Главная Учебники - Разные Лекции (разные) - часть 13
Методические рекомендации
по проведению уроков, внеклассных
занятий, посвященных 17-летию принятия
Конституции Российской Федерации
Материалы разработаны творческой группой учителей г.Перми и Пермского края. Руководитель проекта: Горбацевич Н.П. (главный методист ПКИПКРО, преподаватель ПГУ) Рецензенты: Красильников Д.Г. профессор, д.полит.н. ПГУ Борисов А.А. канд. истор. наук, зав. каф. философии и гражданского образования ПКИПКРО Пермь 2010 Методические рекомендации по проведению уроков и Рекомендации разработаны на основе практического опыта Предлагаем использовать данные разработки для проведения Учитель-практик может внести свои коррективы, изменения, Список литературы по конституционному праву может быть 17-летию принятия конституции РФ
посвящается
10-11 класс (1 -2 часа)
Свобод российских не понять,
Чужим аршином их не смерить,
У них особенная стать,
В свободы надо только верить
! (Ф.Куликов, 1906г.) Вступление,
(актуальность, обоснование) 12 декабря 2010 г. в нашей стране государственный праздник. Мы В настоящий момент в мире Конституция РФ является наиболее Конституцию своего Отечества следует глубоко уважать. Думается, что Обращение к этой теме имеет огромное значение: формирование Цель:
На конкретных фактах повторить, закрепить, обобщить Задачи:
На основе знаний, полученных школьниками в начальной и Оформление класса:
1.Политическая или географическая карта современной России 2.Изображение герба и флага Учебно-методическое оборудование: 12 карточек с вопросами, игровой стол, юла, дудка, магнитофон (с Начало урока:
Звучит гимн России. Все встают, (муз. А.В.Александрова (мелодия · Как называется государственный праздник в стране, который · Что такое конституция? · Что гарантирует Конституция РФ? Ход урока:
1.
Организация класса.
-класс рассаживается по рядам / по трем сторонам класса, на заранее -капитаны подбирают себе членов команды «Знатоков» по два человека -образование трех групп болельщиков. -объяснение условий игры: играют «знатоки» - за каждый ответ За организацию группы и поведение команды «болельщиков» во время Команда «знатоков» по окончании игры получает среднее количество Команда «болельщиков», набравшая более половины очков команды 2.
Основная часть
1. В каком году ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека? 2.Как называется Основной Закон государства? Объясните его название. 3.Когда появились первые проекты Конституции России? Назовите их Различия: республика - монархия, наделение крестьян землей, парламент дву -, однопалатный. 4. Какая по счету конституция действует в России? Назовите даты их 5. На таблице знаком + укажите, какие признаки относятся к морали, а • регулируют наиболее важные общественные отношения, • регулируют общественные и личные отношения типа: человек- • существуют, складываясь постепенно в общественном сознании /+/. • Закреплены в законах /-/ • За их нарушение следует ответственность в виде осуждения • За их нарушение следуют ответственность в виде государственного • Становятся обязательными регуляторами поведения человека после • Становятся обязательными регуляторами поведения после их 6. Кто (по Конституции РФ 1993г.) наделен правом законодательной 7. Первая поправка к Конституции США запрещает Конгрессу - 8. Соблюдалось ли право свободы совести в СССР, согласно 9. Конституция 1977 года предусматривала свободный выход союзной республики из состава СССР (статья 72), а Конституция 1993 года этого не только не предусматривает, но и подчеркивает «государственную целостность» (статья 5 часть 3). С чем это связано? (В советских конституциях это право было достаточно формально. Оно провозглашалось, но не реализовывалось.) 10. Перечислите основные принципы конституционного строя. 11.Что это за мелодии (текст)? Что их объединяет? (Если нет А) Боже, царя храни! Б) Боже, Царя храни. В) Отречемся от старого мира, Г) Вставай, проклятьем заклейменный, Д) Славься, славься наш русский царь, Государственные гимны России на разных этапах: А) первый официальный гимн «Молитва русских» (1815-1833гг.) слова В.А.Жуковского, автор музыки неизвестен. Б) второй официальный гимн «Боже, Царя храни!» (1833-1917гг.) слова В.А.Жуковского, музыка А.Ф.Львова. В)гимн Российской демократической республики (период Временного Г)гимн советской России с января 1918 по 1944год, «Интернационал» Д)гимн Российской Федерации с 1990г. Национальный гимн 3. Подведение итогов. -подсчет очков, набранных командой игроков, выставление оценок, Урок,
посвященный 17-летию принятия Конституции РФ
«Конституция в нашей жизни»
для 10-11 классов
Цель:
· Создать условия для формирования гражданской компетентности учащихся старшей школы. Задачи:
· Проанализировать возможности реализации прав человека, · Развивать навыки применения знаний, полученных ранее, навыки Предварительная подготовка
Опережающее задание наиболее подготовленным учащимся.
