Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 12

 

Поиск            

 

Рекомендации методические Ярославль 2010 ббк 74. 202. 4 C 19

 

             

Рекомендации методические Ярославль 2010 ббк 74. 202. 4 C 19

Государственное образовательное учреждение
Ярославской области
«Институт развития образования»

Сапегин К. В.
Успенская С. В.

Обобщение педагогического опыта
с использованием информационной карты

методические рекомендации

Ярославль
2010


ББК 74.202.4

C 19

Сапегин К. В., Успенская С. В. Обобщение педагогического опыта с использованием информационной карты: методические рекомендации. – Ярославль: ГОУ ЯО ИРО, 2010. – 35 с

В методических рекомендациях раскрывается подход к обобщению педагогического опыта как к процессам рефлексии и самооценки учителя. В авторской концепции обобщению подлежит опыт каждого педагога, что служит основанием для его профессионального и личностного роста.

Рекомендации содержат методику работы с информационной картой опыта, комментарии по её заполнению, образцы грамотного оформления обобщённого опыта.

Предназначены методистам и другим специалистам сферы образования, заинтересованным в описании и тиражировании актуального педагогического опыта.

© ГОУ ЯО «Институт развития образования», 2010


Содержание

Обобщение опыта как способ профессионального развития педагога……

4

Методика работы с информационной картой педагогического опыта……

16

Приложение 1.Положение о порядке формирования распределённого регионального банка актуального педагогического опыта…………………...

223

Приложение 2. Информационная карта актуального педагогического опыта…………………………………………………………………………..

332

Обобщение опыта как способ профессионального
развития педагога

Появление нового может быть алгоритмизировано, описано как технологическая процедура. В этом случае требуется схема шагов надлежащей деятельности. Каждый шаг связывается с предыдущим, гарантирует получение результата, является входом в следующий этап. Получаемый продукт легко подвергать измерению, анализу, корректировке, улучшению. Однако без осмысления способов перевода практики на более высокий уровень модель окажется неполной. Итоговая сборка элементов должна происходить на «верхнем уровне». Из личинки должна появляться бабочка. Так возникает другая реальность, другая норма.

Очевидно, что новое «вбирает» в себя все исходные основания, происходит генерализация деятельности, позволяющая обрести субъекту новые свойства.

Так, деятельность каждого педагога требует специальных «остановок», процедур, когда планируемый, организуемый, осуществляемый образовательный процесс осмысливается и оформляется в рационализированную модель. Осмысление и оформление модели образовательного процесса закрепляют педагогический опыт, сохраняя наработанное (практику) и фиксируя достижения[1] . В этом смысле обобщение[2] опыта может быть интерпретировано как совокупность усвоенных (практически) компетентностей педагога, определяющих качество его деятельности, меру педагогического мастерства, потенциал профессионального развития.

Многообразные исследования профессионального опыта позволяют сделать вывод о том, что учёные по-разному понимают этот сложный феномен и рассматривают его:

· как совокупность знаний, умений и навыков (К. К. Платонов),

· как распределенную в сознании человека его деятельность (А. Турчинов),

· как сложную систему, включающую в себя способы, приемы и правила решения трудовых задач (Ю. К. Стрелков),

· как совокупность событий или «техник жизни» человека, актуализируемых в различных профессиональных ситуациях (Л. И. Анцыферова, Ханс Томэ),

· как упорядоченные в сознании образы пережитых событий (А. А. Кроник, Л. Ф. Бурлачук, Е. Ю. Коржова),

· как представление о ситуации осуществляемой профессионалом деятельности как составляющей профессионального опыта человека (Е. В. Конева), как результирующую психических процессов, в которой закреплены все профессиональные знания, умения, навыки, способы и технологии деятельности, с которыми сталкивается за свою жизнь человек (Э. Ф. Зеер) и т.д.[3] .

В педагогическом сообществе принято, что обобщению подлежит «передовой педагогический опыт» (ППО) – такой опыт учителей, работников образования и образовательных учреждений в целом, при котором достигаются лучшие результаты за счёт усовершенствования имеющихся ресурсов и оптимальной организации педагогического процесса. Инновация в образовании предполагает создание новых образцов педагогической деятельности, поднимающих деятельность учителя на принципиально новый качественный уровень и способствующих повышению результата обучения и воспитания школьников. Распространению (в данной концепции) подлежит именно такой опыт, который вносит в образовательную среду целенаправленные изменения[4] .

Признаками ППО (Ю. К. Бабанский) являются:

· более высокая результативность в обучении, воспитании и развитии обучающихся;

· более экономичная организация обучения и воспитания с точки зрения затрат времени, усилий, средств;

· умение находить оптимальные варианты решения педагогических задач и др.

Мы убеждены, что процедуры обобщения опыта нельзя сводить только к аттестации опыта специалистов образования в качестве лучших образцов, достойных тиражирования и воспроизведения.

Обобщение опыта – неотъемлемая часть педагогической деятельности, структура профессиональной компетенции каждого педагога, в которую входят осознанные и стандартизированные процессы самооценивания деятельности, выделения сущностных характеристик практики, конструирование и объективация способов педагогической активности.

Считаем, что хранить и популяризировать надо не только «эталоны» – образцы, дорогостоящие «решения под ключ», но и «кейсы».

«Эталоны» – это:

· выставочные образцы;

· материалы, доработанные и усовершенствованные благодаря процедурам экспертизы и методического сопровождения;

· материалы, выполненные как продукты федерального, регионального, муниципального целевого заказа.

«Кейсы» – это:

· продукты, описывающие опыт «как он есть»;

· материалы для организации обучения (дискуссионного семинара, требующего отношения к чужому опыту и формирования собственной позиции);

· модели, варианты практики.

Конечно, последние требуют особой «упаковки»: комментариев, схем анализа, вопросов для организации дискуссии, ссылок на альтернативный опыт. Условиями развертывания такой деятельности являются: определение прозрачных правил игры (чёткое распределение ролей, удобная поисковая система), акцент на максимальное удовлетворение образовательной потребности пользователя, приоритет практики (апробированных образцов, алгоритмов, «шпаргалок»).

В основе обобщения лежит действие сравнения. Отделение общих свойств от частных и обозначение их словом позволяют педагогу в сжатом виде охватывать многообразие деятельности, сводить практику в определенные классы педагогических событий, а затем оперировать классификациями. В обобщение органично входит анализ эмпирических данных (в данном случае – педагогических практик) с целью выделения существенных внутренних связей, определяющих этот объект как целостную систему. Так происходит реконструкция осуществляемой практики, осмысление её с теоретических и методических (иногда – методологических) позиций.

Педагогическая практика (опыт педагогической деятельности) описывается как авторский взгляд на собственную деятельность, оформление «человеческого капитала».

Обобщение опыта – управляемая педагогом деятельность по перенормированию практики. Каждое действие педагога промысливается (должно промысливаться) им как событие, имеющее потенциал усиления образовательного процесса в целом. Осмысление потенциала события (любого уровня сложности: тематического периода, урока, этапа занятия), его схематизация моделируют идеальный объект результативной практики, что позволяет внести изменения в исходную норму (внутри события). Реконструкция «случившегося» вычленяет из практики результативный опыт, который служит плацдармом повышения уровня профессионального мастерства.


Метафорической иллюстрацией обобщения опыта может являться «приготовление блюда из грибов». Очевидно, что результативность этого действия зависит от многих факторов. Предположим, что грибы собраны в лесу самим «кулинаром», а следовательно, нельзя с уверенностью зафиксировать качество «исходного материала».

Всегда есть возможность отравления, что обуславливает необходимость провести специальные процедуры, гарантирующие безопасность.

Ключевой процедурой на первом этапе окажется классификация грибов по нескольким основаниям: съедобные – несъедобные, «чистые» – червивые, подходящие для изготовляемого блюда – неподходящие. Классификация может строиться на эмпирическом уровне (представления того, кто собирал грибы) или с помощью классификаторов.

