Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 13

 

Поиск            

 

Темы. Обосновываются выводы и предложения (авторские). Может иметь форму связного текста или тезисов (публикуются в сборниках по итогам мероприятия: конференции, семинара, симпозиума и т д.)

 

             

Темы. Обосновываются выводы и предложения (авторские). Может иметь форму связного текста или тезисов (публикуются в сборниках по итогам мероприятия: конференции, семинара, симпозиума и т д.)

Виды исследовательских работ

Текстовые работы

Компьютерные

Визуальные

Конструкторские

  • Доклад
  • Стендовый доклад
  • Литературный обзор
  • Рецензия
  • Научная статья
  • Научный отчет
  • Проект

Презентации

Видеофильм, слайды

Действующая модель или макет с текстовым сопровождением

Доклад

Доклад – это устный рассказ (сочинение) на заданную или самостоятельно сформулированную тему.

Научный доклад – это документ, содержащий изложение результатов исследовательской деятельности или опытно – конструкторской работы, опубликованный в печати или прочитанный в аудитории.

Требования к докладу:

  • Отражается новизна и практическая значимость темы.
  • Раскрывается основное содержание темы.
  • Обосновываются выводы и предложения (авторские).
  • Может иметь форму связного текста или тезисов (публикуются в сборниках по итогам мероприятия: конференции, семинара, симпозиума и т.д.).

Стендовый доклад

Данная форма доклада принята в современной международной практике как наиболее удачная, обеспечивающая легкость и концентрированность восприятия содержания на конференциях, выставках и других мероприятиях.

Для каждой исследовательской работы предоставляется специальный стенд. Материалы, предназначенные для стендового доклада могут быть предварительно оформлены на листе ватмана.В верхней части стенда крепится название работы (840 ×100 мм, шрифт не менее 48), под ним указываются фамилия автора и научного руководителя (шрифт 36), название учреждения, города. В левом углу указывается номер стенда, выделенный при регистрации.

Требования к стендовому докладу

  • Наглядность . Нацелена на формирование представления о тематике и характере выполненной работы.
  • Соотношение иллюстративного ( фотографии, диаграммы, графики, блок – схемы и т.д.) и текстового материала устанавливается 1:1. При этом текст должен быть выполнен шрифтом, свободно читаемым с расстояния 50 см.
  • Оптимальность. Количество информации должно позволять полностью изучить стенд за 1 – 2 минуты.
  • Популярность. Информация должна быть представлена в доступной для участников конференции форме.

Структура стендового доклада

  • Цели и задачи работы.
  • Описание сделанного в процессе исследования.
  • Методы, используемые в ходе исследовательской деятельности.
  • Основные результаты и выводы.
  • Благодарности организациям и специалистам, оказавшим помощь в работе.

Методы и результаты исследования целесообразно представлять в графическом или иллюстративном виде.

Литературный обзор

Литературный обзор краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении из различных источников, с указанием направлений исследований, которые ведут различные ученые.

Порядок работы над литературным обзором

  • Общее ознакомление с источником информации (беглое чтение или просмотр).
  • Выделение наиболее важных частей прочитанного.
  • Составление тезисного плана прочитанного.
  • Выписывание из текста полных и содержательных цитат с точными ссылками на источник, указать его выходные данные.
  • Сравнение данной информации с той, которая получена из других источников.
  • Критическая оценка прочитанного, оформление замечаний только на объективной основе.

В литературном обзоре нужно показать, что его автор знаком с областью исследования по нескольким источникам и способен ставить перед собой исследовательскую задачу.

Подготовка литературного обзора - обязательный этап исследовательской работы, ориентированный на глубокое овладение материалом и обеспечение научной достоверности и обоснованности суждений.

Научная статья

Научная статья – своеобразный литературный жанр. Цель написания научной статьи – обозначение какой – либо научной проблемы и известных способов её решения.

Структурные компоненты научной статьи

  • Описание проблемы и её актуальности для теории и практики.
  • Краткие данные о методике исследования.
  • Анализ собственных научных результатов и их обобщение.
  • Выводы и предложения по проведению исследовательской деятельности в дальнейшем.
  • Ссылки на цитируемую литературу.

Научный отчёт

Научный отчет – документ, содержащий подробное описание методики и хода исследования, его результатов, а также выводов, полученных в процессе научно – исследовательской или опытно – экспериментальной работы.

