Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 13

 

Поиск            

 

Тема. 1 Предмет философии

 

             

Тема. 1 Предмет философии

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К СРС И СРСП

Методические рекомендации по СРС.

Тема. 1 Предмет философии.

Цель занятия: выявить значение философии как формы мировоззрения и вида знания; развить навыки самостоятельного, творческого мышления.

Задание 1. Написать эссе на тему « Влияние философии на формирование Вашего самосознания и вашей жизненной позиции».

Методические рекомендации:

Задание 1. Эссе (фр. “еssai” – попытка, проба, очерк) – это жанр сочинения. Эссе подразумевает свободу творчества. Это размышление по поводу услышанного, прочитанного или пережитого; пишется в свободном стиле. От студента требуется умение самостоятельно мыслить, уметь формулировать и обосновывать свою точку зрения. Задание направлено на выработку творческой, самостоятельной позиции по обсуждаемым вопросам. Объем 1-2 стр.

Литература:

1. Философия: учеб. для вузов / В.Н. Лавриненко, В.П. Ратников. - М.: Высшая школа, 2002. – 352 с.

2. Философия: учеб. для вузов и колледжей / Т.Х.Габитов. - Алматы: Қаржы-Қаражат, 2003 – 368с.

3. Алексеев П.В., Панин Л.В. Философия. - М.: Проспект, 1997 – 438с.

Тема 2. Основные этапы развития философии. Древний Восток, Античность – Казахская философия.

Цель занятия: закрепить знания основных философских школ, представителей и понятий с периода зарождения философии до западноевропейской философии XIX в.

Задание 1. Подготовка к Коллоквиуму № 1. Выучить темы: «Исторический тип философии» с периода зарождения философии до западноевропейской философии XIX в.

Методические рекомендации:

Задание 1. Для выполнения задания обратитесь к учебной литературе, конспектам лекций, философскому словарю. От студента требуется умение самостоятельно работать с литературой, запоминание материала, знание исторической последовательности развития философской мысли.

Литература:

1.Философия: учеб. для вузов / В.Н. Лавриненко, В.П. Ратников. - М.: Высшая школа, 2002. – 352 с.

2.Философия: учеб. для вузов и колледжей / Т.Х.Габитов. - Алматы: Қаржы-Қаражат, 2003 – 368с.

3.Алексеев П.В., Панин Л.В. Философия. - М.: Проспект, 1997 – 438с.

4. Сегизбаев О. Казахская философия XV – н. XX вв. – Алматы, 1996 – 380 с.

5. Абишев К. Философия. – Алматы,1999. – 280 с.

6. Спиркин А.Г. Философия. – М.: Гардарика, 1998. – 816 с.

7. Новиков А.И. История русской философии: Уч. пос. для вузов. СПб., 1998 – 265 с.

Тема 3 . Основные этапы развития философии.

Западная философия ХIХ канун ХХI вв.

Цель занятия: закрепить знания основных философских школ, представителей и понятий периода западной философии ХIХ канун ХХI вв.

Задание 1. Подготовка к Коллоквиуму № 2. Выучить темы: «Основные направления западной философии ХIХ канун ХХI вв.».

Методические рекомендации:

Задание 1. Для выполнения задания обратитесь к учебной литературе, конспектам лекций, философскому словарю. От студента требуется умение самостоятельно работать с литературой, запоминание философских направлений, знание их основателей и представителей, сути их учения.

Литература:

1. Философия: учеб. для вузов / В.Н. Лавриненко, В.П. Ратников. - М.: Высшая школа, 2002. – 352 с.

2. Философия: учеб. для вузов и колледжей / Т.Х.Габитов. - Алматы: Қаржы-Қаражат, 2003 – 368с.

3. Спиркин А.Г. Философия. – М.: Гардарика, 1998. – 816 с.

4. Радугин А. А. Философия. Курс лекций. – М.: Центр, 1997. – 272 с.

Тема 4. Основные проблемы философии.

Цель занятия: Проанализировать проблемы онтологии, диалектики, гносеологии, закрепить знания фундаментальных категорий философии.

Задание 1. Ответьте на вопрос.

1. Проблема самоорганизации материальных систем (синергетика).

2. Структурные уровни организации материи.

3. Концепции пространства и времени.

4. Содержание естественнонаучного понятия и философской категории времени.

5. Специфика физического и биологического времени.

6. Пространство и время как формы социального бытия.

7. Личность во времени человеческой культуры.

8. Противоречивость взаимоотношений «Человек - Природа»

Методические рекомендации:

Задание 1. Составьте конспект ответа на один из вопросов. Для выполнения задания обратитесь к учебной, научной литературе, философскому словарю. От студента требуется умение самостоятельно работать с литературой, выделять главное.

Литература:

1. Философия: учеб. для вузов / В.Н. Лавриненко, В.П. Ратников. - М.: Высшая школа, 2002. – 352 с.

2. Философия: учеб. для вузов и колледжей / Т.Х.Габитов. - Алматы: Қаржы-Қаражат, 2003 – 368с.

3. Спиркин А.Г. Философия. – М.: Гардарика, 1998. – 816 с.

4. Радугин А. А. Философия. Курс лекций. – М.: Центр, 1997. – 272 с.

Тема 5. Философия бытия. Философия культуры.

Цель занятия: анализ концепций по проблемам бытия человека, культурогенеза, цивилизации, работа с первоисточниками.

Задание 1. Ответьте на вопрос.

1. Интегрированность бытия человека в мир вещей (М. Хайдеггер).

2. Феномен страха. Футурошок (А.Тоффлер).

3. Несчастье как жизненное правило (А. Шопенгауэр).

4. Массовая и элитарная культура (Х. Ортега-и-Гассет, В. Парето, Г. Моска, Р. Михельс).

5. «Кризис культуры» (О.Шпенглер, Н.Я.Данилевский, П.Сорокин).

6. Мировая культура как целое.

7. Первобытная культура (Э Тайлор, Дж. Фрэзер).

8. Концепции культурогенеза (К.Маркс, Ф. Энгельс; З. Фрейд, К. Юнг; К.Ясперс; Э.Кассирер, Й.Хейзинга).

Методические рекомендации:

Задание 1. Составьте конспект ответа на один из вопросов. Для выполнения задания обратитесь к учебной, научной литературе, философскому словарю. Обязательным является проработка философской концепции по труду автора. От студента требуется умение самостоятельно работать с литературой, анализировать полученную информацию, выделять главное.

Литература:

1. Философия: учеб. для вузов / В.Н. Лавриненко, В.П. Ратников. - М.: Высшая школа, 2002. – 352 с.

2. Философия: учеб. для вузов и колледжей / Т.Х.Габитов. - Алматы: Қаржы-Қаражат, 2003 – 368с.

3. Спиркин А.Г. Философия. – М.: Гардарика, 1998. – 816 с.

4. Радугин А. А. Философия. Курс лекций. – М.: Центр, 1997. – 272 с.

Тема 6. Философская антропология.

Цель занятия: Проанализировать взгляды философов в понимании человека, изучить современные философские теории, посвященные проблеме личности.

Задание 1. Написание а.

Темы:

1.Жизнь как ценность и драгоценный дар. Благоговение перед жизнью (Швейцер А.)

2. Смысл жизни.

3. Феномен счастья.

4. Проблема становления личности. Общение и обособление.

5. Свобода и ответственность личности.

6. Роль морали, искусства, религии в становлении и развитии духовной жизни человека.

Методические рекомендации:

Задание 1. Для выполнения задания обратитесь к учебной, научной литературе, конспектам лекций, философскому словарю. Следует обратить внимание на основные положения и выводы, имеющие непосредственное отношение к теме. Желательно использовать пять – шесть разных источников, с целью обеспечения наиболее полного охвата всех аспектов вопроса. Помимо основной литературы, необходимо использовать и дополнительную литературу. по философии должен составлять не менее 15-20 страниц компьютерного набора. Шрифт Times New Roman, размер 14, интервал 1,5. Поля верхнее, нижнее – 2 см, слева – 3 см, справа – 1 см.. Работа должна содержать план, включающий обязательно краткое введение, выводы и заключение, список использованной литературы. Список литературы указывается в порядке упоминания в тексте. должен быть написан грамотно, аккуратно оформлен, сдан в указанный срок. Он должен свидетельствовать, что автор разбирается в избранной теме, усвоил основную проблему и понятия темы и умеет оперировать ими. Если рецензентом устанавливается факт полного списывания вопросов, не допускается к защите.