Задание
I
.
Почему в начале 1990-х гг. обнаружилась острая Задание
II
.
Каков был процесс принятия Конституции РФ в Задание
III
. Как противоречия в ходе принятия Конституции Задание
IV
.
Проанализируйте обстановку в стране накануне принятия новой Конституции Российской Федерации. Оборудование:
- мультимедиапроектор с экраном и компьютером План урока:
1. Мотивационная часть 2. Теоретическая часть 3. Обсуждение результатов подготовительной работы 4. Рефлексия Ход урока
1. Мотивационная часть
. В этой части урока целесообразно предложить учащимся вспомнить: в какой политической обстановке была принята Конституция и обсудить опережающие задания. Учащийся выступают с сообщениями о событиях 1993 г. 2. Теоретическая часть
С момента принятия Конституции РФ прошло 15 лет. Страсти Вопросы:
Часто ли мы сталкиваемся с конституцией в повседневной Учитель предлагает учащимся найти в тексте Конституции статьи, гарантирующие личные (ст. 20, 22, 23, 26-29, 38), политические (ст. 29-33, 61,63) и культурные права человека и гражданина(ст.43,44), а так же основные свободы человека и гражданина (ст. 17,18, 19, 22, 28, 29, 55) и обязанности человека и гражданина (ст.38,43, 44, 57,58,59). Далее учитель предлагает учащимся, предварительно разделившись на группы (3-4) по 3-5 человек, подготовить проект для класса или для всей школы «Правил пользования сотовыми телефонами» на территории школы, соблюдая при этом положения Конституции РФ. Необходимо создать редакционную группу, которая соберет все варианты и подготовит окончательный вариант.(или иной проект актуальный для жизни школы, класса) 3. Представление результатов подготовительной работы
Представление группами своих проектов, обсуждение, редактирование. 4. Рефлексия
Учитель подводит итоги обсуждения. Приложения к уроку
1. Конституция РФ Урок: Конституция РФ в жизни общества и государства.
8-9 класс. 1 час.