Цель научного отчета – исчерпывающе осветить выполненную работу по её завершении или за определенный промежуток времени.

Структура научного отчета

  • Краткое изложение плана и программы законченных этапов научной работы.
  • Значимость проведенной работы, её исследовательская ценность и практическая значимость.
  • Характеристика применявшихся методов исследования.
  • Описание результатов исследования.
  • Заключение, подводящее итоги исследования и отмечающее нерешенные вопросы.
  • Выводы и предложения по проведению исследовательской деятельности в дальнейшем.

Рецензия

Рецензия (от лат. recensio – рассмотрение) – критический разбор и оценка нового художественного произведения или научной работы.

Рецензия может быть представлена в различных жанрах: критической статьи, эссе, отзыва.

Этапы работы над рецензией

Интерпретация авторского замысла «исходного» («первичного») текста.

  1. Сбор материала для анализа:
    • Выяснение авторских целей, темы и логики её развития, поставленной проблемы.
    • Определение полноты и глубины раскрытия автором темы и проблемы.
    • Оценка актуальности затронутой проблемы. Видение данной проблемы в контексте других или всей системы рассуждений.
    • Оценка композиции исходного текста (а).
    • Оценка стилевого единства изложения.
  2. Написание аналитического текста на основе собранного материала.

Формирование авторского замысла рецензента.

Продумывание личностной позиции рецензента:

    • Согласие / несогласие с позицией автора а, с его трактовкой поставленной проблемы.
    • Формирование целостной эмоц. оценки текста рецензентом ( что произвело глубокое впечатление, что наиболее удалось автору и т.д.)

Выбор композиционного решения рецензии

3 части (вступление, основная часть, заключение), их размер, смена микротем в каждой из них. Целостность композиции.

Написание рецензии

Проверка её тематической и композиционной целостности, связности, выразительности, адресности, убедительности авторской позиции

(от лат. referre – докладывать, сообщать) – 1) краткое устное сообщение или изложение в письменном виде содержания книги, научной работы, проблемы, результатов научного исследования и т.п.; 2) доклад на какую – либо тему, освещающий её на основе обзора литературы и других источников.

Это вторичный текст, создаваемый в результате систематизации и обобщения материала первоисточника, его аналитической переработки .

NB ! Учитель должен помнить, что не является конспектом литературных источников. Жанр этой работы требует от автора анализа используемой информации и самостоятельных выводов.

Принципы организации работы над ом

  • Целесообразно привлекать к такой работе учащихся, склонных к исследовательской деятельности , обладающих аналитическими способностями и критическим мышлением.
  • Решение о занятии такого рода деятельностью учащийся должен принимать самостоятельно .
  • Учитель оказывает помощь в выборе темы а и консультирует учащегося в процессе работы .
  • Исследовательская деятельность не должна носить массовый характер .
  • Приступая к работе учащийся должен знать точные сроки выполнения а ( они зависят от сложности темы ).
  • Обязательно оговариваются сроки сдачи чернового варианта а, выделяется время на доработку и редактирование.
  • сдается на рецензию научному руководителю не позднее недели до защиты.
  • Требования к оформлению а должны быть едины для всех и выражены в формальных показателях

Структура а

  • Содержание (оглавление с указанием страниц).
  • Введение.

- Обоснование выбора темы, формулирование проблемы, её актуальность.

- Цели и задачи работы.

- Предмет и объект исследования, гипотеза (если это исследовательского характера).

- Краткое представление первоисточников (кто разрабатывал эту проблему, в каких статьях, какие точки зрения по указанной проблеме существуют, какие тенденции в трактовке проблемы сложились и т. д.).

Объем введения не должен превышать 1 – 2 страницы.

  • Основная часть.

- Структурирование материала по разделам в соответствии с ключевыми понятиями темы, на основе которых раскрывается проблема.

- Выстраивание каждого раздела (главы) по типу рассуждения (тезис – аргументы).

- Описание сути понятия или проблемы, система аргументации (примеры).

- Обязательная расшифровка используемой информации (оформление сносок, комментариев).

- Каждый раздел основной части а завершается логическим выводом, вытекающим из содержания реферируемых источников, собственной оценкой материала.

  • Заключение.

