Главная Учебники - Разные Лекции (разные) - часть 13
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
(РГТЭУ) Новосибирский филиал
Торгово-экономический факультет Кафедра коммерции
КОММЕРЧЕСКОЕ ТОВАРОВЕДЕНИЕ
Методические указания и задания контрольной работы по дисциплине специальности 081100 Менеджмент для студентов заочной формы обучения Новосибирск 2011
Российский государственный торгово-экономический университет. Новосибирский филиал. Торгово-экономический факультет. Кафедра коммерции Автор-составитель
: к.э.н., доцент Васякина Е.Н. Коммерческое товароведение: Методические указания и задания контрольной работы по дисциплине / Васякина Е.Н.– Новосибирск: НФ РГТЭУ, 2011. – 14 с. Рецензент: ________________________________
Методические указания и задания контрольной работы по дисциплине рекомендованы к изданию кафедрой коммерции, протокол №_______ от ________________2011 Утверждены учебно-методическим советом НФ РГТЭУ, протокол №.____ от ______________________2011 В материалах использованы разработки авторов Цветковой Л.Г., Ивановой СВ. Ганцова Ш.К. и другие открытые материалы РГТЭУ © Российский государственный торгово-экономический университет, Новосибирский филиал. 2011 СОДЕРЖАНИЕ
В результате изучения дисциплины студент должен знать: 4
В результате изучения дисциплины студент должен уметь. 5
2. Указания о порядке выполнения контрольных работ.. 6
2.3. Правила написания работы: 8
3. Перечень вопросов для выполнения контрольных работ 9
4. Рекомендуемая литература. 13
4.1. Рекомендуемая литература (основная) 13
4.2. Рекомендуемая литература (дополнительная) 13
Товароведение является необходимой и неотъемлемой частью современной коммерческой деятельности, эффективность которой напрямую зависит от правильного подбора товаров надлежащего качества в оптимальном ассортименте. Изучение дисциплины «Коммерческое товароведение» обусловлено требованиями времени и, прежде всего, острой конкуренцией на внутреннем и мировом рынке, необходимостью репрезентативной оценки качества и прогнозирования конкурентоспособности товара. Целью изучения дисциплины является раскрытие закономерностей формирования ассортимента, потребительских свойств и качества непродовольственных и продовольственных товаров, приобретение студентами глубоких теоретических и практических навыков в этой области. Содержание учебной дисциплины определено Программой курса и нацелено на подготовку специалистов - менеджеров коммерческого профиля с тем, чтобы будущий специалист был способен осуществлять профессиональную деятельность в условиях рыночной экономики. · основные понятия, термины и определения в области товароведения; · состояние и перспективы развития рынка потребительских товаров; · ассортимент, его показатели, этапы управления, пути совершенствования; средства, виды и формы товарной информации; · факторы, формирующие качество и конкурентоспособность товаров; · виды и способы фальсификации, методы идентификации товаров; · ассортимент; потребительские свойства основных групп продовольственных и непродовольственных товаров. В результате изучения дисциплины студент должен уметь
использовать полученные знания в практической деятельности для формирования рациональной ассортиментной политики и достижения наибольшего коммерческого успеха предприятия. Основными организационными формами учебных занятий являются лекции и практические занятия по курсу. В межсессионный период студенты-заочники самостоятельно изучают курс по конспектам лекции и предложенной в данных методических указаниях литературе. Перед изучением каждой темы рекомендуется сначала внимательно ознакомиться с выделенными в Программе основополагающими вопросами. В случае возникновения вопросов при изучении курса и подготовке контрольных работ, студенты могут обратиться за консультацией к преподавателю. Итоговыми формами контроля знаний по данной дисциплине являются и экзамен. К сдаче экзамена допускаются студенты, посетившие все практические занятия и получившие положительную оценку (зачет) по выполненным и представленным на проверку контрольным работам. 