Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 12

 

Поиск            

 

Указания методические и контрольные задания для студентов-заочников по специальности 260502 "Технология продукции общественного питания"

 

             

Указания методические и контрольные задания для студентов-заочников по специальности 260502 "Технология продукции общественного питания"

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

Дисциплина "ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ "

Методические указания и контрольные задания

для студентов-заочников по специальности 260502 "Технология продукции общественного питания"

ТЮМЕНЬ, 2007


Рекомендовано предметной (цикловой) комиссией гуманитарных дисциплин. Протокол № 1 от 11.09.07

Рассмотрено на заседании методического совета Технологического колледжа. Протокол № 1 от 13.09.07

Пропп А.Д. Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников по специальности 26050*2 "Технология продукции общественного питания" для дисциплины "Основы экономики ", 2007

Реценценты:

Толстоухова Т.М., заместитель директора по научно-методической работе

Технологический колледж ТюмГНГУ, 2007


Введение

Дисциплина «Основы экономики» позволяет студентам приобрести базовые экономические знания, необходимые им в профессии и повседневной жизни.

Студенты заочной формы обучения специальности «Технологии продукции общественного питания» в соответствии с действующим учебным планом в 1 -ом семестре выполняют контрольную работу, сдают зачёт по дисциплине "Основы экономики" (ОГСЭ 07)

В результате изучения студенты должны знать: предмет экономической науки, направления её развития, основные понятия и термины, экономические законы;

Должны уметь: изучать и анализировать экономические процессы, приме­нять экономические знания на практике.

Изучение основ экономики предполагает тесную связь с изучением общеоб­разовательных и специальных дисциплин (история, правоведение, товаро­ведение, калькуляция и др.).

Настоящие методические указания содержат рекомендации по выполнению Контрольной работы и список вопросов необходимых к зачёту. Их цель-зак­репление теоретических знаний.

При ответах на вопросы рекомендуется пользоваться литературой, список которой приведён в настоящих методических указаниях. Методические указания по выполнению контрольной работы содержат десять вариантов. Номер варианта принимается по последней цифре номера студенческого би­лета. Вопросы к зачёту не зависят от варианта, знать ответы на них необхо­димо каждому студенту.


Методические рекомендации по выполнению контрольной работы

При подготовке ответа на теоретические вопросы следует опираться на список рекомендованной литературы, однако это не исключает работу с литературой не входящей в рекомендованный список. В работе студенты должны приводить все необходимые формулы с расшифровкой условных обозначений, давать ссылки на используемые источники информации.

Контрольная работа оформляется в виде а либо в тетради (объем не должен превышать 20 листов), либо на листах формата А4 (в объеме не более 10 листов). В контрольной работе выделяют: титульный лист установленного образца, введение, основную часть, где излагается содержание теоретического вопроса, заключение, список литературы. Список использованной литературы помещается в конце работы. В начале этого списка посередине строки пишется слово «Литература» (без кавычек), а дальше в алфавитном порядке перечисляются использованные источники и литература. На титульном листе обязательно указывается номер варианта контрольной работы, кроме того специальность, наименование учебного предмета; фамилия, имя, отчество преподавателя; свои фамилию, имя, отчество полностью ( в именительном падеже); номер группы; дату написания контрольной работы.

Первая страница тетради является первой страницей контрольной работы. Соблюдение границ полей обязательно: правое 3 см.; верхнее и нижнее поля составляют 1-1,5 см. Если тетрадь в клетку, то текст контрольной работы следует писать через строчку. Если тетрадь в линейку, то текст контрольной работы можно писать в каждой линейке.

В случае если работа преподавателем не зачтена, то обязательно выполняется работа над ошибками.


И ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К НЕМУ (методические рекомендации)

- письменное изложение научной проблемы, результатов научных исследований по определённой теме на основе обзора литературы и других источников. следует составлять из 4 основных частей: введения, основной части, заключения и списка литературы.

