учебных действий в начальном образовании?

Следует отметить, что приоритеты в определении современного качества образования связаны со способностью удовлетворять потребностям личности, общества и государства. Главным недостатком существующей знаниевой системы образования стало стремление научить ребенка, передать ему накопленные многовековой культурой знания, основная часть которых оставалась невостребованной в процессе продуктивной практической деятельности. Кроме того, в стремлении выполнить социальный заказ – воспитать человека знающего, не всегда удавалось создать условия для раскрытия личностного потенциала школьника, развития его индивидуальных способностей. Традиционная система обучения вступает в противоречие как с современными требованиями общества и государства, так и с потребностью личности в саморазвитии. В стране повысился спрос на социально активную, творческую индивидуальность, способную самостоятельно решать проблемы и лично отвечать за свои действия. Таким образом, результат образования сегодня должен измеряться не объёмом полученных знаний, а уровнем развития надпредметных способностей, которые позволят эти знания использовать для решения практических задач.

Стандарты нового поколения, учитывая и сохраняя продуктивные идеи традиционного обучения, предлагают более эффективный способ достижения современной цели образования, основанный на деятельностной парадигме, которая связана не с усвоением и запоминанием готовых знаний, а с раскрытием, развитием и становлением личностного потенциала каждого ребёнка на основе освоения универсальных способов деятельности. Определяется такое развитие характером организации деятельности детей, в первую очередь учебной. Деятельностный подход основывается на теоретических положениях психолого-педагогической концепции, разработанной в отечественных трудах Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, рассматривающих основные закономерности личностного, социального, познавательного, коммуникативного развития детей. В деятельностном подходе обосновано положение, согласно которому процесс учения - это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом, а деятельность – это активное взаимодействие человека со средой, в которой он достигает сознательно поставленной цели. Таким образом, основное различие традиционного и деятельностного подходов заключается в двух принципиально разных путях получения образования. Для первого пути характерна активность учителя, для второго – активность ученика.

Следует отметить, что деятельностный подход не является новым. С давних времен педагоги выделяли два основных направления, по которым может быть организовано учение: для одного из них свойственна активность учителя на уроке и пассивность ученика; для другого, самым важным становится активность самого ученика, ориентированного на самостоятельное добывание знаний. Вместе с тем, идея внедрения в образовательную практику активных форм и методов обучения, основанных на деятельностном подходе, носит скорее несистемный, эпизодический характер, и все попытки выстроить систему образовательной деятельности в массовой школе не приводят к ожидаемым результатам.

Причин преобладания традиционно-знаниевого подхода в начальной школе может быть несколько. Во-первых, традиционное обучение дает возможность за короткое время передать большой объём информации. Во-вторых, учебный материал систематизирован и логически выстроен. А в-третьих, используемые методы обучения проверены временем, отработаны и являются более привычными для учителей. Вместе с тем, следует отметить, что всесторонний анализ практики современного начального образования и отношения учителей начальной школы к более систематизированному внедрению деятельностных методов обучения показал, что 86% учителей осознают эффективность данной модели учения и понимают, насколько важна активизация интереса к обучению посредством собственного опыта ребенка, но пока не владеют достаточным методическим инструментарием. В этом случае формирование готовности учителя активно внедрять в свою педагогическую практику деятельностные формы и методы организации учебного процесса становится приоритетной задачей как системы высшего, дополнительного профессионального образования, так и самого учителя, осознающего эффективность активного обучения.

Пересмотр приоритетных задач определения образовательных результатов позволил включить в стандарты нового поколения программу формирования универсальных учебных действий, направленную на развитие компетенции «умение учиться», как способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая и организацию этого процесса. Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение учениками всех компонентов учебной деятельности, включая: познавательные и учебные мотивы; учебную цель; учебную задачу; учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). При такой организации учебного процесса знания, умения и навыки становятся производными от качества сформированности универсальных учебных действий. В стандарте выделены такие универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Организационная методическая сторона школьного обучения в деятельностном режиме преподавания на основе формирования универсальных учебных действий представляет собой реализацию последовательных этапов учебного занятия, которые полностью совпадают со структурой деятельности. В современной практике приобрели популярность многие формы и методы обучения, основанные на деятельностном подходе. Например, такие как: проблемное обучение, метод проектов, уроки-экскурсии и др. Рассмотрим этапы работы на таких занятиях.

