Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 13

 

Поиск            

 

Указания методические к выполнению курсовой работы Специальность: «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

 

             

Указания методические к выполнению курсовой работы Специальность: «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рубцовский институт (филиал)

Алтайского государственного университета

Кафедра Бухгалтерского учета

Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности

Методические указания к выполнению курсовой работы

Специальность: «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

(Очно-заочное, очно-заочное на базе высшего, очное, заочное отделение)

РУБЦОВСК 2009


Составитель:

К.э.н., доцент Ворожбит Е.Г.

Утверждено на заседании кафедры

Протокол № 3 от 26.11.2007г.

И.о. зав. кафедры бухгалтерского учета

Бирюкова Т.Д.

Общие положения

Написание курсовой работы является одним из основных видов самостоятельной работы студентов. Выполнение курсовой работы по дисциплине «Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности» представляет собой научное исследование, проводимое студентом по выбранной теме, и выступает заключительным этапом изучения данного курса в высшем учебном заведении.

Цель курсовой работы состоит в постановке и исследовании проблем, присущих выбранному предмету изучения, а также рассмотрении и решении их на примере конкретной организации, путем выработки рекомендаций, направленных на повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Задачами курсовой работы является:

- углубление и закрепление теоретических знаний студентов по теории экономического анализа, комплексному экономическому анализу хозяйственной деятельности и анализу финансовой отчетности, полученных в процессе обучения;

- приобщение студентов к научно-исследовательской работе путем самостоятельной подборки и критического изложения материала учебной, научной и методической литературы;

- развитие навыков самостоятельной практической аналитической работы;

- выработка рекомендаций и возможность применения предложений студента в
конкретной организации по результатам проведенного исследования;

- подготовка к прохождению преддипломной практики студента, а также к выполнению дипломной (выпускной) работы;

- подготовка к Государственному экзамену по блоку вопросов экономического анализа.

является самостоятельным научным исследованием. Тема курсовой работы может быть развита и углублена в процессе дальнейшей научно-исследовательской работы студента и может являться впоследствии частью выпускной дипломной работы. Она также может быть рекомендована как доклад на научную студенческую конференцию.

Успешное выполнение курсовой работы во многом зависит от правильной организации ее подготовки и написания, а также соблюдения основных требований, которые к ней предъявляются.

Студенты в процессе выполнения курсовой работы должны:

· изучить нормативные документы, специальную учебную, научную литературу;

· рассмотреть проблемные вопросы по конкретной теме;

· провести подбор, обобщение и систематизацию информации по теме исследования;

· проанализировать данные предприятия, провести необходимые расчеты с применением методик факторного анализа, экономико- математических, статистических и других методов;

· выявить недостатки и резервы улучшения деятельности предприятия по результатам проведенных исследований;

· разработать и обосновать конкретные предложения, направленные на повышение эффективности производственной и финансовой деятельности по исследуемой теме на конкретном предприятии.

Выбор темы курсовой работы

При выборе темы студентам следует руководствоваться:

1) учебной программой курса «Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности»;

2) актуальностью темы в целом, либо проблематичностью отдельных моментов изучаемого экономического явления; исследуемое экономическое явление или процесс могут быть исключительно актуальными для финансово-экономической ситуации конкретного предприятия;

3) возможностью получения информации для изучения данной проблемы на избранном объекте исследования;

4) собственными предпочтениями студента по отношению к тем или иным вопросам анализа деятельности организации.
Студент самостоятельно может выбрать любую тему для исследования исходя из личных предпочтений или актуальности для конкретного предприятия, либо выбрать тему курсовой работы из рекомендованного перечня тем курсовых работ, приведенного в ПРИЛОЖЕНИИ 1.

Независимо от того, как был осуществлен выбор темы, ее, а также план работы необходимо в обязательном порядке согласовать с научным руководителем.

Подбор и изучение литературы

В процессе подбора и изучения литературы по теме курсовой работы студент может ознакомиться с источниками, указанными в рабочей программе курса и в списке дополнительно рекомендуемой литературы. В дальнейшем необходимо заняться самостоятельным подбором литературы по теме курсовой работы, для этого осуществляется поиск библиографических источников. Общее количество их не ограничивается, но оно должно быть не менее 35-ти, включать законодательные и нормативные документы, монографии, статьи из периодических изданий последних лет.

Подготовка курсовой работы по экономическому анализу предполагает широкое использование действующего законодательства. Особенно приветствуется самостоятельное исследование проблемных вопросов, связанных с практическим применением нормативных и законодательных актов РФ, статистических показателей, мнений научных работников и практикующих бухгалтеров, аналитиков, аудиторов, финансовых менеджеров. Повышает ценность работы использование личного практического опыта студентов.

В процессе исследования избранной темы, работу необходимо начинать, прежде всего, с изучения существующей законодательной и нормативной базы, обращая особое внимание на то, имеет ли юридическую силу тот или иной нормативный документ в данный момент времени, когда и кем в него вносились коррективы, и действовал ли он в период исследования.

После ознакомления с законодательной и нормативной базой приступают к изучению научной литературы и публикаций по исследуемой проблематике, в ходе усвоения изложенного следует опираться на знание нормативной базы и критически подходить к изучаемым материалам.

Изучение подобранной литературы – очень трудоемкая и ответственная часть исследования, сопровождаемая записями в той или иной форме.

Записям предшествует вдумчивое творческое прочтение каждого источника, что требует активной умственной работы. В тексте читаемой книги студенту могут встретиться недостаточно знакомые или вовсе незнакомые научные понятия, экономические термины, иностранные слова. Ряд работ может носить ярко полемический характер. Преодолеть эти трудности можно с помощью учебников, энциклопедий, справочников, словарей.

Студент должен не только привлечь более широкий круг литературы, но и суметь на ее основе разобраться в степени изученности темы. Стоит выявить дискуссионные вопросы, нерешенные проблемы, попытаться высказать свое мнение по отношению к ним. Привести и аргументировать свою точку зрения или отметить, какой из имеющихся в литературе точек зрения по данной проблематике придерживается автор и почему.

