Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 13

 

Поиск            

 

Рекомендации методические и указания по изучению дисциплины по дисциплине «Инновационный менеджмент» (название дисциплины) для студентов специальности

 

             

Рекомендации методические и указания по изучению дисциплины по дисциплине «Инновационный менеджмент» (название дисциплины) для студентов специальности

Титульный лист методических рекомендаций и указаний

Ф СО ПГУ 7.18.3/40

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Павлодарский государственный университет им. С Торайгырова

Кафедра экономики и менеджмента

(наименование кафедры)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И УКАЗАНИЯ

по изучению дисциплины

по дисциплине «Инновационный менеджмент»

(название дисциплины)

для студентов специальности 5В050600 «Менеджмент»

(шифр и название специальности)

Павлодар

Лист утверждения методических рекомендаций и указаний

Ф СО ПГУ 7.18.3/41

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по УР

___________ Пфейфер Н.Э.

(подпись) (Ф.И.О.)

«___»_____________201_г.

Составитель: доцент Рахимова С.А. ___________

(должность, уч. степень, звание, ФИО, подпись)

Кафедра экономики и менеджмента

(наименование кафедры)

Методические рекомендации и указания

по изучению дисциплины

по дисциплине Инновационный менеджмент

(название дисциплины)

для студентов специальностей 5В050700 «Менеджмент»

(шифр и название специальности)

Рекомендовано на заседании кафедры

«___»___________20__ г., протокол № ___

Заведующий кафедрой _________________ С.К. Кунязова «___» _____201 г.

(подпись)

Одобрено учебно-методическим советом финансово-экономического факультета

« ___ » _________ 20__ г. Протокол № __

Председатель УМС _________ Темиргалиева А.Б. «____» ________201 г.

(подпись)

Одобрено :

Начальник ОПиМОУП _________ Варакута А.А. «____» ________201 г.

(подпись)

Одобрена учебно-методическим советом университета

«____» __________ 201 г. Протокол №_______

1 Цель и задачи курса

Целью дисциплины является обобщение теоретического и практического опыта и научные знания о функциях и методах управления инновациями, нововведениями на микро- и макроуровне. Также, обучение студентов принятию стратегических, тактических решений в инновационной сфере.

Задачами курса «Инновационный менеджмент» является изучение:

- сформировать целостное представление об управлении инновациями, содержании инновационного предпринимательства, основных понятий инноватики и технологии;

- расширить представления о ценностном аспекте высоких технологий, инновации для обоснования способов и форм привлечения инвестиций в новые технологии и инновации;

- выработать представление о технологии выбора и реализации инновационной стратегии как технологии инновационных преобразований;

- конкретизировать знания об оценке эффективности, уровня наукоемкости новых технологий, о методах технологического прогнозирования;

- углубить знания об этапах коммерциализации научных идей и новых технологий, дать рекомендации по финансированию отдельных этапов инновационной деятельности о венчурном финансировании;

- выделить основные формы государственной поддержки инновационной и научно-технической деятельности.

2 Требования к знаниям, умениям и навыкам

После изучение курса Вы должны знать:

- обладать комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков касающихся решения задач экономического и организационного характера;

- обладать теоретическими знаниями и практическими навыками ситуационного управления;

- иметь достаточную теоретическую подготовку для решения практических задач и проблем в нестандартных ситуациях, условиях неопределенности и риска.

В ходе изучения дисциплины студенты должны овладеть навыками исследовательской работы и уметь:

- уметь анализировать, оценивать состояние фирмы и ее показателей (природных, трудовых, финансовых);

- уметь оценивать способность создания преимущества товара или услуг в соответствии со спросом; анализа возможности обеспечения наиболее эффективных зон развития фирмы;

- владеть методикой оценки инновационных решений, методикой выбора лучшего инновационного проекта и оптимальной последовательности освоения капитальных вложений в инновации;

- владеть навыками расчета сметы затрат по реализации инновационных проектов и их эффективности;

3 Пререквизиты

Теория и практика менеджмента

Организация бизнеса

Экономическая теория

Маркетинг

Макроэкономика

Микроэкономика

4 Постреквизиты

Организация производства

Бизнес-планирование

Экономика отраслей промышленности

Экономика производственной сферы

5 Содержание лекционных занятий

Тема 1 Становление теории инноватики и ее современные концепции

Понятие инноваций. Становление теории инноватики. Классификация инновации. Длинные волны Н.Д. Кондратьева. Длинные циклы Й. Шумпетера. Неравномерность инновационной активности как фактор макроэкономических колебаний. Влияние социально-экономических институтов на технологические изменения. Научно-технический прогресс как фактор экономического роста. Модели Солоу, Е. Домора, Р. Харрода. Виды эффектов от инновационной деятельности и инновации.

