Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 13

 

Поиск            

 

Рекомендации методические министерства образования республики беларусь о проведении профориентационной работы в учреждениях дошкольного, общего среднего

 

             

Рекомендации методические министерства образования республики беларусь о проведении профориентационной работы в учреждениях дошкольного, общего среднего

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель

Министра образования

Республики Беларусь

__________К.С. Фарино

15 сентября 2011 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

О ПРОВЕДЕНИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОШКОЛЬНОГО, ОБЩЕГО СРЕДНЕГО,

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО,

СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В 2011/2012 УЧЕБНОМ ГОДУ

В образовательном процессе на уровнях национальной системы образования профессиональная ориентация рассматривается как одна из функций современного образования, связанная с обеспечением условий для повышения уровня обоснованности осознанного выбора личностью своей будущей профессии и реализации профессиональных планов.

Неопределенность в выборе профессии у большинства выпускников учреждений общего среднего образования, появление избытка специалистов в одних отраслях хозяйственного комплекса Беларуси и дефицит специалистов нового типа по новым рыночным специальностям и ряду рабочих профессий во всех сферах экономики не способствуют эффективному социально-экономическому развитию страны.

Для устранения указанных недостатков учреждениям системы образования рекомендуется систематически и целенаправленно, исходя из возрастных и психологических особенностей развития личности, использовать следующие универсальные направления и механизмы профессиональной ориентации: профессиональная информация, профвоспитание, профдиагностика, профактивизация, профориентационная игра, профессиональная консультация, профессиональный подбор, профессиональный отбор, профессиональная, производственная и социальная адаптация.

Профессиональная информация – ознакомление молодежи с видами производства, состоянием рынка труда, потребностями экономики в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности.

Профвоспитание – развитие профессионально важных качеств и компетенций, необходимых для работы в различных сферах трудовой и образовательной деятельности.

Профодиагностика – мероприятия, направленные на психологическое изучение индивидуальных особенностей, профессионально значимых качеств, профессиональной пригодности, изучение личности в целях профориентации, профотбора, повышения эффективности обучения, воспитания и социализации.

Профактивизация – создание условий для практической пробы сил в различных сферах трудовой деятельности.

Профессиональная консультация – это оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения в выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества.

Профессиональный подбор – предоставление рекомендаций человеку о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, физиологическим особенностям на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики.

Профессиональный отбор – определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (специальности) в соответствии с нормативными требованиями.

Профессиональная, производственная и социальная адаптация включает в себя систему мер, способствующую профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма.

Профориентационная игра – моделирование процесса выбора профессии и дальнейшего профессионального самоопределения в условиях активного обучения. Деловые игры профориентационной направленности воспроизводят процесс профессионального самоопределения, трудоустройства и профадаптации в условиях интерактивного взаимодействия участников учебной группы, работающей в режиме «погружения». Профориентационная игра помогает старшеклассникам провести пробы нового профессионально целесообразного коммуникативного поведения в имитирующих профессиональную деятельность условиях.

Профессиональное самоопределение ведущие специалисты рассматривают как достаточно сложный и многоступенчатый процесс, который сопряжен с серией решаемых личностью задач: как процесс принятия решений, оптимизирующих баланс общественных и личных интересов, как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которой является профессиональная деятельность.

Перечисленные универсальные направления и механизмы профессиональной ориентации исходя из целей, задач и особенностей функционирования основных типов и видов учреждений основного и дополнительного образования, а также общественных объединений и организаций, заинтересованных социальных институтов и партнеров, ответственных за образование, воспитание, профессиональную подготовку, переподготовку и трудоустройство граждан, соответственно наполняются своим качественным содержанием и конкретизируются.

Рекомендуется организовывать и осуществлять процесс профессиональной ориентации обучающихся в контексте основных уровней профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, используя такие понятия, как «образование через всю жизнь», «планирование карьеры», «система планирования карьеры».

Нормативной и методической основой профориентационной работы в учреждениях образования национальной системы образования являются:

Кодекс Республики Беларусь об образовании (2011 г.);

Концепция развития профессиональной ориентации молодежи в Республике Беларусь (2001 г.);

Государственная программа содействия занятости населения Республики Беларусь (2011 г.);

Закон Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» от 15.06.2006 № 125-З;

Закон Республики Беларусь «Об основах государственной молодежной политики» от 07.12.2009 № 65-З;

Методические рекомендации Министерства образования и Министерства труда и социальной защиты по организации профессиональной ориентации школьников и учащейся молодежи (2008 г.);

Методические рекомендации Министерства образования по организации профессионального обучения учащихся на базе межшкольных учебно-производственных комбинатов трудового обучения и профессиональной ориентации (2009 г.);

Методические рекомендации по организации профориентационной работы в общеобразовательных учреждениях с учащимися, посещающими факультативные занятия правовой направленности (2009 г.);

Методические рекомендации по организации профориентационной работы в общеобразовательных учреждениях с учащимися, посещающими факультативные занятия по направлению «Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций» (2008 г.).

І. УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В учреждениях дошкольного образования методической основой по формированию у детей элементарных представлений о труде взрослых и профессиях являются: учебная программа дошкольного образования, учебные и учебно-методические пособия, официально утвержденные либо допущенные в качестве соответствующего вида издания Министерством образования для учреждений дошкольного образования.

Актуальными направлениями такой работы являются:

· расширение и обогащение представлений воспитанников о мире, в котором они живут, в том числе мире людей;

· формирование элементарных представлений об общественной значимости той или иной профессии;

· воспитание уважительного отношения к труду взрослых, бережного отношения к продуктам труда.

Данные направления имеют место на протяжении всего периода получения воспитанником дошкольного образования и реализуются:

· в присущих дошкольному возрасту видах детской деятельности (игровая, художественно-речевая, изобразительная, трудовая, музыкальная, общение, выполнение физических упражнений);

· в процессе организованных педагогом форм работы: занятие, экскурсии, праздники, развлечения.

Так, в сюжетно-ролевых и режиссерских играх воспитанники отображают свои представления о профессиях, с представителями которых сталкиваются в повседневной жизни (врач, продавец, парикмахер, строитель). В процессе целенаправленного руководства педагогом дидактическими играми у детей формируются элементарные представления о профессиональных обязанностях (врач лечит, дворник убирает, парикмахер стрижет, строитель строит), необходимых инструментах (шприц, молоток, пила, ножницы), элементах спецодежды представителей соответствующей профессии (каска, белый халат). Имитация трудовых действий операций может иметь место в театрализованных и подвижных играх (шитье, забивание гвоздей).

В отечественной и зарубежной детской литературе имеется значительное количество произведений, в которых обращается внимание ребенка на ценность труда, необходимость трудиться, доступно рассказывается о представителях различных профессий (С.Маршак, Я.Аким, Дж. Родари, Б.Житков и многие другие).

