Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 12

 

Поиск            

 

Рекомендации методические для классных руководителей, консультантов ппс ппп, профконсультантов, учителей-предметников, педагогов-психологов, социальных педагогов, воспитателей Специфика профориентационной помощи на разных этапах развития ребенка

 

             

Рекомендации методические для классных руководителей, консультантов ппс ппп, профконсультантов, учителей-предметников, педагогов-психологов, социальных педагогов, воспитателей Специфика профориентационной помощи на разных этапах развития ребенка

Отдел сопровождения профессиональной карьеры

Методические рекомендации для классных руководителей, консультантов ППС ППП, профконсультантов, учителей-предметников, педагогов-психологов, социальных педагогов, воспитателей

Специфика профориентационной помощи на разных этапах развития ребенка

г.о. Новокуйбышевск

2010 год

Печатается по решению Редакционного совета Муниципального образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Ресурсный центр» г. Новокуйбышевска Самарской области

Составитель:

О.Е. Зайчикова, методист Отдела сопровождения профессиональной карьеры «Ресурсного центра»

Ответственный редактор:

Д.А.Воронков, заместитель директора «Ресурсного центра»

«Специфика профориентационной помощи на разных этапах развития ребенка»: методические рекомендации для классных руководителей, консультантов ППС ППП, профконсультантов, учителей-предметников, педагогов-психологов, социальных педагогов, воспитателей – г. о. Новокуйбышевск, 2010 год.

Данные методические рекомендации посвящены проблеме подготовки подрастающего поколения к социально-профессиональному самоопределению на новой качественной основе. Суть ее состоит в объединении, консолидации усилий всех субъектов образовательного пространства, направленных на самореализацию личности ребенка в единстве учебных, профессиональных и социокультурных интересов. Особое внимание уделяется методам и формам работы, которые могут быть эффективно использованы каждым учителем, психологом, воспитателем, социальным педагогом, заинтересованным в оказании помощи подрастающему поколению в социально-профессиональном самоопределении.

Педагоги не только познакомятся с современными концептуальными подходами к социальному и профессиональному самоопределению детей на разных этапах дошкольного и школьного детства, но и приобретут опыт практической работы в области оказания им профориентационной педагогической помощи.

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

1. Введение. 4 – 5

2. Основные подходы в деле руководства профессиональным самоопределением детей дошкольного и школьного возраста

2.1. Дошкольный онтогенез. 6 - 10

2.2. Школьный онтогенез. 11 - 13

3. Формы и методы педагогической поддержки социально-профессионального самоопределения старшеклассников

3.1. Методы активизации. 14 - 17

3.2. Организация и выполнение профессиональных проб 18 - 26

школьников.

3.3. Мониторинг готовности старшеклассников к социально- 27 - 51 профессиональному самоопределению с позиции педагогической поддержки.

4. Заключение. 52

5. Литература. 53

6. Приложения. 54 - 97

Введение

Выбор профессии – задача сложная и достаточно парадоксальная. Парадокс состоит в следующем. С одной стороны, каждая профессия – это целый сложный мир, на ознакомление с которым нужны годы и учения, и адаптация молодого специалиста к профессиональной общности. При этом, с другой стороны, прежде чем выбрать какую-либо профессию, надо уже заранее знать, из множества каких объектов выбираешь.

В современном обществе профессий необозримо много. И каждая предъявляет некоторые особые требования к занятому ею человеку. Одно дело выращивать молодняк животных, другое – составлять балансовый бухгалтерский учет, третье – монтировать, налаживать работотехнологический комплекс. Ориентироваться в мире профессий без информационной поддержки невозможно – ни подрастающим людям, ни взрослым. Выбирая будущее занятие наобум или только из соображений престижа, можно оказаться в той сфере деятельности, которая станет постылой на многие годы.

Сложность выбора обусловлена и тем, что содержание работы профессионала недоступно внешнему наблюдению и передаче в форме «картинки». Например, оптик «ловит» при обработке линзы ничтожные доли миллиметра; учитель, объясняя урок, одновременно наблюдает за классом, обращая внимание на «горячие точки», известные только ему, - как это изобразить на картинке?

Средство, с помощью которого можно одолеть трудности обсуждаемого рода, - осведомленность человека. Каждый, учившийся в школе, осведомлен об очень многом. Но знание о современном обществе нельзя признать добротным, если у человека не сформировалось ясных, расчлененных представлений о людях-«делателях», о профессиях и профессионалах.

Положение, когда подрастающий человек в ходе образования не получает достаточно полных и систематичных сведений о путях своего возможного профессионального развития, препятствует ему в жизненном самоопределении. В частности, необходимы сведения из области научного психологического профессиоведения. Они важны как юным, так и взрослым людям для ориентировки во множестве разнообразных сфер приложения сил.

Одна из важных составляющих этого процесса – повседневная помощь подрастающему поколению, формирование людей, готовых и могущих самостоятельно обдумывать перспективы своего профессионального развития. В этом деле роль личностных качеств людей, их психики очень велика. Ведь человек как субъект труда характеризуется не только внешними его результатами, но и сложными, многообразными душевными свойствами, функциями.

Миссия педагогов – помочь подрастающему человеку правильно выбрать свою профессиональную стезю. Педагог должен не только ориентироваться в мире профессий, но и знать вопросы развития человека на профессиональном жизненном пути. Без таких знаний он не сможет содействовать девушкам и юношам в выборе их профессионального будущего.

Переход школ страны на профильное обучение связан с интенсивным повышением квалификации учителей, с пересмотром опыта прежней работы и ее обновлением. Вводимая в школах система профильного обучения поставила перед педагогами и руководителями образования задачу совмещения профориентационной работы с предметным обучением. Успешное ее решение позволит преодолеть такой недостаток современной школы, как рассогласование знаний по отдельным образовательным дисциплинам и оторванность этих знаний от реальной жизни и от ученика. Прежде всего, это позволит повысить ответственность педагогов за качество предметного обучения и его эффективность. Одновременно с этим обязанностью учителей становится создание в рамках предпрофильной подготовки и профильного предметного обучения условий для максимального раскрытия интересов и склонностей учащихся, прогнозирования успешной реализации их учебных предпочтений и жизненных планов.

К сожалению, многие методические разработки прошлых лет п профессиональной ориентации школьников сильно устарели. Другие нуждаются в корректировке исходных положений и принципов разработки технологий. Третьи носят явно выраженный развлекательный характер, диссонируя с серьезностью момента.

В современных условиях профориентационную работу в образовательном учреждении следует сконцентрировать на решении таких сложных задач, как:

* получение непротиворечивых данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения;

* обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках элективных курсов и в воспитательной работе;

* дополнительная поддержка некоторых групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства – учащихся коррекционных классов, девушек классов социально-экономического профиля обучения и др.;

* выработка гибкой системы кооперации старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями и общественностью микрорайона, города, региона. Учитывая потребность педагогических кадров в учебно-методическом обеспечении профориентационной работы в образовательном учреждении, мы представили материалы, которые могут применять на своих занятиях учителя, воспитатели, педагоги-психологи.

Основные подходы в деле руководства профессиональным самоопределением детей дошкольного и школьного возраста

Дошкольный онтогенез

Можно предвидеть отрицательную эмоциональную реакцию некоторых специалистов по вопросам детства на истолкование ребенка как возможного субъекта труда. Основной довод – «Не лишайте ребенка детства, пусть поиграет!». С понятием «труд» часто почему-то связывают чуть ли не одну лишь переноску тяжестей.

На самом деле до банальности общеизвестным фактом является то, что дети, осваивая произвольное поведение, как раз тянутся к воспроизведению действий и деятельности взрослых, а в дошкольном возрасте начинают играть именно «во взрослых» - во врача, шофера, продавца и т.д. И в этом состоит важное условие и общее направление их психического развития.

Привычный нам по современным условиям развития детей этап дошкольной игры не является непременным возрастным признаком их активности. В обществах, характеризующихся простыми способами и средствами производства (охота, рыболовство), дети, едва овладев движениями и самостоятельным перемещением, фактически включаются в деятельность по жизнеобеспечению, в труд.

Вот характерное и типичное свидетельство: «С очень ранних лет мансийские дети втягиваются в рыбный промысел. Они еле-еле ходят, а родители уже берут их с собой в лодку. А как только начинают подрастать, для них часто делают маленькие весла, обучают управлять лодкой, приучают к жизни реки».

Н.Н.Миклухо-Маклай пишет о детях папуасов: «Мне частенько приходилось видеть…как маленький мальчуган лет четырех пресерьезно разводил огонь, носил дрова, мыл посуду, помогал отцу чистить плоды…».

В то же время едва ли нужно обосновывать мысль, что при определенных условиях не только дошкольник, но и подросток, и старшеклассник, и даже взрослый человек могут негативно относиться к труду.

Приведем отрывок из зарисовки учительницы о третьеклассниках. Во время экскурсии на сельскохозяйственное предприятие ребята захотели бескорыстно помочь взрослым работникам, вручную убирающим свеклу в междурядьях фруктового сада. «Я им разрешила, - рассказывает учительница, - и сама показала, как надо копать свеклу. Все ребята с воодушевлением принялись за работу. Один мальчик спокойно сидел под деревом и «от нечего делать» дергал травку.

Я его спросила:

- Тима, что с тобой, ты нездоров?

- Почему? Я здоров.

- Почему же ты не работаешь?

- А зачем работать бесплатно?

Меня поразили такие рассуждения, и я решила с ним поговорить. Я сказала ему о пользе общественного труда, о трудовых подвигах…о счастье вообще…

Мальчик слушал меня внимательно, чувствовалось, что мои слова звучат, как нечто новое, неожиданное для него.

