Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 13

 

Поиск            

 

Основные

 

             

Основные

Министерство образования и науки Самарской области

ГОУ СПО Тольяттинский техникум

технического и художественного образования

ОСНОВНЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

в 2009-2010 учебном году

Публичный доклад

г. Тольятти 2010 г.

Основные результаты деятельности ГОУ СПО Тольяттинский техникум технического и художественного образования в 2009-2010 учебном году: Публичный доклад. – Тольятти: ГОУ СПО ТТТиХО, 2010. – 97с.

ГОУ СПО Тольяттинский техникум технического и художественного образования


СОДЕРЖАНИЕ:

Введение

Стр.4

Раздел 1

Общая характеристика учреждения профессионального образования, особенностей его позиционирования на региональном рынке образовательных услуг

Стр.7

Раздел 2

Система управления учреждением профессионального образования

Стр.15

Раздел 3

Результативность деятельности учреждения профессионального образования

Стр.19

3.1

Соответствие образовательных результатов выпускников учреждения профессионального образования требованиям государственных образовательных стандартов

Стр.19

3.2

Соответствие образовательных результатов выпускников учреждения профессионального образования актуальному состоянию и перспективам развития экономики Самарской области

Стр.23

3.3

Формирование адаптационных ресурсов личности в учреждении профессионального образования

Стр.27

Раздел 4

Ресурсы учреждения профессионального образования и эффективность их использования

Стр.38

4.1

Кадровое обеспечение образовательного процесса

Стр.39

4.2

Организационное сопровождение образовательного процесса

Стр.40

4.3

Учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса

Стр.54

4.4

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Стр.58

Раздел 5.

Финансово-экономическая деятельность учреждения профессионального образования. Экономическая эффективность реализации образовательных программ

Стр.62

Раздел 6.

Взаимодействие учреждения профессионального образования с работодателями и местным сообществом

Стр.64

Раздел 7.

Перспективы и планы развития учреждения профессионального образования

Стр.73

Заключение

Стр.78

Приложения

Стр.79

Введение.

Публичный доклад включает в себя аналитическое обобщение результатов деятельности ГОУ СПО Тольяттинского техникума технического и художественного образования за период 2009-2010 учебный год, адресован работникам образовательных учреждений, органам представительской и исполнительной власти, общественным организациям, работодателям, родительским и попечительским советам, городскому родительскому собранию, СМИ.

Основными целями и задачами Публичного доклада являются:

· информационное извещение общественности об основных направлениях развития техникума;

· доступность и открытость образовательного процесса техникума;

· получение ресурса доверия и поддержки техникума от различных общественных групп;

· повышение качества образования (за счёт учёта требований работодателя и потребителя образовательных услуг, оказываемых в техникуме)

Доклад составлен работниками техникума: И.И. Уренёвой, Е.Л. Плюхиной, А.Н.Артамоновой, Н.А. Гончаровой, Н.В.Балюк, Н.А.Вахтеевой, Л.В.Страшевской. Общая редакция: Мочалов А.Н.

Поскольку деятельность нашего учебного заведения происходит в рамках системы профессионального образования Самарской области, то мы считаем целесообразным представить краткий обзор внешних условий функционирования этой системы.

Перспективы социально-экономического развития региона

Таблица 1 ( выписка).

Структура производства ВРП Самарской области по видам экономической деятельности (в процентах к итогу)

Виды экономической деятельности

2007

2008

2009

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

4,2

4,3

5,3

Строительство

6,2

5,5

4,6

Гостиницы и рестораны

1,2

1,1

1,5

Транспорт и связь

11,9

15,8

15,8

Образование

2,7

2,7

3,5

Валовой региональный продукт в основных ценах (валовая добавленная стоимость в основных ценах – всего по перечисленным видам) . Максимум – 100%

26,2

29,4

30,7

Такие профили подготовки рабочих кадров в техникуме, как: сельское хозяйство, машиностроение, транспорт, технология и сервис, строительство тесно связаны с перспективами социально-экономического развития региона. Из приведённой таблицы 1 и графика видно, что в совокупности виды экономической деятельности, в которых задействованы выпускники техникума, дают треть от валового регионального продукта и эта цифра растёт, что свидетельствует о востребованности данных специальностей.

Основные тенденции в сфере занятости населения г.о.Тольятти:

Общая ситуация на локальном рынке труда по состоянию на апрель 2010 г. продолжает оставаться сложной.: 19,5 тыс. чел. безработных (рост за 4 месяца на 30 %), уровень безработицы – 4,3% (в стабильные времена 1%), количество претендентов на 1 рабочее место – 10 человек. Среди безработных 31% составляет молодёжь. Однако, на 27% увеличилось количество вакансий (1,9 тыс.), которые распределились следующим образом: рабочих профессий – 50%, профессий служащих и должностей – 50%. В «горячей десятке рабочих профессий – каменщик, водитель, штукатур, маляр, слесарь, монтажник, повар, электромонтёр, машинист, официант. По всем указанным профессиям, кроме официанта, в Техникуме готовят специалистов.

Более того, наш город в ближайшие 10 лет будет активно развиваться в соответствии с «Программой комплексного социально-экономического развития г.о.Тольятти на 2010-2020 годы». Это значит, что за эти 10 лет будут построены и запущены несколько крупных высокотехнологичных производств и комплексов, на которых будут созданы 42 тыс. рабочих мест. Следовательно, спрос на специалистов среднего профессионального образования по рабочим профессиям будет расти, что позволяет нашему Техникуму с уверенностью смотреть в будущее.

Раздел 1.

Общая характеристика образовательного учреждения.

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Тольяттинский техникум технического и художественного образования представляет собой крупнейшее в г.о. Тольятти многоуровневое и полипрофильное образовательное учреждение со среднегодовым контингентом 1277 человек. На базе техникума действует ресурсный центр профессионального образования, средний годовой контингент в котором составляет 350 человек обучающихся по программам дополнительного профессионального образования.

