Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 13

 

Поиск            

 

Рекомендации методические по организации работы с произведениями различных жанров

 

             

Рекомендации методические по организации работы с произведениями различных жанров

Методические рекомендации

по организации работы с произведениями различных жанров

В методических рекомендациях представлены модели изучения произведений различных жанров, приемы работы с текстом. Адресуется для учителей начальных классов.

Термин «литературное чтение» необходимо понимать в двух значениях: как метод обучения и как подготовительная ступень освоения предмета «Литература».

В литературном чтении для начальных классов условно различают два периода: подготовительный и основной. Второй год обучения относят к подготовительному периоду, поскольку у второклассников не сформированы способ чтения текста целыми словами и беглый темп чтения.

Навык чтения как автоматизированное умение ещё не складывается к концу второго года обучения. В связи с этим работа над овладением собственно чтением, т.е. техническими навыками чтения разных текстов, совершенствованием чтения молча и выразительного чтения, продолжается на протяжении всего периода обучения в начальных классах и организуется в процессе анализа произведений. Данное направление, а именно сочетание работы над формированием навыка чтения с работой над произведением, и составляет одну из важнейших особенностей учебного предмета. При обучении чтению и пониманию любого текста учитель должен ориентировать учащихся на структуру текста и его признаки: наличие темы, основной мысли, абзацев, различных связей между предложениями, поскольку текст характеризуется целостностью, связностью, последовательностью.

Учебный предмет «Литературное чтение» комплексно решает задачи эмоционального, творческого, литературного, читательского, речевого развития ребенка (этот список можно продолжить). Данный аспект литературного чтения отражает следующие его особенности:

· освоение литературных произведений в сочетании с активной творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы;

· формирование читательских умений и литературных представлений учащихся, обеспечивающих полноценное восприятие и понимание произведений, ориентировку в мире книг;

· одновременная работа над языком художественного произведения и развитием речи детей;

· работа с детской книгой как особым объектом изучения.

В круг чтения детей входят произведения разных жанров, представляющие практически все области литературного творчества. На основе чтения и осмысления литературных произведений разных жанров у младших школьников расширяется читательский кругозор. Законы литературы предполагают анализ произведения в единстве его содержания и формы на основе учета жанровой специфики его. Одним из существенных недостатков школьного анализа художественного произведения в начальных классах является игнорирование родо-видо-жанровой специфики словесного искусства.

Методическая модель изучения сказки

Сказки – занимательные рассказы с вымышленными событиями и приключениями. В волшебных сказках всегда действуют сверхъестественные силы добра и зла. Они совершают необычные превращения: воскрешают из мертвых, обращают человека в птицу или зверя. Действуют в них и необычные герои: Баба-Яга, Огненный Змей и др. Герои волшебных сказок сражаются со злом и несправедливостью и всегда побеждают.

Анализ литературной и народной сказки ( волшебной, бытовой, о животных) максимально приближается к анализу рассказа, поскольку сказка и рассказ являются представителями одного рода литературы – эпического.

Волшебные сказки имеют свою композиционную особенность: зачин, трёхразовые повторы, концовку. При их анализе организуются наблюдения над жанровыми особенностями сказки (композицией, сказочными выражениями) и выясняется направленность волшебных сил: кому они помогают и почему, как это характеризует героев сказки.

Герои бытовых сказок – простые люди (крестьянин, солдат, крестьянская девушка). Они не обладают сверхъестественной силой, но побеждают врага своим умом, сообразительностью, находчивостью. В этих сказках высмеиваются жадность, глупость, трусость, лень, осуждаются алчность, ненасытность, жестокость, предательство. События в бытовых сказках происходят в обычном, реальном мире: в избе, в лесу, в поле. Анализ бытовой сказки максимально приближается к анализу рассказа. В заключение выясняются жанровые особенности сказки.