2. УКАЗАНИЯ О ПОРЯДКЕ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Необходимым этапом самостоятельной работы над программным материалом является выполнение двух контрольных работ по предложенным вариантам. Контрольные работы должны быть представлены в сроки, определенные учебным графиком. Студенты, не выполнившие контрольные работы или получившие за них отрицательную оценку (незачет), не допускаются к сдаче зачета и экзамена. Контрольные работы выполняются по одному из 15 вариантов, которые распределяются по начальным буквам фамилий студентов следующим образом: Начальная буква фамилии студента Номера вопросов при подготовке контрольной работы по разделу непродовольственные товары продовольственные товары А, Б 1,35 7,36 В, Г 2,34 19,37 Д, Е 3,33 17,38 Ж, 3 4,32 16,39 И 7,31 14,40 К 10,30 13,41 Л, М 5,29 11,42 Н 12,28 9,43 О, П 13,27 10,44 Р 14,26 8,45 С 15,25 6,46 Т, У 17.24 5.47 Ф, X, Ц 18,23 3,48 Ч, Ш, Щ 20,22 2,49 э, ю, я 16,21 1,50 Контрольные работы, выполненные не по указанному распределению, не зачитываются. Контрольная работа должна показать умение студента самостоятельно работать с литературными источниками, отбирать обобщать и анализировать необходимый материал, кратко, четко и аргументированно отвечать на поставленные вопросы. При подготовке контрольных работ полезно и необходимо использовать не только приведенные в списке литературные источники, но и практический опыт, личные наблюдения и обобщения, материалы периодических изданий и т.д. Вместо контрольной работы студент имеет право выполнить , который содержит углубленное рассмотрение какого-либо конкретного вопроса. Тема а обязательно должна быть согласована с преподавателем. , выполненный на самостоятельно выбранную тему, не зачитывается. Общие требования к оформлению контрольной работы основываются, в сокращенном варианте, на требованиях к выпускной квалификационной работе (ВКР), являющейся завершающим этапом подготовки специалиста: 1. Образец титульного листа работы с обязательными к указанию реквизитами приведен в приложении 2
. Допускается в качестве титульного листа использовать чистый лист бумаги формата А4 с наклеенной справкой. 2. На втором листе работы необходимо указать содержание. Напротив каждой позиции содержания проставляется номер страницы. 3. Текст работы необходимо набирать на компьютере (текстовый редактор Word 2000 и выше), либо на пишущей машинке через 1–1,5 межстрочных интервала с использованием шрифта Times New Roman или Arial № 12–14. Расстояние слева от границы листа до текста — 25 мм, справа — 15 мм, от верхней — 20 мм, нижней строки текста – 25 мм. Номер страницы обозначается в верхнем правом углу шрифтом № 10. Абзацы в тексте следует начинать с отступа, равного 5 знакам (1,27 см.). Лист формата А4 210 х 297мм. Количество знаков в одной строке 60 – 65, пробел считать за 1 знак. 4. Примерный объем работы должен составлять 20-25 страниц А4, помещенных в скоросшиватель. 5. По согласованию с методистом (или преподавателем) в отдельных случаях допускается выполнение работы в рукописном варианте. При написании контрольных работ необходимо соблюдать следующие правила: 1. не допускается давать ответ путем прямого переписывания текста из литературных источников; 2. вопросы контрольной работы необходимо записывать непосредственно перед каждым ответом; 3. текст должен быть разборчивым и грамотным, не допускаются произвольные сокращения слов и терминов (кроме общепринятых); 4. завершает работу список использованной литературы, который должен быть оформлен в соответствии с установленными правилами: · при ссылке на учебник, учебное пособие, монографию указываются фамилии и инициалы авторов, точное наименование издания, место издания, название издательства и год издания; · при ссылке на журнальные статьи указываются фамилии и инициалы авторов, наименование статьи, название журнала, год и номер выпуска. 7. В конце работы указывается дата выполнения и ставится личная подпись студента. 3. ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