Литература:

1. Крапивенский С.Э. Социальная философия: учебник для студентов вузов. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998. – 416 с.

2. Спиркин А.Г. Философия. – М.: Гардарика, 1998. – 816 с.

3. Проблема человека в западной философии. М., 1988.

4. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

5. Фромм Э. Иметь или быть? - М., 1990.

6. Интернет-ресурсы.

Тема 7. Социальная философия.

Цель занятия: Проанализировать концепции развития казахстанского общества.

Задание 1.Составить конспект ответа

на тему «Пути и перспективы развития Казахстанского общества».

Методические рекомендации:

Задание 1. Для выполнения задания обратитесь к учебной, научной литературе, Интернет-ресурсам. Составить ответ на вопрос в виде конспекта. От студента требуется умение самостоятельно работать с литературой, анализировать полученную информацию, выделять главное.

Литература.

1.Философия: учеб. для вузов и колледжей / Т.Х.Габитов. - Алматы: Қаржы-Қаражат, 2003 – 368с.

2. Абишев К. Философия. – Алматы,1999. – 280 с.

3. Интернет-ресурсы.

Тема 8. Философия образования.

Цель занятия: изучить сущность и природу феномена образования; познакомиться с актуальными проблемами и тенденциями современного развития образования.

Задание 1. Создать по выбранной теме презентацию или составить конспект ответа.

1. Основные идеи образования в истории философии.

2.Образование как ценность, система, процесс, деятельность, результат.

3. Нормативная база реформирования образования в РК. Задачи системы образования РК.

4. Интеграция отечественного образования в евразийское мировое образовательное пространство.

5. Взаимосвязь образования и воспитания.

6. Личность и образование.

7. Образование для психологической зрелости.

8. Образование для приспособления к жизни.

Методические рекомендации:

Задание 1. Для выполнения задания обратитесь к учебной, научной литературе, Интернет-ресурсам. Составить ответ на вопрос в виде конспекта. От студента требуется умение самостоятельно работать с литературой, анализировать полученную информацию, выделять главное. Доклад по презентации (Power Point) должен быть продемонстрирован на ПК, время презентации – 5-7 мин.

Литература:

1. Апжаппаров А. Об опыте внедрения госстандартов образования РК и проблемах по их совершенствованию // Вестник высшей школы Казахстана. Алматы, 1992

2. Арсеньев А.С. Философские основания понимания личности. М, 2001.

3. Библер В.С. От наукоучения - к логике культуры: два философских введения в 21 век. М, 1990.

4. Хамидов А.А. Категории и культура. Алматы, 1992

5. Интернет-ресурсы.

Методические рекомендации по СРСП.

Тема 1. Философия, ее предмет и функции. Философия в культурно-историческом контексте.

Цель занятия: выявить специфику философии как формы мировоззрения и вида знания; закрепить усвоение терминологии философии; развить навыки критического мышления.

Задание 1. Заполните таблицу:

Бытие

Бог

Природа

Человек

Деятельность

Религия

Наука

Философия

Бытие: 1) единственная реальность; 2) Бог; 3) совокупность чувственно воспринимаемых объектов.

Бог: 1)абсолютный разум; 2)абсолютное бытие; 3)гипотеза. Природа: 1)многообразные проявления бытия; 2)мир тварей; 3)единственный объект изучения. Человек: 1) тварь; 2) часть природы; 3) сознание. Деятельность: 1) служение Богу; 2) производственная практика; 3) способ отношения человека к миру.

Задание 2. Заполните таблицу опорных понятий темы:

Понятие

Определение

Мировоззрение

Мифология

Религия

Философия

Онтология

Гносеология

Аксиология

Диалектика

Методология

Социальная философия

Задание 3. Ответьте на вопрос.

Каким образом, данное высказывание Р.Декарта соответствует содержанию предмета философии: «Вся философия подобна как бы дереву, корни которого - метафизика, ствол - физика, а ветви, исходящие из этого ствола, - все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике и этике... Подобно тому, как плоды собираются не с корней и не со ствола дерева, а с концов его ветвей, так и особая полезность философии зависит от тех ее частей, которые могут быть изучены только под конец».

Задание 4. Прокомментируйте слова философов.

Гераклит: «Многознание уму не научит»; «Все течет, все изменяется». Демокрит: «Тому, кто будет властвовать над другими, надлежит сначала властвовать над собой»; «Глупым лучше повиноваться, чем повелевать»; «Лучше надежды образованных, чем богатство невежд».

Пифагор: «Беседу следует вести так, чтобы собеседников из врагов делать друзьями, а не друзей - врагами.

Задание 5*. Обдумайте и сравните высказывания двух философов . Цицерон: «Жить, значит мыслить» («Vivere est cogitarе») и

Р.Декарт «Мыслю, следовательно, существую» («Cogilo ergo sum»).

* обозначены задания повышенной сложности

Задание 6. Решите тест:

1. Философия возникла:

А) I – V в.в. н.э

В) XVII – XVIII в.в.

С) в середине III тыс. до н.э.

D) VII – VI в.в. до н.э

Е) III – I в.в. до н.э

2. Какое определение философии абсолютно неверно:

А) философия - это частная теория

В) философия – это мировоззрение

С) философия - это наука о наиболее общих законах развития природы и общества

D) философия - это квинтэссенция культуры

Е) философия - это эпоха, схваченная мыслью

3. Что исторически не предшествует философии:

А) мифология

В) социология

С) религия

D) геометрия

Е) история

4. Два основных направления философии:

А) материализм и идеализм

В) скептицизм и стоицизм

С) реализм и номинализм

D) позитивизм и неокантианство

Е) апологетика и патристика

5. Термин «религия» в переводе с латинского означает:

А) искусство

В) благочестие, святость

С) наука

D) право

Е) политика

Методические рекомендации:

Задание 1, 2, 3, 6. Необходимо в соответствующем параграфе учебника прочитать о мировоззрении, предмете, функциях, задачах, разделах философии, роли философии в культуре, затем заполнить таблицы, ответить на вопрос, решить тесты. В процессе работы важно научиться ставить вопросы к тексту, уметь выделять главное.

Задание 4. Проанализируйте данные высказывания, выразите собственное мнение. Приведите примеры из жизненного опыта.

Задание 5*. Раскройте смысл каждого высказывания и сравните их путем выявления тождества и различия.

Литература:

1.Философия: учеб. для вузов / В.Н. Лавриненко, В.П. Ратников. - М.: Высшая школа, 2002. – 352 с.

2.Философия: учеб. для вузов и колледжей / Т.Х.Габитов. - Алматы: Қаржы-Қаражат, 2003 – 368с.

3.Алексеев П.В., Панин Л.В. Философия. - М.: Проспект, 1997 – 438с.

Тема 2. Феномен философии в Восточной культуре.

Философия в Античной культуре.

Цель занятия: изучить тенденции развития философских школ Древней Индии, Древнего Китая и Античности; дать сравнительную характеристику философии Востока и Запада.

Задание 1. Определите, какие высказывания можно отнести к западной, а какие к восточной философской традиции: 1. Все рождается само по себе, и нет «я», рождающего другое - … 2. Я мыслю, следовательно я существую - … 3. Философия начинается с удивления - … 4. Все пронизывает единый путь…, все связано между собой. Жизнь едина, и стремление каждой ее части должно совпадать со стремлением целого - … 5. Человек обязан творить свою жизнь - …

Задание 2. Заполните систематизирующую таблицу:

Школа

Основатель

Основные понятия

Даосизм

Легизм

Конфуцианство

Моизм

Джайнизм

Буддизм

Основатель: Махавира Вардхамана, Сидхардха Гаутама, Шан Ян, Конфуций, Лаоцзы, Мо-цзы.

