Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 13

 

Поиск            

 

Деловая игра как форма квалификационных испытаний в процессе аттестации педагогических и руководящих работников Научно-методические рекомендации

 

             

Деловая игра как форма квалификационных испытаний в процессе аттестации педагогических и руководящих работников Научно-методические рекомендации

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

Государственное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Институт развития регионального образования»

Деловая игра как форма квалификационных испытаний в процессе аттестации педагогических

и руководящих работников

Научно-методические рекомендации

Организационно-содержательные основания аттестации педагогических и руководящих работников в 2004 году

Екатеринбург

2003

ББК 74.2Р Серия: Информационно-

Д 29 методические материалы

к семинару «Управление

аттестационными процессами»

Составители: Е.В.Плотникова, В.Г.Полуяктова, Л.Р.Мамаева

Рецензент: Маклакова Е.И.

Корректор: Рахматуллина Р.Х.

Деловая игра как форма квалификационных испытаний в процессе аттестации педагогических и руководящих работников: Научно-методические рекомендации: /сост. Плотникова Е.В., Полуяктова В.Г., Мамаева Л.Р. –Екатеринбург:ИРРО,2003.-30с.-(Информационно-методические материалы к семинару «Управление аттестационными процессами»)

Научно-методические рекомендации содержат определения понятий, комментарий к подходам, связанным с психолого-педагогическим исследованием деловой игры; анализ возможностей использования деловой игры в процессах повышения квалификации и аттестации педагогических и руководящих работников; описание принципов, этапов и организационно-педагогических приемов ведения деловой игры. Материалы содержат небольшой дайджест на основе последних публикаций специалистов как в области деловой игры, так и в области повышения квалификации и экспертизы в системе образования (А.П.Панфилова, С.Л.Братченко, М.Г.Ермолаева).

В рекомендациях представлена модель деловой игры «Аттестация» на основе анализа и адаптации к аттестационным задачам оригинальной деловой игры А.П.Панфиловой. В качестве инструментария деловой игры приведены упражнения, образцы форм, протоколов для экспертов.

Представленный материал рекомендуется экспертам государственных аттестационных комиссий, специалистам системы дополнительного образования педагогов.

© Е.В.Плотникова, В.Г.Полуяктова, Л.Р.Мамаева, 2003

© Институт развития регионального образования, 2003

Деловая игра:

основные понятия и принципы организации

Введение

Настоящее время предъявляет высокие требования к профессионализму педагогических работников, а также к условиям их профессиональной подготовки, повышения квалификации и аттестации. Традиционные монологичные технологии не позволяют обеспечить требуемый результат.

Специалистами в области управления и организации, экономики и социологии, психологии и некоторых других областей научно-практической деятельности разрабатываются соответствующие современным требованиям диалогичные по сути, комплексные по назначению средства:

- для развития профессиональной мотивации,

- для формирования профессиональной компетентности и

- для аттестации профессиональных достижений.

К их числу можно отнести такие технологии, методы и техники, как системный и ситуационный анализ, имитационное моделирование, разработка сценариев, исследование действием, развитие управленческих команд, развитие руководителей, активные методы социально-психологической подготовки, в том числе различные виды деловых игр.

Человеческая игра формировалась как естественное средство передачи опыта и развития. По мнению Д.И.Узнадзе, «серьезная деятельность опирается на силы, развитые в условиях игры».

Современный всплеск интереса к игре связан с теми естественными возможностями, которые заключены в игре и которые неоднократно проявлялись в результатах передовой педагогической практики (М.Монтессори, Ш.А.Амонашвили и др.).

Проблемы организации аттестации педагогических работников в форме игровой деятельности заключаются в осознании первоочередности гуманистических целей аттестационных процессов по отношению к прагматическим. Необходимость развития в процессе аттестации смысловых, ценностных аспектов личности педагогов требует пересмотра традиционных принципов построения системы аттестации и увеличения доли диалогических технологий. К числу диалогических педагогических технологий, без сомнения, относится деловая игра.

Определение понятий

Анализ литературы свидетельствует об отсутствии четкого определения игры. Игра как многомерное и сложное явление рассматривается в исследованиях психологов, педагогов, биологов, этнографов, антропологов, экономистов и т.д.

По одному из достаточно обобщенных определений игра - форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, зафиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах культуры и науки (Психологический словарь /Под ред. А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского, М. 1990).

В различных подходах акцентируются разные аспекты игры:

- процессуальный - «игра как процесс»: «цель игры заключается в ней самой...» (А.Валлон, П.Ф.Каптерев и др.);

- деятельностный - «игра как деятельность»: «игра - это вид непродуктивной деятельности человека...» (К.Д.Ушинский, А.Н.Леонтьев и др.);

- технологический - «игра как педагогическая технология»: «игровая деятельность связана с активизацией и интенсификацией деятельности участников» (П.И.Пидкасистый, Ж.С.Хайдаров и др.).

Многие обращают внимание на неутилитарный и непродуктивный характер игры. Однако в ходе игры всегда возникает материальный или идеальный продукт (это может быть речевая продукция, тексты, предметы или их комбинации, знания, индивидуальные или совместные решения, экспертные заключения). Но как только предмет, созданный в процессе игры, начинает использоваться, приобретая реальную, а не условную ценность, перед нами встает проблема: является ли данная деятельность в полном смысле игрой.