В процессе организованной педагогом изобразительной деятельности воспитанники могут получить элементарные представления о профессиях художника, скульптора, дизайнера, модельера, а также о представителях иных профессий в процессе восприятия произведений изобразительного искусства. Выполнение физических упражнений также может быть организовано в соответствии с сюжетом. Например, комплекс общеразвивающих упражнений «Строим дом», где символически воспроизводятся действия строителей. В музыкальной деятельности воспитанников имеют место такие игры-импровизации, как «Веселые шоферы», «Плыви, плыви, кораблик» и т.д. В общении со сверстниками дети могут рассказать о профессиях своих родителей (в соответствии с имеющимися представлениями), поделиться своими желаниями по поводу выбора той или иной профессии. Все это еще не является осознанным выбором ребенком рода деятельности, а лишь свидетельствует об интересах и предпочтениях воспитанника.

Формирование первоначальных представлений о труде взрослых происходит и в процессе трудовой деятельности (дежурство, уход за животными в уголке природы), а также во время организованных форм детской деятельности (занятий) по ознакомлению с окружающим (уход за растениями, разнообразные опыты, ведение дневников наблюдений), в ходе формирования элементарных математических представлений (например, педагог предлагает посчитать, сколько у гвоздей плотника, сколько банок с краской у маляра). Педагогические работники проводят экскурсии в кабинет врача, прачечную, библиотеку, на кухню учреждения дошкольного образования. В процессе проведения праздников и развлечений вопросы формирования элементарных представлений о профессиях затрагиваются косвенно. Это могут быть спортивные праздники, дни здоровья (обращается внимание на такие профессии, представителям которых необходимо иметь крепкое здоровье, высокий уровень физической подготовленности, например, летчик, космонавт, водолаз). На музыкальных утренниках, посвященных празднованию Дня защитника Отечества и Международного женского дня, уместно напоминание о профессиях родителей и общественной значимости их профессиональной деятельности.

Таким образом, знакомство и формирование у детей элементарных представлений о труде взрослых и их профессиях имеют место на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования и реализуются в процессе организованных видов детской деятельности, а также разнообразных форм работы с детьми.

ІІ. УЧРЕЖДЕНИЯ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Целью системы профориентации на уровне общего среднего образования является формирование у выбирающего профессию человека способности выбора сферы профессиональной деятельности, оптимально соответствующей личностным особенностям и запросам рынка труда, повышение его конкурентоспособности в условиях рынка труда, т.е. субъект профориентации должен быть способен к планированию и реализации карьерных целей.

Общими актуальными направлениями профориентационной работы в учреждениях общего среднего образования являются:

· реализация идей разноуровневого обучения, факультативных занятий и кружковой деятельности;

· организация общественно полезного труда и трудовой (производственной) практики;

· допрофессиональная и профессиональная подготовка учащихся;

· установление и реализации взаимосвязи учебных предметов с профессиональной средой;

· комплексная профориентационная поддержка взросления учащихся;

· использование современных информационно-коммуникационных технологий, в том числе проведение on-line консультаций, конференций;

· проведение внеклассных мероприятий профориентационной направленности;

· профориентационная работа с родителями;

· оформление кабинета (уголка) профориентации.

Профориентационная работа на І ступени общего среднего образования обладает определенной спецификой, которая связана как с онтогенетическими особенностями развития, характерными для данного возраста, так и с формами психолого-педагогических воздействий, доступными для восприятия и усвоения учениками начальных классов. На данной ступени общего среднего образования у учащихся формируется положительное отношение к труду, раскрывается важность и необходимость труда для общества, сила и красота труда, формируется потребность быть полезным людям.

Целью профориентационных воздействий на данном образовательном этапе считается формирование добросовестного отношения к труду, понимания его роли в жизни человека и общества, установки на выбор профессии и развитие интереса к трудовой деятельности.

К задачам профориентации в начальной школе относятся:

· разъяснение ученикам общественной значимости различных профессий, их важности и необходимости;

· знакомство младших школьников с особенностями социально-производственной инфраструктуры микрорайона;

· привитие элементарных трудовых навыков;

· формирование положительной направленности к трудовой деятельности.

У учащихся младших классов с помощью активных средств профориентационной деятельности необходимо сформировать добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, установку на выбор профессии, развить интерес к трудовой деятельности. Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день.

На данной ступени целесообразно применять методы, носящие характер профессионального просвещения. К ним относятся:

· изучение и формирование социально и личностно значимых мотивов выбора профессии;

· индивидуальная работа с учащимися по вопросам выбора профессии;

· уроки технологии; кружки технического и художественного творчества;

· формирование познавательных интересов, организация общественно полезного производительного труда, экскурсии на предприятия и в организации;

· формирование социально-профессиональной направленности к трудовой деятельности, система профориентационной работы с родителями и педагогами;

· проведение встреч, классных часов;

· использование в образовательном процессе электронного пособия «Путешествие в мир профессий».

Для изучения индивидуальных особенностей, склонностей к различным профессиональным типам можно предложить профориентационный опросник. Опросник позволяет определить, к какому типу профессий испытывает склонность младший школьник.

Наиболее эффективен процесс формирования представлений младших школьников о мире труда и профессий при сочетании отдельных методов и средств обучения. Например, при изучении на уроке естествознания темы «Дерево в жизни человека» может быть проведена беседа «Труженики леса», сопровождаемая слайдами, диапозитивами с видами леса, фонограммой лесных звуков.

Профориентационные игры могут включаться в уроки трудового обучения. Это могут быть нетрадиционные уроки типа «Час профессии на телеэкране», «Все профессии нужны, все профессии важны», «Кем быть?» и др. Так, в форме профориентационной игры может быть проведен нетрадиционный урок трудового обучения на тему «Все профессии важны». Класс делится на несколько групп, каждая из которых представляет профессии в различных видах деятельности. Это могут быть работники аэропорта (летчик, диспетчер, бортинженер, стюардесса), работники медицинской отрасли (хирург, педиатр, медсестра), работники железнодорожного транспорта (машинист, путевой обходчик, проводники), работники металлургического предприятия (сталевар, подручный сталевара, программист). Предварительно учащимся предлагается познакомиться ближе с профессиями, которые они будут представлять на уроке. Игра может проходить в форме пресс-конференции, телепередачи, встречи с интересными людьми и др.

На II ступени общего среднего образования раскрываются нравственные основы выбора жизненного пути, учащиеся знакомятся с конкретными видами трудовой деятельности, расширяется круг представлений о труде взрослых.

На III ступени общего среднего образования профессиональные интересы обучающихся более дифференцированны, осознанны. Учащиеся в процессе профориентации получают более полные сведения об экономике производства, уровне механизации и автоматизации. Старшеклассники принимают решение о выборе профессии, у большинства из них четко определяются мотивы учебной деятельности.

Основными целевыми ориентирами профессионального самоопределения учащихся являются: организация освоения социального и личностного смысла различных сфер профессиональной деятельности; обеспечение пространства выбора возможного применения своих сил и способностей, сферы профессиональной деятельности, соответствующей интересам, склонностям и способностям каждого; включение обучающихся в моделируемую будущую профессиональную деятельность и др.

Среди наиболее значимых направлений и организационных форм осуществления профессиональной ориентации на данной ступени общего среднего образования являются: обеспечение учащимся возможности изучения интересующих их учебных предметов на повышенном уровне, а также предоставление возможности выбора ряда факультативных занятий, кружков, творческих мастерских и студий.