Цель:
показать роль конституции РФ для государства, общества и каждого человека. Для проведения урока рекомендуется начать разговор о конституции на предыдущем уроке, связав его тему с темой «конституция». Па предыдущем же уроке дается домашнее задание по группам: 1 .Выделите и проанализируйте статьи конституции РФ о государстве и государственном устройстве. Формы: рассказ, схема, таблица. 2.Какими статьями и каким образом конституция РФ гарантирует права человека? Форма: анализ собственного жизненного опыта. 3.Каким станет наше общество, если исчезнет само понятие «конституция». Форма: рассказ, сценка. Оборудование урока: стенд по истории конституции в России, текст конституции. Ход урока:
1. Организационный момент. При составлении ассоциограммы можно задать такие вопросы: · Где мы слышали это слово? · Какие события в истории России связаны с понятием «конституция». · Что вы знаете о ней? · Почему она так важна? · Почему ее называют «основным законом государства»? З.Постановка цели урока: Вопрос учителя:
Как вы думаете, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке? 4.Отчет групп о проделанной домашней работе. Форму отчета выбирают сами учащиеся. Регламент выступлений не более 5 минут. Группам предлагается самим оценить свою работу и работу одноклассников: пока одна группа отчитывается другие 1- готовит ей вопрос, 2-дает рецензии тем и другим. 5.Учитель обращает внимание на доску, где показана история Российской Конституции. Это надпись на доске или специально оформленный праздничный плакат: 10 июля 1918г. Первая Русская конституция 31 января 1924г. Конституция РСФСР. 5 декабря 1936г. 1-ая конституция СССР. 7 октября 1977г. 2-ая конституция СССР. 12 декабря 1993г. Конституция РФ. 6. Как подведение итогов рекомендуется провести проблемную дискуссию Вопросы учителя
: Какие сферы жизнедеятельности человека регулирует 7. Вывод по уроку делает учитель. В жизни российского общества 8. В качестве рефлексии ученикам предлагается ответить на вопрос: почему Материалы к
уроку
: Конституция –
общеобязательный нормативно-правовой акт(закон), Основные черты конституции:
Основополагающий характер конституции в том, что она регулирует Народность конституции состоит в том, что она должна выражать Реальность конституции означает, что данный документ должен История Российской конституции:
23 апреля 1906 года Николай II издал «Основные государственные Первая советская конституция была принята 10 июля 1918 года 5 Конституция СССР принята 31 января 1924 года II Всесоюзным 2-я конституция СССР была принята 5 декабря 1936 г. VIII Конституция СССР 1977 г. была принята 7 октября на Внеочередной В начале 90-ых гг. возникла необходимость коренных 12 декабря 1993 г. конституция РФ была принята большинством Конституция в демократическом
государстве
(5-7класс)
Цели урока:
- Познакомить учащихся с сущностью и основным содержанием - раскрыть сущность демократии как формы народовластия; - познакомить учащихся с основными институтами демократической Оборудование урока:
- карточки с основными понятиями урока: демократия, Конституция, - текст Конституции РФ или раздаточный материал для учащихся с Эпиграф:
Демократия - это народное правление, осуществляемое народом
ради народа.
Авраам Линкольн
1 .Мотивационная часть
Деятельность учителя и учеников на уроке - Почему какие-то приказы, законы не захотели - Подводя итог высказываниям детей, учитель обращает Примечания Если учащиеся не Учитель:
форма правления, обеспечивающая участие Ученики читают эпиграф, комментируют его и Учитель:
Избранные народом люди организуют обществе был порядок и граждане могли бы решать общие дела? ЗАКОН ВЛАСТЬ Учитель:
В каком документе могут быть закреплены страны»? (ответы детей). Карточка с понятием Учитель может записы- последовательности. При обсуждении можно вернуться к Учитель: Конституция имеет вводную часть - Карточки с понятиями - Давайте прочитаем Преамбулу Конституции РФ и стороне доски по мере ответим на вопрос: какая основная идея заключена в ознакомления с ними. этой части договора между российскими гражданами? Одного решения для достижения провозглашенных целей Гражданина. Решает ли этот вопрос наша Конституция? Президент
- глава государства.
Его избирает общество Для чего демократическому государству нужен Для чего нужен парламент? Комментарий к статьям 102 и 103 гл. 5 Конституции РФ В
демократическом обществе есть правительство. Учитель может вернуться к схеме, составленной в начале урока, дополнив ее понятием Завершает работу с документом рассказ учителя о - Как вы думаете, почему появилось такое название? - Почему демократия невозможна без «четвёртой Итог урока:
Какова основная роль Конституции в демократической России? В конце урока учитель просит детей предложить и записать тему урока. Урок, посвященный юбилею Конституции Российской
Федерации.