Дословное изложение прочитанной литературы недопустимо, так как противоречит самому смыслу курсовой работы, не создает условий для получения знаний, выработке убеждений, развитию способностей, приучает к плагиату.

Только самостоятельность в изложении полученных знаний позволит студенту через свою курсовую работу понять, насколько он усвоил тему, осуществить самоконтроль знаний.

Иногда студент сталкивается с таким положением, когда у различных авторов нет единой точки зрения по рассматриваемому вопросу. Очень хорошо в таком случае привести высказывания нескольких авторов, стоящих на разных позициях и дать свое отношение к ним, аргументированно изложить собственное мнение по данному вопросу.

Составляя текст курсовой работы, студент должен стремиться к его самостоятельному изложению, допуская при этом использование цитат из источников, которые подтверждают написанное студентом. Количество цитат в тексте должно быть ограничено необходимостью подтверждения того или иного положения автора работы, а не носить характер сплошного текста. При использовании цитат необходимо давать сноску на используемый источник.

Структура и содержание курсовой работы

После изучения источников необходимо составить рабочий план курсовой работы, согласовав его с научным руководителем. Правильно составленный план свидетельствует о понимании студентом содержания рассматриваемой проблемы.

Рабочий план должен охватывать развернутый перечень вопросов, раскрывающих содержание темы.

Структурные элементы курсовой работы:

· титульный лист;

· ;

· содержание;

· введение;

· теоретическая и практическая главы;

· заключение;

· список использованной литературы;

· приложения (таблицы, графики, схемы, формы статистической и бухгалтерской отчетности и другие необходимые документы).

Титульный лист курсовой работы оформляется по образцу, приведенному в ПРИЛОЖЕНИИ 3.

представляет собой краткое точное изложение содержания курсовой работы, включающее основные выводы и результаты проведенного исследования без дополнительной интерпретации или критических замечаний автора работы. В следует включить следующие аспекты: предмет, тему и цель работы; метод и методологию проведения исследования; результаты работы и сделанные выводы.

Содержание курсовой работы должно включать названия глав, параграфов с указанием страниц, с которых они начинаются. Разделы плана должны соответствовать заголовкам глав и параграфов в тексте работы.

Введение объемом 1,5-2 страницы призвано познакомить читателя с сущностью исследуемой темы.

Во введении обосновывается актуальность темы, т.е. излагаются причины выбора темы и значимость ее для решения конкретных вопросов. Дается краткая оценка современного состояния проблемы и степени освещенности выбранной темы в литературе, формулируются цель и задачи исследования, реализация которых позволит автору достичь поставленной цели.

Актуальность темы исследования подразумевает под собой размышления, направленные на решение следующего вопроса: почему данную проблему нужно в настоящее время изучать?

В данном случае под «целью» понимается – конечный результат, которого стремится достичь студент при выполнении курсовой работы, а «задачи» - это этапы работы, последовательным выполнением которых студент достигает поставленную цель (задачи работы должны вытекать из ее содержания). Задачи работы конкретизируют цель исследования и подразделяют её достижение на определенные этапы. Обычно рекомендуется формулировать 3-4 задачи.

Далее следует указать период, описать предмет и объект исследования, изложить новизну и практическую значимость исследования.

Очень важно различать понятия "объект" и "предмет" исследования. Под объектом исследования понимается экономическая категория, исследуемая в работе, предмет исследования – это более конкретная характеристика определенных аспектов объекта.

Опыт работы и организация финансово-хозяйственной деятельности, специфика постановки и ведения бухгалтерского учета, документооборот, а также цифровой материал объекта исследования используются студентом для написания практической части курсовой работы

Кроме того, во введении должны быть описаны теоретические и методологические основы исследования: законодательные акты, труды российских и зарубежных ученых, практикующих специалистов; переводные экономические издания, статьи периодической печати, архивные материалы, указаны предполагаемые методы сбора и обработки информации. Во введении также дается описание структуры работы путем раскрытия краткого содержания каждой из глав.

Основная часть должна предусматривать 2 главы, названия и последовательность расположения которых должны отражать логику исследования темы. В них необходимо раскрыть основное содержание темы, показать степень изученности данной проблемы, ее дискуссионность, дать своё понимание рассматриваемых вопросов. При этом необходимо от общих вопросов переходить к более частным. По таким же правилам нужно структурировать содержание каждой главы. В ПРИЛОЖЕНИИ 2 содержится примерный план курсовой работы. В процессе написания работы рабочий план может быть скорректирован.

Основная часть состоит из глав, каждая из которых делится на параграфы. В каждой главе должно быть 3 – 4 параграфа. Все главы целесообразно завершить краткими выводами. Главы должны быть логически увязаны между собой и не должно быть диспропорций между объемами глав. Содержание глав должно раскрыть содержание работы.

по циклу аналитических специальных дисциплин должна выполняться на материалах конкретной действующей организации, с использованием ее документов и цифрового материала за установленный период исследования. Не допускается выполнение практической главы на условных или учебных цифровых данных.

, выполненная на тему, не зарегистрированную у преподавателя, или написанная на другую тему, чем закрепленная за данным студентом, к защите не допускается.

Первая глава курсовой работы раскрывает теоретические основы выбранной темы, поэтому в ней должны быть освещены следующие вопросы:

1. Характеристика предмета исследования как экономической категории. Приводятся определения, раскрывающие сущность явления, разных авторов, ученых; мнения ведущих специалистов, экономистов-практиков; дается толкование понятий представителями различных экономических школ и направлений. Должен быть представлен критический обзор литературных источников, методических материалов, статистических сборников.

2. Историческая ретроспектива понимания сущности экономического явления.

3. Оценка современного состояния изучаемого вопроса.

4. Обобщение опыта исследования с освещением полемики по спорным и проблемным вопросам темы.

5. Критический обзор нормативной литературы по теме, с акцентированием внимания на нерешенных, противоречивых моментах действующего законодательства.

6. Полемику по проблемным и спорным вопросам.

7. Обзор передового опыта отечественных предприятий и международной практики применения методик анализа по выбранной теме.