В сказках о животных действуют хорошо знакомые всем звери и птицы. В них порицаются трусость, упрямство, зазнайство, зависть, плутовство, утверждаются дружба, бескорыстие, великодушие, мудрость. Методика анализа сказок о животных существенно не отличается от анализа реалистических рассказов. Младшие школьники хорошо понимают необычность поведения животных в сказках. Нет педагогических оснований выводить их из этого сказочного условного мира.

При изучении сказок рекомендуются следующие приёмы работы :

· выборочное чтение;

· ответы на вопросы и постановка вопросов самими учащимися;

· выразительное чтение эпизодов или всей сказки;

· устное рисование одного из персонажей сказки;

· подбор подписей к иллюстрациям словами текста (своими словами);

· художественное рассказывание по иллюстрации;

· составление своей иллюстрации к сказке;

· составление плана сказки (картинного, словесного);

· пересказ близко к тексту, выборочный пересказ (отдельного эпизода);

· составление характеристики персонажа сказки;

· чтение в лицах;

· инсценирование эпизодов;

· творческий пересказ с введением новых персонажей, необычных предметов в сюжетную канву сказки.

Методическая модель изучения сказки может быть следующей:

1) выяснение конкретного содержания сказки:

· выделение персонажей сказки, разграничение их ролей;

· определение места действия (обычный мир или иной), последовательности событий;

· определение характерных черт на основании поведения и поступка героя (персонажа);

· выяснение причин поведения;

· обсуждение взаимоотношений героев;

2) словесное описание по воображению персонажей сказки, эпизодов;

3) сравнение персонажей;

4) определение основной мысли сказки (что одобряется или осуждается в сказке);

5) определение личного отношения к персонажам сказки, событиям, высказывание оценочных суждений;

6) наблюдения над жанровыми особенностями сказки (композицией, сказочными выражениями, яркими изобразительными средствами);

7) чтение в лицах либо инсценирование эпизодов (какая-либо творческая работа).

Методическая модель изучения стихотворений-описаний

Стихотворения-описания относятся к иному роду литературы – лирике (пейзажная лирика). В отличие от рассказа, сказки, содержанием стихотворений-описаний являются не последовательность событий, а мысли и чувства поэта, его переживания, настроения, вызванные картинами природы. Задача учителя – сформировать у ребят правильное представление о стихотворениях-описаниях. Этому способствует грамотный анализ лирического произведения, в центре которого должны оказаться авторские чувства, переживания, настроение, отношение.

Желая вызвать у читателя те или иные чувства, пробудить его воображение, поэт пользуется художественными средствами выразительности: эпитетами, сравнениями, метафорами. Программой по литературному чтению не предполагается употребление терминологии «эпитет», «метафора». Рекомендуется находить в тексте яркие красочные слова, образные выражения.

Эпитет – художественное определение, которое образно характеризует предмет или явление, подчеркивает какое-либо свойство предмета или явления, на которое автор хочет обратить внимание читателя. Чаще всего эпитетами являются прилагательные (облака тяжёлые, низкие, влажные ). С помощью эпитета автор выражает своё отношение к предмету изображения.

Сравнение – сопоставление двух предметов или явлений на основе их сходства. Сравнение, как и эпитеты, помогают вызвать в воображении читателя образные картины.

Метафора – употребление слов и выражений в переносном смысле. В основе метафоры лежит перенос свойств одного предмета на другой, чем-то сходный с данным (солнце смеётся, снежинки горят в золотом огне зари ). Если в сравнении всегда видно, что с чем сопоставляется, то в метафоре это скрыто, не названо, о нём мы только догадываемся.

План работы над осознанием средств художественной выразительности:

1) обнаружение в тексте образных слов и выражений;

2) объяснение их значений, смысла;

3) воссоздание художественной картины путём словесного рисования (описание картины, которая возникает при восприятии ярких красочных слов);

4) побуждение учащихся к употреблению образных средств языка в пересказе, в собственной речи.

