Главная Учебники - Разные Лекции (разные) - часть 13
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение………………………………………………………………….3 1.Основное назначение, цель и задачи дипломной работы…………...4 2. Общие требования к дипломной работе……………………………..6 3.Выбор темы дипломной работы………………………………………9 4.Порядок выполнения дипломной работы …………………………..10 5. Организация выполнения дипломной работы студентами заочной формы обучения………………………………………………………18 6.Методика подготовки основных разделов дипломной работы……19 7.Оформление библиографии. Список использованных источников…………………………………………………….………27 8.Требования к оформлению дипломной работы ……………………29 9.Порядок защиты дипломной работы………………………………..36 10.Примерная тематика дипломных работ по специальности «Менеджмент организации» для студентов дневной и заочной форм обучения ……………………………………………………………...41 11.Основные вопросы к Государственному экзамену ……………….54 12.Приложения………………………………………………………….63 Введение
Завершающим этапом обучения студента на экономическом факультете Башкирского государственного университета является написание дипломной работы. По своему содержанию она все в большей мере приближается к самостоятельной исследовательской работе, где должно найти отражение не только полученная сумма знаний по курсам учебной программы, но и новые решения актуальных вопросов экономики и управления. I
.
ОСНОВНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ
студентов по специальности «Менеджмент организации» является завершающей стадией обучения на экономическом факультете университета. Целью дипломной работы является
: систематизировать, закрепить и расширить теоретические знания, углубить изучение и решение одного из вопросов теории и практики экономики и управления в организации, овладеть элементами самостоятельной исследовательской работы. 1.1. Основными задачами дипломной работы являются:
1) обоснование актуальности и значимости темы работы в теории или практике; 2) теоретическое исследование с позиций современного менеджмента состояния заданной проблемы или задачи, раскрытие сущности экономических категорий, явлений, а также смыслового содержания ключевых понятий выбранной темы; 3) анализ экономического и финансового состояния объекта исследования (фирмы, корпорации, отрасли, региона) за определенный период, выявление динамики изменения экономических и финансовых показателей объекта исследования, их тенденции на перспективу и проблем, требующих своего решения или совершенствования; 4) овладение современной методикой решения практических задач или вопросов, поставленных в дипломной работе; 5) обоснование практической направленности рекомендаций и предложений, разработанных дипломниками в заключительной главе работы; 6) обобщение полученных в результате проведенных исследований материалов и формулирование выводов; 7) выработка и развитие умения работать самостоятельно с научной литературой, правильно цитировать и делать ссылки на источники; 8) умение производить расчеты экономическими показателями, строить графики и диаграммы по ним и логически обоснованно излагать результаты. II
. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДИПЛОМНОЙ РАБОТЕ
Решение перечисленных выше учебно-методических задач позволит обеспечить: 1) применение современной передовой методологии; 2) комплексный системный подход к раскрытию темы; 3) практическую значимость (ценность) работы; 4) наличие элементов творчества. Применение современной передовой методологии.
Выполнением дипломной работы завершается обучение студента в университете. В процессе подготовки дипломной работы студенты углубляют свои знания в области теории и практики специальных курсов. Поэтому при выполнении дипломной работы необходимо опираться на официальные статистические данные, публикации отечественной и зарубежной специальной литературы, а также на конкретные материалы организаций, собранных во время преддипломных практик. Принимая непосредственное участие во время практики в работе предприятия (или его отдела), дипломник может самостоятельно или под руководством сотрудников проводить анализ экономических и финансовых показателей, принимать участие в маркетинговой деятельности и разработке стратегии предприятия, апробировании различных методик, разработке бизнес-планов, проведении плановых расчетов, а также в исследовании теоретических вопросов, необходимых для совершенствования работы в перспективе. При этом главным для студента является умение использовать конкретные материалы организации для решения проблем, обнаруженных им. Именно этим условиям должно отвечать содержание дипломной работы. Такой подход к выполнению дипломной работы дает возможность студенту не только показать свою подготовленность и навыки практической работы, но и оказать конкретную практическую помощь организации. III
. ВЫБОР ТЕМЫ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ
Организация выполнения дипломных работ начинается с выбора темы. Чем раньше студент это сделает, тем больше времени и возможностей у него будет для ее изучения и подготовки. Выбору темы предшествуют написание курсовых работ, прохождение учебно-ознакомительной, экономической, производственной практик, участие в различных конференциях, конкурсах, выполнение научно-исследовательской работы. IV
. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ
Выбрав тему работы, дипломник должен определить конкретную конечную цель, ожидаемый результат, к которому стремится; сформулировать задачи, которые потребуется решить для достижения поставленной цели работы, и выбрать пути (методы, способы) ее достижения. Руководитель дипломной работы составляет задание и график подготовки дипломной работы (Приложение 1), в соответствии с которым дипломник должен, не реже одного раза в две недели, встречаться с руководителем и отчитываться о проделанной работе, получать задание на очередной этап работы. Это позволит студенту рационально распределить время, отведенное на выполнение дипломной работы, а кафедре и руководителю дипломной работы – осуществлять контроль за ее ходом. Основной материал дипломник собирает на базе преддипломной практики и в библиотеке. Подбор научной литературы и представление ее списка научному руководителю осуществляется студентом не позднее, чем к началу преддипломной практики
. Примерно в середине преддипломной практики (март месяц), начинается анализ собранного статистического материала, выполнение расчетов, таблиц, графиков, обсуждение и уточнение материала работы с научным руководителем. Введение и первую часть (около 25% объема) дипломной работы
представить научному руководителю за 10 дней до окончания практики. Этот теоретический материал послужит основой для написания в дальнейшем преддипломной курсовой работы, защита которой состоится примерно в течение 10-12 дней после окончания практики (по графику, утвержденному кафедрой). Представление и защита отчета по преддипломной практике осуществляется в течение недели после окончания практики
по графику, утвержденному кафедрой. После прохождения практики, сдачи отчета и курсовой работы осуществляется доработка первой части (главы), написание и представление второго и третьего разделов (глав) и окончательная компоновка дипломной работы согласно заданию и графику. После написания работы и проверки ее научным руководителем необходимо получить его отзыв о качестве работы, внешнюю рецензию с рекомендуемой оценкой (при успешной защите), подготовить доклад на 7-8 минут, плакаты и раздаточный материал к защите перед Государственной аттестационной комиссией. В подготовленный диплом вкладывается справка о прохождении преддипломной практики и характеристика. Преддипломная практика, подготовка курсовой работы и отчета по практике.
