Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 12

 

Поиск            

 

Рекомендации методические для учителей Интерактивные формы и методы

 

             

Рекомендации методические для учителей Интерактивные формы и методы

IV Региональный образовательный форум «Школа - 2007»

__________________________________________________

методические рекомендации для учителей

Интерактивные

формы и методы

на уроках географии

Кострома 2007

Методические рекомендации разработаны по материалам различных методических пособий и включают в себя технологические карты 2-х уроков с использованием интерактивных методов

Составитель: Федотова Наталия Константиновна, учитель географии МОУ СОШ № 30 г. Костромы

10% информации усваивается из того, что слышим, 50% - из того, что видим, 70% - что проговариваем и…

90% - что делаем сами

Жизнь в современном обществе требует от человека умения выражать свою позицию, учитывая при этом права и потребности других членов общества. Учитель должен обеспечивать эти процессы, поддерживать и развивать их в своей деятельности для того, чтобы сформировать важнейшее интеллектуальное качество гражданина – критическое мышление. Критическое мышление – это поиск здравого смысла (как рассудить объективно и поступить логично с учетом, как своей точки зрения, так и других мнений) и умение отказаться от собственных предубеждений. Только критические мыслители способны выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, что весьма существенно при решении проблем. Критическое мышление не принимает догм и развивается путем наложения новой информации на жизненный опыт.

Интерактивные методы являются надежным способом достижения успеха в этом направлении и позволяют:

- управлять коммуникативными процессами,

- воздействовать на процесс обучения и принятия решений через практику

поэтому они могут широко использоваться в работе любого педагога.

Интерактивный метод подразумевает активное взаимодействие всех субъектов процесса. Учитель является организатором процесса усвоения знаний учениками, которые должны взаимодействовать, общаться, изобретать и применять имеющийся у них опыт.

Интерактивное обучение основывается на следующих принципах:

- свобода выбора (форм исследования, способ представления точки зрения и т.д.),

- открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, т.е. ставить пред проблемами, решения которых лежат далеко за пределами исследуемого вопроса)

- деятельности (обучения для опыта и через опыт)

и 2 методах обучения :

- обратной связи (регулярный контроль процесса обучения),

- идеальности (соотношение пользы от выполняемого действия и затратами на него, предоставление возможности дальнейшего взаимообогащения новой информацией),

Правила организации деятельности при интерактивных формах работы:

1. Безоценочное отношение, как к личности, так и к действиям.

2. Партнерское общение.

3. Осознание поведения участников, сопереживание их состоянию.

4. Поддержание активности участников и возможное делегирование им возможности принятия решения.

5. Соблюдение практичности теории, подтверждение фактами, демонстрацией применимости.

6. Внесение элемента неформальности (рассказ из личного опыта)

7. Юмор.

8. Постоянное перемешивание малых групп, чтобы как можно большое количество участников процесса поработали вместе.

Интерактивные формы работы :

- Ролевая игра

- Мозговой штурм

- Дебаты

- Ток – шоу

- Дискуссия

Дискуссия – это одна из интерактивных форм, которая может использоваться на уроках географии.

Этот метод предполагает сотрудничество сторон, стремящихся достичь взаимопонимания и общего решения проблемы. В дискуссии учащиеся слушают друг друга, чтобы:

- понять,

- увидеть смысл,

- прийти к согласию.

В ходе работы у учащихся возникают предпосылки для переоценки мнений, создаются условия для серьезного анализа своей позиции, открывается возможность найти лучшее эффективное решение проблемы, при чем происходит это в атмосфере открытости и доброжелательности.

Цели дискуссии:

- поделиться знаниями о предмете,

- представить/выслушать новые идеи,

- способствовать развитию взаимоотношений в группе,

- дать возможность учащимся сделать свои выводы и их проверить

Элементы критического мышления как мыслительные средства достаточно эффективно усваиваются учащимися 10-х и 11-х классов, поэтому чаще всего интерактивные формы применяются в учебном процессе старшей школы.

«Мировые религии»

Цель урока : сформировать представление о мировых религиях

Задачи урока:

· Учебная задача: дать понятие об особенностях мировых религий и их влиянии на мировое сообщество.