Результат этапа – отобранный (необходимый и достаточный) для задуманного блюда материал. Грибы названы, им «присвоен» статус, фиксирующий «назначение» в итоговом продукте. Это закрепление статуса может быть аттестовано в качестве одного из ведущих критериев качества.

Далее следуют технологические процедуры обработки, приготовления, пробы, дизайна продукта, обозначенные в рецепте.

Выдерживание технологического цикла позволяет достичь намеченного (приблизится к описанному в рецепте идеальному объекту). Опыт «исполнения» блюда закрепляет умение. Однако выход на более высокий уровень мастерства (избежание в дальнейшем неточностей, упрощение некоторых шагов, отказ от лишних этапов или наоборот добавление чего-либо) возможен при условии «реконструкции» всех осуществлённых действий, их рефлексии. Так происходит обобщение опыта, составляется личный рецепт (причём не обязательно формализуемый на бумаге).

Перенесём эту метафору на опыт обобщения урока.

В качестве модели реконструируем «реальный ход[5] » занятия (литература, урок по роману И. А. Гончарова «Обломов», 10 класс, 2 часа, «Образ Ильи Обломова») как систему заданий для обучающихся, которая призвана обеспечить освоение ими умения анализировать образ литературного героя.

«Поэт жизни» Илья Обломов.

1. Ключевое понятие, раскрывающее сущность образа И. Обломова – понятие идеала. Прокомментируйте следующие утверждения

Что вы вкладываете в понятие «идеал»? Зачем он необходим человеку?

Л. Н. Толстой: «Идеал в тебе самом. Препятствия к достижению его – в тебе же. Твое положение есть тот материал, из которого ты должен осуществить этот идеал»

Кришнамурти: «Разве идеал не есть побег от того, что было, что есть? Идеальное есть прекрасный, вполне респектабельный побег от реального»

И. С. Тургенев: «Хочешь быть счастливым? Выучись сперва страдать»

Жизнь – это самопреодоление. Сохранение в себе самом живительного огня. Не можешь спасти себя, не спасешь и других. Идеал не есть жизненная цель. Любая цель – это предел, порог, за которым вторая цель, третья… Остановился, задумался – и ты духовно мертв. Идеал – это путь. По сути, это сама жизнь в своем абсолютном качестве. Поэзия бытия. Наслаждение от «покоя внутреннего движения». Счастье всегда на шаг впереди человека. Memento more! Carpe diem! Лови миг! Живи не про запас! Цени то, что есть. Храни дар!

2. Гончаров искушает Обломова успешными траекториями жизни Волкова, Судьбинского и Пенкина, но герой считает этих людей несчастными. Почему? Обсуждение. Заполнение таблицы.

Почему успешная карьера не прельщает Обломова? Что он может противопоставить этим «блестящим» успешным людям?

Обломов о Волкове: «В десять мест в одни день – несчастный! – думал Обломов. – И это жизнь! – Он сильно пожал плечами. – Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается? Конечно, недурно заглянуть и в театр, и влюбиться в какую-нибудь Лидию… она миленькая! В деревне с ней цветы рвать и кататься – хорошо; да в десять мест в один день – несчастный!» - заключил он, перевертываясь на спину и радуясь, что нет у него таких пустых желаний и мыслей, что он не мыкается, а лежит вот тут, сохраняя свое человеческое достоинство и свой покой.

Обломов о Судьбинском: «Увяз, любезный друг, по уши увяз, - думал Обломов, провожая его глазами. – И слеп, и глух, и нем для всего остального в мире. А выйдет в люди, будет со временем ворочать делами и чинов нахватает… У нас это называется тоже карьерой! А как мало тут человека-то нужно: ума его, воли, чувства – зачем это? Роскошь! И проживет век, и не пошевелится в нем многое, многое… А между тем работает с двенадцати до пяти в канцелярии, с восьми до двенадцати дома – несчастный!» Он испытал чувство мирной радости, что он с девяти до трех, с восьми до девяти может пробыть у себя на диване, и гордился, что не надо идти с докладом, писать бумаг, что есть простор его чувствам, воображению.

Обломов о Пенкине: «Ночью писать, - думал Обломов, - когда же спать-то? А поди, тысяч пять в год заработает! Это хлеб! Да писать-то все, тратить мысль, душу свою на мелочи, менять убеждения, торговать умом и воображением, насиловать свою натуру, волноваться, кипеть, гореть, не знать покоя и все куда-то двигаться… И все писать, как колесо, как машина: пиши завтра, послезавтра; праздник придет, лето настанет – а он все пиши? Когда же остановиться и отдохнуть? Несчастный!»

3. В разговоре с Захаром Обломова потрясает, что его сравнивают с особым типом личности, который определяется понятием «другой». Что так задевает Обломова в этом сопоставлении? Почему именно после сопоставления с «другим» (самоанализа) Обломов переживает «ясную сознательную минуту в жизни»?

Как отношение к «другому» и «сознательная минута» в душе Обломова характеризуют главного героя романа?

Другой – кого ты разумеешь – есть голь окаянная, грубый, необразованный человек, живет грязно, бедно, на чердаке, он и выспится себе на войлоке где-нибудь на дворе. Что этакому сделается? Ничего. Трескает он картофель да селедку. Нужда мечет его из угла в угол, он и бегает день-деньской. Он, пожалуй, и переедет на новую квартиру… Что такое другой? – продолжал Обломов. – Другой есть такой человек, который сам себе сапоги чистит, одевается сам, хоть иногда и барином смотрит, да врет, он и не знает, что такое прислуга; послать некого – сам сбегает за чем нужно; и дрова в печке сам помешает, иногда и пыль оботрет… Ты разбери-ка, как «другой»-то живет? «Другой» работает без устали, бегает, суетится, - не поработает, так и не поест. «Другой» кланяется, «другой» просит, унижается…

Ясная, сознательная минута. Как страшно стало ему, когда вдруг в душе его возникло живое и ясное представление о человеческой судьбе и назначении и когда мелькнула параллель между этим назначением и собственной его жизнью, когда в голове просыпались, один за другим, и беспорядочно, пугливо носились, как птицы, пробужденные внезапным лучом солнца в дремлющей развалине, разные жизненные вопросы. Ему грустно и совестно стало за свою неразвитость, остановку в росте нравственных сил, за тяжесть, мешающую всему… В робкой душе его вырабатывалось мучительное сознание, что многие стороны его натуры не пробуждались совсем, другие были чуть-чуть тронуты, и ни одна не разработана до конца.

А между тем он болезненно чувствовал, что в нем, зарыто, как в могиле, какое-то хорошее, светлое начало, может быть, теперь уже умершее, или лежит оно, как золото в недрах горы, и давно бы пора этому золоту быть ходячей монетой. Но глубоко и тяжело завален клад дрянью, наносным сором. Кто-то будто украл и закопал в собственной его душе принесенные ему в дар миром и жизнью сокровища…

4. Разделите тетрадь на 3 части. Познакомьтесь с представленным ниже цитатным материалом, предложите (в первой колонке) основания для сопоставления Обломова и Штольца. Выпишите ключевые слова либо в графу «Обломов», либо «Штольц» (2 и 3 колонки).

· «Он служил, вышел в отставку, занялся своими делами и в самом деле нажил дом и деньги… Он беспрестанно в движении…»

· «И родился и воспитан он был не как гладиатор для арены, а как мирный зритель боя».

· «Это был человек лет тридцати двух–трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определённой идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица.

· «Засыпал он с мыслью о ней, шёл гулять, читал – она тут… Любовь – претрудная школа жизни!»

· Мысль гуляла вольной птицей по лицу… потом совсем пропадала…»

· «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав… цвет лица ровный, смугловатый, и никого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные. Движений лишних у него не было».