Преддипломная практика студентов является важнейшей частью подготовки специалистов и проводится на предприятиях и в организациях различных сфер экономики региона. На этом этапе осуществляется формирование основных умений и навыков работы, личностных качеств в соответствии с квалификационной характеристикой, систематизируются и закрепляются теоретические знания путем самостоятельного выполнения порученного участка производственной деятельности. Преддипломная практика студентов способствует закреплению и углублению теоретических знаний, изучению проблем функционирования конкретной организации и учреждения. Ответственность за организацию преддипломной практики несут как преподаватели кафедры, так и руководители организаций, где проходят практику студенты. В ходе практики студенты должны подробно ознакомиться с действующими законодательными и инструктивными документами, регулирующими деятельность организации. Преддипломная практика и являются первым этапом дипломной работы. Руководитель дипломной работы составляет задание студенту на преддипломную практику, предусматривающее сбор материалов по предприятию и анализ его работы. В соответствии с этим заданием студент должен в период преддипломной практики изучить конкретные материалы предприятия, познакомиться с применяемыми методами управления и сформировать массив информационного материала. Материалы, собранные на преддипломной практике, студент должен обобщить в виде отчета по преддипломной практике, который должен соответствовать теме дипломной работы и заданию на ее выполнение. После окончания преддипломной практики студенты сдают следующие документы:
1) отчет о преддипломной практике; 2) характеристика с места прохождения практики; 3) справка с места прохождения практики, содержащая сроки прохождения практики (справка предоставляется на фирменном бланке предприятия и заверяется печатью); 4) дневник практиканта. Содержание отчета о практике должно включать в себя
: −краткую историческую справку и информацию об экономической деятельности предприятия, организации, учреждения; −перечень основных задач и перспектив развития организации, учреждения; −нормативную документацию, применяемую экономическими службами и регулирующую деятельность организации; − приложения в виде собранного фактического материала. должна включать в себя следующие разделы
: 1. Оглавление. 2. Введение (обосновывается актуальность темы, формулируются цель и задачи, указываются объект и предмет исследования). 3. Теоретическая часть (раскрытие понятийного аппарата темы, ее разработанности, сущности исследуемой проблемы; выводы, рекомендации). 4. Заключение. 5. Список использованных источников информации. Таким образом, и отчет о преддипломной практике должны содержать весь собранный теоретический и фактический материал, необходимый для выполнения дипломной работы. оформляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению дипломной работы. По результатам защиты курсовой работы и отчета проставляется дифференцированная оценка, т.е.оценивается степень готовности студента к выполнению дипломной работы. В некоторых случаях, с учетом результатов преддипломной практики, могут быть внесены коррективы в задание на дипломную работу, не изменяя первоначальной темы. Студент, не защитивший в установленный срок курсовую работу и не получивший зачет по преддипломной практике, по решению выпускающей кафедры, к дальнейшему выполнению дипломной работы не допускается.
Таким образом, организация выполнения дипломной работы охватывает период от выбора темы до защиты дипломной работы и включает следующие основные этапы: 1. Выбор темы дипломной работы (до 20 декабря). 2. Прикрепление к научному руководителю (до 20 декабря). 3. Согласование с руководителем темы дипломной работы (до конца декабря). 4. Утверждение темы дипломной работы на кафедре (в декабре на заседании кафедры). 5. Выбор баз преддипломной практики по представлению студентов (декабрь-январь). 6. Утверждение базы преддипломной практики (к 1 февраля). 7. Работа с литературными источниками. Составление библиографии по теме дипломной работы (не позднее начала преддипломной практики). 8. Получение задания в соответствии со структурой дипломной работы. Составление графика работы, в т.ч. установление дней консультаций с руководителем дипломной работы (до начала преддипломной практики). 9. Написание введения и теоретической части работы (за 10 дней до окончания практики). 10. Изучение, анализ состояния проблемы, исследуемой в дипломной работе, на базе данных практики (по мере сбора и обработки статистического материала в период прохождения преддипломной практики). 11. Защита преддипломной курсовой работы (в течение недели после окончания практики). 12. Защита отчета о преддипломной практике (по графику, утвержденному кафедрой, т.е в течение недели после окончания практики). 13. Написание расчетно-аналитической части дипломной работы (после прохождения практики и сдачи отчета). 14. Сдача предварительного варианта дипломной работы руководителю. 15. Исправление сделанных замечаний, сдача окончательного варианта дипломной работы руководителю (к середине мая). 16. Написание руководителем отзыва на дипломную работу (до нормоконтроля). 17. Получение внешней рецензии (до нормоконтроля). 18. Подготовка выступления по защите дипломной работы (для прохождения нормоконтроля). 19. Подготовка иллюстративного (раздаточного) материала (для прохождения нормоконтроля). 20. Прохождение нормоконтроля комиссии кафедры. 21. Устранение замечаний комиссии нормоконтроля. 22. Получение разрешения заведующего кафедрой о допуске к защите. 23. Защита дипломной работы по специальности "Менеджмент организации" перед ГАКом ( по графику, утвержденному кафедрой). V
. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТАМИ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Студенты специальности 080507.65, обучающиеся на заочном отделении (6 лет обучения или 2,5 года при получении второго высшего образования), также как и студенты дневного отделения, в соответствии с учебным планом своей специальности и формы обучения выполняют дипломную работу. В отличие от студентов дневного обучения они пишут дипломную работу не на основе материалов, собранных во время преддипломной практики, а по материалам, которые они собирают по месту своей работы и из литературных источников. Это усложняет задачи студентов-заочников при подготовке ими дипломных работ. Если студенты работают по специальности 080507.65 или близкой к ней, у них есть возможность выбрать тему дипломной работы и собрать соответствующий материал. В случае, если студенты работают по другой специальности, то может быть целесообразно предложить студенту, по согласованию с администрацией предприятия, писать дипломную работу на материале другого отдела этого же предприятия. Общие требования к содержанию и оформлению дипломной работы те же, что и для студентов дневного отделения. С руководителем уточняются только сроки выполнения отдельных этапов работы согласно графику, утвержденному кафедрой. VI
. МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ
Любая имеет свои отличительные особенности, вытекающие из своеобразия темы, объекта, предмета исследования, структуры работы, требований научного руководителя, наличия и полноты источников информации, глубины знаний дипломником курсов специальных дисциплин, навыков и умений отражать теоретические и практические вопросы. Вместе с тем, каждая должна быть построена по общей схеме на основе единых методических указаний, отражающих современный уровень требований к завершающей стадии подготовки специалиста. Требование единства методики относится к структуре дипломной работы и ее оформления, но не к их содержанию. Требования к оформлению дипломной работы указаны на странице 29 данного методического пособия. 1. Титульный лист. 2. Оглавление с указанием страниц. 3. Введение. 4. Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы. 5. Глава 2. Расчетно-аналитическая часть: современное состояние изучаемой проблемы; задачи, методы, организация исследования. 6. Глава 3. Разработка рекомендаций и мероприятий по совершенствованию и решению изучаемой проблемы. 7. Заключение. 8. Список использованных источников информации. 9. Приложения. Титульный лист
является первой страницей дипломной работы и заполняется по определенным правилам. Образец оформления титульного листа приведен в Приложении 2. Следует обратить внимание, что название темы пишется без кавычек, внизу по центру пишется Уфа – 201… (без слова "год"). Оглавление.
Образец оформления оглавления приведен в Приложении 3. Оглавление помещается после титульного листа (номер страницы не проставляется). Включает введение, главы, параграфы (подпараграфы), заключение, список использованных источников, приложения. Они идут в той последовательности, в какой даны в дипломной работе. Заголовки глав и параграфов дипломной работы даются с указанием страниц, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать или давать их в другой формулировке, последовательности и соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте не допускается. Заголовки одинаковых ступеней рубрикации (глав, параграфов) необходимо располагать друг под другом. Название глав пишутся прописными буквами. Заголовки каждой последующей ступени (параграфов, подпараграфов) смещают на пять знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени.