Таблица 1

Структурные элементы учебного занятия

Этапы осуществления

деятельности

Метод проектов

Проблемное обучение

Урок-экскурсия

1.

Мотив

Определение темы

Идентификация (определение) проблемы

Актуализация опорных знаний учащихся

2.

Цель

Планирование

Целеполагание и планирование

Сообщение темы, цели и маршрута

3.

Средства

Сбор и уточнение информации

Планирование ресурсов

Восприятие особенностей экскурсионных объектов

4.

Действия

Выполнение

Применение технологий

Самостоятельная работа учащихся

5.

Результат

Оценка результатов

Оценка результата

Презентация самостоятельной работы

6.

Оценка

Защита проекта

Оценка деятельности

Проведение рефлексии

Работа в деятельностном режиме требует от учителя высокого уровня профессионализма, умения быстро реагировать на непрогнозируемые ситуации, соблюдения специфических правил обучения:

· не делайте за ребёнка то, что он может сделать самостоятельно;

· поощряйте его инициативу и творческий подход к выполнению заданий;

· используйте проблемные ситуации в образовательном процессе;

· проявляйте заинтересованность в успехах учащихся;

· используйте различные типы рефлексии (кооперативную, коммуникативную, личностную, интеллектуальную) при осуществлении любой деятельности;

· при оценивании ребёнок должен понимать значимость достигнутых им результатов;

· самыми продуктивными являются отношения, построенные на «педагогике сотрудничества».

Такие уроки, на наш взгляд, имеют ряд преимуществ:

· природосообразны, ориентированы на естественный рост и развитие ребёнка, а значит менее здоровьезатратны;

· способствую развитию универсальных умений, позволяющих активно и сознательно управлять ходом своей учебной деятельности;

· создают условия для самовыражения;

· способствуют развитию исследовательских способностей и творческого мышления;

· создают психологический комфорт, так как общение строится на субъект-субъектных отношениях.

Кроме того, учителю начальных классов предстоит работать в условиях интенсификации процесса информатизации образования, активно использовать ИКТ как инструментарий формирования универсальных учебных действий. Это означает, что широкие возможности современных информационных технологий следует применять не столько для демонстрации учебного материала, сколько с целью активизации и развития учебной самостоятельности младших школьников.

Где можно узнать о специфике формирования и развития УУД учителю, выбирающему систему учебников или учебник, например, по русскому языку?

Не все авторские коллективы, разрабатывающие учебники для начального образования, в соответствии с новыми требованиями сегодня могут назвать совокупность своих изданий системой учебников. При этом большинство из привычных для учителя авторов перечислены в Федеральном перечне учебников, рекомендуемых Минобрнауки РФ к применению в образовательном процессе в 2011/12 учебном году. Поэтому для ответа на данный вопрос необходимо обратиться к каталогам и сайтам известных ранее, но представленных россыпью, учебно-методических комплектов или выделенных в Перечне систем учебников и изучить предлагаемые авторскими коллективами методические материалы.

Так, например, в пособии «Реализация нового образовательного стандарта: потенциал системы Л.В. Занкова». (Издательский Дом «Федоров», Издательство «Учебная литература» 2010) дается вариант тематического планирования уроков русского языка в 1 классе в соответствии с определенными Стандартом результатами обучения на основе авторской учебной программы и соответствующего ей учебно-методического комплекса.

В новом сборнике «Программы по учебным предметам» («Перспективная начальная школа». Москва. Академкнига / Учебник.2011) Программа по этому же предмету отражает содержание, тематическое планирование, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Русский язык» к концу каждого года обучения, в том числе, и УУД. Для каждого класса представлена Программа формирования универсальных учебных действий, система заданий, ориентированных на формирование УУД в курсе русского языка и других предметов.

Каждый авторский коллектив учебно-методических комплектов в помощь учителям опубликовал на своих сайтах фрагменты «рабочих» программ по русскому языку («Школа - 2100 », «Школа ХХI века», «Гармония», «Перспектива», «Школа России», «Планета Знаний», «Перспективная начальная школа»), где представлено формирование УУД.