Деятельность, в которой сочетаются условная ситуация и объективно ценный продукт на выходе, может характеризоваться как переходное явление: труд с признаками игры или игра с признаками труда: игра актеров в театре, деловые игры и т.д.

В классификации педагогических игр Г.К.Селевко, по критерию игровой методики, выделяет такую группу игровых технологий как деловые игры.

Деловая игра - имитация, моделирование, обобщенное воспроизведение реальной образовательной, экономической и т.д. ситуации в игровой форме. В деловой игре каждый участник играет роль, выполняет действия, аналогичные поведению людей в жизни, но с учетом принятых правил игры.

Возможности деловой игры

В деловой игре скрыт огромный потенциал активизации познавательной деятельности участников. Во-первых, игры создают условия для совместной деятельности. Во-вторых, активизация достигается за счет приближения игровых условий к реальным. В-третьих, игра способствует созданию целостного представления о проблеме и тем самым улучшает ее понимание. В - четвертых, в игре участники мобилизуют весь свой опыт, компетентности. И, наконец, в- пятых, сам процесс игры предполагает творческую активность субъекта.

С психолого-педагогической точки зрения, игра - важнейшая сфера «самости» человека: самоопределения, самопроверки, самоорганизации, самореализации и так далее.

Деловые игры используются для достижения комплексных задач: образовательных, коммуникативных, аттестационных и др.

Этапы деловой игры

Для эффективной организации взаимодействия участников тактика ведущего может строиться в соответствии с определенными этапами деловой игры:

1. Этап подготовки - начинается с разработки сценария. В содержание сценария входит цель игрового занятия, описание проблемы, обоснование задачи, план деловой игры, общее описание процедуры игры, содержание ситуации и характеристика действующих лиц.

2. Этап введения в игру - начинается с определения режима работы, формулировки главной цели. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил. Собирается дополнительная информация, при необходимости участники обращаются к ведущему и экспертам за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками игры. Негласные правила запрещают отказываться от выполнения правил, выходить из игры, пассивно относиться к игре, подавлять активность, нарушать регламент и этику поведения.

3. Этап проведения - с началом игры никто не имеет права вмешиваться в ее ход и изменять ее. Только ведущий может корректировать действия участников, если они отходят от главной цели игры.

Этап проведения включает в себя:

а) разминку;

б) собственно игру.

4. Этап анализа - обсуждение и оценка игрового события предполагает выступление экспертов, обмен мнениями, защиту участниками своих мнений, выводов.

5. Заключительный этап – ведущий констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует итог занятия в соответствии с поставленной целью.

Принципы деловой игры

(На основе: А. П. Панфилова АНДРАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ, ОБУЧАЮЩЕГО РУКОВОДИТЕЛЕЙ // Особенности профессионального мастерства специалистов постдипломного образования. СПб. 2003.)

Эксперт, проводящий деловую игру, должен, помимо владения игровыми технологиями, реализовывать в учебном процессе принципы организации и проведения игровых занятий. Специалисты по интерактивным играм выделяют следующие из них:

• полное погружение участников игры в проблематику моделируемой системы или ситуации;

• постепенность вхождения участников в игру;

• равномерная игровая нагрузка на участников игры;

• соревнование игровых групп;

• правдоподобие моделируемой ситуации;

• принцип специфики контингента участников.

Принцип полного погружения означает, что участники игры, в течение всего времени ее проведения должны заниматься всесторонним рассмотрением вопросов, касающихся проблемы или демонстрируемой в игре компетентности. Для реализации данного принципа необходимо, чтобы игра сопровождалась продуманной актуализацией ведущим тех проблем, решение которых относится к уровню квалификации, на которую заявились участники.

Принцип постепенности вхождения участников в игровую ситуацию требует, чтобы первые этапы игры были максимально упрощены, с тем чтобы участники могли легко освоить предлагаемую им игровую деятельность и адаптироваться к новой ситуации взаимодействия и друг к другу, не испытывая профессионального и психологического дискомфорта.

Принцип равномерной игровой нагрузки предполагает такую организацию игровых занятий, при которой каждый участник мог бы проявить себя в отведенное время.

Принцип смоделированного «соревнования» групп. Соревнование между игровыми группами повышает ответственность участников при необходимости публичного представления вырабатываемого в группе решения, а введение перекрестного оппонирования по экспертизе игровых решений и проектов позволяет создать в игре обстановку взаимного критического анализа, что усиливает эффективность игры, стимулирует активность участников, повышает мотивацию, удовлетворяет потребность участников в осуществлении функции анализа и контроля деятельности других.

Вместе с тем, анализ опыта проведения обучающих интерактивных игр показывает, что чрезмерное увлечение соревновательной стороной игры, акцент на соперничестве и конкуренции имеют порой некоторые негативные тенденции, заключающиеся в том, что определенное число участников ставят цель «выиграть во что бы то ни стало», и это отвлекает их от глубокого анализа изучаемой системы, порождает чисто игровой азарт, спортивный интерес, что не способствует достижению результатов.