Эффективными считаются методы и формы, которые позволили бы учащимся «примерить» на себя ту или иную профессиональную роль, получить внешнюю оценку своих способностей, сформированных умений и навыков, попробовать себя в деятельности по формированию адекватной самооценки тех или иных профессионально важных качеств (ролевые игры, социально-психологические тренинги и т.п.), тесное сотрудничество общеобразовательных учреждений с районными и областными отделами трудоустройства (центрами занятости), республиканским и областными центрами профессиональной ориентации.

Для решения задач по формированию у учащихся психологической культуры с учетом уровня и потребностей их личностного развития, а также задач, стоящих перед юношами и девушками в плане жизненного и профессионального самоопределения, вариативный компонент содержания общего среднего образования представлен курсом «Основы психологии».

На данной ступени общего среднего образования наряду с названными путями, методами и средствами осуществления профориентации, в том числе и применительно к начальному образованию, изучением учебных предметов на повышенном уровне, освоением различных факультативов и кружков важнейшая роль принадлежит профессиональному просвещению. В современных условиях функционирования учреждений общего среднего образования профессиональное просвещение призвано не только формировать у учащихся умение делать адекватный профессиональный выбор, но и развивать качества, необходимые для успешной профессиональной карьеры, профессиональное самосознание.

Профессиональное просвещение на данной ступени общего среднего образования рассматривается как процесс активный. В его реализации необходимо опираться на формы и методы, которые требуют непосредственного участия школьников в самом процессе получения информации.

Исследования показали, что важным также является изучение профессионально-квалификационных характеристик, составление учащимися профессиограмм, личных профессиональных планов, программ самовоспитания для подготовки себя к избранной профессиональной деятельности, что предусмотрено теоретическими и практическими занятиями учебной программы «Мое профессиональное будущее» (Е.Н.Прощицкая), изучаемой учащимися в рамках вариативного (факультативные занятия) компонента содержания образования.

Вышеназванный факультативный курс включает в себя три основных раздела, которые представлены в следующей системе: труд – человек – путь к профессионализму. В настоящее время данный факультативный курс полностью обеспечен учебно-методическим комплексом: учебная программа, учебное пособие для учащихся, тетрадь для практических работ и самонаблюдений, методическое пособие для педагогов, а также осуществляется подготовка дидактических сценариев по всему перечню учебных занятий.

Взаимосвязь учебных предметов с профессиональной средой

Инновационная образовательная практика показывает, что каждый учебный предмет и алгоритм реализации комплекса профориентационных форм и методов работы, спроектированные через Карту взросления учащихся І–ХІ классов[1] , в деятельности учителя-предметника, педагога-психолога, классного руководителя содействуют развитию профессионально важных компетенций старшеклассников, необходимых для отсроченного конструирования и распознавания различных идентичностей в рамках поли- и транспрофессионального взаимодействия.

В образовательном процессе взаимосвязь учебных предметов с профессиональной средой предусматривает соблюдение следующих этапов работы учителя:

· выделение в программном материале тем, в изложение которых целесообразно включить профориентационный материал;

· определение формы подачи профориентационного материала (деловая игра, дискуссия, экскурсия на производство), наиболее соответствующей содержанию той или иной темы. Подбор наглядных пособий;

· изучение литературы об областях экономики и основных профессиях, связанных с программным материалом по данному предмету (особое внимание уделяется востребованным рабочим профессиям своего региона);

· изучение интересов и склонностей учащихся;

· регулярное проведение индивидуальной работы с учащимися с целью формирования у них интересов и склонностей к изучаемому учебному предмету и профессиям, связанным с этим учебным предметом;

· обновление экспонируемых материалов о профессиях, связанных с изучением данного предмета, в учебном кабинете.

В ходе урока можно решать следующие профориентационные задачи:

· знакомство учащихся с различными профессиями, раскрытие их социальных, экономических и психологических сторон;

· информирование учащихся о путях получения избранных профессий, об учебных заведениях, профилирующих предметах, сроках обучения, перспективах профессионального роста;

· формирование позитивного отношения к труду в сфере материального производства и к профессиям, в которых ощущается острая необходимость в данном регионе;

· углубление представлений об особенностях некоторых видов профессиональной деятельности;

· формирование профессиональных интересов, стойких социально-трудовых компетенций и мотивированных профессиональных намерений, которые базируются на знании своего внутреннего мира, а также на социально-экономических потребностях общества.

С целью эффективной организации комплексной профориентационной поддержки взросления учащихся по инициативе республиканских инновационных площадок рекомендуется в начале учебного года провести единый час информирования «Год предприимчивости». Во втором полугодии целесообразным будет проведение Недели (декады) профориентационной работы.

В качестве рекомендаций к проведению единого профориентационного дня приводим примерный перечень форм работы (Приложение 1).

В процессе проведения единого профориентационного дня можно организовать и сетевое взаимодействие с победителями и лауреатами Республиканского конкурса «Лучший предприниматель года».

Использование современных информационно-коммуникационных технологий

Использование современных информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в процессе организации профориентационной работы с учащимися рассматривается как фактор приближения информации о мире профессий, выборе форм трудоустройства или о возможных траекториях образовательного маршрута старшеклассника к потребителю профориентационных услуг как средство индивидуализации программ профессионального самоопределения и как важнейшее условие полипрофессионального образования.

Рекомендуется в системе общего среднего образования (через учебные предметы, профессиональную подготовку, организацию предметных и социальных практик профессиональных проб) в процессе комплексной профориентационной поддержки формирования готовности старшеклассников к осознанному профессиональному самоопределению более активно использовать следующие программные педагогические средства:

1. Компьютерные программные продукты, разработанные учреждением «Республиканский центр профессиональной ориентации молодежи» Министерства труда и социальной защиты (далее – РЦПОМ) и переданные в учреждения общего среднего образования:

электронная анкета «Изучение профессиональных намерений учащихся выпускных классов»;

электронная профориентационная карта учащегося;

пакет психодиагностических методик «Профиль»;

компьютерный комплекс психологического, информационно-справочного сопровождения профессионального самоопределения школьников «Самоопределение».

2. Компьютерные программные продукты, разработанные и предлагаемые РЦПОМ.

Электронное пособие «Профориентолог» предназначено для информационно-методической и диагностической поддержки педагога-психолога в школе для сопровождения профессионального самоопределения учащихся.

Пособие содержит методические рекомендации о деятельности социально-педагогической и психологической службы учреждения образования, сценарии профориентационных мероприятий с мультимедийным сопровождением, мультимедийные презентации для информационного просвещения учащихся в области профориентации, информационно-методические материалы для педагогов-психологов, а также диагностический инструментарий, включающий двадцать различных анкет и методик для работы с учащимися.

Электронное пособие «Парад профессий» оказывает информационно-методическую помощь учащимся, педагогам-психологам, педагогам социальным, классным руководителям в подготовке учащихся к осознанному выбору профессии. Пособие содержит:

· мультимедийные презентации о профессиях по следующим направлениям:

● профессии машиностроительного и строительного профиля;

● профессии торговли, общественного питания и сферы обслуживания;

● профессии медицинского профиля;

● профессии экономического профиля;

● агротуризм в Беларуси;

● народные ремесла и др.;

· радиофиэфиры: популярные рассказы о профессиях, интервью с представителями профессий и преподавателями учебных заведений.