При изложении темы работы следует опираться на знание действующей нормативной базы и делать на неё ссылки.

Выполнив первую главу, студент должен понять сущность экономической категории, критически проанализировать ее методологическое и методическое освещение в литературе, выявить противоречия и нерешенные, спорные вопросы, дать им собственную оценку.

Студенту необходимо сформулировать и обосновать направления исследования. Глава служит теоретическим обоснованием будущих предложений студента.

Основная цель выполнения практической части курсовой работы состоит в раскрытии особенностей предмета исследования в конкретной организации, а именно на основе проведенного анализа информации и выявленных недостатков предложить конкретные меры по их устранению для улучшения деятельности данной организации по изучаемой проблеме.

Во второй главе студентом должны быть раскрыты вопросы:

- дать краткую экономическую характеристику организации, на материалах которой пишется работа (название организации в соответствии с учредительными документами, год образования, месторасположение, вид деятельности, основные производственно-экономические показатели деятельности, организационная структура бухгалтерской службы, форма бухгалтерского учета).

- проанализировать показатели деятельности по выбранной теме в соответствии с планом;

- сформулировать выводы по результатам расчетов, осветить проблемы, имеющиеся в организации;

- разработать и обосновать предложения, позволяющие улучшить показатели по данной теме.

Рассматривая имеющиеся на предприятии документы, организацию учетно-аналитической работы, студент должен соизмерить полученную информацию с результатами исследования, осуществленного в теоретической части курсовой работы, дать оценку состояния бухгалтерского учета, планирования, нормирования, анализа и сделать заключение об адекватности информации, представляемой экономическими службами аппарату управления предприятием, а также представить рекомендации администрации по результатам работы.

Рекомендации студента, а также предлагаемые им к внедрению мероприятия следует раскрыть в отдельном параграфе второй главы.

При написании этого параграфа студент подробно описывает рекомендуемые им мероприятия, представляет технико-экономическое обоснование (расчет) предлагаемых мероприятий, обосновывает преимущества в случае их внедрения или раскрывает причины невозможности применения рекомендаций. В завершении написания практической части курсовой работы студент должен обоснованно изложить собственное мнение в отношении необходимости и целесообразности изменений в деятельности предприятия в части изученного им направления, согласно выбранной темы.

Каждая глава курсовой работы завершается краткими выводами.

Перед студентом не стоит задача в своей курсовой работе открыть какие-то новые научные положения. Он должен в процессе изложения вопросов темы показать способность осмысленно пользоваться литературой, понимать методологию изложения материала, уметь обработать фактический материал, сделать правильные выводы и обобщения, увязать теорию с практикой современной действительности.

Заключение представляет собой итог - обобщение проведенной работы.

В заключении последовательно и кратко излагаются теоретические и практические выводы и предложения, которые вытекают из содержания и носят обобщающий характер . Из текста заключения должно быть ясно, что цель и задачи курсовой работы полностью выполнены. Заключение завершается оценкой перспектив исследуемой проблемы в целом.

Примерный объем заключения - 1,5-2 страницы.

Список литературы. В список включаются только те источники, которые использовались при написании работы и на которые имеются ссылки в работе.

Последовательность расположения литературы:

1. Законы РФ.

2. Указы РФ.

3. Постановления Правительства РФ.

4. Нормативные документы по теме.

5. Специальная учебная и научная литература (в алфавитном порядке).

Примечание. Нормативные документы одного уровня располагаются в алфавитном порядке.

Приложения содержат вспомогательный материал, не включенный в основную часть работы (таблицы, схемы, графики, рисунки, расчеты, заполненные формы документов - отчетности и т.д.). Страницы приложений не входят в общий объем работы.

Оформление курсовой работы

Общие требования

Написание курсовой работы – это творческий и потому индивидуальный процесс. Однако в ходе написания работы необходимо соблюдать ряд требований к ее оформлению и структуре.

выполняется в машинописном виде на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210*297 мм.). Объем курсовой работы, выполненной с использованием ЭВМ должен составлять не менее 35-40 листов.

Общий объем работы, без приложений, зависит от требований, содержащихся в методических указаниях по дисциплине. Преподаватель вправе уточнить требуемый к выполнению объем работы, либо указать границы объема работы.

Текст выполняется с использованием текстового редактора Microsoft Word шрифтом Times New Roman, размер шрифта – 14, нормальной разреженности, интервал между строками должен составлять – 1,5. Расстояние до верхнего колонтитула должно быть – 1,25 нижний колонтитул – 1,25. В работе должно соблюдаться выравнивание текста по ширине. Исправления в тексте не допускаются. При написании текста необходимо соблюдать следующие размеры полей: левое - 30 мм, правое - 10 мм, верхнее - 20 мм, нижнее - 20 мм.

Оформление курсовой работы должно соответствовать установленным требованиям (Стандарт предприятия 00600-10-06. Система вузовской учебной документации. Курсовые и дипломные работы: требования к структуре и оформлению).

Изложение материала должно быть четким, логичным, без стилистических и орфографических ошибок.

Работа должна содержать:

1. Титульный лист, установленного образца

На титульном листе название темы должно содержать указание на

наименование организации (в скобках).

Примечание. Название организации приводится в соответствии с учредительными документами с указанием места её расположения.

2. Содержание располагается после а, страница не нумеруется. В нем последовательно необходимо указать наименования частей работы: введение, название глав и параграфов, заключение, список используемой литературы, приложения, а также номера страниц, с которых начинается каждая часть.

Слово «СОДЕРЖАНИЕ» записывают в виде заголовка посередине страницы прописными буквами. После слова «СОДЕРЖАНИЕ» двоеточие не ставится. В «СОДЕРЖАНИИ» наименование составных элементов, разделов и подразделов основной части записывают строчными буквами , начиная с прописной буквы.

Составной элемент «Титульный лист», а также в содержание не включается.

Нумерация глав и параграфов выполняется арабскими цифрами (1., 1.1., 1:2., и т.д.). Слова «параграф», «раздел» не пишутся (приложение 2).