Техникум создан путем изменения типа и наименования государственного образовательного учреждения начального профессионального образования – профессиональный лицей №47 (год основания - 1987г.), приказом министерства образования и науки Самарской области от 28.05.05г №261-од, как ГОУ СПО Тольяттинский техникум городского хозяйства и строительных технологий. Затем, в результате реорганизации путём присоединения ГОУ СПО Тольяттинского училища искусств, ГОУ СПО ТТГХиСТ по приказу министерства образования и науки Самарской области №21-од от 19.02.10г. переименован в ГОУ СПО Тольяттинский техникум технического и художественного образования (далее ГОУ СПО ТТТиХО). К 2011 году готовится создание автономного учреждения путем изменения типа государственного образовательного учреждения, что позволит:

· значительно повысить эффективность решения задачи создания системы ресурсного участия работодателей в профессиональном образовании;

· более эффективно использовать закрепленное за учреждением движимое и недвижимое имущество.

Учредители ГОУ СПО Тольяттинского техникума технического и художественного образования - Министерство образования и науки Самарской области, Министерство имущества Самарской области.

Образовательная деятельность техникума осуществляется на основании:

- Лицензии на право ведения образовательной деятельности - серия А № 342303, регистрационный №2464 от 17 августа 2010г., лицензия действует по 04 августа 2014 г.

- Свидетельства о государственной аккредитации ОУ - серия 63 №000022 регистрационный № 1288-07 от 20 июня 2007г., свидетельство действует по 07 мая 2012г.

Адрес Техникума: 445024 Российская Федерация, Самарская область, г. Тольятти, ул. Воскресенская 18, (дополнительные корпуса: ул. А. Матросова 35,37, ул. Шевцовой, 21). Тел./факс: 37-41-87, 333-950 – приёмная комиссия. Сайт: http://www.tlttech.narod.ru, e-mail: pl47@bk.ru.

ГОУ СПО ТТТиХО действует на территории Автозаводского и Комсомольского районов г.о. Тольятти, имеет филиал в с. Верхние Белозёрки Ставропольском районе Самарской области. Главный корпус Техникума расположен в непосредственной близости от крупнейшего предприятия города, основного работодателя – ОАО АВТОВАЗ. Ориентир места нахождения – Центральный крытый рынок Автозаводского р-на. Средства транспорта: все автобусы, троллейбусы и маршрутные такси, идущие к рынку. В Комсомольском р-не: все автобусы, троллейбусы и маршрутные такси, идущие по ул. Матросова.

Основная деятельность техникума:

- реализация основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования;

- реализация основных профессиональных образовательных программ начального профессионального образования;

- реализация дополнительных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и начального профессионального образования;

- реализация программ профессионального образования.

Миссия техникума: «Образование творческой личности специалиста, способного к продуктивной профессиональной деятельности, достойного гражданина России»

Специализации (профиля) ТТТиХО по видам экономической деятельности:

- сельское хозяйство

- машиностроение

- транспорт

- технология и сервис

- строительство

А также Техникум готовит специалистов в области искусства и культуры: социально-культурная деятельность, дизайн и декоративно-прикладное искусство.

Перечень основных профессиональных образовательных программ (профессий/специальностей), по которым производится прием обучающихся/студентов:

Техническое отделение. Среднее профессиональное образование:

1. Бюджетное образование:

На базе 9-ти классов:

- 190604 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта;

- 150203 Сварочное производство

На базе 9-ти классов:

- 270103 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений (повышенный уровень) ;

На базе 11-ти классов:

- 270103 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений (базовый уровень);

2. Коммерческое образование:

На базе 9 кл 2 года 10 мес.

На базе 11 кл 1 года 10 мес.

- 080501 Менеджмент ( по отраслям);

- 080106 Финансы (по отраслям)

На базе 9 кл. 3 года 10 мес.

На базе 11 кл. 2 года 10 мес.

- 260901 Технология швейных изделий (пошив танцевальных костюмов);

- 070602 Дизайн (по отраслям)

- 260502 Технология продукции общественного питания

- 230105 Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем.

Техническое отделение. Начальное профессиональное образование.

Бюджетное образование:

На базе 9 классов:с получением среднего (полного) общего образования

- Сварщик;

- Слесарь по ремонту автомобилей;

- Мастер отделочных строительных работ;

- Машинист дорожных и строительных машин

- Повар, кондитер.).

Художественное отделение. Среднее профессиональное образование.

Бюджетное образование:

На базе 9 или 11 кл 3 года 10 мес.

- 070602 Дизайн (в области искусства и культуры).

Направления : реклама и графический дизайн, интерьер и экстерьер зданий, декорирование интерьера.

- 070802 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (ДПИ и НП) Специализации: «Художественная резьба и роспись по дереву», «Художественная роспись по металлу и папье-маше» (на основе художественных промыслов «Федоскино» и «Жостово»), «Художественное ткачество» (дополнительно – роспись по ткани).

- 071302 Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество (СКД и НХТ) Специализация «хореографическое творчество» (современные, классические и народные танцы).

В прошлом учебном году в техникуме на двух отделениях по программам СПО и НПО обучается 1062 человека, 191 обучающийся получал профессиональное образование. Более подробные данные по количеству обучающихся в сравнении за три последних года приведены в таблице.

Численность обучающихся всего и по ступеням

2008/2009/2010гг -1008/1280/1253

№ п/п

Код

Наименование профессии

Наименование профессии по ОКПДТР

Численность обучающихся, всего

2

3

4

2008

2009

2010

1

5

6

7

Профессиональное образование

173

200

191

1

13450

Маляр

Маляр

40

54

50

2

18880

Столяр строительный

Столяр строительный

35

50

51

3

12680

Каменщик

Каменщик

35

39

36

4

16909

Портной

Портной (пошив и ремонт одежды) 2 разряд

21

30

29

5

19205

Тракторист-машинист с/х производства

Тракторист-машинист с/х производства категории "С", "Д", "Е", "F"

31

27

25

6

19727

Штукатур

штукатур

11

0

0

НАЧАЛЬНОЕ профессиональное образование

461

371

368

7

190631.2

Слесарь по ремонту автомобилей

слесарь по ремонту автомобилей

153

171

157

8

260807.01

Повар, кондитер

Повар, кондитер

22

59

55

9

150709

Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)

Электрогазосварщик

Электросварщик на автоматических и полуавтоматических машинах

185

91

89

10

270802.10

Мастер отделочных строительных работ

Маляр строительный,

Облицовщик-плиточник

Штукатур

14

50

49

11

22.18

Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования

электромонтажник по освещению и осветительным сетям

24

0

18

12

2.12.