Названия параграфов и подпараграфов пишутся строчными буквами с первой прописной без точки на конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления. В оглавлении нумерация рубрик делается по индексационной системе, то есть с цифровыми номерами, содержащимися во всех ступенях, также указывается номер, как своей рубрики, так и рубрики, которым она подчинена. Актуальность
должна раскрывать насущность, важность избранной темы в рамках решения определенной проблемы. Как правило, здесь дается краткое описание результатов исследователей, работающих в этом направлении. При этом внимание акцентируется на недостаточно изученные аспекты проблемы. Цель
работы должна быть сформулирована, исходя из названия работы. Чтобы ее грамотно представить, к теме работы необходимо добавить один из глаголов: «изучить», «исследовать», «проанализировать», «разработать» и т.д. Например
, Определить эффективность…………. Задачи
исследования формулируются исходя из цели, раскрывают и конкретизируют ее по составляющим. Например:
1. Изучить содержание основных понятий управления. 2. Выявить специфику российской управленческой мысли. 3. Проверить эффективность найденных направлений улучшения….. Объект
исследования в изучаемой проблеме должен быть представлен какой-либо материальной или идеальной системой. Например
, Уфимский завод ОАО «Электроаппарат». Предмет
исследования должен раскрывать проявления объекта, на которые будет направлено основное исследование в рамках избранной проблемы. Например, Эффективность управления ОАО «Электроаппарат». Дипломник должен постараться дать в работе (и указать это во введении) новый подход к теме или к ее исследованию, решению. Необходимо определить практическую направленность
(значимость) работы; указать методы исследования, которые служат инструментом в добывании фактических материалов; привести краткую характеристику ее структуры, поясняя взаимообусловленность решаемых задач. Объем введения 3
-5 страниц текста. Для обеспечения качества содержания заключения желательно после каждой главы сделать краткое резюме (выводы). Главная задача раздела "Заключение" ( не менее 3 машинописных стр.) – это подведение итогов всей работы, поэтому, как правило, здесь не даются ни новые фактические данные, ни новые теоретические положения, о которых не было речи в основных главах. В заключении с выверенной логической последовательностью необходимо изложить промежуточные результаты и выводы, полученные в ходе исследования, затем обобщить их и сформулировать окончательный общий вывод по всей работе, указывая возможные направления развития изучавшегося объекта (явления) в перспективе. Крайне важно проследить, чтобы на все вопросы, которые были сформулированы во введении, был дан ответ в заключении. В конце заключения указываются: 1) научные данные о новых процессах, явлениях, закономерностях; новые методы и принципы организации труда, мотивации, качественные и количественные характеристики предлагаемых систем, статистические анализы и исследования; 2) рекомендации, инструкции, руководящие материалы, методики, стандарты, нормы и правила, программы и т.д.; 3) внедрение рекомендаций в производство; 4) прочие положительные результаты; 5) отрицательные результаты. Список использованных источников.
В список следует включить все использованные источники (публикации всех видов, отчеты о НИР, малотиражные документы, монографии, статьи и т.п.). Он составляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-84 «Библиографическое описание документа». Объем списка должен содержать не менее 25 наименований. Использованные в дипломной работе источники располагаются в следующей последовательности: 1) нормативно-правовые акты законодательной и исполнительной власти (в порядке убывания их юридической силы и значимости: сначала федеральные, затем - региональные);
2) статистическая и справочная литература в хронологическом порядке;
3) литературные источники: монографии, книги (учебники), статьи из журналов, газет на русском языке в алфавитном порядке (
книги и статьи на иностранных языках помещают в конце после перечня всех источников на русском языке, перед сайтами); 4) допускаются ссылки на Internet. При этом необходимо указать название сайта, его электронный адрес, автора и название использованного материала. Пример: Горский А.Л. Страхование вкладов: позиции «за» и «против». //Электронная лента новостей. – www. Zenta.ru Все источники, включаемые в библиографию, нумеруются последовательно
(не по разделам), научная литература допускается более новых изданий (не позже 7-8 лет). Оформление библиографии
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. КЗОТ РФ с изменениями и дополнениями, внесенными Законом РФ от 25.09. 1993 г. №.... . «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР». – М.: Известия, 2007. – 127 с. 2. Федеральный Закон от 22.04.1996 г. №99-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (принят ГД ФС РФ 20.03.96 г.) // Экономика и жизнь, 2006. – №20. – С.15 - 20. 3. Справочник директора предприятия / Под редакцией М.Г. Лапусти.–М.: ИНФРА-М, 2008. –704 с. 4. Богомолов Ю. Комплексный подход к профессиональной подготовке и переподготовке кадров России // Проблемы теории и практики управления. – М: Экономика, 2008. – №2. – С.15-19. 5. Ирибан Ф. Управление предприятием: влияние национальных традиций // Общественные науки за рубежом, 2009. − № 2.– С. 31 – 36. 6. Исаенко А. Новое в теории и практике управления персоналом. – М.: Экономика, 2009. – 236с. 7. Кокорев В.П. Модели мотивации: основные принципы эффективности // Реформирование экономики региона: опыт, проблемы, перспективы. Тезисы докладов второй международной научно – практической конференции. Ч.2. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2009. – С. 252 - 254. 8. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Менеджмент персонала.–Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 480с. 9. Теория организации: Учебник для вузов/ Минобразования РФ: под общ.ред. В. Г. Алиева – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЗАО «Издательство Экономика», 2006. – 431с. 10. Хомелянский Б.А. Этические нормы в деятельности менеджера // Проблемы менеджмента на пороге XXI века. Тезисы докладов научно-практической конференции.– Барнаул, 2010.– С.121 - 123. 11. Горский А.Л. Страхование вкладов: позиции «за» и «против». //Электронная лента новостей. – www. Zenta.ru VII
. РАБОТА С ЛИТЕРАТУРОЙ
При написании дипломной работы студенту не следует забывать о стиле изложения. Язык экономического исследования должен быть точным, ясным, не допускать двусмысленного толкования. Студент обязан, умело использовать научную терминологию, не увлекаться чрезмерным употреблением "наукообразных" слов и оборотов. Поля оставляются по всем четырем сторонам текста: размер левого поля – 3 см, правого – 1см, верхнего поля – 2 см, нижнего - 2 см. Каждая страница текста, включая иллюстрации и приложения, нумеруется (кроме титульного листа и оглавления дипломной работы) по порядку без пропусков и повторений, текст должен быть отформатирован. Номера страниц проставляются в центре нижней части листа без точки, начиная с введения (третья страница). Все листы работы должны быть скреплены или сброшюрованы в жестком переплете. Оглавление
оформляется в соответствии с планом дипломной работы (Приложение 3). Текст работы
. Каждая глава начинается с новой страницы. Заголовки глав печатают полужирным шрифтом заглавными буквами без точки в конце. Интервал в тексте дипломной работы между строками глав, параграфов, подпараграфов должен составлять полуторный интервал, а между заголовками главы и параграфа, между заголовком и текстом – 2 полуторных интервала. Образец интервалов между главой и параграфом и текстом приведен в Приложении 8. Параграфы дипломной работы должны иметь порядковую нумерацию в пределах главы и обозначаться арабскими цифрами с точкой на конце (1.1., 1.2., 2.3., 3.4.). Заголовки параграфов, подпараграфов размещаются по центру, выделяются полужирным шрифтом и не подчеркиваются, точка в конце не ставится. Наименование глав и параграфов должно быть по возможности коротким. Переносы слов в заголовках не допускаются. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Текст дипломной работы необходимо разбивать на абзацы
, начала которых пишутся с красной строки. Абзацами выделяются примерно равные по объему, тесно связанные между собой и объединенные по смыслу части текста. Они могут включать несколько предложений. В каждом абзаце должны содержаться положения, объединенные общей мыслью. 1.Таблицами являются изображения, содержащие только цифровые данные. 2.Таблицы нумеруются последовательно арабскими цифрами. Перед порядковым номером таблицы знак "№" не ставится. Слово "Таблица" с указанием ее номера пишется в правом верхнем углу над заголовком таблицы. 3.Таблица должна быть снабжена текстовым заголовком, который располагается над таблицей симметрично (Приложение 5). Таблицы с цифровыми данными должны обязательно содержать единицы измерения (кг, тыс., руб., %) по состоянию на определенный период (на начало, на конец года или в среднем за год и т.д.). Цифры в столбцах таблиц располагаются точно одни под другими. Если есть необходимость, то допускается нумерация строки и столбцов арабскими цифрами. Допустимо применять размер шрифта в таблице меньший, чем в тексте. Примечания.