Электронное пособие «Классный выбор» предназначено для работы классного руководителя с учащимися и содержит сценарии классных часов профориентационной тематики, мультимедийное сопровождение к ним, теоретический и практический материал по профессиональному самоопределению учащихся. Часть материала посвящена работе классного руководителя с родителями. В пособие включен раздел «Путеводитель по профессиям», в котором свыше 200 описаний профессий рабочих и служащих в соответствии со взаимосвязью учебного предмета и профессиональной сферы.

3. Электронное справочно-методическое пособие для старшеклассников «Путь к профессии» (под ред. Е.В.Луцевич). Содержательный материал указанного пособия включает следующие разделы: «Профессиограммы», «Справочник», «Моя карьера», «Гороскоп профессий», «Литература» и «Авторы».

4. Официальные сайты, содержащие информацию по профориентационной работе:

Министерства образования Республики Беларусь: www.minedu.unibel.by;

Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь: www.mintrud.gov.by;

Национального института образования: www.аdu.by;

Академии последипломного образования: www.academy.edu.by;

Республиканского института профессионального образования: www.ripo.unibel.by;

Главного информационно-аналитического центра Министерства образования Республики Беларусь: www.giac.unibel.by;

РЦПОМ: rcpom.edu.by.

Информация о высших учебных заведениях Республики Беларусь включает сведения о специальностях, правилах приема, результатах конкурса и находится на сайте: www.abiturient.by.

Рекомендуется на интернет-сайтах учреждений общего среднего образования создать тематические страницы (разделы) по профориентации, а также разработать сайты всех межшкольных учебно-производственных комбинатов трудового обучения и профессиональной ориентации (далее – УПК).

Cтимулирование образовательной деятельности профориентационной направленности

Проблема стимулирования образовательной деятельности профориентационной направленности связана с усилением влияния образовательного процесса на психологические аспекты изменения отношения личности к профессиональным ожиданиям на различных образовательно-возрастных этапах.

Рекомендуется при реализации стимулирующих функций соответствующей образовательной деятельности опираться на особенности профессиональных ожиданий учащихся различных образовательно-возрастных групп, представленные в таблице 1 (по Н.С.Пряжникову), которые характеризуют мысленные представления обучающихся о своих возможных успехах в будущей профессиональной деятельности, об отношении с коллегами, профессиональными группами.

Таблица 1

Особенности профессиональных ожиданий различных

образовательно-возрастных групп учащихся

Образовательно-возрастные группы

Типичные профессиональные ожидания и проблемы

Основные акценты профориентационной помощи

Учащиеся I–IV классов

Выбор кружков (часто выбирают родители).

Интерес к наиболее ярким профессиям.

Интерес к профессиям родителей.

Стремление попробовать себя (в игровой деятельности)

Помощь в выборе кружков (работа с родителями).

Увлекательные рассказы (с примерами) об интересующих профессиях и профессиях родителей (не надо навязывать знания о неинтересных для ребенка профессиях).

Проигрывание профессий (с целью осознания их смысла и общественного значения)

Учащиеся V–VII классов

Интерес к модным (ярким) профессиям.

Стремление увязать с профессиями учебные предметы.

Выбор кружков, секций

Увлекательные рассказы об интересующих профессиях.

Постепенное расширение представлений о мире профессионального труда вообще (по принципу сходства отдельных элементов труда в разных профессиях)

Учащиеся VIII–IX классов

Проблема «Куда пойти учиться после IX класса?».

Более конкретный интерес к профессиям.

Появление интереса к профессиональным учебным заведениям.

Выбор подготовительных курсов.

Интерес к своей профпригодности

Помощь в выборе подготовительных курсов и профиля учебного заведения.

Помощь в самопознании (но без окончательных выводов о профессиональной непригодности).

Основной акцент – на ценностно-смысловых сторонах профессионального труда.

Профоинформационная работа: знакомство с особенностями профессий и учебных заведений

Учащиеся X–XI классов

Выбор подготовительных курсов.

Интерес к ценностно-смысловым и нравственным аспектам будущей профессиональной деятельности.

Стремление к более конкретному выбору профессии.

Стремление к «философствованию» (как вариант ухода от решения конкретных задач)

Основной акцент на ценностно-смысловой стороне самоопределения.

Профинформационная помощь (акцент на особенностях поступления в профессиональные учебные заведения).

Помощь в конкретном (типичном) варианте выбора профессии.

Формирование альтернативных вариантов выбора профессии

Стимулирующей формой ориентации учащихся на строительные профессии и профессии промышленного производства являются кружки технической направленности . Ведущим методом профессиональной ориентации в работе кружка являются практические работы, которые проводятся в сочетании с теоретической подготовкой учащихся. Профиль кружка с точки зрения профессиональной ориентации имеет исключительно важное значение. Поэтому, решая вопрос о создании кружка, нужно учитывать потребности местного производства в квалифицированных рабочих кадрах, а учителю (мастеру) необходимо осуществлять преемственность между уроками трудового обучения и занятиями в кружке.

Кружковая работа является также одним из направлений деятельности не только учреждений общего среднего образования, но и УПК, а также важным фактором повышения эффективности допрофессиональной и профессиональной подготовки учащихся.

К комплексному стимулированию как наиболее эффективному механизму управления образовательной деятельностью полипрофориентационной направленности следует отнести регулярное проведение Недели профориентации (далее – профнеделя) в учреждениях общего среднего образования, которая может иметь следующий девиз – «Выбери будущее сегодня» и включать примерный перечень мероприятий:

профинформационные игровые занятия «Океан профессий», «Маленькое дело лучше большого безделья», «Профориентационная викторина» для учащихся I–ХI классов;

групповые занятия «Рынок труда» и «Профессии для настоящих мужчин» для учащихся Х классов;

компьютерная диагностика для учащихся VIII–ХI классов;

групповые занятия с элементами тренинга «Как добиться успеха» для учащихся ХI классов;

работа информационного киоска, позволяющего получить информацию об учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования, высших учебных заведениях, подготовительных курсах, а также о ситуации на рынке труда, образовательных услуг и сферы обслуживания.

При планировании Профнедели необходимо прослеживать взаимосвязь и преемственность всех этапов в организации профориентационной работы, участниками которой являются все субъекты: учащиеся и родители, учителя-предметники и управленцы, педагог социальный, педагог-психолог, классные руководители, социальные партнеры и представители средств массовой информации.

В течение Профнедели проводятся выставка литературы по профориентации, которую готовит библиотекарь, профессиональная реклама и агитация.

В рамках Профнедели учителем-предметником, классным руководителем и педагогом-психологом проводятся интегрированные учебные занятия по связи учебных предметов с профессиональной средой; классные и информационные часы, на которых учащиеся в активной форме, целесообразно с использованием современных информационных технологий, продолжают знакомиться с миром профессий, лучшими представителями и специалистами различных сфер трудовой, предпринимательской, образовательной и научной деятельности.

В этот период среди учащихся целесообразно провести по параллельным классам конкурс с выделением различных номинаций в контексте поэтапно составляемого «Портфолио первоклассника», «Портфолио учебно-познавательных достижений и знакомства с миром профессий», «Портфолио личностного развития с разделом “Профессии моих родителей”», а также «Портфолио развития профессионально важных компетенций». Указанные виды портфолио являются одним из элементов Карты взросления учащихся2 , рекомендованной к использованию в качестве примерного алгоритма организации образовательной деятельности профориентационной направленности.

