Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 12

 

Поиск            

 

Указания методические по выполнению ов должен иметь следующую структуру

 

             

Указания методические по выполнению ов должен иметь следующую структуру

1. Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа студентов в течение семестра включает в себя регулярную проработку лекционного материала, работу с предложенной литературой. Студентам рекомендуется, используя список литературы, на каждый вопрос составить краткий конспект в специально отведенной для этих целей тетради. Конспект ни в коем случае не представляет собой механического переписывания текста. Для изучения каждого из вопросов обязательно использование не менее трех книг из списка литературы, чтобы получить максимально четкое, полное и ясное представление о проблеме. Необходимо подчеркнуть, что вопрос надо готовить строго в тех рамках, которые обозначены его формулировкой. При подготовке конспекта следует составить развернутый план ответа на вопрос, содержащий четкие определения понятий, краткое описание сути того или иного социального явления или процесса и его значение для личности и общества (общности). Таким образом, в основе подготовки семинарских вопросов должен лежать проблемный подход. Для закрепления изученных вопросов следует привести конкретные примеры проявлений изучаемых социальных явлений и процессов.

Особое внимание при изучении дисциплины следует уделить понятийному аппарату. Тест для самоконтроля позволит заострить внимание на ключевых вопросах дисциплины и подготовиться к итоговому контролю, а также проверочному тестированию остаточных знаний студентов.

2. Методические указания по выполнению ов

должен иметь следующую структуру:

1. Титульный лист.

2. Содержание.

3. Введение.

4. Основная часть, состоящая из 3-4 разделов.

5. Заключение.

6. Список использованных источников.

В содержании приводятся заголовки а и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки одинаковых ступеней рубрикации (деления) необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещаются на 3-5 знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени. Все заголовки начинают с прописной буквы без точки на конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим номером страницы в правом столбце содержания.

Во введении обосновывается выбор темы, определяемый ее актуальностью, формулируется проблема и круг вопросов, необходимых для ее решения; определяется цель работы с ее расчленением на взаимосвязанный комплекс задач, подлежащих решению для раскрытия темы; указывается объект исследования.

Объем введения –2-3 страницы машинописного текста.

Основная часть состоит из разделов, в которых раскрывается исследуемая тема и последовательно решаются задачи, поставленные во введении и служащие достижению поставленной цели исследования.

В заключении приводятся основные результаты, достигнутые при выполнении а. Заключение представляет собой не простой перечень полученных результатов, а их итоговый синтез. Объем заключения приблизительно составляет 1-2 страницы. Общий объем а должен составлять не менее 15 страниц.

3. Темы ов

1. Мир и человек в их сложном единстве.

2. Человек – главная проблема философии.

3. Функции философии в обществе.

4. Диалектика знаний и ценностей.

5. Философия и наука.

6. Философия как методология.

7. Арии и веды. Ведический пантеон.

8. Упанишады.

9. Космография и мифология джайнизма.

10. Четыре благородные истины буддизма.

11. Буддийская этика.

12. Космология и мифология буддизма.

13. Культ Шаньди в эпоху Инь.

14. Культ Неба в эпоху Чжоу.

15. Жизнь и философия Конфуция.

16. Конфуцианство как регулятор жизни в китайском обществе.

17. Лао-цзы и его сочинение «Дао де дзин»

18. Теократическое государство даосов.

19. Пантеон китайского буддизма.

20. Влияние чань-буддизма на китайскую культуру.

21. Кризис мифологического сознания и его причины.

22. Мировоззренческий смысл древнегреческого космоцентризма.

23. Мера и безмерное, предел и беспредельное, единое и многое, текучесть и неизменность – главные темы мировоззренческих исканий древнегреческих мыслителей.

24. Единое, Ум (Логос), Душа – триада первосущностей в античной философии.

25. Фалес, Парменид, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель – вехи в развитии античной философии.

26. Рациональность: становление и развитие форм и методов рационального мышления в культуре Древней Греции.

27. Математическое и эстетическое оформление перехода от мифологического мировосприятия к рациональному.