Станочник

Металлообработка

14

0

0

13

1.9

Оператор

Оператор ЭВМ

24

0

0

СРЕДНЕЕ профессиональное образование

374

709

694

14

270103

Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

техник

106

136

131

15

190604

Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

техник

140

220

213

16

260807

Технология продукции общественного питания"

Техник-технолог

50

85

89

17

150415

Сварочное производство

техник

30

33

27

18

110809

Механизация сельского хозяйства

Техник механик

38

66

65

19

080501

Менеджмент (комерч.)

Менеджер

10

0

0

20

071302.51

Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество

руководитель творческого коллектива, преподаватель

Х

58

58

21

070602.51

Дизайн (по отраслям)

дизайнер

Х

86

86

22

070802.51

Декоративно-прикладное искусство и народное творчество

художник -мастер

Х

25

25

Г.о. Тольятти отличается особой социально экономической ситуацией: исторически сложилось так, что наш город является моногородом, а теперь кроме градообразующего предприятия ОАО «АВТОВАЗ», образованы дочерние компании ООО «Реформинг- центр» и ООО «АВТОВАЗ - перспектива». В 2009-2010 учебном году согласно «Программе дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Самарской области, а также мероприятий по обеспечению занятости работников организаций, осуществляющих производство легковых автомобилей, и их дочерних организаций, расположенных на территории Самарской области. В 2009-2010- г.г.» на базе техникума проходит обучение работников этих предприятий в области профессиональной подготовки, переподготовке и повышению квалификации рабочих кадров по следующим направлениям:

- строительство;

- машиностроение;

- жилищно-коммунальное хозяйство;

- сфера услуг.

С января 2010 года в техникуме получили квалифицированную подготовку по профессиям:

№ п/п

Предприятие

Профессия

Кол-во человек

1.

ООО «Реформинг - центр»

Электрогазосварщик

30

2.

Штукатур

12

3.

Монтажник санитарно – технических систем и оборудования

13

4.

Швея

25

5.

Электромонтажник по освещению и осветительным сетям

10

6.

Маляр

25

7.

Облицовщик - плиточник

14

ВСЕГО:

129

8.

ООО «АВТОВАЗ - перспектива»

Электрогазосварщик

38

9.

Штукатур

12

10.

Монтажник санитарно – технических систем и оборудования

4

11.

Швея

5

12.

Электромонтажник по освещению и осветительным сетям

10

13.

Облицовщик-плиточник

29

14.

Тракторист категории С

15

ВСЕГО:

113

ИТОГО:

242

Так же в техникуме разработаны новые программы повышения квалификации:

№ п/п

Курс

Кол-во часов

Аргонно-дуговая сварка;

144 час/2мес.

Монолитное домостроение (опалубка системы PERI);

144 час/2мес.

Деревообработка на оборудовании «Festool»;

144 час/2мес.

Сухое строительство (работы по гипсокартону).

144 час/2мес.

Системы автоматического регулирования и диагностики автомобиля

144 час/2мес.

Задача техникума сформировать способность использования навыков и умений, полученных при обучении в различной сфере деятельности, для более эффективного воплощения своих творческих идей и реализации амбиций у молодежи и взрослого населения.

Программы профессиональной подготовки помогают создавать новые экономические возможности и изменять жизнь многих людей: работников дочерних предприятий, безработным, состоящим на учете в службе занятости, неработающим женщинам.

Профориентационная работа.

Коллектив техникума уделяет большое внимание проведению профориентационной работе среди школьников. С этой целью педагогами разработаны программы предпрофильной подготовки: «Сварочное производство»; «Современные технологии отделочных работ»; «Современные технологии строительных работ»; «Деревообработка»; «Швейное производство», «Роспись ткани». Также проводится ряд специальных мероприятий, таких как День открытых дверей, Фестиваль профессий, Презентация творческих мастерских декоративно-прикладного искусства, участие техникума в городских ярмарках профессий и другие агитационные меры.

Результатом этой работы является выполнение контрольных цифр приёма.

п/п

Специальность

План приема

Кол-во человек на место

Принято

1

Строительство и эксплуатация зданий и сооружений (на базе 9 классов)

25

1,5

27

2

Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

50

1,1

46

3

Сварочное производство

25

1,1

26

4

Строительство и эксплуатация зданий и сооружений (на базе 11 классов)

25

0,9

22

5

Дизайн

25

2

29

6

Декоративно-прикладное искусство

15

1,1

18

7

Социально-культурная деятельность

15

1,1

15

8

Механизация сельского хозяйства

25

1,1

25

ИТОГО:

205

208

Раздел 2.

Система управления учреждением профессионального образования

Управленческая деятельность осуществляется в соответствии с Конституцией Российской федерации, Федеральным законом об образовании, действующим гражданским и трудовым законодательством Российской Федерации.

В соответствии с действующим уставом техникум (принят общим собранием учреждения, Приказ от 28.01.05 № 19-од; №90-од от 9.08.2005г.) самостоятелен в выборе форм и методов реализации профессиональных образовательных программ, подборе и расстановке кадров, научной, финансово- хозяйственной и иной деятельности в пределах установленных действующим законодательством РФ.

В состав техникума входят учебные, хозяйственные, учебно-производственные, производственные и другие структурные подразделения.