Принцип правдоподобия моделируемой ситуации означает, что игровая деятельность должна быть в значительной мере похожа на реальную. Приближение игровых ситуаций к реальным условиям помогает участникам лучше понять моделируемую систему, так как в этом случае начинает «работать» мышление по аналогии.

Принцип специфики контингента участников. Анализ опыта проведения обучающих игр с руководителями организаций показывает, что чем больше число руководителей высокого уровня находится в аудитории, тем больше возникает в процессе их обучения отрицательных моментов, зачастую связанных с их негативным отношением к игровому взаимодействию во время обучения, тем более аттестации. Как правило, это сказывается как на информационном результате проводимой игры, так и на общении участников. Компетентному ведущему иногда необходимо использовать специальные тесты и психологические упражнения, позволяющие участникам игры «снять погоны» и «расстегнуть мундиры» для создания непринужденной обстановки и благоприятной среды.

Разнообразие игровых стратегий

(На основе: М. Г. Ермолаева РАЗНООБРАЗИЕ ИГРОВЫХ СТРАТЕГИЙ В ПОСТДИПЛОМНОМ ОБРАЗОВАНИИ КАК УСЛОВИЕ ЕГО ЦЕЛОСТНОСТИ // Особенности профессионального мастерства специалистов постдипломного образования. СПб. 2003.)

Весьма распространенным является сегодня утверждение о том, что в системе повышения квалификации и переподготовки кадров, взаимной экспертизы и аттестации игры нужны и полезны. Как заметил А. Эйнштейн, «в игровом мироощущении присутствует истина более глубокая, чем в рассудочном взгляде на мир».

Игр существует множество. Одна из классификаций игр может облегчить ориентацию в игровом многообразии. Понимая всю условность любой классификации, предлагается один из вариантов, обеспечивающий возможность рефлексии по поводу применяемого игрового инструментария.

В качестве основания такой классификации можно взять (вслед за И. Хейзинга и Р. Кайюа) стратегический принцип, идею игровой стратегии, заложенной в любой игре. Игровая стратегия — одно их основных слагаемых игры, наряду с такими, как участник(и), правила или условия (поскольку игра есть любая деятельность с условностями), игровой хронотоп (время и пространство, требуемое для игры), реквизит, который может и отсутствовать, а может быть простым или довольно сложным. Любая игра предполагает некую основную игровую идею, заложенную в ней. Эту идею игры можно описать через ее цели или задачи, игровой ход или действия участников, итог игры, по которому оценивается личный или групповой успех. Эту совокупность мы и называем игровой стратегией. Таким образом, она включает в себя игровые цели и задачи, действия и шаги участников, правила хода, игровой результат.

Идея игровых стратегий близка идее разных стратегий поведения человека, поскольку, выстраивая сознательно или бессознательно траекторию своих состояний, человек актуализирует те или иные свои способности, проявляет то или иное начало. Тогда разнообразие игровых подходов в условиях постдипломного образования можно рассматривать как условие обеспечения принципа бытийности в учебном процессе.

И. Хейзинга, нидерландский историк культуры в своей книге «Homo Ludens. Человек играющий» выделяет две стратегии игры: стратегию состязательности и стратегию представления. Первая — несет в себе идею борьбы, соревновательности. Любая игровая затея, построенная на конкурсной основе, в качестве итога игры предполагает признание чьей-то победы, а значит, и чьего-то поражения.

Стратегия представления не предполагает поражения ни одного из участников (это так называемые «игры без проигравших»). Игровым итогом является не победа кого-то из игроков, а возможность демонстрации, образного предъявления любого объекта мира реального или фантастического, выбранного в качестве темы представления.

В условиях аттестации педагога состязательная стратегия позволяет обнаружить количественные проявления компетентности (разнообразие знаний, умений, опыта, уровень активности самовыражения, скорость актуализации информации и выработки решения, степень связанности и согласованности действий с другими участниками), тогда как стратегия представления позволяет выявить уникальный образ педагогической реальности у каждого участника игры.

В основе любой стратегии лежат те или иные действия участников, их определенные психические усилия, то есть в игре оказываются задействованными те или иные элементы психики человека. В стратегии состязательности, где есть необходимость работать на победу, на преодоление сопротивления противника, ключевым становится волевой компонент. (Именно в этой стратегии говорят о воле к победе, о силе воли.) В стратегии представления основным становится скорее работа воображения, чувств и фантазии. Если воспользоваться моделью К. Юнга, выделяющего четыре основные группы способностей человека — рациональные (сознание, воля), эмоциональные, интуитивные, деятельностные (ощущения, движения), — то можно предположить, что стратегия соревновательности актуализирует преимущественно рационально-деятельностное начало, а стратегия представления — эмоционально-интуитивное. Игровые действия в стратегии соревновательности — это те, которые допускают объективную, количественную оценку в секундах, метрах, баллах, очках. В стратегии представления — это самобытные, а потому трудно сравниваемые между собой действия участников. В этой стратегии и оценка игрового результата преимущественно субъективная, эмоциональная (нравится — не нравится), это, скорее, качественные, словесные отзывы. Поскольку в жизни и так слишком многое построено на идее конкурентной борьбы, может быть, в системе постдипломного образования и аттестации следует увеличить долю игр в стратегии представления — игр без проигравших.