3. Нумерация страниц. Страницы следует нумеровать арабскими цифрами, со­блюдая сквозную нумерацию по всему тексту отчета. Номер стра­ницы проставляют в центре нижней части листа без точки. На ти­тульном листе номер не ставится, но включается в общую нумера­цию работы.

Каждая новая глава и др. структурные элементы работы – введение, заключение, список литературы, приложения начинаются с новой страницы, а параграфы подряд, но соблюдая интервалы.

Заголовки структурных элементов курсовой работы (глав, введения, заключения, списка литературы) следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать прописными (заглавными) буквами , не подчеркивая.

Расстояние между заголовком главы и последующим текстом должно быть равно трем межстрочным интервалам (т.е. следует пропустить одну строку). Такое же расстояние должно быть между заголовком главы и параграфом. Расстояние между последней строкой параграфа и заголовком следующего, как правило, составляет не менее двух строк. Расстояние между строками заголовка остается таким же, как в тексте.

Заголовки параграфов лучше начинать с абзацного отступа («красной строки») и печатать с прописной буквы, не подчеркивая, без точки в конце (выравнивание по левому краю с абзацного отступа ). Если заголовок включает несколько предложений, их разделяют точками. Переносы слов в заголовках не допускаются. Заголовки (название) глав и параграфов должны включать от двух до четырнадцати слов (не более двух строк). Заголовок параграфа не должен быть последней строкой на странице.

Завершая введение, главу или заключение, следует следить за тем, чтобы последняя страница любой структурной части работы содержала не менее 2/3 текста .

Текст работы, начинающийся с «красной строки» выделяют абзацным отступом, равным 1,25 см.

Разделы должны иметь порядковую нумерацию в преде­лах всей работы и обозначаться арабскими цифрами.

Подразделы нумеруются арабскими цифрами в пределах раздела, например:

2.1- первый подраздел второго раздела

Пункты нумеруют арабскими цифрами в пределах каж­дого подраздела. Номер пункта состоит из номеров раздела, под­раздела, пункта, разделенных точками. В конце номера точка не ставится, например:

1.2.3 - третий пункт второго подраздела первого раздела

Формулы в работе (если их более одной) нумеруют араб­скими цифрами в пределах раздела. Номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы в разделе, разде­ленных точкой. Номер указывают с правой стороны листа на уров­не формулы в круглых скобках, например:

(3.2)- вторая формула третьего раздела

Примечания к тексту и таблицам, в которых указывают справочные и поясняющие данные, нумеруют последовательно арабскими цифрами с точкой. Если имеется одно примечание, то его не нумеруют и после слова «Примечание» ставят точку.

Если примечаний несколько, то после слова «Примечание» ставят двоеточие.

Название глав, параграфов, таблиц, рисунков, приложений и т.д. не подчеркивается. Текст в работе не подчеркивается. Печать текста жирным шрифтом не допускается. Сокращение слов в тексте не допускается, а в таблице допускается, но в соответствии с требованиями ГОСТа. После таблиц, рисунков, приложений точки не ставятся.

Оформление иллюстраций

Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы) располагаются после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Иллюстрации должны иметь названия, которые помещают под иллюстрациями. Иллюстрации обозначаются словом “Рис.”, которое помещается перед названием иллюстрации. Иллюстрации нумеруются последовательно арабскими цифрами в пределах главы. Номер иллюстрации должен состоять из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой, например: Рис. 1.2. (второй рисунок первой главы).


Оформление таблиц

Весь цифровой материал оформляется в виде таблиц. Таблицу располагают после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице.

Таблицы нумеруются арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах главы. Надпись «Таблица» с указанием номера таблицы размещается в правом верхнем углу над заголовком. Номер таблицы должен состоять из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой, например: Таблица 2.1 (первая таблица второй главы). Каждая таблица должна иметь заголовок. Заголовок не подчеркивается.

Пример оформления таблицы:

Таблица 2.1- Анализ основных показателей ООО «Маяк»

за 2004-2006 годы

Название таблицы пишется с прописной буквы. На все таблицы должны быть ссылки в курсовой работе. Название таблицы должно отражать ее содержание. В названии таблицы должно быть указано название организации, а также годы, единица измерения (если они не указаны в самой таблице).

В тексте делается ссылка на таблицу, например:

Из таблицы 2.1. видно, что…

Таблицу следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следую­щей странице.

Таблицу с большим количеством строк допускается пе­реносить на другой лист (страницу). При переносе части таблицы на другой лист (страницу) слово «Таблица» и номер ее указывают один раз слева над первой частью таблицы, над другими частями пишут слово «Продолжение» и указывают номер таблицы, напри­мер: «Продолжение таблицы 1». При переносе таблицы на другой лист, заголовок помещают только над ее первой частью.

Таблицу с большим количеством граф допускается де­лить на части и помещать одну часть под другой в пределах одной страницы. Если строки и графы таблицы выходят за формат стра­ницы, то в первом случае в каждой части таблицы повторяется го­ловка, во втором случае - боковик. Если повторяющийся в разных строках графы таблицы текст состоит из одного слова, то его после первого написания допускается заменять кавычками; если из двух и более слов, то при первом повторении его заменяют словами «То же», а далее - кавычками. Не допускается ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, марок, знаков, математических и хи­мических символов.

Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы не приводят, то в ней ставят прочерк.

По каждой таблице должны быть сделаны выводы. Завершать параграф таблицей или рисунком без текста после них не допустимо.

Обязательно приводится содержание всех принятых условных обозначений.

Формулы вписываются четко, с расшифровкой всех обозначений и нумеруются
справа в круглых скобках.

Оформление ссылок

Основные правила цитирования

Цитаты должны применяться по принципиальным вопросам и положениям. Не рекомендуется слишком обильное цитирование (употребление двух и более цитат подряд).
Не допускается соединять две цитаты в одну. Это равносильно подделке. Цитировать авторов необходимо только по их произведениям. Когда источник не доступен, разрешается воспользоваться цитатой автора, опубликованной в каком-либо другом издании. В этом
случае ссылке должны предшествовать слова: Цит. по кн.: Цит. по ст.:

При цитировании нужно соблюдать точное соответствие цитаты источнику.
Допустимы лишь следующие отклонения:

- могут быть модернизированы орфография и пунктуация по современным правилам, если это не индивидуальная орфография или пунктуация автора;

- могут быть пропущены отдельные слова, словосочетания, фразы в цитате при условии, что, во-первых, мысль автора не будет искажена пропуском, во-вторых, этот пропуск будет обозначен многоточием.