Целью управленческой деятельности является обеспечение функционирования образовательного учреждения в режиме саморазвития и выполнения его миссии: образование творческой личности специалиста, способного к продуктивной профессиональной деятельности, достойного гражданина России . Структура управления образовательным учреждением сформирована исходя из следующих процессов и видов деятельности:

1. Деятельность руководства по управлению качеством образования :

  • Стратегическое планирование и управление качеством образования;
  • Планирование и развитие системы качества;
  • Распределение ответственности и полномочий;
  • Лицензирование, аттестация и аккредитация;
  • Анализ системы качества со стороны руководства;

2. Основные процессы образовательной деятельности:

  • Маркетинговые исследования рынка труда и рынка образовательных услуг.
  • Профессиональная ориентация молодежи;
  • Проектирование и разработка содержания образования;
  • Организация образовательного процесса;
  • Воспитательная и внеурочная деятельность;
  • Проектирование и реализация программ дополнительного образования;
  • Повышение квалификации персонала;
  • Научно - методическая и инновационная деятельность.

3. Вспомогательные процессы:

  • Финансово - экономическое обеспечение;
  • Кадровое и правовое обеспечение;
  • Закупки и взаимодействие с поставщиками материальных ресурсов;
  • Содержание зданий и сооружений;
  • Управление образовательной средой;
  • Издательская деятельность;
  • Библиотечное и информационное обслуживание;
  • Обеспечение безопасности;
  • Социальная поддержка обучающихся и сотрудников.

4. Деятельность в рамках процессов по изменению, анализу и улучшению:

  • Мониторинг, измерение и анализ процессов;
  • Управление несоответствиями;
  • Улучшение процессов посредством изменения политики, конкретизации целей, осуществление корректирующих и предупреждающих действий.

Причем, деятельность по измерению, анализу и улучшению является составной частью основных и вспомогательных процессов.

Высшим органом самоуправления техникума является общее собрание работников .

Общее собрание проводится не реже одного раза в год. В период между собраниями высшим руководящим органом самоуправления является Совет техникума.

В состав Совета техникума входят работники учреждения, его директор (заместитель председателя Совета), руководители предприятий и другие социальные партнеры, обучающиеся и их родители.

Основными целями создания и функционирования органов самоуправления являются :

· Содействие развитию самоуправленческих начал. Творческой инициативы коллектива;

· Обеспечение реализации прав автономии учреждения времени и вопросов организации образовательного процесса и финансово- хозяйственной деятельности;

· Развитие коллективных форм управления.

Общее собрание сотрудников и Совет техникума действуют в соответствие с Положением об общем собрании работников и Совете Тольяттинского техникума технического и художественного образования.

С целью обеспечения принципа коллегиальности в управлении организацией образовательного процесса, для решения задач оптимизации содержания образования, совершенствования качества образовательной деятельности создан и действует педагогический совет.

Педагогический совет действует в соответствии с Положением «О педагогическом совете Тольяттинского техникума технического и художественного образования», которое разработано с учетом положений «Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования», утвержденного постановлением правительства Российской Федерации от 3 марта 2001 года №160, методического письма управления среднего профессионального образования Минобразования РФ от 21 декабря 1999 года 22-52-182 ин 22-23.

Организацию исполнения решений педагогического совета осуществляет директор техникума и ответственные лица, указанные в решении заседания педагогического совета.

Непосредственное управление деятельностью техникума осуществляет директор, назначенный на должность Министерство образования и науки Самарской области и прошедший процедуру аттестации.

С целью обеспечения формирования института социального партнерства, достижения соответствия содержания профессионального образования, запросам и ожиданиям работодателей создан и действует Попечительский совет техникума (решение педсовета протокол №3 от 02.09.2005г.), являющийся общественной составляющей в управлении образовательным учреждением, включающий руководителей предприятий: «Предприятие предпринимателя Анпилова Сергея Михайловича», ЗАО СМТ «Химэнергострой», ООО «Стронж-1» и представителей Торгово-промышленной палаты г. Тольятти, являющимися стратегическими партнерами в области подготовки кадров. Попечительский совет функционирует в рамках компетенций, определенных Уставом техникума (утвержден приказом министерства образования и науки Самарской области рег. № 19-од от 28.01.05г.).

Попечительский совет решает следующие задачи:

- Формирование стратегии развития учреждения;

- Создание условий для внедрения в образовательный процесс современных производственных технологий и материалов;

- Создание системы мотивации обучающихся к профессиональному образованию;

- Оптимизация содержания профессионального образования;

С целью дальнейшего развития в техникуме государственно-общественных форм управления планируется преобразование Попечительского совета в Управляющий совет.

Для достижения цели единства деятельности по обеспечению организации образовательного процесса и воспитательной деятельности создан и действует Совет по учебно-воспитательной деятельности. Совет по учебно-воспитательной деятельности является структурным подразделением техникума и действует в соответствии с Положением «Об организации учебно-воспитательной деятельности в Тольяттинском техникуме технического и художественного образования». Цель учебно-воспитательной деятельности - создание новой образовательной среды для успешного формирования социальных и профессиональных компетенций у обучающихся.

Раздел 3.

Результативность деятельности учреждения профессионального образования.

3.1. Соответствие образовательных результатов выпускников учреждения профессионального образования требованиям государственных образовательных стандартов

Результаты итоговой государственной аттестации выпускников техникума свидетельствует о качественной подготовке рабочих и специалистов. Все выпускники прошли производственную (профессиональную) практику на предприятиях города. Руководителями предприятий выражена благодарность, а особо отличившимся выпускникам вручены благодарственные письма и почетные грамоты.

Анализ результатов государственной итоговой аттестации обучающихся технического отделения за последние 3 года (образовательные программы НПО)

№ п/п

Профессия НПО

Кол-во допущенных на ГИА

% от общего количества

Качество (%)

Средний балл

2007-2008

2008-2009

2009-2010

2007-2008

2008-2009

2009-2010

2007-2008

2008-2009

2009-2010

2007-2008

2008-2009

2009-2010

1.