28. Демокрит и атомистическая парадигма.

29. Платон и В.Гейзенберг – «В начале была симметрия...»

30. Неоплатонизм и христианство.

31. Аристотель: жизнь и деятельность.

32. Диоген, Эпикур, Сенека о человеке.

33. Идеи неоплатонизма (Плотин, Прокл).

34. Основные идеи и ценности христианства.

35. Теоцентризм как основа философии европейского средневековья.

36. Реализм и номинализм о природе общих понятий.

37. Аврелий Августин «Исповедь».

38. Пьер Абеляр «История моих бедствий».

39. Символизм средневековой культуры.

40. Фома Аквинский – систематизатор средневековой схоластики.

41. Великие представители Ренессанса.

42. Основные идеи Реформации.

43. Эразм Роттердамский «Похвала глупости».

44. Никколо Макиавелли «Государь».

45. Диалектика Николая Кузанского.

46. Гелиоцентризм и учение о бесконечности Вселенной (Н.Коперник, Д.Бруно, Г.Галилей).

47. Социальные утопии Т.Мора и Т.Кампанелла.

48. Ньютоновская классическая наука и становление индустриального общества.

49. Экспериментальный метод и метод индукции Ф.Бекона.

50. Гносеологические идеи картезианства.

51. Сенсуализм и эмпиризм в английской философии XVII века.

52. Правовые идеи Т.Гоббса и Дж.Локка.

53. Субстанция, атрибуты и модусы Б.Спинозы.

54. Б.Спиноза – «Свобода есть познанная необходимость».

55. Д.Юм о человеческой природе.

56. Проблема человека в философии эпохи Просвещения.

57. Философия Канта и современность.

58. Философия Канта и естествознание ХХ века.

59. Объективный идеализм Фихте: философия деятельности.

60. Натурфилософия Шеллинга: возвращение к природе.

61. Диалектика от Канта до Гегеля.

62. Философия Гегеля. Система и метод.

63. Проблема свободы в немецкой философии.

64. Гуманизм Л.Фейербаха.

65. Значение классической немецкой философии для развития европейской мысли.

66. Основные проблемы философии марксизма.

67. Проблема отчуждения в философии К.Маркса.

68. Взлет и трагедия марксизма.

69. Позитивизм и наука.

70. Проблема природы и статуса научного знания в истории позитивизма.

71. Понятие воли в философии А.Шопенгауэра.

72. Учение Ф.Ницше о «сверхчеловеке».

73. Программа «переоценки всех ценностей» и «имморализм» Ф.Ницше.

74. Неокантианство и эмпириокритицизм в философии XIX века.

75. Утопический социализм в XIX веке.

76. Основные идеи феноменологической философии Э.Гуссерля.

77. Современная «философия науки».

78. Психоанализ и философия неофрейдизма.

79. Развитие психоанализа в XX веке и его влияние на философию.

80. Роль и место экзистенциализма в развитии науки и искусства XX века.

81. Экзистенциализм М.Хайдеггера: предмет и задачи философии.

82. Философия истории К.Ясперса.

83. Новый синтез знания о человеке и ноосфера (М.Шелер, Тейяр де Шарден).

84. Гуманизм в философии и гуманистическое движение второй половины XX века.

85. Структурная антропология К.Леви-Стросса.

86. Модернизация, модернизм и постмодернизм.

87. Категория «небытие» в философии.

88. Прогресс и регресс: соотношение понятий.

89. Виртуальная реальность.

90. Проблема бесконечности пространства и времени.

91. Техника как особая реальность.

92. Роль заблуждений в познании.

93. Знание и вера.

94. Причины и характер научных революций.

95. Информационные революции в истории человечества.

96. Сциентизм и антисциентизм.

97. Проблема моральной ответственности ученого (этика науки).

98. Философские аспекты проблемы клонирования человека.

99. Общественная психология и общественная идеология.

Тема а студент определяет по двум последним цифрам в номере своей зачетной книжки. Если эти цифры 00, то берется тема 10 из приведенного списка.

4. Вопросы для подготовки к зачету

1. Предмет философии.