- Подведение итогов работы, формулирование выводов на основе проанализированных источников.

- Подтверждение актуальности заявленной темы (проблемы), её практическая значимость (где можно использовать полученные результаты и т.д.).

- Формулирование своей позиции (обобщение).

- Обозначение перспектив решения заявленной проблемы ( в т. ч. выход на новые проблемы, сформировавшиеся в ходе исследования).

Объем заключения не должен превышать1 – 3 страницы.

  • Список источников.

- Оформляется в соответствии с ГОСТом: в алфавитном порядке, указываются все библиографические данные: фамилия и инициалы автора, название книги, год и место издания, раздел, глава, страница и т.д.

- Может содержать не только литературные источники, такие как книги, журналы, газеты, но и сведения, почерпнутые из сети Internet, информацию из теле- и радиопередач, а также частные сообщения каких – либо специалистов, высказанные в личных беседах с автором а.

Оценка а

При оценивании а необходимо учитывать следующие компоненты работы:

- Содержательная часть (доминирующая) :

· глубина и полнота раскрытия темы,

· неординарность ( свежесть, новизна) темы,

· актуальность темы,

· научная доказательность (адекватность передачи информации),

· структура работы (композиционная целостность),

· единство стиля изложения и т. п.

- Оформление:

· соответствие стандарту оформления (А -4, шрифт 12 кегель, интервал 1,5; поля не менее 2 см., нумерация страниц в правом верхнем углу, начиная с 3-ей страницы) ,

· эстетика иллюстративного материала.

- Представление на процедуре защиты (в соответствии с требованиями к процедуре защиты)

Рецензия пишется руководителем в соответствии с требованиями к оформлению рецензии и на основе указанных компонентов работы.

Выставляется предварительная оценка.

Проект

Проект ( от лат. projectus – брошенный вперед ) –1) замысел, план; 2) разработанный план сооружения, механизма, схема технологического процесса; 3) предварительный текст какого – либо документа.

Проектирование представляет собой процесс создания проекта – прототипа, прообраза предполагаемого объекта или состояния.

Виды проекта

  • Монопредметный проект → в рамках одного предмета. Осуществляется в условиях классно – урочной системы.
  • Межпредметный (междисциплинарный) проект → в рамках нескольких предметов, на основе надпреметных умений и навыков. Осуществляется во внеурочной деятельности.
  • Надпредметный проект → на стыке областей знаний и за рамками содержания школьных предметов. Осуществляется во внеурочной деятельности, носит исследовательский характер.

Работа над проектом

п/п

Этапы

работы над

проектом

Содержание работы

на данном этапе

Деятельность

учащихся

Деятельность учителя

1.

Подготовка

Определение темы и целей проекта. Формирование рабочей группы.

Обсуждают предмет проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Устанавливают цели.

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в постановке цели проекта. Наблюдает за деятельностью учащихся.

2.

Планиро –

вание

а) Определение источников информации.

б) Определение способов сбора и анализа информации.

в) Определение способа представления результатов (формы проекта).

г) Установление процедур и критериев оценки результатов и процесса проектной деятельности.

д) Распределение задач (обязанностей) между членами команды.

Формируют задачи.

Вырабатывают план действий.

Выбирают и обобсновывают свои критерии и показатели успеха проектной деятельности.

Предлагает идеи, высказывает предположения.

Наблюдает за деятельностью учащихся.

3.

Исследова- ние

Сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач. Обсуждение альтернатив методом «мозгового штурма». Выбор оптимального варианта. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т. п.

Выполняют исследование, решая промежуточные задачи.

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся.

4.

Формулиро-вание результатов и (или) выводов

Анализ информации. Формулирование выводов.

Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект.

Консультирует учащихся.

+5.

Защита проекта

Подготовка доклада: обоснование процесса проектирования, представление полученных результатов.

Возможные формы отчета: устный отчет (в т.ч. с демонстрацией материалов), письменный отчет.

Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке деятельности.

Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа.

6.

Оценка результатов и процесса проектной деятельности

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов ( успехов, неудач ) и их причин.

Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок деятельности

Оценивает усилия учащихся, их креативность, качество использования источников. Определяет потенциал продолжения проекта и качество отчета.

Составитель: зам. директора по УВР Алаева М.А.

Требования к у разработаны Алаевой М.А.