1. Предмет, объекты и задачи коммерческого товароведения. Значение коммерческого товароведения в условиях рыночной экономики. 2. Экспертиза товаров. Виды товарной экспертизы, их сущность. 3. Ассортимент товаров: понятие, определение, виды. Показатели ассортимента. Управление ассортиментом. 4. Номенклатура потребительских свойств и показателей качества товаров, их применяемость и весомость для товаров разных групп. 5. Особенности химического состава и пищевой ценности продовольственных товаров. 6. Сущность и значение торговой классификации продовольственных товаров. Краткая характеристика групп. 7. Методы оценки показателей качества товаров. Преимущества и недостатки различных методов. 8. Основы консервирования продовольственных товаров. 9. Характеристика органолептических методов оценки, используемых при определении качества продовольственных товаров. 10. Факторы, влияющие на формирование качества и конкурентоспособность товаров. 11. Безопасность продовольственных товаров. 12. Основы хранения продовольственных товаров. 13. Товарные знаки: сущность; индивидуализирующая, рекламная и охранная функции. 14. Идентификация товаров: понятие, цели и задачи, объекты, виды, средства и методы. 15. Фальсификация товаров: понятие, объекты, виды, способы. 16. Штриховое кодирование: определение, значимость, перспективы использования. 17. Виды, формы и средства товарной информации. Требования к товарной информации. 18. Маркировка товаров: информационная, идентификационная, мотивационная, эмоциональная функции. 19. Особенности маркировки продовольственных товаров разных групп. 20. Классификация товаров: понятие, определение; роль классификации в управлении качеством и ассортиментом товаров. Методы и правила классификации. 21. Классификация текстильных волокон. Достоинства и недостатки натуральных и химических волокон. Идентификация волокон по сырьевому составу. 22. Классификация и характеристика ассортимента трикотажных изделий. Преимущества и недостатки трикотажных изделий по сравнению с одеждой из тканей. 23. Классификация и характеристика ассортимента швейных изделий. Характеристика факторов, влияющих на формирование качества и конкурентоспособность одежды. Методы проверки качества швейных изделий (по ГОСТ 4103-82). 24. Обувные натуральные кожи: классификация, ассортимент, потребительские свойства, показатели качества. Преимущества и недостатки по сравнению с искусственными и синтетическими материалами. 25. Классификация, ассортимент и характеристика потребительских свойств искусственных и синтетических материалов для обуви; преимущества и недостатки по сравнению с натуральными кожами. 26. Кожаная обувь: классификации, ассортимент, потребительские свойства, системы нумерации. Факторы, влияющие на качество и конкурентоспособность обуви. 27. Классификация, ассортимент, потребительские свойства и принципы сортировки пушно-меховых полуфабрикатов. 28. Классификация, ассортимент, потребительские свойства, принципы сортировки меховых изделий. 29. Классификация стеклянных изделий бытового назначения; способы декорирования, потребительские свойства, ассортимент, показатели качества изделий из различных видов стекол. 30. Керамические изделия: состав, классификация, ассортимент, способы декорирования, потребительские свойства, показатели качества. 31. Телевизоры: основные параметры, элементы комфортности, направления совершенствования конструкции, ассортимент. 32. Холодильные приборы: классификация, особенности конструкции, виды, показатели качества, ассортимент. 33. Приборы для обработки белья (стиральные машины): классификация, ассортимент, типы, показатели качества. 34. Бытовая радиоаппаратура: классификация, основные параметры, ассортимент, направление совершенствования конструкции. 35. Пластмассы: классификация, общие свойства, достоинства и недостатки, ассортимент. Отличительные признаки изделий из разных пластмасс. 36. Рыбные товары: ассортимент; особенности химического состава и пищевой ценности; хранение. 37. Масла растительные: классификация, ассортимент, химический состав и пищевая ценность; хранение; дефекты. 38. Свежие плоды. Значение в питании. Классификация. Оценка качества. Дефекты. Условия и сроки хранения. 