Я знаю, что Тима воспитывается у тети, которая его очень балует, но не забывает подчеркнуть, чего стоит ей его воспитание. Вскоре я побывала у мальчика дома, поговорила с тетей. Она считает, что общественно-полезный труд – это эксплуатация детей. Выяснилось, что она воспитывает у Тимы чувство отвращения к труду».

Не будем сейчас затрагивать вопрос, хорошо это или плохо – работать или не работать бесплатно. Важно другое – все сказанное выше свидетельствует о следующем: стремится или не стремится человек быть субъектом труда – это в значительной степени зависит от отношения к данному вопросу со стороны значимого для него социального окружения – «значимых других».

Трудовая деятельность возникает и развивается, как некоторое системное качество человека в определенной человеческой же среде. Эта общая закономерность обнаруживается и в дошкольном онтогенезе человека как субъекта труда. Доступным и посильным для дошкольников видом производительного труда является дежурство по столовой, вводимое на четвертом году жизни. Дети охотно предлагают свои услуги в качестве дежурных. Результат работы дежурных (накрытые столы) имеет значение для других людей. Необходимость достижения результата очевидна: не поставишь чашки – не из чего будет пить. Описаны наблюдаемые признаки поведения детей, свидетельствующие об их стремлении дежурить, и признаки поведения взрослого (воспитателя, помощника воспитателя), свидетельствующие о понимании и поддержке им стремления детей трудиться.

Признаки поведения детей: ребенок поднимает руку, лицо обращено к воспитателю; подходит к помощнику воспитателя с просьбой о назначении его дежурным; отнимает фартук у другого ребенка; отмечает флажком свою картинку на «доске дежурных; плачет, оказавшись лишним.

Признаки поведения взрослого: оказывает помощь детям в затруднительных ситуациях; обучает детей способам действий со столовыми приборами; объясняет необходимость доведения работы до конца; корректирует ошибки детей; объясняет детям значение их работы для других; эмоционально поддерживает усилия детей на протяжении всего дежурства; благодарит детей за помощь, хвалит за старание.

Позиция взрослых по отношению к стараниям детей может быть далеко не идеальной, и вот симптомы этого: «У меня не хватает терпения смотреть, как они возятся с посудой!», «Мало того, что я …убираю, так я за эти же деньги должна еще и воспитанием заниматься, нервы портить!», «Я же детей не бью, отношусь к ним хорошо – чего еще надо!», «С этими детьми мне спокойнее – они уже умеют все делать, а остальные потом научатся».

Аналогичного рода позицию в отношении к трудовому воспитанию детей занимают и некоторые руководители общественного дошкольного воспитания (инспекторы отделов народного образования, заведующие детсадами, старшие воспитатели). Ближайшая цель (подготовка детей к школе и сообразно этому внедрение в детсад методов обучения математике, музыке и пр.) иногда заслоняет в сознании работников дошкольного дела важную, но более отдаленную цель – воспитание человека как субъекта труда.

В случаях описанного рода у детей-дежурных даже в старших группах детсада не обнаруживается необходимый набор психологических признаков труда. И наоборот, если создаются благоприятные социально-контактные условия, о которых речь шла несколько выше, то дошкольник четвертого года жизни способен обнаружить все существенные признаки сознания субъекта труда.

В контексте проблемы умственного развития дошкольников и формирования у них системных знаний проведены многие исследования по вопросам развития и формирования представлений детей о труде взрослых; причем эти представления совершенно правомерно отнесены к категории обществоведческих знаний. Центральным звеном названных знаний являются знания о трудовой деятельности людей. Такие знания обеспечивают понимание значения труда в жизни общества и каждого человека. Это обусловливает развитие интереса к трудовой деятельности людей, отношения к труду, результатам труда уже в дошкольном возрасте. Знания о труде, отношениях к нему, мотивах, направленности труда, отраженные в образах, начинают регулировать поступки людей, перестраивать их мотивы и отношения к собственному труду, к предметам, созданным людьми. Отсюда знания о труде взрослых должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада.

Исследователем В.И.Логиновой выделены и определены уровни развивающегося знания детей о труде как явлении социальной действительности. Полагая эту информацию поучительной для педагога (с точки зрения формирования у него дифференцированного виденья содержания сознания детей разных возрастов), рассмотрим ее более подробно:

Нулевой уровень, для которого характерно отсутствие отчетливых знаний объекта, ошибки в познании. Этот уровень базируется на недифференцированном восприятии, результатом которого являются неотчетливые образы объектов.

Первому уровню знаний присущи отчетливость, безошибочность опознания объекта, знание некоторых броских его особенностей. Этот уровень базируется на отчетливом восприятии, результатом которого являются достаточно отчетливые образы отдельных объектов. На этом уровне знания принимают объективный характер, оцениваются с точки зрения количественного охвата объектов.

Второму уровню присуще достаточно полное знание особенностей объекта, отдельных его существенных сторон. Этот уровень знаний опирается на дифференцированное восприятие, достаточно высокий уровень сенсорного развития, дифференцированные образы объектов и приближается к предметно-описательному знанию.

Третий уровень знаний – уровень отражения объекта как единого целого с его внутренними связями, составляющими видовую определенность объекта. Этот уровень характеризуется как переход к системному знанию. Он опирается на аналитико-синтетическую деятельность мышления, установление существенных связей между особенностями объекта и внешними условиями.

Четвертый уровень знаний – уровень отражения отношений между системами знаний: системой и входящими в нее подсистемами, между системами одного класса (родо-видовые и родо-родовые отношения), объединенными системообразующими связями. Этот уровень знаний опирается на обобщенные системные представления об объектах, развивающееся словесно-логическое мышление.

Было, в частности, установлено, что от уровня знаний о труде зависят и интерес к нему, и развитие познавательной деятельности, и умение практически выполнять доступные трудовые процессы (повышение уровня знаний сопровождается активизацией интереса к выполнению трудовых процессов).

При отсутствии продуманного педагогического руководства развитием детей уровень знаний о труде взрослых даже у шестилеток может оставаться не выше первого. А при научно обоснованном построении педагогической работы трехлетки превосходят первый уровень, четырехлетки достигают второго, пятилетние дети превосходят третий уровень, а шестилетние вплотную приближаются к четвертому.

Таким образом, доступность знаний о труде взрослых – это следствие хорошей педагогической работы.

Описания некоторых очень поучительных приемов работы по формированию знаний описанного рода (из исследований Логиновой В.И.).

«Прежде всего, у детей вызывалась потребность в каком-то предмете, которого не оказывалось: в ситуации игры не оказывалось мисочки, чтобы накормить Мишку обедом, или нельзя было взять куклу на прогулку, так как у нее не было пальто, или дети после сна не могли пить молоко, потому что не было чистых чашек и т.п.

Вызванная потребность в предмете вызывалась тем, что на глазах детей создавались эти предметы. За созданием предметов организовывалось наблюдение. При этом ожидание предмета детьми позволяло формировать знание и о результате труда, и о его назначении (пальто нужно, чтобы кукле было тепло, чтобы она не замерзла), и о значимости результата для детей (для удовлетворения потребности в пище – из чистых чашек можно пить молоко). Дети обращали внимание на поэтапность изготовления предмета, выделяли трудовые действия. В ходе наблюдений за изготовлением предмета внимание детей фиксировалось на промежуточных результатах, отчетливо представленных в предметном виде: кусок ткани, выкроенная ткань, пальто без рукавов, пальто с вшитыми рукавами и, наконец, с воротником.

Подобное руководство восприятием процесса труда позволяет детям проследить весь процесс от начала до конца, установить логические связи между компонентами основной связи, понять сущность того или иного конкретного вида труда.

От специально организованных наблюдений за трудом взрослых мы переходили к организации деятельности самих детей при помощи игр-занятий (вымоем куклам посуду и т.п.), старались отразить это содержание в творческих играх. Тем самым обеспечивались прочное усвоение знаний и контроль за процессом их усвоения.

Степень освоенности и обобщенности знаний о центральной связи понятия о труде и ее компонентах прослеживалась в условиях переноса: дети должны были обнаружить центральную связь понятия о труде, наблюдая те виды труда, с которыми их специально не знакомили. При этом освоенность знаний проверялась как в условиях близкого переноса (с одного трудового процесса няни – мытье посуды – на другой ее трудовой процесс – мытье пола), так и в условиях отдаленного переноса (перенос на труд людей других профессий, например повара). Детям предлагалось посмотреть самостоятельно за трудом няни или повара, затем рассказать об этом воспитателю. Этот рассказ и свидетельствовал об умении увидеть и понять в новом виде труда его суть: результат и значимость для других, процесс достижения результата».

Аналогичная работа была проведена и на материале более широкого круга трудовых процессов. В результате подавляющее большинство детей 3 – 4 лет (85 – 87%) выделяли результат и его общественную значимость и расчленяли процесс, направленный на достижение результата. Вот некоторые примеры ответов детей в условиях далекого переноса: «Она (повар) сделала котлеты, чтобы есть нам, мы кушать захотели», «Метлу взял (дворник), подметал, в носилку положил мусор, потом выбросил в колокольчик».

Эффект психического развития детей выразился в следующем:

  • во-первых, они стали более дифференцированно воспринимать социальную действительность;
  • во-вторых, у них возросло умение не терять цель наблюдения и выделять многие тонкости трудового процесса и его вещественного оснащения;
  • в-третьих, изменился характер их речи, обогатился словарный запас, суждения о труде стали более содержательными и связными;

В то же время дошкольники, лишенные продуманного и систематического руководства, показали при обследовании удручающие результаты:

  • они не понимали вопроса «Кем работает?»;
  • не различали сходные профессии (и няня, и воспитатель, и повар ходят в халатах, поэтому путали няню с поваром);
  • соотносили профессию только с отдельным конкретным человеком (полагали, что повар не нужен в детском доме).