Под каждой таблицей необходимо указать источник приведенных данных. Таблица может быть составлена на основании данных, представленных предприятием или Госкомстатом, или расчеты произведены автором. Это необходимо отразить в примечании. Если таблица заимствована из других источников, кроме перечисленных выше, то необходимо сделать ссылку на них с указанием номера источника по списку использованной литературы и страниц, из которых она взята. Примечания указываются под таблицей. Если содержание таблиц не умещаются в одну страницу, то продолжается на следующей странице без заголовка (Приложение 5 и 6). Перечисления.
Если автор приводит перечисления после двоеточия то, ставиться дефис, а выражение пишется с маленькой буквы. В конце каждого выражения ставится точка с запятой. Пример. Наличие у субъекта управления достоверной информации позволяет: - определять закономерности процесса; - устанавливать зависимости качественных и количественных характеристик; - оценивать рациональность процесса. Если автор приводит перечисления после точки, то ставиться арабская цифра с точкой, а выражение начинается с большой буквы, в конце ставится точка. Если возникает необходимость в детализации одного из перечисленных выражений, то такое перечисление делается с маленькой буквы. Пример 1. 1. __________.
2. _________:
а) __________;
б) ___________;
в)____________: ─ __________; ─ __________; ─ __________. 3. ____________.
При перечислении с маленькой буквы вместо прописных букв со скобкой можно использовать цифры со скобкой. Пример 2. 1. __________.
2. _________:
1) __________;
2) ___________;
3)____________: ─ __________; ─ __________; ─ __________. 3. ____________.
Смещение вправо на 5 знаков. Приложения к дипломной работе
. Если студентом собран большой объем материала и на его основе им проведены расчеты, подтверждающие основные положения работы, то в тексте следует привести только результаты расчетов и лаконичные выводы, вытекающие из них. Исходные данные в виде табличного материала, детализированных расчетов, рисунков следует помещать в конце дипломной работы в виде приложений. Но в тексте на каждое приложение должна быть ссылка (Например. Характеристики руководителей с высокой и низкой способностью формирования коллектива приведены в Приложении 3). Приложения нумеруются последовательно арабскими цифрами без знака «№». Слово «Приложение» с указанием его номера пишется в правом верхнем углу над заголовком (Приложение 6). Каждое приложение следует начинать с новой страницы. Страницы всех приложений нумеруются порядковыми числами, но в общий объем не входят. Если содержание приложения не умещается в одну страницу, то продолжаются на следующих страницах без заголовка, а над содержанием приложения пишется (Продолжение Приложения 1) без кавычек (См. Приложение 7). 2. Недословное приведение выдержки из какого-либо произведения в форме косвенной речи кавычками не выделяется, но в конце фразы обязательно делается ссылка на источник [32, с. 5]. Нельзя пользоваться порядковыми номерами списка литературы дипломной работы как словами для построения фраз, например, "В 25 дается определение менеджмента..." Правильное построение предложения будет: "В учебнике [25] дается определение менеджмента..." 3. Подстраничная ссылка. Она оформляется под чертой вниз той страницы, на которой сделана цитата, с указанием источника, года издания, издательства, страницы. Ссылки должны иметь сквозную нумерацию в пределах всего текста. IX
. ПОРЯДОК ЗАЩИТЫ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ
К защите допускаются студенты, прошедшие нормоконтроль комиссии кафедры, представившие все необходимые документы к защите, а именно: 1)отзыв руководителя с заключением «допускается к защите»; 2) внешнюю рецензию с оценкой специалиста, имеющего высшее экономическое образование. Внешняя рецензия должна быть подписана рецензентом (с указанием должности и места работы) и заверена печатью в отделе кадров предприятия (организации); 3) текст выступления; 4) раздаточный материал; 5) справка о прохождении преддипломной практики; 6) характеристика с места прохождения преддипломной практики (закрепленная печатью организации). Подготовка отзыва руководителя и оформление допуска студента к защите дипломной работы.
Полностью отредактированная должна быть оформлена согласно существующим требованиям и переплетена в твердую обложку. Проверенная и подписанная студентом передается научному руководителю для подготовки отзыва с разрешением на защиту. В подготовленном руководителем письменном отзыве обычно выделяют важнейшие достоинства работы, к которым относятся: - актуальность исследуемой проблемы; - степень раскрытия цели и задач дипломной работы, поставленных перед студентом; - степень и глубина разработки темы; - степень использования материалов преддипломной практики; - отношение студента к работе в процессе ее написания, уровень его теоретических знаний и практической подготовленности; - степень использования научной, научно-технической и специальной литературы при написании дипломной работы. Особое место в дипломной работе отводится практической значимости и целесообразности ее внедрения в производство. В конце отзыва руководитель излагает свое мнение о возможности присвоения студенту квалификации, указанной в учебном плане специальности. Оценка не ставится
. Ознакомившись с представленной работой и отзывом руководителя, заведующий кафедрой решает вопрос о допуске студента к защите, соответствующей записью на титульном листе дипломной работы. Если заведующий кафедрой посчитает невозможным допустить студента к защите дипломной работы, то этот вопрос должен быть рассмотрен на заседании кафедры. Недопуск студента к защите дипломной работы может быть в следующих случаях: - при слабом уровне теоретической и практической подготовки дипломной работы, а также не несоответствии всем требованиям ГОСТ ВПО; - при неисполнении задания на дипломную работу в установленном объеме и в указанные в графике сроки. Рецензирование дипломной работы. Подготовка рецензии.
