Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 13

 

Поиск            

 

Рекомендации методические по формированию рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей на основе федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования

 

             

Рекомендации методические по формированию рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей на основе федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования

Минздравсоцразвития России

Федеральное государственное образовательное учреждение среднего

профессионального образования «Ефремовский медицинский колледж»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

(ФГОУ СПО «ЕМК» Минздравсоцразвития России)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ РАБОЧИХ ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ

НА ОСНОВЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ефремов

2011

Рассмотрено УТВЕРЖДАЮ

На заседании методсовета Директор колледжа _____________А.В.Агеев

«___ » _____________ 2011 года «___ » _____________ 2011 года

Протокол № _______

Рекомендации составлены в соответствии с Разъяснениями по формированию примерных программ учебных дисциплин и профессиональных модулей начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования./ И.М.Реморенко, 2009.

ФОРМИРОВАНИЕ РАБОЧИХ ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ НА ОСНОВЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Основные профессиональные образовательные программы по специальностям СПО предусматривают изучение следующих учебных циклов:

– общего гуманитарного и социально – экономического;

– математического и естественнонаучного;

– профессионального

Общий гуманитарный и социально – экономический, математический и естественнонаучный циклы состоят из дисциплин. Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов.

Совокупность учебно-методической документации в рамках основной профессиональной образовательной программы включает в себя учебный план, рабочие программы учебных дисциплин и профессиональных модулей и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Все программы вариативного цикла разрабатываются на уровне колледжа, за основу можно взять существующие программы.

Рекомендации по формированию рабочих программ

учебных дисциплин:

Учебная дисциплина – система знаний и умений, отражающая содержание определенной науки и/или области профессиональной деятельности, и нацеленная на обеспечение реализации основной профессиональной образовательной программы.

Программа учебной дисциплины состоит из следующих компонентов:

1. Паспорт программы.

2. Структура и содержание учебной дисциплины.

3. Условия реализации программы учебной дисциплины.

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины.

Рассмотрим структуру программы на примере учебной дисциплины «Гигиена и экология человека»

1. Паспорт программы учебной дисциплины:

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 060101 Лечебное дело, 060102 Акушерское дело, 060501 Сестринское дело .

Можно указать одну или несколько специальностей в зависимости от широты использования программы.

Также можно указать возможности использования программы в дополнительном профессиональном образовании (повышение квалификации, подготовки, переподготовки).

Программа учебной дисциплины «Гигиена и экология человека» может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в области гигиены и санитарии, эпидемиологии, лабораторного дела, гигиенического воспитания населения. (новое в структуре)

1.2. Место дисциплины в структуре ОПОП

Указывается принадлежность дисциплины к учебному циклу.

Дисциплина «Гигиена и экология человека» входит в состав раздела «Общепрофессиональные дисциплины» профессионального цикла .

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины.

В результате освоения учебной дисциплины «Гигиена и экология человека» обучающийся должен уметь (НА 1 МЕСТЕ):

– давать санитарно – гигиеническую оценку факторам окружающей среды;

– проводить санитарно – гигиенические мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, предупреждению болезней;

– проводить гигиеническое обучение и воспитание населения.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать :

- современное состояние окружающей среды и глобальные экологические проблемы;

- факторы окружающей среды, влияющие на здоровье человека;

- основные положения гигиены;

- гигиенические принципы организации здорового образа жизни;

- методы, формы и средства гигиенического воспитания населения.

Требования к умениям и знаниям указываются в соответствии с ФГОСами по специальностям (указаны конкретно для каждой учебной дисциплины). Это облегчает труд преподавателя, все знания и умения уже есть в стандарте.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 90 часов, в том числе:

· обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 60 часов (в том числе практические занятия – 20 часов);

· самостоятельной работы обучающегося 30 часов (т.е. 50% от обязательной).