Основные понятия: Джива, Дао, страдание, дэ, средний путь, фа, принцип «всеобщей любви» (цзянь-ай), жэнь, ли.

Задание 3. Установите соответствие:

между представителем философии Античности и первоначалом («архэ) мира, которое он выдвигал

Философ

Первоначало

Фалес

- число

Анаксимен

- атом

Анаксагор

- апейрон

Демокрит

- воздух

Анаксимандр

- идея (эйдос)

Пифагор

- огонь

Гераклит

- семена вещей-эйдолы

Платон

- вода

Задание 4*. Заполните третью графу таблицы.

Объясните в чем суть критерия именно такой периодизации античной философии.

Этап

Представители

Главный философский

интерес

интерес

1

Натурфилософия

1. Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит

2.Левкипп, Демокрит

3. Пифагор

2

Интеллектуализм

4. Сократ, Платон

5. Аристотель

3

Эллинистическая

6. Киники

философия

7. Эпикурейцы

8. Стоики

9. Скептики

10. Плотин

Задание 5. Решите тест:

1. Понятие Брахман в индуизме означает:

A) тело человека

В) душа человека

С) абсолютная реальность

D) перерождение души

Е) воплощение неба

2. Философская часть Вед:

A) ригведа

В) самаведа

С) упанишады

D) яджурведа

Е) атхарваведа

3. Как называется концепция перерождения в буддизме:

A) Нирвана

B) Сансара

C) Ахинса

D) Дхарма

E) Сяо

4. Состояние полной невозмутимости, отрешённости - это

A) атараксия

В) атман

С) джина

D) нирвана

Е) сансара

5. Священные книги брахманов, священные тексты культуры Древней Индии:

A) Коран

B) Веды

С) Библия

D) Рамаяна

Е) Евангелия

Методические рекомендации:

Задание 1. Необходимо в соответствующем параграфе учебника прочитать разделы философия Древней Индии, Древнего Китая, Античности, определить главные отличительные особенности философии Древнего Востока и Запада и проанализировать, какое высказывание отражает западную, а какую восточную философскую мысль.

Задание 2. Необходимо заполнить таблицу, подставляя в соответствующую графу ниже приведенные данные.

Задание 4*. Проанализировать и определить главный философский интерес десяти групп представителей. Объяснить характерные особенности этапов развития философской мысли: натурфилософия, интеллектуализм, эллинистическая философия. В процессе работы важно научиться в информации выделять главное.

Литература:

1. Философия: учеб. для вузов / В.Н. Лавриненко, В.П. Ратников. - М.: Высшая школа, 2002. – 352 с.

2. Философия: учеб. для вузов и колледжей / Т.Х.Габитов. - Алматы: Қаржы-Қаражат, 2003 – 368с.

3. Спиркин А.Г. Философия. – М.: Гардарика, 1998. – 816 с.

4. История философии в кратком изложении / Пер. с чеш. И.И. Богута – М.: Мысль, 1191. – 590 с.

Тема 3. Феномен философии в средневековой культуре. Арабо-мусульманская философия в контексте исламской средневековой культуры. Философия в культуре Ренессанса и Реформации.

Цель занятия: изучить тенденции развития философии эпохи средневековья, Возрождения; усвоить основные понятия, философские школы, представителей данных эпох. В процессе обсуждения отрабатывать дискуссионные навыки, умение отстаивать свои убеждения. Провести сравнительный анализ мировоззренческой позиции мыслителей средневековья.

Задание 1. Деловая игра на тему: «Философские взгляды западноевропейских и арабских мыслителей эпохи средневековья».

Участники: 2 подгруппы студентов. Время 50 мин.

Группа студентов делится на 2 подгруппы. 1-ая подгруппа защищает тему: «Философские взгляды западноевропейских мыслителей эпохи средневековья»; 2-ая «Философские взгляды арабских мыслителей эпохи средневековья».

Задание 2. Установите соответствие между понятиями и их определениями.

Реализм

- религиозно-философское воззрение, согласно которому развитие человеческого общества, источники его движения и цель определяются провидением, Богом.

Номинализм

- оправдание Бога перед лицом царящего на Земле зла.

Апологетика

- богословие, совокупность религиозных доктрин о сущности и действии Бога.

Креационизм

- сочинения ранних христианских философов и богословов, направленные на защиту христианского учения от язычества.

Теодицея

- учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии

Теология

- направление средневекового мышления, согласно которому реальностью, определяющей все сущее, является Бог.

Теоцентризм

- учение, согласно которому реально существует лишь единичное, а общие понятия - только имена.

Провиденциализм

- учение о сотворении мира Богом из ничего, актом своей воли.

Задание 3. Заполните таблицу.

Имя

Годы жизни

Основные труды

Проблема бытия

Проблема человека

Проблема познания мира

Понятие Бога

Аль-Кинди

Аль-Фараби

Ибн-Сина

Ибн-Рушд

Аль-Газали

Омар Хайям

Ю. Баласагуни

М. Кашгари

А. Яссауи

Задание 4. Прокомментируйте высказывание

Н. Макиавелли: «Цель оправдывает средства».

Задание 5. Решите тест:

1. Временные рамки Средневековья охватывают примерно столько столетий

А) девять

В) шесть

С) пять

D) десять

Е) восемь

2. Философия Средневековья не складывалась на основании этого источника

А) Платоновской философии

В) Священного писания

С) Неоплатонизма

D) философии Аристотеля

Е) Милетской философии

3. Антропологический характер философствования присущ эпохе

А) Средневековья

В) Античности

С) научной революции

D) Просвещения

Е) Возрождения

4. Основной тенденцией в развитии философии эпохи Возрождения является

А) сциентистская

В) перипатетическая

С) гуманистическая

D) теистическая

Е) космологическая

5. Родоначальником пантеизма является

А) Дж.Бруно

В) Н.Кузанский

С) Ф.Аквинский

D) Р.Бэкон

Е) Е.Коперник

Методические рекомендации:

Задание 1. На первом этапе обе подгруппы обсуждают философские направления данных эпох, философские взгляды (мировоззренческую позицию) не менее двух представителей эпохи, и готовятся к выступлениям.

На втором этапе подгруппы делают доклад по следующей схеме:

От 1-ой подгруппы выступают не менее 2-х докладчиков, каждый из которых дает характеристику мировоззренческой позиции представляемого философа. При этом необходимо обосновать социокультурный контекст формирования философской мысли выбранной эпохи. 2-ая подгруппа в процессе выступления оппонирует докладчикам. Затем выступает по такому же плану.

В заключении 1и 2 подгруппа представляют выводы сравнительного анализа (общее и отличное) западноевропейских и арабских мыслителей эпохи средневековья.

Задание 3. Проанализировать и занести в таблицу, как решалась та или иная проблема в философии представителя эпохи исламской средневековой культуры. В процессе работы важно научиться ставить вопросы к тексту, уметь выделять главное.

Задание 4. Ответьте на следующие вопросы:

Как вы понимаете эту мысль? Согласны ли Вы с этой мыслью?

Приведите примеры, когда идея Макиавелли была реализована в жизни.

Литература:

1. Философия: учеб. для вузов / В.Н. Лавриненко, В.П. Ратников. - М.: Высшая школа, 2002. – 352 с.

2. Философия: учеб. для вузов и колледжей / Т.Х.Габитов. - Алматы: Қаржы-Қаражат, 2003 – 368с.

3. Спиркин А.Г. Философия. – М.: Гардарика, 1998. – 816 с.

4. История философии в кратком изложении / Пер. с чеш. И.И. Богута – М.: Мысль, 1991. – 590 с.

Тема 4. Западноевропейская философия в культуре Нового времени и культуре XIX в.

Цель занятия: изучить особенности классической и неклассической философии усвоить основные понятия, философские школы, представителей данных эпох. В процессе обсуждения отрабатывать дискуссионные навыки, умение отстаивать свои убеждения.

