Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 12

 

Поиск            

 

Рекомендации методические по проведению Единого Всекубанского классного часа «Святая мать добром спасет»

 

             

Рекомендации методические по проведению Единого Всекубанского классного часа «Святая мать добром спасет»

ГБОУ «Краснодарский краевой институт дополнительного

профессионального педагогического образования»

Рекомендации методические по проведению

Единого Всекубанского классного часа

«Святая мать добром спасет»

24 ноября 2011 года.

Слово «мама» - особое слово. Оно рождается вместе с человеком, сопровождает его в годы взросления и зрелости. Его лепечет дитя в колыбели, с любовью произносит юный отрок и глубокий старец. Место матери в жизни каждого человека особое, исключительное. В сложных жизненных обстоятельствах мы всегда вспоминаем маму, и нужна нам в этот миг только она. Человек зовет мать и верит, что где бы она ни была, слышит его, сострадает и спешит на помощь.

День матери отмечается в стране в последнее воскресенье ноября. В образовательных учреждениях Кубани этот праздник отмечается не первый год, хорошей традицией становиться проведение единого Всекубанского классного часа, посвященного Дню Матери. В этом году 24 ноября в образовательных учреждениях Краснодарского края в рамках мероприятий, посвященных Дню матери, Единый Всекубанский классный час проводится по теме «Святая мать добром спасет». Тема классного часа позволит раскрыть общие единые качества всех матерей – любовь и сострадание к своим детям, желание оградить их от всяческих бед, беззаветную веру в своих детей. Эти качества объединяют Матерь Божию – духовную Мать всего человечества, и всех земных матерей, о которых с особым почтением мы говорим в этот праздник.

Единый Всекубанский классный час направлен на поддержку традиции бережного отношения к женщине, показ значения в жизни каждого главного человека — Матери; раскрытие сложных нравственных понятий «добродетель», «всепрощение», «спасение».

Единые подходы к проведению этого особенного классного часа определены через:

· единую структуру классного часа;

· единообразный итог классного часа, выраженный в организации практической деятельности школьников – написание учащимися писем-пожеланий, посланий своим матерям ;

· использование в оформление классного кабинета и в ходе проведения классного часа единого символа – голубого цвета , который является Богородничным цветом, символизирующим чистоту ее души.

При оформлении доски рекомендуем использовать голубой цвет (фон, на котором написана тема классного часа, цвет шрифта и т. д.), школьную мебель в классе желательно расставить полукругом. Также оборудованием классного часа могут служить:

· «галерея Богородичных икон»;

· изображения Богородицы в произведениях художников;

· фотографии матерей учащихся;

· выставки творческих работ учащихся, выполненных совместно с мамами;

· выставка литературы по теме классного часа.

Рекомендуется организовать встречи с Почётными гражданами –матерями, получившими признание за материнство, добрые дела. На встречах провести их чествование, как знак благодарности им.

Приветствуется проведение тематических фотовыставок, выставок работ художников-любителей, выставок женского рукоделия, работ известных мастериц. Уместными будут и детские рисунки мам, бабушек, семейные фотографии.

Продуктивными окажутся опережающие задания. Учащимся младших классов можно предложить подготовить рисунки, фотомонтажи, коллажи о маме; составить устный рассказ по теме «Мы с мамой!», «Моя мама — самая лучшая на свете!», или выучить стихи о маме, бабушке. В средней и старшей школе предпочтительнее использовать технологию работы в группах для выполнения заданий поискового характера.

При проведении единого Всекубанского классного часа важно учитывать возрастные, индивидуальные и психологические особенности школьников.

В начальной школе (1-4 классы) происходит развитие познавательных интересов и самой личности ребенка. Поэтому основой организации классных часов должен стать личностно-ориентированный подход. Через слово, образ (инсценировки, рассказы), рисунки, игру (отгадывание ребусов, загадок) в детском сознании формируются и закрепляются важные ценностные ориентиры. Учитывая эти обстоятельства, классному руководителю важно в процессе подготовки и проведения классного часа создать эмоционально комфортные для школьников условия.

Главными формами проведения классного часа могут стать: рассказ, беседа, игра-путешествие, очная и заочная экскурсии.

В основной школе (5-9 классы) единый классный час может в равной мере решать задачи как познавательного, так и воспитательного характера. Его цель – расширить и закрепить знания ребят о добродетельной жизни Святой матери, женщин близкого окружения и почётных известных женщинах населённого пункта, Краснодарского края. При проведении Всекубанского классного часа целесообразно использовать активные методы и приемы: игровые приёмы, проблемные вопросы, познавательные задачи, практико-ориентированные ситуации и т.п. Предлагаются разнообразные формы проведения классного часа: рассказ, беседа, заочная экскурсия, викторина, игра-путешествие, интеллектуальная игра и др. Выбор указанных форм определяется, в первую очередь, поставленными целями, а также возрастом учащихся, уровнем их способностей, опытом классного руководителя, особенностями педагогического пространства.