Цитаты, точно соответствующие источнику, обязательно берутся в кавычки, но они не ставятся в перефразированной цитате.

На каждую цитату, оформленную в кавычках или без кавычек, а также любое заимствование из чужой работы (таблицы, схемы, формулы и т.п.) должна быть библиографическая ссылка. Применение чужих идей, фактов, цитат без ссылки на источник заимствования, является нарушением авторского права и расценивается как плагиат.

Оформление библиографических ссылок

Библиографическая ссылка - это указание заимствования в соответствии с правилами библиографического описания.

Указания источника заимствования может осуществляться тремя способами

- в подстрочных примечаниях;

- с указанием источника непосредственно в тексте;

- отсылкой к списку литературы, помещаемому в конце работы (затекстовая ссылка).

Ссылки в подстрочных примечаниях применяются, главным образом, в небольших по объему работах: статьях, докладах и т.п.,

Нумерацию ссылок можно делать сплошной или самостоятельной для каждой страницы.

Внутритекстовые ссылки применяются в тех случаях, когда, сведения об анализируемом источнике невозможно перевести в библиографический список или они является частью основного текста.

Описание в подобных ссылках содержит имя автора и заглавие, которое заключается в кавычки, в круглых скобках приводятся данные о месте издания, издательстве и годе издания. Под затекстовыми ссылками понимаются указание источников цитат с отсылкой к пронумерованному списку литературы, помещаемому в конце работы или каждой главе.

1. Ссылки на главы, параграфы, таблицы, приложения указывают их порядковым номером, например:

1) в главе 2;

2) в параграфе 2.3.;

3) на рис. 1.8;

4) приложение 6;

5) в таблице 1.4.

2. В тексте формируются ссылки на литературные источники. При этом в квадратных скобках пишется номер источника в соответствии со списком литературы, например:

М.И. Кутер [18] считает, что…

Если ссылаются на определенные страницы литературного источника или делается в работе цитирование, то пишется номер источника и указывается номер страницы, например:

В своей монографии Л.В. Сотникова [11, с. 44] пишет: “…”

При ссылке на многотомное издание указывается также и номер тома, например:

[22, т. 1, с. 75]

Если оформляется ссылка на несколько работ одного автора или на работы нескольких авторов, то в скобках указываются номера этих работ, например:

Ряд авторов [14, 17, 19] считают…

Список использованных источников литературы

Список использованных источников должен оформляться согласно требованиям GOST7.1-2003.

Общие требования

Список использованной литературы:

- является органической частью научно-исследовательской работы и помещается после основного текста работы;

- позволяет автору документально подтвердить достоверность

и точность приводимых в тексте заимствований: таблиц,

иллюстраций, формул, цитат, документов;

- характеризует степень изученности конкретной проблемы автором;

- представляет самостоятельную ценность как справочный аппарат для

других исследователей.

Каждая запись в списке получает порядковый номер и начинается с красной строки.

Оформление списка литературы

В начале списка использованной литературы располагаются нормативные акты (в соответствии с их юридической силой). Затем приводятся книги, статьи, справочная и иная литература (строго по алфавиту). При большом количестве использованных источников возможна их разбивка на разделы, нумеруемые римскими цифрами (например: I. Нормативные акты II. Монографии III. Научные статьи и т.д.), однако и в этом случае нумерация включенных в список использованной литературы источников должна быть сквозной. При этом каждый вид источников включается в список использованной литературы с указанием идентифицирующих его данных. Сведения о нормативных актах должны включать его наименование, вид, дату вступления в силу и источнике официальной публикации. Сведения о книгах должны содержать фамилию, инициалы автора, заглавие книги (по титульному листу), издательство, место и год издания, количество страниц. Если источником является не книга, а статья в сборнике или журнале, то после фамилии автора приводится полное название статьи, а затем название сборника (журнала), издательство, место и год издания, а также номера начальной и конечной страниц статьи по тексту. После заглавия книги обязательны выходные данные: место издания, издательство, год издания. Допускается сокращение только следующих городов: Москва (М), Санкт-Петербург (СПб), Ростов-на-Дону (Ростов н/Д). Наименование издательства приводят в именительном падеже в сокращенной форме. Например: Юнити-Дана, Финансы и статистика и т.д.

Перед названием издательства ставится условный разделительный знак - двоеточие, а после названия издательства - запятая и указывается год издания. Слово “год” или буква “г” не пишутся. Например: ЮНИТИ, 2006.

Образцы оформления списка литературы:

Образцы оформления нормативных документов.

· Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА · М, 1999. 560 с.

1. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 21.11.1996г. № 129-ФЗ. (в ред. от 30.11.2006) // Собр. законодательства РФ. – 1996. - № 48. - Ст. 5369.

2. Об аудиторской деятельности: Федеральный закон от 07.08.2001г. №119-ФЗ (в ред. от 03.11.2006 N 183-ФЗ) // Рос. газета. – 2001. – 09 авг.

3. Положение по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02.: Утв. Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10.12.02. №126н (в ред. от 18.09.2006) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2003. - № 9.

Примечание . Если в нормативный документ вносились изменения, дополнения, то в скобках перед источником указывается последняя редакция.

Образец оформления книги одного автора:

Палий В.Ф. Бухгалтерская отчетность: особенности. учебное пособие / В.Ф. Палий. – М.: Бератор - Пресс, 2003. - 116с.

Ендовицкий Д.А. Комплексный анализ и контроль инвестиционной деятельности: методология и практика: монография / Д.А. Ендовицкий. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 400с.

Образец оформления книги двух авторов:

Филипьев Д.Ю. Аудит: учебное пособие / Д.Ю. Филипьев, Н.В. Пислегина. – Барнаул: Изд-во ААЭП, 2006. – 108с.