2.4 Сварщик

80

64

46

100

100

94

85

80

85

4,2

4,2

4,2

2.

30.20 Автомеханик

41

45

51

100

100

96

66

67

62

4,1

3,9

3,8

3.

22.18 Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования

0

0

18

0

0

100

0

0

61

0

0

3,7

4.

Мастер отделочных строительных работ

31

0

31

97

0

100

100

0

80

4,7

0

4,3

Анализ результатов государственной итоговой аттестации студентов технического отделения за последние 3 года

(образовательные программы СПО )

№ п/п

Специальность СПО

Кол-во допущенных на ГИА

% от общего количества

Качество (%)

Средний балл

2007-2008

2008-2009

2009-2010

2007-2008

2008-2009

2009-2010

2007-2008

2008-2009

2009-2010

2007-2008

2008-2009

2009-2010

1.

150203 Сварочное производство

39

5

10

100

100

100

95

100

100

4,3

4,4

4,2

2.

270103 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

22

20

29

100

100

100

91

80

97

4,3

4,1

4,3

3.

190604 "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

34

16

37

100

100

100

74

100

92

3,9

4,4

4,3

Всего

95

41

76

100

100

100

86

93

96

4,2

4,3

4,3

Анализ результатов государственной итоговой аттестации студентов художественного отделения (образовательные программы СПО)

№ п/п

Специальность СПО

Кол-во допущенных на ГИА

% от общего количества

Качество (%)

Средний балл

1.

071302 Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество

14

100

100

4,5

2.

050802 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы.

1

100

100

5

3.

070602 Дизайн в области культуры и искусства

13

100

92

4,4

Всего

28

100

97

4,6

Выпускники техникума продолжают учиться в высших учебных заведениях. В 2010г. 21 выпускник принял участие в процедуре ЕГЭ.

Учебный год

Доля участников ЕГЭ от численности выпускников техникума, %

2007-2008

-

2008-2009

0,3

2009-2010

15

Средний балл, полученный выпускниками техникума в рамках ЕГЭ в 2009-2010 уч. году

Предмет

Средний балл

Русский язык

56

Математика

30

Литература

44

Обществознание

53,5

История

38

Физика

37,5

География

38

3.2. Соответствие образовательных результатов выпускников учреждения профессионального образования актуальному состоянию и перспективам развития экономики Самарской области.

Важнейшим условием повышения качества профессионального образования является систематический анализ объективных результатов обучения, осуществление мониторинга и диагностики состояния образовательных программ для обеспечения уровня профессиональной компетентности обучающихся, соответствующей потребностям работодателей. Важным компонентом взаимодействия техникума с работодателями является оценка качества подготовки специалистов на этапе Государственной итоговой аттестации. Представители производства, как правило, возглавляют государственные аттестационные комиссии и согласовывают экзаменационные задания для студентов с учетом конкретных требований производства. Анализ результатов сдачи государственных экзаменов, защиты письменных экзаменационных работ, заключения председателей ГАК за последние три года показал, что большинство работ соответствует требованиям современного производства, отражают основные направления и концепции развития современных технологий.

Анализируя отзывы потребителей выпускников техникума, следует отметить, что выпускники, работающие на предприятиях города, имеют необходимый уровень теоретических и практических навыков, хорошо ориентируются в профессиональных вопросах, компетентны и коммуникабельны.

Важнейшим условием повышения качества профессионального образования является систематический анализ объективных результатов обучения, осуществление мониторинга и диагностики состояния образовательных систем для обеспечения уровня подготовленности обучающихся, соответствующего потребностям работодателей.

Одной из форм независимой оценки качества подготовки выпускников в Самарской области с 2001 года является процедура сертификации профессиональных квалификаций, как ответ на требование работодателей региона повысить качество профессиональной подготовки выпускников учреждений профессионального образования. Данную процедуру организует структурное подразделение Центра профессионального образования Самарской области - «Центр сертификации профессиональных квалификаций» (ЦСПК). Сертификация профессиональных квалификаций представляет собой независимую оценку (с участием работодателей) степени соответствия профессиональной компетенции выпускников требованиям повышенного уровня квалификации по сертифицируемым профессиям.

Анализ результатов независимой сертификации квалификаций приведен в диаграммах:

Сохраняется тенденция к росту количества выпускников техникума, желающих продолжить обучение на следующем уровне профессионального образования, что подтверждает целесообразность и правильность расчетов, положенных в основу разработки и реализации Программы развития техникума.

- Доля выпускников УПО, трудоустроившихся по окончанию обучения, от численности выпуска (без учёта призванных в РА): 2008 г. – 76% (призваны в РА – 10,7%); 2009 г. – 75% (призваны в РА – 12,1 %); 2010 г. – 77% (призваны в РА – 11,3%).

- Доля выпускников УПО, трудоустроившихся по профессии/специальности обучения, от численности выпуска: 2008 г. -73,8%; 2009 г. – 74,1%; 2010 г. – 76%.

- Доля выпускников УПО, зарегистрированных в качестве безработных в службе занятости, от численности выпуска 2010 г. – 0,9%.

Результаты участия обучающихся техникума в конкурсах профессионального мастерства, олимпиадах и т.д. ярко иллюстрируют конкурентные преимущества уровня их профессиональной подготовки. Данные о количестве занявших призовые места на конкурсах различного уровня за последние три года представлены в таблице.

Участие студентов техникума в олимпиадах, конкурсах профессионального мастерства, соревнованиях и т. п. Количество учащихся, занявших призовые места в олимпиадах, конкурсах профессионального мастерства, соревнованиях и т. п.

3.3. Формирование адаптационных ресурсов личности в учреждении профессионального образования.

В ГОУ СПО ТТТ и ХО для формирования и развития адаптационных ресурсов личности ведется работа по трем направлениям:

1) Психологическая адаптация и поддержка обучающихся, осуществляемая психологической службой.

2) Социальная и правая адаптация обучающихся, осуществляемая социально-педагогической службой.