Таким образом, сказанное выше дает понять педагогу, что «самоопределение» ребенка-дошкольника как потенциального субъекта труда и (в отдаленном будущем) профессионала требует систематического, в свою очередь, профессионального труда, основанного на высокой психолого-педагогической компетентности и ответственности.

Школьный онтогенез

В младшем школьном возрасте при правильном педагогическом руководстве развитием ребенка существенно преобразуются, совершенствуются такие важны для будущего субъекта труда качества, как способность произвольной саморегуляции психики и поведения: приходится соблюдать временной режим, принятый в школе, управлять своим вниманием, не отвлекаться; вспоминать усвоенное важно не тогда, когда это «само приходит в голову», а когда спросят, когда требуется по ходу выполнения задания; надо контролировать свою двигательную активность.

Учение как деятельность связано и с необходимостью совершенно особой саморегуляции в социальной среде. Родители считаются обычно с тем, что ребенок имеет задания и создают ему определенны условия. Учитель предъявляет требования, а не просто «приглашает поиграть». Младший школьник получает те или иные индивидуализированные оценки учителя, что создает некоторую динамику отношений в классе. Все это приводит ребенка к необходимости по-новому ориентироваться в социуме и сообразовывать свое поведение с множеством норм, социальных ожиданий.

Проявления собственно трудовой деятельности младшего школьника более сложны и разнообразны (по сравнению с наблюдаемыми у дошкольника). Более разнообразными становятся работы по самообслуживанию.

Его представления о труде взрослых теперь расширяются не только за счет наблюдений доступной среды, но и за счет чтения. Учебник при хорошем его содержательном наполнении может стать важным и авторитетным для школьника окном в мир профессий.

Но при чем тут самоопределение? А как раз при том, что для обдумывания будущего профессионального пути, которое станет выраженным и эмоционально обостренным в среднем и старшем школьном возрасте, должен быть в течение предшествующего развития накоплен большой запас знаний, характеризующих мир труда. Без этого собственно разумное самоопределение и невозможно, и неизбежен путь случайных проб и попыток. Педагогическое же руководство учащимися в деле проектирования ими своего профессионального будущего может пи этом выродиться в простую замену профессионального самоопределения: учащийся будет не подготовлен к выбору профессии и пассивен в этом отношении. Педагогу же ничего не останется, как подсовывать ему те или иные готовые варианты решений о возможном профессиональном будущем.

В результате окажется реализованным директивный подход к руководству выбором профессии, даже если педагог отдает себе отчет, что такой подход не самый лучший.

Разумеется, директивный, авторитарный подход педагога в деле подготовки учащихся к выбору профессии может возникать и по другим причинам. Например, вследствие особенностей личности педагога, склонного давить своим мнением на учащихся и плохо рефлексирующего этот свой недостаток. Не исключены и просто плохая теоретическая его подготовка, неумение реализовать уважительное отношение к учащемуся.

В деле педагогического содействия развитию учащегося как будущего субъекта профессионального труда можно различать следующие возможные подходы: директивный, просветительский, диагностический, воспитательский, диалогический (партнерский), имитационно-игровой и комплексный. В зависимости от того, какой подход преимущественно культивируется в классе, будет несколько по-разному протекать и все развитие школьника.

Директивный подход в деле руководства процессом профессионализации личности нередко воспроизводится под прикрытием идеи ведущей роли педагога и проявляется прежде всего в неуважении к самостоятельности учащегося, в педагогическом нетерпении и стремлении решать за детей все проблемы.

Сущность просветительского подхода заключается в том, что нужно обращать особое внимание на изучение тех наук, от которых зависит будущий профессиональный путь. Например, ботанику, биологию, анатомию полезно знать тем, кто собирается стать врачом.

Диагностический подход предполагает использование тестов для выявления способностей человека и определения его профессионального будущего.

Воспитательный подход связан с реализацией основной функции педагога – формированием, преобразованием ума, характера, чувств, воли, умений, представлений растущего человека в соответствии с осознанным запросом общества.

Наиболее продуктивным является диалогический подход , суть которого заключается в корректном педагогическом воздействии на ребенка с целью активизации его самопознания и самоопределения. Данный подход строится на организации доверительного обсуждения существенных сторон ситуации выбора профессии. При этом обсуждение ведется по определенным правилам, максимально гарантирующим равноправные позиции собеседников и отсутствие какого-либо заметного педагогического «давления».

Имитационно-игровой подход предполагает работу педагога с учащимися в стиле специальных «деловых» игр. Например, классу объявляется о предстоящей деловой игре с такой инструкцией: «Пришло сообщение о прибытии на нашу планету представителей другой цивилизации. Срочно организуется пресс-конференция. Из-за технических сложностей время пребывания пришельцев на Земле ограничивается 15 минутами. За это время наши цивилизации должны узнать друг о друге самое главное». 2 – 3 ученика играют роль «пришельцев». Остальные учащиеся – журналисты; педагог – «ведущий» пресс-конференции. В ходе игры можно активизировать у учащихся понимание роли труда для процветания общества и счастья людей, представления о профессиях.

Комплексный подход сводится к разумному, уместному использованию разных средств, культивируемых сторонниками нескольких ранее охарактеризованных подходов. И это комплексирование уместно оставлять на здравый профессиональный смысл и индивидуально-своеобразную творческую инициативу самого педагога- практика, берущего на себя тяготы руководства профессиональным самоопределением учащихся.

Итак, примем во внимание, что ход развития учащегося (онтогенез его психики как потенциального субъекта труда) в значительной степени зависит от внешних, педагогических условий, а не представляет собой простое развертывание чисто внутренних сил человека.

Но все же для старшеклассников достаточно типичным является обострение потребности профессионального самоопределения. У них отчетливо проявляется направленность на профессиональное будущее, и в зависимости от этого складываются те или иные отношения со сверстниками и взрослыми.

Следует принять во внимание, что этап допрофессионального развития для многих детей оканчивается в 14 – 15 лет. Они по тем ил иным причинам выбирают для себя так называемое профессиональное обучение непосредственно на производстве или среднее специальное (профессиональное) образование и оказываются, таким образом, в категории формирующихся профессионалов. Их психическое развитие в связи с этим начинает идти путем, отличающимся от того, который наблюдается у так называемых старшеклассников общеобразовательной школы, а именно: постепенно меняется самосознание, обретаются разнообразные практические умения, представления о нормах внутрипрофессионального общения, формируется профессионально окрашенный образ общества и мира в целом.

Формы и методы педагогической поддержки социально-профессионального самоопределения старшеклассников

Методы активизации

Одним из важнейших средств обеспечения процесса построения учащимися версий своего профессионального будущего является применение активизирующих методик.

Опыт работы как с обычными старшеклассниками, так и с «трудными» подростками показывает значительную эффективность применения не традиционно применяемых профдиагностических опросников или консультативных бесед, а использование процедур работы с заранее заготовленными карточками, являющимися наглядными структурными частями модели профессионального выбора.

По ряду причин появление на столе оригинально выглядящих карточек создает некий стимул для работы, делая в глазах учащегося ее несколько отличий от других известных ему форм работы.

Главное достоинство карточных технологий – наглядность и предметность поискового действия, возможность быстрого составления из карточек различных «образов» моделируемых объектов, что привносит в работу некоторую своеобразную интригу.

Так, например, одним из простейших приемов на диагностическом этапе может являться процедура сотворения вероятностных «молекул» профессий, причем при начале работы речь специально не заходит ни о профессиях, ни о должностях, ни о направлениях продолжения образования (модифицированный вариант методики «КТО-ЧТО-ГДЕ»).

В процессе работы с учащимися сначала предлагается в той или иной степени проранжировать заранее подготовленные «Качества, используемые в профессиональной деятельности», «Трудовые действия», «Возможные места работы».

Учащемуся предлагается выбрать для себя 5 – 10 наиболее привлекательных характеристик и проранжировать их. Карточки с данными характеристиками выкладываются на столе, учащемуся предлагается «усомниться» в своей возможности проявить те или иные качества; выполнять регулярно, повседневно те или иные избранны трудовые действия; приспособиться к желаемым местам работы. Соответствующие карточки переворачиваются находящимися в нижней их части «знаком вопроса» наверх.

Среди карточек трудовых действий предлагается выбрать и проранжировать также наиболее отвергаемые.

С учащимся ведется этичный разговор о явных его «отличиях» от сверстников (если эти различия имеются).

При прохождении данных этапов специально исключается разговор о конкретных профессиях (отчасти ввиду низкой информированности об их практическом содержании), поскольку завершающим этапом работы является конструирование учащимися из карточек двух или более логически связанных между собой «молекул» профессий – потенциальных версий профессионального будущего.

Таким образом, в ходе этой работы, во-первых, строятся суждения о свормированности отдельных компонентов личных профессиональных перспектив учащихся, и, во-вторых, частично реализуется первый этап педагогической поддержки, на котором подростку или удается осознать суть своей проблемы и словесно оформить ее в том или ином виде, или не удается, однако при этом выявляется содержание некоторых его проблем.

Заключительным этапом работы является совместная с учащимся процедура формирования из карточек «молекул» профессий, когда вокруг одной, чаще двух, реже трех карточек «трудовых действий» группируются логически близкие им характеристики видов профессиональной деятельности.