С учащимися IХ классов с помощью программно-методического комплекса «Профиль» рекомендуется проведение углубленной диагностики, заполнение профкарт, которые позволят увидеть классному руководителю, педагогу-психологу, родителям неопределившихся учащихся, проследить степень сформированности и устойчивости их профнамерений, а также определить уровень профидентичности, развития коммуникативных и организаторских способностей и навыков.

С учащимися X–ХI классов во время проведения Профнедели целесообразно проводить тренинговые занятия по формированию готовности к принятию ценностно-нравственных карьерных решений, а также осознанию необходимости «отработки» основных и дополнительных (потенциальных) вариантов выбора форм трудоустройства или образовательной траектории, развития универсальных способностей как основы овладения профессионально важными компетенциями и компетенциями профессионального самоопределения. В перечень тренинговых занятий целесообразно включать следующие игровые упражнения: «Последствия случайного выбора», «Дерево умений», «Я в будущем», «Карьера и карьерная стратегия», «7 шагов от мечты к цели» и другие.

С целью повышения психологической грамотности родителей в вопросах выбора учащимися будущей профессии целесообразно выпускать информационный листок «Семья и школа».

При проведении Профнедели учащихся рекомендуется использовать:

1. Республиканский ежемесячный журнал для старшеклассников, их родителей, педагогов «Кем быть?», издаваемый при информационной поддержке РЦПОМ, на страницах которого поднимаются серьезные молодежные проблемы, касающиеся выбора профессионального пути и трудоустройства, особое внимание уделяется упреждению безработицы в молодежной среде, ориентации молодежи на востребованные профессии специальности.

В журнале публикуются материалы о вступительной кампании, учебных заведениях различных уровней, интервью с успешными представителями различных профессий.

2. Классификатор профессий, разработанный Республиканским институтом высшей школы.

Работа с родителями

В аспекте повышения качества организации профориентационной работы особое внимание должно быть уделено взаимодействию с родителями, которые оказывают непосредственное влияние на профессиональный выбор и развитие своих детей.

Работа с родителями может быть организована в различных формах:

· индивидуальные консультации специалистов социально-педагогической и психологической службы учреждений общего среднего образования;

· тематические родительские собрания профориентационной направленности с приглашением представителей учебных заведений, предприятий и организаций;

· совместные собрания родителей и учащихся (классные, общешкольные, районные).

На тематических родительских собраниях целесообразно в доступной форме познакомить родителей с правилами выбора профессий, требованиями, которые предъявляют профессии к человеку, с влиянием социальных, экономических факторов на профессиональный выбор учащихся. Необходимо также обратить внимание на учет способностей, личностных качеств, склонностей, интересов и медицинских противопоказаний при определении форм трудоустройства или образовательной траектории.

Рекомендуется в начале учебного года на одном из совместных заседаний родительского комитета школы, попечительского и педагогического советов учреждения общего среднего образования рассмотреть актуальные проблемы формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению с учетом востребованности рабочих кадров в различных областях экономики.

Кабинет (уголок) профориентации

С целью повышения качества профпросвещения и уровня информированности учащихся, педагогов, родителей о мире профессий, влияющих на активизацию процесса профессионального самоопределения учащихся, в учреждениях общего среднего образования целесообразно создать кабинеты (уголки) профессиональной ориентации.

Кабинет профориентации является организационно-методическим, информационным и консультационным центром профориентационной работы в учреждении общего среднего образования. Это классное помещение, специально оборудованное для организации и проведения мероприятий, направленных на развитие профессионального самосознания учащихся.

Наличие хорошо оснащенного кабинета профориентации является одним из показателей организации профориентационной работы в учреждении общего среднего образования.

Уголок профессиональной ориентации представляет собой информационный стенд (комплект стендов) для размещения профориентационной информации. Современные информационные возможности позволяют сделать уголки профориентации информационно насыщенными, яркими, запоминающимися и наиболее эффективными не только для учащихся и сотрудников учреждений общего среднего образования, но и для родителей.

Создание и оформление уголка профориентации решает следующие задачи:

· профессиональное просвещение учащихся, родительской и педагогической общественности;

· подготовка учащихся к выбору профессии с учетом их индивидуальных особенностей, интересов и потребностей рынка труда;

· вооружение учащихся знаниями о мире профессий, оказание помощи в принятии решения о выборе профессионального пути, содействие выбору профессии;

· психолого-педагогическое просвещение родителей, педагогов и других лиц, содействующих учащимся в выборе профессии.

Оформление уголка профориентации следует осуществлять по принципу доступности и наглядности. Уголок должен привлекать интересным и актуальным содержанием, оригинальностью оформления материалов. Информация на стенде должна регулярно обновляться (ежемесячно, ежеквартально).

Целесообразно весь профориентационный материал представлять по следующим тематическим разделам (рубрикам):

1. Информация о ситуации на рынке труда данного региона (сведения о наличии рабочих мест и численности безработных по профессиям, т.е. трудонедостаточные и трудоизбыточные профессии; статистические сведения о распределении выпускников школ по отраслям, предприятиям, специальностям).

2. Информация об основах выбора профессии (классификация профессий Е.А.Климова, правила, принципы выбора профессии; материалы о взаимосвязи профессии и индивидуально-психологических особенностей, состояния здоровья личности).

3. Информация о мире профессий (информационно-справочные материалы о ключевых отраслях и секторах экономики, профессиографические описания профессий).

4. Материалы об учебных заведениях. Сведения о высших, средних специальных, профессионально-технических учебных заведениях (перечень специальностей, по которым осуществляется подготовка, условия приема, сроки обучения).

5. Материалы об учреждениях внешкольного воспитания и обучения. Информация о направлениях организации досуга учащихся и специфике внешкольных учреждений, работающих в этом направлении.

6. Информация о предприятиях и организациях района (города), потребности в кадрах, перспективах их социально-экономического развития.

7. Графики проведения справочно-информационных и профдиагностических консультаций для учащихся (индивидуальных и групповых).

8. Список рекомендуемой литературы по профориентации (книги, журналы о профессиях, справочники для поступающих в учебные заведения и т.п.).

На протяжении учебного года в уголке профориентации может быть размещена другая актуальная информация. Например, информация о Республиканском или региональных центрах профессиональной ориентации молодёжи (адрес организации, сведения об услугах и т.п.).

Определенную часть демонстрационной полосы на стенде следует выделить под объявления: информация для учащихся о записи в кружки, секции, о предстоящих мероприятиях (экскурсиях, днях открытых дверей, встречах), имеющих профориентационную направленность.

Для педагогов, занимающихся профориентационной работой, специалисты РЦПОМ разработали электронное пособие «Уголок профориентации», призванное оказать практическую помощь при оформлении кабинета (уголка) профориентации.

ІІІ. УЧРЕЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Профориентационная работа в учреждениях профессионально-технического (далее – ПТО) и среднего специального образования (далее – ССО) нацелена на активизацию работы по повышению престижа профессионально-технического и среднего специального образования, созданию имиджа рабочих профессий во взаимодействии с базовыми организациями, общественными объединениями, средствами массовой информации.