· «Лежание у ….. не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать…. Это было его нормальным состоянием»

· «Мыслителям не удалось расшевелить в нем жажду к умозрительным истинам. Зато поэты задели его за живое…»

· «В жизни моей ведь никогда не загоралась никакого, ни спасительного, ни разрушительного огня? Жизнь моя началась с погасания…»

· «Да, я дряблый, ветхий, изношенный кафтан, но не от климата, не от трудов, а от того, что двенадцать лет во мне был заперт свет…»

· «На лице ни сна, ни усталости, ни скуки… Он весел, напевает… Отчего же это?...»

· «Был немец только вполовину, по отцу…получил трудовое, практическое воспитание».

· «Мечте, загадочному, таинственному не было места в его душе. То, что не подвергалось анализу опыта, практической истины, было в глазах его оптический обман…»

· «Выше всего он ставил настойчивость в движении целей: это было признаком характера в его глазах, и людям с этой настойчивостью он никогда не отказывал в уважении, как бы не были важны их цели

· «Надо же выйти из этого сна… Нет, я тебя не оставлю так, через неделю ты не узнаешь себя…»

· «Много людей я знал с высокими качествами, но никогда не встречал сердца тише, светлее и проще…»

· «Перед ним вдруг «отверзлась бездна», воздвиглась «каменная стена».

· «Всё я чувствую, всё понимаю; мне давно совестно жить на свете! Но я не могу идти с тобой твоей дорогой, если б даже захотел… Я стою твоей дружбы, но не стою твоих хлопот».

· «Он задумался и машинально стал чертить пальцем по пыли, потом посмотрел, что написано…»

· «В нём дороже всякого ума: честное верное сердце! Это его природное золото; он невредимо пронес его сквозь жизнь».

Подготовьте связный рассказ (те, кто сидят за партой слева – о Штольце, справа – об Обломове). Расскажите друг другу.

5. О скульптуре О. Родена «Мыслитель» писали, что автор пытался выразить катастрофу человеческого разума, бессильного, но предпринимающего отчаянные попытки постичь смысл жизни усилием воли, рационально решить ребус существования. С другой стороны, в этом образе чувствуется возврат к поэтическому мировосприятию Архаики: где «не умели думать», но «умели чувствовать, страдать, любить». Основа образа Обломова – его утверждения: ы

· «Я поэт в жизни, потому что жизнь – это поэзия».

· «Да цель всей вашей беготни: страстей, войн, торговли и политики разве не выделка покоя, не стремление к этому идеалу утраченного рая».

Сформулируйте, почему фигура «Мыслителя» может быть символическим выражением «жизненного кредо» Обломова? В чем заключается это «жизненное кредо»? Как бы Обломов, на ваш взгляд, расшифровал этот образ? Групповая дискуссия.

6. Написание диаманты «Мой Обломов».

Диаманта – это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых — понятия с противоположным значением. Этот вид стиха составляется по следующей схеме:

строчка 1: тема (существительное)

строчка 2: определение (2 прилагательных)

строчка 3: действие (3 причастия)

строчка 4: ассоциации (4 существительных, демонстрирующие переход от «+» к «–»)

строчка 5: действие (3 причастия)

строчка 6: определение(2 прилагательных)

строчка 7: тема (существительное)

Образец:

Обломов

Ранимый, добрый,

Скучает, мечтает, ленится.

Бездействие, пассивность, решимость, труд.

Действует, считает, зарабатывает,

Деловой, настойчивый

Штольц.

Домашнее задание:

· Обязательное: Прочитайте «Сон Обломова». Сформулируйте основные черты мифологического пространства Обломовки (оформите схему). Что определяет «философию жизни» обломовцев (подготовьте развернутый ответ)?

· Творческое: Напишите размышление на тему «Мой современник Илья Обломов».

Реконструкция системы заданий (конспект урока) даёт только общие представления о том, как разворачивался образовательный процесс, указывает на отдельные приёмы, используемые учителем. Очевидно, что мы только можем догадываться, насколько данный урок был результативен, смогли ли обучающиеся (каждый в отдельности) освоить умение анализа образа литературного героя. Без понимания замысла автора, фиксации логики разворачивания действий учителя и ребёнка (всего класса, групп обучающихся) на занятии материал трудно переносим в деятельность другого педагога.

Вместе с тем обобщение данного опыта может стать основой для конструирования любого урока с подобной целевой установкой. «Личный рецепт» урока «Поэт жизни Илья Обломов» – его композиционная схема, заданная системой деятельности обучающихся, ответы старшеклассников (при условии видеозаписи), временные и темповые ограничения и риски, – порождают впечатление о ситуационной природе двухчасового занятия. Как зафиксировать трудоёмкость того или иного задания, какие линии обсуждения возникнут у детей, как обеспечить учёт индивидуальных возможностей обучающихся? Представленный материал (равно как «реальный опыт» проведения занятия, видеозапись урока) оказывается только «заготовкой», в изложенной выше метафоре «корзиной с грибами», требующей специальных процедур обобщения.

На наш взгляд, урок «Поэт жизни Илья Обломов» может быть генерализирован по трём основаниям:

во-первых, как методическая система, позволяющая решать задачу организации урока «объяснения нового материала»;

во-вторых, как набор результативных приёмов активизации деятельности обучающихся при работе с художественным произведением;

в-третьих, как концептуальный подход к анализу образа литературного героя с привлечением жизненного опыта обучающихся.

Под методической системой мы понимаем взаимосвязанные структуры совместной деятельности учителя и каждого обучающегося. Эти структуры включают: цели взрослого и ребёнка, педагогическое кредо учителя (принципы, стиль, основания практики) и организационные формы[6] , необходимые для создания целенаправленного воздействия, освоения обучающимся способов интерпретации материала (перекодировки воздействий учителя), включения нового знания в исходные представления и др.

Таким образом, обобщение 1-го уровня представленного материала урока «Поэт жизни Илья Обломов» описывается следующей схемой:


Ситуации, обозначенные в схеме, конструируются через:

· отбор педагогом материалов, провоцирующих обучающегося соотносить исходное знание (личный опыт) с новым знанием;

· отбор педагогом средств, позволяющих обучающемуся самостоятельно освоить материал (индивидуально, в паре, в группе);

· организацию самостоятельной работы (планирование действий – осуществление – самоконтроль – взаимоконтроль);

· проектирование следующего шага.

Цель методической системы: формирование умения самостоятельно осваивать новый материал.

Принципы методической системы.

· Гибкость способов взаимодействия. Формы работы с детьми предстают не столько алгоритмом, сколько «палитрой». Задача педагога не в том, чтобы провести урок, а в том, чтобы создать условия для самостоятельного действия каждого ребенка.

· Максимально возможный выбор. Расширение сферы выбора – как в выборе видов деятельности, так и в определении содержания и характера предложенной (и предлагаемой самим ребёнком) деятельности.

· Контекстуальность деятельности. Любая образовательная деятельность должна быть воспитывающей, стимулирующей развитие субъектности обучающегося. Обязательны – самоанализ, рефлексия, закрепление успешного опыта самопроявления личности.

· Многовариантность деятельности. Для каждого участника деятельности планируется индивидуальный сценарий-маршрут или своя роль в коллективном проекте. Обязательны – отслеживание «шагов» деятельности, осмысление проектировочных цепочек, рефлексия участия. Каждый ребенок на уроке – субъект деятельности.

· Гибкое планирование; самоуправление. Совместное планирование деятельности. Движение «за ребёнком», а не «за педагогом».

· Принцип «не навреди». Приоритет практического опыта над теоретическими представлениями (постепенности, проверки и самопроверки), адаптации к жизни.

Обобщение урока «Поэт жизни Илья Обломов» 2-го уровня фиксирует и обосновывает в системе «результат – целесообразность» функционирование конкретного средства обучения (формы, приёма, метода взаимодействия учителя и обучающегося) в определённой учебной ситуации.