При составлении тематического планирования рекомендуем обращать внимание на возможности содержания изучаемого материала для формирования УУД (тексты), на методический аппарат учебников «Русский язык», где заложено формирование УУД, на использование наиболее эффективных технологий для достижения планируемых результатов, в том числе, личностных и метапредметных. При этом в тематическом планировании по русскому языку рекомендуем указывать виды деятельности обучающихся и УУД по темам, а не по урокам.

В планируемых результатах по русскому языку необходимо отразить каждую группу (личностные, метапредметные, предметные), выделить показатели, расширяющие и углубляющие базовый уровень планируемых результатов («выпускник получит возможность научиться», «ученику предоставляется возможность научиться»).

Наиболее общие подходы к формированию УУД представлены в пояснительной записке к программе по русскому языку, в которой раскрываются цели и задачи, специфика изучения предмета русский язык.

Механизм формирования УУД в курсе русского языка – это установление взаимосвязи типовых заданий, текстов, иллюстративного, словарного материала и планируемых результатов. Так, в учебнике Н.А. Чураковой «Русский язык, 1 класс» ярко представлены задания на формирование коммуникативных УУД через инициативное сотрудничество. Это задания, требующие распределения работы с соседом по парте, коммуникации как взаимодействия (интеллектуальный аспект коммуникации) – учет позиции собеседника: задания типа «Должен ли Миша по-разному ответить на этот вопрос в каждом из трех случаев? Помоги ему это сделать»; «Маша растерялась. Помоги ей решить эту проблему». Учащиеся 1 класса изучают русский язык всего два месяца, но формирование УУД включено практически в каждое задание.

Во втором классе этот же автор предлагает 153 задания на формирование умения поиска информации в учебных словарях: «Проверь по словарю», «Произноси правильно», «Открой Обратный словарь на – А и найди группу слов на – вка», «Найди это слово в «Словаре происхождения слов»» и т.д.

Многие авторские коллективы при проектировании основной образовательной программы уделяют пристальное внимание формированию умения читать дидактические иллюстрации с размещенными внутри словами и словосочетаниями и буквосочетаниями, что также способствует развитию УУД средствами учебного предмета «русский язык».

При этом весьма существенным является вклад этого предмета в формирование ИКТ-компетентности младших школьников. Чтобы этот вклад состоялся необходимо широко использовать ИКТ для представления информации в разных видах, в том числе и с помощью цифровых рисунков, пиктограмм, различных знаков и символов. Умения детей пользоваться клавиатурой компьютера может пригодиться для создания и редактирования текстов по предмету в электронном виде. Применение электронных справочников и словарей, уместное на уроках русского языка, должно быть направлено на развитие познавательных универсальных учебных действий. Пользование полуавтоматическим контролем позволит не только развивать орфографическую зоркость, но и будет способствовать совершенствованию регулятивных универсальных учебных действий.

Каковы возможности предмета «Математика» в формировании УУД?

Формирование регулятивных действий средствами этого учебного предмета обеспечивается:

· логикой развёртывания содержания и его структурой,

· системно-деятельностным подходом к организации познавательной деятельности при решении текстовых задач и всех других задач с позиции общего подхода,

· системой математических жизненных ситуаций,

· системой учебно-познавательных и практических задач, предложенных в учебниках, рабочих и тестовых тетрадях, придуманных самими учениками.

Общий подход к решению задач (Фридман Л.М., Истомина Н.Б., Царева С.Е., Смолеусова Т.В. и др. ) обеспечивает достижение всех метапредметных результатов средствами математики:

• самостоятельная работа с текстом задачи,

• анализ своего знания и незнания;

• постановка учебной задачи, умение принимать и сохранять учебную цель;

• определение последовательности решения поставленной задачи, составление плана учебных действий, плана решения задачи (от условия, от вопроса, по модели);

• коррекция своих действий (сличение с образцом, эталоном); проверка решения задачи – прикидкой, предварительно, по ходу решения, после решения задачи (9 способов);

• оценка своих действий (осознание усвоенного в результате решения учебной задачи, и на каком уровне).

Рассмотрим пути достижения познавательных метапредметных результатов средствами математики.