Образец оформления книги авторского коллектива «Под редакцией»:

Аудит: учебник для вузов / В. И. Подольский, А. А. Савин, Л. В. Сотникова и др.; Под ред. проф. В. И. Подольского. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 583с.

Образец оформления материалов совещаний, конференций, семинаров:

Стратегия и тактика устойчивого развития России в условиях социально-ориентированной экономики: Материалы межрегиональной науч.- практ. конф. (Барнаул 27-28 июня 2006г.)/ под общ. ред. И.К. Мищенко, В.Г. Притупова. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2006. – 267с.

Образец оформления журнальной статьи:

Бурцев В.В. Проблемы организации внутреннего контроля в коммерческой фирме / В. В. Бурцев //Аудитор. - 2006. - N 7. - С.14-16.

Образцы оформления статей из материалов конференций, совещаний:

Левичева С.В. Роль внутреннего контроля в повышении эффективности управления коммерческой организацией / С. В. Левичева // Стратегия и тактика устойчивого развития России в условиях социально-ориентированной экономики: Материалы межрегиональной науч.- практ. конф. (Барнаул 27-28 июня 2006г.)/ под общ. ред. И.К. Мищенко, В.Г. Притупова. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2006. –С. 171-174.

Образец оформления статьи из книги, сборника:

Иванов С.А. Маркетинг и менеджмент / С.А. Иванов // Статьи о классиках.- М, 2002.- С.12-23.

Образец оформления газетной статьи:

Вахрушев А.В. Страхование ответственности по договору на оказание аудиторских услуг / А.В. Вахрушев //Финансовые и бухгалтерские консультации. - 2001. - 10 окт. – С. 10-12.

Образец оформления главы из книги:

Филипьев Д. Ю. Аудит унитарных предприятий / Д.Ю. Филипьев // Аудит: учебник / Под ред. проф. В. И. Подольского. - М., 2003. - Гл. 14. - С. 426 - 456.

Образец оформления ссылок на беседы, интервью:

Тихомиров С. С "Кодексом" можно смело браться за дело / Беседу вел Е Малинин // Экономика и жизнь.- 2004.- Янв.(№4).- С. 6.

Образец оформления ссылок на словари и энциклопедии:

Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М.: Азбуковник, 2000. - 940 с.

Экономическая энциклопедия / Е. И. Александрова и др. - М.: Экономика, 1999. - 1055 с.

Образец описания электронных ресурсов (твердый носитель):

Гончаров В. В. Руководство для высшего управленческого персонала [Электронный ресурс].- М.: МНИИПУ, 2001.- 1 электрон. опт. диск (CD ROM).

TeachProtm MS Acces 2000: Базовый курс [Электронный ресурс].- М.: ООО "Мультимедиа технологии и Дистанционное обучение", 2002.- Электрон. опт. Диск (CD ROM).

Образец описания электронных ресурсов (сетевой электронный ресурс):

Тимченко А. В. Бухгалтерский учет и налогообложение в сельскохозяйственных предприятиях [Электронный ресурс] / А. В. Тимченко – Нижний Новгород: Нижегородская государственная сельскохозяйственная Академия, 1996. – Режим доступа: http://ngo.org.ru/ngoss/get/id12986.html, свободный. Проверено 13.12.2006.

Официальный сайт Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России [Электронный ресурс] / НП «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России». – Москва, 2000. – Режим доступа: http://www.ipbr.ru/, свободный. Проверено 13.12.2006.

Филипьев Д. Ю. Роль и значение комитетов по аудиту акционерных обществ [Электронный ресурс] / Д. Ю. Филипьев // Сибирская Финансовая Школа. 2005. - № 4. – С. 52. – Режим доступа: http://www.sifbd.ru/magazine/article/777, свободный. Проверено 13.12.2006.

Фомичева Л. П. Изменения в Трудовом кодексе РФ [Электронный ресурс] / Л. П. Фомичева - Режим доступа: http://www.audit-it.ru/account.php?sort=1, свободный. Проверено 13.12.2006.

Образец описания электронных ресурсов (база данных):

Обычно, вместе с документом, в базе приводится информация об источнике опубликования (печатном аналоге) и в списке литературы нужно указывать именно его.

Но бывают случаи, когда документ опубликован только в базе данных, тогда необходимо составлять аналитическое описание, где в первой части будут приведены все реквизиты законодательного акта, а во второй реквизиты самой системы.

Голомазова Л. А. Правовое регулирование соглашений о разделе продукции [Электронный ресурс] / Л. А. Голомазова // Бух. учет. – 1999. – № 11. – С. 71–79. – Режим доступа: Статьи : библиогр. БД / Новосиб. гос. техн. ун-т. Науч. б-ка. Науч.-библиогр. отд. – Новосибирск, 17.05.2000.

Новые документы для бухгалтера. Выпуск от 10.11.2006 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Последнее обновление 10.11.2006.

Левичева С. В. Виды резервов и принципы их учета /С. В. Левичева // Справочно-правовая система «Гарант»: [Электронный ресурс] / НПП «Гарант-Сервис». – Последнее обновление 09.12.2006.

Приложения

Приложения располагаются после списка литературы. В качестве приложений может быть вспомогательный материал, не включенный в основную часть курсовой работы (таблицы, схемы, первичные документы, формы отчетности и т.д.).

Приложения следует оформлять как продолжение работы на ее последующих страницах, располагая приложения в порядке появления на них ссылок в тексте.

Пример оформления:

Приложение 1

Каждое приложение начинается с новой страницы и должно иметь содержательный заголовок. Если приложений в курсовой работе более одного, их нумеруют арабскими цифрами порядковой нумерацией.

В тексте делается ссылка на приложение и указывается его порядковый номер, например: (приложение 1)

Примечание. Если приложение на одной странице не помещается, то продолжение, окончание его оформляется аналогично таблицам (см. выше).

Если таблицы, приложения вдоль страницы не помещаются, то их можно расположить поперек страницы.

Порядок рецензирования курсовой работы

После редактирования текста и окончательного оформления подписывается автором и представляется на кафедру для рецензирования.