Тема 2 Основы управления инновационной деятельности компании

Инновационный менеджмент как управленческий процесс. Теоретические аспекты инновационного менеджмента. Основные понятия инновационного менеджмента. Эволюция развития инновационного менеджмента. Закон Республики Казахстан «Об инновационной деятельности». Понятие инновационного процесса и инновационной деятельности. Структура и содержание инновационного процесса. Основные этапы инновационного процесса. Субъекты и объекты инновационной деятельности. Содержание и формы инновационного предпринимательства. Диффузия.

Тема 3 Методы и формы организации инновационного процесса

Модели инновационного процесса. Современные методы организации инновационного процесса. Последовательная форма организации инновационного процесса. Параллельная форма организации инновационного процесса. Интегральная форма организации инновационного процесса. Интегральная модель организации инновационного процесса. Блокирующие факторы инновационной деятельности. Факторы, поддерживающие новаторство.

Тема 4 Определение уровня инновационного потенциала предприятия

Понятие инновационного потенциала предприятия. Анализ инновационного потенциала. Исследование и определение уровня инновационного потенциала организации. Внутренняя среда организации:

а) продуктовый блок;

б) функциональный блок;

в) ресурсный блок;

г) организационный блок;

д) блок управления.

Корпоративный аспект исследования инновационного потенциала. Маркетинговый, научно-технический, финансовый, производственный аспект исследования. Показатели уровня инновационной деятельности предприятия.

Тема 5 Управление инновационными проектами и оценка уровня эффективности проектов

Модель оценки инновационных проектов. Оценка уровня технологии. Эффективность технологии. Методика расчета экономической эффективности инновационной технологии. Эффективность инноваций и инвестиций. Факторы инвестиционной привлекательности. Отраслевая инвестиционная привлекательность. Внутрикорпоративная инвестиционная привлекательность. Критерии инвестиционной привлекательности (Цена собственного капитала, цена привлеченного капитала, цена капитала). Норма прибыли при финансировании инновационных технологии. Обоснование экономической эффективности инновационного проекта.

Тема 6 Методы управления созданием и освоением инновации на различных этапах жизненного цикла продукции

Функционально-стоимостной анализ. Принципы и этапы функционально-стоимостного анализа. Метод бенчмаркинга – использование лучшей практики работ. Виды и уровни бенчмаркинга. Этапы процесса внедрения метода бенчмаркинг. Метод QFD (развертывание функции качества) – перенесение потребностей потребителей на продукцию. Процесс развертывания функций качества. Метод FMEA – анализ потенциальных дефектов и учет их влияния при проектировании. Методология проведения FMEA конструкции.

Тема 7 Инновационные стратегии

Понятие и виды инновационных стратегий. Инновационная политика предприятия. Особенности инновационных стратегий. Типы инновационных стратегий: наступательная, оборонительная и имитационная. Стратегия в сфере массового производства – стратегия фирм виолентов. Стратегия дифференциации продукции и сегментирования рынка – стратегия фирм патиентов. Стратегия инновационных исследовательских и разрабатывающих организаций – стратегия фирм эксплерентов. Стратегия в сфере неспециализированного бизнеса – стратегия фирм коммутантов. Участники инновационного проекта: антрепренер, интрапренер, генератор идеи, золотые воротнички, деловые ангелы, информационные привратники и т.д.

Тема 8 Результаты инновационной деятельности. Интеллектуальная собственность

Понятие интеллектуальной собственности. Содержание интеллектуальной собственности как права. Функции и принципы Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС). Объекты права интеллектуальной собственности:

- литературные, художественные произведениям и научные труды;

- исполнительская деятельность артистов, фонограммы и радиопередачи;

- изобретения во всех областях человеческой деятельности;

- научные открытия;

- промышленные образцы;

- товарные знаки, знаки обслуживания и коммерческие наименования и обозначения.

Трансферт технологии. Лизинг. Франчайзинг. Форфейтинг. Ноу-хау, патент, лицензия.

Тема 9 Малый бизнес

Новые формы в рамках старых компаний. Особенности малого инновационного бизнеса. Процесс организации малого инновационного бизнеса. Мировой опыт поддержки инновационной деятельности малых фирм. Понятие венчурного финансирования. Венчурные фирмы – рискофирмы. Эволюция развития венчурного бизнеса. Понятие венчурного капитала. Особенности венчурного финансирования. Плюсы и минусы капитала. Особенности венчурного финансирования. Плюсы и минусы венчурного финансирования. Инкубаторные программы и сети малых фирм.