· Воспитательная задача: воспитывать толерантное отношение к религиозным убеждениям

· Развивающая задача: развивать умение систематизировать материал и аргументировать свое мнение.

Тип урока: получение нового знания

Возраст учащихся: 10 класс (15-16 лет)

Программное обеспечение : презентации в PowerPoint, фильм «Код да Винчи»

Оборудование: видеопроектор, настенная контурная карта, атласы, маркеры.

План урока :

1. Организационный момент

2. Самоопределение к деятельности. Целеполагание. Выбор методов

3. Поиск нового знания

4. Введение полученных знаний в систему знаний об обществе.

5. Подведение итогов урока, рефлексия.

Технологическая карта урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

1. Организационный момент

Приветствие учащихся, настрой на положительное восприятия материала урока

Учащиеся демонстрируют готовность к началу урока

1 минута

II. Самоопределение к деятельности целеполагание, выбор методов

1. Для определения темы урока учитель предлагает поиграть в ассоциации (слайды: Церковь на Дебре, мечеть, статуя Будды, Бенедикт XVI, буддийские монахи, Коран).

2. Учитель предлагает учащимся сформулировать тему урока, обратив внимание что взяты только 3 религии

3. Учитель ставит проблему «А почему эти религии называются мировыми?» и задает вопрос о целях урока

4. Учитель предлагает определиться с методами

1. Учащиеся делят предложенные картинки на 3 группы и объясняют свой принцип деления

2. Учащиеся формулируют тему

3. Учащиеся называют подцели и выводят общую тему урока

4. Учащиеся выбирают методы

3 минуты

1 минута

2 минуты

1 минута

III. Получение нового знания

1. Учитель предлагает дать краткую характеристику религиям посредством заполнения таблицы, для этого учащиеся в группах должны заполнить фрейм - схему по одной из мировых религий

2. Учитель начинает первичное закрепление во внешней речи

1. Учащиеся в группах заполняют фрейм - схему, отбирают интересный материал, готовят вопросы другим группам

2. Группы представляют результат своей работы, отмечают ареал распространения на контурной карте, отвечают на вопросы, параллельно заполняют таблицу.

10 минут

5 минут

IV. Введение нового знания в систему знаний об обществе (дискуссия)

Сотрудничество сторон, для достижения взаимопонимания и общего решения проблемы «Значение мировых религий»

10 минут

IV. Подведение итогов урока, самооценка

Учащиеся составляют кодекс поведения при общении с последователями других религий, применяют к изученному материалу термин «Толерантность»

5 минут

V. Домашнее задание

Учитель предлагает составить презентацию о любой из изученных религий и их влиянии на мировое сообщество

2 минуты

«Шекспир на все времена»

(2 академических часа)

Предметы: география, литература, МХК, английский язык

Цель: используя различные методы исследовательской деятельности подвести учащихся к самостоятельным выводом и обобщениям

Задачи урока:

· Учебная задача: дать понятие о многогранном таланте У. Шекспира.

· Воспитательная задача: воспитывать положительное отношение к творчеству Шекспира

· Развивающая задача: развивать умение делать самостоятельные выводы и обобщения, аргументировать свое мнение.

Тип урока: получение нового знания

Возраст учащихся: 10 класс (15-16 лет)

Программное обеспечение : презентации в PowerPoint, записи спектаклей «Гамлет», «Двенадцатая ночь», «Ромео и Джульетта» и т.д.

Оборудование: видеопроектор, листы для выполнения заданий урока, черные и белые розы

План урока :

1. Организационный момент

2. Самоопределение к деятельности. Целеполагание. Выбор методов

3. Исследование проблемы урока.

4. Рефлексия.

5. Подведение итогов исследования. Вывод по проблеме

Технологическая карта урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

1. Организационный момент

1. -

2. Приветствие учащихся, настрой на положительное восприятия материала урока

1. Представление отрывков из «Отелло» (на русском языке) и «Гамлета» (на английском языке)

8 минут

2 минуты

II. Самоопределение к деятельности, целеполагание, выбор методов

1. Учитель литературы просит учащихся рассказать, что они знают про Шекспира

В процессе рассказов учитель направляет учащихся и приводит к обсуждению проблем

2. Учитель географии предлагает определиться с методами исследования

1. Учащиеся рассказывают о Шекспире и приходят к проблеме, что есть двойной взгляд на проблему «Был ли Шекспир многогранным человеком», также возникает вопрос «Почему творчество Шекспира вне времени?».