Рецензент обязан детально ознакомиться с дипломной работой, побеседовать со студентом по существу выполненной работы, на основании чего составить в письменной форме рецензию, содержащую краткое, но исчерпывающее изложение положительных и отрицательных сторон по следующим вопросам: - актуальность исследуемой проблемы; - степень соответствия структуры и логики выполненной дипломной работы рассматриваемой проблеме; - использование в дипломной работе современных достижений науки и передового опыта предприятий и организаций, наличие в ней оригинальных решений и степень их новизны, использование экономико-математических методов; - полнота и теоретическая глубина расчетной части и качество выполненных расчетов, качество рисунков (графиков, схем, диаграмм приведенного иллюстративного материала), стиль, грамотность оформления дипломной работы; - завершенность проведенного исследования в дипломной работе и возможность ее практического использования (внедрения); - общий уровень развития дипломника, его подготовленности по своей специальности. В заключительной части рецензии рецензент дает оценку
дипломной работы по четырехбалльной системе («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»). Не допускается давать оценку общего характера, как например: « на высоком ( или достаточно высоком) уровне», « заслуживает высокой оценки» и тому подобное; делается заключение о возможности присвоения дипломнику квалификации, указанной в учебном плане специальности. На титульном листе дипломной работы ставится подпись руководителя и зав. кафедрой, с указанием даты разрешения к защите (Приложение2). представляется на подпись заведующему кафедрой только при наличии подписи члена комиссии нормо-контроля. 1) актуальность темы дипломной работы; 2) цель и задачи исследования; 3) объект и предмет исследования; 4) новизна и практическая значимость результатов исследования (какие положения, изложенные в дипломной работе, выносятся на защиту); краткое содержание теории и практического материала, раскрывающего проблему; 5) предложения, рекомендации, методические разработки автора, направленные на решение проблемы. Доклад по содержанию дипломной работы
не должен превышать 7-10 минут. На защите дипломник может использовать предварительно подготовленный текст, иллюстрированный материал, графики, диаграммы и т.д., которые должны быть представлены в виде плакатов и в виде раздаточного материала (не более 10-ти). X
. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ДИПЛОМНЫХ РАБОТ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ "МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ" ДЛЯ
СТУДЕНТОВ ДНЕВНОЙ И ЗАОЧНОЙ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ
1. Антикризисное управление предприятием в современных условиях. 2. Антикризисное управление предприятием: возможность, необходимость, содержание. 3. Совершенствование механизма антикризисного управления предприятием. 4. Система управления рисками предприятия. 5. Маркетинг как элемент антикризисного управления предприятием. 6. Управление рисками в малом бизнесе. 7. Организация службы логистики в компании. 8. Организация логистического управления. 9. Логистика как концепция управления предприятием. 10. Эффективность применения логистического подхода к управлению предприятием. 11. Информационные технологии в логистике. 12. Управленческий учет в системе менеджмента. 13. Управление проектом: специфика и особенности. 14. Разработка бизнес-плана предприятия. 15. Разработка бизнес-плана организации производства новой продукции. 16. Разработка бизнес-плана по расширению (реконструкции) предприятия. 17. Бизнес-план как форма управления процессом развития малого и среднего бизнеса. 18. Бизнес-план реализации инвестиционного проекта. 19. Бизнес-план реализации инновационного проекта. 20. Бизнес-план финансового оздоровления предприятия. 21. Бизнес-планирование как инструмент малого бизнеса. 22. Лизинг как инструмент инвестирования малых предпринимательских проектов. 23. Экономические методы управления и их использование для повышения эффективности предприятия. 24. Консультирование как современная управленческая технология. 25. Анализ проблем адаптации предприятия в конкурентной среде. 26. Основные механизмы повышения эффективности управления производством. 27. Производственный менеджмент по ресурсосбережению на предприятии и пути повышения его эффективности. 28. Построение эффективной системы управления производственным предприятием (по отраслям). 29. Исследование организационных резервов развития предприятия. 30. Обоснование выбора конкурентной стратегии предприятия. 31. Организация (совершенствование) оперативного управления производством на предприятии. 32. Организация внутрипроизводственных экономических отношений на предприятии в рыночных условиях. 33. Организация и управление маркетинговой деятельностью предприятия. 34. Совершенствование организационной структуры управления предприятием в современных условиях. 35. Управление конкурентоспособностью предприятия и пути ее повышения. 36. Организация и управление рекламно-информационной деятельностью предприятия. 37. Совершенствование управлением малым предприятиям. 38. Организация и управление сбытовой деятельностью предприятия. 39. Организационное развитие и управление изменениями. 40. Особенности регулирования инвестиционной деятельности промышленного предприятия. 41. Формирование системы франчайзинга предприятий. 42. Специфика менеджмента малых предприятий. 43. Проблемы организации малых предприятий и управления их производством. 44. Стратегическое планирование развития предприятием. 45. Развитие организационной структуры предприятия в нестабильной среде. 46. Социальная политика предприятия в современных условиях. 47. Разработка мероприятий по обеспечению конкурентоспособности предприятия. 48. Современные системы управленческого контроля. 49. Контроллинг и его особенности. 50. Развитие форм и методов организации производства в современных условиях. 51. Разработка мероприятий по обеспечению конкурентоспособности предприятия. 52. Формирование и развитие организационно-управленческих структур предприятия. 53. Формирование системы корпоративного управления организации. 54. Коммуникационная политика предприятия в условиях рыночных отношений. 55. Роль социально-психологических методов в управлении предприятием. 56. Управленческие задачи и психологические особенности их решения. 57. Социальные и психологические факторы эффективной деятельности организации. 58. Социально-психологический климат коллектива – задача деятельности руководителя. 59. Социально-психологические аспекты развития персонала в современной организации. 60. Организационная культура как фактор эффективной деятельности организаций. 61. Корпоративная культура: методы ее формирования и развития в организации. 62. Оценка типа корпоративной культуры и ее методы ее совершенствования в организации. 63. Формирование и развитие корпоративной культуры организации. 64. Механизм функционирования и регулирования рынка труда в регионе. 65. Роль миграции в изменении социального статуса работника. 66. Государственное регулирование рынка труда и занятости. 67. Аудит кадрового потенциала. 68. Аудит организационной структуры. 69. Аудит как форма диагностического исследования в социально-трудовой сфере. 70. Особенности управления социально-трудовыми отношениями. 71. Структура рынка труда, его основные субъекты и их функции. 72. Построение системы мотивации персонала в организации. 73. Основные механизмы повышения эффективности труда и персонала. 74. Совершенствование системы мотивации персонала и организации. 75. Зависимость мотивации персонала от характеристики организационной культуры. 76. Методы оценки организационного поведения персонала. 77. Совершенствование системы найма персонала на предприятии. 78. Роль менеджера (руководителя) в формировании и развитии принципов организационного (корпоративного) поведения. 79. Роль профессиональных коммуникаций в формировании эффективной деятельности сотрудников. 