Задание 1. Установите соответствие

между концептуальными утверждениями и их авторами.

Основные положения учения

Философ

1. Весь мир может быть представлен как противостояние души и тела, мыслящей протяженной субстанции. Движение – перемещение в пространстве; общей причиной движения является Бог, сотворивший материю, движение и покой. Человек – связь безжизненного телесного механизма с душой, которая наделена мышлением и волей. Безусловное основание всякого познания – непосредственная достоверность сознания, обращенного на самое себя: «Я мыслю, следовательно, я существую». Существование Бога и реального мира доказуемо рациональными средствами.

Спиноза

2. Мир закономерная система, которая может быть познана геометрическими методами. Природа и Бог – одно и то же: это единая, вечная и бесконечная субстанция, «причина самой себя». Неотъемлемыми свойствами субстанции являются мышление и протяженность. Отдельные идеи и вещи представляют собой «модусы» субстанции. Человек – часть природы; его душа – «модус» мышления, а тело – «модус» протяженности. Воля и разум едины: все действия человека детерминированы и включены в мировую цепь причинно-следственных связей.

Руссо

3. Чувственный опыт – поток впечатлений, действительные причины которых непознаваемы. Точно также принципиально неразрешима проблема соотношения бытия и духа. Понятии субстанции, пространства, времени, причинно-следственных связей и т.д. не выражают никакого объективного содержания и служат лишь способом организации человеческого восприятия. Сложные идеи возникают в результате комбинирования («ассоциации») простых Добродетельно то, что полезно для отдельного человека и тем более для всех людей.

Декарт

4. Саморазвитие абсолютного мирового духа имеет объективный вневременной характер последовательно проходя ряд категориальных ступеней от бытия, небытия, становления к абсолютной идее. Инобытие абсолютного духа представляет собой «природу»; в человеке как разумном существе происходит возвращение абсолютного духа к самому себе в формах психической деятельности индивида. Основным двигателем развития и саморазвития является противоречие; развитие происходит через стадии утверждения и его отрицания к конечному синтезу (диалектическая триада). Поскольку в мире явен абсолютный дух, все действительное разумно.

Юм

5. Бог является источником мировой воли и добра. Человеческое общество развивается из «естественного состояния» равенства и свободы. Рождение государства знаменует собой возникновение социального неравенства и несправедливости. Задача людей – освободиться от деспотии государства и заключить новый общественный договор, создав, таким образом, «государство разума», основанное на идеалах «естественного состояния» и суверенитета народа. Основной ценностью в этом государстве должны быть права и достоинство свободной личности.

Кант

6. Основной вопрос философии – вопрос о природе и границах познания. Условие познания – общезначимые априорные формы, оформляющие содержание ощущений. Можно представлять себе лишь то, чем является данная вещь для воспринимающего субъекта, но познать вещь «саму по себе» невозможно. В области чистых идей разум неизбежно впадает в противоречие с самим собой. Идеи Бога, свободы, бессмертия, свободы воли и т.п. не могут быть обоснованы теоретически; однако они являются требованиями «практического разума» как необходимые основания морали.

Гегель

Задание 2. Заполните таблицу опорных понятий темы:

Понятие

Определение

Эмпиризм

Рационализм

Индукция

Дедукция

Дуализм

Деизм

Задание 3. Работа в малых группах с использованием метода выявления ошибок.

Каждая группа получает наглядный материал – характеристику философии одной эпохи: Нового времени, французского Просвещения (деистическое, атеистическо-метириалистическое направление), Немецкой классической; философии марксизма. Группам необходимо найти, обосновать и исправить все допущенные ошибки.

Задание 4. Ответьте на вопросы. Что такое «чистое познание» по Канту? Назовите его компоненты. Что такое априорное и апостериорное знание? Приведите примеры того и другого знания и объясните для чего нужно такое различение.

Задание 5. Установите различие между Л.Фейербахом и К.Марксом в понимании человека и истории.

Задание 6. Решите тест:

1. Основоположником немецкой классической философии является

A) Г.Гегель

В) И.Шеллинг

С) И.Фихте

D) И.Кант

Е) Л.Фейербах

Определите философскую позицию Г.В.Ф.Гегеля

A) объективно-идеалистическая диалектика

В) дуализм

С) субъективный идеализм

D) гносеологический оптимизм

Е) метафизический материализм

Создатель материалистической диалектики:

A)Маркс.

B)Гегель.

C)Ленин.

D)Аристотель.

E)Плеханов

Немецкий философ, создатель теории антропологического материализма

A) Л.Фейербах

В) И.Фихте

С) К.Маркс

D) Г.Гегель

Е) И.Кант

Философская система Г.Фихте

A) феноменология

В) наукоучение

С) критика способности суждения

D) антропоцентризм

Е) натурфилософия

Методические рекомендации:

Задание 1. Прочитайте, выявите ключевые положения и определите, какому философу принадлежат соответствующие концептуальные утверждения.

Задание 4. Прочитайте §1 «Критики чистого разума» И.Канта («Мир философии», ч.1 с. 508-509).

Задание 5. Составьте конспект ответа.

Литература:

1. Философия: учеб. для вузов / В.Н. Лавриненко, В.П. Ратников. - М.: Высшая школа, 2002. – 352 с.

2. Философия: учеб. для вузов и колледжей / Т.Х.Габитов. - Алматы: Қаржы-Қаражат, 2003 – 368с.

3. Спиркин А.Г. Философия. – М.: Гардарика, 1998. – 816 с.

4. История философии в кратком изложении / Пер. с чеш. И.И. Богута – М.: Мысль, 1991. – 590 с.

5. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч.1. Исходные философские проблемы, понятия и принципы. – М.: Политиздат, 1991. – 672 с.

Тема 5. Русская философия в контексте российской культуры XIX –н. XX вв.

Цель занятия: изучить тенденции преемственного развития русской философии; усвоить основные понятия, философские школы, представителей русской философской мысли. В процессе обсуждения отрабатывать дискуссионные навыки, умение отстаивать свои убеждения.

Задание 1. Составить опорный конспект « Характеристика этапов развития русской философии»:

1. раннехристианская философия Руси IX XIII вв.

2. Русская философия XIII XVII вв.

3. Русская философия XVIII вв. (эпоха петровских реформ и материалистическая философия).

Задание 2. Определите , кому могло бы принадлежать следующее высказывание: «Центральная антропологическая идея христианства есть идея Богочеловечества, реального Богочеловеческого царства. Христианство приводит к Богочеловечеству, а не к Богоангельству, Богозвериности, ибо Христос был Богочеловеком, а не Богоангелом... Этика не может быть основана на разрыве Бога и человека, божественного и человеческого».

(В.С. Соловьев, П.А. Флоренский, Н.А. Бердяев).

Задание 3 Установите соответствие

между высказываниями и их авторами.

«Христианская Россия, подражая самому Христу, должна подчинить власть государства (царственную власть сына) авторитету Вселенской Церкви (священству Отца) и отвести подобающее место общественной свободе (действию Духа)».

Н.А. Бердяев

«Евразия - это значит ни Европа, ни Азия, третий мир. Евразия - это и Европа, и Азия, помесь или синтез двух с преобладанием последнего».

B.C. Соловьев

«Русским чужда мистика расы и крови, но очень близка мистика земли. Русский народ, по своей вечной идее, не любит устройства своего земного града и устремлен к Граду Грядущему, к Новому Иерусалиму, но Новый Иерусалим не оторван от огромной русской земли, он с ней связан, и она в него войдет».