Задачи:

· обеспечение выпускников учреждений общего среднего образования необходимой информацией о «современном облике» профессий и профессиональных возможностях специалиста;

· совершенствование системы профессиональной ориентации молодежи в условиях взаимодействия ПТО, ССО и учреждений общего среднего образования;

· развитие профессионально-нравственного сознания и поведения, формирование социально-профессиональных установок, мотивов, отношений, ценностных ориентаций, обеспечивающих саморазвитие и самоактуализацию, а также полноценное участие в профессиональной жизни.

Актуальность приобретает поиск современных подходов к формированию имиджа профессии, раскрывающего новый социально-психологический облик рабочего и специалиста, основой которого становится способность к личностному и профессиональному самоопределению, профессиональному росту, развитию и личной ответственности, преодолению социальных и профессиональных стереотипов, созданию новых жизненных, социальных и профессиональных эталонов.

Повышение эффективности профессиональной ориентации молодежи в условиях взаимодействия учреждений ПТО, ССО и общего среднего образования зависит от ряда факторов:

1. Системное планирование профориентационной работы, в том числе с использованием интерактивных форм профориентации на рабочие профессии.

Профессиональная ориентация в современных условиях должна представлять собой целостную систему взаимосвязанных мероприятий, направленных на формирование у обучающихся учреждений общего среднего образования информационной основы принятия решения о выборе профессионального пути, психологической готовности к деятельности в условиях рыночных отношений, мотивации к профессиональной деятельности:

· создание профессиональных консультационных пунктов на базе учреждений профессионально-технического и среднего специального образования с целью оказания помощи учащимся в уточнении, конкретизации и повышении реалистичности представлений о профессиональной деятельности по выбранной специальности;

· организация профессиональных проб с целью формирования устойчивых ориентаций на определенную профессию, трудовой образ жизни, профессиональное самоопределение, осознанное отношение к профессии;

· организация выездных рейдов агитбригад по профориентации;

· информирование учащихся учреждений общего среднего образования о социально-экономической ситуации и тенденциях на рынке труда c целью формирования мотивации к профессиональному саморазвитию как средству повышения конкурентоспособности;

· ознакомление учащихся учреждений общего среднего образования с профессионально-квалификационными характеристиками профессий, требованиями, предъявляемыми к профессии, о профессиональных возможностях в выбранных областях;

· организация и проведение акций, встреч с выпускниками учреждений ПТО, ССО, направленных на создание положительного имиджа рабочего и специалиста;

· организация посещения учащихся IX, XI классов учреждений общего среднего образования учреждений ПТО, ССО в соответствии с утвержденным городским (районным) отделом образования графиком;

· проведение дней открытых дверей с целью профориентации на рабочие профессии (не менее 4 раз в учебном году);

· организация экскурсий на производство с целью ознакомления учащихся учреждений общего среднего образования с базовыми организациями учреждений ПТО, ССО, со спецификой профессиональной деятельности, технологией производства, современной техникой;

· организация недель по специальностям, месячников профессионального мастерства, профессиональных декад;

· организация встреч с передовиками и новаторами производства с целью формирования положительной мотивации к профессиональной деятельности и повышения престижа рабочих профессий.

2. Разработка информационных материалов (буклетов, плакатов, информационных листов, видеороликов) с целью рекламы профессий.

Сегодня образовательным учреждениям необходимо умение продвигать себя на рынке образовательных услуг, используя те возможности, которые позволяют сделать результат их деятельности более открытым для потребителя. С этой целью учреждениям ПТО и ССО необходимо активизировать работу посредством:

· участия учреждений профессионально-технического и среднего специального образования в разработке социальной рекламы;

· создания видеороликов, плакатов, пропагандирующих профессии и раскрывающих перспективы профессионального будущего;

· размещения наглядной агитации в мастерских и аудиториях учреждений ПТО, ССО;

· оформления выставок, фотовитрин, альбомов о профессиях;

· создания на сайтах учреждений профессионально-технического и среднего специального образования странички по профориентации. Представленная информация должна быть содержательной, наполненной, интерактивной, привлекательной как для абитуриентов, так и для их родителей и содержать материал не только о перечне профессий, но и их специфике, материальном обеспечении, бытовых условиях, традициях учебного заведения, получении дополнительного образования (кружки, клубы по интересам, секции), трудоустройстве выпускников в соответствии с запросами рынка труда.

3. Организация в учреждениях ПТО и ССО работы клубов, ориентированных на потребности учащейся молодежи.

Для того чтобы профессиональная деятельность стала смыслом всей жизни, необходимо развивать профессиональные представления, которые заключаются в осознании учащимися содержания будущей профессии и требований, предъявляемых профессией к личности специалиста, а также возможностей собственного профессионального развития. Развитие представлений о профессии можно осуществлять посредством:

· привлечения обучающихся учреждений общего среднего образования во внеурочное время к техническому и художественному творчеству на базе учреждений профессионально-технического и среднего специального образования с целью пропаганды профессий и массового притока обучающихся к дальнейшему обучению;

· организации работы клубов творческих объединений, молодежных научных сообществ («Профессионал +», «Информ-дайджест»);

· организации участия обучающихся в производительном труде ученических производственных бригад, учебно-производственных мастерских, кооперативных объединений и подрядных бригад;

· организации выставок технического творчества, лучших работ учащихся учреждений ПТО и ССО.

Профориентационная работа должна иметь дифференцированный подход в деятельности всех субъектов учебно-воспитательного процесса. При этом особая роль отводится руководителю учреждения образования, который осуществляет систему мер по пропаганде профессий, координирует работу профессиональной ориентации, создает условия для организации факультативов, кружков, клубов технической направленности, взаимодействует с различными социальными институтами по повышению социальной значимости рабочих профессий в обществе.

Примерные формы проведения профессиональной ориентации:

· проведение диагностики (методика «Мотивы выбора профессии», анкеты «Боитесь ли вы ответственности?», тесты «Оценка уровня конкурентоспособности личности», «Оценка профессиональной направленности личности», анкета «Отношение к профессии» и др.);

· организация и проведение акций, встреч с выпускниками (профессиональные гостиные «Кто они, наши выпускники?!», «Мой труд вливается в труд моей республики»);

· демонстрация видеороликов, презентаций «Моя специальность», «Ступени роста» по отдельным специальностям;

· тематические вечера «Зову в свою профессию», «Формула профессии»;

· круглые столы «Профессиональная пригодность – основа успешной трудовой адаптации молодых специалистов», «Мое профессиональное будущее»; «Мой профессиональный рост»;

· музыкальный калейдоскоп «Моя профессия – вчера, сегодня, завтра»;

· открытая кафедра «Формула удачного выбора профессии» и др.;

· сочинение-размышление «Профессия и социальный статус личности»;

· конкурсы «На производство – через творчество», социальных видеороликов «Рабочий человек – звучит гордо»; профессионального мастерства «Мой труд вливается в труд моей страны», «Лучший по профессии»; «Я – будущее страны», «Культурные традиции моей профессии»;

· самопрезентаций будущих рабочих «Ваш имидж – путь к успеху»;

· цикл занятий «Азбука профориентации»;

· ситуация-проба «Отношения и поступки в профессии».