Такие познавательные метапредметные результаты, как умение извлекать информацию , представленную в разной форме (вербальной, иллюстративной, схематической, табличной, условно-знаковой и др.) и в разных источниках (учебник, справочная литература, словарь, Интернет и др.), при обучении математике достигаются, если:

1) активно и в системе использовать справочники по математике, этимологические и другие словари, справочники текстовые и справочники в картинках, справочники в схемах и в таблицах;

2) работать с текстом при решении текстовых задач, извлечение из него математических данных, множества, величины, связи, отношения, зависимости, числовые данные;

3) читать разнообразных моделей при решении задач на всех этапах их решения, при обучении решению задач, разрабатывать свои знаки и символы и использовать готовые знаки и символы; переход от одних моделей к другим;

4) извлекать математическую информацию из окружающего мира как источника информации – проводить математические экскурсии по технологии Т.В. Смолеусовой, описанные подробно в многочисленных статьях и книгах для учителя;

5) извлекать информацию из нескольких источников информации, построение разнообразных диаграмм - организовывать и проводить проекты по математике, примеры таких проектов существуют в рабочих тетрадях «Успешный старт».

Логические операции (сравнение, анализ, синтез классификация и др.)– основа уроков математики по развивающим методикам и технологиям. Вопросы и задания для этого могут служить следующие: чем похожи? Найди закономерность, Раздели предметы на несколько групп по разным основаниям и многие другие.

Моделирование – при решении задач, предметное, схематичное, символическое, таблицы, чертежи и др., моделирование геометрических понятий из бумаги, пластилина, спичек, фасоли и др.

Как пишет Н.Ф. Талызина, «главная особенность процесса усвоения состоит в его активности: знания можно передать только тогда, когда ученик их берёт, то есть выполняет какие-то действия с ними. При деятельностном подходе к обучению основные усилия учителя должны направляться на помощь детям не в запоминании отдельных сведений, правил, а в освоении общего для многих случаев способа действия. Заботиться надо не просто о правильности решения той или иной конкретной задачи, не просто о правильности результата, а о правильном выполнении необходимого способа действия. Верный способ методического действия учителя приведёт к верному метапредметному результату у учеников.

• Включение содержания обучения математике в контекст решения значимых жизненных задач.

• Работа с учебными моделями (числа и их свойства, отношения, операции, разнообразные модели при решении текстовых задач на всех этапах решения задачи – чертеж, таблица, схема, предметная модель, драматизация, обыгрывание задачи, и др.).

• Использование рабочей тетради «Учимся решать задачи» (Деятельностный подход к общему умению решать задачи).

• Использование рабочей тетради «Учимся решать комбинаторные задачи» (вариативность, выбор).

• Использование рабочей тетради «Учимся решать логические задачи» (логические познавательные метапредметные результаты).

• Проекты по математике (познавательные, регулятивные, коммуникативные метапредметные результаты, личностные результаты),

• Математические экскурсии по всем темам по технологии Т.В. Смолеусовой.

• Игры и эксперименты (с числами и числовыми закономерностями, с телами и формами, с величинами, с возможностями различных исходов событий и др.).

• Группировка, упорядочивание, маркировка, классификация, сравнение (чисел, рядов, последовательностей, текстов задач и моделей, тел и форм, величин, данных исследований, решений, математических записей и т.д.)

• Описание и оценка (свойств, взаимного положения объектов, закономерностей и т.д.)

• Конструирование и создание (моделей, математических выражений, схем, геометрических фигур из бумаги, пластилина, природного материала и т.д.)

• Ежедневный счет, вычисления, решение задач, целенаправленная работа с понятиями (Воспитание мысли).

Большое значение имеет применение ИКТ и методов информатики для решения учебных задач по математике, особенно в тех случаях, когда необходим анализ, интерпретация и поиск недостающих данных при работе с математическими текстами, таблицами, графиками, диаграммами. Если ребёнок будет иметь возможность на уроках математики обращаться к интерактивным средам, позволяющим моделировать и преобразовывать математические объекты, прежде всего геометрические, то будут созданы условия для эффективного развития познавательных и регулятивных универсальных учебных действий.

Как формировать УУД средствами курса «Окружающий мир»?

Специфика интегрированного курса «Окружающий мир» состоит в том, что он объединяет в равной степени природоведческие, обществоведческие и исторические знания. Это дает возможность формирования у младших школьников целостной картины мира, осознания места в этом мире человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой.

Особенность курса также состоит и в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к постижению окружающего мира.

Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир», определенные ФГОС НШ, представлены во всех УМК двумя содержательными блоками «Человек и природа», «Человек и общество» (содержание блока «Правила безопасной жизни» раскрываются по мере изучения двух первых). Требования к результатам изучения окружающего мира включают формирование всех видов УУД: личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных. Широкие возможности для формирования УУД представляют задания в учебниках (рассмотрим на примере комплекса «Перспективная начальная школа»).

Приведем примеры заданий, основная цель которых – формирование предметных, личностных и универсальных (метапредметных) способов действий по основной содержательной линии «Человек и природа».

Задания, основная цель которых:

- различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы:

- Тема «Проверь себя». Растение живет, дышит, питается, размножается… В чем сходство и различие живых организмов? (1кл., с.77);

- Тема «Проверь себя». Ученые научились разгонять тучи и создавать искусственные дожди. Можно ли в таких случаях считать, что дождь изделие человека? (1кл., с.76);

- Тема «Свойства воды». Перепиши таблицу в тетрадь и занеси в нее результаты своих наблюдений. (2кл, ч.1,с.53).

- описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое:

- Тема «Учимся читать карту». Найди в нижней части физической карты России шкалу глубин и высот. Затем определи, какую глубину океанов и морей обозначает тот или иной цвет. Теперь найди Северный Ледовитый океан и его самые глубинные места, окрашенные в темно-синий цвет. Определи их глубину. (3 кл, ч1, с.26).

- проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов:

- Тема «Органы чувств». Проведи опыты и дай ответы. По каким признакам и с помощью каких органов чувств ты узнал(а) эти предметы? (1кл.,с.8-9).

- использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья; осознанно выполнять режим дня, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях:

- Тема «Про тебя». Рассмотри рисунок на странице 45. Назови части тела человека. Как и с помощью чего человек перемещается по суше и в воде? (2кл., ч.2,с.44).

Также на страницах учебников часто встречаются такие задания, как «подготовь рассказ…», «опиши устно…», «объясни...» и т.д. Предполагается, что ученик должен выполнить такое задание в процессе индивидуальной подготовки (дома или на уроке). По сути, это задание имеет чисто коммуникативную природу: рассказ всегда адресован кому-то, описание или объяснение также теряет смысл вне ситуации общения и взаимодействия. Во всяком случае, для младших школьников здесь необходимо реальное социальное опосредствование. Целесообразно поэтому практиковать выполнение хотя бы части такого рода заданий детьми, объединенными в пары или микрогруппы по 3-4 человека, когда они, например, должны выработать общее мнение или создать общее описание. Такой прием придает этим заданиям психологически полноценный характер деятельности детей, устранит тягостную для них искусственность необходимости «рассказывать самому себе».

Содержание блока «Человек и общество» способствует личностному развитию учащихся, формированию у детей основ гражданской идентичности:

- чувства сопричастности своей Родине, народу и истории и гордости за них, ответственности человека за благосостояние общества;

- осознания этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России.

Особой формой урока по изучению окружающего мира являются экскурсии в природу, которые дают возможности для развития у детей регулятивных и познавательных УУД. Наблюдения за растениями и животными в лесу и поле, на лугу и водоеме, исследования природного окружения, где дети работают самостоятельно, формируют:

- способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка);

- умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

- преодоление импульсивности, непроизвольности;

- целеустремленность и настойчивость в достижении целей;

- готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей (стратегия совладания);

- формирование основ оптимистического восприятия мира.

Содержание курса открывает широкие возможности для организации на уроке учебного диалога. Учебный диалог сродни эвристическому методу обучения, когда достаточно сложные учебные задачи решаются в процессе коллективного обсуждения. Это некий «мозговой штурм», позволяющий каждому участнику внести свой вклад в решение поставленной учителем проблемы. Грамотная организация учителем на уроке проблемной беседы, диалога, дискуссии будет способствовать формированию у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий (коммуникации-взаимодействия, коммуникации-кооперации, коммуникации-интериоризации).

Формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий возможно проследить при организации проектной деятельности на уроке окружающего мира или во внеурочной деятельности по содержанию курса. Рассмотрим основные этапы работы над проектом и соотнесем их с формируемыми УУД.

1. Погружение в проект. Формулировка проблемы проекта. Постановка цели и задач.

Регулятивные действия – целеполагание.