Например, учитель, обобщающий опыт, раскрывает особенности использования приёма «Сравнительная таблица» на этапе «Ситуации взаимодействия с другими обучающимися, взаимоконтроля», гарантирующего освоение учащимся нового материала (закрепление).

Планируемый
результат

Целесообразность
использования

Алгоритм
использования

Требования

· Актуализированы умения: сравнения, выделения ключевых слов, составления связного текста на основе ключевых слов, взаимодействия в парах.

· Выделены типологические характеристики образа литературного героя.

· Подготовлен связный рассказ об одном образе литературного героя

Сравнительная таблица обеспечивает осмысление образа литературного персонажа (Обломов) в сравнении с проанализированным на предыдущем занятии образом (Штольц); позволяет выделить типологические черты образа литературного героя, освоить один из способов его характеристики (на основе цитатного материала)

1. Самостоятельное чтение (каждым ребёнком) цитатного материала.

2. Обсуждение в парах параметров сравнения, выдвижение гипотез (например, «жизненное кредо», «внешность» и т.д.)

3. Фронтальная беседа: обсуждение параметров сравнения

4. Фиксация в 1 колонке таблицы «единых» параметров.

5. Индивидуальная работа по выделению ключевых слов в каждой цитате (например, «Он служил , вышел в отставку, занялся своими делами и в самом деле нажил дом и деньги … Он беспрестанно в движении …»).

6. Парный взаимоконтроль (по ключевым словам).

7. Заполнение таблицы (2 и 3 колонки).

8. Подготовка каждым обучающимся связного рассказа об одном из образов литературного героя (Обломов или Штольц).

9. Взаимоконтроль в парах

· Готовность к работе в парах, взаимному контролю

· Включение педагога в работу (поддержка темпа)

· Связь с изученным ранее

· Фиксация

процедур сравнения

Третий уровень обобщения урока «Поэт жизни Илья Обломов» раскрывает концептуальные представления педагога о необходимости использования личных переживаний, эмоционального опыта обучающегося в работе над текстом. Таким образом, любой текст функционирует в качестве фильтра, проявляющего ценностные установки ребёнка, вынуждающего его занять позицию со-автора, создать текст-интерпретацию:


Подобная концепция обосновывает, во-первых, необходимость отдельной работы учителя и обучающихся с материалами, проявляющими жизненную позицию автора (биография, воспоминания современников и т.д.), преломляющими её в конкретном произведении. Так возникает первая группа текстов, которую условно можно назвать «исследовательской». Во-вторых, концепция требует столкновения авторской жизненной позиции и позиции читателя (приятие – неприятие, актуальность – историческое свидетельство, событие – необходимость и др.). Так возникает вторая группа текстов, которую условно можно назвать «рефлексивной». Обобщение урока третьего уровня может быть зафиксировано в форме пояснительной записки к конспекту урока, содержащей разъяснения о его ключевой идее, назначении, месте в логике разворачивания знаний по данной предметной области, системе целеполагания и т.д.

Безусловно, за изложенным вариантом обобщения опыта стоит большее, чем фиксация «авторского взгляда» на тот или иной аспект педагогической практики. Учитель, представляя свой замысел урока, осмысливая в рабочей программе программу авторскую, нарабатывая дидактический материал к федеральному учебно-методическому комплексу, создаёт определённый «портрет мастера», автопортрет педагога на фоне его педагогического творчества. Идея таких портретов, обобщающих методическую лабораторию педагога, хорошо раскрывается в методике портфолио.

Человек может долго наслаждаться своим отражением в зеркале, считая, «есть, как есть», иначе «не случится». Однако даже те, кто не следит за модой, понимают, что стиль, «подача» самого себя зависят в первую очередь от их воли. Не случайно одной из ключевых компетенций федерального государственного образовательного стандарта второго поколения является компетенция по обновлению компетентностей. В каждом учителе есть потенциал развития профессионального мастерства. Этот потенциал не связан исключительно с освоением новых позиций. Начало пути – это умение «сделать фото», зафиксировать то, что получается, то, что действительно определяет результативность действий обучающихся на уроке. Задача «остановки мгновения» не из простых. Настоящая фотография – всегда художественный образ [7] , всегда обобщение, сделанное ради «прочтения» уникального и единичного как определённой нормы, случая как закономерности, исключения как правила. Поэтому всегда интересны «частные методики», генерализированная практика, раскрывающая особенности преподавания в конкретных условиях.

Вместе с тем, когда мы отбираем фотографии в альбом, многие снимки нас не устраивают, они не вписываются в тематическую подборку, однообразны и т.п. Возникает необходимость классифицировать материал по некоторому основанию. Основание в данном контексте – разработанное тем, кто обобщает опыт, принцип отбора, своего рода «формат упаковки».

Безусловно, можно воспользоваться определёнными указателями, справочниками, энциклопедиями и т.п.

Отметим, что выбор «формата упаковки» важен с той точки зрения, что он является определённым «ключом» к содержанию. «Ключ к содержанию» – это указание на способ «распаковки», а следовательно, и восприятия содержания.

Резюмируя вышесказанное, отметим, что основной смысл обобщения опыта (в предложенных материалах – 3 примера генерализации урока) заключается не только в формализации принципиально переносимого и воспроизводимого материала, который может послужить основой для разработки другими специалистами новых вариантов, «личных рецептов», но в освоении автором опыта необходимых для его профессионального развития позиций «диагноста», «методиста», «методолога», «эксперта», «наблюдателя», «критичного друга», «рекламного агента» и других. Указанные позиции могут быть усилены ролью фасилитатора[8] . Фасилитационное обобщение опыта определяется как «ситуация коллективных взаимоотношений», в которых личности, мировоззрения и приоритеты главных действующих лиц (участников и фасилитаторов) постоянно взаимодействуют, оказывая влияние на характер, направленность и форму последующего обучения». Общая атмосфера таких взаимоотношений должна отличаться постоянным обсуждением целей, методов и критериев оценки работы.

Одной из форм таких фасилитационных процедур является разработка информационной карты, которая обеспечивает взаимодействие методиста и автора опыта, позволяет создать своеобразный «паспорт ресурса», служит отдельным продуктом оформления человеческого капитала.

Методике работы с информационной картой педагогического опыта посвящена вторая глава методических рекомендаций.

Методика работы с информационной картой
педагогического опыта

Информационная карта [9] (ИК) рассматривается нами не только в качестве результата процедуры паспортизации ресурсов различного вида, но и как инструмент обобщения педагогического опыта, позволяющий автору найти необходимый «угол зрения» в транслируемой практике, определить способ «упаковки» содержания. Из практики вычленяется цельный, законченный фрагмент, который имеет основание для обобщения и может быть описан в формализованной модели.

В предлагаемом подходе информационная карта фиксирует формализованную автором модель опыта, а не саму практику, перенесение которой (без процедуры обобщения) не представляется возможным.

Структура информационной карты выглядит следующим образом:

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АКТУАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

I. Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Стаж работы в должности

II.Сущностные характеристики опыта

1. Тема актуального педагогического опыта (АПО)

2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

3. Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

4. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

5. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

6. Результат изменений

7.Публикации о представленном педагогическом опыте

III. Описание инновационного опыта учителя

IV.Экспертное заключение

Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений

Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес

Заполнению информационной карты, как мы уже показали, предшествует работа по обобщению опыта. Именно поэтому зачастую камнем преткновения автора ресурса становится уже тема работы. Тема должна отражать ключевую идею педагогического опыта, то есть что (методы, технологии, способы, средства и т.д.) и для чего может быть использовано. Типичной ошибкой является отражение в теме опыта всей практики педагога («преподавание физики в 5 классе») или заявление универсального направления («метод проектов в школе»).