Г. Флоренский

Задание 6. Решите тест:

Важнейшей особенностью русской философии является:

A) диалектический материализм

B) биологическая теория

C) религиозная направленность

D) психическая самореальность

E) логическая последовательность

Учёный, обосновавший теорию ноосферы

A) В.И.Вернадский

B) Д.И.Менделеев

C) М.В.Ломоносов

D) А.И.Опарин

E) И.П.Павлов

П.Чаадаев написал:

A) «Философские письма»

B) «Письма о природе»

C) «Письма с другого берега»

D) «Письма из мёртвого дома»

E) «Нравственные письма»

Автор выражения: «Красота спасет мир»:

A) Ф.М. Достоевский

B) П.Я. Чаадаев

C) П.А. Флоренский

D) В.С. Соловьев

E) Л.Н. Толстой

Автор произведения "Русская идея"

A) Л. Толстой

B) В. Ульянов

C) Г. Шпет

D) Н. Бердяев

E) В. Розанов

Методические рекомендации:

Задание 1. Необходимо в соответствующем параграфе учебника прочитать о характерных чертах русской философии, ее представителях. В процессе работы важно научиться ставить вопросы к тексту, уметь выделять главное. Составить конспект основных тем данных периодов русской философии, указав ее представителей.

Задание 3. Прочитайте высказывания, выявите ключевые положения и определите, какому философу принадлежат соответствующие концептуальные утверждения.

Литература:

1. Философия: учеб. для вузов / В.Н. Лавриненко, В.П. Ратников. - М.: Высшая школа, 2002. – 352 с.

2. Философия: учеб. для вузов и колледжей / Т.Х.Габитов. - Алматы: Қаржы-Қаражат, 2003 – 368с.

3. Спиркин А.Г. Философия. – М.: Гардарика, 1998. – 816 с.

4. Новиков А.И. История русской философии: Уч. пос. для вузов. СПб., 1998 – 265 с.

Тема 6. Феномен философии в казахской культуре.

Цель занятия: изучить особенности традиционного мировосприятия и номадической культуры и их отражение в протофилософском знании; влияние суфийской традиции на становление казахской философии; философские взгляды классиков казахского Просвещения XIX века, социально-философские взгляды деятелей к. XIX – н. XX вв.; казахскую профессиональную философию XX века.

Задание 1. Определите , кто из казахских философов считал, что «первую истину составляет истина веры, признающая Создателя и бессмертие души. Но поскольку эта истина бралась на веру и не получила сколько-нибудь достаточного научного обоснования, то основная масса людей осталась к ней глухой». (А. Байтурсынов, Абай, И. Алтынсарин, Ш. Кудайбердиев, Ш. Валиханов).

Задание 2. Заполните таблицу

Представитель

Основные философские идеи, труды

Ч. Валиханов

А. Кунанбаев

И. Алтынсарин

А. Байтурсынов

М. Дулатов

С. Торайгыров

Ш. Кудайбердиев

Задание 3. Решите тест:

1. Абаю принадлежит высказывание:

A)«Я, мыслю, следовательно, существую»

B)«Философия есть эпоха, схваченная в мыслях»

C)«Только разум, наука, воля и совесть возвышают человека»

D)«Живи наслаждаясь»

E)«Цель оправдывает средства»

2. Великий казахский просветитель ХIХ в., путешественник, этнограф, востоковед:

A)М. Чокай.

B)Ч. Валиханов.

C)А. Букейханов.

D)А. Байтурсынов.

E)И. Алтынсарин

3. Источник развития общества с точки зрения Ч.Валиханова

A)политическая борьба

B)способ производства

C)развитие культуры

D)географическая среда

E)народонаселение

4. Какой характер носили в казахской философии основные категории пространства:

A)Онтологический.

B)Аксиологический.

C)Религиозный.

D)Сакрально-символический.

E)Антропоцентрический

5. Выдающийся деятель казахского просвещения, педагог-новатор и писатель:

A)А. Кунанбаев

B)Ш. Кудайбердиев

C)Ч. Валиханов

D)М. Ауэзов

E)И. Алтынсарин

Методические рекомендации:

Задание 1. Прочитайте высказывание, выявите ключевые положения и определите, кому из философов принадлежит соответствующее утверждение.

Литература:

1. Философия: учеб. для вузов и колледжей / Т.Х.Габитов. - Алматы: Қаржы-Қаражат, 2003 – 368с.

2. Сегизбаев О. Казахская философия XV – н. XX вв. – Алматы, 1996 – 380 с.

3. Орынбеков М.С. Предфилософия протоказахов. Алматы, 1994. – 258 с.

4. Абишев К. Философия. – Алматы,1999. – 280 с.

Тема 7. Западная философия в контексте культуры ХХв. канун ХХI в.

Цель занятия: проанализировать социокультурные основания постнеклассической европейской философии; закрепить усвоение основных философских школ, понятий и имен того времени.

Задание 1. Проанализируйте афоризм Ф. Ницше и скажите, что общего имеет его философия с идеями А. Шопенгауэра

- «Что не убивает меня, то делает меня сильнее»;

- «С человеком происходит то же, что и с деревом. Чем больше стремится оно вверх, к свету, тем глубже простираются корни его в землю, в мрак, в глубину - ко злу»;

- « Если ты долго смотришь в бездну, то бездна то же смотрит в тебя».

Задание 2. Ответьте на вопрос. К какой философской концепции можно отнести следующий афоризм С. Кьеркегора: «Какие люди странные! Никогда не довольствуются присвоенной им свободой в одной области, они во что бы то ни стало, требуют ее в другой: им дана свобода мысли, так нет, подавай им свободу слова».

Задание 3. Ответьте на вопрос. К какому философскому направлению следует отнести точку зрения, согласно которой культура - это не результат совместной целенаправленной деятельности людей, а сублимация полового инстинкта? Согласны ли Вы с ней?

Задание 4. Решите тест.

1. Кто из философов является представителем волюнтаризма

A) З.Фрейд

B) А.Шопенгауэр

C) В.Дильтей

D) С.Кьеркегор

E) А.Бергсон

2. Идею «экзистенциального мышления» выдвинул

A) Серен Кьеркегор

B) Артур Шопенгауэр

C) Карл Ясперс

D) Мартин Хайдеггер

E) Фридрих Ницше

3. Махизм – это то же самое, что и

A) материализм

B) объективный идеализм

C) постпозитивизм

D) субъективный идеализм

E) неопизитивизм

4. Философское направление, основанное Огюстом Контом в XIX в.

A) интуитивизм

B) марксизм

C) фрейдизм

D) позитивизм

E) прагматизм

5. Постмодернизм представлен в таком философском направлении, как

A) буддизм

B) экзистенциализм

C) конфуцианство

D) поструктурализм

E) позитивизм

Методические рекомендации:

Задание 1, 2. Для выполнения задания обратитесь к учебной литературе. Следует внимательно прочитать афоризм. Выяснить, что непонятно. Посмотрите философский словарь или энциклопедию.

Задание 3. Прочитайте высказывание, выявите ключевое положение и определите, к какому философскому направлению относится данная точка зрения.

Литература:

1. Философия: учеб. для вузов / В.Н. Лавриненко, В.П. Ратников. - М.: Высшая школа, 2002. – 352 с.

2. Философия: учеб. для вузов и колледжей / Т.Х.Габитов. - Алматы: Қаржы-Қаражат, 2003 – 368с.

3. Спиркин А.Г. Философия. – М.: Гардарика, 1998. – 816 с.

4. Радугин А. А. Философия. Курс лекций. – М.: Центр, 1997. – 272 с.

Тема 8 . Философия бытия.

Цель занятия: Закрепить знания фундаментальных философских категорий, проанализировать развитие философских идей.

Задание 1. Проанализируйте тезис Ф. Энгельса: «единство мира состоит в его материальности». Покажите, что развитие науки подтверждает данный тезис. Признают ли единство мира объективный идеализм и религия? Все вещи мира преходящи, со временем разрушаются и уничтожаются. Почему же мир как совокупность подобных вещей продолжает существовать?

Задание 2. Ответьте на вопрос. Движение - способ существования материи. Это точка зрения диалектического материализма. Почему нельзя отрывать материю от движения? Разделяете ли Вы положение диалектического материализма о том, что движение несотворимо и неуничтожимо? Какие аргументы Вы приведете в подтверждение этого положения?

Задание 3. Ответьте на вопрос. Есть ли разница между выражениями: «движущаяся материя» и «материальное движение»? Если да или нет, объясните, почему и чем обусловлена Ваша точка зрения?

