Главная Учебники - Разные Лекции (разные) - часть 13
Методические рекомендации по ведению учетно-отчетной документации
Основой рабочей документации психолога являются нормативные документы Министерства образования Российской Федерации: Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования (приказ № 636 от 22.10.99), типовое Положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (приказ № 2210 от 24.08.98), о порядке создания и организации работы нсихолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения (письмо № 27/901-6 от 27.03.2000, инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации № 29/1886-6 от 24.12.2001 об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения) Обязательными в деятельности педагога-психолога являются нормативные документы, акты, приказы, инструктивные письма Министерства образования РФ, субъектов Федерации, областных, городских и районных управлений и департаментов, а также директора образовательного учреждения, регионального, городского, районного центра службы практической психологии образования. Все нормативные документы, регламентирующие деятельность педагога-психолога должны быть представлены в психологической службе образовательного учреждения. Структура «Рабочего журнала педагога-психолога образовательного учреждения» (далее журнал) включает в себя следующие формы: Форма 1. Личные данные педагога-психолога (обязательная форма) Форма 2. Перспективный план работы на год (произвольная форма) Форма 3. Календарный план на месяц (произвольная форма) Форма 4. Журнал учета ежедневной работы (произвольная форма) Форма 5. Диагностическая работа (обязательная форма) Форма 6. Групповая коррекционно-развивающая работа (обязательная форма) Форма 7. Индивидуальная коррекционно-развивающая работа (обязат. форма) Форма 8. Консультации (обязательная форма) Форма 9. Организационно-методическая работа (обязательная орма) Форма 10. Статистический годовой отчет (обязательная форма) Количество страниц журнала, отводимое на каждый вид деятельности, психолог определяет самостоятельно, ориентируясь на максимально возможное по объему количество единиц деятельности (индивидуальных или групповых консультаций, детей на индивидуальной работе, групп и т.п.), в зависимости от работы на одну (или более) ставку с учетом недельной и месячной часовой нагрузки педагога-психолога согласно инструктивному письму Министерства образования По каждому виду работы предусмотрена стандартизированная форма статистической отчетности, заполняемая в конце каждого отчетного периода (месяца, четверти, учебного года). Журнал позволяет отслеживать ежедневные разнообразные мероприятия, проводимые психологом в течение года. Благодаря наличию всего объема информации он может успешно проводить анализ проделанной за учебный год работы, получать необходимые отчетные статистические данные. Журнал является документом, позволяющим администрации контролировать деятельность практического психолога образовательного учреждения. Кроме форм учетно-отчетной документации, которые являются открытыми для различных представителей контролирующих инстанций, у каждого психолога имеются формы документации для служебного пользования в виде протоколов, заключений, сводных таблиц по скринингу и пр. Эта документация хранится в месте, недоступном для общего обозрения (сейфе, закрытом шкафу и т.п.) и может быть предъявлена по запросу профильных специалистов системы образования. На основании этих документов психолог разрабатывает рекомендации учителю, родителям или лицам их заменяющих; делает выписки во внешние организации по запросу родителей. ФОРМА 1
. Личные данные педагога-психолога Данная форма является обязательной. Представляет собой все необходимые кадровые сведения о психологе. При заполнении данной формы необходимо учитывать следующие моменты Примечание 1. 1) учебные часы - указываются часы по психологическому профилю, которые ведет 2) срок аттестации — год следующей аттестации; 3) формы представления опыта: доклад, выступление, статья, публикация, тезисы, 4) место представления: открытый урок, педагогический совет, заседание ФОРМА 2.
Перспективный план работы на год Перспективный план работы разрабатывается каждым психологом ежегодно, согласовывается и утверждается директором образовательного учреждения. По форме является произвольным, т.е. выбирается психологом с учетом требований к ведению аналогичной документации в образовательном учреждении. Планирование всего объема работы психологом определяется целями и задачами службы практической психологии в системе образования Российской Федерации, видом и запросами администрации данного образовательного учреждения образования. План может быть представлен следующими основными разделами: 1. Цели и задачи службы на новый учебный год. При определении цели необходимо Как правило, цель конкретизируется задачами, которые, в свою очередь, определяют основные направления, виды и результаты деятельности службы. 2. Основные направления и виды деятельности службы. В данном разделе 3. Формы повышения квалификации работников службы. В разделе предусматривается участие педагогов-психологов в научно-практических конференциях, симпозиумах, семинарах, мастерклассах и т.п. ФОРМА 3
. Календарный план на месяц Календарный план на месяц оформляется в произвольной форме с учетом требований в образовательном учреждении. Календарный план на месяц является индивидуальным планом работы педагога-психолога и строится на основе плана работы службы и с учетом его должностных обязанностей. Календарный план на месяц может дополняться графиком работы психолога на неделю. График может быть оформлен в удобной для психолога форме. Ниже предлагается одна из возможных форм. График (расписание) на рабочую неделю Дни недели Планируемые мероприятия с указанием времени и места Примечание Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота График рекомендуется составлять в конце недели на предстоящую неделю. ФОРМА 4.