Примерами грамотных формулировок темы опыта могут служить[10] : «Значение развития правополушарного мышления при обучении художественному творчеству студентов профильных специальностей НПО» (Чернова Р. В., ГОУ НПО ЯО ПЛ №32), «Использование метода дискуссии как средства формирования креативных умений и коммуникативной компетентности студентов при обучении дисциплине «Основы этики»» (Груздева А. А., ГОУ СПО ЯО Даниловский политехнический техникум), «Разработка компьютерной информационно-поисковой системы «МЕГА-профессия» для построения учащимися старших классов ООУ Ярославской области профессионально-образовательной траектории» (Жукова Ю. П., ГОУ ЯО Центр профессиональной ориентации и психологической поддержки «Ресурс»), «Развитие творческого потенциала детей младшего школьного возраста при изготовлении глиняных игрушек» (Нечитайло О. Ю., МУ ГЦРО г. Ярославль).

Представленный в информационной карте опыт будет востребован, если он описывает конкретный способ воздействия на ту или иную проблемную зону образования. Отсюда вторым элементом ИК является «Источник изменений». Им могут быть противоречия, появление новых средств обучения; новые условия образовательной деятельности, новые потребности и запросы обучающихся и родителей.

Пример. «В настоящее время занятия по профориентации базируются на психологической классификации Е. А. Климова, которая не пополняется новыми профессиограммами, заметно отличается от классификаций профессий в реальной экономике, как следствие, является устаревшей. Информирование старшеклассников о дальнейших путях обучения зачастую ограничивается справочниками профессиональных учебных заведений (рекламными материалами вузов, ссузов). Можно констатировать, что рынок образовательных услуг не соответствует рынку труда. Подготовка кадров ведётся без учёта реальных потребностей экономики (по результатам исследований). Изменение содержания занятий по профориентации, самостоятельная работа обучающихся старших классов с использованием информационно-поисковой системы «МЕГА-профессия» будут способствовать освоению алгоритма профессионального выбора и построению своей профессионально-образовательной траектории» (Жукова Ю. П., ГОУ ЯО Центр профессиональной ориентации и психологической поддержки «Ресурс»).

В «Идее изменений» автор опыта должен зафиксировать, в чём конкретно заключается сущность опыта, т.е. ответить на вопрос: «что необходимо сделать для решения указанного в предыдущем пункте ИК противоречия?» (в отличие от «Концепции изменений», в которой содержится ответ на вопрос: «как я буду делать то, что необходимо?»).

Идея изменений указывает, за счёт каких действий педагога или используемых методов произойдёт достижение результата.

Примеры. «Ведущим методом при обучении дисциплине «Основы этики» является «дискуссия». Организация самостоятельной активной деятельности студентов, развитие творческого, дискурсивного мышления, предоставление возможности выработать и продемонстрировать собственную систему ценностей есть путь подлинного приобщения к миру нравственной культуры. Использование метода дискуссии позволит стимулировать включение педагога в разные виды речевой деятельности и формировать креативные умения студентов (логически мыслить, устанавливать логические связи между фактами и явлениями, принимать решение в нестандартных, новых ситуациях, формулировать гипотезы, вести диалог с изучаемым объектом, выбирать методы познания, адекватные объекту, видеть незнакомое в знакомом, преодолевать стереотипы). Практические задания в рамках обучения приближены к жизненным условиям и являются профессионально значимыми» (Груздева А. А., ГОУ СПО ЯО Даниловский политехнический техникум).

«Дополнительная образовательная программа детского объединения «Юные журналисты-краеведы» отражает идею совмещения двух сфер человеческой деятельности: исторического краеведения и журналистики. Обучаясь журналистскому ремеслу, дети популяризируют и пропагандируют краеведческие знания. Изучение азов журналистики и газетного дела давно востребовано в системе дополнительного образования детей, но ориентированность программы на краеведение позволяет получить специальные эффекты: развить интерес обучающихся к социально-общественной, просветительской и исследовательской деятельности, воспитать чувство ответственности за свои взгляды на прошлое и настоящее» (Баршевская И. И., дом детского творчества г. Ярославль).

Фиксируемые обозначения в информационной карте «Концепции изменений» ориентируют автора опыта на выделение в своей практике, обобщение и представление «Способа изменений», который содержит информацию о том, как реализовать изложенную выше идею, как организовать деятельность.

Примеры. «В системе профессионального образования информационные технологии выступают как новые средства обучения, позволяют формировать у студентов надпредметные компетенции, стимулировать познавательную активность. Преподавателем разработаны система уроков с использованием ИКТ, дидактические материалы: карточки-задания, задания в тестовой форме, кроссворды, схемы, эскизы наглядных пособий, мультимедийные презентации. Применяются следующие приёмы: закрепление теоретических положений примерами из электронных баз, использование различных средств наглядности. Для обеспечения результативности деятельности студентов разработаны информационно-образовательные ресурсы: словари, справочники, рабочая тетрадь, методические рекомендации для выполнения самостоятельных, лабораторных и практических работ» (Куликова Т. Н., ГОУ НПО ЯО Профессиональное училище №10). «Овладение воспитателями техниками эффективного взаимодействия с родителями, освоение наиболее эффективных стратегий работы с родительскими возражениями, негативными реакциями реализуются через использование тренинговой программы. Дидактической основой опыта являются «Практикум общения педагогов с родителями» (Т. В. Кротовой), «Тренинг уверенности в себе», «Тренинг ассертивного поведения», «Тренинг коммуникативности» (М. Кипнис). Авторский вклад заключается в применении содержания бизнес-тренингов в работе педагогов с родительскими возражениями и сопротивлениями. Предлагаемые занятия включают знакомство с теоретическим материалом по теме, участие в различных тренинговых упражнениях и играх. Активно используются неимитационные и имитационные формы работы: сценарный метод, видеоанализ, разбор реальных ситуаций, групповая прогрессивная дискуссия, брейнсторминг, семинарские вставки, анкетирование» (Чарикова Л. В., МДОУ №120 г. Ярославль, МОЦ УДОД ДЮЦ «Ярославич»).

«Условия реализации изменений» фиксируют, какие специфические условия необходимы для осуществления деятельности, которая зафиксирована в опыте. Такими условиями могут выступить: особые компетенции, требования к материально-технической базе (оборудованию) и другие. Примеры . «Педагог является профессиональным историком-краеведом, имеет опыт работы корреспондента в газете, многочисленные публикации в жанре «краеведческая заметка», обладает навыками и склонностями к исследовательской деятельности» (Баршевская И. И., дом детского творчества г. Ярославль). «Требования к педагогу: знание предмета, владение методом «дискуссия», диалогическая позиция. Требования к МТБ: компьютер с выходом в Интернет, видеоматериалы к организации проблемной дискуссии, проектор» (Груздева А. А., ГОУ СПО ЯО Даниловский политехнический техникум).

«Результаты изменений», фиксируемые в информационной карте, должны быть верифицированы (подтверждена их подлинность). Ими могут быть: высокие результаты обучающихся (показатели ЕГЭ, наличие победителей олимпиад, личностные изменения в детях, рост их интереса к предмету и др.), новые компетенции специалистов образования. Показатели (индикаторы качества) должны иметь числовое выражение (например, на 10% увеличилось число выпускников, трудоустроившихся по профессии); желательно представить динамику показателя за последние годы, подтверждающую реальные улучшения (увеличился процент выпускников с повышенными разрядами (условно): 2008 г. – 10%, 2009 г. – 15 %, 2010 г. – 30%).

Раздел «Публикации» заполняется при их наличии: фиксируются только те работы, в которых представлен заявленный в ИК опыт.

Отдельный пункт информационной карты – описание инновационного опыта, где в сжатом виде представлены структурные, содержательные и технологические элементы модели.

Примеры.