1. Оглавление

• введение (актуальность темы, цель, задачи);

• основная часть (текст, таблицы, схемы, рисунки);.

• заключение (выводы);

• литература (в алфавитном порядке);

• чистый лист (для рецензии).

2. Основные требования к введению.

Введение должно включать в себя краткое обоснование актуальности темы а, которая может рассматриваться в связи с невыясненностью вопроса в науке, с его объективной сложностью для изучения, а также в связи с многочисленными теориями и спорами, которые вокруг нее возникают. В этой части необходимо также показать, почему данный вопрос может представлять научный интерес и какое может иметь практическое значение. Таким образом, тема а должна быть актуальна либо с научной точки зрения, либо из практических соображений.

Введение должно содержать также краткий обзор изученной литературы, в котором указывается взятый из того или иного источника материал, анализируются его сильные и слабые стороны. Объем введения обычно составляет две-три страницы.

3. Требования к основной части а.

Основная часть а содержит материал, который отобран студентом для рассмотрения проблемы. Средний объем основной части а 10-12 страниц. Основная часть, кроме содержания, выбранного из разных литературных источников, также должна включать в себя собственное мнение студента и сформулированные самостоятельные выводы, опирающиеся на приведенные факты.

4. Требования к заключению.

Заключение - часть а, в которой формулируются выводы, обращается
внимание на выполнение поставленных во введении задач и целей. Заключение
должно быть четким, кратким, вытекающим из основной части. Объем заключения 2-3
страницы.

5. Основные требования к списку изученной литературы.

Источники должны быть перечислены в алфавитной последовательности (по первым буквам фамилий авторов или по названиям сборников). Необходимо указать место издания, название издательства, год издания.

6. Основные требования к написанию а.

• должна соблюдаться определенная форма (титульный лист, лист оглавления и т. д.)

• выбранная тема должна содержать определенную проблему и быть адекватной по
уровню, объему и степени научности.

• по объему не менее 10 стр. и не более 15 стр. (печатного текста)

• введение и заключение должны быть осмыслением основной части а.

7. Оценивание а.

• соблюдение формальных требований к у.

• грамотность раскрытия темы.

• логичность и четкость рассказа о представленном е.

• способность понять суть задаваемых по работе вопросов и умение сформулировать
точные ответы на них.


Вариант № 1

Общие проблемы экономического развития общества

Методические указания

В результате изучения вопроса студент должен знать следующие понятия: экономика, потребность, средства производства, факторы производства.

Экономическая деятельность ориентирована на создание благ, направленных на удовлетворение многообразных и постоянно растущих потребностей. Процесс создания людьми необходимых благ называется производством. Противоречия между ограниченными факторами производства, с помощью которых производятся экономические блага, и неограниченными потребностями людей в этих благах - одна из проблемг " экономического развития общества. Разрешение такого противоречия состоит в поиске ответов на 3 основных вопроса экономической деятельности стоящих перед обществом.

Обществу приходится решать также проблему выбора варианта развития общественного производства.

При ответе на данный вопрос рекомендуется использовать следующую литературу:

- «Основы экономики» под редакцией Н.Н.Кожевникова;

- «Экономическая теория» под редакцией В.Д. Катаева и др.

Вариант №2

Возникновение, структура и функции рынка

Методические указания

В результате изучения вопроса студент должен-знагь следующие понятия: история возникновения рынка, определение рынка как формы взаимоотношения между обособленными и самостоятельно принимающими решения хозяйствующими субъектами.

___ Выделяют различные критерии для классификации рынков. Например:__

географическое положение, характер продаж и т.д.. Рыночные отношения оказывают огромное влияние на все стороны хозяйственной деятельности, а именно информационное, регулирующее, интегрирующие, стимулирующие и санирующее.