3) Развитии профессиональных и коммуникативных компетенций обучающихся в рамках совместного со стратегическим партнером ИП Анпилова С.М. «Архитектор» проекта «Курс по формированию у участников образовательного процесса устойчивой способности к овладению социально-значимыми и профессиональными компетенциями».

4) Психологическая служба техникума обеспечивает исследование глубинных процессов, происходящих в учебной и воспитывающей среде, а также способствует сохранению психологического здоровья всех участников образовательного процесса.

В 2009-2010 учебном году деятельность психолога ТТТ и ХО осуществлялась в соответствии с перспективным годовым планом и была ориентирована на цель, стоящую перед техникумом “Поддержание и развитие благоприятных психологических условий для успешного развития интеллектуального, личностного и профессионального потенциала каждого учащегося».

На основании этой цели были определены следующие задачи:

1. Психолого-профилактическая работа со студентами и преподавателями, обеспечивающая сохранение психологического здоровья.

2. Оказание психологической помощи студентам, испытывающим трудности в общении, поведении и обучении путём консультативной работы.

3. Коррекционная работа с детьми “группы риска” с помощью коррекционных программ.

4. Психологическое просвещение учителей, студентов, родителей в области возрастной и педагогической психологии, а также психологического здоровья.

5. Ведение социопсихологического мониторинга развития уч-ся на разных ступенях обучения для выявления особенностей образовательной среды и принятия управленческих решений администрацией учебного заведения.

Для решения этих задач основными видами деятельности психологической службы явились:

· психологическая диагностика;

· психологическое консультирование;

· психологическая коррекция;

· психологическая профилактика;

· психологическое просвещение.

В результате сопровождения образовательного процесса педагогом-психологом были выявлены следующие проблемные моменты :

1. Трудность адаптации некоторых студентов 1-го курса к условиям обучения в техникуме.

2. Высокий процент студентов, нарушающих дисциплину техникума.

3. Трудности обучения некоторых студентов техникума и выбор дальнейшей траектории обучения.

По первой выявленной проблеме, были поставлены следующие задачи:

  • С помощью метода наблюдения выявить неадаптированных учащихся 1-гокурса.
  • С помощью диагностических методик, выявить причины, затрудняющие адаптацию студента.
  • Проконсультировать студентов.
  • Дать рекомендации, по работе с неадаптированными студентами, руководителям группы.

По второй выявленной проблеме были поставлены следующие задачи:

  • С помощью интервьюирования кураторов выявить студентов, испытывающих трудности в поведении.
  • Провести психодиагностическое исследование причин, возникающих трудностей в поведение.
  • Проконсультировать студентов.
  • Проконсультировать родителей.
  • Выработать для кураторов рекомендации по работе с «трудными подростками».

По т ретьей выявленной проблеме были поставлены следующие задачи:

  • С помощью диагностических методик выявить, сформированость у студентов необходимых общеучебных умений и навыков уровень учебную мотивацию и удовлетворённость образовательными услугами.
  • Довести результаты исследования до педагогов и администрации на заседании при директоре.

Результаты деятельности психологической службы

1. В начале учебного года прошла работа на 1 курсе по изучению периода адаптации к новым условиям обучения и выявления причин возникающих трудностей, в адаптации студентов.

Изучались следующие параметры:

- уровень и характер самооценки уч-ся;

- характер учебной мотивации;

- эмоциональное отношение к техникуму.

По результатам исследования были проведены индивидуальные консультации со студентами. Так же были разработаны рекомендации по работе с неадаптированными студентами.

2. В течение всего года прошла работа на 1 курсе по изучению причин возникновения трудностей в поведение студентов.

Составлен среднестатистический психологический портрет студента группы риска. Результаты данного исследования и сделанные по нему рекомендации были доведены до администрации и руководителей групп.

По результатам индивидуальной психодиагностики проведены консультации со студентами и их родителями. А так же разработаны и выданы рекомендации по работе с детьми группы риска, руководителям групп и преподавателям.

3. В течение всего года прошла работа на 1и 2 курсе по изучению причин возникновения трудностей в усвоение учебного материала у студентов.

На основе проведённой психодиагностической работы по изучению удовлетворённости, были получены следующие результаты:

Специальность «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

Наибольший процент удовлетворённости соответствует социально-психологическому аспекту (78%) образовательного процесса. Наиболее низкий уровень наблюдается в административной составляющей (42%) образовательного процесса.

Таким образом, мы можем сказать, что большая часть студентов этой специальности чувствуют себя комфортно в группе и в общении с преподавателями. При этом существует, неудовлетворённость административной стороной образовательного процесса (недостаток практических занятий, неудобство расписания и т.д.)

Специальность «Повар, кондитер».

Наиболее высокие показатели удовлетворённости, наблюдаются по деятельностной составляющей образовательного процесса (66%). Наименьший показатель удовлетворённости - 29 % относится к административной составляющей образовательного процесса.

Из результатов исследования, мы видим, что организация учебных занятий, формы и методы преподнесения материала, по мнению студентов данной специальности, является наиболее благополучной стороной учебного процесса. Так же, как и на предыдущей специальности, наименее благополучной оказалась, административная сторона образовательного процесса.

Специальность «Социально-культурная деятельность и народное творчество»

Наибольший процент удовлетворённости соответствует социально-психологическому аспекту (97%) образовательного процесса. Наиболее низкий уровень наблюдается в организационной составляющей (10%) образовательного процесса.

Исходя из полученных данных, мы можем сказать, что наиболее благополучной по результатам исследования можно считать социально-психологическую сторону образовательного процесса, ею в достаточной мере удовлетворены почти все студенты. Что означает, что у студентов сложились эмоционально-комфортные отношения, как с группой, так и с преподавателями. В коррекции нуждается организационная сторона образовательного процесса, в которую входят такие элементы как: материально техническая база, эстетическое оформление, расписание занятий.

С результаты данного исследования и разработанными рекомендациями была ознакомлена администрация техникума.