Задание 4. Решите логическую задачу. Преподаватель обращается к слушателям с таким вопросом: «Вы идёте по улице мимо скульптуры. Принадлежит ли эта скульптура к тому, что мы называем сознанием, или это часть бытия?»

Слушатель А: «Скульптура, как и всякое произведение искусства, относится к духовным ценностям общества. Она - воплощение художественного (эстетического) сознания людей. Именно поэтому она и принадлежит к общественному сознанию».

Слушатель Б: «Я не согласен с таким утверждением. Скульптура действительно воплощение художественного сознания, или точнее, опредмеченное художественное сознание. Но эстетическое сознание, опредмечиваясь в нечто материальное (в нашем случае в скульптуру), тем самым превращается в элемент бытия. Наши художественные представления, наше эстетическое сознание формируется прежде всего под влиянием нашего эстетического бытия».

Слушатель В: «И всё-таки прав А. Надо смотреть на это с более принципиальных, более широких позиций. Ведь то, какие скульптуры и вообще произведения искусства создают люди, зависит в конечном счете от экономических условий их жизни».

Определите и обоснуйте на ваш взгляд правильный ответ.

Задание 5. Установите соответствие:

между философским направлением и определением сознания, которое они выдвигают

Определение сознания

направление

сознание - такой же материальный продукт деятельности мозга, как желчь - продукт печени

объективный идеализм Гегеля

сознание является функцией головного мозга

вульгарный материализм

сознание - это этап в развитии абсолютной идеи, на котором она приближается к самой себе

диалектический материализм

Задание 6. Решите тест:

1. Философское направление, признающее за основу всесущую материю

A) материализм

B) гедонизм

C) агностицизм

D) идеализм

E) номинализм

2. Движение как философская категория – это

A) перемещение из одной точки в другую

B) механические взаимодействия

C) качественные изменения

D) способ существования материи

E) возникновение и разрушение

3. Свойство, присущее всей материи

A) сущность

B) атрибут

C) характеристика

D) информация

E) форма

4. Общепринятая концепция пространства и времени в настоящее время

A) энергетическая

B) трансцендентальная

C) реляционная

D) субстанциональная

E) квантовая

5. Согласно атрибутивной концепции материи, движение

A) равноценно покою

B) совершается по кругу

C) абсолютно

D) прерывно

E) повременно

Методические рекомендации:

Задание 1, 2, 3, 4. Для выполнения задания обратитесь к учебной литературе. Следует внимательно прочитать вопросы. Выяснить, что непонятно. Посмотрите философский словарь или энциклопедию.

Литература:

1. Философия: учеб. для вузов / В.Н. Лавриненко, В.П. Ратников. - М.: Высшая школа, 2002. – 352 с.

2. Философия: учеб. для вузов и колледжей / Т.Х.Габитов. - Алматы: Қаржы-Қаражат, 2003 – 368с.

3. Спиркин А.Г. Философия. – М.: Гардарика, 1998. – 816 с.

4. Радугин А. А. Философия. Курс лекций. – М.: Центр, 1997. – 272 с.

Тема 9. Проблемы теории диалектики.

Цель занятия: Проанализировать проблемы теории диалектики; закрепить знания фундаментальных диалектических категорий.

Задание 1. Ответьте на вопрос. Какой метод мышления критикует Г.В.Ф. Гегель: «Противоречие - вот что на самом деле движет миром, и смешно говорить, что противоречие нельзя мыслить... Все где-либо существующее есть некое конкретное и, следовательно, внутри себя различное и противоположное». /Г. В. Ф. Гегель. Соч., т. 2., М. - 1930. с.206/ .

Задание 2. Проанализируйте высказывание Гераклита: «Гомер был не прав, молясь чтобы борьба исчезла с лица земли; ибо если бы его молитва исполнилась, все вещи погибли бы». /Цит. по: Дж. Томсон Первые философы. М.,1959. - с.266/.

Задание 3. Установите соответствие:

между законом диалектики и выражением его проявления

Проявление закона

Закон диалектики

«Всякий трудящийся находится в состоянии войны с массой и неблагожелателен к ней в силу личного интереса. Врач желает своим согражданам добрых лихорадок, а поверенный – добрых тяжб в каждой семье. Архитектору нужен добрый пожар, который превратил бы в пепел добрую часть города, а стекольщик доброго града, который разбил бы все стёкла. Портной, сапожник желают публике только материй непрочной окраски из плохой кожи с тем, чтобы их изнашивали втрое больше – ради блага торговли». /Ш. Фурье. Избр. соч. т.3. М.,1954. с.88/.

Закон отрицания отрицания

Высказывание Марка Твена: «Когда мне было 15 лет, я считал, что мой отец знает все, а я - ничего; в 25 лет я, что знаю все, а мой отец - ничего; а когда мне исполнилось 35 лет, я увидел, что мой отец знает кое-что»

Закон противоречия

Дж. Бруно: «Если мы хорошо обдумаем, то увидим, что уничтожение есть не что иное, как возникновение, и возникновение есть не что иное, как уничтожение; любовь есть ненависть; ненависть есть любовь?» /Цит. по Антологии мировой философии. М., 1970. с.163/.

Закон взаимного перехода количественных и качественных определений

Задание 4. Приведите примеры , подтверждающие высказывание известного средневекового врача Парацельса; «Все есть яд и всё есть лекарство, тем или другим делает лишь доза».

Задание 5. Решите тест:

1. Основоположник античной диалектики

A) Аристотель

B) Фалес

C) Гегель

D) Гераклит

E) Маркс

2. Кто является создателем диалектики как учение об универсальных связях и развитии

A) Р.Декарт

В) И.Кант

С) И.Фихте

D) Г.Гегель

Е) Л.Фейербах

3. Создатель материалистической диалектики:

A) Маркс.

B) Гегель.

C) Ленин.

D) Аристотель.

E) Плеханов

4. Категории диалектики

A) круговорот

B) атомарность, валентность

C) сущность и явление

D) эклектика

E) пространство

5. Учение, противоположное диалектике

A) прагматизм

B) неотомизм

C) метафизика

D) позитивизм

E) экзистенциализм

Методические рекомендации :

Задание 1, 2, 3. Для правильного выполнения задания, требуется уяснить суть философских категорий и законов диалектики, поработать с источниками, обратиться к конспектам лекций.

Литература:

1. Философия: учеб. для вузов / В.Н. Лавриненко, В.П. Ратников. - М.: Высшая школа, 2002. – 352 с.

2. Философия: учеб. для вузов и колледжей / Т.Х.Габитов. - Алматы: Қаржы-Қаражат, 2003 – 368с.

3. Спиркин А.Г. Философия. – М.: Гардарика, 1998. – 816 с.

4. Радугин А. А. Философия. Курс лекций. – М.: Центр, 1997. – 272 с.

5. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 608 с.

Тема 10. Эпистемология.

Цель занятия: Проанализировать философские проблемы как процесса познания в целом, так и научного познания в частности; закрепить знания уровней и методов научного познания.

Задание 1. Ответьте на вопрос : Что означает термин «агностицизм» и выберите правильный ответ. Обоснуйте.

а). Мир, не доступный познанию

б). Несовершенство, изменчивость знаний

в). Познание наиболее адекватно отражает действительность

г). Познание носит чисто символический характер, а истинные знания раскрываются в вере

Задание 2. Проанализируйте вывод Г.В.Ф. Гегеля: «Разум без рассудка есть ничто, но рассудок без разума есть нечто».

Задание 3. Раскройте соотношение понятий : истина, ошибка, ложь, представление, воображение и фантазия. Закономерны ли заблуждения в процессе познания?

Задание 4. Проанализируйте точку зрения американского философа Ч.Пирса, «Истина – это то, во что мы верим». Выразите свое отношение к данной концепции. К какому философскому направлению принадлежит данная позиция.