2. Структура и содержание учебной дисциплины:

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Лечебное дело

Акушерское дело

Сестринское дело

Максимальная учебная нагрузка (всего)

90

60

72

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

60

40

48

в том числе:

практические занятия

20

20

20

лабораторные занятия

-

-

-

контрольные работы

-

-

-

(проект) (если предусмотрено)

-

-

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

30

20

24

в том числе:

– написание доклада, а по конкрет. теме;

– домашняя работа (работа с учебником, учебно-методическим пособием, рабочей тетрадью, составление таблиц, схем, диаграмм по теме занятия, алгоритмов действий по теме или разделу дисциплины, решение ситуационных задач, решение или составление кроссвордов, подготовка к практическим занятиям и др.);

– работа с обучающе - контролирующей программой;

– создание презентации, дидактического раздаточного материала по конкретной теме по заданию преподавателя, поиск информации в периодической печати, работа в сети Internet;

– учебно – исследовательская работа

3

15

3

5

4

3

10

2

3

2

3

12

3

3

3

Итоговая аттестация в форме междисциплинарного экзамена (без указания часов)


2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины ____________________________наименование

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

(по каждой позиции столбца)

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Гигиена окружающей среды

Тема 1.1.

Атмосферный воздух его физические и химические свойства, гигиеническое и экологическое значение

Содержание учебного материала (в дидактических единицах)

4

1. Физические свойства воздуха - температура, влажность, подвижность воздуха, атмосферное давление, электрическое состояние, их гигиеническое значение. Характеристика солнечной радиации.

2. Химический состав атмосферного воздуха и его гигиеническое значение – постоянные составные части воздуха, газообразные примеси, микроорганизмы, механические примеси. Источники загрязнения. Механизмы образования смога. Влияние загрязнения атмосферного воздуха на здоровье и санитарные условия жизни населения.

3. Принципы защиты воздушной среды. Мероприятия по профилактике загрязнений атмосферного воздуха. Представление о технологических, санитарно – технических мероприятиях. Меры планировочного характера для защиты населения от воздействия источников загрязнения воздушной среды. Роль зеленых насаждений. Значение благоустройства. Понятие о ПДК.

3

2

2

Практические занятия (наименования)

1. Изучение приборов, методик для измерения физических параметров воздушной среды.

2. Определение и гигиеническая оценка физических параметров воздушной среды в помещении.

4

Лабораторные работы (наименования)

*

Контрольные работы (наименования)

*

Самостоятельная работа обучающихся (примерная тематика)

1. Строение земной атмосферы (тропосфера, стратосфера, ионосфера).

2. Законодательство РФ об охране атмосферного воздуха.

4

Раздел 2.

*

Тема 2.1.

Содержание учебного материала

*

1

………….

**

Лабораторные работы

*

Практические занятия

*

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа обучающихся

*

Примерная тематика курсовой работы (проекта) (если предусмотрены)

*

Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) (если предусмотрены)

*

Всего:

*

Общее количество часов должно соответствовать указанному количеству часов в пункте 1.4 паспорта программы.

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. Условия реализации программы учебной дисциплины:

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета гигиены и экологии человека. При необходимости указываются лаборатории .

Оборудование учебного кабинета:

· столы, стулья для преподавателя и студентов;

· шкафы для хранения приборов, наглядных пособий, учебно – методической документации;

· доска классная;

· приборы: термометры, гигрометры, анемометры, кататермометры, барометры – анероиды, термографы, гигрографы, барографы, емкости для отбора проб воды, спиртовки, лабораторная посуда, люксметр

Технические средства обучения:

  1. компьютеры;
  2. интерактивная доска;
  3. мультимедийный проектор

Количество оборудования не указывается.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий,

Основные источники:

1. Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С. Гигиена и основы экологии человека. – М.: Академия, 2008 -528с.

2. Полякова А.Н., Стародумов В.Л., Денисова Н.Б. Общая гигиена, санология и экология: Руководство для студентов факультета высшего сестринского образования медицинских вузов / Под ред. проф. Т.В.Рябчиковой. – М.: ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава», 2008 – 224с.