После проведённого психодиагностического исследования мотивации учебной деятельности , были получены следующие данные:

В тройку наиболее популярных мотивов входят: получение диплома; обеспечение успешной будущей профессиональной деятельности; возможность стать высококвалифицированным специалистом. Эти данные говорят о высоком уровне притязаний, обучающихся у нас студентов.

При этом в наименее популярные учебные мотивы связаны с познавательным интересом к учёбе (постоянная готовность к занятиям, получение интеллектуального удовольствия от учёбы и успешное обучение на следующем курсе).

Таким образом, можно отметить, что при высоком уровне притязаний студентов существует недостаток внутренних ресурсов для достижения поставленных целей. Так как именно познавательная мотивация является основным двигателем человека на пути к успешному овладению новыми знаниями и повышению профессиональной компетенции. С полученными результатами было ознакомлена администрация и преподаватели техникума.

На основании проведённого исследований уровня сформированости учебных умений и навыков студентов, были получены следующие результаты:

Преподаватели наиболее высоко оценили (10 баллов) учебно-информационные навыки студентов, которые проявляются в умении работать с различными источниками информации. Наименее низко были оценены (8 баллов) учебно-интеллектульные навыки студентов, которые выражаются в умении анализировать, комбинировать и ранжировать полученную информацию.

Студенты же, наиболее высоко оценили (11,6 баллов) учебно-организационные умения, которые проявляются в навыках самостоятельной организации учебной деятельности. Менее всего выражена шкала учебно-коммуникативные умения (11баллов). Это означает, что наибольшие, трудности возникают при восприятии и передачи учебной информации.

Из полученных результатов, мы видим, что наибольший разрыв между показателями существует по шкалам учебно-организационные (3,2 балла) и учебно-интеллектуальные умения (3,1 балл). По шкалам учебно-коммуникативные (1,8 балла) и учебно-информационные умения (1,2 балла), наблюдается не большой разрыв.

Таким образом, мы можем сказать, что в этом исследование проявилось несоответствие представлений студентов о собственных способностях и реальным положением дел. Переоценка своих возможностей студентами, влечёт за собой неминуемо возникающие трудности в обучение. С результатами исследования была ознакомлена администрация и педагоги техникума.

4. Внеплановая деятельность педагога-психолога.

1. По запросу администрации психологом была проведена диагностика студентов 1–х курсов к здоровью и здоровому образу жизни. На основании психодиагностической работы, были получены следующие результаты: У преобладающего числа студентов (68%) здоровье входит в тройку важнейших, жизненных ценностей.

Так же, мы можем сказать, что большая часть учащихся (48%) имеет средние баллы по эмоциональной шкале. Это говорит, о том, что забота, о здоровье не воспринимается как принудительная процедура, а приносит эстетическое удовольствие от здорового организма. Высокие баллы по этой шкале имеют 26% учащихся, и низкие баллы 26% опрошенных.

По познавательной шкале большинство (53%) студентов имеет низкие баллы. Это характеризует их, как людей мало активных в получении информации, касающейся здоровья.

В практической шкале у студентов, так же преобладают (36%) преобладают низкие баллы. Что говорит о том, что эти студенты, готовы включаться в деятельность по заботе о своём здоровье, при условии, что её организуют другие люди.

Как и по предыдущим двум шкалам, у преобладающей части студентов низкие баллы (47%) по шкале поступков. Это говорит о том, что они не стремятся изменить отношение к здоровью у окружающих их людей.

Кроме того, в школе интенсивности отношения, у большей части (50%) студентов средние баллы. Т.е. отношение к здоровью и здоровому образу жизни сформировано в пределах нормы.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что для большинства учащихся здоровье входит в число важнейших, жизненных ценностей. При этом они, в большинстве своём, склонны получать удовольствие от заботы о своём здоровье. Но самостоятельно не предпринимают какие-либо практические действия (посещение спортивных секций, вести здоровый образ жизни в целом и т.д.) по заботе о своём здоровье. В получение и распространение информации о здоровье, большая часть студентов, пассивны. С результатами исследования, и рекомендациями к нему, была ознакомлена администрация техникума.

2. По запросу куратора группы С-309 и администрации техникума была проведена работа по изучению классного коллектива, для выявления уровня сплочённости и проблем взаимодействия членов группы.

Было проведено социометрическое и референтометрическое исследования, с помощью которых была выявлена структура взаимодействия членов группы и уровень сплочённости коллектива. Так же в ходе исследования были определены неформальные лидеры, отверженные и непопулярные ребята. На основании этой информации были найдены причины, возникающих трудностей в группе. По итогам результатов исследования были проведены беседы с куратором группы и студентами. Так же было проведено занятие, способствующее сплочённости учебного коллектива.

3. Социально-педагогическая служба техникума представлена двумя социальными педагогами, деятельность которых осуществляется на основе должностных инструкций и других локальных актов техникума, федеральных, областных и региональных документов, законов РФ.

В начале нового учебного года составляются информационно-статистические материалы по филиалу, корпусам и в целом по техникуму Для этого предварительную работу проводят руководители учебных групп, собирая информацию об обучающихся и их семьях. После этого социальный педагог систематизирует данные и сводит их в единую форму. Экземпляр материалов направляется в ОДН АРУВД. Также составляется план совместной работы техникума и ОДН АРУВД г.о. Тольятти по предупредительно - профилактической работе с обучающимися техникума. Совместная работа начинается с сентября и продолжается в течение всего года и включает в себя различные направления – от работы с документацией до индивидуальных встреч с обучающимися и их родителями или с лицами, их заменяющими.

В этом году заключен договор с Центром социальной помощи семье и детям. Одно из направлений работы с Центром – осуществление контроля за детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. Нам была направлена информация с бланками данных для дальнейшего заполнения.

Социальный педагог при индивидуальных встречах с обучающимися и их законными представителями заполняет журнал индивидуальной работы с занесением причины привода и решением. Во время проведения комиссии по сохранности контингента также заполняется журнал протоколов. Всего за учебный год для индивидуальных бесед приглашены – 90 человек, некоторые повторно. На комиссии по сохранности контингента заслушаны 95 человек.

