Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 13

 

Поиск            

 

Кузьменко Г. В. Под редакцией Маркуса Я. И. Оценка судов

 

             

Кузьменко Г. В. Под редакцией Маркуса Я. И. Оценка судов

Кузьменко Г.В .

Под редакцией Маркуса Я.И.

Оценка судов

Часть 1. Классификация и идентификация

Одесса

2008

Содержание

Введение.. 3

1. ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ УКРАИНЫ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ... 5

1.1. Состояние флота Украины.. 5

1.2. Сравнительная статистика мирового грузового флота. 6

1.3. Роль государства. 13

1.4. Роль законодательства Украины.. 13

1.5. История отечественных судоплавательных компаний. 14

1.6. Текущее состояние фрахтового рынка. 15

1.7. Рынок новостроя. 15

1.8. Pынок судов «секонд-хенд». 15

1.9. Рынок судового металлолома. 15

2. Основные понятия и термины... 17

3. Идентификация и классификация судов.. 23

3.1. Идентификация судов как объекта оценки. 23

3.1.2. Дополнительные идентифицирующие признаки. 25

3.1.3. Вспомогательные идентифицирующие признаки. 26

3.2. Классификация судов. 27

3.2.1. Классификационные общества. Классификация судов Регистром Судоходства. 28

3.2.2. Классификация судов по основным признакам.. 30

3.3. Малые суда. 54

3.3.1. Катера. 58

3.3.2.Круизеры (cruisers) 62

3.3.3. Моторные яхты (motor yachts) 63

4. Заключение.. 65

5. Список источников..

Введение

Опыт практической оценки более 200 судов привел к осознанию необходимости создания материала, сочетающего начальные необходимые сведения по отличительным особенностям этого объекта оценки, его элементов, проверенных практикой обязательных процедур. Материал не претендует на достаточно полный охват указанной темы, однако может быть полезен как для понимания и использования общих обязательных и необходимых процедур при оценке судов, так и для учета некоторых особенностей, возникающих при оценке отдельных видов судов в различных оценочных ситуациях.

В Украине так же, как и в большинстве стран постсоветского пространства, после приватизации и перехода на рыночные отношения, образовалось много акционерных обществ и судоходных компаний, у которых суда находятся в собственности или в пользовании. При ранее существовавшей исключительно государственной собственности на суда их передача между юридическими лицами осуществлялась через процедуру передачи с баланса на баланс на бесплатной основе, балансовая стоимость использовалась, в основном, только для целей начисления бухгалтерской амортизации. В этом случае потребность в определении их рыночной стоимости отсутствовала.

В настоящее время большинство судов находятся в собственности судоходных компаний и акционерных обществ, и любая операция по смене собственника или пользователя сопровождается необходимостью определения стоимости судна. Необходимость определения стоимости возникает и при получении кредита, при сборе таможенной и других государственных пошлин, для страховых компаний при определении ущерба, при банкротстве, для определения эффективности инвестиций в бизнес, связанный с судоходством, определения размеров взносов в уставные фонды создающихся предприятий и других целей. В Украине к настоящему времени сформировалось определенное юридическое законодательно-нормативное поле, определяющее правовые ситуации, при которых оценка стоимости имущества является обязательной или регламентирующей решение поставленных задач.

Поле сформировали – Закон об оценке и оценочной деятельности, Закон об исполнительном производстве, Закон о восстановлении платежеспособности предприятий, Закон о правовом режиме имущества в Вооруженных силах Украины, Национальные стандарты оценки, ряд нормативных документов Фонда государственного имущества Украины, инструкции, методики и положения различных ведомств и учреждений – таможни, министерств, банков, страховых компаний…

В рамках существующего правового поля, международной и национальной методологической базы оценки и специальных знаний сформировался некоторый отечественный опыт оценки таких специфических объектов собственности, которыми являются суда. Имеются отдельные публикации и статьи по вопросам оценки судов, где отражается конкретный опыт специалистов и организаций в этой области, однако единый материал, систематизирующий и объединяющий основные знания, необходимые для оценки этого вида имущества в опубликованном виде до настоящего времени, отсутствует.

При подготовке настоящего материала использовались учебные материалы морских вузов по особенностям судов, материалы семинаров по приобретению и повышению квалификации морских инспекторов и морских аварийных комиссаров, материалы и опыт автора при чтении лекций. Материалы публикаций в печати и интернете. В процессе работы автор пользовался помощью и консультациями многих специалистов, как в области специальных знаний по вопросам специфики объектов оценки, так и по вопросам методологии.