Условием эффективности профессиональной ориентации обучающихся является организация целенаправленной, систематической работы с учащейся молодежью по повышению оценки, степени известности, популярности, разъяснению социальной значимости рабочих профессий в обществе, направленной на формирование устойчивой профессиональной направленности, психологической готовности к деятельности в условиях рыночных отношений, мотивации к профессиональной деятельности каждой отдельной личности учащегося. Повышение престижа рабочих профессий позволит молодежи реализовать себя в общественно полезной и актуальной сфере, стать в ней лучшими, встать на путь разрешения проблемы нехватки рабочих кадров в стране.

IV. УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Профориентационная работа в учреждениях высшего образования – это комплекс специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, а также формирование у него компетентности при ориентации и адаптации на рынке труда с учетом социально-экономической ситуации.

Приоритетом политики учреждений высшего образования должно стать осуществление системной и комплексной профориентационной работы на довузовском, вузовском и послевузовском этапах, т.е. создание единой вузовской системы профориентации. Профессиональная ориентация является органической составной частью образовательного процесса в вузе и непосредственно связана с другими направлениями работы, особенно с трудовым и нравственным воспитанием.

Профориентационная работа в учреждении высшего образования должна осуществляться на основе научно обоснованной системы форм, методов и средств воздействия, ставящей в качестве специальной задачи изучение индивидуальных различий в способностях абитуриентов, их профессиональный отбор на специальности и направления подготовки вуза и своевременное привлечение обучающихся к получению высшего образования.

Основной целью учреждения высшего образования по профориентационной работе является привлечение профессорско-преподавательского состава, кафедр, студентов к активному участию в научно обоснованной системе мер по профессиональной ориентации молодежи, приведение образовательных потребностей абитуриентов в соответствие с рынком труда на основе личностно-ориентированного подхода и создание условий для формирования ими обоснованных профессионально-образовательных планов.

Основные задачи учреждений высшего образования:

· обеспечение формирования контингента студентов на специальностях и направлениях довузовской подготовки учреждения высшего образования;

· качественный отбор абитуриентов;

· изучение и прогнозирование перспектив формирования студенческого контингента учреждения высшего образования;

· установление и укрепление постоянных контактов с коллективами школ, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений, предприятий;

· информирование об уровне образовательной деятельности учреждения высшего образования.

Учреждениям высшего образования необходимо:

1. Организовывать и проводить совместно с факультетами и кафедрами профориентационные мероприятия по проблемам профессиональной ориентации учащихся, в том числе выездные информационные лекции в школах области и республики.

2. Сотрудничать с отделами (управлениями) образования рай-(гор-)исполкомов, управлениями образования облисполкомов, Комитетом по образованию Мингорисполкома с целью организации и проведения выездных профориентационных мероприятий в школы района (области), информирования о факультетах, специальностях университета, а также оказания помощи в профессиональном самоопределении; привлечения учащихся школ района (области) к активному участию в днях открытых дверей, научно-практических конференциях и др.; организации и проведения целевых семинаров в учреждениях общего среднего образования с привлечением преподавателей университета; знакомства школьников с многоуровневой структурой образования в университете (встречи на базе университета).

3. Совместно с отделами по организации культурно-массовых мероприятий участвовать в выездных профориентационных концертах, семинарах, рейдах с целью ориентации учащихся на поступление в свой вуз.

4. Информировать абитуриентов о формах обучения, многообразии специальностей, возможностях дальнейшего трудоустройства посредством рекламы в СМИ.

5. Составлять планы работы профориентационной деятельности вуза. В плане указывать мероприятия, проводимые всеми структурными подразделениями университета, место и сроки их проведения, ответственных за исполнение.

6. Печатать информационные профориентационные буклеты и газеты «Абитуриенту» с целью предоставления абитуриентам полной информации о поступлении в вуз, факультетах и специальностях.

7. Постоянно обновлять на сайте вуза страничку «Абитуриенту».

8. Создать профессиональные консультационные пункты на базе учреждений образования с целью оказания помощи учащимся в уточнении, конкретизации и повышении реалистичности представлений о профессиональной деятельности по выбранной специальности.

9. Проводить акции, встречи абитуриентов с выпускниками вузов, направленные на создание положительного имиджа специалиста.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Белухин, Д.А. Куда идешь? / Д.А.Белухин. – М., 2002.

2. Веллер, М.И. Все о жизни / М.И.Валлер. – М., 2001.

3. Выбери профессию / О.А.Колесникова [и др.]. – Жуковский, 2002.

4. Волкова, Т.Р. Секреты поиска работы / Т.Р.Волкова, А.В.Мишин. – М., 2003.

5. Грановская, Р.М. Конфликты и творчество в зеркале психологии / Р.М.Грановская. – М., 2001.

6. Дусавицкий, А.К. Формула интереса / А.К.Дусавицкий. – М., 1989.

7. Дружинин, В.Н. Варианты жизни / В.Н.Дружинин. – М., 2000.

8. Жариков, Е.С. Для тебя и о тебе / Е.С.Жариков, Е.Л.Крушельницкий. – М., 1991.

9. Карнеги, Д. Малоизвестные факты о хорошо известных людях / Д.Карнеги. – М., 1993.

10. Климов, Е.А. Как выбирать профессию / Е.А.Климов. – М., 1991.

11. Кузин, Ф.А. Культура делового общения / Ф.А.Кузин. – М., 2000.

12. Левитин, К.Е. Я прошла сквозь мрак и бури / К.Е.Левитин. – 2-е изд. – М., 1981.

13. Митина, Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности / Л.М.Митина. – М., Воронеж, 2003.

14. Орлов, Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера / Ю.М.Орлов. – М., 1991.

15. Поляков, В.А. Технология карьеры / В.А.Поляков. – М., 1995.

16. Пономоренко, В.А. Страна Авиация – черное и белое / В.А.Пономоренко. – М., 1995.

17. Прощицкая, Е.Н. Выбирайте профессию / Е.Н.Прощицкая. – М., 1991.

18. Пряжников, Н.С. Психологический смысл труда / Н.С.Пряжников. – М., Воронеж, 1997.

19. Резапкина, Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника / Г.В.Резапкина. – М., 2005.

20. Снайдер, Д. Практическая психология для подростков, или Как найти свое место в жизни / Д.Снайдер. – М., 2000.

21. Тарас, А.Е. Психология экстремальных ситуаций / А.Е.Тарас. – М., 2001.

22. Фромм, Э. Иметь или быть / Э.Фромм. – М., 1990.

23. Чистякова, С.Н. Технология профессионального успеха / С.Н.Чистякова. – М., 2003.

24. Энциклопедический справочник 2000 профессий. – Минск, 1986.

Литература, изданная РЦПОМ

1. Профессии строительного профиля: справочник для абитуриентов / сост.: В.В.Лях, Г.Е.Рубина. – Минск: Современное слово, 2009. – 256 с. – (Библиотека абитуриента).

2. Профориентационная работа в учреждениях образования: справ. пособие / И.Д.Вышаковская [и др.]. – Минск: А.Н.Вараксин, 2010. – 166 с.

3. Куда пойти учиться?: 100 вопросов и ответов для абитуриентов, родителей и учителей / сост.: В.В.Лях, Е.Л.Чадович, С.В.Шутова. – Минск: Современное слово, 2009. – 176 с. – (Библиотека абитуриента).