должна быть подписана студентом:

а) на последней странице заключения студент проставляет дату окончания и подпись, например:

06.11.07. подпись

б) на титульном листе – подпись.

Образцы оформления представлены в приложениях:

- содержание (приложение 2).

По требованию преподавателя к печатному варианту работы может прилагаться дискета с текстом работы. На дискете должно быть указано: ф.и.о. студента, его личный номер, группа, тема курсовой работы, ф.и.о. преподавателя, год. Дискета вкладывается в мультифор и прикрепляется к работе. За качество информации на дискете несет ответственность студент.

должна быть представлена на рецензирование не позднее, чем за 10 дней до начала сессии.

В случае представления курсовой работы в начале или во время сессии она подлежит проверке только после фактического окончания сессии.

Рецензирование осуществляется преподавателем в течение 10 дней, после получения ее у лаборанта кафедры.

Рецензия на курсовую работу – это, с одной стороны, форма контроля и оценки проделанной студентом работы со стороны преподавателя, а, с другой, форма оказания помощи студенту в глубоком овладении курсом и конкретно материалом по данной теме.

с рецензией научного руководителя возвращается автору. Если научный руководитель не допускает работу к защите, то ее необходимо переделать с учетом указанных недостатков и рекомендаций и повторно представить на рецензирование. Изменение темы исследования в подобных случаях не допускается.

В случае наличия в рецензии записи «допускается к защите» или «допускается к защите с замечаниями» студент выполняет все указания, данные в рецензии, учитывает замечания в тексте работы и готовится к защите.

З ащита курсовой работы

Защита курсовой работы является важным этапом выполнения данной научной работы.

Получив свою курсовую работу с рецензией научного руководителя, студент начинается готовиться к ее защите, то есть демонстрации знаний темы, умения отстаивать изложенный материал, аргументировать свои выводы и предложения.

Рецензия содержит предварительную оценку, которая может измениться в ту или иную сторону в зависимости от результатов защиты курсовой работы.

К защите допускается готовые работы - окончательный вариант, исправленный на основании замечаний руководителя.

Защита проводится в соответствии с установленным графиком.

Процедура защиты предполагает устную форму ответов студента на вопросы, задаваемые рецензентом по теме курсовой работы. По усмотрению научного руководителя процедура защиты курсовой работы может носить характер двустороннего взаимодействия (преподаватель-студент), а может быть и публичной – происходить в студенческой группе, возможно, в некоторых случаях с привлечением других преподавателей кафедры.

На защите студент должен кратко изложить содержание своей работы, поставленные в ней проблемы, привести сведения об источниках, на основе которых она написана. Студент должен заранее продумать ответы на наиболее общие вопросы, которые могут быть заданы, а также ответы к специальным вопросам, относящимся конкретно к теме его исследования.

Если студент хорошо подготовился к защите и дал исчерпывающие ответы на вопросы, учел замечания, содержащиеся в рецензии, а, возможно, ответил и на дополнительные вопросы преподавателя, то окончательная оценка курсовой работы может быть повышена по сравнению с первоначальной (предварительной) оценкой рецензента, отраженной в рецензии. Оценка заносится в ведомость, а также в зачетную книжку студента.

К экзамену по курсу «Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности» студент допускается только после получения положительной оценки за курсовую работу по данной учебной дисциплине.

Лучшие курсовые работы, выполненные по наиболее актуальной тематике, в которых продемонстрирован творческий и научный подход к ее изложению, могут быть рекомендованы на научные студенческие конференции.

О бщие критерии оценки курсовой работы

оценивается по пятибалльной системе. Итоговая оценка является результатом оценок:

1) за текст;

2) за устную защиту работы.

Неудовлетворительная оценка - ставится за работу, переписанную с одного или нескольких источников.

Удовлетворительная оценка - ставится за курсовую работу, в которой недостаточно полно освещены основные вопросы темы, работа написана на базе очень небольшого количества источников, и в которой отсутствует самостоятельная позиция автора по рассматриваемой теме.

Хорошая оценка - ставится за работу, написанную на достаточно высоком теоретическом уровне, в полной мере раскрывающую план курсовой, правильно оформленную.

Отличная оценка - ставится за работу, которая характеризуется использованием большого количества литературных источников, глубоким анализом привлеченного материала, творческим подходом к его изложению.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Примерная тематика курсовых работ

по дисциплине «Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности»

Примечание. Данная тематика является примерной. Студент может самостоятельно, с учетом своих интересов, выбрать тему курсовой работы. При этом тема должна относиться к комплексному экономическому анализу, а формулировку темы необходимо согласовать с научным руководителем.

1. Анализ объема производства и реализации продукции.

2. Факторный анализ производства и реализации продукции.

3. Анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции.

4. Анализ договоров поставки продукции.

5. Анализ влияния изменений в структуре продукции на стоимостные показатели деятельности предприятия.

6. Анализ объема, ассортимента и качества продукции.

7. Анализ качества и конкурентоспособности продукции.

8. Анализ обновления продукции.

9. Анализ и выявление резервов роста объема производства и реализации продукции.

10. Анализ и прогнозирование объема продаж.

11. Перспективный анализ объема продаж.

12. Анализ и оценка эффективности сбыта продукции в рыночных условиях.

13. Анализ спроса на продукцию (работы, услуги) и разработка стратегии развития организации.

14. Маркетинговый анализ деятельности организации.

15. Анализ затрат на маркетинг.

16. Анализ и оценка эффективности маркетинга в организации.

17. Анализ и оценка эффективности затрат на рекламу.

18. Анализ и оценка эффективности затрат на упаковку товара.

19. Цена как элемент маркетинговой политики организации.

20. Особенности анализа товарооборота (на примере торговой организации).

21. Анализ динамики товарооборота.

22. Анализ динамики и сезонных колебаний товарооборота.

23. Факторный анализ товарооборота.

24. Анализ основных средств организации и пути улучшения их использования.

25. Анализ эффективности использования производственного оборудования и его значение для интенсификации производства.

26. Анализ и оценка эффективности использования основных средств.