Дополнительная литература

3. Румянцев Г.И., Прохоров Н.И., Новиков С.М. и др. Гигиена: Учебник для вузов (под ред. Румянцева Г.И.). - Изд. 2-е, перераб., доп. - М: ГЭОТАР МЕД, 2008 - 608 с.

4. Тутельян В.А., Онищенко Г.Г. Государственная политика здорового питания населения: задачи и пути реализации на региональном уровне: учебное пособие. – М., 2008.-257с.

5. Коробкин В.И. Экология: учебник для вузов / В.И. Коробкин, Л.В. Передельский. – Изд. 15-е, дополн. и перераб.- Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 602с.

6. Крымская И.Г. Гигиена и основы экологии человека: Учебное пособие / И.Г. Крымская, Э.Д. Рубан. – Ростов н / Д: - Феникс, 2007. - 351с.

7. Большаков А.М. Руководство к лабораторным занятиям по общей гигиене. - М.: Медицина, 2004

8. Трушкина Л.Ю., Трушкин А.Г., Демьянова Л.М. Гигиена и экология человека: Учебное пособие. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 448с.

9. Борисова Г.Н., Гайнутдинова С.В., Мавзютова И.П., Разбежкина Н.Ю. Сохрани свое здоровье. - Изд. 2-е изм. и доп. - Казань: КМК, 2007. - 32 с.

10. Гайнутдинова С.В., Неделько О.И. Гигиеническое воспитание населения. - Изд. 2-е изм. и доп. - Казань: КМК, 2008. - 42 с.

Нормативные и методические документы:

1. Федеральный закон РФ от 30.03.1999 № 52–ФЗ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения»;

2. Федеральный закон РФ от 4 05.1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (с изменениями и дополнениями)

3. Федеральный закон РФ от 3 06.2006 г. N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

4. Федеральный закон РФ от 14 07 2008 г. N 118-ФЗ "О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

5. Методические рекомендации МР 2.3.1.2432-08 3.2.1. Рациональное питание. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации;

6. СанПиН 2.3.2.1324–03 «Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов»;

7. СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества»;

8. СанПиН 2.4.3.1186-03 «Санитарно – эпидемиологические требования к организации учебно – производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования»;

9. СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно – эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования»;

10. ГОСТ 2761-84 «Источники централизованного хозяйственно – питьевого водоснабжения»

Интернет-ресурсы

Информационно – правовое обеспечение:

  1. Система «Консультант»
  2. Система «Гарант»

Профильные web – сайты Интернета:

1. Министерство здравоохранения и социального развития РФ (http//www.minzdravsoc.ru)

2. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (http//www.rospotrebnadzor.ru)

3. ФГУЗ Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (http//www.fcgsen.ru)

4. Информационно – методический центр «Экспертиза» (http//www.crc.ru)

5. Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения (http//www.mednet.ru)

Разделы 3.1 и 3.2 были и в предыдущих программах, но только в одном разделе, сейчас же произошло более логичное их разделение на 2 подпункта.

4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Это новый раздел, его не было в предыдущих программах, но когда мы обратимся к примеру, то увидим, что все формы и методы контроля перечислены во всех планах занятий по любой дисциплине, их просто надо будет отразить в рабочей программе.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь давать санитарно – гигиеническую оценку факторам окружающей среды

– Тестовый контроль с применением информационных технологий

– Устный экзамен

– Решение ситуационных задач

– Деловая игра

– Оценка аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов

– Наблюдение и оценка выполнения практических действий:

· определение и гигиеническая оценка физических параметров воздушной среды в помещении;

· отбор проб воды;

· определение органолептических свойств воды;

· гигиеническая оценка качества питьевой воды на основании нормативных документов;

· гигиеническая оценка естественного и искусственного освещения;

· органолептическая оценка пищевых продуктов;

· оценка рациона питания взрослого населения;

· гигиеническая оценка школьной мебели и микроклимата в учебных помещениях

Знать гигиенические принципы организации здорового образа жизни

– Тестовый контроль с применением информационных технологий

– Устный экзамен

– Решение ситуационных задач

– Деловая игра

– Оценка аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов

– Наблюдение и оценка выполнения практических действий

Знания и умения перечисляются те, которые были указаны в паспорте программы.