Журнал учета ежедневной работы Журнал учета ежедневной работы ведется психологом обязательно, но форма выбирается самим психологом. В журнале предложены две возможные формы, однако психолог может использовать форму, разработанную либо лично им, либо иную удобную для него. Примечание 2.
Для ведения ежедневного учета рабочего времени рекомендуется фиксировать основное содержание выполненной работы с указанием вида работы, адресата проводимой работы (ФИО или шифр ученика, педагога, родителя), затраченного времени. ФОРМА 5.
Диагностическая работа Данная форма является обязательной, если психологом выполняются данные виды работы. Психологом должны вестись к данной форме еще и приложения 1.1 и 1.2. Для сокращения времени заполнения данной формы и последующей обработки, при составлении отчетов следует учесть следующие примечания. Примечание 3.
1. При указании характера диагностики можно использовать следующие сокращения: 2. В графе «Сведения о методике», кроме названия методики указывается ее целевое 3. В графе «Категория обследованных»: можно использовать коды (см. таблицу №1) Приложение 1
1.1. ПРОГРАММА ДИАГНОСТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА. На каждый диагностический комплекс (минимум) должна быть разработана программа, в которой указывается: актуальность, цель, характер обследования (одноразовое, многократное; периодичность или сроки), контингент (параллель в целом, возрастная категория, экспертная или контрольная группа и др.), используемые методики: автор, название, источник, психологические составляющие, где и кем рассматриваются результаты, а также список используемой литературы). 1.2. ПРОТОКОЛ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ (СПРАВКА). На каждое групповое обследование ведется протокол (дата проведения, список обследованных, методика с указанием автора или ссылка на источник, полученные результаты, ФИО психолога, проводившего обследование, даже если в школе только один психолог) и пишется психологическое заключение (включает адресата, дату проведения обследования, название методики или диагностического комплекса, целеполагание, анализ результатов, вывод, рекомендации, ФИО психолога, проводившего обследование и анализ). На индивидуальное диагностическое обследование также пишется заключение. ФОРМА 6
. Групповая коррекционно-развивающая работа Данная форма является обязательной, если психологом выполняются данные виды работы. Оформляется на каждую группу. Форма регистрации групповой развивающей и коррекционной работы, по сути, соответствует форме классного журнала или журнала факультатива. Примечание 4.
1. Темы занятий фиксируются в соответствии с календарно-тематическим 2. В строке «Цель работы» кроме цели, показывающей, на что направлены данные 3. Данная форма также может заводиться на целый класс и в течение года в ней 4. В статистическом отчете за месяц в графе «Количество часов КР групповой работы» 5. В статистическом отчете за месяц в графе «Количество человек» указывается Приложение 2.
2.1. ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ. По данному направлению работы у психолога должны быть программы коррекционно-развивающих групповых занятий. Они могут быть разработаны самостоятельно автором-психологом, но тогда они должны быть утверждены методическим объединением психологов (города, района или экспертным советом ГлавУО иПО в зависимости от уровня разработки), программа может быть разработана на основе чужой опубликованной в специальной психологической литературе или полностью другого автора, однако в службе они должны храниться в оформленном виде в соответствии со всеми требованиями (см. ниже). Форма представления реализуемых педагогами-психологами (и иными специалистами)
коррекционно-развивающих программ
1. Пояснительная записка наименование направленность и уровень программы (цель, задачи, адресат) содержание (в общем виде) актуальность программы для образовательного учреждения длительность программы условия реализации, показания и противопоказания к применению способы взаимодействия специалистов (для комплексной программы) кто реализует (Ф.И.О., должность, звание) 2. Методы и средства (способы) оценки эффективности (результативности) программы 3. Основные требования (формулируется в зависимости от направленности программ) к динамике показателей психофизиологического здоровья к уровню сформированности соответствующих функций, механизмов; нормам функционирования органических систем к уровню сформированности ключевых социальных компетенций, социальной адаптации, успешной интеграции в социуме и др. 4. Список литературы, использованной при разработке программы. ФОРМА 7.
Индивидуальная коррекционно-развивающая работа Данная форма является обязательной, если психологом выполняются данные виды работы. Примечание 5.
1. В графе «Код обратившегося» - указывается код представленные в таблице№1; 2. В графе «Даты занятий» - количество колонок будет достаточно 6-8 (за месяц вряд ли 3. В графе «Программа занятий» - вы можете использовать свою кодовую систему 4. В статистическом отчете за месяц в графе «Общее количество проведенных Приложение 3.
4.1 ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ИЛИ РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА. 4.2 ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ (ИЛИ Форма 8.
Консультации Данная форма является обязательной, если психологом выполняются данные виды работы. Примечание 6.
