Главная Учебники - Разные Лекции (разные) - часть 13
Кузьменко Г.В
.
Под редакцией Маркуса Я.И.
Оценка судов
Часть 1. Классификация и идентификация Одесса
2008
Содержание
1. ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ УКРАИНЫ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ... 5
1.1. Состояние флота Украины.. 5
1.2. Сравнительная статистика мирового грузового флота. 6
1.4. Роль законодательства Украины.. 13
1.5. История отечественных судоплавательных компаний. 14
1.6. Текущее состояние фрахтового рынка. 15
1.8. Pынок судов «секонд-хенд». 15
1.9. Рынок судового металлолома. 15
2. Основные понятия и термины... 17
3. Идентификация и классификация судов.. 23
3.1. Идентификация судов как объекта оценки. 23
3.1.2. Дополнительные идентифицирующие признаки. 25
3.1.3. Вспомогательные идентифицирующие признаки. 26
3.2.1. Классификационные общества. Классификация судов Регистром Судоходства. 28
3.2.2. Классификация судов по основным признакам.. 30
3.3.3. Моторные яхты (motor yachts) 63
Опыт практической оценки более 200 судов привел к осознанию необходимости создания материала, сочетающего начальные необходимые сведения по отличительным особенностям этого объекта оценки, его элементов, проверенных практикой обязательных процедур. Материал не претендует на достаточно полный охват указанной темы, однако может быть полезен как для понимания и использования общих обязательных и необходимых процедур при оценке судов, так и для учета некоторых особенностей, возникающих при оценке отдельных видов судов в различных оценочных ситуациях. В Украине так же, как и в большинстве стран постсоветского пространства, после приватизации и перехода на рыночные отношения, образовалось много акционерных обществ и судоходных компаний, у которых суда находятся в собственности или в пользовании. При ранее существовавшей исключительно государственной собственности на суда их передача между юридическими лицами осуществлялась через процедуру передачи с баланса на баланс на бесплатной основе, балансовая стоимость использовалась, в основном, только для целей начисления бухгалтерской амортизации. В этом случае потребность в определении их рыночной стоимости отсутствовала. В настоящее время большинство судов находятся в собственности судоходных компаний и акционерных обществ, и любая операция по смене собственника или пользователя сопровождается необходимостью определения стоимости судна. Необходимость определения стоимости возникает и при получении кредита, при сборе таможенной и других государственных пошлин, для страховых компаний при определении ущерба, при банкротстве, для определения эффективности инвестиций в бизнес, связанный с судоходством, определения размеров взносов в уставные фонды создающихся предприятий и других целей. В Украине к настоящему времени сформировалось определенное юридическое законодательно-нормативное поле, определяющее правовые ситуации, при которых оценка стоимости имущества является обязательной или регламентирующей решение поставленных задач. Поле сформировали – Закон об оценке и оценочной деятельности, Закон об исполнительном производстве, Закон о восстановлении платежеспособности предприятий, Закон о правовом режиме имущества в Вооруженных силах Украины, Национальные стандарты оценки, ряд нормативных документов Фонда государственного имущества Украины, инструкции, методики и положения различных ведомств и учреждений – таможни, министерств, банков, страховых компаний… В рамках существующего правового поля, международной и национальной методологической базы оценки и специальных знаний сформировался некоторый отечественный опыт оценки таких специфических объектов собственности, которыми являются суда. Имеются отдельные публикации и статьи по вопросам оценки судов, где отражается конкретный опыт специалистов и организаций в этой области, однако единый материал, систематизирующий и объединяющий основные знания, необходимые для оценки этого вида имущества в опубликованном виде до настоящего времени, отсутствует. При подготовке настоящего материала использовались учебные материалы морских вузов по особенностям судов, материалы семинаров по приобретению и повышению квалификации морских инспекторов и морских аварийных комиссаров, материалы и опыт автора при чтении лекций. Материалы публикаций в печати и интернете. В процессе работы автор пользовался помощью и консультациями многих специалистов, как в области специальных знаний по вопросам специфики объектов оценки, так и по вопросам методологии. Автор выражает благодарность и признательность: Маркусу Якову Исааковичу, Горчакову Сергею Вениаминовичу - капитану дальнего плавания, морскому инспектору - сюрвейеру, судебному эксперту, предоставившему материал по идентификации судов, Кузьменко Юлиану Витальевичу – конструктору и создателю отечественных плавкранов, предоставившему материал по особенностям оценки плавкранов, Марченко Станиславу Григорьевичу – доценту бывшего Николаевского кораблестроительного института, Язовой Ольге Валентиновне – начальнику отдела оценки ФДМУ, давшей ряд замечаний, способствовавших совершенствованию отчетов об оценке судов, Полулиху Мирославу Владимировичу – постоянно практикующему специалисту в оценке судов, Филиппову Сергею Александровичу – морскому аварийному комиссару, сюрвейеру, предоставивших актуальный обзор отечественного рынка судов; Кузьменко Наталье Георгиевне, специалисту по инвестиционному проектированию, Сахи Ольге Бикашевне, оказавшим помощь в формировании и редактировании материала, Яковенко Игорю Ивановичу – ведущему оценщику, преподавателю и автору ряда работ по оценке судов, Трубчикову Павлу Борисовичу, одному из наиболее опытных оценщиков судов в Украине, Козловской Жанне Архиповне, ведущему оценщику, директору Института экспертизы, предоставившей возможность использовать учебные материалы по данной специализации. 1. ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ УКРАИНЫ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Украина в 1991 году получила от СССР воднотранспортную инфраструктуру на нескольких судоходных к тому времени реках («внутреннего» плавания – Днепр и Южный Буг, Ингул, Припять, Северский Донец – более 50 рек протяженностью более 100 км; международного пользования – Дунай и Днестр) и значительный тоннаж флота как морского, речного, так и смешанного плавания. При разделе государственной собственности СССР за Украиной остались четыре пароходства с общей численностью более 400 морских судов, 100 речных судов, более 1000 речных барж и более 250 единиц вспомогательных плавсредств. Украина в настоящий момент располагает 18 морскими, 5 рыбными и 12 речными портами. На Черном море Украина имеет самую протяженную прибрежную линию и самое большое количество причальной линии и портовой территории. В настоящий момент в Украине осталось не более 20% от тоннажа плавсредств, полученных при разделе имущества СССР. Черноморское морское пароходство из крупнейшей в мире судоходной компании превратилось в компанию, на балансе которой всего 6 судов. Свернуты практически все линейные межконтинентальные перевозки, которые являются для морского транспорта наиболее эффективными. Наряду с количественной деградацией, произошла и качественная: в Украине не осталось многих специализированных судов, средний тоннаж судов – от 3000 до 20000 тонн ДВТ, средний возраст флота – 28 лет. Одна из рек (Днестр) перестала быть судоходной; резко сократилось судоходство на Южном Буге (регулярное пассажирское судоходство прекратилось, сохранилось незначительное количество грузовых перевозок); Днепр работает на 20% своих возможностей. Высокая плата за пользование шлюзами и дополнительные неразумные «оригинальные» сборы, такие, например, как сборы с судов за проход под железнодорожными мостами, резко ограничивают желание судовладельцев работать на Днепре. Необходимо также отметить, что Днепр открыт только для судов под украинским флагом. Для судов под другими флагами необходимо получить специальное разрешение у Министерства транспорта и связи. Реальное развитие за годы независимости получила только одна судоходная компания, занимающаяся речными и морскими перевозками – это акционерная компания «Укрречфлот». По заказам компании были построены 12 сухогрузных теплоходов каждый дедвейтом по 6300 тонн и две баржи. По данным Минтранссвязи, доля морских перевозок грузов через украинские порты флотом под национальным флагом Украины составляет от 7 до 8%. Ключевые позиции в вывозе экспортных украинских и транзитных грузов переданы судам иностранных судовладельцев. В 2007 году только через морские торговые порты Украины было перегружено 123 млн. тонн грузов. Отечественный экспорт, прошедший через порты, при этом составил около 60 млн. тонн. Только черных металлов было экспортировано более 22 млн. тонн. За вывоз украинского металла заплачено иностранным судовладельцам от 800 до 900 млн. долларов. Это те деньги, которые могли бы зарабатывать отечественные судовладельцы только на вывозе металлопродукции. Таблица, приведенная ниже, дает общую информацию о флоте под украинским флагом, о флоте, который, условно говоря, контролируется украинскими судовладельцами, и о флоте, который строится на украинских судостроительных заводах.