4. Профессиональный ориентир: учеб.-метод. пособие для классных руководителей / сост.: Г.Е.Григорьева, И.С.Литвина, А.В.Карабан. – Минск: Современное слово, 2009. – (Библиотека учителя).

5. Тесты в профориентации: для школьных психологов, учителей-предметников, классных руководителей / сост.: А.М.Кухарчук, В.В.Лях. – Минск: Экоперспектива, 2009.

6. Тесты для выбирающих профессию / сост.: А.М.Кухарчук, В.В.Лях, С.Г.Макарова. – Минск: Современная школа, 2008. – 288 с.

7. Профориентация в школе / сост.: С.В.Тарасевич, Н.А.Шалима, О.А.Купревич, Е.Н.Пастушкова. – Минск: Красико-Принт, 2007. – 128 с. – (Деятельность классного руководителя).

8. Человек и его профессия: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / А.М.Кухарчук, В.В.Лях, А.Б.Широкова. – Минск: Современное слово, 2006. – 544 с.

Перечень статей, опубликованных в научно-методических журналах, материалы которых актуальны для совершенствования профориентационной работы

Журнал « К іраванне ў адукацыі»

2010 год

1. Л.В.Виленчик. «Система профориентационной работы в учреждениях образования». № 10, с. 3–12.

2. Л.В.Луцевич. «Второй век профориентации: тенденции и перспективы». № 10, с.13–18.

Журнал «Весн ік адукацы і»

2010 год

1. Л.В.Луцевич, О.А.Тарасюк. «Полипрофориентационная работа со школьниками в схемах, таблицах и рисунках». № 8, с. 70–80; № 9, с. 37–42.

2. В.В.Муха. «Новые подходы к организации профориентационной работы в общеобразовательных учреждениях». № 10, с. 45–48.

3. Е.В.Косаревич. «Реализация взаимосвязи учебных предметов с профессиональной средой как одно из направлений в деятельности учителя-предметника». № 11, с. 53–55.

4. А.В.Ражнова. «Актуальные проблемы организации профориентационной работы в общеобразовательных учреждениях». № 11, с. 46–52.

5. И.С.Свиридкова. «Комплексное портфолио в системе полипрофориентационной работы». № 12, с. 70–73.

2011 год

1. О.И.Нестерович. «Организация полипрофориентационной работы с учащимися на диагностической основе». № 1, с. 41–44.

2. И.И.Трофимчук. «Мультимедиа во внеклассной работе по географии как средство, формирующее мотивы выбора профессии». № 2, с. 39–43.

3. В.А.Боровская. «Профнеделя в школе как интегрированная форма удовлетворения профессиональных ожиданий учащихся». № 2, с. 33–38.

4. Н.А.Кончиц. «Математика и мир профессий». № 3, с. 60–63.

Журнал « Адукацыя і выхаванне»

2010 год

1. Д.В.Костенко. «Компьютерные программы помогут школьникам в выборе профессии». № 1, с. 21–22.

2. «Клуб профессий»: программа, сценарии, рекомендации. № 1, 22–27.

2011 год

1. Н.А.Шалима. «Межведомственное взаимодействие по созданию единой системы профориентационной работы с детьми и учащейся молодежью». № 6, с. 27–30.

2. М.П.Немченок. «Роль школы и внешкольных учреждений в профессиональном самоопределении учащихся». № 6, с. 30–35.

3. Е.А.Луганская. «Межшкольный учебно-производственный комбинат – центр профориентации». № 6, с. 35–38.

4. О.В.Страпко. «Условия успешного профессионального самоопределения». № 6, 38–40.

5. Н.В.Басаревская. «Работа внешкольного учреждения по формированию у учащихся профессионального интереса». № 6, с.42–45.

Журнал « Народная асвета»

2011 год

1. Л.А.Прокофьева. «Как формировать базы данных “хочу”, “могу”, “надо”». № 2, с. 66–67.

2. А.И.Суслова, И.Н.Клусович. «Ярмарка профессий: организуем игру для старшеклассников». № 2, с. 66–67.

3. А.Н.Лис. «Что дает факультатив тем, кто определяется в жизни?». № 2, с. 70–74.

4. Мастер-класс «Экономическое образование в школе: как это работает?». № 5, с. 50–77.

5. Г.В.Тарелкин. «Образовательный проект “Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках трудового обучения посредством проектной технологии”» (www.n-asveta.by/dadatki).

Журнал «Кем быть?»

2010 год

1. И.Минькевич, Т.Кундикова, Д.Медведева. Тренинговое занятие «Профессии всякие нужны, профессии разные важны…». № 5–7, с. 31–34.

2. С.Г.Макарова. «Профориентационная работа: цели, задачи, планирование». № 8, с. 23–26.

3. С.Стецюра. «Ориентация учащихся на профессии сельскохозяйственного профиля на уроках математики в 5–8 классах». № 12, с. 23–26.

4. Т.Харевич. Рубрика «Я в рабочие пошёл». За «штурвалом экскаватора». № 9, с. 32–33.

5. О.Коршун. Рубрика «Знакомим с профессией». Учить. Говорить. Слышать. № 10, с. 16–17.

2011 год

1. С.Воронище. «О некоторых вопросах профессиональной ориентации учащихся на уроках физики». № 5–6, с. 32–35.

2. Т.В.Харевич. «Что нам стоит дом построить?..». № 8–9, с.12–14.

3. Т.В.Харевич. Рубрика «Говорим о профессии» Кто нас обувает? Обувных дел мастера. № 4, с. 33–36.

Приложение 1

Примерный перечень форм работы единого профориентационного дня, посвященного Году предприимчивости

Рекомендуется одной из основных форм работы в единый профориентационный день, посвященный Году предприимчивости, предложить встречу с номинантами Республиканского конкурса «Лучший предприниматель года».

С целью пропаганды, популяризации и повышения престижности востребованных профессий на рынке труда, в том числе и рабочих профессий, рекомендуется проведение следующих мероприятий:

· деловая игра «Самый лучший предприниматель» с целевой установкой на возможность получения кредита на развитие бизнеса у «представителей» банка;

· брейн-ринг для учащихся V–VIII классов «В мире профессий»;

· диспут «Мое образование – моя профессия – моя карьера»;

· выступление школьной агитбригады на тему: «Человек, который построил дом»;

· заседание круглого стола на тему «Профессии моих родителей» (с выступлением родителей, которые занимаются предпринимательской деятельностью);

· школьный конкурс «Парад профессий»;

· лингвистическая викторина «Своя игра»;

· круглый стол «Профессии моего будущего»;

· конкурс рисунков «Радуга профессий»;

· игра-путешествие по странам мира «Очень редкие профессии»;

· деловая игра «Игра судьбы»;

· активизирующие технологии «Перекресток», «Будь готов», «Суд» и др.;

· профориентационная викторина «По морям профессий»;

· диспут для старшеклассников «Профессии ХХІ века»;

· марафон предметов «Найди меня в профессиях»;

· деловой калейдоскоп «Сколько профессий, столько дорог».


[1] Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «О проведении профориентационной работы с учащимися общего среднего образования в 2010/2011 учебном году».