Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 13

 

Поиск            

 

Рекомендации методические для педагогов по подготовке к егэ по литературе авторы-составители

 

             

Рекомендации методические для педагогов по подготовке к егэ по литературе авторы-составители

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

ГОУ ДПО «Институт развития регионального образования Свердловской области»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

ПО ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Авторы-составители:

М.А. Литовская, председатель предметной комиссии по литературе ГЭК Свердловской области;

Т.А. Долинина, заместитель председателя предметной комиссии по литературе ГЭК Свердловской области

ЕКАТЕРИНБУРГ

2009 Г.
Методические рекомендации для учителей

по подготовке к единому государственному экзамену по литературе

Экзаменационная работа по литературе базируется на системе поэтапной проверки умений выпускников воспринимать и анализировать художественные произведения в их жанрово-родовой специфике с опорой на знания историко-литературного и теоретико-литературного характера. Подготовка к экзамену по литературе предполагает повторение учащимися всего материала курса, содержание которого определено обязательным минимумом по предмету.

Задания по теории и истории литературы (В1–В12)составляют важную содержательную часть экзамена в формате ЕГЭ.

Апеллируя к теоретико-литературным понятиям, задания различного типа проверяют уровень владения учащимися терминологическим и понятийным инструментарием, необходимым для полноценного анализа художественного текста.

Отработка предложенных заданий может быть включена в учебный процесс наряду с терминологическими диктантами, составлением рабочих конспектов и т.п.

От выпускников требуется либо назвать понятие, узнав его по определению или примеру, либо найти конкретный художественный прием в тексте. Выполняя задания подобного типа, выпускники испытывают трудности при выборе соответствующего термина, особенно в ситуации, требующей подбора необходимого примера для иллюстрации того или иного понятия.

В несколько ином измерении эти минусы проявляются при выполнении заданий, требующих развернутого ответа. При оценке сочинения не последнюю роль играет критерий, апеллирующий уровню владения учащимся теоретико-литературными знаниями.

Таким образом, при подготовке к экзамену по литературе следует уделять особое внимание повышению терминологической грамотности как в устной реализации, так и при создании самостоятельного письменного высказывания на литературную тему.

Основная специфика задания С1, С3 состоит в том, что экзаменуемый должен прямо ответить на поставленный вопрос . Понимание специфики здания – важнейшее условие его успешного выполнения. Минимально достаточным считается умение адекватно воспринять суть вопроса и дать на него прямой ответ. Ответ необходимо аргументировать : выдвигать необходимые тезисы, приводить развивающие их доводы.

Многие задания построены таким образом, что без знания теоретико-литературных понятий и умения использовать их при ответе на вопрос, выполнить задание будет затруднительно. Задание С3 часто проверяет понимание художественного своеобразия лирического произведения.

При оценке учитывается точность в изложении литературных фактов.

Выполнение заданий С2, С4 требует включения рассматриваемого произведения в литературный контекст.

Для успешного выполнения заданий данного типа экзаменуемые должны владеть умением устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, позволяющие воспринимать художественное произведение не как единичное явление искусства (литературы, живописи, музыки и др.), а как часть единого культурно-художественного пространства, т.е. часть истории человеческой цивилизации.

Выделенный параметр проверяет именно это умение учащихся. Если учащийся в целом отвечает на поставленный вопрос верно, но затрудняется в установлении аналогий с другими изученными произведениями, то его ответ оценивается минимальным количеством баллов. Привлечение литературного контекста должно быть аргументировано не только личной позицией экзаменуемого, но, в первую очередь, правильным пониманием смысла вопроса: о каком именно компоненте формы или содержания произведения идет речь, какой аспект творчества писателя предложен для рассмотрения.

Экзаменуемый, отвечая на вопрос, должен назвать не менее двух произведений и/или писателей, в творчестве которых нашла отражение указанная проблема или названный мотив, художественный прием и т.д. (2 и более позиций сопоставления) и дать содержательное обоснование для сопоставления, приводя необходимые аргументы. Экзаменуемые не должны допускать фактических ошибок.

Наиболее близка традиционной школьной практике изучения предмета третья часть экзаменационной работы, в которой проверяется умение построить связное содержательное речевое высказывание на заданную литературную тему, сформулированную в виде вопроса проблемного характера.

Выпускнику предлагаются 3 вопроса (С5.1-С5.3), охватывающие важнейшие вехи отечественного историко-литературного процесса. Экзаменуемый выбирает только один из вопросов и дает на него ответ, обосновывая свои суждения обращением к произведению и позиции автора. При этом отвечающий может предложить собственную интерпретацию прочитанного при условии сохранения объективно значимых смыслов текста, заложенных автором. Вопросы проблемного характера указывают на познавательное противоречие, которое выпускник должен осмыслить, предложив свою версию его разрешения в форме своеобразной литературно-критической статьи (сочинения). Работа такого типа стимулирует самостоятельную мысль учащихся, дает им возможность выразить свое отношение к поднимаемым авторами произведений проблемам.