Рекомендации по формированию рабочих программ

профессиональных модулей (состоят из МДК):

Междисциплинарный курс – система знаний и умений, отражающая специфику вида профессиональной деятельности и обеспечивающая освоение компетенций при прохождении обучающимися практики в рамках профессионального модуля.

Примерная программа профессионального модуля состоит из следующих компонентов:

1. Паспорт программы профессионального модуля.

2. Результаты освоения профессионального модуля.

3. Структура и примерное содержание профессионального модуля.

4. Условия реализации профессионального модуля.

5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности).

Рассмотрим структуру программы на примере профессионального модуля «Выполнение профилактических мероприятий»

1. Паспорт программы профессионального модуля:

1.1. Область применения программы

Программа профессионального модуля (далее программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 060501 Сестринское дело в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Проведение профилактических мероприятий и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.

2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.

3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.

Появляются новые понятия ВПД И ПК (они все уже перечислены в ФГОС).

Программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области здравоохранения и образования (раздел 1) при наличии среднего (полного) общего образования (опыт работы не требуется), а также в программах повышения квалификации работников здравоохранения (по темам «Первичная медико-санитарная помощь», «Общая практика», «Первичная медико-профилактическая помощь населению», отдельные темы – в программах «Организация сестринского дела», «Сестринское дело в педиатрии»), – на базе среднего специального образования по специальностям 060501 «Сестринское дело», 060101 «Лечебное дело», 060102 «Акушерское дело».

Это тоже нововведение, что программы могут смежными не только для базового, но и для дополнительного образования, что открывает новые возможности для интеграции.

1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт: (НОВОЕ)

– проведения профилактических мероприятий при осуществлении сестринского ухода

уметь:

– обучать население принципам здорового образа жизни

– проводить и осуществлять оздоровительные и профилактические

мероприятия

– консультировать пациента и его окружение по вопросам

иммунопрофилактики

– консультировать по вопросам рационального и диетического питания

– организовывать мероприятия по проведению диспансеризации

знать:

- современные представления о здоровье в разные возрастные периоды, возможные факторы, влияющие на здоровье, направления сестринской деятельности по сохранению здоровья;

- основы иммунопрофилактики различных групп населения;

- принципы рационального и диетического питания;

- роль сестринского персонала при проведении диспансеризации населения и работе «школ здоровья».

1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:

всего – 336 часов, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 192 часа, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося –128 часов;

самостоятельной работы обучающегося – 64 часа;

учебной и производственной практики – 144 часа.

2. Результаты освоения профессионального модуля:

Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности «Проведение профилактических мероприятий», в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 1.1.

Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения

ПК 1.2.

Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения

ПК 1.3.

Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

Наименование результата обучения приводится в соответствии с текстом ФГОС (все ОК и ПК уже сформулированы по разделам).


3. Структура и содержание профессионального модуля

3.1. Тематический план профессионального модуля

Если какой-либо вид учебной работы не предусмотрен, необходимо в соответствующей ячейке поставить прочерк. И учебная, и производственная (по профилю специальности) практики могут проводиться параллельно с теоретическими занятиями междисциплинарного курса (рассредоточено) или в специально выделенный период (концентрированно).

Коды профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля

Всего часов

(макс. учебная нагрузка и практики)

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося

Учебная,

часов

Производственная (по профилю специальности),

часов

(если предусмотрена рассредоточенная практика)

Всего,

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,

часов

в т.ч., (проект),

часов

Всего,

часов

в т.ч., (проект),

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ПК 1.1.

Раздел 1. ПМ 01. Осуществление профилактической работы со здоровыми людьми.