80. Управление безопасностью труда в организации. 81. Оптимизация режимов труда и отдыха для различных типов организаций. 82. Управление трудовой дисциплиной на предприятии. 83. Анализ условий труда и оценка безопасности труда персонала. 84. Принципы обеспечения безопасности труда персонала и их реализация в деятельности организации. 85. Управление безопасностью труда в организации. 86. Современные формы оплаты труда на предприятиях (в учреждениях)…(конкретной) отрасли. 87. Мотивация труда работников как фактор эффективного управления. 88. Нетрадиционные формы оплаты труда и их роль в стимулировании персонала. 89. Особенности компенсационного пакета на современных предприятиях. 90. Планирование и анализ эффективных издержек на персонал. 91. Бюджетирование и бизнес планирование кадровых служб. 92. Особенности разрешения конфликтов в малом бизнесе. 93. Деятельность руководителя в разрешении конфликтов. 94. Роль службы персонала в управлении конфликтами. 95. Проблемы формирования и реализации кадровой политики организации. 96. Кадровая политика – стратегия и основа управления персоналом в организации. 97. Коммуникационные процессы в управлении. 98. Персонал как объект и важнейший ресурс управления в организации. 99. Коммуникационные процессы в управлении персоналом организации. 100.Место и роль служб управления персоналом в современной организации. 101.Проектирование структуры и численности штатов организации. 102.Планирование в управлении персоналом. 103.Конкурс как современная технология формирования персонала. 104.Роль маркетинга персонала в определении источников набора персонала. 105.Проблемы расстановки кадров в организации. 106.Обучение как метод профессионального развития персонала. 107.Организация внутрифирменного обучения персонала на предприятии. 108.Этический кодекс в структуре корпоративной культуры организации. 109.Мониторинг персонала как основной механизм поддержания адекватной кадровой политики. 110.Адаптация персонала как современная технология в управлении персоналом. 111.Психологические проблемы адаптации персонала в организации. 112.Аттестация персонала: проблемы деловой оценки. 113.Современные подходы к аттестации персонала. 114.Совершенствование системы оценки и аттестации персонала на предприятии. 115.Отбор персонала как современная кадровая технология. 116.Совершенствование методов управления персоналом. 117.Планирование и развитие деловой карьеры работника на предприятии. 118.Анализ содержания труда руководителя производственного предприятия. 119.Оценка личных и деловых качеств руководителя производственного предприятия. 120.Совершенствование стиля руководства. 121.Стили и методы руководства. 122.Руководитель в системе управления предприятием. 123.Особенности управленческой деятельности руководителя. 124.Контроль в управлении персоналом организации. 125.Организационно-нормативное обеспечение управления персоналом. 126.Информационное обеспечение деятельности управления персоналом. 127.Формальные и неформальные коммуникации в организации: проблемы взаимодействия и влияния. 128.Формирование и развитие системы управления персоналом предприятия. 129.Формы и методы реализации инноваций в кадровой работе. 130.Особенности мотиваций в инновационной деятельности. 131.Проблемы активизации управленческого мышления. 132.Команда как современная форма активизации труда. 133.Специфика управления персоналом на разных этапах жизненного цикла организации. 134.Роль менеджера в процессе управления изменениями. 135.Ответственность и особенности ее реализации в инновационном менеджменте. 136.Организационные методы управления стрессами. 137.Организация работы с кадровыми документами. 138. Современная кадровая служба: особенности документационного обеспечения работы. 139.Управление качеством продукции и услуг. 140.Разработка системы управления качеством продукции предприятий на основе стандарта ИСО-9000. 141.Комплексное управление качеством: проблемы, методы. 142.Маркетинг в управлении качеством продукции. 143.Организация работы по спецификации продукции на предприятии. 144.Разработка программы повышения качества продукции на предприятии. 145.Совершенствование системы управления качеством продукции на предприятии с учетом требований международных стандартов. 146.Стандартизация и ее роль в повышении качества продукции на предприятии. 147.Формирование и реализация стратегии повышения качества продукции на предприятии. 148.Формирование рынка информационных услуг для предприятий малого бизнеса. 149.Формирование информационной системы для эффективного управления предприятием. 150.Информационное обеспечение управления предприятием. 151.Управление инновационной деятельностью предприятия в условиях рискового предпринимательства. 152.Проблемы управления нововведениями в организации. 153.Инновационное развитие организации. 154.Управление новыми технологиями, аутсорсингом на предприятии. 155.Технопарк как форма развития инновационного производства: мировой опят и российские возможности. 156.Тайм-менеджмент: пути повышения эффективности использования рабочего времени в организации. 157.Реинжиниринг организации – проблемный анализ. 158.Реинжиниринг как механизм обеспечения устойчивости и конкурентоспособности предприятия. 159.Социальное партнерство: правовое регулирование и проблемы развития. 160.Отношения социального партнерства и трудовое законодательство. 161.Система юридических лиц в рыночной экономике. 162.Роль и значение правового регулирования в деятельности современных предприятий. 163.Роль и значение страхования в управлении. 164.Модели управления и их социально-экономическая эффективность. 165.Планирование в системе управления предприятием. 166.Методы исследования в маркетинге. 167.Методы управления социально-экономическими процессами в организации. 168.Маркетинг во внешнеэкономической деятельности организаций. 169.Программно-целевой метод управления. 170.Стратегическое управление предприятием. 171.Управление сбытом продукции на предприятии. 172. Управление рекламной политикой предприятия. 173.Налоговая система региона и ее влияние на деятельность предприятия. 174.Прогнозирование рынка и выработка решений по развитию производства. 175.Государственное регулирование налогообложения предприятий. 176.Управление процессами ценообразования. 177.Управление инвестиционными потоками (региона, города, района, предприятия). 178. Управление рынком ценных бумаг. 179.Управление антимонопольной деятельностью. 180.Совершенствование организационной структуры предприятия. 181.Управление материальными ресурсами. 182. Формирование системы антикризисного управления на предприятии. 183.Планирование использования производственных резервов. 184.Планирование издержек производства. 185.Управление персоналом на предприятии. 186.Кадровая политика на предприятии. 187.Управление производительностью труда. 188.Организация и нормирование труда в условиях перехода к рыночным отношениям. 189.Организация оплаты труда на предприятии в новых экономических условиях. 190.Организация оплаты труда работников бюджетной сферы (врачей, учителей, работников ВУЗов, госслужащих). 191.Контрактная форма регулирования трудовых отношений и оплаты труда. 192.Стимулирование труда на современном этапе развития экономики. 193.Управление финансовыми отношениями на предприятиях различных форм собственности. 194.Франчайзинг в современной экономике. 195.Управление конкурентоспособностью товара. 196.Управление запасами. 197.Эффективность работы в виртуальной среде. 198.Информационные системы управления бизнесом. 199.Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов. 200.Эффективные кадровые стратегии. 201.Мерчендайзинг в розничной торговле. 202.Маркетинг страховых услуг. 203.Маркетинг гостиничной индустрии. 204.Маркетинговая деятельность в религиозных организациях. 205.Маркетинговые исследования в туризме. 206.Управление муниципальными предприятиями. Примечания