39. Молоко и молочные продукты: ассортимент, химический состав и пищевая ценность; показатели качества; хранение; дефекты. 40. Зерномучные товары: ассортимент, особенности химического состава и пищевой ценности; хранение; дефекты. 41. Мясные товары: ассортимент; особенности химического состава и пищевой ценности; хранение; дефекты. 42. Мучные кондитерские товары: ассортимент, химический состав и пищевая ценность; показатели качества; хранение; дефекты. 43. Сахаристые кондитерские товары: классификация, ассортимент; особенности химического состава и пищевой ценности; хранение; дефекты. 44. Вкусовые товары: классификация, ассортимент; особенности химического состава и пищевой ценности; хранение; дефекты. 45. Колбасные изделия: классификация, ассортимент, химический состав и пищевая ценность; показатели качества; хранение; дефекты. 46. Сыры сычужные твердые: классификация, ассортимент; показатели качества; хранение; дефекты. 47. Хлебобулочные изделия: ассортимент: химический состав и пищевая ценность; хранение; дефекты. 48. Продукты переработки плодов и овощей. Методы переработки, их сущность, влияние на потребительские свойства и сохраняемость. 49. Свежие овощи. Значение в питании. Классификация: виды и разновидности. Оценка качества. Дефекты. Условия и сроки хранения. 50. Чай и кофе: ассортимент; химический состав и пищевая ценность; показатели качества; хранение. 1. Чепурной И.П. Идентификация и фальсификация продовольственных товаров. Учебник / И.П.Чепурной.- 4-е изд. М.: Изд.-торгов. корпорация «Дашков и К», 2008.- 460 с. 2. Николаева М.А. Теоретические основы товароведения: Учебник для вузов М.А.Николаева.- М.:НОРМА, 2007.- 448 с. 3. Кондрашова Е.А. Товароведение продовольственных товаров: Учеб. пособ./ Е.А. Кондрашова; Н.В. Коник, Т.А.Пешкова.- М.:Альфа-М.: ИНФРА-М, 2007.- 416 с.- (ПРОФИль). 4. Николаева М.А. Теоретические основы товароведения: Учебник для вузов М.А. Николаева.- М.: НОРМА, 2007.- 448 с. 5. Товароведение и экспертиза промышленных товаров: учебник / Под ред. проф. А.Н. Неверова- М.: МЦФЭР, 2006.- 848 с.- (Высшая школа) 6. Хваткин Н.Г. Оптовая торговля овощами, плодами, картофелем: Учебное пособие. – Москва/Рыбинск: Изд-во ОАО «Рыбинский Дом печати», 2006. – 248 с. 7. Герасимова В.А. Товароведение и экспертиза вкусовых товаров: Учебник /В.А.Герасимова, Е.С. Белокурова, А.А.Вытовтов.- СПб: Питер, 2005.-416 с.ил. –(Учебник для вузов). 8. Товароведение и экспертиза метамохозяйственных и ювелирных товаров: Учеб.пособие /Г.Н. Айлова, Г.Н. Рыженко.- СПб: Питер, 2005.- 304 с.,ил- (Учебное пособие). 9. Шевченко В.В. Товароведение и экспертиза качества рыбы и рыбных товаров6 Учеб.пособ./ В.В.Шевченко,- СПб.: Питер, 2005.- 256 с.,ил.- (Учебник для вузов). 10. Нормативные и технические документы на конкретные виды продукции (ГОСТ, ГОСТ Р, ОСТ, ТУ, СанПин и др.). 1. Дмитриченко М.И. Товароведение и экспертиза жиров, молока и молочных продуктов: Учеб.пособ./М.И.СПб.:Питер, 2004.-352 с. ил.- (Учебное пособие). 2. Малютенкова С.М. Товароведение и эксертиза кондитерских товаров: Учеб.пособ./ М.С.Малютенкова.- СПб: Питер, 2004.- 480 с., ил.- (Учебное пособие). 3. Ходыкин А.П., Ляшко А.А. Товароведение и экспертиза электронных бытовых товаров: Учебник для студентов вузов.-М: Академия, 2004.-320 с.- (Высш. Профес. Образование). 4. Николаева М.А. Товароведение потребительских товаров: теоретические основы: Учебник для студ.вузов. – М.: НОРМА, 2003. – 283с. 5. Справочник по товароведению продовольственных товаров/ Под ред д-ра техн. Наук, проф. Т.Г. Родиной. – М.: Колос С, 2003. – 608 с., ил. 6. Товароведение и экспертиза потребительских товаров: Учебник для студ. вузов. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 544 с. – (Высш. образ.) 7. Райкова Е.Ю., Додонкин Ю.В. Теория товароведения: Учеб.пособ.для студ. – М.: Академия, Мастерство, 2002. - 240с. 8. Коммерческое товароведение: Учебник для студентов/В.И.Теплов, М.В.Сероштан, В.Е.Боряев, В.А.Панасенко. – 3-е изд. – М.: ИД «Дашков и К», 2001. – 620с. 9. Николаева М.А. Товар.потреб.товаров: Теоретические основы. – М.: Норма, 2000. – 283с.
|