Познавательные действия – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, проблемы; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

2. Организация деятельности. Организация рабочих групп. Определение роли каждого в группе. Планирование совместной и индивидуальной деятельности по решению задач проекта. Определение возможных форм презентации проектного продукта.

Регулятивные действия – планирование и прогнозирование.

Познавательные действия – поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные действия – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

3.Осуществление проектной деятельности. Активная и самостоятельная работа учащихся. Оформление полученных результатов.

Регулятивные действия - саморегуляция и оценка, контроль и коррекция.

Познавательные действия - структурирование знаний; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; моделирование.

Коммуникативные действия – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

4. Презентация результатов.

Познавательные действия – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Коммуникативные действия – владение монологической и диалогической формами речи.

При составлении календарно-тематического плана по предмету можно порекомендовать кроме традиционных граф внести графы: формируемые УУД и планируемые результаты, что поможет учителю в дальнейшем грамотно спроектировать свой урок.

На примере изучения темы «Жизнь лесных зверей зимой» (1класс) в тематическом плане эти графы могут выглядеть следующим образом (Таблица 2):

Познавательные (УУД)

фиксировать результаты наблюдений с помощью рисунка (дневник наблюдений)

Коммуникативные (УУД)

работать в парах

Регулятивные (УУД)

раскрывать потенциально опасные ситуации для жизни диких животных

Личностные (УУД)

соотносить то, что известно, с тем, что не известно

На основании вышеизложенного можно без преувеличения сказать, что предмет окружающего мира в начальной школе имеет потенциальные предпосылки для развития коммуникативных и речевых действий, является основой развития у учащихся познавательных и регулятивных универсальных учебных действий. Инструменты ИКТ позволяют зафиксировать всю найденную детьми информацию об окружающем мире, спланировать, осуществить и наглядно представить результаты проектной или исследовательской деятельности. Огромное значение для развития личностных универсальных учебных действий имеет обращение обучающихся к электронным картам, планам местности и реальных объектов, различным источникам информации по всем учебным предметам, позволяющее при организации учителем сравнительного анализа работать над формированием критического отношения к информации, способствовать избирательности её восприятия.

Какова специфика формирования и развития УУД средствами предмета «Литературное чтение»?

Требования ФГОС НОО к формированию УУД нашли отражение в планируемых результатах освоения программы учебного предмета «Литературное чтение». Особое значение для данной дисциплины имеет развитие ценностно-смысловой сферы, основ гражданской идентичности личности и коммуникации. «Литературное чтение» имеет свои возможности для формирования всех видов УУД, успешность развития которых зависит от ориентации на сущностные знания в предметной области «Филология». Средством формирования УУД служат тексты учебника, рабочей тетради, их методический аппарат. Рассмотрим УУД по группам.

В курсе «литературное чтение» формируются следующие личностные УУД:

1. Смыслообразование через прослеживание «судьбы героя» (П.Я. Гальперин) и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов. Примером могут служить следующие задания: «Как ты думаешь, для чего человеку нужно уметь читать? Задай этот вопрос своим близким»; «Для чего (для кого) учишься ты?».

2. Самоопределение и самопознание на основе сравнения «я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации. Примером могут служить следующие задания: «Представь себя в такой ситуации. Как бы ты повел себя?»; «Вспомни, не было ли в твоей жизни, когда тайное становилось явным. Расскажи об этом»; «Какую мысль из последней главы ты считаешь для себя наиболее важной?».

3. Морально-этическая ориентация и нравственная оценка : действия нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей, формирование нравственной позиции учащихся на основе опыта эмпатии и сопереживания; формирование эстетических чувств. Примером могут служить следующие задания: «Найди слова, в которых выражена главная мысль рассказа. Что значит «быть настоящим человеком»?; «Кого вы можете назвать другом? Попробуйте написать рассказ или стихотворение о своем друге. Прочитайте стихотворение А. Барто «Сонечка». Можно ли назвать Сонечку другом? Почему? Как вы назовете одноклассников Сонечки? Обоснуйте свой ответ».

В курсе литературного чтения на достижение личностных результатов направлены задания: 1) на высказывание своего отношения к прочитанному с аргументацией; 2) на анализ характеров и поступков героев; 3) на формулирование концептуальной информации текста (В чем мудрость этой сказки? Для чего писатель решил рассказать своим читателям эту историю?) и т.д.