1. Студентам предоставляется право свободного выбора темы дипломной работы из представленного перечня тем. 2. Тема закрепляется за студентом по его письменному заявлению, представленному на кафедру, согласованному с будущим руководителем дипломной работы. 3. Студент может предложить для дипломной работы свою тему с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки. Приступить к работе по предложенной теме можно только после утверждения кафедрой. XI. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ К
ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ
I
. Менеджмент
I
.1. Основы менеджмента
1. Функции менеджмента, их характеристика. 2. Уровни управления; понятие, типы и виды полномочий. 3. Исторические основы менеджмента: школы и подходы к управлению. 4. Основные принципы менеджмента, их развитие; современная парадигма управления. 5. Внутренняя среда организации. Характеристика внутренних переменных; их взаимосвязь. 6. Система методов управления. 7. Внешняя среда организации. Среда прямого воздействия. Среда косвенного воздействия. Их характеристика. 8. Лидерство. Обзор теорий лидерства. 9. Содержательные и процессуальные теории мотивации. 10. Природа конфликтов на предприятии и управление конфликтами. 11. Типы и виды организационных структур управления; характеристика линейно-функциональной и матричной структур управления. 12. Процесс принятия управленческих решений. Методы принятия управленческих решений. 13. Сущность контроля в организации: виды и этапы контроля. 14. Власть: виды власти. Формы их реализации. I
.2. Инновационный менеджмент
1. Сущность инновационной деятельности, классификация инноваций. Регулирование и стимулирование инновационной деятельности фирм. 2. Основные виды инновационных организаций, оценка эффективности инновационной деятельности. 3. Организационная структура инновационного предприятия. Показатели измерения ее эффективности. I
.3. Управление персоналом
1. Этапы управления персоналом организации. 2. Кадровая политика фирмы. Зарубежный опыт управления персоналом (США, Япония). Российский опыт управления персоналом. 3. Этапы карьеры и ее планирование. I
.4. Антикризисное управление
1. Типология, признаки экономических кризисов; их виды; фазы цикла и их проявление. 2. Понятие антикризисного управления: проблематика, признаки, особенности и эффективность антикризисного управления (АКУ). Процессы антикризисного развития. 3. Стратегический анализ. Анализ и исследование в условиях АКУ. 4. Анализ факторов макросреды (STEP – анализ). Анализ Ключевых факторов успеха в отрасли (КФУ). SWOT – анализ. SNW – анализ внутренних ресурсов предприятия. Стратегический анализ продукции организации (системы). 5. Инвестиционная политика в АКУ. Понятие и характеристика инвестиционного процесса. Источники инвестиций в АКУ. Оценка инвестиционной привлекательности предприятия. Методы оценки инвестиционных проектов. 6. Реинжиниринг бизнес-процессов. 7. Организация контроллинга в бизнесе. I
.5. Стратегический менеджмент
1. Понятие, сущность, роль и предпосылки развития стратегического менеджмента. 2. Эволюция и особенности трансформации стратегического менеджмента. 3. Структура стратегического менеджмента. 4. Современный подход к управлению организацией (биологическая модель). 5. Понятие стратегии организации и этапы разработки. 6. Классификация стратегий по М.Портеру и по А. Томпсмону, А. Стрикленду. 7. Модели стратегического изменения. 8. Основные источники конкурентных преимуществ современного производства. 9. Методы использования моделей и матриц в стратегическом менеджменте. 10. Стратегическое планирование. 11. Понятие конкурентоспособности фирмы. Показатели конкурентоспособности. II
.Экономика организации
1. Основные фонды организации: назначение, функциональная структура, виды стоимости. Модели их расчета, их назначение в управленческой деятельности. 2. Сущность амортизации, методы. Модели расчета. О взаимосвязи политики амортизации и конечных результатов деятельности организации. 3. О структуре сметы затрат на производство по элементам и статьям калькуляции (на примере…). Значение данного документа в управленческой деятельности. 4. Классификация затрат. 5. Модели расчета статей калькуляции себестоимости, представляющих комплекс затрат, и способов их распределения (на примере по выбору студента). 6. Виды износа. Модели расчета. Влияние износа на результаты деятельности организации. Способы предупреждения возможных потерь. 7. Оборотный капитал: функциональная структура, признаки группировки, модели расчета совокупного норматива оборотных средств организации (на примере…). 8. Норма расхода материальных ресурсов на единицу продукции, ее структура (на примере…). Ее роль в нормировании оборотных фондов и в управленческой деятельности организации. 9. Методы оценки запасов товарно-материальных ценностей организации и их влияние на показатели эффективности производства. 10. Сущность традиционного и рыночного ценообразования товаров и услуг (на примере…). Технология расчета прибылей. 11. Типы производств и их влияние на структуру себестоимости продукции. 12. Управление качеством. ФСА (функционально-стоимостной анализ) – как метод управления качеством. Суть понятия «петля качества». 13. Количественные и качественные показатели экономической эффективности деятельности организации. III
. Маркетинг
1. Современная концепция маркетинга: сущность, основные принципы и функции. 2. Система маркетинговых исследований и маркетинговой информации. 3. Закономерности поведения потребителей и процесс принятия решений о покупке и закупке товаров. 4. Разработка товара и проблемы жизненного цикла товара. 5. Методы распространения товаров: каналы распределения и товародвижение. 6. Продвижение товаров: стратегия коммуникации и стимулирования. 7. Товарно-марочная политика фирмы. 8. Сегментирование рынка, выбор целевых сегментов и позиционирование товара. 9. Служба маркетинга на предприятии, разработка маркетинговых планов. IV
. Региональное управление и экономика
1. Региональная политика государства: ее сущность и принципы реализации. 2. Новая интеграция субъектов РФ в современных условиях. 3.Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов в составе РФ. 4. Сущность, состав и методы оценки экономического потенциала региона. Соотношение понятий «экономический потенциал» и «воспроизводственный потенциал». 5.Бюджетный федерализм: проблемы формирования и развития в РФ. 6. «Специализация» и «комплексное развитие» как форма организации производительных сил региона. 7. Территориально-отраслевая структура экономики регионов. 8. Инвестиционная активность региона и ее оценка. 9. Система управления регионом: элементы, цели, задачи и функции. 10. Разработка концепции развития региона: этапы и задачи. 11. Экономические основы функционирования местного самоуправления. 12. Сущность и понятие категории конкурентоспособности региона. Проблема конкурентоспособности региона. 13. Планирование и прогнозирование регионального развития. Методология прогнозирования валового регионального продукта (ВРП). 14. Региональный рынок в иерархии уровней рынков. Классификация региональных рынков. 15. Структура регионального рынка. Рыночная инфраструктура региона. 16. Типология регионов: параметры и критерии. V
. Вопросы по правовым дисциплинам
1. Взаимодействие экономических и правовых механизмов. Организационные механизмы производства. 2. Комплексный характер хозяйственных правоотношений. 3. Понятия, виды юридических лиц. 4. Учредительные документы и органы юридических лиц. 5. Реорганизация юридических лиц: понятие, формы, имущественные последствия. 6. Приобретение права собственности: понятие, содержание. 7. Понятие и виды обеспечения исполнения обязательств. 8. Договор: понятие, виды, форма. Оферта, акцент. 9. Регулирование производственной деятельности посредством стандартизации. 10. Сроки в хозяйственных правоотношениях: понятие, виды. 11. Материальные и нематериальные объекты в хозяйственных правоотношениях. 12. Правовое регулирование банкротства. 13. Порядок создания и правовое регулирование филиалов и представительств юридических лиц. Подготовка и проведение Государственного экзамена