Если учащийся хочет продолжать работу, можно соотнести «молекулы» профессий с конкретными видами профессиональной деятельности или направлениями продолжения образования. Иногда учащийся сам называет достаточно четко сферу своих профессиональных интересов.

Примерный перечень карточек-характеристик для модифицированного варианта методики «КТО-ЧТО-ГДЕ»

№ п/п

Качества

1

Высокая квалификация, отличная ориентировка в «своем деле»

2

Широкая общая эрудиция, способность ориентироваться в самых разных областях знаний

3

Творческое воображение и интуиция

4

Жизненный опыт

5

Умение общаться

6

Бескорыстие

7

Активность, инициативность, предприимчивость

8

Воля, смелость, принципиальность

9

Самокритичность и умение учиться на собственных ошибках

10

Достоинство, честь, порядочность

11

Уравновешенность и сдержанность

12

Чувство юмора

13

Логичность мышления

14

Умение сосредоточиться на выполняемой работе

15

Умение быстро замечать изменения ситуации

16

Хорошая память

17

Умение работать с базами данных, справочными системами

18

Умение выглядеть привлекательно. Владение мимикой и жестом

19

Ловкость. Владение телом

20

«Золотые руки»

21

Физическая сила

22

Приятная внешность, красота

23

Отличное здоровье

24

Выносливость

25

Хорошая реакция, быстродействие

26

Владение голосом, умение говорить

27

Развитые зрение, слух, чувство времен

№ п/п

Трудовые действия

1

Умение работать с текстами: писать, набирать на компьютере, редактировать

2

Обслуживать клиентов: продавать товары, оказывать услуги, консультировать

3

Обрабатывать информацию

4

Обучать чему-либо кого-либо

5

Контролировать подчиненных, руководить ими.

6

Ремонтировать технику и настраивать оборудование

7

Проектировать, моделировать, прогнозировать, планировать, вести расчеты

8

Строить, сооружать, монтировать, собирать что-либо из деталей

9

Непрерывно заниматься самообразованием, репетициями, тренировками, самоподготовкой

10

Помогать другим преодолевать их проблемы, проявлять участие, подолгу беседовать с людьми

11

Проводить рекламное шоу; выступать в телепрограмме, играть на сцене или в кино

12

Создавать, придумывать, творить новое

13

Художественно оформлять что-либо

14

Управлять автомобилем, трамваем, поездом, вертолетом и т.д.

15

Преобразовывать вещества в биологических и химических процессах; готовить пищу

16

Обрабатывать дерево, металл, кожу и предметы из них

17

Работать со станком, технологической установкой, автоматической линией

18

Публично демонстрировать силу, ловкость, внешнюю привлекательность, пластику движений; соревноваться в этом с другими

19

Исследовать, изучать что-либо; проводить длительные эксперименты

20

Быстро соображать и оперативно действовать в условиях нервного стресса и высокого риска

21

Воспитывать детей

22

Ухаживать за животными и растениями

23

Заботиться о здоровье других людей

24

Оценивать, проверять что-либо

25

Очень часто ездить в командировки

26

Следить за порядком в помещениях и на объектах

27

Выполнять очень ответственную работу

28

Устанавливать деловые контакты, организовывать и проводить переговоры с деловыми партнерами

№ п/п

Возможные места работы

1

Поликлиника, больница, роддом

2

Управление фирмой (любой)

3

Редакция газеты, информационное агентство; телестудия, радиостанция

4

Строительная фирма

5

Фермерское хозяйство

6

Библиотека

7

Театр, шоу-бизнес

8

Выставочный комплекс, музей

9

Промышленное предприятие

10

Домашняя мастерская. Домашний кабинет

11

Дальняя экспедиция

12

Сервисные службы. Обслуживание клиентов

13

Лесное или парковое хозяйство

14

Торговая или посредническая фирма

15

Инвестиционная компания. Аудиторская фирма

16

Научная или проектная организация

17

Высшее учебное заведение

18

Милиция. Федеральная служба безопасности

19

Вооруженные силы

20

Городская жилищно-коммунальная служба

21

Гражданская авиация

22

Охранное агентство

23

Налоговая полиция

24

Автомобильный транспорт

25

Физкультурно-оздоровительный центр, спортклуб

26

«Высокий сервис»: ночной клуб, ресторан, гостиница, казино

27

Религиозное учреждение

28

Товарная биржа

29

Средняя школа

30

Общественная организация. Политическая партия

31

Туристическая фирма

32

Рекламное агентство

33

Агентство недвижимости

34

Работа за границей, в другой стране

35

Спасательные службы

Организация и выполнение профессиональных проб школьников

Профессиональная проба – профиспытание, или профпроверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющая завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии.

В ходе профессиональных проб:

- учащимся сообщают базовые сведения о конкретных особенностях профессиональной деятельности;

- определяется уровень готовности учащихся к выполнению проб;

- обеспечиваются условия для качественного выполнения профессиональных проб.

Профессиональные пробы дифференцируются по возрасту учащихся: 1 – 4 кл. (пропедевтический характер); 5 – 7 кл.; 8 – 9 кл.; 10 – 11 кл.; по уровню готовности к их выполнению, по содержанию, формам и средствам их реализации.

Профессиональная проба рассматривается как средство актуализации профессионального самоопределения и активизации творческого потенциала личности школьников. Такой подход ориентирован на расширение границ возможностей традиционного трудового обучения в приобретении учащимися опыта профессиональной деятельности.

Учащиеся в ходе профессиональной пробы включаются в деятельность по всем типам профессий: «Человек-Природа», «Человек-Техника», «Человек-Человек», «Человек-Знаковая система», «Человек-художественный образ».

Последовательность осуществления проб может быть следующая.

Сначала учащиеся выполняют пять профессиональных проб, каждая из которых относится к одной из сфер профессиональной деятельности по предмету труда, затем пробуют свои силы в следующей группе проб, состоящей так же из пяти сфер, отличающихся от первой целями, средствами, орудиями труда, что способствует максимальному соотнесению своих возможностей и потребностей с особенностями профессиональной деятельности.

Для учащихся, успешно пошедших профессиональные пробы и проявивших интерес и желание углубить свои знания, умения и навыки в конкретной профессиональной среде, могут быть организованы занятия в виде факультативов, спецкурсов во внеурочное время по расширенной программе.

Профессиональные пробы осуществляются в следующих формах или их сочетании: трудовое задание, связанное с выполнением технологически завершенного изделия; серия последовательных имитационных (деловых) игр; творческие задания исследовательского характера (курсовой проект, и др.); осуществление комплекса агротехнических действий по выращиванию растений, животных, лечебно-профилактических, реабилитационных, воспитательных воздействий и многое другое.

В содержании профессиональной пробы выделяют несколько этапов: вводно-ознакомительный, подготовительный и исполнительский. На каждом этапе решаются конкретные задачи.

На первом этапе решаются задачи по определению интересов, увлечений учащихся, их отношения к различным сферам профессиональной деятельности.

Средством получения необходимой информации могут быть анкеты и ознакомительная беседа.

На втором этапе (подготовительном накапливается информация о знаниях умениях учащихся в области той профессиональной деятельности, в которой предполагается проведение пробы. Учащиеся знакомятся с реальной деятельностью специалистов в процессе просмотра кинофильмов, посещения предприятий, встреч с профессионалами из области трудовой деятельности, предполагаемой для выполнения профессиональной пробы. На данном этапе решаются дидактические задачи по приобретению теоретических знаний. Этот этап предусматривает формирование у школьников представлений данном виде деятельности, которую им предстоит выполнять в ходе профессиональной пробы.

Полученные данные используются для определения уровня подготовленности школьников для выполнения пробы и при анализе результатов ее выполнения в целом.

Третий – исполнительский этап включает комплекс теоретических и практических заданий, моделирующих основные характеристики предмета, целей, условий и орудий труда.

Каждый этап практического выполнения заданий профессиональной пробы предполагает получение законченного продукта деятельности учащегося, выполнение профессиографического задания и оценку практических заданий данного этапа.

После выполнения заданий этапа школьники должны составить профессиографическую характеристику – формулу профессиональной деятельности конкретного этапа.

Одной из задач профессиональных проб является, по возможности, широкое ознакомление учащихся с группой родственных или смежных профессий различных отраслей на примере конкретного вида профессиональной деятельности.

В процессе организации и проведения профессиональных проб учащихся необходимо предусматривать следующие педагогические условия.

1. Подготовка педагога к проведению занятий по профессиональным пробам.

Для успешного проведения занятий должен быть тщательно подготовлен дидактический материал: профессиограммы на профессии и специальности, с которыми учащиеся будут знакомиться при выполнении профессиональных проб; классификации профессий для составления формул профессий и формул профессиональной деятельности; тестовые задания для выявления уровня подготовленности школьников и уровня развития их ПВК, комментарии специалистов к ним; наглядные пособия для демонстрации опытов, обеспечивающие усвоение школьниками предлагаемого учебного материала.

Кроме того, педагог разрабатывает содержание профессиональных проб с выделением этапов, уровней сложности выполнения заданий; подбирает инструменты, технологическую документацию, оснастку для их выполнения; разрабатывает критерии оценки выполнения профессиональных проб или их этапов.

2. Ознакомление школьников с требованиями профессий к человеку и содержанием профессиональной деятельности, в сфере которой организуют пробы. Школьники работают с профессиограммами, составляют формулы профессий.

3. Осуществление диагностического тестирования. Оно способствует в ходе выполнения профессиональных проб самостоятельному сравнению требований, предъявляемых профессией к человеку, со своими индивидуальными возможностями.