В плане развития идей И. Хейзинга и Р. Кайюа представляется возможным дополнить и конкретизировать названные стратегии следующим образом: стратегии движения, позиционности, имитационности, драматизации, розыгрыша, шанса, интерпретации. Каждая из них может реализовываться и по принципу состязательности, и по принципу представления.

Стратегия движения (варианты реализации — спортивные игры, аэробика, работа на тренажерах, игры для тренировки мелкой моторики). Это стратегия, в соответствии с которой осуществляются не только хорошо известные двигательные игры (подвижные и моторные), к которым применим лозунг «быстрее, выше, сильнее», но и менее осознаваемые, однако хорошо знакомые нам экстатические игры. Игры, в которых создается ощущение экстаза от собственного движения (танцы и движения-импровизации, игры на волнах, спуски с гор, катание на роликах, санях, досках и т. п.) и движения вокруг нас. Это те движения, которые завораживают и восхищают, — водопады, фонтаны, фейерверки, искры костра, созерцание бликов на водной глади. В экстатических играх человек испытывает потребность в течение всей жизни. Именно они в существенной мере обеспечивают его эмоциональную подпитку. В качестве игр стратегии движения могут быть использованы игры моторные, предполагающие актуализацию мелкой моторики взрослого человека. Например, игры, построенные на штриховках, эффективно снимающие, кстати, и психологическое напряжение; игры, построенные на рисовании двумя руками одновременно, как тренировка совместной деятельности обоих полушарий. Это полезно не только на начальных этапах обучения письму, но и в зрелом возрасте, когда и гибкость суставов, и подвижность сознания оставляют желать лучшего.

Стратегия позиционности (деловые игры, проблемные, рефлексивные, дебаты, организационно-коммуникативные, мастерские ценностных ориентаций и др.) предполагает игры, в которых имеет место конфликт, проблемная ситуация, разрешение которой требует участия всех заинтересованных сторон. В ходе таких игр происходит, как правило, ценностное самоопределение по поводу предмета спора. В играх, реализующих эту стратегию, возникает возможность диалога, дискуссионного обсуждения, выработки совместной программы действий по выходу из конфликта, разрешению проблемы, как правило, реально существующей. Как было замечено выше, эти игры широко представлены в системе образования взрослых.

Стратегия имитационности (имитационные игры, аттестационные игры). Близка по сути к упомянутой выше, но отличается тем, что предметом обсуждения и проживания в ней становятся, во-первых, ситуации экстремальные, во-вторых, ситуации, в которых человек реально не был. Ключевая фраза в играх этой стратегии: «Представьте, что будет, если...» — и дальше предлагаются разнообразные, иногда весьма затруднительные обстоятельства жизни, по отношению к которым участникам и предлагается продумать свои действия. В этой стратегии (в отличие от стратегии позиционности) обсуждаются ситуации не насущные, а возможные. Важным игровым результатом является здесь обретение некоторого представления, как можно действовать в таких ситуациях, снятие страха по отношению к попаданию в них.

В играх, построенных на имитационной стратегии, обычно идет работа с будущим, не всегда известным участникам. Результатом в этом случае может стать адаптация специалиста к возможным, новым условиям. Поэтому в этих играх особенно актуальны прогностические, гипотетические, интуитивные усилия участников.

Стратегия драматизации. Сюда относятся хорошо известные сюжетно-ролевые игры, актерская игра (профессиональная и любительская), игры-подражания. Ситуации и роли, которые разыгрывают участники, могут быть прописаны, а могут быть только намечены. В этом случае у игроков есть возможность свободной импровизации и в тексте, и в построении мизансцен на основе оговоренной сюжетной канвы. Что становится предметом драматизации, зависит от группы и ее задач.

Стратегия розыгрыша. Стратегия, максимально ориентированная на эмоциональное начало человека. Почему-то именно в этих играх мы достигаем максимальных амплитуд эмоциональных реакций. Это часто непредсказуемая эмоция (от гнева до хохота). Актуальным в розыгрышах и шутках становится чувство юмора, умение легко отнестись к ситуации, которая неподвластна нам, к обстоятельствам, которые мы не в силах изменить. Таковых с годами меньше, увы, не становится. Не потому ли А. Володин однажды заметил:

«Самоучитель по улыбкам нам надобен, господа!»

Стратегия собирательства — коллекционирование, накопление, сбор чего-то важного для человека с возможностью впоследствии предъявить народу свое богатство. Часто именно эта стратегия заложена в ситуациях подсчета рейтинга, когда человек собирает какие-то очки, знаки и по их количеству удостаивается какого-либо вознаграждения. К стратегии собирательства имеет отношение и идея создания портфолио слушателя, специалиста, аттестующегося. Портфолио можно рассматривать как коллекцию работ слушателя, отображающую его участие в учебном процессе, а также как коллекцию профессиональных разработок, информационных, аналитических материалов, отражающую его деятельность и рост в межаттестационный период. В портфолио включается весь материал, собранный за определенный период профессионального становления или развития: конспекты прочитанного, размышления о неоднозначных решениях проблем, выводы состоявшихся дискуссий, аргументированные эссе, личные наработки по обсуждаемым темам. Основная идея этой стратегии в том, что в любом человеке есть дух собирателя.