1.2. Сравнительная статистика мирового грузового флота
Таблица 1
Сравнительная статистика мирового грузового флота на конец 2006 года контролируемый флот
флот под флагом
флот по странам
№ Страна
кол. Deadweight
№
п/п
Флаг
кол.судов Deadweight
№
п/п
Построено в
кол. Deadweight
1 Greece 2 506 171 099 244 1 Panama 3 668 221 216 479 1 Japan 7 150 403 672 249 2 Japan 2 259 150 308 106 2 Liberia 1 620 100 328 978 2 South Korea 3 196 279 759 104 3 China P.R. 1 798 87 734 282 3 Greece 567 54 966 023 3 China 1 324 60 273 320 4 Germany 1 622 64 739 952 4 Hong Kong 777 51 850 323 4 Germany 1 140 27 012 139 5 United States 684 39 631 525 5 Marshall Is. 738 51 315 382 5 Taiwan 323 22 539 661 6 Singapore 587 38 419 283 6 Bahamas 772 49 754 505 6 Denmark 259 16 449 424 7 Norway 693 35 941 187 7 Singapore 760 47 410 978 7 Poland 486 14 288 986 8 United Kingdom 500 35 583 237 8 Malta 759 8 100 016 8 Croatia 328 13 551 813 9 South Korea 428 28 960 915 9 Cyprus 675 30 787 292 9 Spain 258 11 097 716 10 Taiwan 482 28 185 709 10 China P.R. 812 28 862 077 10 United States 225 10 438 724 11 Denmark 385 20 654 727 11 Norwegian Int'l 389 20 189 134 11 Brazil 192 8 932 378 12 Bermuda 97 19 277 400 12 Isle of Man 193 14 231 935 12 Italy 195 7 718 279 13 India 239 14 739 557 13 India 197 12 612 940 13 United Kingdom 195 6 938 360 14 Italy 334 14 551 148 14 Germany 271 12 368 147 14 Romania 110 5 168 968 15 Cyprus 259 11 971 679 15 United States 286 12 268 631 15 France 121 4 740 207 16 Monaco 171 11 588 620 16 South Korea 193 11 397 934 16 Ukraine 135 4 733 603 17 Saudi Arabia 72 11 136 239 17 Italy 271 11 118 847 17 Norway 162 4 318 409 18 Switzerland 242 10 198 328 18 Japan 125 9 751 629 18 Sweden 107 4 235 736 19 Russia 222 10 060 951 19 United Kingdom 226 9 526 247 19 Philippines 65 3 042 949 20 Iran 126 9 792 330 20 Danish Int'l 136 9 245 583 20 Bulgaria 108 3 005 479 21 Canada 177 9 311 858 21 Iran 110 8 793 496 21 Belgium 52 2 674 924 22 Turkey 249 8 738 877 22 Bermuda 98 7 825 001 22 Finland 86 2 450 107 23 U.A.E. 147 6 192 434 23 St. Vincent & G. 227 7 757 501 23 Netherlands 125 2 133 025 24 Malaysia 111 5 972 625 24 Belgium 48 6 907 640 24 Canada 63 1 802 655 25 France 118 5 650 783 25 Malaysia 123 6 795 788 25 Singapore 65 1 282 802 26 Belgium 77 4 519 247 26 Antigua & B. 305 6 734 928 26 India 26 1 183 859 27 Kuwait 53 4 439 016 27 France 70 6 266 729 27 Russia 47 1 143 372 28 Brazil 94 4 033 602 28 Turkey 162 5 741 839 28 Argentina 38 1 095 357 29 Spain 63 4 012 622 29 Philippines 126 5 465 358 29 Portugal 20 1 075 290 30 Sweden 139 4 003 139 30 Taiwan 78 4 903 254 30 Turkey 66 1 019 484 31 Thailand 157 3 830 819 31 Cayman Islands 91 4 141 186 31 Greece 19 594 051 32 Unknown 146 3 808 036 32 Kuwait 32 3 698 890 32 Indonesia 