4. Выявление профессиональных намерений учащихся и их опыта в конкретной сфере деятельности. Это позволяет получить представление об интересах учащихся, уровне их знаний и опыта в определенной сфере профессиональной деятельности; определить уровень подготовленности школьников к выполнению заданий различной сложности.

5. Ознакомление учащихся с содержанием профессиональных проб и организацией их выполнения.

Выполнение учащимися профессиональной пробы включает три компонента – технологический, ситуативный, функциональный, интеграция которых позволяет воссоздать целостный образ профессии.

Технологический компонент характеризует операционную сторону профессии, предполагает овладение учащимися приемами работы с орудиями труда, знаниями о последовательности воздействий на предмет труда с целью получения завершенного изделия. Данный компонент направлен на ознакомление со способами получения знаний и умений и применением их в практической деятельности. Он позволяет воспроизвести предметную сторону профессиональной деятельности и предполагает ответы на вопросы «Что? Как? В какой последовательности должны осуществляться действия, чтобы получить завершенный продукт деятельности?»

Ситуативный компонент воспроизводит содержательную сторону профессиональной деятельности, определяет предметно-логические действия, входящие в нее. Выполнение этих заданий требует от учащихся определенных мыслительных действий на основе опыта и приобретенных знаний. Учащийся должен определить, найти способ деятельности, который в наибольшей степени соответствует его природным данным и сложившимся у него формам поведения.

Функциональный компонент отражает динамическую сторону профессиональной деятельности, определяет успешность освоения нормативно одобренного способа деятельности средствами, приемами, внутренними компенсаторными механизмами учащегося. Он фиксирует те функции и их показатели, которые должны быть достигнуты и проявлены в конкретном задании пробы.

Указанные компоненты являются необходимыми при составлении содержания профессиональной пробы. Однако педагог может отступить от данной схемы составления программы профессиональной пробы и представить ее в свернутом виде. Но при этом важно, чтобы у школьников создалось целостное представление о профессии, специфике данного вида профессиональной деятельности, а содержание профессиональной пробы, постановка цели, условий и результат четко должны отвечать принципу ее построения как профиспытания, имеющего диагностическую, деятельностную, творческую направленность, включающего ситуации для проявления ПВК специалиста, возможности для развития интересов, способностей и склонностей школьника.

Ознакомление учащихся с содержанием профессиональных проб организуется таким образом, чтобы в соответствии с самооценкой и уровнем притязаний они смогли самостоятельно выбрать степень сложности задания.

Практическое выполнение заданий профессиональной пробы осуществляется по схеме: Задание – Условие – Результат.

Перед учащимися ставится задача определенной степени сложности, оговариваются условия, которые необходимо соблюдать при выполнении заданий и определяется тот продукт деятельности, который учащийся должен получить по завершению цикла профессиональной деятельности в результате тех или иных воздействий.

В ходе выполнения профессиональных проб педагог выявляет, формирует и закрепляет необходимый объем представлений, умений, которые требуются для качественного выполнения заданий. Это могут быть краткое изложение теоретических сведений, связанных с технологией; упражнения с рабочим инструментом, инструкционными, технологическими картами, чертежами; выполнение простейших технологических операций и т.д.

6. Общее подведение итогов и рекомендации на будущее.

Профессиональные пробы завершаются подведением итогов. Это может быть беседа, в ходе которой выясняется, изменились ли профессиональные намерения учащихся, какие трудности и сомнения они испытывали при выполнении пробы.

При подведении итогов преподаватель подчеркивает, какие индивидуальные черты ученика не позволили ему выполнить задание на требуемом уровне (например, невнимательность, излишняя подвижность или пассивность и др.), и дает необходимые рекомендации.

Если педагог сам испытывает затруднения при оценке, то за помощью ему следует обратиться к психологу.

По итогам выполнения профессиональных проб учащиеся должны знать:

  • содержание, характер труда в данной сфере деятельности, требования, предъявляемые к личности и профессиональным качествам;
  • общие теоретические сведения, связанные с характером выполняемой пробы;
  • технологию выполнения профессиональной пробы;
  • правила безопасности труда, санитарии, гигиены;
  • инструменты, материалы, оборудование и правила их использования на примере практической пробы.

Учащиеся должны уметь:

  • выполнять простейшие операции; пользоваться инструментом, материалом, документацией; выполнять санитарно-гигиенические требования и правила безопасности труда;
  • выполнять простейшие вычислительные и измерительные операции;
  • соотносить свои индивидуальные особенности с профессиональными требованиями.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОБА «КУЛИНАР»

Пояснительная записка

Зачем нужна пища, знает каждый, о питании человек думает в течение всей своей жизни, каким бы трудом он не занимался. Еда – топливо, на котором работает организм, и знать об этом топливе, уметь грамотно его использовать должен любой, особенно молодой человек.

Основной концепцией при разработке программы является пропедевтика предпрофильной подготовки учащихся за счет специальной организации их деятельности, формирования познавательного интереса в области поварского искусства.

Курс предназначен для учащихся 5-7 классов образовательных школ и рассчитан на 10 учебных часов.

Режим занятий : 2 часа учебного времени

Профессии «повар» и «кондитер» относится к нескольким типам: “Человек-техника”, “Человек-человек”, “Человек-природа”, «Человек-художественный образ» и может представлять интерес для учащихся с различными способностями и наклонностями.

Цель: Научиться приготавливать блюда и кондитерские изделия правильно, красиво их оформлять и подавать. Приобретение навыков первичной и тепловой обработки продуктов.

В процессе обучения учащиеся овладеют первоначальными знаниями, умениями и навыками, которые пригодятся им в жизни и могут способствовать профессиональному выбору их жизненного пути.

Основные задачи программы:

- ознакомить учащихся с профессиями повар, кондитер;

- изучить технологию приготовления блюд и кондитерских изделий;

- сформировать первоначальные знания, умения и навыки, необходимые при приготовлении пищи;

- научить приготовлению, оформлению и подаче блюд и кондитерских изделий

На занятиях учащиеся приобретут навыки обработки продуктов, научаться приготавливать блюда, правильно, красиво их оформлять и подавать.

Планируемый результат

По окончании курса учащиеся должны уметь:

организовывать своё рабочее место;

производить механическую кулинарную обработку продуктов;

выполнять тепловую обработку продуктов;

уметь следить за ходом технологического процесса;

доводить блюда до готовности и вкуса;

оформлять и подавать приготовленные блюда.

должны знать:

1. правила техники безопасности на рабочем месте;

2.правила, приемы и последовательность выполнения технологических операций;

3. технологию приготовления блюд и изделий в рамках программы;

4.правила оформления и подачи блюд и изделий.

Учебно-тематический план

Занятия

Наименование тем и видов работ

Всего

часов

1.

Введение в профессию.

Общие сведения о профессии.

Техника безопасности и личная гигиена работников общественного питания.

Критерии оценки курса. Анкетирование

2

2.

I уровень сложности

Значение сладких блюд в питании.

Приготовление пирожного «Картошка».

2

3.

II уровень сложности

Первичная обработка и нарезка продуктов.

.Приготовление блюда «Омлет фаршированный».

2

4.

III уровень сложности

Технология приготовления блюд из творога

Приготовление блюда «Вареники ленивые».

2

5.

Анализ и рекомендации учащимся по выбору сферы деятельности.

Итоговое анкетирование.

2

итого:

10

Содержание программы

1 занятие

Введение в профессии. Знакомство с профессиограммой повара, кондитера Изучение правил техники безопасности повара. Личная гигиена работников общественного питания. Санитарные требования к инвентарю, посуде. Критерии оценки курса. Анкетирование

2 занятие

Теория

Значение сладких блюд в питании.

Лабораторная работа

Приготовление пирожного «Картошка»

3 занятие

Теория

Первичная обработка и нарезка продуктов.

Лабораторная работа

Приготовление, оформление и подача блюда «Омлет фаршированный».

4 занятие.

Теория

Технология приготовления блюд из творога

Лабораторная работа

Приготовление, оформление и подача блюда «Вареники ленивые».

5 занятие.

Анализ и рекомендации учащимся по выбору сферы деятельности.

Анкетирование.

Методическое обеспечение

Структурная модель последовательности занятий.

При реализации программы используется блочное построение занятий. Учащиеся изучают темы, опираясь на знания и умения, полученные в предшествующей теме

Формы и методы обучения

В теоретической части программа реализуется в форме лекции и беседы.

В практической части – методом профессиональных проб.

Позиция педагога

В течение практических занятий преподаватель выступает в роли помощника и консультанта учащихся.

Средства обучения

В наличии имеется учебная и дополнительная литература, технологические инструкционные и карточки, а так же материально-техническое обеспечение:

рабочие и производственные столы;

инвентарь (разделочные доски, ножи, сита, скалки и др.);

посуда (кастрюли, сковородки, ложки, тарелки, сотейники и т.д.);

наглядные пособия;

учебники;

электрооборудование (плиты, мясорубка, фритюрница, чайник).

Технология обучения

При изучении курса используется технология лабораторно-практических работ с групповым и индивидуальным методами консультирования учащихся.

.

Контроль результативности

изучения учащимися программы

Формы контроля:

Поурочный контроль :

В процессе обучения учащиеся выполняют практические работы, которые оцениваются по 10-бальной системе, согласно установленным критериям.

Образовательные продукты.

В процессе обучения учащиеся будут самостоятельно приготавливать блюда, выполняя весь технологический процесс самостоятельно от обработки продуктов до подачи готового блюда, а так же принимать участие в дегустации и оценке своих блюд.