Задания с развернутым ответом в объеме 5-10 предложений и задания, требующие написания сочинения, имеют несколько принципиальных различий. Во-первых, они отличаются заданным объемом связного высказывания (краткий ответ выявляет умение экзаменуемого лаконично и точно ответить на вопрос, развернутое сочинение позволяет оценить степень сформированности умений аргументированно рассуждать на литературную тему, обоснованно формулировать тезисы, приводить доказательства и иллюстрировать их конкретными примерами). Во-вторых, указанные два типа заданий отличаются содержательно: краткие связные ответы ориентированы на приведенный в экзаменационной работе фрагмент художественного текста (или текст стихотворения), тогда как полный развернутый ответ ориентирован на проблематику творчества писателя (писателей) или его произведения.

Экзаменуемым рекомендован объем сочинения не менее 200 слов. Если в сочинении менее 150 слов, то такая работа считается невыполненной и оценивается нулем баллов.

Задание С5 оценивается по пяти критериям.

Критерий 1. Глубина и самостоятельность понимания проблемы, предложенной в вопросе.

Понимание основной проблемы – важнейшее условие успешного выполнения задания с развернутым ответом. Минимально достаточным считается умение обнаружить проблему (понять, в чем заключается познавательное противоречие ), дать ответ на поставленный вопрос и аргументировать основной тезис высказывания.

Отвечая на вопрос, экзаменуемый должен продемонстрировать понимание проблемы, предложенной в вопросе; сформулировать свою позицию с учетом позиции автора, выдвинуть необходимые тезисы, привести развивающие их доводы и аргументы; продемонстрировать знание проблематики произведения и умение обосновывать суждения.

Экзаменуемый не должен допускать фактических ошибок.

Первая позиция (содержательный аспект) является главной: если при проверке экзаменационной работы эксперт по первому (содержательному) аспекту оценивания ответа ставит «0» баллов, задание считается невыполненным и сочинение дальше не проверяется.

Критерий 2. Уровень владения теоретико-литературными знаниями.

Данный критерий проверяет умение учащихся анализировать художественное произведение, опираясь на литературоведческие понятия.

Характеризуя выбранную проблему художественного произведения, важно определить не только то, как она решается, но и какие художественные средства при этом используются.

Критерий 3. Обоснованность привлечения текста произведения.

Экзаменуемый должен продемонстрировать умение построить развернутое высказывание на литературную тему с привлечением материала художественной литературы. Но перегруженность работы цитатами или отсутствие таковых в работе вообще – в равной степени нежелательны.

Любое привлечение текста (цитирование) будет уместно только тогда, когда ссылки на текст либо подтверждают, либо дополняют мнение высказанное экзаменуемым.

Наиболее типичными ошибками при создании развернутого ответа являются:

1) замена анализа проблемы пересказом текста художественного произведения или критической статьи;

2) отсутствие или недостаточность цитатного материала, т.е. недостаточность доказательной аргументации при наличии собственных суждений;

3) неуместное цитирование или пересказ содержания, ни в коей мере не связанные с проблемой, предложенной в вопросе.

Критерий 4. Последовательность и логичность изложения.

Этот критерий включает оценку смысловой цельности, композиционной стройности высказывания, логики, связности изложения. Нарушение последовательности изложения ведет к появлению в работе логических ошибок.

К характерным логическим ошибкам относятся:

1) нарушение последовательности высказывания;

2) отсутствие связи между частями предложения;

3) неоправданное повторение высказанной ранее мысли;

4) раздробление микротемы другой микротемой;

5) несоразмерность частей высказывания;

6) отсутствие необходимых частей высказывания;

7) перестановка частей высказывания и т.п.

Критерий 5. Следование нормам речи.

Грамотность и нормативность речи оценивается по количеству речевых ошибок и речевых недочетов, допущенных учащимися.

К речевым ошибкам лексического характера следует отнести:

1) употребление слова в несвойственном ему значении;

2) нарушение лексической сочетаемости;

3) употребление лишнего слова (плеоназм);

4) употребление рядом однокоренных слов (тавтология);

5) употребление слова (или выражения) иной стилевой окраски;

6) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм;

7) бедность и однообразие синтаксических конструкций;

8) неудачный порядок слов.

Разновидностью речевых ошибок являются стилистические.

К стилистическим ошибкам относятся:

1) употребление иностилевых слов и выражений;

2) неудачное использование экспрессивных, эмоционально-окрашенных средств;

3) немотивированное применение диалектных и просторечных слов и выражений;

4) смешение лексики разных исторических эпох.

На оценку распространяется положение об однотипных и негрубых ошибках.