13 403 062 33 Indonesia 115 3 615 544 33 Thailand 125 3 155 980 33 Mexico 5 203 187 34 Netherlands 143 2 778 986 34 Netherlands 122 2 927 454 34 Eire 4 201 162 35 Israel 61 2 671 906 35 Brazil 87 2 845 191 35 Egypt 8 153 044 36 Croatia 53 2 655 393 36 Norway 24 2 586 409 36 Vietnam 11 152 288 37 Australia 39 2 285 427 37 Canada 78 2 552 604 37 Peru 6 135 683 38 Poland 76 2 218 123 38 Russia 92 2 075 673 38 Australia 5 103 741 39 South Africa 32 2 130 524 39 Indonesia 77 2 054 825 39 Malaysia 4 60 973 40 Philippines 53 1 995 382 40 Vanuatu 43 1 928 682 40 Pakistan 3 52 206 41 Venezuela 33 1 978 260 41 Sweden 90 1 902 067 41 South Africa 3 31 640 42 Egypt 42 1 942 074 42 Spain 35 1 754 535 42 Unknown 1 10 400 43 Vietnam 77 1 727 715 43 Croatia 28 1 560 873 Total 16 749 929 879 816 44 Ukraine 56 1 647 914 44 Egypt 35 1 381 272 45 Chile 44 1 503 479 45 Vietnam 65 1 374 826 46 Bulgaria 69 1 475 695 46 Australia 26 1 330 086 47 Finland 35 1 466 935 47 Venezuela 22 1 063 256 48 Nigeria 25 1 361 108 48 Saudi Arabia 30 1 039 253 49 Latvia 42 1 300 787 49 Gibraltar 53 1 025 481 50 Argentina 27 1 204 911 50 Mexico 32 1 010 704 51 Austria 22 1 148 396 51 Bulgaria 46 1 009 094 52 Bahamas 38 1 125 405 52 Qatar 16 942 530 53 Mexico 37 1 103 961 53 Portugal 9 931 466 54 Algeria 20 968 621 54 Israel 19 924 797 55 Pakistan 22 930 153 55 Neth. Antilles 32 912 961 56 Syria 41 800 224 56 U.A.E. 19 873 808 57 Angola 7 707 475 57 Cambodia 42 866 840 58 Romania 20 674 064 58 Georgia 33 858 771 59 Slovenia 20 656 312 59 Chile 26 841 905 60 Qatar 10 589 905 60 Belize 41 798 559 61 Portugal 8 584 106 61 Dominica 10 761 413 62 Bangladesh 32 572 924 62 Switzerland 20 757 477 63 Libya 4 450 672 63 Denmark 13 706 052 64 North Korea 25 441 593 64 Argentina 20 703 916 65 Hong Kong 6 342 059 65 Pakistan 17 670 904 66 Georgia 14 306 217 66 North Korea 37 666 443 67 Ecuador 5 291 263 67 Algeria 14 645 283 68 Peru 9 244 161 68 Luxembourg 21 638 636 69 Myanmar 12 203 070 69 Myanmar 21 624 506 70 Cuba 7 192 886 70 Finland 23 593 448 71 Lithuania 11 170 871 71 St. Kitts & N. 10 568 900 72 Bahrain 4 139 632 72 Barbados 16 518 424 73 Rep. of Yemen 4 128 673 73 Brunei 8 413 393 74 Lebanon 4 122 961 74 Kerguelen Is. 7 400 340 75 Morocco 5 110 441 75 Bangladesh 22 365 878 76 Seychelles 3 107 249 76 Comoro Islands 12 355 485 77 Azerbaijan 8 103 216 77 Bahrain 7 338 018 78 Jordan 5 102 963 78 French Ant. 1 298 522 79 New Zealand 4 101 913 79 Mongolia 12 291 929 80 Cayman Islands 3 100 635 80 Latvia 6 278 866 81 Costa Rica 9 99 953 81 Nigeria 7 242 673 82 Ethiopia 6 97 982 82 Ecuador 5 234 790 83 Tunisia 4 93 209 83 Tuvalu 8 233 152 84 Cambodia 4 79 272 84 Ukraine 11 231 326 85 Sri Lanka 5 74 074 85 Dominican Rep. 5 222 576 86 Belize 5 72 676 86 Honduras 9
|