27. Анализ эффективности затрат на внедрение новой техники, технологии и улучшение организации производства.

28. Анализ обеспеченности организации основными средствами.

29. Анализ использования производственных мощностей и площадей.

30. Анализ фондоотдачи.

31. Пути и способы выявления резервов повышения эффективности использования основных фондов.

32. Отраслевые особенности анализа основных фондов (на примере торговой, строительной, бюджетной или др. организации).

33. Анализ материальных ресурсов организации.

34. Анализ и оценка эффективности использования материальных ресурсов.

35. Анализ обеспеченности организации материальными ресурсами.

36. Анализ материалоемкости продукции.

37. Анализ влияния эффективности использования материальных ресурсов на величину материальных затрат.

38. Анализ обоснованности и прогрессивности норм расхода материалов.

39. Анализ норм расхода материальных ресурсов и выявление резервов их снижения.

40. Пути и способы выявления резервов повышения эффективности использования материальных ресурсов.

41. Отраслевые особенности анализа материальных ресурсов (на примере торговой, строительной, бюджетной или др. организации).

42. Анализ трудовых ресурсов организации.

43. Анализ обеспеченности организации трудовыми ресурсами.

44. Анализ использования рабочего времени в организации.

45. Анализ и оценка использования рабочего времени служащих.

46. Особенности анализа рабочего времени служащих.

47. Анализ трудоемкости продукции и выявление резервов ее снижения.

48. Анализ производительности труда и выявление резервов ее повышения.

49. Факторный анализ производительности труда.

50. Факторы и резервы роста производительности труда.

51. Анализ и оценка эффективности трудовых ресурсов организации.

52. Анализ и оценка рентабельности персонала.

53. Анализ использования фонда оплаты труда.

54. Анализ формирования и использования фонда оплаты труда.

55. Факторный анализ фонда оплаты труда.

56. Анализ и оценка эффективности расходования средств на оплату труда.

57. Анализ и оценка эффективности использования оборотных средств.

58. Анализ нормируемых оборотных средств.

59. Анализ ненормируемых оборотных средств и их источников.

60. Анализ оборачиваемости оборотных средств и выявление резервов ее ускорения.

61. Анализ себестоимости продукции.

62. Анализ издержек обращения в торговле.

63. Анализ структуры и динамики себестоимости продукции.

64. Анализ прямых материальных и трудовых затрат.

65. Анализ косвенных затрат.

66. Оперативный анализ себестоимости продукции.

67. Анализ накладных расходов и выявление резервов их снижения.

68. Анализ расходов на содержание и эксплуатацию оборудования.

69. Анализ прямых затрат предприятия по элементам и статьям калькуляции.

70. Анализ материальных затрат и выявление резервов их снижения.

71. Анализ трудовых затрат и выявление резервов их снижения.

72. Анализ потерь от брака в организации.

73. Выявление и анализ непроизводительных расходов и потерь в организации.

74. Применение системы производственного учета «Директ-костинг» для целей экономического анализа.

75. Система «стандарт-кост» и ее использование в экономическом анализе.

76. Особенности применения маржинального анализа на предприятии.

77. Использование маржинального анализа для принятия управленческих решений.

78. Маржинальный анализ как современный способ анализа деятельности предприятия.

79. Обоснование управленческих решений с помощью маржинального анализа.

80. Особенности анализа деятельности совместных предприятий.

81. Особенности анализа деятельности акционерных проектов.

82. Особенности анализа деятельности малых предприятий.

83. Особенности анализа деятельности организаций бюджетной сферы.

84. Особенности анализа внешнеэкономической деятельности предприятий.

85. Анализ и оценка эффективности экспортно-импортных операций.

86. Анализ и оценка эффективности инвестиционных проектов.

87. Особенности анализа деятельности основных цехов предприятия.

88. Особенности анализа деятельности вспомогательных цехов предприятия.

89. Сравнительный анализ деятельности структурных подразделений организации.

90. Оценка технического уровня предприятия и анализ возможностей его
повышения.

91. Анализ и оценка уровня организации производства на предприятии.

92. Анализ и оценка уровня организации труда на предприятии.

93. Анализ и оценка уровня управления на предприятии.

94. Экономический анализ как метод выявления резервов роста производительности труда.

95. Экономический анализ как способ выявления резервов увеличения выпуска продукции.

96. Экономический анализ как способ интенсификации производства.

97. Использование результатов экономического анализа для принятия управленческих решений.

98. Роль комплексного экономического анализа в управлении предприятием.

99. Использование экономического анализа в бизнес-планировании.

100. Использование экономического анализа для реструктуризации бизнеса.

101. Использование экономического анализа для прогнозирования деятельности организации.

102. Организация аналитической работы на предприятии.

103. Анализ работы аналитической службы.

104. Анализ информационных потоков в системе экономического анализа.

105. Контроллинг и проблемы его развития в России.

106. Контроллинг и основные направления его развития в современных условиях.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Образец содержания курсовой работы

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

3

1.

Теоретические основы современного управленческого анализа

5

1.1. Затраты как объект управленческого анализа

5

1.2. Роль, сфера применения и проблемы использования маржинального анализа на российских предприятиях

8

1.3. Методические подходы к анализу себестоимости

12

2.

Анализ затрат на производство продукции (на примере ООО «Маяк»)

16

2.1. Краткая характеристика финансово-хозяйственной деятельности объекта исследования

16

2.2. Анализ состава и структуры затрат по элементам и статьям калькуляции

19

2.3. Анализ затрат на 1 руб. товарной продукции

22

2.5. Резервы и пути снижения себестоимости

27

Заключение

37

Литература

40

Приложения

42

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рубцовский институт (филиал)

Алтайского Государственного Университета

Кафедра Бухгалтерского учета

Дисциплина: «Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности»

Название курсовой работы

()

Выполнил(а) студент(ка)

курс, группа

____________________

Ф.И.О.

____________________

(подпись)

Научный руководитель

ученая степень, звание

____________________

Ф.И.О.

____________________

(подпись)

Работа защищена

________________200_г.

Оценка_______________

Рубцовск 200_