Успешность сдачи экзамена зависит от знания текстов обязательных для изучения произведений и степени сформированности общеучебных и предметных умений:

- способности к многоаспектному анализу и интерпретации художественного произведения как единого целого (умение на инструментальном уровне использовать термины и понятия при анализе произведений, глубина понимания идейно-художественного своеобразия изученных произведений, умение анализировать художественный текст с опорой на воплощенный в произведении замысел писателя и др.);

- умения сопоставлять литературные произведения, явления и факты, опираясь на историко-культурный контекст, осмысливать их место и роль в литературном процессе (умение включать произведение в разнообразные связи, выдвигать различные основания для сопоставления и др.);

- умения строить письменное монологическое высказывание на литературную тему (умение продумывать четкую композицию собственного текста, логически связывать части высказывания, формулировать тезисы, подтверждая их аргументами и примерами, соблюдать речевые нормы и др.).

Типичными можно считать следующие ошибки, допускаемые при выполнении экзаменационной работы по литературе в формате ЕГЭ:

- недостаточное знание (а в ряде случаев незнание) текстов художественных произведений;

- незнание историко-литературного и культурно-исторического контекста;

- неверное или неточное использование литературоведческих терминов и понятий;

- неадекватное прочтение формулировок заданий;

- неумение построить собственное монологическое высказывание в письменной форме;

- изъяны в речевом оформлении письменных ответов разного объема;

- неумение конкретно отвечать на вопрос.

В заключение следует подчеркнуть, что подготовка к экзамену не потребует от учителя и учащихся штудирования вариантов тестовых заданий: отработка экзаменационного материала должны осуществляться в рамках текущей работы с текстом изучаемых произведений, а также при выполнении письменных работ и написании сочинений. При этом принципиально важной установкой является нацеленность экзамена на проверку основных, определенных государственным образовательным стандартом, умений и навыков работы с художественным текстом.


Приложение

Список литературоведческих терминов

1. Автор. Авторская позиция. Авторский замысел и его воплощение. Авторский комментарий. Повествователь. Сказ. Автор-повествователь. Образ автора.

2. «Вечные» темы, мотивы и образы в художественной литературе.

3. Деталь и подробность.

4. Драматизм. Трагизм. Лиризм.

5. Диалог и монолог. Внутренний монолог.

6. Жанровая система. Жанры драмы: комедия, трагедия, трагикомедия, водевиль.

7. Жанры лирики: лирическое стихотворение, элегия, эпиграмма, эпитафия, ода, сонет, лирическая песня, романс, марш, сатира.

8. Жанры эпоса: роман-эпопея, роман, повесть, рассказ, новелла, очерк, притча, басня, былина, поэма (эпическая), сказка, пословица, поговорка.

9. Жанры лиро-эпические: поэма (лиро-эпическая), баллада.

10. Заглавие произведения.

11. Звукопись: аллитерация, ассонанс.

12. Идея и идейное содержание.

13. Именование героя.

14. Иносказание и аллегория.

15. Интерпретация.

16. Искусство.

17. Историзм.

18. Историко-литературный процесс.

19. Композиция. Стадии развития действия: пролог, экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог.

20. Контекст литературный.

21. Конфликт (замкнутый, локальный, устойчивый и др.).

22. Критика литературная.

23. Лирический герой. Лирический субъект.

24. Лирическое отступление.

25. Литературные роды: эпос, лирика, драма, лиро-эпика.

26. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм, модернизм, постмодернизм.

27. Мотив и лейтмотив.

28. Народность.

29. Образ художественный: образ автора, героя, времени, природы, вещи: внесценический образ, собирательный образ и проч. Система образов.

30. Описание.

31. Пафос: трагический, комический, героический, идиллический.

32. Пейзаж.

33. Персонаж, литературный герой, действующее лицо и система персонажей. Резонер. Список действующих лиц.

34. Повествование.

35. Подтекст.

36. Портрет.

37. Поэзия и проза.

38. Проблема и проблематика.

39. Противопоставление: антитеза и контраст.

40. Психологизм. Мотивировка поступка героя.

41. Ремарка.

42. Рифма (точная, приблизительная, смежная, перекрестная, охватная (опоясывающая), мужская, женская, дактилическая, гипердактилическая, богатая, бедная и др.)

43. Символ.

44. Содержание произведения. Сюжет. Перипетия. Интрига.

45. Стиль.

46. Стиховедение.

47. Строфа и строфика. Двустишие, трехстишие, четверостишие (катрен), пятистишие, шестистишие (секстина), семистишие (септима), восьмистишие (октава), девятистишие (спенсерова строфа, триолет), десятистишие (одическая строфа), одиннадцатистишие («лермонтовская строфа»), четырнадцатистишие (Онегинская строфа, сонет).

48. Синтаксис поэтический.

49. Системы стихосложения. Силлабическое стихосложение. Силлабо-тоническое стихосложение. Тоническое стихосложение.

50. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест, дольник, гекзаметр. Стопа. Спондей. Пиррихий. Акцентный стих. Белый стих (свободный стих). Верлибр.

51. Тема и тематика.

52. Тип.

53. Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.

54. Характер.

55. Художественные средства создания образов (речевая характеристика героя: диалог, монолог; авторская характеристика, портрет, внутренний монолог и др.).

56. Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Гипербола. Аллегория.