При ответе на данный вопрос рекомендуется использовать следующую литературу:

- Райзберг Б.А., « Учебный экономический словарь»;

- Автономов B.C., « Введение в экономику»;

- Черняк В.В., « Экономика» и др.


Вариант №3

Механизм рыночного ценообразования

Методические указания

В результате изучения вопроса студент должен знать, что спрос и предложение, как экономические категории, оказывают преобладающее влияние на формирование цены. Степень изменения спроса в ответ на изменение цен характеризует эластичность спроса. Степень изменения объема предложения в ответ на изменение цены характеризует эластичность предложения. Если объем предложения равен объему спроса, то можно говорить о существовании равновесной цены.

При ответе на данный вопрос рекомендуется использовать следующую литературу:

- Райзберг Б.А., « Экономический словарь»;

- Рябикина А.А., «Основы микроэкономики»;

- « Экономическая теория» под редакцией В.Д. Катаева;

- « Основы экономики» под редакцией Н.Н Кожевникова

Вариант № 4

Основные экономические показатели деятельности предприятия

Методические указания

В результате изучение данного вопроса студент должен знать

понятия: объем производства, валовой доход, выручка, затраты, прибыль.

Статьи бухгалтерских издержек - это статьи затрат, образующих себестоимости продукции. Для анализа обобщенной оценки хозяйственной деятельности предприятия используют такой показатель, как рентабельность. Для осуществления успешной деятельности предприятия предприниматель не должен забывать «золотые правила» в отношении

использования капитала.


Вариант № 5

Формы и системы оплаты труда

Методические указания

В результате изучения данного вопроса студенты должны знать отличия реальной заработной платы от номинальной. В соответствии с Кодексом законов о труде и частью первой Гражданского кодекса России предприятия и организации любой организационно-правовой формы самостоятельно устанавливают формы, системы и размеры оплаты труда. В практике организации заработной платы применяются, как правило, несколько уровней тарифных ставок. Распространены следующие системы оплаты труда: повременная, повременно-премиальная, сдельно-прогрессивная, сдельно-премиальная, косвенная сдельная. Среди форм оплаты выделяют индивидуальные и коллективные формы. При ответе на данный вопрос рекомендуется использовать «Основы экономики» под редакцией Н.Н. Кожевникова, «Основы экономики» под редакцией Б.И. Табачникаса и другой литературой.

Вариант № 6

Налогообложение в Российской Федерации

Методические указания

В результате изучения данного вопроса студент должен знать, что налог-это форма безвозмездного изъятия части денежных средств на государственные и общесоциальные нужды. Налоги выполняют функции: фискальную, перераспределительную, регулирующую. Выделяют следующие виды налогов: прямые и косвенные. Каждый налогоплательщик за нарушение налогового законодательства несёт ответственность. При ответе на данный вопрос рекомендуется использовать «Основы экономики» под редакцией Н.Н, Кожевникова, учебник «Налоги и налогообложение в Р.Ф.» Н.Г Дмитриеве и,другую литературу.

Вариант №7

Содержание и общие черты экономического цикла

Методические рекомендации

В результате изучения данного вопроса студент должен знать, что повторяющиеся в экономике спады и подъёмы в развитии производства и уровне деловой активности называются экономическим циклом. Экономический цикл_ включаетфазы: депрессии, оживления, подъёма, за которым наступает вновь кризис. Циклы могут различаться по продолжительности. При анализе особенностей циклов необходимо исследование эффекта акселератора.

При ответе на этот вопрос рекомендуется использовать «Учебный экономический словарь» Б.А.Райзберга, «Введение в экономику» B . C . Автономова, «Основы экономики» под редакцией Н.Н. Кожевникова и другую литературу.

экономики» под редакцией Н.Н. Кожевникова и другую литературу

Вариант №8

Финансы и денежно-кредитная система

Методические рекомендации

В результате изучения данного вопроса студент должен знать, что финансы - это совокупность денежных отношений, возникающих у субъектов хозяйствования в процессе формирования денежных средств и использования их на цели воспроизводства, стимулирования и удовлетворения социальных нужд общества. Финансы выполняют функции: распределительная и контрольная. Финансовая система РФ включает общегосударственные финансы и финансы хозяйствующих субъектов.