Особое место уделяется посещаемости обучающимися теоретических занятий. Это связано с дальнейшим трудоустройством обучающихся и их производственной дисциплинированностью, а так же это один из показателей соревнования между группами.

Социальные педагоги представляют и анализируют информацию по обучающимся, совершим в течение 2009-2010 учебного года преступления и правонарушения.

Предоставляемая ОДН АРУВД информация по совершенным преступлениям и правонарушениям доводится до сведения педагогов и обучающихся. Данные обучающиеся находятся на контроле руководителей учебных групп, администрации. 27 апреля 2010 года на заседании комиссии по сохранности контингента были заслушаны 20 человек из числа состоящих на учете в ОДН.

Одним из направлений воспитательной деятельности техникума выбрано правовое обучение, которое направлено на воспитание у обучающихся уважения к законам государства, правам и обязанностям гражданина РФ, сознательного выполнения Правил внутреннего распорядка и Устава техникума. Для осуществления этой задачи инспекторы ОДН, социальный педагог проводят ознакомительные и разъяснительные беседы, встречи с вопросами и ответами. Раз в квартал Новопашина М.А. доводит до сведения обучающихся состояние преступлений и правонарушений по техникуму. В последнюю неделю месяца проходят заседания педагогической комиссии при обязательном присутствии инспекторов ОДН УВД Автозаводского и Комсомольского районов.

Традиционно в ноябре - декабре проводится «Декада правовых знаний». Это и классные часы на правовые темы, и сочинения на тему «Я люблю тебя, Россия!», и выпуски газет по проблемам алкоголе - и наркозависимости, табакокурения, заболеваний ВИЧ и СПИДа. По результатам декады подготовлен репортаж в газету «Ровесник», награждены победители и лучшие участники. В этом учебном году проведено тестирование по употреблению обучающимися техникума наркотических средств, алкогольной продукции. А так же проведены лекции по теме «Юридическая ответственность за незаконное потребление и распространение наркотиков». Так же в ходе встреч были показаны документальные фильмы о последствиях пристрастия молодежи к наркотикам, табаку и другим вредным привычкам. Лекции проводились в группах 1 курса – С-109, С-509. Эти лекции и встречи с обучающимися проводила главный специалист УФСКН по г. Тольятти Попуткова В.И.

Социальные педагоги курируют детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Новопашиной М.А. разработана программа работы с обучающимися данной категории. На ее основе педагог-психолог Дяченко А.А. подготовила свою программу работы с детьми-сиротами.

По предоставлению документов, подтверждающих статус сироты или оставшегося без попечения родителей, социальный педагог оформляет приказы на каждого ребенка выше названной категории о зачислении на полное/неполное государственное обеспечение. На каждого обучающегося из категории детей-сирот оформляется учетная карта.

На начало 2009-10 учебного года детей данной категории насчитывалось 77 человек. Во 2 полугодии в связи с присоединением ГОУ СПО ТУИ добавилось 2 человека. В том числе движение контингента было и в техникуме. На конец года детей сирот – 72 человека.

Обучающимся – сиротам предоставляются все социальные гарантии в соответствии с действующим законодательством. 2 раза в год по учебным заведениям проводятся проверки состояния дел по работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Проверки в Автозаводском районе прошли 25 октября 2009 года, 14 мая 2010 года. Замечаний по ведению дел и работе с детьми данной категории не поступило. Только рекомендации по благоустройству общежития в с. В.Белозерки.

Все вопросы отчисления согласовываются с комиссией по делам несовершеннолетних, отделами семьи, материнства и детства всех районов города. Согласно учебных планов и программ все обучающиеся (в том числе и дети - сироты) проходят производственную практику на предприятиях и в организациях города на оплачиваемых рабочих местах с выплатой заработной платы на предприятии. По окончании сроков обучения выпускники данной категории обязательно трудоустраиваются, некоторые из них продолжат обучение, в том числе и в нашем техникуме. Состоящих на учете в ОДН Автозаводского района из числа детей данной категории нет. Все дети – сироты находятся на постоянном контроле по посещаемости и успеваемости. Новопашина М.А. ежемесячно направляет в Тольяттинское управление МОиН СО информацию по детям-сиротам (движение контингента, занятость выпускников и др.).

Работу с родителями обучающихся ведут в основном руководители учебных групп. Ежегодно в начале сентября для родителей первокурсников проводится ознакомительное родительское собрание, на котором представлена администрация образовательного учреждения, объясняется режим работы техникума.

Данные социального паспорта ТТТ и ХО

Характеристика

2009-2010 год

Общее число семей,

из них:

1040

неполные семьи (одна мать, один отец)

413

многодетные семьи (3 и более детей)- указать фамилию и имя ученика, учившегося в другом классе

78

семьи, в которых есть дети-сироты, опекаемые

51

семьи с детьми инвалидами

6

семьи с родителями - инвалидами

12

семьи беженцы и переселенцы

2

семьи одиноких матерей (подтверждающий документ)

23

неблагополучные семьи (родители (один их них) состоят на учёте в ОДН, ВШУ, центре «Семья»)

9

семьи без определенного места жительства

1

семьи, где родители не имеют работы

27

семьи, где родители уклоняются от воспитания детей

9

семьи, ведущие аморальный образ жизни (алкоголизм, наркомания, проституция, жестокое обращение с детьми и женщинами), условия которых угрожают здоровью и жизни детей

3

отбывающие наказания

4

семьи с уровнем дохода: ниже прожиточного, на уровне

127

безнадзорные дети

914

учащиеся, состоящие на учёте в ОДН, ВТУ, группе риска

77

дети-сироты

77

Социальный состав:

рабочие

799

служащие

106

интеллигенция

81

пенсионеры

55

Образовательный уровень:

начальное образование

86

неполное среднее образование

133

среднее образование

643

незаконченное высшее образование

77

высшее образование

102

Возраст родителей:

от 20 до 30 лет