МДК 01.01 Здоровый человек и его окружение

88

60

30

__

28

--

--

ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.3.

Раздел 2. ПМ 01. Обучение профилактической работе

МДК 01.02 Основы профилактики

52

34

20

18

36

36

ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.3.

Раздел 3. ПМ 01. Обучение проведению профилактических мероприятий в условиях первичной медико-санитарной помощи

МДК 01.03 Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи

52

34

20

18

36

36

Производственная практика (по профилю специальности), часов (если предусмотрена итоговая (концентрированная) практика)

_

_

Всего:

192

128

70

-

64

-

72

72

3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 2ПМ 01. Обучение профилактической работе

52

МДК 01.02 Основы профилактики

34

Тема 1.1. Профилактическая медицина…………………

Содержание

2

1.

Теоретические основы укрепления здоровья и профилактика нарушений состояния здоровья.

Профилактика: понятие, виды, формы и уровни воздействия.

1

Тема 1.2. Концепция охраны и укрепления здоровья…………………

Содержание

2

1.

Государственная политика в области охраны и укрепления здоровья. Нормативные документы, регламентирующие профилактическую деятельность. Концепция здоровья здоровых.

2

Практические занятия

2

1.

Изучение нормативных документов, регламентирующих профилактическую деятельность. Определение роли сестринского персонала в профилактической медицине.

Самостоятельная работа при изучении раздела 2 ПМ 01. МДК 01.02 Основы профилактики

18

Примерная тематика домашних заданий

1.Изучение нормативных документов по вопросам медицинской профилактики.

2.Выявление факторов риска здоровью в конкретных ситуациях.

3.Составление планов обучения населения здоровому образу жизни.

4.Составление планов обучения пациентов в школах здоровья.

5.Составление памяток по вопросам сохранения и поддержания здоровья для людей разного возраста.

6.Составление памяток для пациентов, слушателей школ здоровья.

Учебная практика

Виды работ

Обучение осуществлению сестринской деятельности в школах здоровья

36

Производственная практика (по профилю специальности)

Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи.

Виды работ (НОВОЕ)

Проведение профилактических мероприятий в условиях первичной медико-санитарной помощи:

- патронажи к людям разного возраста и беременным

- участие в проведении противоэпидемических мероприятий

- участие в проведении иммунопрофилактики

- участие в проведении профилактических осмотров

- участие в диспансеризации

- участие в проведении гигиенического воспитания

- участие в проведении санитарно-гигиенического воспитания

36

Всего

*

(должно соответствовать указанному количеству часов в пункте 1.3 паспорта примерной программы)

Внутри каждого раздела указываются междисциплинарные курсы и соответствующие темы. По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименования необходимых лабораторных работ и практических занятий (отдельно по каждому виду), а также примерная тематика самостоятельной работы. Если предусмотрены курсовые работы (проекты) по профессиональному модулю, описывается примерная тематика.

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3–продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

4. Условия реализации программы профессионального модуля:

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы модуля предполагает наличие учебных кабинетов основ профилактики.

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета «Основ профилактики»:

– весы горизонтальные и напольные (для измерения массы тела детей и взрослых)

– ростомеры горизонтальные и вертикальные (для измерения массы тела детей и взрослых)

– пеленальный стол

– средства ухода и одежда для детей первого года жизни

– сантиметровая лента

– таблицы, схемы, структуры, диаграммы

– презентации

– медицинская документация

– методические пособия, рекомендации для обучающихся

– холодильник для хранения препаратов для иммунопрофилактики

– муляжи, фантомы

Технические средства обучения:

– компьютер

– мультимедийный проектор или интерактивная доска

– интерактивная или классная доска (меловая или маркерная), мел или маркеры

– экран (при отсутствии интерактивной доски)

Оборудование рабочих мест практики:

– рабочее место медицинской сестры центра профилактики, поликлиники, детской поликлиники

– компьютер

– мультимедийный проектор или интерактивная доска

– интерактивная или классная доска (меловая или маркерная), мел или маркеры

– экран (при отсутствии интерактивной доски)

Реализация программы модуля предполагает обязательную производственную практику.

Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:

– компьютер

– мультимедийный проектор или интерактивная доска

– интерактивная или классная доска (меловая или маркерная), мел или

– маркеры

– экран (при отсутствии интерактивной доски)

4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

То же, что и в программах учебных дисциплин.

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

Практические занятия проводятся:

– по разделу 1 ПМ 1 (МДК 01.01) в кабинете доклинической практики образовательного учреждения;

– по разделам 1 и 2 ПМ 1 (МДК 01.02 и МДК 01.03) – в кабинете доклинической практики образовательного учреждения (не более 50%) и в учреждениях первичной медико-санитарной помощи;

– учебная и производственная практика - в учреждениях первичной медико-санитарной помощи.

Модуль осваивается на первом-втором году обучения, желательно со 2 семестра после изучения дисциплины «Анатомия и физиология человека».

Ранее эти пункты раскрывались в пояснительной записке рабочей программы.

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса (НОВОЕ)

Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): специалисты, имеющие высшее медицинское или сестринское образование .

Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой

Медико-педагогический состав: специалисты, имеющие высшее медицинское или сестринское образование.

Руководители практики: специалисты сестринского дела (квалификация - медицинская сестра).

5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (ВПД)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений (и мы снова видим, что все формы и методы контроля и оценки, которые предлагаются, нами уже широко используются).

Образец оформления на примере одной ПК и ОК

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК 1.1.Проведение мероприятий по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения

Демонстрация умений:

- обучение населения принципам здорового образа жизни

– консультирование по вопросам рационального и диетического питания

– Написание эссе.

– Проверка усвоения практических умений.

– Анализ выполнения заданий для самостоятельной работы.

– Решение заданий в тестовой форме.

– Наблюдение и оценка освоения компетенции в ходе прохождения обучающимся производственной практики.

ОК 12.

Организовывать рабочее

место с соблюдением

требований охраны труда,

производственной санитарии,

инфекционной и

противопожарной

безопасности.

Изложение и соблюдение правил техники безопасности при выполнении профессиональных задач.

Устный экзамен

Тестовый контроль,

Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении работ при производственной практике

Особое внимание необходимо обратить на формулировку показателей результата, т.е. показателей освоенности компетенции. Показателем освоения компетенции может быть либо продукт деятельности, либо выполненный в соответствии с требованиями процесс.

Перечень показателей целесообразно составлять с учетом имеющихся в структуре ОПОП умений, соответствующих данному виду деятельности. При формулировке умения преимущественно используются отглагольные существительные (см. таблицу-«переходник»)

Недопустимо , чтобы: показатели просто дублировали формулировку компетенции; в формулировке показателей использовалось слово «умение», поскольку умение не может быть показателем самого себя

Например: Некорректная формулировка. Показатели должны быть указаны конкретные; что значить уметь проводить такие мероприятия?

Результаты (освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Проведение мероприятий по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения

Проведение мероприятий сохранению и укреплению здоровья населения

или

Уметь проводить мероприятия...

Таблица (переходник) для определения

содержания ПМ и УД, исходя из результатов обучения

Для ПМ

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Содержание учебного материала

Уровень освоения

Выполнение

Демонстрация

Определение

Проектирование

Создание

Планирование

Выделение

Получение

Изложение

Решение

Обоснование

Формулирование

Доказательство

Изготовление

Нахождение

Устный экзамен

Тестирование

Письменный экзамен

Экспертная оценка защиты лабораторной работы

Экспертная оценка на практическом занятии

Экспертная оценка выполнения практического задания

1 – 3

Для УД

Результаты

(освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Содержание учебного материала