При ответе на вопрос рекомендуется использовать «Основы экономики» под редакцией Н.Н. Кожевникова и «Финансы» под редакцией Г.Б. Полянка и другую литературу.

Вариант №9

Сущность и тенденции глобализации мировой экономики

Методические указания

В результате изучения данного вопроса студент должен знать, что интеграция в мировую экономику - один из важнейших шагов на пути перехода к рынку. Характерными чертами процесса глобализации мировой экономики является нарастание экономической открытости национальных хозяйств, возрастание степени либерализации национальных рынков. Сегодня мировая экономика имеет многополосную структуру. Возрастают темпы движения капитала. На глобализацию хозяйственной жизни оказывают заметное влияние глобальные проблемы, представляющие угрозу всей мировой цивилизации.

При ответе на вопрос рекомендуется использовать «Основы экономики» под редакцией Н.Н. Кожевникова, «Основы экономики» СВ. Соколовой, «Введение в экономику» В.С Автономова, «Основы экономики и предпринимательства» Л.Н Чередановой и другую литературу.


Вариант№10

Предпринимательство и его место в современной

экономике

Методические указания

В результате изучения данного вопроса студент должен знать следующие понятия: предпринимательская деятельность, лицензия, акция, товарищество, общество, собственность, устав. Предпринимательство как инициативная деятельность имеет длительную историю. Существует две формы правового статуса предпринимателя: индивидуальный предприниматель и юридическое

лицо

Бывают коммерческие и некоммерческие юридические лица.

При ответе на вопрос рекомендуется использовать следующую литературу:

- Череданова Л.Н. «Основы экономики и предпринимательства»;

- «Основы экономики» под редакцией Н.Н.Кожевниковой,

- «Основы предпринимательской деятельности» В.В. Галкина и др.



Список рекомендованной литературы:

1. Автономов B.C. Введение в экономику: Учебник для 10-11 кл. - М:
Вита - Пресс, 2003.-256 с.

2. Банковское дело/ Под ред. Г. Н. Белоглазовой. - СПб. : Питер, 2004.-
384 с.

3. Галкин В. В. Основы предпринимательской деятельности. - Ростов Н/Д
: Феникс, 2004.- 288 с.

4. Дмитриева Н. Г. Налоги и налогообложение в РФ. - Ростов Н/Д;
Феникс, 2004.-512 с.

5. Основы экономики/ Под ред. Н. Н. Кожевникова. - М. : Академия,
2006.-288 с.

6. Основы экономики / Под ред. Б. И. Табачникаса. - М. : Вита - Пресс,
2005.-464 с.

7. Райзберг Б. А. Учебный экономический словарь. М. : Рольф, 2000. -
416 с.

8. Рябикина А. А. Основы микроэкономики. СПб : Лань. 1997. - 304 с.

9. Соколова С. В. Основы экономики. - М. : Академия, 2005. - 128 с.
Ю.Толковый словарь рыночной экономики/ под ред. В. П. Тарасова. - М. :

Сотрудничество, 1993.-301 с.

11 .Финансы/ под ред. Г. Б. Поляка. - М. : Юнити - Дана, 2004. - 607 с. 12.Черняк В. В. Экономика. - М. : Экзамен, 2002. - 128 с. И.Череданова Л. Н. Основы экономики и предпринимательства. - М. :

Академия, 2004. - 176 с. 14.Экономическая теория : экзаменационные ответы/ Под ред. О. С.

Белокрыловой. - Ростов Н/Д.: Феникс, 2002 - 448 с. 15.Экономическая теория

/ Под ред. В. Д. Катаева. - М. : ВЛАДОС, 2002. - 512 с.