Коммуникативные универсальные учебные действия в курсе литературного чтения обеспечивают развитие основных видов речевой деятельности (слушания, чтения, говорения и письменной речи). Формированию коммуникативных действий способствует методика учебной дискуссии, которая формирует такие важные коммуникативные умения, как умение слушать собеседника, понимать возможность существования различных точек зрения на один текст. Необходимость реализации собственных замыслов, их воплощения в слове и трансляции требует от детей интенсивного освоения средств языковой коммуникации. Учащиеся приобщаются и к особой, характерной для искусства форме коммуникации – они вступают в «диалог» с автором через текст.

Виды коммуникативных действий:

1. Сотрудничество и кооперация: Чтение как кооперация (чтение по цепочке или по ролям). Примером могут служить следующие задания: «Подготовься вместе с одноклассниками к инсценированию. Распределите с одноклассниками роли»; «Какой фрагмент статьи оказался для тебя наиболее сложным? Найди его и попытай понять. Если потребуется – используй словари, дополнительную литературу, консультируйся со старшими».

2. Интеллектуальный аспект коммуникации – учет позиции собеседника. Обоснование строчками из текста заявленного «чужого» мнения.

3. Постановка вопросов по изучаемому произведению. Например: «Поставь вопросы к статье. Для этого: перечитай произведение, выделяя то, о чем хочешь спросить; сформулируй вопросы; задай вопросы одноклассникам».

4. Речевые умения: участие в диалоге или дискуссии о героях и их поступках; умение находить в тексте произведения диалоги героев, читать их по ролям, передавая особенности образов героев; владение монологической речью (умение находить в тексте монологи героев и читать их, составлять высказывания о героях и их поступках, о произведениях и книгах); оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста) и т.д.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию учебной деятельности и самостоятельной работы с произведениями и книгами. Регулятивные универсальные учебные действия развиваются с помощью заданий: 1) на составление плана (план текста, устного рассказа, сочинения); 2) на проведение самопроверки; 3) на редактирование текста. Основой для формирования регулятивных универсальных учебных действий служат памятки (алгоритмы действий), которые должны усложняться от класса к классу.

Виды регулятивных действий:

1. Целеполагание, планирование: «Какие слова и выражения в этом тексте непонятны для тебя? Как можно выяснить их значения?». Планирование осуществляется детьми в процессе подготовки коллективных инсценировок, различных видов групповой работы и создания собственных сочинений.

2. Прогнозирование: «Прочитай заголовок следующего произведения. Подумай, о ком оно»; «Как ты думаешь, чем закончится эта история?».

3. Контроль (волевая саморегуляция): «Составь план части. Постарайся не упустить ничего важного». С действиями контроля дети знакомятся в процессе групповой работы по подготовке коллективных игр-драматизаций по материалу прочитанных произведений, когда им необходимо выполнить ряд действий и соотнести их с составленным заранее коллективным планом инсценировки.

4. Коррекция: «Найди и исправь ошибки, прочитай правильно» (задания на редактирование; «Проверь, все ли важное отражено в плане. Для этого еще раз перечитай текст, сопоставляя с пунктами плана».

5. Оценка (выделение того, что уже усвоено, а что еще нет): «Какие слова из этого текста непонятны тебе? Догадайся об их значении по общему смыслу читаемого»; «Перечитай текст и отметь то, что тебе непонятно».

Знакомство с приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий способствует формированию познавательных универсальных учебных действий. Поиск и выделение необходимой информации происходит на занятиях литературным чтением постоянно: от учащихся требуется самостоятельное нахождение определенного фрагмента текста и его интерпретации для ответов на конкретные вопросы учителя или для обоснования своего суждения. Перспективными для формирования общеучебных универсальных действий является выполнение творческих заданий: отбор материал в соответствии с темой, его структурирование и словесное оформление. В процессе коллективных обсуждений текстов мастеров художественного слова и текстов собственного сочинения учащиеся выделяют и удерживают предмет обсуждения, критерии его оценки.

Общеучебные универсальные действия:

1. Выбор вида чтения (ознакомительное или первичное, изучающее, поисковое, просмотровое, выразительное) в зависимости от поставленной цели.

2. Рефлексия на содержание и форму произведения: формулировать свою точку зрения о героях, произведении или книге, подтверждая ее фактами из произведения или других источников информации, что служит развитию умственных способностей, нравственному и эстетическому воспитанию учащихся.