Методическая модель изучения стихотворений-описаний может быть следующей:

1) определение общего эмоционального настроения стихотворения;

2) нахождение с помощью выборочного чтения описаний картин природы;

3) чтение словосочетаний и строчек поэтического текста, в которых передаются звуки, краски, запахи, содержатся яркие красочные детали, образные слова и выражения;

4) воссоздание живописных картин путём словесного рисования;

5) наблюдение за словами, которые выражают настроение, чувства, переживания поэта, вызванные живописными картинами;

6) наблюдение за словами, которые передают отношение автора к картинам природы;

7) определение основной мысли стихотворения;

8) высказывание личностного отношения читателя к изображённому;

9) наблюдение за построением стихотворения: сколько строк в столбике (употребление термина «строфа» не предполагается), какие слова рифмуются.

Методическая модель изучения басни

Методика работы над басней имеет свои особенности. Поскольку басня – это аллегорический рассказ поучительного характера, то работа над ней ведётся как над реалистическим рассказом из жизни животных.

Методическая модель изучения басни может быть следующей:

1) раскрытие конкретного содержания басни;

2) выяснение характерных черт действующих лиц на основе их поведения, поступка;

3) сравнение героев басни: нахождение сходства и различия в поступках, характере;

4) словесное описание по воображению действующих лиц басни либо ситуации;

5) оценка поступков, выражение личностного отношения к ним;

6) определения отношения баснописца к героям;

7) раскрытие иносказательного (аллегорического) смысла басни (встречаются ли такие черты характера у людей);

8) определение основной мысли басни (она заключена в морали);

9) наблюдение над языком басни (диалогическая речь, крылатые выражения);

10) наблюдение над жанровыми особенностями басни (действующие лица – животные; иносказательный смысл, насмешка, ирония автора, мораль);

11) наблюдение над структурными элементами басни (основное содержание, заключение либо развитие действия, мораль).

Методическая модель изучения рассказа

Работу над рассказом необходимо строить также исходя из специфики жанра. Рассказ – это небольшое эпическое произведение, в котором говорится (повествуются) о каком-либо событии в жизни одного или нескольких героев. В рассказе есть сюжет (последовательность событий), который развёртывается во времени и имеет своё начало, самый напряжённый момент (кульминацию) и концовку. После кульминации наступает развязка и действие заканчивается.

Модель изучения рассказа повествовательного характера может быть следующей:

1) выяснение конкретного содержания;

2) выделение рассказчика (кто ведет рассказ, присутствует ли он сам в рассказе);

3) выделение действующего лица, его поступка, причины поступка;

4) выяснение чувств, состояния действующего лица, нахождение слов, называющих это состояние;

5) определение характерных черт героя на основании его поведения, переживаний, поступка;

6) словесное описание (по воображению) действующего лица;

7) выяснение авторского отношения к поступку, герою;

8) определение личного отношения к поступку, герою, высказывание оценочных суждений;

9) выяснение основной мысли произведения.

Если рассказ описательного характера, то анализ текста строится иначе, по следующему плану:

1) нахождение с помощью выборочного чтения описаний картин природы (животного, предмета);

2) наблюдение над словами и выражениями, с помощью которых описывается картина природы, животное, предмет;

3) воссоздание этих картин путём словесного рисования;

4) нахождение слов с общим оценочным значением (замечательная картина);

5) определение авторского и личностного отношения к описанию.

Примечание: Построение анализа произведения по предъявленным методическим моделям будет способствовать восприятию и осознанию младшими школьниками художественного произведения как явления искусства слова.

Литература

1. Стремок И.М. «Литературное чтение» в начальных классах: особенности изучения учебного предмета//Пачатковае навучанне:сям’я, дзіцячы сад, школа.-№4-2008-С.3-7.

Районный учебно-методический кабинет отдела образования Дятловского райисполкома. Баклага Е.Н., методист отдела образования, 21981