1. В графе «Дата» указывается не только дата проведения консультации, но и 2. В графе «Вид» указывается вид консультации: индивидуальная (Инд), групповая (Гр); 3. В графе «Код Обр-ся» - код обратившегося, «Код ИнО» - код инициатора обращения, 4. В случае групповых консультаций в графе «Код обратившихся» указывается 5. Для удобства составления статистического (месячного) отчета, оценки причин 6. В ситуации неявки на прием к психологу ребенка, взрослого или соответственно 7. В статистическом отчеты в графах «По проблемам обращения», в частности 8. В графе «Инд/гр» - указывается количество часов по данной проблеме 9. В статистическом отчете все данные подсчитываются в академических часах, ФОРМА 9
Организационно-методическая работа Данная форма обязательная для заполнения, если психологом данные виды работ выполняются. Примечание 7.
1. К организационно-методической работе относятся следующие виды деятельности: 2. Виды экспертной работы - рецензия на программу, посещение открытых занятий 3. Виды заседаний - психолого-педагогический консилиум, педсовет, заседание 4. Посещение уроков является необходимой формой работы психолога; 5. Социально-диспетчерская работа и руководство практикой является не обязательной Приложение 4.
4.1. РЕЦЕНЗИИ, ОТЗЫВЫ, ЗАКЛЮЧЕНИЯ по результатам экспертной работы. ФОРМА 10.
Статистический годовой отчет Примечание 8.
Статистический отчет подписывается исполнителем, утверждается директором школы, скрепляется печатью, делается в 3-х экземплярах: один сдается директору школы, один - в орган управления образованием специалисту, курирующему деятельность педагогов-психологов, один остается в психологической службе школы (или у психолога, если отсутствует служба). В разделе «Личные данные» 1. в графе «ФИО психолога» - имя и отчество пишется полностью; 2. в графе «стаж работы» - указывается через черту общий/ педагогический/ 3. в графе «нагрузка» - указывается через черту количество ставок занимаемых 4. в графе «квалификация/аттестация» - указывается квалификационный разряд или 5. в графе «базовое образование» - указывается образование, полученное по 6. в графе «повышение квалификации» - указываются курсы, семинары, стажировки и В разделе «Объемные показатели работы психолога» 7. в графе «всего охвачено психологической работой» указывается абсолютное 8. в графе «по возрастным группам», если образовательное учреждение является 9. в графе «Количество индивидуальных обследований» подсчет производится 10. в графе «Количество групповых обследований» ведется учет диагностических 11. в графе «Общее количество обследованных в групповой диагностике» 12. в графе «Количество групповых занятий» подсчет ведется в академических часах 13. в графе «общее количество посещений групповых занятий» подсчет ведется по 14. в графах «Количество индивидуальных занятий», «количество индивидуальных 15. в графах раздела 3 «организационно-методическая работа» подсчет ведется по В разделе 4 «Перечень целевых программ, сопровождаемых психологом» 16. указываются те школьные (или иного уровня) целевые программы, в реализации 17. указываются только те методики и программы, которые психолог использует в своей Примерные коды
Примерные коды приведены в таблицах 1, 2, 3, . Многоточие после каждого кода Таблица 1. Примерные коды обратившихся за психологической помощью № Код обратившегося Субъект обращения 1 М Мальчик (юноша) 2 д Девочка (девушка) 3 р... Родитель 4 о... Опекун (лицо, замещающее родителей) 5 п... Педагогический работник 6 с... Социальный работник (представитель отдела защиты прав детей, органов социальной защиты) 7 А... Представитель администрации образовательного учреждения 8 В... Сотрудник органов внутренних дел 9 3... Работник учреждения здравоохранения Таблица 2. Примерные коды причин обращения № Код причин обращения Субъект обращения 1 О... Проблемы, связанные с обучением 2 в... Проблемы, связанные с воспитанием (в том числе в семье) 3 п... Проблемы, связанные с поведением 4 э... Эмоциональные проблемы 5 У... Определение уровня актуального развития 6 р... Проблемы, связанные с развитием речи 7 ом... Определение дальнейшего образовательного маршрута 8 Проф... Профессиональная ориентация Таблица 3. Примерные коды возможных инициаторов обращения № Код инициатора обращения Инициатор обращения 1 Р... Биологические родители 2 О... Лица, официально признанные замещающими родителей (опекуны, попечители, приемные родители) 3 П(Кл)... Классный руководитель (воспитатель той группы дошкольного учреждения, в котором находится ребенок) 4 П(др)... Другие педагогические работники данного образовательного учреждения 5 А... Администрация образовательного учреждения 6 П.Обр... Педагогические работники каких-либо других образовательных учреждений 7 С... Социальные работники, представители отделов защиты прав детей, органов социальной защиты 8 ПО Работники правоохранительных органов 9 3... Работники учреждений здравоохранения
|