Стратегия шанса (лотереи, пари, прогнозы, игры случая). К этой стратегии относятся все игры, в которых задействованы усилия игроков по прогнозам, предположениям, версиям. Например, телевизионная игра «100 к 1» в основе своей построена по стратегии шанса. В играх этой стратегии упор делается все-таки на интуитивные предположения. Всегда любопытна самодиагностика верности своих догадок по тем или иным вопросам, В этих играх открывается возможность проверки совпадения представлений здравого смысла и собственно научных. Поскольку не все в нашей жизни можно просчитать и спрогнозировать, работа в этой стратегии расширяет наши возможности по диалогу с Реальностью.

Стратегия интерпретации. К этой игровой стратегии можно отнести создание любых текстов — графических, пластических, словесных, любое толкование действительности, герменевтический взгляд. Игры-интерпретации — это всегда выбор отправных точек, акцентов, принципиальных для выстраивания той или иной интерпретации, того или иного, понимания мира, себя; своеобразные игры ученых (их интеллектуальные изыскания); действия мастеров любого вида искусства по пути отражения действительности; метафоризация жизни как игра. Основной инструмент — язык интерпретации, взятый игроком за основу (слово, нота, краски, жесты...). В этой стратегии актуализируются такие способности человека, которые М. С. Каган назвал способностью образного удвоения реальности.

Действия участников на педагогических мастерских (мастерские творческого письма, мастерские сотрудничества, ценностных ориентаций и др.), используемых сегодня в постдипломном образовании, могут быть отнесены к игровым в рамках стратегии интерпретации.

Коль скоро мы говорим о возможностях целостного и комплексного личностно-профессионального становления и реализации человека в условиях постдипломного образования и в условиях квалификационных испытаний, необходимо и при использовании игровых форм взаимодействия с участниками этих процессов стремиться к определенной целостности этих форм. Одной из гарантий этого может стать комплекс игровых стратегий, используемых в программах постдипломного образования и в аттестационных процессах.

Требования к ведущим деловой игры

(На основе: А.П.Панфилова // ДИСКУССИИ ОБ АНДРАГОГИКЕ. Материалы 2й международной научно-практической конференции. 16-17 апреля 2002)

Использование в системе повышения квалификации и аттестации педагогических и руководящих работников в системе образования различных интерактивных технологий потребовало принципиально новой компетентности. Речь идет об игротехнической компетентности. Игротехническая компетентность - это владение интерактивными технологиями. С одной стороны, она связана с игротехническими знаниями, умениями и навыками, то есть владением интерактивными технологиями: деловыми играми, методом кейсов, ролевыми играми, тренингами и т. п., с другой, андрагогической компетентностью, так как обучение и аттестация взрослых — это особая ответственность, требующая сугубо индивидуального подхода.

В Санкт-Петербурге в 2003 г. прошла международная конференция «Семьдесят лет деловых игр в России...» ко дню рождения Марии Мироновны Бирштейн, разработчика первой отечественной игры, - что говорит о продолжительной истории развития игровых технологий в России. Сегодня «нам нужна игротехническая компетентность в самом широком плане» - утверждает А.П.Панфилова.

А.П.Панфилова подготовила книгу ««Игротехнический менеджмент. Интерактивные технологии для обучения и организационного развития персонала». Данную книгу мы рекомендуем преподавателям и экспертам в системе повышения квалификации и аттестации педагогов. В пособии можно найти все известные технологии и способы работы с ними.


Особенности участников деловой игры в процессе аттестации

(На основе С.Л.Братченко // ДИСКУССИИ ОБ АНДРАГОГИКЕ. Материалы 2й международной научно-практической конференции. 16-17 апреля 2002)

Так что же такое взрослый человек? Это - в первую очередь зрелый человек. А что такое зрелость? Это наличие определенных взглядов, это достаточно сформированная картина мира, это субъектность. Это означает, что он ничего не принимает на веру - в той мере, в какой он взрослый, он все «фильтрует», критически воспринимает и осмысливает. Следовательно, необходимо использовать в процессе повышения квалификации и аттестации такие методы, такие формы, чтобы, с одной стороны, это не вызвало сопротивления, а с другой стороны, - чтобы изначально было вариативным и незавершенным, позволяло строить дискуссию, диалог.

Зрелость означает также высокий уровень рефлексивности, достаточно ясную осознанность своих интересов, потребностей. Взрослый человек знает (хотя бы в общем виде), чего он хочет. Он, включаясь и в процесс дополнительного образования, и в процесс аттестации, обычно имеет свою цель, - часто не вполне совпадающую с общепринятыми целями, свои смыслы.