2. Место и роль философии в культуре.

3. Философия как мировоззрение.

4. Философия и частные науки.

5. Древнекитайская философия. Конфуций.

6. Лао-Цзы и даосизм.

7. Древнеиндийская философия. Основные течения.

8. Проблема первоначала в философских учениях Фалеса, Анаксимена, Гераклита, Анаксимандра.

9. Учение пифагорейцев о числах как основе мира.

10. Взгляды на движение Парменида и Зенона.

11. Атомизм Демокрита.

12. «Диалектика», «майевтика», «ирония» – аспекты сократовского метода.

13. Философия Платона как система объективного идеализма.

14. Учения Аристотеля: о движении, о причине и о сущности.

15. Стоические учения о причинности, необходимости и судьбе.

16. Учение Августина о душе и самопознании.

17. Спор номиналистов и реалистов об универсалиях.

18. Философский синтез Ф.Аквинского.

19. Дж.Бруно о бесконечности миров.

20. Н.Макиавелли и его «Государь».

21. Ф.Бэкон и его индуктивный метод.

22. Р.Декарт и его аксиоматико-дедуктивный метод.

23. Спиноза и его учение о субстанции.

24. Лейбниц и его учение о монадах.

25. Концепция общественного договора. Ж.-Ж.Руссо.

26. «Коперниковский переворот» И.Канта в теории познания.

27. Гегелевская диалектика и ее особенности.

28. Антропологическая философия Л.Фейербаха.

29. Теория общественного развития К.Маркса.

30. Философия А.Шопенгауэра и Ф.Ницше.

31. Славянофилы и западники: различия и сходство.

32. Философия «всеединства» В.Соловьева.

33. Философские поиски Н.Бердяева: творчество, культура, судьба России.

34. Теория ноосферы В.Вернадского.

35. Основные направления и типы философствования в современной западной философии: сциентистское, антисциентистское, умозрительно-метафизическое.

36. Неопозитивизм. Аналитическая философия Л.Витгенштейна.

37. Постпозитивизм. Критический рационализм К.Поппера, П.Фейерабенда.

38. Феноменология Э.Гуссерля.

39. Философская герменевтика Г.Гадамера.

40. Теория психоанализа З.Фрейда.

41. Гуманистический психоанализ Э.Фромма.

42. Человек и общество в немецком экзистенциализме М.Хайдеггера и К.Ясперса.

43. Проблема свободы и ответственности в экзистенциальной философии Ж.-П.Сартра.

44. Структурная антропология К.Леви-Стросса.

45. Неотомизм. Религиозно-философская система Тейяра де Шардена.

46. Американский прагматизм. Радикальный эмпиризм У.Джеймса.

47. Постмодернизм. Симулякры Ж.Бодрийара.

5. Вопросы для подготовки к экзамену

1. Онтология, гносеология, аксиология, антропология как основные разделы

философии.

2. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация

бытия.

3. Понятия объективная и субъективная реальность. Определение материи.

4. Понятие движение, классификация форм движения материи.

5. Категории пространства и времени.

6. Диалектика и ее альтернативы.

7. Категории диалектики.

8. Законы диалектики.

9. Детерминизм и индетерминизм.

10. Научная картина мира. Основные параметры и идеи.

11. Природа как предмет философского осмысления. Идея «господства над

природой» и результаты ее реализации.

12. Сознание: происхождение и сущность.

13. Проблема идеального и форм его бытия.

14. Сознание и самосознание.

15. Взаимосвязь мышления и языка.

16. Познание как предмет философского анализа.

17. Познание как «отражение» и познание как «конструирование»

действительности.

18. Субъект и объект познания.

19. Истина и пути ее исторического развития: теория соответствия

(корреспонденции) и теория согласованности (когеренции).

20. Диалектика абсолютного и относительного в знании.

21. Истина и заблуждение.

22. Практика как важнейший критерий истины.

23. Проблема соотношения веры и знания.

24. Структура научного познания, его методы и формы.

25. Научные революции и смены типов рациональности.

26. Наука и техника. Диалектика их развития.