АНКЕТА №1

(для учащихся 5-7-х классов)

1. Фамилия, имя _______________________дата____________________

2. Ты можешь приготовить себе завтрак /кроме бутербродов/ ?

- Да

- Нет

3. Ты знаешь и умеешь готовить сам/а/ ?:

- 1-2 блюда

- 2-3 блюда

- 4-5 блюд

- Больше

- Не умею

4. Тебе нравиться самому готовить?

- Да

- Нет

5. Ты хочешь научиться готовить больше блюд, чем уже умеешь?

- Да

- Нет

Спасибо!

АНКЕТА №2

(для учащихся 5-7-х классов)

1. Фамилия, имя _______________________дата____________________

2. Твое отношение к курсу:

- Мне понравилось заниматься;

- Мне было трудно;

- Это точно не для меня;

- Другое__________________________________________________

3. Ты можешь приготовить себе завтрак /кроме бутербродов/ ?

- Да

- Нет

4. Ты знаешь и умеешь готовить сам/а/ ?:

- 1-2 блюда

- 2-3 блюда

- 4-5 блюд

- Больше

- Не умею

5. Тебе нравиться самому готовить?

- Да

- Нет

6. Ты хочешь научиться готовить больше блюд, чем уже умеешь?

- Да

- Нет

Спасибо

Мониторинг готовности старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению с позиции педагогической поддержки

Педагогический мониторинг приобретает все более широкое распространение в практике. Мониторинг – это постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или исходному положению. Мониторинг как технология имеет основные признаки: тиражируемость, воспроизводимость результатов, устойчивость.

Цель мониторинга – обследование, в результате которого могут быть получены какие-либо закономерности, выделяемые новые факты или выявлены факторы, свидетельствующие о необходимости принятия каких-либо мер, внесения корректив, например, в организационную структуру образовательного процесса. Мониторинг может выполнять также и прогностическую функцию. В основном результаты мониторинга предназначены для выработки стратегических решений в какой-либо области (экономика, экология, промышленность и др.). В сфере образования в условиях развития профильного обучения в соответствии с его задачами в качестве стратегических решений могут выступать, например, такие вопросы, как качественная оценка образования; временные границы, отводимые на федеральный и школьный компоненты; качество материальной базы школы; стандарты образования и др.

Анализ получаемых в ходе мониторинга результатов можно использовать, только зная целый ряд особенностей системы образования, связей, отношений, понимая опосредованный характер результатов и возможные механизмы организации эффектов.

Исследования в области мониторинга установили девять взаимосвязанных факторов, оказывающих влияние на обучение детей (первые пять имеют наибольшее значение): биологический (физиологический), семья, класс, школа, соседи, город, регион, нация, глобальные влияния.

Дж. Д. Уилмс в работе «Мониторинг деятельности школы. Руководство для преподавателей» пишет: уровень работы школы, измеряемый по конечному результату, зависит от нескольких факторов – не только от организации работы самой школы и практических технологий работы, но и в значительной мере от факторов происхождения учащегося, более общих социально-экономических факторов, которые находятся вне контроля преподавателей и администрации».

И в этой связи мониторинг в образовании – довольно сложное явление, так как его результаты могут быть достоверными только с учетом раздельного влияния образовательной системы на систему факторов, включенных в понятие результат.

Можно выделить следующие факторы, которые могут оказать влияние на эффективность обучения:

  • факторы, которые школа может изменить;
  • факторы, которые школа может изменить при определенных условиях;
  • факторы, на которые школа может оказать влияние;
  • факторы, на которые школа может оказать влияние при определенных условиях;
  • факторы, на которые школа не может оказать воздействие.

Особое значение для мониторинга в образовании имеют вопросы распространения информации. Она может быть, во-первых, использована во вред, если попадет в руки руководителя более высокого ранга; во-вторых, использована недостаточно грамотно на уровне обследуемого образовательного учреждения.

Основные этапы мониторинга:

1) постановка и изучение проблемы, ее уточнение;

2) разработка алгоритма действий;

3) формулировка гипотез «ограничения результата»;

4) выбор диагностического инструментария;

5) сбор материала (информации);

6) обработка данных;

7) интерпретация, выборы, рекомендации;

8) прогнозирование.

Мониторинг готовности старших подростков к профессиональному выбору осложняется некоторыми противоречиями:

  • между направленностью внимания поводящего мониторинг на социально-массовые явления либо на духовно-уникальные;
  • между когнитивно-центрированными и личностно-центрироваными педагогическими целями;
  • между социоцентристкими (приоритет – приобщение к общей культуре) и антропоцентристкими (приоритет – охрана и поддержка собственных культурных практик ребенка) ценностными ориентациями педагогов-практиков и педагогов-исследователей.

Эти противоречия обусловлены принципиальным различием между процедурами мониторинга и измерениями, проводимыми в ходе эксперимента.

Одно из основных требований к мониторингу – отсутствие вмешательства в естественное развитие объекта исследования, в измеряемое социальное явление со стороны исследователя. Если такое вмешательство производится, то целенаправленно изменяются условия, проверяется гипотеза, имеет место проведение эксперимента, а не мониторинга.

Учитывая тот факт, что педагогическое сопровождение готовности старших школьников к профессиональному выбору в большинстве образовательных учреждений является инновационным процессом, могут возникнуть сложности в разделении процессов мониторинга и экспериментирования. На истинность, достоверность, надежность данных мониторинга могут влиять:

  • недостаточная компетентность разработчиков измерительных инструментов;
  • недостаточная компетентность пользователя измерительными инструментами;
  • изменение по предсказуемым и непредсказуемым, скрытым внутренним причинам участников мониторинга;
  • цикличность педагогических явлений (естественные изменения в процессе учебного года);
  • эффекты привыкания, научения, желания казаться лучше, соответствовать ожиданиям и т.д.

Для того чтобы использовать способы и шкалы измерения готовности подростка к профессиональному выбору, необходимо разделять его физическое и психологическое время. Учащиеся, имеющие один и тот же возраст, обучающиеся в одном и том же классе, могут иметь различный психологический возраст, разные варианты проживания своего психологического времени. Возможные различия в психологическом возрасте человека могут влиять и на оправданность применения различных способов периодизации его развития. Для решения проблемы мониторинга готовности старших подростков к профессиональному выбору значимым оказывается подход Е.А.Климова к периодизации развития человека как субъекта труда (в пределах школьного и ближайшего послешкольного возраста).

Е.А.Климов в своей периодизации выделяет основные этапы становления субъекта труда, и в каком-то смысле – это этапы становления субъекта профессионального самоопределения, поскольку профессиональные выборы, а значит, и проблемы самоопределения представлены на всех этапах жизни.

1. Стадия оптации (от 11-12 до 14-18 лет). Это стадия подготовки к жизни, к труду, сознательного и ответственного планирования и выбора профессионального пути; следовательно, человек, находящийся в ситуации профессионального самоопределения называется оптантом. Парадоксальность этой стадии заключается в том, что в ситуации оптанта вполне может оказаться и взрослый человек, например, безработный. Как отмечал сам Е.А.Климов, оптация – это не столько указание на возраст, сколько на ситуацию выбора профессии.

2. Стадия адепта (это профессиональная подготовка, которую проходит большинство выпускников школ.

3. Стадия адаптанта – это вхождение в профессии после завершения профессионального обучения, продолжающаяся от нескольких месяцев до 2-3 лет.

4. Стадия интернала – это вхождение в профессию в качестве полноценного коллеги, способного стабильно работать на нормальном уровне.

В качестве основных характеристик профессиональных и жизненных перспектив могут рассматриваться:

* продолжительность (способность подростка заглядывать в свое будущее);

* реалистичность (способность разделять фантазии и реальность);

* дифференцированность (степень расчленения будущего на последовательные этапы;

* оптимистичность (соотношение положительных и отрицательных прогнозов), согласованность (способность связывать будущее с прошлым и настоящим, актуальность событий жизни для будущего), уровень общего психического и социального развития.

Готовность к профессиональному выбору может определяться с помощью сформированности мотивационно-потребностных компонентов, необходимого уровня информированности о способах решения профориентационных проблем, а также деятельностно-практических характеристик.

В качестве измерительной шкалы при оценке готовности к профессиональному выбору длительное время используется схема построения личного профессионального плана по Е.А.Климову, дополненная Н.С.Пряжниковым.

На основе этой схемы были выделены следующие блоки проблем профессионального выбора:

  • ценностно-смысловые основы самоопределения;
  • блок дальних и ближних целей;
  • информационный блок;
  • блок самопознания и готовности к реализации выделенных целей;
  • блок реализации намерений.

Для целей мониторинга представляют интерес основные внутренние детерминанты этого выбора: самостоятельность, рациональный подход к проблеме выбора, заниженная самооценка профессионально важных способностей и интересов, оптимизм в принятии профессионального будущего, прогноз профессионального будущего и т.д.

В практике педагогического сопровождения готовности старших подростков к профессиональному выбору, можно выделить следующие объекты мониторинга:

1. Компетентность эксперта, осуществляющего мониторинг.

2. Готовность педагога к реализации педагогического сопровождения профессионального выбора школьника.

3. Представленность в образовательной и социокультурной среде и доступность для школьников и педагогов явлений, оказывающих позитивное влияние на сопровождение профессионального выбора.

Компетентность эксперта, осуществляющего мониторинг, имеет большое значение и предполагает:

- компетентность в вопросах профессионального самоопределения молодежи;

- способность изменять существующие технологии педагогического мониторинга в соответствии с его задачами;

- наличие позитивного эмоционального опыта аналогичной деятельности;

- способность к децентрации (видению проблемы с различных точек зрения).