Государственная итоговая аттестация выпускников Башкирского Государственного университета осуществляется в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. К Государственной итоговой аттестации допускаются студенты, завершившие полный курс теоретического обучения, успешно выполнившие все требования учебного плана и программ. Комплексные квалификационные экзамены проводятся по отдельным дисциплинам, предусмотренным учебным планом, утвержденным ректором образовательного учреждения, в объеме действующих учебных программ: - менеджмент; - стратегический менеджмент; - управление персоналом; - инновационный менеджмент; - экономика предприятия; - маркетинг; - теория государства и права; - трудовое право; - гражданское право; - хозяйственное право. Комплексный квалификационный экзамен проводится по билетам, составленным в полном соответствии с учебными программами. Экзамен – это форма контроля остаточных знаний студента, которая позволяет выявить уровень теоретической и практической подготовки студентов, их творческий подход к решению проблем, знания современной экономической ситуации. Комплексный квалификационный экзамен проводится Государственной аттестационной комиссией (ГАК) в устной форме собеседования по вопросам экзаменационного билета. ГАК в своей работе руководствуется нормативными документами БашГУ. При подготовке к комплексному квалификационному экзамену необходимо использовать литературу, рекомендованную в программах соответствующих учебных дисциплин, а также методические материалы выпускающей кафедры. В помощь студентам непосредственно перед комплексным квалификационным экзаменом проводятся консультации преподавателями выпускающей кафедры. В Государственную аттестационную комиссию представляется документ «Сведения для Государственных аттестационных комиссий о выполнении студентами учебного плана». Комплексный квалификационный экзамен по специальности проводится до защиты дипломной работы на отдельном заседании Государственной аттестационной комиссии. Результаты комплексного квалификационного экзамена определяются оценками: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и объявляются в день его проведения после оформления в установленном порядке протоколов заседания Государственной аттестационной комиссии. Приложение 1 Экономический факультет Кафедра «Региональная экономика» Утверждаю: зам. зав. кафедрой Сатаева А.Х. «_____»______________201__г. ЗАДАНИЕ И ГРАФИК
подготовки дипломной работы Студента (ки): Иванова (вой) С.В. на тему: Название темы дипломной работы Наименование разделов дипломной работы Срок подготовки Первая глава Вторая глава Третья глава В целом Дни консультации: Сроки сдачи законченной работы на кафедру – по графику, утвержденному кафедрой. Научный руководитель: Студента (ка): «___»__________201__г. Образец оформления титульного листа
Приложение 2 Экономический факультет Кафедра «Региональная экономика» на тему: «Управление товарной политикой предприятия»
(на примере ОАО «Уфимский комбинат хлебопродуктов») Студент (ка) «____»_____________201_г. Н.В. Соколова Специальность 080507.65 «Менеджмент организации» Научный руководитель В.Г. Хайруллина, д.ф.н.,проф. «____»_____________201_г. Нормоконтролер И.Р. Кандаурова, к.э.н., доцент «____»_____________201_г. Допускается к защите: Заведующая кафедрой С.М. Шакирова, к.э.н., проф. «____»_____________201_г. Уфа – 201_ Приложение 3 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………3 ГЛАВА1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОВАРНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ…………..………………………………..…6 1.1. Трехуровневая модель анализа потребительских свойств товара……………………………………….....15 1.2. Жизненный цикл………………………………….20 1.3. Понятие и сущность конкурентоспособности товара…………………………………………………. .22 1.4. Товарный ассортимент и товарная номенклатура…………………………………………..25 ГЛАВА2. УПРАВЛЕНИЕ ТОВАРНОЙ ПОЛИТИКОЙ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ОАО «УФИМСКИЙ КОМБИНАТ ХЛЕБОПРОДУКТОВ» ……………………. .30 2.1. Общая характеристика предприятия ……………35 2.2. Организация работы отдела продаж и отдела маркетинга……………………………………………. .38 2.3. Анализ структуры товарооборота………………. 40 2.4. Ценовая политика предприятия………………… 45 ГЛАВА3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТОВАРНОЙ ПОЛИТИКИ ОАО «УФИМСКИЙ КОМБИНАТ ХЛЕБОПРОДУКТОВ»……………………………………... 50 3.1. Совершенствование форм и методов сбыта ..…. 55 3.2. Предложения по укреплению торговой марки…. 60 3.3. Рекомендации по улучшению рекламной политики……………………………………………….. 65 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………... 70 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………. 75 ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………….. 78 Приложение 4 Образец оформления формулы
Так, Костюковский Ю. расчет индекса инвестиционной привлекательности предприятия осуществляет в следующем формализованном виде: где Sl – балансовая прибыль предприятия за год; SO
– объем товарной продукции предприятия в текущих ценах за год; Fl – рентабельность (прибыльность) производства, величина которой вычисляется по формуле: где А и В – соответственно среднегодовая стоимость производственных основных средств и материальных оборотных средств; Rsl, RsO, Rfl, RfO могут также трактоваться как количественные меры неустойчивости, или меры подверженности результирующих показателей Sl, SO, fl,fO воздействию (влиянию) незапланированных, неожиданных, непредсказуемых случайных возмущений (отклонений) факторов, от которых зависят результирующие показатели. Приложение 5 Образец оформления таблицы и рисунка
(схемы, графика, диаграммы)
Таблица 3 Уровень рентабельности продукции в комплексах перерабатывающих производств Республики Башкортостан, в %
Отрасли годы 2005г. к 2000г., + - 2000 2001 2002 2003 2004 2005 1 2 3 4 5 6 7 8 Промышленность РБ – всего, в т.ч.: 23,4 12,5 9,0 9,2 33,5 31,3 7,9 комплекс перерабатывающих производств 8,7 6,5 6,2 6,7 8,0 8,2 -0,5 из него отрасли: - мясная 10,2 6,5 6,3 7,2 7,5 8,3 -1,9 -молочная 11,3 7,3 7,7 8,2 9,4 9,6 -1,7 -мукомольно- крупяная ……………….. ……………….. ……………….. ……………….. ……………….. ……………….. ……………….. ……………….. ……………….. ……………….. ……………….. 17,6 9,8 6,7 8,1 7,2 4,3 -13,3 Приложение 6 Образец оформления таблицы с продолжением
Продолжение Таблицы 3 1 2 3 4 5 6 7 8 комбикормовая 12,8 6,9 6,3 6,7 6,9 6,1 -6,7 микробиологическая -8,3 -17,6 -14,0 -14,4 - - - Примечание – Таблица рассчитана автором на основе данных Башкортостанстата либо
Данные предоставлены предприятием
Рис. 6 Схема структурной организации комплекса перерабатывающих производств Республики Башкортостан [5, c. 23] Приложение 7 Образец оформления Приложения с продолжением
Приложение 1 Таблица 1 Калькуляция себестоимости продукции (услуги) по типовому варианту № п/п Статья расходов Сумма, руб Структура, % 1 2 3 4 1 Сырье и материалы 2 Возвратные отходы (-) 3 Покупные изделия и полуфабрикаты 4 Топливо и энергия на технологические цели 5 Затраты на основную заработную плату производственных рабочих 6 Дополнительная заработная плата производственных рабочих 7 Единый социальный налог 8 Расходы на подготовку и освоение 9 Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования 10 Цеховые расходы 11 Общехозяйственные расходы 12 Прочие производственные расходы 13 Потери от брака Продолжение Приложения 1 1 2 3 4 14 Внепроизводственные расходы Примечание – Таблица заимствована автором из источника [5, с. 19] Приложение 8 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В ДЕПРЕССИВНЫХ РЕГИОНАХ
1.1.
Занятость населения в системе рыночных отношений в Республике Башкортостан
В социально-экономическом развитии общества важным сектором является занятость населения, объединяющая в себе экономические и социальные результаты функционирования всей экономической системы. Социальные, демографические, экономические явлений в той или иной степени находят свое выражение в сфере занятости населения, выступая как факторы процесса производства.
|