Автор выражает благодарность и признательность: Маркусу Якову Исааковичу, Горчакову Сергею Вениаминовичу - капитану дальнего плавания, морскому инспектору - сюрвейеру, судебному эксперту, предоставившему материал по идентификации судов, Кузьменко Юлиану Витальевичу – конструктору и создателю отечественных плавкранов, предоставившему материал по особенностям оценки плавкранов, Марченко Станиславу Григорьевичу – доценту бывшего Николаевского кораблестроительного института, Язовой Ольге Валентиновне – начальнику отдела оценки ФДМУ, давшей ряд замечаний, способствовавших совершенствованию отчетов об оценке судов, Полулиху Мирославу Владимировичу – постоянно практикующему специалисту в оценке судов, Филиппову Сергею Александровичу – морскому аварийному комиссару, сюрвейеру, предоставивших актуальный обзор отечественного рынка судов; Кузьменко Наталье Георгиевне, специалисту по инвестиционному проектированию, Сахи Ольге Бикашевне, оказавшим помощь в формировании и редактировании материала, Яковенко Игорю Ивановичу – ведущему оценщику, преподавателю и автору ряда работ по оценке судов, Трубчикову Павлу Борисовичу, одному из наиболее опытных оценщиков судов в Украине, Козловской Жанне Архиповне, ведущему оценщику, директору Института экспертизы, предоставившей возможность использовать учебные материалы по данной специализации.

1. ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ УКРАИНЫ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

1.1. Состояние флота Украины

Украина в 1991 году получила от СССР воднотранспортную инфраструктуру на нескольких судоходных к тому времени реках («внутреннего» плавания – Днепр и Южный Буг, Ингул, Припять, Северский Донец – более 50 рек протяженностью более 100 км; международного пользования – Дунай и Днестр) и значительный тоннаж флота как морского, речного, так и смешанного плавания.

При разделе государственной собственности СССР за Украиной остались четыре пароходства с общей численностью более 400 морских судов, 100 речных судов, более 1000 речных барж и более 250 единиц вспомогательных плавсредств.

Украина в настоящий момент располагает 18 морскими, 5 рыбными и 12 речными портами. На Черном море Украина имеет самую протяженную прибрежную линию и самое большое количество причальной линии и портовой территории.

В настоящий момент в Украине осталось не более 20% от тоннажа плавсредств, полученных при разделе имущества СССР. Черноморское морское пароходство из крупнейшей в мире судоходной компании превратилось в компанию, на балансе которой всего 6 судов. Свернуты практически все линейные межконтинентальные перевозки, которые являются для морского транспорта наиболее эффективными.

Наряду с количественной деградацией, произошла и качественная: в Украине не осталось многих специализированных судов, средний тоннаж судов – от 3000 до 20000 тонн ДВТ, средний возраст флота – 28 лет.

Одна из рек (Днестр) перестала быть судоходной; резко сократилось судоходство на Южном Буге (регулярное пассажирское судоходство прекратилось, сохранилось незначительное количество грузовых перевозок);

Днепр работает на 20% своих возможностей. Высокая плата за пользование шлюзами и дополнительные неразумные «оригинальные» сборы, такие, например, как сборы с судов за проход под железнодорожными мостами, резко ограничивают желание судовладельцев работать на Днепре. Необходимо также отметить, что Днепр открыт только для судов под украинским флагом. Для судов под другими флагами необходимо получить специальное разрешение у Министерства транспорта и связи.

Реальное развитие за годы независимости получила только одна судоходная компания, занимающаяся речными и морскими перевозками – это акционерная компания «Укрречфлот». По заказам компании были построены 12 сухогрузных теплоходов каждый дедвейтом по 6300 тонн и две баржи.

По данным Минтранссвязи, доля морских перевозок грузов через украинские порты флотом под национальным флагом Украины составляет от 7 до 8%. Ключевые позиции в вывозе экспортных украинских и транзитных грузов переданы судам иностранных судовладельцев. В 2007 году только через морские торговые порты Украины было перегружено 123 млн. тонн грузов. Отечественный экспорт, прошедший через порты, при этом составил около 60 млн. тонн. Только черных металлов было экспортировано более 22 млн. тонн. За вывоз украинского металла заплачено иностранным судовладельцам от 800 до 900 млн. долларов. Это те деньги, которые могли бы зарабатывать отечественные судовладельцы только на вывозе металлопродукции. Таблица, приведенная ниже, дает общую информацию о флоте под украинским флагом, о флоте, который, условно говоря, контролируется украинскими судовладельцами, и о флоте, который строится на украинских судостроительных заводах.