Взрослый человек - это самостоятельный человек, обладающий способностью - на основе адекватного восприятия, понимания и критического осмысления - видеть варианты, альтернативы, учитывать имеющиеся у него возможности и ресурсы и делать выборы, а затем и отвечать за них. То есть взрослый человек - обязательно ответственный человек.

Взрослый человек - это непременно индивидуальность. Чем старше люди, тем более индивидуальными, непохожими друг на друга они становятся. У каждого человека развиваются неповторимые особенности, раскрываются индивидуальные качества, накапливается уникальный жизненный и профессиональный опыт. Если совместить теперь эту зрелость, критичность, самостоятельность, индивидуальность, то мы получаем очень серьезную проблему в лице обучающегося или аттестующегося взрослого.

Деловая игра «Аттестация»

Деловая игра «Аттестация» разработана А.П.Панфиловой на основе принципов, изложенных в ее книге «Игротехнический менеджмент. Интерактивные технологии для обучения и организационного развития персонала». М., Знание. 2003. 536 с.. Деловая игра «Аттестация» была презентована профессиональному сообществу в ходе 3й международной конференции «Особенности профессионального мастерства специалиста постдипломного образования» 15-16 апреля 2003. Оригинальная модель игры предназначена для обеспечения интерактивного характера образовательного процесса в постдипломном образовании, а также для различных видов аттестации в ходе дополнительного образования взрослых.

Российская академия государственной службы при Президенте РФ также предлагает деловую игру "Аттестация персонала" в рамках программы повышения квалификации по теме "Оценка и аттестация персонала организации", с целью специализированной подготовки слушателей по актуальным проблемам оценки персонала для эффективного решения задач по использованию возможностей человеческих ресурсов при достижении целей организации; освоения слушателями современных технологий диагностики и оценки; формирования у слушателей навыков по проведению диагностики и аттестации персонала.

На основе названных источников предлагается вариант деловой игры «Аттестация» с целью обеспечения активно-диалогического характера аттестационных процессов и для выявления ключевых компетентностей в ходе квалификационных испытаний педагогических работников, заявившихся на высшую категорию.

Задачи деловой игры «Аттестация»:

1.Формирование атмосферы творческого взаимодействия участников, позволяющей полно раскрыть и продемонстрировать профессиональные компетентности.

2.Организация ситуаций совместного решения групповой задачи, самооценки и взаимной экспертизы решения, проявления социально-профессиональной компетентности.

3.Осуществление внешней экспертной оценки проявленных компетентностей, установление их соответствия квалификационной категории.

Форма деловой игры открывает для участников широкие возможности актуализировать именно то содержание, которое соответствует их представлениям о приоритетах и ценностях современного образования, перспективах развития образования.

Участники получают возможность продемонстрировать свою способность прогнозировать и проектировать изменения в сфере образования и в собственной деятельности, способность к формированию и анализу системы отношений в образовательном сообществе, способность прогнозировать перспективы развития обучающихся, образовательных учреждений, образовательного сообщества.

Игровая форма создает условия для существенно большей свободы участников в выборе темы, содержания собственных и групповых разработок в контексте игровых заданий.

Вместе с тем данная форма хорошо структурирована, содержит ясно очерченные этапы со своими задачами и возможностями.

Деловую игру проводят трое ведущих , один из которых осуществляет организационные действия, а двое других осуществляют наблюдение и экспертизу действий отдельных участников и подгрупп, на которые участники распределяются в ходе игры.

Общее время игры 1 час 40 минут – 2 часа.

Этапы проведения деловой игры «Аттестация»:

1.Вхождение в игровую ситуацию.

2.Собственно игра.

3.Выход из игровой ситуации.

Вхождение в игровую ситуацию требует постепенности. После представления участников, обсуждения, в общем виде, целей и задач игры (ориентировочное время 5 минут) необходим эмоциональный разогрев участников, психоэмоциональная подготовка к особенностям предстоящего игрового взаимодействия.

Для проведения деловых игр требуется особая творческая атмосфера. Разминочные упражнения способствуют созданию такой атмосферы, помогают снять шаблоны и привычные стереотипы повседневного общения, помогают в изменении среды общения.

Игровые упражнения создают раскрепощенную, непринужденную атмосферу среди участников тренинга. Группа заметно оживляется, участники как бы “снимают маски”, в которых они были вначале. Это помогает ведущему в создании атмосферы, которая способствует творческому общению в группе.

Разминочные упражнения.

Приведенные ниже упражнения заимствованы из пособий: Ясвин В.А. «Тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде». М., 1997; Макшанов С.И., Хрящева Н.Ю. «Психогимнастика в тренинге». СПб, 1993 и адаптированы нами к ситуации аттестации.

УПРАЖНЕНИЕ 1

Участники садятся по кругу, ведущий стоит в центре круга.

Ориентировочное время: около 5-и минут.

Инструкция: "Сейчас у нас будет возможность продолжить знакомство. Сделаем это так: стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то общим профессиональным признаком. Этот признак он называет. Например, я скажу: "Пересядьте все те, кто работает в основной школе" («те, у кого есть авторские разработки», «те, кто участвовал в годичных совещаниях», «те, кто участвовал в педагогических чтениях» и т.п. – ведущий может 2-3 раза выступить в роли водящего, чтобы привести примеры 2-3 профессиональных отличий) - и все, кто работает в основной школе, должны поменяться местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, должен постараться успеть занять одно из освободившихся мест, а тот, кто останется в центре круга без места, продолжит игру. Используем эту ситуацию для того. чтобы побольше узнать друг о друге".