2. Учащиеся выбирают методы исследования

10 минут

2 минуты

III. Получение нового знания

1. Учитель географии совершает с учащимися экскурсию по местам Шекспира

2. Учитель МХК предлагает метод исторического погружения

3. –

4. Учитель английского языка предлагает метод исследования литературного творчества на языке автора и ставит кассету с сонетом Шекспира.

1. Учащиеся предлагают первый метод исследования - географический

2. 4 учащихся играют роль современников Шекспира – актеров театра «Глобус». Учащиеся задают им вопросы на английском языке, современники отвечают. Синхронно идет перевод на русский язык.

3. Учащиеся представляют сцену из «Ромео и Джульетты», попутно делая акцент на то, что в театре Шекспира играли одни мужчины

4. Учащиеся читают сонеты

3 минут

5 минут

5 минут

5 минут

IV. Введение нового знания в систему знаний

1. Учителя предлагают учащимся в группах поучаствовать в викторине «Знаете ли Вы Шекспира?»

1. Учащиеся выполняют задания: определяют по фразам и отрывкам из спектаклей и фильмов произведения Шекспира, узнают современников Шекспира и соотносят их высказывания о Шекспире, составляют синквейны.

25 минут

IV. Подведение итогов урока, рефлексия

1. Учитель предлагает высказать свое мнение на поставленные проблемы урока и привести 5 аргументов в защиту своей позиции

2.Учителя предлагают учащимся проголосовать «Был ли Шекспир реальным человеком» белыми и черными розами

3. Заключительное слово учителей

1.Учащиеся в группах определяют свое мнение и озвучивают в классе свою позицию и 5 аргументов в ее пользу

2. Учащиеся голосуют и подводят итог голосования, что мнения разошлись и приходят к мнению, что не важно был ли Шекспир или нет, главное, что творчество его многогранно и будет жить в веках

6 минут

5 минут

4 минуты


Приложение к уроку «Мировые религии»

Фрейм для получения нового знания

Приложение к уроку «Шекспир на все времена»

Викторина «Знаете ли Вы Шекспира?»

I. Фразы:

1

Something is rotten in the state of Denmark

2

На свете много есть такого, друг Горацио

3

All the worlds a stage and all the men and women merely players

4

Что он Гекубе? Что она ему?

5

Молилась ли ты на ночь, Дездемона

6

To be on not to be – that is the question

7

… башмаков она еще не износила

8

For never was a story of more woe than this of Juliet and her Romeo

II. Творчество :

1

2

3

4

5

6

III. Современники :

1

2

3

4

5

6

7

8

А. Нам бы тоже необходим такой театр как «Глобус». Гений Шекспира неплохо бы расписал наше дворянство, для которого их нелепые понятия о чести часто просто губительны.

Б. Мне не пристало еще раз напоминать вам, уважаемые пэры, что театр вместе с его символом, этим нелепым выскочкой из Страдфорда – на – Эйвоне, чистый пуританизм. Сначала они высмеют и осудят герцогов и епископов, а потом и самого монарха. Таким опасным шутам не место в столице.

В. Если про меня говорят, что я старик, солдат, идальго и бедняк, то, боже мой, сколько же лик у Шекспира, его гений не вызывает никаких сомнений

Г. Его «Ричард III» заставила даже меня «английского дракона» рыдать как мальчишка. А Катарина из «Укрощения строптивой», ну чисто английские леди.

Д. Необходимо пресечь этот рассадник протестантизма, достаточно нам потрясений в Германии и Чехии. Все пьесы «Глобуса» глупы и годятся лишь для простолюдинов. Надо бы предложить занести их в «Индекс запрещенных книг».

IV. Синквейны


Для заметок

Контактная информация:

Федотова Наталия Константиновна

рабочий телефон: (4942) 31-14-66

e-mail: fnk80@mail.ru