27. Информация. Основные концепции и определения.

28. Общество как саморазвивающаяся система. Типология общества.

29. Формационный и цивилизационный подходы в исследовании общества.

30. Гражданское общество и государство.

31. Социальная философия о соотношении личности и общества.

32. Понятия «этноса» и «нации».

33. Основные концепции социальной дифференциации современного

общества.

34. Культура и цивилизация.

35. Проблема диалога культур Востока и Запада.

36. Индивид, человек, личность. Формирование личности.

37. Свобода и ответственность личности. Смысл жизни.

38. Проблема насилия и ненасилия в современном обществе.

39. Нравственные ценности и категории этики.

40. Человек в мире культуры. Человек как стержень развития культуры.

41. Права и свободы личности в современном обществе.

42. Роль искусства и эстетических ценностей в жизни человека.

43. Сущность и критерии общественного прогресса.

44. Социальные последствия информационно-компьютерной революции.

45. Происхождение и сущность глобальных проблем человечества.

46. Гуманизм как ценностная основа решения глобальных проблем современности.

47. Социальные последствия информационно-компьютерной революции.

48. Перспективы развития и контуры будущего современной цивилизации.

6. Рекомендуемая литература

Основная учебная литература

1. Голубинцев В.О., Данцов А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. – Ростов/н/Дону, 2006.

2. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. Учебник для вузов. – М.: Логос, 2007.

3. Философия. Учебник / Под ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидоровой. - 3-е изд., перераб и доп. – М.: Гардарики, 2005.

4. Философия. Учебник / Под редакцией В.Н.Лавриненко.- Изд. 3-е, испр. и дополн. – М.: Юристъ, 2007.

Дополнительная учебная литература

5. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия. Учебник. – М., 1999.

6. Кравченко В.В. Тесты по философии (с историко-философским введением). Учебное пособие для вузов. – М.: Экзамен, 2004.

7. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-изд. Т.13.

8. Нижников А.С. История философии. Курс лекций. – М.: Экзамен, 2004.

9. Радугин А.А. Философия. Курс лекций.-2-е изд. – М.: Центр, 2001.

10. Спиркин А.Г. Философия. Учебник для технических вузов. – М., 2005.

11. Философия. Учебник для вузов / Под общ. ред. В.В.Миронова. – М.: Норма, 2005.

12. Моздаков А.Ю. Понятие безопасности в классической и современной философии // Вопросы философии. – 2008. – №4.

14. Русская философия. Малый энциклопедический словарь. – М., 1995.

15. Самосознание европейской культуры XX в. – М., 1991.

16. Философия и методология современности. – Иркутск: ИрГТУ, 2000.

Дополнительная литература

1. Бехман Г.Современное общество как общество риска // Вопросы философии. – 2007. – №1.

2. Ганчев П. Глобализация цивилизаций и необходимость новой формы философии // Вопросы философии. – 2007. – №8.

3. Бердяев Н.А. Смысл истории. – М., 1990.

4. Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Человек: Энциклопедический словарь. –М.: Гардарики, 2000.

5. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М., 1991.

6. Душенко К.В. Мысли и изречения древних с указанием источника.

Древние греки. Древние римляне. Библия. Учителя Церкви. Мудрецы Талмуда.-3-е изд., испр. и доп. – М.: Эксмо, 2008.

7. Киселев Г.С. Мир человека: тупиковая ветвь эволюции? // Вопросы философии. – 2007. – №7.

8. Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.Т.42

9. Новая философская энциклопедия. В 4т. – М.: Мысль, 2000-2001.

10. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. – М., 1992.

11. Тойнби А.Дж. Постижение истории. Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1991.

12. Фромм Э. Душа человека. – М., 1992.

13. Эфроимсон В.П. Генетика гениальности.-4-е изд. – М., 2008.

14. Шпенглер О. Закат Европы. – М.: Мысль, 1993.

15. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М.: Политиздат, 1991.

16. Яхнин Е.Д. Эволюция и будущее человеческого социума (Общенациональная идея России в мировом контексте) // Вопросы философии. – 2006. – №5.