1.2. Сравнительная статистика мирового грузового флота

Таблица 1

Сравнительная статистика мирового грузового флота

на конец 2006 года

контролируемый флот

флот под флагом

флот по странам


п/п

Страна

кол.
судов

Deadweight

п/п

Флаг

кол.судов

Deadweight

п/п

Построено в

кол.
судов

Deadweight

1

Greece

2 506

171 099 244

1

Panama

3 668

221 216 479

1

Japan

7 150

403 672 249

2

Japan

2 259

150 308 106

2

Liberia

1 620

100 328 978

2

South Korea

3 196

279 759 104

3

China P.R.

1 798

87 734 282

3

Greece

567

54 966 023

3

China

1 324

60 273 320

4

Germany

1 622

64 739 952

4

Hong Kong

777

51 850 323

4

Germany

1 140

27 012 139

5

United States

684

39 631 525

5

Marshall Is.

738

51 315 382

5

Taiwan

323

22 539 661

6

Singapore

587

38 419 283

6

Bahamas

772

49 754 505

6

Denmark

259

16 449 424

7

Norway

693

35 941 187

7

Singapore

760

47 410 978

7

Poland

486

14 288 986

8

United Kingdom

500

35 583 237

8

Malta

759

8 100 016

8

Croatia

328

13 551 813

9

South Korea

428

28 960 915

9

Cyprus

675

30 787 292

9

Spain

258

11 097 716

10

Taiwan

482

28 185 709

10

China P.R.

812

28 862 077

10

United States

225

10 438 724

11

Denmark

385

20 654 727

11

Norwegian Int'l

389

20 189 134

11

Brazil

192

8 932 378

12

Bermuda

97

19 277 400

12

Isle of Man

193

14 231 935

12

Italy

195

7 718 279

13

India

239

14 739 557

13

India

197

12 612 940

13

United Kingdom

195

6 938 360

14

Italy

334

14 551 148

14

Germany

271

12 368 147

14

Romania

110

5 168 968

15

Cyprus

259

11 971 679

15

United States

286

12 268 631

15

France

121

4 740 207

16

Monaco

171

11 588 620

16

South Korea

193

11 397 934

16

Ukraine

135

4 733 603

17

Saudi Arabia

72

11 136 239

17

Italy

271

11 118 847

17

Norway

162

4 318 409

18

Switzerland

242

10 198 328

18

Japan

125

9 751 629

18

Sweden

107

4 235 736

19

Russia

222

10 060 951

19

United Kingdom

226

9 526 247

19

Philippines

65

3 042 949

20

Iran

126

9 792 330

20

Danish Int'l

136

9 245 583

20

Bulgaria

108

3 005 479

21

Canada

177

9 311 858

21

Iran

110

8 793 496

21

Belgium

52

2 674 924

22

Turkey

249

8 738 877

22

Bermuda

98

7 825 001

22

Finland

86

2 450 107

23

U.A.E.

147

6 192 434

23

St. Vincent & G.

227

7 757 501

23

Netherlands

125

2 133 025

24

Malaysia

111

5 972 625

24

Belgium

48

6 907 640

24

Canada

63

1 802 655

25

France

118

5 650 783

25

Malaysia

123

6 795 788

25

Singapore

65

1 282 802

26

Belgium

77

4 519 247

26

Antigua & B.