Примечание . Упражнения, связанные с активными перемещениями, движениями, необходимы для достижения телесного тонуса, для преодоления сосредоточенности на интеллектуальной, вербальной стороне общения, для достижения большей свободы и раскрепощенности. Исключать такие упражнения нельзя. В то же время ситуация аттестации отличается от ситуации, например, тренинга, поэтому упражнения должны быть тематически связаны с содержанием профессии.

УПРАЖНЕНИЕ 2

Все участники садятся по кругу, ведущий стоит в центре круга.

Ориентировочное время: около 10-и минут.

Инструкция: "Сейчас у каждого из вас будет 0,5 минуты для того, чтобы обратиться к группе. Цель обращения: помочь каждому отвлечься от проблем, не относящихся к нашей работе, сосредоточиться на ситуации "здесь и теперь", полностью включиться в работу группы".

Примечание : упражнение нужно для самоподдержки и взаимной эмоциональной поддержки участников, формирования доброжелательной безопасной атмосферы.

УПРАЖНЕНИЕ 3 “Мои достижения"

Все участники садятся по кругу, ведущий стоит в центре круга.

Ориентировочное время: около 10-и минут.

Материалы и подготовка: ручки, бланки "Мои достижения". Упражнение выполняется индивидуально.

Процедура. Участникам предлагается сосредоточиться и заполнить бланки "Мои достижения". При этом, не надо "фильтровать" приходящие в голову мысли, сомневаться, — является ли то или иное достижение "действительно" достижением. Если оно сейчас "пришло в голову", значит, оно имеет субъективное значение для самого участника и является в этом смысле его "настоящим достижением". Затем участники собираются в кругу и по своему желанию делятся с группой некоторыми из своих достижений. Заполненные бланки передаются экспертам.

Примечание: упражнение нужно для укрепления самооценки, осознавания позитивной динамики, личностного саморазвития участников.

Собственно игра.

Участники распределяются на две примерно равные группы произвольно или с помощью процедуры случайного выбора (с применением разноцветных карточек и т.п.).

В ходе игры группы представляют друг другу свои творческие этюды, задают вопросы и оценивают качество ответов.

Задание 1. «Групповой герб и девиз».

Ориентировочное время: около 15-и минут.

Материалы и подготовка: ручки, бланки "Герб и девиз".

Группам раздаются бланки «Герб и девиз» и предлагается заполнить поля герба соответствующими символами, наиболее точно выражающими сущность каждого поля.

· первое поле—"Мы как педагоги";

· второе поле—"Наши ученики";

· третье поле—"Наше профессиональное прошлое";

· четвертое поле—"Наше профессиональное будущее".

На ленте предлагается написать фразу, которая могла бы служить профессиональным девизом, выражением профессионального кредо. Никаких ограничений, кроме временных.

Готовые герб и девиз представляются другой группе, с небольшим комментарием (по необходимости), располагаются затем на виду у всех участников.

Задание 2. «Вопросы и ответы».

Ориентировочное время: около 30-и минут.

Материалы и подготовка: ручки, бланки «Вопросы и ответы».

Группам раздаются бланки «Вопросы и ответы» и предлагается составить 3 вопроса для другой группы по наиболее актуальным для современного образования темам.

Инструкция к составлению вопросов.

Составьте 1 вопрос в закрытой форме . Закрытым называется вопрос, допускающий один адекватный вариант ответа. Несколько вариантов ответа (предпочтительно – 4 варианта) предлагаются на выбор. Вопрос, варианты ответа, с указанием правильного, запишите на бланке.

Составьте 1 вопрос в открытой форме . Открытым называется вопрос, допускающий высказывание собственной точки зрения, рассуждение, аргументы, определение понятия, развитие идеи. Вопрос и свой ответ запишите на бланке.

Составьте 1 вопрос в форме конкретной проблемной ситуации , требующей профессионального решения. Ситуацию и свое решение запишите на бланке.

После того, как вопросы подготовлены, группы обмениваются ими .

1. Группы сообщают друг другу вопрос в закрытой форме, обсуждают свой групповой ответ и по сигналу ведущего выслушивают друг друга. Группа оценивает ответ соперников как верный или неверный, в последнем случае сообщает свой вариант.

2. Группы сообщают друг другу вопрос в открытой форме, обсуждают свой групповой ответ и по сигналу ведущего выслушивают друг друга. Группа оценивает ответ соперников как верный или неверный, в последнем случае сообщает свой вариант.

3. Группы сообщают друг другу вопрос в форме конкретной ситуации, обсуждают свое групповое решение и по сигналу ведущего выслушивают друг друга. Группа оценивает решение соперников как верное или неверное, в последнем случае сообщает свой вариант.