Задание 5. Решите тест:

1. Термин «эмпирическое знание» понимается как

A) чувственное знание

B) опытное знание

C) абстрактное знание

D) теоретическое знание

T) интуитивное знание

2. Основные формы рационального познания

A) индукция, дедукция, обобщение

B) проблема, гипотеза, теория

C) наблюдение, анализ, синтез

D) ощущение, восприятие, представление

E) понятие, суждение, умозаключение

3. Формы чувственной ступени познания

A) субстрат, материя, бытие

B) ощущение, восприятие, представление

C) понятие, суждение, умозаключение

D) идея, гипотеза, теория

E) рассудок, неосознание, интуиция

4. Чувственно – наглядный образ, сохраняемый в памяти и воспроизводимый в сознании

A) Восприятие

B) Представление.

C) Ощущение

D) Суждение

E) Понятие

5. В какой философии проблема научного метода познания выступила главной

A) восточной

В) Нового времени

С) эпохи Возрождения

D) древнегреческой

Е) средневековой

Методические рекомендации :

Задание 1, 2. Для правильного выполнения задания, требуется уяснить суть основных концепций гносеологии, вспомнить значение философских категорий, поработать с литературой, обратиться к конспектам лекций.

Задание 3. Для правильного выполнения задания, требуется глубоко разобраться в данной теме. Выполняя задание, необходимо определить закономерность заблуждения в процессе познания исходя из диалектики процесса познания.

Литература:

1. Философия: учеб. для вузов / В.Н. Лавриненко, В.П. Ратников. - М.: Высшая школа, 2002. – 352 с.

2. Философия: учеб. для вузов и колледжей / Т.Х.Габитов. - Алматы: Қаржы-Қаражат, 2003 – 368с.

3. Спиркин А.Г. Философия. – М.: Гардарика, 1998. – 816 с.

4. Радугин А. А. Философия. Курс лекций. – М.: Центр, 1997. – 272 с.

5. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 608 с.

Тема 11. Философская антропология

Цель занятия: Проанализировать взгляды философов в понимании человека, изучить современные философские теории, посвященными проблеме личности.

Задание 1. Прокомментируйте высказывание Э. Фромма: «Я верю, что каждый человек представляет все человечество. Все мы святые и грешники, но ни один не превосходит другого и не судья ему. Все мы прозрели вместе с Буддой, всех нас распяли на кресте вместе с Христом, и все мы убивали и грабили вместе с Чингисханом, Сталиным и Гитлером» /Э. Фромм. Душа человека. М., 1992. - с. 372/.

Задание 2. Проанализируйте высказывание и ответьте на вопросы.

Ж-П. Сартр считал, что «нет никакой природы человека, как нет и Бога, который бы его задумал. Человек просто существует, и он не только такой, каким себя представляет, но и такой, каким он хочет стать. (Сумерки Богов. М., 1989. с.323). Можно ли согласиться с философом? За счёт чего, по его мнению, происходит становление человека?

Задание 3. Ответьте на вопрос. Человек стоит в середине между бесконечностью в великом и бесконечностью в малом. Он средоточие обоих миров - великого и малого, он - первенец и венец природы. Для чего же возникло это удивительное существо? Какая цель человеческого существования? В чем состоит задача или загадка человеческой жизни?

Задание 4. Ответьте на вопрос. «Кто хочет сохранить власть, должен иметь в руках орудие власти, кто хочет управлять, должен обладать правом наказывать». /Кальвин, реформатор, основатель религиозного протестантского направления его имени - кальвинизма/. Ваша точка зрения совпадает с точкой зрения Кальвина? Приведите Ваши доводы за и против.

Задание 5 Решите тест.

1. Что включает в себя понятие «личность»

A) индивид и индивидуальность

B) совокупность социальных качеств человека

C) интеллект, духовные потребности человека

D) самооценка

E) единство биологического и социального

2. Становление личности происходит

A) с момента рождения человека

B) когда человек начинает жить в соответствии с эталоном общества

C) когда человек начинает выступать как субъект социальных отношений

D) когда индивид действует, исходя из своих субъективных побуждений

E) когда человек достигает совершеннолетия

3. Отличие человека от всех остальных живых существ, согласно философии С.Кьеркегора

A) ощущения

B) отчаяние

C) разум

D) воля

E) интуиция

4. Автор работы «Человек в поисках смысла»

A) Марсель

B) Франкл

C) Сартр

D) Камю

E) Хайдеггер

5. Ситуация личностного выбора – излюбленная тема философии

A) неопозитивизма

B) герменевтики

C) неотомизма

D) экзистенциализма

E) философия жизни

Методические рекомендации:

Задание 1, 2, 3, 4. В ответах необходимо опираться на ранее усвоенные историко-философские знания о человеке, о единстве биологического и социального. От студента требуется умение самостоятельно мыслить, уметь отстаивать собственную точку зрения.

Литература:

1. Философия: учеб. для вузов / В.Н. Лавриненко, В.П. Ратников. - М.: Высшая школа, 2002. – 352 с.

2. Философия: учеб. для вузов и колледжей / Т.Х.Габитов. - Алматы: Қаржы-Қаражат, 2003 – 368с.

3. Спиркин А.Г. Философия. – М.: Гардарика, 1998. – 816 с.

4. Радугин А. А. Философия. Курс лекций. – М.: Центр, 1997. – 272 с.

5. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 608 с.

Тема 12. Социальная философия.

Цель занятия: Проанализировать философские концепции развития общества, изучить специфику социальных проблем, закрепить знания основных понятий социальной философии.

Задание 1. Объясните различие точек зрения на общество следующих авторов:

1) Т. Гоббс считал, что естественное состояние – это «война всех против всех», поскольку каждому имманентно присуща «абсолютная свобода». Отсюда – организация общества – вынужденная необходимость, общественный договор – спасение от взаимоуничтожения.

2) Шефтсбери утверждает, что человек по природе – существо общественное и общество – «неизбежно и естественно для него».

Задание 2. Установите соответствие:

между определением государства и представителем данной точки зрения.

Государство – единственное средство избежать «войны всех против всех»

В.И. Ленин. Полн. собр соч. Т.39. С 75

«Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы»

Т.Гоббс «Левиафан». Гл. XIII

Властвовать - это «дать программу людям, вмешаться в их судьбу, в их узкий круг; помешать их сумасбродству, которое, как правило, праздность бессодержательная жизнь, отчаяние»

Бакунин А.М. Избр. Соч. Пг.-М., 1920. Т.3.С.190.

Государство – «самое вопиющее, самое циничное, самое полное отрицание человечества, губитель индивидуальной свободы»

Ортега-и-Гассет. Восстание масс // Ортега-и-Гассет. Избр. труды. – М.: Весь мир, 1997. - С.233.

Задание 3. Заполните таблицу.

Выберите для каждой стадии общественного развития соответствующую предложенную характеристику и занесите ее вы таблицу.

Преобладающая сфера экономической деятельности: сфера услуг; сельское хозяйство, промышленность.

Главная цель, престиж: Знание, власть, деньги.

Господствующая роль в социальной структуре: бизнесмены, учёные, менеджеры- консультанты, священники, феодалы.

Стадия общественного развития


Преобладающая сфера экономической деятельности

Главная цель, престиж

Социальная организация

Господствующая роль в социальной структуре

доиндустриальная (аграрная)

индустриальная

постиндустриальная

Задание 4. Ответьте на вопрос. Противоречат ли, на Ваш взгляд, данные определения общества или они дополняют друг друга.

1) О. Конт: «общество – это функционирующая система, основанная на разделении труда».

2) Г. Спенсер «общество – это композиция всякого рода идей, верований, чувств, которые реализуются через посредство индивидов».

3) К. Маркс «общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу».

Задание 5. Решите тест .

1. Общество – это

A) народ

B) продукт целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших групп людей

C) государство

D) форма совместного бытия и взаимодействия людей

E) нация

2. Материальная жизнь общества выражается через понятие

A) общественное бытие

B) окружающая природа

C) географическая среда

D) социальная структура

E) биосфера

3. Кем осуществляется духовное производство:

A) Учеными, идеологами, деятелями культуры.

B) Духовниками.

C) Духами света.