Уровень освоения

Выполнение

Демонстрация

Определение

Проектирование

Создание

Планирование

Выделение

Получение

Изложение

Решение

Обоснование

Формулирование

Доказательство

Изготовление

Нахождение

Устный экзамен

Тестирование

Письменный экзамен

Экспертная оценка защиты лабораторной работы

Экспертная оценка на практическом занятии

Экспертная оценка выполнения практического задания

1 – 3

В описании структуры основной образовательной программы ФГОС подчеркивается, что в основе всех компетенций студента (как общих, так и профессиональных) должны лежать приобретенные знания, умения и практический опыт по всему спектру изучаемых дисциплин, что создаёт дополнительные возможности для междисциплинарной интеграции (интеграция (от лат. integrum — целое; лат. integratio — восстановление, восполнение) —обозначает объединение, взаимопроникновение. Междисциплинарная интеграция предполагает процесс взаимного сближения и образования взаимосвязей).

Разработка программы любого МДК и тем более ПМ возможна только при совместной работе нескольких преподавателей.

Пример:

ПМ «Проведение профилактических мероприятий», который мы рассматривали, для специальности 060501 «Сестринское дело», в разработке участвуют:

– преподаватели терапии

– преподаватели педиатрии

– преподаватели гериатрии

– преподаватели акушерства и гинекологии

– преподаватели инфекционных болезней

– преподаватели психологии

Междисциплинарная интеграция разрешает существующее противоречие между разрозненным усвоением знаний и необходимостью их синтеза, комплексного применения в практике, трудовой деятельности и жизни человека.

Разработка программы ПМ предъявляет обязательные требования к междисциплинарной интеграции:

– согласованность по времени изучения отдельных МДК (разделов), при которой каждый из них опирается на предшествующую понятийную базу и создает основу успешного усвоения понятий на междисциплинарной основе;

– преемственность и непрерывность в развитии понятий, предусматривающая их непрерывное развитие, наполнение новым содержанием, обогащение новыми связями;

– единство в интерпретации общенаучных понятий;

– осуществление единого подхода к организации учебного процесса во всех компонентах модуля.

В ФГОС также определено, что ОУ должны быть созданы условия для макисмального приближения программ текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам и МДК профессионального цикла к условиям их будущей профессиональной деятельности – для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины (МДК), в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.

Образцы оформления титульного листа рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей представлены в приложении 1,2


Приложение 1

Минздравсоцразвития России

Федеральное государственное образовательное учреждение среднего

профессионального образования «Ефремовский медицинский колледж»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

(ФГОУ СПО «ЕМК» Минздравсоцразвития России)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММа профессионального модуля

__________________________________________________________________

название профессионального модуля

для специальности

(код и наименование специальности)

Ефремов

2011

ОДОБРЕНО Составлена в соответствии с

цикловой методической требованиями Федерального

комиссией ___________ государственного образовательного

_____________________ стандарта по специальностям

(название комиссии) среднего профессионального

образования.

Председатель Заместитель директора

по учебной работе

___________(инициалы,фамилия) _________Л.А.Парамонова

Авторы: ________________________________________________

(инициалы,фамилия, должность)

Рецензенты: _________________________________________________

(инициалы,фамилия, должность)

_________________________________________________

(инициалы,фамилия, должность)

Приложение 2

Минздравсоцразвития России

Федеральное государственное образовательное учреждение среднего

профессионального образования «Ефремовский медицинский колледж»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

(ФГОУ СПО «ЕМК» Минздравсоцразвития России)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММа учебной дисциплины

_________________________________________________________________

название дисциплины

для специальности

(код и наименование специальности)

Ефремов

2011

ОДОБРЕНО Составлена в соответствии с

цикловой методической требованиями Федерального

комиссией ___________ государственного образовательного

_____________________ стандарта по специальностям

(название комиссии) среднего профессионального

образования.

Председатель Заместитель директора

по учебной работе

___________(инициалы,фамилия) _________Л.А.Парамонова

Автор: ________________________________________________

(инициалы,фамилия, должность)

Рецензенты: _________________________________________________

(инициалы,фамилия, должность)

_________________________________________________

(инициалы,фамилия, должность)