Методы мониторинга:

1) наблюдение – этот метод связан с описанием изучаемых характеристик, экспериментатор не вмешивается в процессы, явления (взгляд со стороны);

2) эксперимент – этот метод предполагает активное вмешательство экспериментатора в изучаемые процессы и явления (деятельность регламентируется);

3) обобщение независимых характеристик, опросы (письменные – анкетирование, устные – беседа);

4) обобщение результатов работы (деятельности), тестирование (проективное – объективное, субъективное и коррекционное, развивающее).

Эксперимент в отличие от наблюдения предполагает моделирование какой-либо ситуации (например, игровые тренинги, ролевые игры) для изучения интересующих свойств, состояний, процессов, происходящих в группе. С помощью эксперимента возможно не только получение информации о личности учащихся (к примеру, о статусе ученика в классе), но и коррекция негативных проявлений. Таким образом, эксперимент – это Ваш творческий поиск, тогда как наблюдение – это лишь констатация фактов.

Использование методик специалистами-смежниками.

Многие методики, хорошо теоретически и практически обоснованные, могут использоваться педагогами, учителями-предметниками, классными руководителями.

Любой специалист, решивший воспользоваться методикой (это, прежде всего, разнообразные анкеты и тесты), должен опираться на следующие принципы :

1) принцип ответственности;

2) принцип компетентности;

3) принцип этической и правовой правомочности;

4) принцип квалифицированной пропаганды психологии;

5) принцип конфиденциальности;

6) принцип благополучия клиента;

7) принцип профессиональной кооперации;

8) принцип информированности о целях;

9) принцип позитивного эффекта;

10) принцип гражданственности (тесно связан с первым принципом).

Сроки реализации мониторинга и рекомендуемый диагностический инструментарий для его проведения:

I.

Тест «Карта интересов» А.Е.Голомштока Октябрь, учащиеся 9-х классов.

Анкета «Ориентация» Прогноз трудоустройства (занятости),

самоопределения.

Методика «Профессиональная готовность»

II.

Анкета «Профессиональная направленность» Март – апрель, учащиеся 9-х классов.

Анкета «Я выбираю профессию» Прогноз отношений.

Методика «Профессиональная готовность»

III.

Анкета «Профессиональная намеренность» Сентябрь – октябрь, учащиеся 10-х классов.

Анкета оптанта Прогноз отношений.

Анкета «Моя будущая профессия»

IY.

Анкета выпускника Март, учащиеся 11-х классов. Прогноз

Анкета «Что я жду от будущей профессии» успешности.

Анкета «Моя будущая профессия»

С помощью методики «Карта интересов» можно изучить любую проблему. В этом смысле она универсальна. Основное достоинство данной методики заключается в том, что она позволяет выявить не только направленность мотивационной сферы личности и форму проявления ее потребностей, но и познавательное отношение к предмету и тенденцию к реальному овладению им.

Анкета «Ориентация» позволяет определить наибольшую склонность или способность к соответствующему типу или классу профессий по предмету труда. Она направлена на оказание помощи в выборе профессии. Если профессиональные намерения подростков уже сформировались, то она либо подтвердит правильность выбора, либо предложит другие варианты. Если у школьников нет четких планов, то данный тест поможет сконцентрировать внимание на группе наиболее оптимальных видов труда.

Методика «Профессиональная готовность » выявляет уровень развития основных параметров профессиональной зрелости: автономности, информированности о мире профессий и умения соотнести информацию со своими особенностями, умения принимать решение, умения планировать свою профессиональную жизнь, эмоциональной включенности в ситуацию решения. Полученный результат позволяет определить уровень готовности консультируемого совершить адекватный профессиональный выбор.

Анкета «Профессиональная направленность » позволяет оценить профессиональные интересы и профессиональные намерения старшеклассников.

не только дает информацию о личности ученика, но и позволяет определить проблемные зоны (болевые точки) старшеклассника. Таким образом, исследователь изучает эмоционально-волевую и ценностно-мотивационную сферы.

Анкета «Я выбираю профессию» направлена на получение сведений о мотивационных факторах, побудивших учащихся наметить ту или иную профессию или область деятельности.

Анкета «Профессиональная намеренность» помогает выяснить профессиональные намерения и планы учащихся (собираются они учиться или работать), выбранная профессия, причины сделанного выбора.

Анкета оптанта позволяет сделать вывод о наличии профессионального плана и степени его сформированности, об осознанности выбора профессии.

Анкета «Моя будущая профессия» предназначена для выявления представлений старшеклассников о характере и особенностях работы по выбранной (или изучаемой) ими профессии. Данные, полученные в результате анкетирования, позволяют определить полноту представлений об этой профессии, а также наличие в них противоречий, направленность учащихся на определенный характер трудовой деятельности, дают возможность установить степень соответствия представлений школьника о будущей работе и той профессии, которую он выбрал (или изучает). Результаты анкетирования позволяют осуществить коррекционную профориентационную работу. Анкета может быть использована многократно для контроля эффективности профориентационных воздействий.

Анкета «Что я жду от профессии?» направлена на получение профориентационной информации об учащихся для проведения с ними индивидуальных собеседований; анкета позволяет выявить личностные ожидания старшеклассников, связанные с дальнейшей работой по профессии.

Тест «Карта интересов» А.Е. Голомштока

Инструкция. Для определения ваших ведущих интересов предлагается перечень вопросов. Подумайте и постарайтесь дать точный ответ. Если вы твердо убеждены, что вам нравится то, о чем спрашивается в вопросе, то в листе ответов в клетке под тем же номером поставьте два плюса (+ +), если просто нравится – один плюс (+), если не знаете или сомневаетесь – ноль(0), если не нравится – один минус (-), а если очень не нравится – два минуса (- -). Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.

Любите ли вы? Нравится ли вам? Хотели бы вы?

Знакомиться с жизнью растений и животных.

Уроки по географии, чтение учебника географии.

Читать художественную или научно-популярную литературу о геологических экспедициях.

Уроки и учебник анатомии и физиологии человека.

Уроки домоводства или домашние занятия домоводством.

Читать научно-популярную литературу о физических открытиях, о жизни и деятельности выдающихся ученых-физиков.

Читать об открытиях в химии или о жизни и деятельности выдающихся химиков.

Читать технические журналы (например, «Техника – молодежи», «Юный техник»).

Читать статьи в научно-популярных журналах о достижениях в области электроники и радиотехники.

Знакомиться с разными металлами и их свойствами.

Узнавать о разных породах древесины и их практическом применении.

Узнавать о достижениях в области строительства.

Читать книги, смотреть фильмы о водителях различных видов транспорта (автомобильного, железнодорожного и т. д.).

Читать книги, смотреть фильмы о летчиках и космонавтах.

Знакомиться с военной техникой.

Читать книги об исторических событиях и исторических деятелях.

Читать произведения классиков отечественной и зарубежной литературы.

Читать и обсуждать газетно-журнальные статьи и очерки.

Обсуждать текущие дела и разные события в классе и школе.

Читать книги о жизни школы (о работе воспитателя, учителя).

Читать книги, смотреть фильмы о работе милиции.

Наводить порядок в вещах, заботиться о красивом виде помещения, в котором учитесь, живете, работаете.

Читать книги типа «Занимательная математика», «Математический досуг».

Изучать экономическую географию.

Заниматься иностранным языком.

Знакомиться с жизнью выдающихся художников, с историей изобразительного искусства.

Знакомиться с жизнью выдающихся мастеров сцены и кино, встречаться с артистами, коллекционировать их фотографии.

Знакомиться с жизнью и творчеством выдающихся музыкантов, с вопросами теории музыкального искусства.

Читать спортивные журналы, газеты, книги о спорт е, о выдающихся спортсменах.

Изучать биологию, ботанику, зоологию.

Знакомиться с различными странами по описаниям, узнавать о географических открытиях.

Читать книги о жизни и деятельности знаменитых геологов.

Читать о том, как люди научились бороться с болезнями, о врачах и достижениях в области медицины.

Посещать с экскурсией предприятия легкой промышленности.

Читать книги типа «Занимательная физика», «Физики шутят».

Находить химические явления в природе, производить интересные опыты по химии, следить за ходом химических реакций.

Знакомиться с новейшими достижениями современной техники (смотреть телепередачи, читать статьи в газетах).

Посещать радиотехнические кружки или знакомиться с работой электрика.

Знакомиться с различными измерительными инструментами для металлообработки и работать с ними.

Наблюдать за изготовлением изделий из дерева, рассматривать новые образцы мебели.

Встречаться и знакомиться со строителями, наблюдать за их работой.

Читать популярную литературу о средствах передвижения.

Читать книги, смотреть фильмы о речниках, моряках, знакомиться с их жизнью.

Читать книги, смотреть фильмы на военные темы, знакомиться с историей войн, крупных сражений.

Обсуждать текущие политические события в России и за рубежом.

Читать литературно-критические статьи.

Смотреть теленовости и тематические телепередачи.

Узнавать о событиях, происходящих в городе, области, стране.

Объяснять товарищам, как выполнить учебное задание, если они не могут сделать его сами.

Справедливо оценить поступок друга, знакомого или литературного героя.

Обеспечивать семью продуктами, организовывать питание для всех во время похода.

Читать научно-популярную литературу об открытиях в математике, о жизни и деятельности выдающихся математиков.

Интересоваться выполнением плана народного хозяйства.

Читать художественную литературу на иностранном языке.

Быть членом редколлегии, заниматься художественным оформлением газет.

Посещать драматический театр или театр юного зрителя.

Слушать оперную или симфоническую музыку.

Посещать спортивные соревнования, слушать и смотреть спортивные телепередачи.