D) Искусствоведами.

E) Абсолютным духом

4. Данное положение выражает сущность материалистического понимания истории:

A) общественное бытие определяет общественное сознание

B) история общества определяется элитой

C) развитие общества зависит от великой личности

D) общество есть сумма индивидов

E) общество и его история зависят от воли Бога

5. Формы общественного сознания различаются:

A) По их роли в жизни общества.

B) По объёму знания.

C) По методам их исследования.

D) По наличию в них научных отношений.

E) По составу входящих в них идей.

Методические рекомендации:

Задание 1. Прочитайте высказывание, выявите ключевое положение и определите, в чем состоит различие данных точек зрения. В процессе работы важно раскрыть смысл текста, уметь выделить главное.

Задание 2. Для выполнения задания обратитесь к учебной литературе. Следует вспомнить основные концепции государства, внимательно прочитать данные высказывания, сопоставить и определить автора.

Задание 3. Для выполнения задания обратитесь к учебной литературе, конспектам лекций. Необходимо вспомнить характеристики каждой стадии общественного развития и из предложенных выбрать соответствующие.

Задание 4. Прочитайте определения, выявите смысл каждого и сравните их между собой

Литература:

1. Философия: учеб. для вузов / В.Н. Лавриненко, В.П. Ратников. - М.: Высшая школа, 2002. – 352 с.

2. Философия: учеб. для вузов и колледжей / Т.Х.Габитов. - Алматы: Қаржы-Қаражат, 2003 – 368с.

3. Спиркин А.Г. Философия. – М.: Гардарика, 1998. – 816 с.

4. Крапивенский С.Э. Социальная философия: учебник для студентов вузов. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998. – 416 с.

Тема 13. Философия культуры. Философия любви. Философия религии. Философия истории. Философия политики. Философия образования.

Цель занятия: Проанализировать философские концепции культуры и цивилизации; закрепить знания основных понятий социальной философии.

Задание 1. Ответьте на вопрос. Что является высшей целью культуры?

а) создание условий для формирования личности;

б) выработка алгоритма творчества;

в) человек как личность;

г) сама культура как самоцель.

Задание 2. Ответьте на вопрос. «Культура и цивилизация – основное отличие».

Задание 3. Ответьте на вопрос. Сейчас в моде человек спортивного типа, без обязанностей, но с правами, раскрепощенный, как говорится, «без предрассудков», «умеющий жить». А что значит уметь жить? Каковы Ваши жизненные ценности, в чем их смысл?

Задание 4. Ответьте на вопрос. «Виноват» - В чём? - «В грязных мыслях» (Ф.М Достоевский «Преступление и наказание»). Отвечает ли, по Вашему мнению, человек за собственные мысли? Или его ответственность распространяется только на его поведение?

Задание 5. Решите тест:

1. Латинское слово, от которого произошел термин «цивилизация», в переводе означает:

A) общество

B) технология

C) техника

D) общество

E) город

2. Философ, приверженец цивилизационной концепции общественного развития:

A) Локк

B) Фейербах

C) Платон

D) Тойнби

E) Лейбниц

3. Создатель игровой концепции культурогенеза:

A) 3. Фрейд.

B) А. Тойнби.

C) Й. Хейзинга.

D) Э.Кассирер.

E) К. Маркс.

4. Вся культура, по утверждению Ф.Ницше, характеризуется

A) политико – волевым началом

B) дионисийским началом

C) аполлоновским началом

D) синтезом аполлоновского и дионисийского начала

E) индивидуально-личностным началом

5. В истории культуры прикладная этическая дисциплина о счастье:

A) Праксеология

B) Аксиология

C) Фелицитология.

D) Этиология

E) Деонтология

Методические рекомендации:

Задание 1. Из предложенных вариантов выберете правильный ответ и аргументируйте его.

Задание 2. Дайте определение культуры и цивилизации. Назовите основное отличие культуры от цивилизации.

Задание 3. При ответе на вопрос необходимо опираться на усвоенные историко-философские знания о человеке, личности, общественной природе человека, философии ценностей. Важно уметь сформулировать и обосновать собственную точку зрения.

Задание 4. От студента требуется умение самостоятельно мыслить, уметь формулировать и обосновывать свою точку зрения.

Литература:

1. Философия: учеб. для вузов / В.Н. Лавриненко, В.П. Ратников. - М.: Высшая школа, 2002. – 352 с.

2. Философия: учеб. для вузов и колледжей / Т.Х.Габитов. - Алматы: Қаржы-Қаражат, 2003 – 368с.

3. Спиркин А.Г. Философия. – М.: Гардарика, 1998. – 816 с.

4. Крапивенский С.Э. Социальная философия: учебник для студентов вузов. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998. – 416 с.

Тема 14. Философия глобальных проблем.

Цель занятия: Изучить генезис и специфику глобальных проблем, проанализировать актуальность глобальных проблем и их взаимосвязь; выявить роль глобальных проблем в современном развитии Человечества и Казахстана.

Задание 1. Составьте конспект «Этапы развития отношения людей (общества) к природе» (историко-философский аспект).

Задание 2. Прокомментируйте слова Ф. Бэкона «Знание – сила». Какой подход предлагается Бэконом и другими философами Нового времени по отношению к природе?

Задание 3. Ответьте на вопрос: Что Вам известно о деятельности Римского клуба? Какие вопросы вы бы вынесли на его заседание?

Задание 4. Ответьте на вопрос. Чем вызван кризис современной цивилизации? Из приведённых вариантов ответов, какой, по вашему мнению, является правильным? Обоснуйте своё мнение.

а) Развитием науки

б) Отсутствием разумной стратегии развития общества

в) Дефектами социальной системы

г) Научно-техническим прогрессом

Задание 5. Решите тест:

1.Термин «Глобализация» получил широкое распространение в

A) конце 20-х годов XX века

B) в начале XXI века

C) в 90-е годы XX века

D) в XIX веке

E) в начале XX века

2. Какой характер нося глобальные проблемы

A) национальный

B) региональный

C) антропогенный

D) религиозный

E) территориальный

3. Естественный закон «абсолютного перенаселения» был открыт в XVIII веке

A) Кантом

B) Мальтусом

C) К. Марксом

D) Ф. Энгельсом

E) Л. Фейербахом

4. Концепция, выступающая против глобализации за необходимость сохранения своеобразных национальных культур

A) вестернизация

B) антиглобализм

C) глобализм

D) локализация

E) эгоцентризм

5. Международная организация ученых, занимающаяся изучением глобальных проблем, существующая с 1968 года:

A) МВФ

B) ООН

C) Гринпис

D) Римский клуб

E) ШОС

Методические рекомендации:

Задание 1. Для выполнения задания обратитесь к учебной, научной литературе. Следует выявить, как на разных этапах развития общества разрешалось фундаментальное противоречие «Человек-Природа», когда человек одновременно является и частью природы и противостоит ей. В процессе работы важно научиться анализировать материал, уметь выделять главное.

Задание 2. Проанализируйте данное высказывание, выразите собственное мнение. Обоснуйте ответ примерами. Задание направлено на выработку творческой, самостоятельной позиции по обсуждаемым вопросам.

Задание 3. Для выполнения задания обратитесь к учебной литературе, конспектам лекций, философскому словарю. От студента требуется умение самостоятельно мыслить, уметь формулировать и обосновывать свою точку зрения.

Задание 4. При ответе на вопрос необходимо опираться на усвоенные философские знания об особенностях, характеристиках и проблемах современной цивилизации. Важно уметь выделить главное и обосновать собственную точку зрения.

Литература:

1. Философия: учеб. для вузов / В.Н. Лавриненко, В.П. Ратников. - М.: Высшая школа, 2002. – 352 с.

2. Философия: учеб. для вузов и колледжей / Т.Х.Габитов. - Алматы: Қаржы-Қаражат, 2003 – 368с.

3. Спиркин А.Г. Философия. – М.: Гардарика, 1998. – 816 с.

4. Крапивенский С.Э. Социальная философия: учебник для студентов вузов. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998. – 416 с.