Примечание : ведущий сообщает группам игровые правила поведения – точность соблюдения временных требований, наличие только одного говорящего от имени группы, начало и прекращение группового обсуждения по сигналу ведущего, и следит за тем, чтобы участники придерживались правил. Эксперты отмечают случаи принципиальных нарушений игровых правил.

По окончании этапа заполненные бланки передаются экспертам.

Задание 3. «Наши ценности».

Ориентировочное время: около 15-и минут.

Материалы и подготовка: ручки, бланки «Наши ценности».

Группам раздаются бланки «Наши ценности» и предлагается составить рассказ для другой группы.

Инструкция к составлению рассказа.

Подумайте все вместе над тем, какое качество вы больше всего цените в людях – учащихся или коллегах, родителях учащихся, руководителях или иных партнерах. После того, как вы сделаете свой выбор, придумайте (или вспомните) короткий рассказ, историю, притчу, которые несли бы информацию о выбранном вами качестве. Услышав ваш рассказ (историю, притчу), участники другой группы должны будут понять, о каком качестве идет речь. Запишите рассказ на бланке, укажите, какое ценное качество он характеризует.

После того, как рассказы подготовлены, группы обмениваются ими .

· Группы рассказывают друг другу истории, обсуждают свой групповой ответ и по сигналу ведущего выслушивают друг друга. Группа оценивает ответ соперников как верный или неверный, в последнем случае сообщает свой вариант.

По окончании этапа заполненные бланки передаются экспертам.

Выход из игровой ситуации.

Ориентировочное время: 10 минут.

Материалы и подготовка: ручки, бланки «Благодарности и пожелания».

Группам предлагается обсудить и высказать другой группе конкретные благодарности и конкретные пожелания.

Конкретные благодарности: «мы благодарны вашей (возможно, определенному участнику) группе за то, что … (поняли, узнали, заметили, и т.п.)».

Конкретные пожелания: «мы желаем вам (всем или, возможно, определенному участнику) решить…, найти…, договориться…, получить… и т.п.».

Ведущий подводит общий итог, соотнося полученные результаты с целями. Эксперты кратко информируют о своих наблюдениях.

Ведущий объявляет о завершении игры и благодарит участников.


Протоколы наблюдения экспертов

Протокол наблюдения инициативы участников деловой игры «Аттестация»

Игровое задание

Участник 1

Участник 2

Участник 3

Участник 4

Участник 5

Герб и девиз

Вопросы и ответы

Наши ценности

Благодарности и пожелания

Примечание. В протоколе отмечается факт инициативы участника в выполнении группового задания и, кратко, ее качество. Эксперты отмечают факты соответствия инициативы участника квалификационным требованиям к высшей категории. Это означает соответствие содержания создаваемых в игре символов ("Герб и девиз"), вопросов группе оппонентов, сообщений о ценностях, пожеланий и т.д. следующим критериям:

- наличие прогнозов и проектов развития сферы образования и собственной деятельности;

- наличие модели и анализа (побуждения к моделированию и анализу) системы отношений в образовательном сообществе;

- наличие представлений о перспективах и условиях сопровождения развития учащихся, образовательных учреждений, образовательного сообщества.

Формы записи для участников игры

Перечень бланков:

1. Бланк «Мои достижения».

2. Бланк «Герб и девиз»

3. Бланк «Вопросы и ответы»

4. Бланк «Наши ценности»

5. Бланк «Благодарности и пожелания»

Бланк «Мои достижения»

Инструкция: запишите некоторые из своих достижений в профессиональной сфере.

Бланк «Герб и девиз»

· первое поле—"Мы как педагоги"

· второе поле—"Наши ученики"

· третье поле—"Наше профессиональное прошлое"

· четвертое поле—"Наше профессиональное будущее"


Бланк «Вопросы и ответы»

Закрытый вопрос :

Варианты ответа:

1)

2)

3)

4)

Правильный ответ:

Открытый вопрос :

Ожидаемый ответ:

Вопрос-ситуация :

Ожидаемое решение:


Бланк «Наши ценности»

Рассказ:

Ценное человеческое качество, которое отражено в рассказе:

Бланк «Благодарности и пожелания»

Мы благодарим группу оппонентов за

Мы желаем группе оппонентов


Литература, использованная при составлении рекомендаций

1. Братченко С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования. М. «Смысл». 1999.

2. Братченко С.Л.// Дискуссии об андрагогике. Материалы 2й международной научно-практической конференции. 16-17 апреля 2002.

3. Ермолаева М.Г. разнообразие игровых стратегий в постдипломном образовании как условие его целостности // Особенности профессионального мастерства специалистов постдипломного образования. СПб. 2003.

4. Макшанов С.И., Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. СПб, 1993.

5. Панфилова А. П. Андрагогическая компетентность преподавателя, обучающего руководителей // Особенности профессионального мастерства специалистов постдипломного образования. СПб. 2003.

6. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. СПб., 1999.

7. Панфилова А.П. Игротехнический менеджмент. Интерактивные технологии для обучения и организационного развития персонала. М., Знание. 2003.

8. Ясвин В.А. Тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде. М., 1997.

9. Экспертиза деятельности руководителя образовательного учреждения в процессе аттестации. Новгород. 1995.