5-6 класс (1 час)
Тема урока:
«Конституция - основной закон государства» -символика РФ -карта России Время Ход урока Примечания 3 мин. 1 .Поэт Александр Твардовский в годы Комментируя ответы Следует подчеркнуть, что 5 мин. Мы живем в удивительной стране: на этой огромной территории живут Как вы думаете, огромная Показывать по карте Ответы учащихся могут 3 мин. Какой вы хотите видеть нашу Родину * Ответы учащихся учитель итог. Слово учителя:
Очень интересно познакомиться с вашими представлениями о будущем России, радостно, что вы хотите видеть свою страну богатой, счастливой, преуспевающей. Вы понимаете, что у граждан России есть общее дело, однако, каждый из нас по Учащиеся заполняют своему представляет путь, по маркером пустые карточки и которому должна пойти Россия. помещают их на доску. Как вы думаете, что нужно сделать, Учитель группирует эти чтобы Россия была счастливой карточки. страной? 10 2. Вы предложили разные пути, ваши Если дети называют мин представления отличаются. В нашей одинаковые предложения, то стране, где живут люди разных учителю нужно указать на национальностей, разных культур то, что есть и другие точки очень важно уметь договориться, зрения, привести примеры. найти способ решения общих дел. Как это сделать? Выслушав предложения учеников, учитель обращает внимание детей на текст Преамбулы. Ряд терминов нуждается пояснениив пояснении Задание:
прочитайте Преамбулу в пояснении учителя Конституции РФ и выделите в ней те общие дела, которые не может решить один человек, а необходимо организовать все общество для их решения. Почему Конституцию не может принять один человек или небольшая групп людей? Вывод:
Конституция - это основной закон государства, который закрепляет основы жизни общества и устройства государства. В конституции закрепляется идея о том, что «верховным правителем» в стране является право(закон). На доске: Конституция - основной закон государства. Особенности:
правление права. 10-15
В Преамбуле Конституции РФ мы с Возможно обсуждение в мин вами увидели, что только сообща парах. можно решать государственные дела. Как вы думаете, каким должно быть положение человека в государстве, где граждане активно участвуют в Учитель может вновь решении общих дел? обратить внимание к Ответ:
уважение к человеку, его карточкам, если подобные правам; добросовестное выполнение мысли высказывались своих обязанностей и т.д.) детьми. В каком документе можно закрепить эти главные правила? (в Конституции) Учитель предлагает прочитать В случае затруднений, статью 2 и прокомментировать ее и учитель сам комментирует статью 3 с тем же заданием. эти статьи. А возможна ли ситуация, когда права человека могут быть нарушены? Ответы учащихся.
Что нужно сделать для того, чтобы защитить права человека? Ответы
учащихся с дополнениями учителя. Вывод:
Основами жизни страны, закрепленными в Конституции РФ являются: -права и обязанности; -устройство государства, обеспечивающее соблюдение прав человека, (выписывается на доску) Заключительные слова учителя:
В 1993 году Конституционное Совещание разработало проект Действующая Российская конституция может быть изменена, если нужно Прошло 15 лет. За эти годы многое изменилось в жизни нашего Тема «Перед законом все люди раины. Начальная школа (1 час) Комбинированный урок с элементами групповой работы. Цели
урока:
• рассмотреть содержание статьи 7 Всеобщей декларации прав человека, • объяснить учащимся, что в обществе существуют определенные правила • познакомить с Конституцией РФ как основным законом государства; • повторение основных прав человека. Статья
7
Все люди равны перед законом и имеют право на равную защиту от Основные понятия:
Конституция, закон, государство, права, дискриминация. Предварительная работа к уроку.