«При планировании учебного материала по дисциплине «Основы этики» преподаватель выявил, проанализировал и отобрал те темы, которые студенты не просто захотят обсуждать, а почувствуют потребность их разрешить. Опыт проведения публичных дискуссий показывает, что наиболее удачными темами являются: «Добро и зло вокруг нас», «Дружба, какой ей быть?», «Концепции происхождения человека: за и против», «Понятие и специфика философской антропологии. Что есть человек?», «Актуальные проблемы биоэтики». Формы работы: служат: круглый стол, заседание экспертной группы, «вертушка». На этапе подготовки к дискуссии используется метод «мозговой атаки». На первом её этапе студентам предлагаются темы для обсуждения. Каждый обучающийся имеет право высказывать любые идеи относительно формулировки темы, постановки проблемы. Допускаются самые смелые, экстравагантные и необдуманные идеи. Действует принцип: «никто не имеет права осуждать товарища и критиковать его высказывание». Поощряются конструктивные предложения, подбадривания участников на новые высказывания. Ценится не столько качество, сколько количество идей. Все предложения обучающихся записываются ведущим. Когда этот список уже достаточно велик, а энергия детей иссякает, начинается критический разбор тем, выбирается лучшая из них. На втором этапе студентам предлагается изучить дополнительную литературу, использовать ресурсы Интернет, средства массовой информации. Преподаватель при планировании, организации урока прибегает к помощи актива группы. На третьем этапе проводится дискуссия. На четвёртом – подводятся её итоги. Например, при проведении практического занятия «Добро и зло: две вечные темы» перед студентами ставился вопрос: «Любовь – это добро или зло?» За две недели до дискуссии студенты разделились на две группы, которые получили конкретное задание. Первая группа подбирала материал, подтверждающий, что любовь – это добро, вторая, собирая информацию, решала обратную задачу. Деление на группы шло произвольно (вне зависимости от личной позиции каждого студента по данному вопросу). Преподаватель осуществлял свою подборку материала. В начале дискуссии преподаватель сделал краткое выступление, из которого обучающиеся должны были заключить, что добро и зло всегда относительны, что в разные эпохи люди их по-разному оценивали. Затем каждая группа заявляла свою позицию. На третьем этапе была организована свободная дискуссия. Особая роль здесь отводится взрослому. Студенты (в этом возрасте), как правило, сводят чувство любви только к сфере межличностных отношений, преподаватель переводит разговор в иную плоскость, предлагает расширить контекст обсуждения через введение микротем: «Любовь к Родине», «Любовь к профессии», «Родительская любовь». Разговор приобретает для студентов неожиданное направление, оказывается, что «слепая родительская любовь» может быть злом для ребёнка, поскольку порождает эгоизм и вседозволенность. Дискуссия позволяет студентам не только развивать риторические навыки, но и совершенствовать умение работы с разными источниками информации»

(Груздева А. А., ГОУ СПО ЯО

Даниловский политехнический техникум).

«Алгоритм лепки из глины прост. Игрушка проходит следующие этапы изготовления. 1) Выбор объекта лепки, её сюжета. 2) Выбор материала (глина или тесто). 3) Определение приёмов лепки с учётом формы игрушки, её предназначения (простая, сложная, со свистком). 4) Планирование отделки игрушки, выбор инструментов для лепки. 5) Изготовление заготовки. 6) Сушка изделия при комнатной температуре. 7) Обжиг глиняной игрушки в муфельной печи. 8) Роспись игрушки. Выбор красок (гуашь, акварель, темпера). Выбор элементов росписи, цветовой гаммы. 9) Оценка игрушки педагогом, самооценка, взаимооценка. Выбор объекта лепки, её сюжета происходит на эмоциональном уровне. Этому могут предшествовать просмотр художественного фильма, мультфильма, прочитанная сказка. По способу создания образа выделяют следующие виды лепки: по памяти, по представлению, по замыслу, с натуры, по схеме, по рисунку, по словесному описанию. Приёмы лепки: пластический – из одного куска, конструктивный – из отдельных частей с последующим соединением, комбинированный. Глиняные изделия сушат при комнатной температуре, избегая сквозняков и близости отопительных приборов. Нельзя пытаться ускорить сушку, так как изделие может потрескаться. Требования к игрушке: обобщенность образа, завершенность формы, условность, целостность, гармония, яркость, праздничность, симметрия в отделке, наивность, умение малым выразить многое, непосредственность, эмоциональная окраска (восторг)» (Нечитайло О. Ю., МУ ГЦРО г. Ярославль).

К описанию инновационного опыта можно приложить конкретные примеры (2 разработки урока, в том числе, презентации и видеофрагменты, технологические карты, схемы). Пример заполненной информационной карты см. в приложении 2 данных методических рекомендаций.

Информационные карты не равны ресурсу, полноценно раскрывающему опыт педагога. Разработаны и успешно функционируют специальные хранилища опыта: «Единая коллекция образовательных ресурсов» (http://collection.edu.yar.ru/), сообщества «Открытого класса» (http://www.openclass.ru/ ), в том числе, «Развитие методического сервиса в Ярославской региональной системе образования» (http://www.openclass.ru/node/64301), «Образовательный портал Ярославской области[11] » (http://www.resource.iro.yar.ru). В 2010 году начнёт функционировать «Банк актуального педагогического опыта» (положение о банке см. в приложении).

Создание «хранилища опыта» на региональном уровне будет способствовать повышению заинтересованности педагогов в результатах инновационной образовательной деятельности, объединению усилий научной и педагогической общественности в целях выявления и распространения эффективного педагогического опыта, развитию форм общественно-государственной экспертизы достижений педагогических работников.

Приложение 1

Положение о порядке формирования распределённого
регионального банка актуального педагогического опыта

Утверждено
приказом директора департамента образования
Ярославской области Степановой Т. А.

№ _____

от ___ ________ 20__ года

1. Общие положения

Настоящее Положение является документом, регламентирующим формирование распределённого регионального банка актуального педагогического опыта (далее – АПО), обеспечивающим планирование и реализацию процессов обобщения, актуализации, распространения АПО региональной системы образования (РСО).

Распределённый региональный банк АПО представляет систему точек доступа к локальным образовательным и научно-методическим ресурсам РСО.

Цель создания распределённого Регионального банка АПО – информационно-методическое обеспечение системы образования Ярославской области.

Положение является основой для организации работы учреждений РСО в сфере обобщения и распространения актуального педагогического опыта.

В наполнении материалами распределённого регионального банка и их диссеминации принимают участие следующие учреждения: государственные образовательные учреждения и другие учреждения, подведомственные департаменту образования Ярославской области, органы управления образования муниципальных районов в лице специалистов методических служб, межшкольные методические центры, муниципальные образовательные учреждения дополнительного профессионального образования.

2. Экспертиза материалов распределённого регионального банка АПО

Экспертиза материалов распределённого регионального банка АПО определяется нормированным[12] регламентом создания научно-методической продукции, успешным прохождением конкурсного или квалификационного отбора. Такого рода продукцией могут быть:

· квалификационные работы (методические рекомендации и др.) управленческих работников сферы образования и педагогов, получивших высшую квалификационную категорию;

· материалы (продукты деятельности) региональных экспериментальных площадок;

· материалы (продукты деятельности) базовых площадок ИРО;

· конкурсные материалы[13] участников, лауреатов, победителей муниципальных и региональных конкурсов педагогических работников и образовательных учреждений.

Критериями качества продукта распределённого регионального банка АПО являются:

Актуальность , то есть соответствие государственному и социальному заказу, тенденциям общественного развития, региональной и федеральной образовательной политике, потребностям ОУ.

Новизна :

· в комбинировании элементов известных методик и технологий;

· в рационализации, усовершенствовании отдельных сторон педагогического труда;

· в радикальном преобразовании образовательного процесса (с обоснованием причин);

· в заимствовании и применении в новых условиях кем-то созданного опыта;

· другое.

Результативность .