305

6 734 928

26

India

26

1 183 859

27

Kuwait

53

4 439 016

27

France

70

6 266 729

27

Russia

47

1 143 372

28

Brazil

94

4 033 602

28

Turkey

162

5 741 839

28

Argentina

38

1 095 357

29

Spain

63

4 012 622

29

Philippines

126

5 465 358

29

Portugal

20

1 075 290

30

Sweden

139

4 003 139

30

Taiwan

78

4 903 254

30

Turkey

66

1 019 484

31

Thailand

157

3 830 819

31

Cayman Islands

91

4 141 186

31

Greece

19

594 051

32

Unknown

146

3 808 036

32

Kuwait

32

3 698 890

32

Indonesia

13

403 062

33

Indonesia

115

3 615 544

33

Thailand

125

3 155 980

33

Mexico

5

203 187

34

Netherlands

143

2 778 986

34

Netherlands

122

2 927 454

34

Eire

4

201 162

35

Israel

61

2 671 906

35

Brazil

87

2 845 191

35

Egypt

8

153 044

36

Croatia

53

2 655 393

36

Norway

24

2 586 409

36

Vietnam

11

152 288

37

Australia

39

2 285 427

37

Canada

78

2 552 604

37

Peru

6

135 683

38

Poland

76

2 218 123

38

Russia

92

2 075 673

38

Australia

5

103 741

39

South Africa

32

2 130 524

39

Indonesia

77

2 054 825

39

Malaysia

4

60 973

40

Philippines

53

1 995 382

40

Vanuatu

43

1 928 682

40

Pakistan

3

52 206

41

Venezuela

33

1 978 260

41

Sweden

90

1 902 067

41

South Africa

3

31 640

42

Egypt

42

1 942 074

42

Spain

35

1 754 535

42

Unknown

1

10 400

43

Vietnam

77

1 727 715

43

Croatia

28

1 560 873

Total

16 749

929 879 816

44

Ukraine

56

1 647 914

44

Egypt

35

1 381 272

45

Chile

44

1 503 479

45

Vietnam

65

1 374 826

46

Bulgaria

69

1 475 695

46

Australia

26

1 330 086

47

Finland

35

1 466 935

47

Venezuela

22

1 063 256

48

Nigeria

25

1 361 108

48

Saudi Arabia

30

1 039 253

49

Latvia

42

1 300 787

49

Gibraltar

53

1 025 481

50

Argentina

27

1 204 911

50

Mexico

32

1 010 704

51

Austria

22

1 148 396

51

Bulgaria

46

1 009 094

52

Bahamas

38

1 125 405

52

Qatar

16

942 530

53

Mexico

37

1 103 961

53

Portugal

9

931 466

54

Algeria

20

968 621

54

Israel

19

924 797

55

Pakistan

22

930 153

55

Neth. Antilles

32

912 961

56

Syria

41

800 224

56

U.A.E.

19

873 808

57

Angola

7

707 475

57

Cambodia

42

866 840

58

Romania

20

674 064

58

Georgia

33

858 771

59

Slovenia

20

656 312

59

Chile

26

841 905

60

Qatar

10

589 905

60

Belize

41

798 559

61

Portugal

8

584 106

61

Dominica

10

761 413

62

Bangladesh

32

572 924

62

Switzerland

20

757 477

63

Libya

4

450 672

63

Denmark

13

706 052

64

North Korea

25

441 593

64

Argentina

20

703 916

65

Hong Kong

6

342 059

65

Pakistan

17

670 904

66

Georgia

14

306 217

66

North Korea

37

666 443

67

Ecuador

5

291 263

67

Algeria

14

645 283

68

Peru

9

244 161

68

Luxembourg

21

638 636

69

Myanmar

12

203 070

69

Myanmar

21

624 506

70

Cuba

7

192 886

70

Finland

23

593 448

71

Lithuania

11

170 871

71

St. Kitts & N.

10

568 900

72

Bahrain

4

139 632

72

Barbados

16

518 424

73

Rep. of Yemen

4

128 673

73

Brunei

8

413 393

74

Lebanon

4

122 961

74

Kerguelen Is.

7

400 340

75

Morocco

5

110 441

75

Bangladesh

22

365 878

76

Seychelles

3

107 249

76

Comoro Islands

12

355 485

77

Azerbaijan

8

103 216

77

Bahrain

7

338 018

78

Jordan

5

102 963

78

French Ant.

1

298 522

79

New Zealand

4

101 913

79

Mongolia

12

291 929

80

Cayman Islands

3

100 635

80

Latvia

6

278 866

81

Costa Rica

9

99 953

81

Nigeria

7

242 673

82

Ethiopia

6

97 982

82

Ecuador

5

234 790

83

Tunisia

4

93 209

83

Tuvalu

8

233 152

84

Cambodia

4

79 272

84

Ukraine

11

231 326

85

Sri Lanka

5

74 074

85

Dominican Rep.

5

222 576

86

Belize

5

72 676

86

Honduras

9