Класс делится на группы, (необходимо Оборудование урока:
1. К уроку желательно иметь текст Конституции — один на парту. 2. Карточки с названием прав человека. 3. Рисованный диафильм к главе II Конституции РФ (см. приложение). Ход урока
Начиная урок по данной теме, учитель предлагает самим учащимся Какое ключевое слово темы урока спряталось в кроссворде? Чтобы найти 1 6 2 3 4 5 По горизонтали: 1. Круг действий, возложенных на человека и безусловных для выполнения. (Обязанности.) 2. Так называют возможности человека, которые принадлежат каждому от 3. Международно-правовой документ, принятый ООН 10 декабря 1948 года. 4. Равенство прав людей от рождения. (Равноправие.) 5. Человек, который принадлежит постоянному населению данного По вертикали: 6. Ключевое слово — закон. Законы
— это правила, установленные государственной властью и Вероятно, учащиеся выскажут предположение о том, что на уроке речь Далее работа по иллюстрациям в книге «Ваши права» и с текстом Статью 7 иллюстрирует эпизод из сказки о царевне Несмеяне. Детям Дискриминация
— ограничение или лишение прав определенной На наш взгляд, тему «Закон» необходимо углубить и рассказать учащимся об основном законе нашего государства — Конституции РФ. Законы в нашей стране принимают депутаты Государственной Думы, Как называется наша страна? Наша страна — Россия, Российская Федерация. Главный закон нашего главные правила поведения людей и взаимоотношении государства и Целесообразно, повторить основные права граждан, используя групповую игру «Угадай свои права» и рисованный диафильм. Игра «Угадай свои права»
Класс делится на группы. Каждой группе учитель раздает список основных прав граждан России: право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, на свободу слова, на образование, на труд, на отдых, на Подводя итоги игры, учитель акцентирует внимание на том, что все В заключение дети смотрят рисованный диафильм «Конституция РФ» 1. Что такое закон? 2. Для чего нужны законы? 3. Что такое Конституция РФ? Внеклассное занятие
Тема: Государство и конституция. (1 час)
Ресурсы
к занятию:
1. Карточки с терминами - государственное право, декларация, Описание хода занятия.
1. Введение - 2 мин.
Класс оказался на необитаемом острове. Спросите: можно ли считать Спросите: должно ли на острове возникнуть государство, и какова будет 2. Мозговой штурм « Список общих дел» - 3 мин.
Попросите учеников по очереди называть те дела, которые не могут быть Попросите определить самые важные дела, которые нужно решать в 3.Работа в группах над планами действий - 25 мин.
Разделить класс на группы по 4-5 человек. Попросите каждую группу *Что должно быть сделано на острове для решения этого общего дела'.' *В какой последовательности нужно действовать (что надо сделать в *Кто это будет делать? Кто будет руководителем, ответственным? Кто *Какие права и обязанности будут у руководителя? Какие права и * Каковы будут у руководителей ограничения, пределы деятельности, *Кто и как будет разрешать конфликты, если они возникнут? Если у вас есть возможность, попросите каждую группу написать план Что делать Кто делает Кто руководит Какие права и Какие права и Вы также можете попросить каждую группу выбрать Переходите от группы к группе. Помогайте группам высказываться 4. Выступления от групп - 10 мин.
Обратите внимание, что сейчас ученики выступали в роли людей, Скажите, что такую работу выполняют обычно представители народа во Попросите представителя каждой группы ответить по очереди на один из Первая группа: какие роли руководителей или руководящих органов Вторая группа: какие права могут войти в конституцию? (В конституцию мог бы войти перечень главных прав и обязанностей 5. Подведение итогов - 5 мин
. * Каковы будут главные правила, принципы нового общества и * Для чего новому обществу нужна конституция? (чтобы в главном * Какие разделы должны составить содержание конституции? (например, * Спросите, какие успехи и проблемы были у ребят при работе в группах Заковырина Е.В. Пермский р-он, Лицей милиции при ГУВД по Пермскому краю, Шлыкава С.Ю. Пермский р-он, Лицей милиции при ГУВД по Пермскому краю, Дудина Е.А. г.Пермь, МОУ СОШ № 12 Хатмуллина Я.М.
г.Пермь, МОУ СОШ № 25 Сонинский П.Г. г.Пермь, лицей № 2 Казакова Л.М. г.Горнозаводск, МОУ СОШ № 3 Кокашвили В.И. г.Пермь, лицей № 4 Кущенко И.А. г.Пермь, МОУ СОШ №3 Гутников А.Б., Пронькин В.Н. г.С-Петербург институт права им. Принца П.Г. Булышева Л.В. зав.библиотекой ПОИПКРО
|