В зависимости от темы опыта диагностируются:

· уровень обученности учащихся;

· личностное развитие учащихся;

· методическая работа и управленческая деятельность.

Научность , то есть соответствие положениям педагогики, психологии, предметной методики.

Воспроизводимость , то есть возможность использования опыта в массовой практике.

3. Порядок внесения и актуализации материалов распределенного регионального банка АПО

Заказ на разработку определенных тем АПО и поиск необходимой информации для пополнения распределенного регионального банка регламентируются техническим заданием департамента образования Ярославской области государственным образовательным учреждениям, учреждениям, подведомственным департаменту образования, положениями о региональных конкурсах в сфере образования, нормативной базой целевых программ и проектов Ярославской области в сфере образования.

Размещение материалов в банк АПО регламентируется следующими документами:

· заявка о внесении АПО в региональное банк – приложение 1 ;

· информационная карта инновационного опыта – приложение 2;

· информационная характеристика ресурса – приложение 3;

· письменное согласие автора на распространение его опыта, включая безвозмездную публикацию под грифом департамента образования ЯО со ссылкой на авторство – приложение 4.

Автору АПО выдается свидетельство вкладчика распределенного регионального банка актуального педагогического опыта.

ГОУ ЯО «Институт развития образования» планирует и осуществляет распространение информации об АПО и инициирует его внедрение в практическую деятельность педагогов и образовательных учреждений РСО.

Необходимые технико-технологические процессы поддержки центрального узла банка в рабочем состоянии осуществляются специалистами центра информационных технологий ГОУ ЯО «Институт развития образования».


Приложение 1

Реквизиты учреждения,
представляющего материал

Ректору ГОУ ЯО ИРО
Ф. И. О. руководителя учреждения,
представляющего материалы

ЗАЯВКА

Прошу внести в распределенный региональный банк актуального педагогического опыта

опыт работы ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ф. И. О. автора опыта, должность, образовательное учреждение

по проблеме (теме) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Обосновать актуальность опыта и его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса (управленческой деятельности, методической работы) в объёме не менее 0,5 страницы).

Дата

Подпись руководителя учреждения,
предоставляющего материалы

Дата Подпись руководителя учреждения,

предоставляющего материалы

Приложение 2

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АКТУАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

I . Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта

(авторского коллектива)

Учреждение, в

котором работает автор опыта

(авторский

коллектив), адрес с индексом

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Стаж работы в должности

II .Сущностные характеристики опыта*

1. Тема актуального педагогического опыта (АПО)

2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

3. Идея изменений (в чем сущность АПО: в использовании образовательных, информационно- коммуникационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

4. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

5. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

6. Результат изменений

7. Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

*Общий объем описания сущностных характеристик (пп. 1-6) - до 1800 зн.

III . Описание инновационного опыта учителя**

**Выполняется в свободной форме, представляет собой фактологическое описание учителем своего инновационного опыта объемом до 1 стр. (1800-2000 зн.)

IY .Экспертное заключение

Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений

Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны,

адрес электронной почты, почтовый адрес

Приложение 3

Информационная характеристика ресурса для

размещения в БАПО

1. Муниципальный район

2. Уровень образования

· Предшкольное образование

· Начальное образование

· Основное общее образование

· Дополнительное образование детей

· Дополнительное профессиональное образование

· НПО, СПО

3. Тип образовательного учреждения

· Дошкольные образовательные учреждения

· Образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста

· Общеобразовательные учреждения

· Общеобразовательная школа-интернат

· Кадетская школа

· Оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении

· Вечерние (сменные) общеобразовательные учреждения

· Специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии

· Образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

· Специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением

· Образовательное учреждение дополнительного образования детей

· Образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи

· Межшкольный учебный комбинат

· Образовательное учреждение начального профессионального образования

· Образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение)

· Образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

4. Предметная область

· Биология

· География

· Краеведение

· Естествознание

· Английский язык

· Немецкий язык

· Французский язык

· Испанский язык

· Другие языки

· Изобразительное искусство

· Музыка

· История

· Литература

· Литературное чтение

· Математика

· Алгебра

· Геометрия

· МХТ

· Обществознание

· Право

· Экономика

· Окружающий мир

· ОБЖ

· Природоведение

· Родной язык

· Русский язык

· Технология

· Черчение

· Физика

· Астрономия

· Физическая культура

· Химия

· Культурология

· Педагогика

· Психология

· Социология

· Спец. предмет

· Экология

· Прочее

5. Направление работы (можно выбрать более одного направления)

· Библиотечное дело

· Валеология

· Внеклассная работа

· Управление образованием

· Предпрофильное, профильное обучение

· Переход на федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) второго поколения

· Работа с одаренными детьми

· Психолог образовательного учреждения

· Социально-педагогическая работа

· Содействие укреплению и сохранению здоровья участников образовательного процесса

· Коррекционная работа с учащимися с ограниченными возможностями здоровья

· Работа с родителями, социальными партнерами

· Прочее

6. Тип ресурса

· Аннотированный каталог (перечень)

· Диагностические материалы

· Дидактические материалы

· Инструкция (регламент)

· Конспект урока (занятия)

· Методические рекомендации

· Методическое письмо

· Монография

· Описание методики, технологии

· Планирование

· Положение

· Программа

· Сборник упражнений, задачник

· Статья

· Сценарий

· Творческие, исследовательские работы обучающихся

· Учебно-методический комплекс

· Прочее


Приложение 4

Я, _________________________________________, даю согласие на распространение моего опыта, включая безвозмездную публикацию под грифом департамента образования ЯО со ссылкой на моё авторство.

Дата

Подпись

Приложение 2

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АКТУАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА[14]

I . Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Стаж работы в должности

Сакулина Марина Фёдоровна

МОУ Центр психолого-медико-социального сопровождения и диагностики детей и подростков «Гармония»
152613, г. Углич, ул. Зины Золотовой, д.42

Учитель основ здорового образа жизни

13 лет

II .Сущностные характеристики опыта

1. Тема актуального педагогического опыта (АПО)

Комплексный подход в коррекции психоэмоционального состояния ребёнка с применением метода БОС (биологической обратной связи).

2. Источник изменений

В настоящее время большое внимание уделяется вопросам немедикаментозного лечения и профилактики. Систематическое применение оздоровительных методик актуально для реабилитации и профилактики заболеваний детей. Данный подход используется в работе над проблемами организации правильного, оздоровительного дыхания, регуляции мышечного тонуса, снятия моторной расторможенности, оптимизации эмоциональных процессов у детей и подростков.

3. Идея изменений

Основная идея – за счёт оптимизации функционального состояния создать благоприятные условия для развития личности, осознающей единую психофизиологическую природу человека и практически владеющей важнейшими навыками саморегуляции.