Посещать биологический кружок.

Заниматься в географическом кружке.

Составлять и собирать описания и изображения геологических объектов земли, минералов.

Изучать функции организма человека, причины возникновения болезней и пути их лечения.

Посещать кружок кулинаров, готовить дома обед.

Проводить опыты по физике.

Готовить растворы, взвешивать реактивы.

Разбирать и ремонтировать различные механизмы (часы, утюг и др.)

Пользоваться точными измерительными приборами (вольтметром, амперметром, осциллографом); производить разнообразные расчеты.

Мастерить различные предметы и детали из металла.

Мастерить различные предметы из древесины или художественно обрабатывать дерево (выпиливать, выжигать, вырезать).

Делать строительный эскиз или выполнять чертежи различных построек.

Посещать кружок юных железнодорожников автолюбителей.

Посещать секцию парашютистов, кружок авиамоделистов или работать в авиаклубе.

Заниматься в стрелковой секции.

Изучать историю различных народов и государств.

Писать классные и домашние сочинения по литературе.

Наблюдать за поступками, поведением, жизнью других людей.

Выполнять общественную работу, организовывать, сплачивать товарищей на какое-нибудь дело.

Проводить время с маленькими детьми, читать им книги, что-то рассказывать, помогать в чем-либо.

Устанавливать дисциплину среди сверстников и младших.

Наблюдать за работой продавца, повара, официанта.

Заниматься в математическом кружке.

Изучать вопросы развития промышленности, узнавать о новых достижениях в области планирования и учета на промышленном предприятии.

Работать с иностранными словарями, разбираться в оборотах речи малознакомого языка.

Посещать музеи, художественные выставки.

Выступать на сцене перед зрителями.

Играть на одном из музыкальных инструментов.

Играть в спортивные игры.

Наблюдать за ростом и развитием животных, растений, вести записи наблюдений.

Самостоятельно составлять географические карты, собирать различные географические материалы.

Собирать коллекции минералов, экспонаты для геологического музея.

Знакомиться с работой врача, медсестры, фармацевта.

Посещать кружок кройки и шитья, шить себе и членам семьи.

Заниматься в физическом кружке или посещать факультативные занятия по физике.

Заниматься в химическом кружке или посещать факультативные занятия по химии.

Заниматься в одном из технических кружков (моделировать самолеты, корабли).

Знакомиться с устройством электроприборов, электроаппаратов, электрических машин; конструировать, собирать радиоприборы, приемники и др.

Посещать уроки труда в школьных и слесарно-станочных мастерских.

Участвовать в кружке «Умелые руки» или в столярном кружке.

Бывать на стройке, наблюдать за ходом строительства, отделочными работами.

100.Следить за соблюдением правил передвижения пешеходов и транспортных средств.

101.Участвовать в секции гребцов, парусников, аквалангистов, в бригаде по спасению утопающих.

102.Участвовать в военизированных играх.

103.Посещать исторические музеи, знакомиться с памятниками культуры.

104.Заниматься в литературном кружке, посещать факультативные занятия по литературе или иностранному языку.

105.Вести личный дневник.

106.Выступать в классе с сообщениями о международном положении.

107.Выполнять работу вожатого.

108.Выяснять причины поведения людей и поступков, которые они хотят скрыть.

109.Помогать покупателю выбрать в магазине покупку, которая ему нужна.

110.Решать сложные задачи по математике.

111.Вести точный расчет своих денежных расходов и доходов.

112.Заниматься в кружке иностранного языка или посещать факультативные занятия.

113.Заниматься в художественном кружке.

114.Участвовать в смотре художественной самодеятельности.

115.Заниматься в хоре или музыкальном кружке.

116.Заниматься в какой-либо спортивной секции.

117.Участвовать в биологических олимпиадах или готовить выставки растений или животных.

118.Участвовать в географической экспедиции.

119.Участвовать в геологической экспедиции.

120.Наблюдать и ухаживать за больными, оказывать им помощь, облегчать их состояние.

121.Участвовать в выставках кулинарных или кондитерских изделий или посещать их.

122.Участвовать в физических олимпиадах.

123.Решать сложные задачи по химии, участвовать в химических олимпиадах.

124.Разбираться в технических чертежах и схемах, самому чертить или составлять чертежи.

125.Разбираться в сложных радиосхемах.

126.Посещать с экскурсией промышленные предприятия, знакомиться с новыми типами станков, наблюдать за работой на них или за их ремонтом.

127.Мастерить что-нибудь из дерева своими руками.

128.Принимать посильное участие в строительных работах.

129.Принимать посильное участие в обслуживании и ремонте автомобиля, автобуса и т. п.

130.Летать на самолетах скорой помощи в любую погоду или управлять сверхскоростными самолетами.

131.Жить по жестко установленному режиму, строго выполнять распорядок дня.

132.Заниматься в историческом кружке, собирать материалы, выступать с докладами на исторические темы.

133.Работать с литературными источниками, вести дневник впечатлений о прочитанном.

134.Участвовать в диспутах и читательских конференциях.

135.Подготавливать и проводить сборы или собрания учащихся.

136.Шефствовать над трудновоспитуемыми, обсуждать с кем-либо вопросы воспитания детей и подростков.

137.Помогать в работе милиции, быть членом кружка «Юный друг милиции».

138.Постоянно общаться с различными людьми.

139.Участвовать в математических олимпиадах.

140.Интересоваться стоимостью товаров, разбираться в вопросах ценообразования, заработной платы, организации труда.

141.Беседовать с друзьями на иностранном языке.

142.Участвовать в выставках изобразительного искусства.

143.Посещать театральный кружок.

144.Участвовать в театральных смотрах-конкурсах.

145.Принимать личное участие в спортивных соревнованиях.

146.Выращивать растения, воспитывать животных, ухаживать за ними.

147.Производить топографические съемки местности.

148.Совершать длительные трудные походы, во время которых приходится напряженно работать по заданной программе.

149.Работать в больнице, поликлинике или аптеке.

150.Работать специалистом на предприятии пищевой или легкой промышленности (портным, закройщиком, кондитером и т. д.).

151.Решать сложные задачи по физике.

152.Работать на химическом производстве.

153.Участвовать в выставках технического творчества.

154.Работать в области электроэнергетики или радиоэлектроники.

155.Работать у станка, изготавливать различные детали и изделия.

156.Выполнять по чертежам столярные или модельные работы.

157.Работать в строительной фирме.

158.Возить пассажиров или грузы, соблюдать правила уличного движения.

159.Работать в штормовую погоду на большой реке или в открытом море.

160.Работать военным инженером или командиром.

161.Ходить в походы по историческим местам родного края.

162.Писать рассказы, сочинять стихи.

163.Писать заметки или очерки в стенгазету или периодическую печать.

164.Руководить бригадой во время трудового десанта.

165.Организовывать игры или праздники для детей, создавать «тимуровские команды».

166.Работать в юридическом учреждении (в суде, адвокатуре, юридической консультации).

167.Оказывать людям различные услуги.

168.Выполнять работу, требующую применения математических знаний.

169.Работать в области планирования, финансирования, экономики, на предприятиях народного хозяйства.

170.Участвовать в олимпиадах, конкурсах, конференциях на иностранном языке.

171.Участвовать в выставках изобразительного искусства.

172.Играть на сцене или сниматься в кино.

173.Быть музыкантом, музыкальным режиссером, преподавателем музыки.

174.Работать преподавателем физкультуры или тренером.

Выводы по результатам исследования:______________________________________

Анализ результатов

В заполненной карте интересов в каждом из столбцов подсчитывается количество плюсов и минусов. Результаты записываются в свободные клеточки под каждым столбцом: в верхней – количество плюсов, в нижней – количество минусов. Каждый столбец соответствует той или иной области интересов.

Анализируя полученные данные, необходимо выделить столбцы, содержащие наибольшее количество плюсов. Если среди них окажется несколько столбцов с одинаковым числом плюсов, следует считать, что более выраженным интересам соответствуют те из них, которые содержат наибольшее количество минусов. При оценке направленности интересов в первую очередь учитываются столбцы с наибольшим количеством плюсов, но необходимо обратить внимание также на столбцы с наибольшим количеством минусов, как на сферы деятельности, отвергаемые оптантом. Оценка степени выраженности интересов имеет пять градаций:

- высшая степень отрицания – от 12 до 6 минусов;

- интерес отрицается – от 5 до 1 минуса;

- интерес выражен слабо – от 1 до 4 плюсов;

- выраженный интерес – от 5 до 7 плюсов;

- ярко выраженный интерес – от 8 до 12 плюсов.

Дешифратор карты интересов

№ столбца

Область интересов

1

Биология

2

География

3

Геология

4

Медицина

5

Легкая и пищевая промышленность

6

Физика

7

Химия

8

Техника

9

Электро- и радиотехника

10

Металлообработка

11

Деревообработка

12

Строительство

13

Транспорт

14

Авиация, морское дело

15

Военные специальности

16

История

17

Литература

18

Журналистика

19

Общественная деятельность

20

Педагогика

21

Право, юриспруденция

22

Сфера обслуживания, торговля

23

Математика

24

Экономика

25

Иностранные языки

26

Изобразительное искусство

27

Сценическое искусство

28

Музыка

29

Физкультура, спорт

Карта интересов (бланк ответов)

 

 

 

Сумма

Номера вопросов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

81

82

83

84

85

86

87

88

89

90

91

92

93

94

95

96

97

98

99

100

101

102

103

104

105

106

107

108

109

110

111

112

113

114

115

116

117

118

119

120

121

112

123

124

125

126

127

128

129

130

131

132

133