Тема 10 Венчурное финансирование

Механизм и принципы венчурного финансирования. Жизненный цикл малой высокотехнологичной венчурной компании. Этапы становления новой малой высокотехнологичной компании:

а) доинвестиционный;

б) инвестиционный;

в) постинвестиционный.

Этапы венчурного финансирования. Достартовый этап – Seed – «компания для посева». Стартовый этап - Start-up – «только возникшая компания». Этап раннего роста - Early Stag – то есть «ранние стадии развития». Четвертый этап – этап устойчивого роста или стадия расширения Expansion – «расширение». Этап обеспечении ликвидности компании.

Тема 11 Классификация хозяйствующих субъектов по инновационному типу и анализ их поведения на рынке в условиях изменяющиеся внешней среды

Оценка уровня инновационности предприятия. Классификация предприятий по уровню инновационности. Факторы внешней среды, влияющие на положение хозяйствующих субъектов на рынке. Анализ поведения предприятий на рынке в зависимости от уровня их инновационности в изменяющейся внешней среде. Альянс, холдинг, корпорации гиганты на рынке инновационной продукции.

Тема 12 Мировой опыт поддержки инновационной деятельности

Государственное регулирование инновационной деятельности. Государственная поддержка инновационной деятельности в развитых странах: Япония, США, Великобритания, Франция. Тенденции инновационного развития мировой экономики. Источники инвестиций в инновационные проекты в инновационно развитых странах. Кредитные и налоговые льготы предоставляемые для инновационных предприятий. Инновационная политика государства. Основные направления поддержки развития инновационного предпринимательства. Формирование национальной инновационной системы. Организация инновационной инфраструктуры.

Тема 13 Инновационная инфраструктура

Объекты и субъекты инновационной инфраструктуры. Комплекс взаимосвязанных производственных, консалтинговых, образовательных и информационных структур, обслуживающих и обеспечивающих условия для реализации инновационной деятельности. Основные функции инновационной инфраструктуры. Финансовая инфраструктура. Информационная инфраструктура. Технопарки, бизнес-инкубаторы, технополисы, научные центры.

Тема 14 Анализ современного состояния и проблемы инновационного развития Казахстана

Индустриально-инновационная стратегия РК. Инновационный путь развития Республики Казахстан. Современное состояние научно-технической и инновационной сферы РК. Государственное регулирование инновационной деятельности в РК. Проблемы модернизации, внедрения инновационной технологии и обновления материально-технической базы производства. Выбор модели технологического развития. Перспективы развития нового технологического уклада в экономике РК. Формирование и развитие национальной инновационной системы РК.

Тема 15 Основные направления поддержки развития инновационного предпринимательства в РК

Формирование инновационного предпринимательства в Республике Казахстан. Малое и среднее предпринимательство в инновационной сфере. Роль институтов развития. Функции Инновационного Фонда.

Технологические бизнесинкубаторы, а также национальные и региональные технопарки. Меры по созданию венчурных фондов. Меры по улучшению системы оценки объектов интеллектуальной собственности. Формирование профессионального инновационного менеджмента.

Студентами в течение семестра должен быть выполнен на тему, предложенную преподавателем. оценивается в 16 баллов. выполняется на листах формата А-4 в соответствии с требованиями СТП.

Темы ов:

1 Взаимодействие длинноволновых теорий экономического развития и концепций инноватики.

2 Особенности механизмов инновационного развития зарубежных развитых стран.

3 Тенденции инновационного развития зарубежных развитых стран.

4 Кластерное развитие экономики (зарубежный опыт). Ромб М. Портера.

5 Кластерное развитие экономики (опыт Казахстана).

6 Национальные инновационные системы: сущность, особенность.

7 Свободные экономические зоны: понятие, классификация, примеры конкретных стран.

8 Опыт создания свободных экономических зон в Казахстане.

9 Технологическое прогнозирование как инструмент поддержки в инновационном развитии экономики.

10 Роль субконтрактации в содействии деловых отношений между предприятиями.

11 Роль аутсорсинга в содействии деловых отношений между предприятиями.

12 Элементы инновационной инфраструктуры: технопарки, технополисы, наукограды, индустриальные парки и т.д.

13 Деятельность институтов развития в Республике Казахстан.

14 Нормативно-правовая деятельность при осуществлении инновационной деятельности в республике Казахстан.