К методу БОС, который лежит в основе программ «ИБИС» и «Волна», были добавлены приёмы, позволяющие оптимизировать процесс коррекции психоэмоционального состояния ребёнка

4. Концепция изменений

Комплексное использование метода биологической обратной связи (посредством приборов функционального биоуправления) и других методов саморегуляции (дыхательные техники, приёмы арт-терапии , телесно-ориентированной терапии, релаксационные техники и сенсорной интеграции) повышает эффективность коррекционной работы. Программа позволяет:

- активно привлекать родителей к участию в процессе коррекции. Совместное выполнение домашних упражнений с ребенком положительно отражается как на результатах коррекции, так и на взаимоотношениях в семье;

- повысить эффективность работы логопедов и психологов по проведению коррекционных занятий с ребенком;

- формировать у ребенка навыки самоконтроля, умения управлять стрессом, закладывая основы положительного самосознания, т.е. те качества, которые ведут к психоэмоциональной устойчивости и обеспечивают способность к саморегуляции за более короткий срок. В случае комплексного подхода появляется возможность высвободить время для автоматизации полученного навыка саморегуляции

5. Условия реализации изменений

С 2000 года на базе ПМСС - Центра «Гармония» реализуется программа «ИБИС» (игровое биоуправление и саморегуляция). В 2005/2006 учебном году в дополнение к программе «ИБИС» была приобретена программа «Волна». В 2007/2008 учебном году к методу БОС, который лежит в основе программ «ИБИС» и «Волна», были добавлены приёмы, позволившие оптимизировать процесс коррекции психоэмоционального состояния ребёнка. В настоящее время на базе Центра осуществляется комплексный подход к коррекции психоэмоционального состояния детей с применением метода БОС

6. Результат изменений

Использование комплексного подхода к коррекции психоэмоционального состояния детей позволяет эффективнее проводить данную работу, так как положительная динамика наблюдается за более короткий срок, а значит, остаётся время для автоматизации и закрепления полученных навыков саморегуляции, что было доказано на практике. Кроме того, комплексный подход к построению занятий позволил расширить возможности в решении проблем, с которыми обращаются родители, и сделать занятия более интересными и увлекательными для ребёнка

7. Публикации о представленном педагогическом опыте

Готовится к печати статья в журнале «Педагогика здоровья» № 1

III . Описание инновационного опыта учителя

К методу игрового биоуправления, основанному на биологической обратной связи (БОС), который лежит в основе программ «ИБИС» и «Волна», были добавлены приёмы, позволяющие оптимизировать процесс коррекции психоэмоционального состояния ребёнка.

Одним из таких методов является арт-терапия – как совокупность способов и технологий реабилитации лиц средствами искусства и художественной деятельности.

На занятиях используются следующие арт-терапевтические методики: «Монотипия», «Мандала», «Коллаж» («Автопортрет», «Моё прошлое, настоящее и будущее», «Образ моего «Я», «Моя семья» и др.), направленная визуализация, приёмы двигательной арт-терапии и др. Диагностика проводится с помощью арт-терапевтических методик: «Кактус» и «Рисунок несуществующего животного».

Приёмы телесно-ориентированной терапии так же активно используются в работе. Телесно-ориентированная терапия – это искусство и наука, это способ “исцеления души через работу с телом”, с запечатленными в теле переживаниями и проблемами человека.

Почти на каждом занятии используются приёмы телесно-ориентированной терапии, в частности, упражнения на постизометрическую релаксацию (упр. «Звёздочка», «Струночка», «Кобра», «Травинка на ветру» и др.), которая нормализует гипертонус и гипотонус мышц, позволяет ребёнку найти баланс между напряжением и релаксацией, почувствовать своё тело, найти состояние наибольшего комфорта и запомнить его на уровне «памяти тела» («Театр прикосновений», «Тяни» и др.). Большой интерес детей вызывает и самомассаж, который обеспечивает высокую результативность с помощью массажных мячей, валиков и различных массажеров. Данные упражнения позволяют добиться быстрой мышечной релаксации, снятия мышечных зажимов.

Сенсорная интеграция – одно из наиболее эффективных средств работы с детьми и подростками. В зависимости от формы нарушения, сеансы в сенсорной комнате и комнате двигательной активности решают следующие задачи: снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижение состояния релаксации и душевного равновесия; активация различных функций центральной нервной системы за счет создания обогащенной мультисенсорной среды и развития двигательных функций; создание положительного эмоционального фона, снятие тревоги; уменьшение невротических и вегето-сосудистых реакций, уменьшение проявлений неврозоподобных состояний; создание чувства безопасности, защищённости; возвращение способности ощущать своё тело.

Проводятся занятия, на которых используются релаксации и визуализации («Путешествие в подводное царство», «Полёт к звездам», «Сказочная страна» и др.). Большая часть детей приходит на занятия по направлению психолога.

Дыхательные техники - неотъемлемая составляющая работы по программе. За несколько столетий до нашей эры они уже применялись для снятия эмоционального напряжения, уменьшения чувства тревоги и для общей релаксации.

Произвольная регуляция дыхания — наиболее гибкий из всех способов снятия чрезмерного напряжения. Регулярное последовательное выполнение упражнений в конечном счете сформирует у ребёнка более спокойное и мягкое отношение, своего рода антистрессовую установку, и когда возникнут стрессовые ситуации, он будет переживать их гораздо менее интенсивно.

В зависимости от проблемы, с которой пришёл ребёнок, будут формироваться и комплексы дыхательных упражнений. При составлении комплексов комбинируются дыхательные упражнения разной целевой направленности. Способность ребенка к произвольной регуляции дыхания является физиологическим базисом формирования более сложных навыков психофизиологической саморегуляции в подростковом возрасте. Это позволяет поддерживать состояние здоровья детей на достаточно высоком уровне, успешно проводить профилактику и реабилитацию при наличии соматических заболеваний, а также при нервно-психических расстройствах и отклонениях в поведении.

IY .Экспертное заключение

Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений

Опыт рекомендован к использованию в психолого-педагогической практике на региональном уровне.

Участвовала и получила специальный диплом во II Всероссийском конкурсе на лучшую разработку по экологической проблематике.

Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес

Галина Петровна Введенская, врач высшей квалификационной категории, Отличник здравоохранения, зам. главного врача по мед. обслуживанию населения МУЗ Угличской ЦРБ



Сапегин К В.
Успенская С. В.

Обобщение педагогического опыта
с использованием информационной карты

методические рекомендации

Редактор О. А. Шихранова
Компьютерная верстка Т. В. Макарова
Подписано в печать 27.08.10
формат 60*84/16. Усл. п.л.2,03
Тираж 100 экз. Заказ 24

Редакционно-издательский отдел
ГОУ ЯО ИРО 150014, г. Ярославль,
ул. Богдановича, 16
Тел. (4852) 21-94-25
E-mail: rio@iro. yar.ru


[1] В компьютерных играх опыт – условное обозначение достижений персонажа компьютерной игры, выраженное в числовом эквиваленте.

[2] Отражение в человеческом сознании объективного мира, получаемое через посредство чувственного восприятия на основе практики изменения мира.

[3] Тукачев Ю.А. Ситуации педагогической деятельности как единицы анализа профессионального опыта
педагога//Личностно ориентированное профессиональное образование: материалы IV Всероссийской науч.-практ. конф. 26 – 27 октября 2004 г., г. Екатеринбург.: Часть II. – Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2004. – С. 109 – 112.

[4] По Пахомовой Е.М. (кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии АПКиППРО, заведующая кабинетом педагогического опыта АПКиППРО).

[5] Материалы К. Сапегина

[6] «В широком смысле. В контексте обобщения урока речь идёт о методах обучения, которые понимаются как упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и ученика, направленные на достижение целей образования» (Ю. К. Бабанский).

[7] Одна из формул художественного образа гласит, это – реальность плюс то, что содержалось в фантазии художника (взгляд на эту реальность) + способ изображения (призма взгляда).

[8] По С. Брукфилду: фасилитация - «содействие обучению» («facilitation of learning»), фасилитатор - «содействующий обучению» («facilitator»).

[9] Проект Е. М. Пахомовой, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии АПКиППРО, заведующая кабинетом педагогического опыта АПКиППРО. Подробнее на сайте: http://apkpro.com/ikio/

[10] Представленные здесь и ниже примеры материала информационных карт взяты из итоговых работ слушателей КПК «Методический сервис современного образовательного учреждения» (апрель-май 2010 г., РМЦ ГОУ ЯО ИРО).

[11] Вход на портал осуществляется по паролю: запрос на получение специалистам Ярославской региональной системы образования можно оставить в центре информационных технологий ГОУ ЯО «Институт развития образования», телефон для справок: (4852) 21-85-63

[12] Закреплённым в локальных актах учреждений – участников формирования распределённого регионального хранилища

[13] При наличии не менее двух положительных заключений независимых экспертов

[14] Представленная здесь информационная карта является вкладом в региональный банк актуального педагогического опыта (БАПО).