3. Поиск и выделение необходимой информации. Перечитывание текста с разными задачами: оценка смысла всего текста по названию; поиск нужных частей текста, нужных строчек, поиск и подстановка нужных слов и т.д. Вычитывание всех видов текстовой информации: фактуальной, подтекстовой, концептуальной.

4. Знаково-символические действия. Моделирование на уроках литературного чтения: составление моделей обложек, оставление модельного плана, работа с блок-схемами, схемами, таблицами.

Формирование логических универсальных действий:

1. Подведение под понятие. Например, формирования понятия «прибаутка» через анализ родственных слов (баять, баюн, байка), значения которых объяснены.

2. Установление причинно-следственных связей: при составлении плана текста; между текстом и художественной иллюстрацией к нему.

3. Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: анализ докучных сказок с целью выделения повтора как жанровой основы; анализ композиционных особенностей сказки-цепочки (кумулятивной сказки) с целью обнаружения ее жанровых признаков: каждое следующее звено цепочки повторяет предыдущее, обогащенное очередным новым элементом.

4. Сравнение произведений по жанру, теме, авторской принадлежности; сравнение героев. Например: Сравнительный анализ докучной и кумулятивной сказок с целью обнаружения сходства (повтор как главная композиционная фигура обоих жанров) и различий (круг и вектор как разные композиционные основы.

Постановка и решение проблемы (учебных задач творческого и поискового характера под руководством учителя): выполнение проектов индивидуально, в парах и группах; презентации творческих работ и проектов; подготовка и проведение конкурсов, библиотечных уроков, литературных уроков в музеях также способствует формированию и развитию универсальных учебных действий средствами литературного чтения.

Необходимо отметить, что все методические приёмы могут быть более результативными при обращении учителя к ИКТ как инструменту развития УУД. Так, например, все виды работы с текстом, его набор, оформление, редактирование и представление в виде мультимедиасообщений позволяет заинтересовать ученика даже самым сложным для восприятия и анализа литературным произведением. Поиск дополнительной информации в контролируемом Интернете, электронное тестирование также усиливают результативность применения традиционных методик обучения литературному чтению.

Таким образом, для успешного формирования и развития универсальных учебных действий учителю начальных классов необходимо понять их структуру, а также сущностные отличия базового и повышенного уровня сформированности; актуализировать свои знания о методическом аспекте реализации деятельностного подхода в обучении; активно осваивать и применять в образовательном процессе современные технологии, в том числе и информационно-коммуникационные.

Перечень рекомендуемых источников:

1.ФГОС НОО / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2010. – 31 С. 2.Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 120 С.

3.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. – М. : Просвещение, 2010. 2-е издание переработанное – 191 С.

4.Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Москва. Просвещение.

5.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2010. — 151 с.

6.Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования : проект / РАО ; Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М. : Просвещение, 2010. – 39 с.

7.Примерные программы начального общего образования. В 2-х ч. Ч.1. Ч.2 – М.: Просвещение, 2010. – 400 с.

8.Истомина Н.Б. Учимся решать задачи. – М.: Ассоциация 21 век. – 2008.

9.Смолеусова Т. В. Наглядные таблицы по математике для начальных классов. Пособие для учащихся. – М.: Просвещение», 2002.

10.Смолеусова Т.В. Уроки-экскурсии по математике в начальной школе: методическое пособие.– М.: Сфера. – 2005.

11.Молокова А.В. Современные технологии на современном уроке // Материалы Международной конференции «ИТО 2010 – Москва» / http: // msk.ito.edu.ru/

12.Молокова А.В. Начальная школа: Современный урок в условиях информатизации учебно-методическое пособие Изд-во ГЦИ «Эгида». – Новосибирск, 2010. – 102 с.

13.Погребняк Е.В. Здоровьесохраняющие возможности деятельностного подхода в образовании в аспекте изменения позиции учителя // Начальная школа плюс До и После. – 2010. – №3. – С. 26–29.

14.Бродовская З.В. Учебный диалог как средство формирования коммуникативной культуры младших школьников // В сб.: Эффективность модернизации образования: методология, опыт, перспективы: Мат. науч. - практ. конф. – Новосибирск: НИПКиПРО, 2010.