В старших классах (10-11 классы) методика работы классного руководителя имеет свои особенности: акцент делается на проблемный, дискуссионный, диалоговый характер взаимодействия. Учитель настраивает старшеклассников на более глубокое понимание добродетели, привлекает внимание к философскому осмыслению добра, например: для кого делает человек добро, для себя или других? Как относитесь к утверждению: «Не делай людям добра, не получишь зла», « От добра добра не ищут и не ждут», «Сделал добро и брось от него ключи в воду». В качестве приоритетной выдвигается задача социализации старших школьников.

Эти особенности и возможности учителю необходимо учитывать при организации и проведении единого классного часа. Выбираются соответствующие формы его проведения: дискуссия, диспут, моделирование жизненной ситуации, круглый стол и др., нацеленные на аналитическую деятельность, самостоятельную и групповую работу, диалоговую форму общения. На обсуждение предлагаются дискуссионные, проблемные вопросы, которые призваны активизировать мыслительную деятельность учащихся, поставить их перед необходимостью сделать осознанный выбор в пользу той или иной точки зрения, аргументировано защитить свою позицию.

Структурно классный час может состоять из трех частей. В первой части мероприятия классный руководитель раскрывает понятия «Святая Мать» и «спасение», обозначая заступническую миссию Божией Матери.

При земной жизни Богородица испытала много лишений, переживаний и страданий, но все страдания Ее сменились небесной радостью и славой. Понимая все страдания человеческие, как Мать каждого христианина, она помогает каждому страждущему человеку. Божия Матерь не судит род человеческий, а жалеет и ходатайствует перед Богом за каждого человека. Для слабых и отчаявшихся Она является заступницей.

Почитание Богородицы как заступницы, ходатаицы за людей укоренено в самой глубине христианской традиции и опыта. Именно чудесам Божией Матери мы обязаны такому количеству Ее чудотворных икон, которые во все времена пользовались почитанием православных христиан, и не только православных.

Классный руководитель доносит до учащихся мысль, что молитва большинства православных верующих – это возможность попросить Богоматерь о защите и заступничестве: «Пресвятая Богородица, спаси нас».

Целесообразно в завершении этой части подобрать с учащимися близкие по смыслу слова к слову «спасет» (сбережет, оградит, посоветует, запретит и т. д.).

Переход ко второй части классного часа рекомендуется провести, используя клубок голубых ниток или голубую ленту (возможны и другие решения). Классный руководитель обращает внимание школьников на неслучайное использование в оформлении кабинета голубого цвета.

Голубой цвет – это символ чистоты. Он используется в церковном богослужении в дни праздников, связанных с именем Божией Матери. Пресвятая Богородица с детства отличалась особой чистотой души. Поэтому Богородичным цветом и стал голубой цвет.

Классный руководитель отматывает от клубка часть нити (ленты), после чего, продолжая держать конец нити (ленты) в руке, передает клубок учащимся. Школьники передают клубок, называя имена своих мам и их личностные качества, за которые они их любят. Так, нить (лента) соединяет всех участников классного часа, символизируя единение всех матерей с Божией Матерью.

Вторая часть классного часа посвящается разговору о защитной роли земных матерей. Классный руководитель вместе со школьниками ищет ответ на вопрос: «Чем и от чего защищает в жизни мама?». Методическими приемом этого этапа классного часа может стать рассказ классного руководителя или школьников о подвигах, роли в жизни собственных детей тех матерей, которые известны в конкретном населенном пункте или во всем Краснодарском крае, России (материнский подвиг Епистинии Федоровны Степановой, рассказ о матерях известных на Кубани людей: олимпийского чемпиона по прыжкам на батуте Александра Москаленко, космонавта Геннадия Падалки, земляка-футболиста Романа Павлюченко и др.). Обобщенный ответ на этот вопрос преподносится либо учителем, либо самими ребятами (в зависимости от возраста) – все действия мамы добродетельны, так как совершаются ради добра по отношению к своим детям.

Две предыдущие части классного часа являются подготовительными для проведения практической деятельности учащихся. В последней части классный руководитель настраивает учащихся на написание послания, пожелания маме. Подводит их к тому, что в повседневной жизни мы принимаем заботу мамы о нас как должное. Отвечая на вопросы: А что вы делаете для того, чтобы мама чаще улыбалась? Как встречаете маму, когда она возвращается с работы домой? Как вы помогаете маме? Кто защищает маму от всех невзгод и дает ей сил? Как часто вы говорите ей добрые и ласковые слова? учащиеся выражают свое отношение к своим матерям в письмах-посланиях, пожеланиях. Свои письма учащиеся помещают в голубые конверты, лежащие у них на столах. Вместе с ними туда же помещаются и части голубой нити (ленты), которую классный руководитель предварительно разделил между всеми учащимися. В завершении классного часа учитель просит учащихся указать на конверте адресата письма – фамилию, имя, отчество матери или просто слово «маме», и в День Матери – 27 ноября опустить этот конверт в домашний почтовый ящик или лично отдать в руки маме.

Проведенные классные часы по теме «Святая мать добром спасет» должны найти отражение на школьных сайтах, в общешкольном печатном органе, или на стендах.

Составители: специалисты кафедры педагогики

и дополнительного образования