15 Налогообложение инновационной деятельности.

16 Особенности маркетинга инноваций.

17 Макроэкономические модели рынка нововведений и научно-технической продукции.

18 Рынок интеллектуальной собственности.

19 Государственная промышленная политика.

20 Социально-экономические цели и задачи регионального технологического развития.

21 Государственные научно-технические приоритеты и критические технологии.

22 Эволюция стратегии развития крупных промышленных корпораций.

23 Венчурный инновационный бизнес. Сотрудничество Национального инновационного фонда с мировыми венчурными фондами.

24 Стратегия устойчивого развития в условиях инновацинной направленности

25 Влияние инноваций на устойчивость развития экономики

Список литературы:

Основная:

1 Стратегия индустриально-инновационного развития РК на 2003-2015 гг.

2 Программа по формированию и развитию национальной инновационной системы Республики Казахстан на 2005-2015 годы. - Астана, 2005 – 42 с.

3 Мухамедьяров А. М. Инновационный менеджмент. – М: ИНФРА - М, 2006 г.

4 Хотяшева О.М. Инновационный менеджмент. – СПб.: Питер, 2007 г.

5 Барышева А.В. Инновационный менеджмент. – М.: Дашков и К, 2009 г.

6 Гугелев А.В. Инновационный менеджмент. – М.: Дашков и К, 2008 г.

7 Шемякина Т.Ю. Система управления инновационной деятельностью предприятия. – М.: Флинта, 2007 г.

8 Бовин А.А. Управление инновациями в организациях. – М.: Омега-Л, 2006 г.

9 Сабден О. Инновационная экономика. – Алматы: Эксклюзив, 2008 г.

10 Еспаев С.С. Инновационная экономика Казахстана и Китая: опыт и перспективы. – Алматы: Экслюзив, 2008 г.

11 Таубаев А.А. Формирование и развитие наукоемкого сектора в Казахстане. – Караганды: ТОО «Санат-Полиграфия», 2007. – 216 с.

12 Искаков Н. А. Устойчивое развитие. Наука и пркатика. Искаков Н.А./ Издание РАЕН. – 2008 г. – 466 с.

13 Дрейер О.К., Лось В.А. Экология и устойчивое развитие, учебное пособие. Москва: Издательство УРАО. – 2007 г. – 222 с.

14 Экологический кодекс Республики Казахстан, 2007 г.

15 Чернышева Б.Н., Попадюк, Т.Г. Инновационный менеджмент и экономика организации. – М.: ИНФРА-М.- 2009 г. – 239 с.

16 Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. – 6-е издание, перер.и доп.- СПб.: Питер. – 2008 г. – 400 с.

17 Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. – 5-е издание, перер.и доп.- СПб.: Питер.- 2007 г. – 400 с.

18 Гончаренко Л.П. Менеджмент инвестиций и инноваций. – М.: Кнорус, 2009 г.

19 Сулейменов Е. З. Инновационная деятельность в Республике

Казахстан: аналит. обзор/Е. З. Сулейменов, Н. В. Васильева.-Алматы:

НЦ НТИ РК, 2006.- 112 с.-(Серия публикаций по проблемам научно-

технического развития)

20 Сулейменов Е. З. Государственное регулирование инновационной деятельности в Казахстане: аналит. обзор/Е. З. Сулейменов, Н. В.Васильева.- Алматы: НЦ НТИ РК, 2008.-58 с.-(Серия публикаций по проблемам научно-технического развития)

21 Сабден О. Конкурентоспособная экономика и инновации:

[ монография ]/О. Сабден.-Алматы:Эксклюзив, 2009. - 151 с.

22 Философова Т. Г. Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность:учеб. пособие для студ. вузов/Т. Г. Философова, В. А. Быков; под ред. Т. Г. Философова.-2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити, 2008.-295 с.

23 Утебаева, А. Б. Инновационный менеджмент: учебное пособие для студентов специальности 050507 "Менеджмент". - Павлодар: Кереку, 2009. - 163 б.

Дополнительная:

24 Швандара В.А., Горфинкеля В.Я. Инновационный менеджмент.– М.: ВЗФЭИ, 2006. – 381 с.

25 Аньшина В.М., Дагаева А.А. Инновационный менеджмент: Многоуровневые концепции, стратегии и механизмы инновационного развития: учебное пособие по спец. «Менеджмент организации. – Изд.2-е, перераб. И доп. – М.: Дело, 2006.- 583 с.

26 Оголева Л.Н. Инновационный менеджмент. – М.: ИНФРА-М. – 2006 г. – 237 с.